Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

  • 7. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы
  • 8. Власть и еѐ виды. Понятие государственной власти.
  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 5. По методу правового регулирования:

      императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

      диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

      поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

      рекомендательные - устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия).

    6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

    ^ обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия;

    ^ управомочивающие - предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать

    положительные действия; ^ запрещающие - устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

      По времени : постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

      По кругу лиц :

    ^ общие - распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного

    государства;

    ^ специальные - распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез-

    нодорожников.

    9. Специализированные нормы:

    ^ компенсационные - направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и

    морального характера;

    ^ коллизионные - предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-

    разному регулируют одни и те же общественные отношения.

    10. В зависимости от характера структурных элементов: У относительно-определенные;

    ^ бланкетные;

    ^ отсылочные

    11. По степени определенности.

    ^ абсолютно определенные - не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все

    условия их действия оговорены в тексте; ^ относительно определенные - не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

    ^ альтернативные .

    Структура нормы права - совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять: ^ при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

    ^ какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

    ^ какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

    Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если - то - иначе».

    Гипотеза - указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез :

      простые - ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например , ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие - если заключается договор личного страхования;

      сложные - ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например , ст. 101 СК РФ

    устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают

    совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;

    » альтернативные - связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например , в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

    Диспозиция - содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного

    и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

    » абсолютно-определенные - исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

      относительно-определенные - устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

      бланкетные - отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

    Санкция - называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций :

      абсолютно-определенные - содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

      относительно-определенные - допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках - «от - до» (характерно для норм УП);

      альтернативные - содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

      кумулятивные - допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

    "

    По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

    Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов: властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов; автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

    Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

    Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обуславливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

    Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

    Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если трудовые отношения по истечении срока трудового договора фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора продолжается на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

    Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

    Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания об орденах, медалях, премиях и др.).

    Рекомендательные кормы адресуются, главным образом, колхозам и государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ждет двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

    Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

    Проблема объединения правовых норм в институты и отрасли права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.

    Российские ученые называют два критерия выделения отраслей в системе права.

    Критерием деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

    Предмет правового регулирования – это определенная совокупность однородных общественных отношений. Под предметом правового регулирования понимается то. Что подлежит урегулированию, то есть те отношения, которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь юридически значимые отношения, которые:

    Являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

    Создают объективную потребность в их урегулировании.

    В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

    а) субъекты – индивидуальные и коллективные;

    б) их поведение, поступки, действия;

    в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

    г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

    Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

    Предмет правового регулирования является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных причин в соответствии со спецификой связей между общественными отношениями, поэтому главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.

    Вторым основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Метод правового регулирования.

    Метод правового регулирования – есть совокупность способов и приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

    Если предмет – на вопрос что , то метод на вопрос – как регулирует.

    Предмет является главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод является дополнительным , юридическим критерием, самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

    Наряду с общим методом правового регулирования существуют и конкретные методы, характерные для тех или иных отраслей права. К ним относятся: 1) императивный методы, 2) диспозитивный метод, 3) метод поощрения, 4) рекомендаций, 5) метод автономии и равенства сторон, 6) убеждения, 7) принуждения, 8) альтернативный, 9) наказания.

    1) Императивный метод – метод властных предписаний, абсолютно определенного характера, исходящий от компетентного лица, обеспечивается мерами принудительного характера, содер­жащий, как правило, нормы-запреты. Он является властно-авторитарным, строго обязательным, это метод «вертикали». Предполагает запреты, обязанности, наказания. Характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права.

    2) Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рам­ках закона. Он построен на началах автономии, юридического равенства субъектов, соглашения сторон, их несоподчиненности между собой, это – метод «горизонтали». Предполагает дозволения. Присущ в первую очередь гражданскому праву.

    3) Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. По­ощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и ме­далями).

    5) Метод автономии и равенства сторон характерен для про­цессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участ­ники судебного разбирательства находятся в одинаковом процес­суальном отношении друг перед другом, законом и судом; их от­ношениям присуща самостоятельность.

    6-7)В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение . Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.

    8-10) Метод дозволения, обязывания и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

    11) В административном праве действует метод субординации и властного приказа позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

    Все названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

    Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения, и, наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

    Говоря о разделении права на отрасли, необходимо иметь в виду следующее:

    1. Все отрасли права по своему со­держанию могут быть разделены на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

    Материальное право - это совокупность правовых норм (объединенных, естественно, в институты, подотрасли и отрасли права), регулирующих содержательную сторону общественных отношений. Таким образом, это отношения складывающиеся между людьми и их объединениями, отношения связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д. К отрас­лям материального права относятся конституционное, уголовное, админист­ративное, гражданское, исправительно-трудовое, финансовое, земельное, се­мейное, трудовое, аграрное право. Нормы указанных отраслей права непо­средственно регулируют управленческие, имущественные, трудовые, семей­ные отношения и т. д.

    Процессуальное право - совокупность правовых норм (объединенных в институты, подотрасли, отрасли права), регулирующих об­щественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права. Таким образом, это отрасли, которые определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

    К отраслям процессуального права отно­сятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, а согласно позиции некоторых авторов - и конституционно-процессуальное, арбитражное и админист­ративно-процессуальное право.

    2. Разделение права на частное и публичное. Это разделение, сложилось в юридической науке и практике еще в Древнем Риме. По широко известному определению римского юриста Доминиция Ульпиниана (III в.), публичное право относится «к положению Римского государства», частное – «к выгоде отдельных лиц». Публичное право – это область дел государственных, а частное право – область частных дел.

    Такое деление права было воспринято континентальной правовой системой.

    Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечи­вающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Речь идет главным образом об имущественных и личных неимущественных отно­шениях. К частному праву относятся прежде всего гражданское, торговое (в странах, где оно выделилось в самостоятельную отрасль права), семейное право.

    Специфику частного права составляют следующие черты :

    1. Частное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

    2. Предметом регулирования частного права является область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовые средства и т.д.

    Регулирование отношений частных лиц между собой;

    Обеспечение частного интереса с акцентированием внимания на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства;

    Обеспечение свободного волеизъявления субъектов при реализации своих прав;

    Широкое использование договорной формы регулирования;

    Включение в себя норм, обращенных к субъективному праву и обеспечивающих судебную защиту;

    Преобладание диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям;

    Использование классической юридической техники.

    4. Метод частного права – преимущественно диспозитивный.

    5. Отрасли, основу которых составляют нормы частного права: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и др.

    Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный ин­терес. К публичному праву относятся, например, конституционное, уголов­ное, административное право.

    Специфику публичного права составляют следующие черты :

    1. Публичное право представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, организации и деятельности представительных учреждений, осуществление правосудия, борьбу с посягательствами на конституционный строй.

    2. Предметом регулирования публичного права является область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти всех, публичных институтов, аппарата государств, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д.

    Регулирование отношений между государственными органами или между частными лицами и государством;

    Обеспечение публичных интересов с акцентированием внимания на запретах, обязанностях граждан перед государством;

    Обеспечение одностороннего волеизъявления субъектов права;

    Включение в себя общих и безличных норм, имеющих нормативно ориентирующее воздействие;

    Преобладание директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов;

    Широкое использование новейших технических приемов.

    4. Метод публичного права – преимущественно императивный.

    5. Отрасли, основу которых составляют нормы публичного права: конституционное право, административное право, уголовное право, финансовое право, уголовно-процессуальное право и др.

    В качестве критерия разграничения частного и публичного права в со­временной юридической науке признается и различие методов правового ре­гулирования. Для публичного права характерен метод централизации (суб­ординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права, как пра­вило, императивны, их содержание не может быть изменено по воле участни­ков правоотношений.

    Абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы могут присутствовать в отраслях частного права, и наоборот. Так, например, в земельном праве – отрасли частного права – присутствуют и публично-правовые элементы в виде определения порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. В семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов.

    Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права: оно перешло в состав отраслей частного права, сохраняя публично-правовые элементы.

    Возрастание влияния современного государства на экономические отношения и увеличение объема его социальной деятельности обусловливают тенденцию к более тесной связи и взаимопроникновению норм публичного и частного права. Договор, который является типичным проявлением частноправового регулирования, все более внедряется в публично-правовые отношения в современной России (например, договор о поступлении гражданина на государственную службу, контракт о службе в Вооруженных Силах РФ, контракт о службе в органах внутренних дел и т.д.).

    В какой-то степени разделение права на публичное и частное носит ус­ловный характер (заметим, что в странах с англосаксонской системой права такого разграничения нет); ведь частный интерес, не соответствующий инте­ресу всего общества, т. е. публичному интересу, не может рассчитывать на юридическую защиту.

    Соотношение Публичное право Частное право
    1. Выражают интересы государства Частные интересы отдельных лиц
    2.Регулируют отношения Между государственной властью и гражданином Граждан и их частных объединений между собой
    3.Соотношение сторон, положение участников Присутствует подчиненность, неравноправие участников (субординация) Участники юридически равноправны (равноправие)
    4.Характер правоотношений Вертикальные по типу «власть-подчинение» Горизонтальные «координационного» типа
    5.Регулирование отношений Централизованная регуляция общественных отношений гос. власти Децентрализованное регулирование из независимых центров
    6. Метод правового регулирования императивный диспозитивный
    7. Правовые нормы Обязанности, запреты дозволение
    8. Средство правового регулирования Односторонне-властный акт компетентного государственного органа договор
    9. Сущность отношений (целевые установки) Сущность образует коллективное начало Образует индивидуальное начало
    10. Защита прав исходит Исходит от государства Исходит от заинтересованного частного лица
    11. Статус государства Властный субъект, наделенный компетенцией Юридическое лицо

    3. Международное право не входит ни в одну национальную сис­тему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, по­скольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударст­венные отношения. В нем выражается коллективная воля наро­дов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и ин­ституты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности госу­дарств - участников мирового сообщества, принципы их взаи­моотношений, поведение на международной арене.

    Это правовая система, включающая международное публичное право, регулирующее межгосударственные отношения, и международное частное право, регулирующее внутригосударственные отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

    В современной юридической науке сложились различные концепции соотношения международного и национального права:

    1) монистические концепции, сторонники которых признают международное и национальное право составными частями единой системы права:

    Концепция примата (приоритета) национального права над международным;

    Концепция примата международного права над национальным.

    2) дуалистическая концепция, сторонники которой рассматривают международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые, изолированные и независимые друг от друга правовые системы, которые активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

    Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, рост значения роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общественные ценности и приоритеты.

    В этих условиях все большее число сторонников находит концепция верховенства международного права, разработанная основателем нормативистской школы права австрийским юристом Г. Кельзеном (1881-1973). Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств; истинность норм национального права определяется нормами международного пава.

    Международное право:

    1. Международное право является составной частью правовой системы каждого государства. Оно активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

    2. Международное право создается международными организациями, а т.ж. совместной деятельностью различных государств, а национальное право – компетентными субъектами, определяемыми в каждом отдельном государстве.

    3. Международное право распространяет свое действие на территорию всех государств, а национальное право – на территорию соответствующего отдельно взятого государства.

    4. Источниками международного права являются пакты, декларации, конвенции, международные договоры. Источниками национального права являются внутригосударственные нормативные правовые акты, договоры обычаи.

    5. В современном мире реализуется концепция примата (верховенство) международного права над национальным.

    Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В КонституцииРФ записано, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются прави­ла международного договора (ст. 15 ч. 4).

    Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам.

    Интеграция России в мировое сообщество, развитие сотрудничества с другими государствами, участие в разрешении региональных конфликтов, выполнение по мандату ООН миротворческих миссий свидетельствует о признании конструктивного влияния России на решение международных проблем. С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России, о чем, в частности, свидетельствует возможность граждан РФ в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.


    Похожая информация.


    Предмет правового регулирования;

    Они и выступают системообразующими факто­рами.

    Под предметом правового регулирования понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Последние, как известно, пред­ставляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структу­ру предмета правового регулирования входят следующие элемен­ты :

    а) субъекты - индивидуальные и коллективные;

    б) их поведение, поступки, действия;

    в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

    г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих от­ношений.

    Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под дей­ствие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую рас­пространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

    Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится не­правовое пространство.

    Под методом понимаются определенные приемы, спосо­бы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос,как право осуществляет свою регуля­тивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разно­характерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит Эффективность правового регулиро­вания, достижение выдвигаемых при этом целей.

    Предмет является главным, материальным критерием разгра­ничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объектив­ное содержание, предопределен самим характером обществен­ных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более стро­гой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь нали­чие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

    Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделе­ния той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляет­ся и соответствующий метод регулирования, который в значи­тельной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отно­шений, может избирать тот или иной способ правового воздейст­вия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность ме­тода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.



    Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наибо­лее принципиальные с точки зрения интересов государства отно­шения. И притом такие, которые объективно нуждаются в право­вом опосредовании. Государство не ставит своей целью тоталь­ной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами - моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают пра­вовую форму и выступают как правовые.

    Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей.

    Например, отношения собственности во всех ее формах регу­лируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, харак­терный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

    Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не сущест­вует абсолютно независимых отраслей, так как они - части еди­ной системы. Если бы основанием для деления права служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.

    В общее понятие метода правового регулирования (как соби­рательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы :

    а) установление границ регулируемых отношений, что в свою очередь зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потреб­ности, государственная заинтересованность и др.);

    б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и воз­можном их поведении;

    в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;

    г) определение мер ответственности (принуж­дения) на случай нарушения этих установлении.

    В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государ­ственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

    Указанная специфика отличает данный вид социального упо­рядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результатив­ность действия права.

    Однако наряду с общим существуют конкретные методы пра­вового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся:

    Императивный и диапозитивный методы, используемые глав­ным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государст­ва; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Ука­занные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

    Такое же сквозное значение имеютдозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписы­вая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой сан­кции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отно­шения в нужное русло.

    В административном праве действуетметод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать уп­равленческую, служебную, оперативную и иную деятельность го­сударственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих - характерные черты указанного метода.

    Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где дей­ствуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орде­нами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

    Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуаль­ных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники су­дебного разбирательства находятся в одинаковом процессуаль­ном положении друг перед другом, законом и судом, их отноше­ния характеризуются самостоятельностью. Равенством субъек­тов отличаются также многие гражданские отношения.

    не государственные организации и по отноше­нию к ним властно-императивные средства воздействия непри­емлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекоменда­тельных актов, советов.

    В качестве особых методов правового регулирования исполь­зуютсяубеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных соче­таниях.

    В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного во­леизъявления), под которым понимается форма самостоятель­ной юридической деятельности субъектов, направленной на упо­рядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической обще­обязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.

    Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, пере­плетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с дру­гом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

    Норма права - это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства. Классификация норм права, т.е. подразделение на виды, способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга. Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям: а) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского и т.п. права. б) по специфическим юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия).Регулятивные нормы - это нормы рассчитанные на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера этих отношений. Регулятивные нормы подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.Охранительные (или правоохранительные) нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Специализированные нормы - или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы. Дефинитивные нормы (дефиниция - определение) содержат легальные определение терминов, встречающихся в других нормах. Коллизионная норма приписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае. Коллизионная норма - это своеобразный механизм “саморегулирования“ в системе права, призванный тем самым способствовать единству и согласованности правил. Выделяются темпоральные пространственные и иерархические коллизионные нормы т.е. Темпоральные коллизионные нормы это те нормы, которые разрешают коллизии между нормами разного времени действия. Пространственные коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами, действующими в разных пространствах. Иерархические коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами разного иерархического уровня. Здесь действует общий принцип lex superioer derogat legi interioz (закон высшего порядка отменяет действие закона(нормативного акта) низшего порядка).Таким образом, нормы права классифицируются: - по предмету правового регулирования на нормы уголовного права, нормы гражданского права и др.;2.по юридической силе на нормы законов и нормы подзаконных актов;3. по характеру содержащихся предписаний или по характеру диспозиции обязывающие, запрещающие, управомачивающие Управомочивающие - это нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий. Запрещающие - это нормы, устанавливающие обязанность субъекта воздерживаться от совершения тех или иных действий. Обязывающие - это нормы, возлагающие на субъекта обязанность совершать действия определенного содержания.4)по форме выраженных предписаний - императивные и диспозитивные.

    Императивные - это нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права. Диспозитивные - это нормы, содержащие свободу усмотрения.5)по кругу субъектов, на которых распространяются нормы они делятся на общие, специальные, исключительные;6)по действию норм права во времени делятся на постоянные, временные и чрезвычайные;7)по действию норм права в пространстве на акты высших органов власти и акты местных органов самоуправления, содержащие правовые нормы;8)по совокупности делятся на нормы материального и процессуального права.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы