Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

(от франц. combatant – воин, боец) – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля (Дополнительный протокол I, ст. 43). К комбатантам относятся лица, принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды (группы). Комбатантами являются также участники (бойцы) национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов (Дополнительный протокол I, ст. 1), экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

Партизаны

являются комбатантами, т. е. лицами, добровольно сражающимися за свободу и независимость своей родины в составе организованных отрядов на оккупированной противником территории. Партизаны признаются комбатантами только в тех случаях, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в боевых действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов. Ст. 43 Дополнительного протокола I конкретизирует положение об открытом ношении ими оружия. Чтобы подчеркнуть свое отличие от гражданского населения, партизаны должны открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, которое предшествует началу боя.

Некомбатанты –

лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион, разведчик, доброволец, наемник и др.

Военный шпион (лазутчик),

согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции (1907), – это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Дополнительный протокол I уточняет, что военный шпион – лицо из состава вооруженных сил, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как с уголовным преступником (ст. 46). Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем, или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно считается не шпионом, а разведчиком (ст. 46, п. 2, 3).

Военный разведчик –

лицо, собирающее сведения в районе действия противника явно, не скрывая своей подлинной принадлежности к вооруженным силам воюющей стороны (в форме, с оружием). В случае если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.

Доброволец

– лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907), отдельные лица могут переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих (ст. VI). Если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства (ст. XVII, п. «б»).

Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной оккупации. Вступление в такую армию гражданина другого государства не нарушает права вооруженных конфликтов. Добровольчество широко применялось в войнах республиканской Франции против коалиции феодально-абсолютистских государств Европы в конце XVIII в.; во время национально-революционной войны в Испании (1936–1939). Большой размах приняло добровольчество всех народов мира в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии.

До появления первых писаных источников МГП считалось, что лица из состава вооруженных сил государства могут принимать участие в войне. Это положение верно и сегодня. Но только ли регулярные части вооруженных сил государства имеют право на участие в вооруженных конфликтах? Можно ли утверждать, что все лица, входящие в состав вооруженных сил государства, наделены одинаковыми правами и обязанностями?

В настоящее время при рассмотрении вопроса о законных участниках вооруженных конфликтов следует исходить из принятого в международном праве деления их на сражающихся и несражающихся (ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

Понятие «сражающиеся», или «комбатанты»1, применяется для обозначения отдельных лиц, входящих в вооруженные силы государств. При этом следует учитывать, что вооруженные силы государства состоят не только из армий, но также из ополчений, добровольческих формирований (ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.), организованных движений сопротивления (п. «А» ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.) и других участников вооруженных конфликтов.

В ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к IV Гаагской конвенции 1907 г., впервые была закреплена норма о том, кто признается воюющим, а также сформулированы условия, позволяющие относить эти категории воюющих к законным участникам военных действий: -

наличие во главе лица, ответственного за своих подчиненных; -

наличие определенного и явственно видимого издали отличительного знака; -

открытое ношение оружия; -

соблюдение в своих действиях законов и обычаев войны.

Таким образом, Гаагское положение о законах и обычаях сухопутной войны закрепило статус сражающихся только за теми лицами, которые отвечают названным условиям.

Комбатанты (фр. «combattant» - воин, боец) - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие непосредственное участие в военных действиях // Словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1988.-С. 238

Статьи I и II Положения являются отправной точкой в определении правового статуса сражающегося. Наличие прав и обязанностей, связанных с ведением боевых действий, а также ответственность за нарушение норм международного права закреплялись за армией, ополчением и добровольческими отрядами, а также за населением незанятой территории, которое добровольно взялось за оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятеля. Такие лица являются сражающимися (ст. III Положения о законах и обычаях сухопутной войны). Кроме того, Гаагское положение закрепило, что сражающиеся ограничены в методах и средствах ведения войны (ст.ст. XXII-XXVIII); иными словами, соблюдение данного ограничения - обязанность сражающихся по МГП.

В Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г.1 термин «сражающийся» упоминается лишь однажды - в ст. 30 Второй конвенции.

Вместе с тем, в Женевских конвенциях 1949 г. закреплены положения, касающиеся статуса сражающихся лиц. Так, в Женевской конвенции об обращении с военнопленными к ограничениям, установленным Гаагским положением 1907 г., добавлено разъяснение, гласящее, что ополчение и добровольческие формирования должны принадлежать одной из сторон, находящихся в конфликте (ст. 4 «А», п. 2). Также в этой Конвенции упомянуты движения сопротивления и личный состав вооруженных сил, заявляющих о своей верности правительству, не признанному ни одной из воюющих сторон (ст.

4 «А», п. 3). Наконец, население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за

Далее по тексту наименования «Первая конвенция», «Вторая конвенция», «Третья конвенция» и «Четвертая конвенция» означают соответственно Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г.

оружие, соблюдая при этом законы и обычаи войны (ст. 4 «А», п. 6). На наш взгляд, эти существенные положения помогли точнее определить статус сражающихся лиц.

Несмотря на то, что законы и обычаи войны существуют много веков, понятие «комбата нт» было нормативно закреплено лишь в ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г. Общий смысл этого понятия сводится к тому, что лицо, являющееся комбатантом, обладает правом сражаться против неприятеля.1 Важно заметить, что именно Дополнительный протокол I положил конец различию, существовавшему до этого момента между регулярными вооруженными силами и партизанами, основанному на критерии соблюдения законов и обычаев войны. Отныне в ст. 43 Дополнительного протокола I закреплено, что вооруженные силы стороны, участвующей в конфликте, состоят из «всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под ответственным командованием». Существенным требованием этой статьи является то, что эти силы подчиняются «внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов» (Дополнительный протокол I, ст. 43, п. 1). Именно лица из состава таким образом определенных вооруженных сил квалифицируются как «комбатанты». Согласно п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I, комбатанты - это «лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях».

1 Ранее термин «комбатант» употреблялся как технический в договорах, где регулировались вопросы ведения войны и защиты ее жертв. В теории этот термин употреблялся как общее понятие для определения любого представителя вооруженных сил воюющих (кроме санитарного персонала, священнослужителей и обслуживающего персонала) - см.: Spaight J.M. War Rights on Land. -London: Macmillan and Co., 1911. -P. 58

Таким образом, из Дополнительного протокола I вытекают следующие основные признаки комбатанта: -

во-первых, лицо должно входить в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, за исключением медицинского и духовного персонала; -

во-вторых, наличие у такого лица права на непосредственное участие в военных действиях.

Анализируя ст. 43 Дополнительного протокола I, некоторые авторы считают, что «одним из составляющих термина «комбатант» является понятие «вооруженные силы».1 Трудно согласиться с такой позицией, поскольку, на наш взгляд, п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола I закрепляет как раз обратное: «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной». Иными словами, под определение «вооруженные силы» подпадают как комбатанты, так и некомбатанты (медицинский и духовный персонал).

См.: Международное гуманитарное право: Учебное пособие / Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. и др. -Минск: Тесей, 1999. 89

По мнению американского юриста Ч. Хайда, определение «комбатант» предназначено для защиты лиц, подпадающих под него, в случае захвата их. в плен и недопущения того, чтобы с ними обращались, как с бандитами, а также для возложения, в случае необходимости, на государство, на службе которого такие лица состоят, ответственности за все, что они совершают от его имени. Он считал, что положение, в силу которого под понятие «комбатант» подпадают ополчения и добровольческие отряды, а не только войсковые части, состоящие исключительно из профессиональных солдат, является разумным, явно благоприятствующим для государств, не располагающих большими регулярными армиями.1

Такой подход во многом устраняет имевшееся в прошлом различие между отдельными категориями участников военных действий. Давая оценку п. 1 ст. 43 Дополнительного протокола I, голландский юрист Ф. Кальсховен справедливо замечает, что «это определение не проводит какого бы то ни было различия между хорошо организованными регулярными вооруженными силами давно сложившихся государств, с одной стороны, и, возможно, гораздо менее жестко организованными вооруженными отрядами начинающегося движения сопротивления или национально-освободительного движения - с другой стороны».2

Таким образом, лица из состава вооруженных сил (за исключением медицинского персонала и духовенства) имеют право не только на ведение военных действий, но и, независимо от звания и занимаемой должности, на статус военнопленного в случае взятия в плен.

Хайд Ч. Международное право. Его понимание и применение Соединенными Штатами Америки / Пер. с англ. СМ. Рапопорта под ред. СБ. Крылова- -М.: ИЛ, 1953. Т. 5. -С. 172-173, 181

2 Кальсховен Ф. Ограничения методов и средств ведения войны. -М.: МККК, 1994. -С. 100

Как известно, до принятия Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. военнопленные не пользовались защитой МГП. Споры по этому вопросу начались с первыми попытками кодифицировать все правила войны на суше в ходе Брюссельской и Гаагской конференций соответственно 1874 и 1899 гг. Между рядом важнейших военных держав (таких как Германия и Великобритания), с одной стороны, и некоторыми малыми и средними государствами - с другой, существовали фундаментальные расхождения во взглядах. Первые хотели, чтобы предоставление статуса комбатанта было ограничено личным составом регулярных вооруженных сил;

последние, по известным причинам, желали распространить его на участников движения сопротивления, не обязательно приданных регулярной армии.

Компромисс, выработанный в ходе двух вышеназванных конференций, был реализован в ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. Глава II Положения впервые закрепила правовой статус военнопленных. В настоящее время их правовой режим регулируется нормами Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г,

В то же время МГП не проводит различия между военным пленом и добровольной сдачей в плен. Оно установлено на национальном уровне в ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г. (ст. 37, п. 1, п/п. «л»), который закрепил, что военнослужащий, добровольно сдавшийся в плен, нарушил Присягу, нормативные акты своего государства, приказы командования, субъективно оценив обстановку, перешел на сторону противника. По окончании войны такой комбатант несет ответственность за свои противоправные действия.1

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия сражающегося участника вооруженных конфликтов.

Довольно краткую формулировку понятия «комбатант» дает Дипломатический словарь 1971 г.: «лицо, входящее в состав вооруженных сил воюющей стороны».2

См.: Алешин В.В. Режим военного плена // Московский журнал международного права. -1999. -№ 2. -С. 159

2 Дипломатический словарь. В 3-х томах. Глав. ред. А.А. Громыко, И.И. Земсков, В.М. Хвостов. Т. II (К-ГТ). -М.: Политиздат, 1971. ~С. 86

В Словаре-справочнике по международному праву под редакцией академика ВЛТ. Трофимова (1997 г.) данный термин расшифрован подробнее: лицо, входящее в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях. Авторы справочника ошибочно указывают на нормы Дополнительного протокола II 1977 г., которые, по их мнению, наряду с иными нормами МГП, регламентируют правовой статус комбатантов.1 С таким утверждением, на наш взгляд, нельзя согласиться, поскольку Дополнительный протокол II, регламентирующий внутренние вооруженные конфликты, не содержит определение «комбатант».

Российский юрист Ф.Ф. Мартене писал, что «не все без исключения подданные воюющих государств суть взаимные неприятели. Ни одна современная война не может быть поголовной резней и взаимоистреблением. Как борьба организованная, война, с точки зрения современного права, должна вестись организованными силами, войсками, специально подготовленными к военным операциям. Все лица, входящие в состав этих сил, называются комбатантами». А в разработанном им в период Брюссельской конференции проекте международной конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, отмечалось, что «в состав вооруженных сил воюющих государств входят комбатанты и некомбатанты. Первые принимают непосредственное участие в военных действиях; последние, входя в состав войск, принадлежат к различным частям военной администрации, как-то: духовной, медицинской, интендантской, судной, или же только находятся при войсках».3

1 Международное право. Словарь-справочник / Под общей ред. акад. МАИ В.Н. Трофимова. -М.: ИНФРА-М, 1997. -С. 97-98

2 Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. -СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения (А. Бенке), 1905. Т. II. -С. 536-537

3 Мартене Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конференция 1874-1878 гг. -СПб.: Тип. Министерства Путей Сообщения (А. Бенке), 1879. -С. 1-18 Приложений

4 Фердросс А. Международное право. Пер. с нем. Ф. Кублицкого под ред. Г.И. Тункина. -М.: ИЛ, 1959. -С. 433-434

«Лишь определенные группы лиц, - констатировал А. Фердросс, - уполномочиваются правом войны на военные действия. При этом такие действия должны быть направлены также только против определенных групп. Таких субъектов и объектов военных действий обычно объединяют под общим наименованием воюющих, или законных, комбатантов... Военные действия как таковые допустимы только против вооруженного неприятеля».4

И.И. Котляров к числу комбатантов относит весь строевой состав вооруженных сил (то есть личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил), а также ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления.1

А. Гефтер в работе «Европейское международное право» в этой связи писал: «Согласно международным обычаям активное и пассивное право войны действует во всей своей силе только в отношении представителей главных сторон и их союзников, равно как относительно сухопутных и морских военных сил, участвующих в войне под их начальством». Под такими «военными силами» немецкий юрист подразумевал не только регулярную армию и экипаж, «но также войска, образующие запас, и ополчения, как например, немецкий ландвер». Прочие подданные воюющих государств, по его мнению, «играют во время войны чисто пассивную роль и участвуют в ней только косвенно, вследствие связей своих с войсками и необходимости подчиниться всем последствиям войны...».2

Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. -М.: Международные отношения, 2001. -С. 403

2 Гефтер А.В. Европейское международное право. Пер. с нем. К. Таубе. -СПб.: Тип. В. Безобразова и Ко., 1880. -С. 234

«Применение насилия и, в частности, вооруженной силы, - отмечал Ф. Лист, - дозволено только лицам, принадлежащим к войску, т.е. военным силам (forces militaires) воюющих сторон, и только против войска противника». Под «войском» он предлагал понимать всю совокупность организованной вооруженной силы государства, находящуюся «под государственным руководством» и распознаваемую «по внешним знакам отличия». Поясняя свою мысль, Ф. Лист говорил, что «противоположность войску составляет мирное население страны», по отношению к которому применение вооруженной силы не допускается. С другой стороны, «враждебные действия, совершаемые лицами, принадлежащими к мирному населению, против войска противника, должны быть преследуемы, как обыкновенные преступления, согласно уголовным законам военного времени».1 Российский юрист М. Догель в этой связи заметил, что только войско обладает так называемым «активным правом войны».2

Поскольку факт принадлежности к вооруженным силам связывается с рядом важных правовых последствий, международное право придает большое значение правильному определению этой категории законных участников вооруженных конфликтов. В доктрине международного права используется различная терминология для обозначения лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих. Бакстер, например, говорит о привилегированных и непривилегированных участниках войны; Мак Дугал - о дозволенных и недозволенных (permissible et non-permissible) комбатантах; Шварценбергер - о регулярных и нерегулярных силах; Фердросс - о комбатантах как о субъектах и объектах военных действий.3 Эксперты МККК ведут речь о «непосредственных участниках военных действий» или «главных участниках конфликта». В резолюции XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН используется термин «лица, активно участвующие в военных действиях».4 Наиболее же распространенное обозначение данной категории лиц - комбатанты. Мы считаем, что независимо от наименования сражающихся участников вооруженных конфликтов их правовой статус остается неизменным.

1 Лист Ф. Международное право в систематическом изложении. Пер. В.Э. Грабаря. -Юрьев (Дерпт): Тип. К. Маттисена, 1917. -С. 399-400

2 Догель М. Указ. сочинение. -С, 68

3 См.: Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. Основные проблемы. -М.: Наука, 1976. -С. 237

4 Conference of Government Experts on the Reaffirmation and Development of International Humanitarian Law Applicable in Armed Conflicts. Geneva, 24 May-12 June, 1971. Rules Applicable in Guerilla Warfare Submitted by the International Commitee of the Red Cross. -Geneva, 1971. -P. 6

По мнению В.Ю. Калугина и других соавторов учебного пособия «Международное гуманитарное право» (1999 г.), важность статуса комбатанта заключается в следующем: с одной стороны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительного протокола I 1977 г., а с другой -при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, кораблекрушения или пленения позволяет автоматически получать ему статус покровительствуемого лица и защиту, предусматриваемую Женевским правом.1

Как отмечает французский юрист Э. Давид, определение «комбатант» относится только к личному составу вооруженных сил тех государств, которые присоединились к Дополнительному протоколу I 1977 г. Что касается личного состава вооруженных сил остальных государств, то для них право считаться комбатантом (и военнопленным в случае взятия в плен) признается только за лицами из числа категорий, приводимых в ст. I Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. и ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. С такой точкой зрения, на наш взгляд, можно согласиться, учитывая, что указанные статьи охватывают все категории сражающихся.

Анализ норм международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, дает нам возможность выделить комплекс основных обязанностей комбатантов, которые заключаются в следующем:

1 Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. и др. Указ. сочинение. -С, 92-93

2 Давид Э. Указ. сочинение. -С. 319 1)

делать все возможное для того, чтобы отличать себя от гражданского населения; 2)

соблюдать при проведении военных операций баланс между требованиями гуманности и военной необходимости. Иными словами, комбатант обязан не выходить за рамки таких действий, которые являются действительно необходимыми для выполнения боевой задачи и не влекут ненужных потерь и страданий. 3)

. .^:*СТ:;Итак, определяющим моментом правового статуса комбатантов является то, что только такие лица имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Наличие данного правомочия указывает на то, что комбатант может применять силу и убивать неприятеля, не неся при этом персональной юридической ответственности за свои действия, как это имело бы место, если бы лицо совершило те же действия вне рамок вооруженного конфликта. Иначе говоря, комбатант имеет право применять так называемое «дозволенное насилие». И в случае взятия в плен комбатант не будет преследоваться за это «дозволенное насилие». Он получает статус военнопленного и будет содержаться в лагере военнопленных. Безусловно, свобода применения «дозволенного насилия» не является абсолютной, она ограничивается международным гуманитарным правом, регулирующим защиту жертв вооруженных конфликтов, запрещение либо существенное ограничение использования, применения определенных средств и методов ведения войны. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими норм МГП.

Следует также учитывать, что лица, не являясь комбатантами, но фактически используя силу против неприятеля (например, наемники), не могут претендовать на статус комбатантов. Они несут ответственность за свои действия, подпадающие под суровые (особенно во время войны) нормы национального законодательства.1 Действия таких лиц могут быть квалифицированы также как нарушения МГП (в том числе серьезные).

1 Гассер Х.П. Введение в международное гуманитарное право. -М.: МККК, 1994. -С. 34

Как мы уже говорили, к числу законных участников вооруженных конфликтов относятся не только сражающиеся, но и несражаюшиеся участники, или некомбатанты.

Некомбатанты - это лица, которые входят в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают помощь этим вооруженным силам, но не имеют права на непосредственное участие в боевых действиях. Нормативного закрепления термин «некомбатант» не получил. Ст. 43 Дополнительного протокола I, определяя понятие «комбатант», исключает из числа комбатантов медицинский персонал и духовенство. Данные категории лиц, как это явствует из смысла ст. 43, не наделены правом на непосредственное участие в вооруженных конфликтах. Соответственно, к ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты и защиты раненых и больных, находящихся на их попечении (п. 2.а) ст. 13 Дополнительного протокола I). В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся нарушителями норм Протокола.

1 См.: Алешин В.В. Указ. сочинение. -С. 151

Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что в Дополнительном протоколе I уточнено положение, позволяющее, на наш взгляд, различать комбатантов и некомбатантов, а именно - наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях, находясь в составе вооруженных сил, а не причастность к процессу ведения войны. То есть те лица, которые входят в состав вооруженных сил, но на которых по значению и роли в военной организации не возлагается функция принимать непосредственное участие в военных действиях (например, военные юридические советники), все же вправе браться за оружие, так как являются комбатантами. Единственное в этом смысле исключение составляют лица медицинского и духовного персонала. Таким образом, на наш взгляд, из положений ст. 43 Дополнительного протокола I вытекает, что только медицинский и духовный персонал относятся к числу некомбатантов. Такого же мнения придерживается В.В. Алешин.1

Медицинский и духовный персонал, справедливо отмечает О.В. Леонтьев, не имеют статуса комбатанта, даже если входят в состав вооруженных сил государства.1

Однако в доктрине международного права существуют и другие точки зрения.

Так, авторы учебника по международному праву Д.Д. Остапенко и Л.А. Лазутин, ссылаясь на ст. 43 Дополнительного протокола I, называют законными участниками войны только комбатантов (сражающихся), в то время как названная статья лишь исключает из понятия «комбатант» медицинский персонал и духовенство. И такое исключение, на наш взгляд, отнюдь не лишает их права считаться законными участниками вооруженных конфликтов. В этом мы солидарны с американским юристом Ч. Хайдом, заметившим, что «так называемый не сражающийся участник вооруженных сил в известном смысле является прямым участником, даже если по существу он не совершает никаких враждебных действий в отношении неприятеля».3

1 См.: Правовая защита жертв вооруженных конфликтов. -С. 29

2 См.: Международное право: Учебник для вузов / Г.В. Игнатенко, В.Я. Суворова, О.И. Тиунов и др. -М.: Высшая школа, 1995. -С. 318. Аналогичной позиции придерживался Л. Оппенгейм. См.: Оппенгейм Л. Международное право. Пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом. Под ред. С.А, Голунского. -М.: ИЛ, 1949. Т. И,П/тЛ. -С. 270

3ХайдЧ. Указ. сочинение.-С. 181-182

4 Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. -М.: Международные отношения, 1987. -С. 537

Ссылаясь на ст. XIII Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Ф.И. Кожевников относил к числу некомбатантов интендантский, военно-юридический персонал, духовенство, военных корреспондентов и др.4 Г.М. Мелков считает некомбатантами лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно, а именно гражданских лиц, входящих в экипаж военных кораблей и летательных аппаратов, военных корреспондентов и репортеров, военных юристов, поставщиков (интендантов), личный состав рабочих команд или похоронных служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, медицинский и санитарный персонал, духовенство всех религий, госпитальные и санитарные суда, транспорты, летательные аппараты.1 Сторонником такой позиции является и А.Г. Григорьев.

Указанные авторы в своих рассуждениях опираются на нормы ст. ХШ Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., а также ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. (п. 4), из смысла которых можно предположить, что указанные в них лица относятся к некомбатантам. Однако мы исходим из положений ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г., которая, на наш взгляд, указала, кто может считаться некомбатантом, а именно - медицинский персонал и духовенство. Принимая во внимание отсутствие нормативного закрепления понятия «некомбатант», мы считаем, что все рассмотренные точки зрения имеют право на существование. В настоящее время это спорный вопрос, не разрешенный в положительном смысле нормами международного права. И спор этот, на наш взгляд, сохранится в доктрине до тех пор, пока понятие «некомбатант» не будет четко закреплено нормами МГП.

Многие ученые, в том числе отечественный юрист И.Н. Арцибасов, со ссылкой на ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. отмечают, что при захвате неприятелем как комбатанты, так и некомбатанты пользуются правом военного плена.3

См.: Международное публичное право. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. КЛ. Бекяшева. -М.: Проспект, 1999. -С. 573, Аналогичную точку зрения высказывают на с. 86 авторы Дипломатического словаря 1971 г. 3 См.: Григорьев А.Г. Международное право в период вооруженных конфликтов. - М.: Воениздат, 1992. -С. 9

3 См.: Арцибасов И.Н. Международное право (законы и обычаи войны). Учебное пособие. -М.: Военный институт, 1975. -С. 27; см. также: Хайд Ч. Указ. сочинение.-С. 182

Ст. III Гаагского положения 1907 г. была уточнена ст. 44 Дополнительного протокола I 1977 г., согласно которой военнопленными считаются только комбатанты. А ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. четко указывает, что «медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные... с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными». Таким образом, исходя из положений ст. 33 Конвенции можно сделать следующие выводы: 1)

некомбатанты, в отличие от комбатантов, в случае задержания их неприятелем не могут рассматриваться как военнопленные; 2)

некомбатанты, находясь во власти противника, обеспечивают медицинскую и духовную помощь военнопленным.

Гефтер А.В. Указ. сочинение. -С. 241-242 3 Лист Ф. Указ. сочинение. -С 401

Разграничение сражающихся и несражающихся укоренилось в МГП довольно давно. Еще Ф.Ф. Мартене писал, что «...война есть борьба между организованными и специально подготовленными войсками воюющих государств». Отсюда, по его мнению, вытекало «различие между комбатантами и некомбатантами, то есть теми из подданных воюющих государств, которые обязаны сражаться, и против которых могут быть направлены военные действия, и теми, которые не обязаны сражаться, жизнь и собственность которых должны быть неприкосновенны».1 Поэтому воюющей стороной, по Ф.Ф. Мартенсу, считались не все подданные враждебных государств, а только войска, ими вооруженные, и их организованные силы. А. Гефтер считал, что «лица несражающиеся (некомбатанты)... сами по себе имеют право на пощаду, но в общей свалке сражения разделяют общую участь». Ф. Лист отмечал, что «наряду с вооруженными воинами под охраной международного права находятся также... и некомбатанты, принадлежащие к войску и подчиненные его дисциплине, равно как и лица, получившие разрешение состоять при войске».3

По мнению Ч. Хайда, ст. Ш Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. «не имеет целью объявить, что несражающиеся (некомбатанты) являются вооруженными силами воюющей стороны; она скорее имеет в виду установить, что лица или группы лиц, по существу не сражающиеся, считаются принадлежащими к составу вооруженных сил воюющего».1 Об этом, кстати, говорится и в Дополнительном протоколе I (ст. 43). Поэтому, на наш взгляд, такие лица, находящиеся в вооруженных силах воюющего, особенно нуждаются в защите в случае задержания их неприятелем.

Некомбатант основывает свое требование о защите тем, что он не участвует в военных действиях. Юридически он опирается на ст. 40 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., согласно которой некомбатант должен иметь отличительные знаки и специальное удостоверение личности. Если же он принимал участие в столкновениях и захвачен неприятелем, то утрачивает преимущества своего прежнего положения (иммунитет некомбатанта).

Австрийский исследователь М. Чезани, характеризуя некомбатантов, называет их квазикомбатантами.

Хайд Ч. Указ. сочинение. ~С. 181

2 Czesany М. Nie wieder Krieg gegen die ZivilbevClkerung. -Graz: Selbstverlag des Verfassers, 1961. -S. 40-41

3 Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. сочинение. -С. 238-239

4 Хайд Ч. Указ. сочинение. -С. 182

Л.И. Савинский отмечал, что выделение некомбатантов из общего числа законных участников вооруженных конфликтов имеет крайне важное значение.3 Даже Ч. Хайд, называвший термин «некомбатант» неудачным, тем не менее признал: «Цель применения этого названия, однако, ясна: она заключается в том, чтобы указать, что всякое лицо, действительно входящее в состав законно организованных боевых сил, имеет право на пощаду, а также, что такие силы неизбежно состоят из сражающихся и несражающихся».4

Другого мнения придерживался ИЛ. Арцибасов, считавший, что после принятия Дополнительного протокола I «даже с терминологической точки зрения деление вооруженных сил на комбатантов и некомбатантов вряд ли целесообразно и правильно. Исходя из их правового статуса, правильнее было бы разграничивать вооруженные силы на сражающихся (комбатантов) и несражающихся».1 Свое мнение он основывал на том, что в Дополнительном протоколе I нет понятия «некомбатант».

«Понятия «комбатанты» и «некомбатанты», - отмечал немецкий юрист Е. Шпетцлер, - в литературе применяются неоднозначно: с одной стороны, для противопоставления сражающихся (в смысле вооруженных сил с включением гражданских лиц, занимающихся деятельностью военного назначения) и не участвующих в войне (в смысле мирного населения), с другой - для отграничения сражающихся от несражающихся, принадлежащих к вооруженным силам». Сославшись на ст. III Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Л.И. Савинский выразил несогласие с мнением Е. Шпетцлера. Гражданских лиц, по его справедливому замечанию, «нельзя относить к категории некомбатантов, тем более что это противоречит определению данной категории лиц, содержащемуся в тексте международных конвенций».3

Некомбатанты отличаются от гражданского населения тем, что принадлежат к личному составу вооруженных сил, хотя и не имеют права принимать непосредственное участие в военных действиях, о чем уже было сказано.

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. -М.: Международные отношения, 1989. -С. 108-109

2 Spetzler Е. Lttftkrieg und Menschtichkeit. -Berlin-Frankfurt, 1956. -S. 17

3 Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. сочинение. -С. 239

По мнению Л. Оппенгейма, некомбатанты «не являются обычными частными лицами, но вместе с тем они, конечно, не являются и комбатантами, хотя и могут... по положению приближаться к бойцам. Об этих лицах точнее можно сказать, что они косвенно принадлежат к вооруженным силам».1

На наш взгляд, давая определение «некомбатант», следует опираться именно на нормы ст. 43 Дополнительного протокола I. Интенданты и лица военно-юридической службы, имеющие соответствующие воинские звания, входят в состав вооруженных сил и являются комбатантами, поскольку, в отличие от медицинского и духовного персонала, юридически не лишены права непосредственно участвовать в военных действиях.

Что касается лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно (гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав военных команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил), их, по нашему мнению, не следует относить к числу некомбатантов, как это неоднозначно делалось до принятия в 1977 г. Дополнительного протокола I. Указанные лица (Третья конвенция, ст. 4, п. 4) также юридически не лишены права непосредственно участвовать в военных действиях, поэтому, на наш взгляд, относятся к комбатантам и, следовательно, считаются военнопленными при попадании во власть неприятеля.

В отношении гражданских журналистов, которые следуют за вооруженными силами, можно смело заметить, что в соответствии с нормами МГП, они относятся к гражданскому населению (ст. 79 Дополнительного протокола 1).

1 Оппенгейм Л. Указ. сочинение. -С. 270

Таким образом, к проблеме определения понятия «некомбатант» следует подходить крайне осторожно, учитывая, что данный термин нормативно не закреплен ни в одном международном документе. Наш подход к разграничению законных участников вооруженных конфликтов на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся) основан на праве на непосредственное участие (или неучастие) в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах того государства, в вооруженные силы которого они правомерно включены. «Деление на комбатантов и некомбатантов, - справедливо отмечал Л.И. Савинский, - поскольку оно позволяет расширить рамки применения гуманитарных норм в отношении весьма значительной категории лиц, должно, безусловно, сохраниться в международном праве».1 Гарантией соблюдения прав участников вооруженных конфликтов и гражданского населения является правильное толкование норм международного права, касающихся такого «деления». Кроме того, это разграничение представляет важную правовую основу для определения правового статуса участников партизанского и национально-освободительного движений.2

  • 1. НЕЗАКОННЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИЗМА, ЭТНОСЕПАРАТИЗМА И ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
  • КОМБАТАНТЫ (фр. combattant - сражающийся, боевой: воин. боец)

    члены персонала частей и соединений сухопутных, морских и воздушных сил, а также внутренних войск (включаялш-лицию или полицию), формирований службы государственной безопасности (имеются в виду только те военнослужащие, которые призваны непосредственно участвовать в боевых операциях), участники военного ополчения.отрядов добровольцев, личный состав организованного движения сопротивления (партизан) и население, стихийно взявшее в руки оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятельского государства (Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.).

    Непременным требованием, предъявляемым международным правом к К., является наличие у них явных и стойких признаков, отличающих их от пред-ставителей мирного населения. - одежды. особого фасона (военной формы), видимых издали знаков различия, повязок на головных уборах или на рукавах, а также открытого ношения оружия в зоне боевых операций. Принадлежность лица к категории К. наделяет его правом участия в военных действиях, а в случае пленения - статусом военнопленного. С другой стороны, принадлежность к категории К. делает правомерным применение к данному лицу воюющей стороной военных мер насилия. вплоть до лишения его жизни в ходе военных действий. Важнейшее из требований, предъявляемых хе.жйг/на-родным правом к К., - неукоснительное соблюдение ими законов и обычаев войны, зафиксированных в международных договорах или международных обычаях и основных принципах международного права, в частности соблюдение запретов или ограничений на применение определенных средств и методов ведения войны. Несоблюдение таких требований - основание для лишения лица статуса К. и объявления его военным преступником.

    От К. следует отличать лиц, входящих в состав медицинского и духовного персонала военных формирований (интенданты, работники органов военной юстиции, военные корреспонденты, а также лица, сопровождающие воинские формирования, - рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). Кэтой категориилиц, именуемых некомбатантами. не применимы меры военного насилия и режима военного плена.\"

    Особый юридический статус установлен для такой категории К., какими являются парламентеры - лица, специально уполномоченные военным командованием данной воюющей стороны или отдельной воинской части на ведение переговоров с военными властями неприятельской стороны. Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага как отличительного признака, выделяющего их из общей массы К. И хотя само по себе выставление (поднятие) белого флага не обязывает противника к прекращению военных действий вообще, все же обстрел парламентерской группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов представляет собой военное преступление.

    Парламентер не может быть взят в плен, и ему должна предоставляться полная возможность возвратиться на позиции своих войск: лишь в случае, когда имеются опасения в передаче парламентером своей стороне данных, которые могут быть оперативно использованы против неприятеля, он может быть подвергнут временному задержанию. В предоставлении неприкосновенности парламентеру может быть отказано, если имеются доказательства использования им своего исключительного положения в целях военного шпионажа, совершения диверсии или подстрекательства военнослужащих противника к измене своей армии или стране. Командование, направившее такого парламентера, должно быть информировано о происшедшем инциденте... . :

    Правовое положение К. не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), под которыми подразумеваются лица, действующие тайно или использующие ложные предлоги для сбора разведывательных данных и других сведений военного характера в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить указанные сведения противной стороне.

    Лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться, как со шпионом".Если же военнослужащий одной из воюющих сторон занимается сбором сведений на территории, контролируемой другой воюющей стороной, будучи облаченным в "форменную одежду своих вооруженных сил" и при этом "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то таковой не должен рассматриваться как военный шпион, а квалифицируется как военный разведчик, т.е. лицо, обладающее статусом К.

    Из-под покровительства норм международного права исключается категория лиц, которые по собственной воле могут принимать участие в военных действиях, не будучи в то же время К. Таковыми являются наемники.

    Не относятся к категории К., как и к числу наемников, военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.

    Волосов М.Е.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "КОМБАТАНТЫ" в других словарях:

      комбатанты - ов, м. combattants. 1. В международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие непосредственное участие в военных действиях, в отличие от нонкомбатантов. СИС 1985. Следует требовать, чтобы все правильные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (фр. combattant) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским… … Юридический словарь

      - (от франц. combattant воин боец), в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников… … Большой Энциклопедический словарь

      - [фр. combattant] юр. в международном праве: лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и принимающие участие в военных действиях. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. комбатанты (фр. combattant, ед. ч.) в международном… … Словарь иностранных слов русского языка

      - (от франц. combattant воин, боец) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников… … Политология. Словарь.

      Комбатанты - КОМБАТАНТЫ, вооруж. силы воюющихъ сторонъ, подчиняющіяся законамъ и обычаямъ войны. Только К. имѣютъ право на воен. дѣйствія противъ непр ля и м. наносить вредъ. К. должны удовлетворять двумъ основн. условіямъ: 1) быть врагомъ открытымъ и 2)… … Военная энциклопедия

      Комбатанты - (фр. combattant воин, боец; англ. combatants) в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих государств и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях. В соответствии с Гаагскими конвенциями 1899 и … Энциклопедия права

      Несмотря на многотысячелетнюю историю войн определение сражающихся (комбатантов) было сформулировано лишь в 1907 году на 2 ой Гаагской конференции в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (далее IV Гаагская конвенция). Лишь тогда, после… … Википедия

      КОМБАТАНТЫ - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и ведущие во время войны боевые действия против неприятеля. К комбатантам причисляются добровольцы, ополченцы, партизаны, участники организованных движений сопротивления, население,… … Война и мир в терминах и определениях

      - (от франц. combattant воин, боец), в международном праве лица, входящие в состав вооружённых сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооружённых сил (кроме медицинских… … Энциклопедический словарь

      - (от франц. combattant воин, боец) сражающиеся, в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и непосредственно принимающие участие в военных действиях. К. являются также участники военных ополчений, отрядов … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Юридическое положение личности во время сухопутной войны. Комбатанты , Догель. Юридическое положение личности во время сухопутной войны / Комбатанты / М. Догель S 4/508 J 28/66 Кл 1/331:Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1894:М. Догель Воспроизведено в оригинальной…

    Значительное количество положений международного гуманитарного права регулируют отношения, связанные с учас­тием в военных действиях.

    Термин «комбатант» является од­ним из ключевых в международном гуманитарном праве.

    комбатаиты - это «лица, входящие в состав вооруженных сил
    стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала...)», и имеющие «право принимать непосредственное участие в военных действиях» .

    То есть основные признаки комбатанта:

    - во-первых, лицо должно входить в состав признанных вооруженных сил государства, за исключением медицинского и
    духовного персонала, представители которого не обладают
    статусом комбатантов, даже если и входят в состав вооруженных сил;

    - во-вторых, наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях.

    Одной из составляющих термина «комбатант» является понятие «вооруженные силы» - «Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и.... подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисцип­линарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооружённых конфликтов».

    К комбатантам относится личный coстав сооруженных сил, за исключением медицинского и духовного персонала, а также ими признаются партизаны, ополчение, добровольные отряды и население незанятой территории, которое при при­ближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками.

    Однако в настоящее время данные категории лиц, за ис­ключением личного состава вооруженных сил и партизан, прак­тически утратили былое значение. Согласно Женевским кон­венциям партизаны признаются комбатантами, если они воз­главляются лицом, ответственным за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (п. 2 ст. 13 I и II Женевских конвен­ций, п. 2 ст. 4 III Женевской конвенции).

    В целях усиления защиты гражданского населения основ­ной нормой является обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. Лица, входящие в состав воо­руженных сил, освобождаются от этой обязанности только в таких ситуациях, «когда вследствие характера военных дей­ствий вооруженный комбатант не может отличать себя от граж­данского населения». Но и в таких ситуациях комбаты, должны, открыто носить своё оружие:


    а) во время каждого военного столкновения

    б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующие на­чалу нападения, в котором они должны принять участие.

    Важность статуса комбатанта заключается в том, что, с од­ной стороны, его нормативное закрепление позволяет прово­дить разграничение между лицами, правомерно принимающи­ми участие в военных действиях, и лицами, не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровитель­ством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных про­токолов к ним 1977 г.

    С другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ране­ния, болезни, кораблекрушения или пленения это позволяет ему автоматически получать статус соответствующей кате­гории покровительствуемых лиц и защиту, предусматриваемую международным гуманитарным правом (военнопленного, раненого, больного и т. п.).

    Значение статуса комбатанта также состоит в том, что толь­ко такие лица имеют право принимать непосредственное учас­тие в военных действиях и применять силу. Безусловно, свобо­да применения «дозволенного» насилия не является полной, она ограничивается международным гуманитарным правом. Следовательно, даже комбатанты, законно уполномоченные применять насилие, могут быть признаны военными преступниками в случае нарушения ими международного гуманитар­ного права.

    Любое лицо, использующее силу против неприятеля являющееся комбатантом, не может претендовать на приви­легии статуса комбатанта. Такое лицо несет ответственность за свои действия, подпадающие под суровые (особенно во время войны) нормы национального законодательства. Их действия могут быть квалифицированы также как нарушения междуна­родного гуманитарного права.

    Комбатанты сохраняют свой статус, даже если они допус­тили нарушения международного гуманитарного права, в том числе и серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. В этих случаях комбатанты должны привлекаться к уголовной ответственно­сти как военные преступники, а их дела – рассматриваться судом.

    Некомбатанты -

    это лица, входящие в состав воору­женных сил, оказывающие помощь этим вооруженным си­лам, но сами непосредственно в боевых действиях не уча­ствующие. Это - медицинский персонал и духовенство.

    К этим лицам не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или защиты вверенного им имущества. В случае же непосредствен­ного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами. При захвате неприятелем некомбатанты не должны счи­таться военнопленными, в соответствии со ст. 33 III Женевс­кой конвенции держащая в плену держава предоставляет им возможности, необходимые для оказания медицинской и ду­ховной помощи.

    Поскольку в вооруженных конфликтах военные действия ведутся не только на сухопутных пространствах, но и в возду­хе и на море, необходимо освещение вопроса о комбатантах в морской и воздушной войне.

    Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации сторон вооруженного конфликта и имеющих их опознаватель­ный знак. К ним также относятся экипажи судов гражданс­кой авиации, превращенные в военные, в пределах юрисдик­ции стороны конфликта.

    Комбатантами в морской войне являются экипажи военных кораблей всех видов, вспомогательных судов ВМФ всех ви­дов, экипажи летательных аппаратов ВМФ всех видов, а также экипажи торговых судов, переоборудованных в военные. После­дние, являются комбатантами при наличии следующих условий:

    Экипаж судна поставлен под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства, флаг котрого несёт судно;

    Судно носит внешние отличительные знаки военных судов
    их национальности (флаг, вымпел);

    Командир должен состоять на государственной службе и
    быть надлежащим образом назначенным компетентными
    властями; его имя должно значиться в списке офицеров во­енного флота;

    Экипаж должен быть подчинен правилам военной дисцип­лины, а судно в своих действиях соблюдать законы и обычаи войны;

    Обращенное в военное торговое судно должно быть занесено
    в список судов военного флота (ст. I-VI VII Гаагской кон­венции 1907 г.).

    В период вооруженного конфликта часто возникает потреб­ность в разграничении таких понятий, как военный шпион и
    военный разведчик, доброволец и наемник.

    Военный шпион, согласно статье XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. - это «такое лицо, которое, дей­ствуя тайным образом или под ложными предлогами, собира­ет или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной сторо­не». Статус военного шпиона уточняется в п. 1 ст. 46 Дополнительного протокола Женевской конвенции, согласно которому лицо из состава вооруженных сил, «попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом».

    В п. 2, 3 ст. 46 указанного документа содержится определение военного разведчика : если комбатант собирает сведения на территории, контролируемой противником, и носит при этом «форменную одежду своих вооруженных сил» или «не действу­ет обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам». Такие лица имеют право на получение статуса военнопленного.

    Доброволец - это лицо, которое добровольно поступило в действующую армию одной из воюющих сторон. В соответствии со ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. отдельные лица могут переходить границу, «чтобы поступить
    на службу одного из воюющих». Кроме того, в п. «б» ст. XVII данной Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.

    Добровольцев необходимо отличать от наемников . Понятие
    «наемник» содержится в ст. 47 Дополнительного протокола I
    1977 г. к Женевской конвенции. Согласно ему наемник не
    имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Наемник -
    это любое лицо, которое:

    А) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

    б) фактически принимает непосредственное участие в военных
    действиях;

    в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по по­ручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

    г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

    д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны находящейся в конфликте;

    е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его воору­женных сил.

    Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. было уточнено и расширено понятие «наемник». Так, в соответствии с п. 2 ст. 1 данной Конвенции наемником является
    также любое лицо, которое:

    1) специально завербовалось на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направ­ленных на свержение правительства или иной подрыв кон­ституционного порядка государства, или подрыв территори­альной целостности государства;

    2) принимая участие в таких действиях, руководствуется глав­ным образом желанием получить значительную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой i ; материального вознаграждения;

    3) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены данные действия;

    4) не направлено государством для выполнения административных обязанностей;

    5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

    Особый правовой статус имеют парламентеры . Парламентёром называется лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Согласно ст. 32 Положения о законах и обычаях сухопутной войны, предлагавшегося к IV Гаагской конвенции 1907 г., как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкасаемости. Отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск.

    Тест 18. Прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль - это

    Тест 14. Международное право прав человека- это совокупность принципов и норм, регулирующих

    Тест 13. Внутренние воды, принадлежащие государству, части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное море - это

    а) морское пространство государства;

    б) территориальные воды государства;

    в) водное пространство государства.

    а) отношения между физическими и юридическими лицами иностранцами;

    б) отношения государства с иностранцами;

    в) международную защиту прав и основных свобод индивидов.

    Тест 15. К зарубежным органам внешних сношений относятся: 1) ведомство иностранных дел; 2) посольства; 3) миссии; 4) делегации на международных конференциях

    Тест 16. Целью миротворческих операций ООН является:

    а) поддержание дипломатических усилий во имя достижения политического урегулирования спора;

    б) военное урегулирование межгосударственного спора;

    в) обеспечение военными силами принципа уважения прав человека.

    Тест 17. Основным источником международного экономического права являются:

    а) многосторонние (универсальные) международные договоры;

    б) многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие различные аспекты экономических отношений;

    в) арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.

    а) территориальное море;

    б) внутренние воды государств;

    в) водное пространство государств.

    Тест 19. Космические объекты:

    а) являютсяобщим достоянием человечества;

    б) находятся под частичной юрисдикцией государства;

    в) находятся под полной юрисдикцией государства регистрации.

    а) обслуживающий персонал;

    б) комбатанты;

    в) некомбатанты.

    Вариант 3.

    1. Практическая ситуация № 5: Приговором судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2005 года гражданин России Иванов был признан виновным по ст. 275 УК РФ и осужден к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор был обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, которая определением от 3 ноября 2005 года оставила приговор без изменения.

    Жена осужденного подала жалобу в Европейский суд по правам человека, поступившую в секретариат суда 13 апреля 2006 года.

    1.Какие правила для обращения в Европейский суд по правам человека сформулированы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года и Протоколами к ней?

    2.По каким основаниям жалоба признается неприемлемой для рассмотрения в Суде?

    3.Каким, по Вашему мнению, должно быть решение Европейского Суда по правам человека в данном случае?



    2. Практическая ситуация № 6 : Литва отозвала своего посла из Латвии в качестве дипломатического демарша в связи с заключением правительством последнего соглашения о разведке морских нефтяных месторождений с двумя иностранными фирмами – американской “Амоко” и шведской “Свенск.А.Б.”. По условиям соглашения должны быть проведены исследования части прибрежных к Латвии районов Балтики. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет вестись разведка, является спорной, так что реализация подписанного соглашения может нанести ущерб суверенитету и экономическим интересам этого государства.

    2.Какие части морских пространств подпадают под суверенитет прибрежного государства? Какие части морских пространств подпадают только под юрисдикцию прибрежного государства?

    3.В чем состоят различия в объеме правомочий прибрежного государства, осуществляемых в морских пространствах различных юридических категорий? Какие правовые методы разграничения морских пространств между сопредельными государствами применяются в международной практике?

    4.Можно ли рассматривать позицию Литвы по отношению к правоотношениям Латвии с иностранными геологоразведочными фирмами как обоснованную и почему?

    3. Тестовое задание.

    Тест 21. Процесс вхождения норм международного права в национальное право называется:

    а) имплементацией;

    б) толкованием;

    в) трансформацией.

    Тест 22. Социальные права человека включают в себя: 1) свободу собраний и митингов; 2) частной собственности; 3) на социальное обеспечение; 4) на социальное обеспечение; 5) на образование; 6) на охрану здоровья и медицинскую помощь; 7) особые права детей и инвалидов:

    Тест 23. В число членов Совета безопасности ООН входит непостоянных членов:

    Тест 24. Что понимается под термином «агреман»?

    а) согласие принимающего государства на визит главы иностранного государства.

    б) согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства;

    в) согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы консульского представительства другого государства;

    Тест 25. Универсальный договор в сфере международной торговли:

    б) ГАТТ (ВТО);

    Тест 26. Ширина прилежащей зоны определяется государством и не может быть больше:

    а) до 3 морских миль;

    б) до 12 морских миль;

    в) до 24 морских миль.

    Тест 27. Международный полет – это…

    а) всякий полет, при котором пересекается граница, по крайней мере, двух государств;

    б) полет, который проходит над территорией другого государства;

    в) полет, который происходит над международным воздушным пространством;

    Тест 28. Несет ли государство международно-правовую ответственность за экологические правонарушения его исполнительных органов и должностных лиц:

    а) да, несет;

    б) нет, не несет. Ответственность несут только должностные лица, в соответствии с внутренним законодательством;

    в) государство несет ответственность только за действия правительства.

    Тест 29. Определенная территория и прилегающие к ней морские и воздушные пространства, где предполагаются или ведутся военные действия…

    а) территория боевых действий;

    б) театр войны;

    в) театр военных действий.

    Тест 30. Ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (государством) - ….

    а) репрессалии;

    б) реторсии;

    в) самооборона.

    Вариант 4.

    1. Практическая ситуация №7 : В государстве А. происходят вооруженные столкновения между сепаратистами и правительственными войсками. Сепаратисты полностью контролируют северную часть территории государства и требуют отделения для создания независимого государства. Они обратились с просьбой к международному сообществу об оказании помощи в их борьбе и заявили о своей готовности объединиться в союз с любым государством для противостояния вооруженным силам государства А. В ответ на заявление откликнулось соседнее государство В. и поставило сепаратистам оружие, а также пообещало финансирование вооруженной борьбы сепаратистов с правительственными войсками.

    2.При каких условиях борьба наций и народностей за создание независимого государства является правомерной?

    3.Применимы ли в сложившейся ситуации положения ст. 3 Женевских конвенций 1949 года и II Дополнительного протокола к ним?

    2. Практическая ситуация № 8: Иностранное судно, осуществлявшее научные исследования на морском дне в пределах континентального шельфа России, было задержано компетентными органами России. Ему было предложено прекратить исследования, поскольку у судна не было на это разрешения.

    Капитан судна с требованиями не согласился. Он считал, что Россия обладает суверенными правами на разведку и разработку своего континентального шельфа, но не на исследования. Исследования могут проводить и неприбрежные государства. Согласия или разрешения России на это не требуется.

    1.Что понимается под континентальным шельфом?

    2.Правовой режим континентального шельфа?

    3.Дайте правовую оценку данному факту на основе анализа норм международного права о правовом статусе континентального шельфа.

    3. Тестовое задание.

    Тест 31. С точки зрения монистической теории международного права объектом его регулирования являются:

    а) межгосударственные и внутригосударственные общественные отношения;

    б) только межгосударственные общественные отношения;

    в) только внутригосударственные отношения.

    Тест 32. Основателем науки международного права является:

    а) Аристотель;

    б) Ш.-Л.Монтескье;

    в) Г.Гроций.

    Тест 33. К числу принципов международного права относятся принципы: 1) неприменения силой и угрозы силой; 2) мирного разрешения споров; 3)всеобщего уважения прав человека; 4) автономии воли; 5) суверенного равенства; 6) состязательности; 7) территориальной целостности государства

    а) 1,2,3.4,5.7;

    Тест 34. Государствоподобными образованиями являются: 1) Ватикан; 2) Мальтийский орден; 3) Палестинская автономия; 4) Москва

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы