Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Целью уголовно-исполнительной политики государства является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденных - это основная функция федерального законодательства об исполнении уголовных наказаний . Она определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания .

Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ заключаются в регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав , свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации.

В последние годы в системе органов, осуществляющих исполнение наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом , произошли существенные изменения. Согласно принятым законодательным документам учреждения уголовно-исполнительной системы были переданы в ведение Министерства юстиции РФ.

В целом уголовно-исполнительное законодательство РФ приведено в соответствие с международными требованиями, ориентированными на уважение и соблюдение прав и свобод личности , исключение обращений, унижающих человеческое достоинство, соответствующее медико-санитарное обслуживание.

Несмотря на произошедшие в уголовно-исполнительной системе преобразования, и по сей день существует множество негативных проявлений в учреждениях пенитенциарной системы РФ. В связи с этим на органы прокуратуры ложится важная задача, нацеленная на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы . Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий.

Среди общих задач прокурорского надзора в рассматриваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам следует отнести не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов . Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным принципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения , выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных.

Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;
  4. законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не должны вмешиваться в организационно-распорядительную и хозяйственную деятельность администрации поднадзорных объектов, к которым относятся исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части, гауптвахты для осужденных военнослужащих ; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16 УИК).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

  • посещать в любое время эти органы и учреждения;
  • опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, и оперативными материалами;
  • требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях . До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;
  • отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию , предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы

Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные, столовые и т. д.).

Проверка личных дел осужденных должна быть направлена на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыскания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.

После этого прокурор приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для данного действия. В личных делах лиц, помещенных в штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о водворении, акт совершенного проступка, объяснение осужденного, заключение врача о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе.

Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях содержания, труда. Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме прокурором. Последний проверяет законность и обоснованность приказов и распоряжений администрации исправительного учреждения.

Важным средством предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен также выяснить, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т. д.

Среди правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить следующие: а) постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений » надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры согласно Закону о прокуратуре .

Администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся установленного законом порядка содержания указанных лиц.

Федеральным законодательством определены следующие места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности РФ , изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых соответственно органов Министерства внутренних дел РФ и Пограничных войск РФ.

Основаниями для помещения подозреваемого или обвиняемого в следственный изолятор или изолятор временного содержания являются:

  • судебное решение (приговор , определение, постановление суда) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК, либо надлежаще оформленная из него выписка. В тех случаях, когда в следственный изолятор представляется выписка из приговора (определения, постановления) суда об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, в ней должны быть указаны полные установочные данные лица, в отношении которого применяется эта мера пресечения. Выписка заверяется подписью должностного лица и скрепляется гербовой печатью;
  • протокол о задержании подозреваемого в совершении преступления, составленный по основаниям, указанным в ст. 91 УПК, и по правилам ст. 92 УПК.

Осуществляя проверку, прокурор должен контролировать надлежащую организацию администрацией приема, регистрации и размещения лиц, поступающих в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

При поступлении подозреваемого и обвиняемого дежурный должен проверить наличие документов, являющихся основанием для помещения подозреваемых и обвиняемых в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания.

Если в следственный изолятор поступает женщина с ребенком в возрасте до трех лет, прокурор должен проверить наличие свидетельства о рождении ребенка или другие документы, подтверждающие его принадлежность. При отсутствии таких документов должно иметься письменное указание лица, производящего дознание, следователя , прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в следственный изолятор.

Все документы, являющиеся основанием для приема в следственный изолятор, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Прокурор проверяет, насколько правильно и полно организовано первичное медицинское освидетельствование поступающих лиц. Задержанные и арестованные в день их поступления должны пройти первичное медицинское освидетельствование дежурным врачом (фельдшером) и санитарную обработку. Результаты медицинского освидетельствования обязательно вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

При наличии телесных повреждений врачом составляется соответствующий акт, который подписывается дежурным помощником, медицинским работником и начальником караула, доставившим арестованных.

В случае обнаружения прокурором этого акта или соответствующей записи в амбулаторной карте необходимо выяснить, была ли проведена оперативным отделом проверка обстоятельств получения телесных повреждений. При обнаружении признаков состава преступления материалы этой проверки должны быть направлены территориальному прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Прокурор должен проверить, насколько правильно и в соответствии с законом администрацией следственного изолятора и изолятора временного содержания обеспечивается изоляция обвиняемых и подозреваемых и ведется соответствующая работа по предотвращению совершения правонарушений в местах содержания под стражей.

В приказе от 05.08.2003 № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» Генеральный прокурор РФ обязывает надзирающих прокуроров при проверках состояния законности в следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Надзирающие прокуроры должны реагировать на факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры, организовать жесткий контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законности.

Уполномоченные прокуроры обязаны усилить надзор за соблюдением законов о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, а также органами внутренних дел, в подчинении у которых находятся эти учреждения. Работу с поступающими жалобами надзирающие прокуроры должны рассматривать как важнейшую составляющую деятельности по укреплению законности при исполнении уголовных наказаний, защите прав осужденных и заключенных. Добиваться по каждому обоснованному обращению принятия исчерпывающих мер. Жалобы о наиболее серьезных нарушениях проверять с выездом на место.

Важным условием соблюдения режима законности, а также получения прокурором информации о ее нарушении со стороны администрации мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является правильная организация работы с письмами и заявлениями, жалобами граждан.

Представители администрации должны ежедневно обходить камеры и принимать от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора, регистрируются в журнале, а затем о них докладывается начальнику, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в прокуратуру, суды или иные органы государственной власти , которые имеют право контроля за СИЗО, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном виде. Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, просмотру не подлежат и направляются ему в течение 24 часов.

Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти , общественные организации (объединения), а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией следственного изолятора и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.

Кроме того, администрацией мест содержания подозреваемых и обвиняемых организуется ежедневный их личный прием начальником следственного изолятора или уполномоченными им лицами в течение рабочего времени . График личного приема подозреваемых и обвиняемых должен быть доведен до их сведения.

Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного изолятора. Заявления о приеме подаются письменно на имя начальника или делаются устно и регистрируются в порядке очередности их подачи в журнале личного приема с указанием должностного лица, к которому подозреваемый или обвиняемый хотел бы попасть на прием. Последний ведется в порядке очередности подачи заявлений и их порядкового номера в журнале личного приема. После окончания приема в журнале фиксируются его результаты, а на заявлении о личном приеме делается об этом отметка. Оно подшивается в личное дело подозреваемого или обвиняемого.

В ходе осуществления прокурорской проверки надзирающий прокурор также должен обращать внимание на правильность и законность организации администрацией труда подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Труд подозреваемых и обвиняемых организуется только на территории следственного изолятора: в камерах, на производственных площадях, в мастерских и на ремонтно-строительных участках. При этом обеспечивается выполнение установленных требований изоляции и правил раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых, а также норм гражданского и трудового законодательства, правил техники безопасности при производстве работ, норм санитарии и гигиены.

Подозреваемые и обвиняемые не допускаются к работе в специальных отделах следственных изоляторов, фотолабораториях, радиотрансляционных узлах, а также к работе, связанной с ремонтом и эксплуатацией инженерно-технических средств охраны, сигнализации и связи, всех видов транспортных средств и множительной технике.

Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах. Остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью этих учреждений и органов, согласно ст. 21 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания в этих учреждениях и органах.

Распространяется прокурорский надзор и на деятельность учреждений и органов по исполнению наказания.

Согласно ст. 32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации” предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

    законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;

    соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

    законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрение законности нахождения лица в исправительном учреждении фактически означает проверку с помощью средств прокурорского надзора действии его администрации. Аналогичное положение имеет место и тогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания, ущемляющие общегражданские права и законные интересы осужденных, устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленные установленными законом порядком и условиями отбывания наказания.

Осуществляя надзор, прокурор использует как общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнением наказания.

Одним из полномочий прокурора является проверка порядка и условий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания (ч.1 ст. 24 УИК).

В процессе личных посещении прокурор непосредственно знакомится с деятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и т.д.

Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов, распоряжении и постановлении персонала учреждении и органов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлении должностных лиц о наложении дисциплинарных взыскании. В случае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребовать личных объяснении от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с последующим его опротестованием.

Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат (ч. 4. ст. 15 и ч. 2 ст. 91 УИК). Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросе осужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.

Одной из основных форм предупреждения нарушении законности в деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания является санкционирование прокурором некоторых действии его должностных лиц. Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях этих лиц, затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы: задержание осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК), на введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и т.д.

Важной формой устранения нарушений законности являются предложения прокурора относительно соблюдения установленных законом Правил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству такие предложения прокурора обязательны к исполнению.

Другим средством устранения нарушений законности являются постановления прокурора, в их числе предусмотренные ст. 33 Закона “О прокуратуре” права по освобождению каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона на осужденных, по немедленному освобождению их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушении законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении. Не позднее месячного срока ими должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из-" давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Дополнительной гарантией оперативного устранения незаконных действий персонала является то, что согласно ч. 1 ст. 33 Закона “О прокуратуре” до рассмотрения протеста должностные лица персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостановить действие опротестованного акта.

Наряду с перечисленными полномочиями закон наделяет прокурора правом требовать объяснения от должностных лиц. Объяснения могут быть даны как устно, так и в письменной форме. Они могут касаться, в частности, обстановки, мотивов издания противозаконного приказа, распоряжения, а также других обстоятельств, связанных, с нарушением закона в деятельности администрации.

Выяснение причин и условий, способствовавших нарушениям законности, имеет значение для принятия прокурором эффективных мер по устранению допущенного нарушения и правильной правовой оценки действий представителей администраций, допустивших нарушение закона.

Требования прокурора могут быть направлены на немедленное устранение выявленных нарушений закона, на восстановление прав и законных интересов осужденных, на пресечение незаконных действий администрации.

Прокуроры должны остро реагировать на факты превышения служебных полномочий со стороны представителей администрации мест лишения свободы, попустительства в отношении злостных преступников, плохой организации труда, бытовой неустроенности осужденных, отсутствия надлежащего медико-санитарного обеспечения, низкого уровня индивидуально-воспитательной работы и т.д.

Если на выполнение требований прокурора об устранении выявленных нарушений необходимо определённое время, прокурор устанавливает срок их исполнения.

В случае несогласия с тебованиями прокурора администрация мест исполнения наказания может обжаловать их вышестоящему прокурору чкрез свои вышестоящие органы. Такое обжалование не приостанавливает исполнение требований прокурора. При этом обязательному исполнению подлежат только те требования, которые касаются правил отбывания наказания, установленных уголовно- исполнительным законодательством.

Законом не установлена форма требований прокурора. Они могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. Требования и предложения прокурора могут содержаться в акте, составленном по итогам общей или проверки учреждения или органа, исполняющего наказания, в постановлении, служебной записке или письме. Правовая сила этих документов такова, что их невыполнение влечёт те же последствия, что и невыполнение требований, содержащихся в протесте или представлении прокурора.

Установив незаконное и необоснованное наложение дисциплинарного взыскания, прокурор отменяет его постановлением, в связи с чем оно теряет силу и не имеет никаких правовых последствий для лица, подвергнутого этой мере воздействия. В случае незаконного содержания заключённых под стражей, осужденных в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере, одиночной камере, дисциплинарном изоляторе прокурор на месте выносит постановление об их освобождении из этих помещений, которое подлежит немедленному исполнению администрацией следственного изолятора, исправительной или воспитательной колонии.

Подводя итоги можно сказать, что полномочия прокурора по указанному направлению прокурорской деятельности носят властно-распорядительный характер, их реализация прокурорами позволяет реально обеспечить права и свободы лиц, отбывающих наказание.

Глава III. Ответственность администраций учреждений и органов, исполняющих наказание за невыполнение требований прокурора

Правовые гарантии выполнения требований прокурора администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания нашли закрепление в ст. 34 Закона о прокуратуре. Данная статья гласит: «Постановления и требования прокурора относительно неисполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы».

В ст. 22 УИК РФ говорится, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре.

Согласно ч.2 ст. 51 Закона о содержании под стражей администрация мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающегося порядка содержания под стражей.

Закрепление в законе обязанности исполнения постановлений, требований прокурора является важным условием действенности прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, обеспечивает прокурору возможность эффективность и предупреждать нарушения закона, прав и законных интересов, арестованных, осужденных.

Прокуроры наделены особыми властно-распорядительными полномочиями: их постановления и требования подлежат исполнению органами и должностными лицами, которым они адресованы, независимо от того, были они обжалованы или нет. Однако эти требования распространяются только на прокурорские акты, по содержанию относящиеся к такому элементу предмета прокурорского надзора, который касается исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных. Закон определил также учреждения и органы, которые обязаны исполнять указанные акты прокурора: администрации мест содержания задержанных, следственных изоляторов, исправительных колоний, тюрем, воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений; органы, исполняющие приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Администрации учреждений и органов, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, могут обжаловать посановления и требования надзирающего прокурора вышестоящему прокурору. Однако это не приостанавливает исполнение постановлений и требований прокурора, поскольку они касаются исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных.

Прокурор правомочен также в случае, если компетентные органы и должностные лица не исполняют требования прокурора, после выяснения причин такого неисполнения вносить представление вышестоящему прокурору о принятии мер по отношению к конкретным должностным лицам через вышестоящий орган ФСИН России.

Неисполнение требований пркурора, вытекающих из его полномочий, является нарушением законности и в силу ст. 6 Закона о прокуратуре влечёт установленную законом ответственность. Неисполнение должностным лицом требований закона об устранении выявленных нарушений, их причин и условий, способствующих им, если это привело к существенному нарушению прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства, рассматривается как преступная халатность, либо злоупотребление должностным положением, либо превышение должностных полномочий. В тех случаях, когда в действиях (бездействии) должностного лица отсутствуют признаки преступления, прокурор может возбудить против данного лица административное производство за невыполнение законных требований прокурора (ст.17,7 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назнача­емые судом меры принудительного характера, администра­циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения на­рушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использо­вать:

    • специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33
    • полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов (ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации");
    • полно­мочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации").

Согласно ст. 33 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

    1. посещать в любое время органы и учреждения , указанные в статье 32 Федерального закона;
    2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
    3. знакомиться с документами , на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
    4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных , заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления , возбуждать производства об административных правонарушениях . До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
    5. отменять дисциплинарные взыскания , наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Без законных оснований содержание лиц в этих учреж­дениях и органах будет в случаях:

    • отсутствия документов , оформленных в соответствии с установленными правилами (постановлений, приговоров, определений), либо
    • истечения сроков задержания, ареста, наказания или применения меры принудительного характера.

Порядок освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи определен ст. 50 Федерального закона «О со­держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений». Порядок освобождения осужден­ных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы определен в ст. 173 УИК РФ. При установлении случаев содержания указанных лиц без законных оснований прокурор или его заместитель вы­носит постановление об их освобождении. Это постановле­ние подлежит немедленному исполнению.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

К специальному полномочию относится право прокуро­ра посещать в любое время учреждения и органы, ука­занные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ пре­дусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также проку­роров, непосредственно осуществляющих надзор за испол­нением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следователь­но, он сам определяет время посещения.

Закон не ограничивает прокурора какими-либо основа­ниями для посещения указанных учреждений и органов.

При этом проверки могут быть:

    • целевые, т.е. затра­гивающие, как правило, законность отдельных сторон дея­тельности учреждений (например, соответствие требовани­ям закона условий труда лиц, лишенных свободы);
    • общие, охватывающие весь комплекс вопросов, относящих­ся к предмету надзора.

Наделение прокурора полномочием требовать от адми­нистрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, ад­министрации мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера - одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом на­правлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:

    1. прокурор может требовать от администра­ции указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;
    2. прокурор может, исходя из конкретной ситу­ации, установить время для исполнения своих требований;
    3. эти требования подлежат обязательному ис­полнению администрацией;
    4. обжалование администрацией требова­ний прокурора не приостанавливает их исполнение.

Прокурор вправе проверять соответствие законода­тельству РФ правовых актов - приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, ука­занных в ст. 32 Закона о прокуратуре, не только при поступлении заявлений и жалоб о их противозаконном ха­рактере, но и по собственной инициативе.

Прокурор вправе, как и по другим направлениям надзор­ной деятельности, требовать объяснения от должностных лиц . Он может требовать объяснения по любому проверя­емому вопросу о нарушениях законности в деятельности ад­министрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам определить, исходя из конкретной ситуации, какую форму (устную или письмен­ную) следует использовать. Получение объяснений позволя­ет прокурору выяснить причины и условия, способству­ющие нарушениям закона, а следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.

Отличи­тельной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указанных учреждений и органов является приостановление действия опротестованного акта админис­трацией учреждения.

Важным средством реагирования прокурора на устране­ние выявленных нарушений законов является представле­ние прокурора . В представлении указываются также причи­ны выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование прокурора об их устранении. В представлении прокурор может поста­вить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинар­ной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсут­ствии признаков преступления или административного про­ступка).

Законодательство предусматривает случаи, когда действия администрации мест содержания задержанных и заключен­ных под стражей, органов и учреждений, исполняющих нака­зание, требуют санкции прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных ка­мерах на срок более одних суток допускается по мотивиро­ванному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. В законе огово­рены случаи, когда санкция прокурора не требуется.

УИК РФ предусматривает необходимость согласования с прокурором введения режима особых условий в исправи­тельных учреждениях. В ч. 3 ст. 85 отмечено, что режим особых условий (в случае стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения особого или военного положения, при массовых беспорядках, а так­же при групповых неповиновениях осужденных) вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ либо министра внутренних дел, начальника управления внутренних дел субъекта РФ, согласованному с Генераль­ным прокурором РФ либо соответствующим прокурором.

Ст. 186 УИК РФ, регламентирующая порядок исполнения смертной казни, предусматривает не только обязательное присутствие прокурора при исполнении этого вида наказа­ния, но и обязательность подписи прокурора в протоколе об исполнении приговора суда.

    ТЕМА 11. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    Предмет прокурорского надзора за исправительными учреждениями.

Вопрос о прокурорском надзоре за законностью в исправительных учреждениях (колониях) является наиболее важным среди всех других вопросов, связанных с деятельностью прокуратуры. Выделение понятия предмета надзора и его четкое определение позволяет: во-первых, сосредоточить внимание прокуроров на главных существенных вопросах надзорной работы, во-вторых, выяснить причины и условия, способствующие нарушению законности, в-третьих, решать задачи предупреждения этих нарушений, в-четвертых, исключить произвольное расширение пределов надзора за счет вмешательства в хозяйственную, оперативно-организаторскую и иную деятельность поднадзорных учреждений.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением законности в исправительном учреждении - это, прежде всего те стороны деятельности этих учреждений по соблюдению законности, которые непосредственно влияют на повышение эффективности исправительного воздействия, являются решающими в деле исправления осужденных и на которых должно быть сосредоточено внимание прокуроров.

Общие определения предмета надзора за соблюдением законности в исправительном учреждении содержатся в статье 32 закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

В ней говорится, что предметом данной отрасли надзора является: законность нахождения лиц в исправительных учреждениях, соблюдение установленных прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания.

Содержание предмета надзора можно установить из общего определения предмета надзора, задач уголовно-исполнительной системы и практики прокурорского надзора за исправительными учреждениями, целей наказания. Исправление осужденных является главной задачей уголовно-исполнительной системы. Основными средствами исправления согласно части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1 выступают: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Требование соблюдать установленные законом правила содержания осужденных прежде всего относится к администрации исправительного учреждения, но это не означает, что осужденные освобождены от обязанности строго соблюдать эти правила. Прокурор проверяет не только то, насколько точно и последовательно проводятся в жизньтребования исправительного законодательства администрацией, но и выполняются эти требования осужденными.

Законность содержания осужденных в исправительном учреждении занимает первое место в структуре предмета прокурорского надзора, являясь важнейшей его частью. В настоящее время под законностью содержания понимается не только законность водворения осужденного в исправительное учреждение и соблюдение сроков содержания осужденных, но и законность их освобождения.

Прокурор, проверяя законность содержания осужденных, прежде всего, интересуется тем, есть ли на каждого приговор суда, вступивший в законную силу. Также он устанавливает, выполнила или нет администрация требование закона об извещении суда, вынесшего приговор, о месте отбывания наказания осужденным (статья 393 УПК РФ). В случае если приговор был изменен в кассационном или надзорном порядке, в личное дело осужденного должны быть приложены копии определения или постановления кассационной или надзорной инстанции. Проверяя наличие указанных документов в личном деле осужденных, прокурор обращает внимание на правильность их оформления.

Все документы должны быть подписаны соответствующими судьями, заверены печатями, подписи и печати должны быть четкими и ясными.

Устанавливая, законность содержания осужденных, прокурор не только проверяет наличие надлежаще оформленного приговора суда, но и знакомится с ним. Суд, назначая лишения свободы по закону, предусматривающему не только лишения свободы, но и другие, менее строгие меры наказания, должен в приговоремотивировать необходимость назначения лишения свободы. При ознакомлении с приговором, прокурор обращает внимание и на это обстоятельство.

Не менее важное значение имеет и правильное определение судом вида исправительного учреждения. Точное назначения вида режима является важной предпосылкой для достижения положительных результатов в деятельности пенитенциарных учреждений. Ошибки судов ведут к нарушению принципа индивидуализации наказания, затрудняют работу исправительного учреждения по исправлению осужденных. 2 Прокурор не должен проходить мимо ошибок судов, обязан принимать меры к своевременному внесению представления в порядке надзора на незаконные приговоры.

В законность содержания осужденных входит также соблюдение срока наказания, установленного приговором. Прокурор проверяет по приговору суда, были ли основания для назначения наказания в виде лишения свободы на такой срок, а также, не нарушен ли этот срок. Освобождение осужденных может быть осуществлено только судом, правомочным отменить или изменить приговор, так как вступивший в законную силу приговор обязателен для исполнения. Из этого правила возможны исключения, относящиеся в основном к незаконному содержанию свыше срока, предусмотренного законом или приговором.

В законность содержания как часть предмета прокурорского надзора включается также и законность освобождения осужденных от отбывания наказания по всем основаниям: по отбытии срока наказания, назначенного судом; в силу акта амнистии илипомилования; вследствие отмены приговора с прекращением дела производством; ввиду условно-досрочного освобождения от наказания; замены не отбытой части более мягким видом наказания; в силу определения суда об освобождении от наказания по болезни или инвалидности, а также по другим основаниям. 3

Законность освобождения осужденных включает в себя и надзор за правомерностью освобождения, недопущение случаев незаконного освобождения. Особое внимание прокуроров должно привлекать условно-досрочное освобождение осужденных от наказания или замена, не отбытой части более мягким видом наказания.

Прокурор должен следить за тем, чтобы представления, вносимые в суд администрацией исправительных учреждений, были законны и обоснованны, чтобы соблюдались требования закона относительно круга лиц и условий, при которых к ним может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким. 4

Режим-порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализации их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, условий содержания в зависимости от вида наказания, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (статья 82 УИК РФ).

Режим отбывания наказания - одно из основных средств исправления осужденных, в котором отражается суть наказания. Степень соблюдения правил о режиме содержания в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства находится в прямой пропорциональности с качеством прокурорского надзора. Прокурор обязан следить, чтобы установленный законом режим точно и неуклонно проводился в жизнь администрацией исправительного учреждения.

Как уже отмечалось выше, вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденный отбывает наказание, определяется судом на основании норм уголовного законодательства. Если, по мнению прокурора, вид исправительного учреждения определен необоснованно, то он ставит вопрос об изменении приговора в этой части перед соответствующим прокурором, правомочным истребовать уголовные дела и вносит представления на незаконные приговоры и постановления, определения суда. 5

Одним из важных требований режима является обязательная изоляция осужденных от общества; раздельное содержание различных категорий по полу и возрасту, а также в зависимости от степени их общественной опасности, личности, характера и количества совершенных преступлений. 6

Вторым требованием режима является постоянный надзор за осужденными, устанавливаемый в целях исключения для них возможности совершать новые преступления.

Третьим требованием режима выступает точное и неуклонное исполнение осужденными своих обязанностей: строго соблюдать правила поведения и распорядок дня; беспрекословно выполнять требования администрации. Ряд обязанностей носит запретительный характер: запрещено играть в карты и другие азартные игры; употреблять спиртные напитки и наркотические вещества; покупать и продавать вещи из личного имущества; носить верхнюю одежду, головные уборы и обувь не установленного образца; приобретать, изготовлять, хранить и пользоваться предметами, изделиями и веществами, запрещенными в исправительном учреждении. 7 Невыполнение осужденными обязанностей должно во всех случаях влечь за собой соответствующую реакцию администрации, в том числе привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности. В то же время прокурор следит, чтобы на осужденных не возлагалось обязанностей не основанных на требованиях закона.

С учетом вида исправительной колонии и вида режима осужденные имеют право на: передвижения в пределах исправительного учреждения; свидания; получение передач; переписку, приобретение книг, журналов, газет, настольных игр, музыкальных инструментов, продуктов питания и предметов личного обихода. 8

Прокурорский надзор за соблюдением правил о режиме содержания включает в себя и проверку законности и обоснованности применения дисциплинарных мер администрацией в отношении осужденных. Прокурора интересует не только практика применения мер дисциплинарного воздействия, не меньший интерес представляет характер, виды и количество нарушений, допускаемых осужденными. Надзор за законностью и обоснованностью дисциплинарной практики важен также и потому, что акты администрации о поощрении или наложении взысканий на осужденного в конечном счете могут являться доказательствами его исправления при решении целого ряда вопросов и, в частности, такого серьезного, как условно-досрочное освобождение.

Общественно-полезный труд осужденных в условиях лишения свободы - одно из средств, на котором строится весь процесс исправления.

Исполнительное законодательство (статья 103 УИК РФ) четко регулирует все стороны труда лиц, лишенных свободы, устанавливает обязанность каждого осужденного трудиться, условия труда, порядок их привлечения к труду и оплаты труда, удержаний из заработка осужденных.

В предмет прокурорского надзора прежде всего входит соблюдение требований закона об обязанности каждого осужденного трудиться. Прокурор следит за тем, чтобы администрация строго и неуклонно выполняла требования об обязательном привлечении осужденных к общественно-полезному труду, так как необеспеченность фронтом работ и малопроизводительный труд оказывают крайне отрицательное влияние на процесс исправления. Недостатки в организации труда осужденных, как правило, порождающие разлагающее безделье, немедленно сказываются, на состоянии дисциплины, влекут за собой нарушение режима, Правил внутреннего распорядка.

Обязанность администрации исправительного учреждения обеспечивать привлечение осужденных к труду с учетом ихтрудоспособности и, по возможности, специальности. В предмет входит соблюдение правил и сроков освидетельствования лиц, лишенных свободы, медицинскими комиссиями с целью определения трудоспособности. Прокурор следит, чтобы не допускалось трудоустройство осужденного по специальности, если по приговору суда в качестве дополнительной меры наказания он лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Недопустимо также привлекать к работе, связанной с учетом, хранением, использованием материальных ценностей, лиц, осужденных за хищения и т.д.

Также в предмет надзора включается правила об условиях труда. Условия труда, в основном, регулируются законодательством РФ о труде, за исключением некоторых изъятий, установленных уголовно-исполнительным законодательством.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда. Из заработка удерживаются в первую очередь алименты, стоимость питания, одежды, белья и обуви, кроме стоимости спецодежды и спецпитания. После возмещения этих расходов производятся удержания по исполнительным документам. Осуществляя надзор за соблюдением правил об оплате труда, прокурор устанавливает: своевременность начисления осужденным заработка; сохранность личных денег на их лицевых счетах; сохранение за осужденными гарантированного минимума заработка; правильность производимых удержаний. 9

Режим и труд осужденных выступают в качестве основных средств исправления, но они дают эффективные результаты тогда, когда сочетаются с повседневной воспитательной работой. Воспитательная работа с осужденными составляет часть общей деятельности исправительного учреждения, направленной непосредственно на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение ихобразовательного и культурного уровня. В исправительном учреждении, за исключением тюрем, и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, едином помещении камерного типа, создаются самодеятельные организации, основными задачами которых являются: оказание осужденным помощи в духовном профессиональном и физическом развитии, развитие полезной инициативы, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга, содействие администрации исправительного учреждения в поддержании дисциплины и порядка, формирование здоровых отношений между осужденными. Участие осужденных в самодеятельных организациях поощряется и учитывается при определении степени исправления, но дополнительных льгот не предусматривает (статья 111 УИК РФ).

В предмет прокурорского надзора не входят руководство, организация и содержание воспитательной работы среди осужденных. В него включаются соблюдение правил, регулирующих эту работу, основных форм и методов воспитательной работы, каковыми являются: нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание.

Условия содержания осужденных регламентированы законом и соблюдение этих правил администрацией исправительных колоний включается в предмет прокурорского надзора за соблюдением законности в исправительных учреждениях. В ИТК РСФСР 1970г. были предусмотрены лишь улучшенные условия отбывания наказания на всех видах режима. Новый УИК РФ 1997г в этой части претерпел большие изменения. Так, согласно статье 87 УИК РФ на одном виде режима для осужденных предусмотрены три вида условий содержания: строгие, обычные, облегченные. При поступлении по приговору суда в колонию осужденный помещается в обычные условия. Если на общем режиме в течении шести месяцев осужденным не допущено нарушений режима, он переводится в облегченные условия содержания; если имелись и осужденный признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, он переводится на строгие условия содержания. На строгом и особом режимах этот срок увеличен, соответственно до девяти месяцев и одного года первоначального содержания на обычных условиях. Закон не относит условия содержания к основным средствам исправления, а рассматривает их как один из способов использования этих средств. Правила об условиях содержания регулируют материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание, а также основания и порядок изменения условий содержания лиц, лишенных свободы, во время отбывания наказания. Основные положения правил об условиях содержания являются общими для всех видов режима, а некоторые из них связаны и зависят от различного вида режима, определяются им. Лицам, отбывающим наказание в исправительном учреждении, обеспечиваются необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены.

В соответствии со статьей 99 ч.1 УИК РФ норма жилой площади на одного осужденного в исправительном учреждении не может быть менее двух квадратных метров. Им предоставляется индивидуальное спальное место и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой, бельем и обувью по сезону и с учетом климатических условий. Лица, отбывающие наказание, получают питание, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность организма. Нормы питания дифференцируются в зависимости от климатических условий места расположения исправительного учреждения, характера выполняемой осужденными работы, состояния здоровья. Лицам, страдающим дефицитом веса, предусмотрено диетическое питание. Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, в помещения камерного типа, получают питание по пониженным нормам. В зависимости от условий содержания и режима исправительной колонии установлены различия. Это касается прежде всего: помещений, где содержатся осужденные (общежития на обычных и облегченных условиях, запираемые помещения на строгих); права расходования денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (общий режима обычные условия - 3 МРОТ минимальной оплаты труда, облегченные - без ограничения, на строгом режиме обычные условия - 2 МРОТ, облегченные - 3 МРОТ, в колониях особого режима на обычных условиях - 1 МРОТ, облегченные - 2 МРОТ. На всех режимах осужденным, находящимся на строгих условиях, разрешается расходовать средства, заработанные в период отбывания лишения свободы); права на свидания (исправительные колонии общего режима обычные условия 4 краткосрочных и 4 длительных, облегченные 6 и 6, строгие 2 и 2, исправительные колонии строгого режима обычные условия 3 и 3, облегченные 4 и 4, строгие 2 и 1, исправительные колонии особого режима обычные условия 2 и 2, облегченные 3 и 3, строгие 2 краткосрочных); право на получение посылок или передач и бандеролей (исправительные колонии общего режима обычные условия 6 и 6, строгие 2 и 2, исправительные колонии особого режима обычные условия 3 и 3, облегченные 4 и 4, строгие 1 и 1). 10

Изменение условий содержания закон ставит в зависимости от поведения и отношения к труду; лучше себя ведет осужденный – объем его прав и предоставленных ему льгот увеличивается.

Выясняя соблюдение администрацией исправительной колонии правил об условиях содержания, прокурор устанавливает, не нарушается ли лимит наполнения колонии, поскольку его нарушение влечет за собойуменьшение положенной по закону нормы жилой площади. Прокурор следит за тем, чтобы осужденным были созданы условия для нормального отдыха в виде непрерывного восьмичасового сна, чтобы помещения были оборудованы кроватями или нарами, электрическим освещением, радиофицированы, снабжены необходимым инвентарем (столами, табуретками, прикроватными тумбочками, вешалками). Жилые помещения должны быть сухими, светлыми, иметь температуру в холодное время года 18-20 градусов по Цельсию. Прокурор проверяет соблюдение правил об обеспечении осужденных питанием по установленным нормам, а также возможность приобретения ими продуктов питания и предметов первой необходимости. В предмет надзора входит соблюдение правил о медицинском обслуживании лиц, лишенных свободы, а также соблюдение правил о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов. Устанавливая соблюдение правил о медобслуживании осужденных, прокурор обращает внимание на санитарное состояние жилых зон, жилых помещений, кухонь, столовых, лечебных учреждений.

Задачи, права и обязанности прокуроров, осуществляющих надзор за исправительными учреждениями

Общие задачи прокурорского надзора за законностью в исправительной колонии, как и всех других видах прокурорской деятельности, определяются Конституцией РФ, законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации», решениями коллегий, приказами, указаниями Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров.

Непосредственная задача работников прокуратуры, осуществляющих надзор за местами лишения свободы, состоит в том, чтобы обеспечить такое состояние законности в исправительном учреждении, чтобы в них безусловно соблюдались требования закона об исправительном и предупредительном назначении наказания. Иначе говоря, чтобы каждый отбывший наказание в условиях разумно сурового режима, правильно организованного общественно-полезного труда и надлежащей поставленной воспитательной работы, почувствовал, что влечет за собой наказание и не встал бы вновь на путь совершения преступления (частная превенция), чтобы деятельность исправительного учреждения оказывала сдерживающее влияние на других лиц, не отбывающих наказание (общая превенция).

С учетом указанной задачи у прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением законов в исправительном учреждении, имеются и соответствующие права.

Так, в соответствии со статьей 33 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе:

Посещать в любое время органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

Опрашивать осужденных;

Знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены;

Требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных;

Проверять соответствие законодательству РФ приказы, распоряжения, постановления администрации исправительного учреждения;

Требовать объяснения от должностных лиц;

Вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях; 11

Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные внарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Учитывая задачи прокурорского надзора и права, предоставленные прокурору, можно определить обязанности прокурора:

Систематически посещать исправительные учреждения;

Осуществлять надзор за соблюдением установленных законом правил содержания осужденных, пресекать как случаи послабления в режиме и предоставления необоснованных льгот и преимуществ содержания, так и не создания для осужденных элементарных бытовых условий;

Непосредственно на месте знакомиться с деятельностью администрации колонии, приостанавливать исполнение противоречащих закону приказов и распоряжений администрации, опротестовывать их в установленном порядке;

Наблюдать за тем, чтобы обращения осужденных в установленный законом срок направлялись администрацией исправительного учреждения в те органы, или тем должностным лицам, которым они адресованы;

Рассматривать обращения осужденных, принимать необходимые меры и сообщать заявителям;

В необходимых случаях приминать меры к привлечению к уголовной или дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законности в исправительном учреждении;

Осуществлять постоянный надзор за законностью и обоснованностью представления в суды материалов об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания; и участвовать в судах по таким делам;

Принимать решительные меры по борьбе с преступностью в исправительном учреждении;

Осуществлять надзор за законностью назначения осужденным видов колоний с тем, чтобы неукоснительно соблюдались требования закона о раздельном содержании различных категорий осужденных;

Постоянно следить за предоставлением осужденным права передвижения без конвоя; 12

Обеспечивать требования закона о своевременном выявлении и изоляции от других осужденных злостных нарушителей режима;

Выявлять и пресекать случаи необоснованного наказания осужденных и принятие к ним недозволенных мер воздействия;

Проявлять настойчивость и добиваться выполнения требований УИК РФ о привлечении к общественно-полезному труду всех трудоспособных осужденных;

Обеспечивать постоянный надзор за законностью и своевременностью удержаний с осужденных ущерба, причиненного их противоправными действиями.

Четкое выполнение прокурорами перечисленных обязанностейимеет большое значение в деле исправления осужденных, является неотъемлемой частью проводимых мероприятий по искоренению преступности и, прежде всего, рецидивной.

Для того чтобы успешно выполнить указанные обязанности и правильно использовать предоставленные права, прокурорам необходимо хорошо знать уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, приказы Генерального прокурора РФ, относящиеся к надзору за соблюдением законности в исправительном учреждении, действующие приказы и Минюста РФ и Инструкции.

Деятельность прокурорского надзора за соблюдением законов в исправительных учреждениях зависит от общей организации работы. Прокурор должен ясно представлять объем и характер предстоящей работы, видеть ее перспективы, проявлять инициативу и настойчивость в укреплении законности, уметь направлять свои усилия на достижения целей прокурорского надзора, на решение суда, поставленных перед органами прокуратуры.

Деятельность прокурора только тогда будет плодотворной, когда она целеустремленна и научно обоснована, когда каждый работник прокуратуры имеет постоянный, четко очерченный круг обязанностей. В основе деятельности органов прокуратуры лежит принцип личной ответственности работника за порученное дело. Для достижения личной ответственности необходима постоянная проверка исполнения работниками своих служебных обязанностей. В то же время осуществление контроля неразрывно связано с оказанием практической помощи прокурорами в улучшении работы. Проверкой достигается не только повышение ответственности работников, но и оказание им практической помощи. В процессе проверки выявляются и устраняются недостатки и ошибки в работе, принимаются меры к повышению уровня прокурорского надзора. Главные требования, предъявляемые к контролю, состоят в том, чтобы он производился постоянно, чтобы им занимались опытные работники, которые могли бы не только выявлять недостатки, но и оказывать помощь в их устранении, чтобы проверки были правильно и грамотно оформленными.

В целях усиления прокурорского надзора на состоянием законности при исполнении уголовных наказаний в приказе №27 от 05.08.2003г. «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах», Генеральный прокурор РФ потребовал от нижестоящих прокуроров организации действенного надзора за соблюдением уголовно - исполнительного законодательства и нацелил их на своевременное выявление, пресечение ипредупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. 13

Согласно этому приказу непосредственный надзор за законностью в местах лишения свободы осуществляют прокуроры субъектов Российской Федерации, их заместители, а также, как правило, прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Контролирует и организует работу нижестоящих прокуроров и руководят ими прокуроры субъектов Федерации при помощи отделов (управлений). 14 Основные задачи отделов заключаются в осуществлении контроля и организации работы прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые закреплены в Положении об отделе. Согласно Положению основными направлениями деятельности отдела являются:

Контроль за выполнением нижестоящими прокурорами приказов и указаний Генерального прокурора РФ, прокурора области, решений коллегий и оперативных совещаний, регламентирующих деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в местах лишения свободы;

Непосредственное осуществление надзора в учреждениях уголовно - исполнительной системы;

Надзор за законностью издаваемых ГУФСИН России приказов и распоряжений по вопросам исполнения уголовных наказаний;

Рассмотрение и разрешение обращений по вопросам исполнения уголовных наказаний, принятие мер к устранению нарушений закона, восстановление нарушенных прав, периодическое обобщение состояния этой работы, проведение приема граждан. 15

Аналогичные обязанности возложены законом и на нижестоящих прокуроров по надзору в местах лишения свободы.

Систематический анализ состояния законности и практики прокурорского надзора за ее соблюдением позволяет прокурорам принимать конкретные меры по устранению недостатков в осуществлении надзора. К числу таких наиболее распространенных мер относятся: отчеты на заседаниях коллегий и оперативных совещаниях; издание приказов, распоряжений и рассылка информационных писем в порядке обмена положительным опытом работы, оказание организационно-методической помощи в осуществлении надзора; постоянный контроль за выполнением плана работы, повышение профессионального уровня прокурорских кадров.

Начальники и прокуроры отделов проверяют сами соблюдение законности в исправительных колониях с участием прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и их помощников. Привлечение прокуроров и помощников к таким проверкам – эффективная мера в деле дальнейшего повышения уровня прокурорского надзора, поскольку непосредственно на практике прокуроры овладевают наиболее рациональными методами выявления нарушений законов и средствами их устранения. При этом весьма важно на конкретных фактах показать, как надо принципиально и остро реагировать в отношении лиц, виновных в нарушении законов, с тем, чтобы причины и условия, способствующие этому в дальнейшем не повторялись. Предупреждение правонарушений в исправительных учреждениях нельзя успешно осуществлять в отрыве от следственной работы и работы по поддержанию государственного обвинения в судах по уголовным делам в отношении осужденных, совершивших преступления в период отбывания наказания.

Не менее важно правильное распределение обязанностей между работниками в самих отделах. К числу общих, характерных для всех отраслей прокурорского надзора вопросов организации работы внутри самой прокуратуры относятся: подбор и расстановка кадров, распределение обязанностей между работниками; планирование работы; контроль, руководство, проверка работы подчиненных прокуратур; проведение заседаний коллегий; координация работы между отделами и управлениями; анализ и обобщение практики, обмен положительным опытом; кодификационно-справочная работа; делопроизводство; состояние учета и отчетности; прием граждан и рассмотрение поступающих обращений и писем, связи и взаимодействие с общественностью, средствами массовой информации. 16

Организация работы прокуроров по надзору за соблюдением законности в исправительных учреждениях имеет некоторую особенность, так как сказывается специфика содержания этой отрасли прокурорского надзора (проверки соблюдения законности независимо от поступления жалоб, заявлений и иных сигналов, санкционирование некоторых действий администрации, приостановление незаконных приказов и распоряжений администрации мест лишения свободы относительно правил отбывания наказания осужденными). Эти особенности обязательно должны быть учтены прокурором при организации работы. Исходя, из общих принципов организации работы органов прокуратуры, для достижения наибольшей эффективности надзора за точным исполнением законов, прокурору необходимо планировать свою работу с учетом состояния законности в исправительных учреждениях и плановых задач вышестоящих прокуратур. План должен быть конкретным и охватывать всю работу по осуществлению надзора. В нем указываются планируемые мероприятия, время и конкретные исполнители. Необходимо включать в план работы также проведение проверок в исправительных колониях, при этом следует определить, где, когда и кем из работников она будет проведена. Может быть запланирована проверка исправительных колоний как в целом (комплексная), так и по какому - либо отдельному вопросу (целевая), связанному с деятельностью исправительных колоний (например, соблюдение закона о водворении осужденных в штрафной изолятор и перевод в помещение камерного типа; 17 вывод на безконвойное передвижение и т.д.). Планирование проверок проводится с указанием конкретных объектов. Наряду с ежеквартальным планированием работы целесообразно намечать перспективные планы мероприятий на более длительный срок (один год). В них предусматриваются: обобщение состояния законности в поднадзорных учреждениях; анализ статистических данных, характеризующих деятельность исправительных колоний и органов прокуратуры; проведение совещаний и учебно-методических семинаров. 18 При планировании работы особое внимание должно быть уделено вопросам контроля за выполнением ранее данных предложений по результатам предыдущих проверок (контрольные проверки).

Большое значение в укреплении законности в местах лишения свободы и повышении эффективности прокурорского надзора за ее соблюдением имеют правильно организованная и систематически осуществляемая аналитическая работа, обобщение практики. Аналитическая работа проводится прокурором в двух направлениях: анализ и обобщение практики прокурорского надзора за соблюдением законности в исправительных учреждениях; анализ и обобщение состояния законности в исправительной колонии. Анализ и обобщение состояния законности в исправительном учреждении позволяют прокурору вскрывать характер и распространенность тех или иных нарушений законов; выяснить объекты, где допускаются нарушения; устанавливать обстоятельства, им способствующие; разрабатывать соответствующие мероприятия, направленные на устранение и предупреждение аналогичных нарушений в будущем.

Состояние законности может быть проанализировано и обобщено как в целом, так и по отдельным вопросам деятельности исправительных учреждений. Проделывать эту работу возможно: во всех исправительных учреждениях субъекта Федерации; по видам исправительных учреждений; в отдельных поднадзорных объектах. Объем аналитической работы прокурор определяет сам исходя из конкретных условий и потребностей практики. После определения объема составляется краткий план с указанием темы анализа, исполнителей и срока исполнения. Целесообразно также разработать программу анализа, предусмотрев в ней источники информации, характер и перечень материалов, анкету изучения дел или материалов, реализацию результатов. Источниками информации о состоянии законности в местах лишения свободы являются, прежде всего, исправительные учреждения; органы ГУФСИН России, осуществляющие руководство исправительными учреждениями; материалы, имеющиеся в прокуратурах. В зависимости от потребностей практики данные следует сравнивать с соответствующими данными предшествующего периода. При более глубоком анализе берутся несколько предшествующих периодов. Особое внимание уделяется данным о состоянии преступности, нарушениях дисциплины и правил внутреннего распорядка осужденными, трудоустройстве, лимите наполнения и фактической численности осужденных. При этом прокурор не должен ограничиваться лишь количественными показателями важно выяснить динамику и коэффициент преступности и нарушений дисциплины.

При анализе и обобщении практики прокурорского надзора за соблюдением законов в исправительных учреждениях необходимо обращать внимание на эффективность и своевременность принимаемых мер по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений.

Результаты проведенного анализа реализуются прокурором путем: обсуждения и принятия решения коллегией или оперативным совещанием, издания соответствующих приказов, направления подчиненным прокурорам обзоров, писем, информации, изучения на учебно-методических семинарах.

Так например, в прокуратуре Красноярского края и подчиненных прокуратурах систематически изучаются вопросы предупреждения рецидивной преступности и правонарушений, другие вопросы, касающиеся соблюдения законности в местах лишения свободы. Формой реализации проверок в исправительных колониях, результатов обобщения, анализа являются: совместное обсуждение на оперативном совещании, объявление предостережения о недопустимости нарушений законности должностным лицам, внесение представления об устранении выявленных нарушений законности и об ответственности виновных лиц, вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Так, изучение причин и условий, порождающих рецидивную преступность в колониях-поселениях, вскрыло ряд недостатков и нарушений законности в деятельности этих учреждений и принятие прокуратурой мер к их устранению способствовало стабилизации обстановки в исправительных учреждениях и постепенному сокращению в них преступности. 19

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы