Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юрид. средств и со­здающий желаемое социальное состояние и конкретную степень бла­гоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются го­сударством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкрет­ные области общественных отношений, выделяя во временных и про­странственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определен­ным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы;

В зависимости от их юридической природы - материальные и процессуальные режимы;

В зависимости от содержания - валютный, таможенный, пошлинный режимы;

В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства;

В зависимости от функций права - режим особого регулирования и особой охраны;

В зависимости от формы выражения - законный и договорный;

В зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

В зависимости от сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций).

108. Правовые стимулы и огранечения.Правовые поощоения и правовые льготы.

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей;

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отно­шений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

В зависимости от элемента структуры нормы права можно вы­делить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, за­конный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы;

В зависимости от объема выделяют основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы;

В зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозакон­ного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или Лише­ние определенных ценностей) для осуществления собственных инте­ресов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественной потребности в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а зна­чит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запре­тов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

В зависимости от элемента структуры нормы права можно выде­лить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

В зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и подобные ограничения;

В зависимости от объема выделяют полные (ограничение дее­способности детей) и частичные (ограничение дееспособности несо­вершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) ограничения;

В зависимости от времени действия выделяют постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении) ограничения;

В зависимости от содержания выделяют материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) ограничения."

Правовые поощрения - это форма и мера юридического одобрения \ добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

5) выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, реко­мендациями, льготами.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение поло­жения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интере­сы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи следующие признаки.

1) они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интере­сов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально за­щитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удов­летворения их интересов в более благоприятный режим.

2) правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентиру­ет конкретные вопросы общественной жизни.

3) правовые льготы выступают правомерными исключе­ниями, законными изъятиями, установленными компетентными орга­нами в нормативных актах в соответствии с демократическими про­цедурами правотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсаци­онную и стимулирующую.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находя­щихся в неравных условиях в силу биологических и социальных при­чин.

Наряду с компенсационной, льготы выполняют и стимулирующую функцию: должны побуждать к отдельным видам общественно-полез­ной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворе­ния собственных интересов лица. Это прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.

Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», ко­торая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты.

"

Правовой режим можно определить как совокупность юридических средств, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права. Иными словами, правовые режимы «создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права».1

Выделим четыре основных признака правовых режимов:

  • 1) устанавливаются и обеспечиваются государством;
  • 2) имеют целью регулирование конкретных общественных отношений на законодательном уровне;
  • 3) представляют собой специфическую совокупность правовых средств, реализуемых путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей;
  • 4) призваны направлять общественные отношения для удовлетворения интересов отдельных субъектов права посредством стимулирования необходимых сторон их деятельности и ограничения нежелательных.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям:

  • - по предмету правового регулирования -- конституционный, административный, трудовой и т. д.;
  • - по юридической природе -- материальные и процессуальные;
  • - по субъектам -- правовой режим для ветеранов, казаков, жертв сталинских репрессий и т. п.;
  • - по форме выражения -- нормативный и договорной.

Эти основания имеют большое значение для воплощения правовых режимов в законодательстве, но во всех случаях они будут отражать природу применения данной категории лишь частично:

в одном -- по методу воздействия на общественные отношения,

в другом -- по статусу субъекта,

в третьем -- по уровню нормативных актов, их устанавливающих, и т. д.

Смысл понятия правовых режимов и способы их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самыми яркими проявлениями стимулирующего и ограничивающего режимов являются соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения). В свою очередь, указанные виды правовых режимов можно разбить на множество подвидов в зависимости от того, какие именно стимулы и ограничения преобладают в них: дозволительный, рекомендательный, льготный, обязывающий, запрещающий и т. д.

В различных отраслях законодательства правовые режимы выделены по-разному: то они непосредственно называются «режимами» (ст. 23 Таможенного кодекса РФ: режимы транзита, экспорта, таможенного склада и т. д.), то их наименования подразумеваются (разделы Земельного кодекса РФ: земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда), то структура текста не показывает наличие конкретного режима, но его смысловое содержание говорит о наличии и здесь правового режима (режим налога на имущество предприятий, режим рабочего времени).

Одна из функций правовых режимов состоит в том, чтобы направлять волю субъекта, ориентируя человека на правомерное поведение, отказ от правонарушений. Следствием такого поведения является либо неприменение наказания, либо фактическое поощрение. Правовой режим, таким образом, обеспечивает устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений. Эта функция проявляется прежде всего в том, что при установлении определенного правового режима законодатель изначально определяет статус интересующего его объекта, затем создает условия его деятельности, подготовив базу развития устанавливаемых отношений, а также обеспечив недопущение поведения, выходящего за рамки предоставляемых полномочий.

Другой функцией правового режима является определение объекта, в отношении которого данный режим устанавливается. Значение этой функции заключается в том, что участники правоотношений получают непосредственное представление об интересующем их предмете. Например, понятие «фашизм», прочно укоренившееся в сознании населения как нечто «ужасное» и «злобное», но не вполне определенное, в российском законодательстве не нашло должного и полного освещения, хотя общественная опасность данного явления чрезвычайно велика.

Третьей функцией можно назвать создание условий для удовлетворения интересов субъекта права путем предоставления гарантий в том, что контрсубъект не будет нарушать его права, а в противном случае понесет наказание.

Безусловно, что при демократизации и декриминализации российского общества, установлении стабильных коммерческо-производственных отношений роль правовых режимов будет сводиться в основном к регламентации деятельности различных субъектов права, к стимулированию общественных отношений, а не к их ограничению, поскольку таковое будет обеспечиваться правосознанием большинства граждан. Для этих целей в правовых режимах должны быть четко определены основные объекты правоотношений, статусы субъектов, действующих в рамках этого режима, пределы их ответственности в случае неправомерного поведения. Важно исключить коллизии между различными правовыми режимами, а сами правовые режимы и их характер (преобладание стимулирующего или ограничивающего) должны соответствовать реальной ситуации в обществе, настроениям населения, для чего необходимо обустройство соответствующих статистических служб на максимально качественном уровне, чтобы законодатель получал реальные социологические анализы и прогнозы. Принятие новых нормативных актов должно строиться не только на привлечении всего материала данной отрасли, но и на обращении к другим отраслям права, в которых, «не изобретая пороха», можно найти готовые и качественные модели правовых режимов, годных к межотраслевому использованию. Правовые режимы должны развиваться в направлении упрощения путем концентрации на поведении, основанном на выборе, уходя таким образом от «занормированности» жизни, поскольку введение обязанности для субъекта неизбежно влечет за собой цепочку санкций за ее невыполнение, серию норм о порядке применения этой санкции.

правовой монархия правление

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Понятие правового режима

правовой режим общественный регулирование

В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим -- это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.-- С. С. Алексеев

Правовой режим -- одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями -- А. В. Малько

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

Они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

Имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

Представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

Создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.

Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

По предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;

По их юридической природе - материальный и процессуальный;

По субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

По функциям права -- режим особого регулирования и особой охраны;

По формам выражения - законный и договорный;

По уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

По сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность механизма правового регулирования общественных отношений, его элементы и содержание. Правовые методы, способы, типы и режимы правового регулирования. Общие признаки реализации правовых стимулов и ограничений. Акты официального толкования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    курсовая работа , добавлен 06.09.2008

    Определение метода административно-правового регулирования. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Метод убеждения. Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Понятие правового регулирования, его механизмы, основные этапы и предъявляемые требования. Взаимодействие элементов правового регулирования общественных отношений с моралью, религией, обычаями. Регулирование органов федеральной службы безопасности.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Методы, способы и типы правового регулирования. Сравнительная характеристика юридической ответственности и иных мер государственного принуждения. Особенности и признаки правового государства. Понятие политического режима. Действие норм права по кругу лиц.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    курсовая работа , добавлен 17.09.2012

    Понятие правовго регулирования. Механизм правового регулирования. Применение права. Правовой режим. Механизм правового регулирования и его предмет. Типы и модели правового регулирования. Модели построения правового материала.

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Матузов, Н. И., Малько, А. В.,д-р юрид. наук,
проф. Саратовской государственной академии права
Правовые режимы:Вопросы теории и практики.
//Правоведение. -1996. - № 1. - C. 16 - 29
  • Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений. »
  • Материал(ы):
    • Правовые режимы: Вопросы теории и практики [Журнал "Правоведение"/1996/№ 1]
      Матузов Н.И., Малько А.В.

      Происходящие в современной России динамичные социально-экономические, политические, культурные, национальные, демографические, информационные и иные процессы сказываются на изменениях в правовой сфере. Вслед за модификацией общественных отношений модифицируется и юридическая форма, все ее составные части. Одним из наиболее сложных и наименее исследованных является такой элемент этой формы, как правовой режим.

      Научная и практическая значимость проблемы определяется тем, что сложившиеся условия требуют обновленных правовых режимов, отвечающих духу времени, связанных со становлением новых политических и государственных состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, с интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.

      Понятие правового режима все активнее используется в юридической литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий правоведения. Законодатель весьма часто употребляет такие словосочетания, как «таможенный, пошлинный режимы», «режим хозяйственной деятельности», «льготный режим», «валютный режим», «режим чрезвычайного положения», «режим особой охраны», «режим секретности», «режим наибольшего благоприятствования» и т. п., не давая им определения. Используются эти понятия и в общественно-политическом лексиконе, в средствах массовой информации.

      Что такое правовой режим? Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию, употребляется в самых различных смыслах и контекстах. В переводе с французского и латинского оно означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-, водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения: «режимный завод», «режимный объект», «режимное производство»).

      Правовой режим - разновидность социального режима. Главная его особенность состоит в том, что он, по определению, создается, закрепляется, регулируется правом, основан на праве. Вне правовой сферы он немыслим - там действуют другие режимы, не опосредуемые юридическими нормами. Невозможно понять сущность правового режима и вне связи с политическими процессами и событиями, происходящими в определенное время в той или иной стране. Вообще политический подтекст многих юридических явлений, понятий, конструкций вполне очевиден. Трудно назвать такой правовой режим, который бы устанавливался вопреки политической воле государства. Иначе последнее - не суверенно.

      В литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств;1 и как порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, которые характеризуют особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создают особую направленность регулирования;2 и как результат регулятивного воздействия на общественные отношения системы (определенного набора) юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.3

      Приведенные определения отражают наиболее существенные признаки рассматриваемого явления, однако содержат в себе некоторые погрешности, требующие пояснения.

      Так, в первом случае правовой режим определяется через понятие социального режима, которое, в свою очередь, тоже не отличается четкостью и требует соответствующих уточнений и интерпретаций.

      Второе определение многословно, отдельные термины повторяются («регулирование»). К тому же правовой режим, как нам представляется, в большей мере характеризует не направленность правового регулирования (формальный признак), а степень его благоприятности или неблагоприятности для интересов различных субъектов права (материальный признак).

      Это косвенно признает и С.С. Алексеев, когда пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим; следует принимать во внимание основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах».4

      В третьем определении излишне категорично делается упор на понимание правового режима только как результат нормативно-правового воздействия. На наш взгляд, правовой режим - это не столько результат, сколько система условий и методик осуществления правового регулирования, определенный «распорядок» действия права, необходимый для оптимального достижения соответствующих целей. Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, так как выражает собой прежде всего путь к подобному результату. Правовой режим - это функциональная характеристика права.

      Учитывая сказанное, правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

      В качестве примеров различных по характеру правовых режимов можно назвать режим финансовой стабилизации, режим протекционизма, режим въезда и выезда за границу, режим отдельных свободных (оффшорных) зон и территорий, режим военного положения, паспортный режим, режим хранения и транспортировки ядерного и химического оружия, режим санкций, моратория, эмбарго и т. п.

      Основные признаки правовых режимов состоят в том, что они 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

      Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового опосредования, своеобразного юридического инструментария для своей организации. Данный феномен отвечает на вопрос: зачем, для чего и кому он нужен, как можно достичь желаемой цели?

      Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С.С. Алексеевым, что прежде всего правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений.5

      Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Это особенно важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России. Исключительное значение в наши дни приобретает режим выборов как специфическое, наиболее интенсивное и напряженное социально-правовое состояние.

      И хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям.

      Так, если до недавнего времени в отношении предприятий малого бизнеса существовал режим сплошной отчетности (при постоянном росте их числа требовавший соответственного роста контролирующего аппарата), то начиная с 1996 г. режим упрощается, делается более гибким. В ст. 2 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. Госкомстату России поручено «осуществлять начиная с 1996 года текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований».6

      Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов. Например, в настоящее время в стране вводится новый порядок «учета граждан», согласно которому традиционный режим прописки заменяется режимом регистрации. Коренное отличие между этими режимами заключается в том, что в основе прописки лежит разрешительный принцип, а в основе регистрации - уведомительный. Излишне говорить о том, насколько это важно для каждого отдельного индивида, семьи, общества в целом. Это не что иное, как переход к цивилизованным формам общежития.

      В ряде случаев в законодательстве прямо указывается на возможность изменения режимов самими субъектами. Так, в новом Семейном кодексе РФ, принятом 8 декабря 1995 г.,7 предусматриваются два режима имущества супругов: законный (глава 7) и договорный (глава 8). В ст. 42 однозначно зафиксировано, что «брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности... установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов». То же самое закреплено в ст. 256 нового Гражданского кодекса РФ.

      Следовательно, не только устойчивость правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют правопорядок, стабильность, управляемость в обществе, направлены на защиту интересов государства и личности.

      Неточно определенный режим заставляет функционировать всю систему юридических средств ниже оптимума, вызывает падение количественных и особенно качественных показателей деятельности. Неоправданно льготный режим также не приносит пользы, ибо ведет к неэкономной трате материальных, кадровых, финансовых ресурсов, рабочего времени, гипертрофированию одних подсистем в ущерб другим.8

      Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

      Например, в ст. 15 (Режим особой охраны территорий национальных парков) Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»9 записано, что «на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей». По такой же схеме вводятся соответствующие режимы Постановлением Правительства РФ «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г.10 и многими другими нормативными актами.

      Правовой режим - органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов осуществления государственной власти, то политический режим - как функциональная сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательную сторону принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, общие параметры правовых режимов.

      С другой стороны, именно с помощью правовых режимов утверждаются и реально осуществляются режимы государственные и политические.

      Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще дореволюционные русские юристы (С.А. Муромцев, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич и др.). Они определили правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права.11

      Сегодня можно обозначить правовую политику гораздо шире: как совокупность правовых средств, целей, задач, установок, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее устройства, функционирования, социальной направленности.

      Понятие «правовой режим» нельзя отождествлять с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

      Правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, процесс действия права. Если механизм правового регулирования - юридическая категория, показывающая, как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим - в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности людей.

      Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «привязанный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют.

      Существующий ныне механизм правового регулирования в силу ряда причин, как верно замечено В.Б. Исаковым, ориентирован главным образом на разрешение жизненных ситуаций. Эти ситуации выступают в правовом регулировании в виде юридических фактов, порождающих (в соответствии с законом) различные правовые последствия. Регулирование длящегося социального процесса нельзя свести к упорядочению отдельных ситуаций. Оно требует специфических юридических форм, одной из которых и выступает правовой режим.12

      Правовые режимы, направленные на урегулирование социальных процессов (состояний), должны иметь соответствующую структуру, позволяющую им эффективно выполнять поставленные перед ними цели. Помимо элементов механизма правового регулирования (нормы права, юридические факты, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, правоприменение), в рамках которых осуществляется правовой режим, структура последнего включает в себя еще и такие слагаемые, как субъекты, их правовые статусы, объекты, методы взаимосвязи конкретных видов субъектов с объектами, систему гарантий (прежде всего юридическую ответственность за нарушение режима).

      Для правового режима важнейшее значение имеют такие условия, как время, пространство, круг лиц, на которых он распространяется. В любом режиме эти три компонента наполняются вполне определенным, «живым» содержанием, всегда своеобразным и связанным непременно с длящимися социальными процессами.

      Понятие «правовой режим» в системе юридических категорий весьма близко расположено к понятию «правовое состояние». Правовое состояние - это особая разновидность социального состояния, которая выступает сложным, относительно самостоятельным элементом правовой системы, представляет собой закрепленное образование и выражает меру процесса движения субъектов либо объектов юридического бытия в соответствующих временных и пространственных отношениях.13

      В свою очередь правовое состояние можно охарактеризовать как правоотношение общерегулятивного типа. Б.А. Кистяковский писал: «Состояние есть правоотношение длящегося характера».14 Ту же мысль проводит И.А. Ильин: «Положительное право берет на себя ответственную задачу указать людям объективно лучший способ внешнего поведения и “связать” их этим указанием».15 Но положение юридической связанности, взаимной ответственности - первейший признак всякого правоотношения. Вообще такие феномены, как состояние, положение, статус, режим, во многом схожи, они в известном смысле - синонимы.

      Правовой режим, призванный упорядочивать социальные состояния (процессы) и обладающий в этой связи соответствующими элементами, сам выступает в качестве разновидности правового состояния. Соотношение здесь такое: всякий правовой режим представляет собой определенное правовое состояние, но не всякое правовое состояние есть правовой режим. Полного совпадения нет, но и различия несущественны.

      Справедливы трактовки законности и правопорядка как всеобщих, универсальных, объективно необходимых социально-правовых режимов или социально-правовых состояний (М.С. Строгович, Д.А. Керимов, И.С. Самощенко, Е.А. Лукашева, В.В. Борисов, П.М. Рабинович и др.).

      Правовые режимы классифицируются по многим основаниям в зависимости от:

      • предмета правового регулирования - конституционный, административный, финансовый, земельный и т. д.;
      • (их) юридической природы - материальные и процессуальные;
      • содержания - хозяйственной деятельности, валютный, таможенный, пошлинный и т.п.;
      • субъектов, в отношении которых режим устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, иностранцев, лиц без гражданства и т. д.;
      • функций права - режим особого регулирования и режим особой охраны;
      • формы выражения - законный и договорный;
      • уровня нормативных актов, которыми они установлены, - общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;
      • сфер использования - внутригосударственные и межгосударственные (режимы экономических санкций, территориальных вод, нераспространения ядерного оружия).

      Важно заметить, что характер правового режима, формирующегося на межгосударственном уровне, зависит соответственно от воли различных государств. В частности, правовой режим международного туризма складывается из совокупности норм права как России, так и других стран.

      В последнее время, особенно в связи с трагическими событиями в Чечне и рассмотрением «чеченского дела» в Конституционном Суде, проблема правовых режимов и их видов привлекла к себе пристальное внимание широкой общественности как у нас, так и за рубежом. Возникли острые политические вопросы «деликатного» свойства. Что такое, к примеру, режим «федерального вторжения или федеральной интервенции», «режим скрытых (подразумеваемых) полномочий», «режим экстраординарной ситуации», «режим разреженного правового пространства», «специальный или особый режим»? Конституция РФ таких понятий не знает. Между тем они уже использованы («апробированы») на практике и не совсем удачно.

      В Конституции и соответствующих законах говорится лишь о режиме военного положения, чрезвычайного положения, прямого президентского правления. Но эти режимы как раз и не были задействованы. В связи с этим можно понять сетования министра внутренних дел РФ Ф.И. Куликова по поводу того, что федеральные войска в Чечне «действовали в правовом вакууме, который не ликвидирован до сих пор»,16 т. е. фактически нелегитимно. Добавим, что они действовали там и в морально-психологическом вакууме, ибо не знали толком, за что, против кого и во имя чего воюют. Цели, необходимость и оправданность чеченских событий были и по сей день остаются неясными. Но для всех здравомыслящих людей понятно, что «конституционный порядок» вооруженным путем, ценою огромных жертв и разрушений не восстанавливается. Таким способом его можно лишь еще больше дестабилизировать. Не случайно различные международные организации (Совет Европы, Комиссия по правам человека ООН и др.), не беря под сомнение само право российских федеральных властей разрешить свой внутренний конфликт, осудили, хотя и в мягкой форме, метод разрешения, определив его как «несоразмерный и неадекватный». Ведь и легитимное применение силы должно отвечать определенным условиям.

      Весьма непросто определить политико-правовой режим, существовавший в Чеченской республике до ввода туда федеральных войск. В прессе он интерпретировался самым различным образом - как криминально-мафиозный, незаконный, диктаторский, террористический, преступный, самопровозглашенный и никем не признанный, сепаратистский или просто «режим Дудаева». Антидемократичность и репрессивность этого режима ни у кого не вызывали сомнений, несмотря на то, что его носители умело эксплуатировали (как сказано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 г.) «тезис национально-освободительной борьбы».17

      А. Майдыков, выступая в Конституционном суде в качестве эксперта, отметил, что существовавший в Чечне правовой режим не вписывается ни в какие известные науке юридические определения. Там переплелись элементы военного положения, чрезвычайного положения и нормального действия конституционного права.

      Другой эксперт, А.С. Пиголкин, напротив, пришел к выводу, что использование армии для разрешения внутреннего конфликта неправомерно, так как противоречит действующему российскому законодательству и общей теории права. Кстати, это запрещено и недавно принятым Законом о вооруженных силах.

      Наконец, некоторые представители Конституционного суда, разъясняя журналистам и общественности свое итоговое решение по чеченским событиям, квалифицировали их как мятеж .

      Но что такое мятеж? В нашем законодательстве нет определения этого понятия. В литературе же он трактуется неоднозначно, но в основном как целенаправленное политическое действие вооруженной группы лиц, предъявляющих обществу определенные требования или обвинения, - нечто близкое к бунту, однако не поддержанное массовым движением. Если массы не присоединяются к мятежникам, он становится путчем.18

      Если признать, что чеченский кризис - это мятеж, то возникает ряд небезынтересных вопросов.

      Во-первых, мятеж обычно подавляется сразу, а не спустя три года; во-вторых, мятежников не вооружают те, против кого он направлен; в-третьих, с мятежниками не ведут официальных переговоров, как с равноправной стороной; в-четвертых, предводитель мятежа был избран президентом, и этот факт молчаливо признавался федеральными властями; в-пятых, мятежники, в принципе, не выдвигали каких-либо требований, обвинений, ультиматумов в адрес «центра» или общества, государства в целом; в-шестых, мятежников поддержала определенная часть населения, особенно после начала боевых действий, бомбежек, массовой гибели мирных людей и т. д. Мятежники виновны лишь в том, что попытались «проглотить» суверенитета столько, сколько смогли.

      Аналогия с Кронштадским, Антоновским мятежами, которую проводят некоторые правоведы, на наш взгляд, некорректна.19 К тому же мятеж, как правило, возникает внезапно, отличается быстротой и максимальной степенью интенсивности действий, предельной эмоциональной напряженностью, экстренностью. Примером может служить хотя бы кратковременный мятеж группы военных в Таджикистане (январь 1996 г.), который благополучно разрешился без кровопролития. Чеченский же конфликт вызревал постепенно, прошел ряд этапов. Причем становление и утверждение данного режима происходило не без участия тех, кто сейчас вынужден вести с ним борьбу.

      Возможно, главе государства следовало сначала инициировать принятие законодательной нормы о мятеже и его правовых последствиях, а уж затем на этой основе предпринимать определенные действия. Впрочем, инициировать давно надо было и другие законы, связанные с возможностью вмешательства федеральных органов в дела субъектов Федерации. Это вопрос принципиальный и неотложный.

      В свете рассматриваемой проблемы нуждается в правовой оценке весь комплекс событий и мероприятий в Чечне, как с точки зрения внутреннего, так и международного права, ибо Конституционный Суд устанавливал (проверял) лишь сугубо формальный момент - соответствие Конституции известных теперь секретных Указов Президента РФ. Он нашел эти акты вполне правовыми и не противоречащими Основному закону страны. Но суд не стал вникать в суть чеченской трагедии как таковой, ее истоков, причин, мотивов, последствий, процедуры подготовки «операции», соблюдения при этом прав человека и т. д., хотя сам Президент РФ затем публично признал, что Чечня - одна из его серьезных ошибок. невольно вспоминается известное изречение, что ошибка в политике - хуже преступления. Многие обстоятельства дела не выяснены до сих пор. Теперь в нем будет разбираться Стокгольмский общественный трибунал. Сами не смогли... Правда, многое, (но далеко не все) прояснила в этой истории комиссия С.С. Говорухина.20

      Понятно, что возможности Конституционного Суда жестко ограничены рамками закона о нем. Прерогативы этой третьей ветви власти сводятся в сущности к «сличительно-интерпретационной» функции, да и то лишь по жалобе или запросу заинтересованной стороны, а не по собственной инициативе. В результате она вынуждена заниматься в основном рутинными делами, коих - миллионы. Данная структура изначально задумывалась не для разрешения наиболее острых политико-юридических конфликтов, а главным образом для «сверки» и толкования выходящих в стране нормативных актов, что само по себе, разумеется, тоже важно.

      Вовсе не предполагалось, чтобы Конституционный Суд был реальной силой во властном механизме сдержек и противовесов, силой, способной предотвратить или остановить произвол. Впрочем, первоначально Конституционный Суд конструировался в основном таковым и даже сумел проявить себя в этом качестве, но затем, после событий сентября-октября 1993 г. закон о нем был пересмотрен и права суда были резко усечены.

      Конечно, и отдельного гражданина надо всячески защищать, особенно если он не нашел поддержки в обычных судах или если его «дело» имеет принципиальный, поучительный характер. Здесь, кстати, вырабатываются весьма ценные правовые прецеденты для всей нашей юридической практики.

      Но прежде всего голос высокого суда должен быть слышен, когда речь идет о массовых нарушениях прав человека, непримиримой конфронтации властей, трагических фактах и событиях нашей государственно-правовой действительности. При этом мы против того, чтобы расхожие слова «куда смотрит милиция» переносить на Конституционный Суд. Однако в принципе он должен служить существенной гарантией стабильности и мира в стране. К сожалению, на деле, как показали чеченские события, этого не происходит.

      Возникает вопрос: а такой ли Конституционный Суд нужен сегодня обществу? Аргументы некоторых уважаемых судей типа «мы не пожарная команда», «мы не должны вмешиваться в политику», «это не наша юрисдикция» и т. п. грешат изрядной долей лукавства. Когда «дом горит», Конституционный Суд должен быть самой настоящей «пожарной командой» или своего рода «скорой помощью». Иначе - зачем он? Кому гасить пламя распрей, вспышек, неурядиц в стране? Не будут же это делать сами виновники «возгораний». Кроме того, тезис о «невмешательстве в политику» есть тоже политика.

      Да и вообще любое решение Конституционного Суда неизбежно приобретает политическое значение, желают того сами судьи или не желают. Ведь суд - одна из ветвей власти, а власть не может быть внеполитической. Позволим себе высказать суждение: постановление Конституционного Суда по «чеченскому делу» объективно было не только юридическим, но и политическим актом. Суд не может быть вне политики по определению.

      Мы понимаем, что всякое решение Конституционного Суда надо уважать, надо всячески оберегать авторитет данного органа; к этому обязывает закон. Но это вовсе не значит, что деятельность Конституционного Суда и его позиция по тем или иным вопросам не может быть подвергнута критическому анализу и оценкам со стороны общества. В этом смысле он не является и не должен быть «неприкасаемой» структурой. Различные характеристики данной высокой инстанции уже даются.

      Так, известный российский политолог и депутат Государственной Думы В. Никонов считает, что «главная особенность нынешнего Конституционного Суда заключается в том, что его нельзя назвать активистским. Он последовательно не желает иметь самостоятельного мнения по вопросам, от которых пахнет политикой. Он избегает конфликтов с другими властями даже по поводу реализации собственных решений, часто повисающих в воздухе».21 Недавно конституционный судья О. Тиунов недвусмысленно подтвердил это: «В своей работе мы всегда стараемся быть как можно дальше от политики».22

      Можно ли все происходящее в Чечне охарактеризовать как режим войны ? Юридически - нет, ибо войну никто официально не объявлял и статуса «законной» она не имеет. Но фактически - это, конечно, война со всеми ее атрибутами - крупномасштабными боевыми действиями, применением тяжелой техники, людскими и материальными потерями, ранеными, пленными, беженцами, бесчеловечностью.

      В печати эту войну называли и называют по-разному: «карательная акция», «вооруженный конфликт», «разборка», «чеченская кампания», «интервенция», «оккупация». Применялись и более сильные выражения - «бойня», «возмездие», «геноцид»; а самые мягкие - «странная», «бессмысленная», «абсурдная», «тупиковая», «непопулярная». Таков ее «богатый» статус. На языке же указов и правительственных постановлений, приказов высших военных чинов все это именуется «восстановлением конституционного порядка и законности», «обеспечением целостности страны». В любом случае определить режим войны весьма затруднительно.

      Комментаторы решения Конституционного Суда по «чеченскому делу» отметили, что с вводом в Чечню войск там был установлен, как сформулировала президентская сторона, «режим восстановления конституционного порядка». Вообще говоря, это правомерный режим, известный в мировой практике под названием «режим федеральной интервенции». Такой режим допускает и использование армии, и ограничение прав человека, но при условии, что все это опирается на закон. Иной позиции ни у суда, ни у общества быть не может, сколько бы мы ни говорили об интересах государства. В противном случае - это произвол власти. Мы никогда не вырвемся из тоталитарной петли, если не признаем приоритет права в самых сложных ситуациях.23

      Не случайно постановление Конституционного суда не было единодушным: шесть судей публично выразили свои особые мнения (Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В.Д. Зорькин, А.Л. Кононов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев), а их аргументация и доводы выглядят более убедительными, чем общее решение суда, который фактически раскололся по столь острому политико-юридическому вопросу. Выразители особого мнения, в частности, отметили, что никто не может произвольно менять общепризнанную в мировом сообществе иерархию ценностей; что человек, его жизнь, права, безопасность, собственность имеют бесспорный и абсолютный приоритет как по международному праву, так и по Конституции РФ.

      Ни обеспечение единства государства, ни установление порядка не могут оправдать массовой гибели людей. Один из судей (В.О. Лучин) заявил в печати: «Если согласиться с тем, что указы Президента и постановления Правительства конституционны, то невольно возникает вопрос: а что представляет собой сама Конституция?».24 Заметим в этой связи, что гражданская позиция авторов данных строк полностью совпадает с позицией вышеназванных конституционных судей, как и позиция, судя по прессе, большинства россиян.

      Нуждается в определении правовой режим, статус «противной стороны», т. е. тех, с кем идет война в Чечне. Здесь тоже царит полный «разнобой». Официальные документы и структуры именуют их «незаконными вооруженными формированиями». Неофициальные (пресса, журналисты, комментаторы, политики) - «боевиками», «преступниками», «бандитами», «террористами», «дудаевцами». Последние сами себя называют «ополченцами», «бойцами», «воинами», «силами самообороны», «отрядами сопротивления», «защитниками независимости» и т. д. Кто прав? Всякий ли «человек с ружьем» есть «боевик»? Ведь оружием сейчас владеют многие и не только в Чечне. Как отличить «ополченца» от «боевика»? Вопросов больше, чем ответов.

      В свете рассматриваемой темы чеченская проблема продолжает оставаться актуальной. Более того, она еще долго будет оставаться таковой, ибо из нее надо извлекать уроки. По крайней мере ясно, что необходимо различать режим де-юре и режим де-факто . Это значит, что типология режимов, выявление их сущности, природы, особенностей имеет важнейшее значение для нашего «смутного времени». И не только внутринациональное, но и межгосударственное, особенно в связи с распадом ряда федеральных держав на отдельные самостоятельные государства (Югославия, Чехословакия, СССР). Указанные процессы порождают новые, порой малоизученные, «нестандартные» политико-правовые режимы, требующие тщательного научного анализа. При этом имеются в виду как страны СНГ, так и дальнее зарубежье.

      Не совсем одинаковые правовые режимы складываются даже в пределах собственно Российской Федерации, поскольку некоторые ее субъекты заключают двусторонние соглашения с «центром», оговаривая для себя особые условия, в то время как остальные живут и действуют лишь на основе Конституции, по которой все должны быть равны. Одни считают, что это укрепляет режим федерализма, другие, напротив, видят в этом угрозу для единства государства, называют подобные процессы «конфедерализацией» или даже «эсэнговизацией». В печати обращалось внимание на то, что такие «сепаратные» соглашения заключаются без участия парламентов и в обход Конституции. Тем самым для отдельных субъектов Федерации создается «привилегированный» режим.

      Между бывшими советскими республиками также возникают непростые проблемы пограничных, таможенных, пошлинных, валютных, торговых и иных режимов. Размежевание суверенитетов проходит не всегда гладко, чаще всего болезненно. Неизбежны определенные трения, столкновения интересов. Достаточно назвать, к примеру, режим Черноморского флота, режим Байконура, режим миротворческих сил в «горячих точках», чтобы убедиться в этом.

      Важное значение имеет определение правового режима в самом Содружестве Независимых Государств, в котором постепенно создается единое правовое пространство. Как известно, с этой целью уже принят ряд модельных рекомендательных кодексов - своеобразных аналогов Основ бывшего союзного законодательства. Подобный правовой режим, по-видимому, можно считать интернациональным и в то же время интеграционным с тенденциями к унификации. Каждое государство разрабатывает свой режим национальной безопасности или по крайней мере ее общую концепцию. В то же время складывается режим коллективной безопасности.

      В рамках информационно-психологического подхода к действию права можно предложить еще одну классификацию правовых режимов.

      В зависимости от того, какие средства (стимулы или ограничения) доминируют в правовом режиме , он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные юридические условия для удовлетворения тех или иных интересов, то второй нацелен на их комплексное сдерживание. С.С. Алексеев, рассматривая правовые преимущества (в нашей терминологии - правовые стимулы) и правовые ограничения, приходит к выводу, что «и то и другое имеет первостепенное значение для освещения правовых режимов».25

      В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т. п. режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.

      Самым «мягким» правовым режимом стимулирования является режим наибольшего благоприятствования, который складывается из целой системы привлекательных поощрений и льгот. Именно в подобном режиме многие субъекты права заинтересованы, ибо он создает для них немало преимуществ и выгод, благоприятный юридический климат, своего рода социально-правовой комфорт. Думается, что в современных условиях такой режим необходимо установить для всех инвесторов - отечественных и иностранных.

      В качестве примера закона, в котором фиксируется режим наибольшего благоприятствования, можно назвать Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», принятый 15 ноября 1995г.26 В его преамбуле говорится, что «настоящий Федеральный закон направлен на создание благоприятных условий для социально-экономического развития Российской Федерации и Калининградской области». В этих целях, согласно ст. 1 названного документа, «в Особой экономической зоне устанавливается особый, льготный, по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной деятельности». Подобный режим включает в себя целую систему других особых стимулирующих режимов (их в этой связи можно назвать подрежимами ): таможенный (ст. 7), национальный банковский (ст. 12), режим труда и отдыха (ст. 23) и т. д.

      Вместе с тем в установлении режимов наибольшего благоприятствования немало произвольного, субъективного, волюнтаристского; процветают протекционизм, лоббирование, злоупотребления со стороны отдельных властных структур и должностных лиц. Регулируются эти рамки, как правило, не законами, а указами Президента и постановлениями Правительства.

      Нередко определенный правовой режим создается искусственно, в силу тех или иных «сиюминутных» причин (предвыборная кампания, популизм, давление общественного мнения, политический ажиотаж и т. д.). Можно говорить об отрицательных (негативных) режимах, когда они возникают как побочное следствие определенных шагов и решений (режим безработицы, режим беженцев, инфляционный режим, режим неплатежей и т.п.). Такие режимы нежелательны, но они возникают (режим де-факто).

      Подчас и сам законодатель «подливает масла в огонь», фиксируя в нормативных актах неравноправные правовые режимы. Так, на принцип равенства сторон в процессе до сих пор влияют установленные в законе процессуальные льготы, определяющие лучшие условия для защиты наиболее значимых для истца субъективных прав (права на труд; на возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца; на возмещение материального ущерба, причиненного преступлением либо привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением и др.), что создает ему более благоприятный, по сравнению с ответчиком, процессуальный режим в судопроизводстве.27

      Самым жестким правовым режимом ограничения следует, вероятно, считать режим наибольшего неблагоприятствования, который складывается из целой системы соответствующих ограничивающих средств: запретов, обязанностей, приостановлений, наказаний и т. п. Так, чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с законодательством на всей либо на части территории Российской Федерации, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений; допускающий ограничение прав граждан и юридических лиц; возложение дополнительных обязанностей и запретов с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

      Правовые режимы ограничения призваны выполнять особые охранительные и защитные функции. В частности, в июне 1995 г. был издан Указ Президента РФ «О преобразовании города Полярного Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование»,28 в котором установлено, что это сделано «в целях создания надежной защитной зоны для безопасного функционирования судоремонтных предприятий и баз Северного флота, обеспечения требуемого режима их работы и экологической безопасности населения». Особый режим предусматривает ограничения на въезд и постоянное проживание граждан, полеты летательных аппаратов над территорией, а также существование контролируемых и закрытых зон.

      Для каждой отрасли права характерны специфические режимы регулирования, поэтому правовой режим во многом определяется особенностями той или иной отрасли права, ее ролью, функциями, задачами. Это хорошо видно на примере исправительно-трудового (или, как его теперь называют в литературе, уголовно-исполнительного) права.

      Так, если исправительно-трудовое законодательство является охранительной, ограничительной отраслью, то и правовой режим для осужденных будет соответственным, ибо он есть форма реализации наказания. Такой режим по своему предназначению не должен радикально меняться, ведь его функция - быть ограничителем свободы, формой определенных лишений. Название наказания - «лишение свободы» - говорит само за себя.

      Вместе с тем в рамках данного правового режима для осужденного можно и нужно говорить об усилении тех или иных стимулирующих средств: о более широком предоставлении прав, свобод, льгот, поощрений, которые должны быть дополнением сдерживающих механизмов. Именно на пути такого стимулирования можно ожидать успехов в исправлении осужденных. «Охрана и надзор создают внешние рамки, в пределах которых осужденный может регулировать свое поведение, не нарушая режима. Однако сами по себе эти ограничения не могут оказать эффективного влияния на поведение, если не применять умело средств стимулирования, призванных привлечь и использовать для исправления внутренние силы самого осужденного».29

      В отличие от правовых ограничений, которые действуют как меры пресечения недостойных поступков, стимулирующие средства призваны вызывать положительную активность осужденного. Психологическое значение средств стимулирования состоит в том, что они способствуют осознанию непрерывно действующей причинно-следственной связи между социальной значимостью поведения осужденного и его повседневным моральным самочувствием и материальным положением. А это, в свою очередь, побуждает отбывающего наказание сознательно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями режима, контролируемыми охраной и надзором; вызывает у него чувство удовлетворения, возбуждает энергию, формирует чувство личного достоинства, вселяет веру в свои силы.

      Вместе с тем при всей необходимости расширения мер правового стимулирования они не должны заменять главные в данном режиме средства - ограничения. В противном случае может возникнуть диспропорция стимулов и ограничений в правовом режиме осужденного, что будет противоречить традиционно ограничительной природе данной отрасли права как таковой.

      По-другому обстоит дело с функционированием правовых режимов в гражданском и предпринимательском праве для физических и юридических лиц. Здесь стимулы должны играть первостепенную роль, а ограничения призваны лишь обслуживать их, содействовать наиболее полному, законному и справедливому осуществлению.

      Значение стимулирующих факторов в упорядочении социальних связей в условиях становления многоукладной экономики в России заметно увеличивается, так как если правовые ограничения выступают прежде всего формой проявления централизованных и непосредственных (прямых) методов юридического воздействия, то правовые стимулы - формой проявления опосредованных (косвенных) методов, которые ориентируются главным образом на процессы самонастройки, что более соответствует развитию рыночных (во многом свободных, стихийных) отношений.

      Преимущество стимулирующих начал по сравнению с началами ограничивающими заключается в том, что они, как правило, выступают более тонкими и гибкими способами регулирования, юридическим выражением свободы личности, незаменимым механизмом содействия самоуправлению.

      Давно замечено, что сложно организованным системам нельзя волюнтаристски навязывать пути и способы их развития. Необходимо понять, как содействовать проявлению их собственных тенденций, как стимулировать их самоорганизацию и функционирование, т. е. проблема упорядочения должна включать в себя и проблему самоупорядочения.

      Правовой режим стимулирования создает больше возможностей для кажущегося «хаоса», который объективно требуется в целях постоянной адаптации к меняющимся условиям среды, в целях порождения нововведений в социальных связях, без чего гражданское общество, как самоуправляющийся организм, немыслимо. Для подобного режима характерно то, что он с помощью, например, таких форм, как договор, позволяет субъекту выбрать из всего многообразия вариантов поведения оптимальный (наиболее выгодный, целесообразный), согласовывать интересы формально равных сторон фактического отношения, соизмерять свою программу управления с правовой самореализацией личности.

      Режимом правового ограничения, властными приказами, жесткими предписаниями о должном можно сформировать лишь всеобщее повиновение, но отнюдь не заинтересованность, что является продуктом режима правового стимулирования. властно-императивные методы должны постепенно уступать место разрешительно-дозволительным, поощрительно-стимулирующим, опираясь на волю, самостоятельность, интересы законопослушных субъектов.

      Всестороннее исследование природы, сущности, назначения правовых режимов, всего их многообразия и взаимодействия имеет важное значение как для правотворчества, так и для правоприменительной практики. Их основательный анализ может во многом содействовать совершенствованию механизма правового регулирования, повышению его эффективности. В перспективе данная проблема призвана стать одним из важных направлений российской правовой науки.

      * Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Саратовской государственной академии права, академик Академии политических наук, академик Академии гуманитарных наук.

      ** Доктор юридических наук, профессор Саратовской государственной академии права.

      1 Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы//Проблемы теории государства и права. М., 1987. С. 258-259.

      2 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.

      3 Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 123.

      4 Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995. С. 244.

      5 Там же. С. 243.

      8 Исаков В.Б. Механизм правового регулирования... С.261.

      11Государство и право. 1995. № 10. С. 49.

      12Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // ХХVI съезд КПСС и развитие теории права. Свердловск, 1982. С. 35.

      13 Байтин М.И., Баранов В.М. О логико-гносеологической и юридической природе правового состояния //Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991. С. 48.

      14Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 106.

      15Ильин И.А . О сущности правосознания. М., 1993. С. 168.

      18 Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 226-227.

      19Венгеров А.В . Прямое действие Конституции: Правовые, социальные и психологические аспекты // Общественные науки и современность.1995. № 5. С. 50.

      20Комиссия Говорухина. Кто развязал кровавый конфликт в Чечне?Правда, которую не хотят знать. Свидетельства, заключения, документы. М., 1995.

      23 Феофанов Ю. Вердикт по «чеченскому делу» и особые мнения судей //Известия. 1995. 2 авг.

      25 Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. С. 66.

      27 Зайцев И.М. Истцу и ответчику - равные процессуальные условия // Советская юстиция. 1991. № 19-20. С. 14.

      29Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991. С. 428.

    Информация обновлена :30.06.1997

    Сопутствующие материалы:
    | Персоны | Книги, статьи, документы

    Е.В. Грозина

    ПРАВОВОЙ РЕЖИМ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

    В статье проводится анализ общетеоретических понятий правового регулирования и правового режима, также рассматривается соотношение данных понятий, влияние на развитие законодательства.

    Ключевые слова: правовое регулирование, правовой режим, правовая система.

    THE LEGAL REGIME AND LEGAL REGULATION

    The article analyzes the general theoretical concepts of legal regulation and legal regime, is also considered the relation of these concepts, the impact on the development of legislation.

    Key words: legal regulation, the legal regime, the legal system.

    Реформирование политической, социальной и других сфер жизни общества привели к тому, что необходимо более детально рассмотреть понятие правового регулирования. Средством данного рассмотрения может выступить понятие правового режима. Правовой режим может сочетать в себе юридические средства, которые адаптируются к конкретным ситуациям.

    В юридической науке понятие правового регулирования является самостоятельной частью в разделе обшей теории права. Понятие правового режима является составной частью правового регулирования. Законодатель часто использует и понятие правового регулирования, и понятие правового режима. Необходимо выработать общетеоретические подходы к пониманию данных явлений.

    Рассмотрим понятие правового регулирования. Это понятие неразрывно связано с осознанием роли права в жизни общества и государства, с применением возможностей воздействия права на развитие общественных отношений. Но иногда воздействие влечет негативное влияние нормативно-правовых актов, которое препятствует развитию социальных сфер. Данное понятие находится в непрерывной связи с возрастанием роли правовых приемов в решении важнейших вопросов современности, а именно с изменениями, происходящими в общественных отношениях . В этом аспекте необходимо провести краткий анализ понятия правового регулирования.

    Известно, что многогранное употребление понятия правового регулирования всегда создает угрозу потери определенности его смысла. Понятие «регулирование» относится к «общим» понятиям с неопределенными признаками. Регулирование подвергается наиболее частому применению при описании самых разнообразных ситуаций. Для

    того чтобы данное понятие работало с пользой, необходимо уточнить присущие ему признаки .

    К признакам можно отнести то, что регулирование - особая категория, основательная, теоретически насыщенная, является разновидностью социального регулирования. Также данная категория отражается в движении, процессе реализации, при этом характерно не формальное фиксирование «должного», а заложенная в нем реализация в объективную реальность. Осуществляется при помощи целостной системы средств, обличенных в правовую материю.

    Рассмотрим понятие правового режима. Данное понятие характеризует порядок регулирования, который выражен в комплексе юридических средств, содержит сочетание запретов, дозволений, позитивных обязываний и особую направленность. В правовой режим входят первичные элементы юридической материи, среди них есть технико-юридические конструкции. Это своеобразный комплекс правового инструмента, состоящий из юридических средств. Юридические средства проявляются в движении, через изменение общественных отношений. Например, до 1995 г. режим имущества, нажитого в браке, устанавливался императивной нормой. С введением в действие п. 1 ст. 256 ГК РФ «имущество нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества», т. е. с изменением общественных отношений меняется соответствующий правовой режим. Правовой режим проявляется не во всех стадиях правового регулирования, а только тогда, когда возникает необходимость в реализации субъективных прав.

    К тождеству понятий правового регулирования и правового режима относится, во-первых, то, что данные категории находятся в границах системы правового регулирования общественных отношений; во-вторых, представляют собой такие приемы защиты, которые смогут преодолеть имеющиеся пробелы в функционировании правовой системы .

    Правовое регулирование и правовой режим направлены на сохранение общества и государства в непостоянных условиях развития общественных отношений. Регулирование должно обеспечить своевременное вмешательство в разрешение конфликтов, сохранить механизм реализации для эффективной работы правовой системы в целом.

    Задачами регулирования является поддержание, восстановление равновесия правовой системы с объективной реальностью, устранение недостатков в функционировании системы, т. е. создание стабильности в ней. В целом регулирование определяет изменения правовой системы, но при этом не меняет ее качества, а затрагивает только лишь количественные показатели.

    Основной задачей правового режима является повышение эффективности функционирования и приспособляемости к постоянно

    меняющимся условиям в социальной сфере . При этом рамки и определенные параметры этих изменений задаются правом, как упорядоченной системой норм, установленных правил.

    Необходимо отметить, что содержание понятия правового регулирования более объемное, чем понятие «правовой режим». И первое, и второе понятие - это формы организации, обладающие своеобразной спецификой. Правовое регулирование - ключевое, фундаментальное понятие в юридической науке и практической деятельности.

    В познавательном плане правовое регулирование включает особые юридические средства и механизмы регулирования личностного поведения. Правовое регулирование может отразить динамику правовой объективной реальности, причем тогда, когда правовые юридические нормы воздействуют на общественные отношения . Механизм правового регулирования по присущим ему признакам и характеристикам схож с понятием «правовая система», т. е. отражает совокупность явлений. При отражении динамики правовой действительности в понятие правового регулирования не входят стадии механизма правового регулирования. Результаты действия права остаются за рамками стадий правового регулирования, в которых эффективно проявляется механизм данного регулирования. Получается, что механизм правового регулирования направлен на исполнение юридических установок.

    В исследовательском плане правовое регулирование представляет собой область специфического и юридического воздействия на личность человека, группу людей с целью сформировать необходимое, социально желательное поведение. Правовое регулирование включает в себя процесс выбора, отражения правовых предписаний в практическую деятельность юридических приемов поведения .

    В данном аспекте понятие правового регулирования связано с особым методологическим подходом к рассмотрению при помощи правовых средств и механизмов. В методологическом плане понятие правового режима, как и правового регулирования, объединяет два научных подхода: юридический и социологический. При этом практика ориентируется на выбор как специально-юридических средств, так и социальных, придавая поведению граждан правомерный характер . Таким образом обеспечивается стабильный порядок в социальной сфере. Правовое регулирование определяется специальным юридическим воздействием норм права на деятельность, поведение, действия (бездействия) людей и коллективов.

    Получается, что правовая нормативная основа формируется в процессе правового регулирования. Рассмотрение признака нормативности, как основного признака права, указывает рамки и границы дозволенного поведения людей. Нормативность отражается в правовых нормах в обобщенном виде. Практика показывает, что слишком общие правовые нормы вызывают трудности в применении, а в некоторых случаях и

    невозможность их реализации. В данном аспекте возникает необходимость обозначить границы, рамки и основу правового регулирования. Границами правового регулирования являются отношения, события, действия и обстоятельства, которые должны быть урегулированы нормативной базой, а также те отношения, которые имеют правовую защиту, но регулирование их с точки зрения правовых норм представляется не целесообразным . Рамки правового регулирования не исчерпывается теми видами общественных отношений, которые могут и должны быть урегулированы правом.

    В границах правового регулирования имеется огромный пласт общественных отношений, реализация которых представляется весьма затруднительной. Иногда законодатель напрямую не указывает механизм правового регулирования общественных отношений, но при этом механизм защиты субъективных прав подразумевается.

    Если возникает необходимость восстановления своих субъективных прав, гражданин может прибегнуть к реализации правовой защиты. Например, гражданин вправе предъявить негаторный иск, если собственник земельного участка препятствует проезду к его земельному участку. Напротив, если гражданин, осуществляя свое право, вытекающее из его правоспособности, злоупотребляет им (например, бесхозяйно содержит картину, представляющую большую художественную ценность), государственные органы могут скорректировать его поведение.

    Возникает вопрос, почему к общественным отношениям, не входящим в рамки правовых норм, могут быть применены юридические меры воздействия? Применение юридических мер воздействия на субъекта, модели поведения будут обоснованными потому, что данные виды отношений охватываются сферой правового регулирования. Законодатель включил их в сферу правового регулирования в самом общем виде, не указав при этом конкретных прав и обязанностей, учитывая принципы права, так как допускает их существование в объективной реальности . Это, с одной стороны, а с другой стороны, основу правового регулирования составляют нормы права.

    Правовые нормы являются средством правового регулирования, во-первых, они обозначают, очерчивают круг общественных отношений, на которые распространяется их действие, и субъектов этих отношений. Во-вторых, правовые нормы регламентируют действия, поведение людей и коллективов, устанавливая субъективные права и юридические обязанности. В-третьих, в них отражаются фактические обстоятельства, с наступлением (или при отсутствии таковых) которых связывается возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Наконец, правовые нормы отражают правовые средства, которые обеспечивают должное, возможное поведение людей, принудительные меры, применяемые в тех случаях, когда имеется неисполнение субъектом возложенных обязанностей. Законодатель, пользуясь

    юридическими терминами, связывает правовой режим с объектом или субъектом-носителем («правовой режим земель», «правовой режим имущества»).

    Вышесказанное дает возможность отметить, что категории правовой режим и правовое регулирование выражают важный, принципиальный подход к правовой действительности. Данный подход рассматривает новые направления.

    Правовое регулирование - это процесс упорядочения, урегулирования общественных отношений правом (нормами права, другими юридическими средствами), позволяющий определить круг, границы правовой сферы, а конкретные, необходимые средства избирает уже режим, исходя из своего объекта, субъекта-носителя, среды. Правовое регулирование выражает возможность и способность отношений быть урегулированными. Правовой режим, в свою очередь, выступает конкретным, категоричным, лаконичным, избирательным в правовых средствах, так как это обусловлено определенной необходимостью, практической деятельностью, отражается в самой норме права и несет на себе бремя способности воплотить в жизнь. Это главное, решающее выражение правовой действительности, рассматриваемой в динамике, с активной стороны. Правовой режим представляет собой осуществляемое в особом порядке сочетание правовых средств, результативное, нормативно-организацион-ное упорядочение поведения, действия и деятельности субъектов в обществе.

    Итак, правовое регулирование - это более широкое понятие, чем правовой режим. В свою очередь правовой режим - более высокая ступень развития самого правового регулирования, в этом их тесное, глубинное переплетение, взаимосвязь, взаимообусловленность и автономность, которую подчеркивает их внутренняя природа, дух, настрой. Такой подход, во-первых, раскрывает коренную определяющую черту права, его роль как регулятора складывающихся в обществе отношений. В связи с этим в науке выдвигается ряд проблем: эффективности права, его реальной результативности.

    Вышеупомянутое, в свою очередь, должно выражать прикладное значение юридической науки для выработки и осуществления правовой политики, совершенствования законодательства. Можно отметить следующее: соответствие юридических норм характеру и уровню социального развития нашего государства затруднено, ибо современное российское законодательство иногда пытается внедрить западные модели, образцы регулирования.

    Правовые нормы должны отражать развитие общественных отношений, чтобы быть эффективными и рациональными. При выполнении данного условия можно говорить о совершенном законодательстве, научно обоснованном, не имеющим противоречий, где

    дается адекватная юридическая правовая оценка регулируемым общественным отношениям. Также предлагается наиболее оптимальная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права. Чем качественнее, совершеннее законодательство, тем эффективнее будут достигаться цели при издании правовых норм.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СПИСКИ

    1. Головкин Р.Б. Право в системе нормативного регулирования современного российского общества: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1998.

    2. Попков В.В. Правовой режим экологической экспертизы: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997.

    3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Теория права. Т. 1. М.: НОРМА,

    4. Сетров М.И. Принцип системности и его основные понятия // Проблемы методологии системного исследования. М., 2007.

    5. Урсул А.Д. Проблемы информации в современной науке. М., 2004.

    6. Головкин Р.Б. Указ соч.

    7. Кремянский В.И. Некоторые вопросы развития управления // Синтез управления. М., 2006

    8. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права / 3-е изд. М.: ИНФРА,

    9. Гойман В.И. Действие права: (методологический анализ): дис. ... д-ра юрид. наук, М., 1992.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы