Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Два часа мочалкой...(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя - ме - мю
Мя - мя - мя
Мя - мю - ме
Ямь - ямь - ямь
Ми - мя - мю
Ми - ми - ми
Мю - ме - ми
Ме - ме - ме
Мё - ми - мя
Имь - имь - имь
Мю - мю - мю
Емь - емь - емь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

  • учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
  • формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
  • на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
  • формировать интерес к предмету,

Наглядность и оборудование.

На партах у учащихся: учебное пособие "Учимся читать" 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.

Презентация урока: иллюстративный материал, задания.

Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.

1) рот, ряд, малыш;

2) мяч, орёл, индюк.

Назовите предметы, изображенные в первой группе.

Назовите предметы, изображенные во второй группе.

С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

(- С помощью слова)

Чем отличается предмет от слова?

Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.

(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд - по одному. В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд - по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд - на вопрос ЧТО?). <Клик>

Какое слово можно исключить из второй группы?

(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч - это название игрушки, слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк - это названия птиц, слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука, а оканчиваются на согласный. <Клик>

IV. Формулирование учащимися темы и цели урока

Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч - со звука [м"]. Значит, тема сегодняшнего урока - "Звуки [м] и [м"] и буква, которая их обозначает").

Какова цель нашего урока?

(Цель урока - познакомиться со звуками [м] и [м"] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м"] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.

Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук. ([м]).

Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).

Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).

Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).

Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).

Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <Клик>

Поскольку малыш очень любит играть в мяч , давайте поработаем с этим словом.

Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук в слове мяч.

(Это звук [м"]).

Произнесите звук [м"] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

(При произнесении звука [м"] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м"] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м"] произносится мягко, значит, он мягкий).

Коротко охарактеризуйте звук [м"].

(Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>

Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д.)

Физминутка.

На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м"], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.

Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.

VI. Знакомство с новой буквой.

Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м"], хлопните в ладоши.

Как называется эта буква?

(Это буква "эм"). <Клик>

На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве.

Встаньте парами и изобразите букву М.

В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>

VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

1. Чтение слогов.

С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?

Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.

2. Работа с чистоговоркой.

Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.

:.- дома я са: (ма-ма-ма -------ма) <Клик>

:. - молоко ко: (му) Клик

:. - едим эски: (мо) Клик

:. - прочитали:(мы) Клик

:. - поём ноту ":" (ми)

3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру "Слоговое лото"

(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т.д.). (Далее идет взаимопроверка).

4. Найди "лишнее" слово.

Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них "лишнее".

мышка миска мак
мошка кошка мех

Докажите свой ответ. <Клик>

Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.

Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска - посуда, из которой кошки едят, мышка - зверёк, за которым охотятся кошки).

5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик> . (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).

6. Чтение текста.

Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ "Мурка и Мурзик". (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).

Беседа по прочитанному.

Кто живет в доме?

Как зовут кошек?

Почему Мурка лижет Мурзика?

VIII. Итог урока

С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

(Мы познакомились со звуками [м] и [м"] и буквой М).

Дайте характеристику звукам [м] и [м"].

(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м"] согласный, звонкий, мягкий).

Список литературы.

  1. Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса "Учимся читать" 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
  2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр "Владос".

Тема:

Звуки М – Мь. Буква М

Программные задачи:

* Закрепить навык правильного произношения звуков М и МЬ в слогах, словах и предложениях

* Нахождение положения звуков в слове
* Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости
* Анализ слов типа СГС.
* Чтение, письмо обратного слога

* Развивать внимание, память, мышление

Ход занятия:

1. Оргмомент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
– Что общего в словах?
2. Изолированное произношение. Характеристика звуков М, Мь.

* Произнесение заданного звука с разным тембром

* Произнесение заданного звука с разной силой голоса

– Какие звуки произносили?

– Расскажите о звуке М

– Расскажите о мягко паре звука М

3. Выделение последней согласной.
Игра «Эхо».
Дом – … М вам – … М
Дым – … вигвам – …
Дам – … альбом – …
Там – … Том – …
Ком – … гиппопотам – …
Сом – … сам – …

4. Игра «Наоборот».
МА – МЯ АМ – АМь
МО – … ОМ – …
МУ – … УМ – …
МЫ – … ЫМ – …
МЯ – МА АМь – АМ
МЁ – … ОМь – …
МЮ – … УМь – …
МИ – … ЫМь – …
5. Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.
Работа с раздаточным материалом 2 картинки 1 – со звуком М, 2-я – со звуком Мь.
1)Задание: поднять карточку с картнкой с мягким М, поднять карточку с твёрдым звуком М
2) Задание: все карточки положить на один стол.
Отобрать картинки с М – в начале слова, затем М – в конце слова, и картинки
с М в середине слова.

6. ФМК
Ходьба по кругу
А) С остановкой на твёрдый М. В слогах, словах.
Б) С остановкой на мягкий Мь. В слогах, словах. Словарный материал в упражнения одинаковый и для звука для задания под буквой А) и Б).
7. Определение положения места звука в слове.
Игра «Где спрятался звук?»
Словарный материал: Мак, самолёт, медведь, ком, Том, муха, панама, альбом, Дима, мыть.
Пособие «3 домика».

8. Подбор антонимов
Война – мир
быстро – медленно
глупый – умный
ссориться – мириться

твёрдый – мягкий

большой – маленький

9. Звуковой анализ

А) Преобразование слогов, работа с разрезными азбуками.
вариант цепочки: МА…..МУ…..УМ…..ИМ…..МИ…..МА…..АМ

Устный анализ слогов, выкладывание фишками слогов МА, МИ.

Чтение прямого слога: МА, МУ, МЭ, МИ.

Б) Анализ и выкладывание фишками слога МА

– Сколько звуков вы услышали?

– Какой звук первый, расскажите о нём.

– Какой звук второй, расскажите о нём.

– Выложите схему этого слога фишками.

– Добавьте к этим двум фишкам, фишку, обозначающую звук К.

– Сколько было звуков?

– Как они звучали вместе?

– Сколько стало звуков?

– «Прочитайте» по схеме, какое слово получилось. (МАК)

– Был слог – получилось слово.

– Что вы для этого сделали?

– Сколько звуков в слове МАК?

– Какой в начале? Какой в конце? Какой в середине?

10. Знакомство с буквой.

– Сколько звуков у буквы М? (Два – М и Мь)
– Чем отличается звук от буквы?
– Что такое слог?
– На что похожа буква М.
– Показ написания буквы М.

11. Письмо буквы М, слогов УМ, МУ

прислала

Королева Светлана

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Ход занятия

1.Оргмомент

Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

2 Знакомство со звуком [М].

отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» - «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим квадратиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Фонетическое упражнение .

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Дидактическое упражнение «Поймай звук».

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Игра "Повтори за мной"

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Игра Где находится звук? Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий квадратик

Игра "Жадина" Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (утка). Это мой... (гусь). Это мое... (перо). Это мои... (цыплята).

3. Знакомство со звуком [М"].

«Как называется детеныш коровы?» - «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый квадратик

Дидактическое упражнение «Поймай звук ", если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Игра "Повтори за мной"

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, месяц.

Игры с картинками: « Чего не стало? » (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. ( Морковь )

Повторить чистоговорки:

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.

Упражнение для пальчиков

4.Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд - смотрите сами!

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.

Анализ слогов : AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы