Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

И признаки его. Также из этой статьи вы узнаете, какие существуют модели социального государства. Скажем пару слов и об особенностях его развития. Что же такое социальное государство, понятие и признаки которого нас интересуют? Это принцип (характеристика), который относится к конституционно-правовому статусу того или иного государства.

Принцип социального государства

Данный принцип предполагает конституционное гарантирование социальных и экономических прав и свобод гражданина и обязанности государства, которое должно служить обществу. Оно стремится свести к минимуму и по возможности полностью исключить неоправданные социальные различия.

Функции, которые должно выполнять социальное государство

Понятие и признаки социального государства тесно связаны с его функциями. Рассматривая последние, нужно иметь в виду следующее:

а) ему присущи функции традиционные, обусловленные его природой как государства;

Можно выделить в рамках общего социального назначения специфические направления деятельности, то есть специфические функции, которые имеет социальное государство, понятие и признаки которого мы описываем. К таким функциям относятся, в частности:

2) охрана здоровья и труда людей;

3) поддержка материнства, отцовства, семьи и детства.

Также государство должно заботиться о сохранении мира. Какие еще функции входят в его понятие? Признаки, социальное назначение государства предполагают, что должно осуществляться сглаживание неравенства с помощью перераспределения доходов между разными слоями общества. Это реализуется через налогообложение, специальные социальные программы, государственный бюджет.

Довольно объемным понятием является социальное государство. Понятие и признаки, функции - обо всем этом можно говорить очень долго. Среди последних следует отметить также поощрение государством благотворительной деятельности (в том числе путем предоставления предпринимательским структурам, которые осуществляют ее, налоговых льгот). Нужно поддерживать и финансировать культурные программы и фундаментальные научные исследования. Характеризуя социальное государство (понятие и признаки) кратко, нужно сказать, что оно должно обеспечивать занятость населения, выплату пособий. К функциям его также относится поиск баланса между рыночной экономикой и воздействием на ее развитие государства. Цель такого воздействия - обеспечить достойную жизнь граждан страны. Участвовать в реализации межгосударственных социальных, культурных и экологических программ, а также решать общечеловеческие проблемы также обязательно должно социальное государство. Понятие и признаки, функции, типы - все это определяет его основные черты.

Основные черты социального государства

Из сказанного выше можно сделать вывод, что социальное государство всегда стремится обеспечить социальную защищенность граждан, достойные условия их существования, возможность участвовать в управлении производством. В идеале оно должно быть нацелено на создание для всех примерно равных жизненных шансов. Деятельность такого государства направлена в первую очередь на всеобщее благо, на утверждение социальной справедливости в обществе. Оно сглаживает неравенство (имущественное или иное), помогает обездоленным и слабым, заботится о предоставлении гражданам работы или другого источника существования, обеспечивает сохранение мира, формирование благополучной жизненной среды для человека.

Условия существования социального государства

Становление такого государства - это не только политический и экономический процесс, но также и нравственный, который требует "человеческого" измерения. Можно сделать вывод с учетом сказанного, что характерными чертами и условиями существования государства социального являются:

1) демократически организованная власть;

2) высокий уровень нравственности у должностных лиц и у всех граждан;

3) большой экономический потенциал, который позволяет перераспределять доходы, не ущемляя при этом положения собственников;

4) структура экономики, ориентированная социально, что проявляется в наличии разных форм собственности, а также существенной доли государственной собственности в необходимых областях хозяйства;

5) развитие государства в правовой сфере;

6) существование гражданского общества, для которого государство является инструментом проведения политики, ориентированной социально;

7) социальная направленность политики, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетности их осуществления;

8) наличие целей установления всеобщего блага, социальной справедливости;

9) наличие социального законодательства;

10) закрепление в конституции страны формулы "социальное государство".

Деятельность социального государства

Можно сказать, что свои принципы и цели социальное государство осуществляет в форме правовой государственности. Оно идет путем гуманизации общества, то есть стремится к расширению прав личности, к тому, чтобы наполнить более справедливым содержанием правовые нормы. Государство также призвано обеспечить благо индивида: материальные условия достойного существования и свободы каждого человека, социальную безопасность. Оно должно заниматься непосредственно распределением однако не подрывать при этом основы рыночного хозяйства, такие, как конкуренция, частная собственность, индивидуальная ответственность, предприимчивость и др., не должно способствовать массовому социальному иждивенчеству.

Либеральная модель

В ее основу положен либеральный принцип, который предусматривает личную ответственность всех членов общества за судьбу своей семьи и свою собственную. В этой модели роль государства незначительна. В первую очередь социальные программы финансируются за счет частного страхования и личных сбережений. Задачей государства при этом является стимулирование роста доходов граждан. Использующими данную модель социальными государствами являются, например, США, Канада и Австралия.

Корпоративная модель

Еще одна модель - корпоративная. Она предполагает наличие механизма ответственности организаций (корпораций) и предприятий за судьбу и материальное положение своих работников. Корпорацией работнику предоставляются социальные гарантии, в том числе пенсионное обеспечение, а также частичная оплата образовательных, медицинских и других услуг. Построенными по этому принципу социальными государствами являются Франция, Нидерланды, Ирландия, Италия, Германия, Бельгия, Австрия и др.

Консервативная модель

Основной задачей в ней является обеспечение равных стартовых условий, а также возможностей для развития всем гражданам. Идея партнерства между частным сектором, государством, благотворительными и общественными организациями является фундаментом консервативной политики. Принцип смешанной экономики - господствующий в экономической сфере, создается социальное рыночное хозяйство. Ориентированными на эту модель социальными государствами являются Япония и Великобритания.

Описанные выше модели - это идеальные типы, вряд ли имеющие место где-либо в чистом виде. В каждом конкретном государстве в реальности присутствуют элементы различных моделей. Однако при этом доминирует та или иная из них, благодаря чему можно определить, какими именно социальными государствами являются те или иные страны.

Самая распространенная модель социального государства

Самой распространенной моделью является такая, в основе которой - ответственность общества в целом за судьбу каждого своего члена. Основным принципом при этом выступает условие, согласно которому молодой платит за старого, а богатый - за бедного. Государство перераспределяет налоговые отчисления, которые поступают ему, через бюджет, социальные программы, страховые фонды, систему социального обслуживания. Негосударственные институты (программы, фонды и т. д.) играют вспомогательную роль.

Внутренние противоречия социального государства

Рассматривая тему "Социальное государство: понятие, сущность, признаки", необходимо отметить, что оно имеет внутренние противоречия. Социальное государство проходит определенные этапы развития и стадии формирования. Отражением этих проблем и противоречий стала широкая дискуссия, развернувшаяся в зарубежной политической и научной науке в 80-е - 90е годы о его будущем и его кризисе. Основанием процессов, которые стали причиной обострения проблем, существующих в социальном государстве, лежат неравномерность и цикличность экономического развития, а также подверженность социальной сферы и экономики воздействию событий внутренней и внешней политики. Иллюзию гармонии между ростом экономики и расширяющейся практикой распределения государством социально-экономических благ уничтожил мировой экономический кризис. Он показал, что существуют серьезные монетарные проблемы, что невозможно бесконечно эксплуатировать импортное дешевое сырье.

Дискуссия о перспективах и кризисе социального государства обострилась вновь, когда был разрушен социализм в государствах Восточной Европы, когда ФРГ столкнулась с экономическими трудностями, связанными с освоением земель восточной Германии, когда происходило расширение Европейского Союза. Все эти глобальные экономические и геополитические сдвиги обнаружили сложность во взаимоотношении государства и общества.

Социальное и правовое государство

О чем еще можно рассказать, раскрывая тему "Социальное государство: понятие, признаки, функции"? Отметим, что современное социальное государство представляет собой этап развития, который следует за государством патерналистским. Социальное государство не является этапом развития правового. Тем не менее, лишь правовое государство может стать социальным, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права.

Социальная политика

Социальная политика выступает одним из главных инструментов реализации государства социального. Взаимосвязь между ними проявляется в том, насколько глубоко и полно социальное государство проводит социальную политику, а также в том, в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан.

На достижение результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния, направлена социальная политика. Ее цель также - улучшение жизни всего населения, предотвращение возникновения социальной напряженности.

Сутью социальной политики государства, которое поставило перед собой цель стать государством социальным, должно стать обеспечение высокого уровня жизни населения, условий для повышения благосостояния. Задача реализации эффективной, сильной социальной политики в таком государстве выдвигается на первый план.

Итак, мы рассказали о том, что такое социальное государство. Понятие, сущность, признаки и модели его были описаны нами. Каждое государство должно стремиться максимально реализовать его принципы. Российская Федерация - это также социальное государство. Понятие, признаки, функции его закреплены в Конституции нашей страны. Она была принята в 1993 году. С этих пор Россия официально - социальное занимается их изучением) его используются в проводимой Россией политике. Однако фактически формирование социального государства находится в нашей стране еще на раннем этапе.

Очень актуальной сегодня является тема "Социальное государство: понятие и признаки". Презентация, реферат или курсовая работа по ней могут быть сделаны с опорой на материал из этой статьи.

Что такое социальное государство

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

  • а) охранять труд и здоровье людей;
  • б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
  • в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
  • г) развивать систему социальных служб;
  • д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Становление социального государства

К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства. В частности, он отмечал, что социальное государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве". В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), признается доминанта дихотомии "личность-государство" взамен прежней "государство-общество", а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю.Офнер, Ф.Науманн, А.Вагнер.

Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Примечательно, что признание равенства всех без исключения граждан явилось следствием не только и не столько распространения идей эгалитаризма, сколько изменения роли отдельного человека, личности на производстве и в обществе. Говоря словами О.Тоффлера, "наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи стало возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности".

Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Нельзя согласиться с мнением ряда авторов, что выполнение государством всех этих функций стало результатом реализации социалистических идей. По времени совпали два объективных, относительно независимых процесса - формирование социальных функций государства, обусловленное развитием производительных сил, изменением роли личности (на производстве, в обществе), и их идеологическое осознание. Однако учитывая, что новые свойства государства во многом отвечают социалистической идее, представляется возможным обозначить первый этап становления социального государства, датируемый с 70-х годов XIX в. до 30-х годов XX в., как социалистический.

Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в политику многих стран принципов социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др. Социальное законодательство стало не просто сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств. В 1930 г. Г.Геллер ввел понятие "социальное правовое государство", которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства.

Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства. Личные права человека стали краеугольным камнем всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права - политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права - его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

Определение социального государства как правового явилось принципиальным для определения нового социального качества государства. Впервые в истории извечное противопоставление свободы и равенства - "на протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и малоодаренных" - было снято через компромисс, стало возможным ограничение свободы "ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных...".

Правовое обоснование социального государства окончательно оформило принцип естественных социальных прав человека. На основе этого возникла совершенно новая правовая коллизия, заключающаяся в несимметричности прав и обязанностей. Для теории права данная ситуация явилась настолько значимой, что некоторые авторы, например Э.Форстхофф, отвергают саму возможность совмещения правового и социального государства или констатируют их принципиальное противоречие. Однако именно асимметричность социальных прав и обязанностей личности породила особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности. Государство стало опосредующим звеном между всей совокупностью прав и обязанностей, нивелируя и делая их соразмерными посредством социальной политики. В этом качестве государство получило особые права по перераспределению благ и тем самым приобрело специфическую функцию реального обеспечения формального равенства людей.

Таким образом, второй период становления социального государства, длившийся с 30-х до конца 40-х годов XX в., можно обозначить как этап правового социального государства.

Следующему этапу развития представлений о социальном государстве начало положил знаменитый доклад В. Бевериджа "Полная занятость в свободном обществе", с которым он выступил в английском парламенте в 1942 г. В нем были изложены основные принципы "государства благосостояния", впервые выдвинута идея гарантированного единого национального минимального дохода, подчеркнута тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. С этого времени термин "государство благосостояния" - "welfare state" - стал в англоязычных странах синонимом социального государства. (Другие названия - "государство благоденствия", "государство всеобщего благоденствия", "государство провидения".)

Период до 60-х годов ознаменовался, с одной стороны, углублением теории социального государства или государства благоденствия, с другой - практической реализацией идеи социального государства на национальном уровне. Одним из ведущих проявлений социальных функций на данном этапе стало предоставление государством социальных услуг.

Выделение периода становления социального государства с середины 40-х по 60-е годы XX в. в особый этап, который можно обозначить как этап социальных услуг, связано с выполнением государством принципиально новых социальных функций (обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов).

Особенностью социальных услуг, предоставляемых государством, является то, что они не просто компенсируют человеку "разрыв" между его материальными возможностями и определенным стандартом жизни, но активно формируют условия достижения последних. При этом государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всех социальных групп. Суть этапа социальных услуг состоит в переходе государства от пассивной к активной социальной политике.

Несмотря на содержательную близость понятий "социальное государство" и "государство благоденствия", каждое из них с течением времени меняется.

Период с конца 50-х годов и до середины 80-х можно обозначить как этап государства всеобщего благоденствия. Идея государства всеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.

Следует отметить, что высокий уровень обобществления социального страхования в тот период существенным образом трансформировал другие социальные функции. Например, большинство социальных услуг: страхование по безработице, медицинское страхование, пенсионное обеспечение. К концу 80-х годов в большинстве стран отошли от индивидуального контрактного страхования соответствующих рисков, "дрейфуя" в сторону социальной помощи, в том числе и социальным группам, которые не платят социальные взносы. Характеризуя данный этап как период максимального развития страховых принципов, необходимо подчеркнуть, что определяющим для государства всеобщего благоденствия стал принцип солидарности. Именно им обусловлена всеобщность социальной поддержки, ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.

В теоретическом плане переход к государству всеобщего благоденствия означал отказ от бисмарковской модели социального государства, построенной на принципах солидарности, коммутативной справедливости, и переход к реализации принципов "перераспределительной справедливости". Коммутативная справедливость заключается в равенстве прав ("формальном"), она основывается на принципе взаимности и соответствует максиме "воздать каждому по заслугам"; соотносится с идеалом "справедливого вознаграждения", предполагающим, что каждый получает соответственно своему вкладу (например, выплата пособий рассматривается как возмещение взносов). Справедливость же распределительная или корректирующая, нацелена на равенство экономическое ("реальное"). Такая справедливость основана на принципе перераспределения благ между богатыми и бедными и соответствует максиме "каждому по потребности". Если коммутативная справедливость может осуществляться без посредничества политики (по принципу договора или страхования), то справедливость перераспределительная требует вмешательства какого-либо государственного органа. Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.

Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

Пониманию природы социального государства способствовало и развитие в этот же период иных его моделей, не подпадающих под определение "государство всеобщего благоденствия". Одна из таких моделей, которую П.Розанваллон назвал "обществом всеобщего возмещения убытков", представлена в США.

Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.

С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.

С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы.

Направленность усилий государства всеобщего благоденствия на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.

В целом этот - пятый - этап развития (с начала 80-х до середины 90-х годов) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

Эффективность сложившейся системы перераспределения благ подвергается сомнению; солидарный принцип социального страхования теряет свою универсальность и перестает быть эффективным для целого ряда рисков; появляются новые значимые социальные риски, требующие новых способов компенсации; традиционная концепция социальных прав пересматривается, появляются новые массовые социальные категории, требующие защиты; формируется новая идеология социальной помощи; меняется роль и социальные функции государства.

Кризис системы солидарного страхования, лежащей в основе государства всеобщего благоденствия, заключается в том, что принципы солидарности и справедливости основываются на представлении о случайности и равновероятности всевозможных рисков для всех граждан, что не соответствует современным реалиям.

Страхование, реализующееся через социализацию рисков, не может быть применимо к рискам катастроф (наводнения, землетрясения, засухи, крупные техногенные аварии и др.) и к рискам, которым подвержена значительная часть общества (длительная безработица, пенсионное обеспечение и др.). Усиливающаяся дифференциация общества привела в конце XX в. к сегментации системы страхования, развитию корпоративных и социально-профессиональных интересов, подрывающих принцип солидарности. Повышение роли вертикального перераспределения между группами граждан с различными доходами вопреки изначально заложенному в страховании горизонтальному перераспределению и разрыв связи между величиной взносов и уровнем социальных выплат, а также предоставление пособий группам населения, вообще не платившим социальных взносов, породило негативное отношение к принципам социального страхования. Ухудшение экономической и демографической ситуации, стремление государства стимулировать экономику за счет снижения обязательных социальных взносов приводит к недостаточности страховых социальных фондов, наполнение которых в критической ситуации государство вынуждено брать на себя, что ведет к искажению принципов финансирования социальных выплат и замене принципа солидарности принципом возмещения ущерба.

Все более широко признается, что солидарное страхование теряет свою универсальность, более того, некоторые авторы сделали вывод, что страхование - это не более чем миф.

С середины 90-х годов начинают складываться новые представления о социальном государстве как о механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде всего путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

Начавшийся в середине 90-х годов этап развития социального государства можно обозначить как период либерального социального государства.

Признаки социального государства

Становление социального государства -- это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

  • 1. Демократическая организация государственной власти.
  • 2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего -- должностных лиц государства.
  • 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  • 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  • 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  • 6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  • 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  • 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
    • а) достойных условий существования;
    • б) социальной защищенности;
    • в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
  • 9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  • 10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства

социальное государство конституционный

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

  • а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
  • б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
  • в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства -- специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

  • 1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  • 2. охрана труда и здоровья людей;
  • 3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • 4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  • 5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  • 6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  • 7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  • 8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  • 9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  • 10. забота о сохранении мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции -- расценивать как программную установку.

Проблемы создания социального государства в России

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

  • 1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
  • 2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
  • 3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
  • 4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
  • 5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
  • 6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой -- политики и экономики («политика -- дело грязное»);
  • 7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
  • 8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
  • 9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности -- единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

Список литературы

  • 1. Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.
  • 2. Интернет

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в)равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;


2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. Забота о сохранении мира в обществе.

Типы социального государства:

Первичное социальное государство;

Государство социальных услуг;

Государство социального благоденствия;

Социальное государство.

Периодизация развития социального государства:

Первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) - социалистический;

Второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) - правового социального государства;

Третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) - государство социальных услуг;

Четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) - государство всеобщего благоденствия;

Пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

Шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

Первый тип социального государства - первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым ("социалистическим") и вторым ("правовым") этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.

На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг , происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.

Для второго типа государства - государство социальных услуг свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства.

Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку. К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки. Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.

Третий тип - государство всеобщего благоденствия.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики.

Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.

Четвертый Тип социального государства , формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

Дня определения и понимания социального государства, важно рассмотреть его основные функции. Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения, одни возникают, другие отмирают.

В настоящее время существуют различные подходы к пониманию функций государства, на которые влияли и продолжают влиять история развития государства и экономическая среда, формирующая государство как политическую и социальную систему. Если в середине XX в. функции государства служили выражением и конкретизацией его классовой сущности, то позже функциями государст ва стали называть то, что характеризует его предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в данный период его развития. Иначе говоря, это - содержание его государственной деятельности .

Функции социального государства - это такие направления деятельности государства, которые осуществляются посредством проведения государст венной политики профессиональными субъектами государст вен кого управления - лицами, занимающими государственные до.шкности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, государственными и муниципальными служащими, реализуемой для формирования стандарт качества жизни населения и повышения качества жизни, когда у фаждан отсутствует нуждаемость в государственной помощи для удовлетворения минимальных потребностей.

Не менее дискуссионным вопросом вместе с функциями государства является вопрос об их классификации. Существующие подходы к классификации функций государства позволяют систематизировать теоретические знания о природе функций, а также более глубоко понять их сущность. Основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности; организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка.

Функции делятся на два типа: внутренние (на территории государства) и внешние (за пределами государства).

Внутренние функции :

  • Сбор налогов, и других обязательных платежей в государственный бюджет.
  • Развитие сферы образования, финансирование научной деятельности, духовной сферы жизни общества.
  • Охрана груда и здоровья фаждан.
  • Поддержка социально незащищенного населения.
  • Поддержка семей, бездетных семей, материнства, инвалидов.
  • Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов.
  • Поощрение благотворительной деятельности.
  • Борьба с безработицей.
  • Поддержание высокого нравственного уровня населения.

Внешние функции :

  • Решение вопросов национальной безопасности.
  • Поддержание связей в сфере торговли и других экономических связей.
  • Участие в обмене культурных ценностей, научных достижений и другими информационными аспектами с другими странами.
  • Установление дипломатических отношений с другими государствами.

Роль государства в социально-экономическом развитии общества во многом определяется выполнением всего комплекса функций, присущих государству .

Под функциями государства в теории государства обычно понимаются основные направления его деятельности, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение . «Функции государства - эго основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение» . «Функции - эго основные направления деятельности государства, обусловленные его главными задачами, назначением государства в обществе» . Содержание любой функции государства составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции, цели функции, методы, формы и средства осуществления функции.

Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы и как они их решают. Поэтому, с одной стороны, функции государства отражают его природу как необходимого для любого общества политического института, с другой - его асимметрию, а также разную природу государственной воли и государственной власти на том или ином этапе развития.

Функции государства зависят и от этапа развития общества. При либеральном капитализме XIX века экономическая функция государства была иной, чем у современного капиталистического государства в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

В научной литературе предложено много классификаций функций государства. В значительной мере эго связано с различными подходами ученых. Хотя функции сами по себе представляют объективную реальность, их классификация производится субъективно, в соответствии с теми или иными основаниями деления, избранными людьми.

В научной литературе обычно выделяют четыре основные внутренние функции государства - экономическую, социальную, поли-

тическую и идеологическую, а иногда добавляют еще две - экологическую и правоохранительную.

Опыт развитых стран мира показывает, что все функции государства взаимосвязаны, но экономическая является основной, т.к. она определяет эффективность реализации всех других.

Экономическая функция состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности, в регулировании экономики.

Механизм свободного рынка позволяет удовлетворить только те потребности, которые выражаются через спрос. Правда, механизм рынка не всегда дает обществу нужные результаты: он признает единственный вариант распределения доходов, полученных благодаря участию в конкуренции на нем товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Вне влияния рынка остаются вопросы образования, фундаментальной науки, государственного управления, а также граждане, которые выступают лишь как потребители. Важно обратить внимание на то, что рыночный механизм нс гарантирует реализации права человека на стандарт благосостояния. В связи с этим необходимо вмешательство государства в перераспределение доходов.

Экономическая функция государства осуществляется через формирование экономической политики. Государство, осуществляя экономическую политику обязано учитывать объективные законы на мак- ро-и микроэкономическом уровнях. Специфическими средствами государственного влияния на экономику выступают экономическое прогнозирование, программирование, планирование.

Социальная рыночная экономика предполагает регулирующую роль рынка. Она основывается на частной собственности, правовых гарантиях, действенной системе государственного управления, внедрении экономических стимулов, наличии контролирующих органов. Рыночная экономика автоматически не обеспечивает благосостояния и не освобождает от ошибок.

В современных условиях суть этой функции состоит в том, чтобы исправлять недостатки рыночной стихии, не нарушая естественного саморегулирования общества. Этой цели в настоящее время соответствует концепция социально ориентированной рыночной экономики. На практике экономическая функция государства выражается в том, что оно определяет разрешаемые и запрещаемые законом формы экономической деятельности (например, недобросовестную конкуренцию или производство атомного оружия частными предпринимателями).

Государство предпринимает меры против незаконных монополий (например, созданных с целью взвинчивания цен), но одновременно может создавать государственные монополии в жизненно важных для общества сферах (например, электроэнергетическая система в России). Оно устанавливает цены на некоторые товары, занимается прогнозированием и планированием экономического развития, осуществляет национализацию определенных объектов собственности и др. Таким образом, экономическая деятельность государства имеет весьма разносторонний характер.

Социальная функция по-разному осуществляется в тех или иных государствах. В тоталитарных государствах она имеет классовые цели, хотя под лозунгами заботы о трудящихся, рабочих и крестьянах или иногда под националистическими лозунгами социальные привилегии получала партийно-государственная номенклатура. В современном государстве эта функция имеет общесоциальные цели. К социальным функциям государства относятся:

В международной сфере эти функции заключаются в:

  • международном обеспечении и защите прав человека;
  • помощи населению других стран (в случае стихийного бедствия, кризисных ситуаций и г.д.);
  • участие в защите природной среды (экологическая функция);
  • участие в международном культурном сотрудничестве .

Реализация социальных функций государства имеет непосредственное отношение к общественному благосостоянию людей, а также удовлетворению их материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к формированию взаимного уважения и человеческого достоинства, к установлению социальной стабильности, социального мира в обществе. Исполнение социальных функций государства предполагает следующие виды деятельности: политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения; политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную.

Цель реализации социальных функций государства - поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Но реализация модели социальной политики тесно связана со многими фактами, которые вырабатывались годами: культура населения, отношение к морали, изучению истории и традиций, а также уровня экономического развития.

Еще одна важная особенность связана с гем, что реализация социальных проектов, улучшение уровня жизни, повышение пенсий и зарплат бюджетных организаций напрямую зависит от финансовобюджетной политикой, в частности, с политикой налогообложения. Наибольший размер социальных расходов имеет место в скандинавских странах, которые реализуют свой социал-демократический выбор (32% ВВП). За чертой бедности в этих странах находится лишь 0,1% людей. Уровень безработицы - 4%. Источником социального благополучия в странах с социал-демократической моделью является высокий уровень налогообложения - 49,3% ВВП .

Функции государства тесно связаны с социальным назначением и задачами государства. Сущность государства - его глубинное свойство - проявляется оно в его социальном назначении. Для чего существует государство, кого оно защищает, чьи интересы выражает, какие цели ставит? Вот вопросы, ответив на которые можно судить о сущности государства и его социальном назначении. Функции «напрямую» выражают сущность государства. «Между сущностью и функциями государства ист никаких промежуточных звеньев, поэтому как ничто другое функции позволяют проникнуть в сущность государства, вскрыть то главное, что его характеризует, выявить основные, определяющие черты и связи» .

В настоящее время свободный рынок перестал быть саморегулирующейся или самокорректирующейся системой, нс способен решать важнейшие проблемы, стоящие перед обществом. Разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных и взрывоопасных. Имеется определенная часть экономического пространства, где рынок «проваливается и нс срабатывает» .

В связи с этим рынок, нуждается в поддержке со стороны государства - создании соответствующей инфраструктуры, рамочных условий и правил игры для всех хозяйствующих субъектов. Поэтому промышленно развитые страны стали признавать как де-факто, гак и де- юре необходимость вмешательства государства в действие рыночного механизма, который нс может существовать сам но себе, вне общества и отдельно от государства.

Позволяя сохранить преимущества рынка, публично-правовое регулирование дает возможность сгладить отрицательные стороны его функционирования, особенно в социальной сфере. «Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики, соответственно, выступают законы, подзаконные акты и судебные акт» .

По мнению Е.Г. Ясина, государство должно обеспечивать необходимый уровень социальной функции как с целью повышения эффективности социальных расходов, так и исключения выполнения гипертрофированной функции «всеобщего собеса» .

Эволюция функций государства развиваегся нс только под влиянием внутренних изменений, происходящих в государстве. Современная эпоха - эпоха глобализации, включающая в себя высоко динамичное развитое инте- грационных процессов в сфере экономики. Национальные финансовые системы активно интегрировались в единый планетарный механизм с универсальной системой финансовых институтов и взаимодействия рынков.

В глобальной экономике финансовый сектор стал господствовать над производством.

Глобальная экономика в еще большей мере подвержена рискам, наступление которых неизбежно влечет экономические потери . В условиях глобализации в страховое ноле все чаще попадают риски, нс укладывающиеся в стандартные схемы управления рисками, например, риски политической нестабильности.

Страхование как неотъемлемая функция любого государства, стратегическое направление его деятельности, дает возможность государству не только минимизировать и ликвидировать экономические потери, но в ряде случаев сохранить саму государственность, сохранить экономический суверенитет государства.

Цель функции государства - результаты, которые должны быть получены в процессе осуществления функции. Эти цели могут быть ближайшими, промежуточными, конечными. Цели каждой из функций в целом образуют в своей совокупности цели государства.

Методы осуществления функций государства - эго методы правового регулирования общественных отношений. Набор этих методов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции.

Основные методы, используемые государством, при осуществлении своих функции:

  • - императивный (строго обязательный, не допускающий отступлений от правовых предписаний);
  • - диспозитивный (предусматривающий значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляющий им возможность в пределах правовых предписаний самостоятельно урегулировать свои отношения);
  • - поощрительный (стимулирующий желательное для общества правомерное, социально-активное поведение субъектов права путем различного рода поощрений);
  • - рекомендательный (предлагающий субъектам права наиболее приемлемый, с точки зрения государства, вариант поведения).

Осуществление основных функций государства но своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Деятельность государства но управлению общественными делами разнообразна и многогранна. Вместе с тем имеются такие направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение.

Деятельность государства но осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранная. Каждое государство представляет собой четкую организацию власти, т. е. для осуществления определенных функций в любом государстве существует государственная власть.

Практическая деятельность государственных органов при их системности обеспечивается механизмом функционирования государства. Именно системная связь, взаимодействие, интеграция и единая направленность деятельности государственных органов образует в целом механизм функционирования государства. Механизм функционирования государства можно подразделить на следующие основные направления:

  • 1) законотворческое;
  • 2) управленчсски-исполнительнос;
  • 3) судебное;
  • 4) надзорно-контрольное .

Механизм государства - эго система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные органы власти, глава государства, правительство.

Другая подсистема - органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка и др.).

Утвержденная Госсоветом РФ Концепция стратегического развития России до 2010 года исходило из того, что рыночные реформы инструментом для достижения желаемого результата . Базовыми целями развития общества названы высокий уровень жизни населения, гармоничные социальные отношения, устойчивая динамика развития. Государственный совет отказался от концепции саморсгулируемого рынка, поскольку эго приведет к дальнейшему отставанию страны от лидеров экономического развития.

Приоритетами были названы: высокие темпы экономического развития, рост инвестиций, усиление государственности и корректирование действия рыночных сил целесообразной государственной политикой.

Стратегическая роль страхования в социальных государствах с развитой рыночной экономикой состоит в следующем:

  • - защищает личные и имущественные интересы граждан, является важнейшим составным элементом государственной социальной политики, связанной с решением социальных проблем в обществе;
  • - защищает интересы юридических лиц и государства в целом, предоставляя гарантии восстановления их нарушенных интересов вследствие непредвиденных неблагоприятных событий, которые могут причинить вред их имущественным интересам и окружающей природной среде;
  • - освобождает бюджет от части расходов на возмещение убытков при наступлении аварий и катастроф техногенного и природного происхождения, что позитивно влияет на укрепление финансов системы государства; является важным элементом финансовой системы государства, отвлекая из оборота избыточную денежную массу, оказывает антиинфляционное воздействие, оптимизирует формирование платежного баланса страны;
  • - позволяет накапливать денежные ресурсы в страховые фонды - один из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций в экономику государства.

Из всей совокупности проблем повышения эффективности социальных процессов подробнее следует остановиться именно на вопросе повышения роли народа в решении и реализации социальной политики государства в качестве субъекта государственной собственности .

Страхование по своей экономической и юридической природе представляет собой закрепленный в законе способ материального возмещения убытков, понесенных одним юридическим или физическим лицом, посредством их распределения между многими лицами. Это возмещение осуществляется за счет специального централизованного фонда, сосредоточенного в ведении страховой организации и образованного за счет денежных взносов страхователей. Таким образом, страхование строится на принципе разложения убытков одного лица на множество субъектов.

Страхование составляет экономическую необходимость, т.к. общественное производство нуждается в средствах, предназначенных для покрытия чрезвычайных убытков, вызванных случайностями и силами природы.

Являясь одним из самостоятельных звеньев финансовой системы страны страхованию присущи все основные функции категории финансов:

  • 1) рисковый характер;
  • 2) денежное перераспределение между участниками страхования в связи с последствиями страховых случаев;
  • 3) возвратность страховых взносов страхователям, признак которой приближает финансовую категорию страхования к кредитной.

Страхование имеет и определенное специфическое проявление. Специфичность страхования можно выразить, во-первых, в случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величине причиненного ущерба от этого случая; в вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды; в неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами и т.д.

С юридической точки зрения, страхование является правоотношением. Это может основываться на договоре (страховой договор) или на требованиях закона. В зависимости от источника его возникновения все страхование делится по своей юридической природе на две основные формы - страхование добровольное и страхование обязательное.

Национальная страховая система России часть экономической системы страны, которую можно выделить их комплекса субъектов экономики, исходя из их целей и свойств, и включает в себя весь комплекс субъектов страхового рынка; страховщики, страховые посредники, компании страхового сервиса (специализированные издания, аудиторы, учебные центры и т.д.), государственные органы, регулирующие страховые взаимоотношения, объединения страховщиков и т. д.

В последние годы в сфере страхования произошли существенные изменения. В условиях перехода к рыночным отношениям они коснулись регулирования состава участников страховых правоотношений, их объекта, и характера содержания самих этих отношений. Страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Все эго коснулось и законодательства, нормы которого обязаны регулировать страховую деятельность. Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности, административным, гражданским и финансовым правом.

Гражданское право регулирует договорные отношения в этой деятельности, административное и финансовое - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Финансово-правовые нормы определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций - страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Ознакомившись с данными функциями, можно сделать вывод, что обеспечение и развитие социальной сферы жизни является ключевой задачей социального государства.

  • Принцип демократии государственной власти (г.е. в управлении государством могут участвовать вес граждане, а также брать ответственность перед всем обществом).
  • Наличие правового государства (главенство права и закона всех сфер общества).
  • Наличие достаточных экономических ресурсов для эффективного перераспределения доходов.
  • Наличие 1ражданского общества (общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимо от государства, но где государство дополняет гражданское общество).
  • Достойный уровень жизни (гарантированное обеспечение гражданам государства всех необходимых условий для комфортного проживания).
  • Равенство всех граждан (наличие этого признака не гарантирует полнейшее равенство во всех аспектах этого понятия, а сглаживание неравенства, в предоставлении всем и каждому одинаковых условий жизни, путем участия в контролировании всех сфер жизни общества).
  • Гарантированное материальное социальное страхование граждан, которое помогает всем, кто в этом действительно нуждается. Социальное страхование оплачивает ущерб здоровью, пострадавших, инвалидность, старость (пенсия), временную нетрудоспособность, материнство и г.д.)
  • Высокий уровень нравственности граждан, высокий уровень развитости духовной сферы общества.
  • Обеспечение социальных гарантий путем государственного регулирования экономики.
  • Обеспечение социальной справедливости в обществе.
  • Развитое социальное законодательство.

В зависимости от различных критериев (оснований) функции государства в научной и учебной литературе классифицируют на основные и неосновные, постоянные и временные, внутренние и внешние, а также на функции, выделяемые в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура и т.д.).

В основных функциях государства реализуются главные (приоритетные) цели и задачи государства, эго наиболее стабильные и устойчивые функции государства. Осуществление внутренних функций государства направлено на решение внутригосударственных задач. Внешние функции направлены на поддержание внешнеполитической деятельности и межгосударственных отношений.

Как мы уже говорили, функции государства находятся в постоянном изменении и развитии общества, направления экономического и политического развития прямо влияют на расширение функций государства.

В зависимости от внутренних и внешних сфер деятельности II.А. Власенко классифицирует функции государства на следующие виды:

  • - внутренние функции государства - функция обеспечения народовластия, экономическая, социальная, функция налогообложения и взимания налогов, экологическая, функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, функция развития культуры, науки, образования, функция регулирования межнациональных отношений;
  • - внешние функции государства - функции интеграции в мировую экономику, функция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем, функция обороны страны, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества и укрепления связей со странами - участницами СНГ .

Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепила постулат о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это свидетельствует о конституционно-правовом статусе государства и предполагает конституционные гарантии экономических и социальных нрав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства:

  • - охрана труда и здоровья людей;
  • - установление гарантированного минимального размера оплаты груда;
  • - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • - развитие системы социальных служб;
  • - установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Функции социального государства предполагают в деятельности государственного аппарата целенаправленность и справедливость при решении социальных проблем В функциях должна быть отражена прямая связь между целями и задачами государства и обратная связь между государством и обществом.

Некоторые ученые определяют следующие социальные функции государства:

  • 1) защитную (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
  • 2) регулирующую (проведение структурных реформ в экономике в целях се большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, норм процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных программ, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
  • 3) стабилизирующую (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости и т.д.).
  • 4) контрольно-охранительную (контроль за соответствием общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих плановых требований.

С учетом становления и развития такого явления, как социальное государство в современном развитии российской государственности, необходимо отметить возрастающую роль государства при экономической нестабильности. Исполнение своей государственной роли влияет на эффективное осуществление всех функций государства.

Стабильность всех групп населения взаимосвязана с осуществлением прежде всего экономической и социальной функций государства, влияющих на качество жизни каждого человека.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения у1рожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Функция содействия но обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предогвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения груда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Итак, подведем некоторые итоги.

Таким образом, социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития общества в целом.

Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство как "атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления", и толкуют о "фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия".

Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным фактором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества.

Международный опыт социальной работы показывает, что для распространения индивидуальной частной инициативы по социальному обеспечению необходимо создание целого ряда правовых, политических и экономических условий. Прежде всего, это правовое обеспечение рыночной экономики.

Второй момент - экономическая политика. Для каждого отдельного человека это означает защиту его денежных накоплений.

Третий момент - социальная политика, причем такая социальная политика, которая не ставит себе целью полное обеспечение граждан, но направляется на достижение социальной защиты, в рамках которой есть место и для индивидуальной, личной инициативы.

Четвертое - это законы, нормативные акты, которые регламентируют деловую активность организаций, которые заняты дополнительным социальным обеспечением.

К примеру, Конституция России направлена на достижение определенных установок социальной политики: улучшение материального положения и повышение среднего уровня жизни; увеличение рынка трудоустройства, увеличение квалифицированных и конкурентоспособных специалистов; защита прав граждан в области труда со стороны конституции, социальная защиты населения, культуры, охрана здоровья, образования, обеспечения жильем; улучшение статистики демографического показателя; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Исходя из этого можно сделать вывод, что социальное государство реализует свои задачи в форме правовой государственности, идет по пути гуманизации общества - расширяет права личности и наполняет нормы нрава более справедливым содержанием. Оно обеспечивает благо индивида: социальную безопасность, условия свободы и комфортное существование каждого человека.

Государство выполняет деятельность распределения общественного бюджета, но не подрывает основы рыночного хозяйства, такие как частная собственность, конкуренция, предпринимательство, индивидуальная ответственность и другое, при этом не влечет за собой массовое социальное иждивенчество.

Анализируя основные функции социального государства можно прийти к выводу, что социальное государство - это новая модель устройства государства, к которому приходят страны в процессе долгого и упорного развития всех сфер общества. Оно свидетельствует о прогрессивно развитом цивилизованном обществе, в котором царит справедливость и соблюдение прав всех и каждого, которые охраняются законом.

Государство гарантирует обеспечение достойных условий жизни всем своим 1ражданам, осуществляет материальную поддержку социально незащищённых, уделяет особое внимание сфере образования, здравоохранения, культурной сфере 1раждан. В таком государстве право человека провозглашается наивысшей ценностью. Факторами этой хорошо отлаженной в мире государственной и общественной системы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны.

Итак, социальное государство реализует следующие функции:

  • 1) В первую очередь, эго социальное обеспечение всех членов данного общества;
  • 2) В торая, но не менее важная функция, - эго обеспечение доступного для всех образования и здравоохранения;
  • 3) Далее, эго социальная защита всех нуждающихся и уменьшение социального неравенства в обществе для обеспечения более благоприятных условий для проживания в данном государстве, которое обеспечивается посредством перераспределения благ в обществе;
  • Байтин Т.И. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2т. Отв. ред. Проф. М.Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1. С. 197. Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс.М„ 2002. Т. 3. С. 57.
  • Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М„ 2009.
  • Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной АссамблеейООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс.
  • Косов Р.В. Основы социального государства/учебное пособие. Тамбов,Изд-во: Университет, 2011. С. 56.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы