ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2012 года N 281 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.03.2012);
Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N 1513 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2012);
Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 1549 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.11.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.02.2013),
Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 2013 года N 305 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 26 мая 2015 года N 268 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.05.2015, N 0001201505260020);
Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2015 года N 412 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2015, N 0001201508100065);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2015);
Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2016 года N 68 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2016, N 0001201602180011);
Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 600 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.11.2016, N 0001201611110016);
Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 286 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2017, N 0001201706270044);
Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2018 года N 691 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.12.2018, N 0001201812030027);
Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 512 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2019, N 0001201910210023).
____________________________________________________________________
В целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества
постановляю:
1. Преобразовать Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
2. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2019 года N 512 ..
3. Утвердить прилагаемые:
Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека;
абзац утратил силу - .
4. Признать утратившими силу:
пункты 2 и (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 46, ст.4511);
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст.813);
пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 июля 2010 года N 991 "О Памфиловой Э.А ." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 33, ст.4406);
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст.4466);
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст.5349).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
1. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.
4. Основными задачами Совета являются:
а) оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета;
б) содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию указанных процессов;
в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества;
г) систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;
д) организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
е) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;
ж) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
з) подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
и) содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
к) участие в укреплении международного сотрудничества в области развития гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
л) содействие правовому просвещению населения путем активного взаимодействия Совета с представителями средств массовой информации и иных структур гражданского общества;
м) анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
н) рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.
5. Совет не рассматривает обращения по личным вопросам, в том числе связанным с имущественными, жилищными и трудовыми спорами, а также с жалобами на решения судов, органов следствия и дознания.
6. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также требовать от них своевременного представления информации и материалов, запрашиваемых Советом;
б) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
в) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений;
г) привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
д) направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями по проблемам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, развития институтов гражданского общества;
е) участвовать в организации и проведении круглых столов, конференций и семинаров по вопросам, относящимся к компетенции Совета;
ж) использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации.
7. В состав Совета входят председатель Совета, заместитель председателя Совета, ответственный секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах.
7_1. Членами Совета не могут быть члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Общественной палаты Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2015 года N 575)
8. Совет формирует из числа членов Совета постоянные и временные комиссии и рабочие группы по направлениям своей деятельности. К участию в работе этих комиссий и рабочих групп могут привлекаться ученые, специалисты, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений. Состав комиссий и рабочих групп определяется решением Совета.
Координацию деятельности рабочих групп осуществляет ответственный секретарь Совета.
8_1. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета. В состав президиума Совета входят представители комиссий и рабочих групп Совета, избираемые из составов комиссий и рабочих групп на их заседаниях. Персональный состав президиума Совета подлежит ротации один раз в полгода.
Президиум Совета возглавляют три сопредседателя, одним из которых по должности является председатель Совета, а двое других избираются из состава президиума Совета на заседании президиума Совета.
Президиум Совета предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета, рассматривает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере компетенции Совета, а также рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета. Решения президиума Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов президиума Совета.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N 106)
9. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.
Заседание Совета ведет председатель Совета, а в случае его отсутствия - заместитель председателя Совета.
Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета, за исключением решений по процедурным вопросам. При необходимости по решению Совета может проводиться заочное голосование. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета.
Порядок созыва и проведения заседаний Совета и президиума Совета, процедура принятия решений Советом и президиумом Совета, порядок формирования президиума Совета, а также порядок формирования постоянных и временных комиссий и рабочих групп Совета определяются регламентом Совета, принимаемым на заседании Совета большинством голосов от общего числа членов Совета.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N 106 .
10. В целях обеспечения деятельности Совета председатель Совета:
а) созывает очередные и внеочередные заседания Совета, организует их подготовку и проведение, определяет повестку дня заседаний;
б) представляет Совет в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями, а также с организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации;
в) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности Совета.
11. Председатель Совета вправе:
а) вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по составу Совета;
б) представлять Президенту Российской Федерации от имени Совета проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Совета, а также аналитические записки и иные материалы, подготовленные по результатам организованных Советом экспертиз.
12. Члены Совета участвуют в заседаниях Совета и в принятии его решений, а также в работе комиссий и рабочих групп Совета.
Члены Совета вправе вносить предложения по повестке дня заседания Совета, а также получать информацию о деятельности Совета, его комиссий и рабочих групп.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также общественные объединения, получившие рекомендации Совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Совета доводится до сведения Президента Российской Федерации.
14. Совет имеет собственный бланк. При ведении переписки, связанной с деятельностью Совета, письма подписываются председателем Совета или заместителем председателя Совета.
15. Обсуждаемые Советом общественно значимые вопросы и принятые на заседаниях Совета решения доводятся до сведения общественности через средства массовой информации, а также размещаются в сети Интернет.
16. Обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.
(с изменениями на 27 июня 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу -
Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2018 года N 691 . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Совет при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
В июне 2005 Совет по правам человека направил открытое письмо белорусскому президенту Александру Лукашенко с осуждением «действий тех представителей белорусских властей, которые ущемляют права белорусов и россиян», и создал в своём составе российско-белорусскую правозащитную комиссию. В 2005 году совет также выступал с заявлениями по поводу массовых нарушений прав граждан в Благовещенске (Башкортостан) и по подготовке в Государственной Думе нового закона о некоммерческих организациях.
По инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:
Президент дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в Закон РФ «О гражданстве», что было сделано с участием членов Совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. В соответствии с ними была полностью переписана ст.14 - о получении гражданства в упрощенном порядке. Благодаря такой возможности за 2005-2006 годы российское гражданство получило около 850 тыс. человек .
Президент подписал Указ от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». В соответствии с Указом ежемесячную прибавку к пенсии получили более 90 тысяч военных пенсионеров , ставших инвалидами вследствие травм, полученных ими при исполнении своего воинского долга.
8 мая 2009 г. Президент РФ Д.Медведев подписал Распоряжение «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях». По результатам ее работы в Федеральный закон № 170-ФЗ «О некоммерческих организациях» были внесены изменения , устраняющие часть системных проблем закона.
Более подробно о работе Совета:
Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает откровенно высказывания Подрабинека. В дальнейшем заявление было отредактировано (по некоторым данным, после звонка Э.Памфиловой, поступившего от высокопоставленного чиновника) и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией Подрабинека и считает её оскорбительной для ветеранов.
Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов. Среди них тележурналист Алексей Пушков , Владимир Легойда , глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева, российский кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин . Комментируя ситуацию Елена Николаева заявила следующее: «К сожалению, о том, что такое заявление появилось, я узнала, можно сказать, только из газет и информагентств. Лично со мной как с членом Совета текст не согласовывался и на последнем заседании Совета, где я присутствовала, это заявление не принималось ». Сергей Говорухин , ранее в открытом письме обвинивший Подрабинека в моральном уродстве, подлости и скотстве , отозвал свою подпись под обращением.
С критикой Эллы Памфиловой по данному вопросу выступили многие общественные и политические деятели, в том числе директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков (председатель Общественного совета Президиума Генерального Совета партии «Единая Россия » по взаимодействию со СМИ), лидер правозащитного движения «Сопротивление » Ольга Костина (член Комиссии по работе с общественными организациями при Президиуме Генерального совета партии «Единая Россия», супруга зампредседателя ЦИК «Единой России» Константина Костина) , правозащитник Александр Брод , депутат Госдумы от «Единой России» Андрей Исаев , главный редактор журнала «Эксперт » Валерий Фадеев . Так, по мнению последнего, Совет, возглавляемый Эллой Памфиловой, ведёт себя странно и неестественно, поскольку, будучи «органом, который по своему предназначению должен способствовать предотвращению или затуханию конфликтов, выступать независимым арбитром в спорах гражданских институтов, вдруг категорично становится на позиции одной из сторон. И этим только разжигает конфликт. Кроме того, история с заявлением, сделанным от имени Совета, но, как выяснилось, без согласия отдельных его членов, тоже выглядит абсурдной» . .
Бывший пресс-секретарь движения «Наши», а ныне депутат Государственной Думы Роберт Шлегель внёс на рассмотрение нижней палаты парламента предложение по смещению Памфиловой с занимаемого поста. В своём блоге член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи выступил с резкой критикой позиции Э. Панфиловой.
По результатам прокурорской проверки по заявлению Эллы Памфиловой нарушений законодательства в действиях движения «Наших» выявлено не было.
Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2010 г. № 991 из состава Совета исключена Памфилова Э. А.
Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 1020 из стостава совета исключены Говорухин С. С. и Ямщиков С. В.
Г. Этим же указом утверждено Положение о Совете.
(в соответствии с Положением о Совете, утвержденным указом президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417)
Совет осуществляет законотворческую деятельность, анализ законодательства и правоприменительной практики, координацию деятельности неправительственных организаций, деятельность, направленную на борьбу с неуставными отношениями в армии, работу по рассмотрению индивидуальных и коллективных обращений граждан, взаимодействие с ведомствами и региональными властями по профильным вопросам.
В июне 2005 Совет по правам человека направил открытое письмо белорусскому президенту Александру Лукашенко с осуждением «действий тех представителей белорусских властей, которые ущемляют права белорусов и россиян», и создал в своём составе российско-белорусскую правозащитную комиссию. В 2005 году совет также выступал с заявлениями по поводу массовых нарушений прав граждан в Благовещенске (Башкортостан) и по подготовке в Государственной Думе нового закона о некоммерческих организациях.
По инициативе Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:
Президент дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в Закон РФ «О гражданстве», что было сделано с участием членов Совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. В соответствии с ними была полностью переписана ст.14 - о получении гражданства в упрощенном порядке. Благодаря такой возможности за 2005-2006 годы российское гражданство получило около 850 тыс. человек .
Президент подписал Указ от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы». В соответствии с Указом ежемесячную прибавку к пенсии получили более 90 тысяч военных пенсионеров , ставших инвалидами вследствие травм, полученных ими при исполнении своего воинского долга.
8 мая 2009 г. президент РФ Д. Медведев подписал Распоряжение «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях». По результатам её работы в Федеральный закон № 170-ФЗ «О некоммерческих организациях» были внесены изменения , устраняющие часть системных проблем закона.
В декабре 2015 года члены совета попросили Следственный комитет России проверить 159 случаев гибели российских военнослужащих в 2014–2015 годах .
Указом президента Российской Федерации от 31 июля 2010 г. № 991 из состава Совета исключена Памфилова Э. А.
Указом президента Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 1020 из состава совета исключены Говорухин С. С. и Ямщиков С. В.
Указом президента Российской Федерации от 5 марта 2012 г. № 281 из состава Совета исключены Сорокина С. И. и Ясина И. Е., заявившие в декабре 2011 г. об отказе от работы в Совете (см. ниже)
Указом президента Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 1513 из состава Совета исключены члены, заявившие в июне 2012 г. об отказе от работы в Совете, кроме Юргенса И. Ю. (см. ниже), а также Кузьминов Я. И. Этим же указом в состав Совета включены 39 новых членов (список см. ниже)
Указом президента Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1549 в состав Совета включён Брод Александр Семёнович - директор автономной некоммерческой организации «Бюро прав человека» (по согласованию)
Указом президента Российской Федерации от 1 апреля 2013 г. № 305 из состава Совета исключены Абрамкин В. Ф. и Головань А. И.
Указом президента Российской Федерации от 26 мая 2015 г. № 268 в состав Совета включена Алексеева Людмила Михайловна - председатель Московской Хельсинкской группы (по согласованию)
Указом президента Российской Федерации от 10 августа 2015 г. № 412 в состав Совета включён Ясин Евгений Григорьевич - научный руководитель федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“» (по согласованию)
Указом президента Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 575 из состава Совета исключены Литовченко С. Е. и Чугуева И. Г., этим же указом должности С. И. Воробьёва, В. Р. Легойды, Е. А. Боброва, М. А. Большаковой, А. С. Брода, С. А. Караганова, И. В. Киркоры, Б. Е. Кравченко, Я. В. Лантратовой, Т. Г. Морщаковой, Э. М. Поляковой и Г. Д. Чмыхова изложены в следующей редакции:
Указом президента Российской Федерации от 18 февраля 2016 г. № 68 из состава Совета исключены Дискин И. Е., Кучерена А. Г., Николаева Е. Л., Пушков А. К., Терентьев М. Б., Тополева-Солдунова Е. А. и Шапошников В. П.
Указом президента Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. № 600 из состава Совета исключён Легойда В. Р.
За годы работы Совета имели место отказы от членства. В связи с отказами июня 2012 председатель совета Михаил Федотов заявил, что сложит свои полномочия, если из Совета уйдет больше 20 человек .
«Его долго выбирали, с помощью интернета, наконец выбрали со страшным скандалом. Оттуда отсеяли массу реальных правозащитников, зато пригласили официальных иностранных агентов, существующих на зарубежные гранты, и отставных телезвезд. <…> Не так уж часто встречаются эти господа с президентом. Они решили использовать этот разговор для обсуждения с Путиным действительно «важной» темы «Верните нас в ящик!». В стране нет более важной проблемы с правами человека чем отсутствие у Парфенова, Сванидзе и других либеральных тележурналистов достаточных возможностей ругать власть. Нет чтобы сеять разумное, доброе, вечное» .
Первоначальный вариант заявления, выложенный на официальном сайте Совета и растиражированный в интернете, не содержал положений о том, что Совет осуждает откровенно высказывания Подрабинека. В дальнейшем заявление было отредактировано (по некоторым данным, после звонка Э. Памфиловой, поступившего от высокопоставленного чиновника) и в него были включены реплики о том, что Совет не согласен с позицией Подрабинека и считает её оскорбительной для ветеранов .
Заявление было встречено неоднозначно. Некоторые члены Совета заявили о своём несогласии с позицией, высказанной от имени Совета его главой Эллой Памфиловой без учёта мнения других членов . Среди них тележурналист Алексей Пушков , Владимир Легойда , глава Национального фонда развития здравоохранения Елена Николаева, российский кинорежиссёр и писатель Сергей Говорухин . Комментируя ситуацию Елена Николаева заявила следующее.
президент конституционный право человек
Общественная приемная Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (далее - Общественная приемная) является общественным постоянно действующим рабочим органом Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
В своей деятельности Общественная приемная руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, настоящим Положением.
Целью деятельности Общественной приемной является создание и постоянное совершенствование механизма взаимодействия между личностью, обществом и государством в целях защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Основными задачами Общественной приемной являются:
1. прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства с обращениями, заявлениями, просьбами, связанными с фактами систематического нарушения прав и свобод человека и гражданина;
2. оказание содействия Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации в работе с обращениями граждан;
3. проведение консультационной работы среди населения относительно возможностей, прав и обязанностей граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4. организация работы с жалобами и обращениями граждан с привлечением членов Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, а также соответствующих специалистов и экспертов;
5. разъяснение политики, проводимой Президентом Российской Федерации по вопросам защиты и обеспечения прав человека;
6. разъяснение роли и функций Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации;
7. информирование на основе анализа поступающих обращений Председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации о ситуации с правами человека по отдельным направлениям деятельности Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации на общефедеральном и региональном уровнях.
Общественная приемная формируется в составе руководителя, секретаря, советников и консультантов. К работе в Общественной приемной для выполнения отдельных поручений в соответствии с поставленными задачами могут привлекаться члены Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, а также эксперты (на общественных началах).
Руководитель Общественной приемной утверждается Председателем Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Порядок работы Общественной приемной, организация и обеспечение ее текущей деятельности определяется Руководителем Общественной приемной.
Для реализации поставленных задач члены Общественной приемной имеют право:
1. принимать заявления, жалобы и ходатайства, поступающие в адрес Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, другую информацию, материалы и документы для рассмотрения и ответа заявителю;
2. принимать участие в качестве приглашенных лиц в заседаниях Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, вносить предложения в повестку дня заседания по вопросам, связанным с работой Общественной приемной;
3. запрашивать и использовать в своей работе необходимую информацию от Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Члены приемной обязаны:
4. согласно утвержденному графику осуществлять прием посетителей, обращающихся в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации;
5. осуществлять свою деятельность на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
6. обеспечивать контроль за рассмотрением поступающих через Общественную приемную в адрес Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации жалоб и обращений, а также доведением результатов до заявителя;
7. анализировать работу по приему граждан с целью повышения ее эффективности и выявления общих тенденций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Общественная приемная при осуществлении своей деятельности взаимодействует в установленном порядке с учреждениями и организациями, осуществляющими прием граждан, а также с российскими и международными правозащитными организациями. Протокол № 1 от 29 октября 2002г. ПОЛОЖЕНИЕ об Общественной приемной Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Характерной чертой общественно-политической жизни России периода второго президентства В.В. Путина является не только наличие двух сегментов гражданского общества, по разному строящих свои отношения с государством, но и существование определенной структуры, в рамках которой те и другие имеют возможность встречаться вместе, а также, раз в год, общаться с Президентом РФ. Именно такой структурой является Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, созданный на основе Комиссии по правам человека при Президенте РФ в ноябре 2004 г. Интересно подчеркнуть, что Указ Президента РФ о создании этого Совета появился именно в те дни, когда в Перми проходил Социальный форум, на котором, в частности, обсуждался законопроект «Об Общественной палате РФ» Такой параллелизм двух инициатив может объясняться, на наш взгляд, наличием в Администрации Президента РФ по крайней мере двух проектов развития отношений государства и структур гражданского общества..
В соответствии с Положением о Совете, его основными задачами являются:
В состав Совета вошли около половины из состава Комиссии по правам человека, утвержденного в 2002 г., включая и ее председателя - Э.А. Памфилову, при этом остались практически все лидеры правозащитных, экологических и иных сильных сетевых организаций, составлявших ранее основу Народной ассамблеи, а спустя месяц, в декабре 2004 г. - вошедшие во Всероссийский гражданский конгресс Два из трех сопредседателей Всероссийского гражданского конгресса - Л.М.Алексеева и А.А.Аузан являются одновременно и членами Совета при Президенте РФ.. Более того, в состав Совета вошли и председатель правления общества «Мемориал» Юрий Орлов, и председатель петербургской организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев, ранее не входившие в состав Комиссии по правам человека.
С другой стороны, в состав совета вошли и такие активные участники создания Общественной палаты, ставшие затем ее членами, как Сергей Марков и Валерий Фадеев Членами Общественной палаты стало шесть членов Совета при Президенте.. Были представлены в Совете и телеведущие основных телеканалов страны, и лидеров ассоциаций малого и среднего бизнеса - «Опоры России» и «Деловой России», представители научной общественности. Таким образом, Совет при Президенте РФ стал достаточно уникальной, с учетом прочих внешних факторов, «переговорной площадкой», включающей представителей гражданского общества и общественности в целом, представляющих действительно основную часть спектра позиций на взаимодействие власти и структур гражданского общества и включающих как лидеров Всероссийского гражданского конгресса, так и Общественной палаты РФ.
Совет проводит свои заседания примерно раз в два месяца, на которых обсуждаются многие острые проблемы соблюдения прав человека и развития гражданского общества в России, а также готовятся конкретные предложения по их решению. Часть этих предложений выносится на регулярные встречи членов Совета в Президентом РФ. Такие встречи состоялись 20 июля 2005 года и 11 июля 2007 г. в Георгиевском зале Кремля, на каждой из них имел место серьезный, детальный, иногда - нелицеприятный обмен мнениями, по их итогам принимались специальные поручения Президента сотрудникам его Администрации и Правительства РФ. Все материалы Совета, включая и стенограммы встреч с Президентом РФ, представлены на его веб-сайте www.sovetpamfilova.ru.
Одним из фокусов внимания членов Совета в 2005-2006 гг. стали изменения в законодательство о некоммерческих организациях, а также мониторинг применения нового законодательства с целью последующего устранения тех его сторон, которые мешают развитию организаций гражданского общества в России. Вторым примером деятельности Совета может служить обеспечение международной программы встреч и дискуссий «Гражданская восьмерка», проходившей в год саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в 2006 г. Интересно подчеркнуть, что в подготовке и реализации мероприятий «Гражданской восьмерки» принимали активное участие и те члены Совета, которые одновременно участвовали и в «альтернативном» форуме «Другой России».
Опыт Совета при Президенте РФ стал, по-видимому, хорошей основой для распространения его опыта на другие структуры федеральной исполнительной власти. Так, летом 2006 г. появился Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 04.08.2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам», в соответствии с которым подобные советы стали создаваться и при соответствующих структурах. Вопрос о персональном составе таких советов и о формах их деятельности пока остается за границами обсуждения в настоящем тексте.
Таким образом, мы видим наличие весьма разнообразных институционализированных форм взаимодействия структур гражданского общества и государственной власти на федеральном российском уровне.