Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Основные моменты

Католический храм поднимается на 151 метр и в настоящее время является четвертой по высоте церковью планеты, уступая лишь Ульмскому (161,5 м) и Кельнскому (157,4 м) соборам в Германии, а также собору Норт-Дам-де-ла-Пэ в Кот-д’Ивуаре (158 м). Кроме того, Руанский собор – один из самых древних христианских храмов Европы. Его история началась еще в IV веке. Сохранившийся до наших дней готический храм начали возводить в 1145 году, и его строительство продлилось до 1506 года.

На долю Руанского собора выпадали различные бедствия. Он неоднократно горел в пламени пожаров. В XVIII веке храм пострадал от мощного урагана. Изрядно разрушили собор и бомбежки Второй мировой войны. Кварталы Руана испытали множество воздушных налетов. Из-за взрывов бомб и последовавших за ними возгораний были значительно повреждены неф, башня Сен-Ромен и капеллы. В конце 1999 года по северным регионам Франции прошел ураган, и мощные порывы ветра разрушили одну из четырех башенок на высоком шпиле Руанского собора.

Сегодня Нотр-Дам в Руане прекрасно отреставрирован и очень популярен у туристов. Сюда приезжают, чтобы полюбоваться высоким металлическим шпилем, правильными готическими пропорциями и торжественным декором интерьеров. Путешественники приходят в этот храм ради цветных средневековых витражей и надгробных памятников над захоронениями знаменитостей.

Ежегодно на фасадах Руанского собора организуют зрелищные лазерные шоу. В темное время суток башни и стены католического храма становятся фоном, где высвечивают фрагменты знаменитых полотен французского художника Клода Моне, прославившего Руанский собор серией своих картин.

Летом 2010 года перед зданием городской ратуши провели любопытный перфоманс. На площадь вышли 1250 человек, державших увеличенный фрагмент картины Клода Моне. Они образовали большой прямоугольник, который сверху был похож на одно из полотен известного импрессиониста из серии «Руанский собор». Массовую акцию засняли с вертолета и включили в Книгу рекордов Гиннесса.

История Руанского собора

Первые документы, в которых упоминается епископ Руана, датируются 314 годом, а первую христианскую базилику в городе построили в конце IV века. Когда археологи провели здесь раскопки, они установили, что в древний в соборный комплекс входило два храма, посвященных Деве Марии и Святому Стефану.

В 841 году викинги вторглись в Руан и полностью разрушили обе церкви. Положение города, как и региона в целом, оставалось неопределенным, поэтому было принято решение не восстанавливать утраченные христианские святыни. В начале X века король Франции решил уступить викингам и сделал Руан столицей герцогства Нормандия.

Чтобы умилостивить завоевателей, он отдал свою дочь за их предводителя – Роллона, которого называли «Пешеходом». Такое прозвище викинг получил за высокий рост и могущее телосложение. По преданию, Роллон был настолько тяжел, что лошади не выдерживали его вес, поэтому герцогу приходилось много ходить пешком. Возведение в сан герцога происходило в простой базилике, и Роллон получил имя Роберта I. Предводитель Нормандии стал основоположником знаменитой Нормандской династии, правившей на территории Нормандии и Англии до первой половины XII века.

Большой по размерам Руанский собор строили и реконструировали в течение нескольких веков. Первый храм в романском стиле возвели в 1020 году. Эта церковь имела обходную галерею и капеллы, расходящиеся вокруг алтаря. Однако, до наших дней от первоначальных романских построек сохранилась только крипта. Остальной храм строили по той же планировочной схеме, но уже в традициях готики.

Самая древняя часть Руанского собора расположена с северной стороны башни Сен-Ромен (1145 год). Северную башню ждала трагическая судьба. Во время Второй мировой войны Руан интенсивно бомбили, и после пожаров летом 1944 года Сен-Ромен выгорел почти целиком, за исключением прочных каменных стен. Неф Руанского собора возвели в 1200 году после того, как из-за пожара рухнул неф более старого романского храма. Высота готического нефа составляет 28 м, ширина – 11,3 м, а длина – 60 м.

Башню с южной стороны принято называть Масляной (75 м). Она появилась позже других частей Руанского собора, в 80-е годы XV века. Строительство башни заняло 20 лет. По преданию, на него были потрачены деньги, собранные за церковные индульгенции. Больше всего индульгенций священники продавали тем, кто нарушал постные дни и, несмотря на запрет, ел сливочное масло, поэтому южную башню собора назвали Масляной.

Архитектурные особенности

Соборный комплекс включает сам храм и архиепископский дворец. Несмотря на то, что Руанский собор возводился несколько веков, все его части выглядят как гармоничный архитектурный ансамбль. Здание французского собора так велико, что находясь рядом с ним, невозможно окинуть храм одним взглядом. Он не помещается в поле зрения целиком.

Первоначально готический собор имел три портала, но два из них были сильно разрушены в XVI веке. До наших дней сохранился единственный портал с северной стороны, посвященный Иоанну Богослову. Над ним можно увидеть резной барельеф со сценами крещения Иисуса Христа. Начиная с 1760-х годов, эту часть Руанского собора неоднократно реставрировали.

Высокий центральный шпиль построили в 1557 году. В те времена он был сделан из дерева и покрыт оловянными пластинами. Но в 1822 году в результате попадания молнии деревянный шпиль сгорел. Тогда городские власти приняли решение построить новый шпиль из металла в стиле средневековой готики. Возведение нового шпиля продолжалось с 1829 по 1876 год. В течение 4 лет собор в Руане считался самым высоким в мире, пока в 1880 году пальма первенства не перешла Кельнскому собору.

За счет темного цвета металлический шпиль заметно выделяется над светлыми фасадами. Он продолжает оставаться самым высоким соборным шпилем на территории Франции. Массивная конструкция весит 1200 т, а чтобы подняться к ее вершине, нужно преодолеть 813 ступеней.

Уроженец Руана писатель Гюстав Флобер имел возможность наблюдать за возведением шпиля и с иронией называл его «капризом взбесившегося строителя паровых котлов». Если присмотреться к шпилю с близкого расстояния, он действительно выглядит чересчур «техногенно».

Обилие декоративных элементов и скульптур на фасадах появилось в период, который принято называть «пламенеющей готикой». Под резными тимпанами Руанского собора установлены фигуры христианских святых. А над ажурным порталом расположено типичное для готической архитектуры круглое окно-роза.

Интерьер Руанского собора

Внутреннее оформление Руанского собора поражает не меньше его стен и башен. Просторный алтарь окружает колоннада. В центре, под шпилем своды поднимаются на максимальную высоту – 51 м. В интерьерах нет того многоцветья, которое бывает в барочных церквях. Цветовая гамма выдержана в приглушенных, строгих тонах, и общее впечатление гармонично дополняют монохромные скульптуры и светлые своды.

Готические окна украшены старинными витражами XIII века, которые имеют голубой цвет. Характерный оттенок принято называть «шартрским голубым», так как технология изготовления готических витражей впервые была применена в католическом храме города Шартр. Красота ярких витражей Руанского собора подробно описана в романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари». Интересно, что некоторые витражи подписаны именами сделавших их мастеров. Восемьсот лет назад технология литья цветного стекла только развивалась, поэтому витражная работа считалась высоким искусством.

В Руанском соборе находится несколько почитаемых гробниц. Здесь нашли свой последний приют первый герцог Нормандии Роллон Пешеход и его сын. В соборе стоит саркофаг, где лежит сердце другого герцога Нормандии и английского короля Ричарда I Львиное Сердце, правившего с 1189 по 1199 год.

В одной из капелл можно увидеть статую Жанны д’Арк. Скульптура французской героини с памятной надписью от англичан появилась здесь не случайно. На территории Руанского собора проходил суд над Жанной д’Арк, и ей был вынесен смертный приговор. В 1431 году девушку обвинили в ереси и казнили, но спустя 25 лет эти обвинения были сняты. Об исторических событиях свидетельствуют таблички, установленные на улице Сен-Ромен.

Руанский собор на картинах художников

Строгий и одновременно изящный готический облик Руанского собора вдохновлял многих художников. В конце XIX века французский импрессионист Клод Моне написал более 30 полотен с видами готического собора. Он изобразил старинный храм с трех точек при разном естественном освещении и с изумительной точность передал изменчивость света. Над живописной серией Моне работал около двух лет, неоднократно приезжая в Руан и снимая комнату напротив собора.

Часть картин и эскизов художник создавал на месте, а над некоторыми заканчивал работу в своей мастерской в местечке Живерни. Полотна были связаны единым сюжетом и органично дополняли друг друга, показывая изменения, происходящие в природе от рассвета до заката. Искусствоведы считают картины с Руанским собором одной из вершин импрессионизма.

Известно, что серию полотен о Руанском соборе художник поначалу скрывал даже от своих друзей. Только в 1895 году большая часть из 30 картин была выставлена в галерее Дюнар-Рюэля, и проведенная выставка вызвала ажиотаж публики. Однако, Клоду Моне не удалось продать серию целиком, поэтому картины разошлись по одной в разные страны мира. Сегодня они находятся в частных коллекциях и в галереях России, Франции и США.

В 1969 году живописец Рой Фокс Лихтенштейн создан триптих, посвященный Руанскому собору. Американский мастер работал в стиле поп-арт и также изобразил фасад готического храма. За основу Лихтенштейн взял работы Клода Моне, наложив на них типографский растр.

Часы работы

Для туристов Руанский собор открыт без выходных. Со вторника по субботу в него можно попасть с 9.00 до 19.00, по воскресеньям – с 8.00 до 18.00, а по понедельникам – с 14.00 до 18.00.

Как добраться

Руанский собор расположен в исторической части города. Он возвышается на правобережье Сены, на улице Сен-Ромен, 3, названной в честь покровителя Руана – Святого Романа.

В Руан удобно добираться из Парижа. За 1,5 часа до города можно доехать на поездах, отправляющихся с парижского вокзала Сен-Лазар. За 2.40 ч из Парижа в Руан приезжают рейсовые автобусы. Кроме того, Руан связан железнодорожным сообщением с Цюрихом, Ниццей, Страсбургом и Марселем. А на автобусах в этот город можно попасть из Лондона, Лиссабона и Мадрида.

Одним из ярчайших памятников архитектуры готического искусства является Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери). Величественное сооружение находится в центральной части города Руана, расположенного к северо-западу от Парижа. Нотр-Дам де Руан включен в список национального наследия Франции и с 1979 года находится под защитой ЮНЕСКО.

История собора

История Собора Руанской Богоматери исчисляется тысячелетиями. Почти десять веков возвышается он на территории Франции.

Предшественница собора

Начало храму было положено в конце IV века. К этому времени относится упоминание о первой в Нормандии христианской базилике периода Римской империи. Позднее на ее месте возник епископский комплекс, который состоял из баптистерия и двух церквей, посвященных Богоматери и Св. Стефану. В 841 году комплекс был уничтожен норманнами, захватившими Руан.

Возведение и основание

Лишь спустя 70 лет, в 911 году, начались восстановительные работы. Вождь викингов Роллан получил от короля Карла III Простоватого (17 сентября 879 - 7 октября 929) титул герцога, а вместе с ним и земли Нормандии, при условии принятия им христианства. В 1020 году началось строительство храма в романском стиле. До наших дней от романской части сохранилась лишь одна крипта. Остальное здание отражает смену тенденций развития готической архитектуры.

Башня Сан-Ромен являлась самой ранней готической постройкой кафедрального собора. Она простояла почти 800 лет с момента возведения в 1145 году и была уничтожена во время Второй мировой войны при обстреле Руана войсками союзников. В собор попало 6 снарядов.

Историческая судьба

История храма отличается драматизмом. В 1200 году во время пожара обрушился его неф, что повлекло за собой перестройку всего здания. В 1202 году на романском фундаменте, заложенном Ролланом Пешеходом, герцогом Нормандским, началось строительство готического храма. Процесс затянулся на века, потому наблюдается разница в архитектурном стиле построек.

Порядок строительства Руанского собора:

  1. Башня Сан-Ромен возводилась в ранний период готического искусства.
  2. Работы над возведением трансепта были начаты в 1280 году, в расцвет «высокой» готики.
  3. Южная башня принадлежит позднему, «пламенеющему» периоду. Известняк, использованный для ее постройки, везли из Уэльса. Материал имеет желтоватый оттенок, отсюда название - Масляная башня. По другой версии эта часть храма строилась на деньги зажиточных горожан, уплаченные ими в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста.
  4. Работы над Центральной башней были закончены в 1514 году. В 1557 на нее водрузили деревянный шпиль с покрытием из олова. После удара молнии в 1822 году он сгорел. Реставрация велась с учетом канонов строительства XII века и была закончена лишь в 1876 году. Масса шпиля составила 1200 тонн, высота 151 метр. Благодаря ему собор оставался самым высоким зданием в мире вплоть до 1880 года.


Послевоенная реставрация

Последние серьезные реставрационные работы в храме проводились после Второй мировой войны. Подобно своим далеким предкам, английские и американские войска вновь нанесли серьезный урон прекрасному зданию. Во время высадки союзных войск во Франции были разрушены неф и капеллы, от башни Сен-Ромен остались лишь одни стены.

Восстановительные работы велись при финансовом участии Великобритании, для которой Нормандская земля имеет особое историческое значение.

Современное положение

Собор Нотр-Дам де Руан - жемчужина Руана. Шпиль Центральной башни собора остается самым высоким во Франции. Его величие и красота неизменно находят отклик в сердцах миллионов людей по всему миру.

7 июня 2010 года на площади перед ратушей города собралось более тысячи человек. В руках у них были плакаты с увеличенными фрагментами одного из 30 полотен Клода Моне «Руанский собор». Вместе они составили огромную репродукцию, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая большая «живая картина».


Месторасположение церкви

Руан причислен к списку городов искусства и истории Министерством культуры Франции. Хотя многие архитектурные памятники пострадали во время Второй мировой войны, большая часть исторических построек сохранилась.

Кафедральный собор Руана находится на Соборной площади города. Добраться до него можно трамваем М - остановка Théâtre des Arts. Прямо напротив храма находится туристический офис, в здании которого в XIX веке располагалось кафе. Из его окон Клод Моне (14 ноября 1840 - 5 декабря 1926) любовался величественным зданием и делал зарисовки к картинам своей знаменитой серии. Импрессионист рисовал Руан в течение всего последнего десятилетия XIX века и более чем на тридцати полотнах отразил в цвете облик храма в разное время года и суток.

Далее можно пройти по улице Больших часов к Рыночной площади, на которой в XIV веке была казнена Жанна д"Арк. Улица предназначена только для пешеходов и считается старейшим проспектом города. На туристов производят впечатление фахверковые дома и большие астрономические часы на арке XVI века.

Руан входит в пятерку французских городов по древности исторического наследия. Стендаль называл его «Афинами готического стиля».


Архитектура и убранство сооружения

Нотр-Дам де Руан представляет собой уникальный памятник архитектуры, в облике которого отразились этапы становления канонов готического искусства.

Внешний вид

Поражают своим величием три входа в храм. Убранство каждого подчинено определенному библейскому сюжету.

Основные темы:

  • барельеф первого входа рассказывает о Крещении Иисуса;
  • центральный посвящен Богоматери;
  • третий вход – Святому мученику Этьену, побитому камнями.


Фасад и башни

Фасад здания украшают многочисленные арки, устремленные ввысь, резьба и барельефы из жизни Святых. Обращает на себя внимание различие между башнями собора. Сен-Ромен - образец лаконичного стиля ранней готики, тогда как Масляная является воплощением «пламенеющего» периода поздней.

Готические элементы декора стен Масляной башни:

  • орнамент;
  • удлиненные арки;
  • фронтоны.

Витражи

Особое впечатление на посетителей оказывают витражи собора, большинство из которых сохранилось с XIII века. Их отличает мягкий лазурный оттенок, прославивший стекло из Нормандии на всю Европу.

Свет лазурных лучей, пронизывающий храм, вдохновил в начале XX века русского поэта-символиста Максимилиана Волошина (16 (28) мая 1877 - 11 августа 1932) на создание цикла стихотворений «Руанский собор». В то время поэт уже был знаком с шедеврами великого Клода Моне.


Внутреннее оформление

При этом композиция храма соответствует первоначальному плану старой романской базилики, поскольку основой строения служит ее фундамент. Боковые проходы и центральный неф разделены арками, углы трансепта завершают башни, колонны окружают алтарь. У основания Сен-Ромен можно увидеть портик на колонах из черного камня со статуей пророка на вершине в романском стиле.


Святыни и реликвии храма

Удивительным образом в судьбе Нотр-Дам де Руан отразились многие эпохи истории человечества:

  1. Впечатляет своей красотой и умиротворением часовня Девы Марии, где находятся главные иконы собора.
  2. Святыня храма - саркофаг с сердцем короля Англии Ричарда I Львиное Сердце.
  3. В Руане погибла легендарная Жанна д"Арк, ее статуя поселилась в одной из капелл, которая была изготовлена по заказу Великобритании, что стало своеобразным извинением за события 1431 года, когда была сожжена героиня.


Крипта

Нотр-Дам де Руан был местом захоронения правителей и архиепископов Рауна и Нормандии. Крипта - единственная часть храма, сохранившаяся со времен романской постройки. Здесь покоится первый герцог Нормандии Роллан и его потомки, находятся саркофаги архиепископов Руана из рода Амбуаз.

Богослужения и другие возможности посещения

Адрес собора: Place de Notre-Dame de Rouen (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) 76000 Rouen, Франция.

Часы работы:

  • понедельник — с 14.00 до 18.00;
  • со вторника по субботу — с 9.00 до 19.00;
  • воскресенье — с 8.00 до 18.00.

Собор до сих пор функционирует как римско-католическая церковь, поэтому часть его закрыта для посещений во время богослужений. Летом на западном фасаде храма устраивают световые шоу, в основном, представленные картинами Моне. Мероприятия начинаются в 10 вечера.


Собор Руанской Богоматери на карте:

Видео о Нотр Дам де Руан

В этом видео демонстрируются все достоинства собора Нотр Дам де Руан.

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji . Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru

Руанский собор включён в список национального наследия Франции. Долгое время это монументальное здание было самым высоким храмом мира (после 1880 г. пальма первенства перешла Кёльнскому собору). Высота башни собора – 151 м.

Включён в список национального наследия Франции. С 1979 года он входит в реестр ЮНЕСКО. Долгое время это монументальное здание было самым высоким храмом мира (после 1880 г. пальма первенства перешла Кёльнскому собору). Высота башни собора Нотр-Дам в Руане (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) – 151 м.

На фотографиях Нотр-Дам всегда бывает запечатлён фрагментарно – громаду собора невозможно снять целиком. Прекрасные кружевные шпили, словно ростры огромных каменных кораблей, стремятся в небо. Под резным ажуром тимпанов рядами стоят фигуры святых. Над массивным рельефным обрамлением портала цветёт резное окно-роза.

Клод Моне был очарован Руанским собором. Он писал этот храм в течение двух лет; делал наброски при разном освещении. Чтобы творить без помех, Клод снял две квартиры напротив собора. Из окон каждой из них здание открывалось с разных ракурсов. Первую выставку полотен, посвящённых Notre-Dame de Rouen, Моне устроил в 1894 году.

Храм в центре Руана существовал задолго до строительства готического собора. Первую базилику построили к концу IV века. Эта церковь была сожжена. Возведение большого собора началось с 1020 г. (от той, романской, части здания сегодня сохранилась только крипта). Дальнейшее строительство продолжали уже в готическом стиле.

Собору немало доставалось от разгула стихии и войн. Мощный ураган повредил почти всё здание в XVIII веке, а в конце XX столетия сильнейшей бурей была разрушена колокольня. При бомбёжке военного времени были повреждены несущие колонны центрального нефа, но здание выстояло и позднее было отремонтировано.

Внутреннее убранство Руанского собора поражает величием. Максимальная высота свода – 51 метр. Ажурные окна заливают залы рассеянным светом. В соборе нет многоцветия красок, свойственного барочным храмам. Мощные многогранные колонны, стрельчатые полуарки галерей, светлые своды на нервюрах и монохромные скульптуры отражают возвышенную строгость готики. На этом сдержанном фоне яркими красками выделяются лишь витражные окна трансепта. Этим окнам уже восемьсот лет. В хоре храма покоится «Львиное» сердце великого короля – Ричарда Первого . В боковой капелле установлена статуя Жанны д’Арк с памятной надписью от англичан.

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji и другие. Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы