Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

3) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;

4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Конституционного суда Российской Федерации.

5. Срок полномочий присяжного заседателя:

1) в течение 2 лет;

2) в течение рассмотрения одного дела;

3) срок не ограничен.

6. Какое из оснований прекращения полномочий судьи не предусмотрено законом:

1) прекращение гражданства РФ;

2) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

3) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти.

7.Что не относится к актам прокурорского реагирования:

1) предостережение;

2) представление;

3) протест;

4) постановление;

5) уведомление;

6) все ответы правильны.

8. Объекты государственной охраны это –

1) лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

2) здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны;

3) все ответы правильны;

4) правильного ответа нет.

Кто назначает и освобождает от должности Министра внутренних дел Российской Федерации?

1) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

2) Президент РФ по представлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ;



3) Президент РФ.

Что не относится к правам и обязанностям федеральной службы судебных приставов?

1) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

2) исполнение судебных актов;

3) обеспечение безопасности судей в судах;

4) осуществление правосудия;

5) налагать арест на денежные средства должника в размере, указанном в исполнительном документе;

6) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

7) предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей органам милиции.

11. Адвокат не вправе:

1) опрашивать лиц (с их согласия) по вопросам, относящимся к делу, по которому он оказывает юридическую помощь;

2) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях конфиденциальности (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

3) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в уголовном деле, по которому он осуществляет защиту обвиняемого;

4) выполнять неотложные следственные действия в пределах адвокатского расследования, производимого на основе гражданско-правового договора возмездного оказания услуг доверителю.

К какому адвокатскому образованию относится некоммерческая организация, основанная на членстве, действующая на основе устава, утверждаемого ее учредителями и учредительного договора?

1) адвокатский кабинет;

2) коллегия адвокатов;

3) адвокатское бюро;

4) юридическая консультация;

5) адвокатская палата.

13. Лицо, желающее заниматься нотариальной деятельностью, должно отвечать следующим требованиям:

1) достичь 25 летнего возраста; быть гражданином РФ; иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет; прошедший стажировку сроком не менее шести месяцев; сдавший квалификационный экзамен; имеющий лицензию на право нотариальной деятельности; и вступивший в члены нотариальной палаты;

2) иметь гражданство РФ; высшее юридическое образование; прошедший стажировку сроком не менее одного года сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности;

3) иметь высшее юридическое образование; прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

14. В целях сыска не разрешается:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) сбор информации для деловых переговоров;

3) выяснение биографических данных об отдельных гражданах с их письменного согласия при заключении контракта;

4) поиск без вести пропавших;

5) задержание лица, подозреваемого в совершении преступления;

6) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

ВАРИАНТ 3

1. «Правоохранительные органы РФ» это –

1) отрасль права, регламентирующая правоохранительную деятельность государственных органов;

2) это раздел теории государства и права, изучающий структуру, принципы организации и деятельности правоохранительных органов;

3) учебная дисциплина, предметом которой являются принципы организации и деятельности государственных и иных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность;

4) налоговая полиция, суд, прокуратура, адвокатура и нотариат.

2. К функциям судебных органов не относится:

1) разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства отдельных следственных действий;

2) проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя;

3) исполнение решений суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

4) официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

5) принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан.

3. Судом первой инстанции в судах общей юрисдикции является:

1) только мировой судья;

2) только районный суд;

3) мировой судья и районный суд;

4) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения;

5) Верховный Суд Российской Федерации;

6) любой суд общей юрисдикции;

7) правильного ответа нет.

Какой орган должен дать согласие на привлечение судьи Конституционного Суда РФ к уголовной ответственности?

1) Президент Российской Федерации;

2) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

3) Конституционный суд Российской Федерации;

4) Генеральный прокурор Российской Федерации.

Конституционный суд РФ относится к органам государственной власти. Он осуществляет конституционный контроль. В список его полномочий входит оценочное действие соответствия каких-либо параграфов нормам Конституции. Это единственный суд, который имеет право отменить закон или правовой акт, если сочтет его нарушающим конситуционные права граждан.

Судьями Конституционного Суда РФ становятся судьи судебного органа. Впоследствии они самостоятельно контролируют судопроизводство в содействии нормам Конституции. Полномочия судей, деятельность суда определены Конституцией РФ и ФКЗ О Конституционном суде РФ.

Согласуясь с законом РСФСР Конституционный суд объединяет 15 судей. Кто назначает судей конституционного суда? Избирает их съезд народных депутатов. В 1991 году, когда впервые вступил в действие данный закон, были избраны лишь 13 судей. Еще двоих доизбрали в 1993 году, после того, как была принята Конституция РФ. На тот момент полномочия судье давались до пенсионного возраста в пребывании в данной должности, т.е. до 65 лет. Конституционный суд самостоятельно избирал Председателя, его заместителя и секретаря.

Принятие Конституции внесло некоторые коррективы в изначальное постановление относительно судей. Теперь их назначалось уже 19 человек. А назначения проводил Совет Федерации Федсобрания РФ. Представление давал сам Президент РФ. Однако судьи, избранные ранее, до принятия этого закона, уже сохранили свои полномочия по старому законодательству до пенсионного возраста.

В 2005-м году были внедрены очередные изменения из-за принятия Федерального конституционного закона №2. До этого был принят Федеральный закон №1 в 1994-м году. И в нем говорилось, что судья Конституционного суда РФ может выбираться на должность сроком до 12 лет. Тогда же был установлен и предельный возраст, людям, старше которого уже нельзя было занимать такой пост – 70 лет. Закон ограничивал такие рамки: полномочия судье придется сложить в последний день месяца, в котором срок полномочий истек. Такое же правило распространялось и на наступление 70-летнего возраста.

Но после внесения изменений в 2001-м году предельный срок продлился до 15 лет, а ограничения 70-летнего возраста были устранены. Однако уже в конце того же года ограничения вернули, а пятнадцатилетний срок оставили. В 2005-м году ограничения снова отменили, а предел возраста оставили для всех за исключением Председателя. Вопрос о том, кто назначает судей конституционного суда, остался без изменений.


Беря во внимание 123 статью Российской Федерации,рассмотрение и разбирательство дел является открытым абсолютно во всех судах. Европейская конвенция по защите прав потребителя, в...


Сейчас это вопрос номер один, который волнует многих россиян. Нынешний председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев имеет все основания опасаться за свое место. Несмотря на...

(наименование главы в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 9 июля 2014 года № 356-СФ)

С т а т ь я 172. Полномочия Совета Федерации по назначению на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 172 в ред.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи Экономического суда Содружества Независимых Государств в соответствии с пунктом 7 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 года, назначаются на должность в порядке, установленном для назначения на должность судей Верховного Суда Российской Федерации.

(Статья 172 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 173. Представление Президентом Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств

(наименование статьи 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации либо по его поручению полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации.

2. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Совет Федерации рассматривает в четырнадцатидневный срок с момента получения представления Президента Российской Федерации. В случае необходимости Председатель Совета Федерации созывает для рассмотрения этого вопроса внеочередное заседание палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 223-СФ).

2 1 . Вопрос о назначении на должность судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств рассматривается Советом Федерации в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 2 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

(Статья 173 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 174. Обсуждение кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, в комитетах Совета Федерации

(наименование статьи 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. При подготовке заключений Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству вправе запрашивать дополнительную информацию на представленных кандидатов у органов государственной власти, организаций и должностных лиц. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.) .

2. Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, предварительно обсуждаются также в Комитете Совета Федерации по международным делам.

3. Кандидаты на должности судей указанных судов могут быть приглашены на заседание соответствующего комитета Совета Федерации.

(Статья 174 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

С т а т ь я 175. Рассмотрение вопроса о назначении на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств на заседании Совета Федерации

(наименование статьи 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. На заседании Совета Федерации заслушиваются заключения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству по представленным кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств и заключения Комитета Совета Федерации по международным делам по кандидатурам для назначения на должности судей Экономического суда Содружества Независимых Государств.

2. После обсуждения каждая кандидатура на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, представленная для назначения Президентом Российской Федерации, включается в бюллетень для тайного голосования. По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием электронной системы.

3. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации.

4. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств оформляется постановлением Совета Федерации.

5. Если кандидатура, представленная Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется.

6. При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в трехдневный срок Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.

(Статья 175 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 176. Порядок назначения на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

(наименование статьи 176 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ)

1. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председатель и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьями 174 и 175 настоящего Регламента.

(Часть 2 ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

3. Вопрос о назначении на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривается в тридцатидневный срок со дня, следующего за днем получения представления Президента Российской Федерации.

(Часть 3 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

(Статья 176 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июля 2009 года № 301-СФ; от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 177. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. После оглашения результатов голосования по кандидатуре, представленной Президентом Российской Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации объявляет время приведения к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

3. Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну Зала заседаний Совета Федерации лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, для приведения его к присяге.

4. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», вслух, стоя, положив руку на Конституцию Российской Федерации.

5. Присягу судьи Конституционного Суда Российской Федерации все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя.

6. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.

7. Председатель Совета Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти.

8. После принесения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.

С т а т ь я 178. Торжественное вручение лицу, назначенному на должность судьи, копии постановления Совета Федерации о его назначении

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, Экономического суда Содружества Независимых Государств, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации Председатель Совета Федерации вручает каждому лицу, назначенному на должность судьи, копию постановления Совета Федерации о его назначении. Копия постановления Совета Федерации вручается Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.

(Статья 178 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 443-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 178 1 . Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

1. В соответствии со статьей 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Совет Федерации прекращает полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Представление Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации предварительно обсуждается в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит соответствующее заключение.

4. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. Затем слово предоставляется председателю, первому заместителю председателя либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для оглашения заключения комитета.

5. При рассмотрении вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации на заседании Совета Федерации может присутствовать судья Конституционного Суда Российской Федерации, которому по его просьбе предоставляется слово.

6. В ходе обсуждения члены Совета Федерации вправе задавать вопросы Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, докладчику от Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, судье Конституционного Суда Российской Федерации, высказываться за прекращение полномочий или против прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается прекратившим свои полномочия, если в результате тайного голосования за прекращение его полномочий проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

8. Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

9. Если предложение Конституционного Суда Российской Федерации о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации не получит при голосовании большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

(Статья 178 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 года № 356-СФ.)

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов по представлению Президента РФ только на один 12-летний срок.

В соответствии с ст.8 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» судьей Конституционного Суда РФ может стать:

гражданин Российской Федерации;

старше 40 лет;

с безупречной репутацией;

имеющий высшее юридическое образование;

работающий по юридической специальности более 15 лет;

обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Указанные в статье 8 Закона требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда соответствуют высокому государственно-правовому статусу этого органа. Разумеется, назначить судьей Конституционного Суда можно только с согласия назначаемого.

Непосредственно Конституция не устанавливает требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда. Но конституции других государств выдвигают требования к кандидатам в судьи своих конституционных судов: высококвалифицированный специалист, имеющий, как правило, ученую степень (Беларусь); безукоризненная репутация, высшее юридическое образование и стаж юридической или научно-педагогической работы по специальности юриста не менее 10 лет (Литва); "шестеро из общего состава судей, назначенных Ассамблеей Республики и кооптированных, выбираются в обязательном порядке из числа судей других судов, а остальные - из числа юристов" (Португалия); достижение 40 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет (Словакия); достижение 40 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживание в Украине в течение последних 20 лет и владение государственным языком (Украина); "из числа юристов, особенно судей, прокуроров, адвокатов и профессоров университетов права" (Хорватия); соответствие требованиям, предъявляемым для избрания в Сенат, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет (Чехия).

Российское гражданство судьи Конституционного Суда - объективное требование к представителю высшей судебной власти, участвующему в принятии решений, которые могут серьезно повлиять на судьбу страны. Поэтому судьей Конституционного Суда не может быть назначен гражданин РФ, имеющий гражданство какого-либо другого государства.

Гражданство другого государства ставило бы под сомнение независимость судьи от него, особенно при рассмотрении дел о конституционности международных договоров. Однако нельзя не отметить, что статья 8 Закона не содержит для судьи Конституционного Суда запрета иметь двойное гражданство. Такое требование установлено статьей 4 Закона о статусе судей.

Закон "О Конституционном Суде РСФСР" (статья 12) допускал назначение судьей гражданина, достигшего "не менее 35 и не более 60 лет". Действующий Закон "поднял нижнюю возрастную планку" до 40 лет, что значительно выше, чем для других судов РФ, но не установил "верхнюю планку". Но поскольку достижение судьей предельного возраста пребывания в должности является основанием прекращения его полномочий, судьей не может быть назначен гражданин, достигший 70 лет. Требование назначать судьями лиц, достигших 40 лет, обосновывается взаимосвязью с другими требованиями - наличием высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Что касается юридической профессии, то разработчики Закона и законодатель "понимали термин "юридическая профессия" широко, как всякую деятельность, где применяются (или могут применяться) юридические знания в объеме высшего юридического учебного заведения". Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации": Комментарий. М.: Юридическая литература, 1996. С. 62. Теперь этот термин конкретизирован статьей 4 Закона о статусе судей.

Возраст действующих судей КС - объективное свидетельство становления их правосознания и предшествующего стажа работы по юридической профессии в системе Советского государства и права, не имеющих с РФ и действующей Конституцией почти ничего общего.

Одного 15-летнего стажа юридической профессии для назначения судьей Конституционного Суда недостаточно: имея большой юридический стаж, можно быть плохим юристом (об этом свидетельствовали жалобы в КС, подготовленные такими юристами). Требуется также, как устанавливает статья 8, "признанная высокая квалификация в области права". Обычно ее подтверждением являются ученые степени кандидата или доктора юридических наук: их имели большинство впоследствии назначенных судей Конституционного Суда.

Специальность, по которой получена ученая степень, тоже может иметь значение. С учетом того, положения актов какой отрасли законодательства оспариваются в Конституционном Суде чаще других, судьей может быть назначен кандидат, специализирующийся на такой отрасли.

В то же время ученая степень не является обязательным условием назначения судьей Конституционного Суда. Высокая квалификация в области права может быть признана не за теоретиками с ученой степенью, а, например, за судьей суда общей юрисдикции без ученой степени.

Безупречная репутация - довольно неопределенное требование к назначаемым судьями Конституционного Суда. Оценка репутации как безупречной зависит от участвующих в процессе назначения и их репутации. Но в любом случае кандидат в судьи должен обладать общепризнанными моральными качествами. Вряд ли безупречна репутация у привлекавшегося к ответственности за некоторые административные правонарушения, у ранее судимого, у лица с "нетрадиционной сексуальной ориентацией", а также у лиц, деятельность которых противоречит их публикациям по правовым вопросам.

Статья 8 Закона не выдвинула к кандидату на должность судьи Конституционного Суда требование о состоянии здоровья. Это тем более странно, что судьей Конституционного Суда можно стать не ранее достижения 40 лет. Такое требование установлено статьей 4 Закона о статусе судей.

Избрание или назначение судьей означает - по мнению избиравших и назначавших - соответствие кандидата всем установленным Законом о Конституционном Суде требованиям. Но не следует полагать, что действующим и бывшим судьям Конституционного Суда не было альтернативы. В России много юристов, соответствующих требованиям статьи 8 Закона.

Возможности предоставление некоторым органам и лицам вносить Президенту предложения о кандидатах на должность судьи имеет целью обеспечить сбалансированный состав Конституционного Суда: по юридической специализации кандидатов, их политическим взглядам, с различных территорий страны.

В число субъектов, которые могут предлагать Президенту кандидатуры судей Конституционного Суда, относятся прежде всего сам Конституционный Суд, а также ВС и ВАС (высшие судебные органы), Министерство юстиции и Генеральная прокуратура (федеральные юридические ведомства), Всероссийский съезд судей и Федеральная палата адвокатов, действующие соответственно на основании ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (всероссийские юридические сообщества), Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве (юридические научные заведения), высшие юридические учебные заведения (не обязательно государственные).

Указом Президента от 4 октября 2001 года N 1185 утверждалось Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, в том числе КС. Однако никакие предложения не обязывают Президента делать выбор из предложенных ему кандидатур. Он может внести на утверждение Совета Федерации собственную кандидатуру судьи, в т.ч. одновременно несколько кандидатур, предоставляя тем самым Совету Федерации право выбора судьи.

Порядок назначения судей Конституционного Суда детализирован Регламентом Совета Федерации от 30 января 2002 года N 33-СФ. В соответствии с ним Председатель Совета Федерации для назначения судьи Конституционного Суда в течение 14 дней при необходимости созывает внеочередное заседание Совета Федерации; представленные Президентом кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, который готовит для заседания Совета Федерации заключение по каждой кандидатуре; после обсуждения на заседании Совета Федерации каждая кандидатура включается в бюллетень для тайного голосования; назначение на должность или отклонение представленной Президентом кандидатуры оформляется постановлением Совета Федерации (статьи 173 - 175).

Назначение судьи Конституционного Суда производится голосованием большинства от общего числа членов Совета Федерации, а не от числа присутствующих на заседании его членов. Общее число членов Совета Федерации определяется исходя из статьи 95 (часть 2) Конституции, согласно которой в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Согласно части четвертой статьи Закона в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Данное положение взаимосвязано со статьей 18 Закона, в соответствии с которой о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Президента и Совет Федерации должен уведомить сам Конституционный Суд, что означает открытие вакансии. С целью поддержания полноты состава Конституционного Суда, необходимого для обеспечения кворума в его заседаниях, данные положения Закона обязывают Конституционный Суд уведомлять Президента и Совет Федерации об открытии вакансии незамедлительно.

конституционный судья контроль

Судебным органом Российской Федерации, осуществляющим свою власть через конституционное судопроизводство, является конституционный суд страны. Сфера и способы его функционирования, а также структура, состав и полномочия судей регулируются высшим нормативным актом РФ - Конституцией. Часто этот судебный орган влиял даже на изменение законодательства. Какую структуру имеет этот судебный орган, а также как назначается и снимается с должности Председатель Конституционного Суда, какие полномочия имеет, расскажет эта статья.

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного судебного органа

Состав и структура Конституционного Суда РФ, выбор на должность лиц, их полномочия, порядок деятельности и другие вопросы, регламентируют ФЗ «О Конституционном Суде», действующий Регламент и Конституция страны.

Кто входит в состав этого судебного органа?

Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей. Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны. Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

Должностные лица, входящие в его состав органа:

  • Председатель суда.
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • Судья-секретарь.
  • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • Работники аппарата и иных подразделений.

Структура конституционного суда

Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 - в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

Основные полномочия КС РФ

Этой судебной инстанции подвластно:

  • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
  • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
  • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
  • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
  • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.

Кто может быть Председателем КС РФ?

Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть гражданином России.
  • Возраст к вступлению на должность - не менее 40 лет.
  • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
  • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
  • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.

Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.

Судьи, в отличие от председателя КС, несменяемы. Они имеют неприкосновенность и не могут подвергаться какой-либо ответственности без согласия членов КС РФ.

Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Прекратить полномочия судьи можно только по следующим причинам:

  • Нарушение установленной процедуры назначения на должность.
  • Достижение предельного возраста для занимаемой должности (70 лет).
  • Письменное заявление.
  • Потеря гражданства, в случае нарушения законодательства.
  • Обвинение в суде, которое все же вступило в силу.
  • Смерть.
  • Объявление умершим или пропавшим без вести или недееспособным.
  • Пренебрежительное отношение к исполнению своих обязательств.

В каких случаях деятельность конституционного судьи может быть приостановлена?

Право судьи осуществлять свою деятельность может быть приостановлено в случае:

  1. Если совет дает согласие на снятие неприкосновенности и ведения разбирательства. В этом случае осуществление профессиональной деятельности судьи приостанавливается на время ведения уголовного преследования.
  2. Если у судьи проблемы со здоровьем и ему необходимо долгосрочное лечение.

Кто может назначить председателя на должность?

Как уже говорилось выше, председатель конституционного суда назначается из списка действующих судей. Кандидатуру предлагает президент страны, право ее одобрения принадлежит Совету Федерации. По такому же принципу выбирают заместителей председателя. В соответствии с российским законодательством предусмотрены две должности замов. Данная процедура назначения на должность действует с 2009 года. До вступления изменений в силу председатель конституционного суда, заместитель и судья-секретарь выбирались тайным голосованием.

Кто занимает должность председателя и его заместителей сегодня?

На сегодняшний день Председатель Конституционного Суда РФ - Зорькин Валерий Дмитриевич. По новому способу избрания занял свою должность уже в пятый раз. Это заслуженный юрист нашей страны, награждённый орденами «За заслуги перед Отечеством» нескольких степеней.

Его заместителями являются Хохрякова Ольга Сергеевна и Маврин Сергей Петрович. Занимают свою должность с 2011 года и 2015 года соответственно. Оба - заслуженные юристы и деятели науки нашей страны.

Срок полномочий

После вступления поправок в НПА «О Конституционном Суде РФ» в 2009 году Председатель Конституционного Суда РФ назначается палатой парламента на шесть лет. На этот же срок вступают на свой пост и его замы. По прошествии шести лет должностное лицо исполняет свои профессиональные обязанности до назначения нового лица. Стоит отметить, что после окончания срока действия полномочий они могут быть переизбраны на свой пост.

Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ

Помимо участия в рассмотрении дел, он наделен целым рядом полномочий:

  • созывать, участвовать и руководить подготовкой пленарных заседаний КС РФ;
  • давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ;
  • представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными органами и организациями;
  • руководить аппаратом КС РФ, предлагать кандидатуры на разные должности этого структурного подразделения.

Самая главная отличительная обязанность, которой наделен Председатель Конституционного Суда РФ, - издавать распоряжения и приказы. Это обязательные для исполнения нормативные акты, которым подчиняются все должностные лица этого суда.

Когда председатель или его заместители могут быть досрочно сняты с должности?

Причины, по которым Председатель Конституционного Суда РФ или его заместители могут быть лишены права занимать свой пост:

  1. По личному письменному заявлению, которое констатируется решением самого суда.
  2. В случае если они не исполняют надлежащим образом свои должностные обязанности или вовсе уклоняются от их исполнения. Решение принимается на совете судей через тайное голосование, в составе не меньше 2/3 от всего состава.
  3. По тем же причинам, когда снимается с должности конституционный судья.

Рассмотрение дела и участие в этом процессе председателя

Сначала все поступившие дела рассматриваются на заседаниях одной из палат. Их созывает Председатель Конституционного Суда РФ. В этом процессе должно принимать участие три четверти всех судей. Рассматривать они могут любое поступившее им дело. Хотя есть ряд исключений, внесенных в регламент конституционного суда:

  • Дело об основном законодательстве других регионов.
  • Дела о толковании основного закона страны, т. е. Конституции.
  • Дела об импичменте (т. е. отстранении от должности) президента.
  • Дела, несущие законодательную инициативу.

Но перед тем как обращение будет вынесено на рассмотрение палаты, Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям изучить его. Только после предварительного изучения обращение поступает в производство одной из палат.

На заседаниях не затрагиваются и те вопросы, которые возникают на пленумах, будь то деление на палаты, назначение председателя и т. п. Заседания предназначены только для рассмотрения по существу того или иного судебного дела.

Вердикты, вынесенные на этих заседаниях, являются решениями Конституционного Суда РФ. Палата имеет право издавать разъяснения в случае возникновения каких-либо вопросов.

В случае возникновения разногласий между судьями в принятии решения собирается пленарное заседание, и дело рассматривается по существу повторно. Чаще всего подобные ситуации встречаются, когда решение по новому делу противоречит ранее принятым в других процессах. В таком случае созывается пленарное заседание, где этот вопрос пересматривается уже более подробно.

Важным отличием пленарного заседания от обычного разбирательства является то, что в первых участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, а в обычных – судьи только одной из палат.

Во время судопроизводства ведется протокол заседания, его в обязательном порядке подписывает Председатель Конституционного Суда РФ либо по его распоряжению один из замов.

Заключительный этап рассмотрения дела – вынесение решения, которое принимается в процессе открытого голосования судей, рассматривающих дело.

Заключение

Несмотря на то что в Российской Федерации нет многих элементов современного демократического общества, конституционный суд работает стабильно. Принятием своих решений этот судебный орган совершенствует правовую систему страны.

Конституционный суд нашей страны обеспечивает политическую стабильность в органах государственной власти и ограничивает их в случае превышения должностных полномочий. Он является не только судебным, но и конституционным органом, который оказывает влияние на законодательные и исполнительные органы действующей власти. Таким образом, они действительно могут перевесить чашу весов в пользу граждан, а не государственной машины контроля.

Конституционный суд РФ – это оплот действующей демократии в нашей стране. А Председатель Конституционного Суда России осуществляет главные полномочия как руководитель. Именно благодаря этому лицу все остальные элементы сложной системы суда могут правильно функционировать.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы