Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ

В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром - особым качеством звуков, составляющих слог. Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Г.П.Фирсов описывает данный прием, обычно практикуемый в начальных классах: «В быстром темпе произносить несколько раз какое – либо слово, затем его выкрикнуть – и тогда ударный слог должен резко обозначиться: машина, машина, машина (Фирсов Г.П. Как я обучаю литературному произношению на уроках фонетики). Сохраняется ли большая сила в ударном слове, если произносить слово не громко, а тихо, даже шепотом? Да, и при шепотном произношении ударный слог будет восприниматься как наиболее сильный за счет специфического тембра звуков ударного слога.

Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается: чааайка, бееелый, любииить. В школьной практике данный прием наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!». Этот опыт недостаточно надежен на ранних этапах формирования у младших школьников умения определять ударный слог: отыскивая ударный слог способом протяжения, дети начинают тянуть все слоги в слове, либо теряя при этом ударный, либо выбирая его случайно. Протяжное проговаривание ударного слога уместнее использовать на этапах более или менее сформированного у ученика умения выделять ударный слог. Прием протягивания ударного слога важно сочетать с приемом искусственного изменения места ударения в слове: карандаш, карандаш, карандаш. В использовании данного приема кроются большие резервы для совершенствования умений учащихся начальных классов. Для упражнений подбираются слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Эффективно включать в упражнения имена собственные: имен и фамилий учащихся, хорошо известных географических названий: Дима, Пирогов, Нева, Мурманск.

Задания к работе с такими словами (записанными на доске) могут быть следующими:

Прочитайте слова так, как требует знак ударения.

Какое слово – забавное, смешное, необычное?

Какое слово – знакомое, привычное?

В каком слове ударный слог легче всего тянется?

Таким образом, в поисках ударного слога совмещаются оба приема: прием протяжного произнесения ударного слога и прием искусственного изменения места ударения в слове.

В практике учителей начальных классов, кроме названных, имеют место и другие приемы выделения ударного слога: отбивание, простукивание, а также прохлопывание либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с подчеркнутым ударением.

Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нем знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:

  1. Произношу слово, выделяя ударный слог.
  2. Называю ударный слог.
  3. Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.

Приведу пример рассуждений: «Пилот – ударный слог – лот, знак ударения ставлю над гласной буквой о; ежик – ударный слог – е, знак ударения не ставим, эта буква находится под ударением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"...

Развитие умения находить в словах суффиксы

Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.

Под системой упражнений понимается совокупность заданий, объединенных по назначению, материалу и способу их выполнения и направленных на формирование умений. Система упражнений выстраивается с учетом постепенного нарастания сложности заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении. На начальном этапе обучения наиболее применимы упражнения репродуктивного характера, предполагающие воспроизведение учениками знаний или действий по образцу.

Фонетические упражнения трактуются в методике обучения языку как вид заданий, целью которых является формирование слухопроизносительных навыков у учащихся . В период обучения грамоте основная цель применения упражнений этого вида связана с формированием у первоклассников определенных фонетических умений.

При изучении каждого из фонетических понятий в период обучения грамоте появляется необходимость формирования определенных умений, которые обеспечиваются осознанным использованием известного способа действия. Так, при изучении слога у первоклассников формируются следующие умения:

  • 1) делить слова на слоги (определять слоговую структуру слога);
  • 2) подбирать слова заданной слоговой структуры.

Очевидно, что второе из названных умений сложнее, поскольку предполагает опору на собственный речевой опыт ребенка и не может быть сформировано без первого.

Успешному выполнению упражнений помогают средства материализации фонетических понятий, при работе над слогом - это слоговая схема (модель) слова.

Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

  • 1. Учитель показывает предметную картинку, просит детей назвать то, что изображено (произнести слово), а затем разделить его на слоги в процессе скандированного произношения и составить слоговую схему. Необходимо продумать использование слов разной слоговой структуры.
  • 2. Учитель приготовил предметные картинки, на которых изображены тигр, слон,

жираф, зебра, лев, крокодил, бегемот. На доску прикрепил слоговые схемы односложных, двусложных и трехсложных слов:_,__,___. Задание для учеников: соотнести слова - названия животных со слоговыми схемами.

3. Учитель приготовил слоговые схемы, предъявляет их детям с заданием подобрать (назвать, а не придумать!) слова с указанным в модели количеством слогов.

Приведенные примеры фонетических упражнений направлены на формирование у первоклассников умения делить слова на слоги и фиксировать полученный результат в слоговой схеме. Последовательность использования подобных заданий определена нарастающей степенью сложности каждого.

Скандированное произношение может сопровождаться (но не подменяться!) хлопками, ритмическим простукиванием и другими дополнительными приемами фиксации словоделения. Вот почему на этих уроках обучения грамоте для освоения детьми этого произносительного приема уместно использование считалок, коротких детских стихотворений, которые возможно произнести по слогам («Я лю-блю сво-ю ло-шад-ку , при-че-шу ей шер-стку глад-ко ...» или «Вме-сте ee-ce-ло гиа-гать...»).

Обучение выделению ударного слога - важный этап не только в освоении фонетического образа слова, но и в пропедевтической работе, связанной с обучением правописанию. При знакомстве с понятием «ударение»

следует организовать работу по формированию следующих умений: определять место ударения в слове и подбирать слова с заданным местом ударения. Первое из названных умений обеспечивает школьникам обнаружение самой частотной орфограммы русской орфографии (правописание буквы на месте безударного гласного), а второе - подбор проверочного слова.

Приведем примеры соответствующих фонетических упражнений.

Упражнения

  • 1. Игра в «эхо». Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо.
  • 2. Последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. (Прием предложен П. С. Жсдек.) Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ действия при определении ударного слога. Овладеть таким приемом детям достаточно сложно. Лучшее средство - игра «Русский, польский, французский». Приведем описание, примерный сценарий проведения этой игры.
  • - В словах русского языка, ребята, ударным может быть любой слог. А вот в некоторых других языках мира ударным может быть только определенный слог в слове. Например, в польском - это всегда предпоследний слог (если в слове их больше двух), а во французском - последний. Давайте поиграем: попробуем русские слова произнести так, как их произнесли бы французы и поляки, изучающие русский язык.

3. У учащихся необходимо формировать осознанные навыки контроля: учить оценивать не только результат выполненного задания, но и процесс его выполнения. При использовании моделей слов следует помнить, что чем схема конкретнее, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подбора слова к модели и к объяснению ошибки, если таковая имеется. Например, при подборе слов к модели =_ 0_ 0_ дети назвали имена Лена, Нина, Мила, Валя. Ученик,

назначенный контролером, не принимает последнее из названных слов, потому что согласные звуки в нем не соответствует указанным в модели.

Упражнения, сформулированные в виде задач, важны не только для языкового развития младших школьников. Они учат соблюдению условий задачи (т.е. действовать определенным образом), анализу и оценке действий одноклассников, умению исправлять их ошибки, что, в свою очередь, будет способствовать критичному отношению к собственным действиям и результатам своей работы.

Работа со звуками речи . Умение устанавливать последовательность звуков в слове с помощью специального произношения - непростая задача для первоклассника. Тем важнее для его дальнейшего обучения развитое умение слышать звучащее слово.

Подготовка к выполнению полного фонетического разбора обеспечивается системой аналитических упражнений. Для того чтобы узнать звук, надо произнести и послушать его. Дети допускают много ошибок при выделении звука из слова. Так, если спросить ребенка, какой первый звук в слове лес , он ответит [л"э]. Такое сочетание согласного с гласным представляет собой артикуляционную связь, которую трудно разрушить, не овладев специальным произносительным приемом. Также при освоении механизма чтения дети почти всегда «соскальзывают» с фонетического состава слова на буквенный. В этом случае в слове лее дети выделят второй звук Е, подменив его буквой.

Умение вычленять звук из слова формируется посредством упражнений.

Упражнения

  • 1. Тренируя детей в утрированном произношении каждого звука в слове, учитель организует на уроке совместную работу.
  • - Давайте вместе найдем все звуки в слове «мир». Я начинаю: [м"м"м"м"ир]. Какой первый звук? ([м" ]). Обозначьте его фишкой (Q). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Q). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Q). Сколько звуков в слове «мир»? (Три.)
  • 2. Для реализации игрового приема учитель часто использует образы (иллюстрации, кукол) известных детям персонажей книг, мультфильмов. Важно, чтобы выбранный герой не был пассивным наблюдателем на уроке, а действовал вместе с детьми: выполнял задания, ошибался, исправлял ошибки учеников, задавал вопросы, поощрял правильный ответ и т.д. Первоклассники принимают правила подобных игр. Вот как может быть организована фонетическая игра, имеющая ту же методическую цель.
  • - Сегодня на уроке у нас гостья - Василиса Премудрая. Она мастерица задавать сложные вопросы. Справитесь? (Далее учитель «играет роль» этого персонажа.)
  • - В моем волшебном саду есть только те цветы и деревья, в названиях которых есть первый звук из имени Василиса. Кто скажет, растет ли в моем саду ива? (Да.) А как вы узнали? (В слове «ива» есть звук В.) Что еще растет в моем саду? Скажите и выделите голосом этот важный звук! (Дети должны произнести, например, слова слиВа, Васильки , траВа, одуВанчики и др.) Задам сложный вопрос: растут ли в саду виноград и вишня? (Пет, в этих словах первый звук [в"], а не [в]).

В качестве материала упражнений в выделении звуков целесообразно использовать скороговорки и чистоговорки: при их произношении не только происходит отработка дикции, но и обеспечивается опознание повторяющихся звуков. Например: Топали да топали , до тополя дотопали. Или: Съел Валерик вареник , а Валюшка - ватрушку.

Действия анализа, в том числе и фонетического, выступают в качестве основы для многих других мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Поэтому значимость аналитических умений в развитии младшего школьника трудно переоценить.

Умение различать гласные и согласные звуки формируется в систематическом применении правильного способа действия: произнесение звуков и наблюдение за работой артикуляционного аппарата и «поведением» выдыхаемого воздуха.

Приведем примеры фонетических упражнений, тренирующих учеников в использовании известного им способа действия для установления характеристики звуков.

Упражнения

  • 1. Учитель «беззвучно» произносит звуки [о], [п], [у], [м], [ш], а ученикам предлагается узнать каждый, определить, гласный он или согласный, и поднять соответствующую фишку (карточку с обозначением).
  • 2. Учитель просит следом за ним произнести звук, послушать его и поднять карточку О, если он гласный: [с’с’с’с’с’], [ыыыыы], [жжжжж]. Задание может быть усложнено, если среди отдельных звуков учитель «вдруг» произнесет слог - сочетание согласного с гласным звуком. Дети не должны попасться в «ловушку» и догадаться показать две карточки. Подобные методические решения - использование заданий- «ловушек» - очень эффективны в деле развития учащихся.

В связи с введением гласных и согласных звуков необходимо провести обобщение представлений детей о слогах и ударении.

Фрагмент урока

  • - Как вы думаете, сколько звуков может быть в словах? (И мало, и много.) А слогов? (И два, и три, и один, и четыре.) Сколько звуков в слове ИРЛ ? (Дети выделяют звуки в слове, считают и отвечают: три.) А в слове ГОР77 (Действуя аналогично, дети устанавливают, что четыре звука.) А теперь посчитаем, сколько в каждом из этих слов слогов. (Ученики делят слова на слоги и составляют слоговые схемы.)
  • - Как же так получилось, - продолжает учитель, - что в гаком коротком слова ИРА два слога, а в длинном слове ТОРТ - один? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, обратите внимание на гласные звуки в каждом слове. (Дети устанавливают соответствие и делают вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
  • - А теперь определим ударение в каждом слове и понаблюдаем: какой звук в ударном слоге произносится громче и длиннее других. (Ученики определяют ударение, протягивают в ударном слоге гласный звук и называют его.)
  • - Каким же становится гласный звук в ударном слоге, кто догадается? (Учитель подводит детей к слову ударный.) В ударном слоге - ударный гласный, а в безударном? (Безударный.)
  • - Теперь про гласные звуки мы будем говорить: ударный и безударный. И еще один трудный вопрос: сколько ударных звуков может быть в слове? (Дети догадываются - один). А безударных? (Все остальные гласные звуки слова.)

Два последних вопроса в этом фрагменте требуют от первоклассников высокого уровня обобщения. Существенно, что эти сведения дети «добыли» сами, сделали важные выводы (учитель только направлял их размышления). Таким методическим решением учителю удалось «уйти» от предъявления школьникам информации в готовом виде.

Для становления осознанных фонетических умений у младших школьников важна их способность к контролируемому и произвольному выделению отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. В процессе овладения грамотой (чтением и письмом) фонетические умения ученика в своем развитии поднимаются на более высокий уровень. Это проявляется в уверенном разложении слов на звуки, соотнесении звуков с буквами и формировании новых звуко-буквенных образов букв при чтении.

  • См.: Азимов Э. Г., Щукин А. И. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. С. 340.
  • См.: Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. С. 66.

Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука.

Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.

Место ударения в словоформе . Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy.

Различают ударение подвижное и неподвижное . Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает.

Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта), после ударной словоформы - энклитикой (принеси´-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы. В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан.

Взаимодействие языков и диалектов. Языки межнационального общения.

Диалект представляет собой разновидность языка, использующейся жителями одной территории, на которой распространен данный язык. Совокупность диалектов составляет единое целое языка. Диалекты делятся на территориальные и социальные. Среди причин возникновения диалектов можно назвать и территориальную разобщенность, в результате которой появляются наречия, группы говоров. Диалекты могут отличаться диалектизмами (диалектизмы - характерные языковые особенности). Различия могут быть звуковыми (фонетические диалектизмы), лексическими (например, названия предметов данной местности), в каком-то конкретном районе жители могут по-особенному употреблять предлоги ("приехал с Москвы").

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой-то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный.

В некоторых сферах человеческой деятельности в качестве языка межнационального общения может выступать мертвый или искусственный язык.

Фонематические и нефонематические звуковые различия. Дифференциальные (различительные) признаки фонем.

Разные фонемы должны различаться на слух носителями языка, т.е. должны реализоваться разными звучаниями. Реализации одной и той же фонемы являются очень разными по артикуляции и по звучанию. Эти разные звуки, объеиняемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами фонемы или ее аллофонемами.

Соответственно различению понятий «фонема» и «вариант фонемы» различают две транскрипции: фонематическую и аллофонемную (собственно фонетическую). То что написано в фонематической транскрипции, обычно заключают в наклонные скобки / /, а то, что в аллофонемной – в прямые .

Дифференциальный признак фонемы – самая «нижняя» передельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка

Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по

количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою

идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они

различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.

Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических

оппозиций, т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают

не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве

своих экспонентов разные слова (и морфемы).

Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.

Слог. Злементы его структуры, типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например:vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.
Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в рус.яз. во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.
Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust.
Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды, кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le. Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.
Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.
Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.
Различные теории слога .
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.
1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным). (Отто Есперсен).
2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).
3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. (Щерба) 11. О соотношении слога и морфемы .

Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского, английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог включает в себя лишь часть корневой морфемы.
Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ. Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие языки.

Учитывая сложность понятия «слог», в начальной школе определение понятия «слог» (данной категории) не дается . Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. Учащиеся опираются на признак соответствия количества гласных и сло­гов: в слове столько слогов, сколько гласных. Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним тол­чком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся сначала находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. В период обуче­ния грамоте упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные .

Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших , над которыми идет работа в I классе . С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике явля­ется ведущим . Устно: Чтобы правильно передать на письме звуко­вую форму слова, ученик прежде всего делит слово на сло­ги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначе­ния согласных и гласных звуков. Пример рассуждения уче­ника I класса:

- В слове родина три слога.

- Первый слог - РО, звук [р ] - твердый, пишу ЭР, О.

- Второй слог - ДИ, звук [д" ] - мягкий, пишу буквы ДЭ, И.

- Третий слог - НА, звук [н] - твердый, пишу ЭН, А. Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Потому работа над слогом должна включать :

Списывание по слогам,

Запись под диктовку по слогам с проговариванием,

Запись под диктовку с комментированием (с объяснением).

Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьни­ки овладевают правилом переноса: слово переносится по сло­гам (слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строку и не оставля­ется на предыдущей строке: О-ля, мо-Я; при переносе слов с буквами Ь и Й эти буквы остаются на строчке: конЬ-ки, леЙ-ка). Правила пере­носа, соответствующего делению на морфемы, становится до­ступным учащимся после изучения во II классе состава слова.

Работа над выделением в слове ударного слога (представляет для первоклассника значительную трудность и требует системати­ческих упражнений) начинается в I классе в период обучения грамоте . Для того, чтобы правильно воспринимать лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из его слогов произнести с большей силой. Умение выделять ударный слог в слове связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений.

Примеры упражнений :

1) Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный.

2) Обозначить в словах ударный слог и правильно про­читать: портфель, морковь, магазин, щавель и т.д.

3) Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

4) Подобрать слова с ударением на втором слоге и т.п.

Упражнения в расстановке ударения в словах целесооб­разно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и в домашних упражнениях. Только систематические уп­ражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быс­тро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осоз­нанному выделению ударного слога способствует также по­очередное произношение слова с ударением на том или ином слоге :

ма-ши-на ма-ши-на ма-ши-на. В этом случае учащиеся на­глядно убеждаются в том, что правильное выделение удар­ного слога обеспечивает понимание смысла слова.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы