Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Нормальная артикуляция свистящих звуков

Нормальная артикуляция звуков с, с", з, з". Губы растя­нуты как бы в улыбке, в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опу­щен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохож­дение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подня­ты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мяг­кое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При про­изношении палатализованных с", з" передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желобка разрушается, средняя часть спинки языка боль­ше приподнимается вверх, чем при произношении сиз.

Нормальная артикуляция звука ц. Губы, зубы, нёбная за­навеска, голосовые складки при произношении звука ц нахо­дятся в таком же положении, как и при произношении зву­ка с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа. I этап: кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и своей передней частью обра­зует смычку у шеек верхних резцов. II этап: передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка - желобок.

Виды нарушений произношения свистящих звуков

В логопедической литературе выделяются следующие ос­новные виды сигматизмов, которые отмечаются и у умственно отсталых детей:

1. Губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произносится

звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором воз­никновения губно-зубного сигматизма является прогнатия.

    Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма пред­ располагают следующие факторы: передний открытый при­ кус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизарт­ рии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден ды­ шать ртом и др.

    Призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кон­ чик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист.

    Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вме­ сто свиста возникает шипение.

    Боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и одно­ сторонний боковой сигматизм. При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов. Сбоку об­ разуются щели, через которые проходит выдыхаемый воз­ дух. При одностороннем боковом сигматизме щель образу­ ется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, нали­ чие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вя­ лость мышц правой или левой сторон языка.

    Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вызыва­ ется неплотным смыканием мягкого нёба с задней стеной глотки, парезом мышц мягкого нёба и задней стенки глот­ ки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц - с, ц - т, с - т, с - ф, с - с", з - д, з - в, з - з", з-с.

Коррекция сигматизма свистящих звуков

На этапе постановки звука проводится ра­бота по формированию фонематического восприятия, фо­нематического анализа и развитию речевой моторики.

Артикуляторная гимнастика включает сле­дующие упражнения:

для губ: улыбка, трубочка, улыбка-трубочка; опустить ниж­нюю губу, поднять ее; поднять верхнюю губу, опустить ее;

для языка: сделать язык широким; широкий - узкий язык; широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх­ние зубы, опустить на нижние зубы; широкий кончик язы­ка - за верхние зубы, то же - за нижние зубы; подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине язы­ка; подуть в отверстие пузырька, сделать "лодочку" вне ро­товой полости, сделать "лодочку" внутри ротовой полости.

При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания:

    Поднять руку, флажок, если в слове слышится дан­ ный звук.

    Отобрать картинки, название которых содержит дан­ ный звук.

    Определить место данного звука в слове (начало, сере­ дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится данный звук).

    Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.

Технология преодоления нарушений свистящих звуков у детей дошкольного возраста.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность. Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на четыре основных этапа, каждый из которых преследует вполне определенную цель.

Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности.

Первый этап, подготовительный – основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста – воспитание потребности в речевом общении, развитии и уточнении пассивного словаря, коррекции дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также анализа и воспроизведения ритма.

Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придается характер коммуникативной значимости.

Второй этап – формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.

Под постановкой звука (термин несколько «механистичен» и не вполне отвечает существу дела) понимается сам процесс обучения ребенка правильному произношению этого звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.

Звук «ставится» заново в случае его полного отсутствия в речи или замены другим звуком, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично «подправить» и довести до нормы. Иногда же ограничиваются так называемой коррекцией звука, заключающейся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, которая в целом близка к нормальной. Так, например, при межзубном произношении С для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы (другое дело, что для этого могут потребоваться предварительные артикуляторные упражнения или нормализация прикуса).

Во многих случаях к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своему языку необходимое положение.

При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно такую подготовку необходимо проводить при моторной функциональной и механической дислалии и в особенности – при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц.

При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных артикуляторных групп и поэтому каждое движение «пригодится» если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения в большинстве случаев свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит, и о необходимости ее серьезной «тренировки».

При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь воспитываемого звука.

Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков.

После проведения необходимой подготовительной работы переходят непосредственно к постановке звука. Она может производиться по подражанию, с механической помощью и смешанным способом .

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этану коррекции звукопроизношения – к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи. На изолированном его произношении долго задерживаться не следует, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) они осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичные для него звукосочетания. Однако здесь нельзя впадать и в другую крайность: переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука. Исключения в этом отношении иногда допускаются лишь в случаях механических дислалий и выраженных дизартрии. В целом же на этапе автоматизации, в отличие от этапа постановки звука, при любой причинной обусловленности дефектов звукопроизношения и любом характере их внешнего проявления работа ведется примерно одинаково и в одной и той же последовательности: произношение слогов, слов, специально подобранных фраз, текстов с вновь воспитываемым звуком. Эта одинаковость подхода объясняется тем, что здесь во всех случаях у ребенка уже имеется правильный звук, какими бы разными путями и в сколь различные сроки он ни был получен.

Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок в силу сложившейся привычки продолжает неправильно произносить его в речи.

Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи. На этот момент приходится обратить особое внимание читателя, поскольку очень многие дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в своей самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий, что случается в основном по вине родителей. Именно по этой причине к логопедам потом нередко обращаются уже взрослые люди, с детских лет умеющие правильно произносить тот или иной звук, но так и не научившиеся пользоваться им в своей речи.

Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с автоматизируемым звуком в целях контроля правильности его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль всей речи ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем сделано это будет в самый короткий срок, что избавит родителей от необходимости «долго водить» ребенка к логопеду.

В случаях искаженного звучания звука (а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения.

Основная задача этапа дифференциации звуков заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука; без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков по сути дела начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. Уже тогда его внимание привлекают к различному положению губ и языка и к различной по своему характеру струе речевого выдоха при артикулировании смешиваемых им звуков.

Переход к специальному этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании, то есть когда умение правильно произносить «новый» звук уже достаточно автоматизировано.

Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Сначала смешиваемые ребенком звуки дифференцируются в самых разнообразных типах слогов (СА-ША, АС-АШ, СТО-ШТО и т.п.), которые должны произноситься им без всяких звуковых замен, затем – в словах (САНКИ-ШАПКА, МИСКА-МИШКА), предложениях (типа широко известного ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ) и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука.

Необходимой предпосылкой, как для предупреждения, так и для преодоления буквенных замен на письме является развитие у ребенка способности безошибочно определять наличие «нового» звука в слове, находить его конкретное место в нем и отличать от имеющихся в этом же самом (или каком-то другом) слове похожих на него звуков. Иными словами, необходимо воспитание у ребенка способности к фонематическому анализу слов, включающих в свой состав и смешиваемые им звуки. Такая работа начинается уже на этапе автоматизации, но там она направлена на «поиски» только одного вновь поставленного звука.

Когда речь идет о детях дошкольного возраста, то их, прежде всего, упражняют в самых простых видах такого анализа – в выделении звука на фоне слова и в определении места звука в слове по принципу: «начало слова, середина, конец». Однако при этом надо быть полностью уверенным в том, что ребенок хорошо понимает значение каждого из этих трех слов.

Детям 6-летнего возраста могут быть предложены задания на выделение интересующего звука из начала и конца слова. В процессе специального обучения могут практиковаться и более сложные виды звукового анализа слов, связанные с более точным определением места звука в слове. Все приведенные упражнения приучают ребенка внимательно относиться к звуковому составу слов и вместе с тем упрочивают у него навык слуховой дифференциации звуков.

Роль родителей на этапе дифференциации звуков не менее важна, чем на этапе автоматизации, и заключается она, во-первых, в систематическом контроле правильности выполнения ребенком логопедических заданий, включая и письменные, и, во-вторых, в постоянном контроле его речи в обычных жизненных ситуациях – до полного исчезновения в ней звуковых замен.

Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения у детей. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы. Так, например, бесполезно пытаться сразу ставить ребенку звук, если состояние его артикуляторной моторики еще не позволяет этого сделать. Или нельзя начинать автоматизацию звука с ребенком, не научившимся правильно его произносить, и т.п. Во многих случаях родители еще до обращения к логопеду упражняют своих детей в чтении и заучивании стихотворений на определенный звук с целью его «исправления», что в итоге приводит к еще большему упрочению неправильной артикуляции звука.

Искажения произношения свистящих звуков называют сигматизмами.

Перечислим основные подходы к преодолению нарушения свистящих звуков:

Во время работы по преодолению губно-зубного сигматизма важно выработать умение сопоставлять и различать звуки [с] и [ф] в устной и письменной речи. Для придания органам речи нужной артикуляционной позиции применяются комплексы упражнений для губ (отрабатываются умение удерживать губы в широкой улыбке, открывая верхние и нижние резцы, а также движения нижней губы вверх-вниз) и для языка (здесь важно научиться удерживать широкий кончик языка за нижними зубами).

При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд № 2 между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

При межзубном сигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном[а] опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

Работа по устранению такого вида нарушения строится на выполнении упражнений для укрепления мышц кончика языка, выработке направленной воздушной струи. Кроме того отрабатывается артикуляция звука [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].

Постановка правильного звука [c] осуществляется от опорного звука [и], после чего произношение поставленного звука автоматизируется сначала в слогах, затем в словах, предложениях и связных текстах.

При носовом сигматизме на подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык - широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.

Опорными звуками для постановки являются звуки [и] и [ф]. Растягивая губы в улыбке (звук [и]) и удерживая широкий язык между зубами, ребенок произносит звук [ф], направляя воздушную струю посередине языка. Постепенно кончик языка убирается за нижние резцы – слышится звук [c].

Когда звук поставлен, необходимо провести автоматизацию звука в речи для закрепления его правильного произношения.

Замена звука [c] звуком [т] в логопедии называется призубным парасигматизмом.

Причиной данного нарушения, помимо снижения слуха, может являтся также дефект прикуса.

В момент произнесения звука органы речи занимают положение, характерное для звука [т]: кончик языка поднят вверх и упирается в верхние передние зубы, желобок посередине языка не образуется; воздушная струя, выходящая изо рта, прерывистая, толчкообразная.

В процессе постановки правильного звука [с] обязательно проводится работа по развитию фонематического восприятия, в ходе которой вырабатывается умение сопоставлять и различать звуки [с] и [т] в устной речи и на письме. Кроме того, с помощью специальных упражнений необходимо выработать длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка, а также умение удерживать язык широким, распластанным и перемещать его из позиции «за верхними зубами» в позицию «за нижними зубами».

Опорными звуками для [c] являются в этом случае звуки [и] и [ф].

Шипящим парасигматизмом называют замену звука [с] звуком [ш’] («щ»). Такое нарушение может возникать при прогении (дефект прикуса, при котором нижние резцы выступают вперед), а также, как уже говорилось, вследствие нарушения фонематического восприятия или снижения физического слуха. В момент произнесения звука губы слегка вытягиваются вперед и округляются, широкий язык упирается в нижние десны. Желобок посередине языка не образуется, вследствие чего выдыхаемый воздух выходит изо рта рассеянной струей, теплой на ощупь.

Во время подготовительного этапа работы над правильным призношением звука ребенок учится различать звуки [c] и [ш] в устной речи и на письме, а также, с помощью комплекса упражнений, удерживать широкий язык за нижними зубами и формировать узкую направленную струю воздуха, идущую посередине языка.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Для устранения этого вида нарушения необходимо выполнение упражнений, направленных на распластывание языка, умение удерживать его широким, укрепление боковых краев языка; выработку воздушной струи, идущей посередине языка. При этом важно следить за тем, чтобы обе половинки языка работали равномерно. Полезно также отрабатывать артикуляцию звуков [и] и [ф] (при [ф] идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка). Для устранения бокового произношения на начальном этапе работы рекомендуется выработать межзубное произношение звука [с] – кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка. В этом положении можно начать автоматизацию звука. В дальнейшем, когда язык перестанет отклоняться, его постепенно переводят в зазубное положение, характерное для правильной артикуляции звука.

Для получения чистого произношения применяют двухэтапный метод постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

Звук [ц] ставится от звука то при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук [то] с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят [то] и [с]. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом № 2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук [ц].

В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого [с]. В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук [ц] у детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук с от звука [ц] Логопед просит ребенка удлиненно произнести [ц], слышится протяженное с: тссс. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция ц в начале открытого слога, например ца.

Занятия могут проводиться в виде индивидуальные и подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий - первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Индивидуальная работа включает в себя: выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата и постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] - [с’], [з] - [з’], [ц].

Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности и состоит из четырех этапов: подготовительный, формирование первичных коммуникативных произносительных навыков, автоматизации и дифференциации. При этом необходимо активное и сознательное участие родителей в логопедическом процессе, что значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность.

Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать звуки на слух, анализировать звуко-буквенный состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Дети с нарушениями произношения свистящих звуков речи нуждаются в своевременном устранении недостатков произношения, т.е. в формировании умения правильно и четко произносить звуки как изолированно, так и в словах, фразах и связной речи, выделять их на слух из речи окружающих и из своей собственной. Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа звука способствует формированию фонематического представления о нем и является необходимым условием преодоления фонематического недоразвития.


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Институт дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» (ИДПО МГТУ «Горизонт»)

Выполнила: Голядкина Мария

Магнитогорск 2017

Методика логопедической работы при сигматизме и парасигматизме свистящих звуков. Программа коррекции нарушений произношения звука «ЗЬ».


  1. Характеристика и описание артикуляции звука «зь» .
Звук [з"]("зь") : - согласный (характерно образование в ротовой полости преграды); - звонкий (при образовании, тон голоса сочетается с резко выраженным шумом); - щелевой или фрикативный (по способу артикуляци); - язычно-зубной (по месту артикуляции); - мягкий. (парный ему по твердости - звук [з]. парный по глухости - звук [с"]("сь"); - ротовой (по месту резонирования).

При произнесении звука [з"] органы артикуляции занимают следующее положение: - губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы ; - зубы сближены, образуя щель 1-2 мм; - кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов; - боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами; - спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха; - воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная; - мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос; - голосовые связки сомкнуты и дрожат, образуя голос.


  1. Описание нарушения звука «зь».
Отсутствие звука

При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», почти сомкнуты. Язык упирается в шейки нижних зубов (в нижние десны) и напряжен. Струя воздуха направлена на передние зубы через кончик языка. Складки сомкнуты, вибрируют: есть голос.

При подражании следим, чтобы ребенок правильно сохранял положение зубов, губ, языка, струи воздуха при звуке «зь».

Призубный сигматизм

Призубный сигматизм исправляется механическим путем. Легким нажимом шпателя (зонда) на кончик языка опустить его за нижние резцы.

Произношения мягких звуков характеризуется участием в артикуляции части спинки языка. Кроме того, твердые и мягкие звуки часто отличаются степенью напряженности губ. Так, при смягчении звуков нижней артикуляции активизируется (напрягается) нижняя губа, а для верхней – верхняя губа. Особое внимание обращается на отведение углов рта. Ребенку необходимо продемонстрировать произнесение мягких звуков с несколько утрированным отведением углов рта.

Мягкость достигается механическим путем, отодвигая кончик языка назад, вглубь рта. Поднимается спинка языка.


  1. Этапы работы над звуком «зь».

    1. Подготовка артикуляционного аппарата.
Примерный комплекс упражнений:

«Месим тесто».

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно , ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Качели».

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны , губы не натягивались на зубы.

«Язык перешагивает через зубы».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Почистим зубы»

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.

Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами , надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук).

«Горка» «Киска сердится».

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Катушка».

Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Загнать мяч в ворота».

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались ; для этого их можно слегка прижать ладонями.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Сдуть снежинку»

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.


    1. Постановка звука «зь».
Звук [зь] ставится аналогично звуку [сь], характеризуется дополнительной фонацией голосовых связок. Звук [зь] легко ставится от звука , так как эти звуки имеют одинаковый артикуляционый уклад, то есть при произнесении этих звуков органы артикуляции занимают одинаковое положение. Разница между звуками состоит в том, что [сь] - глухой, произносится без голоса, а [зь] - звонкий, произносится с голосом. Таким образом, чтобы вызвать звук [зь], достаточно при произнесении звука [сь] добавить, "включить" голос. Наличие-отсутствие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильно-вибрационного контроля. Для этого прикладываем тыльную сторону ладони к передней поверхности шеи в области гортани. При "включении" в работу голоса, рука ощущает легкую вибрацию , передающуюся от голосовых складок. При "выключении" голоса вибрация пропадает. Детям можно объяснить, что когда голосок в горлышке "спит", мы его не чувствуем, но когда он просыпается, мы можем почувствовать, как он прыгает и веселится в своем домике - горлышке.

От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (звенит маленький комарик, маленький звоночек и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

3.3. Автоматизация звука «зь» в слогах, словах, фразах, предложениях (чистоговорках, скороговорках и стихотворениях), в небольшом тексте.

а) зя зи-зя-зю б) азя зя-азя азя-изи-эзе

зи зё-зи-зя изи зи-изи изи-эзе-озё

зе зю-зе-зё эзе зе-эзе эзе-озё-узю

зё зе-зю-зи озё зё-озё озё-узю-азя

зю зя-зё-зе узю зю-узю узю-азя-изи

в) азнь азнь-узнь-изнь г) взя взя-взи-взю

ознь узнь-ознь-азнь взе взе-взё-взя

узнь изнь-азнь-ознь взё взю-взя-взе

изнь ознь-изнь-узнь взи взи-взе-взё

азьма азьна азьда азьба азьла

озьмо озьно озьдо озьбо озьло

узьму узьну узьгу узьбу узьлу

изьмы изыны изьги изьбы изьлы

3. Выполнить слоговые упражнения, произнося выделенный слог дольше и громче (с ударением).

зязя... зёзё... зюзю... зизи... зезе...

зязязя... зёзёзё... зюзюзю... зизизи... зезезе...

а) зяблик зима зелень земля зябкий зипун зебра земляника зёрна зимовье зеркало зефир

б) хозяин низина музей козёл козявка магазин газета позёмка нельзя бензин газель призёр изюм резина лазейка фантазёр изюбрь грузин розетка гипнотизёр

в) казино Азия узел гейзер бузина физика вазелин бульдозер базилик фантазия озеро козерог

г) болезнь Кузьма вездеход козлик казнь обезьяна гвоздика наездник боязнь полозья уздечка проказник взять возьмёт гвоздик праздник дзюдо резьба раздевалка дразнилка

5.Досказать слово в рифму.

1) Мы проходим вдоль витрин

И заходим в... (Н. Нищева)

2) Проплывают журавли

Над просторами... (А. Екимцев)

3) Под листочек загляни-ка,

Там краснеет... (Б. Ерухимович)

4) На пальме сладких два банана взяла и съела...

5) Приносят нам с почты, ребята, все это: Журналы, письмо, телеграмму, ... (Н. Нищева)

6) Так упрямиться нельзя -

Папа с мамой нам... (К. Кубилинскас)

7) Выйдут сеялки потом засевать поля...

Слова: магазин, земли, земляника, обезьяна, газеты, друзья, зерном.

6. Заменить первый звук в слове на звук ЗЬ. Какое новое слово получилось?

Нина - Зина пелёнка - _____________

кефир -_____________ белёный- ______________

черно - _____________ девать - _______________

7. Игра «Один - много».

а) зима - зимы

зерно - зёрна

зяблик-... зеркало - ...

земля - ... зебра - ...

музей - ... озеро - ...

хозяйка - ... изюбрь - ...

мазь - ... гейзер - ...

б) друг - друзья

болезнь - болезни

гвоздь-... казнь-...

груздь - ... гвоздика - ...

гроздь - ... наездник - ...

5. Изменить слова по образцу.

таз - тазик арбуз - арбузик газета - газетка

глаз - ... паровоз - ... низина - ...

а) земляк б) зелёный тазик

зебра хозяин магазина

корзина для зелени

в) обезьяна г) зелёная гвоздика

вездеход зимний праздник

наездник резиновый козлик

Зя-зя-зя, ползать по земле нельзя. Зи-зи-зи, в музей ты Кузю отвези. Зи-зи-зи, изюм грузинам привези. Зя-зя-зя, медузе в озеро нельзя.

Кузя был в музее.

Зимой метёт позёмка.

У Зины в тазике бузина.

Землянку делают в земле.

У Зины зимой зябнут ноги.

У Кузи тёплый зимний зипун.

Хозяин везет в магазин изюм.

По земле ползёт зелёная козявка.

Кузя любит зефир.

Бульдозер закопал гейзер.

Это зимнее озеро как зеркало.

Президент приедет в дивизию зимой.

Кузьма идёт на дзюдо. Зяблики зевают в гнезде.

Дети ездили в музей. Кузьма взял гвозди в магазине.

Зина возьмёт газету. Зимой на морозе скрипят полозья.

Зина и Кузьма - друзья. Лизе привезли на праздник зефир.

Наездник берёт уздечку. Кузьма разделил изюм на всех.

9. Изменить предложения.

1) Я зябну зимой. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я ползу по земле.

3) Я грузил зерно.

4) Я буду композитором или гипнотизёром.

5) Я ездил в музей.

6) Я взял у Кузьмы обезьянку.

7) Я возьму гвоздики на праздник.

10. «Я и ты». Продолжить предложение по образцу.

Я ползу по земле - и ты ползи по земле.

Я везу бензин - и ты...

Я гружу зерно - и ты...

Я торможу около магазина - и ты...

Я грызу зелёное яблоко - и ты...

11. Придумать предложения с данными словами.

Пример: возле зеркала - мама оставила сумку возле зеркала.

возле вездехода возле музея возле газеты возле козлят возле обезьян возле озера

12. Ответить полным ответом на вопросы.

Пример: Лошадь скачет, а что делает змея? - Змея ползает.

1) Когда замерзает озеро?

2) Что возят грузовики?

3) Куда приходят поезда?

4) Чем закладывают страницы книги?

Слова: зима, разные грузы, вокзал, закладка.

ЗЕМЛя ЗИМа ЗЕЛЕНЬ

ЗЕМЕЛЬка ЗИМний ЗЕЛЕНеть

ЗЕМЛяной ЗИМовать ЗЕЛЁНый

ЗЕМЛяк ЗИМовка ЗЕЛЁНенький

ЗЕМЛянка ЗИМовье ЗЕЛЁНка

ЗЕМЛяника предЗИМье поЗЕЛЕНеть

ОБЕЗЬЯНа ГВОЗДЬ

ОБЕЗЬЯНка ГВОЗДик

ОБЕЗЬЯНИЙ ГВОЗДевой

ОБЕЗЬЯНник приГВОЗДить

ОБЕЗЬЯНничать заГВОЗДка

14. Выучить скороговорки.

Зимой звери зимуют на зимовье.

У хозяина - козёл, у хозяйки - коза. Коза - дереза, зелёные глаза.

Ползёт зелёная змея, вблизи неё дремать нельзя.

15. Выучить стихотворение «Позёмка» (Л. Парамонова)

Зимняя поземка По земле метёт. Зимняя позёмка Зиму к нам ведёт.

16. Выучить стихотворение.

Зайку, зяблика, козу, Зебру, змейку, стрекозу Я везу в подарок Зине В новой розовой корзине.

17. Пересказ. Прослушать рассказ (2 раза) и пересказать его. Земляника. Зина очень любила землянику. Как -то раз мама купила Зине корзину для земляники. Зина взяла корзину и оправилась в лес. А в лесу поляна в землянике. «Вот бы набрать полную корзину земляники для мамы и друзей!» - думает Зина. Ползает Зина по земле от кустика к кустику, рвёт ягоды и радуется землянике. «Теперь все друзья будут есть варенье из земляники и никогда не заболеют!» - сказала Зина и понесла корзину с земляникой домой.

3.4.Дифференциация звуков «зь», «з», «сь», «с».

зо-зо-со зё-сё-сё

су-су-зу сю-зю-сю

зы-сы-зы зи-зи-си

сэ-зэ-сэ зе-се-зе

в) зас зас-зус-зыс г) зясь зясь-зёсь-зись

зос зус-зас-зос зёсь зёсь-зись-зюсь

зус зыс-зэс-зас зись зись-зюсь-зёсь

зыс зэс-зос-зус зюсь зюсь-зёсь-зясь

зэс зос-зыс-зэс зёсь зёсь-зясь-зёсь

запись слеза возглас

засуха сезон хозяйство

зависть сазан безопасность

записка селезень возраст

занавеска состязание розыск

заседание стрекоза бескозырка

3. Поиграть в игру «Один - много».

союз - союзы запас - запасы

связь - ... занос - ...

рассказ - ... съезд - ...

сервиз - ... сюрприз - ...

Сима - зима лиса - Лиза бузина - бусина

Захар - сахар роза - роса коса - коза

5. Заменить в словах звук «с» на звук «з». Какое новое слово получилось?

суп - зуб слой - __________________

соя -_____________ слить- __________________

сев - _____________ сайка -__________________

а) записка б) заказное письмо

возглас сайка с изюмом

состязание записанное задание

а) Осина засохла. б) Западню засыпали землёй.

Наступила засуха. Поле засеяли овсом.

Васильки засохли. Зину заставили съесть запеканку.

Замесили закваску. Зоя поздно заснула.

Поздно заснули. Лиза связала себе свитер.

Засолили капусту. Кузьма закрыл сарай на засов.

Звёзды засверкали. Вася спрятался за занавеской.

Созрела кукуруза. В саду созрела смородина.

8. Изменить предложения.

1) Я смазываю полозья санок мазью. Ты... Он... Она... Мы... Вы... Они...

2) Я записываю задание по музыке.

3) Я съездил в соседнее село.

4) Я пойду в лес за спелой земляникой.

5) Я поставлю васильки в вазу.

6) Я позову гостей на праздник.

МАЗЬ сВЯЗЬ ВЕСТЬ

МАЗать сВЯЗать ВЕСТник

заМАЗка заВЯЗка изВЕСТие

сМАЗка переВЯЗка изВЕСТный

сМАЗанный разВЯЗка изВЕСТность

наМАЗать ВЯЗание изВЕСТно

наМАЗанный сВЯЗанный неизВЕСТность

проМАЗать сВЯЗной изВЕСТить

МАЗила сВЯЗист опоВЕСТить

10. Ответить полным ответом на вопросы.

Пример: Когда улетают дрозды на юг? - Дрозды улетают на юг осенью.

1) Что учат наизусть?

2) Что капает из глаз?

3) Где видны позвонки?

4) Что смазывают мазью?

5) Что делают зимой стрекозы?

6) Где смотрят картины и статуи?

7) Кто из зверей не спит зимой?

8) Что издают в издательстве?

Люстра висит над столом, А выйдут из-за стола.

Стулья стоят у стола, Нож уронили под стол,

Дети сидят за столом. Достали из-под стола.

(Л. Парамонова)

15. Прослушать (2 раза) и пересказать текст.

ВЕСЁЛОЕ КАТАНИЕ
Наступила зима. Замело землю снегом. Вся земля белая. Зоя и Зина вынесли санки. Ходят с пустыми санками, возят их по снегу туда, сюда... Холодно Зое и Зине!
Взялась Зоя возить Зину на санках. Стало ей тепло. Потом Зина повезла Зою. На свободные санки Зоя и Зина посадили маленького Славика.
Сделали дети из санок поезд. За санками стал бегать пёс Тузик. Стало детям не только тепло , но и весело!

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА
На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке , залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! - сказал заяц. - Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справиться с лисой - пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца.
Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

Формирование навыка правильного произношения свистящих звуков — рекомендации для родителей и педагогов.

Дошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у ребенка не сформирован правильный артикуляционный уклад. Помогут в решении этой проблемы специальные подготовительные артикуляционные упражнения.

Чтобы ваши усилия были эффективнее, воспользуйтесь несколькими советами:

1.​ Будьте терпеливы. Находите слова поддержки, хвалите ребенка за его терпение.

2.​ Не допускайте, чтобы ребенку было скучно во время занятий. Дошкольники плохо воспринимают монотонные занятия, поэтому лучше выбирать игровую форму деятельности.

3.​ Повторяйте упражнения. Развитие умения определяется временем и практикой.

КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

«УЛЫБКА»

Улыбнуться без напряжения.

В таком положении удерживать губы до 5 – 7 секунд.

«Мы проснулись, улыбнулись,

Сладко-сладко потянулись»

«ЗАБОРЧИК»

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы.

«Зубки дружно показали

И нисколько не устали»

«ОКОШКО»

Открыть рот достаточно широко. Стараться выполнять так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.

«Солнце светит нам в окно.

Делаем мы всё легко»

«ЗАМЕСИТЬ ТЕСТО»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлепывая его губами, произносить: «Пя – пя – пя». Передний край языка должен быть широким.

Время выполнения – до 10 секунд.

«Тесто мы сейчас замесим,
Всех блинами угостим»

«БЛИНЧИК»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта. Губу на нижние зубы не натягивать.

Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте до 5 – 7 секунд.

«Блинчики у нас большие,
Очень вкусные такие»

«ОСТУДИ БЛИНЧИК»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук «ф – ф – ф», подуть по средней линии языка. Щеки не надувать.

«Блинчик надо остудить,
На тарелку положить»

«ЧИСТИМ ДОРОЖКУ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. С внутренней стороны зубов широким кончиком языка несколько раз выполнить движение снизу вверх.

Выполнить упражнение 4 – 5 раз.

«На прогулку мы пойдём,
Снег с дорожки уберём»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Зацепить широкий кончик языка за нижние зубы. Не отрывая язык от зубов, выгнуть его как горку. Боковые края языка касаются уголков рта.

Удерживать артикуляционную позу до 5 – 7 секунд.

«Горку сделали большую
Да широкую какую»

«ВЕТЕРОК НА ГОРКЕ»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Зацепить широкий кончик языка за нижние зубы. Не отрывая язык о т зубов, выгнуть его как горку и слегка прижать зубами. Боковые края языка касаются уголков рта. Подуть на язык. Воздушная струя идет по средней линии языка. Если упражнение выполняется правильно, то будет слышен звук, похожий на звук С.

«Дует ветер – ветерок.
Дует холод – холодок»

Следующим этапом работы будет формирование умения правильно произносить звук в слоге, слове, фразе, тексте и, наконец, в спонтанной речи.

Ионова О. Ю.,
учитель – логопед

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом .

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА:

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема:

а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ;

б) межгубное дутье заменяется на межзубное;

в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:

а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!);

б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З".

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при-поднят и выгнут.
  • Передняя часть спинки языка смыкается с не-бом.
  • Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо-мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не-бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком.
  • Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С - С - С». Повторять упражнение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы