Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Государственно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности государственно-правовых отношений:

1. Возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права;2. Имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. 3. Носит характер властеотношений, поскольку только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей.4. Им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

Виды государственно-правовых отношений:

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

а. Конкретные (В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности).

б. Общие (В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности)

2. С точки зрения времени функционирования:

а. постоянные (Период действия правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование)

б. временные (возникают в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость).

3. По способу реализации:

а. материальные (предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений)

б. процессуальные (определяет порядок реализации).

4. В зависимости от вида норм:

а. правоустановительные (содержащие права и обязанности)

б. правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Субъектами государственно-правовых отношений могут быть: 1) народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы России;2) российское государство в целом как государственная организация всего народа Российской Федерации;3) субъекты Российской Федерации: республики в составе Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;4) государственные органы Российской Федерации – Президент, Федеральное Собрание, обе его палаты, Правительство;5) государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;6) постоянные и временные комитеты и комиссии представительных органов в центре и на местах;7) депутаты представительных органов индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;8) общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, зарегистрированные в установленном законом порядке;9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;10) собрание военнослужащих по воинским частям;11) избирательные комиссии – Центральная, субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;12) граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.

Понятие и содержание исполнительной власти.

Исполнительная власть является ветвью государственной власти, выраженной системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера (Д.М.Овсянко).

Характерные черты исполнительной власти:

Ø Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ , тесно взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями;

Ø Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетентном смысле , т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или её механизма;

Ø Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма , построенного на началах разделения властей;

проводником государственной политики в жизнь;

Ø Исполнительная власть подзаконна по своему характеру и задачам;

Ø Исполнительная власть объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;



Ø Деятельность исполнительной власти является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

Ø Исполнительная власть является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера;

Ø Исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественно исполнительной деятельности;

Ø Исполнительная власть по своей сути правоприминительна .

Соотношение административной власти и исполнительной

«Исполнительная власть – это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества» (по Бахраху).

Однако другие ученые считаю, что понятие «административной власти» гораздо шире понятия власти исполнительной и не может быть с ней сопоставлено (Дмитриев, Полянский, Трофимов). Они объясняют это так: административная власть не может быть признана частью государственной власти (как исполнительная), поскольку имеет место и в негосударственном управленческом воздействии (в частности, администрация предприятия осуществляет административную власть в отношении работников этого предприятия).

Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются друг от друга своим предметом (объектом) регулирования , под которым понимается общественные отношения, которые складываются в той или иной сфере.

Предмет АП – общественные отношения, носящие организационно-управленческий характер, т. е. отношения направленные на управление какими-либо общественными процессами или явлениями с целью их организации, приведения в стабильное, функционирующее состояние.

Виды социального управления:

Государственное

Общественное

Муниципальное (регулируются муниципальным правом)

Основанное на нормах морали, обычаев и традиции (у мусульман это свадьба и похороны).

Именно первые два вида и регулируются АП.

Конституционное (государственное) право - это не только институты и нормы, но и практика их применения, выраженная в юридических, политических отношениях

Традиционно структуру правоотношений образуют три составляющие - объект, субъект и содержание

Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой состоят, строятся отношения, регулируемые конституционным (государственным) правом. Участники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и в связи с этим реализуют свои полномочия, обязанности, соблюдают запретов или нарушают йх.

Объектами государственно-правовых отношений можно считать разнообразные явления. Такими объектами являются: территория, границы, государственная символика, столица, бюджет, деятельность партий и т.п.

Основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, поскольку каждый их участник прямо или косвенно интерес, связанный. Ия властью. Он заинтересован в применении власти определенным образом или в том, чтобы по возможности отстраниться от неї.

Власть - это свойство отдельных лиц, политических институтов, которая заключается в том, что подвластные считают себя обязанными подчиняться им, потому что переживают отношении носителей власти чувство долга, со олидарности, страха, зависимости, в результате которых возникает мотив подчинения.

Политическая деятельность, государственно-правовые отношения, возникающие при этой деятельности, - это процесс создания, упорядочения, поддержания и использования, мотивов к подчинению

Субъекты государственно-правовых отношений - это лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью, и имеют права, полномочия, обремененные обязанностями и запретами

К субъектам государственно-правовых отношений относятся:

1. Государство, которое может выступать как политический институт (носитель власти) и юридическое лицо (например, в случае участия государства в судебном процессе, когда ее действия обжалуются)

2 народов (нация), что пользуется собственным правом на власть, - суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать как сторону, участвующую в государственно-правовых отношениях. СПИ ивтовариство, не обладает суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействиивів.

3 этнически группы, национальные общины, так называемые коренные народы, по которым могут быть признаны особые права, условия участия в политическом процессе, автономия

4. Монарх - лицо, обладающее суверенитетом, собственным правом на власть

5 общественных, религиозных объединения (ассоциации)

6. Граждане или подданные, участвующих в отношениях, связанных с формированием выборных органов власти, имеют политические права так же как и несут обязанности

7 иностранных граждан и лица без гражданства, подвержены в абсолютных монархиях. Эти лица не имеют формальных прав на участие в национальном политическом процессе, но выполняют государственно-правовые обязанности отношении этой категории субъектов государство признает и защищает права, имеющие частный характер.

8 депутатов высших и территориальных представительных органов

9 субъектов федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы самоуправления (муниципалитеты)

10 иностранных государства и международные организации

Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, национальные сообщества, субъекты федерации, местные органы государственной власти и мун ниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, отдельные индивиды. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В сплошь стви есть множество видов конституционно-(государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, общих черт, так как возникают на основе норм, как и входят в одной отрасли правава.

Помня о многообразии субъектов конституционного права, различия в их правовом режиме и статусе, следует вместе с тем еще раз обратить внимание на то, что главным субъектом конституционно-право овых отношений является человек. Именно человек, его права и свободы должны определять смысл и содержание конституционного праваа.

Содержанием отношений, в которых участвует монарх, народ или государство (в том числе субъект федерации), есть реализованный ними суверенитет. Понятие суверенитета имеет два аспекта - внутриполитических и международных ный. Суверенитет в международном плане выглядит как независимость государства, его право на равных общаться с другими членами мирового сообщества, включая право на территориальную целостность, невтруч. Ання других стран во внутренние дела. В этой части суверенитет реализуется в отношениях, регулируемых международным правом. Внутренняя сторона суверенитета заключается в том, что монарх или народ имеют собственное право на власть. Это право может быть приобретенным, дарованным, но главное его свойство - неотъемлемой емкость, неотчуждаемость без согласия самого суверена. Государственный суверенитет во внутриполитической понимании означает верховную юрисдикцию, власть государства на ее террииторії.

Характер отношений, в которых участвует государство, государственные органы и должностные лица, зависит от используемых ими полномочий. Полномочия - это закрепленные законом или обычаем возможности, особенностью ю которых является то, что их использование является обязанностью чиновника и государственного органа. Они должны пользоваться властью, за ними закрепленной, иначе не смогут выполнять возложенные на них функции иным ам, конечно, не возбраняется отказ от использования предоставленных им прав. Впрочем, иногда и участие в выборах, использование других прав вменяется в обязанность гражданам. Совокупность полномочий называется комп етенциенцією.

Источники конституционного (государственного) права являются чрезвычайно разнообразными по форме и значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер с самого конституционного права.

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно выделяют три группы юридических источников. Это, во-первых, нормативные правовые акты, во-вторых, обычаи и, трет е, судебные прецеденты, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Эта схема вполне применима и к конституционного (государственного) права зарубежных стран. Однако последнему присущи некоторые спе цифични особенности, становятся особенно заметными в последнее десятилетие частности, речь идет, во-первых, о таких явлениях, как признание источником права общих принципов права, и, во-вторых, о таком, что пост ийно растет, значение норм, создаваемых вне национального государства, и даже не всегда по ее решающей участием, но обязательных для той или иной конкретной государствржави.

В последнем случае речь идет не только о международно-правовые акты, а о формировании новых правовых систем, таких как европейское право (право. Европейского. Сообщества) или право. Совета. Европы. Право. ЕС. С, имея национальный характер, инкорпорируется в национальные правовые системы государств - участников соответствующих интеграционных объединений. Нормы этого права прямо касаются норм права, создаваемых самой наци онального державаою.

В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов - источников конституционно ого (государственного) права, безусловно, доминирующие позиции принадлежат законодательным актам.

Законодательные акты различаются по статусу и юридическим режимом. Они образуют своего рода иерархическую структуру, место в которой определяется юридическая сила этого закона. Ведущая роль в национальном закон конодательством всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, а затем - текущее, или обычное, законодательство, кроме того, можно выделить референдарни законни.

Конституционное право – ведущая отрасль Российского права.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

КПРФ результат отношений, складывающихся практически во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной; регулирует лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере.

Эти базовые отношения - системообразующие, оформляю­щие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах по­литического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, яв­ляющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

КПРФ – система общеобязательных правил поведения, главным содержанием которых является охрана основополагающих прав и свобод человека и гражданина и учреждения в этих целях определенной системы государственной власти => смысл – достижение баланса между властью и свободой.

Ведущий характер КПРФ проявляется в следующем:

1.С КПРФ начинается формироваться вся система национального права и все отрасли права => в этом заключается системообразующая роль КПРФ. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит подтверждения в конституционных принципах/нормах конституционного законодательства. В КПРФ закрепляются основные принципы.

2.КПРФ ближе других отраслей права связано с политикой и политической системой общества.

3.Ядро КП – КРФ (учредительный характер).

Предмет-опред-я совокупность общес-х отн-й которые регул-ся нормами права. Предметом КП явл-ся общест-ые отнош-я которые имеют след.особ-ти:

КПРФ регулирует общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества. Другие отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-то одной из сфер – нормы КПРФ регулируют не все подряд общественные отношения, а лишь их определенный слой основополагающих отношений. Предмет:

1.Общественные отношения, закрепляющие принципы, на которых основывается устройство государства и общества (основы конституционного строя).- 1 глава К

2.Общественные отношения, которые определяют основы правового положения человека и гражданина. – 2 глава К

3.Общественные отношения, регулирующие федеральные отношения между РФ и Субъектами РФ. – 3 глава К

4.Общественные отношения, регулирующие систему ОГВ и органов местного самоуправления, их виды, правовое положение, компетенцию. 4-8 главы

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Два метода:

1.Императивный метод – метод властных предписаний и субординации (Чаще).

2.Диспозитивный метод – метод равноправия субъектов отношений, координация (Реже).

Способы воздействия:

Дозволение

Обязывание

Запрещение

КП- ведущая отрасль права России , представляющая собой систему правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему органов государственной власти и МСУ.


Конституционные (государственно-правовые) отношения: их виды и субъекты.

Правоотношения - общест-ые отн-я урегул-ые нормами права.

Конституционные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами КПРФ, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Признаки:

1. Массовость (большое кол-во КП отношений)

2. Большинство конституционно-правовых отношений не содержит конкретных наименований субъектов (ст. 19 КРФ - Все равны перед законом и судом., ст. 20 -Каждый имеет право на жизнь)

3. В конституционно-правовых отношениях всеобщему дозволению корреспондируют обязанность соответствующих государственных органов не препятствовать дозволенному поведению. Например, ст. 27 К РФ Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

4. В КП отношениях некоторые субъекты не являются участниками других видов правоотношений.

Субъект КП отношений – все те, у кого правовые нормы данной отрасли права закрепляют соответствующие права.

А). Народ- соц-экон. и полит. общность людей независимо от деления на какие-либо нац. общности; совокупность граждан РФ, которые обладают учредительной властью и при определенных условиях вправе ее реализовывать. Народ является носителем суверенитета и единственных источником власти. В состав народа входят исторически сложившиеся и компактно проживающие на определенной территории нации.

Национально-культурная территория – общественное объединение граждан.

Б). Государство и его составные части – РФ, Субъекты РФ. Например, разграничение компетенции.

В). ОГВ. Например, Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия ГД.

Г). Негосударственные объединения – ассоциации граждан, политические партии, общественные объединения, органы МСУ, организации, союзы.

Д). Индивиды – граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством, лица со специальной правосубъектностью.

Объекты конст.правотн-й - предметы / явления, по поводу которых возникают КП отношения

1). Государственная территория и ее граница.

2). Материальные блага (ценности) – природные ресурсы, средства государственной казны.

3). Поведение людей, действия субъектов.(напр., вступление в гражд-во либо отзыв депутата представ. органа)

4). Деятельность ОГВ и ДЛ и негосударственных организаций.

5). Правовые акты. (напр., оспаривание Указа Президента в КС РФ)

6). Личные неимущественные отношения – принадлежность по вероисповеданию, честь, достоинство, личная неприкосновенность.

Классификация КП отношений:

ŸВ относительных правоотношениях точно, "поименно" определены все их субъекты;

Ÿв абсолютных (односторонне индивидуализированных) - точно поименована лишь одна сторона - носитель права или обязанности, а на другой стороне находятся все иные субъекты права;

Ÿв общерегулятивных - субъектами прав или обязанностей являются все субъекты ("всякий и каждый").

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правового отношения составляют его содержание.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складывают­ся конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера , в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Гос-правовые отношения направлены на осуществление гос власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности. Им присущ такой признак , как массовость. Цели этих отношений – социально-экономические и политические ценности.

Они имеют единую для всех правоотношений структуру : субъект, объект и содержание (субъективное право; юридическая обязанность). См. бабочку в тетради стр.3.

Для возникновения, изменения и прекращения гос-правовых отношений необходим определенный юридический факт (напр, достижение 35-летнего возраста для кандидата на пост Президента РФ).

К числу субъектов КП относятся индивиды, организации, сообщества, которые участвуют в полит деят-ти гос-ва. Таким образом, субъектами КП явл-ся все те, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают конституционные обязанности и предоставляют соответствующие права. В наст время субъекты отрасли КП подразделяются на три большие группы: физические лица, гос образования и негос объединения.

К физическим лицам относятся:

Граждане РФ;

Иностранные граждане;

Лица с двойным гражданством (бипатриды);

Лица без гражданства (апатриды);

Участники избирательного процесса как лица со спец правоспособностью.

Конституционная правоспособность физич лиц определяется нормами Конст, устанавливающими основные права и свободы (напр, право участвовать в управлении делами гос-ва).

К гос образованиям относятся:

Гос-во в целом (РФ – Россия);

Субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономные области;

Органы гос власти – как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ;

К негос объединениям относятся:

Общности людей – народ РФ, народы субъектов РФ, малочисленные коренные народы Севера, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований;

Органы местного самоуправления;

Ассоциации граждан – полит партии, массовые общ организации, религиозные объединения, общ-полит движения и др.;

Группы граждан – собрания избирателей, сходы граждан и др.

Виды отношений (объекты – содержание Конст):

1) по субъектам:

Гражданин – государство

Республика Карелия – Россия

Полит партия – центр-избират комиссия.

2) по юридической силе:

Правоотношения, основанные на нормах Конст

Правоотношения, основанные на законах РФ (менее сильные)

3) по целевому назначению:

Правоустанавливающие (напр, гос-во гарантирует право на жизнь)

Правоохранительные (напр, гос-во защищает право на жизнь)

4) по времени действия:

Срочные, или временные (конкретный период действия, напр, отношения между избирателем и участковой избират комиссией)

Постоянные (все нормы в Конст постоянные, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях. Напр, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству)

5) материальные (реализуется само содержание права и обязанности) и процессуальные (реализация правовых действий).

Конституционное (государственное) право - это не только институты и нормы, но и практика их применения, выраженная в юридических, политических отношениях

Традиционно структуру правоотношений образуют три составляющие - объект, субъект и содержание

Объект государственно-правовых отношений - это явление, материальная или духовная реальность, по поводу которой состоят, строятся отношения, регулируемые конституционным (государственным) правом. Участники этих отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и в связи с этим реализуют свои полномочия, обязанности, соблюдают запретов или нарушают йх.

Объектами государственно-правовых отношений можно считать разнообразные явления. Такими объектами являются: территория, границы, государственная символика, столица, бюджет, деятельность партий и т.п.

Основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, поскольку каждый их участник прямо или косвенно интерес, связанный. Ия властью. Он заинтересован в применении власти определенным образом или в том, чтобы по возможности отстраниться от неї.

Власть - это свойство отдельных лиц, политических институтов, которая заключается в том, что подвластные считают себя обязанными подчиняться им, потому что переживают отношении носителей власти чувство долга, со олидарности, страха, зависимости, в результате которых возникает мотив подчинения.

Политическая деятельность, государственно-правовые отношения, возникающие при этой деятельности, - это процесс создания, упорядочения, поддержания и использования, мотивов к подчинению

Субъекты государственно-правовых отношений - это лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью, и имеют права, полномочия, обремененные обязанностями и запретами

К субъектам государственно-правовых отношений относятся:

1. Государство, которое может выступать как политический институт (носитель власти) и юридическое лицо (например, в случае участия государства в судебном процессе, когда ее действия обжалуются)

2 народов (нация), что пользуется собственным правом на власть, - суверенитетом. Если это право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать как сторону, участвующую в государственно-правовых отношениях. СПИ ивтовариство, не обладает суверенитетом, является не субъектом, а объектом властных воздействиивів.

3 этнически группы, национальные общины, так называемые коренные народы, по которым могут быть признаны особые права, условия участия в политическом процессе, автономия

4. Монарх - лицо, обладающее суверенитетом, собственным правом на власть

5 общественных, религиозных объединения (ассоциации)

6. Граждане или подданные, участвующих в отношениях, связанных с формированием выборных органов власти, имеют политические права так же как и несут обязанности

7 иностранных граждан и лица без гражданства, подвержены в абсолютных монархиях. Эти лица не имеют формальных прав на участие в национальном политическом процессе, но выполняют государственно-правовые обязанности отношении этой категории субъектов государство признает и защищает права, имеющие частный характер.

8 депутатов высших и территориальных представительных органов

9 субъектов федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы самоуправления (муниципалитеты)

10 иностранных государства и международные организации

Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, национальные сообщества, субъекты федерации, местные органы государственной власти и мун ниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, отдельные индивиды. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В сплошь стви есть множество видов конституционно-(государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, общих черт, так как возникают на основе норм, как и входят в одной отрасли правава.

Помня о многообразии субъектов конституционного права, различия в их правовом режиме и статусе, следует вместе с тем еще раз обратить внимание на то, что главным субъектом конституционно-право овых отношений является человек. Именно человек, его права и свободы должны определять смысл и содержание конституционного праваа.

Содержанием отношений, в которых участвует монарх, народ или государство (в том числе субъект федерации), есть реализованный ними суверенитет. Понятие суверенитета имеет два аспекта - внутриполитических и международных ный. Суверенитет в международном плане выглядит как независимость государства, его право на равных общаться с другими членами мирового сообщества, включая право на территориальную целостность, невтруч. Ання других стран во внутренние дела. В этой части суверенитет реализуется в отношениях, регулируемых международным правом. Внутренняя сторона суверенитета заключается в том, что монарх или народ имеют собственное право на власть. Это право может быть приобретенным, дарованным, но главное его свойство - неотъемлемой емкость, неотчуждаемость без согласия самого суверена. Государственный суверенитет во внутриполитической понимании означает верховную юрисдикцию, власть государства на ее террииторії.

Характер отношений, в которых участвует государство, государственные органы и должностные лица, зависит от используемых ими полномочий. Полномочия - это закрепленные законом или обычаем возможности, особенностью ю которых является то, что их использование является обязанностью чиновника и государственного органа. Они должны пользоваться властью, за ними закрепленной, иначе не смогут выполнять возложенные на них функции иным ам, конечно, не возбраняется отказ от использования предоставленных им прав. Впрочем, иногда и участие в выборах, использование других прав вменяется в обязанность гражданам. Совокупность полномочий называется комп етенциенцією.

Источники конституционного (государственного) права являются чрезвычайно разнообразными по форме и значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер с самого конституционного права.

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно выделяют три группы юридических источников. Это, во-первых, нормативные правовые акты, во-вторых, обычаи и, трет е, судебные прецеденты, а также иногда международные и внутригосударственные договоры. Эта схема вполне применима и к конституционного (государственного) права зарубежных стран. Однако последнему присущи некоторые спе цифични особенности, становятся особенно заметными в последнее десятилетие частности, речь идет, во-первых, о таких явлениях, как признание источником права общих принципов права, и, во-вторых, о таком, что пост ийно растет, значение норм, создаваемых вне национального государства, и даже не всегда по ее решающей участием, но обязательных для той или иной конкретной государствржави.

В последнем случае речь идет не только о международно-правовые акты, а о формировании новых правовых систем, таких как европейское право (право. Европейского. Сообщества) или право. Совета. Европы. Право. ЕС. С, имея национальный характер, инкорпорируется в национальные правовые системы государств - участников соответствующих интеграционных объединений. Нормы этого права прямо касаются норм права, создаваемых самой наци онального державаою.

В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов - источников конституционно ого (государственного) права, безусловно, доминирующие позиции принадлежат законодательным актам.

Законодательные акты различаются по статусу и юридическим режимом. Они образуют своего рода иерархическую структуру, место в которой определяется юридическая сила этого закона. Ведущая роль в национальном закон конодательством всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, а затем - текущее, или обычное, законодательство, кроме того, можно выделить референдарни законни.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы