Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (James Augustine Aloysius Joyce, 2 февраля 1882 — 13 января 1941) — ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе в южной части Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был неоднократно менять профессию. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в 1893 г. — в дублинский колледж Бельведер (англ.)русск., который закончил в 1897 г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет (так называемый Университетский колледж), который закончил в 1902 г.

В 1900 г. в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 года публиковался в литературном американском журнале «Литтл Ревью», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Путешествуя по Европе, Джойс писал стихи. Некоторые произведения были опубликованы в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933 году), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения». День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всем мире как Блумсдэй (Bloomsday).

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением — романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939 году

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться. 11 января он перенёс операцию в связи с прободной язвой и 13 января 1941 года он умер.

Джеймс Августин Алоизиус Джойс - ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе на южной стороне Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был несколько раз менять профессию. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых его работ и одним из главных персонажей его романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клэйне, а затем, в 1893 - в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897. Через год Джеймс поступил на учёбу в Университетский колледж, который закончил в 1902.

В 1900 в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса - эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем и т. д. Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжелом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакль, на которой впоследствии (через 27 лет) женился.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Перемещаясь по Европе, Джойс писал стихи, некоторые из которых публиковались в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения».

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением - романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остается книгой «для специалистов», в отличие от более ранней книги новелл Джойса «Дублинцы», считающейся теперь образцовой книгой этого жанра. Популярен ныне также его ранний роман «Портрет художника в юности».

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться, и 13 января 1941 он умер.

Джеймс Джойс, биография которого описана в этой статье, является самым известным представителем модернизма из Ирландии. Его литературная деятельность оказала огромное влияние на всю мировую культуру 20 века.

Детство и юность

Джойс родился в 1882 году на юге Дублина, в районе Ратгар. Его семья была очень большой (пятнадцать детей). Отец Джон Джойс изначально занимался семейным бизнесом - виноторговлей. Но поскольку он плохо разбирался в делах, быстро прогорел. Ему пришлось устроиться в налоговую службу. В общем-то, работенка была не пыльной, но и там Джон долго не продержался. После этого он часто менял работу. Вместе с женой Мэри Джейн им приходилось часто переезжать, поэтому Джеймс в раннем детстве пожил практически в каждой части Дублина.

По сути, вся ответственность за семью легла на плечи матери. У нее была скромная пенсия, на которую все и жили. Джон-гуляка ничуть не смущался такого положения дел. Это очень повлияло на всех детей в семье, у которых родилось отвращение к собственному отцу. Позднее, в произведениях Джойса, эти чувства найдут отражение.

Несмотря на нищету и неустроенность семьи, мальчику удалось получить неплохое образование. В шестилетнем возрасте его отправили в колледж иезуитов Клонгоуз Вудс. А в одиннадцать лет перевели в Бельведер. В 1897 году, после получения среднего образования, Джеймс Джойс поступил в Дублинский университет (Королевский), который окончил в 1902 году.

Первые публикации

Джеймс Джойс, биография которого доказывает, что он, бесспорно, талантливейший из писателей, со школьных лет любил литературу и язык. Сразу было понятно, что это не просто увлечение.

Сочинительством маленький Джеймс занимался еще до поступления в колледж иезуитов. Но в девятилетнем возрасте он создал стихотворение, поражающее своей прямотой и открытостью. Он посвятил его Чарльзу Парнеллу, лидеру освободительного движения в Ирландии, и его соратнику Тимоти Хили, который предал своего товарища, в результате чего тот погиб.

Стихотворение было размножено отцом писателя, но копии, к сожалению, не сохранились.

Во время обучения в университете Джойс пишет эссе о своем любимом писателе "Драма и жизнь". Это был небольшой обзор творчества. А уже через год Джойса стали печатать в престижном лондонском журнале "Двухнедельное обозрение". Его первой публикацией стала статья о пьесе Ибсена "Новая драма". Начинающий писатель получил неплохой гонорар, но самым ценным для него стала похвала самого драматурга.

В том же 1900 году он пишет пьесу "Блестящая карьера". Она представляет собой не что иное, как подражание Ибсену.

В связи с кончиной Рескина в журнале была опубликована статья Джойса "Венец из дикой маслины", где писатель рассуждает о судьбе знаменитого англичанина.

С 1901 года занимался в основном переводами (например, "Перед восходом солнца" Гауптмана).

В октябре 1902 года Джеймсу удалось повстречаться с Йейтсом. Как заметил последний, наш начинающий писатель держался очень высокомерно. И вправду, Джойсу было свойственно такое поведение, однако это не мешало ему быть милосердным и добрым к людям.

Париж

Итак, Джойс окончил университет. Перед ним встала дилемма: что же делать дальше? Поразмышляв некоторое время над этим, он решил, что хочет заниматься медициной. Именно для этого он в начале декабря 1902 года отправился в Париж.

Джеймс Джойс, биография которого порой удивляет, в самом романтичном городе мира быстро забыл о цели своего приезда. Медицина буквально выветрилась у него из головы.

Он становится завсегдатаем Национальной библиотеки, много читает и размышляет. Из этих раздумий в итоге получился стихотворный сборник "Камерная музыка" и прозаические произведения, которые назвал "Эпифаниями" сам Джеймс Джойс. Коротко это понятие отражено в "Герое Стивене" (романе писателя) и характерно для ранней эстетической теории Джойса.

Кроме того, Джеймс отправлял материалы и книжные обзоры на остров, их печатали в "Дублин Дэйли Экспресс".

В середине 1903 года умирает мать Джойса. Последние месяцы сын находился с ней в Дублине. Но из-за разногласий на религиозной почве (Джойс отрицал религию), после ухода матери чувствовал себя виноватым и начал душить это алкоголем.

С 1904 года он начинает работать над первым крупным произведением - романом "Герой Стивен". Параллельно трудится над стихами, которые позднее войдут в сборник "Дублинцы".

10 июня случается судьбоносная встреча в жизни Джойса. Он встречает свою будущую жену Нору. В то время она работала горничной в отеле. С этого дня они практически не расставались.

В этот период Джеймс пишет и публикует в журналах много рассказов. А в конце года вместе с Норой он уезжает в Европу, на материк.

В 1905 году в Триесте у пары рождается сын Джоржио, а в 1907 году - дочь Лючия. Примечательно, что девочка появилась на свет в больнице для бедняков. Джойсы находились в тяжелом материальном положении, несмотря на то что отец семейства много и упорно работал. Сборник "Дублинцев" никто не хотел издавать, особенно в Ирландии. Его считали непатриотичным, и издатель под давлением общественности приказал сжечь уже готовый к продаже тираж.

Цюрих

Из-за начала Первой мировой Джойсы вынуждены уехать в Цюрих, где пробудут до 1919 года. Джеймс уже начал работу над самым главным романом в жизни - "Улиссом".

Жизнь в Цюрихе была примечательна тем, что здесь писатель заканчивал работу над одним из лучших своих произведений - художника в юности". Некоторые главы уже увидели свет, но цельное издание готово не было.

"Портрет художника в юности"

Этот роман Джеймса Джойса автобиографичен. Он переработан из ранее написанного "Героя Стива".

Впервые книга была издана в 1916 году в Америке, благодаря стараниям приятельницы Джойса Хариетт Уивер, бывшей редактором журнала "Эгоист". Затем он был опубликован в Австрии и других странах.

Автор описывает становление героя по имени Стивен Дедал, который в будущем появится и в романе "Улисс". Джеймс Джойс говорит о персонаже как о своем альтер-эго. Дедал точно так же сомневается в истинности постулатов католицизма и правильности устройства современного общества Ирландии.

"Улисс"

До 1922 года в некоторых журналах выходили главы из нового романа Джойса. Но вскоре даже в США его запретили к выпуску. В Британии мораторий длился до 1936 года. В итоге книга увидела свет в Париже. Ее выпустили 2 февраля - в день рождения автора.

Мог ли писатель мечтать тогда, что именно его произведение назовут вершиной модернизма, что это высокое звание получит его "Улисс"? Джеймс Джойс нисколько в этом не сомневался! Он создал невероятное полистилистическое произведение, наполненное историческими, философскими, общекультурными и прочими элементами. Несмотря на простоту сюжета, роман по-настоящему удивителен и уникален.

Две схемы для его понимания составил Джеймс Джойс. Хронологическая таблица была опубликована в 1931 году С. Гилбертом в книге-исследовании "Улисс" Джойса".

"Поминки по Финнегану"

В 1923 году писатель начинает работу над последним своим крупных произведением. Сам он называл этот труд "Вещь в работе".

Джеймс Джойс, биография которого постоянно находила отражение в его книгах, заявлял, что пишет историю мира. С 1927 года начали издаваться отдельные главы нового романа.

В июле 1931 года Джеймс официально женится на Норе (и это спустя 27 лет отношений!). А через полгода у них рождается внук, названный Стивеном.

В 1939 году увидел свет экспериментальный роман, написанный в технике "поток сознания". Естественно, его автором был Джеймс Джойс. Книги удивительней читатель не встречал. "Поминки по Финнегану" состоят сплошь из каламбуров, наборов неологизмов, автор использует много языков в написании, так что сразу и не разберешь, о чем речь.

Формально действие происходит в течение одной ночи в Дублине, на символическом уровне, - это есть вся мировая история.

Влияние

В январе 1941 года, после операции по устранению желудочной язвы, умирает Джеймс Джойс. Цитаты из его книг печатают во всех журналах, только теперь уже в разделе некрологов. Это стало тяжелейшим ударом для семьи и для всех поклонников писателя.

Своей жизнью и творчеством он оказал огромное влияние на таких выдающихся творцов, как Джон Апдайк, Борхес, Беккет. Его литературную деятельность оценивали неоднозначно как при жизни, так и после смерти. Но одно остается неизменным - Джеймс Джойс осуществил полноценную революцию в мировой культуре.

В течение двух последующих лет умный, сообразительный и развитый мальчик занимался самообразованием. В 17 лет он поступил в Университетский колледж в Дублине, которым тоже руководил орден иезуитов. Джойс даже подумывал о том, чтобы стать священником, но затем отказался от этой мысли, поскольку это повлекло бы за собой принятие обета безбрачия. 16 июня 1904 года Джойс влюбился в Нору Барнакл, необразованную горничную из Дублина. Все события в его знаменитом романе "Уллис" происходят именно в этот день. Джойс отказался, чтобы их брак зарегистрировал "какой-нибудь клерк с пишущей ручкой за ухом или какой-нибудь священник в ночной рубашке". Джойс и Нора стали жить в гражданском браке и в октябре 1904 года уехали на континент. Они все же заключили официальный брак в 1931 году, поддавшись уговорам их дочери Люсии.

В Европе Джойс перебивался случайными заработками. Он преподавал разговорный английский язык и писал рецензии в Триесте, Цюрихе и Париже. Дублин он посещал довольно редко, поскольку считал атмосферу этого города слишком затхлой и провинциальной для таких художников, как он. После долгих лет упорного литературного труда и 25 болезненных и тяжелых операций по удалению воспаления радужной оболочки глаза, глаукомы и катаракт, из-за которых он временами бывал практически слепым, Джойс, наконец, начал получать стабильный доход от издания своих произведений. Постоянно носящий очки, долговязый и застенчивый, Джойс никогда не позволял себе ни одного бранного слова в присутствии женщин. Этот же самый человек, вместе с тем, прославился поистине необузданным языком своих литературных произведений, а его "Уллис" в декабре 1920 года был запрещен в США и Великобритании за то, что содержал "непристойные места".

В юности Джойс очень часто бывал в "Ночном городе". Так в Дублине назывался район, где размещалось множество публичных домов. В "Ночном городе" Джойс и стал мужчиной в 14-летнем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он решил никогда не иметь больше сексуальных отношений с проститутками, заявив, что для того, чтобы спать с женщиной, ему нужно, чтобы в ней "была душа". Нора Барнакл, "женщина с душой", которую он выбрал, была с ним до конца жизни. Он считал себя слабым ребенком, нуждавшемся в Норе как в матери, и однажды написал ей: "Я хотел бы, чтобы ты меня ударила или даже избила. Не в шутку, дорогая, а по-настоящему. Я хочу, чтобы ты была сильной-сильной, дорогая, и чтобы у тебя была большая грудь и большие толстые бедра. Как бы я хотел, чтобы ты отхлестала меня плетью, Нора, дорогая!"

Нора, похожая на мальчика, с небольшой грудью, хорошо приспособилась к роли повелительницы. Джойса она называла "глуповатым Джимом". В своих разговорах с друзьями и знакомыми она называла его "слабаком". Даже когда литературные произведения Джойса принесли ему всемирную славу, Нора и не пыталась скрывать, что просто презирает их. Автор "Уллиса" прославился знанием женской психологии и ее тонким раскрытием, а Нора утверждала, что Джойс "ничего не знает о женщинах". Нора все же оставалась верной Джойсу на протяжении всей их длительной совместной жизни, хотя она и признавалась друзьям, что Джойс хотел, чтобы она изменяла ему с другими мужчинами, чтобы ему "было о чем писать". В 1909 году, когда Джойс уехал по делам в Ирландию, он писал Норе страстные письма, в которых были, например, и такие слова: "Какие-то совсем незаметные вещи вызывают у меня эрекцию, например, еле заметное движение твоих губ, маленькое пятнышко на твоих белоснежных трусиках... Я так хочу почувствовать прикосновение твоих горячих губ на всем теле..." В следующем письме он, правда, тут же извинился: "Ты обиделась, дорогая, на то, что я сказал о твоих трусиках? Это чепуха, дорогая. Я знаю, что на них нет ни одного пятнышка, как и на твоем сердце". Женское белье вообще было для Джойса настоящим фетишем. У него в кармане, например, всегда были маленькие трусики, которые он снял как-то с детской куклы. Иногда, выпив где-нибудь в кафе, он надевал их себе на пальцы и изображал движение маленьких ножек, изумляя посетителей и официантов. В различных кафе Джойс проводил обычно много времени. Там он встречался и беседовал с другими писателями, художниками и музыкантами.

Когда Джойс преподавал английский язык в Париже, он влюбился в Амалию Поппер, одну из своих учениц, дочь богатого еврейского бизнесмена. Эта любовь без взаимности погасла, когда в дело вмешался отец ученицы, попросив Джойса не пользоваться своим положением и оставить его дочь в покое.

Еще в юности, во время своих вылазок в "Ночной город" в Дублине Джойс заразился сифилисом. Он попытался излечить болезнь самостоятельно. Это самолечение подавило все признаки сифилиса, но не саму болезнь. Считается, что из-за нее Джойс страдал потом всю жизнь от хронической болезни глаз. Умер Джойс, тем не менее, в Цюрихе после операции по удалению язвы двенадцатиперстной кишки.

Джеймс Джойс – знаменитый ирландский писатель и поэт, считающийся одним из самых влиятельных авторов XX века. Мастер литературы, внесший вклад в развитие модернизма, прославился благодаря романам «Улисс», «Портрет художника в юности» и «Поминки по Финнегану», а также рассказами сборника «Дублинцы».

Детство и юность

Джеймс Августин Алоизий Джойс был уроженцем Ирландии. Он родился 2 февраля 1882 года в южном районе Дублина у Джона Станислава Джойса и Мэри Джейн Марри и был старшим из 15 детей. Семья будущего писателя происходила от фермеров и владельцев предприятия по добыче соли и извести, возможно, состояла в родстве с Дэниелом О"Коннеллом Освободителем, прославленным политиком 1-й половины XX века.

Не имея деловой хватки и навыков ведения бизнеса, отец будущего писателя часто менял работу. В 1893 году, после нескольких увольнений, он вышел на пенсию, которой не хватало на содержание многочисленной семьи, ушел в запой и занялся финансовыми махинациями.

Некоторое время Джон оплачивал учебу Джеймса в иезуитской школе-интернате, а когда деньги закончились, мальчик перешел на домашнее воспитание. В 1893 году благодаря старым связям отца будущий писатель получил место в колледже Бельведера, где присоединился к школьному церковному братству и познакомился с философией , до конца жизни сильно на него влиявшей.


В 1898 году Джеймс стал студентом Дублинского университетского колледжа и начал изучать английский, французский и итальянский языки. Юноша посещал литературные и театральные кружки, писал пьесы, материалы для местной газеты. В 1900 году хвалебная рецензия на книгу «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» стала 1-й публикацией в 2-недельном студенческом обзоре.

В 1901 году Джойс написал статью об ирландском литературном театре, которую университет отказался напечатать. Ее издали в городской газете "United Irishman", таким образом представив автора широкой публике.


По окончании колледжа Джойс отправился в Париж изучать медицину, которая оказалась слишком сложной для понимания и усвоения. Молодой человек пошел по стопам отца, часто менял профессии, пытаясь найти средства к существованию, много времени проводил в Национальной французской библиотеке, писал стихи. Вскоре он получил из дома известие о смертельной болезни матери и был вынужден вернуться в Дублин.

Книги

Творческая биография Джойса началась в 1904 году, когда он попытался опубликовать эссе под названием «Портрет художника». Материал не понравился издателям, и автор решил переработать его в роман «Герой Стивен», воспроизводивший события собственной юности, но вскоре забросил работу над произведением.


В 1907 году Джеймс вернулся к наброскам неоконченной книги и полностью их переработал, в результате чего в 1914 году на свет появился роман «Портрет художника в юности», повествующий о ранних годах жизни главного героя Стивена Дедала, очень похожего на самого писателя в молодости.

С 1906 года Джойс начал работу над сборником из 15 рассказов под названием «Дублинцы», в котором дал реалистичное изображение жизни среднего класса в столице и окрестностях в начале XX века. Эти зарисовки были сделаны, когда ирландский национализм пребывал на пике развития, они сосредоточены на идее Джойса о человеческом прозрении в поворотные моменты жизни и истории.


Композиция сборника разделена на 3 части: детство, юность и зрелость. Некоторые персонажи впоследствии перевоплотились во второстепенные образы романа «Улисс». Впервые Джойс попытался опубликовать «Дублинцев» в 1909 году на родине, но получил отказ. Борьба за выход в свет книги продолжалась до 1914 года, когда сборник, наконец, напечатали.

В 1907 году Джеймс сблизился с одним из своих учеников – Ароном Гектором Шмицем, евреем по национальности, писателем и драматургом, известным под псевдонимом Итало Свево, который стал прототипом героя нового романа «Улисс» Леопольда Блума. Работа над произведением началась в 1914 году и продолжалась 7 лет. Роман стал ключевым литературным трудом в истории англоязычного модернизма и библиографии писателя.


В «Улиссе» Джойс использовал поток сознания, пародию, шутки и другие приемы, чтобы представить персонажей. Действие новеллы ограничивалось одним днем, 16 июня 1904 года, и перекликалось с гомеровской «Одиссеей». Писатель перенес древнегреческих героев Улисса, Пенелопу и Телемаха в современный Дублин и воссоздал их в образах Леопольда Блума, его жены Молли Блум и Стивена Дедала, пародийно контрастировавших с оригинальными прототипами.

В книге исследовались различные сферы столичной жизни с упором на ее убогость и однообразие. Вместе с тем произведение является любовно детальным описанием города. Джойс утверждал, что, если Дублин будет разрушен в какой-то катастрофе, он может быть восстановлен, кирпич за кирпичом, по страницам романа.


Книга состоит из 18 глав, которые охватывают примерно один час дня. Каждый эпизод имел собственный литературный стиль и соотносился с определенным событием «Одиссеи». Основное действие происходило в умах персонажей и дополнялось сюжетами классической мифологии и порой навязчивыми внешними деталями.

Серийная публикация романа началась в марте 1918 года в нью-йоркском журнале «The Little Review», но через 2 года ее прекратили из-за обвинений в непристойности. В 1922 году книгу издали в Англии под патронажем редактора Харриет Шоу Уивер. Интересным является тот факт, что вскоре произведение запретили, и 500 экземпляров романа, отправленные в США, изъяли и сожгли на английской таможне.


Завершив работу над «Улиссом», Джойс был настолько истощен, что долгое время не писал ни строчки прозы. 10 марта 1923 года он вернулся к творчеству и начал работу над новым произведением. К 1926 году Джеймс закончил первые 2 части романа «Поминки по Финнегану», а в 1939-м книгу опубликовали полностью. Роман был написан на своеобразном и неясном английском языке, основанном, главным образом, на сложных многоуровневых каламбурах.

Реакция на произведение была неоднозначной. Многие критиковали книгу за нечитабельность и отсутствие единой нити повествования. Защитники романа, в числе которых был писатель Сэмюэл Беккет, говорили о значимости сюжета и целостности образов центральных героев. Сам Джойс сказал, что книга найдет идеального читателя, который будет страдать от бессонницы, и, завершив роман, обратится к первой странице и начнет снова.

Личная жизнь

В 1904 году Джойс встретил Нору Барнакл, женщину из Голуэя, работавшую горничной в гостинице. Молодые люди полюбили друг друга и вместе покинули Ирландию в поисках работы и счастья. Сначала пара обосновалась в Цюрихе, где Джеймс числился преподавателем в языковой школе. Затем Джойса отправили в Триест, бывший в то время частью Австро-Венгрии, и определили на должность учителя английского языка в классе, где готовили военно-морских офицеров.


В 1905 году Нора родила первого ребенка, мальчика, которого назвали Джоджио. В 1906-м, устав от монотонной жизни в Триесте, Джойс ненадолго переехал в Рим и устроился работать клерком в банк, однако и там ему не понравилось. Спустя полгода Джеймс вернулся к Норе в Австро-Венгрию и успел к рождению дочери Лючии в 1907-м.

Финансовое положение Джойса и Норы было тяжелым. Писатель не мог полностью посвятить себя творчеству, так как приходилось зарабатывать на жизнь. Он был представителем киноиндустрии, пытался импортировать в Триест ирландские ткани, делал переводы, давал частные уроки. Семья занимала одно из главных мест в личной жизни писателя, несмотря на все трудности, он до конца жизни оставался с Норой, которая стала его женой через 27 лет после знакомства.


В 1907 году у Джеймса начались проблемы со зрением, которые впоследствии потребовали более десятка хирургических операций. Были подозрения, что писатель и его дочь страдали шизофренией. Они обследовались у психиатра , который сделал заключение, что Джойс и Лючия - «два человека, направлявшиеся на дно реки, один нырял, а другая тонула».

В 1930-х годах денежные проблемы отступили на 2-й план благодаря знакомству Джойса с редактором журнала «Эгоист» Харриет Шоу Уивер. Она оказала финансовую поддержку семье писателя, а после его смерти оплатила похороны и стала распорядителем имущества.

Смерть

11 января 1941 года Джойс перенес операцию в Цюрихе по удалению язвы двенадцатиперстной кишки. На следующий день он впал в кому. 13 января 1941-го он проснулся в 2 часа ночи и попросил медсестру позвонить жене и сыну, прежде чем снова потерять сознание. Родственники находились в пути, когда писатель скончался, менее чем за месяц до собственного 59-летия. Причиной смерти стала прободная язва кишечника.


Джойса похоронили в Цюрихе на кладбище Флунтер. Первоначально тело было погребено в обычной могиле, но в 1966 году, после того как власти Дублина отказали родственникам в разрешении на перевоз останков на родину, на ее месте создали мемориал писателя. Через некоторое время рядом с гранитной доской, на которой высечены цитаты из произведений дублинского модерниста, поставили статую, поразительно похожую на автора «Улисса».

Цитаты

«Я всегда пишу о Дублине, потому что, если я могу постичь суть Дублина, я могу постичь суть всех городов на свете»
«Почувствовать красоту музыки - надо послушать ее дважды, а природы или женщины - с одного взгляда»
«Мысль, что не ты платишь за обед - лучший соус к обеду»
«Гений не делает ошибок. Его промахи – преднамеренные»

Библиография

  • 1904 - «Святая контора»
  • 1904-1914 – «Дублинцы»
  • 1912 – «Газ из горелки»
  • 1911-1914 - «Джакомо Джойс»
  • 1907-1914 – ««Портрет художника в юности»
  • 1914-1915 – «Изгнанники»
  • 1914-1921 - «Улисс»
  • 1922-1939 – «Поминки по Финнегану»

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы