Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Конспект по истории России

Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения . Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала "Современник" и Чернышевского, возник план революционной агитации. Чернышевский в прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. В 1861 г. появилась листовка "К молодому поколению", написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы "Великорусс". Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.

В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация "Земля и воля " с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах. На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе "Свобода". Во главу угла ставились агитация и пропаганда. Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла - после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление. Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. "Земля и воля" прекратила свое существование.

Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны. В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа "Ад" . Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II. Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация "Народная расправа". Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены "Народной расправы" были арестованы. Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.

В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники . Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они сформулировали основное положение народнической доктрины - возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.

Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть - как программу постепенного движения по пути реформ.

Революционное народничество разделялось на три основных направления : бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате. Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих "Исторических письмах" и издании "Вперед" он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев. Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.

Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое "хождение в народ" , предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г. Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. "Хождение" закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт "хождения в народ" способствовал организационному сплочению революционных сил. Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.

В 1876 г. была создана тайная революционная организация "Земля и воля " - централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель - передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г. раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году "Земля и воля" распадается на две организации "Черный передел" и "Народную волю". Первая остается на позициях пропаганды. "Народная воля" переходит к массовому террору против сановников и царя.

Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия , введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация. Два покушения на царя - подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) - заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов. Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.

РЕФЕРАТ

по курсу "История России"

по теме: "Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX в."


1. Движение за конституцию


После Манифеста 19 февраля 1861 г. в правительственной политике произошли изменения не в лучшую сторону. Александр II оказался больше не в силах противостоять нажиму со стороны части придворных кругов, старой бюрократии и крепостников. По их настоянию в апреле 1861 г. Н.А. Милютин был удален с поста товарища министра внутренних дел. Он ушел, не закончив проекта земской реформы (был доработан после его отставки). П. А. Валуев, новый министр внутренних дел, старался проводить более осторожный курс.

Однако в стране продолжался общественный подъем, начавшийся накануне отмены крепостного нрава. Впервые со времен декабристов встал вопрос о созыве народных представителей, о конституции. В феврале 1862 г. тверские дворяне на своем губернском собрании заявили, что правительство обнаруживает полную несостоятельность. А в адресе на имя императора подчеркивалось: "Созвание выборных от всей земли русской составляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных положением 19 февраля". Через несколько дней в Твери состоялось совещание мировых посредников. В еще более резкой форме они повторили главные пункты резолюции дворянского собрания.

Все 13 участников совещания мировых посредников были посажены в Петропавловскую крепость. Суд приговорил их к лишению свободы на срок от двух до двух с половиной лет. Правда, вскоре они были помилованы, но с запрещением занимать выборные должности.

В начале 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Вскоре оно перекинулось в Литву и Западную Белоруссию. Против повстанцев были направлены войска. В районе восстания проводились массовые репрессии. Руководители восстания пытались заручиться поддержкой иностранных держав и европейского общественного мнения. Возникла опасность иностранного вмешательства, а Россия в то время еще не восстановила свой военный потенциал после Крымской войны. В такой обстановке Валуев предложил ввести какое-то подобие представительного органа, чтобы лишить зарубежную общественность предлога для нападок на Россию.

В апреле 1863 г. Александр 11 созвал совещание для обсуждения предложения Валуева. Оно было одобрено, и министру поручили составить проект. Предполагалось введение в состав Государственного совета выборных представителей от земств при сохранении всей полноты самодержавной власти. Но в ноябре 1863 г., когда проект был готов, угроза иностранного вмешательства уже миновала. В Польше и Литве догорали последние очаги восстания. Проект был отправлен в архив. Сам Валуев не вспоминал о нем 15 лет.

Но произвол и всевластие бюрократии вызывали раздражение даже в высших слоях общества. Это усиливало позиции сторонников представительного строя. В январе 1865 г. московское дворянство обратилось к царю с адресом: "Довершите, государь, основанное Вами государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству". Принятию адреса предшествовало бурное собрание, на котором звучали запальчивые речи против окружающих царя "опричников".

Александр был очень недоволен этим адресом, но, не желая портить отношений с влиятельным московским дворянством, не стал прибегать к репрессиям. Он ограничился тем, что в рескрипте на имя Валуева объявил: "Никто не призван принимать на себя предо мною ходатайства об общих пользах и нуждах государства". В частной же беседе с одним из московских дворян он сказал, что охотно дал бы "какую угодно конституцию, если бы не боялся, что Россия на другой день после этого распадется на куски".

По-видимому, Александр II преувеличивал. В 1906 г., когда конституцию ввели, Российская империя не развалилась "на куски", хотя с введением конституции неизбежно возникали новые проблемы. Но переход к конституционному строю исторически назрел, и никакие возможные последствия не должны были останавливать это дело.

В декабре 1865 г. Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос о созыве "центрального земского собрания". На этот раз власти вновь ответили репрессиями. Председатель управы Н. Ф. Крузе был выслан из столицы, а Петербургское земство было распущено и около года не действовало.

С этого времени движение за конституцию переместилось из дворянских собраний в земские учреждения. Правительство же стало бесконечными придирками и ограничениями мешать земствам.


2. Радикалы и правительство в 60-е гг.


В конце 1861 г. в редакции герценовской газеты появился М. А. Бакунин, бежавший из сибирской ссылки и через Японию и США добравшийся до Англии. Вырвавшись из долгого плена, он был одержим множеством блестящих, как ему казалось, замыслов. Герцен же с его многолетним опытом общественной работы ясно видел, что многие из этих планов являются авантюрой. Но под влияние Бакунина попал Огарев, неисправимый романтик. Вместе они уговорили Герцена поддержать готовившееся польское восстание. В октябре 1862 г. Герцен напечатал в "Колоколе" обращение к русским офицерам, призывая оказывать содействие польским патриотам. Этот шаг оттолкнул от "Колокола" русских либералов, которые отвергали метод вооруженной борьбы.

Недовольство "Колоколом" росло и в радикально-демократическом движении. Многим его участникам казалось, что Герцен стоит на слишком умеренных позициях. В лучшем случае они проявляли к нему снисхождение. Популярность и тираж "Колокола" быстро падали. В 1867 г. он перестал издаваться.

Герцен не смог удержать от раскола некогда единое оппозиционное движение. А когда либералы и радикальные демократы разошлись, ему не нашлось места ни у тех ни у других, потому что в нем органически сочетались черты либерала и демократа. И не мог он отсечь от себя ни то ни другое. Умер Герцен в Париже в 1870 г.

Ближайшим сотрудником Чернышевского после смерти в 1861 г. Добролюбова стал Н. А. Серно-Соловьевич. Возможно, он участвовал в выпуске подпольных листков "Великорусе", распространявшихся летом и осенью 1861 г. "Великорусе" требовал передачи крестьянам всей земли, которой они пользовались до 1861 г., свободы слова и печати, введения конституции. Программа "Великорусса" была рассчитана на союз с либералами. К временному союзу с ними, по-видимому, стал склоняться и Чернышевский, на которого произвело большое впечатление выступление тверских дворян.

Чернышевский был опытным и трезвым политиком. Но, помимо его воли, в лагере демократии нарастали радикальные настроения. Летом 1861 г. в имении своего отца за пропаганду среди крестьян был арестован московский студент Петр Заичневский. В тюрьме он написал прокламацию "Молодая Россия", которая широко разошлась по стране. Автор призывал к "кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка". Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи. Появление прокламации совпало с грандиозными петербургскими пожарами летом 1862 г. Выгорело несколько кварталов, сотни людей остались без крова. Причины пожаров установить не удалось. Среди обывателей ходил слух, что город жгут нигилисты.

Сложившейся обстановкой воспользовались сторонники крутых мер. В июле 1862 г. были арестованы Н.Г.Чернышевский и Н. А. Серно-Соловьевич. На несколько месяцев был приостановлен "Современник". Чернышевскому приписывали составление прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", направленной против помещиков и царя. Около двух лет, пока Третье отделение собирало обвинительный материал, Чернышевский провел в Петропавловской крепости. На суде он хладнокровно отрицал все обвинения, тем более что улики были шаткими. Однако Сенат приговорил его к семи годам каторги.

Позднее состоялся суд над Серно-Соловьевичем, который был приговорен к ссылке и погиб на пути в Сибирь. Осуждение Чернышевского и Серно-Соловьевича усилило радикальные настроения среди молодежи. Еще до ареста Чернышевского возникла первая подпольная революционная организация "Земля и воля". Название было взято из статьи Огарева "Что нужно народу?". Сначала организацию возглавлял Серно-Соловьевич. Ей удалось создать свои отделения в Москве и ряде других городов, наладить выпуск нелегальной литературы. После ареста Серно-Соловьевича тайное общество возглавили малоопытные студенты. Они рассчитывали на то, что в 1863 г. произойдет крестьянское восстание. Когда эти надежды рухнули, "Земля и воля" самораспустилась.

Московское отделение не подчинилось решению о самороспуске. Оно стало налаживать связи с другими кружками распавшейся "Земли и воли", стараясь втянуть их в новую организацию. Ее возглавили студенты Николай Ишутин и его двоюродный брат Дмитрий Каракозов. Ишутинцы ставили своей задачей подготовку крестьянской социалистической революции. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике индивидуального террора. С этой целью была создана особо законспирированная группа "Ад"-

4 апреля 1866 г. Александр II гулял в Летнем саду. Когда он вышел из сада и садился в коляску, прозвучал выстрел, Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его в руку. Выстрел Каракозова произвел на общество потрясающее впечатление. Распространялись слухи об "адском" заговоре. Заметавшаяся полиция хватала первых попавшихся. В июне 1866 г. был закрыт "Современник".

Военный министр Д. А. Милютин подал царю записку, в которой доказывалось, что только последовательные реформы могут остановить революционное движение. Автором записки был Кавелин. Но она не имела успеха. Потрясенный Александр II сделал поворот в сторону от преобразований. Из правительства были удалены почти все либеральные министры. Только Милютин остался на своем месте.

Пост министра народного просвещения был вверен Д. А. Толстому. Он поставил университеты под контроль полиции и затруднил доступ в них малообеспеченной молодежи. Министр действовал настолько вызывающе, что именно на нем сосредоточилось общественное негодование. Между тем ключевой фигурой в правительстве стал начальник Третьего отделения П. А. Шувалов. Докладывая о грозящих царю опасностях, он не давал ему отступать от консервативной политики.


3. Народничество


На рубеже 50 - 60-х гг. XIX в. среди молодежи сложился тот тип нигилиста, который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, нигилист изучал естественные науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям, без громких слов и пышных деклараций. Молодые люди из разных сословий потянулись тогда к высшему образованию. Однако после студенческих волнений 1861 г. многие студенты были исключены из университетов.

Тогда-то Герцен и написал в "Колоколе": "Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.. В народ! К народу! - вот ваше место, изгнанники науки..." Многие шли "в народ" добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ нигилиста померк и отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи "возвращения долга народу", беззаветного ему служения. "Кающийся дворянин" был приметной фигурой конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в.

Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. А иной раз и совсем уходили "в народ".

Народничество сложилось в мощное движение с собственной идеологией. У ее истоков стояли Герцен и Чернышевский. От них народничество унаследовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.

У Герцена и Чернышевского народники восприняли также отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные противоречия. Действуя в интересах народа, они стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий или крестьянского бесправия) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет "перескочить" через период буржуазного строя - сразу в "разумно устроенное" социалистическое общество.

Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение (освобождение от бедности и эксплуатации) сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной идеологии народничества.

Три течения в народничестве. Главными идеологами народничества были П. Л. Лавров. М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев. Они идейно обосновали три его течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был профессором математики в Артиллерийской академии, имел звание полковника. Был близок к Чернышевскому. В ранних своих работах выступал как сторонник реформ. Но, разочаровавшись в переменчивой политике Александра II, видя царящий в стране произвол, Лавров пришел к мысли о революции. В 1867 г. его выслали в Вологодскую губернию.

В ссылке Лавров написал свои знаменитые "Исторические письма". Именно он высказал мысль о "неоплатном долге" перед народом. Лавров разделял веру в социализм и ряд других народнических идей (самобытность исторического развития России, община как основа ее будущего строя, второстепенность политических вопросов перед социальными). Утвердившись в мысли о необходимости социальной революции, он до конца своих дней стоял на этом. Но вместе с тем он критиковал революционный авантюризм. Он указывал, что нельзя "торопить" историю. Поспешность в деле подготовки революции не даст ничего, кроме крови и напрасных жертв. Революция, считал Лавров, должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа. Насилие в революции, писал он, должно быть сведено к минимуму: "Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой". В 1870 г. Лавров бежал из ссылки и приехал в Париж. За границей он издавал журнал и газету под общим названием "Вперед!". В конце XIX в. Лавров отошел от политической деятельности и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии.

М.А. Бакунин после польского восстания сосредоточил свою деятельность в международном социалистическом движении. Теория разрушения, которую он давно вынашивал, оформилась у него в законченное анархистское учение. Все современные государства, говорил он, построены на подавлении человека. Никакие реформы не изменят их антигуманной сущности. Их надо смести революционным путем и заменить свободными автономными обществами, организованными "снизу вверх". Бакунин требовал передачи всей земли крестьянам, фабрик, заводов и капиталов - рабочим союзам, упразднения семьи и брака, введения общественного воспитания детей в духе материализма и атеизма.

Бакунин был членом I Интернационала со времени его основания. Внутри этой организации он повел борьбу с К. Марксом. В 1872 г. Марксу удалось добиться исключения Бакунина из Интернационала. Но вместе с Бакуниным из него вышли многие рабочие союзы южных стран Европы. Интернационал вскоре распался, а Бакунин сосредоточился на организации европейского анархистского движения. Наибольшего успеха он добился на юге Европы, прежде всего в Италии. Особенно охотно на проповедь анархизма откликались самые неквалифицированные слои рабочих, а также люмпен-пролетариат. Бакунин объявил их авангардом рабочего движения. В России он связывал все надежды с крестьянством. Русского крестьянина он считал "прирожденным социалистом".

Среди малообразованного народа, полагал Бакунин, самой действенной является "пропаганда фактами", т. е. устройство непрерывных бунтов, восстаний, волнений. Имея привычку подтверждать свои теории на практике, он организовал восстание в Италии (близ Болоньи). Авантюра закончилась крахом. Последние годы жизни он провел в большой нужде. Умер Бакунин в 1876 г. в Берне (Швейцария) в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию.

Последователи Бакунина действовали во многих странах. В России они составляли значительный отряд народников и порой действительно пытались прибегнуть к "пропаганде фактами".

В 1869 г. среди революционно настроенной молодежи в Москве появился бывший студент Сергей Нечаев. Он уверял, что приехал по заданию некоего "Центрального комитета", который якобы объединяет всех русских революционеров. Решительный и безнравственный, Нечаев говорил, что революционер должен подавить в себе все человеческие чувства, порвать с законами, приличиями и моралью старого общества, что для достижения высоких целей годятся все средства, даже те, которые считаются низкими.

Многие молодые люди попали тогда под влияние Нечаева. Ему удалось быстро собрать воедино осколки ишутинского кружка. Свою организацию Нечаев разбил на "пятерки" и построил в порядке строгой подчиненности. Нижестоящая "пятерка" подчинялась вышестоящей, зная только одного ее члена, который доводил до нее приказания сверху и следил за их исполнением. "Главная пятерка" получала приказания от Нечаева как члена мифического "Центрального комитета". Одного из членов "главной пятерки", студента Ивана Иванова, Нечаев заподозрил в отступничестве и велел убить, чтобы "сцементировать кровью" свою организацию. Следы преступления замести не удалось, и Нечаев бежал за границу.

Следствие выявило неприглядную картину нечаевских дел, и власти решили использовать открытый суд. На скамье подсудимых оказались 87 человек. Четверых членов "главной пятерки" суд приговорил к каторге, 27 человек - к тюремному заключению на разные сроки, остальные были оправданы.

Нечаевский процесс многих оттолкнул от революционного движения. Ф. М. Достоевский написал тогда роман "Бесы". Нечаевщина оказалась не случайным эпизодом, а признаком опасных явлений, назревавших в революционном движении. В 1872 г. Швейцария выдала Нечаева России как уголовного преступника.

Членом нечаевской организации был Петр Никитич Ткачев (1844-1885). Осужденный по делу Нечаева, он отбыл срок заключения и был выслан в Псковскую губернию. Оттуда бежал за границу, где издавал газету "Набат". Ткачев утверждал, что ближайшая цель социалистов должна состоять в создании хорошо законспирированной, дисциплинированной революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна захватить власть. После этого, проповедовал Ткачев, революционная организация подавляет и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет старые государственные учреждения и создает новую государственность. В отличие от бакунистов Ткачев считал, что государство (притом сильное, централизованное) сохранится и после победы революции.

С конца 70-х гг. идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении. Сам же он в 1882 г. заболел душевным расстройством и через три года умер.

Одним из идейных предшественников Ткачева был Заичневский, мечтавший о "кровавой, неумолимой революции". Но основные свои идеи Ткачев почерпнул из нечаевского опыта. Он понял, что главное в этом опыте - создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти.


4. Народнические кружки в начале 70-х гг.


С начала 70-х гг. в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С. Л. Перовская и Н.В.Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов подпольного общества стали называть "чайковцами", по имени одного из лидеров. Здесь не было строгой подчиненности. Работа строилась на добровольном рвении всех и каждого. Отделения тайного общества "чайковцев" возникли в Москве, Казани и других городах. Всего в этой федерации кружков состояло около 100 человек.

В 1872 г. в петербургский кружок "чайковцев" вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), ученый-географ, впоследствии - теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма, а прежде кружок стоял на позициях лавризма. Главным делом "чайковцев" была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в деревне. В начале 1874 г. многие "чайковцы" были арестованы.

Но аресты не остановили намеченного на 1874 г. "хождения в народ". Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. В кружках "чайковцев" никогда не было столько членов, сколько людей двинулось "в народ" весной 1874 г. - из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары.

В деревню пошли и лавристы, и бакунисты: первые - с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторые - в надежде поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Особого размаха "хождение в народ" достигло в Поволжье. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались отдельные помещики и даже девушки-аристократки.

Крестьяне охотно откликались на разговоры о малоземелье, о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Торопливость, с какой велась тогда пропаганда, не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.

Поднять восстание нигде не удалось. Полиция всполошилась и начала вылавливать всех подозрительных. К дознанию было привлечено 770 человек. Уцелевшие пропагандисты бежали в города. "Хождение в народ" подорвало идеи бакунизма и способствовало распространению ткачевских идей. Среди народников зрело убеждение, что для подготовки революции надо создать крепкую организацию.

В 1876 г. возникла новая организация со старым названием - "Земля и воля". В ее состав вошел ряд уцелевших от арестов участников "хождения в народ" - М. А. Натансон, Г. В. Плеханов и др. Позднее в нее вступила С. Л. Перовская. В организации насчитывалось свыше 150 человек. "Земля и воля" была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был "основной кружок". Общество делилось на несколько групп. "Деревенщики" - самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов. "Дезорганизаторская группа" имела целью вносить расстройство в ряды врагов, разоблачать шпионов.

Главная цель общества состояла в подготовке народной социалистической революции. Члены "Земли и воли" должны были вести разъяснительную работу среди крестьянства - как в словесной форме, так и в виде "пропаганды фактами". Террористическая деятельность допускалась только в отдельных случаях для самозашиты.

В программе общества говорилось о переходе всей земли в руки крестьян и о свободе мирского самоуправления. Землевольцы извлекли урок из недавнего "хождения", выдвинув близкие и понятные крестьянам требования.

6 декабря 1876 г. "Земля и воля" организовала демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге. Надеялись собрать несколько тысяч человек, пройти по городу с красным знаменем. Но собралось всего 300-400 человек. Полиция натравила на них дворников, приказчиков, грузчиков, и началось избиение. Около 20 человек было арестовано, другие разбежались. Вскоре пятерых отправили на каторгу, 10 человек сослали. Столь суровая расправа над участниками мирной демонстрации вызвала недоумение и ропот в обществе.

После неудачной демонстрации народники решили вновь сосредоточиться на работе в деревне. Отказавшись от "летучей пропаганды", землевольцы поселялись группами в Поволжье, на Дону и Кубани. Им казалось, что именно там, где живы традиции казачьей вольницы, предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять народ на восстание.

Больших успехов "оседлая" деятельность не принесла. Землевольцы падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народнические поселения выслеживались полицией. К осени 1877 г. их почти не осталось. В "Земле и воле" назревал серьезный кризис.

Литература

Громаков С.Г. История России. М., 2008.

Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.

Акаев А.Л. История России. Спб., 2007.

Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В к.50-н.60 гг на авансцену выходит либерализм. Либерализм находит выражение в трудах западников. Для русского либерализма была характерна специфика в плане социальной базы. На западе - либерализм - идеология буржуазии, но в России буржуазия была очень слаба. Поэтому либерализм получил распространение в дворянской среде. Чичерин. Каверин. Вообще в России создавать организации любого толка запрещалось. Центрами либерализма были журналы "Вестник Европы", земские учреждения, добровольные неполитические общества: юридическое, вольное экономическое, географическое. Идеи: расширение прав органов местного самоуправления, смягчение и ликвидация цензуры. Большинство считало необходимым сохранение самодержавие. В крайнем случае создание в России учереждения парламентского типа, но не законодательного, а совещательного. Дворянский конституционализм.

Помимо леворадикального крыла русского общественного движения, в 1860-70-е гг достаточно ощутимо заявила о себе либеральная дружина (проникновение еще во 2/18в: просвещение→естественные и неотчуждаемые права индивида, правовое государство; идеи разделения властей, утверждения конституционного строя, создания парламента; правительственный харр = образование и госслужба. В резте несоответствия идей и росс. реальности→декабристского движение). 1860-е гг дали толчок либерализму. Носители: не ток отдельные представители правящих кругов (дворянство), но и не имевшие к государственному аппарату никакого отношения лица (свободные профессии типа журналистов, врачей) = отлчие от запада, там основа бржз!

Либералы не могли организовывать нелегальные кружки, так как старались действовать в рамках закона (запрет политических организаций). Программа: во многом индивидуальные взгляды отдельных индивидуумов, отличающиеся друг от друга. В принципе, они выступали за дальнейшую реализацию и более последовательное проведение в жизнь тех принципов, которые были положены в основу либеральных преобразований 1860-70-х гг. Дальнейшее ослабление цензуры, в перспективе свобода печати, укрепление независимости судебной системы, расширение прав органов местного самоуправления, в первую очередь земских учреждений и др. Вопрос о конституционном переустройстве России: здесь расхождения → за классическую конституционную монархию с парламентом (зд.f и ограничение самодержавия) тогда практически никто не выступал. Выступали за создание в России совещательного парламента, не ограничивающего царской власти. Видными идеологами либерального движения были крупные ученые, историки, правоведы: Чичерин, Каренин, Петрункевич и др. Выступления: в земствах, органах местного самоуправления; периодической печати (Ж «Вестник Европы» с 1866, Г «Русские ведомости»), неполитические общва («ВЭО», «РГО»). Поскольку власть не развивала идеи, заложенные в основу реформ 1860-х годов, постольку либеральное движение оказывалось в оппозиции. Политических демонстраций не было = обращение к властям, в первую очередь от лица земских учреждений с просьбами о расширении полномочий. Реакция властей как правило была отрицательной. Обращения оставались без последствий или даже принимались репрессивные меры, как запрет заниматься земской деятельностью.

1. Либералы и консерваторы. n n Консервативное направление – отстаивающее неизменность политического строя, быта. Либерально-оппозиционное направление – сторонники демократических свобод. Демократические свободы: Свобода совести, свобода от крепостнического состояния, свобода слова, свобода печати, публичность и гласность суда.

n n n Либералы: Принятие конституции и введение народного представительства. В 1862 г. Тверское дворянство направило Александру2 адрес, в котором отказывалось от всех своих сословных привилегий. «Мы уверены, - говорилось в адресе тверского дворянства, что все преобразования остаются безуспешными потому, что принимаются без спроса и без ведома народа. Собрание выборных всей земли русской представляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов возбужденных, но не разрешенных Положением 19 февраля» . Из письма А. И. Кошелева, 1859 г. : «Мы за самодержавие. Представительство теперь у нас невозможно, ибо в нем будут играть роль дворянство, самое гнилое у нас сословие, всякая вымышленная конституция есть для государства величайшее зло. Дайте времени: самодержавие возможно, пока нет другой силы, могущей его ограничить. Этой силы нет, ей надобно возникнуть, развиться и окрепнуть. Освобождение крестьян должно быть к этому первым шагом» .

n n n - Как относились деятели либерального движения к необходимости принять конституцию? Осознавая необходимость ограничения самодержавия, среди либералов не было единого мнения (относительно сроков введения конституции. Некоторые полагали, что Россия не готова к введению конституции.) Одна часть либералов была удовлетворена реформами и поддерживала правительство. Другая часть понимала ограниченность реформ, пыталась добиваться их продолжения. Так молодое поколение земских деятелей требовало расширения своих прав, расширения гражданских свобод, создание центральных представительных учреждение, но не находили понимания у властей. Это способствовало дальнейшему размежеванию либерального движения.

n n Земства при всей своей ограниченности функций были либеральным учреждением, формировавшимся в результате выборов. Так как главной деятельностью земств было помощь бывшим крепостным крестьянам (устройство школ, больниц, ветеринарных пунктов), то деятелей либерального движения это привлекало. В нач. 60 -хгг. произошел раскол в либеральном движении Группа петербургских профессоров вышла в отставку из -за строгих мер против студентов В 1866 ими основан Журнал «Вестник Европы» Польское восстание 1863 -1864 гг. сурово подавлено Часть осудили жестокую расправу Статьи М. Каткова резко критиковали сторонников независимости Польши

Русские консерваторы. n n М. Н. Катков. - главным идеологом и вдохновителем консервативного курса. Главной задачей этого направления общественной мысли было доказательство губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции. Главным органом консерваторов стал журнал «Русский вестник» .

Земское движение. n n n Земцы – деятели созданных по реформе 1864 г. Земств – органов местного самоуправления. Конец 70 -х – нач. 80 -х – подъем земского движения. Добивались от правительства не только расширения своих прав, но и создания центральных органов народного представительства, расширения гражданских свобод. 1879 г. - тайный съезд земских деятелей в Москве. Решения съезда: организовать выступления земств с требованием продолжения политических реформ. Движение не стало народным, было слишком раздробленным.

Общественное движение

60-70 годов 19 века.

Народовольцы.

(разработка урока по истории)

Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX века

Цель урока : рассказать об основных направлениях общественного движения в 60-70-е гг. XIX века

План урока:

    Общественный подъем 60-х гг. XIX века

Земское движение 60-70-х гг. Либеральное и консервативное движение. Начало разночинского этапа русского освободительного движения. Студенческое движение 1861 года. Движение за конституцию. Польское восстание 1863 года. Демократическая журналистика середины 60-х годов. Вопрос о конституции и реформах. Вопрос о земле.

    Радикалы и правительство

«Земля и воля» (1862-1864 гг.). Революционные кружки второй половины 60-х гг. Революционное народничество 70-х гг. Течения в народничестве. Выдающиеся представители народничества: биографии и взгляды. «Хождение в народ». Процесс Веры Засулич. «Земля и воля» 70-х гг. «Черный передел». «Народная воля». Покушения на Александра II .

Записи на доске:

I .Важнейшие даты:

1863- польское восстание

1866- покушение на Александра II Д. Каракозова.

1874-1875 - «хождение в народ»

1876- создание революционной организации «Земля и воля»

1878 – процесс над Верой Засулич

II . Выдающиеся личности:

А.И. Герцен

Н.Г. Чернышевский

М.А. Бакунин

П.Л. Лавров

П.Н. Ткачев

III . Основные понятия

Консерваторы

Либералы

Радикалы

Народничество

Разночинцы

Оснащение урока:

    Презентация

    Материалы с текстом источников

Приемы деятельности учителя
1. Использование презентации.
2. Руководство лабораторной работой с документами и текстом учебника с целью решения познавательных заданий (урок-семинар).
3. Оформление основных выводов по теме в опорном конспекте.

I . Изучение нового материала .

    Учитель сообщает :

В ходе либеральных реформ были созданы органы земского и городского самоуправления. По мысли либералов, следующим шагом должно было стать принятие конституции и введение парламента. Либералы почти ежегодно направляли царю адреса с просьбой завершить создание системы представительства.

Однако и консервативные силы увеличили давление на царя. Против представителей либерального движения стали применять репрессии (заключение в Петропавловскую крепость мировых посредников Тверской губернии, после того, как они на своем собрании осмелились подвергнуть критике правительство и направили Александру II адрес, в котором указывали на необходимость создания представительства выборных для координации реформ).

Вопросы: 1.Кто такие либералы?

2.Чем либералы отличаются от консерваторов?

3.Как либералы, по вашему мнению, должны были относиться к правительственным реформам 60-70-х гг.?

При Александре II главным идеологом и вдохновителем консервативного курса был М.Н. Катков, русский публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты « », основоположник русской политической журналистики. Главной задачей этого направления общественной мысли было доказательство губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции. Катков доказывал также губительность для России проводимых реформ. Главным печатным органом консерваторов стал журнал «Русский вестник» и газета «Весть». Катков приветствовал подавление польского восстания, считал необходимым проводить жесткую политику в отношении поляков.

Вопрос: Интересы какого сословия отражало консервативное движение?

Общественный подъем начала 60-х годов привел к резкому размежеванию революционного и либерального направлений. Либералы, хотя и находились в идейной оппозиции к правительству, все же боялись революции – их пожелания сводились к ограничению самодержавия и проведению дальнейших буржуазных реформ. В начале 1862 года поэт, общественный деятель, один из лидеров

И.С. Аксаков в газете «День» выступил с проектом «самоупразднения» дворянства, направленным на разрушение сословной структуры общества. Но русские либералы не были последовательны в отстаивании своих убеждений, весьма умеренных и противоречивых. Так, либерал А.И. Кошелев в своих брошюрах «Какой исход для России из нынешнего её положения?» и «Конституция, самодержавие и Земская дума» высказывался за созыв Земской думы, совместимой с самодержавием, и одновременно доказывал необходимость решительной борьбы с революционным и крестьянским движением.

Вопросы: 1.В чем вы видите точки соприкосновения между либералами и консерваторами пореформенной эпохи?

2.В чем заключались особенности пореформенного либерализма?

В 1863 году в Польше вспыхнуло освободительное восстание. Поляки рассчитывали на поддержку европейских государств. Осознавая опасность внешнего вмешательства во внутренние дела России, министр внутренних дел П.А. Валуев предложил создать некое подобие представительного органа. Проект Валуева был одобрен в 1863 году. По нему в состав Государственного совета вводились выборные представители от земств, но при сохранении всей полноты власти монарха.

Вопрос: Как вы полагаете, означало ли это создание действительного представительного органа?

Однако вскоре польское восстание было подавлено, и правительство отказалось от проекта. Тем не менее, либеральное движение не ослабевало. В 1865 году представители сначала Московского дворянского собрания, а затем Петербургского земского собрания в адресах на имя императора настаивали на создании выборного представительства. Александр не соглашался и даже на время распустил петербургское земское собрание.

Вопрос: Известно, что Александр II не был принципиальным противником конституции и создания представительной системы. Чем же тогда объяснить его нежелание пойти на уступки требованиям общества?

Александр II опасался того, что с ограничением самодержавной власти Россия погрузится в пучину внутренних распрей. Сильная центральная власть представлялась ему единственной гарантией от внутренних неурядиц.

Начиная с адреса петербургского земства, лидирующая роль в движении за конституцию переходит к земским учреждениям. Пик земского движения приходится на конец 70-начало 80-х гг.

С 1861 года начинается новый, разночинский, этап русского освободительного движения.

Разночи́нцы - «люди разного чина и звания». Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к , ни , ни к , ни к , не имевшее или духовного . К разночинцам относились выходцы из , купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества. В и того времени разночинцы часто противопоставлялись дворянам. Они воспринимались не только как социальный слой, но и как носители новой идеологии - , .

Вопросы: 1.Какие социальные процессы привели к появлению разночинства?2. Дайте социально-психологическую характеристику разночинца.

Характерной чертой общественного движения пореформенной России являлись студенческие волнения. Яркую политическую окраску приобрела панихида, устроенная казанскими студентами в апреле 1861 года по крестьянам, расстрелянным в селе Бездна.

Вопрос: В чем причины крестьянских волнений после отмены крепостного права?

В середине 1861 года правительство ввело новые «временные правила», имевшие целью ограничить доступ в университет студентам-разночинцам. Отменялось освобождение нуждавшихся студентов от платы за обучение, запрещались студенческие сходки. В ответ на меры правительства прошли массовые студенческие выступления. 25 сентября студенты Петербургского университета провели первую в России уличную демонстрацию.

Вопросы: 1.Что значит «радикальный»? 2.Как вы думаете, с чем был связан подъем радикального движения в России?

В первые пореформенные годы журнал «Колокол», издававшийся А. И. Герценом в Лондоне с 1 июля 1857 г., продолжал пользоваться большим влиянием в России.

Вопрос: Вспомните, что вам известно о А.И. Герцене и Н.П. Огареве.

На основе детального разбора «Положений 19 февраля» Н.П. Огарев сделал вывод: «Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут!». Осенью 1861 года, обращаясь к студенческой молодежи, изгнанной из университетов, А.И. Герцен выдвинул лозунг: «В народ! К народу!». Для революционно настроенной молодежи получили программный характер слова из статьи Н.П. Огарева, напечатанной в «Колоколе» и в качестве прокламации широко распространившейся по России: «Народу нужны земля и воля».

Новым фактором революционного движения стали прокламации, листки и воззвания, которые со второй половины 1861 года распространялись в Петербурге, Москве и ряде других городов России. Начало прокламационной компании положило знаменитое воззвание «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон!». В центре прокламационной компании стоял русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ Н.Г. Чернышевский.

В июне-октябре 1861 года появились три номера листка «Великорусс». Авторы «Великорусса» обращались к «обществу», к «просвещенным людям». Резкую критику крестьянской реформы авторы листка сочетали с требованием передачи крестьянам всей земли, которой они пользовались до реформы, с выкупом «за счет нации». Политическая программа «Великорусса» заключалась в требовании конституции, суда присяжных, свободы слова и печати, в устранении сословных привилегий. В том же 1861 году распространялись прокламации «К молодому поколению», написанная Н.В. Шелгуновым, и «Молодая Россия», автором которой был П.Г. Заичневский. Появление «Молодой России», где оправдывались всякие средства борьбы с существующим строем, совпало с грандиозными пожарами в Петербурге. В поджогах обвинялись революционеры.

В июне 1862 года были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», запрещены созданные накануне реформы воскресные школы для взрослых. Были арестованы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьевич, Д.И. Писарев, часть революционеров эмигрировала. Чернышевский был осужден на каторжные работы, на каторге и в ссылке в Сибири он провел 20 лет.

Вопрос: Как подобные репрессии сочетаются с курсом либеральных реформ правительства?

Несмотря на арест Н.Г. Чернышевского и восьмимесячный перерыв, ведущим органом демократической печати оставался журнал «Современник» С 1863 года его редактировали Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин. Огромное влияние на революционную молодежь оказал опубликованный в журнале роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Читателей привлекла вера автора в победу революции, его идеал социалистического общества будущего.

Вопросы: 1.Почему Н. Г. Чернышевский был «властителем дум» молодежи 60-х гг.?

2.В чем проявлялось его влияние?

Среди части разночинской молодежи был популярен журнал «Русское слово». Ведущим сотрудником журнала был Д.И. Писарев. В середине 60-х гг. между «Современником» и «Русским словом» произошла полемика («раскол о нигилистах»). После покушения Д.В. Каракозова на Александра II оба журнала были закрыты.

После активизации 1861 года революционное направление в 1862-1863 гг. переживало спад из-за репрессий правительства. Однако воля революционеров сломлена не была. В 1862 году появляется подпольная организация «Земля и воля». Первыми возглавили её братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, затем руководили Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. Главной задачей революционеров было собирание революционных сил в единое тайное общество для того, чтобы быть готовыми к крестьянскому восстанию, которое ожидалось весной 1863 года. «Земля и воля» организовала для пропаганды своих идей нелегальную типографию в России, использовала типографию А.И. Герцена. Н.П. Огарев разработал подробный план действий организации на 1863 год. План предусматривал предъявление правительству требования созыва Земского собрания, а в случае отказа – всеобщее восстание. Но, ставя перед собой задачу объединения всех антиправительственных сил, «Земля и воля» не сумела преодолеть идейные разногласия в среде революционеров. Крестьянское восстание в 1863 году не произошло, а сил для открытого выступления у организации оказалось недостаточно.

Вопрос: Как вы думаете, почему не вспыхнуло всеобщее крестьянское восстание в 1863 году?

В 1863 году в Москве на базе землячества студентов-пензенцев возник нелегальный кружок, руководителем которого стал студент Н.А. Ишутин. Члены кружка по примеру героев романа «Что делать?» организовывали разного рода мастерские – артели (переплетная и швейная мастерские, школа, ассоциация извозчиков и т.п.). В 1865 году они устанавливают связи с петербургскими революционерами, которых возглавлял И.А. Худяков. 4 апреля 1866 года член кружка Д.В. Каракозов стрелял в Александра II . Покушение оказалось неудачным. Каракозов был схвачен, а затем казнен, ишутинский кружок разгромлен.

В 1867 году сложился кружок Г.А. Лопатина, члены которого изучали западноевропейскую революционную литературу, читали труды К. Маркса. Совместно с Ф.В. Волховским Лопатин приступил к созданию общества, названного по размеру вступительных взносов «Рублевым». Члены «Рублевого общества» должны были кочевать по России, просвещать крестьян с помощью специально написанных учебников и книг.

В 1869 году после волнения студентов в Петербурге большинство активных участников студенческих выступлений было арестовано. Одному из руководителей студентов С. Г. Нечаеву удалось бежать за границу. Нечаев развернул издательскую деятельность и напечатал от имени организации «Народная расправа» ряд воззваний. С.Г. Нечаев составил «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должны были руководствоваться его сторонники. Революционер для Нечаева – это обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией». Вернувшись в Россию, он попытался создать в Москве и Петербурге ячейки «Народной расправы». Добиваясь слепого подчинения, он вынудил московскую ячейку согласиться на убийство студента И.И. Иванова, выразившего недовольство нечаевскими методами. Иванов был убит. Нечаев вновь скрылся за границу. Возникшая организация была разгромлена. В 1872 году Нечаева выдали России швейцарские власти, его судили и заточили в Петропавловскую крепость, где он и умер спустя 10 лет. Образ Нечаева выведен Ф.М. Достоевским в романе «Бесы».

Тогда же, в 1869 году, в Петербурге сложился революционный кружок, члены которого (М.А. Натансон, Н.В. Чайковский), не принимая нечаевских методов, ставили перед собой задачу распространения в России кружков самообразования, где должны были формироваться будущие революционеры. К 1871 году кружок превратился в организацию, названную Большим обществом пропаганды.

Другой крупной народнической организацией начала 70-х годов был кружок А.В. Долгушина, возникший в 1872 году в Петербурге. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» организовали тайную типографию, сконструировав примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.

Большую популярность в 60-е годы в молодежной, прежде всего, в студенческой среде, обрела идеология «нигилизма». Что представлял собой типичный нигилист? Вспомните тип нигилиста, запечатленный в образе Базарова у Тургенева. «Нигилисты» в дореформенный период стремились приобрести практические знания в сферах, которые они считали наиболее полезными: инженерное дело, медицина, образования, агрономия и т.д. Выбор специальности обусловливала идеология «нигилистов»: стремление быть полезными обществу. Молодые люди потянулись к высшему образованию, однако студенческие волнения, потрясшие российские университеты вскоре после отмены крепостного права, привели к тому, что многие студенты были лишены возможности, по разным причинам, окончить курс. Они нашли себя в земских учреждениях, служа врачами, учителями, агрономами. Многие из них последовали призыву А.И. Герцена: «возвратить долг народу», «покаяться» перед народом. Образ «кающегося дворянина», служащего народу в деревне стал весьма популярным среди молодежи. Так началось «хождение в народ». Это движение получило название народничества.

Вопрос: Существует ли связь между нигилизмом и разночинством?

Основы идеологии народничества были изложены в работах А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Главными теоретиками революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П. Л. Лавров.

Социально-революционное направление

В историографии это направление именуется также « » или « ». Основные теоретики социально-революционного течения русского народничества - и в определенной мере . Ткачев утверждал, что в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества и его можно будет быстро ликвидировать. Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну.

Либерально-революционное направление

Ведущими идеологами этого направления в народничестве (получившего в советской историографии название « », а в постсоветской -"умеренного") были Н. К. Михайловский.

Анархистское направление

Если Ткачев и его последователи верили в политическое объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были и . Оба они скептически относились к любой власти, считая ее подавляющей свободу личности и порабощающей ее.

Бакунин считал русского человека бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного (отсюда - наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций.

Вопросы: 1.В чем сходство и в чем различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачева? 2. Чьи идеи кажутся вам наименее утопическими?

Чайковцы, ещё до разгрома их организации, после тяжкого голода 1873-1874 гг. выступили инициаторами «хождений в народ», ожидая, что в этих тяжелых обстоятельствах народ будет более восприимчив к пропаганде. Во многом движение было стихийным. Две волны пропагандистов двинулись частью в Поволжье, частью – через центральные губернии на юг. Они переодевались в крестьянскую одежду, нанимались по подложным паспортам простыми грузчиками и чернорабочими и агитировали народ. В целом проповедь идей социализма среди крестьян успеха не имела, поднять восстание нигде не удалось. После того, как полиция начала поиски пропагандистов, акция фактически была прекращена. Остатки народников возвращались в города. К осени 1874 года движение было разгромлено, власти арестовали около тысячи человек. Следствие, продолжавшееся три года, завершилось знаменитым процессом «ста девяноста трех», блестящую речь на котором произнес народник И.Н. Мышкин.

Вопросы:

1.Определите характерные черты народничества?

2.Какие методы использовали в своей практической деятельности народники?

3.Какими причинами было вызвано «хождение в народ»?

4.В чем были особенности этого движения и его результаты?

5. Почему «хождение в народ» потерпело неудачу?

Крупнейшее тайное общество народников 70-х годов возникло в Петербурге в 1876 году. В течение 1876-1879 гг. в неё вошли революционные кружки Поволжья, Центральной России, Белоруссии, Польши, Украины. Кавказа и Закавказья. Название «Земля и воля» организация получила в конце 1878 г., когда стал издаваться печатный орган под тем же названием. Впервые о своем существовании организация открыто заявила на Казанской демонстрации. 6 октября 1876 года в Петербурге перед Казанским собором собралось несколько сот демонстрантов, преимущественно студентов. Над толпой был выкинут красный флаг с надписью «Земля и воля». Полиция разогнала демонстрацию, некоторые её участники были ранены.

Деятели «Земли и воли» много внимания уделяли разработке программы и тактики организации. Первоначально их программные требования заключались в передаче всей земли крестьянским общинам, в разделении Российской империи на части, «соответственно местным желаниям». Осуществить эти требования они считали возможным «только посредством насильственного переворота». В позднейших уточнениях программы (май 1878 г.) конечным идеалом признавались анархия и коллективизм. Для дезорганизации правительства революционеры должны были вести работу в войсках, привлекать на свою сторону «разбойничьи шайки», издавать «листки зажигательного характера». Программа «Земли и воли» исходила из идей М.И. Бакунина, переработанных с учетом накопленного опыта.

Особое значение деятели «Земли и воли» придавали созданию боевой централизованной организации. Они последовательно проводили в жизнь уставные требования централизма, конспирации, дисциплины, взаимного товарищеского контроля, подчинения большинству меньшинства.

Первые дезорганизаторские акты «Земли и воли» носили характер мести и самообороны. В январе 1878 года В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию находившегося в тюрьме политического заключенного. Суд присяжных оправдал Засулич. Попытка полиции арестовать её по выходе из зала суда была отбита революционной молодежью. Процесс по делу В. Засулич привлек внимание русского общества к борьбе революционеров. В 1878-1879 гг. отдельные землевольцы оказывали вооруженное сопротивление при аресте, утраивали покушения на правительственных чиновников. В августе 1878 г. С.М. Кравчинский убил кинжалом на улице Петербурга шефа жандармов Н.В. Мезенцева. Постепенно часть землевольцев пришла к мысли путем террора дезорганизовать правительство и вызвать революционный взрыв.

2 апреля 1879 г. землеволец А.К. Соловьев стрелял в Александра II . Покушение оказалось неудачным. Соловьев был повешен. Для рассмотрения вопроса о террористической борьбе было решено созвать съезд членов общества «Земля и воля». Съезд собрался в июне 1879 г. в Воронеже. Съезд оставил неизменной программу организации, но согласился с террором как одним из методов ведения политической борьбы. Участники съезда высказались за цареубийство. В августе 1879 г. в Петербурге собрался новый съезд, где произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», те кто выступал за пропаганду среди крестьян, составили общество «Черный передел», а «политики», поддерживавшие террор, - «Народную волю».

Вопросы:

1 . Дайте характеристику и оценку деятельности организации «Земля и воля».

2. Каковы причины распада организации "Земля и Воля"?

В дальнейшем попытки деятелей «Черного передела» (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, О. В. Аптекман, М. Р. Попов, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич) продолжить пропаганду в деревне в условиях массовых правительственных репрессий окончились неудачей. Многие из них, опасаясь ареста, уехали за границу, другие перешли в «Народную волю».

Программные и уставные основы «Народной воли» были изложены в документах: «Программа Исполнительного комитета», «Подготовительная работа партии», Программа рабочих членов партии «народная воля». Своими ближайшими задачами «Народная воля» считала подготовку политического переворота, свержение самодержавия и передачу власти народу. Практическая деятельность в программе делилась на пропагандистскую и разрушительную. Народовольцы придавали большое значение пропаганде в армии и среди рабочих. Программа разрушительной деятельности сводилась к индивидуальному террору. Народовольцами была создана организация, во главе которой стоял Исполнительный комитет. Члены исполнительного комитета были профессиональными революционерами; ведущую роль среди них играли А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, Н.А. Морозов, Н.Е. Суханов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко. В 1880-1881 гг. они осуществили ряд неудачных покушений на Александра II , в том числе взрыв в Зимнем дворце, который произвел Степан Халтурин. 1 марта 1881 г. руководимые С. Перовской террористы убили Александра II .

Вопросы:

1 . Какие вы видите различия между народниками 60-х и 70-х гг.?

2.Почему народническое движение приобретало все более радикальный характер?

3.Каково ваше отношение к убийству Александра II ?

4.Можно ли утверждать, что убийство Александра II привело народовольцев к цели? Почему убийство царя не привело к революции в России?

5.Подумайте, почему император, прозванный «Освободителем», который отменил крепостное право, провёл либеральные реформы в стране, был убит?

6. На примере «Народной воли» определите действенность революционного террора.

II . Презентация по теме урока.

См. Приложение.

III . Работа с источниками.

См. Приложение 1.

Чтение материалов источников. Обсуждение прочитанного.

IV . Итоговый тест

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы