Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предел суммы закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по одной сделке бюджетного учреждения фактически определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя такого учреждения, при утверждении положения о закупке соответствующего учреждения.

Обоснование вывода:
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) предусмотрена возможность осуществления бюджетным учреждением закупок в соответствии с этим Законом при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с Закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров ( Закона N 223-ФЗ, смотрите также Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317 и, например, АС Северо-Кавказского округа от 04.05.2017 N Ф08-2497/17).
N 223-ФЗ не даёт закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего - конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки ( Закона N 223-ФЗ), среди которых упоминается и закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 этого Закона).
При этом возможность закрепить в положении о закупке тот или иной способ закупки и условия применения этого способа, в том числе и закупки у единственного контрагента, не поставлены N 223-ФЗ в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе видов договоров, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов, цены заключаемого договора (суммы закупки), однородности (одноимённости) приобретаемых товаров (работ, услуг), заключения договоров с данным контрагентом в предшествующий период и так далее.
Установленное Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке на официальном сайте, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 100 тысяч рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, - 500 тысяч рублей, связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления. А применение того или иного способа закупки, в свою очередь, не ставится в зависимость и от обязанности размещения информации.
Не ограничивает указанное право и требование Закона N 223-ФЗ осуществлять в электронной форме закупку товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ, поскольку оно относится именно к форме проведения закупки, которая при этом может осуществляться разными способами. Это следует и из постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616, которым утвержден соответствующий перечень, на это также указано в разделе 6 разъяснений по вопросам применения N 223-ФЗ, направленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2012 N ИА/44025/12.
Иными словами, критерии выбора способа закупки (то есть процедуры выбора контрагента и заключения с ним договора) определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика, которое может предусматривать возможность заключения договоров по различным основаниям с единственным контрагентом. Аналогичного мнения придерживаются представители Минэкономразвития России (смотрите, например, письмо от 26.08.2015 N Д28и-2452, письмо от 31.06.2015 N Д28и-2232, письмо от 28.05.2015 N Д28и-1368, письмо от 31.12.2014 N Д28И-2886).
Таким образом, предел суммы закупки (одной сделки), которая может быть осуществлена у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя бюджетным учреждением во всех случаях, во всех случаях без дополнительных обоснований (например, в зависимости от состояния рынка - в условиях естественных монополий и т.п.) или в отдельных случаях определяется именно положением о закупке.
В соответствии с Закона N 223-ФЗ положение о закупке государственного бюджетного учреждения или муниципального бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Соответственно, именно этот орган фактически и определяет предел суммы закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по одной сделке бюджетного учреждения.

К сведению:
Согласно Закона N 223-ФЗ, внесенной от 31.12.2017 N 505-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти (выполняющий функции учредителя бюджетного учреждения) вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, которые обязаны будут его применять.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Виноградова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана - согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.

Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти

Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ ".

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод , их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой , в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).

Уполномоченный по правам человека - это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Основные признаки понятия «омбудсман» :

  1. принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
  2. государственно-общественный статус;
  3. независимость;
  4. рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
  5. целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.

Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ

Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты .

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:

  • Президентом РФ;
  • Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • депутатами Государственной Думы;
  • депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

При вступлении в должность на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (не более чем на два срока подряд) , считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Основные задачи Уполномоченного по правам человека РФ

В соответствии со ст. 1 Закона основными задачами Уполномоченного являются:

  1. восстановление нарушенных прав;
  2. совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  3. развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  4. правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ

К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:

  • рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
  • изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
  • выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
  • осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями , сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб . Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без .
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «О системе государственной службы РФ» от 25.04.2003 г.
Однако, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.
В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы

Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

  1. принять жалобу к рассмотрению;
  2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  3. передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
  4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.

Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию . Так, согласно положениям ст. 31 , по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

  • направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
  • обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве.

Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).

В России и многих других государствах есть исполнительные органы власти. Они решают широкий спектр задач в области государственного управления и имеют большие полномочия. В чем специфика работы исполнительных структур в РФ и других странах мира? Как они могут взаимодействовать с другими органами власти?

В чем специфика исполнительной ветви власти?

В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.

Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур - практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.

Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии - президентской.

Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.

Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично - во многих других странах мира.

Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.

Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами - по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.

Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.

Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа - Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.

Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?

Органы исполнительной власти в РФ

Высший исполнительный орган в РФ - правительство. В нем предусмотрены должности председателя, его заместителей, федеральных министров.

Глава правительства РФ назначается на должность президентом РФ. При этом его кандидатуру должны утвердить депутаты Госдумы. Если нижняя палата парламента РФ откажется назначать премьер-министра, который предложен президентом, 3 раза, то Госдума распускается главой государства, после чего формируется заново на выборах. При этом президент также получает право утвердить кандидатуру премьер-министра единолично.

Заместители председателя правительства РФ, а также федеральные министры занимают свои посты в силу распоряжения президента, но их кандидатуры предлагаются премьер-министром РФ. Глава государства также отвечает за то, какие именно исполнительные органы власти будут функционировать в правительстве - также по предложению премьер-министра. Но о каких структурах в данном случае может идти речь?

Федеральные ведомства РФ

В РФ учреждены следующие исполнительные органы власти: министерства, службы, агентства. Все указанные ведомства функционируют на федеральном уровне. Также можно отметить, что они классифицируются на те, которые находятся в подчинении президента, и те, которые подотчетны правительству. Изучим теперь особенности работы правительства, министерств, служб и агентств подробнее.

Особенности работы правительства

Прежде всего стоит отметить, что деятельность исполнительных органов власти может осуществляться по коллегиальным принципам. То есть решения в соответствующих структурах могут приниматься только на заседаниях с участием компетентных лиц. К таким органам относится правительство РФ. Все ключевые вопросы, находящиеся в сфере его компетенции, принимаются на заседаниях с участием министров.

Поскольку правительство РФ является высшей исполнительной структурой, в его полномочиях находится обеспечение исполнения положений главного закона государства - Конституции РФ. Кроме того, правительство должно осуществлять мониторинг исполнения различными субъектами правоотношений федеральных законов, указов главы государства, международных правовых актов. В данном направлении деятельности власти могут контролировать работу органов управления как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Решая поставленные задачи, правительство часто взаимодействует с другими властными структурами. Прежде всего - с президентом. Можно отметить, что у главы государства есть право посещать заседания правительства. Обязательными к исполнению соответствующим органом власти РФ являются указы президента.

Кроме того, правительство активно взаимодействует с парламентом РФ. В частности, оно вправе назначать собственных представителей в законодательные органы власти. В компетенции правительства - внесение на обсуждение в Госдуму законопроектов, направление отзывов об НПА в структуры парламента.

Правительство также выстраивает правоотношение с судебными структурами. Так, в Конституционном суде РФ есть представитель от высшей исполнительной структуры. Правительство решает задачи, связанные с исполнением решений, издаваемых судами. В компетенции высшего исполнительного органа - вопросы финансирования деятельности судов РФ.

Основные компетенции правительства РФ

Полезно будет рассмотреть также то, какими компетенциями обладает правительство РФ. Таковые, прежде всего, подразделяются на общие и специальные. Что касается первых, в принципе, они коррелируют с теми полномочиями, о которых мы сказали выше, а также дополняются такими компетенциями, как:

  • обеспечение функционирования единой модели работы всех органов исполнительной власти в РФ;
  • реализация федеральных программ;
  • осуществление контроля над работой отдельных исполнительных структур.

Специальные компетенции правительства РФ можно классифицировать на те, что имеют отношение к таким сферам, как экономика, бюджетная, социальная политика, вопросы развития науки, культуры, сферы образования, вопросы экологии, обеспечение прав и свобод граждан РФ. С отмеченными типами компетенций коррелируют, в свою очередь, рассмотренные нами выше функции исполнительных органов РФ. Изучим теперь особенности работы ведомств, которые входят в структуру правительства России.

В чем особенности работы российских министерств?

Исполнительные органы государственной власти, полномочия которых считаются вторыми по объемам юрисдикции после тех, что характеризуют должность премьер-министра, - это федеральные министерства. Основные их функции - выработка политики, а также нормативное регулирование в конкретной сфере: в экономике, здравоохранении, безопасности. Возглавляются соответствующие ведомства министрами и характеризуются организацией по отраслевому принципу. Руководители федеральных структур соответствующего типа несут личную ответственность за исполнение ведомством поставленных задач и реализацию им полномочий.

Специфика федеральных служб РФ

Каждая федеральная служба находится в прямом подчинении конкретному министерству. Данные исполнительные органы осуществляют деятельность, связанную с контролем или надзором в той или иной сфере, а также с выполнением специальных функций - чаще всего имеющих отношение к решению задач в области государственной безопасности. Можно отметить, что полномочия по контролю и надзору, которые имеют федеральные службы, могут предполагать мониторинг деятельности муниципальных структур. В этом смысле они уже не будут настолько независимыми от государственных органов.

К тем функциям, которые рассматриваемые исполнительные органы власти осуществляют чаще всего, можно отнести:

  • выдачу лицензий гражданам и юрлицам, которые необходимы им для занятия той или иной деятельностью;
  • осуществление регистрации различных актов, прав, объектов;
  • организация исследований, экспертиз;
  • предоставление гражданам и юрлицам разъяснений по поводу применения норм законодательства;
  • пресечение нарушений законодательства в тех или иных сферах правоотношений.

Федеральные службы находятся в непосредственном подчинении руководителя или директора.

Специфика федеральных агентств РФ

Система исполнительных органов РФ включает также такие учреждения, как федеральные агентства. Как и службы, они подчинены конкретным министерствам. Основные функции, которые выполняют агентства, следующие: предоставление государственных услуг в различных сферах (чаще всего в образовании, в социальной защите, здравоохранении), управление имуществом, которое принадлежит государству, функции по применению положений отдельных норм права. Федеральные агентства также возглавляются руководителем или директором.

Региональные ведомства в РФ

Исполнительные органы государственной власти РФ представлены также региональными ведомствами. В числе таковых министерства и комитеты. Они подотчетны выполняющим соответствующие функции федеральным ведомствам. Например, министерства экономического развития в регионах РФ находятся в подчинении Минэкономразвития РФ. Для исполнительных органов власти в российской политической системе, таким образом, свойственна централизация. В свою очередь, законодательные структуры в регионах в общем случае неподотчетны федеральному парламенту.

Какие есть в РФ местные исполнительные органы, функционирующие на территориях муниципалитетов? Прежде всего, стоит отметить, что местное самоуправление в РФ отделено от государственного, и потому те категории, что используются при описании деятельности федеральных и региональных структур, не всегда применимы в отношении местных. С одной стороны, на уровне муниципалитетов может наблюдаться деление органов власти на те, что выполняют законодательные, исполнительные и судебные функции. С другой, их полномочия могут быть существенно ограничены положениями НПА с более высокой юридической силой - федеральных и региональных.

Поэтому, что касается местного уровня власти в РФ, в отношении него справедливо говорить о том, что на нем представлены органы, являющиеся не исполнительными по сути, а выполняющими лишь функции, подобные тем, что осуществляет правительство РФ и подчиненные ему ведомства. То есть те, что связаны с практической реализацией положений действующих НПА, в том числе тех, что приняты на муниципальном уровне. В этом смысле полномочия исполнительного органа в системе местного самоуправления может иметь, к примеру, городская администрация. Или же ее непосредственный руководитель.

Функции и полномочия органов исполнительной власти РФ

Изучим теперь то, какие функции и полномочия характеризуют исполнительные органы в РФ. Касательно функций - к таковым эксперты относят:

  • разработку подзаконных НПА;
  • обеспечение функционирования системы государственного управления в стране;
  • реализацию государственной политики в различных направлениях;
  • применение административных норм;
  • ведение деятельности, связанной с выдачей лицензий, сертификатов, осуществлением регистрационных действий;
  • административный контроль в различных сферах правоотношений;
  • обеспечение правопорядка;
  • содействие информационному обеспечению работы структур власти.

Что касается полномочий правительства РФ, их спектр закреплен в положениях ст. 114 Конституции РФ. Высший исполнительный орган РФ может:

  • осуществлять разработку проекта бюджета страны и представлять его Госдуме;
  • вырабатывать ключевые принципы национальной финансовой политики;
  • формировать заключения по различным инициативам в данной сфере;
  • определять приоритеты государственного участия в социальной, культурной сферах, в здравоохранении, в вопросах экологии, науки;
  • управлять активами, находящимися в федеральной собственности;
  • обеспечивать безопасность страны;
  • выстраивать международные отношения.

Можно отметить, что данный перечень полномочий правительства не следует рассматривать как закрытый. Отдельными НПА для главного исполнительного органа власти РФ могут быть установлены новые полномочия.

Резюме

Итак, в России реализован принцип разделения власти на 3 ветви. Если говорить об исполнительной, высшим ее органом является правительство. Оно имеет юридическую независимость от законодательных и судебных структур. Формально к исполнительной власти РФ не относится президент, однако его полномочия таковы, что фактически он играет определяющую роль в работе правительства. Он предлагает Госдуме кандидатуру премьер-министра, вправе распустить нижнюю палату парламента РФ, если она откажется назначать председателя правительства, утвердить глав федеральных ведомств.

Структура исполнительной власти РФ представлена министерствами, а также подчиняющимися им службами и агентствами. В регионах РФ учреждены собственные структуры, выполняющие те же функции. Они контролируются органами власти, работающими на федеральном уровне. Органы власти на муниципальном уровне также могут выполнять исполнительные функции - те, что связаны с применением законов, принятых федеральными, региональными и местными властями. Формально местные власти независимы от государственных. Но в ряде случаев их деятельность может контролироваться официальными исполнительными структурами в пределах тех полномочий, которые для них установлены регулирующими нормативными актами.

В других странах мира исполнительные функции, если говорить об общенациональном уровне власти, могут осуществляться иными структурами. Так, в США такой орган, как правительство, не учрежден. Его функции распределены между секретарями, которые формируют Кабинет США. В Китае принцип разделения власти не реализован. Те органы, что решают задачи, свойственные правительству РФ или секретарям США, не имеют юридической независимости от законодательных структур.

а) орган опеки и попечительства;

б) прокурор;

17. Выберите из нижеперечисленных пунктов последствия признания брака недействительным:

а) супруги возвращаются к прежним фамилиям;

б) аннулируются все права и обязанности супругов, которые были в браке;

в) к имуществу, приобретенному совместно супругами, брак которых признан недействительным, применяются нормы семейного законодательства о совместной долевой собственности;

г) брачный договор продолжает действовать.

18. По истечении какого времени со дня подачи заявления о расторжении брака одним из супругов производится государственная регистрация расторжения брака в органах загса:

а) две недели;

в) 2 месяца.

19. В судах общей юрисдикции рассматриваются дела о расторжении брака, если:

а) супруги имеют общих несовершеннолетних детей;

б) один из супругов осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет;

в) отсутствие согласия на развод одного из супругов;

г) один из супругов признан недееспособным;

д) один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах загса;

е) один из супругов признан безвестно отсутствующим.

20. Моментом прекращения брака при расторжении его в суде является:

а) день регистрации в загсе факта расторжения брака;

б) день вступления решения суда в законную силу;

в) день подачи искового заявления о расторжении брака в суд.

21. Назовите лиц, имеющих право требовать расторжения брака:

а) прокурор;

б) супруги;

в) родители;

г) усыновители.

22. К личному имуществу каждого из супругов относится:

а) имущество, принадлежащее супругу до вступления в брак;

б) доходы от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности;

в) пенсии, стипендии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения;

г) вещи индивидуального пользования;

д) имущество, полученное в порядке наследования.

23. К личным неимущественным правам супругов относятся следующие:

а) право супругов на свободный выбор рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства;

б) право на информацию;

в) право на труд;

г) право на получение дивидендов;

д) право выбора фамилии при заключении и расторжении брака;

е) право на совместное решение вопросов материнства отцовства, воспитания и образования детей.

24. Укажите, с какого момента заработная плата каждого из супругов становится их общей собственностью:

а) с момента начисления;

б) с момента передачи в бюджет семьи;

в) с момента их фактического получения.

25. К имуществу, не подлежащему разделу между супругами, относятся:

а) вклады, внесенные за счет общего имущества супругов, на имя их общих несовершеннолетних детей;

б) приобретенные за счет общих доходов ценные бумаги, паи, вклады;

в) приобретенные во время брака на средства одного из супругов движимые и недвижимые вещи;

г) вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей;

д) вещи и имущественные права, принадлежащие каждому супругов до вступления в брак.

26. Субъектами брачного договора могут быть:

а) лица, вступающие в брак;

б) лица, живущие в церковном браке, совершенном на территории Российской Федерации;

в) лица, уже вступившие в законный брак (супруги);

г) родители лиц, вступающих в брак.

а) определение правоотношений собственности между супругами;

б) определение личных неимущественных правоотношений между супругами;

в) определение прав и обязанностей супругов по взаимному содержанию;

г) определение условий, которые поставят одного из супругов в неблагоприятное положение;

д) определение способа участия в доходах друг друга и порядка несения семейных расходов;

е) определение прав и обязанностей супругов в отношении детей;

ж) определение имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

28. Форма заключения брачного договора:

а) простая письменная;

б) нотариально удостоверенная письменная форма;

в) устная.

29. Брачный договор считается ничтожным, если он:

а) заключен с нарушением нотариальной формы;

б) заключен лишь для вида, без намерения создать правовые последствия;

в) заключен лицом, ограниченным в дееспособности;

г) заключен под влиянием заблуждения;

д) заключен с целью прикрыть другую сделку;

е) заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.

30. К личным обязательствам супругов относятся:

а) обязательства, возникшие до заключения брака;

б) обязательства, которые возникли по инициативе обоих супругов в интересах всей семьи;

в) обязательства, по которым оба супруга несут солидарную ответственность;

г) обязательства, возникшие вследствие неисполнения супругом алиментных обязательств в отношении детей или членов семьи.

31. Какой орган производит государственную регистрацию рождения ребенка:

в) орган опеки и попечительства.

32. Установление отцовства в отношении совершеннолетнего лица возможно:

а) только с согласия совершеннолетнего лица;

б) только с согласия органов опеки и попечительства;

в) только с согласия прокурора;

г) только с согласия матери ребенка.

33. В случае установления отцовства, правоотношения между ребенком и его отцом возникают:

а) с момента вступления в законную силу решения суда;

б) с момента рождения ребенка;

в) с момента подачи искового заявления об установлении отцовства в суд.

34. Установление отцовства в судебном порядке производится по иску:

а) одного из родителей ребенка;

б) опекуна или попечителя несовершеннолетнего ребенка;

в) прокурора;

г) бабушки или дедушки ребенка;

д) лица, на иждивении которого находится ребенок;

е) самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

35. Укажите случаи, при которых оспаривание отцовства (материнства) не допускается:

а) не может оспаривать запись об отцовстве мужчина, не состоявший в браке с матерью ребенка на момент совершения записи, если он знал, что фактически отцом ребенка не является;

б) не может оспаривать запись об отцовстве опекун или попечитель ребенка;

в) супруг, давший согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства;

г) не может оспаривать запись об отцовстве (материнстве) опекун родителя, признанного судом недееспособным;

д) не может оспаривать запись об отцовстве (материнстве) сам ребенок при достижении совершеннолетия.

36. Укажите личные права ребенка:

а) право жить и воспитываться в семье;

б) право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

в) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

г) право собственности на доходы, полученные им;

д) право ребенка выражать свое мнение;

е) право ребенка на имя, отчество и фамилию;

ж) право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования.

37. Укажите, с какого возраста возможно изменение имени и фамилии ребенка по его собственному заявлению:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

38. Укажите пределы осуществления родительских прав:

а) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей;

б) родители не имеют права выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования без твердого согласия ребенка;

в) родители не имеют права самостоятельно выбирать приемы и способы воспитания ребенка;

г) родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей;

д) способы воспитания детей должны исключать жестокое и грубое обращение.

39. Лишение родительских прав не применяется в отношении:

а) родителей;

б) опекунов;

в) попечителей;

г) усыновителей.

40. Укажите основания лишения родительских прав:

а) уклонение от выполнения обязанностей родителей;

б) отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома;

в) злоупотребление родительскими правами;

г) если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по основаниям, от родителей не зависящим.

41. Назовите лиц, по заявлению которых рассматриваются дела о лишении родительских прав:

а) один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком;

б) сам ребенок;

в) прокурор;

г) лица, заменяющие родителей;

д) органы опеки и попечительства;

е) дошкольные образовательные учреждения.

42. Укажите, в течение скольки дней должна быть направлена выписка из решения суда о лишении родительских прав в орган ЗАГСа (со дня вступления этого решения в законную силу):

а) в течение трех дней;

б) в течение двух дней;

в) в течение одного дня.

43. По истечении какого времени со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав возможно усыновление ребенка:

а) один год;

б) полтора года;

в) 6 месяцев.

44. Укажите, какие права утрачивают родители при ограничении родительских прав:

а) право на личное воспитание ребенка;

б) право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей;

в) возможность контакта с ребенком, даже с согласия органов опеки и попечительства.

45. Укажите, в течение скольки дней после вынесения постановления об отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав:

а) семь дней;

б) десять дней;

в) тридцать дней.

46. Назовите характерные признаки алиментных обязательств:

а) алиментные обязательства носят строго личный характер;

б) алиментные обязательства являются возмездными;

в) алиментные обязательства носят краткосрочный характер;

г) основания возникновения алиментных обязательств определены в законе.

47. Укажите размер алиментов, взыскиваемых на одного несовершеннолетнего ребенка в судебном порядке (по долевому принципу):

а) 1/3 от заработка и (или) иного дохода родителей;

б) 1/2 от заработка и (или) иного дохода родителей;

в) 1/4 от заработка и (или) иного дохода родителей.

48. Удержание алиментов не производится:

а) с выходного пособия при увольнении и сумм материальной помощи;

б) с пособий по государственному социальному страхованию;

в) с сумм, выплачиваемых в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья;

г) с сумм, выплачиваемых потерпевшим в возмещение расходов на уход за ними, на дополнительное питание, протезирование и санаторно-курортное лечение (включая оплату проезда);

д) с единовременных премий, на которые не начисляются страховые взносы;

е) с премий, присуждаемых за выдающиеся работы в области науки, литературы и искусства.

49. Суд принимает решение об изменении или расторжении соглашения об уплате алиментов по основаниям, установленным:

а) гражданским законодательством;

б) семейным законодательством;

в) уголовным законодательством;

г) трудовым законодательством;

д) самим соглашением об уплате алиментов.

50. Право требовать предоставления алиментов от другого супруга в судебном порядке имеют:

а) нетрудоспособный нуждающийся супруг;

б) жена в период беременности;

в) жена в течение пяти лет со дня рождения общего ребенка;

г) нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижении им восемнадцати лет;

д) трудоспособный нуждающийся супруг.

51. Суд может освободить супруга от обязанности по содержанию другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком в следующих случаях:

а) если нетрудоспособность супруга, требующего алименты, наступила в результате злоупотребления спиртными напитками;

б) если супруг, требующий алименты, злоупотреблял родительскими правами;

в) если супруг, требующий алименты, жестоко обращался с детьми;

г) непродолжительность пребывания супругов в браке;

д) недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов.

52. Алиментная обязанность дедушки и бабушки возникает при наличии следующих условий:

а) трудоспособность бабушки и дедушки;

б) достижение определенного возраста бабушкой и дедушкой;

в) наличие у бабушки и дедушки необходимых средств для уплаты алиментов;

г) нуждаемость внуков в материальной помощи;

д) невозможность получения алиментов от своих родителей, супругов или бывших супругов;

е) наличие кровного родства между дедушкой, бабушкой и внуками.

53. В течение какого срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов:

а) в течение одного года;

б) в течение трех лет;

в) независимо от срока.

54. В пределах какого срока с момента обращения в суд могут быть взысканы алименты за прошедший период, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты:

а) в пределах одного года;

б) в пределах трех лет;

в) в пределах пяти лет.

55. В течение скольки дней со дня выплаты заработной платы или получения иного дохода администрация предприятия, где работает плательщик алиментов, обязана уплачивать или переводить алименты, удержанные из доходов плательщика, получателю алиментов:

а) три дня;

б) пять дней;

в) семь дней.

56. Взыскание алиментов в судебном порядке прекращается:

а) с истечением срока действия соглашения;

б) при достижении ребенком совершеннолетия;

в) при вступлении бывшего супруга-получателя алиментов в новый брак;

г) при наступлении полной дееспособности несовершеннолетних детей.

57. По истечении какого времени со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, дети могут переданы на усыновление лицам, постоянно проживающим за пределами РФ:

а) по истечении одного года;

б) по истечении шести месяцев;

в) по истечении трех месяцев.

58. С какого возраста необходимо учитывать желание ребенка на его усыновление:

а) с десяти лет;

б) с двенадцати лет;

в) с четырнадцати лет.

59. Правовые последствия усыновления:

а) между усыновителями и их родственниками, с одной стороны и усыновленными детьми и их потомством, с другой, возникают личные и имущественные права и обязанности, которые существуют между родственниками по происхождению;

б) ребенок теряет все права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителя;

в) прекращаются личные и имущественные права и обязанности между усыновленными, их родителями и другими родственниками по происхождению.

60. Опека устанавливается над детьми, не достигшими:

а) четырнадцати лет;

б) шестнадцати лет;

в) восемнадцати лет.

61. В течение какого времени с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о том, что ребенок остался без попечения родителей назначается опекун (попечитель):

а) две недели;

б) один месяц;

в) три месяца.

62. Если лицо, вступающее в брак на территории РФ, имеет несколько гражданств и при этом одно из них российское, то применяется законодательство:

а) по выбору брачующегося;

в) государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

63. Досрочное расторжение договора по инициативе органов опеки и попечительства происходит:

а) при возвращении ребенка родителям;

б) в связи с истечением срока действия договора;

в) по достижении приемным ребенком совершеннолетия;

г) при возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка;

д) при усыновлении ребенка, в том числе и приемными родителями.

64. Усыновление на территории РФ российских детей иностранными гражданами производится по законодательству:

а) государства, в котором усыновитель имеет постоянное место жительства;

в) государства, гражданином которого является усыновитель.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы