Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Рассказ Ю. П. Казакова «Тихое утро» о дружбе двух мальчиков и о рыбалке. Однажды рано утром деревенский мальчик Яшка решил взять своего столичного друга Володю с собой на рыбалку. Он знал, что Володя никогда раньше не бывал на рыбалке, но очень хотел. Утро, на самом деле было тихим, так как Яшка проснулся так рано, что вся деревня еще спала. Он успел позавтракать, накопать червяков и упаковать все необходимое снаряжение. Когда он зашел за Володей, тот еще спал и неохотно встал. В глазах Яшки он был изнеженным, городским мальчиком.

Несмотря на то, что мальчики были такими разными, у них были и общие черты. Они оба интересовались рыбалкой, оба умели быть хорошими, преданными друзьями. Название произведения соответствует сюжету, так как весь рассказ происходил в одно тихое сельское утро. Однако, если для сельчан это и было тихим утром, то для мальчиков оно стало знаменательным. Так произошло, что Володя упал в омут, где они рыбачили. Люди поговаривали про этот омут разное. Говорили, что на дне водятся осьминоги, что вода в нем неспроста черная, она затягивает. Володя очень испугался и чуть не утонул. На помощь ему пришел Яшка.

Он чуть и сам не утонул, но товарища вытащил на берег. Сначала Володя совсем не дышал, но стараниями Яшки пришел в себя. Когда мальчики немного успокоились, они оба заплакали, то ли от страха, то ли от радости. Яшка понял, как ему дорог Володя, а Володя был искренне благодарен другу за то, что тот не бросил его в беде. Таким образом, за одно тихое утро, пока вся деревня спала, мальчики получили важный жизненный урок. Им стало ясно, насколько важна дружба и взаимовыручка. По этой причине я считаю, что для Яши и Володи это утро было не тихим, а скорее поучительным. Несмотря на то, что рассказ небольшой, автор сумел вложить в него ценный смысл.

Смысл названия рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» 900igr.net


Юрий Казаков1927 - 1982 Родился в Москве в семье рабочего. Окончил строительный техникум в 1946 г. В 1951 - музыка льное училище им. Гнесиных. Был принят в состав оркестра Музыка льного театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт».


Юрий Казаков Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.


Юрий Казаков Уже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Писатель вообще испытывал тяготение к натурам необычным, выпадающим из общей меры, живущим своей особой внутренней жизнью.


Юрий Казаков В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картины природы, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания…


«Тихое утро» – одно из тех произведений Ю. Казакова, которое было известно во всей Москве.


Писатель показывает утро тихое, совсем без звуков, словно рисует кистью… И когда начинаешь читать рассказ, его название и неторопливое, спокойное повествование настраивают на умиротворённый лад.


Цели работы Но вот ты закрываешь книгу и испытываешь недоумение: почему «Тихое утро»? Что имел в виду писатель, выбирая такое название для своего рассказа? В чем заключается смысл этого названия? Поиск ответов на эти вопросы и станет целью данной работы.


Сюжет рассказа. Два мальчика, москвич Володя и знаток рыбных мест Яшка, отправляются на рыбалку. Володя, не привыкший вставать рано, недовольно ворчит, и Яшка уже начинает жалеть, что позвал его с собой на рыбалку.



Спасение Володи Володя привстал, точно собирался куда-то бежать, но снова повалился, корчась на сырой земле. Яшка смотрел на него и никого он сейчас не любил больше Володи, ничего не было ему милее этого страдающего лица. Робкая, влюблённая улыбка светилась в глазах Яшки.


Спасение Володи Вдруг Володя очнулся, вытер рукой лицо, взглянул на воду и, заикаясь, выговорил: «Как я… то-нул…» Из глаз Яшки брызнули слёзы, и он заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз.


Спасение Володи Глаза Володи потемнели, рот приоткрылся, с испугом и недоумением смотрел он на Яшку. Володя заморгал, покривился, посмотрел опять в воду и сердце его дрогнуло, он всё вспомнил… И тоже заплакал, беспомощно опустив голову.


Смысл названия рассказа Вода в омуте давно успокоилась, рыба с Володиной удочки сорвалась, удочку прибило к берегу… Светило солнце, пылали кусты, и только вода оставалась всё такой же чёрной.


Смысл названия рассказа Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого клевера. Запахи эти и этот лёгкий тёплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню. Утро по-прежнему было тихим…


Смысл названия рассказа Конечно, название рассказа «Тихое утро» выбрано неслучайно. Слово «тихое» явно противопоставлено содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро героям Ю.Казакова. Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.


Смысл названия рассказа В самом деле, непросто, попав в такую ситуацию, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка.


Смысл названия рассказа Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувство злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувство жалости и сострадания к Яшке пришла истинная любовь к своему другу, любовь, которая должна царить в душе каждого человека.


Смысл названия рассказа Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…


Тихое утро


Список использованной литературы: Юрий Казаков "Тихое утро (рассказы)" 1989 г материалы сайтов «www.openclass.ru» «www.ped-sovet.ru» «www.prosholu.ru»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская природа с давних времен привлекает прозаиков и поэтов своей одухотворенной простой красотой. Писатели используют пейзажные зарисовки в своих художественных произведениях, делая их поэтичнее, выразительнее.

В произведениях Ю. Казакова природа является отголоском души человека. Автор ярко и образно рисует картины природы, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания…

Писатель показывает утро тихое, совсем без звуков, словно рисует кистью… И когда начинаешь читать рассказ, его название и неторопливое, спокойное повествование настраивают на умиротворённый лад.

В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, все действия произведения происходят ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с главными героями рассказа на рыбалке.

Природа в этом произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…». Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это все только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания Ю.П. Казаков использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку.

Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не утонул, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели… все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро…», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его.

Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло», кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг». Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена».

Природа и отражает чувства героев, и вступает с ними в противоречие, кому-то помогает, а для кого-то становится страшным испытанием. В конце рассказа «светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной». Не подходи, я предупреждала, как бы говорит она. Кругом же всё, как и ребята, радовалось «новому светлому дню», раннее утро которого чуть не стоило обоим героям жизни.

Природа в рассказе Предстоящая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу.

Он наслаждается утром: «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга!»

Река Само место рыбалки сразу настораживает одного из главных героев: Володя «поразился мрачности, которая царила в этом омуте». Река действительно оказалась опасной, во время рыбалки земля под ногами, как живое существо, «зашевелилась, подалась», и Володя упал в воду. Яшка от страха полез наверх, и земля как бы не пускает его, она «сыпалась у него из-под ног». В воде, когда Володя чуть не утопил своего спасителя, Яша немного успокоился, «только ухватившись за прибрежную осоку».

Природа в рассказе Но вокруг царит утренний покой: « Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как – то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг: туман пришёл в движение, стала видна серая роса на ёлках и кустах…»

Природа в рассказе Постепенно в душах мальчиков воцаряется мирное настроение, как и должно быть на рыбалке среди красоты и покоя, дарованного тихим утром.

Вода в омуте давно успокоилась, рыба с Володиной удочки сорвалась, удочку прибило к берегу… Светило солнце, пылали кусты, и только вода оставалась всё такой же чёрной.

Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого клевера. Запахи эти и этот лёгкий тёплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню. Утро по-прежнему было тихим…

Тихое утро

Список использованной литературы: Юрий Казаков " Тихое утро »2009 г. материалы сайтов « www . openclass . ru » « www . ped - sovet . ru » « www . prosholu . ru »

Спасибо за внимание!

1. Психологический настрой детей на урок. Мотивация.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость.

Перед каждым из вас на столах лежат рабочие листы, которые помогут вам успешно работать на уроке.

2. - Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали ранее. Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

3. Формулировка темы урока.

Кто главные герои рассказа?

Как бы вы назвали ситуацию, в которой оказался Яшка?

Что пришлось сделать Яшке в трудной (сложной) ситуации?

Как можно назвать этот выбор?

Как будет звучать тема нашего урока? (На слайде).

Запишите ее в своих рабочих листах.

4. Формулировка целей урока.

Очень часто на уроках литературы мы употребляем слово нравственность . Как вы считаете , что это такое ?

Прочитайте в ваших рабочих листах определение слова нравственность.

(«Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие…»).

Можете ли вы вспомнить произведения, в которых поднимаются нравственные проблемы?

Есть ли среди названных такие, в которых героям необходимо было сделать выбор?

Всегда ли легко человеку сделать этот выбор? Почему?

Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

Где существует добро и зло - во внешнем окружающем мире или в душе человека?

Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына:

«…Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между партиями, она проходит через каждое человеческое сердце…»

А была ли борьба чувств и мыслей в сердцах наших героев (героев рассказа «Тихое утро»)?

Какие же цели мы поставим себе на сегодняшнем уроке?

5. Деление на группы.

Для дальнейшей работы мы разделимся на группы.

Правила работы в группе: работают все, отвечает тот член группы, которому это поручили. Другие группы слушают и рецензируют выступающего, при необходимости дополняя. А я включу вам музыку , которая будет фоном для вашей работы. Она позволит вам мысленно перенестись в то тихое утро.

6. Работа с группами

Ответ 1 группы.

Группа №1. «Прекрасное утро. Яшка будит Володю».

Какое настроение было у Яшки утром и что его разозлило? Как при этом ведет себя Володя? Найдите слова, передающие состояние героев (стр. 188,189,190).

Давайте отметим в ваших рабочих листах в задании под цифрой 1, какая характеристика соответствует каждому из мальчиков.

Группа №2. «У колодца. По дороге на рыбалку» .

Как и почему стало меняться отношение Яшки к Володе? Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? (Стр.190, 191). Найдите слова, передающие состояние героев. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей и как слушал его Володя? Найдите слова, передающие состояние героев.

(Стр.192)

Давайте отметим в ваших рабочих листах в задании под цифрой 2, какая характеристика соответствует каждому из мальчиков.

Физкультминутка.

А мы с вами тоже отправляемся на рыбалку. Сначала накопаем червей, затем идем к реке, насаживаем червяка, закидываем удочку, вытаскиваем большущую рыбу.

Группа №3. «Омут. Рыбалка»

Найдите описание реки и омута (укажите ключевые слова). Какое настроение оно создает у героев? (Стр.193 -194).

Каковы настроения мальчиков во время рыбалки? Как ведет себя Володя, глядя на Яшку, пытавшегося безуспешно вытянуть рыбу? Найдите слова, передающие состояние героев. (Стр. 195-196)

Группа №4. «Володя тонет» .

Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет, и почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»? Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно. Каково состояние Володи? (Стр. 197-198)

- Правила спасения утопающих.

Почему после этой сцены дается описание тихого утра? Перечитаем его.

Подберите синоним к слову «тихое». (Спокойное).

Было ли это ощущение покоя в душе Яшки? Что его мучает? (Чувство вины, сожаления).

Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?

Группа №5. «Спасение Володи».

«Истинная любовь».

Почему плачут мальчики? Из-за слабости? (Стр.200)

Итак, какое чувство заставляет Яшку вернуться к гибельному месту. Что это за чувство? (Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность за Володю).

Был ли у Яшки выбор? Какой?

Давайте вспомним, какой Яшка в начале рассказа. Изменилось ли наше отношение к этому мальчику? Как?

Фишбоун. (Задание №3)

- В ваших рабочих листах изображена рыба, помогающая решить проблему. Голова - это проблема. Вывод мы должны сделать сами.

Теперь смело можно сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. (Главное в жизни - оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным).

Смогут ли Володя и Яшка, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию?

Друзья часто проверяются в трудных жизненных ситуациях. Особенно часто теме дружбы посвящают свои песни композиторы. Вот как пел об этом В. Высоцкий. (Песня)

- Доводилось ли вам бывать в сложных ситуациях? Что помогало вам поступить правильно?

Эпиграф (задание №4)

В ваших рабочих листах даны высказывания. Отметьте, например галочкой, те из них, которые вы хотели бы сделать эпиграфом к нашему уроку и оставить себе на память.

Вывод: вот теперь наступила гармония в природе, во взаимоотношениях человека и природы, во взаимоотношениях между мальчиками.

Работа с эпитетами. (Задание №5)

- Гармония выражается по-разному. Что вы услышали, когда звучала музыка?

Вы правы, композитор выражает красоту с помощью звуков. У писателей есть для этого свои средства, например, в этом произведении Юрий Казаков широко использует эпитеты. Давайте найдем в тексте те, которые подчеркивают красоту тихого летнего утра. В какой части рассказа это проявляется особенно ярко? (В последних абзацах)

Можем ли мы ответить на вопрос, почему рассказ называется «Тихое утро»?

Ребята, закончите фразу : «Человека в обществе будут уважать за…» (рабочие листы). (Задание №6)

Рефлексия .

Ребята, выберите из рефлексивного экрана на слайде понравившееся вам начало фразы и продолжите ее:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Наш урок подошел к концу. Ещё раз хочу напомнить вам, как важно в трудной ситуации сделать правильный выбор и не уступить малодушию и страху.

«Узелок на память».

Прослушайте, пожалуйста, стихотворение Я. Хелемского. В минуты принятий важных решений, вспомните его, пожалуйста. (После чтения наизусть учитель передает каждому ученику открытки со стихотворением ).

Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.

Благодарю за внимание!

Домашнее задание (на выбор):

Рисунок;

- написать письмо от Володи к Яшке или от Яшки к Володе;

Сочинение «Как я поступил в трудной ситуации»;

Письменное задание «Какие вопросы я хотел бы задать Яшке?»;

Синквейн на одну из тем:

  • Яшка
  • Володя

«Тихий Дон» — такое название дал своему произведению Шолохов, хоть изначально он планировал назвать свой роман-эпопею по-другому. Однако в ходе написания произведения автор понял, что «Донщина», а именно так планировалось назвать произведение, не совсем соответствует сюжету, так как роман – это нечто более, нежели просто земля, где жили казаки.

Здесь описывается вся жизнь донских казаков, со всеми их традициями, культурой, с применением их диалектного языка. Как раз жизнь донских казаков была связана с речкой Тихий Дон, который только с виду был тихим, а на самом деле тихая гладь несла множество сюрпризов и подводных камней. Так и в произведении Шолохова, описаны самые разные события, касающиеся жизни казаков и эта жизнь, что течение реки, то тихое, то бурное.

В произведении мы видим, как герои романа «Тихий Дон» претерпевают потери, они испытывают страдания, идет братоубийственная война, льется кровь, погибают не просто казаки, а целые казачьи роды. Но при этом автор в произведении нам показал, что несмотря ни на что, как поток Дона никогда не иссякнет, так и никто, и никогда не убьет в казаках волю к жизни, никому не удастся пресечь донское казачество.

Почему роман называется Тихий Дон?

Рассуждая по теме вопроса, приходит лишь одна мысль, Шолохов назвал произведение «Тихий Дон», используя антитезу Тихого и спокойного Дона в произведении, где сплошь и рядом раскол семей, бои, война, конфликт интересов, чтобы обратить внимание на то, какой речка может быть тихой и призвать всех прекратить препирательства, войны, постоянное противостояние людей. Автор хочет, чтобы люди, как и тихий Дон, зажили спокойно и мирно.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы