Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Изменение правовых норм в рассматриваемый период преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя. Вместе с тем царизм был вынужден учитывать в определенной ступени интересы развивавшейся торговой и промышленной буржуазии.

Кодификация права : Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу. В 1804 году Комиссия под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь Гражданского кодекса 1804 года. Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 году Свод законов Российской империи был опубликован и введен в действие с 1835 года. Кодификация русского права привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права.

Гражданское право : В первой половине 19 века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно, что в определенной степени объяснялось усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в 10 томе Свода Законов. Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развития товаро-денежных отношений. Существовали следующие виды договоров: договор мены, договор купли-продажи, договор запродажи, договор имущественного найма, договоры поставки и подряда, договор займа, договор товарищества, договор личного найма.

Семейное право : Книга первая Свода Законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин- в 18 лет, для женщин- в 16 лет. Законным браком считался церковный брак. Расторжении брака разрешалось в немногих случаях и произодилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Дети делились на законных, рожденных в «законном браке», и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

Наследственное право . Имущество переходило наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться «в здравом уме и твердой памяти» лицами не моложе 21 года. Для завещания обязательной была письменная форма. При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону.

Уголовное право . Свод законов излагал нормы уголовного права в книге первой 15 тома. Книга состояла из 11 разделов. Понятие преступления, заимствованное из 5 тома Свода Законов, формулировалось более развернуто. В Уложении не было четкой границы между понятиями «преступление» и «проступок». Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частный лиц.

В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. К наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния и сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. К наказаниям исправительных относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. К этим наказаниям обычно добавлялись наказания розгами для лиц, не освобожденных от телесных наказаний.

Процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Указов 1801 года запрещались пытки при производстве расследования дел. Но на практике они применялись широко.

В условиях кризиса феодализма абсолютная монархия стремилась удержать власть дворян усилением карательных звеньев государственного аппарата. С этой целью были созданы Третье отделение императорской канцелярии, корпус жандармов. В развитии права следует отметить уникальную систематизацию законодательства- создание Полного Свода Российской Империи.

После создания Свода Сперанский предполагал приступить к третьему этапу систематизации- к созданию Уложения, которое предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа, издание в 1845 году Уложения о наказаниях уголовных и исправительных- первого настоящего уголовного Кодекса.

Попытки кодификации законов в Российской империи были начаты ещё в XVIII в. и продолжались при Александре I. Но только Николаю I, который привлек к кодификационной работе М. М. Сперанского, возглавившего Второе отделение С.Е.И.В. Канцелярии, удалось осуществить это начинание. Второе отделение провело огромную работу по розыску, сличению и упорядочению отдельных законодательных актов и правительственных распоряжений и подготовило два крупных издания. В 1830 г. вышло 46-томное (с несколькими томами указателей) Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), которое вобрало в себя свыше 80 тысяч актов, начиная с Соборного Уложения, которым открывался 1 том, и заканчивая законами 1825 г. (концом царствования Александра I), помещенными в последнем томе. Законодательные акты располагались в нем в хронологическом порядке (то есть по мере выхода).

В дальнейшем ПСЗ было продолжено и выпущено ещё два издания. Второе издание (54 тома) вобрало в себя законодательные акты 1826 - 1881 гг. Третье издание (16 томов в 18 книгах) обобщило законодательство, начиная с 1881 г. и заканчивая 1913 годом.

Наряду с ПСЗ было подготовлено и в 1832 г. издано ещё одно собрание – Свод законов Российской империи. В нем увидели свет действующие законы, объединенные в 15 томов и расположенные в них уже не в хронологической последовательности, а по тематическому принципу.

В основу структуры Свода положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций и восходящее к римскому праву. Сперанский называл эти две группы законов государственными и гражданскими. В первой группе располагались Основные государственные законы, в которых характеризовалась организация публичной власти (высшие органы власти, учреждения центральные и местные, устав о государственной службе). Затем шли законы, характеризующие организацию управления и устройство казны (уставы казенного управления, о повинностях, таможенный, монетный, горный и др.). Третью группу составляли законы об организации сословного строя (о состояниях). В четвертую входили уставы государственного благоустройства (кредитный, торговый, промышленности, путей сообщения, сельскохозяйственный, почтовый, телеграфный и др.).

В особую группу выделялись Уставы благочиния, объединявшие законы о народном продовольствии, общественном призрении, организации врачебной помощи и др. Сюда же относились помещенные в отдельном томе (14-м) уставы о паспортах, о цензуре, о ссыльных, о беглых и др., определявшие законодательное поле деятельности полиции.

Наконец, впервые в российском законодательстве были отделены друг от друга помещенные в разных томах законы гражданские (т. 10) и законы уголовные (т. 15).


Такой принцип соединения воедино разрозненных законов (инкорпорация) сохранялся на протяжении всех последующих переиздании Свода (в 1842, в 1857 гг.). В 1885 г. в Свод был введен ещё 16 том. содержащий процессуальное законодательство. Кроме того, в 1845 г. 15 том Свода, то есть законы уголовные, с некоторыми изменениями и дополнениями были изданы как «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». которое можно рассматривать как первый уголовный кодекс России.

Юридическая техника Свода законов основывалась на методике Ф. Бэкона, апробированной в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, основанные па одном действующем законе (указе), излагались словами указа без изменений. Статьи, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каждой статьей давались ссылки на указы, в нее вошедшие. Многосложные тексты сокращались, а из противоречащих друг другу выбирался лучший с точки зрения составителей или более поздний.

Так, в первой половине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней империи.

Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления сопровождались развер-нутой кодификацией действующего права. Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II, Павлом I была создана комиссия, целью которой была подготовка сводного Уложения. В 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия. К 1814 году были подготовлен проект трех частей гражданского Уложения, уголовного Уложения, торгового Уложение.

Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов .Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826), делами которого ведал М. Сперанский.

Свод законов должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы

2) учреждения: а) центральные б) местные в) устав о государственной службе

3) “ законы правительственных сил : а) устав о повинностях б) о податях и пошлинах в) таможенный г) монетный, горный и о соли д) лесной, оброчных статей и счетные

4) законы о состояниях

5) законы гражданские и межевые

6) уставы государственного благоустройства: а) духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный б) путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи

7) уставы благочиния: а) о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный б) о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных

8) законы уголовные

Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, админист-ративное, уголовное, процессуальное .

В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодер-жавной власти : "Император Российский есть монарх самодержав-ный и неограниченный. Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора (в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора).

Законодатель различал верховное и подчиненное управление.

Органами верховного управления были: Государственный совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора.

Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем - император. Государственный совет состоял из общего собрания и 5 департаментов.

Комитет министров был совещательным органом, ведал как текущими, так и специально предоставленными Комитету делами.

К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства . Сенат провозглашался высшим судебным органом.

Система местных органов управления сохранялась в том виде, как она сложилась в конце XVIII в. Главный административный орган - губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления (состояло из общего присутствия и канцелярии)

Во главе финансового управления губернии находилась казенная палата, состоявшая из управляющего, его помощника и начальников отделения. Параллельно действовали палаты государственных имуществ.

В 1837 г. был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседателей. Во главе волости стояли волостные управления (волосной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись при ставами.

Развитие частного (гражданского) права проходило на основе кодификации старых форм права : сохранились элементы сословного неравенства, ограничений прав.

· Крестьянам запрещено выходить из общины и закреплять за собой земельный надел.

· Ограничивалась правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев.

· Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания.

· Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в целом ряде регионов страны.

· Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжала существовать система майоратов, земельных владений, переходивших по наследству старшему в роде.

· В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья.

Система вещного права состояла из:

1. права владения: всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и само-управства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче. Закон различал спор о владении от спора собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

2. права собственности : право пользоваться и распоряжаться имуществом;

3. права на чужую вещь (сервиту тные права) : ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия ограничение и ограничение собственности в пользу какого-либо определенного лица.

4. залогового права : стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

В обязательственном праве различались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров различных видов: продажи, подряда, найма, займа, товарищества и пр. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц.

Семейное право сохранило принципы, выработанные в XVIII в.; единственной формой брака был церковный брак. Условия вступления в брак и его расторжение брались из норм и правил, соответствующего вероучения. Жена была обязана всюду следовать за мужем, получала паспорт с разрешения мужа. Имущество супругов было раздельным. Приданое или имущество приобретенное женой отдельно, признавались ее собственностью. Как самостоятельные субъекты, супруги могли вступать друг с другом в обязательства и сделки.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных (внебрачных). Последние не имели права на фамилию отца и его имущество. В отношениях родителей с детьми также действовал принцип раздельности имущества.

В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода . Завещать можно было кому угодно и что угодно из иму-щества (или все имущество). Признавались недействительными завещания, сделанные умалишенными и самоубийца-ми, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния.

В течение XVIII века накопилось огромное количество нормативных актов, требовавших систематизации. Со времени Соборного Уложения 1649 г. кодификацию не проводили, хотя попытки такие предпринимались и при Петре I и при Екатерине II. За все это время было создано 9 комиссий и каждая из них представлялась обществу с шумом, помпезно, но ни одна из них не оставила после себя каких-либо следов. Девятая комиссия (1797 года), ограничилась лишь составлением оглавления будущего Уложения. Далее сочли необходимым найти ученого юриста, и выбор пал на барона Розенкампфа из Лифляндии. Человек, не знавший России, не знавший даже русского языка возглавил десятую комиссию по составлению Уложения законов. Уволив из комиссии русских чиновников, Розенкампф заменил их немцами, французами. Естественно, что сделать они ничего не могли. Комиссия зашла в тупик.

Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового Уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции. Сперанский был отстранен от работы и сослан в Сибирь.

Лишь в 1826 году работа по кодификации возобновилась. Николай I возвратил из ссылки Сперанского и поставил его во главе 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. К 1833 году после изнурительной работы на свет появились два грандиозных труда: Полное Собрание законов и Свод действующих законов Российской империи.

После 1649 года в России не осуществлялась публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались, размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тысяч. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению. Вначале были сведены воедино в хронологическом порядке и без изменений все действующие и недействующие законы, начиная с 1649 года. К 1830 году Полное собрание законов было готово. Оно включало 40 томов законов и 6 томов приложений. (Это является примером инкорпорации права).

Вместе с тем велась работа по составлению Свода действующих законов. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подверглись сокращению, из противоречивых актов составители помещали позднейшие. Свод был составлен по определенной системе, соответствующей отраслям права. Он делился на 8 разделов и насчитывал 15 томов (это был пример кодификации права). Кодификация русского права имела большое значение. Она привела впервые к формированию основных отраслей права: гражданского, уголовного и т.д.

Следующим важным этапом в кодификации права была разработка Уголовного Уложения. Ни система преступлений, ни система наказаний не отвечала новым историческим условиям. В 1845 году новое уголовное Уложение под названием «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» было утверждено царем. Определяя сущность законодательства Российской империи 1 половины XIX века, необходимо отметить следующее: оно было феодально-крепостническим, закрепляло безраздельно господство помещиков над крестьянами и лишь в слабой степени пыталось приспособить право к развивающимся капиталистическим отношениям.

Гражданское право. В первой половине XIX века законодательство в области гражданского права стало развиваться более интенсивно. Это связано было, прежде всего, с усилением темпов развития промышленности и торговли. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов.

Значительное внимание уделялось в Своде законов укреплению права собственности. Имущество делилось на движимое и недвижимое. Недвижимое имущество подразделялось на « благоприобретенное» и родовое. С беспредельным цинизмом причислялись к недвижимому имуществу также и крепостные крестьяне. Впервые в Своде законов было дано определение права собственности как права «исключительно и независимо от постороннего лица владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно» и потомственное. Дворянская собственность на землю обеспечивалась правом обратного выкупа в течение 3лет – это касается родовых имений. Значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных, т.е. государственных, удельных крестьян не могли отчуждаться, т.е. они не были их собственностью. Поляки не могли приобретать в собственность, брать в залог и арендовать землю в 9 западных губерниях. Также существовали определенные ограничения для евреев. Законодатель охранял российскую землю от перехода в «чужие руки».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Начало кодификации законодательства

2. Кодификация права XVIII век

3. Основные отрасли права в период абсолютизма

3.1 Гражданское право

3.2 Уголовное право

3.3 Процессуальное право

3.4 Семейное право

3.5 Наследственное право

Заключение

Список литературы

Введение

Данная тема посвящена изучению кодификации Кодификация (позднелатинское codificatio, от латинского codex - собрание законов и facio - делаю), одна из форм систематизации законов и иных нормативных актов, регулирующих одну из областей общественных отношений. Кодификация - наиболее эффективная, высшая форма систематизации, в результате которой происходит отделение действующих норм права от недействующих, а также создаются совершенно новые нормы данной отрасли. Как правило, кодификация завершается созданием нового сводного (систематизированного) акта, построенного на единых принципах (чаще всего в виде кодекса). законодательства XVIII века. Решение данной проблемы было очень актуально в тот период времени. Основным источником права в период абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 года, чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четвери XVIII века круг источников существенно изменился: он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации.

Для решения данной проблемы в XVIII веке было предпринято несколько попыток систематизации правовых норм. Создавалось несколько законодательных комиссий. Подобные органы создавались и преемниками Петра I вплоть до Екатерины II.

Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. До второй половины XVIII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они являлись как бы своеобразным сводом законов - маленькими и большими.

Кодификация XVIII делится на кодификацию права в первой половине XVIII века и возобновление кодификационной работы, то есть на вторую половину XVIII века.

Кодификационная работа в первой половине XVIII века имело 2 задачи:

1)Приведение в соответствие с Судебниками и Соборным уложением всего массива вновь принятых нормативных актов.

2)Обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

В 1725 году проект нового Уложения был закончен.

Задачей кодификационной работы во второй половине XVIII века было создание нового Уложения. Новое уложение должно было состоять из 4х частей.

2)О правах состояния;

Последняя глава данной курсовой работы посвящена основным отраслям периода абсолютизма, изменениям в гражданском, уголовном, процессуальном, семейном и наследственном праве.

При работе использовались труды следующих авторов Краснов Ю.К, Титова Ю.П, Якушев А.В, Чистякова О.И, Исаев А.И, Шатковская Т.В, Павленко Н.И.

1. Начало кодификации законодательства

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 года, принятое накануне вступления России в эпоху абсолютизма, удовлетворяющее, в принципе, потребности господствующего класса на стадии зрелого феодализма. Соборным уложением 1649 года регулировались следующие отрасли и институты права:

*Уголовное право;

*Уголовный процесс;

*Основы гражданского права;

*Статус земельных участков;

*Права бояр и дворян;

*Статус и права горожан (мещан);

*Статус крестьян.

До второй половины XVIII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они являлись как бы своеобразным сводом законов - маленькими и большими. Так строились Русская правда, и Псковская судная грамота, и Соборное уложение. В период становления абсолютизма рост числа законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства. В соответствии с этим дается и его систематизация.

Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил уделяли законотворчеству Петр I и Екатерина II. В первой четверти XVIII века круг источников существенно изменился: он пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями, объявленными указами (устными актами), утвержденными докладами (резолюции монарха) и другими формами актов.

В XVIII веке правительство России предпринимает неоднократные попытки кодифицировать русское законодательство. Известно, что царем Алексеем Михайловичем было издано 600 законов. В XVIII веке количество законов резко увеличивается. Петром было издано свыше 3 тысяч законов, Анной Ивановной - около 3 тысяч законов, и Екатериной II - около 6 тысяч. Соборное уложение продолжало существовать, со временем дополнялось новоуказными статьями XVII века и многочисленными законами XVIII века. К началу XIX века в России накопилось огромное количество несистематизированного законодательного материала. Общая кодификация не проводилась со времени издания Соборного уложения. Нормативные акты находились в крайне хаотичном, запущенном состоянии. Накопление законодательства побудило Петра I поставить вопрос о создании нового Уложения. Для этого была создана специальная комиссия. Подобные органы создавались и преемниками Петра I вплоть до Екатерины II.

2. Кодификация права XVIII век

Кодификация права в первой четверти XVIII в ека

Первая попытка (после Соборного уложения 1649 года) систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 году Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Другая задача заключалось в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права.

В 1725 году проект нового Уложения был закончен. Он включал четыре книги:

1)«О процессе (то есть о суде), месте и о лицах, к суду принадлежащих»;

2)«О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»;

3)«О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»;

4)«О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании)

Всего было 120 глав и 2000 статей.

Уже в 1726 году (при Екатерине II) в состав комиссии были введены сословные представители (от духовенства, военных, гражданских, магистрата), слушание проекта предполагалось в Верховном Тайном совете. Начавшаяся после смерти Петра I дворянская реакция изменила отношение к кодификационной работе и ее целям: иностранным влияниям и волюнтаризму законодателя была противопоставлена идея правовой отечественной традиции. В плане юридической техники наметился поворот от кодификации законодательства к его систематизации.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали:

А) утверждённые в 1714 году и изданные в 1715 году Воинские артикулы, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;

Б) утвержденный в 1720 году Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывающий всю сферу нового административного законодательства. При подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 года. Структура Регламента ориентировала на объекты регулирования: положения об обязанности и должности коллегий и государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности, установление состава и категории служащих, норм административной ответственности;

В) кодификация норм частного права, подчеркнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ получил название «Пункты о вотчинных делах» (1725). Пункты были обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, они дополняли и изменяли предшествующее законодательство о наследовании.

Опыт кодификационной работы в первой половины XVIII века показал, что развитие права стремилось к созданию отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщения практики правоприменения.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами первой четверти XVIII века были:

1)Регламенты.

Регламенты - это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности.

Всего было принято 7 регламентов:

Кригс-комиссариату (о выдаче жалованья в полках - 1711 год);

Штатс-конторе (о государственных расходах - 1719 год);

Коммерц-коллегии (о торговле - 1719 год);

Камер-коллегии (о государственных доходах - 1719 год);

Генеральный регламент (о форме и деятельности коллегий - 1720 год);

Главному магистрату (о городском устройстве - 1721 год);

Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении - 1721 год).

Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений;

2)Манифесты.

Манифесты - это законы, которые объявляли в особо важных случаях волю императора в форме обращения к населению и отдельным ее группам. Манифесты извещали также о смерти императора и о вступлении на престол его наследника.

Уставы - это сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности.

Воинский устав - 1716 год;

Это оригинальный, самобытный кодекс, отвечавший интересам абсолютистского государства, организации армии. При его составлении был учтен положительный опыт военного законодательства многих западноевропейских стран применительно к потребностям русской армии.

Морской устав - 1729 год;

По своему составу он аналогичен Воинскому уставу, только относится к службе на флоте. Нормы уголовного права, содержащиеся в разделе «О штрафах», почти дословно заимствованы из Воинских артиклов.

Вексельный устав - 1729 год.

4)Инструкции.

Инструкции - это правовые нормы, которые устанавливали права и обязанности различного рода должностных лиц, например губернаторов, воевод и так далее.

5)Жалованные грамоты.

Жалованные грамоты - это акты, в которых указывались права и привилегии того или иного сословия.

Кодификация прав а во второй половине XVIII века

Наиболее серьёзную попытку провести систематизацию русского законодательства предприняла Екатерина II, которая объявила себя последовательницей идей просветительства, заботящейся о благе народа. По ее мнению, обеспечить это благо можно только с помощью более совершенных законов. Для того, чтобы получить такие законы, Екатерина II разработала «Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения». В «Наказе» Екатерина II заявила, что России необходима крепкая самодержавная власть. Вместе с тем она предложила установить равенство граждан перед законом. Управление государством, по ее мнению, должно было быть основано на принципе разделения властей.

В «Наказе» не содержались каких-либо предложений об отмене крепостного права или его ограничении и смягчении. В 1766 году Екатерина II издала Манифест о созыве комиссии, в состав которой должны были войти представители всех сословий, за исключением помещичьих крестьян и так называемых кочующих инородцев, а также представители Сената, Синода, коллегий и других государственных учреждений.

Указом Сената был намечен план деятельности комиссии. Новое уложение должно было состоять из четырех частей, посвященных вопросам:

1)Судопроизводства и организации суда;

2)О правах состояния;

3)Об имущественных правах (на движимую и недвижимую собственность);

4)Уголовное право (преступления и наказания).

Результаты кодификационной работ ы во второй половине XVIII века

Результатом работы комиссии были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей:

1)«О суде» (пятьдесят одна глава). В ней регламентировались принципы судопроизводства и порядок рассмотрения дел в судах. В книге излагались: полномочия суда, права судей, общий порядок рассмотрения дела, вынесения решения и исполнения приговора, порядок обжалования и повторного рассмотрения дела;

В проекте сохранялись принципы процесса, закрепленные в указе «О форме суда» (1723 год).

2) «О розыскных делах». Книга включала свод норм уголовного и уголовно-процессуального права (шестьдесят три главы). Первые пятнадцать глав регламентировали судебное следствие, остальные относились к области материального права.

Процессуальные нормы относились к сфере розыска (а не суда, как в первой части). Много внимания было уделено процедурам «допроса с пристрастием» и следственной пытки. Последняя оценивалась как чрезвычайная мера, которую не следует применять «без нужды», но лишь в случаях, когда наказаниями могли стать смертная казнь, каторга или ссылка. В проекте регламентировались условия и порядок порядок применения пытки, возвратные или иные ее ограничения.

3)«О состоянии подданных вообще». В этой части содержались нормы, квалифицирующие правовое положение субъектов: статус в государстве, в системе религиозных верований, в семье, в «гражданском обществе». Перечислялись права и привилегии сословий: «Все подданные в государстве не могут быть одного состояния. Природа, заслуги, науки, промыслы и художества разделяют их на разные в государстве «чины», каждый из которых имеет свои преимущества и права». На различие прав влияли различия в вере, происхождении и званиях.

3. Основные отрасли права в период абсолютизма

3.1 Гражданское право

1)Права собственности.

По Указу о единонаследии 1714 года поместья были уравнены с вотчинами под названием «недвижимых вещей». Несколько позднее земельная собственность дворян стала называться недвижимым имуществом, или вотчиной. В середине XVIII века к недвижимому имуществу были также отнесены фабрики, заводы и дворы в городах. Петр I запретил продавать или закладывать недвижимое имущество. Его можно было только передавать по наследству. В 1731 году, когда Указ о единонаследии был отменен, отпали и эти ограничения. Однако сохранилось запрещение при отсутствии наследников распоряжаться своим родовым имуществом, завещая его посторонним лицам.

До XVIII века вотчины разделялись на родовые, выслуженные и купленные. Екатерина II разделили недвижимое имущество на родовое и благоприобретенное. Распоряжение же родовым недвижимым имуществом было ограничено, в частности запрещалось всякое его отчуждение.

2) Право залога.

В 1737 году был установлен новый порядок, согласно которому воеводская канцелярия предоставляла право закладчику в 8-месячный срок вернуть взятую у залогопринимателя сумму. Только по истечении этого срока заложенное имущество продавалось с торгов. Однако в 1744 году этот порядок был отменен и восстановлена прежняя норма взыскания по просроченным закладным. Считался не действительным заклад казенного оружия, мундира и другой амуниции, чужих вещей, а также заклад собственных вещей в питейных заведениях или для уплаты карточного долга. Казенное оружие и другое военное и частное имущество возвращалось по принадлежности, а вещи, заложенные в кабаках, конфисковывались.

3)Обязательственное право.

Законодательство XVIII века подробно перечисляло лиц, которым было запрещено вступать в договоры. К ним относились несовершеннолетние, умалишенные и расточители. От их имени заключали договора опекуны.

Договоры могли заключаться в устной или письменной форме. Письменные договоры в свою очередь делились на три группы:

А) крепостные;

Б) явочные;

В) домашние.

В первой половине XVIII века крепостная форма обязательна для преобладающего большинства договоров. При этом требовалось присутствие от 3 до 5 свидетелей.

Договоры на движимое имущество могли заключаться явочным или домашним порядком. Явочная форма заключалась в том, что стороны на дому, в присутствии свидетелей, составляли письменный договор, который затем подлежал засвидетельствованию нотариусами или маклерами с приложением печати. Домашняя форма заключения договоров применялась редко и не нуждалась в засвидетельствовании.

Законодательство XVIII века знало следующие виды договоров:

Договор мены.

Этот вид договора в XVIII веке не имел большого распространения. Мена недвижимого имущества по закону подлежала оформлению крепостным порядком. По Указу Петра I о единонаследии 1714 года мена недвижимого имущества могла быть совершена в любой форме.

Договор купли-продажи.

Такой договор могли заключать не только со стороны, но по их поручению и другие лица. Объектом купли-продажи не могло быть имущество, находящееся в опеке, под арестом, в пожизненном владении или пользовании. Договор купли-продажи движимого имущества заключался только крепостным порядком. Договор купли-продажи движимого имущества, как правило, заключался в устной форме, за исключением продажи лошадей, морских и речных судов. Для купли-продажи лошадей требовалось их клеймение и регистрация. В конце XVIII века соблюдение этих формальностей уже не требовалось. При заключении сделки о продаже морского или речного судна применялась письменная форма договора.

Договор имущественного найма.

В XVIII века дальнейшее развитие получает договор имущественного найма. Основные условия договора - срок найма и размер оплаты - определялись обычно сторонами, но в некоторых случаях срок не свыше года. Закон всячески защищал интересы собственников. Если арендатор возводил постройки на арендованной земле, то они по истечении срока аренды переходили в собственность землевладельца.

Договор личного найма.

В связи с распространением капиталистических отношений в России в XVIII века дальнейшее развитие получают договоры личного найма. Наем рабочей силы производился как для домашних услуг, так и для работы в ремесленных мастерских.

Договор займа.

Законодательство XVIII века определило круг лиц, которым было запрещено заключать договоры займа. К ним относились несовершеннолетние дети, солдаты и другие категории лиц.

Крестьяне могли заключать договоры и давать заемные письма лишь с согласия властей или помещиков. Договор займа подлежал заключению только крепостным порядком.

Договор поклажи.

На хранение могло передаваться всякое движимое имущество. По законодательству Петра I для этого вида договоров был также установлен крепостной порядок. Позднее после смерти Петра, требовалось только, чтобы передача вещей на хранение производилась в присутствии свидетелей. При этом хранитель давал расписку собственнику. Это правило не распространялось на солдат, отправляющихся в поход и оставляющих свое имущество у квартирохозяев, а также на купцов. Хранитель отвечал за сохранность сданных ему чужих вещей, за исключением тех случаев, когда пропажа или порча произошли во время пожара, наводнения, грабежа и так далее.

Договор товарищества.

В 1698 году Петр I разрешил «купецким людям торговать так, как торгуют в иных государствах: компаниями». Это было сделано для того, чтобы мелкие торговцы и ремесленники могли объединить свои капиталы и заниматься промышленностью и торговлей в крупных масштабах. Правительство Петра I всячески содействовало созданию таких компаний, предоставляло им средства, льготы и освобождало от некоторых повинностей. Оказывая помощь в организации компаний, царское правительство установило строгий контроль мануфактур-коллегии и коммерц-коллегии над их производственной и финансовой деятельностью. В конце XVIII века этот контроль осуществляли управы благочиния. Члены компаний выбирали из своей среды правление и ревизионную комиссию. Компании несли материальную ответственность только в пределах своего складочного капитала. Споры, возникавшие из договора товарищества, рассматривались третейским судом.

Договоры подряда и поставки.

Предметами этих договоров являлись постройка домов, ремонт квартир, перевозка людей и грузов, доставка различных материалов и так далее. До 60-х годов XVIII века эти договоры подлежали заключению крепостным порядком. Со времен Екатерины II их можно было совершать явочным порядком у маклеров. Если договор подряда или поставки заключался с государственными учреждениями, то сторона, заключившая такой договор, должна была представить поручителя, который нес материальную ответственность за неисполнение договора подряда или поставки. В случае смерти поручителя ответственность несли его наследники.

3.2 Уголовное право

При Петре I под преступлением понималось не только нарушение законов и ослушание царской воли, но и деяния, наносящие вред и убыток государству, хотя они и не были предусмотрены законом. В «Наказе» же Екатерины II подчеркивалось, что преступление есть не что иное, как нарушение закона, причем закон запрещает только такие действия, которые приносят вред обществу или отдельным лицам.

По законодательству Петра I деяния делились на умышленные, неосторожные и случайные. Умышленные преступления подлежали более строгому наказанию, чем неосторожные. Случайные деяния не считались уголовно наказуемыми.

В XVIII веке за преступные деяния по закону несли ответственность не только лица, их совершившие, но и их жены, дети, родственники, а в некоторых случаях и посторонние лица. Персональная ответственность была установлена только в 1782 году.

Лица умалишенные, совершившие преступление, подлежали более легкому наказанию или освобождались от наказания вообще.

В первой половине XVIII века детей совершивших преступления, не судили и не наказывали. Однако в законе не указывался предельный возраст детей, освобождаемых от наказания. Во второй половине XVIII века от наказания по суду освобождались дети в возрасте до 10ти лет, но их должны были наказывать родители или помещик. Для детей до 15ти лет плети заменялись розгами. Если подростки до 17ти лет совершали преступления, наказываемые смертной казнью или кнутом, то конкретная мера наказания устанавливалась Сенатом. За остальные преступления их наказывали плетьми.

По Соборному Уложению состояние опьянения при совершении преступления рассматривалось как смягчающее вину обстоятельство, а по Артикулу воинскому - наоборот.

При Петре I впервые в русском законодательстве вводится слово «преступление», которое вытесняет термин «воровство».

Законодательство в XVIII веке различало следующие виды преступлений:

Религиозные преступления. Наиболее тяжкими преступлениями против религии были: богохульство, которое наказывалось прожжением языка и отсечением головы; чародейство, идолопоклонство и чернокнижие, за что сжигали, или заключали в тюрьму, или избивали шпицрутенами; несоблюдение церковных обрядов, которое наказывалось тюремным заключением или денежным штрафом.

Государственные преступления. Наиболее тяжкими преступлениями считались посягательство на жизнь и здоровье царя, его жены и наследника, а также оскорбление царя, осуждение его действий и намерений, за что полагалась смертная казнь. Смертная казнь предусматривалась также за государственную измену. За участие в восстаниях против государственной власти выносили смертную казнь через повешение.

Должностные преступления. К преступлениям этого рода относились казнокрадство, взяточничество, неповиновение начальству, неисполнение приказа, отказ от службы и разглашение государственной тайны. Наиболее тяжкими преступлениями считались казнокрадство и взяточничество.

Воинские преступления. К числу воинских преступлений относились неподчинение командирам, обсуждение их приказов, неявка на смотр, дезертирство и бегство с поля боя, нарушение правил караульной службы и воинской дисциплины, потеря или продажа своего оружия, амуниции и мародерство. Особенно сурово наказывалось дезертирство и побег с поля боя. В Артикуле воинском говорилось, что лица, совершившие эти преступления, должны «без суда, на первом дереве, которое прилучится, повешены быть».

Преступления против порядка управления и суда. К ним относились: изготовление фальшивых денег, что наказывалось сожжением преступника; подделка печатей, документов; срывание и истребление царских указов; лжеприсяга, лжесвидетельство и ложный донос; рубка леса, предназначенного для кораблестроения, и другое.

Имущественные преступления. Поджог имущества карался сожжением виновного. Кражи различались квалифицированные и простые. Квалифицированным считалось хищение во время пожара или наводнения, со склада или магазина, из церкви, у своего господина или товарища, во время караульной службы или военного похода, похищение вещи стоимостью свыше 20 рублей или на сумму менее 20 рублей, но совершенное в четвертый раз. Виновные в квалифицированной краже присуждались к смертной казни и лишь за кражу во время похода - к отрезанию ушей и носа.

Простой кражей считалось хищение вещи стоимостью менее 20ти рублей. Простая кража в первый раз наказывалась шпицрутенами, во второй раз наказание удваивалось, в третий раз виновному отрезали нос и уши и ссылали на каторгу.

Преступления против личности. К этому виду преступлений относились прежде всего убийство, наиболее тяжкими видами которого считались отцеубийство, отравление, убийство солдатом офицера, самоубийство и убийство на дуэли. За все эти преступления выносили смертную казнь через повешение. За причинение увечья отсекали руку, за нанесение побоев и клевету наказывали тюремным заключением.

Преступления против общественного порядка и спокойствия. К ним относились укрывательство преступника, содержание притонов, присвоение себе ложных имен и прозвищ, буйство, брань, драки, пьянство и так далее. Они наказывались тюремным заключением.

кодификация право реформа

Наказания. Целью наказания XVIII века являлось устрашение, возмездие, изоляция преступников от общества, а также использование труда осужденного.

Степень наказания зависела от социального положения виновного. Так, за утайку крепостных душ при переписи помещик платил двойную цену утаенных крестьян, а его приказчики и старосты подвергались смертной казни.

Смертная казнь упоминается в законодательстве очень часто. По Артикулу воинскому она применялась в 122 случаях. Смертная казнь была простой и квалифицированной. К простой казни относились отсечение головы, повешение, расстрел, который применялся только к военнослужащим за воинские преступления.

К квалифицированной казни относились сожжение на костре, четвертование, залитие горла расплавленным металлом. Кроме того, преступников колесовали и вешали на крюке за ребро. Последний вид казни был введен в 1719 году для «вящих воров и разбойников, а особенно тех, кои чинили смертные убийства и мучения».

Во второй половине XVIII века каторжников стали ссылать для заселения Сибири. Ссылка на каторгу разделялась на вечную, срочную и временную. Вечная каторга полагалась разбойникам за один или два разбоя без убийства, ворам - за троекратную кражу и другие преступления. К срочной ссылке приговаривали порубчиков заповедных лесов, беглых солдат, добровольно возвратившихся в полк, неплательщиков налогов и так далее. Прежде чем сослать на вечную каторгу, преступников подвергали торговой казни и членовредительным наказаниям - вырывали ноздри, ставили клеймо.

Телесные наказания, как и прежде, делились на членовредительные и болезненные.

К членовредительным относились урезание языка, прожжение его каленым железом, отсечение руки и пальцев, вырывание ноздрей и клеймение, то есть наложение на лбу буквы «в» ворам и буквы «у» убийцам.

К болезненным наказаниям относились битье кнутом, батогами, плетью, шпицрутенами и так далее.

Тюремное заключение подразделялось на два вида - простое или сносное, заключение и жестокое, когда виновных заковывали в «железо», то есть в кандалы.

Кроме того, применялись имущественные наказания, то есть конфискация всего или части имущества преступника, штраф в пользу казны, удержание из жалования виновного. Имущественные наказания применялись очень часто за самые различные преступления, например за нарушение полицейских правил, упущения по службе и так далее.

3.3 П роцессуальное право

В 1719 году начала проводиться судебная реформа. Ее цель состояла в отделении суда от администрации. Страна была разделена на округа, в которых учреждались народные суды, состоявшие из президента, вице-президента и 2-6 членов суда (асессоров). Им подчинялись нижние суды: коллегиальные и единоличные.

Предполагалось установить несколько видов судов - духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный, придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды должны были создаваться по территориальному принципу - земские и городские. В городах, кроме того, предполагалось внести цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд - провинция - губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство - гласным.

Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков - замена состязательного принципа следственным, или инквизиционным, - привела к полной победе розыска в начале правления Петра I. Указами 1697 года состязательное судопроизводство отменялось и предписывалось «ведать все дела розыском».

В 1716 году был издан военно-процессуальный кодекс под названием «Краткое изображение процессов или судебных тяжб», действие которого распространялось и на гражданские суды. Этот закон не просто детализировал применительно к армейской обстановке принципы судопроизводства, но и внес принципиально новые формы и институты в процессуальное право России.

В «Кратком изображении процессов» просматривается следующие тенденции: инициатива сторон сужается за счет расширения прав суда. В то же время деятельность суда все жестче регламентируется законом, ограничивая инициативу судей. Требования сторон и правотворчество суда поглощались и заменялись волей законодателя. «Краткое изображение процессов…» четко построено, даются емкие формулировки закона и общие определения важнейших процессуальных институтов и понятий.

Основными видами доказательств считались: собственное признание, свидетельские показания, письменные документы, присяга, поличное. Для получения собственного признания широко использовалась пытка. От пытки закон освобождал дворян, чиновников, высокого ранга, лиц старше 70 лет, беременных женщин и малолетних детей. Обжалование приговоров допускалось только в апелляционном порядке и по делам частного характера.

Определенным диссонансом к предшествующему законодательству звучал именной указ от 5 ноября 1723 года «О форме суда». Этот указ упразднял розыск и делал состязание единственной формой процесса. Почему и для чего был принят этот указ до сих пор не ясно. Введенные ими принципы вскоре были отменены.

В целом, активная правотворческая деятельность в период правления Петра I не способствовала стабилизации правоприменительной практики. Судопроизводство отличалось волокитой и чиновничьим произволом. Принятые законодательные нормы на практике зачастую подменялись административными решениями чиновников.

Судопроизводство второй половины XVIII века находилось на стадии разделения уголовного и гражданского процесса. Учреждения для управления губерниями 1775 года разграничивали подсудность дел и подразделяли верхние земские и надворные суды, губернские магистраты на уголовный и гражданский департаменты. Преимущественное право рассматривать мелкие гражданские дела имели словесные и совестные суды. Состязательный процесс, как правило, применялся при рассмотрении гражданских дел, а следственный - по уголовным. При этом сфера обвинительного процесса все более сужалась.

«Просвещенная» политика Екатерины II привела к некоторому ограничению пытки в розыскном процессе. С 1767 года для применения пытки требовалось письменное разрешение губернатора. Пытка не допускалась в случае признательных показаний подозреваемого.

Происходит выделение отдельных стадий судопроизводства. Так, предварительное расследование осуществляли следственные комиссии. Сыскной приказ и управы благочиния (по важности дела). Пересмотр дел вышестоящими судами осуществлялся в апелляционном и ревизионном порядке. Однако при подаче жалобы (по гражданским делам) в вышестоящий суд необходимо было заплатить пошлину от 25 до 200 рублей в зависимости от ранга инстанции. Приговоры о смертной, политической и торговой казни утверждали генерал-губернаторы, Сенат или императрица.

Во второй половине XVIII века суд приобретал профессиональные черты, содержал элементы коллегиальности и характеризовался более квалифицированным составом судей и других судебных чиновников. К этому времени сформировалась довольно развитая система обвинения. Однако в целом судебная система носила сословный характер и во многом зависела от административных органов.

3.4 Семейное право

В XVIII веке произошли существенные изменения и в области брачного права. До этого браку предшествовал особый обряд обручения, или помолвки. Правительство Петра I отменило в 1702 году заключение сговорных записей и засвидетельствование их крепостным порядком. Церковное обручение сохранилось, но его можно было совершать не ранее чем за шесть недель до венчания. В 1775 году был издан указ, согласно которому обручение должно было совершаться одновременно с браком.

Изменились так же условия вступления в брак. По Указу о единонаследии 1714 года брачный возраст был установлен для мужчин - с 20ти лет, для женщин - с 17ти лет. Однако церковь мало считалась с этим указом. Браки по-прежнему заключались в раннем возрасте. В 1774 году духовенству разрешено совершать брачный обряд только в том случае, если жениху было не менее 15ти лет, а невесте не менее 13ти лет. Запрещалось вступать в брак лицам старше 80 лет. Одним из условий вступления в брак было взаимное согласия брачующихся. Петр I запретил принудительные браки под угрозой штрафа. Однако это трубование на практике не соблюдалось, тем более, что при вступлении в брак по-прежнему требовалось согласие родителей.

В XVIII веке расторгнуть брак можно было по следующим мотивам: при осуждении одной из сторон на вечные каторжные работы, вступлении супругов в монашество, безвестном отсутствии одного из супругов, неизлечимой болезни, прелюбодеяния и так далее.

Личные и имущественные отношения между супругами в XVIII веке регулировалось следующим образом. Жена подчинялась мужу, будучи неполноправной в семье. По Артикулу воинскому муж имел право наказывать свою жену побоями и если при этом убивал ее, то его судили менее строго, чем полагалось по закону за убийство. Законодательство признавало принцип раздельности имущества супругов. Указ о единонаследии установил раздельность наследования детьми отцовского и материнского имущества. В дальнейшем было установлено, что жена после смерти мужа по-прежнему владела своим недвижимым имуществом, полученным ею в качестве приданного или купленным ею. Жена имела право при жизни мужа продавать или закладывать это имущество, не спрашивая согласи мужа. Дети полностью подчинялись родительской власти. Родители обладали правом наказания своих детей. Детей можно было бить розгами, а в конце XVIII века родителям разрешено отдавать своих непослушных детей в смирительные дома, монастыри, внаем на срок до 5ти лет. Дети, достигшие совершеннолетия и живущие отдельно от родителей, имели право распоряжаться своим имуществом. Совершеннолетние дети, живущие вместе с родителями, не могли без их согласия заключать договоры и выдавать векселя.

По законодательству Петра I опека устанавливалась над несовершеннолетними по достижении ими 20 лет, если они являлись наследниками недвижимого имущества, 18 лет - для наследников движимого имущества и 17 лет - для наследниц. Надзор над опекой дворян осуществляла Дворянская опека при уездных судах, над опекой горожан - городские сиротские суды при магистратах.

В конце XVIII века в России было введено попечительство, которое устанавливалось над несовершеннолетними с 14-летнего возраста и продолжалось по достижения ими 21 года. Над лицами более раннего возраста сохранялась опека. Подопечный в возрасте от 14 до 17 лет мог распоряжаться своим имуществом лишь с согласия попечителя, а с 17 до 21 года согласие попечителя требовалось только при продаже и залоге недвижимого имущества.

3.5 Н аследственное право

Весьма важные изменения в наследственном праве, как уже говорилось, внесли Указ о единонаследии 1714 года отменивший его Указ 1731 года.

При Екатерине II наследователь имел право завещать свое родовое недвижимое имущество только наследникам по закону, а благоприобретенное имущество - любым лицам. При отсутствии законных наследников родовое имущество могло быть завещано постороннему лицу.

В XVIII веке был установлен следующий порядок наследования по закону. После отмены Указа о единонаследии в 1731 года как сыновья, так и дочери умершего получали в собственность недвижимое имущество. При этом каждая из дочерей получала 1/14 недвижимого и 1/8 движимого имущества. Остальное делилось между сыновьями поровну. Супруга умершего получала 1/7 недвижимого и 1/4 движимого имущества. Родители умершего имели право на наследство только в том случае, если у него не было детей. При этом они наследовали родовое имущество умершего и получали в пожизненное владение его благоприобретенное недвижимое имущество.

До 1722 года вопросы наследования относились к компетенции церковных судов, а потом стали предметом рассмотрения только светских судов.

Заключение

За счет кодификации правительство хотело

· Юридически обосновать и закрепить крепостной статус крестьян, опираясь на достижения правовой мысли того времени и труды просветителей; придать крепостному праву привлекательный юридический и идеологический «фасад»;

· Подробно регламентировать привилегии сословий - дворян, горожан и так далее;

· Установить новую систему государственных органов и административно-территориальное деление;

· Учредить представительный орган дворянства и горожан при императоре (наподобие английской Палаты общин, но с меньшими полномочиями);

· Юридически закрепить императорскую власть;

· Выявить настроение сословных групп.

Была проведена частичная кодификация. Таким образом, результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали:

1)утверждённые в 1714 году и изданные в 1715 году Воинские артикулы.

2)утвержденный в 1720 году Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывающий всю сферу нового административного законодательства.

3)кодификация норм частного права, подчеркнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ получил название «Пункты о вотчинных делах» (1725).

Результатом кодификационной работы второй полвины XVIII были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей:

1)«О суде»;

2)«О розыскных делах»;

3)«О состоянии подданных вообще».

Екатерина II отказалась от нового Уложения и распустила Уложенную комиссию. Причинами отказа являются следующие причины:

ь Подготовка Уложения вызывала бурную дискуссию среди представителей правящего класса, возникла угроза нарушения его хрупкого единства;

ь Работа комиссии пошла не в том русле, как планировала Екатерина II - само существование крепостного права, как и императорской власти, стали обсуждаться, высказывались вольнодумные идеи;

ь Новое оформление крепостного права могло вызвать негативную реакцию крестьянства, включая новые бунты и восстания;

ь Екатерина II решила не рисковать, оставить все как есть, выявив настроения сословных групп.

Это привело к тому, что базовый законодательный акт того времени - Соборное уложение 1649 года не был обновлен.

Список литературы:

1) Исаев И.А, История государства и права России - Москва - 2002.

2) Исаев И.А, История государства и права России в вопросах и ответах - Москва - 2004.

3) Краснов Ю.К, История государства и права России - Москва - 1997.

4) Павленко Н.И, История России - Москва - 2006.

5) Титова Ю.П, История государства и права России - Москва - 2004.

6) Чистякова О.И, История отечественного государства и права. Часть 1 - Москва - 2006.

7) Шатковская Т.В, История отечественного государства и права. 100 экзаменационных ответов - Москва - Ростов - на - Дону - 2007.

8) Якушев А.В, История государства и права России - Москва - 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Реформа уголовного законодательства России: состояние, перспективы. Причины принятия нового УК РФ и его задачи. Кодификации советского уголовного законодательства. Проблемы осуществления реформирования уголовного права РФ. Примеры из судебной практики.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2015

    Источники уголовного права. Артикул воинский как свод военно-уголовного законодательства. Понятие преступления, виды преступлений, виды наказаний. Основные особенности уголовного законодательства.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2007

    Становление традиции гражданского права в Украине. Первые попытки кодификаций гражданского законодательства. Концепция первой кодификации гражданского законодательства в СССР. Процесс трансформации концепции гражданского права в независимой Украине.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Систематизация законодательства как институт правового регулирования общественных процессов, дополнительный стимул поддержания законности и правопорядка. Этапы кодификации российского общеимперского законодательства под управлением М.М. Сперанского.

    контрольная работа , добавлен 18.09.2015

    Общественные отношения, возникающие при реализации норм права социального обеспечения. Нормы права, составляющие систему права социального обеспечения. Понятие кодификации как способа систематизации права. Виды кодификационных нормативных правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Источники права в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях. Роль гражданского кодекса в системе гражданского законодательства: проблемы кодификации (гражданские кодексы РФ, Франции, Голландии). Критерии для классификации правовых систем.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2017

    Памятники права Киевской Руси. Обычай, международные договоры Руси с греками и немцами. Русская Правда и акты законодательства, церковные уставы. Грамоты Московского государства. Первые попытки кодификации права. Каноническое право в московскую эпоху.

    контрольная работа , добавлен 11.05.2016

    Понятие, виды и значение систематизации в праве. Кодификация права после образования СССР. Отличия кодификации от других видов систематизации нормативно-правовых актов. Значение и перспективы кодификации. Основные отличия кодификации от инкорпорации.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2012

    Определение природы коммерческого права; обзор правовых концепций о его месте и роли в системе российского права; государственное регулирование имущественных отношений. Перспективы кодификации торгового законодательства; структура торгового кодекса РФ.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2013

    Хрущевская "оттепель", ее непоследовательность и противоречивость, первая попытка реформировать тоталитарную политическую систему в СССР. Начало новой кодификации советского законодательства, отраслей гражданского, уголовного и процессуального права.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы