Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Поэзия 1970-х — начала 1990-х годов — это послеоттепельное явление. В ней угасают характерные для 1950— 1960-х годов восторги по поводу революции и ее героев, становится все меньше од о преимуществах советского строя и т. д. Свои коррективы в тематику, общее настроение внесли события, связанные с объявленной перестройкой, начавшейся демократизацией жизни. На первый план выходит моральная (в том числе национально-патриотическая) проблематика. Углубляется критическое начало. Политическая тематика уступает место интонациям философски углубленного постижения личности. Внимание к этой стороне бытия приводит поэзию к необходимости по-новому противостоять проявляющимся в общественной жизни моментам бездушия и расчеловечивания.

Пристрастно-личностные мотивы в сознании поэтов во все времена приводили литературу к осмыслению темы Родины, ее исторических судеб, гуманистических перспектив развития. На рубеже 1960-х — начала 1970-х годов эту тему блистательно развивал Николай Михайлович Рубцов (1936—1971).

Творчество Рубцова Н.М.

Творчество этого большого художника следовало бы отнести к шестидесятым годам хронологически: жизнь поэта оборвалась в январе 1971 года. Н. Рубцову было тогда лишь тридцать пять лет. Но творения этого мастера по своему духу явно связаны с послеоттепельной эпохой, знаменуют собой новый этап развития художественного слова. Если поэтические создания 1950—1960-х годов литературная критика именовала «громкой» или «эстрадной» лирикой, то Н. Рубцов — создатель «тихой» лирики. «Ключевым» его произведением стало стихотворение «Тихая моя родина» (1964). В самом этом названии отразились и проблемно-тематические, и жанрово-стилевые характеристики поэзии, и самого Н. Рубцова, и лирики 1970-х — начала 1990-х годов вообще. В «тихой» поэзии слышен принципиальный отказ от трибунных жестов и романтических деклараций в направлении «громкости» душевной, психологической.

На могиле Н. Рубцова высечены строки самого поэта из стихотворения «Видение на холме» (1964):

Россия, Русь! Храни себя, храни!

В этих словах афористично выражен основной пафос поэзии Н. Рубцова. Тревога за судьбу страны — это уже главная интонация и более поздней, и современной поэзии.

Творчество Чухонцева О.Г.

Олег Григорьевич Чухонцев (род. в 1938 году) печатается с 1958 года. Его стихи публиковались на страницах журналов «Юность», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Дружба народов». В 1976 году вышел его сборник под названием «Из трех тетрадей». В это издание вошли стихи разных лет.

Лирический герой О. Чухонцева — тоже представитель «тихой» лирики. Его стихам не свойственны обязательные ссылки на точное время и место действия. В стихотворении «Осенины» (1968) содержится характерное признание:

Я жил. И я ушел. И нет меня в помине.

И тень моя скользит неслышно по равнине.

Монолог, произносимый от имени человека, ушедшего из жизни, — прием в поэзии не новый. Но произведение «Осенины» начинается строками о жизни!

Так дышится легко, так далеко глядится.

Что, кажется, вот-вот напишется страница.

Очевидно: поэт не изображает своего героя, а выражает его душевное состояние. Именно чувство душевного волнения — основной предмет поэзии О. Чухонцева.

Творчество Кузнецова Ю.П.

Мастера, начавшие свой путь в рамках «громкой» поэзии, также полны тревоги за судьбы мира, но в отличие от представителей «тихой» поэзии и в 1970-х — начале 1990-х годов продолжают высказываться набатно, обличающе. Их стиль — письмо, рассчитанное не на описание внутреннего состояния героя, а на гневное обличение.

Юрий Поликарпович Кузнецов (1941—2003) стал известен читателю в 1970-е годы. Интонация прямого обличения ему не присуща. Но и сдержанность «тихой» лирики поэта не устраивает. Мастер использует достижения обоих стилевых направлений: энергичен в высказывании и одновременно сосредоточен на осмыслении внутреннего мира современника. Недаром его поэзию критики именуют «органической лирикой». Отличительной чертой поэтического стиля Ю. Кузнецова стало широкое использование гиперболы. Так, в стихотворении «На краю» (сборник «После вечного боя» (1989)) лирический герой мучительно взывает к Всевышнему:

Боже мой, ты покинул меня

На краю материнской могилы.

Лирического героя тревожит вопрос: кто же защитит душу матери, если Бог потерял силу? Интенсивность словесных красок, тропов «работает» у Ю. Кузнецова на концентрацию тревоги за современность и за место личности в ней.

Творчество Евтушенко Е.А.

Евгений Александрович Евтушенко (род. в 1933 году) в 1980-е годы, развивая традиции В. Маяковского, открыто обличает мещанина нового времени, например, в стихотворении «Отечественные коалы».

В 1995 году Е. Евтушенко написал поэму «Тринадцать», которая заглавием и содержанием перекликается с поэмой «Двенадцать» А. Блока. Поэт повествует о Москве октября 1993 года, когда, как известно, кризис власти разрешался с помощью военной силы. Потрясает сюжет произведения... В яму с горячей водой, образовавшуюся вследствие аварии водопроводной системы, попала коляска с грудным ребенком. Трагедия произошла вроде бы случайно: засмотревшись на тапки, молодая мама забыла о коляске. Но поэт трактует трагическую историю как расплату за долгие годы неправедного пути страны.

Е. Евтушенко в 1990-х годах во многом преодолевает свою приверженность к «оттепельным» мифам, призывает к покаянию, к пониманию каждым, что и он сопричастен всем историческим событиям современности.

Подобная эволюция заметна и в творчестве Андрея Андреевича Вознесенского (1933—2010).

Творчество Вознесенского А.А.

Духовная опустошенность общества его потрясает. В 1986 году появилась поэма А. Вознесенского «Ров». В основу ее сюжета положен страшный факт: ров, в который гитлеровцы в годы войны сбрасывали расстрелянных мирных жителей, позже стал предметом корыстного интереса мародеров — ведь у кого-то из убиенных зубные коронки были золотыми; можно во рву отыскать и золотое колечко...

В поэме все новоявленные «золотоискатели» названы «новорылами», а чувство, приведшее их на место страдания, поименовано словом «алчь».

А. Вознесенский создает художественно-публицистическое произведение, как и Е. Евтушенко, наследуя традиции поэта-трибуна В. Маяковского.

Творчество Чичибабина Б.А.

Мотив активного служения обществу пронизывает поэзию Бориса Алексеевича Чичибабина (1923—1994). Б. Чичибабин прошел войну солдатом минометного взвода. После войны изведал лагеря. Там были написаны его первые стихи. «Оттепель» дала Б. Чичибабину новые возможности. Правда, в русло «громкой» поэзии он «не вписался», ибо всегда оставался самим собой, «сохранял лица необщее выраженье». Гражданственность, страстность звучания его стихов поистине ошеломляют. Многие исследователи именно поэтому его поэзию называют одической. Ода, как известно, — жанр «торжественный», хвалебный или оплакивающий. Однако в одах Б. Чичибабина нет праздничности, свойственной этому жанру с позитивным содержанием. Взор его лирического героя просветляется лишь тогда, когда сердцем он прикасается к вечному — к природе или любви.

Лирический герой поэзии Б. Чичибабина — патриот. Но его любовь к Родине мучительная, пронизанная сложностью, драматизмом чувствования (стихотворение «Тебе, моя Русь... »):

Тебе, моя Русь, не Богу, не зверю.

Молиться молюсь, а верить не верю.

Творчество Тарковского А.А.

Значимым явлением литературы 1970-х — начала 1990-х годов стало развитие философской лирики, духовный мир личности в которой чаще всего выступает самодостаточной реальностью. Тому есть объяснение: общество все более осознает основополагающую роль индивида в движении человечества к социальной духовной гармонии. Характерный пример такой поэзии — творчество Арсения Александровича Тарковского (1907—1989). В литературе этот мастер оставил значительный след, но публиковался не часто. Открытия художника слова философски насыщены, полны подтекстового, интуитивного содержания:

Дом без жильцов заснул и снов не видит.

Его душа безгрешна и пуста.

Образ «дома без жильцов» в одноименном стихотворении — несомненная метафора, обозначающая состояние души. Лирический герой А. Тарковского может и пустую душу объявить безгрешной. В данном случае — это не спор с этической традицией, а закономерное углубление взгляда на жизнь, ее сущность. Пустота души может существовать как синоним ожидания встречи с новой жизнью. Дом ведь пока пустует...

Творчество Самойлова Д.С.

Философической глубины исполнены многие стихотворения Давида Самойловича Самойлова (1920—1990), вошедшие в сборник «Горсть» (1989). Один из его разделов назван «Беатриче». Это название поэт объясняет следующим образом: «меня Беатриче — знак суровой, требовательной и неосуществленной любви».

Тревожное восприятие души современника как своего рода «результата» невоплотившейся любви характерно для поэзии Д. Самойлова («Желанье и совесть — две чаши... »):

Как жуткий пожар чернолесья.

Дымится нутро человечье.

Творчество Ахмадулиной Б.А.

Прощающая доброта свойственна лирической героине Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937 - 2010). В стихотворении «Здесь никогда пространство не игриво...» (1985) чарующая белизна черемухи противостоит тьме ночи. Героиня Б. Ахмадулиной живет именно «в среде черемух», в прекрасном мире духовной свободы, эстетической и этической независимости, лирического удаления от утилитарно понятых проблем общества. Поэтесса, рожденная «оттепелью», выступила со своим уникальным, отдаленно-таинственным проникновением в современность, несомненно, поклоняясь благородной отрешенности М. Цветаевой и А. Ахматовой.

Творчество Корнилова В.Н.

Сложность и противоречивость человеческого бытия заставляет поэтов вглядываться в явления, смысл которых, казалось бы, известен человечеству с незапамятных времен.

Владимир Николаевич Корнилов (1928—2002) — мастер, начавший свой путь в литературе еще в 1950-е годы, спрашивает:

Что такое свобода?

Это кладезь утех?

Или это забота

О себе после всех?

Вопрос задан в стихотворении, написанном в 1988 году, во время «перестройки». Оказывается, любому социальному переустройству должно предшествовать приближение каждого из нас к свету собственной души, к вершине подлинной свободы. Только поэзии под силу отличить свободу истинную от мелочной, поддельной.

Это равновесие в движении, гармония в процессе. Это соотношение сил, баланс телесного и духовного, объективного и субъективного. Это сочетание твердости и мягкости.

Для весов линия невозможна без листа бумаги, на котором она проведена. Они понимают, что не бывает выпуклость одного без вогнутости другого, предмета - без фона, мира - без наблюдателя. Весы осуществляют в мире принцип высшей справедливости - непонятный, малообъяснимый простой человеческой логикой.

Их путь - это путь к миру. Их жизнь невозможна без исполнения социальных ролей, партнерских отношений, общения весы всегда идут в ногу со временем. Мир весы воспринимают прежде всего умом, имеют дело с фактической стороной происходящего, соизмеряя и оценивая сложные взаимосвязи между явлениями.

Весы - измеритель всего, что происходит вокруг. Это чувство ритма, нюансы, оттенки, полутона, чувствительность к колебаниям и тонким вибрациям. Их тело - точный прибор для определения любых перекосов - сразу отзывается на неблагоприятную внешнюю ситуацию внутренним дисбалансом, падением настроения и ухудшением самочувствия.

Любая мелочь способна вывести их из равновесия, заставляет весы активно действовать или исчезать из поля видимости. Поэтому у весов весьма чувствительный организм. Они любят себя и свое тело, готовы себя баловать, холить и лелеять. Защищаясь от возможных случайностей, весы нередко занимают отстраненную позицию и держат дистанцию или вступают в бой с нарушителем существующей гармонии.

На чаше весов.

Весы не любят чрезмерности и стремятся к равновесию частей одного целого. В них развито стремление к справедливости и объективности. Их отличает благоразумие, дипломатичность, рассудительность, уравновешенность весы - это хорошие умственные способности, но эмоциональная холодность, быстрота мышления, но логичность. Они рассудочны, их сила - в чувстве меры.

С одной стороны. Весы - натуры поэтичные, тонкие и стремятся к красоте, изысканны, элегантны, деликатны. Весы - человек душевный, ранимый, хрупкий. Поэтому они любезны, незлопамятны, тактичны. Весы не любят грубостей, ссор, держат хорошую мину при плохой игре и привыкли уступать.

С другой стороны. Весы - это независимость, индивидуализм, решительность, активность, хладнокровие и спокойствие в спорах. Они могут пойти на крайность во имя справедливости.

Семь раз отмерь.

Решения весы принимают обычно половинчатые, чтобы иметь возможность переиграть или исправить возможную ошибку. Они не любят рубить сплеча и давать ответ сразу. Сказать категоричное "да" или "нет" им трудно.

Всякий спор, вражда и война - даже в случае их победы - не приносят особой радости. Внутреннее равновесие все равно будет нарушено. Таким образом. Весы не могут победить никого вчистую. Они хорошо знают, что в спорах истина не рождается, а любая победа - Пиррова.

Весы привыкли сглаживать противоречия и учитывать чужое мнение могут посмотреть на ситуацию со стороны, войти в положение другого человека, понять и объяснить его побуждения и поступки. И это тот случай, когда отстраненный ум обретает объективность.

Понятия правды и неправды, зла и добра у весов определены не жестко. Они могут увидеть в плохом скрытый высший смысл, а в хорошем - отрицательные последствия. И понимают, что у любой монеты две стороны.

Чтобы овцы были сыты, а волки целы.

Терпимость и умственность приводит к тому, что весы готовы оправдывать даже самые неприглядные поступки, хотят примирить непримиримое и, как следствие, склонны к соглашательству.

Весы чувствуют себя хорошо, когда вокруг покой и красота или когда вокруг все, что угодно, но это их не задевает. Они эмоционально не вовлечены в происходящее и по большому счету безразличны к другим. На это есть серьезная причина. В этом проявляется их инстинкт самосохранения.

Нарушение внутреннего баланса для весов - это плохое настроение и самочувствие, потеря сил и желания жить. Весы тяжелая жизнь может уничтожить. А может сделать героями, которые идут наперекор всему и ничего не боятся.

Таким образом, если все с их точки зрения хорошо - весы открыты, если плохо - весы защищают себя от проблем, негативных эмоций и фактов. Стараются не обращать внимания на вопиющие вещи, чтобы не повредить своему внутреннему равновесию.

Такое попустительство делает весы бесчувственными к заботам другим, а их самих по-настоящему несчастными. Весы все больше погрязают в нерешенных проблемах, на которые так упорно закрывали глаза.

Покой и воля.

Неуверенность и нерешительность весов лучше оставить на совести астрологов. Весы нерешительны не потому, что слабы. Слабость и заниженная самооценка?

Весы такими недостатками не страдают. Они объективно оценивают себя и других, а себя обычно выше других.

Весы нерешительны, потому что выбирают наиболее приемлемый вариант, а не мучаются от собственного бессилия. Это проблема выбора, а не проблема малодушия. Весы все-таки мужской знак зодиака. Об этом не мешает помнить, описывая этот характер.

Весы - это не сторонний наблюдатель и фиксатор ситуаций. Они инициативны и целеустремленны в своем чувстве гармонии, и могут силой навести порядок, сделав его таким, как они это понимают.

Весы умеют договариваться, но за внешней мягкостью скрывается твердый характер. И здесь снова хочется отметить: весы мягки не потому, что слабовольны, а потому, что гармония и равновесие необходимы им для полноценного существования. А любой дисбаланс сразу на их организме отражается. Весы начинают жаловаться на жизнь и здоровье.

Не менее интересной особенностью весов является и то, что мужчины - весы могут проявлять сугубо женскую мягкость и деликатность. А женщины - весы - демонстрировать мужскую волю и решительность.

Только в том случае, если весы что-то решили, спорить с ними бесполезно. Их мягкость исчезает, как утренний туман. Неприемлемый для себя вариант весы отвергают смело и решительно. Весы, сами нервничая и переживая, способны совершать жесткие по отношению к другим поступки. В данном случае вступают в силу два обстоятельства.

Первое. Весы это из чувства справедливости делают.

Второе. По необходимости, из чувства самосохранения.

Весы являют собой внечеловеческую безликую силу высшей гармонии, высшей справедливости. Но в их жестокости нет ничего личного и злонамеренного. Гармония мира ни мягка, ни жестка. Мир относится к человеку не любовно, не враждебно, но скорее равнодушно. Гармония мира такова, какая есть. И весы это отчетливо осознают.

Человек приятный во всех отношениях.

Весы - люди общительные, светские. Любят праздники, наряды, украшения, сплетни, разговоры, светские беседы обычно они элегантны, воспитаны, приветливы. Их неотъемлемая черта - желание нравиться. Весам нужно, чтобы к ним хорошо относились. Они признания и любви ищут. Ведь любовь и дружба - самые гармоничные виды отношений.

Весам необходимо, чтобы их любили, чтобы им сочувствовали, помогали, оказывали знаки внимания, принимали такими, какие они есть им нужен человек, на которого они могли бы опереться, который бы их понимал как родственную душу. Весы тяжело переносят чужую антипатию, переживают душевно и даже физически из-за чужой грубости, невнимания. Они боятся быть отвергнутыми, не хотят ущемлять других.

Весам нужно оставаться в центре внимания, внутри процесса, только так они могут поддерживать гармоничность ситуации и получать необходимые им положительные эмоции весы расчетливы и могут пользоваться теми, кому нравятся. Весы знают себе цену, по правде сказать, они большие снобы. Высокомерие им тоже свойственно, и определяется это тем, что весы видят, как все связано друг с другом, видят ситуацию в ее развитии, а остальные, по их мнению, пребывают в неведении и невежестве.

Собственных чувств у весов мало, а поклоняться они никому не будут из принципа. Чувства выражены слабо, что такое страсть. Весы просто не понимают или знают из эротических фильмов эмоции весов подконтрольны холодному уму, ведь горячие чувства сразу выводят психику из равновесия, а это весам вредит.

Они любят головой, эстетично все должно быть красиво, благородно, согласно этикету и вежливому обращению им нужно делать дорогие подарки, оказывать знаки внимания и тогда весы будут считать, что их любят или делать вид, что любят, ведь они не хотят разочаровать партнера такое свойство может приводить к ошибкам в личной жизни весы частенько дружбу путают с любовью, партнеров с друзьями, общественное с личным, чужих со своими, правое с левым.

Весы не стремятся к обладанию, позволяя людям быть самими собой. Но это касается материального мира. В мире идей весы могут быть беспринципными, эгоистичными и затевать соперничество. Здесь весам нужен успех, признание, тут они могут побороться не на жизнь, а на смерть. И кто не с ними, тот против них.

Почему весы такие.

Мир весы воспринимают своеобразно эстетично, холодно, отстраненно. Им важны не столько форма и содержание, сколько качество взаимосвязей составных частей если речь идет о людях, то сначала их образованность, воспитание, манеры, внешность. А уже потом личные качества. При этом весы руководствуются не собственной шкалой ценностей, а общественным мнением, общепринятыми взглядами. Своего устойчивого мнения о проблеме весы обычно не имеют.

Им свойственно тщеславие и связанное с ним определенное равнодушие к окружающим. Но весы так устроены и не могут идти против своей природы. В том случае, если они будут неравнодушны, то разрушат свой внутренний мир, лишая себя покоя. Любое неравнодушие сразу склоняет чашу весов в одну из сторон. Гармония и внутренний порядок исчезают. А именно за них весы так ратуют в быту и общении.

Таким образом, их холодность неосознанна, естественна и оправдана магической сутью. У весов нет злого умысла, напротив, они хотят добра и мира, так как только при таких условиях могут жить.

Весы и сами весьма болезненно воспринимают неблагоприятную психологическую атмосферу. Страдают от плохих бытовых условий и тяжелого труда.

Сопереживать весы не умеют, но способны понять причины переживаемого другим человеком и учесть его претензии по их поводу, чтобы сделать все необходимое для торжества справедливости слабо выраженные чувства не дают им глубины весы, что ни говори, достаточно поверхностны.

Путь к миру и мере.

Весы могут порхать по жизни, как бабочки, являясь причиной чужого раздражения. Внимание! Только в том случае, если жизнь не требует от них трудных решений, то весы приятны, красивы и являются украшением любого общества.

Они не любят обременять себя лишними заботами и обязанностями, оставляя это право другим, ведь всякая чрезмерность - против их натуры весы формалисты, это от них отпугивает в работе они бывают безответственными и ленивыми. У них не всегда развито чувство долга.

Весы умеют поддерживать не только гармонию мира и души, но и гармонию тела. Они тонко чувствуют телесные потребности, знают толк в диете, оздоровительных мероприятиях, гурманском употреблении пищи, разминках, развлечениях и отдыхе. Они талантливые терапевты, массажисты, гомеопаты и натуропаты.

Еще весы прекрасные юристы, преподаватели, дипломаты, секретари. Социологи, искусствоведы и критики все виды искусства подвластны им театр, кино, особенно поэзия. А также музыка легкого жанра и мода. Политики весы слабые. Тяжелая работа весам противопоказана, она может их просто убить. Весы инстинктивно знают это и соблюдают в этом вопросе меру.

Мода весов.

Весы не любят броские цвета и экстраординарные наряды. Их стиль - это стиль элегантности и хорошего вкуса. Их цвета темно-голубые, зеленые, морской волны и пастельные. Им можно носить опал, лазурит и множество других украшений вышеуказанной цветовой гаммы.

При этом весы частенько на модные нововведения падки. Умеют показать товар лицом - этого у них не отнимешь. Женщина - весы может выбрать нечто из мужского гардероба, например брючный костюм, а мужчина внесет в свою одежду некий декоративный элемент. Допустим, ювелирное украшение. Весам должно повезти в пятницу. Считается, что их счастливые камни - это аквамарин, турмалин и циркон.

Завели разговор Совесть, Любовь и Желание. Беседа закончилась ссорой.
Совесть сказала, что она занимает место в каждом.
Любовь сказала: «А меня вечно все ищут!»
Желание расстроилось, но нашло, что ответить: «Люди часто меняют вас на меня!»
Все трое они сидели и не хотели даже смотреть друг на друга.
Совесть попыталась объяснить: «Когда творится добро или совершается зло, я нужна людям! Я как судья. Решение зависит от меня, а значит я главнее вас!»
Любовь отвечала: «Дорогая, каждый мечтает обо мне с рождения до старости. Каждый хочет хотя бы на секунду прикоснуться ко мне. А когда речь идет обо мне, ты уже на втором месте!»
Желание задумалось и сказало: «Вы что, хотите сказать, что я на третьем месте?» И привела пример: «Человек в юном возрасте подчинен только мне. Я причина поисков его половинки. Я занимаю почетное первое место! Он и не обратит внимания на совесть, а когда запутается и назовет меня любовью! В случае успеха мне не будет цены. Я награда для человека! Когда речь идет обо мне, все становятся глухи и слепы. Твоих криков, Совесть, переживаний, ревности никто не слышит! Мой статус - настоящая любовь!
В случае неудачи, будешь виновата ты, дорогая Совесть. Ведь этот человек не услышал тебя, а первая виновата ты, милая любовь! Этот человек будет до конца своей жизни с озлобленностью вспоминать о тебе, как о первом неудачном опыте! В лидерах снова я, стоит появиться новому человеку на горизонте. Скажите, я не права?
Любовь была оскорблена столь жестким отзывом.
« Ты хочешь сказать, что я приношу несчастье?»,-вскрикнула любовь! «Как ты можешь сравнивать меня с собой? Ты всего лишь желание, а я ЛЮБОВЬ! Ты, глупое! Я не только соединяю двух людей, я открываю глаза на мир. Я в детях, в природе, в Боге, в слове Родина! Никто не может заменить меня! Да, я могу принести боль, но это не моя вина, а заслуга юности, которая может перепутать нас с тобой!»
Желание замолчало
Совесть добавила: «Да, Любовь права! Ты, Желание, это еще не Любовь! Да, Желание, это ты можешь сделать людей глухими и слепыми. Это ты не даешь шанса почувствовать многим, что такое вкус настоящей любви. Это ты причина многих разлук и бед. Это из-за тебя брошены дети, которые плачут, ищут и ждут. Это из-за тебя многие люди готовы продаться! Как ты смеешь обижать еще Любовь? Запомни раз и навсегда, что любовь никогда ничего не приносит, кроме счастья!»
Желание осознало, что Любовь права и совесть на ее стороне. Но на лице желания, несмотря на недоумение, промелькнула улыбка!»
«Я вечная, ты со временем стареешь и теряешь значение. Совесть же остается с нами до конца жизни и на том свете говорит всю правду о нас, о наших деяниях», - прошептала Любовь!
Желание на том свете растворяется в воздухе. Получается, что мы с Совестью сестры, а ты чужое!
После услышанного, Желанию стало стыдно, оно почувствовало себя брошенным и подумало: «Любовь и Совесть спутники жизни, а я всего лишь Желание?»
Совесть и Любовь пожалели Желание и сказали: «Ты тоже необходимо! Без тебя никто не смог бы любить друг друга и Совесть бы вечно молчала! Ты первый шаг к поиску счастья!»
Они забыли про все обиды, обнялись и стали жить как прежде!»

Текущая страница: 9 (всего у книги 16 страниц)

Конец лета


Покатилось лето под гору.
Август. Тихие деньки.
Подложив туманы под голову,
Сонно бредят родники.

Млечный Путь клешнею рачьей
Тихо движется к рассвету,
Осторожно поворачивая
Ворот медленного лета.

Осторожней, осторожнее
Вейте, ветры, надо мной,
Чтобы месяц новорожденный
Не пугался тьмы ночной.

«Рассчитавшись с жаждою и хламом…»


Рассчитавшись с жаждою и хламом,
Рассчитавшись с верою и храмом,
Жду тебя, прощальная звезда.
Как когда-то ждал я вдохновенья,
Так теперь я жду отдохновенья
От любви и горького труда.

Но, видать, не спел последний кочет
И душа еще чего-то хочет,
Своего никак не отдает.
Жаждет с веком и толпою слиться.
Так стремятся птицы в стаю сбиться,
Собираясь в дальний перелет.

«Мне выпало все…»

«Тогда я был наивен…»


Тогда я был наивен,
Не ведал, в чем есть толк.
Купите за пять гривен,
А если надо – в долг.

Тогда я был возвышен,
Как всадник на коне.
Не знал, что десять пишем
И держим два в уме.

Тогда я был не этим -
Я был совсем другим.
Не знал, зачем мы светим
И почему горим.

Тогда я был прекрасен,
Бездельник молодой.
Тогда не падал наземь
Перед любой бедой.

«Тяжел уже стал. Никуда не хочу…»


Тяжел уже стал. Никуда не хочу.
Разжечь бы камин, засветить бы свечу
И слушать, и слушать, как ветер ночной
Гудит и гудит над огромной страной.
Люблю я страну. Ее мощной судьбой
Когда-то захваченный, стал я собой.
И с нею я есть. Без нее меня нет.
Я бурей развеян и ветром отпет.
И дерева нет, под которым засну.
И памяти нет, что с собою возьму.

«Перед тобой стоит туман…»


Перед тобой стоит туман,
А позади – вода,
А под тобой сыра земля,
А над тобой звезда.

Но в мире ты не одинок,
Покуда чуешь ты
Движенье моря и земли,
Тумана и звезды;

Покуда знаешь о себе,
Что ты проводишь дни
Как неживое существо,
Такое, как они.

А большего не надо знать,
Все прочее – обман.
Поет звезда, летит прибой,
Земля ушла в туман…

«Когда крутом цветут сады…»


Когда крутом цветут сады,
Душа, забывшись, отдыхает
От суесловья и вражды
И свежесть яблони вдыхает.

Она устала прозревать
Грядущее. Она устала
Прошедшее переживать,
Минувшее твердить с начала.

Она устала от оков
И, отдыхая, вновь готова
Поверить в свежесть облаков
И в святость образа людского.

«Сад – это вовсе не природа…»


Сад – это вовсе не природа,
А означенье перехода
От грустной осени к зиме,
От неба серого к земле.

Сад – это рассветанье в окнах,
Через окно – огромность лип,
Где тишина лежит, промокнув,
И холод ей равновелик.

Ах, как мне надоело это -
Холодная зима и лето,
Времен скрипучий переход,
Что длится уж который год!..

Июнь 1984

«Запиши мне в жизнь кусок…»


Запиши мне в жизнь кусок
Марта с долгою метелью.
Занеси еще лесок,
Где береза рядом с елью.

Подверстай еще сугроб,
Что от сумрака сиренев.
Подведи потом итог
Ветра, снега и деревьев.

Это все соедини
В зимнем облике природы
В завершающие дни
Холодов и непогоды.

«В деревьях около воды…»


В деревьях около воды
Запели вешние дрозды.
Их с каждым годом меньше.
А ручеек между камней
Весною каждой все мутней
И с каждым летом мельче.
И с каждым годом роща та,
Лишаясь дерева, куста,
Становится все реже.
Так наступает пустота;
Так изменяются места.
А говорят: все те же.

«Купаться в ключевой воде…»


Купаться в ключевой воде,
Вдыхать всей грудью воздух чистый
И взором на заре тенистой
Стремиться к молодой звезде.

Чего еще? В траве лежать,
Всю ночь прислушиваясь к полю.
И руку медленно разжать,
Чтоб сердце отпустить на волю.


Накатывается издалека.
Сначала громом конского обоза
По мостовой. Гуденьем сквозняка.
Потом паденьем тяжких бочек с воза.
Потом фугасным взрывом. А за ним
Витком сверхзвукового самолета.
И вскоре – адом, где удар и дым.
И упаданье дерева в болото.

Бушуй, бушуй! Ударь в меня, ударь,
Чтоб пал близ пенной кромки океана,
Где превращается смола в янтарь
И смерть, как жизнь, светла и первозданна.


О, как я птиц люблю весенних,
Не зная их по именам.

Я горожанин. В потрясеньях
До этого ли было нам?

Я житель улиц, житель парков,
А не тайги и не степей.
И скромных городских подарков
Я жду от птиц и талых дней.

Март 1983


Музыка играет
В тихом кафетерии.
Воробей порхает
За окном на дереве.

Веселишься, малый,
На носу апрель.
Проживем, пожалуй,
Несколько недель.

Не позднее 1983


Словно пестрая корова,
Март пасется у реки.
Там от снежного покрова
Остаются островки.

Ожиданье ледохода
Наблюдается везде.
Любопытство небосвода
К лесу, полю и воде.

Не позднее 1983


Люблю я март.
Вороний карк.
Зимы последний выплеск.
Грачиный крик,
Где спор возник
О пользе сочинительств.

И ветер свеж.
И вот рубеж
Между зимой и мартом.
Ветра судьбу
На берегу
Гадают нам по картам.

В раскладе карт -
Вороний карк
И вопли жадных чаек,
Грачиный шум,
Которым ум
И сердце отвечают.

Март 1983

«А на рассвете дрозд поет…»


А на рассвете дрозд поет.
Проснувшись, вновь тоскую.
Ведь невозможен поворот
Обратно, в жизнь мирскую.

Есть что-то нелюдское в том,
Как я живу, пытаясь
Себя изобразить пером,
И как пишу, отчаясь.

А на рассвете свищет дрозд
И тенькают синицы.
И росы падают со звезд
Деревьям на ресницы.

Июнь 1984

«Милая жизнь! Протеканье времен…»


Милая жизнь! Протеканье времен.
Медленное угасание сада.
Вот уж ничем я не обременен.
Сказано слово, дописана сага.

Кажется, все-таки что-то в нем есть -
В медленном, в неотвратимом теченье,
Может, о вечности тайная весть
И сопредельного мира свеченье…

Осень. Уже улетели скворцы.
Ветер в деревьях звучит многострунно.
Грустно. Но именно в эти часы
Так хорошо, одиноко, безумно.

1980–1981

«Сколько здесь явилось чар…»


Сколько здесь явилось чар:
Ветер клены раскачал,
Листья с липы сбросил -
Наступила осень.

Все окончилось как будто.
Но сегодня сердце радо:
Ведь всего одна минута
До зимы и снегопада.

«Всю ночь сегодня буря выла…»


Всю ночь сегодня буря выла
И море зимнее бесилось.
И оттого так смутно было,
И думал я про нашу сирость.

Неужто есть конец, начало,
Но в мире – нам подобных нету?
И оттого так страшно стало
За одинокую планету.

А утром волны отрычали,
Снега от солнца заблистали.
И оттого так беспечальны
Мне дни грядущие предстали.

Шарманщик


Шарманщик гуляет по свету,
Бредет по московским дворам.
Шарманочка музыку эту
Играет с грехом пополам.

Шарманщик встает спозаранку
И трудится до темноты.
«Шарманка моя, лихоманка!» -
И тут заедает лады.

«На улице ветер, ненастье.
А ты, мой органчик, играй.
А ты из коробочки счастье
Скорее достань, попугай!»

За счастье свое горожанка
Заплатит последний пятак.
«Шарманка моя, лихоманка,
Играй свою музыку так:

Таратам, таратам, таратам,
Таратам, таратам, тара…
С моим попугаем хохлатым
Стою посредине двора.

Шарманка, шарманка, шарманка
Меня довела до беды.
Шарманка моя, лихоманка…» -
И тут заедает лады.

Потом, после осени трудной,
Когда на бульварах черно,
Сидит он в подвале на Трубной,
Дает попугаю зерно.

За чашкой горячего чая
Сидит, молчалив и устал.
Ведь, счастье другим отдавая,
Он счастья себе не достал.

«Когда-нибудь я к вам приеду…»


Когда-нибудь я к вам приеду,
Когда-нибудь, когда-нибудь,
Когда почувствую победу,
Когда открою новый путь.

Когда-нибудь я вас увижу,
Когда-нибудь, когда-нибудь,
И жизнь свою возненавижу,
И к вам в слезах паду на грудь.

Когда-нибудь я вас застану,
Растерянную, как всегда.
Когда-нибудь я с вами кану
В мои минувшие года.

Декабрь 1980–1981

«В какие-то новые дали…»


В какие-то новые дали
Меня от тебя позвали
Какие-то новые вести,
И радости, и печали.

Пошел я белой дорогой
С лукавой судьбой тягаться
Вослед весне босоногой,
За шалью ее цыганской.


– Ты моей никогда не будешь,
Ты моей никогда не станешь,
Наяву меня не полюбишь
И во сне меня не обманешь…

На юру загорятся листья,
За горой загорится море.
По дороге промчатся рысью
Черноперых всадников двое.

Кони их пробегут меж холмами
По лесам в осеннем уборе,
И исчезнут они в тумане,
А за ними погаснет море.

Будут терпкие листья зыбки
На дубах старинного бора.
И останутся лишь обрывки
Их неясного разговора:

– Ты моим никогда не будешь,
Ты моим никогда не станешь.
Наяву меня не погубишь
И во сне меня не приманишь.

«А помнишь, ты была тогда…»


А помнишь, ты была тогда
Беспамятней воды -
На светлой глади ни следа,
Ни складки, ни черты.

Мы не останемся нигде
И канем в глубь веков,
Как отраженье на воде
Небес и облаков.

«А мы куда-то мчались…»


А мы куда-то мчались
На поезде вдвоем,
Нимало не печалясь
О будущем своем.

Вдоль телеграфных линий,
Под частый перестук
В простор глядели синий,
Не разжимая рук.

Как прядь твоя взлетала!
И воздух был тугой,
Был с запахом металла
И с дымною трубой.

А мы тогда не знали,
Что станция близка
И что грозят печали
С разлукой на века.


Нас в детстве пугали няни,
Что уведут цыгане.
Ах вы, нянюшки-крали,
Жаль, что меня не украли.

Бродил бы с табором лунным
(Странно-туманно).
Кони под месяцем юным.
Запах тимьяна.

Где вы, мои цыгане,
Плясуны, конокрады?
Где вы, мои цыганки,
Где вы, сердца отрады?

В поэзии нашей великой
Есть цыганская нота.
И звучит эта нота,
Когда уже жить неохота.

«Странно-туманно.
Расстались нежданно.
На сердце рана,
И жизнь не желанна».

Пока луна не погасла,
На свете будет цыганство:
Песня, обман, лукавство,
Скрипка и постоянство.

Я помню цыгана Игната
В городе Кишиневе.
Он мне играл когда-то
О давней моей любови.

«Странно-туманно.
Вечером рано.
Расстались нежданно,
И на сердце рана!»

Узел моей печали,
Скрипка, стяни потуже…
Ах, если б нянюшки знали,
Как спасать наши души!


Поворожи, цыганка,
На картах погадай,
Ограбь меня до нитки,
Но молодость отдай!

Обобранный до нитки,
Неловкий, молодой,
Поеду я в пролетке
С лошадкою гнедой.

– Скажи-ка мне, извозчик,
Куда меня везешь?
Ведь у меня в кармане
Один несчастный грош.

Извозчик мне ответит:
– Не можешь – не плати.
Ведь сам не знаешь, малый,
Куда тебя везти!

Не молодой, не старый,
Не мертвый, не живой,
Обобранный до нитки,
Я побреду Москвой.

И вдруг – знакомый дворик,
Где сушится белье.
– Привет, мой друг Татьяна,
Пусти меня в жилье.

– Прости меня, мой милый,
Что не могу пустить.
За то, что не любила,
Не можешь мне простить.

Я отойду печальный -
Все вспомнил, все забыл.
– Тебя, мой друг Татьяна,
Так мало я любил!

Забыто – не забыто.
И больно. И светло.
И то, что будет после,
Уже произошло.

«Жизнь сплетает свой сюжет…»

Б<орису> С<луцкому>


Жизнь сплетает свой сюжет.
Но, когда назад посмотришь,
Возникает свежий свет
Далеко – на девять поприщ.

По которым пятерых
Повело июнем ранним.
И нетленный пятерик
Засветился их стараньем.

Сколько крови пролилось,
Сколько дел осуществилось,
Сколько выпало волос
И сердец остановилось!

Но сияет вдалеке
Свежий свет того июня,
Как в предутренней реке
Острый отсвет новолунья.

«Да, мне повезло в этом мире…»


Да, мне повезло в этом мире -
Прийти и обняться с людьми
И быть тамадою на пире
Ума, благородства, любви.

А злобы и хитросплетений
Почти что и не замечать.
И только высоких мгновений
На жизни увидеть печать.

«Мне выпало счастье быть русским поэтом…»


Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.

Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.

Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры в походе великом.

Как валенок мерзлый валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.

«Здесь, вдали, неизвестно – кто умер, кто жив…»


Здесь, вдали, неизвестно – кто умер, кто жив.
Просто письма не пишут.
Здесь всегда перед окнами дышит Залив.
А друзья уж не дышат.

Пусть дыханье Залива сольется с моим.
Его ветром объяты,
Вместе с ним океанской слезой утолим
Горечь каждой утраты.

Май 1983 – конец 1983 или начало 1984

«Отвези меня в Грузию! Здесь я хочу умереть…»

Л<идии> Л<ибединской>



Но сначала хочу поглядеть со скалы над Сигнахи
На долину, где осень кует виноградную медь
И стоят полукружием горы, надвинув папахи.

В Алазанской долине пои меня местным вином,
Я потом буду долго жевать золотую чурчхелу.
Увези меня в Грузию, друг, приведи меня в дом.
Только здесь я сумею отдаться последнему делу.

Только здесь, где однажды запели Шота и Важа,
Только здесь, где стояла препона всевластью ислама,
Только здесь, где судьба доведет меня до рубежа,
Только в Грузии, здесь, и начнется последняя драма.

Пусть я буду дыханием хо́лмов ее освежен.
Пусть я буду объят, опоен ее долей и волей,
Византийскою нежностью тонких грузинских княжон
И медлительным вежеством добрых крестьянских застолий.

Отвези меня в Грузию! Здесь я хочу умереть.
Здесь, с друзьями, окончится вдруг ощущенье чужбины.
И еще я хочу, и еще я хочу посмотреть
Со Сигнахских высот в глубину Алазанской долины.

Январь – февраль 1984

«Не мешай мне пить вино…»


Не мешай мне пить вино.
В нем таится вдохновенье.
Вдохновенье. А продленья
Нам добиться не дано.

Без вина судьба темна.
Угасает мой светильник.
Смерть – она не собутыльник,
К трезвости зовет она.

Можно ль жить, себя храня,
С чувством самобереженья?
Нет, нельзя среди сраженья
Уберечься от огня!

Ты уж так мне жить позволь,
Чтоб не обращал вниманья
На прерывистость дыханья
И тупую в сердце боль!..

Март 1983

«Не исповедь, не проповедь…»


Не исповедь, не проповедь,
Не музыка успеха -
Желание попробовать,
Как отвечает эхо,

Как наше настоящее
Поет морозной ранью
И как звучит стоящее
За вековою гранью.

«И к чему ни прислушайся – все перепев…»


И к чему ни прислушайся – все перепев.
Да, мой перепел, ты и себя перепел.
Но однажды, от радости оторопев,
Ты особую ноту поставил в пробел.

Ту, неверную, что остальным вопреки…
Но, мой перепел, я тебя не попрекну
Переломом мотива, крушеньем строки,
Несуразицу всю не поставлю в вину.

Пусть та нота – какая-то вовсе не та,
Да, мой перепел, дуй в нее, как стеклодув
А когда не по горлу тебе высота,
Раздери клокотаньем разинутый клюв.

«Я вдаль ушел. Мне было грустно…»


Я вдаль ушел. Мне было грустно.
Любовь ушла. Ушло вино.
И я подумал про искусство:
А вправду – нужно ли оно?

Затем, зачем стремится гений
Познать ненужность бытия,
Ведь все мгновенней и мгновенней
И сокровенней жизнь моя!..

Март 1983

«Знаю: дерево это в июне…»


Знаю: дерево это в июне
Достигает духовных высот.
Как роскошно оно в новолунье,
Как сильны его запах и пот!

Расстилается лунная пажить,
Расплываясь в рассветном дыму.
Молча дерево что-нибудь скажет,
Молча месяц ответит ему.

Друг на друга с улыбкою глянут
И увидят, что скоро рассвет.
И тогда уж пернатые грянут
Уходящему месяцу вслед.

Дуэт для скрипки и альта

М<аше> П<антелеевой>


Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.

И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.

Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
«Тара-тара, тили-тики, -
Думал он. -

Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта».

Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!

Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд, -
Сколько требуется, столько
И отдаст…

Ох, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю -
Черный лед.

Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.

Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,

За вино и за ошибки -
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!

Про Ванюшку


Просит Ва́нюшка у мамушки:
– Испеки ты мне шанежки -
Целый пуд.

– А зачем тебе, Ванюшка,
Шанежек
Целый пуд?
– Я шанежки возьму
Да на торг пойду.
Продам я шанежки,
Получу за них денежки.

– А зачем тебе, Ваня, денежки?
– Куплю кафтан ала бархата,
Да сапожки козловые,
Да ружье куплю с насечками.
Как откину у кафтана полу,
Как топну три раза сапожками,
Как начну из ружья палить,
Бояре в городе испужаются,
Слуги боярские поразбегаются.
Заберу я у них казну,
Заберу и себе возьму.
– Ах ты, Ванюшка, глупый Ванюшка.
Бояре-то в городе сильные.
Не дадут тебе казну.
Лучше ты ступай ко сну.

«Чудо – познаваемость вселенной…»


Чудо – познаваемость вселенной
И с природой дивный диалог.
Этот чистый, темный и целебный
Рек, небес, пустынь и моря слог.

Этих гор возвышенные оды,
Пестрые элегии лесов,
Разговор осмысленной Природы,
Примечанья птичьих голосов.

Осторожней принимай признанья
И о тайнах сбивчивый рассказ.
Что-то пусть останется за гранью,
В любопытстве сдерживая нас.

Поздние стихи

Беатриче

Беатриче


Говорят, Беатриче была горожанка,
Некрасивая, толстая, злая.
Но упала любовь на сурового Данта,
Как на камень серьга золотая.

Он ее подобрал. И рассматривал долго.
И смотрел и держал на ладони.
И забрал навсегда. И запел от восторга
О своей некрасивой мадонне.

А она, несмотря на свою неученость,
Вдруг расслышала в кухонном гаме
Тайный зов. И узнала свою обреченность.
И надела набор с жемчугами.

И, свою обреченность почувствовав скромно,
Хорошела, худела, бледнела,
Обрела розоватую матовость, словно
Мертвый жемчуг близ теплого тела.

Он же издали сетовал на безответность
И не знал, озаренный веками,
Каково было ей, обреченной на вечность,
Спорить в лавочках с зеленщиками.

В шумном доме орали драчливые дети,
Слуги бегали, хлопали двери.
Но они были двое. Не нужен был третий
Этой женщине и Алигьери.

Автобусная остановка «Лаури»


У нас с тобой каникулы
В круглогодичной школе
Взаимных обучений.
Кругом леса и выгоны.
Дорога вьется в поле.
Автобус предвечерний.

А остановка «Лаури»
Вдруг может стать Лаурой,
На фоне ровной травки
Возможно в светлой ауре
Среди природы хмурой
Явление Петрарки.

Откуда здесь? В неведенье.
Но где-то за лугами,
Где не подозревают,
«Божественной комедии»
Зловещими кругами
Округа назревает.

Душе в своем различье.
Поэзии божественнной
Две жертвы. Две могилы.
Лаура. Беатриче.

«Ждать не умею! Вмиг! Через минуту…»


Ждать не умею! Вмиг! Через минуту!
Ведь каждый миг я изменяюсь сам.
А нынче мне приснилось почему-то,
Что мы живем по солнечным часам.

А солнца нет. В душе темно, как в штольне.
И циферблат луны туманом скрыт.
И лишь на вильяндиской колокольне
Двенадцатый удар. Звонарь не спит.

«Желанье и совесть – две чаши…»


Желанье и совесть – две чаши
Весов. Если нет равновесья,
Желанья бессовестны наши.
А совесть – сплошное увечье.
И в самоубийственном раже,
Как жуткий пожар чернолесья,
Дымится нутро человечье.

Увижу рассвет за венозным окном,
Пойму, что не надо тягаться со сном.
Теперь уже можно не спать, не дремать,
А лишь ожиданьем себя донимать.

А дождь не стихает и днем.

Сперва буду ждать вдохновенной строки.
Но рифмы трещат, как стропила.
Да! Боги мои обжигают горшки,
А я лишь леплю их уныло.

Потом ожидать начинаю письма.
И жду, чтобы дети восстали от сна.
И чтобы ты кофе сварила.
И чтобы ты заговорила.

Но оба мы ждать начинаем врага.
Ты соль уронила вблизи очага.
Ах, жаль, что солонку разбила!

Сначала его я хотел бы убить.
А после – его я хотел бы забыть.
А после – его я хотел бы любить.
Как мертвого любит могила.
А может быть, даже сильнее стократ.
Но вскоре уже наступает закат.

А дождь все шумит за венозным окном.
И можно утешиться только вином,
А может, ударом булата.
Все ждать, ожидать и опять ожидать,
И ждать, чтобы все повторилось опять.
Чтоб кончилось это когда-то.

Дон Кихот


Так за день устаю от битвы с ветряками
И от фантазии испанской,
Что к вечеру хочу в трактире с мужиками
Стать Санчо Пансой.

Смешной старик, худой, седоволосый,
Молчу. Кому нужна изысканная проза!
Молчу и слушаю. Но вдруг бледнею,
Когда заговорят про Дульцинею,
Про Дульцинею из Тобозо!

Что говорят о ней, о девке с сеновала!
Смешной гидальго, встань, ведь ночь не миновала,
Клюй до утра свое небесное зерно.
А утром вновь пойдешь войной на мнимых чудищ.
Но с Санчо Пансой воевать не будешь.
Да и ему с тобой сразиться не дано.

«Ты подарила мне вину…»


Ты подарила мне вину,
Как крепость старому вину.

Сперва меня давила в чане,
Как кахетинские крестьяне
Тугие грозди Алазани
Жмут, беспощадные к плодам.

Потом меня лишила плоти.
А кровь мою, что изопьете,
Я при застолье вам подам.


В страстях, в которых нет таланта,
Заложено самоубийство
Или убийство. Страсти Данта
Равны ему. Растут ветвисто.

Страсть – вовсе не прообраз адюльтера.
В ней слепота соседствует с прозреньем,
С безмерностью – изысканная мера:
Слиянье Бога со своим твореньем.

В ней вожделенья нет. И плотью в ней не пахнет.
Есть страсть духовная. Все остальное – ложь.
И криворотый образ леди Макбет,
Которая под фартук прячет нож.

«Вот в эту пору листопада…»


Вот в эту пору листопада,
Где ветра кислое вино,
Когда и лишних слез не надо -
В глазницах сада их полно,

Тебя умею пожалеть.
Понять умею. Но доныне
Никто не мог преодолеть
Твоей заботливой гордыни.

Ты и сама над ней не властна,
Как все не властны над судьбой.
А осень гибелью опасна.
И прямо в горло бьет прибой.

«Соври, что любишь! Если ложь…»


Соври, что любишь! Если ложь
Добра, то будь благословенна!
Неужто лучше ржавый нож
И перерезанная вена?

Да! Притворись! Мне правду знать
Невыносимо, невозможно.
Лелей неправды благодать,
Как в колыбели, осторожно.

По заслугам каждому воздастся,
По своим и никаким чужим,
Что украсть или купить удастся,
Всё равно суда не избежим.

На весах суда - всегда две чаши:
"Зло","Добро" и обе - только наши.

(картинка из интернета)

Рецензии

нет добра. нет зла. есть только совесть
нет весов - как нет их мерных чаш
и предательски нахлынувшая горесть
стих слегка и критикует ваш

Слишком просто все спихнуть на суд
отвечать по совести - вот это тяжкий труд

Спасибо за прекрасный эксп.

Существенной разницы не вижу)))
о том, что есть совесть, мы узнаем, когда возникает не угрызение, а значит, зло уже совершено... и как не крути, по чашам все равно распределяется и зло и добро, содеянное нами...
были бы мы не творить никакого зла- мы бы тут не жили, а здесь, на Земле, еще предстоит поучиться не делать зла, и жить по совести)))

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести»[источник не указан 690 дней], то есть связывает воедино разум и эмоции.

Добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий

С глубоким уважением,
Артур

На мелкий эксп такой разнос) Артур, кажется тема добра и зла для Вас актуальна. буду впредь аккуратнее с откликами на чужие произведениями. пока придется присмотреться к местному сообществу
с наилучшими, Олег

Олег, простите искренне, если вы восприняли это как разнос - видимо я написал что-то не так(((
Я рад и вашему приходу и экспу... Просто так я выражаю радость))))

Удачи вам, заходите - обещаю быть сдержаннее в эмоциях ответов))))

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы