Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП соответствует показатель вновь созданная “валовая добавленная стоимость”, отражающий конечный результат их производственной деятельности. Для характеристики процесса производства товаров и услуг на мезоуровне (региона, края, области) в соответствии с общими методологическими подходами СНС рассчитывается валовой региональный продукт.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП (или "наш труд" ) равен сумме добавленных стоимостей секторов экономики региона, рассчитанных как разность между выпуском и промежуточным потреблением ("чужой труд"), плюс чистые налоги на производство и импорт.

ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП ), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП ). ВРП - это принципиально новый для России агрегированный показатель, который раньше не применялся в практической деятельности страны и регионов. Его главная концептуальная особенность состоит в том, что осуществляется учет любой деятельности и стимулирование "нашего" труда всех предприятий. Одновременно исключаются повторный счет и затраты «чужого» труда, которые раньше учитывались в общих объемах и результатах оценки эффективности производства.

ВРП = S ВВ - S ПП + S ЧНП + S ЧНИ; (4.4.)

Методология расчета этого показателя по большинству секторов и отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает.

Однако есть существенная разница между расчетами ВВП на федеральном уровне и расчетами ВРП на региональных уровнях. Отдельные компоненты ВВП на федеральном уровне по объективным причинам невозможно распространить по регионам (затраты по содержанию Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерств и т.д.), они рассчитываются централизованно и включаются только в ВВП России в целом. Поэтому сумма ВРП всех субъектов Российской Федерации не равна ВВП.

Валовая добавленная стоимость в основных ценах, рассчитанная по всем субъектам Российской Федерации, отличается от валового внутреннего продукта России на величину добавленной стоимости, создаваемой только на федеральном уровне. Поэтому суммарный ВРП всех регионов меньше ВВП страны на ряд не учитываемых элементов:

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука и т.п.);

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников (FISIM);

Часть налогов, в частности - налоги на импорт, которые невозможно учесть на региональном уровне.

Кроме того, технически невозможно и методологически неоправданно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, а также не существует данных для адекватного распределения добавленной стоимости по субъектам Федерации, создаваемой финансовыми и внешнеторговыми посредниками. Величина расхождения суммы ВРП по субъектам Федерации была, по нашей оценке, в 2000-2006 годах меньше на 12-13 % от суммарной величины ВВП.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей, основанных на единых методологических принципах СНС. Территориальным органам государственной статистики поручается в рамках Федеральной программы проводить сбор информации по унифицированным формам отчетности и ежегодно проводить расчеты агрегированных показателей региональных счетов в СНС.

Данные расчетов ВРП постоянно проверяются Росстатом, и официальные результаты по регионам утверждаются им после четырехкратного уточнения данных по истечении 2 лет. Понятно, что интерес к ним со стороны органов управления снижается.

Таблица 4.10.

Валовой региональный продукт

(на душу населения)

Регион
тыс. руб. в текущих ценах
Россия 39,5 49,5 60,6 74,9 97,9 126,0 157,9 198,8 248,0
Уральский округ 69,3 90,1 107,8 134,5 181,7 252,1 304,0 346,2 396,8
Курганская 17,8 24,4 29,3 36,7 42,6 51,0 70,2 84,0 111,3
Свердловская 34,2 44,1 52,2 63,8 82,1 107,6 148,5 186,6 214,9
Тюменская 176,9 232,2 275,6 340,7 465,9 668,3 765,2 821,3 928,4
Челябинская 33,0 39,2 47,8 61,4 81,7 98,8 126,8 163,8 189,5

Источник: Ежегодник Федеральной службы государственной статистики М.2010 « Российский статистический сборник», с.335.

Современных руководителей регионов особо интересует динамика ВРП, доходов, прибыли и сбережений. Появляются возможности территории оценить: уровень развития производства, вклад территориального образования в общие итоги работы экономики страны, какими ресурсами располагают субъекты РФ и как их используют.

В то же время в стране, состоящей из 86 территориально-административных образований с различным географическим положением и значительными отличиями в уровнях социально-экономического развития трудно объективно распределить созданную добавленную стоимость и рассчитать истинные затраты производства. Поэтому проблема расчета ВРП для каждого региона стоит особенно актуально.

На региональном уровне основные показатели СРС начали рассчитываться с 1995 года, и сделаны определенные интересные наблюдения, достигнуты совершенно новые результаты анализа.

Помимо ВРП, территориальные органы государственной статистики должны исчислять также показатели валового накопления, конечного потребления, сбережений, основного капитала и ряд других показателей эффективности и интенсивности по методике СНС.

Расчет ВРП ведется статистическими органами на дискретной основе производственным методом с учетом формирования информационной базы для счетов. Используются обычно два типа информации:

Прямая информация, представляющая собой полные или частичные данные о величине и динамике расчетных показателей. Например, унифицированная форма П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" содержит сведения о количестве и динамике произведенной продукции отрасли. Информация, полученная из отчетов, обязательно досчитывается до полного круга с учетом малых предприятий, продукции домашних хозяйств и неформальной экономики;

Косвенная информация, представляющая собой данные об объеме или динамике показателя, не составляющего целого или части рассчитываемого показателя, но изменения позволяют судить о динамике рассчитываемого показателя. Например, изменение численности обслуживающих лиц является косвенной информацией для определения динамики объема предоставляемых услуг.

Прежде всего, следует отметить, что показатели могут быть стандартизированы, то есть, рассчитаны на одного жителя, что позволяет по-новому сопоставить интенсивность изменения данных между регионами, не взирая на их размер и масштабы. Это особенно важно, потому что появляется возможность сопоставить любой субъект Российской Федерации. Например, Москва дает примерно 10% суммарного ВРП всех регионов страны, cтолько же, сколько производят Северный и Волго-Вятский экономический районы, вместе взятые. А вклад Республики Ингушетия и Алтайского края небольшой - менее 0,02% ВРП от каждого региона.

Москва, конечно, выделяется среди прочих регионов страны. На душу населения в столице производится на 70% добавленной стоимости больше, чем в среднем по России. Однако Москва не является чемпионом по данному показателю. Уровень производства в Тюменской области более чем в два раза выше московского и в 3,5 раза выше среднероссийского. В числе лидеров по стране - Республики Якутия и Коми, Красноярский край, Самарская область (с ее ВАЗ-ом). Татарстан и Санкт-Петербург занимают соответственно 21 и 22 места.

Самые низкие показатели в Северо-Кавказских республиках, Калмыкии, Республиках Алтай и Тува, а также Пензенской, Тамбовской, Ивановской областях, где уровень среднедушевого производства ВРП в два, а то и в три раза ниже среднего по России уровня. Если сравнить между собой наивысший (Тюмень) и низший (Ингушетия) уровни, то разница получится значительная - больше чем в 17 (!) раз.

Примерно соответствуют среднероссийскому уровни душевого производства в Архангельской, Нижегородской, Омской областях. Можно утверждать, однако, что среднее значение ряда несколько смещено из-за аномальных значений Тюмени, Якутии и Москвы, обусловленных вполне объяснимыми географическими и административными факторами, формирующими особенности хозяйства этих территориальных образований.

Поэтому наиболее типичными являются показатели производства ВРП в Брянской, Владимирской, Калужской, Воронежской, Кировской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской, Курганской и других областях. В них среднедушевые показатели производства несколько ниже среднего по России уровня.

Так же, как и при исчислении показателей производства, при построении других региональных показателей нет смысла учитывать коллективные услуги федерального уровня (государственное управление, оборона, академическая наука и т.д.), так как они оказываются для общества в целом.

Важнейшим показателем, характеризующим конечное использование товаров и услуг на территории региона, является показатель “фактического конечного потребления . Домашние хозяйства потребляют продукты и услуги за счет собственных доходов, а также индивидуальные нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме. Этот показатель важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования ВРП, но и изучения уровня благосостояния населения.

Если по производству добавленной стоимости на душу населения Москва занимает третье место в России, то по фактическому конечному потреблению на душу населения она уверенно лидирует с огромным отрывом. Она почти на 90 % опережает Магаданскую область, которая идет второй, более чем в три раза превышает средний по России уровень и почти в 18 раз - уровень Республики Ингушетия.

Тем не менее, бесспорным является то, что Москва по уровню потребления - это не совсем то же самое, что и остальная Россия. Если исключить из рассмотрения дальневосточные регионы, где расходы на конечное потребление традиционно высоки за счет географических причин, и Северо-Кавказские республики, где люди испытывают дополнительные трудности, то наиболее типичным будет уровень фактического конечного потребления в Смоленской, Тверской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Саратовской и Челябинской областях.

Однако в ряде территориальных образований Урала (Курганской, области и Удмуртской республике) происходит более высокая натурализация производства на уровне хозяйственных единиц (предприятий), имеет место значительный дефицит сырьевых и финансовых ресурсов, неравновесность технологических укладов (большой доли в экономике отраслей военно-промышленного и аграрного комплекса), стремление к упрощению технологий с сохранением значительной доли ручного труда. Диспропорции сопровождались неравномерностью институциональных преобразований, включением в систему внешнеэкономических связей на новых, более открытых условиях, нарушением системы кооперации.

В результате сложившаяся система территориального и отраслевого разделения труда оказалась слабо приспособленной к рыночным отношениям. Усилилась региональная дифференциация уровня производства, потребления и жизни населения. Поэтому наряду с экономическими показателями СНС должны измеряться и социальные индикаторы человеческого развития.

Статистика, как живая общественная наука, отражающая жизнь и деятельность населения и домашних хозяйств, способна по новой концепции охарактеризовать условия жизни населения, которые должна создает для него власть. Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В то же время возможности для развития должны обеспечивать сами люди и работодатели. Решение проблем сбережения населения и связанные с этим расходы бюджета – это не благотворительность и не социальная помощь. Это инвестиции в человеческий капитал, которые способны обеспечить экономический рост на всей территории России.

Предлагается учитывать особенности развития региона: социально-демографические и кадровые, общественно-политические - для отражения условий жизнедеятельности населения. А материально-ресурсные, отраслевые и структурные, финансово-бюджетные, природно-климатические, информационно-статистические, организационно-экономические - для характеристики возможностей населения и предприятий.

Для этого необходимо изменить систему показателей, отражающих эффективность работы кадров и экономики. Отказаться от старого ущербного показателя - объема производства в отраслях, который содержит двойной счет и стимулирует рост затрат, а не рост добавленной стоимости.

Уйти от повторного счета на практике пока не удается в связи с тем, что на федеральном и региональном уровнях в основном применяются количественные показатели, характеризующие экстенсивные формы управления (объем промышленного, сельскохозяйственного и иного производства), а качественные показатели (ВРП, прибыль, производительность труда и т.д.) как основные применяются редко в официальных публикациях.

Все это происходит потому, что аппараты органов власти и управления медленно осваивают СНС и СРС и недостаточно активно используют современные рыночные индикаторы, общепризнанные во всем мире.

С экономической точки зрения ущербно применять в качестве главных объемные и только количественные показатели, содержащие в своем составе значительную долю затрат предприятий (промежуточное потребление). Практически осуществляется эклектика, вне гласное стимулирование затрат, причем важнейшие в рыночных условиях данные, такие, как региональный продукт, доходы, потребление, накопление, прибыль, сбережение и многие другие показатели СНС используются как второстепенные.

Таблица 4.11.

Структура ВРП в Курганской области

(млрд. руб. / доля, в %)

«Валовой выпуск», полученный за счет повторного и двойного счета сырья, материалов и полуфабрикатов (чужой труд ) составил в 2001 г. свыше 52 млрд. рублей, а региональный продукт (свой труд) - всего 25 млрд. руб. В 2008 году «выпуск» достиг 250 млрд. рублей, а ВРП - 106 млрд. рублей. Доля затрат снизилась с 51% (2001 г.) до 48% в 2008 году.

ВВП на стадии образования доходов складывается в основном изприбыли предприятий, доходов населения и налогов, при этом затраты не учитываются.В среднем реальные доходы населения и прибыль предприятий должна повышаться на 7-10% в год. Однако прибыль экономики растет незначительными темпами.

Вместо расширения «экспорта» продукции в другие регионы увеличивается «импорт», за который надо платить, а средства ограничены, денег не хватает, требуется все больше финансовых средств для обслуживания «чужого» труда. Это расточительство снижает эффективность всей экономики Курганской области и превращает ее в сырьевой придаток областей и республик Урала, Западной Сибири и других регионов страны.

Поэтому необходимо уходить от стимулирования затрат и повторного счета, необходимо использовать только данные СНС, такие как ВВП, ВРП, доходы, прибыль, потребление, накопление, сбережение и т.д. Одновременно потребуется создание системы экономического образования СНС всех государственных и муниципальных служащих, специалистов предприятий, население и общественность. Такой ликбез СНС организован в Курганской области.

Контрольные вопросы

1. Сумма добавленной стоимости предприятий равна или нет ВРП ?

2. Чем объясняется необходимость исчисления ВРП?

3. В чем заключаются особенности методик оценки ВРП?

4. Какие показатели СРС используются на практике?

5. Какие счета и показатели применяются для отражения деятельности домашних хозяйств?

01.07.2008

Слабые регионы отстают в экономическом развитии от сильных в десятки раз и без грамотной госполитики не подтянутся, считает журнал «Финанс», опубликовавший третий по счету рейтинг российских регионов по показателю производимого в них продукта на душу населения.

Впереди всех - Тюменская область c $43,5 тысяч, что примерно соответствует подушевому ВВП США, Ирландии или Кипра. Но даже догнав Америку, российскому региону еще есть к чему стремиться. США всего лишь замыкают десятку стран самым большим ВВП на одного жителя. У Катара и Люксембурга этот показатель превышает $75 тысяч.

Следом за Тюменской областью с отставанием на $20 тысяч – Москва. По продуктивности экономики она близка к Южной Корее, Израилю и Саудовской Аравии. Интересно, что отрыв Тюмени от столицы, хотя и остается очень большим, несколько сократился за последнее время: в прошлогоднем рейтинге он был более чем двукратным. Это не удивительно: московская экономика в последние годы растет гораздо быстрее.

Производство в нефтегазовом секторе уже давно не впечатляет особым динамизмом. В 2006 году добыча топливно-энергетических полезных ископаемых выросла всего на 2,5%, в 2007-м – на 1,9%. Другое дело – обрабатывающая промышленность, торговля, финансовые и другие услуги, на которых специализируется Москва. Учитывая это, вполне вероятно, что в дальнейшем столица продолжит догонять Тюменскую область в рейтинге журнала «Финанс».

Перемена мест

Заметно ухудшились позиции Вологодской области, которая опустилась с третьего места на восьмое. Это объясняется в первую очередь относительно медленным ростом ее номинального ВРП в 2006 году (на 9%). Пять регионов, опередивших Вологодчину, прибавили по 25–35%. Особенно хорошую динамику продемонстрировали Сахалинская область и Красноярский край, что позволило этим субъектам Федерации занять четвертую и пятую строчку рейтинга соответственно. Если в 2005 году их ВРП были примерно равны ВВП Малайзии и Мексики, то в 2006 году они уже превзошли Чили.

Хорошие результаты продемонстрировали Свердловская и Оренбургская области. Последняя по итогам 2005 года была на 30-й строчке и не превышала по уровню развития Панаму. В новом же рейтинге ее номер – 17, а международный «аналог» – Болгария. Ту же планку взяла Башкирия, которая переместилась на 7 строчек вверх. Что касается Свердловской области, то она поднялась с 22-го места сразу на 13-е и теперь дышит в спину Ленинградской области.

Очень неплохо продвинулось в рейтинге и Подмосковье: с 31-го места сразу на 24-е. Соседство со столицей отражается на нем двояко. С одной стороны, близость к крупному рынку, лучшая чем в других регионах обеспеченность инфраструктурой стимулирует приток инвестиций в Московскую область. Результат – высокая динамика ВРП. С другой стороны, Москва оттягивает на себя трудовые ресурсы: огромное количество жителей Подмосковья создает ВРП не дома, а в столице.

На юге как в Африке

Факторы, обеспечивающие экономический рост в последние годы, – высокие цены на сырье, бурный рост внутреннего спроса, развитие городских агломераций – были таковы, что выигрыш от этих процессов распределялся очень неравномерно. Поэтому, несмотря на локальные прорывы, контрасты в развитии регионов остаются удручающими.

Показатель ВРП Тюменской области по-прежнему в 32 раза выше, чем у аутсайдера – Ингушетии. Субъекты Федерации, представляющие юг России, экономически находятся на уровне слабых государств третьего мира, таких как Гондурас, Филиппины и Боливия. А Чечня и Ингушетия, замыкающие рейтинг, сопоставимы с бедными странами африканского континента.

Более четверти российских регионов с общей численностью населения почти 26 млн человек по уровню развития экономики уступают нищей по европейским меркам Албании. Даже те, кто оказался в середине рейтинга (а это неслабые по российским меркам Краснодарский край, Калужская, Курская области и т. п.), уступают таким странам как Таиланд и Тунис. Правда, последние тенденции в региональном развитии немного обнадеживают. В частности, экономика некоторых регионов российского юга в 2006 году росла значительно быстрее, чем в целом по России и в Центральном федеральном округе. С другой стороны, ускорение почти не затрагивает Дальний Восток (за исключением Сахалинской области).

Данные о номинальных объемах валового регионального продукта (ВРП) на душу населения ежегодно обнародует Росстат (последняя публикация – за 2006 год).

Чтобы сделать показатели сопоставимыми, «Финанс» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец отчетного года (для Чеченской Республики вместо отсутствующей цифры за декабрь 2005 года была взята январская 2006 года). В качестве базовых показателей использованы значения стоимости корзины в целом по России.

Для сопоставления с ВВП иностранных государств рублевые ВРП были пересчитаны в доллары США. Учитывался паритет покупательной способности (ППС) российской и американской валют: он, в отличие от биржевого курса, отражает разницу в уровне цен в двух странах. Источник информации о ППС и ВВП стран по ППС – база данных МВФ, который, в свою очередь, опирается на статистику Всемирного банка.

При сравнении свежего рейтинга с прошлогодним («Финанс» № 27, 2007) сразу бросается в глаза странная, на первый взгляд, вещь. Показатели подушевого долларового ВРП большинства регионов сократились. Например, в прошлом году мы оценивали его объем у лидера рейтинга – Тюменской области – в $49 тысяч, а в этом году получилось только $43,5 тысяч. При более внимательном рассмотрении выясняется, что за год уменьшения тюменского ВРП не произошло, поскольку показатель 2005 года пересмотрен в сторону снижения – до $42,5 тысяч. Почему? Все дело в пересмотре исходных данных, которые были использованы при подготовке рейтинга. Во-первых, после прошлогодней публикации «Финанс» Всемирный банк скорректировал показатели паритетов покупательной способности. Во-вторых, Росстат актуализировал статистику по ВРП за 2005 год. Соответственно, показатели, на которых построен рейтинг за тот год, были обновлены. На расстановку мест это повлияло несущественно.

Место Субъект федерации ВРП на душу населения, $ тыс. по ППС Изменение за год, $ по ППС Прирост/снижение ВРП за 2001–2006 гг., % Страна с близким по размеру ВВП на душу населения по ППС
2006 2005*
1 Тюменская область 43,49 42,50 +993 42,0 США, Ирландия, Кипр
2 Москва 23,51 20,98 +2536 59,8 Южная Корея, Израиль, ­Саудовская Аравия
3 Республика Татарстан 13,61 12,03 +1579 34,1 Габон, Сент-Китс и Невис
4 Сахалинская область 13,60 11,37 +2230 77,2
5 Красноярский край 13,21 11,27 +1940 26,0
6 Республика Коми 13,19 11,69 +1492 19,1 Чили, Малайзия, вся Россия
7 Липецкая область 12,86 11,33 +1536 39,2
8 Вологодская область 12,05 12,84 –791 28,7 Турция, ­Аргентина
9 Томская область 12,02 10,99 +1026 26,6
10 Санкт-Петербург 11,80 10,77 +1029 60,1
11 Пермская область (край) 11,62 10,82 +797 15,4
12 Ленинградская область 11,19 9,80 +1392 76,0 Венесуэла
13 Свердловская область 10,89 8,88 +2006 51,0
14 Архангельская область 10,68 9,58 +1099 55,9 Ливан, Уругвай, Румыния
15 Республика Саха (Якутия) 10,46 10,64 –181 23,1
16 Республика Башкортостан 10,32 8,74 +1584 38,3 Болгария
17 Оренбургская область 10,27 8,17 +2102 47,7
18 Омская область 10,07 10,15 –78 63,7 Иран, Казахстан
19 Самарская область 10,00 9,14 +853 28,1
20 Челябинская область 9,79 8,69 +1100 37,6 Белоруссия
21 Белгородская область 9,64 8,70 +940 41,1
22 Мурманская область 9,54 9,00 +544 8,2 Коста-Рика
23 Кемеровская область 9,52 9,11 +410 33,1
24 Московская область 9,46 8,08 +1379 56,1 Сербия
25 Чукотский автономный округ 9,29 8,91 +380 48,5 Панама
26 Иркутская область 9,23 8,20 +1034 37,1
27 Ярославская область 9,07 8,69 +380 36,9 Бразилия, ЮАР
28 Республика Карелия 8,94 9,07 –129 26,4
29 Магаданская область 8,94 8,98 –48 –2,2
30 Удмуртская Республика 8,86 8,47 +390 17,5
31 Нижегородская область 8,55 7,47 +1085 32,3
32 Новгородская область 8,44 8,30 +144 16,9
33 Новосибирская область 7,59 7,25 +340 50,3 Македония, ­Таиланд, Ямайка
34 Хабаровский край 7,34 6,68 +663 28,2
35 Волгоградская область 7,29 6,74 +543 30,1
36 Тульская область 7,26 6,55 +713 31,7
37 Республика Хакасия 6,96 6,38 +576 10,1 Перу, Эквадор, Тунис
38 Калининградская область 6,93 6,36 +567 61,0
39 Рязанская область 6,85 6,29 +561 30,3
40 Курская область 6,81 6,27 +537 40,8
41 Тверская область 6,76 5,71 +1043 35,8
42 Краснодарский край 6,70 5,95 +749 42,1 Босния и Герцеговина, Доминиканская Республика
43 Астраханская область 6,62 6,36 +252 24,6
44 Орловская область 6,57 6,08 +494 26,2
45 Смоленская область 6,54 6,02 +515 20,5
46 Калужская область 6,40 5,89 +507 32,0
47 Костромская область 6,34 5,89 +445 23,7
48 Чувашская Республика 6,32 5,27 +1046 35,5
49 Ульяновская область 6,25 5,40 +849 32,1 Украина, ­Колумбия, Алжир
50 Саратовская область 6,23 5,95 +276 39,9
51 Амурская область 6,21 5,83 +377 10,5
52 Республика Бурятия 6,11 5,49 +621 30,5 Азербайджан
53 Камчатская область (край) 6,10 5,67 +431 6,4
54 Еврейская автономная ­область 6,07 5,18 +892 45,7
55 Владимирская область 5,96 5,27 +698 23,9
56 Ростовская область 5,87 5,15 +720 50,5 Албания
57 Приморский край 5,83 5,62 +207 31,3
58 Читинская область 5,77 5,07 +698 23,7
59 Тамбовская область 5,61 5,28 +333 31,0
60 Республика Мордовия 5,50 4,73 +766 48,0 Сальвадор
61 Пензенская область 5,48 4,98 +497 22,8
62 Псковская область 5,47 5,05 +420 20,8
63 Курганская область 5,38 4,55 +837 36,6
64 Республика Марий Эл 5,33 4,62 +710 33,6
65 Воронежская область 5,29 4,92 +371 30,1 Тонга, Египет
66 Республика Северная Осетия 5,26 4,32 +941 45,9
67 Алтайский край 5,20 4,59 +611 34,2
68 Брянская область 5,13 4,60 +531 33,8
69 Кировская область 4,74 4,30 +444 14,3 Китай, Туркмения­, Намибия
70 Ставропольский край 4,72 4,32 +401 48,9
71 Карачаево-Черкесская Республика 4,34 3,53 +808 43,0 Армения, Фиджи
72 Кабардино-Балкарская Республика 3,99 3,83 +155 32,4 Грузия, Марокко
73 Республика Алтай 3,97 3,48 +493 25,0
74 Республика Дагестан 3,76 3,22 +537 83,8 Боливия, ­Гондурас
75 Ивановская область 3,73 3,53 +197 30,4
76 Республика Калмыкия 3,49 3,01 +473 –15,5 Индонезия, ­Филиппины
77 Республика Тува 3,47 3,02 +454 19,8
78 Республика Адыгея 3,42 3,22 +204 35,4
79 Чеченская Республика 1,95 1,62 +325 Судан, Нигерия
80 Республика Ингушетия 1,36 1,30 +53 –9,1 Гана

Светлана Смольнякова



Подобные документы

    Характеристика валового внутреннего продукта, представляющего собой показатель стоимости произведенных конечных товаров и услуг. Изучение методов расчета ВВП на душу населения. Сравнительный анализ валового внутреннего и валового национального продукта.

    реферат , добавлен 03.06.2010

    Экономический статус субъектов Российской Федерации. Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. Валовой региональный продукт. Расчет региональных макроэкономических показателей.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2010

    Цель экономического и социального развития в Республике Коми. Показатели валового внутреннего продукта. Приток иностранных инвестиций в Республике Коми. Динамика развития экономики. Валовой региональный продукт как важнейший макроэкономический индикатор.

    доклад , добавлен 19.05.2011

    Внутренний валовой продукт как основной макроэкономический показатель анализа экономики. Статистический анализ динамики ВВП в Российской Федерации. Элементы прогнозирования валового внутреннего продукта в России, его сущность и элементы прогнозирования.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Показатель состояния экономики страны. Методы определения объема национального продукта. Цель использования системы национальных счетов (СНС). Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, чистый национальный продукт.

    реферат , добавлен 15.10.2008

    Показатели материального производства. Понятие производительного и непроизводительного труда. Валовой общественный продукт: продукт общества в стоимостной форме. Структура валового национального продукта. Соотношение макроэкономических показателей.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2010

    Понятие и принципы определения валового внутреннего продукта. Место и роль основных показателей национальной экономики, необходимых для объективной оценки ее социально-экономического развития. Обзор алгоритма и методов определения валового продукта.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2014

    Понятие и сущность валового регионального продукта. Методы его исчисления, анализ ВРП республики Бурятии. Сравнение показателей производства ВРП Бурятии с показателями ВРП СФО и ВВП России, динамика среднедушевого фактического конечного потребления.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Уровень общественного благосостояния, его количественная и качественная характеристика. Значение и роль объемов производства валового внутреннего продукта и национального дохода на душу населения. Суть международных показателей уровня жизни населения.

    эссе , добавлен 15.04.2012

    Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета. Номинальный, реальный и потенциальный ВВП. Понятие и особенности валового национального дохода (ВНД) и валового национального продукта (ВНП). Суть эффекта мультипликатора и расчет его величины.

1.4 Методы исчисления ВРП. Производственный метод исчисления ВРП

ВРП является центральным макроэкономическим показателем. Он характеризует конечный результат производственной деятельности всех резидентных производственных единиц данной территории за определенный период времени. Он может быть рассмотрен на стадии производства, на стадии образования доходов и на стадии использования доходов.

На стадии производства ВРП характеризует добавленную стоимость, созданную резидентами в текущем периоде в процессе производства товаров и услуг.

На стадии образования доходов ВРП представляет собой сумму первичных доходов, полученную резидентами в процессе производства, и подлежащую распределению между участниками процесса производства.

На стадии использования доходов ВРП отражает сумму расходов всех секторов национальной экономики на конечное потребление и накопление и чистого экспорта товаров и услуг.

Соответственно различают три метода исчисления ВРП: производственный метод, метод формирования ВРП по источникам доходов и метод конечного использования.

ВРП является агрегированным показателем объема производства. Он предназначен для измерения стоимости, созданной в процессе производства за тот или иной период времени резидентами данной территории. В основе производственного метода исчисления ВРП лежат следующие показатели:

· выпуск товаров и услуг;

· промежуточное потребление;

· валовая добавленная стоимость.

Выпуск (В) сектора, отрасли или экономики в целом представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в текущем периоде резидентными производственными единицами, входящими в состав соответственно сектора, отрасли или национальной экономики. Поскольку выпуск институциональной единицы складывается из выпусков принадлежащих ей заведений, выпуск всех секторов национальной экономики равен выпуску всех отраслей. Выпуск принято в СНС исчислять в основных ценах. Стоимость произведенной продукции включает стоимость товаров и услуг, использованных в процессе производства. Для того чтобы получить стоимость, вновь созданную в текущем периоде в процессе производства, необходимо из выпуска товаров и услуг вычисть промежуточное потребление. Под промежуточным потреблением (ПП) понимается стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в данном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Оно включает следующие составные элементы:

· материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, материальные услуги, расходы собственников жилья на его текущий ремонт; покупки домашними хозяйствами инструментов, строительных материалов, семян, кормов для собственной хозяйственной деятельности; покупки продуктов питания и медикаментов больницами и др.)

· оплата нематериальных услуг (оплата научно-исследовательских и экспериментальных работ, оплата финансовых услуг, затраты на обучение и повышение квалификации кадров, плата за юридические услуги, аудит, расходы на рекламу, арендные платежи за использование производственных активов (зданий, сооружений, машин, оборудования и др.)

· расходы на командировки (в части оплаты проезда и услуг гостиниц);

· другие элементы промежуточного потребления, включающие как материальные затраты, так и оплату нематериальных услуг (представительские расходы, расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, затраты на содержание научно-исследовательских лабораторий и бюро, расходы по набору кадров, стоимость доставки работников на работу и с работы, оплачиваемой производителем).

Для расчета промежуточного потребления используются данные, содержащиеся в формах статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), данные отчета об исполнении сметы доходов и расходов бюджетных организаций, выборочные обследования домашних хозяйств (для получения данных о сельскохозяйственном производстве в хозяйствах населения и другой предпринимательской деятельности) и другие источники информации.

Промежуточное потребление оценивается в рыночных ценах (ценах покупателей) на момент поступления соответствующих товаров и услуг в производство. Разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением называется валовой добавленной стоимость (ВДС):

ВДС = В – ПП.

Термин «валовая» означает, что при исчислении показателя добавленной стоимости из выпуска не вычитается потребление основного капитала, которое, так же как и стоимость других потребленных в производстве товаров и услуг, является результатом производственной деятельности предшествующих периодов. Потребление основного капитала (А) определяется в СНС как уменьшение стоимости основного капитала в процессе производства товаров и услуг в результате физического и морального износа или обычных повреждений. Оно должно рассчитываться исходя из фактических сроков службы и восстановительной стоимости элементов основного капитала, например на основе метода непрерывной инвентаризации. Если из валовой добавленной стоимости исключить потребление основного капитала, то получим показатель, называемый чистой добавленной стоимостью (ЧДС). Он более точно отражает вновь созданную в текущем периоде стоимость, добавленную к стоимости потребленных в процессе производства товаров и услуг:

ЧДС = ВДС – А.

Поскольку выпуск измеряется в основных ценах, валовая добавленная стоимость и чистая добавленная стоимость также оцениваются в основных ценах, включающих субсидии, но исключающих налоги на продукты. Из этого вытекает, что одним из компонентов добавленной стоимости являются другие налоги на производство. Сумма валовой добавленной стоимости всех секторов национальной экономики равна сумме добавленной стоимости всех отраслей. Для определения ВРП в рыночных ценах сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики уменьшается на величину косвенно измеряемых услуг финансового посредничества Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества - разность между процентами, полученными и выплаченными банками. Эти услуги рассматриваются в СНС как промежуточное потребление. Поскольку данные услуги трудно отнести к издержкам какой-либо конкретной отрасли (сектора), их исключают из итога ВДС по экономике в целом И увеличивается на величину чистых налогов на продукты (ЧНП):

ВВП = ЧНП + ВДС.

где ВДС - суммарная величина валовой добавленной стоимости за вычетом косвенно измеряемых услуг финансового посредничества. Исключая из валового внутреннего продукта потребление основного капитала, получают чистый внутренний продукт (ЧВП) Поскольку получение точных оценок потребления основного капитала, соответствующих концепции СНС, связано с большими трудностями, на практике чаще пользуются показателями валовой добавленной стоимости и валового внутреннего продукта, хотя с аналитической точки зрения большее значение имеют показатели чистой добавленной стоимости и чистого внутреннего продукта:

ЧВП =ВВП –А.

Распределительный метод исчисления ВРП

На стадии формирования доходов ВРП может быть исчислен как сумма первичных доходов, подлежащих распределению между непосредственными участниками процесса производства. Эти доходы являются компонентами добавленной стоимости текущего периода, созданной в процессе производства. К ним относятся следующие доходы от производства:

· оплата труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), определяемая как вознаграждение в денежной и в натуральной форме, выплачиваемое резидентами наемным работникам за работу, выполненную в течение текущего периода. При этом учитываются все начисленные работникам суммы (до исключения налогов на доходы и других вычетов из заработной платы), а также отчисления страховых взносов в фонды социального страхования и обеспечения;

· чистые налоги на производство и импорт, являющиеся доходами государства. В этом элементе учитываются не только налоги и субсидии на продукты, но и другие налоги на производство, которыми облагаются производственные единицы как участники процесса производства (исключая налоги на прибыль и другие доходы);

· валовая прибыль и валовые смешанные доходы, полученные резидентами в результате их участия в производстве до расчетов с другими хозяйственными единицами за использование заемных финансовых или нефинансовых непроизведенных активов в процессе производства (т.е. до выплаты дивидендов по акциям, процентов по вкладам, ренты за пользование землей и т.п.). Выплаты за использование заемных активов называются в СНС доходами от собственности. Если из этого элемента исключить потребление основного капитала, то получим чистую прибыль и чистые смешанные доходы.

Данный метод расчета ВРП используется для анализа его стоимостной структуры. В процессе распределения первичных доходов принимают участие не только резиденты региона, но и нерезиденты (остальной мир). Часть первичных доходов должна быть передана нерезидентам в виде оплаты труда и в виде доходов от собственности (дивидендов, процентов и др.). Вместе с тем резиденты могут получить первичные доходы от прямого или косвенного участия в производстве ВРП других регионов также в виде оплаты труда и доходов от собственности. Если из ВРП исключить первичные доходы, переданные остальному миру, и прибавить первичные доходы, полученные от остального мира, то получим валовой национальный доход региона (ВНД) в рыночных ценах.

Национальный доход (валовой или чистый) характеризует сумму всех первичных доходов, полученных резидентами страны в результате прямого или косвенного участия в производственной деятельности как в пределах национальной экономики, так и за ее пределами.

Исчисление ВРП методом конечного использования

ВРП представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта.

Под конечным потреблением понимается использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом. Доходы одних институциональных единиц могут использоваться для финансирования расходов на потребительские товары и услуги, потребляемые другими институциональными единицами.

Расходы на конечное потребление имеют институциональные единицы трех секторов экономики: домашние хозяйства, государственные учреждения и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

В составе расходов на конечное потребление государственных учреждений могут быть выделены две группы:

· расходы на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам (). Они включают стоимость нерыночных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, искусства, физкультуры и спорта, а также стоимость товаров и услуг, приобретенных ими для передачи домашним хозяйствам в качестве социальных пособий в натуральной форме (бесплатные лекарства, учебники, средства передвижения для инвалидов и услуги по их ремонту и др.);

· расходы на коллективные услуги () охватывают стоимость нерыночных услуг бюджетных организаций в области управления, обороны безопасности, науки, защиты окружающей среды и т.п.

Под фактическим конечным потреблением понимается стоимость фактически потреблённых товаров и услуг независимо от источника финансирования. Оно включает:

· стоимость всех индивидуальных товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами-резидентами (фактическое конечное потребление домашних хозяйств);

· стоимость коллективных услуг, предоставленных государственными учреждениями обществу в целом (фактическое конечное потребление государственных учреждений).

Для отдельных секторов расходы на конечное потребление не равны фактическому конечному потреблению. Для экономики в целом конечное потребление может быть исчислено двумя методами:

· как сумма расходов на конечное потребление всех секторов;

· как сумма фактического конечного потребления домашних хозяйств и государственных учреждений;

Помимо расходов на конечное потребление основными компонентами конечного использования ВРП являются валовое накопление и чистый экспорт товаров и услуг. Валовое накопление охватывает следующие три элемента:

· валовое накопление основного капитала;

· прирост запасных материальных оборотных средств;

· чистое приобретение ценностей Покупка за вычетом продаж для каждого сектора. На уровне экономики в целом - чистое потребление вновь произведенных или импортированных ценностей.

Валовое накопление основного капитала - это вложение средств институциональными единицами-резидентами в объекты основного капитала с целью получения экономической выгоды от использования их в производстве в последующих периодах. Оно выражается в увеличении стоимости основного капитала институциональных единиц за счет приобретения (за вычетом выбытия) новых и существующих основных фондов. В качестве компонентов валового накопления основного капитала рассматриваются также затраты на улучшение непроизведенных материальных активов и расходы, связанные с передачей права собственности на непроизводственные активы. При расчете валового накопления основного капитала базой служат данные об объеме инвестиций в основной капитал, которые корректируются с учетом методологии СНС.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает в себя прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов.

Компонентов: · конечное потребление товаров и услуг, · валовое накопление, · чистый экспорт товаров и услуг. Статистическое расхождение между произведенными и использованным валовым региональным продуктом может возникнуть ввиду различия источников данных и классификаций, используемых в расчетах разными методами, недостатка необходимой информации и других причин объективного и...


Регионов в сложившихся условиях невозможно. Однако постепенно сокращать сложившуюся в Российской Федерации региональную асимметрию в экономике и социальной сфере необходимо, используя для этого имеющиеся финансовые ресурсы. Глава 3. Основные пути преодоления экономической асимметрии развития регионов Российской Федерации Ослабление асимметрии социально-экономического развития субъектов...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы