Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

1994 год

В 1994 году, во время миссии возвращения с российский космической станции «Мир» на Землю, простой космический корабль серии «Союз» столкнулся с «Миром» спустя несколько минут после старта. В рамках продолжающегося осмотра космической станции, на борту были фотографы, поэтому когда космонавты отправились домой, ЦУП приказал им сделать несколько фотографий стыковочной палубы.

Через несколько минут, приступив к выполнению задачи, космонавт Василий Циблиев пожаловался, что корабль реагирует рывками, ведет себя «вяло», к тому же ТМ-17 подплыл слишком близко к одному из массивов солнечных батарей «Мира». Вскоре после этого операторы ЦУПа увидели, что внешняя камера ТМ-17 сильно затряслась, а бортовой космонавт Александр Серебров сообщил, что космический аппарат столкнулся со станцией «Мир». Связь с наземным управлением прервалась, но, к счастью, была восстановлена через несколько минут.

Хотя «Союз ТМ-17» ударил «Мир» дважды, серьезного ущерба столкновения не нанесли. Причина аварии была возложена на ошибки переключателя в левом рычаге управления движением в спускаемом модуле. К счастью, Циблиев был в состоянии контролировать ТМ-17 правым рычагом и, когда понял, что столкновения не избежать, успел увести аппарат от солнечных батарей, антенн, стыковочных портов станции «Мир», в ином случае столкновение могло быть катастрофическим.

«Прогресс М-34» врезается в «Мир»

Старая мудрость гласит, что молния никогда не бьет дважды в одно место, но Василий Циблиев - живое доказательство обратного. Станция «Мир» перетерпела всего два столкновения со спутниками во время работы, и Циблиев управлял ими в обоих случаях.

В 1990-х годах Россия пыталась усовершенствовать систему дистанционного управления стыковочным процессом, чтобы заменить дорогую автоматизированную процедуру, предоставляемую Украиной. Чтобы проверить новую систему, судно поддержки «Прогресс М-34» отстыковали от станции «Мир» 24 июня 1997 года, и оно должно было стыковаться вручную. Однако это оказалось намного сложнее, чем полагали, и во время испытаний М-34 временно скрылся за облачным фоном Земли, в результате чего модуль отклонился от курса. По какой-то причине тормоза не смогли успешно замедлить М-34, и судно довольно резко столкнулось с модулем «Спектр».

Хотя у этой аварии не было ничего общего с обилием взрывов в стиле Майкла Бэя, солнечные панели и радиаторы станции «Мир» получили серьезный ущерб, а прокол корпуса модуля «Спектр» привел к сбросу давления. После удара экипаж «Мира» услышал шипящий звук, а уши заложило, что говорило о разгерметизации. «Спектр» пришлось заблокировать, и станция «Мир» оказалась отрезанной от солнечных панелей модуля. Вследствие этого, станция потеряла электричество и начала дрейфовать в космосе. К счастью, доступ к электричеству был восстановлен, а сама станция не получила катастрофического ущерба, так что через несколько недель нормальное функционирование станции «Мир» было восстановлено.

2 июля 1997 года, после того как «Прогресс М-34» был освобожден от стыковочного дока станции «Мир», разрушительное грузовое судно сгорело в атмосфере Земли над Тихим океаном. Пожалуй, космонавты, наблюдающие за этим, должны были испытать облегчение.

Сверхскоростное столкновение

2009 год

10 февраля 2009 года «Иридий-33», коммерческий спутник связи, и «Космос-2251», устаревший российский военный спутник, столкнулись на высоте 800 километров над Таймырским полуостровом в Сибири. В то время оба спутника летели на скорости 24 480 километров в час и в сумме весили 1500 килограммов. Колоссальный импульс столкновения полностью уничтожил оба спутника.

«Сверхскоростное столкновение» (названное так, поскольку скорости участвующих объектов можно было измерить в километрах в секунду) оставило больше 2000 фрагментов, 10-15 сантиметров в диаметре, на орбите Земли. Этот мусор по-прежнему представляет собой серьезную угрозу для Международной космической станции, поскольку фрагменты вращаются в том же регионе. Хотя МКС не пострадала от прямых столкновений после аварии 2009 года, ей пришлось совершить маневр уклонения, чтобы избежать осколков.

Остатки той аварии до сих пор вращаются вокруг Земли и представляют серьезную угрозу. К счастью, орбиты большинства из этих фрагментов нарушаются, а значит мусор сгорит в атмосфере. К январю 2014 года порядка 25% того мусора уже сгорело. Будем надеяться, что к моменту, когда мы выберем уборки мусора с орбиты, конкретно эти обломки уже уберутся самостоятельно.

Столкновение с Луной


Луна - естественный спутник Земли, поэтому столкновение спутников с Луной можно включить в наш список. На текущий момент человечество отправило 74 зонда и пилотируемых корабля на Луну, 51 из которых разбились на ее белой каменистой поверхности. 19 из этих столкновений были преднамеренными, среди них миссии «Аполлонов», когда ракеты S-IVB сбрасывались на лунную поверхность, чтобы измерить ее сейсмическую активность.

Большинство спутников и зондов, которые упали на поверхность нашей луны, принадлежали США. В большинстве случаев их падение было обусловлено завершением их миссии, поэтому их просто вырубили и дали упасть. У СССР были трудные времена, когда Союз пытался посадить свои зонды правильно, поэтому половина лунных миссий просто остались лежать на поверхности естественного спутника Земли.

Вне зависимости от того, были те столкновения преднамеренными или нет, человечество сбросило 128 141 килограмм зондов на Луну за последние 50 лет, а еще несколько лунных прогулок запланированы на ближайшие пару десятилетий.

Столкновение, разгромившее BLITS

2013 год


В 2009 году ретрорефлекторный спутник BLITS был выведен на орбиту. Сделанный из нескольких видов стекла, все с разным показателем преломления, этот небольшой 8-килограммовый спутник должен был провести пятилетнюю миссию, поддерживая научные исследования в области геофизики и геодинамики, а также выступая в качестве испытательного полигона для применений спутникового лазерного позиционирования.

Спустя четыре года, в 2013 году, русские ученые заметили внезапное 120-метровое снижение высоты BLITS. Частота вращения спутника также увеличилась с 0,18 до 0,48 Гц. BLITS также перестал реагировать на сигналы лазерного позиционирования, после чего родился вопрос: что-то ударило BLITS? Проанализировав орбитальные данные, ученые выяснили, что в трех километрах от BLITS побывал один объект, пролетевший с относительной скоростью в 34 920 километров в час. Это был представитель китайского космического мусора.

В 2007 году, в рамках испытаний противоспутниковых ракет, Китай уничтожил один из своих 750-килограммовых метеорологических спутников «Фэнъюнь 1С» (FY-1C). Испытания прошли успешно, но взрыв спутника послал 2317 отслеживаемых фрагмента мчаться в разных орбитальных плоскостях вокруг Земли. Помимо этого, еще 15 000 неотслеживаемых фрагментов отправились на орбиту. С момента взрыва оставшийся мусор начал представлять нескончаемую угрозу для низкоорбитальных космических аппаратов. Некоторым из них, включая МКС, пришлось выполнять маневры уклонения.

Оставался лишь вопрос времени, когда обломки FY-1C повредят спутник. Нерабочий BLITS остался на орбите, плавая вокруг Земли как еще один кусок космического мусора, который однажды собьет другой рабочий спутник.

Хаос российских обломков

2013 год


В 1985 году Россия запустила спутник «Космос-1666» в космос на борту ракеты «Циклон-3». Запуск был успешным, и «Космос-1666» вышел на орбиту. К сожалению, последняя ступень ракеты «Циклон-3» тоже осталась плавать на орбите Земли. Спустя 28 лет на орбите облако мусора окружило «Циклон-3», сделав ступень еще опасней, чем раньше.

В 2013 году над Индийским океаном маленький эквадорский спутник по имени «Пегас» встретил свою судьбу. Хотя «Пегас» не столкнулся с «Циклоном-3» напрямую, облако мусора угодило в крошечный спутник, сбив его антенны и заставив бешено вращаться. «Пегас» не был поврежден во время аварии, но из-за выведения антенн из строя, его орбита сменилась, а быстрое вращение привело к невозможности получать и передавать сигналы в дальнейшем. Через три месяца после аварии Гражданское космическое агентство Эквадора (EXA) объявило «Пегас» потерянным и прекратило его миссию.

«Циклон-3» может не удовлетвориться смертью одного эквадорского «Пегаса», а столкнуть и его компаньона, аргентинский спутник CubeBug-1. И это рождает вопрос: сколько еще спутников это гигантское облако мусора уничтожит?

Неисправность системы навигации приводит к столкновению спутников

2005 год


Технология Demonstration for Autonomous Rendezvous Technology (DART) была спроектирована NASA, чтобы испытать сложные маневры в довольно узких местах безо всякого участия человека. В случае успеха DART можно было бы использовать для выполнения сложных технических и ремонтных задач на существующих спутниках, в том числе и на телескопе Хаббл. К сожалению, эта программа доказала, что пока рано требовать слишком многого от автоматизированного космического аппарата. В ходе испытаний он просто врезался в обозначенную цель, спутник связи MUBLCOM, вытолкнув его на более высокую орбиту.

Хотя успехом миссия DART не увенчалась, она показала, что необходимо больше мер предосторожности и точности, когда речь идет о полностью автоматическом космическом аппарате. К счастью, оба спутника пережили столкновение, хотя и немного покрылись синяками. Кроме того, в настоящее время они оба находятся на низких орбитах, где не представляют никакой угрозы для других космических аппаратов.

Cerise был сбит «родной» ракетой

1996 год


Названный в честь французского слова «вишня», Cerise был 50-килограммовым военным разведывательным спутником, предназначенным для перехвата высокочастотным радиосигналов для французских спецслужб. 7 июля 1995 года маленький злоумышленник был успешно выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя «Ариана-4», трехступенчатого транспорта, используемого Европейским космическим агентством.

Почти спустя год своей шпионской миссии Cerise был выбит со своей орбиты, потерял высоту и начал падать. Хотя такого ранее никогда не видели, стало очевидно: Cerise был чем-то сбит.

С помощью программы COMBO (Computation Of Miss Between Orbits) NASA удалось установить, что Cerise был сбит фрагментом предыдущей миссии. Это был первый случай, когда два созданных людьми объекта столкнулись в космосе. Дальнейший анализ показал, что в деле был замешан фрагмент старой ракеты «Ариана-1», которая рассыпалась на 500 отслеживаемых обломков. Получается, Cerise был сбит старой версией той же ракеты, которая доставила его в космос.

Столкновение сильно повредило Cerise, но спутник продолжил работать. И проработал еще много месяцев.

USA 193

2008 год


В 2006 году, всего через несколько минут после того, как сверхсекретный спутник USA 193 успешно вышел на свою орбиту, связь между ним и наземным управлением оборвалась. Обычно это никого не волнует. Да, это неприятно, но спутники в конце концов сгорают в атмосфере. Однако USA 193 не был обычным спутником. Он весил колоссальные 2300 килограммов, был 4,5 метра в длину и 2,5 метра в ширину.

И опять же, это не должно было быть проблемой, только вот USA 193 отказал прямо на старте миссии и был с полным баком топлива - 454 килограмма токсичного гидразина, который пережил бы повторный вход в атмосферу. Очевидно, USA 193 нельзя было дать войти в атмосферу и вылить токсичное топливо на невинных людей. Началась операция.

Генерал Джеймс Картрайт подтвердил, что планировали запустить ракету SM-3 стоимостью 10 миллионов долларов, чтобы уничтожить спутник, прежде чем он повторно войдет в атмосферу Земли. Токсичное топливо либо отправилось бы в космос, либо сгорело бы в атмосфере. Поскольку спутник был на низкой орбите, большинство обломков немедленно вошло бы в атмосферу Земли и сгорело бы в течение 48 часов, а оставшиеся фрагменты упали бы не позже чем через 40 дней.

В 2008 году, почти через два года после первоначального запуска, USA 193 был успешно уничтожен на высоте 247 километров над Тихим океаном. Он был взорван на 174 куска, которые были каталогизированы и отслеживались военными США. Большая часть мусора упала на Землю и сгорела спустя несколько месяцев, чуть больше, чем прогнозировалось. Некоторые части были выброшены на более высокую орбиту, чем ожидалось, и последний кусок USA 193 вошел в атмосферу в октябре 2009 года.

К счастью, ни один из обломков уничтоженного USA 193 не привел к столкновению.

Самоубийство «Галилея»

2003 год


Galileo на сегодняшний день является одним из самых важных спутников, когда-либо созданных, чрезвычайно расширившим наше понимание Солнечной системы и предоставившим невероятные снимки Юпитера и его спутников. Запущенный в 1989 году, Galileo пронесся мимо Венеры и Земли, а закончил свой путь на Юпитере почти пять лет назад.

Этот маленький исследователь сделал много вещей впервые: первым пролетел мимо астероида, первым обнаружил луну на орбите астероида, первым и единственным непосредственно наблюдал столкновение кометы с планетой, первым измерил атмосферу Юпитера, первым открыл вулканизм Ио и первым нашел свидетельства подземного соленого океана на троянцах Европе, Ганимеде и Каллисто.

Среди астрономов нарастало беспокойство, что однажды «Галилей» может столкнуться с одной из многих лун Юпитера, возможно, загрязнив их. Учитывая то, что эти луны считаются потенциально обитаемыми, вроде Европы, что-то нужно было сделать. У «Галилея» просто не хватило бы топлива, чтобы вернуться на Землю, и единственным вариантом по избежанию загрязнения троянской системы, да и Солнечной системы в целом, было уничтожить «Галилей», отправив его на ту самую планету, которую он так долго изучал.

Итак, 21 сентября 2003 года, спустя 14 лет в космосе и 8 лет в системе Юпитера, Galileo опустился в область мощного давления газового гиганта в 7 вечера по Гринвичу с нулевым шансом на выживание. Это была трагедия для «Галилея» и благородное дело одновременно. Счастливого пути, «Галилей»!

По материалам listverse.com

В 1957 году на орбиту планеты Земля был выведен первый спутник, и с тех пор человек в стремлении узнать больше о Вселенной или для решения вполне земных проблем периодически отправляет на орбиту космические челноки. В настоящее время вокруг Земли вращается более 500 000 фрагментов разнообразного «космического мусора», из которых более 20 000 - техногенного происхождения. Обломки мчатся по земной орбите на скорости более 28 000 км\ч и достаточно часто становятся причиной космических аварий, которым и посвящён наш обзор.

1. Столкновение челнока "Союз ТМ-17" и станции "Мир" (1994)


В 1994 году во время возвращения с российской космической станции «Мир» на Землю советский челнок «Союз ТМ-17» столкнулся с «Миром» через несколько минут после отстыковки. После старта челнока летчик-космонавт Василий Циблиев сообщил в Центр управления полетами, что корабль слишком «вяло» реагирует на команды и дрейфует слишком близко к одной из солнечных батарей «Мира». Вскоре после этого ТМ-17 врезался в станцию. К счастью, серьезных повреждений выявлено не было.

2. Столкновение космического челнока "Прогресс М-34" и станции "Мир" (1997)


Старая пословица гласит, что «снаряд в одну воронку дважды не попадает», но Василий Циблиев является живым доказательством обратного. Станция «Мир» пережила два столкновения за время своего нахождения на орбите, и оба раза челноком управлял Циблиев. В 1990-е годы Россия пыталась усовершенствовать дистанционное управление док-системой, чтобы заменить дорогую автоматизированную систему, поставляемую Украиной. Чтобы проверить новую систему, судно снабжения «Прогресс М-34» попыталось пристыковаться к «Миру» 24 июня 1997 года. Тем не менее, это оказалось гораздо сложнее, чем считалось ранее, и во время теста М-34 отклонился от курса.

По какой-то причине быстро затормозить корабль не удалось, и он довольно резко врезался в станцию. Это нанесло серьезный ущерб одной из панелей солнечных батарей и радиаторов, а также привело к разгерметизации «Мира». К счастью, серьёзного ущерба космической станции нанесено не было, но ушло несколько недель, чтобы возобновить нормальную работу на ней.

3. Гиперскоростное столкновение (2009)

10 февраля 2009 года спутник коммерческой связи «Iridium 33 и российский военный спутник «Космос-2251» столкнулись на высоте 800 километров над полуостровом Таймыр в Сибири. Суммарная скорость спутников составила 24 480 километров в час, а их общий вес - 1 500 кг. В результате аварии были полностью уничтожены оба спутника. Гиперскоростное столкновение (оно было названо так, потому что скорости фактически измерялись в километрах в секунду) привело к тому, что более 2 000 фрагментов, примерно 10-15 сантиметров в диаметре, были разбросаны по орбите вокруг Земли. Этот мусор по-прежнему представляет огромную опасность для Международной космической станции. По состоянию на начало 2014 года, примерно 25 процентов мусора сгорело в атмосфере.

4. Спутники, падающие на Луну


Луна - естественный спутник Земли, поэтому столкновения Луны и искусственных спутников были включены в этот список. Человечество в данный момент отправило 74 зонда и пилотируемых корабля к Луне, 51 из которых сталкивались с её поверхностью. В 19 из этих случаев аварии были преднамеренными, например, в миссии «Аполлон», где ракеты S-IVB были сброшены на лунную поверхность, чтобы измерить сейсмическую активность. Большинство спутников и зондов, которые нашли свое последнее пристанище на лунной поверхности, являются собственностью США. В большинстве случаев это происходило потому, что спутники завершили свою миссию и не были больше нужны, поэтому их отключали, после чего корабли просто падали на Луну. За последние 50 лет человечество сбросило на Луну 128 141 кг спутников.

5. Столкновение, уничтожившее BLITS (2013)


В 2009 году на орбиту был выведен спутник-ретрорефлектор BLITS. Сделанный из нескольких видов стекла, все с разной степенью преломления, этот маленький, 8-килограммовый спутник должен был выполнить пятилетнюю миссию, помогая научным исследованиям в области геофизики и геодинамики, а также для тестов спутниковой лазерной системы связи. Через четыре года, в 2013 году, российские ученые заметили мгновенное измерение высоты орбиты BLITS на 120 метров. Частота его периода вращения также увеличилась. BLITS также перестал реагировать на лазерные локационные сигналы. Было высказано предположение о неком столкновении.

После анализа орбитальных данных, выяснилось, что в 3 километрах от места аварии находится еще один объект, который летел с относительной скоростью в 34 920 км/ч во время удара. Виновником оказался кусок китайского космического мусора. В 2007 году в рамках теста противоракетной спутниковой системы Китай уничтожил один из своих 750-килограммовых метеорологических спутников, «Фэнъюнь 1С» (FY-1C). Испытание было успешным, но взрыв привел к образованию 2 317 фрагментов мусора.

6. Столкновение эквадорского спутника Pegaso с космическим мусором


В 1985 году Россия с помощью ракеты «Циклон-3» вывела на орбиту «Космос 1666», электронный спутник-«глушилку» радиотехнической разведки, аналогичный по конструкции ракетам «Saturn», используемым НАСА. Запуск был успешным, и «Космос 1666» был выведен на орбиту. Но последняя ступень ракеты «Циклон-3» не сгорела и также осталась летать вокруг Земли.

После 28 лет, проведенных на орбите, облако обломков окутало часть «Циклона-3», что сделало ее еще более опасной, чем раньше. В 2013 году над Индийским океаном маленький эквадорский спутник Pegaso столкнулся с обломками, окружающими «Циклон-3».Из-за рассогласования антенн после столкновения спутник изменил орбиту. К тому же он начал дико вращаться и больше не может получать сообщения или отправлять данные. Через три месяца после аварии Эквадорское гражданское космическое агентство (EXA) заявило, что Pegaso закончил свою миссию.

7. Столкновению спутников из-за неисправности системы навигации(2005)


DART (Demonstration of Autonomous Rendezvous Technology) был разработан НАСА для проведения сложных маневров без контроля со стороны человека. В случае успеха DART можно было бы использовать, чтобы выполнять сложные задачи по обслуживанию существующих спутников, таких как телескоп Хаббл. К сожалению, во время тестового полета произошла внештатная ситуация, и DART столкнулся со спутником связи MUBLCOM. Оба спутника сильно не пострадали после столкновения и в настоящее время находятся на низких орбитах, где они не будут представлять никакой опасности для любого другого корабля. Они будут медленно опускаться в течение следующих 25 лет, чтобы сгореть в атмосфере Земли.

8. Столкновение французского спутника Cerise с собственной ракетой-носителем (1996)


Названный в честь французского слова «вишня» Cerise был 50-килограммовым военным спутником-разведчиком, предназначенным для перехвата высокочастотных радиосигналов для французских спецслужб. 7 июля 1995 года спутник был успешно выведен на орбиту с помощью носителя «Ariane-4» - трехступенчатой ракеты, которая часто используется Европейским космическим агентством. Всего через год после начала своей шпионской миссии, Cerise сошел с орбиты. НАСА удалось установить, что Cerise был сбит фрагментом ступени ракеты «Ariane-1» из предыдущей миссии. Производительность Cerise была сильно нарушена, но он по-прежнему работает.

9. USA-193 (2008)


В 2006 году всего через несколько минут после того, как сверхсекретный спутник USA 193 успешно вышел на свою орбиту, связь между ним и наземным контролем была утеряна. Обычно спутник, вышедший из строя, просто сгорает в атмосфере, но USA-193 был не обычным спутником. Весил спутник колоссальные 2 300 килограммов, а его размеры составляли 4,5 м в длину и 2,5 м в ширину. Также он имел полный бак топлива (454 килограммов токсичного гидразина). Очевидно, что нельзя было допустить, чтобы USA-193 с токсичным содержимым вернулся в атмосферу - для землян это было чревато экологической катастрофой. Через два года USA 193 был успешно уничтожен на высоте 247 километров над Тихим океаном.

10. Самоубийственный полет Galileo (2003)

Galileo на сегодняшний день является одним из наиболее важных спутников, которые когда-либо были созданы. С его помощью человечество должно было расширить свои знания о солнечной системе. Созданный в 1989 году Galileo пролетел мимо Венеры и Земли, сделав ряд потрясающих фотографий, с спустя пять лет направился на Юпитер.

Этот маленький исследователь сделал множество открытий: Galileo первым пролетел рядом с астероидом, обнаружил крошечный спутник на орбите астероида, стал первым и единственным зондом, который непосредственно наблюдал столкновение кометы столкновения с планетой, измерил атмосферу Юпитера, обнаружил интенсивную вулканическую деятельность на Ио, нашел доказательства существования подземной соленой воды на спутниках Юпитера Европе, Ганимеде и Каллисто.

Учитывая то, что Galileo не хватило бы топлива для возвращения на Землю, чтобы избежать загрязнения Юпитера, его лун и Солнечной системы в целом, было принято решение уничтожить Galileo. 21 сентября 2003 года, после 14 лет пребывания в космосе и восьми лет в системе Юпитера, Galileo опустился в атмосферу газового гиганта с нулевым шансом на выживание.

Ряд космических исследований связаны с будущим человечества. Учёные, заглядывая в далёкое будущее, предложили в любых условиях.

Спустя пять лет после столкновения российского спутника "Космос-2251" с американским Iridium 33 на орбите все еще остаются около 1,5 тысяч крупных обломков этих аппаратов, которые представляют колоссальную угрозу.

Итак ознакомимся, что же творится у нас на орбите Земли.

Количество мусора, за все время полетов Последствия первого в истории "космического ДТП" - столкновения российского спутника "Космос-2251" с американским Iridium 33 ("Иридиум-33"), произошедшего пять лет назад - будет влиять на ситуацию в околоземном пространстве еще 20-30 лет, сказал представитель информационно-аналитическом центре Межгосударственной акционерной корпорации (МАК) "Вымпел". "Сегодня, спустя пять лет, на орбите все еще остаются около 1,5 тысяч крупных обломков этих аппаратов, которые представляют колоссальную угрозу. Эти объекты будут на орбите еще 20-30 лет. Одно это столкновение увеличило на 20-30% риск столкновений в космическом пространстве", - сказал собеседник агентства. Обломки падающие с неба:

Когда стали бить серьезную тревогу: Американский космический аппарат Iridium-33 и "Космос-2251", российский военный спутник серии "Стрела", столкнулись на высоте примерно 805 километров над Сибирью в 19.56 мск 10 февраля 2009 года. За два часа до этого математическое моделирование, проведенное негосударственной системой SOCRATES, показало, что два объекта пройдут в опасной близости друг к другу - в 584 метрах. Но в момент сближения "Иридиум" перестал выходить на связь, а затем американские военные увидели на этой орбите облако фрагментов - столкновение произошло. "И Россия, и США прозевали это столкновение. Ни у нас, ни у них на тот момент не было системы оперативного предупреждения об угрозе столкновения", - сказал собеседник агентства. По его словам, нынешние системы, созданные в России и США, могли бы предупредить об этой угрозе примерно за сутки. "Космос-2251" на тот момент не работал (он был выведен из эксплуатации в 1995 году), а "Иридиум" был "жив", и мы могли бы его увести", - отметил он. Последствия:

Вид на Iridium 33 и "Космос-2251" через 180 минут после столкновения После столкновения на орбите образовалось огромное облако из тысяч фрагментов. Одно это событие увеличило число космического мусора более чем на 10% - сейчас на орбите отслеживают около 16,7 тысячи мусорных объектов. Сопоставимым по "мощности" событием было только разрушение китайского метеоспутника "Фэнъюнь-1C" во время испытаний противоспутникового оружия в КНР, когда возникло около 3 тысяч фрагментов.

Вид на Iridium 33 и "Космос-2251" через 10 минут после столкновения "Иридиум" распался на 605 обломков, из них на данный момент 195 сгорело в атмосфере, "Космос-2251" породил 1609 фрагментов, из них "выбыло" на данный момент 420, сообщил эксперт. "Американец и русский" не разошлись в космосе При этом, отметил он, системы слежения видят только объекты размером не меньше 10 сантиметров. Но даже сантиметровый фрагмент, летящий со скоростью 11 километров в секунду, эквивалентен по энергии трехтонному грузовику на скорости 100 километров в час. Сейчас наивысшая концентрация обломков "ДТП" приходится на орбиты с высотами около 800-1000 километров, а также орбиты высотой около 1,5 тысячи километров. На высоте около 400 километров, где находится МКС и летают "Союзы" и грузовые космические корабли, их относительно немного. Кусок оторвавшийся от ракеты:

"На высоте 400 километров они быстро сгорают, плотность у этих объектов на этой высоте не очень большая. Там они не могут очень долго жить. Но там есть проблема, связанная с размером "мишени". Одно дело, когда у вас спутник размером 1-2 метра, а другое дело - МКС, которая имеет размер 30-50 метров. А риск столкновения пропорционален квадрату размера. Даже небольшое количество фрагментов могут быть опасны для станции", - сказал собеседник агентства. Каскадный эффект После случая с "Иридиумом" и в России, и в США были созданы системы предупреждения об угрозе столкновений. В частности, в России для контроля космического пространства используются радары системы предупреждения о ракетном нападении - СПРН. Она существовала и раньше, однако лишь недавно была организована цепочка оперативной передачи информации об угрозе столкновений заинтересованным ведомствам, отметил эксперт.

Спутниковый мусор отслеживаемый в гугл Моделирование космического мусора на орбите Земли. Создано Институтом аэрокосмических систем технического университета Брауншвейга.

В первую очередь от космического мусора страдают, конечно, объекты, находящиеся на орбите. «Службы наземного наблюдения иногда фиксируют столкновения частиц космического мусора друг с другом, из-за чего их количество множится в геометрической прогрессии, – рассказывает председатель комиссии по проблемам космического мусора РАН, заместитель директора Института прикладной математики им. Келдыша Эфраим Аким. – Мелкие фракции представляют не меньшую опасность, чем крупные. Только представьте крупнокалиберную пулю, движущуюся со скоростью 8–10 км/с. При попадании подобной частицы в действующий космический аппарат сила соударения просто чудовищная. Ни один корабль не выдержит такого столкновения. Если же соударение произошло, облако обломков на орбите расползется по всем направлениям всего за пару недель, угрожая уничтожить и других соседей». И хотя вероятность вывода из строя орбитальных спутников космическим мусором все еще крайне мала, неприятные инциденты уже были, в том числе с пилотируемыми космическими кораблями и орбитальными станциями. В 1983 году экипаж печально знаменитого шаттла Challenger обнаружил на лобовом стекле своего корабля небольшой след от соударения с посторонним предметом. Кратер был всего 2,5 мм в глубину и столько же в ширину, но заставил сильно поволноваться инженеров NASA. После приземления корабля специалисты тщательно осмотрели повреждения и пришли к выводу, что причиной соударения стала микрочастичка краски, отслоившаяся от какого-то другого космического аппарата. Пострадала от космического мусора и советская орбитальная станция «Салют-7», поверхность которой была буквально испещрена микроскопическими кратерами от соударения с частицами мусора. Чтобы предотвратить возможность подобных инцидентов в дальнейшем, станция «Мир» и пришедшая ей на смену МКС были оснащены экранами, защищавшими обитаемые модули от соударений с мелким мусором. Впрочем, и это не помогло. В июне 1999 года тогда еще необитаемая МКС имела все шансы столкнуться с обломком разгонного блока одной из ракет, уже долгие годы вращавшегося вокруг Земли. К счастью, специалистам российского Центра управления полетами (ЦУП) удалось своевременно скорректировать ее орбиту, и обломок пролетел мимо на расстоянии 6,5 км. В 2001 году МКС пришлось предпринимать специальный маневр, чтобы не столкнуться с семикилограммовым прибором, потерянным во время выхода в открытый космос американскими астронавтами. С тех пор станция уворачивается от космического мусора с завидной регулярностью, несколько раз в год. В фильме Гравитация поднимается проблема космического мусора: Космический мусор представляет опасность и для далеких от космоса землян, падая на их головы в прямом смысле этого слова. В 1978 году таежные области на севере Канады пострадали от падения советского спутника «Космос-594». Годом позже обломки американской космической станции Skylab рассыпались над пустынными районами Австралии. В 1964 году в ходе неудачного запуска навигационного спутника США с ядерными источниками энергии на борту радиоактивные материалы рассеялись над акваторией Индийского океана. Всем памятна ситуация и со станцией «Мир», затопленной в Тихом океане. Тогда у десятков тысяч жителей островных государств случился форменный массовый психоз. Люди панически боялись, что «русская громадина» свалится им прямо на голову. А вот для жителей Алтайского края этот кошмар стал реальностью. Именно над этим регионом России пролегают траектории полета ракет, запускаемых с Байконура, и именно сюда валятся обломки первых ступеней с остатками высокотоксичного топлива. Но что же представляет собой космический мусор? Откуда он берется? Это кто же здесь сорит? «Ситуация складывается парадоксальная, – считает Александр Багров. – Чем больше мы запускаем аппаратов в космос, тем менее пригодным для использования он становится». И действительно, по оценкам российских специалистов, в настоящее время в космосе находится более 10 тысяч летательных аппаратов и спутников Земли, при этом функционируют из них только 6%. Космические аппараты выходят из строя с завидной регулярностью, а в результате плотность космического мусора на орбите ежегодно увеличивается на 4%. В настоящее время вокруг нашей планеты вращается около 70–150 тысяч объектов размером от 1 до 10 см, частиц же менее 1 см в диаметре – миллионы. «И если на низких орбитах, примерно до 400 км, мусор притормаживает о верхние слои атмосферы и со временем падает на Землю, то на геостационарных орбитах он может вращаться бесконечно долго», – продолжает Александр Багров. Свой вклад в дело увеличения космического мусора вносят и разгонные блоки ракет, с помощью которых спутники выводятся на геостационарные орбиты. В их баках остается примерно 5–10% топлива, которое весьма летуче и легко превращается в пар, что нередко приводит к мощным взрывам. После нескольких лет пребывания в космосе отслужившие ступени ракет разлетаются на куски, разбрасывая вокруг себя «шрапнель» мелких осколков. За последние годы в околоземном пространстве было зафиксировано 182 подобных фейерверка. Только один недавний взрыв ступени индийской ракеты-носителя привел к образованию 300 крупных обломков и бесчисленного множества мелких, но не менее опасных объектов. Первые жертвы уже были. В июле 1996 года на высоте примерно 660 км французский спутник столкнулся с фрагментом третьей ступени французской же ракеты Arian, запущенной много раньше. Относительная скорость во время столкновения составляла около 15 км/с, или около 50 000 км/ч. Французские баллистики, прозевавшие на орбите приближение своего же крупного объекта, потом долго кусали локти, и было от чего. Происшествие не закончилось крупным международным скандалом только потому, что оба объекта имели французское происхождение. Как же очистить орбиту от космического мусора?

Спуск Шаттла Вакансия космического мусорщика все еще открыта «К сожалению, на данный момент эффективных способов уничтожения космического мусора не существует», – считает Эфраим Аким. По его мнению, собирать обломки при помощи американских шаттлов безумно дорого, да и челноки вот уже несколько лет стоят на приколе. Еще большее безумие сжигать космический мусор при помощи лазера, поскольку расплавленный металл, остывая, превратится в смертоносную «шрапнель», которая расползется по орбите, еще больше загрязнив космос. Заменить многоступенчатые ракеты многоразовыми системами тоже пока не представляется возможным, слишком уж они дороги. «Конечно, хорошо запускать и забирать спутники при помощи летающих тарелок. В любой момент взлетел, зацепил его и сел обратно на Землю, – смеется Эфраим Аким. – Увы, человечество подобными техническими устройствами не располагает. Пока они не появились, нам надо всеми силами предотвращать дальнейшее загрязнение космоса, иначе в будущем из-за опасности встречи с космическим мусором его освоение превратится в очень рискованное мероприятие». Единственное, что пока могут предложить ученые, – тщательное картографирование космической свалки. Но и здесь все не так просто. «На сегодняшний день только два государства в мире способны эффективно отслеживать поведение космического мусора», – считает главный баллистик ЦУП Николай Иванов. Легко догадаться, что это Россия и США, которые, к слову сказать, являются и главными «загрязнителями» космоса. «У нас, как и в Америке, существуют уникальные наземные комплексы, позволяющие обнаруживать на низких орбитах кусочки до нескольких сантиметров в диаметре, но необходимо также совместно разрабатывать меры по их нейтрализации. Было бы неплохо создать международную систему слежения, объединить каталоги объектов, разработать общую систему предупреждений о рисках столкновений, только в этом случае можно реально обезопасить полеты», – продолжает Николай Иванов. «Чтобы на космических дорогах не было аварий, необходимо выработать международные правила космического движения», – вторит ему Эфраим Аким. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Правила космического движения «Предотвращением дальнейшего загрязнения космического пространства занимаются несколько международных комиссий, в том числе под эгидой ООН, – рассказывает ученый секретарь Совета по космосу РАН Александр Алферов. – Правда, они сталкиваются с неповоротливостью ряда агентств, предпочитающих все очень тщательно взвесить, прежде чем идти на сотрудничество. Дело в том, что многие спутники принадлежат военным ведомствам и полную информацию о них получить весьма сложно. Нельзя сбрасывать со счетов и коммерческую сторону вопроса». Впрочем, приватизация космоса играет на руку тем, кто ратует за его чистоту. «Космос постепенно превращается в зону вложения капитала, а коммерсантов всегда интересовали вопросы страхования рисков и возмещения потерь в результате тех или иных форс-мажорных обстоятельств, – считает Александр Багров. – Без выработки единых правовых норм достичь этого не удастся. К примеру, кто должен отвечать, если старый безжизненный спутник или разгонный блок ракеты, запущенной одним государством, протаранит автоматическую станцию, принадлежащую другой стране? Пока на этот вопрос ответа нет, хотя подобные прецеденты уже имели место». И хотя частные космические компании делают только первые шаги, сам факт их появления на свет подтолкнул к выработке единых международных правил. «В настоящее время интенсивно вырабатываются новые требования к космической технике, определяются зоны работы спутников и оговариваются методики захоронения выработавших свой срок аппаратов», – рассказывает Эфраим Аким. Одним из первых реальных достижений в деле борьбы с космическим мусором стала выработка новых международных стандартов в отношении искусственных спутников Земли. Теперь на их борту должны присутствовать резервные запасы топлива, чтобы по истечении срока работы увести аппараты в специально отведенные районы околоземных орбит или направить к Земле. Желательно также оснащать спутники дополнительными системами управления, способными в случае поражения аппарата частицами мусора уводить его с рабочих орбит. Предполагается, что «кладбища спутников» будут располагаться на 200–300 км выше зоны геостационарных орбит. «Конечно, внедрение новых стандартов идет очень медленно, – признает Эфраим Аким, – ведь они связаны с существенными затратами. Изменение в конструкции спутников влечет за собой дополнительные многомиллионные вложения, что нравится не всем аэрокосмическим корпорациям. Но без этих мер на данный момент просто не обойтись, и все это понимают». Другой важный шаг – внесение в международные правила использования космоса требования оснащать разгонные блоки ракет системами слива топлива. Оказавшись в космосе, после завершения маневра управляющая электроника в обязательном порядке должна открыть клапаны и выбросить излишки горючего. К сожалению, и этого порой недостаточно. Из-за особенностей топлива и невозможности полностью выбросить его из резервуаров взрываются даже «опустошенные» баки. А значит, должны быть предприняты меры по совершенствованию конструкции космических ракет.

Столкновение спутников «Космос-2251» и «Iridium 33» - первый известный случай столкновения двух искусственных спутников в космосе.

Космос Иридиум.

Столкновение произошло 10 февраля 2009 года над территорией Российской Федерации над полуостровом Таймыр, на высоте 788,6 километров.

Скорости обоих спутников были приблизительно равны и составляли около 7470 м/с, относительная скорость была равна около 11,7 км/с (Из конца в конец Питера за 4 секунды). Искусственные спутники - «Космос-2251», принадлежавший Космическим войскам России, выведенный на орбиту в 1993 году и функционировавший до 1995 года, и «Iridium 33», один из 72 спутников оператора спутниковой телефонной связи «Иридиум», запущенный на орбиту в 1997 году. В результате столкновения разрушились полностью .

Момент столкновения

Через 20 минут после столкновения

Через 50 минут после столкновения.

Спутник Иридиум был частью группировки спутников связи, принадлежащих частной американской компании Iridium Satellite LLC. Масса спутника без топлива составляла 556 кг. Масса спутника Космос (также без топлива) была равна 900 кг. Он принадлежал России и был запущен в 1993 году. Считается, что этот спутник не был действующим и не имел способности к маневрированию к моменту соударения.

Соединенные Штаты поддерживают “каталог” объектов в космосе. Чтобы попасть в каталог, объект должен быть замечен Сетью космического наблюдения, а его происхождение должно быть известно. В результате можно идентифицировать попадающие в каталог объекты, соответствующие наблюдаемым фрагментам двух спутников. Сейчас в каталоге находятся примерно 15000 объектов, а также несколько тысяч дополнительных объектов, которые отслеживаются Сетью космического наблюдения, но их происхождение неизвестно.

Сеть космических наблюдений может отслеживать объекты на низкой околоземной орбите, имеющие размеры более 10 см. Поскольку эта Сеть все еще обнаруживает и заносит в каталог фрагменты столкновений, полное количество фрагментов, скорее всего, превышает обнаруженную величину. Поэтому, чтобы предсказать фактическое количество крупных фрагментов, изучаются истории наблюдений за прошлыми разрушениями.

Этапы наблюдений

За первый месяц (первый этап) Сеть космического наблюдения находит и отслеживает фрагменты с постоянной скоростью.

Второй этап обычно начинается через месяц после разрушения и завершается через пол года после разрушения. Большинство фрагментов заносится в каталог в течение этого периода.

На третьем этапе в каталог случайно попадают добавочные фрагменты. Типичная продолжительность этого этапа составляет несколько лет . За это время находится, грубо говоря, от 2 до 25 процентов фрагментов.

Большинство фрагментов, образованных при столкновении, имеют орбитальные скорости, близкие к скорости своего родительского спутника. Поэтому они движутся по орбитам, близким к орбите спутника-родителя. Распределение скоростей у фрагментов приводит к тому, что орбиты этих фрагментов прецессируют с разной скоростью: большинство фрагментов Космоса обладают более высокими относительными скоро- стями и меньшими наклонениями по сравнению с фрагментами Иридиума, так что расширение орбит фрагментов Космоса происходит быстрее. Через три года после соударения фрагменты Космоса образуют слой вокруг Земли, сконцентрированный по высоте вблизи орбиты исходного спутника Космос. (а) Картина через 7 дней после столкновения, (b) через три месяца, (с) через год, (d) через три года после столкновения.

Вспышки Иридиума

Вы наверно слышали термин-событие «Вспышка Иридиума»! Это явление, вызываемое отражением солнечного света гладкими поверхностями антенн действующих спутников.
Время от времени одна из антенн MMA отражает солнечные лучи на поверхность Земли, создавая блик диаметром около 10 км, движущийся по поверхности планеты. Для земного наблюдателя это выглядит как плавное появление и последующее плавное исчезновение ярчайшей звезды. Явление продолжается менее 10 секунд.
Космический сегмент сети «Иридиум» состоит из 66 космических аппаратов, равномерно размещённых на 6 приполярных круговых орбитах с наклонением 86,4° и высотой около 780 км.

Например сегодня, 21.05.2015, вспышка состоится в 0:04 на западе левее и выше Юпитера, можно будет наблюдать!

Время жизни одного космического аппарата системы «Иридиум» составляет не менее 5 лет. Каждый аппарат формирует свою зону обслуживания площадью около 19 млн квадратных километров. Зоны обслуживания всех 66 космических аппаратов полностью покрывают Землю.

Информация собрана с разных тематических сайтов, в т.ч. с любимой Вики .

Спасибо=) Ваши фотографии этих спутников можете размещать в комментариях ВК после статьи!

10 февраля 2009 года впервые в истории произошло столкновение спутников. Столкнулись российский военный спутник (выведенный на орбиту в 1993 году, но через два года списанный) и рабочий американский спутник компании Motorola, каждый из которых весил по 450 килограмм в небе над северной частью Сибири. В результате столкновения образовалось два облака из мелких обломков и фрагментов.

Осколки от первого в истории человечества «ДТП» на орбите — столкновения российского спутника «Космос-2251» и американского Iridium 33 — начинают падать на Землю, однако размер фрагментов не превышает сантиметра, и они не несут никакой угрозы, сообщило Стратегическое командование США.
По данным американских военных, которые приводятся на сайте Spaceweather, фрагмент, получивший индекс 1993-036PX, войдет в атмосферу Земли 12 марта, обломок 1993-036KW — 28 марта, 1993-036MC — 30 марта. Всего они имеют размеры около сантиметра, разрушатся в атмосфере и не представляют угрозы для людей на Земле.

Столкновение американского и российского искусственных спутников не только «побеспокоило» открытый космос, но и «пробудило» стремящихся постоянно исследовать космос землян. Все последние дни весь мир обдумывал недостатки существующих мер контроля и управления космосом, призывая опубликовать новые «Правила космического движения».
Столкновение двух искусственных спутников прибавило давления и без того загруженному движению в космосе. Как заявил зампред Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джеймс Картрайт, стабилизация обломков столкнувшихся спутников займет месяц или два, только потом соответствующие стороны смогут вести эффективное отслеживание. А по мнению представителя Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), мало вероятно, чтобы обломки представили опасность для шаттла, запуск которого назначен во второй половине текущего месяца.
Начальник штаба Космических войск РФ генерал-майор Александр Якушин сообщил, что фрагменты столкнувшихся спутников могут находиться на высоте от 500 до 1300 километров, скорость их движения может достигать около 200 метров в секунду. По словам бывшего командира Международной Космической Станции /МКС/ Федора Юрчихина, пока обломки не представляют угрозу для МКС, но они могут изменить орбиту под влиянием силы тяжести, что «несомненно, создаст угрозу для МКС».
С каждым днем растет количество обломков космических аппаратов в космическом пространстве, и хотя соответствующие страны и организации задействовали всю систему мониторинга, но по делу управления обломками все же необходимы совместные усилия международного сообщества.
Джеймс Картрайт отметил, что случай столкновения спутников свидетельствует, что разным странам мира необходимо усилить совместное использование космической информации. В будущем соответствующим странам следует еще лучше обмениваться данными об орбитах своих спутников. Официальный представитель Госдепартамента США Роб Макинтаф (Rob McInturff), в свою очередь, заявил, что все заинтересованные в открытом космосе государства должны сотрудничать друг с другом во избежание повтора подобных инцидентов. Соответствующие ведомства США и России уже контактируют, и возможно, американская и российская сторона организуют новые встречи в дальнейшем.
В пятницу директор Управления ООН по вопросам космического пространства Мазлан Отман (Mazlan Othman) вновь призвал все государства-члены Огранизации и международные организации к полноценному выполнению «Руководящих принципов предупреждения образования космического мусора» (Space Debris Migitation Guidelines). Директор Управления подчеркнул, что реализация «Руководящих принципов» благоприятствует защите космического пространства, что отвечает интересам всего человечества. На днях Управление проведет совещание в Австрии, на котором ученые внесут предложения по предупреждению «космических столкновений».
Эксперты считают, что в космосе, кроме предоставления материалов о геостационарной орбите Международным телекоммуникационным союзом (ITU) разным странам мира в соответствии с уставом единого управления и распределения, по другим орбитальным космическим аппаратам и космическому мусору, почти нет какого-либо контроля, в лучшем случае, только при отдельном мониторинге, но обмен данными происходит редко.
Создание системы содействия космической безопасности -- один из важных способов осуществления управления космическим движением, но мало компаний и государств вкладывает в эту сферу соответствующие ресурсы. Сегодня разные участники процесса освоения космоса, от научно-исследовательских институтов, транснациональных корпораций до станций наблюдения за спутниками, собрали огромное количество необходимых данных в области космической безопасности. Однако, трудность в том, каким образом объединить эти разнообразные источники и сделать их согласованными с учетом авторского права разных ресурсов и при соблюдении коммерческой конфиденциальности. Основные принципы при разработке «космических ПДД» в том, как «исключить» уже находящийся под «управлением» космический мусор и прочие космические аппараты. Для разработки научных правил космического движения, прежде всего, требуется тщательное изучение космического пространства и проведение космических прогнозов. Пока предстоит проделать очень длинный путь от составления правил космического движения до принятия на этом основании международной конвенции. Одним словом, системе мониторинга и профилактики космического мусора необходимо содействие международного сообщества на протяжении длительного времени.

Описание конструкции дельталета
Дельталет Р16 УРАЛ состоит из аэродинамического модуля (крыла) и функционального модуля (мототележки). ...

Силовой каркас
Силовой каркас изготовлен из алюминиевых труб и состоит из килевой балки, двух боковых балок, поперечины, рулевой трапеции и мачты. Для обеспечения жесткости конструкции силовой каркас расчален тросам...

Катастрофа германского дирижабля LZ-129 "Гинденбург"
Катастрофа германского дирижабля LZ-129 "Гинденбург" - 06.05.1937 При катастрофе огромного воздушного корабля объемом 200.000 куб.м. и длиной 248 м погибли 35 человек из 97 находившихся...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы