Пожарные гидранты являются важным элементом защиты зданий и всего имущества от пожара. Если произошло возгорание, то только быстрое тушение позволит минимизировать потери, а возможно, и спасти жизни людей. Поэтому крайне важно обеспечить безотказную работу гидранта и быстрый доступ к нему.
Поэтому для борьбы с огнем предусматривается строительство специального противопожарного водопровода. Забор воды из него осуществляется при помощи пожарных колодцев с гидрантами. Расстояние между этими колодцами определяет СНиП 2.04.02-84.
Конструктивно, данное устройство представляет собой обычный водопроводный хомут или затвор, который в боковом отводе имеет запорную аппаратуру, способную длительное время подвергаться давлению водопроводной системы. Кроме того, особенностью устройства является то, что оно на протяжении многих лет может не эксплуатироваться, и при этом сохранять свою работоспособность.
На верхнюю часть бокового отвода нанесена резьба, которая предназначенная для навинчивания водозаборного устройства. Как правило, резьбовую часть закрывают крышкой. Пожарная либо другая система водозабора подключается к устройству непосредственно перед эксплуатацией.
На сегодняшний день используются пожарные конструкции, которые соответствуют ГОСТу 8220 85. Они пригодны для подключения к централизованной водопроводной системе любого типа.
Установка гидранта в колодце осуществляется на специальной подставке, которая представляет собой стальной либо чугунный тройник, оборудованный монтажной площадкой. Само устройство фиксируется на водостойкой прокладке при помощи болтового соединения.
При повороте штанги гидранта, она нажимает клапан и передвигает его вниз, чем открывает путь воде. Чтобы клапан открылся полностью, штанга должна провернуться на 360 градусов 15 раз.
Устройство приводится в рабочее состояние при помощи ключа пожарной колонки типа КПА, которая представляет собой винтовой механизм, оборудованный отводами для подсоединения рукавов. Надо сказать, что это оборудование может работать не только как самостоятельное противопожарное средство, но и источники питания для пожарных машин.
Обратите внимание! Конструкции, которые предназначены для , должны иметь обратный клапан в сливном отверстии, который обеспечивает герметичность от попадания грунтовых вод.
Прежде чем рассмотреть монтаж устройства, необходимо ознакомиться с правилами, регламентирующими это процесс:
Обратите внимание! При открытии крышки колодца, строго запрещается при этом курить, так как в колодце могут скапливаться горючие газы.
Сразу следует сказать, что установить гидрант своими руками достаточно тяжело, так как он имеет большой вес. К тому же, следует иметь в виду, что работа эта очень ответственная.
При установке гидранта, важно правильно подобрать его высоту, которая зависит от глубины прохождения трубопровода.
Высота может быть разной — от 1125 мм до 3500 мм, в зависимости от этого, может меняться и цена на оборудование.
На фото — тройник-подставка
Краткая инструкция по монтажу выглядит следующим образом:
На этом монтажные работы завершены.
Гидрант является крайне важным элементом, для обеспечения зданий пожарной безопасностью. Однако, чтобы устройство функционировало как положено и всегда было готова к экстренным ситуациям, необходимо строго соблюдать привила установки, которые приведены выше.
Дополнительную информацию по данной теме можно получить из видео в этой статье.
Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник проводятся с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.
Установка пожарной колонки . Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при боевом развертывании или по команде "Колонку ставь".
Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта, насосом к нему. Пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту. Кладет колонку на землю, крюком подхватывает крышку гидранта и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, опускается на колено и снимает колпачок гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5-6 полуоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до отказа (18-20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать после 5-6 полуоборотов рукоятки.
Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос производится по команде "Воду дать". Пожарный берет торцовый ключ, надевает его на винт шибера и плавным вращением ключа против часовой стрелки до отказа (15-16 полуоборотов) открывает шибер колонки.
Если на напорных патрубках колонки имеются маховички, то для пуска воды их вращают против часовой стрелки до отказа 15-16 полуоборотов).
Подача воды прекращается по команде "Воду остановить". Пожарный вращает шиберный ключ или маховик напорных патрубков по часовой стрелке и тем самым закрывает шибер и напорные патрубки колонки.
По сигналу "Отбой" или по команде "Колонку убрать" пожарный поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке закрывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки колонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее. Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает колпачок стояка и крышку колодца гидранта, берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и закрывает дверцу отсека кузова автомобиля.
Не допускается освещение колодцев пожарных гидрантов открытым огнем. В случае необходимости спускаться в колодец разрешается только в изолирующих (шланговых) противогазах и со страховкой спасательной веревкой.
Установка пожарного автомобиля на гидрант производится по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения насоса с гидрантом) - ставь". При этом могут быть применены следующие способы соединения насоса с гидрантом:
На два параллельных напорных рукава. В этом случае водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку и присоединяет к нему двойник, берет в отсеке кузова автомобиля четырехметровые напорные рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет головки рукавов к двойнику.Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, принимает вторые головки напорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос.
Применение напорных рукавов для работы насоса от гидранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки под давлением не менее 2 атм.
На два параллельных всасывающих рукава. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему двойник, вынимает из пеналов два всасывающих рукава и присоединяет их к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, поочередно принимает от водителя всасывающие рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонки и пускает воду в насос.
Применение всасывающих рукавов для работы насоса от гидранта допускается в случае, когда вода из колонки поступает под давлением не более 2-3 атм.
Параллельно на один всасывающий и один напорный рукав. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет двойник, берет в отсеке кузова автомобиля напорный четырехметровый рукав, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к двойнику, вынимает из пенала всасывающий рукав, присоединяет ближнюю соединительную головку к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, присоединяет напорный и всасывающий рукава и пускает воду в насос.
Одновременное применение одного напорного и одного всасывающего рукавов допускается в том случае, когда водителю не известно давление воды в водопроводной сети. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.
В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, в зависимости от давления воды в водопроводной сети, необходимо применять напорные рукава диаметром - 66 (77) мм длиной 20 метров или несколько последовательно соединенных всасывающих рукавов.
Установка пожарного автомобиля на водоем производится по команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем (указывается номер водоема и количество всасывающих рукавов) - ставь". При этом действия боевого расчета сводятся к следующему:
При установке пожарного автомобиля на два всасывающих рукава диаметром 125 мм водитель выдвигает из левого пенала всасывающий рукав (примерно 1,5 м), отсоединяет заглушку от всасывающего патрубка насоса. Пожарный берет из отсека кузова автомобиля всасывающую сетку и присоединяет ее к выдвинутому из пенала рукаву. Затем водитель и пожарный берут всасывающий рукав правого пенала и кладут его на землю, вынимают рукав из левого пенала и тоже кладут его на землю вслед за первым рукавом. Водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный соединяет рукава между собой, уплотняет соединительные головки, поднимает конец рукава со всасывающей сеткой и погружает его в воду.
После этого пожарный привязывает свободный конец веревки, идущей к рычагу обратного клапана всасывающей сетки, за какой-либо предмет или рукав.
При установке на два всасывающих рукава диаметром 150 мм (автомобиля АЦ-40) расчет из двух человек открывает дверцы заднего отсека автомобиля (водитель справа, пожарный слева), поднимают стержни крепления рукавов, вынимают всасывающий рукав из правого пенала, переносят его к всасывающему патрубку и укладывают на землю около радиатора. Затем возвращаются назад, вынимают всасывающие рукав из левого пенала, пожарный берет в левую руку всасывающую сетку, а водитель - ключи, переносят их и укладывают его на землю вслед за первым всасывающим рукавом. Водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка. Пожарный навертывает всасывающую сетку и затем с водителем соединяют между собой рукава и присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем и закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет.
Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем производится расчетом из трех человек-водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем - ставь" моторист-дизелист включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку, относит ее на 8 метров от насоса в сторону водоисточника и кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки автомобиля.
Водитель отвертывает заглушку oт всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав. Моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса, присоединяют его к всасывающему патрубку и завертывают ключом накидную гайку до отказа. Потом снимается второй рукав и укладывается между всасывающей сеткой и первым рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго. Далее присоединяется к рукаву всасывающая сетка (моторист держит рукав, пожарный - сетку, водитель соединяет сетку с рукавом).
После этого пожарный присоединяет посредине второго всасывающего рукава трос лебедки. При помощи двух рукояток лебедки водитель и моторист поднимают всасывающий рукав и сетку на необходимую высоту для забрасывания в водоем. Водитель подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдают за движением автомобиля и рукавов, а затем при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее одного метра. Водитель включает насос и забирает воду.
По команде "Отбой" выполняются действия, обратные тем, которые имели место при установке насосной станции на водоем.
Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет в составе двух человек: моторист (водитель) и пожарный - по команде "Мотопомпу (указывается место) - ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу, переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.
Прицепную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный. Пожарный отсоединяет мотопомпу от автомобиля, присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем. Моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.
По команде "Мотопомпу убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.
Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) - дать". Водитель (моторист) открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, а затем - другого и постепенно повышает давление до заданной величины.
Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами: "Давление четыре-дать" и т. д. Водитель, регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление на насосе.
Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду-остановить". Водитель переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с насосом (или мотопомпой) и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводится на малые обороты, а вентиль напорного патрубка насоса закрывается.
По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна, мотопомпа) снимаются с водоисточника. При этом производятся действия, обратные тем, которые выполнялись при установке их на водоисточник.
Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора (эжектора) производится по команде "Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема № 1 гидроэлеватором - марш". Пожарный № 1 прокладывает рукав диаметром 66(77) мм от напорного патрубка к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки, опускает его в водоем и следит за гидроэлеваторной системой. Водитель прокладывает второй рукав диаметром 66(77) мм от насоса к водоему, опускает один конец рукава в горловину автоцистерны и включает насос.
Многие знают, что для тушения пожара используют гидранты. Но откуда в них берется вода? Все дело в том, что установка пожарного гидранта происходит на специальной подставке, которая подсоединена к водопроводной сети. Получается, что обычный хозяйственный водопровод становится важной частью противопожарной системы.
Гидранты устанавливают в колодцах на расстоянии 5 м или дальше от зданий. В этом случае, если пламя охватит строение, высока вероятность, что оно не доберется до колодца, и пожарные смогут открыть его, установить колонку сверху на гидрант и подключить пожарные рукава. Максимальное расстояние до зданий составляет 50-100 м. Запрещено монтировать водозаборное устройство на разветвлении водопроводных труб.
Гидранты устанавливают вдоль дорог, чтобы подъезд к ним был наиболее удобный. Расстояние от пожарных гидрантов до края проезжей части должно быть не больше 2,5 м. Разрешается устанавливать их на проезжей части, если планировка улиц и коммунальных сетей не позволяет выбрать другое положение.
Устраивать стоянки на люках запрещено.
Выбирая места установки, следует учитывать, что при тушении пожара от гидранта будут идти рукава. Они не должны резко перегибаться, их не должен переезжать транспорт. Существуют специальные мостики для прокладки рукавов, защищающие их от дорожного транспорта.
Расстояние между соседними гидрантами должно быть таким, чтобы обеспечить расход воды, соответствующий нормам пожаротушения. Нормы зависит от этажности застройки и численности населения, живущего в районе или квартале.
Нормы для жилых, промышленных и сельскохозяйственных районов отличаются. Подробно они описаны в своде правил для источников наружного водоснабжения 8.13130.2009. Обычно для сельской местности выбирают расстояние 140 м, для городов 120 — 100 м.
Требуемый расход воды также обеспечивается напором в трубопроводе. Для создания напора оборудуют насосные станции. Управляя работой насосной станции, можно в определенный момент времени увеличивать напор или уменьшать.
Гидранты устанавливают в колодцах, подключая к водопроводной системе. В зависимости от глубины прокладки трубопровода выбирают высоту гидранта. Согласно стандартам, высота водозаборного устройства может составлять от 0,5 до 3,5 метров. В средней полосе часто применяют гидранты высотой 1,5 м.
Монтаж делают на стальную или чугунную подставку. Тип подставки выбирают в зависимости от конфигурации и материала водопровода. Установка пожарных гидрантов должна быть строго вертикальной, без перекосов.
Центральная ось проходит на расстоянии минимум 17,5 см от стенок колодца. Подробности конструкции и размеры колодца определяются особенностями водопроводной сети.
По сути, подставка – это переходник, обеспечивающий дополнительное ответвление на подачу воды в установленный гидрант. Подставка может быть сварной и фланцевой с одним, двумя и тремя ответвлениями. Соединение подставки и гидранта происходит через водостойкую прокладку при помощи шести болтов или шпилек.
Расстояние от верхней точки гидранта до люка должно быть в пределах 15-40 см. Это позволяет с легкостью производить осмотр, ремонтные работы. После установки крышку люка закрывают, и открывают только при проверке или подключении колонки.
К крышке всегда должен быть свободный доступ. Ее очищают от снежных заносов, песка и земли. Нельзя устанавливать на ней автомобили, загораживать доступ различными сооружениями.
В теплом климате возможно применение надземных гидрантов, которые не надо помещать в колодец и утеплять. Однако надземные устройства могут быть легко повреждены транспортом.
В местах с высоким уровнем грунтовых вод колодец может затопляться. Чтобы вода не попадала внутрь гидранта и не вызвала коррозию деталей, устанавливают модели с обратным клапаном.
Необходимо также сделать дренаж и отлив вокруг люка, чтобы вода не попадала в него сверху, с поверхности земли. Поднимают обойму колодца для защиты от талых вод.
Устанавливаемый гидрант подключают к водопроводу диаметром минимум 100 мм. В селах и малозаселенных поселках допускается подключение к трубам диаметром 75 мм.
Монтаж водозаборного приспособления требует привлечения специалистов, обслуживающих водопроводную сеть. Гидранты тяжелые, вес некоторых достигает 90 кг, и справиться одному человеку с работой невозможно.
Установка гидранта начинается с монтажа подставки. Следят за ее вертикальной ориентацией и прочностью соединения. Подставку вваривают или закрепляют на болтах. Герметичность обеспечивают с помощью резиновых прокладок. Сверху на подставку устанавливают гидрант, применяя фланцевое соединение и так же используя водонепроницаемую прокладку.
После и до монтажа пожарного гидранта проводят опрессовку водопровода (испытание избыточным давлением). Для этого устанавливают фланцевую заглушку. На время монтажа водопровод перекрывают. Процедура может занимать 1,5-2 часа и требует применения специальной техники.
Перед пуском и вводом гидранта в эксплуатацию противопожарный водопровод промывают раствором хлорной извести. Промывают также сам гидрант и колонку. Этот процесс необходим для того, чтобы обезопасить потребителей воды.
Для защиты от снежных заносов и промерзания над люком ставят укрытие в виде пирамиды, обшитой изнутри пенопластом. Для утепления применяют минеральную вату, паклю и другие теплоизолирующие материалы. Их укладывают на дощатый настил, который организуют под крышкой люка на высоте около 0,5 м от верха стояка.
Утепление проводят только после проверки гидранта с вынесением заключения о его исправности. Проверка проводится в сухую погоду при температуре воздуха выше +5°. Утепление можно снимать только в случае тушения пожара. Затем его возвращают на место и убирают в апреле-мае.
Чтобы открыть подземный гидрант, на него сверху навинчивают колонку. В центре колонки находится ключ, поворотом которого открывается клапан гидранта. Считается, что установка пожарной колонки завершилась, когда головка гидранта с резьбой была полностью закрыта. Навинчивание должно происходить без перекосов, а квадрат штанги гидранта должен совпадать с квадратом нижней части ключа.
Перед тем как вращать ключ, необходимо проверить, чтобы боковые вентили колонки были закручены. Открытие клапана происходит после 5-6 полных оборотов ключа. Полное открытие происходит после 10-15 полных оборотов.
К отводам колонки присоединяют пожарные рукава. Вода может направляться непосредственно на тушение пожара или для заправки пожарного транспорта.
Перечень общепринятых сокращений (пояснения):
Пожарный насос
При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:
Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы (подача воды от цистерны, открытого водоема или гидранта). Во избежание выхода из строя выжимного подшипника сцепления не допускается длительная работа силовой передачи с выжатой муфтой сцепления.
При испытании пожарного насоса на герметичность:
Рис. 1. Показания мановакууметра при испытании насоса на «сухой вакуум». Деления шкалы от 0 до -1 показаны условно.
Дополнительные пояснения:
Определение причин неисправностей вакуумной системы можно использовать следующие приемы:
(Подача воды из цистерны)
Операции по окончании работы:
По прибытию в гараж следует:
Характерные ошибки при выполнении упражнения.
Характерные ошибки при работе.
Дополнения и пояснения.
Схема вакуумной системы пожарного автомобиля
Вакуумная система пожарного автомобиля: 1- корпус газоструйного вакуум-аппарата; 2- выхлопная труба двигателя; 3 — резонатор сирены (если сирена газоструйная); 4- заслонки; 5‑трубопровод; 6 — отверстие для продувки системы после работы; 7- корпус вакуумного клапана; 8‑валик кулачковый (эксцентрик); 9- смотровой глазок; 10- клапан; 11- диффузор; 12 – сопло; 13‑патрон и лампочка.
Примечание. Положение рычага в позиции 1а для продувки вакуумной системы в зимнее время; положение в позиции 2а для создания вакуума в полости пожарного насоса.
Характерные ошибки при работе:
Если это условие выполнить невозможно, воду можно забрать кольцеванием цистерны для чего:
Данное упражнение отличается от обычной подачи лишь тем, что вместо задвижки на напорном патрубке открывается задвижка «в цистерну».
Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б составляет 10 м 2 . При такой площади даже небольшое избыточное давление (0.5 кгс/см 2) создает разрывающее усилие 5000 кг.
Чтобы не разорвать цистерну, заполнение ее должно производиться под небольшим давлением 1,5-2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.
При появлении воды из контрольной трубки сразу убавляется газ и включается сцепление. После этого закрывается вентиль «в цистерну».
Если заполнение цистерны необходимо ускорить, надо обязательно открыть крышку верхнего люка цистерны и только тогда увеличить давление. Кроме того первоначальное открывание вентиля «в цистерну» необходимо производить при минимальном давлении.
Гидроэлеваторное кольцо для работы по подаче воды из водоема может быть составлена по следующим схемам:
Кроме этого, гидроэлеватор можно использовать для уборки воды из помещений с установкой автомобиля на водоисточник.
Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос-гидроэлеватор-насос».
Рис. 2. Работа по схеме «Насос — гидроэлеватор — насос».
Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».
Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах.
Рис. 3. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».
Запуск гидроэлеватора по схеме «насос — гидроэлеватор — цистерна — насос»
Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах. Рукава, опущенные в цистерну применить напорно-всасывающие, для исключения перегибов (см. Рис. 4.).
Рис. 4. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — цистерна — насос».
Когда вода вернется в цистерну
Дополнения и пояснения.
Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы и кратковременно вынимать гидроэлеватор из воды, что необходимо при уборке воды из помещений.
Однако данный способ применим при работе только с одним гидроэлеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм. и он не может обеспечить работу двух гидроэлеватьров.
На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями.
Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в цистерне при помощи наблюдателя. Контроль за уровнем воды при помощи датчиков уровня не оперативен, что не позволяет сбалансировать поступление воды и ее расход. В предыдущих способах работы с гидроэлеватором этот баланс получается автоматически.
При наличии водоисточника (гидранта или водоема) его можно использовать при уборке (откачке) воды из помещения. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив.
Рис. 5. Схема уборки воды гидроэлеватором.
Такая схема надежнее в работе, чем замкнутое гидроэлеваторное кольцо и не требует специальных навыков в работе. В отдельных случаях при напоре в гидранте в 3 — 4 кгс/см 2 уборку воды можно производить без установки автомобиля на водоисточник, присоединив напорную линию гидроэлеватора непосредственно к пожарной колонке.
При проведении аварийно-спасательных работ, а также в других случаях, если уровень воды в затопленном помещении высок и есть возможность забрать воду с помощью всасывающих рукавов, то можно рекомендовать следующую схему использования гидроэлеваторов.
Рис. 6. Схема работы автомобиля на максимальную мощность при откачке.
В данном случае объем откачиваемой воды в секунду при использовании насоса ПН-40У составит порядка 70-75 л/сек..
11. Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .
12. Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.
Не выполнение операций по промывке пеносмесителя приводит к полимеризации и последующему затвердеванию пенообразователя в дозаторе!
После подачи пены, не отключая насоса:
Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.
Операции по промывке пеносмесителя!
Дополнения и пояснения
Как вы заметили, операции по подаче воздушно — механической пены, на первоначальном этапе, ничем не отличаются от операций по подаче воды, с установкой или без установки пожарного автомобиля на водоисточник. Но вместе с тем, при подаче воздушно-механической пены, необходимо еще более тщательно контролировать удаление воздуха из полости насоса до включения сцепления.
При наличии даже небольшого количества воздуха в полости насоса, при наличии пенообразователя, рабочее колесо насоса при вращении взбивает воздушно-механическую пену, которая заполняет свободное пространство .
Это может произойти и если промывка водопенных коммуникаций проведена некачественно, вода из насоса не слита.
ВАЖНО:
Наличие пенной пробки в полости насоса делают невозможным подачу воды или пены на тушение пожара!
На ее удаление при помощи газоструйного вакуум-аппарата или выбросом через напорные патрубки, требуется значительное время.
При установке пожарных автомобилей на водоисточники необходимо обращать внимание на согласованность действий водителя, пожарных и соблюдение ими правил техники безопасности. Водителю следует снимать всасывающие рукава только после того, как колонщик подойдет к насосу и будет подготовлен для снятия всасывающих рукавов, во избежание попадания рукавов не мешать им снимать заднюю рукавную катушку и выдвижную лестницу.
Отработку упражнений с использованием гидроэлеватора следует проводить на небольших расстояниях от цистерны до водоема. Воду забирают с небольшой глубины водоема, в дальнейшем расстояние и глубину его надо увеличивать.
При выполнении упражнений отделение строят - в одну шеренгу, между насосом и водоисточником, при работе с водоуборочным гидроэлеватором - у водоема фронтом к работающему расчету. Особое " внимание командир отделения должен обратить на действия водителя, от которого зависит регулирование подачи воды к гидроэлеватору и работающим стволам.
Установка колонки на гидрант. Для установки колонки на гидрант автомобиль ставят в 3- 3,5 м от гидранта насосом к нему. По команде "Колонку - ставь" пожарный берет с автомобиля крюк для открывания крышки колодца, подбегает к гидранту, подхватывает крюком ушко крышки и сильным рывком отбрасывает ее на землю. Крюк кладет на землю, опускается на колено, снимает крышку гидранта. Затем возвращается к автомобилю, открепляет колонку и подносит ее к гидранту, ставит на стояк гидранта, вращает колонку по ходу часовой.стрелки до отказа (рис. 10). Ручку центрального ключа берет обеими руками и плавно вращает против часовой стрелки (справа налево), в результате чего стояк гидранта и колонка наполняются водой.
Рис. 10. Установка колонки на гидрант
Для подачи воды от колонки в насос через всасывающие рукава или в напорную линию по команде "Воду - дать" пожарный открывает запорные вентили колонки. Вода поступает от колонки по всасывающим рукавам к насосу.
По команде "Колонку - убрать" пожарный берется обеими руками за ручку центрального ключа и вращением по ходу часовой стрелки (слева направо) закрывает клапан гидранта. Затем за патрубки колонки вращает колонку сплава налево до отказа, поднимает колонку вверх, подносит ее к автомобилю, укладывает в ящик. После этого возвращается к гидранту, закрывает откидную крышку стояка и крышку колодца гидранта.
Установка автонасоса (автоцистерны) на гидрант. Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта. Автонасос (автоцистерна) ставится на гидрант по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант № (указать способ соединения насоса с гидрантом) - ставь".
При соединении насоса с колонкой двумя мягкими рукавами пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, затем берет два мягких рукава из ящика автомобиля и присоединяет их к патрубкам колонки, водитель отсоединяет заглушку, присоединяет водосборник к всасывающему патрубку насоса, присоединяет мягкие рукава к водосборнику. Затем пожарный наполняет стояк гидранта и колонку водой, открывает вентиль колонки, водитель готовит насос для подачи воды в напорную рукавную линию.
Пуск воды в рукавную линию от насоса производится по команде "Воду (указать давление) - дать". Водитель открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, затем другого и постепенно дает двигателю необходимую частоту вращения, доводя давление по манометру до величины, указанной в команде.
Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Водитель переводит работу двигателя на малую частоту вращения, выключает сцепление двигателя с насосом и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводят на малую частоту вращения и вентиль напорного патрубка насоса закрывают.
По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна) снимается с водоисточника.
Установка автонасоса (автоцистерны) на водоем. По команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем № (указать количество всасывающих рукавов) - ставь" водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка насоса, становится на подножку автомобиля, освобождает крепление всасывающих рукавов. Пожарный подбегает к автомобилю, берет из ящика всасывающую сетку, с веревкой, относит их к водоему и кладет на землю, подбегает к автомобилю, останавливается против водителя и вместе с ним снимает (последовательно один за другим) всасывающие рукава, которые кладут на землю - один у насоса, второй - за первым в сторону водоисточника; водитель подбегает к насосу, поднимает рукав, присоединяет его к всасывающему патрубку и, заворачивает ключом до отказа головку. Пожарный поднимает обеими руками рукав, зажимает его коленями и присоединяет к нему сетку, затем водитель и пожарный соединяют рукава между собой и завинчивают головку. После этого пожарный берет сетку с концом рукава, разматывает веревку, опускает рукав в воду так, чтобы она покрыла сетку, и привязывает свободный конец веревки за любой ближайший предмет. Водитель готовит насос для подачи воды в рукавную линию.
Забор воды из открытого водоисточнику с помощью гидроэлеватора Г-600. По команде "Автоцистерну для забора воды из водоема (реки) при помощи гидроэлеватора - ставь" пожарный № 1 прокладывает рукавную линию Л от насоса к гидроэлеватору. Пожарный № 2 берет гидроэлеватор, подносит к водоему, присоединяет рукава к гидроэлеватору, опускает его в водоем, наблюдает за работой гидроэлеваторной системы. Пожарный № 3 прокладывает рукав Л от гидроэлеватора к автоцистерне. Пожарный № 4 опускает рукав Л в горловину цистерны и следит за уровнем воды в цистерне. Водитель готовит насос для забора воды и при полной готовности гидроэлеваторной системы включает в работу насос.
Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем. Расчет 3 человека - водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем - ставь" моторист-дизелист- включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку от моториста, относит ее на 8 м от насоса в сторону водоисточника, кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки. Затем водитель отвинчивает заглушки от всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав, моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса и поддерживают рукав так, чтобы при навинчивании рукава на всасывающий патрубок насоса не было перекосов, присоединяют его к всасывающему патрубку, водитель завинчивает ключом накидную гайку до отказа. Снимают второй рукав и кладут его между всасывающей сеткой и рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, а водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго рукава. Далее моторист и пожарный соединяют всасывающую сетку с рукавом. Моторист держит рукав, пожарный- сетку, водитель соединяет сетку с рукавом.
Пожарный присоединяет трос лебедки к середине 2-РО всасывающего рукава. Водитель и моторист при помощи лебедки поднимают всасывающий рукав и сетку "на нужную высоту для забрасывания сетки в водоем.
Затем водитель садится в кабину, подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдает за движением автомобиля и рукавов, после чего моторист и пожарный при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее 1 м. Водитель готовит насос для забора воды. По команде "Отбой" пожарная насосная станция снимается с водоема. Производятся действия, обратные установке станции на водоем.
Установка переносной и прицепной мотопомп на водоем с подачей воды. Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу (указывается место) - ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу;
переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.
Прицепную мотопомпу устанавливает на - водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу на водоем - ставь". Моторист и пожарный отсоединяют мотопомпу от автомобиля; пожарный присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем, моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.
Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) -дать". Водитель (моторист) заводит мотопомпу, забирает воду, повышает давление, открывает вентиль напорного патрубка насоса и постепенно повышает давление, указанное в команде.
Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами "Давление три (четыре, пять) и т. д. - дать". Водитель (моторист), регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление в насосе. Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Моторист переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с мотопомпой и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. &о команде "Мотопомпу - убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.