Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Церковь Святого Григориса – часовня , возведенная в память о событиях IV века, в селе Нюгди Дербентского района Дагестана, в 37 км от Дербента.

В начале 4 века Григорис распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе - в Грузии и в Кавказской Албании. Служение там и привело его к мученической гибели. По приказу языческого царя прикаспийских областей св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. В труде Моисея Каланкатуаци «История страны Алуанк», написанном в 7 веке, сказано, что «святой Григорис принял мученическую смерть на поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря». Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там.

В настоящее время точно не установлено время строительства церкви. Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню гласит: "Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.".

Вероятно, нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века.

Длина часовни – 17 м, ширина – 13 м, высота с куполом около 18 м.

На каждой стене сделаны углубления в виде прямых треугольных призм, которые вверху завершаются пятью расходящимися линиями.

С четырех сторон в стенах под крышей имеются сквозные отверстия в форме креста .

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1857 году, когда ее посетил известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян (об этом сообщается в статье В.Г. Гаджиева и В.Григоряна «Дагестан в армянской дореволюционной литературе. Ростом-бек Ерзинкян о стране гор»). Ерзинкян написал статью «Гора Абасова и часовня святого Григориса», опубликовав ее в газете «Мегу Айастани», выходившей в Тифлисе на армянском языке.

Часовня святого Григориса была одним из самых почитаемых среди армян всего Восточного Кавказа вплоть до 20-х годов ХХ века.


В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди имелся камень с надписью на армянском языке. Этот камень найден уже в наше время, когда стало известно, что один из местных жителей хранил у себя в доме плиту с непонятной ему надписью на армянском языке, он завещал сыну, нашему современнику, отдать, когда придет время этот камень «хозяевам». Сегодня надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. 1879 г.».

В советский период часовня была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. Стены часовни св. Григориса в Нюгди сохранились, а внутреннее убранство - нет. Но, несмотря на это, жители села почитали находящийся в их местности памятник религии и архитектуры.

Замысел современной реставрации возник, когда люди стали возвращаться к вере своих предков. С 2004 года работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения «Союза армян России» и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке Армянской Апостольской церкви, а также местных властей и группы единомышленников.


Стены, крыша и купол часовни были укреплены, восстановлены двери и окна. Огорожен участок земли вокруг храма, сделана ограда. В настоящее время храм значительно преобразился. Внутри полностью закончена отделка стен, устроен каменный пол и алтарное возвышение, изготовлен купольный крест, местный художник – Мелик-Мамед Агабалаев написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы .

Жители села оказывают содействие в восстановлении храма: они указали, в каком месте реки находятся затопленные неизвестно кем ворота часовни. В реке же были найдены камень алтаря и другие каменные атрибуты собора. В этом благородном деле принимают участие не только армяне, но и люди, исповедующие другие религии, что свидетельствует о мире и добрососедстве в отношениях между народами Дагестана.

Церковь в селе Нюгди в Дагестане. Как тают армянские исторические мифы

Ризван Гусейнов, историк, политический аналитик, журналист:

«Приветливые лица, настойчивые уговоры задержаться на обед, горячий хлеб из тандира на дорогу. Вот так, по-кавказски гостеприимно встретила ученых, приехавших посмотреть церковь Святого Григориса в дагестанском селе Нюгди, семья местных азербайджанцев. В Нюгди - некогда еврейском поселении, сегодня в основном остались жить азербайджанцы. Именно они и хранят эту христианскую святыню, несмотря на то, что сами исповедуют Ислам. «Храм божий надо беречь», - искренне считают в азербайджанской семье, которая любезно согласилась предоставить хранящийся у них ключ от церкви гостям всероссийской научно-практической конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании».

Ученым было интересно посмотреть на месте, кому же в действительности принадлежит этот памятник христианской архитектуры, на который претендуют армянские участники конференции. Ведь по их утверждению, история христианства в Дагестане с древнейших времен связана с деятельностью Армянской церкви и что именно армянские правители сыграли ключевую роль в распространении христианства на этой территории. А в качестве древнейшего очага армянской церкви в Дагестане они указывают на храм в селе Нюгди (Мола-Халил), якобы построенный на месте убиения в IV веке святого Григориса - внука Григория Просветителя.

Отметим, что в 30-е годы IV века внук Григория Просветителя Григорис по просьбе албанских правителей был рукоположен в епископы Иверии и Албании. Прибыв в Албанию, епископ Григорис «...рукополагал иереев, убеждал их служить святым... и ревностно возгорался к апостольской истине». В 337 (или 338) году епископ Григорис принял мученическую смерть от рук маскутского царя гуннов Сенесана (Санатрука). Маскуты (машкуты, массагеты) жили на западном побережье Каспийского моря от Дагестана, до Абшерона и еще южнее, являлись воинственным народом, который держал в страхе античный мир. Ныне в окрестностях Баку сохранилось село Маштаги, несущее в своем названии и жителях память о былом могуществе маш(с)кутов. В древних источниках особо отмечается, что маскуты являлись гуннским народом, воины которого в совершенстве владели боевыми искусствами и были отличными наездниками. То есть, маскуты будучи тюркским народом издревле владели обширными территориями на Кавказе. Источники отмечают, что казнили Святого Григориса, спустив лошадь, к хвосту которой привязали мученика - это распространенный некогда среди тюркских народов метод казни.

Любопытно, что армянская сторона, ссылаясь на древние, в том числе армянские источники относительно мученической смерти Григориса, «не замечает» тюркского происхождения маскутов-гуннов, издревле живших в регионе. Однако, вернемся непосредственно к храму Св. Григориса.

Если верить армянским источникам, в том числе Энциклопедии фонда «Хайазг», прежде здесь была «часовня святого Григориса, воздвигнутая в 337 году, как гласит предание, на месте гибели юного Григориса». По версии армянских участников прошедшей в Дербенте конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании», эта церковь построена в древности армянами, а затем в XIX-XX вв. неоднократно реставрирована. Но известное на сегодняшний день самое ранее письменное упоминание часовни святого Григориса в Нюгди относится к 1857 году, когда ее посетил армянский публицист Ростом-бек Ерзинкян. Это место издревле считалось святым, как для мусульман, так и для христиан и нет никакой информации о том, что здесь прежде была именно армянская церковь.

Никаких следов древности или ее более раннего строительства не обнаружили в церкви и участники дербентской конференции, среди которых был и автор этих строк. В то же время было выяснено, что благодаря ныне покойному азербайджанцу Камилю Гудратову удалось сохранить камень с памятной надписью о реставрации церкви в конце XIX века, на основе чего армяне заново отстроили церковь и теперь стремятся датировать ее IV веком. Отметим, что в начале XX века эта церковь вновь была реставрирована или достроена армянами. Затем несколько лет назад стартовала новая реставрация и достройка церкви Св. Григориса, которая продолжается по сей день.

Кстати, стартовавший с начала-середины XIX века процесс арменизации албанской церкви продолжается и на оккупированных территориях Азербайджана. Памятник албанской цивилизации Гандзасарский монастырский комплекс, как и множество других храмов, находящихся в захваченном Арменией Нагорном Карабахе, подвергся многочисленным изменениям, перестройкам-«реставрациям», целью которых была его арменизация. Благо сохранились древние рукописи, а также старые исследования и книги, по которым современные исследования могут судить о первоначальном состоянии и значении Гандзасара. В частности, большой пласт фактологического материала собран в научных исследований академика И. Орбели (1887-1961), трудах епископа Макара Бархударянца (1834-1906) где дано состояние храмов, надписей и надгробных эпитафий до начала их полной арменизации. Это в своих выступлениях отметили азербайджанские участники конференции в Дербенте.

Напомним, что впервые 1700-летие принятия христианства как государственной религии Кавказской Албании торжественно отмечали в августе нынешнего года в Азербайджане, в удинском селе Нидж Габалинского района. Эта дата была выбрана не случайно, так как согласно некоторым источникам именно в 313 году албанский царь Урнайр (Благословенный) вместе с албанскими князьями и своим войском принял крещение от святого Григория Просветителя. Христианство в Дербенте, как и во всей Кавказской Албании, имело распространение с середины I века. А в V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению раннесредневекового албанского автора Моисея Каланкатуйского, располагалась резиденция патриархов Албанской церкви.

Между тем, утверждения армянских докладчиков о принадлежности раннехристианского наследия Дагестана к Армянской церкви, спровоцировали серьезную полемику между участниками конференции. Представители дагестанской научной общественности опровергли аргументы армянской стороны, показав, что история христианства в Дагестане и на всем Кавказе неразрывно связаны с Албанской церковью, Кавказской Албанией и народами, населявшими ее с древних времен.

Азербайджанская делегация в дискуссиях по этому вопросу, отметила, что наследие Кавказской Албании является общим культурно-историческим сокровищем всех народов Кавказа и не имеет смысла «делить его по национальным квартирам», провоцируя тем самым конфликты между народами. Позиция азербайджанской стороны была в итоге поддержана организаторами конференции и всеми участниками дискуссии, которые признали непродуктивными и опасными попытки «национализации» наследия Кавказской Албании с любой стороны.

Село Нюгди в Дагестане недалеко от границы с Азербайджаном



Азербайджанки Нюгди пекут хлеб в тандире


Церковь Св.Григориса



Надпись над входом говорит о ремонте и достройке церкви в 1916 г.



Старая плита свидетельствующая о ремонте церкви в 1879 г.



Участники конференции



RegionPlus

21 августа армянская община Дагестана, по сложившейся традиции, совершила паломничество в селение Нюгди Дербентского района, где на месте гибели отрока Григориса (первого епископа Кавказской Албании) в 337 г. была возведена часовня.

Многие, наверное, в своем сознании никак не связывают Дербент с христианской культурой. А между тем, это уникальный город, где тесно переплелись три религии: иудаизм, христианство и ислам. Что касается христианства, то начало его распространения историки относят к первой половине IV века, ко времени существования государства Кавказская Албания. Кроме того, в V–VIII веках Дербент выступал как один из самых главных христианских центров на Восточном и Северном Кавказе, так как именно здесь находился патриарший престол главы албанской церкви. Вполне закономерно, что это повлекло строительство различных сооружений, олицетворяющих собой религиозные предпочтения проживающих на этой территории народов.

Немым свидетелем событий этого исторического периода является чудом сохранившаяся, затерянная в живописном уголке природы часовня Cвятого Григориса.

Кто же этот отрок, память о котором запечатлена в камне навеки?

По рассказам армянских историков, албанский царь Урнайр, принявший христианство, попросил армянского правителя Трдата прислать епископа из рода Григория Просветителя для проповеди христианского вероучения в северо-восточных странах. На эту просьбу откликнулся пятнадцатилетний внук Григория – сын Вартанеса Григорис, который и был рукоположен первым епископом Кавказской Албании. Он прибыл в город Чора (согласно последним предположениям историков, это древнее название Дербента) и основал там церковь. Потом он отправился для проповеди в лагерь царя массагетов Санесану, который решил, что армянский царь умышленно подослал отрока для прекращения грабежей, учиняемых воинами массагетов, поэтому велел привязать Григориса к хвосту дикой лошади и пустить по берегу моря.

Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России раз в год приезжали сюда на поклонение. Считается, что именно в этой часовне захоронены части останков святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, привезенные в Кавказскую Албанию cвятым Григорисом. Примечательно, что и мусульмане чтили это место как святыню, иначе вряд ли мы могли любоваться ее величием в наши дни. И это подтверждает тот факт, что один из местных жителей долгое время хранил в своем доме каменную плиту с высеченной на ней надписью на армянском языке. А на смертном одре завещал сыну: «Верни ее хозяевам, когда они придут». Сын исполнил просьбу отца. Сейчас эта плита нашла пристанище внутри церковных стен и может рассказать о многом: когда и кем произведена реконструкция церкви, а также имена тех, кто вносил пожертвования на благое дело. Небезынтересно, что восстановительные работы велись в 1878 году при содействии подполковника Ивана Моисеевича Аствацатурова, служившего начальником Кюринского округа Дагестанской области, на пожертвования его тестя, купца первой гильдии Качкачева.

А последнее восстановление разрушенных стен, как гласит надпись, высеченная над центральными вратами церкви, относится к 1916 году.

В советское время церковь «одичала» без прихожан. В постперестроечный период возник замысел о ее новой реконструкции силами Армянской культурно-религиозной общины Дагестана под руководством председателя регионального отделения Союза армян России В.М.Даниляна. Эту инициативу поддержал комитет по религии и национальной политике Республики Дагестан. Саму кропотливую работу, требующую высокого художественного мастерства, выполняли строители из Еревана, нумеруя каждый камень разрушенной стены и вкладывая в него частицу своей души. Руководил их деятельностью архитектор из Армении Давид Погосян, известный в республике бескорыстным выполнением внутренних работ в Соборной Джума мечети Махачкалы.

В свою очередь, и местные жители, исповедующие ислам, с каким-то необъяснимым благоговением оказывают посильную помощь в восстановительных работах. К примеру, местный художник-мусульманин, консультируясь со священником, написал в армянском религиозном стиле четыре храмовые иконы.

Внешний облик церкви значительно изменился, при этом не утрачены первозданность и дух старины. В стенах церкви время словно останавливает свой бег, и тебя охватывает необъяснимое чувство сопричастности к чему-то великому и таинственному, уносящему ввысь, в вечность. Возможно, желание ощутить это снова и снова приводит армян сюда в день Успения Богородицы.

С каждым годом ширится география мест, откуда приезжают верующие на поклонение. Не только представители армянской национальности в этот день собираются под сводами церкви. Традиционно люди, исповедующие другие религии, присоединяются к священному празднеству. Жертва, которая была принесена пятнадцатилетним проповедником христианства, как показывает время, не была напрасной.

В этом году знаменательным событием стал приезд главы епархии юга России Армянской Апостольской Церкви его преосвященства епископа Мовсеса Мовсесяна. Его сопровождали настоятель церкви Святых Саака и Месропа (г. Краснодар) священник Даниэль Кукуян и духовный пастырь армян Дагестана священник Тер Саргис Погосян. Владыка совершил молебен по душе убиенного отрока Григориса, а также освятил по традиционным церковным канонам купольный крест и храмовые иконы, произвел чин освящения винограда и той земли, на которой он произрастает. Почетным гостем мероприятия был вице-президент Союза армян России Г.Ананян. Он поздравил всех собравшихся и наградил за особый вклад в общественную деятельность золотой юбилейной медалью отличившихся членов армянской общины Дагестана.

Достопримечательность

Часовня Святого Григориса

Страна Россия
Страна Дагестан
Местоположение Нюгди
Конфессия Армянская Апостольская церковь
Епархия Юга России
Архитектурный стиль Армянский
Дата основания дата не установлена
Статус не действующая

Церковь Святого Григориса (арм. Նյուգդիի Սուրբ Գրիգորիս եկեղեցի ) - армянская часовня, возведенная в память о событиях IV века , в селе Нюгди Дербентского района Дагестана , в 37 км от Дербента .

История

В настоящее время точно не установлено время строительства церкви. Перевод армянской надписи над одним из входов в часовню Св. Григориса гласит: "Храм построен на месте мученичества Св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916.". Вероятно, нынешнее здание церкви Св. Григориса в Нюгди заменило собой часовню, стоявшую на этом месте до начала ХХ века.

В храме-часовне Св. Григориса в селе Нюгди (Молла-Халил) имелся камень с надписью на армянском языке, который найден уже в наше время, надпись на камне переведена, и он находится в часовне. Надпись гласит: «Я, госпожа Елизавета Кочкачянц, реставрировала церковь в память о себе и своей семье. Господи, помни нас, когда закончатся слова, и будет царствовать дело. 1879 г.».

Самое ранее известное на сегодняшний день упоминание часовни святого Григориса в Нюгди в письменных источниках относится к 1857 году, когда ее посетил известный в свое время публицист, исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян .

Часовня была возведена в память внука Святого Григория Просветителя и сына Святого Вртанеса - Григориса, причисленного к лику святых . Святой Григорис в начале 4 века распространял христианство в Грузии и Албании , что в итоге привело его к мученической гибели.

Как сообщают историки, по приказу царя языческого племени маскутов Санесана из Прикаспия Григориса привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Его ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас и похоронили его там. Поскольку, во избежание надругательства со стороны язычников, место захоронения не было отмечено, оно, со временем, забылось. Мощи Святого Григориса были обретены позже в 489 году царем Вачаганом III Благочестивым.

В селе Нюгди осенью 2011 года был освящен купольный крест и святые изображения в недавно отреставрированной церкви Сурб Григорис (Святого Григориса) . Это уникальный храм. Он был построен в 337 году в честь Григориса – первого епископа Кавказской Албании, который принял мученическую смерть за христианские идеи и их проповедь для здешних граждан. Святой Армянской Апостольский церкви, Григорис, которого язычники волокли по прибрежным камням, привязав к лошади, был похоронен в монастыре Амарас. Место захоронения его тщательно скрывалось, но со временем забылось. Мощи его были обретены только в 489 году. В Нюгди очень гордятся тем, что история связывает их с легендарной личностью. Эта часовня, построенная в честь Григориса, даже в советские годы была признана памятником истории. Однако в те времена за ней никто не ухаживал, и она постепенно обветшала.


Лидеры «Союза армян России» и их единомышленники недавно обратили на спасение памятника пристальное внимание. Они занялись укреплением стен, крыши и купола, провели внутренние отделочные работы. Теперь армяне могут ежегодно приезжать сюда в предпоследнее воскресенье августа, чтобы поклониться Святому Григорису . В 2008 году о возрождении церкви его памяти был снят документальный фильм «Дорога к храму». В 2010 о нем написали в газете «Ноев ковчег». Люди узнали, каким образом складывались исторические связи Дербента с христианской культурой. Кстати, считается, что именно в этой часовне захоронены мощи святого Захария (отца Иоанна Крестителя) и великомученика Пантелеймона, которые были привезены в Албанию Святым Григорисом. Надо отметить, что к христианскому мученику с уважением относились не только единоверцы, но и местные жители – мусульмане. Было б иначе, часовня вряд ли сохранилась до наших времен.


Рассказывают даже, что один из местных жителей хранил у себя дома каменную плиту с надписью на армянском языке. Может, он и не знал, что на ней написано, но перед смертью завещал своему сыну передать хранимую им реликвию хозяевам. Сейчас эта плита находится в церкви Святого Григориса . На ней высечены имена тех, кто вносил пожертвования на благородное дело ее ремонта в 1878 году. Предпоследний раз храм ремонтировали в 1916 году. И вот последний – недавний. Работу выполняли ереванские строители, которыми руководил архитектор Давид Погосян, известный своими благотворительными акциями подобного рода. И еще одна невероятная закономерность: местные художники–мусульмане, руководствуясь консультациями специалистов, написали для церкви четыре храмовых иконы. Вот уж действительно дружба народов.


Историки не скрывают того, что сегодня церковь Святого Григориса выглядит не так, как было это много веков назад, хотя при восстановлении строители даже нумеровали камни, чтобы максимально воссоздать прежний облик. Зато дух этого храма не утрачен . Пятнадцатилетний проповедник Иисуса Христа не забыт. Этот внук Григория Просветителя, крестивший Армению в 301 году, стал народным героем. Традиция его почитания, перенесенная через несколько столетий, может служить образцом взаимоотношений народов, исповедующих разную религию. Наверное, и впрямь Бог един, хотя для всех он разный. Кстати, армяне совершают паломничества в эту деревню еще с древнейших времен. И это тоже сыграло определенную роль в сохранении памятника. Каждый год здесь благоустраивается территория, и тут никогда не пахло запустеньем.


Адрес: 368615, Дагестан, Дербентский район, с. Нюгди

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы