Хорошильцев Александр Иванович
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Регионального открытого социального института
(тел.: 89103137000)
Эффективность права: понятие и особенности
Аннотация
В статье анализируются основные подходы к понятию эффективности права, предлагается выделять две ее составляющие: статическую и динамическую. Разграничиваются эффективность действия права и эффективность его реализации, эффективность права в целом и его отдельных отраслей, норм. Выделяются три уровня эффективности права: информационный (непосредственный), организационный (опосредованный) и принудительный (конституирующий). При этом эффективность права рассматривается как проявление его власти.Вносятся предложения о мерах повышения эффективности права.
The author analyses the most popular approaches to the concept of effectiveness of Law and suggests to distinguish its two elements: static and dynamical. The author determines effectiveness of the force of Law and effectiveness of its realization, effectiveness of Law on the whole and its certain branches and norms. The author determines three levels of the effectiveness of Law: information (direct), organizational (mediated) and forced (constituent). Effectiveness of Law is hereby seen as demonstration of its power. The author suggests measures of increasing of effectiveness of Law.
Ключевые слова: эффективность права, эффективность конституции эффективность действия права, эффективность реализации права, уровни эффективности права, власть права, цель права, мотив правомерного поведения.
Key words: effectiveness of Law, effectiveness of the Constitution, effectiveness of the force of Law and effectiveness of its realization, levels of effectiveness of Law, power of Law, objective of Law, motivation of legally acceptable behavior.
Обычно эффективность права понимается как соотношение цели и результата его (права) действия. Так, профессор Л.А Морозова под эффективностью правового регулирования рассматривает "соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью" . Аналогичное определение дает А.С. Пиголкин .
В соответствии с другой точкой зрения эффективность права предполагает не только соответствие результата цели, но и сроки их реализации, затраты. В таком плане рассматривали эффективность права Л.И. Спиридонов , Пашков А.С., Явич Л.С. , Г.Н. Манов. В частности, профессор Г.Н. Манов, касаясь эффективности актов применения права, писал, что она связана с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерением результатов с целью и неизбежными издержками. "Полная
эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели - и ближайшие, и отдаленные, и конечные - достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки" . Профессор Л.И. Спиридонов отмечал, что "эффективность всегда связана с получением результата, являющегося следствием сознательной деятельности человека". При этом результат "всегда представляет собой реализованные затраты" .
Видимо, эффективность права предполагает две составляющие: статическую и динамическую. Статическая есть результативность, а динамическая затратность. Эффективностью "взвешивают" "измеряют" результат и по отношению к цели и по отношению к затратам на ее достижение, что позволяет рассматривать ее в качестве меры результативности и затратности достижения цели.
При этом трактовка самих целей оказывается
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА одной из проблем в теме эффективности права. Чаще под целью права, целью его действия видится правомерное поведение, т.е. поведение соответствующее нормативным установкам. В тех случаях, когда такое поведение осуществляется, достигается цель права, цель правого регулирования. "Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, тогда можно считать, что механизм правового регулирования достаточно эффективен" .
Сторонники другого подхода выделяют две группы целей: правовые и не правовые. К числу последних относят социальные, политические, идеологические, экономические и другие цели. При этом, как считают некоторые ученые, оценка эффективности права в современных условиях требует учета только правовых целей. Такую позицию, в частности, занимает профессор В.В. Лапаева, по мнению которой целью права является согласование социальных интересов .
Приведенные взгляды на понимание целей права в контексте его эффективности не противоречат, а дополняют друг друга. Разные уровни и этапы существования права предполагают свои цели и свои результаты. Соответственно с этим эффективность права на этапе его формирования отличается от эффективности права в процессе его реализации, действия. Согласование различных социальных интересов относится к этапу правотворчества, т.к. служит способом формирования правовых норм, соответствующих духу справедливости. Тогда как целями реализации, действия права служат формирование мотива правомерного поведения и само правомерное поведение. Но в этом случае возникает вопрос: уместно ли рассматривать эффективность права на этапе его формирования, т.е. на этапе, конечным результатом которого является не действие, а только формула правовой нормы? Можно ли говорить об эффективности правовой нормы до ее реализации? Думается, что отвечать на эти вопросы следует утвердительно и вот почему. Процесс правотворчества не фантазия, а правовая норма - не выдумка. Творение права есть процесс обнаружения объективно существующих потенциалов свободы, придания им формальной определенности в виде нормативного требования.
Моментом творения нормы права завершается первый этап движения права от его потенциального существования к действительному. Результатом такого движения является верное отражение потенциалов права в формальном предписание, которое имеет два значения. С одной стороны - это показатель
эффективности права на пути его движения от потенциальности к формальной определенности в виде нормативного предписания, с другой это условие эффективной реализации, эффективного действия данной нормы. При этом эффективность действия права отличается от эффективности его реализации.
Эффективность действия и эффективность реализации права
Их различия вытекают из того, что "действие права - это более широкое понятие, чем реализация правовых норм. В свою очередь реализация правовых норм - это более высокая ступень действия права" . У действия права можно выделить два значения: узкое и широкое. В узком смысле - это самодвижение права, проявляющее его собственную силу, активность, энергию. "Действие права есть проявление правом собственной энергии вовне, реализующая активность права, проявление им своей обязательности (или юридической силы) в отношении тех лиц (субъектов), которые находятся в зоне правового воздействия и вследствие такого воздействия, а также своих потребностей поступают согласно праву" . По мнению С.С. Алексеева "в объективном праве "велика собственная сила", не присущая властно-государственной деятельности как таковой, прежде всего сила, раскрывающаяся в важнейших сторонах его всеобщности, равновесности, определенности и прочности, а отсюда - общеобязательной нормативности, способности предельно точно и строго фиксировать должное и возможное поведение людей..." . Результатом действия права в этом смысле оказывается фиксация сознанием участников общественных отношений права как формы опережающего отражения, переходящей в мотив правомерного поведения. При этом самодвижение права не значит "автоматизм" его осуществления. Форма опережающего отражения может стать, а может и не стать мотивом поведения конкретного участника социального взаимодействия. Решающее значение здесь имеет свобода воли субъекта права.
Широкий смысл действия права включает в себя не только активность его самодвижения, но и его реализацию, т.е. деятельность субъектов права по его воплощению в действительность. Здесь самодвижение права дополняется их активностью, направленной на претворение правовых требований в жизнь. При этом самодвижение права исключает возможность обратного эффекта, т.к. в этом процессе мы имеем дело с совпадением содержания и формы,
фактического и юридического. Право в таком случае всегда эффективно. В процессе реализации обратный эффект возможен. И тогда право оказывается не только не эффективным, но и вызывает обратную реакцию общества. Процесс реализации п рава может вести к серьезным и даже принципиальным расхождениям содержательных и формальных сторон права. В частности возможно появление латентной эффективности. Ее примером служит сложившаяся в России ситуация. Принимая громадное число законов, российский законодатель в большей степени ориентирован на международные стандарты права и его мало беспокоит факт того, что эти законы не реализуются в действительности. Здесь эффективность права предполагает факт принятия закона соответствующего международным стандартам, но не ведущего к изменениям в жизни общества. Действенность права ограничивается его идеологической ролью в отношениях с другими государствами и международными организациями.
На обеих этапах движения права (правотворчество и реализация, действие права) его норма, если она верно отражает потенциалы развития общественных отношений, служит носителем эффективности права, посредством которой проявляется его власть. Одним из наиболее ярких примеров власти и эффективности права служит конституция.
О власти и эффективности конституции
В основе конституции в ее юридическом значении, как известно, лежит конституция фактическая явление естественного порядка, отражающее реальное соотношение сил в обществе. Ф.Лассаль писал по этому поводу: "Действительная конституция страны это фактические соотношения сил, существующих в стране; писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" . В своей знаменитой речи он утверждал, что несоответствия между фактической и писаной конституциями неизбежно ведут к гибели последней. Юридическая конституция, как полагал Ф.Лассаль, "при этом может измениться в две противоположные стороны вправо или влево, но неизменной оставаться не может... Если правительство предпримет изменение конституции, чтобы согласовать ее с фактическими условиями организованной силы в обществе, то изменение произойдет вправо. Если на сцену выступит неорганизованная сила общества и докажет свое превосходство над организованной, то изменение
конституции будет сделано влево. Но, во всяком случае, конституция в прежнем виде существовать больше не может" .
Иными словами, юридическая конституция эффективна и обладает своей властью в той мере, в которой она соответствует фактической конституции, т.е. соотношению сил в обществе. Власть конституции скрыта. Она не во внешней, юридической форме, а в сущности, содержании.
В современных условиях фактор соотношения сил дополняется согласованием интересов сторон. Анализируя сущность современных конституций, Т.Я, Хабриева и В.Е. Чиркин справедливо отмечают, что они закрепляют "волю не какой-то одной стороны в обществе, а социальный компромисс различных классовых, социальных, а иногда и иных сил, но при доминировании определенного социального слоя или слоев. Содержание компромисса - объект конституционного регулирования и способы урегулирования основных общественных отношений с учетом тех или иных интересов" . При этом ученые отмечают, что позиция Ф. Лассаля и В.И. Ленина так же применима, но по отношению к конституциям, которые принимались после побед революций . Рассматриваемые варианты сущности конституции не только не противоречат, но и взаимно дополняют друг друга. Компромисс как объект и способ конституционного упорядочения основных общественных отношений - это тоже результат соотношения сил в обществе. Но он предполагает учет не только соотношения сил, но и интересов участников этих отношении. Т.Я, Хабриева и В.Е. Чиркин подчеркивают, что "говоря о компромиссе как сущностном признаке конституции (по общему правилу), нельзя забывать, что компромисс достигается при сохранении приоритета доминирующих в обществе сил" . А сам компромисс "достигается в ходе борьбы, состязательности, в противоборстве различных мнений при подготовке конституции" .
Разорвать в современных условиях такие элементы фактической конституции как соотношение сил в обществе и учет интересов можно только умозрительно, теоретически. На деле все эти элементы тесно переплетены между собой, взаимосвязаны. При согласовании интересов блокируется неправовой (силовой) вариант удовлетворения интересов одних групп населения за счет других, открывая возможность оптимального их удовлетворения в сложившихся условиях. Но сам фактор соотношения сил в обществе, уходя в тень, оказывает влияние на содержание компромисса.
Неоднозначность целей права
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Возвращаясь к вопросу о цели права в контексте его эффективности, отметим необходимость разграничения цели права как явления в целом и цели, составляющих его элементов, в частности, отдельных отраслей, институтов права и правовых норм. В частности, целью права, видимо, следует рассматривать соответствующий ему и основанный на нем порядок в обществе. Целью каждой отдельной отрасли права служит упорядоченность однородных общественных отношений на основе п р а в о вы х т р е б о в аний. А ц ел я м и к а жд о й отдельной нормы права является формирование мотива правомерного поведения в сознании участников правоотношений и само правомерное поведение. Иными словами, цели права и составляющих его элементов соотносятся как целое и его части. Аналогично соотношение и их эффективности. Эффективность права явление более емкое по сравнению с эффективностью отдельной его отрасли или отдельной нормы права.
В тоже время эффективность права носит системный характер. Действенность права возможна только при условии учета этого обстоятельства. В частности, одной из причин неэффективности современного российского законодательства является искаженная "трансляция" правовых норм, их смысла и требований. Иерархия правовых актов, как известно, требует соответствия положений нижестоящих правовых актов вышестоящим. При этом положения правовых норм, их смысл и требования транслируются, перемещаются от конституции к законам, затем к подзаконным актам и далее в сферу реализации права. На практике не редко каждый из названных этапов движения права вносит свои "помехи". В результате конституционные и законодательные нормы не действуют или действуют малоэффективно. Существующие механизмы надзора за таким соответствием не достаточно продуктивны и, видимо, требуют коррекции. В частности, не помешало бы введение имущественной, административной, а в ряде случаев и уголовной ответственности за искажение в принимаемых правовых актах требований вышестоящих нормативных документов, их смысла и положений. Повышению эффективности действия правовых норм способствовало бы, на наш взгляд, и организационное усиление судебной власти и в частности формирование:
конституционных судов на уровне федеральных округов, административных судов,
уставных судов во всех субъектах федерации. Уровни эффективности права С точки зрения способов и средств, которые проявляют власть права, формируя мотивацию правомерного поведения, можно выделить три уровня его эффективности:
информационный (непосредственный), организационный (опосредованный) и принудительный (конституирующий). На информационном уровне мотивация правомерного поведения формируется исключительно информационными каналами и информационными ресурсами. Правомерное поведение мотивируется только тем, что оно предписано законом. Никаких иных аргументов для такой мотивации не требуется. Право есть право. Это идеальное качество власти и эффективности права, требующее безукоризненного правотворчества и совершенного правосознания. На этом уровне власть позитивного права проявляет себя как власть формы опережающего отражения, которая не нуждается ни в какой иной власти для обеспечения эффективности права. Такой уровень можно именовать уровнем непосредственной эффективности права.
В случаях, когда информационных ресурсов для формирования мотивации правомерного поведения недостаточно, включаются дополнительные организационные механизмы. В частности, для субъектов правомерного поведения могут предлагаться стимулы, поощрения, преимущества (налоговые, таможенные и прочие). В свою очередь для лиц, не выполняющих правовые предписания, могут "включаться" ограничения, сдерживающие их активность. Данный уровень эффективности права требует опосредованных механизмов воздействия, присущих организации, т.е. механизмов государственной власти, обладающей ресурсами для формирования определенного поведения участников общественных отношений. Здесь эффективность достигается не только властью самого права, но и властью, присущей государству.
И, наконец, в условиях недостаточности организационных и информационных средств для формирования мотивации правомерного поведения используются конституирующие (предельно возможные) механизмы власти права, связанные с принудительными мерами воздействия при несоблюдении требований нормативных предписаний. Этот уровень власти права менее других требует собственной власти права. Здесь основным фактором для мотивации правомерного поведения служит возможность
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2011 № 2 (34)
принуждения со стороны государства и его власти. Можно сказать, что на данном уровне эффективность права достигается не столько самим правом, сколько механизмами государственной власти.
На всех уровнях эффективности права ключевым моментом служит мотив правомерного поведения, т.е. непосредственный побудитель действия, в качестве которого могут быть эмоции, интересы, потребности, установки , привычки и т.п. Эффективность права проявляется, прежде всего, в формировании мотива правомерного поведения, а затем уже в самом правомерном поведении. Право "нацелено" в первую очередь на сознание, на формирование мотива правомерного поведения, а затем - на поведение. Психика, сознание опосредуют право на пути его реализации, воплощения в действительность.
С точки зрения синергетики мотив правомерного поведения уместно рассматривать в качестве точки бифуркации эффективности права, т.е. точки, в которой происходит качественное изменение динамики власти права. Власть права из ее объективированного состояния трансформируется в структуру личности, становится побудителем ее действий, соответствующих требованиям права.
1. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2005. С. 319.
2. Теория государства и права: учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А.; под ред. А. С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - М.: Высшее образование, 2008. С.461.
3. Спиридонов Л.И. Эффективность права// Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 214 224.
Спиридонов Л.И. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации // Избранные произведения: Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. СПб.:Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2002. С. 145-153.
4. Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой норы // Советское государство и право. №3, М., 1970, С. 41-45.
5. Теория права и государства. Под редакцией
Г.Н. Манова. М.,1996. С. 213
6. Спиридонов Л.И. Об изучении эффективности социальной нормы как средства социализации // Спиридонов Л.И. Избранные произведения: Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2002, С. 147.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2005. С. 319.
8. Лапаева В.В. Понятие эффективности права // Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов /Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2008. С.503.
9. Керимов Д.А. Философские проблемы права. С. 171. Цит. по: В.И. Гойман Действие права. (Методологический анализ). М., 1992.
10. Гойман В.И. Действие права. (Методологический анализ). М., 1992. С. 41.
11. Алексеев С.С. Право: азбука - теория -философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 248
12. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.; Молот, 1905, С.,33-34. Цит. по работе: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1. М., 1993, С.38.
Схожим с Ф. Лассалем образом понимал сущность конституции В.И. Ленин, который полагал, что она заключена в действительном соотношении сил в классовой борьбе. См.: Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам / / Полн. собр. соч. Т. 17, С. 345.
13. Лассаль Ф. О сущности конституции. // Конституционное право. Общая часть. Учебное пособие в 2-х частях. Хрестоматия. М., 1996, Т.2., С.49.
14. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е.. Теория современной конституции. / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2007. С. 43.
15. Там же. С. 42.
16. Там же. С. 45.
17. Там же. С. 45.
18. Установка готовность субъекта действовать определенным образом. См. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С.164.
Понятие эффективности права.
Показатели эффективности права.
Эффективность права – это результативность правового регулирования.
Признаки эффективности норм права. Эффективность в праве представляет собой:
результативность правового регулирования (социальная результативность);
результативность в достижении цели, закрепленной в правовой норме (целевая результативность);
результативность затрат в достижении этой цели (затратная результативность).
Социальная результативность . Она предполагает положительный результат. Эффективность права – это его эффективное, положительное воздействие. Эффективность действия правовой системы (норм права) есть мера (степень) ее активного воздействия на общественные отношения, на деятельность и поведение субъектов права. Эффективность выражается в позитивных изменениях, которые возникают в общественных отношениях в результате перевода требований юридических норм в реальное поведение индивидов и социальных групп.
Эффективность – своего рода "производительность труда" социальных ценностей правовых стимулов и тормозов, их продуктивность, коэффициент полезного действия. Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены:
во-первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе;
во-вторых, на стимулирование дальнейшего развития существующих отношений;
в-третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей, и отношений.
На общесоциальном уровне эффективность действия права отражает состояние господства права в общественных отношениях.
На уровне отдельной личности, общественных структур эффективность действия права характеризуется степенью удовлетворения гражданами, их объединениями средствами права своих разнообразных интересов и потребностей (В.И. Гойман).
Целевая результативность . Эффективность нормы права – это отношение между фактически достигнутым, действительным результатом ее действия и той социальной целью, для достижения которой эта норма была принята.
Поскольку наступивший эффект, результат есть следствие юридической нормы, изданной государством с определенными намерениями, эффективность необходимо соотносить с целью.
Цель – это критерий, который дает возможность определять социальную результативность правовой нормы (института, отрасли права, правомерного поведения).
Социальные и юридические явления связаны между собой отношениями "средство" – "цель". Например, для повышения производительности труда (цель) необходимо в норме усилить дисциплину труда (средство), для законного и обоснованного решения (цель) необходимы процессуальные нормы (средство). Состояние в этих отношениях в конечном итоге выступают в качестве критерия эффективности.
Затратная результативность . Под эффективностью правовых норм следует понимать способность указанных норм с наименьшими издержками воздействовать положительно на общественные отношения и на установки их участников. Экономичность – это полезность юридического регулирования, скорректированная с учетом количества затраченных материальных средств, человеческой энергии, времени.
С точки зрения общей теории эффективности никакой результат не может быть получен без осуществления каких-либо затрат, поэтому результат всегда представляет собой реализованные затраты, Они позволяют учесть "стоимость" полученных эффектов. При этом затраты трактуются в самом широком смысле: и как использование определенных средств, и как расходование материального и духовного труда вообще, и как нежелательные и отрицательные эффекты издания законодательного акта, ожидаемые или непредвиденные (Л.И. Спиридонов).
Виды эффективности (норм) права . Эффективность права включает в себя проблемы эффективности нормы права, правотворчества, правореализации. Социальной эффективностью характеризуются не только отдельные нормы права, но и правовые комплексы – правовые институты, отрасли права, правовая система в целом. Поэтому указанные все виды правовых явлений (элементы механизма правового регулирования, элементы системы права и т. п.) можно рассматривать как соответствующие виды эффективности.
Распространены и другие классификации эффективности права. В зависимости от объема рассматриваемого результата (уровня результативности) различают:
эффективность социальную и
эффективность юридическую.
Юридическая эффективность определяется как неуклонное соблюдение нормы адресатами, режим строгой законности. Она характеризуется соответствием поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме.
Юридическая эффективность означает действенность самих юридических средств: норм права, правоотношений и т. п. Основное для юридической эффективности – найти оптимальный для данной области отношений, наиболее результативный метод, способ, тип регулирования: административный, гражданско-правовой, уголовно-правовой, запрет, дозволение, разрешение.
Социальная эффективность определяется как уровень достижения социальной цели, например экономической, которая преследовалась принятием данной нормы. Социальная эффективность означает результативность юридического мероприятия в целом: экономического, политического, организационного, нравственного воздействия и т. п.
Ее эталоном является, как правило, не само правомерное поведение ее адресатов, а более отдаленная цель, находящаяся вне непосредственной сферы правового регулирования. Для ее измерения недостаточно только измерения соблюдаемости правовой нормы.
Идеальной является ситуация – совпадение юридической эффективности с социальной. Но это бывает далеко не всегда. Нередко случается, что юридическая эффективность не приводит к эффективности социальной.
В зависимости от результативности воздействия нормы права на социальную систему различают:
эффективность положительную,
эффективность нулевую,
эффективность отрицательную (Л.И. Спиридонов).
Эффективность юридической нормы будет иметь место во всех случаях воздействия ее на социальную систему, независимо от того, к положительным или отрицательным результатам приводит это воздействие либо оно не сказывается на развитии социальной системы вообще. В первом случае эффективность будет выражаться, измеряться положительным числом, во втором – отрицательным, а в третьем будет равняться нулю.
Эффективность со знаком минус, с отрицательным значением (отрицательная эффективность) имеет место, по меньшей мере, в трех случаях:
при неправильном по существу решении юридического дела. Здесь разрушаются две ценности: объективная истинность и законность;
при выполнении целей правоприменения со значительным превышением запланированного ущерба;
когда цель выполнена, но наступает нежелательный социальный эффект, причиной которого является сама правоприменительная деятельность), судебный процесс велся таким образом, что вместо чувства уважения к закону у правонарушителя и присутствующих сформировалось противоположное убеждение) (В.В. Лазарев).
Другие подходы к пониманию эффективности . Некоторые авторы рассматривают эффективность права:
как соотношение между целью, поставленной законодателем при принятии нормы права, и достигнутым при ее реализации социальным результатом;
как соотношение между затраченными на реализацию норм права усилий и достигнутым социальным результатом;
как соотношение между моделью поведения, закрепленной в норме права, и реализацией этой модели в реальных общественных отношениях (формально-юридический подход) (С.А. Денисов).
В первом случае эффективность показывает, насколько полезно право для общества. Результат может быть и общественно вредным (отрицательным). Во втором случае эффективность показывает, насколько оправданы затраты на реализацию норм права. В третьем – показывает возможности механизма правового регулирования влиять на реальную жизнь (заставлять людей действовать в соответствии с нормами права), обеспечивать правопорядок.
Условия эффективности норм права . Несмотря на относительно небольшой объем литературы, посвященной эффективности права, условиям эффективности уделено значительное внимание. Высказаны различные мнения. Они представляют интерес и заслуживают, чтобы основные из них были названы.
Эффективность норм права определяется рядом условий. В литературе их называют еще факторами и предпосылками действенности норм права.
Одни ученые дают простой их перечень, не классифицируя по группам:
своевременность, правильность и полнота отражения в законе свойств деяния, объявленного правонарушением;
соответствие содержания закона содержанию нормы нравственности и уровню правосознания;
соответствие юридических требований социально-экономическим и политическим закономерностям общества;
учет того обстоятельства, что процесс регулирования поведения людей юридическими средствами связан с социальными (в первую очередь экономическими) факторами;
стабильность законодательства и единообразие его применения;
сочетание применения правовых санкций с мерами общественного воздействия;
информированность населения о содержании правовых норм, в частности о санкциях;
осознание людьми неотвратимости наказания;
стабильность правовой политики и др. (Л.И. Спиридонов).
Другие ученые условия эффективности права делят на объективные и субъективные (В.П. Малова, В.Н. Казакова).
К объективным условиям эффективности правового регулирования относят:
социально-экономическое состояние общества,
форму собственности,
политический режим,
государственный строй и т. д.
К субъективным условиям эффективности правового регулирования относят:
всесторонний анализ тенденции развития общественных отношений;
выбор оптимального варианта регулирования (правового метода, формы нормативного или индивидуального акта);
четкое определение целей (задач) регулирования;
своевременность правотворчества;
совершенствование действующего законодательства;
обеспечение стабильности правового регулирования;
ясность, четкость правовых предписаний;
активность правоприменительных органов в воплощении в жизнь правовых требований;
подготовленность граждан в осуществлении ими субъективных прав и юридических обязанностей.
В литературе предлагается также и классификация условий эффективности права. По этой классификации эффективность права зависит:
от качества характеристики отдельных средств правового регулирования,
от действенности государственного механизма правового регулирования,
от восприимчивости самого общества к регулирующему воздействию норм права (С.А. Денисов).
Качественные характеристики выражаются:
в полезности целей, поставленных в нормах права, справедливости норм права;
в оптимальности способов, приемов, уровней, методов и типов правового регулирования, используемых в нормах права;
в правильности выбора санкции;
в доступности правовых актов для населения и понятности их изложения;
в правильности выбора субъектов, которым предписано реализовать возникающие правоотношения;
в действенности выбранных видов юридической ответственности, видов и размеров наказаний.
Действенность государственного механизма правового регулирования выражается:
в способности правотворческих органов вовремя выявлять общественные потребности и правильно закреплять их в нормах права;
в силе, профессиональных навыках исполнительных органов, которые реализуют и охраняют нормы права;
в качественных характеристиках судебной системы.
Восприимчивость общества к регулирующему воздействию норм права выражается:
в способности общества воспринимать правовые идеи;
в соответствии идей права общественной морали;
в экономических, организационных способностях общества реализовать нормы права;
в соответствии правовых идей объективным потребностям общественного развития.
Предлагается учеными и упрощенный перечень условий эффективности:
соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны;
совершенное законодательство;
высокий уровень правовой культуры (В.К. Бабаев).
" |
Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.
Есть много разных подходов к определению понятия эффективности правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.
В существующих определениях понятия эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.
Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.
К социальным (внешним) факторам, которые обусловливают эффективность правовых норм, относят:
1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;
2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);
3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;
4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).
Экономичность является качеством правовых норм, которые обусловливают эффективность права. В одних случаях это качество связывается с проблемой избыточности правовой информации. Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь. Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации.
Другие же авторы сосредоточивают основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным.
Условия эффективности норм права делятся на объективные и субъективные.
К объективным относят: социально-экономическое состояние общества, форму собственности, политический режим, государственный строй и т.
д.К субъективным условиям эффективности норм права относят: всесторонний анализ тенденций развития общественных отношений; выбор оптимального варианта регулирования (правового метода, формы нормативного или индивидуального акта); четкое определение целей (задач) регулирования; своевременность правотворчества; совершенствование действующего законодательства; обеспечение стабильности правового регулирования; ясность, четкость правовых предписаний; подготовленность граждан в осуществлении ими субъективных прав и юридических обязанностей.
Эффективность права обеспечивается рядом присущих ему управленческих и социальных характеристик: формальная определенность; общеобязательность и гарантированность государством; многообразие применяемых в рамках права санкций, позволяющее выбрать наиболее целесообразные способы регламентации общественной жизни; относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных качеств носителей власти.
Для определения результативности действия норм права существуют ряд критериев.
Критерии эффективности - это показатели, на основании которых производится оценка способности норм права приносить желаемый эффект. Критерии эффективности различаются в зависимости от отрасли законодательства и уровня правового регулирования. При всей схожести критериев эффективности в различных отраслях законодательства, они не совпадают, ибо зависят от следующих обстоятельств: а) находится ли отрасль законодательства в сфере ведения Российской Федерации или в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; б) акцентируется ли внимание на правотворческом или правореализационном процессе; в) к какому виду относится отрасль законодательства (материальная либо процессуальная, самостоятельная либо комплексная, регулирующая преимущественно публичные либо частные общественные отношения). Кроме того, критерии эффективности конкретной отрасли законодательства не могут быть однородными, поскольку различаются в зависимости от уровня отраслевого регулирования.
Иногда критерием эффективности норм права признают реализуемость его норм . Действительно, эффективность норм неразрывно связана с показателями их реализации. В то же время реализуемость нормы права не всегда является показателем ее эффективности. Например, отсутствие практики реализации положений ч. 4 ст. 117 Конституции РФ о праве Председателя Правительства РФ ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ символизирует стабильность и конструктивность отношений между названными органами государственной власти. Не предназначены для "частого использования" и нормы федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении, о военном положении, о референдуме.
Критериями эффективности норм права могут быть: 1) действенность правового обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, 2) стабильность, т.е. длительность действия норм права при редкости внесения в них изменений и дополнений; 3) низкие количественные показатели правоприменительных актов, находящихся в противоречии с нормами закона; 4) отсутствие актов прокурорского реагирования с требованиями отмены норм права либо внесения в них изменений и дополнений, прецедентов оспаривания их в суде; 5) достижение цели (целей) принятия соответствующего предписания и др.
Представляется, что какие-либо единые критерии количественной оценки эффективности различных норм права вряд ли могут быть найдены. Каждый вид правовых норм имеет отличные, присущие только им, показатели эффективности. К примеру, в настоящее время в сфере уголовно-процессуального законодательства наиболее реальной является задача измерения эффективности отдельных правовых норм и институтов. Причем в первую очередь оцениваются неэффективные процессуальные нормы, нуждающиеся в отмене или изменении.
Так, показателями неэффективности уголовно-процессуальных норм выступают: рост числа жалоб граждан на процессуальные решения, увеличение предложений по совершенствованию УПК, отсутствие единообразного толкования ряда правовых положений и, как следствие, разный результат их применения.
Причины низкой эффективности (неэффективности) норм права.
Неэффективность норм права имеет место в следующих случаях:
При неправильном по существу решении юридического дела. Здесь разрушаются две ценности: объективная истинность и законность;
При выполнении целей правоприменения со значительным превышением запланированного ущерба;
Когда цель выполнена, но наступает нежелательный социальный эффект, причиной которого является сама правоприменительная деятельность.
Например, судебный процесс велся таким образом, что вместо чувства уважения к закону у правонарушителя и присутствующих сформировалось противоположное убеждение.
Недостаточная эффективность объясняется: неправильным определением целей правового регулирования; выбором неадекватных средств правового воздействия.
Отрицательно влияют на эффективность права наличие в системе права запрограммированных неэффективных норм права: фиктивных, дефектных и иных ложных нормах. Речь идет о неэффективных нормах права, существование которых вызвано различными дефектами законотворчества.
Фиктивные правовые нормы в практической деятельности не реализуются. Эти нормы часто называют, как «мертвые нормы». Они «существуют» лишь формально, на бумаге, а в правовой действительности они не действуют. Такая норма является своеобразной «выдумкой» законодателя, ее нельзя назвать нормой права в истинном значении этого слова. Фиктивные правовые нормы являются продуктом правотворческой ошибки.
Дефектные нормы. Существуют нормы права, которые действуют, реализуются, но «мешают» общественным отношениям, они лишние в системе права, но по каким-то причинам еще не исключены законодателем из нее. Они не просто относятся к числу неэффективных норм, а обладают отрицательной эффективностью.
Наиболее яркие примеры дефектных норм в отечественном законодательстве - это нормы о запрещении абортов (30-е гг.) и нормы о борьбе с пьянством (80-е гг.), приведшие к отрицательным результатам: действие первых привело к росту числа криминальных абортов, увеличению женской и детской смертности, а реализация вторых - к массовым нарушениям правил торговли, самогоноварению, отравлениям и другим отрицательным последствиям.
Среди факторов, снижающих эффективность действия права, выделяются: излишний объем правовой информации; неоправданная частота изменений нормативно-правовой базы; недостаточная емкость информационных каналов связи, несоответствие режима и условий труда российских законодателей реально необходимому объему правовой информации и др.
Пути повышения эффективности норм права. В современных условиях можно выделить следующие пути повышения эффективности норм права:
1)совершенствование правотворчества;
2)совершенствование правоприменения;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права.
1)Совершенствование правотворчества – это совершенствование законодательства. Оно происходит путем широкого использования юридической техники; точного, полного выражения общественных интересов; обеспечения гарантированности правовых предписаний; проведения экспертиз проектов нормативных актов.
Создавая нормы права, следует точно, адекватно, полно выражать в них общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Создавать нормы права необходимо с помощью соответствующих юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.
Важно обеспечивать юридическую гарантированность правовых средств, действующих в правовом регулировании, т. е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.
2)Совершенствование правоприменения выражается в совершенствовании работы правоприменительных органов; в правильном выборе юридических средств, заложенных в нормативном акте (материальных и процессуальных).
Правоприменение «дополняет» действенность нормативного регулирования и в целом механизм правового регулирования. Акты применения – наиболее гарантирующий элемент, который в нужный момент, «подключаясь» к нормативному регулированию, содействует процессу удовлетворения интересов.
Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, т. к., взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил поведения, нормы) – в произвол.
3)Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.
Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществления законных стремлений личности, упрочению правового статуса.
При этом следует различать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные и др. Полная эффективность правоприменительного акта достигается тогда, когда все его цели – и ближайшие, и отдаленные, и конечные – достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами и в оптимальные сроки.
Существуют материальные, социально-политические, идеологические, организационные и юридические средства обеспечения эффективности правовых актов.
Если рассматривать эффективность права в целом, то нужно говорить об общей стратегической цели. И с этой точки зрения, эффективность права выражается в том, в какой мере достигается стратегическая цель права как регулятора общественных отношений – обеспечиваются организованность и порядок в общественной жизни, точное и строгое исполнение юридических обязанностей всеми субъектами, возможность полного осуществления субъективного права. Иными словами, общим показателем эффективности права является его, так сказать, "реализованная ценность," и под этим углом зрения, эффективность права связывается с состоянием законности, уровнем правопорядка как в целом, так и во всех его звеньях.
Введение. 2
Глава I. Эффективность правовой нормы.
1.1. Понятие
эффективности норм права. 4
1.2. Критерии
и условия эффективности права. 9
Глава II. Понятие и факторы эффективности
права.
2.1. Пути
повышении эффективности правовых норм. 17
2.2.
Применение права как особая форма его
реализации. 19
Глава III. Проблема правоприменения на
основе российского
законодательства.
3.1. Проблемы
повышения эффективности норм права в
российской федерации. 23
3.2. Эффективность
правореализации в российской федерации. 25
Заключение. 31
Список использованной литературы 34