Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Время на чтение: 4 мин

Для осуществления государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день используются два ключевых закона – Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеющий номер 44-ФЗ, и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получивший номер 223-ФЗ. Контракты и договоры, заключаемые по этим двум законам, нередко проходят процедуру расторжения по различным причинам – если речь идет о расторжении по причине неисполнения контракта или полного досрочного исполнения, о нарушении сторонами взятых на себя обязательств и т. д.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Варианты расторжения контракта по 223-ФЗ

Если в Федеральном законе №44-ФЗ есть четкое описание того, каким образом может быть договор или контракт, заключенный в соответствии с нормами этого закона, то для Федерального закона за номером 223-ФЗ такой информации на сегодняшний день нет, в результате чего государственному или муниципальному заказчику, использующему указанный закон, приходится ориентироваться исключительно на Гражданский Кодекс Российской Федерации, а также на , которое было создано в рамках функционирования конкретного заказчика.

В соответствии с такими особенностями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на сегодняшний день можно сделать вывод о том, что для расторжения договора, заключенного на основаниях указанного нормативного акта, следует использовать положения Гражданского Кодекса РФ, который предусматривает следующие виды расторжения контракта или договора:

  • по соглашению сторон ;
  • в одностороннем порядке ;
  • на основании вынесенного и вступившего в силу решения суда .

Расторжение по соглашению сторон

В соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ и Гражданского Кодекса Российской Федерации данный вариант расторжения существующих соглашений происходит только в том случае, если между сторонами отсутствуют какие бы то ни было спорные ситуации относительно соблюдения взятых на себя обязательств по контракту. Если есть хоть какие-то неурегулированные вопросы, от расторжения по соглашению придется отказаться.

Ни в одном из современных нормативных актов, которые функционируют в сфере закупочной деятельности, не содержится указаний на то, каким образом должно происходить расторжение контракта или договора с использованием принципа соглашения сторон.

Сложившаяся практика показывает, что для такого расторжения чаще всего используется алгоритм, основанный на предоставлении официального письма, в котором будет содержаться предложение о прекращении существующих договорных правоотношений. В таком письме необходимо указать причину, по которой должен быть расторгнут указанный контракт или договор.

На основании полученного письма вторая сторона договорных правоотношений готовит проект дополнительного соглашения, на основании которого может быть расторгнут договор или контракт. При этом на этапе подготовки такого соглашения стороны должны договориться между собой по поводу того, с какого момента контракт должен признаваться расторгнутым, так как здесь есть два варианта развития событий:

  • контракт может быть расторгнут с даты подписания соглашения о расторжении (об этом в тексте соглашения должны быть указаны дата, с которой будет расторгаться контракт, и дата, с которой вступает в силу подписанное соглашение о расторжении. В случае если это одна и та же дата, то дважды ее указывать не нужно);
  • контракт расторгается с конкретной даты (в данном случае в тексте соглашения следует указать только информацию о дате расторжения контракта. Дата вступления в силу в данном случае не нужна).

В случае если по итогам исполнения взятых на себя обязательств по контракту сумма меньше, чем была предусмотрена, то в тексте соглашения должна содержаться информация о том, на какую сумму данный контракт исполнен и что считать завершением исполнения.

В случае, если решение о расторжении контракта принято после того, как была проведена претензионная работа, обе стороны, участвующие в процедуре расторжения, должны провести проверку взаиморасчетов, чтобы избежать впоследствии возникновения каких-либо судебных тяжб.

В рамках такой проверки выясняется информация о том, были ли в полном объеме выплачены все виды , которые были установлены в рамках проведенной претензионной работы.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке на сегодняшний день имеет регламентацию только в Гражданском Кодексе Российской Федерации в части того, кто и по каким основаниям может выступать в качестве инициатора расторжения договора, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ.

Так, в качестве сторон, инициирующих расторжение, могут выступать как заказчик, так и исполнитель по .

Расторжение в одностороннем порядке происходит в следующих случаях:

  • если одна из сторон договора нарушила взятые на себя обязательства по договору или контракту, не исполнив их или исполнив с грубыми нарушениями;
  • если какая-либо из сторон договора полностью отказалась от исполнения договора в силу наступления непредвиденных обстоятельств;
  • если в период исполнения контракта было установлено, что исполнитель предоставил заведомо ложные сведения либо утаил часть сведений, например, о своем пребывании в ;
  • если в процессе исполнения контракта возникла конфликтная ситуация, требующая разрешения в виде претензионного порядка , который не был соблюден, либо выставленные в рамках такого претензионного порядка не были удовлетворены.

Общий порядок действий по расторжению в одностороннем порядке договора или контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выглядит следующим образом:

  • принятие решения о расторжении на основании проведенного анализа сложившейся конфликтной ситуации;
  • формирование документа о принятии решения о расторжении с обязательной опорой на нормативно-правовые акты , на основании которых был заключен расторгаемый контракт, а также которые являются обоснованием права стороны уведомить другую сторону о расторжении такого контракта;
  • направление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта второй стороне договорных правоотношений с целью ее уведомления о принятом решении;
  • расторжение контракта и размещение в информации о том, что контракт расторгается с указанием оснований для такого действия.

В случае расторжения контракта в одностороннем порядке потребуется уведомить вторую сторону о принятом решении и обосновать такое решение путем составления специального решения.

Обоснование, направляемое второй стороне, должно быть составлено только в соответствии с действующими нормами федерального законодательства. В тексте обоснования следует указать:

  • сведения о контракте, в отношении которого принято решение о расторжении кратким описанием предмета контракта и сроков его исполнения);
  • какие обстоятельства послужили основанием для принятия стороной решения о расторжении контракта (в случае, если были зафиксированы нарушения в части исполнения взятых на себя обязательств, необходимо указать, в чем именно заключались такие нарушения);

Этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.


По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора - в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.


Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий - части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 - 5 ч. 9 , п.п. 3 - 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. "д" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России - письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.


Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.


Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично , как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

1. Когда договор можно расторгнуть по соглашению сторон

По общему правилу вы можете договориться с контрагентом о расторжении договора по взаимному согласию в любой момент до окончания его действия (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Исключением может являться договор в пользу третьего лица, чье согласие также может понадобиться, если такое лицо решило воспользоваться своим правом (п. 2 ст. 430 ГК РФ).

В вашем положении о закупке среди прочих должен быть закреплен и порядок исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ). И чаще всего заказчики устанавливают в своих положениях общую норму о том, что расторжение договора осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Полагаем, что, если в положении вовсе не закреплено каких-либо условий или ограничений, касающихся расторжения договора по соглашению сторон, вы можете расторгать таким способом любой договор, соблюдая общие нормы ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Учитывайте ограничения, которые могут быть установлены вашим положением о закупке. Например, положение может содержать запрет на необоснованное расторжение договора по соглашению сторон или разрешать вам такое расторжение только в определенных положением случаях. Либо положение может запрещать прощать неустойку и расторгать договор по взаимному согласию, если поставщик нарушал его условия. Кроме того, положением могут быть предусмотрены ограничения для действий, которые можно предпринимать после расторжения, например установлен запрет объявлять повторную закупку, если первоначальный договор был расторгнут по соглашению сторон без каких-либо веских оснований.

2. Когда договор можно расторгнуть в одностороннем внесудебном порядке

Расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке по общему правилу можно в случаях, установленных законом (п. 1 ст. 310 ГК РФ). Кроме того, чаще всего обе стороны договора, заключенного по Закону № 223-ФЗ, ведут предпринимательскую деятельность, и в этом случае расторгнуть его в одностороннем внесудебном порядке можно по основаниям, установленным в самом договоре (п. 2 ст. 310 ГК РФ). В противном случае право на односторонний отказ можно предусмотреть только для стороны - не предпринимателя.

Предусматривайте в договорах основания для одностороннего отказа в соответствии с нормами, установленными в вашем положении о закупке. Если специальных правил в положении нет, рекомендуем их предусмотреть, поскольку порядок исполнения договора должен быть закреплен в положении в силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ. Но и при отсутствии в положении о закупке специальных норм запрета на включение в договор оснований расторжения в одностороннем внесудебном порядке нет. Полагаем, что вы можете предусматривать в договорах такие основания, если они не противоречат нормам ГК РФ.

В одних случаях отказ можно не объяснять, в других его требуется мотивировать. Это зависит от основания отказа.

Немотивированно можно отказаться в случаях, прямо предусмотренных законом. Например, так можно отказаться от исполнения договора аренды и агентского договора, заключенных на неопределенный срок (п. 2 ст. 610, ст. 1010 ГК РФ). Такой отказ также может быть связан с определенными условиями. Например, вы вправе отказаться от договора оказания услуг при условии оплаты исполнителю всех понесенных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ). Кроме этого, право на немотивированный отказ можно предусмотреть в договоре, в том числе предусмотреть, что за реализацию такого права отказавшаяся сторона должна заплатить определенную денежную сумму (п. 3 ст. 310 ГК РФ).

Мотивированный односторонний отказ чаще всего следует за нарушением обязательств или наступлением определенных обстоятельств. Например, вы можете отказаться от договора поставки, в случае если поставщик поставил товары ненадлежащего качества с недостатками и не исправил их в приемлемый для вас срок (п. 2 ст. 523 ГК РФ). К не связанным с нарушениями обстоятельствам можно отнести, например, случай, когда существенно увеличивается приблизительная цена договора подряда из-за того, что нужно выполнить дополнительные работы (п. 5 ст. 709 ГК РФ) или по каким-либо причинам у подрядчика отозвана лицензия или прекращено членство в СРО, когда для выполнения работ они необходимы (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).

3. Когда договор можно расторгнуть в суде

Расторгать договор в суде можно в случаях, когда одна из сторон существенно нарушает условия договора, а также в иных случаях, предусмотренных законом или самим договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Например, вы можете обратиться в суд с иском о досрочном расторжении договора аренды, если арендуемое имущество стало непригодным по обстоятельствам, за которые вы не отвечаете (ст. 620 ГК РФ).

Также обратиться в суд можно при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора по итогам закупки (п. 1 ст. 451 ГК РФ). Однако практика показывает, что доказать существенность таких изменений очень сложно.

Обращайтесь в суд, если отсутствуют основания для одностороннего внесудебного расторжения и когда вы заинтересованы в направлении сведений об участнике в РНП за существенные нарушения условий договора. Поскольку на этом этапе сведения в РНП можно направлять, только если договор расторгнут по решению суда (ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ устанавливают, что при осуществлении закупок должны соблюдаться нормы ГК РФ 1 . В числе прочего нормы гражданского законодательства регулируют и вопросы, связанные с односторонним расторжением договора (контракта) 3 . И если в «скрупулезно-процедурном» 44-ФЗ имеются отдельные положения касательно одностороннего расторжения контракта 2 , то в «рамочном» 223-ФЗ таких положений нет. Поэтому в отношении одностороннего расторжения договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ, единственным правовым регулирующим документом является именно ГК РФ. Отметим, что и содержание положений о закупке конкретных заказчиков по 223-ФЗ, связанное с односторонним расторжением договоров, также не должно противоречить нормам гражданского законодательства 4 . Рассмотрим данные нормы.

  1. Односторонний отказ стороны по договору от исполнения своих обязательств допускается только в случаях, предусмотренных самим ГК, другими законами или иными нормативными актами 5 .
  2. Например, в отношении договора купли-продажи в гражданском законодательстве предусмотрено право покупателя отказаться от исполнения такого договора, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар 6 . Другой пример из ГК - в отношении договора проката арендатор вправе отказаться от договора в любое время, письменно предупредив о своем намерении арендодателя не менее чем за 10 дней 7 .

    Также в соответствии с ГК односторонний отказ от исполнения договора возможен в отношении договора поставки и договора возмездного оказания услуг. В первом случае право отказаться от исполнения договора имеет покупатель, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил срок поставки товаров. Такое же право есть у поставщика, если покупатель неоднократного нарушил срок оплаты товаров или допустил неоднократную невыборку товаров. При этом договор будет автоматически считаться расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон 8 .

    Во втором случае заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору при условии полного возмещения заказчику убытков 9 .

    Кроме того и в отношении договора подряда в ГК РФ есть норма, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, заказчик в любое время до сдачи ему результата работы вправе отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора, при этом заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу 10 .

    Наконец, гражданское законодательство также устанавливает, что в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков 11 .

    Что касается случаев, установленных в «других законах», то в качестве примера можно привести ситуацию с оказанием услуг связи, когда пользователь услуг нарушает требования договора и в течение 6 месяцев после получения письменного предупреждения от оператора услуг связи не устраняет это нарушение, - в этом случае оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор 12 .

    С полным перечнем таких установленных случаев можно ознакомиться по ссылкам к ч. 1 ст. 310 ГК РФ в справочно-правовых системах (например, «Консультант Плюс»).

    Отметим, что к числу данных случаев относятся и закупки по 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (см. выше), при условии, если это было предусмотрено контрактом 13 . Более того, в определенных случаях это даже является его обязанностью - например, если в ходе исполнения контракта выясняется, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14 . Но если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то аналогичное право (опять же по основаниям, предусмотренным ГК - см. выше) предусматривается и у поставщика (подрядчика, исполнителя) 15 . При этом в случае принятия такого решения заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем), оно вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения контракта; эти 10 дней даются, условно говоря, на «исправление нарушений» - если они исправлены, то принявшая решение сторона должна его отменить и контракт будет продолжать исполняться 16 .

    Отметим, что это чисто «добавочная» норма 44-ФЗ в отношении порядка и условий одностороннего расторжения контракта, правда, она уже не будет работать в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, ставшим основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта 17 . Кроме того важно учесть, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 18 .

  3. Если на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая с этим не согласна, в этом случае договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или самим договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 19 .
  4. Исходя из данной нормы сторона по договору не может расторгнуть заключенный договор только по собственной инициативе без соответствующего судебного решения. Однако нельзя не отметить, что данная норма ГК несколько противоречит как другим нормам того же самого гражданского законодательства, которыми устанавливаются случаи «внесудебного» одностороннего расторжения договора (например, см. выше случай с односторонним отказом от исполнения и расторжением договора поставки), так и соответствующим нормам в других федеральных законах, в том числе в 44-ФЗ.

    На практике нередко возникает вопрос, чем же следует руководствоваться при одностороннем отказе от исполнения и расторжения контрактов по 44-ФЗ - ГК РФ или 44-ФЗ?

    Для ответа на него следует внимательно прочитать ч. 1 ст. 2 закона 44-ФЗ - в ней говорится, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие осуществление закупок, в том числе особенности исполнения контрактов, должны соответствовать 44-ФЗ. Следовательно, если по ГК РФ следует расторгать контракт в одностороннем порядке через суд, а в 44-ФЗ такое расторжение предусмотрено без обращения в суд, то превалирует норма 44-ФЗ. Но такой вывод может касаться только сторон по договорам, заключенных в рамках 44-ФЗ. Что касается сторон по договорам, заключенных по 223-ФЗ, то им следует придерживаться исключительно норм, содержащихся в самом ГК РФ (44-ФЗ к их отношениям уже не относится).

    Получается, что, с одной стороны, в соответствии с гражданским законодательством такой контрагент может в одностороннем порядке и без обращения в суд расторгнуть только договор поставки 20 , а во всех остальных случаях, где только идет речь об одностороннем отказе от исполнения договора (например, при договоре возмездного оказания услуг), он может только отказаться от исполнения своих обязательств по этому договору, а вот расторгать договор при невозможности сделать это по соглашению сторон ему придется через суд. Добиться нужного судебного решения, если отказ от исполнения договора уже произошел в соответствии с установленными законодательством случаями, будет в принципе несложно, но лишнее время и другие ресурсы это все равно займет.

    С другой стороны, в ГК РФ есть отдельная норма, согласно которой, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным 21 . Хотя эта норма опять же несколько не стыкуется с рассматриваемым положением о том, что без согласия одной из сторон договор может быть расторгнут только по решению суда, именно на нее можно опираться в том случае, когда, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора в разрешенных случаях, отказавшаяся сторона считает, что тем самым она одновременно и расторгла договор. Такой позиции в отношении закупок по 223-ФЗ могут придерживаться и суды 22 .

    Дополнительно отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 23 . Также обратим внимание, что на практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае.

  5. Сторона по договору может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 24 .
  6. Если в этой ситуации сторонам не удалось расторгнуть договор по соглашению сторон, то решение принимается судом по требованию инициатора такого расторжения. Отметим, что, в основном судебная практика применительно к данному положению ГК РФ касается расторжения кредитных договоров, договоров аренды, купли-продажи, дарения недвижимого имущества.

    Но можно привести пример и из сферы государственных закупок 25 . В 2014 г. государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» обратилось в суд с иском о расторжении государственного контракта с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области, заключенного в последний день 2013 г. Причина этого обращения заключалась в том, что на момент заключения договора административные здания территориальных органов налоговой службы были включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией 26 , но уже с 01.01.2014 (то есть со следующего день после заключения контракта) они были исключены из этого перечня 27 . В связи с данным обстоятельством сам поставщик услуги (учреждение вневедомственной охраны) предложил заказчику расторгнуть заключенный контракт, но заказчик не согласился.

    Вероятно, такая позиция поставщика была обусловлена тем, что он был не очень финансово заинтересован в исполнении данного контракта и, скорее, был вынужден заключить его в связи с обязательностью обеспечения охраны полицией зданий налоговых органов, а когда эта обязательность была отменена, то постарался «избавиться» от контракта. Однако суды различных инстанций сочли, что в данном случае поставщик услуг мог предвидеть «существенное изменение обстоятельств» до или в момент заключения договора, так как нормативный правовой акт, исключающий здания налоговых органов из перечня объектов, подлежащих обязательной охране полицией, был опубликован 12.12.2013 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и 16.12.2013 в сборнике «Собрание законодательства РФ» № 50 (ст. 6658), то есть за 2 недели до даты заключения контракта. Доказательств же того, что что контракт фактически был заключен ранее даты публикации указанного нормативного правового акта, истец представить судам не смог.

  7. Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 28 .
  8. Возмещение убытков может быть произведено в досудебном порядке, однако, если это оказывается невозможным, то потерпевшая убытки сторона может обратиться в суд. Рассмотрим пример 29 .

    В 2014 г. федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий-профилакторий «Солнечный» внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключило в рамках 44-ФЗ государственный контракт с ООО «СтройЛидер» на выполнение работ по капитальному ремонту на сумму 3,5 млн. руб. В результате исполнения контракта подрядчик допустил нарушения его условий - не в полном объеме и некачественно выполнил предусмотренные контрактом работы, не устранил выявленные недостатки, не освободил объект работ от строительного мусора и т.д. На основании этого заказчик в одностороннем порядке отказался от его исполнения, при этом для подтверждения нарушений условий контракта и оснований одностороннего отказа от его исполнения заказчик провел экспертизу. После чего заказчик обратился в суд с иском о взыскании с подрядчика возмещения своих убытков, связанных с устранением недостатков некачественно выполненных работ, расходов, связанных с исполнением за подрядчика его контрактных обязательств (вывоз строительного мусора) и с проведением экспертизы. В итоге судебных разбирательств, в ходе которых была проведена дополнительная судебная экспертиза нарушений, допущенных подрядчиком, было принято решение о взыскании в пользу заказчика с подрядчика суммы убытков в размере 1,9 млн. руб.

1 Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3 Ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 См. Письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 N ОГ-Д28-2482

5 Ст. 310 ГК РФ.

6 Ч. 1 ст. 463 ГК РФ.

7 Ч. 3 ст. 627 ГК РФ.

8 Ст. 523 ГК РФ.

9 Ст. 782 ГК РФ.

10 Ст. 717 ГК РФ.

11 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ.

12 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

13 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15 Ч. 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16 Ст. 13-14, 21-22 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

17 Ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 Ч. 16 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

20 В соответствии с ч. 4 ст. 523 ГК РФ.

21 Ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ.

22 См., например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.06.2016 N Ф01-1936/2016 по делу N А79-9006/2015.

23 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ.

24 Ст. 451 ГК РФ.

25 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2014 по делу N А19-2397/2014.

26 Распоряжение Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы