Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей.
На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами.
Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда.
Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.
В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.
Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат
установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.
2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов.
Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания.
Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.
Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.
В суде допускалось судоговорение на местных языках.
Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.
Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.
3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.
В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.
Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.
4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы.
Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.
С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями.
В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.



Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.

Создание нового права началось с появления первого нормативного акта советского государства. Одни исследователи таковым считают обращение Петроградского ВРК "К гражданам России", другие - обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам".

Оформление нового права происходило путем издания отдельных нормативных актов. В 1918-1919 гг. была проведена некоторая систематизация норм права. Правом издания законодательных актов обладали Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, ас 1919 г. - Президиум В ЦИК. Издавали правовые акты также центральные органы управления. Правотворческими правами были наделены и местные Советы. На местах в процессе правотворчества местные органы подчас принимали нормативные акты, противоречащие центральным нормативным актам. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся, в частности, профсоюзы в создании норм трудового права. На местах иногда принимались местные небольшие уголовные и процессуальные кодексы.

Законодательные акты назывались по-разному: обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Принципиальных различий между ними не было. Чаще всего они именовались декретами.

Дикреты

Гражданское право.

Декрет ВЦИК "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. отменил наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. Однако​нуждавшиеся и не трудоспособные родственники умершего родственника умершего мотли получить имущество умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении.

Декретом ВЦИК от 20 мая 1918 г. дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. признавались недействительными. Пожертвования допускались без ограничения суммы, но на сумму, превышающую 10 000 руб., требовалось разрешение СНК.

Семейное право

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК принимают два декрета: "О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака". В декретах содержались важные, новые нормы о браке, семье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей и т.д. Государство впредь признавало лишь гражданские браки. В соответствии с декретом церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Лица, желавшие вступить в брак, устно или письменно заявляли об этом органам загса по месту "своего пребывания". Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись многие прежние ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не имела значения принадлежность к сословию, расе, религии. Устанавливалась моногамная форма брака. Возраст для вступления в брак был установлен следующий: для мужчин - 18 лет, для женщин - 16 лет. Внебрачные дети уравнивались с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. Отцом и матерью ребенка записывались лица, подавшие об этом заявление и "давшие соответствующую в том подписку". Виновные в даче заведомо ложных сведений об этом привлекались к уголовной ответственности, а запись признавалась недействительной. Допускался судебный порядок установления отцовства. Акт о смерти лица составлялся органами загса по месту события.

Устанавливался свободный развод по желанию одного из супругов или обоих. Вопрос этот рассматривался судом, но если было обоюдное согласие, развод мог быть оформлен и загсом. Если были дети, то суд также решал, у кого из супругов остаются несовершеннолетние дети, устанавливал обязанности супругов по воспитанию и содержанию детей, решал вопрос о средствах на содержание жены, если в этом была необходимость.

В декрете СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 20 января 1918 г. было четко зафиксировано, что акты ipa- жданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей браков и рождений.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принимает "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". Это был первый кодекс в истории советского права. Он воспринял все

принципиальные положения декабрьских декретов, но, естественно, более подробно регулировал семейно-брачные отношения. В кодексе появилось важное положение о том, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря, имели силу зарегистрированных браков. Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком, т.е. в органах загса. Подробно регламентировались права и обязанности супругов. Перемена места жительства одним из супругов не создавала для другого обязанности следовать за ним. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Соглашения между супругами, направленные к умалению имущественных прав жены или мужа, были недействительны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым предоставлялось право в любой момент от исполнения их отказаться. Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку. Перемена гражданства могла последовать только по желанию жениха или невесты. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать отцовство и материнство в судебном порядке. Забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заявление в местный отдел записи актов гражданского состояния по месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. Тоже могла сделать и замужняя женщина, если ребенок происходил не от мужа. Органы загса извещали лицо, указанное в заявлении отцом, которому было предоставлено право в двухнедельный срок со дня получения извещения возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок приравнивалось к признанию ребенка своим. Суд, признавший лицо отцом, определял также его участие в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка. Если суд устанавливал, что мать была в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, то привлекал их в качестве ответчиков и возлагал на них обязанность участвовать в вышеуказанных расходах.

В кодексе было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и если этого не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к полезной деятельности. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те, в свою очередь, обязаны были содержать нетрудоспособных и нуждающихся

родителей, если они не получали содержание от государства. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Над несовершеннолетними и душевнобольными устанавливалась опека, осуществлявшаяся отделом социального обеспечения пли специально назначенным опекуном. Данный кодекс широко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачных отношениях.

Трудовое право

Первым нормативным актом нового государства о труде было постановление советского правительства "О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени" от 29 октября 1917 г. Новое государство было первым государством, установившим 8-часовой рабочий день. Это постановление распространялось на всех лиц, занятых работой по найму. Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 ч. Не позднее 6 ч после начала работы должен был быть установлен перерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 ч. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Не допускались к работе по найму лица, не достигшие 14 лет. Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 ч. При односменной дневной работе наименьшая продолжительность воскресного и праздничного отдыха определялась в 42 ч. При работах в особо вредных производствах рабочее время подлежало сокращению. К подземным работам женщины и подростки до 18 лет не допускались. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере. Женщины и подростки до 18 лет к сверхурочным работам не допускались. Продолжительность этих работ не должна превышать 4 ч в течение двух суток. Постановление это вводилось в действие по телеграфу и вступало в силу немедленно.

Декретом В ЦИК от 22 декабря 1917 г. вводилось страхование но болезни. В стране была безработица. Для решения этой проблемы создавались биржи труда. Безработным государство оказывало помощь. Постановлением СНК от 14 июня 1918 г. вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработавшим на государственном или частном предприятии не менее 6 месяцев.

Уголовное право

Уголовное право. Первое время новая власть издавала отдельные нормативные акты, имевшие отношение к уголовному праву. К апрелю 1918 г. было принято 17 специальных уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г. их было соответственно 40 и 69. Большое внимание государство уделяло борьбе с контрреволюционными преступлениями.

Первым специальным нормативным актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов "Об отмене смертной казни", опубликованное 28 октября 1917 г., согласно которому "восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменялась". Судебные органы до 16 июня 1918 г. смертную казнь как меру наказания не применяли.

28 ноября 1917 г. бьшо опубликовано подготовленное НКЮ "Руководство для устройства революционных трибуналов", где впервые был дан примерный перечень наказаний, применяемых трибуналами: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу. Инструкция НКЮ революционным трибуналам от 19 декабря 1917 г. конкретизировала положение Декрета о суде № 1 о подсудности революционных трибуналов, согласно которому им подлежали дела о лицах, организующих восстания против власти рабоче-крестьянского правительства, активное противодействие правительству, неподчинение ему, призыв других к противодействию или неподчинение ему, саботаж, прекращение и сокращение выпуска предметов массового потребления, скупку, сокрытие, порчу, уничтожение предметов массового потребления или другие способы вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них; нарушение декретов, приказов, обязательных постановлений и других опубликованных распоряжений органов правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду революционного трибунала; злоупотребление властью. Это была первая попытка дать нормы Особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибуналам. Инструкция давала перечень мер наказания, применяемых революционными трибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение виновного всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества, присуждение к обязательным общественным работам.

Созданные в соответствии с постановлением НКЮ от 18 декабря 1917 г. и декретом СНК от 28 января 1918 г. революционные трибуналы печати применяли следующие наказания: денежный штраф, выражение общественного порицания, о котором привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указанными трибуналом, помещение на видном месте или же специальное издание опровержения ложных сведений, временная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обращения, конфискация в общенародную собственность типографий или имущества издания печати, если они принадлежали привлеченным к суду, лишение свободы, удаление из пределов столиц, отдельных местностей и пределов Российской Республики, лишение виновного всех или некоторых политических прав.

В связи с обострением обстановки в стране 16 июня 1918 г. было опубликовано постановление НКЮ, наделившее революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания.

6 октября 1918 г. был опубликован документ, подготовленный Кассационным отделом при ВЦИК, в котором впервые в советском уголовном праве проведена систематизация норм Особенной части в отношении преступлений, отнесенных к подсудности революционных трибуналов. Проведена была не только систематизация этих норм, но и сделана попытка сформулировать составы преступлений, отнесенных законодательством к компетенции трибуналов. К подсудности революционных трибуналов прежде всего относились дела по обвинению в контрреволюционной деятельности. В инструкции раскрывалось содержание контрреволюционной деятельности. К ней относились: организация контрреволюционных выступлений против рабоче-крестьянского правительства, участие непосредственно в них или в подготовительной к ним стадии, участие во всевозможных контрреволюционных заговорах и организациях, ставящих своей целью свержение советского правительства, участие непосредственно в выступлениях, даже если преступник не состоял членом каких-либо организаций, готовивших эти выступления. Признавались контрреволюционными всякие выступления независимо от повода, по которым они возникали, против Советов, их исполкомов или отдельных советских учреждений: продовольственных, административных и иных, если они сопровождались разгромам или иными насильственными действиями или хотя бы угрозами таковых по отношению к деятельности или деятелям этих органов. Если же они сопровождались набатным звоном, то виновные наказывались как прямые участники, причем покушение рассматривалось как оконченное преступление. Раскрывалось содержание таких составов преступлений, как саботаж, дискредитирование власти, подлог и неправомерное использование советских документов, шпионаж, хулиганство, преступления по должности. К суду трибунала могли привлекаться провокаторы, охранники, осведомители, царские сановники или иные деятели старого режима, прошлая деятельность которых, хотя бы и до установления Советской власти, признавалась вредной для революции или была против нее прямо направлена. Однако это осуществлялось всякий раз по специальным постановлениям местных Советов, их исполкомов или "особо на то уполномоченных органов".

Суд - есть орган государственной власти, а судебная деятельность - одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и политического строя. Советская судебная система - это совокупность судебных органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли звено судебной системы.

Судебные уставы 1864 года провозгласили такие принципы судоустройства и судопроизводства, как выборность некоторых категорий судов, независимость судей от администрации, гласность и состязательность процесса, равенство сторон перед судом, право обвиняемого на защиту. Однако указанные принципы были в значительной мере декларативными. Воспользоваться ими могли, главным образом, представители имущих классов. Суд состоял преимущественно из представителей этих классов. Для кандидатов в мировые судьи был установлен имущественный, национальный, возрастной и образовательный ценз. В сельских местностях судьи избирались земскими собраниями, то есть собраниями помещиков, в городах - городскими думами - собраниями представителей зажиточного класса (фабрикантов, купцов, домовладельцев и др.). Присяжные заседатели подбирались особыми комиссиями, состоящими из представителей земства или городской думы, прокуратуры и полиции, председательствовали в комиссиях представители дворянства. Кроме того, был установлен особый порядок выдвижения кандидатов в мировые судьи и утверждения их в должности, а также утверждения лиц, привлекаемых к участию в качестве присяжных заседателей. Все остальные судьи, как и мировые судьи национальных губерний и окраин России, назначались верховной властью или правительством.

Не был осуществлен и принцип независимости судей от администрации. Установления различных правил о порядке представления к назначению на должность судьи, повышении их в должности, дисциплинарной ответственности и т.д. ставило судей в зависимое от администрации положение. Не был полностью проведен в жизнь и принцип несменяемости судей, ибо в условиях формального действия этого принципа правительство всегда имело возможность устранить любого судью, деятельность которого не соответствовала его политическим целям. Не было, конечно, и равенства граждан перед судом и законом. В той или иной мере были ограничены и другие принципы судоустройства и судопроизводства, провозглашенные Судебными уставами 1864 года.

Судебная реформа 1864 года оказалась очень недолговечной. Прошло не так много времени после введения новых судов, как началась ликвидация тех немногих прогрессивных начал, на которых они были построены. Например, законом 1887 года из ведения суда присяжных было изъято рассмотрение политических, должностных и других преступлений.

На месте старого суда Октябрьская социалистическая революция создала новый, народный суд, построенный на принципе участия в нем только трудящихся. Этот важнейший принцип организации первых советских судов был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года.

Первый законодательный акт Советской власти о суде - декрет №1 - ,был принят 23 ноября 1917 года, то есть спустя почти месяц после победы Октябрьской революции. На местах, особенно в отдаленных районах, декрет стал известен значительно позднее. Но еще до его издания в Петрограде, Кронштадте, Москве, Смоленске, Саратове, Ярославской, Тверской, Новгородской губерниях, на Украине, в Сибири и других районах по почину местных Советов создавались новые, пролетарские суды, носящие различные наименования: революционные народные суды, следственные комиссии (с функциями суда), суды общественной совести и др. Вновь организованные суды обычно избирались на короткий срок Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Повсеместно суды создавались на началах коллегиальности: один постоянный судья и несколько временных судей-заседателей.

В отдельных местах были учреждены только революционные трибуналы, которые рассматривали все уголовные и гражданские дела. Иногда такие суды создавались и в некоторых волостях.

Первые советские суды решали дела, руководствуясь революционной совестью и революционным правосознанием. Они выносили приговоры, не ограничивая себя законами свергнутых правительств. Обвиняемый мог поручать защиту своих интересов доверенным лицом, как в период предварительного расследования, так и на суде.

В Москве после издания декрета №1 о суде Наркомюст РСФСР на основании постановления Московского Совета образовал третейский суд для разбора крупных гражданских дел; был назначен супер-арбитр этого суда. Третейский суд должен был временно заменить предполагаемый к учреждению окружной суд, разбирая гражданские дела, превышающие подсудность местных судов. Для рассмотрения более важных дел, в первую очередь дел контрреволюционных преступлениях, декретом №1 о суде были учреждены революционные трибуналы.

В РСФСР дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную рекомендацию в декрете №2 о суде от 7 марта 1918 года. Этот декрет был издан в развитие и дополнение первого декрета о суде. Для рассмотрения кассационных жалоб на приговоры и решения окружных народных судов предполагалось по этому декрету учредить областные народные суды, обслуживающие несколько окружных судов. Для достижения единообразия кассационной практики намечалась организация Верховного судебного контроля.

Местные народные суды, вынося приговоры и судебные решения, ссылались на законы свергнутых правительств крайне редко. Такие ссылки наблюдались лишь тогда, когда в составе суда были старые специалисты. В этих случаях приговоры и решения пестрели множеством ссылок на статьи, взятые из царских законов. Указания в декрете №2 о суде о том, что члены Верховного судебного контроля могут быть переизбраны и отозваны Советами, что отменять решения Верховного судебного контроля может только законодательный орган Советской власти, внесены в дополнение к первоначальному проекту декрета по предложению В.И. Ленина.

Декретом №3 о суде от 20 июля 1918 года было проведено разграничение подсудности дел между местными и окружными народными судами. На местные народные суды было возложено рассмотрение большинства дел о преступлениях. Дела о посягательствах на человеческую жизнь, об изнасиловании, разбое, бандитизме, подделка денежных знаков, взяточничестве и спекуляции подлежали рассмотрению окружными народными судами. Местным народным судам было предоставлено право рассматривать гражданские дела ценою иска до 10000 рублей, по уголовным делам - назначать наказание до пяти лет лишения свободы.

Декрет №3 о суде устанавливал, что кассация не допускается по делам, по которым назначено денежное взыскание до 500 рублей или лишение свободы до семи дней.

В декрете №1 о суде было сказано, что о порядке судопроизводства будет издан особый декрет. Декрет №2 о суде коснулся лишь некоторых вопросов судопроизводства, главным образом, следствия, доказательств, подсудности, участия сторон в процессе, кассации. Декрет №3 о суде в части процессуальных правил рассматривал вопрос о подсудности. Таким образом, до половины 1918 года еще не имелось специального акта, в котором были бы даны в обобщенном виде процессуальные правила.

Этот пробел был восполнен инструкцией Народного комиссариата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 года, в котором подробно были изложены вопросы судопроизводства.

Система революционных трибуналов организационно действовала обособлено от системы народных судов. И только с окончанием гражданской войны и переходом на мирную работу по восстановлению народного хозяйства произошло слияние обеих систем советских судов.

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. II. Становление и развитие системы общественного призрения
  3. IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  4. Автоматич. линии; гибкие производственные системы. Их стр-ра, возможности использования в техпроцессах.
  5. Ассортиментная (видовая) идентификация - это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающей предъявляемые к нему требования.

Формирование советской судебной системы . Составной частью гос аппарата явл суды, и строительство советсткой судебн системы начинается с принятия декрета о суде №1. Данным декретом упразднялась вся дореволюционная суд система, мировые окружные суды, судебные палаты. Сенат, военные, коммерческие, морские суды, а также адвокатура, прокуратура и институт судебных следователей. Вместо этой системы учреждались местные суды и революционные трибуналы.

Дальнейшее развитие судебной системы связано с принятием декрета о суде №2 и №3.

Декретом о суде №2 вводились окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда. Решение по гражданским делам окружные народные суды выносили в составе 3 постоянных членов суда и 4 народных заседателей. Приговоры по уголовным делам в составе 12 заседателей и председателя – постоянного члена суда. Обжалование в апел порядке, осталась только кассация решений. После отмены решения дело передается на новое рассмотрение в новом составе. Кассационному суду принадлежало также право помилования и смягчения наказания. При советах создавались коллегии права заступников. Ст. 6 данного декрета предусматривалось создание верховного судебного контроля, главное целью которого являлось достижение единообразной кассационной практики, однако, данный орган так и не был своевременно сформирован, а декрет о суде №3 признал нецелесообразность его создания. Вместо этого был учрежден Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решение окружных судов. Состоял из гражданского и уголовного отделений, члены кассационного суда утверждались ВЦИК, кроме того, декретом о суде №3 была существенно расширена подсудность местных народных судов. Теперь местные народные суды рассматривали все уголовные дела, за исключением: дела о преступлениях, посягающих на жизнь, дела об изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков и спекуляций, а также гражданские иски до 10000 рублей.

30. Местные суды: состав, основные принципы деятельности.

Действовали в составе 1 постоянного судьи и 2 очередных заседателей. Местные судьи д.б. избираться на основе прямых демократических выборах населением, а фактически избрались местными советами. Списки народных очередных заседателей составлялись местными советами. Местным судам были подсудны мелкие уголовные дела (с наказанием не свыше 2 лет лишения свободы) и мелкие гражданские дела с ценой иска до 3000 рублей. Следствие по делу осуществлялось судьей единолично, по большинству дел приговор был окончательным обжалованию не подлеж. У части дел закон допускал возм-ть кассационного обжалования приговора (институт апелляций упразднялся). Кассационной инстанцией для местных судов был уездный съезд местных судей. Для крупных городов такой инстанцией являлся городской съезд судей. Кассационные жалобы рассм судом в составе не менее 3 местных судей.



31. Революционные трибуналы: формирование, состав, подсудность. Декрет СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах».

Действовали в составе 1председателя и 6 очередных заседателей. Р.Т. избирались губернскими и городскими советами, подсудность не была четко регламентирована, первоначально рев трибуналы создавались как чрезвычайные суды для борьбы с контрреволюцией, однако, они рассм не только гос. преступления, но и преступления общеуголовного характера (бандитизм, погромы, хулиганство, спекуляция). Советы образовывали следственный комитет из 3 человек, которые расследовали дело, а затем передавали их в трибунал. 28 января 1918 г. Принял декрет о революционном трибунале печати, которые создавались при рев трибуналах и рассм дела о преступлениях, совершенных посредством использования печатных изданий. В качестве наказания могли применять штраф, выражение общественного порицания, приостановка деятельности издания, конфискация типографии или имущества издания, лишение политич прав, лишение свободы, удаление из столицы и ее пределов, страны.



4 мая 1918 г. СНК РСФСР принимает декрет от революционных трибуналах , революционные трибуналы сохранялись лишь в столицах. Губернских городах и промышленных центрах, рассматривал след категории дел: контрреволюц преступления, саботаж, спекуляция, подлог, неправомерное использование советских документов, хулиганство и шпионаж. Для рассмотрения дел особой важности 16 мая 1918 г. Был учрежден революц трибунал при ВЦИК. Состав: председатель и 6 членов, избирал ВЦИК сроком на 3 месяца. При трибунале учреждалась центральная коллегия обвинителей, в составе 3 человек, избиралась ВЦИК. Коллегия принимала участие в работе следственной комиссии поддерживали публичные дела по всем категориям дел, рассматриваемых в рев трибунале при ВЦИК. Создание кассационного отдела при ВЦИК ознаменовало собой завершение процесса формирования судебной системы на данном этапе. Состав кассационного отдела – председатель, назначаемый СНК и утверждаемый ЦИК, и 2 члена – 1 делегирован ВЦИК, 1 наркомат юстиции. Рассматривал кассационные жалобы и протесты на решение всех революционных трибуналов. Кассационному отделу было предоставлено право отмены приговора и передачи соответствующего дела на новое рассмотрение в том же рев трибунале, но с другим составом суда, или направление его для разбирательства в другой рев трибунал. В случае если обнаруживалось несоответствие меры наказания тяжести содеянного кассационный отдел имел право обращаться в президиум ВЦИК с предложением об изменении наказания или прекращении дела без направления на повторное рассмотрение.

32. Судебно-правовая реформа 1922 – 1924 гг.

НЭП советского государства способствовала преобразованию системы органов гос власти и управления, включая и судебные учреждения, которые предыдущий период были ориентированы в основном на борьбу с преступностью и проведение судебных репрессий. Требовалась реорганизация судебных органов в стране и в этой ситуации начинается подготовка судебной реформы. Основными предпосылками судебной реформы 1922 г. Выступил комплекс причин политического, правового, социального и экономического характера. Основной целью данной реформы являлось закрепление единой судебной системы, стремление к централизации советских судебных органов. Судебная реформа закрепляла общие принципы организации совет судебной системы: единство, построение с учетом гос устройства и соответствие новому административно-территориальному делению.

Декретом о суде №1 создавались две системы судов - общих и особых . Декрет предусматривал полную ликвидацию всех органов буржуазной юстиции, включая и систему мировой юстиции. Новые суды должны руководствоваться не законами свергнутых правительств, а декретами СНК, революционной совестью и революционным правосознанием. Декрет упразднял все судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные, морские и коммерческие суды всех наименований, институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры . Имело место стихийное возникновение революционных судов. Декрет устанавливал принцип сменяемости судей и заседателей.

Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались: местные - для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; и революционные трибуналы.

Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей. Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:
избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей; гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях; полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан; допущение защиты со стадии предварительного следствия; коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса; в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п.

Декрет №2о суде создались окружные суды, а в качестве кассационной инстанции - областные суды, установлено, что делопроизводство должно вестись на национальных языках. Округ охватывал несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения . Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Советам принадлежало право отзыва избранных ими членов окружного суда. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе 3-х лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а так жен образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов.

Окружные суды избирались Советами. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы - местные народные суды и окружные суды Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.

Декрет №3 о судах поднял авторитет и роль местного суда, передав в его ведение все гражданские дела по искам до 10 тыс. руб. и все уголовные, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Получил право применять наказание до 5 лет. В качестве кассационной инстанции предполагалось создать временный кассационный суд в г.Москве, на который так же возлагался надзор за решениями и приговорами местных судов.

Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе: народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.); народного судьи и двух народных заседателей; народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях). Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии.

57. Создание основ советского права в 1917-1918 гг.

1. Гражданское право 2. Семейное право

3. Земельное право 4. Трудовое право 5. Уголовное право

1. Советское гражданское право формировалось в ходе национализации. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья.

Государство признавало и защищало такую частную собственность граждан, которая была основана на личном труде. Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались административно-правовыми методами.

27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене наследования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального

обеспечения.

Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб.

Произошло сокращение торгового оборота. Денежные отношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

2. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: согласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях с брачными.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принял ^ Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие принципиальные положения декабрьских декретов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супругов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выполняли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.

3. В феврале 1919 г. ВЦИК было принято ^ Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию. Согласно этому акту земля определялась в качестве единого государственного фонда, который находился в непосредственном ведении и распоряжении соответствующих наркоматов.

Все формы единоличного землепользования рассматривались как отживающие. Для совместной обработки земли стали создаваться совхозы, коммуны и общества.

В развитие Положения о.совхозах был принят декрет, в соответствии с которым объединениям государственных предприятий, городским Советам, профсоюзам и кооперативам было предоставлено право получать земельные участки для организации на них совхозов.

4. ^ Трудовое право стало формироваться как самостоятельная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регламентировались гражданским законодательством.

29 октября 1917г. было принято постановление правительства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов.

В декабре 1917г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Создавались биржи труда. ,

В декабре 1918г. был принят первый ^ Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда.

Действие кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму как на государственных, так и на частных предприятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам.

5. 12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил ^ Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.

Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.

^ Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.

Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

58. Конституция РСФСР 1918 года.

10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге РСФСР.

Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства - система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу - диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.

Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами - избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.

Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы, в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.

59. Советская государственная система в годы гражданской войны 1918-1920 гг.

В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О революционной законности», что было обусловлено тяжелым положением на фронтах Гражданской войны. Порядок деятельности и взаимодействия ВЦИК, Президиума ВЦИК, СНК и местных Советов был скорректирован постановлениями «О советском строительстве» VII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1919 г.) и VIII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920 г.). В частности, было установлено, что СНК РСФСР рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства (в том числе по военным делам), и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях. Президиуму ВЦИК предоставлялось право отменять постановления СНК и издавать необходимые постановления от имени ВЦИК. Таким образом, Президиум ВЦИК становился как бы коллективным главой советского государства.

Чрезвычайные условия Гражданской войны и иностранной интервенции потребовали от советского правительства создания чрезвычайного государственного органа. Им стал Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденный 30 ноября 1918 г. соответствующим декретом ВЦИК. Возглавил вновь созданный Совет председатель СНК РСФСР В.И. Ленин. В Совет входили представители ВЦИК, Революционного военного совета Республики, Чрезвычайной комиссии по производству снабжения, народных комиссариатов продовольствия и путей сообщения В 1920 г. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны, соответствующее постановление было принято VIII Всероссийским съездом Советов.

В начале 1920 г. ВЦИК в целях регламентации правового статуса низового звена Советов соответствующим решением утвердил Положение о волостных исполнительных комитетах и сельских Советах Оно было ознаменовано общей тенденцией на централизацию местного управления. Основным стержнем политики централизации стала Российская коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б)) имевшая партийные организации на местах.

В районах, объявленных на военном положении создавались революционные комитеты (ревкомы) действовавшие на основании специального Положения, утвержденного совместным решением ВЦИК и Совета Рабочей и Крестьянской Обороны 24 октября 1919 г. В 1920 г., с улучшением общей ситуации на фронтах Гражданской войны, ревкомы были упразднены.

Хозяйством Советской России ведал Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), которому подчинялись местные советы народного хозяйства.

Централизованным продовольственным снабжением Советской России стал заниматься Народный комиссариат продовольствия РСФСР (которому. в частности, подчинялись печально известные продовольственные отряды, осуществлявшие продовольственную разверстку).

60. Чрезвычайное законодательство Советского государства в годы гражданской войны 1918-1920 гг.

В октябре 1918 г., по поручению СНК РСФСР, народные комиссариаты внутренних дел и юстиции издали Инструкцию об организации советской Рабоче-Крестьянской милиции. В ведение милиции был, в частности, передан уголовный розыск. В составе народного комиссариата внутренних дел было создано Главное управление Рабоче-Крестьянской милиции, управления Рабоче-Крестьянской милиции создавались на губернском и уездном уровнях.

Наиболее важными правоохранительными функциями занималась не милиция, а органы и подразделения Всероссийской чрезвычайной комиссии В ряде случаев за ВЧК признавалось право внесудебной репрессии. Органы ВЧК создавались также в других советских социалистических республиках (например, на Украине), в частях и соединениях Рабоче-Крестьянской Красной Армии, на железнодорожном и водном транспорте, вдоль государственной границы Советской России.

В ноябре 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР (новая редакция Положения была принята в 1920 г.). Судебным органом являлся народный суд. Судом второй инстанции становился Совет народных судей, состоявший из народных судей данного судебного округа. Народные судьи (судьи народных судов) избирались Советами, ими могли становиться только трудящиеся. При местных Советах создавались коллегии штатных защитников (коллегия защитников ликвидирована Положением 1920 г.), обвинителей и представителей сторон.

Наряду с народными судами в Советской России в годы Гражданской войны действовали революционные трибуналы: общие (территориальные) революционные трибуналы (в губернских и других крупных городах), военно-революционные трибуналы (с 1919 г. при революционных военных советах фронтов, а также при Революционном военном совете Республики), военно-железнодорожные трибуналы (с 1920 г. при управлениях железных дорог и Народном комиссариате путей сообщения РСФСР), а также Особый революционный трибунал по делам спекулянтов при ВЧК (с 1919 г.). Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК.

61. Политика «военного коммунизма» и правовые формы ее проведения.


Похожая информация.


Принятые в 1917—1918 законы Советского государства, заложившие основы советской судебной системы и социалистического правосудия.

Д. о с. № 1 принят СНК 22 ноября (7 декабря) 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50). Упразднил все ранее существовавшие судебные учреждения (кроме мировых судов, деятельность которых приостанавливалась), царскую прокуратуру, адвокатуру и следственный аппарат. Законодательно закрепил демократические основы организации и деятельности советских судов: выборность; участие в отправлении правосудия народных заседателей; открытое рассмотрение дел в судах; право обвиняемого на защиту.

Д. о с. №2 принят ВЦИК 18 февраля 1918 (СУ РСФСР, 1918, №26, ст. 420). Предусматривал: создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда (здесь местные суды впервые официально были названы местными народными судами); учреждение областных народных судов в качестве кассационной инстанции для окружных судов и Верховного судебного контроля в Москве. Декрет №2 впервые закрепил демократические основы советского судопроизводства: рассмотрение дел на языке большинства населения той местности, где слушается дело, досрочный отзыв судей и т. п. Для поддержания обвинения и защиты, а также оказания юридической помощи населению предусматривалось создание при местных Советах коллегий правозаступников.

Д. о с. №3 принят СНК 20 июня 1918 (СУ РСФСР, 1918, №52, ст. 589). Существенно расширил подсудность местных народных судов, отменил право руководствоваться старыми законами и вместо областных народных судов и Верховного судебного контроля в Москве временно создал единый кассационный суд с двумя отделениями (по уголовным и по гражданским делам).

64.Конституция РСФСР 1918 г.: общая характеристика

Конституция РСФСР 1918 г . (лат. - устройство) - первая конституция Советского государства. Решение о подготовке первой советской Конституции было принято на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. 1 апреля 1918 г. ВЦИК создал комиссию в составе представителей от коммунистической фракции ВЦИК (Я.М. Свердлов , М.Н. Покровский , И.В. Сталин), от фракции левых эсеров (Д.А. Магеровский, А.А. Шрейдер), от максималистов (А.И. Бердников), а также от наркоматов (Н.И. Бухарин, М.Я. Лацис, В.А. Аванесов, Д.П. Боголепов, М.А. Рейснер, Э.М. Склянский). В обстановке резкой борьбы Комиссия утвердила большевистский проект "Основных начал" Конституции. Большую роль в подготовке Конституции сыграла Комиссия ЦК РКП (б) под председательством В.И. Ленина , созданная 28 июня 1918 г. Комиссия разработала, дополнила и исправила ряд основных глав и статей Конституции. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов единогласно утвердил Первую Конституции РСФСР. 19 июля 1918 г. текст первой Конституции РСФСР был опубликован в газете "Известия ВЦИК". По предложению В.И. Ленина 1-й раздел Конституции составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция законодательно закрепила завоевания Октябрьской революции: диктатуру пролетариата в форме республики Советов, союз рабочего класса и крестьянства, переход основных средств производства в собственность народа, равноправие наций, федерацию как форму устройства, пролетарский интернационализм, основные свободы и права трудящихся. По Конституции высшим органом государственной власти РСФСР являлся Всероссийский съезд Советов, высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между съездами - ВЦИК, который создавал правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров - СНК. Органами Советской власти на местах являлись областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов государственной власти строилась на основе принципа демократического централизма . Первая советская Конституция имела открыто классовый характер. Конституция устанавливала ограничение в правах для "нетрудящегося" населения. Право избирать и быть избранными в Советы предоставлялось по достижении 18 лет - рабочим, служащим, солдатам, крестьянам и казакам "не пользующимся наемным трудом с целью извлечения прибыли". "Эксплуататорские элементы" (2-3% населения) были лишены избирательных прав. Временно рабочий класс имел преимущество в избирательном праве по сравнению с крестьянством в нормах представительства при выборах в Советы и на съезды Советов. По замыслу В.И. Ленина, по мере "прекращения сопротивления эксплуататоров" предусматривалось распространение Конституции на все население.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы