Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Возрастная психология

Объектом для изучения данной психологии служит обычный человек, развивающийся в онтогенезе.

Такая психология содержит в себе возрастные стадии проявления характеров людей и стремится прояснить эти периоды, обнаружить закономерности приобретения людьми опыта прохождения сложных ситуаций.

Возрастная психология устанавливает главной задачей проведение исследований целостности психологического формирования «на всем жизненном пространстве людей с момента рождения до самой смерти», а в качестве сверхзадачи стоит исследование «меняющегося, развивающегося человека в преображающемся мире».

Психология возрастного развития изучает стадии роста, предпосылки и нюансы переходов человеческой личности от одной стадии к другой, а также основные законы и тенденции созревания человека, темпы и направления психологического развития.

Существуют несколько подразделов возрастной психологии :

  1. младенчество;
  2. дошкольники;
  3. младший школьный возраст;
  4. подростковый период;
  5. молодежь;
  6. средняя возрастная группа;
  7. пожилые люди (геронтопсихология).

Важнейшие задачи психологии возрастного развития

  • понимание формирующих сил, причин и способов уникальности воспитания человека в продолжении всей его жизни; познание этапов развития психики человека;
  • определение особенностей становления человека в процессе его развития;
  • нахождение возрастных потенциалов, уникальностей при осуществлении различных видов занятий;
  • анализ возрастного созревания человека, в том числе в проблемных ситуациях.

Значение возрастной психологии

Наибольшее значение возрастная психология имеет во всех психических процессах. Вспомним о том, что почти все известные ученые, которые имели вес в науке, периодически занимались изучением вопросов, связанных с возрастной психологией. «Осмысление психологии детей является ключом к постижению психологии людей среднего и преклонного возраста».

Л.С. Выготский называл детскую психологию фундаментальной в формировании «новой» психологии, при этом подчеркивал, что «исключительно точный путь - двигаться в процессе исследования психики от понимания ребенка до осознания взрослых».

Путь трансформации возрастной психологии следующий: «из описательной и теоретической, определяющей психологии в научно-поясняющую систему знаний о проявлении психических процессов у людей, о разнообразных вариантах их движения и созревания, об управлении процессами их развития и становления».

Практическое применение возрастной психологии

возможно с детальным изучением вопросов развития людей всех возрастных групп, об уникальных сложностях возрастных этапов, вероятностях и вариантах решения проблем, а также периодах созревания взрослых личностей, отдельных граждан, профессионалов, родителей.

Возрастная психология ставит перед собой практические задачи:

  • нахождение возрастных стандартов психических процессов, обнаружение психологических ресурсов и потенциалов в человеке;
  • основание служб регулярного слежения за движением вектора психического развития взрослых и детей, поддержка людей в сложных жизненных ситуациях;
  • возрастная диагностика и психологическая терапия;
  • психологическое содействие людям во время кризисных моментов жизни;
  • наилучшее объединение учебных и образовательных процессов при постоянном самосовершенствовании.

Введение


Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.

Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук


Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.


Рисунок 1 - Предмет изучения психологии


В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Философия - в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.

Педагогика - вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.

Медицина, физиология - поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология - привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.


2. Основные отрасли психологии


Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено:

во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности,

во-вторых, появлением новых психологических знаний.

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология - отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология - изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

психические процессы;

психические свойства;

психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии , изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология , изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности.

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.


Заключение


Таким образом, психология - научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психологи - наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом - психикой. В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях.

Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные - вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Наиболее известные отрасли психологии: Социальная, Педагогическая, Возрастная, Труда, Инженерная, Управления, Юридическая, Политическая, Медицинская, Искусства, Спорта, Аномальных явлений, Религии, Семьи и брака, Психодиагностика, Экологическая, Психолингвистика, Виртуальная и др.


Список используемой литературы

психология сознание наука

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2010. - 352 с.

2.Горбунова М.Ю. Шпаргалка по психологии / М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина. - М: Аллел, 2011. - 64 с.

Луковцева А.Л. Психология и педагогика. Курс лекций / А.Л. Луковцева. - М.: КДУ, 2008. - 192 с.

Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

Общая психология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Х. Тугушева. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Описание презентации Детская психология Психология развития изучает: закономерности по слайдам

Психология развития изучает: закономерности формирования психики, исследует механизмы и движущие силы этого процесса, анализирует различные подходы к пониманию природы психики, ее функций и генезиса, исследует различные стороны становления психики, ее изменения в процессе деятельности, общения. познания.

Детская психология — отрасль психологической науки, изучающая факторы и закономерности развития ребенка в онтогенезе. Объект изучения развивающийся, изменяющийся в онтогенезе здоровый ребенок. Предмет — изучение особенностей развития на каждом возрастном этапе, исследование причин и механизмов перехода от одного возрастного периода к другому, изучение общих закономерностей и тенденций темпа и направленности психического развития

Задачи (теоритические) Изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на протядении детства. Периодизация психического развития в онтогенезе. Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания(возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов. Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний.

Задачи (практические) Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала ребенка. Создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи взрослым в проблемной ситуации. Разработка содержания возрастной и клинической диагностики. Выполнение функций психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни ребенка. Поиск наиболее оптимальных форм организации непрерывного образования.

Взаимосвязь детской и педагогической психологии заключается в том, что Знание возрастных особенностей ребенка позволяет педагогу грамотно выстраивать образовательный процесс: На основе учета индивидуально-возрастных особенностей ребенка, Определять содержание, формы и методы развития, воспитания и обучения ребенка, Организовывать развивающее пространство, осуществлять мониторинг развития Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение развития детей и семей, Проводить коррекционно-развивающую работу, профилактические мероприятия, повышать психологическую грамотность родителей

Основные понятия детской психологии Рост – количественные соматические изменения Созревание – процесс спонтанно протекающих в организме под влиянием внутренне запрограммированых и внутренне управляемых импульсов роста. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека А. А. Реан

Формы развития Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социо-культурной истории человечества в целом. Онтогенез – процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти.

Области развития Психофизическая – включает внешние (рост, вес) и внутренние(кости, мышцы, мозг, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика) изменения тела ребенка. Психоциальная — предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах ребенка, его межличностных отношениях, в Я-концепции и самосознании. Когнитивная – рассматривает все аспекты познавательного развития.

Условия развития Это переменные факторы, без которых развитие невозможно. В зарубежной психологии – наследственность и среда. В рамках культурно-исторической концепции – это морфофизиологические особенности субтрата психических процессов(особенностей мозга, общения с другими людьми). Условия выполняют роль медиатора между индивидом и культурой.

Движущие силы развития это те процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе: это развертывание генетических программ (Ст. Холл, Ш. Бюллер); это конвергенция двух факторов: среды и наследственности(В. Штерн); это обучение (Л. С. Выгосткий); это активность человека в ведущем виде деятельности(А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); это общение как деятельность любого возраста (М. И. Лисина); это свободное действие (В. П. Зинченко); это надситуативная активность человека (А. В. Петровский).

Факторы развития Наследственность -это не только отдельные признаки, влияющие на поведение (например свойства ВНД) , но также и врожденные программы поведения, которые содержат определенное время запуска и этапов развития. Наследственность создает условия развития Наследственность — это свойство живых организмов воспроизводить свою организацию; способность жить и развиваться в определенных условиях; обеспечивает более эффективное приспособление организма к условиям существования. Наследуются: видовые и частные признаки, цвет глаз, форма ушей, особенности телосложения, особенности деятельности внутренних органов, программы обмена веществ между клеткой и внешней средой, свойства анализаторных систем, особенности строения нервной системы и мозга, психические и соматические заболевания

Факторы развития. Среда. Под средой понимают взаимодействие человека с окружающим миром. Среда является источником развития, т. к. в ней содержится то, чем человек должен овладеть. Среда состоит из 4 концентрических структур (У Бронфенбреннер). Микросистема – структура деятельностей, социальных ролей и межличностных взаимоотношений человека с конкретным окружением (семья). Мезосистема — структура взаимодействия двух или более сред (семья и работа, семья и детский сад, семья и общественные учреждения). Экзосистема – пространство, где происходят значимые события (круг наиболее частого общения). Макросистема_ субкультура, ценности, традиции. Это наиболее влиятельная среда, подчиняющая себе другие внутренние системы.

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского Основные положения: Ребенок при рождении попадает в определенное культурно-историческое пространство(материальные предметы, идеи и ценности) Есть особые предметы – знаки, обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. Такими знаками являются слова человеческой речи. Слова вызывают в сознании человека конкретные образы. Слово (знак) не только название предмета, но и средство внутренней психической жизни человека. Человеческое поведение осуществляется посредством знаков, система которых и составляет речь. Речь освобождает человека от влияния наличной ситуации и делает его поведение осознанным.

Выводы из концепции Л. С. Выготского Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов) как у животных), а влиянию общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Условия развития в рамках культурно-исторической парадигмы составляют морфофизиологические особенности мозга и общения – социальная среда. Отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Ее влияние определяется ключевыми переживаниями ребенка.

Когнитивная теория развития Ж. Пиаже. Основные положения: Интеллектуальное развитие ребенка происходит спонтанно в процессе его адаптации к окружающей среде. Уровень интеллектуального развития определяет степень и характер адаптации. Мышление ребенка развивает в ходе решения мыслительных задач. Для решения задачи ребенок использует два механизма: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция – стремление изменить новую схему решения и подчинить ее старой, имеющейся в прошлом опыте ребенка Аккомодация – процесс изменения старых схем, выработка новых представлений об объект, встраивание новых схем мышления в имеющийся опыт. При объединении этих механизмов устанавливается равновесие человека с окружающей средой.

Этапы развития мышления по Ж. Пиаже 1 Стадия сенсомоторого мышления (от рождения до 2 лет): 1 подпериод (до 9 месяцев) центрация на собственном теле (упражнение сосотельных рефлексов; первые навыки и первые круговые реакции – повороты сосредоточение взгляда; координация зрения и хватания(вторичные круговые реакции. Потряхивает игрушку, сосредотачивается на звуках). 2 подпериод (9 -24 месяца) объективация практического интеллекта: разделение средств и цели(ребенок случайно совершил действие. Затем его повторяет и закрепляет новую схему действия). разделение схемы действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств для достижения новой цели Ребенок уже специально изменяет действия. Чтобы посмотреть к каким результатам оно приведет. Он активно исследует. начало интериоризации схем: после проб и ошибок ребенок комбинирует действия, приводящие к правильному решению (в одной руке кукла, в другой – мяч. Для отрывания двери, кладет их на пол, выбирает место, чтобы дверь их не задела).

Этапы развития мышления по Ж. Пиаже 2. Стадия дооперационального мышления (2 -7 лет) Развитие символических функций, символической игры, когда один предмет замещается другим, ребенок начинает действовать «по нарошку» ; происходит развитие речи как символической функции, где слово заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Но ребенок пока еще не способен рассуждать. В 5 -7 лет появляется интуитивное мышление, опирающееся на восприятие, а затем – на более расчлененное представление, в основе которого лежит рассуждение с опорой на наглядность. Формируется способность строить умозаключения на основе эгоцентризма (т. е. восприятия мира только с одной своей точки зрения, опирающейся на зрительные ощущения). Характерна синкретичность мышления, в котором все признаки объекта или явления рядоположены, не выделяются главные и второстепенные, н вскрываются причина и следствие.

Этапы развития мышления по Ж. Пиаже 3. Стадия конкретных операций (7 -11 лет) 8 -10 лет. Дети способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции, но при наличии конкретных условия задачи. 10 — 11 лет. Ребенок может совершать системные операции (система координат, проективные понятия. Дети могут использовать доказательства. Они могут рассуждать, но с опорой на наглядность.

Этапы развития мышления по Ж. Пиаже 4. Стадия формальных операций. (11 -15 лет) Ребенок способен совершать простые мыслительные операции (классификация, сериация, соотвествие) без какой-либо конкретной опоры. Дети способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции, но при наличии конкретных условия задачи. Способны к гипотетико -дедуктивной логике, формированию научного мышления.

В основе теории Э. Эриксона положены: психологические стадии развития «Я» в ходе ориентирования на отношение к себе и к окружающей среде процессы социализации личности, особенностях его взаимоотношений с обществом «Я и общество» ; стадии жизненного цикла человека определяются задачами, которые общество предъявляет человеку на разных этапах его развития; отношения человека и общества определяются уровнем общей культуры общества его духовной атмосферы.

1 этап: младенческий возраст (0 – 1 год) Задача развития: формирование базового доверия (недоверия) к миру, преодоление чувства разобщенности и одиночества. Нормальная линия: если задачи возраста реализованы: удовлетворены его базовые потребности, он был окружен заботой и вниманием, то формируется отзывчивость и базовое доверие к миру. Отклоняющееся развитие: на основе недоверия к миру развивается, боязливость и подозрительность

2 этап: ранний возраст (1 – 3 года) Задачи развития: развитие самостоятельности или чувства стыда Нормальная линия: формирование самостоятельности(или нерешительности) на основе борьбы между чувством стыда и сильного сомнения в своих действиях за независимость и самостоятельность. В результате развивается автономия и самостоятельность. Отклоняющееся развитие: в противном случае на основе нерешительности развивается чувство стыда.

3 этап: игровой возраст (3 – 7 лет) Задачи развития: развитие активной инициативы и одновременно переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания. Развиваются предприимчивость или чувство вины. Нормальная линия: предприимчивость развивается, если ребенок сам придумывает себе занятия, переживает свою ответственность за свои желания. Отклоняющееся развитие: ч увство вины основано на нерешительности и недостаточно развитого чувства умелости.

4 этап: этап обучения в школе (7 – 10 лет) Задачи развития: формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда. Развивается умелость иди чувство неполноценности Нормальная линия: е сли ребенок на основе интереса овладевает какими-то действиями, развиваются познавательные чувства, самооценка, ручная умелость. Отклоняющееся развитие В противном случае происходит осознание собственной неумелости и бесполезности

5 этап: подростковый период и период ранней юности (11 – 18 лет) Задачи развития: достижение идентичности или путаница ролей. Нормальная линия: 11 -15 лет — период полового созревания и психологической целостности, осознание себя в мире, определение своего места в нем. 16 – 18 лет – период идентификации личности ли путаницы социальных ролей. Отклоняющаяся линия развития проявляется в неуверенности и непонимании своего «Я» . Человек не умеет себя вести в соответствии со своим биологическим полом.

6 этап: ранней зрелости (18 – 30 лет) Задачи развития: достижение близости – одиночества Нормальная линия: п ериод поиска попутчика жизни, установление дружелюбных отношений, достижение интимных отношений на основе уважения партнера, сексуальных потребностей, решимости сохранить отношения пока они опираются на естественные отношения любви. Отклоняющаяся линия: в противном случае возникает чувство одиночества (даже с обществе людей: семьи, коллег, друзей)

7 этап: период зрелого развития (30 -65 лет), период самореализации Задачи развития: решение противоречий между общечеловеческими ценностями и самопоглощенностью в процессе борьбы творческих сил. развития против застоя и косности Нормальная линия: обеспечивает способность интересоваться судьбами людей за пределами своей семьи, будущим устройством мира, в результате развиваются творческие способности. Отклоняющаяся линия: формируется потребительство, которое проявляется в желании человека использовать людей и ситуации только, исключительно, для собственных целей (направленность только «на себя»)

8 этап: период старости (65 лет и далее) Задачи развития: становление окончательной цельности, мудрости. Нормальная линия: сформировано целостное представление о себе, своем жизненном пути, при подведении итогов складывается мнение о том, что не совершены ошибки: по большому счету при повторении жизни, она была бы прожита также. Возраст мудрости. Отклоняющаяся линия: понимание того, что жизнь прожита зря, что не реализованы основные возможности, сожаление о потерянном времени, о зря прожитой жизни, что приводит к отчаянию и разочарованию. Презрению себя

Психосексуальная теория З. Фрейда Основные положения: главный источник человеческого поведения является бессознательное, насыщенное сексуальной энергией; сексуальная энергия появляется у человека, который постоянно стремится к удовольствию; в каждом возрасте имеются группы клеток, раздражение которых доставляет наивысшее удовольствие. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом как все, что приносит телесное удовольствие(сосание, поглаживания, освобождение кишечника и т. д.)

Этапы психосексуального развития 1. Оральная стадия (0 -1 год) Эрогенная зона вся внутренняя поверхность ротовой полости: слизистая рта, губ, неба, языка. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствии пищи, палец или какой-либо предмет. В ситуации невозможности получения удовольствия в процессе реализации пищевого рефлекса у ребенка этот очаг остается постоянно возбужденным, что приводит к невротическим реакциям, связанным с мышцами ротовой полости. На этом этапе формируется «ОНО»

Этапы психосексуального развития 2. Анальная стадия (1 -3 года) Эрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника. Это время формирования опрятности и воспитания культурно-гигиенических навыков. Если имеет место нарушение этих процессов (постоянные ограничения, запреты, насильственные действия), то это может привести к развитию негативных качеств личности: скрытности, агрессивности, жадности. ненасытности или, наоборот, безразличия к своим нуждам, переживаниям других людей, безразличие к их потребностям. Выполнение требований, норм и правил, предъявляемых взрослыми, помогаю ребенку социализироваться и сформировать свое «ЭГО»

Этапы психосексуального развития 3. Фаллическая стадия (3 -5 лет) высшая стадия детской сексуальности, эрогенной зоной становятся гениталии. В этом возрасте детская сексуальность переходит с направленности на себя на привязанность к взрослым людям: у мальчиков – на маму, у девочек – на отца. На этой стадии дети идентифицируют себя, отнеся к людям своего пола. Формируется поведение, свойственное людям, определенного биологического пола. Социум предъявляет лицам мужского и женского пола соотвествующие требования и ожидания. Формируется «СУПЕР ЭГО» .

Этапы психосексуального развития 4. Латентная стадия (5 -12 лет) На этой стадии, как-бы, временно прерывается сексуальное развитие ребенка. Его интересы перемещаются в область информации о собственном рождении. Влечения, исходящие из «ОНО» хорошо контролируются, детские сексуальные переживания вытесняются и интересы ребенка направляются на общение со сверстниками и учебную деятельность.

Этапы психосексуального развития 5. Генитальная стадия (12 -18 лет) В этом возрасте происходит объединение все эрогенных зон в единую сексуальную систему. Человек получает удовольствие в ходе близких интимных отношений, которые составляют один из важных компонентов супружеских отношений, наряду с уважением и решимостью сохранить отношения пока имеются взаимные чувства.

Кто осуществляет Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребёнка и удовлетворяют его первичные потребности Актуальная потребность Потребность в доброжелательном внимании взрослого Уровень контакта Личностный: взрослый — это ласковый, доброжелательный человек. Приемы общения Экспресссивно-мимические реакции, улыбка, взгляд, мимика. жест Результат Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания.

Кто осуществляет Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности Актуальная потребность Потребность в доброжелательном внимании взрослого, в сотрудничестве с ним Уровень контакта Деловой: взрослый-образец для подражания, эксперт, помощник. Ребенок следит за действиями взрослого, подражает, повторяет действия и слова. Приемы общения Предметно-действенные операции: разговор, показ, подбор игрушек Результат Развитие предметной деятельности. Развитие пассивного словаря, соотнесение предмета со звучащим словом.

Кто осуществляет Совместная деятельность со взрослым и самостоятельная деятельность ребёнка Актуальная потребность Стремление ребенка к общению со взрослым ради получения новой информации Уровень контакта Познавательный: взрослый-источник знания. Партнёр по обсуждению причин и связей. Приемы общения Познавательные вопросы, жалобы, желание обсуждать явления окружающего мира. Диалог: вопросы и ответы по поводу воспринимаемой ситуации. Взрослый отвечает на вопросы ребенка относительно переживаемой ситуации Результат Развитие наглядно-образного мышления и воображения.

Кто осуществляет Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребёнка Актуальная потребность Потребность в сотрудничестве и уважении. Ведущая роль- стремление к взаимопомощи и сотрудничеству Уровень контакта Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями. Взрослый руководит личным становлением ребенка. Знакомит с правилами взаимоотношений, учит сопереживать Приемы общения Речь Результат Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

3 года. Отделяет себя от взрослого. О себе и своих качествах еще не знает (Я построю дом до звезд) 4 года. Слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших. Стремится действовать в соответствии со своим полом. (Я хороший, так сказала мама). 5 лет. Слушает мнение других людей. Стремится оценить других на основе своего отношения к оценкам. (Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо). 6 лет. Оценка становится меркой норм поведения. Оценивает на основе принятых норм поведения. Лучше оценивает других, чем себя. (Мы с Сашей друзья, но сейчас он ведет себя неправильно) 7 лет. Старается оценивать себя более адекватно. (Сам я не очень хороший товарищ, болтая на занятиях. Не могу сдерживаться)

Фельдштейн Д. Н. Детство – это процесс вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Эльконин Д. Б. Детство — это период присвоения богатств родовой культуры, в ходе которого осуществляется развитие человека Слободчиков В. Н. , Исаев Е. Н. Детство это период становления человеческого тела в единстве сенсорных, двигательных, коммуникативных органов. Развития субъективных средств регуляции поведения, формирования личностного способа бытия, отношения к себе и другим людям. Зеньковский В. В. Феномен детства заключается в его самоценности

1. Инфантицидный стиль (с древних времен до 4 века н. э.) Дети не являлись ценнностью для общества. 2 Бросающий стиль (4 – 13 века) Передача детей для воспитания третьим лицам 3. Амбивалентный стиль (14 – 17 века) Строгое воспитания. Детям иногда дозволялось входить в эмоциональную жизнь взрослых. 4. Навязчивый стиль (17 – 18 века) Стремление полностью контролировать ребенка. 5. Социализирующий стиль (с 19 до середины 20 века) Подготовка ребенка к дальнейшей жизни. 6. Помогающий стиль (с середины 20 века) Воспитание ребенка на основе индивидуального подхода.

Самооценка формируется под воздействием похвалы взрослых: оценки достижений ребенка, Под влиянием чувства самостоятельности и успеха у самого ребенка. Ребенок осознает те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый. Если взрослый равнодушен, то у ребенка развивается негативное отношение к себе, с заниженной самооценкой. Защитная реакция: плач, крики, ярость, задержка умственного и социального развития, дефекты формирования чувств. Самооценка ребенка зависит от его положения в группе сверстников.

Дети, выделяющие свое Я через деятельность, завышают самооценку. Дети, выделяющие свое Я через сферу отношений, имеют заниженную самооценку. Дети с разным социальным статусом в группе сверстников по разному оценивают себя: лидеры чаще имеют адекватную самооценку, непопулярные дети переоценивают себя, отвергнутые – недооценивают.

Дети с адекватной самооценкой 1. Родители уделяют внимание ребенку в необходимой для него мере. 2. Оценивают его поступки и действия положительно, но не выше, чем большинство сверстников. 3. Часто поощряют, но не подарками. 4. Наказывают в виде отказа от общения. 5. Адекватно оценивают физические и умственные способности. 6. Прогнозируют хорошие успехи в школе.

Развитие самооценки ребенка в зависимости от стиля воспитания Дети с завышенной самооценкой 1. Родители уделяют ребенку очень много внимания. 2. Оцивают высоко, считают более развитым, чем большинство сверстников. 3. Очень часто поощряют, особенно часто подарками. 4. Редко наказывают. 5. Очень высоко оценивают умственные способности. Часто публично хвалят. 6. Ожидают отличных успехов в школе.

Дети с заниженной самооценкой 1. Родители уделяют ребенку очень мало времени. 2. Оценивают ниже, чем большинство сверстников. 3. Не поощряют. 4. Часто наказывают, упрекают. 5. Низко оценивают. 6. Не ожидают успехов в школе и в жизни.

Онтогенез (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) - это процесс индивидуального развития; формирование основных структур психики индивида в течение его детства и дальнейшей жизнедеятельности. Согласно теории немецкого биолога Эрнста Геккеля индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе своего индивидуального развития ребенок повторяет этапы истории человечества.

Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое (развитие нервной системы); половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта); эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными (генетическими) факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.

Генотип - это врожденные генетически предопределенные особенности организма. Но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества; своеобразно развиваются и проявляются генетически предопределенные свойства организма. В результате формируется фенотип. Взаимодействие наследственности, врожденности, условий внутриутробного развития и личного опыта происходит сложным образом, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения. Внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности. С другой стороны, один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды.

Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т.п.), на которые индивид реагирует в течение всей жизни и которые влияют на его психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т.п. Споры о том, какой из факторов - наследственность или среда - имеет решающее значение, не прекратились до сих пор, лишь перенеслись в экспериментальную сферу.

Так, английский психолог Ганс Юрген Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% - влиянием наследственности. Однополые близнецы имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0.9. Разнополые близнецы, братья и сестры генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности. Коэффициент корреляции их интеллекта равен 0,5. В то же время близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут отличаться. Например, один из близнецов может стать преступником, а другой прекрасным юристом.

Таким образом, взаимодействие наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека. Спор психологов о том, какой из факторов является решающим в процессе развития - наследственность или окружающая среда, привел к возникновению теории конвергенции обоих факторов. Ее основоположник, Вильям Штерн, считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития. Иными словами, развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли последнего.

Психическое развитие ребенка - это процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры. Источниками развития служат:

  • 1) взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым (Л. С. Выготский);
  • 2) усвоение ребенком социального опыта, воплощенною в продуктах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).

Раздел 1. Психология

1. Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является …

a) Аристотель

2. Психология – это наука …

a) о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных

3. Признаком метода интроспекции является…

a) непосредственное, прямое наблюдение переживаний

4. Стандартизированная процедура психологических измерений обеспечивается…

a) тестированием

5. При проведении _____ эксперимента испытуемые не знают, что являются его участниками

a) естественного

6. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З Фрейдом, – …

a) глубинная психология (психоанализ)

7. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является …

a) процесс превращения сексуального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности

8. Наибольшее развитие отечественная психологическая теория деятельности получила в трудах …

a) Аристотель

10. Причинами формирования основных психологических школ стали…

a) переход к исследованию системы организм-среда, кризисная социальная ситуация, открытия в других науках

11. Понимание движущей силы психического развития как бессознательного стремления к сублимации влечений свойственно работам…

a) З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга

a) А. Н. Леонтьев

13. Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…

a) И. П. Павлов

14. Наиболее важную роль в центральной нервной системе играет(ют) …

a) большие полушария головного мозга

15. Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает

a) физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений

16. С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А Н Леонтьев объясняет следующим образом:



a) в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития

a) С Л Рубинштейн и А Н Леонтьев

18. Для успешной социализации подростка необходимо его включение в такой вид деятельности, как …

19. Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие – либо внешние средства, называется _______ действием

a) умственным

20. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

a) обусловлена биологическими закономерностями

21. Целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, называется

a) действием

22. Одним из принципов отечественной психологии является принцип…

a) единства сознания и деятельности

23. В когнитивную составляющую самосознания входят…

a) знание личности о себе

24. Соотношение сознания и бессознательного было достаточно полно изучено…

a) К. Юнгом

25. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …

a) сознанием

26. В Вундт определил психологию как науку о…

a) структурах сознания

27. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

a) Б. М. Кедрова

28. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

a) И. Гербарт

29. Психология как самостоятельная наука оформилась:

a) в 80-х гг XIX в.

30. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

a) Аристотелем

31. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

a) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений

32. Термин «психология» в научный оборот ввел:

a) Х. Вольф

33. Психология как наука о сознании возникла:

34. Психология как наука о поведении возникла:

35. Определение психологии как науки о душе было дано:

a) более двух тысяч лет тому назад

36. Первые представления о психике были связаны:

a) с анимизмом

37. Определение эмпирической психологии принадлежит:

a) Х. Вольфу

38. Термин «эмпирическая психология» был введен:

39. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

a) Дж. Ст. Милль

40. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

a) психофизиологическая

41. Психическое отражение:

a) носит избирательный характер

42. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

a) образ бесплотной сущности

43. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

a) регуляции вегетативных изменений

44. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

a) бихевиоризм

45. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

a) психологии души

46. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

a) функционализму

47. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

a) экзопсихикой

48. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

a) к эндопсихике

49. Психическим явлением является:

a) интерес

50. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

a) ощущение

51. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

a) П. Я. Гальперин

52. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

a) воображением

53. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

a) темперамента

54. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

a) возрастная

55. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

a) социальная

56. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

a) педологией

57. Педология возникла:

a) на рубеже XIX–XX вв.

58. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

59. В. Франкл известен как основоположник:

a) Я. Морено

61. Методология:

a) определяет способы достижения и построения знания

62. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

a) материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов

63. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):

a) постановка целей и задач исследования

64. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:

a) системности

65. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

a) детерминизма

66. Сидеалистическую точку зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

a) Аристотель

67. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:

a) развития

68. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:

a) рационализмом

69. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

a) биологического

70. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:

a) структурно-функциональным

71. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

a) общенаучной методологии

72. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

a) философской методологии

73. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:

a) деятельности

74. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:

a) единства и борьбы противоположностей

75. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

a) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека

76. При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:

a) эволюционный

77. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

a) детерминизма

78. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

a) детерминизма

79. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:

a) детерминизма

80. Методологической основой бихевиоризма является:

a) позитивизм

81. Методология бихевиоризма тесно связана:

a) с механистическим пониманием поведения

82. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

a) развития

83. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

a) рационализм

84. Философской основой гуманистической психологии является:

a) экзистенциализм

85. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:

a) L – данными

86. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:

a) Q-данными

87. Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:

a) интервалов

88. Шкала порядка соответствует измерению на уровне:

a) ординальном

89. Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:

a) ординальном

90. Крайне редко в психологии применяется шкала:

a) отношений

91. К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:

a) дихотомии

92. В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:

a) наименований

93. Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:

a) наименований

94. Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:

a) отношений

95. Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:

a) к организационным методам

96. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

a) наблюдением

97. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

a) лонгитюдным

98. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

a) интроспекция

99. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

a) для гештальтпсихологии

100. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:

a) тестирование

101. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:

a) самонаблюдение

102. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

a) экспериментом

103. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:

a) интроспекции

104. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:

a) полевое

105. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:

a) социометрией

106. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

a) В. Вундтом

107. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

a) эксперимента

108. С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:

a) причинно-следственной связи между явлениями

109. Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:

a) А. Ф. Лазурский

111. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:

a) Р. Готтсданкер

112. Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:

a) квазиэксперимент

113. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:

a) независимой

114. По Д.Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:

a) независимым

115. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы