Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Введение…………………………………………………………………………2

1. Функции религии……………………………………………………………..5

2. Плюсы и минусы религиозного влияния на общество…………………….6

2.1 Религия и мировоззрение…………………………………………………...6

2.2 Религия и политика………………………………………………………….9

2.3 Религия и культура………………………………………………………...10

2.4 Религия и нравственность…………………………………………………12

3. Место религии в современном российском обществе……………………15

3.1 Религия и молодежь России……………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………25

Религия есть - или по крайней мере притязает быть -,

художницей спасения, и дело ее - спасать. От чего же

спасает нас религия? Она спасает нас от нас, - спасает

наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса. Она

одолевает гиену, которая в нас и языки которой,

прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание.

Она улаживает душу, а водворяя мир в душе, она

умиротворяет и целое общество, и всю природу.

Флоренский П. А.

Введение.

Для каждого человека среди всех вопросов всегда остается главным вопрос о смысле жизни. Не каждый может ответить на него. Даже решив этот вопрос для себя, не каждый может достаточно аргументировано обосновать его. Однако, в каждом человеке неистребима потребность найти этот смысл и разумно оправдать его.

При решении вопроса смысла жизни человеческое сознание оказывается перед необходимостью выбора одной из двух возможных альтернатив. Ведь все разнообразие мировоззрений и идеологий в конечном итоге сводится к двум противоположным направлениям: религия или атеизм. Трудно дать точное определение, что есть религия, но одно можно сказать определённо: вера в сверхъестественное - есть универсальная характеристика всех ранних форм общественной жизни, и она сохраняется до наших дней. Слово «религия» буквально обозначает - связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика I в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование). Религия - это, прежде всего факт социальной жизни и, согласно одному из определений, представляет собой систему символов, действующих с целью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти настроения и мотивации выглядели как единственно реальные.

Функция религии в обществе рассматривается как соединяющая сила для членов группы, будь это домохозяйство, клан, племенной союз или современное государство. Тем самым религия, наряду, например, с государством, политикой и правом, выступает как один из фундаментальных факторов стабильности и социального порядка.

Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система. Религия - очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.

3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности - это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Любой из перечисленных элементов культа - храм, предметы культа, священство - может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного - церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

    Функции религии.

Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания, загробного существования и т. п. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система религиозных верований – религия приобретала тем самым определенные социально-политические и культурно-этические функции.

Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются - это пока еще предмет дискуссии между историками. Я же представлю точку зрения, согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или как) они влияют на жизнь людей. Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Во всех случаях функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.

2.Плюсы и минусы религиозного влияния на общество.

2.1 Религия и мировоззрение.

Мировоззрение - это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм "ломается". От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение - это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение - это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции? Здесь надо отметить, что о минусах говорят только историки. С точки зрения богословов, у религии (по крайней мере, у так называемой "истинной религии") никаких минусов не было, нет и быть не может.

Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый минус - отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.

Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок.

Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) – понижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запреты на участие в общественно-политической деятельности (так, например, обстоит дело в конфессии Свидетелей Иеговы), но чаще всего через выросшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрения людей, которые в структуре своего личного времени "львиную долю" отдают собственно религиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиозной литературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности на благо "других" или совсем не остается времени, или его остается очень мало.

Но ведь многие религии призывают к благотворительности? Разве это не призыв к социальной активности? Да, конечно, это призыв к социальной активности, который заслуживает одобрения со стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии: нравственной. Одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиций конфессии и уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная или социально-активная сторона. Есть остроумное высказывание мужчин о женщинах: женщины вдохновляют нас на великие дела, но не дают времени на их осуществление. То же самое можно сказать о некоторых религиозных конфессиях. Можно соглашаться с историками, можно не соглашаться с ними, но во всяком случае надо знать, что же именно они говорят о влиянии религии на социальную активность людей. А они говорят, что религия является "тормозом" в развитии этой формы активности.

Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие "тормоза", и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др.

Например, когда пьяница-атеист становится трезвенником-верующим, от этой перемены выигрывают и личность, и общество. По сравнению с кем же по уровню социальной активности проигрывают верующие? По сравнению с самими собою, с теми, какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом.

Введение

В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.

Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.

Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях - подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.

Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.

Поэтому в своём реферате, я попытаюсь выяснить, как православная религия влияет на общество в нравственном значении и какую она играет роль выполняя ряд функций в обществе.

Социальные функции религии

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функция - это способы действия религии в обществе, роль - суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Нет такой отрасли знания, которая бы ответила полностью на все вопросы человеческого бытия; у каждой науки, даже предельно широкой, есть свои рамки исследования. В религии же, даже архаичной, выстраивается система ответов на все вопросы. Проблема не в том, насколько истинны эти ответы, а в том, что они, в отличие от науки, есть.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей - как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе; социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании; разобщенность и изоляция сменяются братством в общине; безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем.

Религия, обеспечивая реальное общение, выполняет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и во внерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией, взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам, которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную среду. Требования к общению между верующими, принятые практически во всех существующих религиях, помогают наполнить атмосферу взаимодействия гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения.

Регулятивная функция религии осуществляется с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов, которые управляют деятельностью, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и права. Наиболее яркие примеры воздействия религиозного права можно обнаружить в обществах, характеризующихся национальной и религиозной однородностью. В каждой религии есть собственная система контроля за выполнением моральных заповедей. В христианстве это - исповедь, на которую верующий должен приходить с определенной регулярностью. По результатам исповеди, а также поступков, которые совершались явно, назначается мера наказания или поощрения. При этом такое "воздаяние" может быть действительным или отложенным на неопределенный срок.

Интегрирующе-дезинтвгрирующая функция религии проявляется в том, что религия, в одном отношении, соединяет, сплачивает религиозные группы, а в другом - разъединяет их. Интеграция осуществляется в тех пределах, в которых признается более или менее единое вероисповедание. Если же в обществе имеются различные, к тому же противостоящие конфессии, тогда религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Иногда это может произойти даже против желания действующих религиозных руководителей, поскольку предыдущий опыт противостояния религиозных конфессий всегда может быть использован в целях текущей политики.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культурнотранслирующую функцию. Особенно на ранних этапах развития человеческого общества, сопровождавшихся разрушительными войнами, религия способствовала развитию и сохранению некоторых слоев культуры - письменности, книгопечатания, искусства живописи, музыки, архитектуры. Но при этом религиозные организации накапливали, охраняли и развивали только те ценности, которые имели отношение к религиозной культуре. Хорошо известны факты уничтожения церковниками книг и произведений искусства, которые отражали взгляды, противоположные официально провозглашаемым религией.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности некоторых из них. Долгоевремя непременным атрибутом законности государственной власти считалось освящение церковью вхождения на престол того или иного государя. До настоящего времени при вступлении в должность президентов некоторых стран приносится присяга на священной книге, почитаемой ведущей для этой страны религией. Сохраняется и обычай приносить присягу, подтверждающую правдивость слов на судебном заседании, также на священной книге. Религия может и лишить власть её законности, и подтолкнуть общество к свержению этой власти тем или иным путём.

Роль религиозного представления о мире в обществе

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, то есть ее роль, бывали и бывают разными. Существуют некоторые принципы, которые помогают проанализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, при определенных характеристиках места и времени.

В современных условиях роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя религия оказывает большое влияние на экономические отношения и другие сферыжизни общества. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций, санкционируя определенные взгляды. Но и взгляды, и деятельность верующих во всех областях общественной жизни подвергаются обратному влиянию объективныхфакторов развития экономики, политики, культуры. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения.

Религия влияет на общество сообразно своим специфическим чертам, отраженным в вероучении, культе, организации, этике, правилах отношения к миру. Она такжепредставляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своимичертами и уровнями, внекультовые и культовые отношения и деятельность, учреждения для ориентации в религиозной и внерелигиозной областях.

В настоящее время широко распространено мнение о том, что общечеловеческие ирелигиозные идеалы и моральные нормы совпадают. Этомнение не учитывает ряда факторов.

Во-первых, в религии отражаются такие отношения, которые универсальны для всех обществ независимо от их типа; во-вторых, в религии отражаются отношения, свойственные данному типу общества (здесь тождество уже исчезает); в-третьих, религия отражает отношения, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых, религия отражает условия бытия разных сословий, групп, классов, представляет различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже о множестве национальных, региональных, родоплеменных.

Нравственное значение религиозного мировоззрения на общество

Всякая система мировоззрения вырабатывает свои принципы понимания природы, общества и человека. Религиозная система также содержит эти принципы, но если точные, естественные и общественные науки предлагают для описания и решения проблем различные методы, то у религии, при всей разносторонности способов воздействия на человека, метод один - моральное воздействие. При этом каждая религиозная организация стремится к положению единственного общественного арбитра, присваивая себе роль высшего судьи в делах морали. Это происходит на основании того, что моральные нормы светского общества чаще поддаются модификации в процессе исторического развития, чем "незыблемые" заповеди религии. С традиционной религиозной точки зрения, мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосредственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукоснительно следовать им. При таком понимании без и вне религии мораль появиться не может, и подлинная нравственность без религии не существует.

На самом деле, нравственные отношения коренятся в обществе, имеют собственный источник возникновения, развития и совершенствования, произрастают из гущи человеческих взаимоотношений, отражают реальную практику человеческого общежития. На заре человечества система запретов формировалась методом проб и ошибок в условиях постоянной борьбы за выживание. Тогда еще не было разделения сфер духовной жизни, господствовал религиозный способ мышления. Закрепить выработанные моральные нормы можно было только в религиозной форме.

К сильным сторонам религиозной морали можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые ответы, которые имеются в системе религиозной морали, способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. К сильной стороне религиозной морали можно отнести и постановку проблемы ответственности человека за совершенные деяния.

При разнице взглядов религиозных и нерелигиозных людей на источник моральных ценностей на практике они могут вести сходный нравственный образ жизни, разделять одни и те же принципы, одинаково понимать, что есть добро и зло. Опасна не безрелигиозная позиция, а позиция, в которой нет твердых духовно-нравственных оснований, объективных ценностей, независимо от того, религиозные они или безрелигиозные. Безрелигиозный выбор заставляет человека задуматься о таких проблемах, которые не возникают у верующего, ведь безрелигиозному человеку не приходится рассчитывать на помощь Бога, остается надеяться только на собственные силы. Это требует огромного мужества, интеллектуально-волевых ресурсов, духовной зрелости и нравственного здоровья.

Отношение религиии общества

Религия существует в обществе не как чужеродное тело, а как одно из проявлений жизни социального организма. Религия не может быть изолирована от социальной жизни, не может находиться вне связи с обществом, но характер и степень этой связи на разных этапах исторического развития неодинаков. С усилением социальной дифференциации возрастает самостоятельность различных сфер общественной жизни. Общество эволюционирует от целостности, в которой все слагаемые слиты воедино, к целостности, которая представляет единство многообразия.

Говорить о религии как о специфическом социальном феномене можно лишь применительно к довольно поздним эпохам истории. А в эти эпохи наряду с религией уже существуют другие социальные системы, обладающие своими функциями. Деятельность религии и других социальных систем тесно переплетена, вычленить особые функции религии в обществе можно только при определенном подходе. Этот подход предполагает, что всякое социальное действие есть субъективно осмысленное действие, ориентированное на определенные ценности. Вопрос о соотношении религии и общества - это вопрос о роли религии в мотивации социального поведения.

Влияя на мотивацию человеческого поведения, религия порождает определенные результаты жизнедеятельности, и сама, в свою очередь, является порождением жизнедеятельности общества (т.е. социальным феноменом). Оказывать воздействие на общество религия может только в том случае, если ее внутренняя организация соответствует организации всего общества (внутренняя структура элемента системы должна быть аналогична структуре всей системы) подчинена тем же задачам, что и общественная структура в целом.

Влияние религиозной морали на развитие общества

Церковь активно пытается воздействовать не только на верующих, но на все общество, пропагандируя ценности, признаваемые ею как базовые. Необходимо отметить, что при оценке социального развития российского общества православная церковь, например, придерживается гуманистических взглядов на проблемы экологии, демографии, социальных конфликтов, взаимоотношений различных религиозных организаций. Но при этом подчеркивается, что именно православная церковь всегда была хранительницей лучших традиций народа и его объединительницей в трудные времена.

Именно поэтому церковь претендует на роль главного арбитра и в моральных вопросах. Такая ситуация обусловлена еще и тем, что стремительное техническое и социальное развитие в настоящее время не подкреплено общепризнанными и обязательными моральными нормами. Нравственные оценки происходящего основаны на зыбких критериях сиюминутной пользы, выгоды, индивидуальной свободы. Человеческая жизнь теряет ценность. В связи с этим католическая церковь, например, устами своего папы Иоанна Павла II осудила все виды убийства. К ним отнесены смертная казнь преступников, аборты и эвтаназия . В энциклике упоминаются действительно серьезные аргументы: судебные и врачебные ошибки и злоупотребления, отказ человека от ответственности за свою и чуткую жизнь. Но главным доводом все же является тезис о том, что страдание "принадлежит трансцендентному в человеке: это одна из тех точек, в которых человек выходит на пределы самого себя и приближается к Богу". Лишение человека страдания, ограждение его от излишних мук, таким образом, является препятствием для его соединениямножеством, не дает ему познать настоящей радости на "том" свете. Как видим, церковь поднимает действительно важные моральные проблемы, которые общество не готово однозначно решить, но ответы на эти сложные вопросы готовятся по старому рецепту.

Совершенно другой отклик получают призывы церкви, когда они сопровождаются деятельностью по реальному воплощению в жизнь моральных образцов. Благотворительная работа священнослужителей и монахов в тюрьмах, больницах, домах престарелых и детских домах, в отличие от деятельности многочисленных благотворительных фондов, "отмывающих" деньги, наполнена настоящим теплом и сочувственным отношением к людям. Помощь, которую члены религиозных организаций оказывают нуждающимся, не является специализированной - юридической, психологической или педагогической. Но действенность ее гораздо выше - она основана на принципах человеколюбия. При этом никогда не забывается пропаганда религиозного вероучения, и ряды верующих постоянно пополняются.

Заключение

Проблема нашего общества состоит не в том, какую систему мировоззрения предпочитает человек, а в том, как он реализует свои убеждения в существующей социальной действительности. И верующие, и атеисты могут эффективно сотрудничать в деле построения справедливого общества.

Надежное функционирование и выживание общества предполагает непрерывность и устойчивость его жизнедеятельности, и социально целесообразное поведение его членов. Это достигается системой запретов, табу, норм, ценностей, которые способны придать совершенный вид социальным процессам, "восполнить" разрывы в социальной ткани, в общей ориентации людей, обеспечивая тем самым условия для предельной интенсификации "внутреннего мира человека: целеустремленности, уверенности, последовательности. В обстановке, когда такие механизмы не могут быть сконструированы из реальных элементов жизни, из наличных, очевидных фактов и доводов, предельно надежные регуляторы и ценности предполагают соотнесенность со сверхъестественными силами. Именно в этом случае религия усиливает стабильность и выживаемость общественного организма. В нашем обществе люди испытывают потребность в решении фундаментальных смысловых проблем, которые являются вечными. Поиск идет в разных направлениях, в том числе и в русле религии. Поэтому будущее религии в нашем обществе зависит от того, насколько скоро будут созданы условия для решения подобных проблем светским путем, не требующим обращения к идее Бога, к религиозной мотивации нравственных ценностей и норм.

Литература

1. Лобазова О.Ф. «Религиоведение» 2005г.

2. http://5ka.com.ua/41/34302/1.html

3. Арх. Августин. Церковь и будущее России 1996. № 6.

4. Макин С. Спасительница веры и Отечества 1996. № 11-12.

Многие люди верят в Бога ради спасения своей души, однако многочисленные исследования показывают, что участие в религиозных действиях может быть также полезным для тела и разума. Вот как религия может влиять на вашу жизнь.

Религия помогает вам противостоять тяге к нездоровой пище

Религиозные люди могут чувствовать, что у них нет контроля над собственной жизнью, однако их вера часто помогает противостоять тяге к вредной пище. В исследовании, результаты которого появились в журнале «Личность и социальная психология» в январе 2012 года, ученые делали студентам постоянные напоминания о Боге в тестах и играх. По сравнению с участниками, которые видели упоминания о приятных, но нерелигиозных объектах, студенты, которым напоминали о Боге, чувствовали, что они меньше контролируют свою будущую карьеру, но в то же время были готовы сопротивляться увлечениям, которые плохо влияют на их здоровье. Другими словами, исследователи писали, что мысли о Боге могут стать как бременем, так и благом с точки зрения самоконтроля. Это будет зависеть от того, какую часть своей жизни человек пытается контролировать.

...Но может стать причиной лишнего веса

Возможно, мысли о Боге и помогают противостоять искушению употреблять вредную пищу в условиях эксперимента, но сила воли, которую участники исследования проявляли в лаборатории, не всегда перерастает в здоровые привычки в реальной жизни. Согласно исследованию, результаты которого были представлены на встрече Американской кардиологической ассоциации в марте 2011 года, молодые люди, которые часто посещали религиозные мероприятия, на 50 процентов чаще страдали от ожирения в среднем возрасте, чем те, которые не посещали церковь. По мнению исследователей, виновниками набора лишнего веса, вероятно, являются продукты питания, связанные с религиозными обрядами. Однако эти результаты не доказывают, что религиозность может плохо отобразиться на вашей фигуре. Как правило, верующие люди живут дольше, вероятно, потому, что меньше курят.

Религия вызывает улыбку на лице

Верующие люди, как правило, чувствуют себя более счастливыми, по сравнению с атеистами. Согласно исследованию, результаты которого появились в журнале American Sociological Review в декабре 2010 года, это ощущение счастья появляется не из-за каких-либо конкретных убеждений, а из-за регулярного участия в религиозных действиях (таких, как еженедельное посещение церкви, к примеру). Знакомство с другими людьми в церквях, храмах или синагогах позволяет верующим строить социальные сети, более тесные связи и, в конечном счете, получать больше удовлетворения от жизни.

Повышает самооценку

В зависимости от того, где вы живете, религия может также повышать вашу самооценку, помогая вам чувствовать себя частью более крупной культуры. Религиозные люди отличаются более высокой самооценкой и лучшей психологической адаптацией, по сравнению с атеистами, показывают результаты исследования, проведенного в январе 2012 года. Однако это преимущество получают только те верующие, которые живут в странах, где религия широко распространена. Выводы, опубликованные в журнале Psychological Science, свидетельствуют о том, что религиозный человек будет чувствовать эти преимущества, к примеру, в Турции, но не увидит их в Швеции.

Религия помогает успокоить тревогу

Мысли о Боге могут помочь вам успокоить беспокойство, связанное с ошибками, которые вы совершили. Другими словами, верующие могут полагаться на судьбу, когда речь заходит об их ошибках, согласно исследованию 2010 года. Однако этот трюк не работает для атеистов. Исследование также показало, что неверующие люди более напряжены, когда совершают ошибки.

Защищает от симптомов депрессии

Восстановление после депрессии происходит лучше у религиозных людей. Согласно одному исследованию 1998 года, результаты которого появились в «Американском журнале психиатрии», пожилые пациенты, госпитализированные из-за физических проблем со здоровьем, но которые также страдали от депрессии, лучше справлялись со своими психологическими проблемами, если религия была неотъемлемой частью их жизни. Совсем недавно ученые сообщили, что вера в заботливого Бога улучшает реакцию на психиатрическое лечение у пациентов с депрессией. Интересно, что эта улучшенная реакция не была связана с чувством надежды у пациента или каким-либо другим религиозным фактором. Единственное, что имело значение для таких пациентов, - это убеждение, что о них заботится кто-то свыше.

Религия мотивирует посещать врача

На самом деле религиозность в целом связана с лучшим здоровьем, возможно, потому, что верующие люди имеют большую социальную поддержку, лучшие навыки преодоления трудностей и более позитивный имидж, чем те, которые не присоединяются к основанным на вере общинам. В одном исследовании 1998 года, о котором упоминается в журнале Health Education & Behavior, исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили, что прихожане чаще нерелигиозных людей проходят профилактические осмотры у врачей (в этом случае делают маммограмму). Исследование показало, что около 75 процентов прихожан из 1517 членов церкви регулярно делали маммограмму, по сравнению с 60 процентами (при выборке 510 женщин), которые не были членами церкви и в среднем менее регулярно посещали врача.

Снижает кровяное давление

Согласно данным исследования 2011 года, которое проводилось в Норвегии, люди, посещающие церковь, часто имеют более низкое кровяное давление, чем те, которые не являются прихожанами. Эти результаты особенно впечатляют, учитывая, что население Норвегии нельзя назвать слишком религиозным. Исследователи полагают, что культурные различия могут помешать религиозным норвежцам получать те же преимущества, что и американские прихожане. Фактически у участников исследования, которые посещали церковь не реже трех раз в месяц, кровяное давление было на один-два пункта ниже, чем у нерелигиозных участников. Результаты исследования аналогичны тем, которые наблюдались в Соединенных Штатах.

Эти результаты, похоже, объясняются с тем, что жизнь прихожан связана с церковной рутиной. По словам исследователей, верующие люди лучше борются со стрессом, который часто приводит к повышению кровяного давления, с помощью молитв, пения, общения со священнослужителями, а также церковных ритуалов, которые они выполняют вместе с другими прихожанами.

Религия представляет собой значимый феномен культурной жизни обществе, выполняя множество социально значимых функций. Есть множество определений понятия “религия”, соединяя которые можно сформулировать довольно длинное определение. Религия - это

1) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;

2) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.;

3) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

4) объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в народе - церковью, общиной, сектой и т.п.).

На протяжении истории человечества религиозные взгляды значительно изменялись. Можно выделить три основных этапа - ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание духов), формирование национальных религий (особые представления, свойственные обычно одному народу) и возникновение мировых религии (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество) Кратко остановимся на каждом из них.

В древние времена человек мыслил себя неотъемлемой частью природы, населяя ее духами, божествами, незримыми силами. К древнейшим формам религии относятся анимизм (одушевление сил и стихий природы), тотемизм(почитание зверей и птиц в качестве прародителей человеческого рода), шаманизм, вера в духов предков и т.д. Древние славяне, к примеру, населяли духами весь окружающий их мир: дом, двор, поле, лес, водоем.

Многие народы верили в то, что когда-то их предки были животными или растениями. Эти священные предки получали название тотем . Рисунки, танцы, праздники и обряды посвящались тотему. Существовали представления, что после смерти человек снова превратится в это животное или растение. Отзвуки веры в священных животных и растения можно особенно ярко наблюдать в государственных символах (на гербах и флагах ряда населенных пунктов, областей и целых стран расположены орлы, львы, слоны, волки, медведи, розы, кедры, дубы и т.д.), в названиях и даже в фамилиях людей.

Влияние ранних религиозных представлений оказывает значительное, подчас незаметное, влияние на нашу повседневную жизнь. Мы верим в магические представления о сглазе и порче, внимательно смотрим фильмы о вампирах и привидениях, интересуемся гороскопами, гадаем по линиям руки, боимся “несчастливых” чисел, обходим черных кошек, поем гимны. Даже детские игры своими корнями связаны с почитанием сверхъестественных сил - считалочки с заклинаниями сил природы, салочки с магическим обрядом “заколдовывания” путем прикосновения. Самым же богатым наследием древних времен являются сборники мифов. Наиболее известные из них - египетские, греческие и римские, хотя не менее интересны и скандинавские, ближневосточные, американские и многие другие. Их сюжеты лежат в основе классических произведений литературы, сказок, положены на музыку и увековечены в скульптуре. Нельзя считать себя культурным человеком, не ознакомившись с таким наследием.

Как и любое общественное явление, религия выполняет определенные социальные функции. Религия вносит свой вклад в объяснение мира и выяснение места человека в нем, подчас восполняя существующие в науке пробелы. Ее ответы распространяются как на истоки появления всего живого (у каждой религии есть свои взгляды на начало мира, которые получили научное название “космогония”), так и на окончание истории человечества. Наука и религия долго в нашей стране считались непримиримыми соперниками. Просто научные теории используют точные формулы и цифры, опираются на лабораторные исследования, а религиозные утверждения используют образы и символы. И то, и другое необходимо человеку и всему человечеству.

Религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей . Все священные религиозные книги содержат целую систему предписаний и запретов. К примеру, священная книга иудеев, «Тора» предписывает правила каждодневного поведения людей, соблюдение субботы.

Религия служит средством общения верующих. Прежде всего люди общаются с Богом и Его служителями, кроме того они общаются друг с другом. Верующие люди не чувствуют одиночества, имеют общие темы для бесед, находятся рядом со своими единомышленниками. Единая вера дает ощущение понимания и помощи, которых порой так не хватает человеку.

Наконец, религия позволяет человеку ощутить смысл жизни, дает надежду на будущее спасение, на избавление от страданий. Возникает представление о направлении исторического развития и общей судьбе своего народа.

Общество и религия, человек и вера - неразделимые между собой понятия, позволяющие говорить о единстве человечества не только в пространстве (все мы проживаем на одной планете), но и во времени (разные эпохи связаны между собой и не исчезают бесследно).

Особое место в религиозном мире современного человечества играют религии, именуемые мировыми. Отличительной чертой мировых религий является то, что их исповедуют люди разных национальностей. С их появлением укрепилось взаимодействие разных народов. Охарактеризуем ведущие мировые религии:

Буддизм появился в Индии в VI в. до н.э. в знак протеста против кастовой системы деления общества и допускал возможность каждого выйти из круга перерождений сразу, без долгих восхождений. По преданию, принц Гаутама столкнулся с нищетой, болезнью, старостью и смертью, что заставило его бросить дом, семью, отказаться от почестей и власти. После долгих скитаний он достиг высших истин и стал Просветленным (по-индийски - буддой). Он то и стал одновременно божеством и пророком новой религии. Будда учил, что миром правят страдания, что их причина заключается в наличии у человека многочисленных страстей (они как-бы привязывают его к миру и заставляют снова и снова перерождаться, а значит и страдать), что можно отказаться от них и получить вечное блаженство (у буддистов это состояние полного покоя называется нирваной) и что существует путь достижения нирваны. Эти истины очень похожи на принципы врачевания: наличие истории болезни, диагноза, признание возможности выздоровления и рецепта лечения.

Буддизм накладывал на людей очень строгие требования, превращавшиеся практически в отказ от всех жизненных удовольствий. Культура поведения человека требовала от него соблюдения пяти строгих заповедей: не убей (причем требование относилось не только к человеку, но и ко всему живому миру, включая муравьев, мух, мошек и т.д.), не бери чужого (то есть требование довольствоваться своим), не лги, не пей хмельного, остерегайся смотреть на женщин (к молодой женщине относись как к дочери, к ровеснице - как к сестре, к старшей - как к матери). Конечно, простой человек не в силах был все это выполнить и позже предписания были смягчены - осуждалось лишь сознательное убийство живого существа, а последняя заповедь заменялась запретом на прелюбодеяние.

Священной книгой буддистов является Трипитака (в переводе - “три корзины”), так как первоначально тексты записывались в специальные сборники, получившие название корзин или питак), а в качестве символов служат изображения Будды, сидящего в позе лотоса, и Колесо закона с восемью спицами. Правда, до сих пор существуют различные направления, потому что не всем понравилось смягчение первоначальных требований. Как бы то ни было, буддизм является одной из трех мировых религий, большинство его последователей сейчас находится в Китае, особенно в горных районах Тибета. В нашей стране есть народы, исповедующие буддизм - буряты, калмыки и тувинцы.

Христианство - вторая по времени возникновения и самая распространенная на Земле мировая религия. В качестве Бога христиане признают Святую Троицу (единство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа), главным символом является крест (на кресте погиб Иисус Христос, искупляя грехи людей), основным принципом провозглашается любовь к ближнему (“Возлюби ближнего своего, как самого себя”), признаются заповеди Ветхого Завета, почитаются различные Жития Святых. Большинство христиан признает семь главных таинств, составляющих основу внешнего почитания Бога: крещение (окунание или обрызгивание святой водой), миропомазание (смазывание тела крестящегося особым церковным маслом), причащение (вкушение особого хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа), исповедь (возможность покаяться перед священнослужителем в своих грехах), венчание (церковное освящение брака), священство (особые обряды перед вступлением в сан священника) и соборование (исповедь умирающего человека).

Возникновение христианства связано с попыткой преодолеть этническую ограниченность иудаизма рамками еврейской нации. В своих проповедях Христос говорил о равенстве независимо от происхождения и принадлежности к определенному народу. Признавалась личная ответственность человека за его дальнейшее спасение. Первые годы своего существования христианство было запрещено и многие его приверженцы подвергались гонениям и жестоким казням. Прошло более трехсот лет, прежде чем власти признали эту религию. В дальнейшем в христианстве появились разные направления и течения. В христианстве существуют три основные ветви - православие , католичество и протестантизм .

Зарождение христианства положило начало современному летоисчислению - наш год соответствует времени, которое (по мнению христиан) прошло с момента рождения Иисуса Христа. Многие памятники мирового искусства отражают библейские образы и сюжеты, а кресты присутствуют на государственных флагах многих стран мира (Швейцарии, Финляндии, Греции, Великобритании и др.).

Самой молодой по времени возникновения из мировых религий появился ислам. Его возникновение относят к началу VII в., а главным пророком считают Мухаммеда. Ислам возник среди племен Аравийской пустыни, а затем распространился по всему миру. Мусульмане, сторонники ислама, верят в единого Бога Аллаха и имеют одну священную книгу - Коран. Главным центром почитания является город Мекка в Саудовской Аравии (где бы ни был мусульманин, во время молитвы он обращается лицом в сторону Мекки, а молиться надо не менее пяти раз в день).

Очень строги исламские предписания - нельзя потреблять в пищу свинину (даже то, что соприкасалось со свининой - нож, вилку или тарелку, правоверный мусульманин ни за что не возьмет в руки), запрещено пить вино, во время молитвы надо обязательно находиться на коленях и совершать поклоны до земли, неверные должны уничтожаться в ходе священной войны джихад или газзават (это правило возникло в годы, когда арабы вели войну за свою территорию и веру, но сегодня признается возможность мирного сосуществования с представителями самых разных религий, и только отдельные фанатики стремятся призывать к беспощадной войне с иноверцами).

Ислам играет важную роль в современном мире. Его символы - зеленый цвет и полумесяц - обязательно присутствуют на знаменах арабских государств, а предписания даже становятся главными законами (в ряде стран судопроизводство ведется по законам шариата -мусульманского права - и до сих пор используют старинные наказания - удары палкой, побитие камнями и др.).

В нашей стране много мусульман. Они имеют полную свободу вероисповедания. Открываются новые мечети (священные здания, где происходит общение с Богом), печатаются религиозные книги, открывается возможность для изучения религии своих предков.

По отношению к разным религиозным взглядам все люди делятся на атеистов, сектантов, представителей определенной конфессии и нерелигиозных людей. В Советском Союзе атеизм признавался в качестве государственной политики и состоял в постоянной борьбе с любыми проявлениями набожности, суеверия, мистики. Была запрещена религиозная литература, а в учебных заведениях велись специальные предметы атеистической направленности.

Сейчас в нашей стране провозглашена свобода вероисповедания - каждый человек может исповедовать любые религиозные взгляды или не исповедовать их вообще, запрещены любые преследования за веру, а значит и атеизм. Человек имеет право быть нерелигиозным, но при этом не должен везде и всюду доказывать с научных позиций “лживость измышлений церковников”, обвинять их в мошенничестве и воровстве. Правда, появилась другая опасность - свобода вероисповедания породила на свет массу самых разных сект, вовлекающих в свои ряды любыми путями, использующих зачастую психическое воздействие. Лидеры этих сект под видом борьбы за простоту жизни требуют передачи личного имущества в секту, используют своих людей для давления на окружающих.

Мир религии очень сложен. Народы по-своему искали и ищут пути понимания жизни, ответы на главные вопросы существования человечества. Некоторые люди, а среди них есть и ученые, пытаются разделить все религиозные представления на более и менее правильные, самостоятельные и подчиненные, примитивные и сложные, высшие и низшие. Опасен не только воинствующий атеизм, но и религиозный фанатизм, и сектанство. Человечество сильно своим многообразием и это утверждение в полной мере можно отнести к взаимоотношениям религии, политики и общества. Хороши все пути, которые ведут к миру и согласию между людьми.

Возникло христианство в I веке нашей эры в Палестине. История раннего христианства не слишком афишируется служителями культа, хотя логично предположить, что за 2 тысячи лет всевозможных преобразований и изменений раннее христианство весьма должно отличаться от той религии, что дошла до нас в настоящее время.

Ряд авторов занимались историей христианского учения. Эрих Фромм рассматривал появление христианства с позиции психологии. По его словам учение имело популярность в среде низов иудейского общества. Таким образом, здесь позволяла части населения объединиться и пытаться восстать против угнетения со стороны богатых жителей Иудеи и власти Рима. Пока римляне боролись с христианами, могли считать себя восстающими против сложившейся системы.

Со временем христианство распространилось более широко и уже далеко не везде было учением протестующих. Впервые эта религия стала государственной в Великой Армении в 301 году. Несколько позже христианство начинало становиться государственной религией и в Римской империи. В это время о протестном характере христианства говорить уже не приходилось, напротив - оно начинало играть роль объединения для народов той или иной страны, признающей эту в качестве государственной.

Позже христианство стало распадаться на различные ветви – католицизм, протестантизм. Здесь уже значительную роль играла политика. Правители государств не хотели влияния на государственные дела Папы Римского или кого-либо еще, и часть выходила из-под контроля Ватикана и других христианских центров.

Каждый третий житель планеты сегодня считает себя христианином. Среди христианства самой многочисленной ветвью является католицизм.

В средние века власть церкви в Европе была велика. Пожалуй, это время наибольшего влияния христианства на общество. Тогда все от простых людей до великих ученых должны были считаться с мнением церкви, рискуя в случае неповиновения быть сожженными на костре.

Влияние других религий на общество

Вторая по численности последователей религия в мире – это . Он в самом начале своего появления позволил арабам из ряда разрозненных племен стать едва ли не самой значимой силой своего времени. Арабское государство занимало территорию от Аравийского полуострова до Пиренейского.

В тех странах, где ислам является государственной религией, он играет весьма значимую роль. В Иране, к примеру, священники имеют больше власти, правители. В Саудовской Аравии и эмирате Шарджа в ОАЭ население живет по нормам шариата. В Египте, Афганистане и многих других странах жители также во многих обыденных делах руководствуются Кораном.

Индуизм, и многие другие религии также имеют значительное влияние на жизнь общества в конкретных регионах. В целом все религии являют миру моральные нормы, которые призваны останавливать людей от злых деяний.

Почти 10% жителей земли считают себя нерелигиозными, однако это не значит, что религия косвенно не может влиять на их жизнь.

К сожалению, не обходится без того, что некоторые власть имущие используют неверные трактовки религиозных учений для своих корыстных целей.

Видео по теме

Совет 2: В чем притягательная сила религии для современного человека

Мир устроен очень непросто. В многообразии явлений окружающей человека действительности очень сложно бывает отыскать свое место, найти точку опоры и цель в жизни. И тогда некоторые обращаются за поддержкой к Богу и ищут выход в религии. Чем же притягательна религиозная вера для современного человека?

В поисках жизненной опоры

Наверное, каждый человек рано или поздно задается вопросом о смысле своей жизни. Для одних он заключается в том, чтобы посвятить больше времени своей семье, заботе о близких людях. Другие стараются найти свое предназначение в служении обществу, интересам других людей и выполнению долга перед государством. Но есть и те, для кого смыслом жизни становится служение Богу.

Поиски Бога в окружающем мире и в себе самом становятся для человека целью жизни, наполняя ее ценностью и глубоким нравственным смыслом.

Чтобы не в стремительно меняющемся мире, наполненном водоворотом событий, людям непременно требуются четкие ориентиры. В прежние времена, когда в ряде стран господствовала коммунистическая , таким ориентиром была идея о построении общества, основанного на всеобщем равенстве. Увы, эта идея потерпела крах. Лишенные прочной опоры в жизни, многие люди с радостью ей замену, повернувшись в сторону религии.

Обращаясь к религии, человек пытается ответить на самые насущные вопросы, относящиеся не только к нему , но и к обществу в целом. Что есть добро и зло? В чем причина человеческих страданий? Как избавиться от страха перед завтрашним днем и неопределенностью существования? Религия привлекает тем, что дает вполне внятные не только на эти, но и на другие подобные вопросы.

Религия в жизни современного человека

Для современного цивилизованного человека становится своего рода отдушиной, местом, где он может укрыться от житейских неурядиц. Приходя в храм, верующий человек обретает уверенность в том, что любая дана ему свыше в качестве испытания. Общение с Богом наделяет , столь необходимой в борьбе с невзгодами и лишениями.

Христианская религия утверждает, что в Боге заключена любовь. Человеку, который лишен в повседневной жизни доброго и внимательного отношения к себе, приятно осознавать, что где-то за пределами земного бытия есть тот, кто любит его и искренне желает ему благополучия.

Вера в безусловную божественную любовь притягивает и вселяет надежду на то, что когда-нибудь, пусть даже в отдаленном будущем, человек сможет обрести счастье.

Обращение к Богу помогает современному человеку справиться со страхом перед неминуемым уходом в иной мир. Религия утверждает в качестве непреложного факта, что земная жизнь – лишь часть пути, который душа в своем вечном существовании. Нужно лишь стойко вынести данные свыше испытания, себя праведно, и тогда вашей душе будет гарантировано спасение и бессмертие. Эта успокаивающая и умиротворяющая идея притягивает к себе миллионы людей.

Видео по теме

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы