Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Ярослав Мудрый, князь Древней Руси, известен любому школьнику. Когда-то великий правитель огромного государства, теперь он мирно живёт на страницах учебника истории, открывая для молодых умов новые сведения про свою удивительную деятельность. Настоящий патриот, тонкий дипломат, опытный экономист и истинный ценитель искусства - всё это можно сказать про князя. Исторический портрет Ярослава Мудрого кратко описать невозможно, так как период его правления щедро унизан добрыми делами и умными поступками.

Война с братьями за престол

После смерти князь Руси Владимир оставил много наследников-сыновей. Старший, Святополк, решил стать единым правителем, с этой целью он убил младших братьев: Глеба, Бориса и Святослава. Оставшийся в живых Ярослав, в то время князь Новгорода, узнав о злодеяниях родственника, собрал дружину и пошёл на Киев. Битв за трон между братьями было много. Святополк, прозванный за свой злой нрав и нетерпимый характер Окаянным, часто просил помощи у печенегов. Силы были неравны, и Ярослав отступал. Но сам русский народ в один день, устав от несносного правителя, ополчился и помог новгородцу победить брата и занять престол.

Немного позже ему также пришлось выйти на поле боя с Мстиславом, который правил в Тмутаракани. Ещё один объявившийся брат тоже захотел сместить с престола более удачливого сына Владимира. Но и тут победил Ярослав. Его очень поддерживали как дворяне, так и простые крестьяне. С тех пор началась эра расцвета Древней Руси. Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок. 988-1054) и сегодня говорит о мужестве и глубокомыслии этого великого правителя.

Почему Мудрый?

Прозвища князьям давал простой народ, исходя из их стиля правления, привычек или черт характера. Исторический портрет Ярослава Мудрого чётко даёт понять, что человек он был действительно глубокий, с широким кругозором и аналитическим складом ума. Прозвищем "Мудрый" его наделили из-за его неутомимой просветительской деятельности. Он не только читал летописи и книги, что в то время считалось пиком учёности, он также делал всё для того, чтоб грамотность распространялась на все слои населения.

Представители духовенства по его указанию начали обучать детей искусству чтения и письменности. Также князь открыл первое училище для мальчиков, которое находилось в Новгороде. В XI веке это стало большим событием, перевернувшим представление людей о жизни. Покупая книги в больших количествах, князь собрал огромную библиотеку и передал её Ярослав Мудрый - пример исторического портрета правителя, который постоянно думал о благополучии своих подданных и всячески этому способствовал.

Введение переводов

Исторический портрет Ярослава Мудрого свидетельствует о незаурядном князя, его поразительных способностях в науке и творчестве. Он стал первым на Руси, кто решил не только читать и писать книги, а и переводить уже существующие труды иностранных летописцев и мудрецов.

Он почитал мудрость представителей иных держав, особенно поражали его мыслители Древней Греции. Ярослав приказал перевести их философские трактаты, чтоб люди, которые хотели их прочитать, пользовались родным языком, славянским, тем самым его совершенствуя и изучая глубже. Придерживаясь этого принципа, он положил начало разрушению зависимости русских учёных от наследия Византии. И когда возник вопрос о назначении нового митрополита, он не вызвал его из-за границы, как было принято раньше, а назначил своего, Иллариона, из простого славянского села Брестов. Церковный устав, Номоканон, тоже перевели на родной язык, как того велел князь. Быть лучше всех, не бояться изменений - это те черты характера, которые сквозь века демонстрирует исторический портрет Ярослава Мудрого. История России до этого не знала таких правителей.

Первый рукописный закон на Руси

Да, к этому благому и нужному делу также приложил руку Ярослав Мудрый. Он стоит у истоков создания самого древнего русского памятника юриспруденции - "Устава" ("Русской правды", или "Суда Ярославля"). Современные исследователи в один голос заявляют, что это не простая книга, написанная князем, не только его размышления и мысли, а очень глубокая работа в сфере права, целый сборник законов, порядков и обычаев, действующих в те далёкие времена. Говорили, что в создании сборника правителю помогали частные лица. Но даже если они и полностью написали "Устав", вклад Ярослава переоценить невозможно. Так как он, как минимум, покровительствовал им, собрал их всех под одной крышей, объединил одним делом и довёл его до конца - издал сборник.

"Устав" усиливал ответственность за убийства, поджоги, порчу скота и имущества. Он стоял на страже здоровья и жизни простых людей, предусматривал финансовую компенсацию за нанесённые увечья и оскорбления. Он рекомендовал проводить экспертизу, розыск преступников по горячим следам, проверять лживые показания - на этом пока ещё начальном уровне развития этих составляющих современной правоохранительной системы.

Расцвет Киева

Ярослав Мудрый (1019-1054 - годы его княжения в Киеве) правил достойно. На этот период припадает расцвет государства и столицы давней Руси - Киева. Князь покровительствовал религии. Он приветствовал строительство новых храмов и церквей. Во время его правления начали возводить первые монастыри, среди них известный всему миру Киево-Печерский. Сегодня это целая Лавра, которая поражает своей красотой и роскошью. Это центр религиозной жизни в Киеве.

Также Ярослав укрепил этот город огромным валом, превратив его в настоящую крепость. Южный вход обрамляли ворота, их назвали "Золотыми" из-за церковных куполов. Также в центре этой части города был возведён митрополий собор, известный как Софийский. Эти здания в давней столице городов русских сохранились до нашего времени в прекрасном состоянии. Они излучают славу и силу наших предков. Миллионы туристов каждый год приезжают в Киев, чтоб посмотреть на эти рукотворные чудеса.

Благодаря князю начало активно развиваться ремесло. Мастера со всех уголков Руси съезжались в Киев и устроили тут целое поселение. Ныне это место называется Подол. Столица русского княжества достигла апогея развития и сравнялась с такими европейскими столицами, как Лондон и Париж.

Внешняя политика князя

Он сумел расширить границы Руси. Его власть накрыла и западную часть на этой земле построили Юрьев город, известный сегодня как эстонский Тарту. Желание сделать своё княжество лучше всех - это кредо, которое излучает исторический портрет Ярослава Мудрого. свидетельствует о том, что он сумел восстановить власть на Немане над ятвягами. Он полностью перестроил и возродил не только Киев, но и Новгород, Владимир-Волынский, Чернигов.

Ярослав укреплял границы княжества, вёл активную борьбу с кочевниками. Когда они добирались до границ его государства, он собирал дружину и успешно отбивал атаки противника. Его боялись и уважали. Ярослав был очень воспитанным и его принимали в самых влиятельных странах Европы: Британии, Франции, Германии, Норвегии, Византии. Правители этих держав пили с ним чай за одним столом, общались на равных и считали Русь полноценной, развитой и сильной государственной единицей того времени.

Династические связи

Князь Ярослав Владимирович Мудрый, политический портрет которого сегодня описан в каждом учебнике истории, показал, какие ценные для него браки, заключённые с представителя царских домов Европы. В этом тоже проявлялась его прославленная мудрость. Сам он женился на дочери шведского короля Ингигерде, которую перекрестили в Ирину.

Сыновья его тоже составили неплохую партию. Изяслав выбрал себе сестру польского короля, Игорь - принцессу Германии, Святослав - австрийскую принцессу, Всеволод - греческую царевну из рода Мономах, у которой родился другой русский прославленный князь Владимир Мономах.

Дочери князя Ярослава устроились ещё лучше. Анастасия вышла замуж за короля Венгрии, Елизавета - за норвежского правителя, Анна - за французского короля. Как видим, эти династические связи ещё больше укрепили положение Руси на политической и экономической мировой арене. И показали всем европейским государствам силу и мощь наших прославленных предков.

Установление Российского императорского дома

К этому важному моменту тоже приложил руку Ярослав. Он сумел породниться почти со всей Европой, и это способствовало процветанию его великого княжества. Исторический портрет Ярослава Мудрого показывает, что активная внешняя политика помогала ему в делах внутренних. Так, благодаря обширным семейным узам, он наладил торговлю, начал обустраивать города и ещё больше укреплять границы.

Династическая политика была утверждена и на законодательном уровне. Александром Благословенным было положено начало Российского императорского дома. Согласно с этим постановлением, особы царского рода не имели права заключать неравные браки. Этим добивались ещё большего развития княжества. Ведь связи с царскими домами других держав только укрепляли положение Руси, так как от других союзов толку было мало. Кровные узы также помогали избегать войн, в случае нападения противника предусматривали активную поддержку и помощь, обогащали казну и развивали все сферы жизни княжества.

Заключение

Исторический портрет Ярослава Мудрого открывает нам всю глубину мысли князя, его дальновидность и аналитический склад ума. Он точно знал, что нужно для развития державы и чётко придерживался своего плана. Благодаря ему, Русь достигла апогея своего развития. Экономика, торговля, искусство и строительство находились на наивысшем пике. Государство не только процветало, оно заявило о себе на политической мировой арене. С Русью считались, её уважали и почитали.

Какими же были наследники Ярослава, князья Древней Руси? Кто они? Исторические портреты показывают, что достойного последователя у Мудрого не было. Ни один из его сыновей не смог решительно пойти по стопам отца, поэтому такого развития Русь в те далёкие годы больше не видела. Все достижения князя потихоньку угасали, темпы развития снижались, а потом и вовсе сошли на нет. Надвигались тёмные средневековые часы, Смутное время. Русь как будто забылась в летаргическом сне, дожидаясь нового сильного и мудрого правителя.

1. Объясните, почему после смерти князя Владимира, укрепившего русское государство, начались усобицы.

В летописи вся вина за усобицу возлагается на Святополка. Но такие усобицы были после смерти не только Владимира, и отца его Святослава, но и многих потомков Владимира. Это значит, что сама система позволяла подобным усобицам возникнуть, подталкивала наследников великого князя к борьбе. И действительно, под властью каждого из них был свой удел, который давал ресурсы для борьбы, и главное, у каждого из них была собственная дружина, которая была предана лишь своему господину, ведь именно от него она получала все богатства и милости.

2. Какую политику проводил Ярослав Мудрый в отношении соседних народов и государств? Что было результатом этой политики? При ответе используйте текст параграфа и карту на с. 41.

Некоторые более слабые народы Ярослав подчинял, таким образом расширяя территорию государства. Он активно строил города, таким образом закреплял свою власть над покорёнными землями, а также выстраивал линию защиты против народов, кочевавших в Причерноморских степях (печенегов). Другие народы Ярослав не завоёвывал, но подчинял своему влиянию – так его ставленниками были два подряд короля Норвегии (Харальд III Суровый и Магнус I Благородный). Наконец, Ярослав укреплял международный авторитет Древнерусского государства в целом даже среди дальних народов, например, с помощью браков своих детей: его сыновья женились на принцессах из Священной Римской империи, Польши, Византии, дочери были выданы замуж в Норвегию, Англию, Францию и Венгрию.

3. Расскажите о создании первого русского свода законов - Правды Русской.

До этого преступления судили по так называемому обычному праву, то есть обычаям, которые передавались устно из поколения в поколение. В таком случае были возможны разные толкования законов. Развитие учёности позволило записать законы. Это начали делать именно при Ярославе Мудром, создав так называемую Краткую Правду. Позднее, уже при наследниках Ярослава свод законов был существенно расширен до Пространной Правды. Некоторые историки предполагают, что составленная при Ярославе Краткая Правда предназначалась только для дружины князя, а по Пространной Правде судили уже всех его подданных.

4. Назовите основные преступления и формы наказания за них, записанные в Правде Русской.

Русская Правда карала убийство, членовредительство, воровство, разбой, разные поджоги и др. Обычной формой наказание была выплата штрафа (виры), которую платил преступник, а если он скрывался – то жители той местности, где было совершено преступление. Последняя мера сегодня кажется несправедливой, но благодаря ней сами эти жители были заинтересованы в поиске и задержании преступника.

5. Как в Правде Русской было отражено неравенство положения различных групп населения?

В Русской Правде виры, например, за убийство были различными в зависимости от того, какое положение человек занимал в обществе. Это было справедливо в условиях того времени. Платили виру родственникам – эта была как бы компенсация того, что убитый мог бы заработать для семьи. Чем выше было положение человека, тем большим доходом он обладал, тем больший доход теряла его родня в случае его убийства. Так и выражалось социальное неравенство в Русской Правде.

6. Охарактеризуйте вклад Ярослава Мудрого в развитие древнерусской культуры. Какое значение имело основание им храма Святой Софии в Киеве?

Ярослав Мудрый добивался не просто расцвета русской культуры, он стремился даже превзойти Византию. Софийский собор в Киеве был построен в подражанию Софийскому собору в Константинополе – главному храму Визнатии (а в подражание Софийскому собору в Киеве появились храмы с таким же названием в Полоцке и Новгороде). При Ярославе в принципе расцветает каменное строительство, создание книг, причём не только переводных, появляются и собственно русские сочинения (например, «Сказание о Борисе и Глебе»).

7*. Составьте исторический портрет Ярослава Мудрого (используйте памятку по составлению исторического портрета на с. 52).

Ярослав Владимирович Мудрый получил первое княжество (Новгородское) в 1010 году, великим Киевским князем стал в 1016 году, хотя из-за усобиц объединил под своей властью всё наследство отца только в 1036 году, умер же в 1054 году. Он был умным и рассудительным, даже хитрым. Ярослава можно назвать талантливым государственным деятелем – он знал потребности государства, у него получалось решать возникавшие проблемы. Известна реконструкция его внешности, которую Михаил Михайлович Герсимов выполнил по найденному черепу: на нас смотрит старик с широким носом, выдающимися скулами и глубоко посаженными глазами. Кроме борьбы за наследство отца он прославился укреплением государства, расширением его границ, укреплением его международного авторитета, как среди ближайших соседей, так и среди далёких народов. При Ярославе расцвела культура – одним из самых значительных проявлений этого стало строительство Софийского собора в Киеве. Именно при Ярославе известен первый митрополит киевский русского происхождения – Иларион. Также Ярослав прославился как законодатель: именно при нём был создан первый вариант Русской Правды.

В истории Ярослав остался именно как Мудрый – правитель мощного и единого Древнерусского государства, которого боялись враги и уважали друзья. Образ Ярослава особенно выигрывает на фоне постоянно боровшихся друг с другом его наследников.

Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок.988 - 1054)

Новгородский князь Ярослав (см. Приложение №5) был третьим сыном великого князя Владимира Святого в браке с полоцкой княжной Рогнедой. Еще в детстве Ярослав повредил ногу, охромел, и впоследствии его частенько поддразнивали «хромцом». Княжить по воле отца Ярослав начал в Ростове, потом сменил в Новгороде брата Вышеслава.

К 1014 году относится упоминание в летописях о стремлении Ярослава отделиться от Киевского великого княжества. Можно предположить, что к этому князя подталкивала местная знать. К тому же Скандинавские саги отмечали скупость Ярослава, а из трех тысяч гривен (гривна новгородская - 409 г серебра) ежегодно собираемой в Новгороде дани две тысячи приходилось отдавать в Киев. С этого Ярослав и начал: и дань в великокняжескую казну, и церковная десятина в столицу отправлены не были. Владимир Святославич начал подготовку к походу на сына.

Узнав об этом и не надеясь на силу новгородского ополчения, Ярослав отправился за помощью к варягам. Пригласить в помощь варяжские отряды не предоставляло для Ярослава особого труда. «И начаша варяги насилие деяти на мужатых женах» в Новгороде, а заодно и грабить население. Горожане в долгу не остались и перебили многих своих обидчиков. Ярослав разгневался, ушел на берег озера Ильмень и пригласил к себе участников избиения варягов. Те, думая, что разговор пойдет о перемирие, явились и были изрублены варягами по приказу князя. Летописи говорят, что Ярослав таким образом убил около тысячи человек. Более вероятно, что князь в целях устрашения расправился только с несколькими горожанами.

Развитию конфликта помешали гонцы из Киева, сообщившие о смерти отца и претензиях Святополка на великое княжение. Святополк тоже был из рода Рюриковичей, старше Ярослава примерно на 8 лет, но он не был родным сыном покойного Владимира Святого и на киевский престол не имел даже формального права. Но за первым известием из Киева вскоре пришло и следующее - об убийстве Бориса и Глеба, сводных братьев Ярослава Святополком.

По сообщениям летописей, под началом Ярослава собралось около тысячи варягов и до сорока тысяч ополчения с новгородских земель. У новгородцев был резон мириться со своим князем. Их давно тяготила зависимость от Киева. Новгородцы в своем расчете не ошиблись - впоследствии Ярослав дал им льготу грамоту о полной финансовой самостоятельности и щедро наградил деньгами.

Обосновывая свой поход на Святополка, который уже убил и третьего своего брата, Ярослав говорил: «Не я начал избивать, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй и со мной то же сделает». Противники встретились ранней зимой 1016 года у г. Любеча на Днепре: «Враги сошлись, была сеча злая…» Святополк бежал, а Ярослав в начале 1017 года торжественно вошел в Киев. Как оказалось, ненадолго.

Первым делом новый великий князь заключил с германским императором Генрихом III против Польши, куда бежал Святополк. А вскоре пришлось отбивать первую попытку брата вернуть Киев с помощью печенежского войска. В следующем 1018 году Святополк пошел на Киев уже с польским войском, и в битве на берегах приграничного Буга дружина Ярослава была разгромлена. Самому князю с небольшой свитой удалось вернуться в Новгород.

Новгородское ополчение и варяжская дружина, которую удалось нанять на пожертвования зажиточных горожан, двинулась на юг. От Святополка к этому времени ушло польское войско, и он потерпел полного поражения в битве на берегах реки Альты. В 1019 году Владимир окончательно утвердился в Киеве.

За четыре последующих года Ярославу удалось вновь более или менее сплотить север и юг Руси.

В 1023 году, воспользовавшись поездкой Ярослава в Новгород, Мстислав с большой ратью подошел к Киеву. Горожане не приняли его. На штурм Мстислав не решился. В 1024 году потерпел поражение, вследствие которого вынужден был передать Мстиславу Черниговскую и другие земли на востоке от Днепра (эти земли перешли Ярославу в 1036 году). Период княжения Ярослава Мудрого новым подъемом Киевского государства.

Ярослав заключил союз с польским королем Казимиром I, выдав за него свою сестру и женив своего старшего сына на сестре Казимира.

Ярослав осуществил ряд походов против племен эстов(1030) и ятвягов(1038). В 1036 году войска руссов разгромили печенегов близ Киева. В честь этой победы в 1037 году был заложен Софийский собор.

В период княжения Ярослава Русь поддерживала тесные отношения с Византией, Германией, Венгрией, Францией и Скандинавскими странами. Международное положение Ярослав закрепил семейными связями. Уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен первый свод законов, так называемая «Правда Ярослава», составляющая наиболее древнюю часть «Руссой правды». В 1039 была основана Киевская митрополия. В 1051 году, желая освободиться из-под опеки Византии в церковных делах, князь избрал митрополитом Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри - св.Юрия, св.Ирины и Киево-Печерский монастырь. Будучи высокообразованным человеком, Ярослав, заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском соборе.

20 февраля 1054 года Ярослав Мудрый скончался в Киеве на руках у сына Всеволода. Похоронили великого князя в мраморном раке в любимом Софийском соборе, на стене которого в знак уважения к покойному от имени народа была сделана надпись о смерти «царя нашего».

Князь Ярослав Владимирович Мудрый

Политический портрет

Предисловие

Что есть человек? «Сосуд греха», открытая книга, «tabula rasa»? Не умаляя заслуг Джона Локка и христианских мыслителей, рискнём предложить свою трактовку. Человек - это маленькая узкая дверь, которая, отворяясь, открывает уходящий в даль бесконечный светлый коридор с бесчисленным количеством дверей по сторонам, каждая из которых, в свою очередь, открывает новый коридор с новыми дверями, а те - ещё коридоры и так до бесконечности, складываясь в гигантский лабиринт, разрастающийся во все стороны, не имеющий предела, но таящийся за одной-единственной узкой дверью. Эта узкая дверь - внешний облик каждого человека, а бесчисленные коридоры за ней - его внутренний мир.

Итак, человек - это большое в малом, точнее даже, бесконечное в конечном (в духовном смысле, разумеется). Человек - средоточие неисчислимого множества. Его внутренний лабиринт сил, способностей, установок, убеждений, взглядов, интуиций настолько многогранен и непостижим, что познать его, пройти этот лабиринт хотя бы в половину его (не говоря уже - до конца) совершенно не представляется возможным. Человек - принципиально непознаваемый объект (во всяком случае, непознаваемый до своего логического завершения, до объективного конца). Но, тем не менее, от этого он, эта непостижимая бесконечность, как объект исследования не менее привлекателен.

Увлекательнейшее занятие - изучение человека. Причем одинаково интересно как изучение общей его природы, так называемых «предельных оснований», так и отдельной конкретной личности во всех аспектах её проявления. Последнее и составляет суть данного исследования.

Каждый человек - личность. Оставив в стороне обществоведческие и психологические споры о природе феномена личности, более того - о структуре данного понятия, составе терминов, определяющих его сущность, заявим сразу же свою позицию по этому вопросу. Отринув, кроме того, споры о личности «настоящей» и «ненастоящей», повторим снова: каждый человек - личность. Это напрямую вытекает из многообразия и многогранности его натуры. Вся бесконечная совокупность её аспектов, зачастую неосознаваемых самим человеком, их обладателем, свидетельствует об этом. В любом человеке, и в самом заурядном, каким его считают окружающие, от природы непременно заложено что-то удивительное, но не замечаемое другими и таящееся где-то в глубине души. Таким образом, каждый человек ценен и неповторим, ибо он - личность.

Всё сказанное, однако, ставит подчас непреодолимые преграды в изучении личности. Уже было сказано, что познать человека полностью невозможно. Но даже и рассмотрение поверхностных черт личности, наглядно проявляющихся в его поступках и словах, представляет трудность, не говоря уже о поиске по этим бесчисленным лабиринтам человеческой натуры его потайной, нереализованной черты. Чем это вызвано? Кроме собственно сложности структуры личности, очень трудно ухватить личностные причины того или иного поступка, действия, решить, чем оно обусловлено, ибо зачастую действует целый комплекс причин, которые очень трудно отделить друг от друга; иные причины иногда вообще не очевидны. Другая сложность - чрезвычайно своеобразный и редко поддающийся какой-либо систематизации, да и вообще - какой-либо фиксации, не говоря уже об исследовании, процесс формирования личности, который, тем не менее, представляет громадную важность, так как предопределяет структуру и характер личности, а также всё её дальнейшее развитие.

Описанные сложности заметно суживают и, отчасти, снижают значимость исследования и полученных результатов. Однако, повторившись, скажем - от этого оно не становится менее привлекательным.

Уже неоднократно упоминалась многогранность и абсолютная неохватность всех аспектов феномена под названием «личность». Данная проблема, в свою очередь, также требует сужения познавательной задачи - в направлении рассмотрения какой-либо одной из сторон личности, какого-либо одного её аспекта. Нами в качестве такого аспекта выбран политический. Причин тому было несколько.

Для начала оговоримся, что выбранный нами аспект, некая матрица, призма исследования должна пониматься в достаточно широком смысле. Сюда включается не только непосредственно политическая деятельность, но и более широкий общественный, в иных случаях религиозный, в иных - социокультурный контекст. Общее же для них - это наличие того или иного влияния на общественную жизнь в тот или иной период. В этом отношении нам представляется, что в данной сфере общественно-политической деятельности личность получает наибольшее своё развитие и проявление. Здесь ни в коей мере не принижается роль духовного, научного развития и самовыражения личности, проявления её в сфере искусства и культуры. Другое дело, что в этих областях значительно труднее изучение и интерпретация результатов выражения личности. В данном смысле, политика более информативна. Кроме того, довольно широкий контекст рассмотрения позволяет включить некоторые сопутствующие моменты.

Кроме методологической привлекательности, тема интересна и своей непреходящей значимостью именно в контекстуальном смысле. Не стоит отрицать, что политическая и, более обще, общественная (в политическом понимании этого термина) сфера деятельности чрезвычайно важна для нормального функционирования общества в целом и жизни отдельного индивида в частности. Конкретизировать данный тезис не представляется необходимым - он ясен.

Осталась самая малость - охарактеризовать героя данного исследования и показать его роль и значение в истории политики. Но для начала: почему вообще Древняя Русь?

Что представляла собой Древняя Русь? На этот во многом риторический вопрос можно ответить и так. Древняя Русь - это эпоха складывания русского государства, русского народа, во многом определившая дальнейшее развитие Русского государства отчасти вплоть и до настоящего времени - своими, сложившимися в тот период традициями (религиозными, политическими, духовными, традициями организации власти и социального общежития); определёнными закономерностями и тенденциями развития, то есть, если угодно, некими принципами русской истории, образовавшимися под влиянием множества факторов (автор не считает нужным их перечислять - они достойны отдельного большого исследования); историческими предпосылками, сформировавшимися в тот период и проявившимися позднее, в другие эпохи, в виде конкретных исторических событий. Итак, после всего вышесказанного совершенно бесспорным видится факт огромной историко-исследовательской ценности этого времени. Познав Древнюю Русь, мы сможем отчасти познать Россию современную. Ни одно явление не исчезает бесследно, какие-то его следы остаются в последующих явлениях и событиях, как в виде определённых пережитков развития, как в виде неких нейтрально присущих черт, так и в виде определяющих факторов. Эта диалектика истории давно доказана Гегелем.

В столь важный для истории России период и разворачивалась деятельность князя Ярослава Владимировича Мудрого (980?-1054). Именно роль этого человека и его место в русской истории определили его выбор в качестве героя данной работы.

Много споров велось и ведётся по поводу того, что движет историю. Предлагалось множество точек зрения, начиная от частных и не раскрывающих сущностной основы («революции - колесо истории»), кончая наиболее общими и затрагивающими глубинные предпосылки. В этом споре автор придерживается следующего взгляда:

Бесспорно, в мире существуют определённые объективные факторы, влияющие на жизнь и развитие человечества, в первую очередь - природные, факторы, связанные с физиологическими и объективно-психологическими особенностями человека. Однако это по большей части статичные, не решающие, но сопутствующие факторы. Главный двигатель исторического прогресса - личность. Именно её сознательные, волевые действия и поступки определяют дальнейшее движение. Идеи, которые «правят миром» - продукт человеческого разума. Политические учреждения, в том числе и собственно святая святых - государство - изобретение человека, не говоря уже о технических изысках. Различные способы производства, продиктованные в некоторой степени природой, по большей же части придуманы человеком. Экономические механизмы, ныне живущие собственной жизнью, когда-то были либо придуманы человеком, либо как неизбежный побочный продукт выросли из человеческой деятельности по обмену результатами труда. Нравственные принципы, несмотря на провозглашаемую кое-кем имманентную их присущность миру, всё же утверждались человеком. В конце концов, та «бумага, на которой пишет история» - тоже люди, тоже личности. Лишь в соответствии со степенью развития личности, с её силой можно сказать, кто эта личность - «бумага истории» или тот, кто своими действиями пишет на этой бумаге.

Князь Ярослав Владимирович Мудрый, безусловно, относится к последней категории. Он - именно тот человек, который своими действиями «вершил историю», как бы банально не звучала эта избитая фраза. Чем же он так замечателен?

Не стоит отрицать следующего факта - огромную роль в последующей истории Руси сыграло христианство. Его как раз таки можно отнести к упомянутым выше предпосылкам, традициям и принципам. Автор не считает нужным перечислять все последствия этого влияния - они достойны отдельного большого исследования. Важно в данном случае другое - осуществление воли киевского князя Владимира Святославовича (о наличии объективных причин принятия христианства спорят до сих пор) коренным образом изменило весь ход истории Руси, направив только-только формирующееся государство в определённое русло, которое оно не покидало на протяжении тысячелетия своего последующего развития. Концепция духовно-политического устройства Руси князя Владимира, если можно это так назвать, сохранилась и не потеряла свою силу на века. Это нагляднейшее подтверждение тезиса о том, что личность - основной актор истории.

Однако, утверждая роль Владимира в этом процессе, многими не признаётся роль его преемника, Ярослава Владимировича. Не умея выразить это лучше, приведу слова историка Алексея Карпова: «Если собственно Крещение Руси, то есть исторический выбор, на тысячелетие определивший судьбы страны и народа, явился великой заслугой отца Ярослава князя Владимира, то на долю Ярослава и книжников его поры выпали осмысление и уяснение этого исторического выбора, выработка тех нравственных и политических основ жизни общества, которые впоследствии и получили название Русского Православия и которые в значительной степени определяют нашу жизнь и по сей день». Или вот мнение историка А.Е. Преснякова: «Ярославова эпоха вообще завершает по-своему организационную работу Владимира и закладывает основы политического быта Киевской Руси, надолго определившие ход русской исторической жизни». В высказывании Преснякова особенно важно, на наш взгляд, слово «по-своему». Оно означает не просто механическое продолжение начатого курса, но сознательное его осмысление и переработку, в соответствии с собственным видением ситуации. Итак, Ярослав не просто продолжатель дела отца, но самобытный и достойный последователь, по праву получивший от своих современников прозвище «Мудрый».

Прежде чем приступить непосредственно к исследованию, автор считает необходимым предупредить читателя о некоторых трудностях, возникших при написании данной работы и, увы, отразившихся на ее качестве. Помимо объективной сложности данной темы, возникли проблемы источниковедческого характера. Ввиду достаточной временной удалённости описываемого периода сохранилось довольно ограниченное количество письменных (единственно доступных нам в этом случае) источников. Более того, особенностью этих источников является значительная противоречивость, причём даже относительно основных исторических фактов и вех жизни нашего героя. Значительные расхождения в источниках имеются в датировке тех или иных событий. Как признают большинство исследователей, наряду со скупостью изложения, эти источники зачастую грешат, в той или иной степени, сознательной недостоверностью и искажением фактов, что, как правило, делалось по приказу высших должностных лиц Древней Руси (князя, например) в различных политических целях, и чем, кстати говоря, не гнушался и наш герой. Тем не менее, благодаря титанической работе множества исследователей этого периода, постаравшихся в максимальной степени установить истину и устранить противоречия, автор надеется, что ему удалось более или менее восстановить реальное положение вещей, а также приблизиться к пониманию личности князя Ярослава Мудрого.

Этап первый: этап формирования личности.

Под действием чего формируется личность? Традиционно выделяются три составляющие, совокупно действующие на характер человека в процессе его формирования: среда (окружающее человека общество, обстоятельства, в которых происходит процесс социализации), наследственность и самовоспитание (сознательные действия человека по выработке у себя тех или иных качеств, навыков и черт). С точки зрения исследователя, наиболее доступна для изучения составляющая, условно нами обозначенная как «среда». Действительно, самовоспитание, как правило, процесс скрытый, во всяком случае, редко проявляющийся внешне. Вопрос с наследственностью ещё более сложный. Если не вдаваться глубоко в генетику, то перенесение тех или иных качеств родителя на ребёнка как наследственных далеко не всегда со всей очевидностью правомерно. О наследственности в этом случае можно говорить лишь с большой долей относительности.

... Шпаргалка >> Культура и искусство

Экономическими и политическими отношениями. ... автором - духовником князя Мстислава Владимировича . Гипотеза А. ... князей официальны, лишены индивидуальных примет. Князь -убийца мог превратиться в праведника; Ярослав Мудрый ... даются словесные портреты исторических...


Ярослав Мудрый 1019-1054

Ярослав при своем правлении получил на Руси большую славу и любовь; за его ум и начитанность ему дали прозвище Мудрый.

Началось образование наследственных земельных образований вотчин.Посадил своих сыновей в крупные города в качестве наследников. Ввел на Руси первый свод законов *Русская Правда* .

1037 г. Простроил храм Св. Софии в Киеве. Укрепил связи с Византией с помощью династических браков. Основал город Юрьев, Ярославль. Вводит грамотность на Руси.Поддерживает книгопечатание.Сам читает и создает свою библиотеку, за что и получает прозвище Мудрый.

1038 борьба с печенегами.1043 Война с Византией, 1046 заключение мира. При Ярославе Русь становится мировой державой с ее политикой считаются все соседи.

Я считаю что Ярослав Мудрый принес неоценимый вклад в культуру Древней Руси. Показал мощь пред соседями.

Обновлено: 2014-10-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы