Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

УДК 341:342(470 + 571)

Лебедева Наталья Викторовна

Огурцов Алексей Юрьевич

Lebedeva Natalia Viktorovna PhD in Law,

Ogurtsov Alexey Yuryevich

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Сочинского государственного университета

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Assistant Professor, Constitutional and Administrative Law Department, Sochi State University

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION POLICY IN RESPECT OF COMPATRIOTS ABROAD

Аннотация:

В статье проведен комплексный анализ действующего законодательства в области отношений с соотечественниками за рубежом, на основе которого сделан вывод о необходимости не только дальнейшего его совершенствования, но и создания приемлемых условий для добровольного переселения соотечественников в Россию, продвижения русского культурного наследия, расширения сотрудничества между Россией и русскоязычным населением, проживающим в других странах. Для проведения работы по названным направлениям требуется изучение как позитивного, так и негативного зарубежного опыта взаимодействия с соотечественниками и использование его в отечественной практике.

Ключевые слова:

соотечественник, защита и покровительство соотечественников за рубежом, основные направления государственной политики РФ, правовой статус, Закон о соотечественниках.

The article carries out a complex analysis of the current legislation in the field of relations with compatriots abroad, on the basis of which it is suggested not only to improve it further, but also create acceptable conditions for voluntary migration of compatriots back to the Russian Federation, promotion of the Russian cultural heritage, expansion of cooperation between Russia and the Russian-speaking population living in other countries. To this end, it is necessary to study both positive and negative foreign experience of communication with compatriots and use it in domestic practice.

compatriots, protection and patronage of compatriots abroad, main directions of state policy of the Russian Federation, legal status, Law of Compatriots.

Важнейшая конституционная обязанность Российского государства, его органов и должностных лиц связана с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод граждан, включая соотечественников за рубежом. Правовое положение российских соотечественников за рубежом не только выступает в качестве объекта государственной деятельности, но и одновременно составляет предмет российской государственной политики.

Следует отметить, что формирование основных направлений государственной политики России в отношении соотечественников связано с принятием Конституции РФ 1993 г., в соответствии с которой Россия гарантирует защиту и покровительство своим гражданам и за пределами ее территории, что является одним из важных аспектов защиты интересов российских граждан. При этом следует отметить, что Конституция РФ не содержит понятия «соотечественник», однако не вызывает сомнений, что реализация правого статуса данной категории лиц отличается конституционным характером и конституционным значением, что следует из анализа содержания ч. 2 ст. 61, ч. 1 и 2 ст. 62, п. «в» ч. 1 ст. 71 Основного закона.

Конституционный принцип защиты и покровительства российских граждан за рубежом конкретизируется в ст. 7 федерального закона «О гражданстве РФ» , согласно которой органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, которые находятся вне пределов РФ, а также их должностные лица обязаны создать условия по обеспечению возможности гражданам РФ пользоваться в полном объеме всеми правами, закрепленными в Конституции РФ, федеральных законах, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, законах и правилах государств, в которых

проживают или пребывают российские граждане, а также осуществлять защиту их прав и охраняемых законом интересов.

Следует отметить, что в развитие данного положения 04.11.2011 г. вступил в силу Консульский устав РФ, в котором определены правовые основы консульской деятельности, а также закреплен соответствующий объем прав и обязанностей консульских должностных лиц, связанных с защитой прав и интересов РФ, российских граждан и российских юридических лиц, находящихся за пределами России .

Кроме того, с учетом конституционных положений (ч. 2 ст. 61, ч. 1 и 2 ст. 62) Государственной думой в декабре 1995 г. принята Декларация о поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам . На сегодня русскоязычная диаспора насчитывает до 30 млн человек .

Что касается определения и закрепления непосредственно основных направлений деятельности Российского государства в отношении соотечественников, то в настоящий период они регулируются федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (далее - Закон о соотечественниках), устанавливающим принципы, цели и основные направления политики РФ в отношении соотечественников за рубежом, полномочия органов государственной власти РФ в этой сфере .

Закон о соотечественниках определяет общий подход к понятию «соотечественник». Так, в соответствии со ст. 1 закона, соотечественники - это: 1) лица, которые родились в одном государстве, проживают либо проживали в нем; 2) граждане РФ, которые постоянно проживают за пределами РФ (соотечественники за рубежом); 3) лица и их потомки, которые проживают за пределами РФ и относятся к народам, исторически проживающим на территории Российского государства.

Граждане РФ, которые проживают вне территории России, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Подтверждающим документом является удостоверяющий российское гражданство документ.

Соотечественники могут регистрироваться в общественных объединениях соотечественников на основе их уставов, а также вправе получать соответствующие документы (свидетельства) как факт подтверждения их членства в таких объединениях.

Выдача свидетельства за пределами территории РФ осуществляется на основании письменного заявления лица в месячный срок дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ. На территории России выдача документа производится органом внутренних дел по месту пребывания гражданина, который должен подтвердить факт прежнего проживания в Российском государстве, связи, родственные отношения, - т. е. все, что может выступить в качестве основания для признания его соотечественником, а также факт его проживания в настоящий период за рубежом.

Однако следует признать, что получение такого свидетельства на практике сопряжено с преодолением необоснованных бюрократических барьеров и, по сути, не дает каких-то преференций не только при въезде и пребывании в России, но и в приобретении гражданства РФ. Соотечественники за рубежом наделены правами граждан, а не соотечественников. В отношении соотечественников, имеющих иностранное гражданство или являющихся апатридами, действует общий режим иностранных граждан и лиц без гражданства, исключая ту или иную дифференциацию в правовом регулировании.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о соотечественниках, государственная политика РФ в сфере отношений с соотечественниками представлена совокупностью правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, а также мер в сфере информации, образования, культуры и иных мер, которые осуществляют Президент РФ, органы государственной власти РФ и ее субъектов при участии органов местного самоуправления на основе Конституции РФ, международных договоров РФ, законодательства РФ с целью претворения в жизнь установленных законом принципов и целей. Однако исходя из анализа теоретических разработок данного определения политика РФ в сфере отношений с соотечественниками может быть представлена более четко и лаконично как конституционно-правовая, организационно обеспеченная система мер, связанных с покровительством, поддержкой и защитой российских соотечественников, находящихся за пределами РФ.

В ч. 3, 4 и 5 ст. 5 Закона о соотечественниках определены следующие цели российской государственной политики в отношении соотечественников: оказание государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международных договоров РФ и законодательства РФ и зарубежных государств для обеспечения прав и свобод граждан, включая права: на свободное выражение, сохранение и развитие своей самобытности, поддержку и развитие духовного интеллектуального потенциала; свободное поддержание связей между соотечественниками и РФ, получение информации из России; создание национально-культурных автономий, общественных объединений,

средств массовой информации и участие в их деятельности, а также в деятельности неправительственных организаций национального и международного уровней; участие в развитии выгодных взаимоотношений между государством проживания и РФ и др.

До принятия закона «О гражданстве РФ» российские соотечественники имели право на льготное приобретение ими российского гражданства. В настоящее время они вправе приобретать российское гражданство в упрощенном порядке (ст. 14 Закона о гражданстве). При этом Россия стремится к сокращению числа лиц без гражданства, в том числе и среди соотечественников, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 11.1 Закона о соотечественниках).

Что касается вопросов въезда соотечественников в Россию, передвижения по ее территории и выезда из России, то здесь действуют общие правила, вытекающие из российского законодательства и международных договоров РФ. Для соотечественников-иностранцев действуют те же правила национального режима пребывания в России, что и для других иностранцев (ст. 12, 13 Закона о соотечественниках).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о соотечественниках, основные направления государственной политики РФ в отношении соотечественников определяются Президентом РФ на основе Конституции РФ.

Российским государством проводится политика защиты основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам, но в то же время является недопустимым вмешательство РФ во внутренние дела иностранного государства. Так, в ст. 14 Закона о соотечественниках закреплено, что дискриминация российских граждан, которые проживают за рубежом, может стать основанием для пересмотра российской политики по отношению к иностранному государству. В качестве основания для принятия органами государственной власти РФ мер, связанных с защитой интересов соотечественников, может выступить факт несоблюдения иностранными государствами общепризнанных принципов и норм международного права в сфере основных прав и свобод граждан.

В Законе о соотечественниках предусмотрены основные направления их целевой поддержки в следующих сферах: основных прав и свобод человека и гражданина (ст. 15), экономической и социальной (ст. 16), культуры, языка, религии и образования (ст. 17), информации (ст. 18).

Следует отметить, что необходимость защиты российских соотечественников за рубежом, возникающая в случае опасности для их жизни, может быть связана с обстоятельствами чрезвычайного характера, что регулируется указом Президента РФ «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений РФ и российских граждан, находящихся за рубежом» . В случае возникновения таких ситуаций Президент РФ принимает следующие решения: эвакуация российских граждан; применение сил и средств с целью обеспечения их эвакуации; временное прекращение (ограничение) деятельности загранучреждений. В настоящее время в России применяется «Комплекс мер по обеспечению эвакуации граждан РФ из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций», утвержденный Правительством РФ в 2014 г. .

Для реализации одного из основных направлений российской политики в отношении соотечественников важно создать условия для их добровольного переселения из-за рубежа в Россию. С этой целью Президент РФ своим указом «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» утвердил государственную программу по оказанию содействия их добровольному переселению в РФ . Такие же программы действуют и на региональном уровне. По этой программе за весь период ее действия в Россию переселились около 400 000 соотечественников .

Вместе с тем следует отметить, что реализация государственной программы позволяет говорить о некоторой несогласованности законодательства РФ и непоследовательности в его правоприменении, что, по нашему мнению, в большой степени связано с отсутствием единой научной концепции российской политики относительно соотечественников, а также с содержанием в Законе о соотечественниках некоторых декларативных норм, недостаточным обеспечением их правовым инструментарием, что негативным образом отражается на состоянии отдельных гарантий российских соотечественников.

В соответствии со ст. 21 Закона о соотечественниках, государственное управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляется на федеральном и региональном уровнях, в частности Правительством РФ, органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

В России проводится государственный мониторинг отношений с соотечественниками, заключающийся в сборе, анализе и оценке информации о положении соотечественников, создании банка данных, прогнозировании ситуации и проведении научно-исследовательских работ.

Взаимодействие соотечественников с Россией обеспечивает Всемирный конгресс соотечественников, который проводится один раз в три года. Последний конгресс состоялся в 2015 г.

Анализ Закона о соотечественниках позволяет сделать вывод о том, что ряд его норм не обладает прямым действием, в нем содержатся отсылки на иные законы. Кроме того, следует отметить, что не во всех нормативных актах, касающихся правового статуса соотечественников за рубежом, содержится само понятие «соотечественник за рубежом». В качестве примера можно назвать федеральные законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» , «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» . При этом в федеральных законах «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 6) и «О гражданстве РФ» (ст. 14) содержится упоминание о соотечественниках за рубежом.

В результате изучения норм действующего законодательства в отношении российских соотечественников за рубежом были выявлены проблемные вопросы и сформулированы предложения, направленные на их разрешение:

1. Представляется, что предметом правого регулирования Закона о соотечественниках должна являться защита не только соотечественников за рубежом, но и тех, кто находится (временно пребывает) за пределами России в командировке, на отдыхе и т. д. Иначе говоря, названным Законом регламентируется более узкий круг общественных отношений, чем указано в его названии.

2. В Основной закон РФ следует включить положение о поддержке Россией своих соотечественников за рубежом как обязанности государства, а также в ст. 72 предусмотреть в качестве предмета совместного ведения РФ и субъектов РФ возможность осуществления государственной политики в отношении соотечественников с участием субъектов РФ, что будет способствовать ее наиболее эффективной реализации.

3. В федеральном конституционном законе «Об уполномоченном по правам человека в РФ» следует закрепить за уполномоченным функцию защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом.

4. Порядок добровольного переселения в Россию соотечественников за рубежом необходимо закрепить в соответствующем постановлении Правительства РФ.

5. Целесообразно изучение вопроса по поводу введения должности уполномоченного по правам соотечественников за рубежом, а также принятие специального закона о соотечественниках, в котором будет закреплен правовой статус российских соотечественников.

Таким образом, проведенный анализ действующего законодательства в области отношений с российскими соотечественниками за рубежом позволяет сделать вывод о том, что требуется не только его дальнейшее совершенствование, но и создание приемлемых условий для добровольного переселения соотечественников в Россию, активизация работы с российскими диаспорами, продвижение русского культурного наследия и русского языка, расширение сотрудничества между Россией и русскоязычным населением, проживающим в других странах. С этой целью необходимо проведение целенаправленной работы по изучению как позитивного, так и негативного зарубежного опыта по взаимодействию с соотечественниками и использование его в отечественной практике.

1. О гражданстве РФ: федер. закон РФ от 22 мая 2002 г. № 62-ФЗ: ред. от 1 мая 2016 г. // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

2. Консульский устав РФ: федер. закон РФ от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Там же. 2010. № 28. Ст. 3554.

3. Декларация о поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам: принята постановлением Гос. думы от 8 дек. 1995 г. // Там же. 1995. № 52. Ст. 5131.

4. Сметанина С. ФМС России: благодаря программе переселения в Россию переехало более 400 тысяч человек [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=10143 (дата обращения 12.12.2016).

5. О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом: федер. закон РФ от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ: ред. от 23 июля 2013 г. // СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.

6. О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений РФ и российских граждан, находящихся за рубежом: указ Президента РФ от 2 нояб. 1994 г. № 2058 // Там же. 1994. № 28. Ст. 2971.

7. О комплексе мер по обеспечению эвакуации граждан РФ из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций: постановление Правительства РФ от 18 нояб. 2014 г. № 1216 // Там же. 2014. № 47. Ст. 6572.

8. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом) : указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637: ред. от 27 сент. 2016 г. // Там же. 2006. № 26. Ст. 2820.

9. Где больше всего живет русских за границей [Электронный ресурс]. URL: http://russian7.ru/post/gde-bolshe-vsego-russ-kikh/ (дата обращения: 12.12.2106).

10. О порядке выезда из РФ и въезда в РФ: федер. закон РФ от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ: ред. от 20 окт. 2016 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 4029.

11. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: федер. закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ: ред. от 28 нояб. 2015 г. // Там же. 2006. № 30. Ст. 3285.

12. О правовом положении иностранных граждан РФ: федер. закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г. // Там же. 2002. № 30. Ст. 3032.

13. Об уполномоченном по правам человека в РФ: федер. конституц. закон РФ от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ: ред. от 31 янв. 2016 г. // Там же. 1997. № 9. Ст. 1011.

Правовое положение российских граждан за рубежом определя­ется как российским законодательством, так и многочисленными ак­тами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев и др.).

Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся в двойственном положении: с одной стороны, их правовой статус оп­ределяется соответствующим иностранным законодательством, с другой - они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, проживающими на территории Россий­ской Федерации, за исключением случаев, установленных междуна­родными договорами РФ и законодательством России. Лица, имею­щие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обя­занностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или за­конодательством России.

В одних странах правовые нормы, определяющие правовое поло­жение иностранцев, традиционно включаются в международное частное право (например, во Франции). В большинстве государств материально-правовые нормы, определяющие правовое положение иностранцев, содержатся в различных законодательных актах в ос­новном административно-правового характера, устанавливающих особые условия или ограничения в отношении прав, которыми могут пользоваться иностранцы. Они касаются, в частности, права собственности на земельные участки (например, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии). В ряде стран имеются отдельные законы об ино­странцах, содержащие нормы административно-правового характера (например, в ФРГ).

Российские граждане, находящиеся за границей, пользуются за­щитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами».

Не умаляя значения различных общественных организаций (рос­сийских общин) за рубежом, выполнение этой задачи должно обес­печиваться посольствами и консульскими учреждениями России в соответствующих странах. К основным задачам и функциям по­сольств относится защита в государстве их пребывания прав и ин­тересов российских граждан и российских юридических лиц с уче­том законодательства государства пребывания (п. 6 Положения о Посольстве Российская Федерация 1996 г.). На российские кон­сульства возложены обязанности принимать меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются РФ и государство пребывания, а также международными обычаями. В случае если консулом будет установлено нарушение каких-либо прав российских граждан, он должен принять меры для восстанов­ления нарушенных прав.



Кроме того, консульские учреждения Российской Федерации за пределами ее территории осуществляют ряд функций, непосредственно связанных с обеспечением прав российских граждан. Они производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также смерти; по заявлениям россий­ских граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесе­нии исправлений и изменений в записи актов гражданского состо­яния, составленные на территории Российской Федерации; вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении, и выдают на основании этих запи­сей повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Должностные лица консульских учреждений выполняют целый ряд нотариальных действий, в частности, они:

Удостоверяют сделки (кроме договоров об отчуждении недви­жимого имущества, находящегося на территории Российской Федера­ции);

Принимают меры к охране наследственного имущества; выда­ют свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свиде­тельствуют верность копий документов и выписок из них; сви­детельствуют верность перевода документов с одного языка на другой.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государ­ственной политике Российской Федерации в отношении соотечест­венников за рубежом» выделяет категорию соотечественников, под которыми понимает лиц, родившихся в одном государстве, прожи­вающих либо проживавших в нем и обладающих признаками об­щности языка, религии, культурного наследия, традиции и обычаев, а также потомков указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под «соотечественниками за рубежом» в Законе подразумеваются: российские граждане, постоянно проживающие за пределами Рос­сийской Федерации; лица, состоявшие в гражданстве СССР, прожи­вающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России и Советского Союза, ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жи­тельство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, при­надлежащих к указанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (титульной нацией в за­коне обозначается часть населения государства, национальность ко­торой определяет его официальное наименование).

В Законе 1999 г. предусматриваются, в частности, меры по под­держке соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях. Для достиже­ния целей государственной политики Российской Федерации в отно­шении соотечественников за рубежом российским физическим и юри­дическим лицам, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддерж­ку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями на основании законодательства Российской Федерации.

3. Большое значение для обеспечения соблюдения законных прав и интересов граждан и соотечественников за границей имеют положе­ния международных договоров РФ с иностранными государствами. Предоставление в договорном порядке на основе взаимности опреде­ленного режима преследует цель предотвращения какой бы то ни было дискриминации российских граждан, изменения их правового положения в одностороннем порядке.

Было заключено большое число как многосторонних, так и двусто­ронних договоров, направленных на обеспечение прав и свобод чело­века в государствах СНГ. К ним относятся прежде всего документы многостороннего характера: Соглашение о создании СНГ 1991 г., Дек­ларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г., Конвенция СНГ о правах и основных свобо­дах человека 1995 г., конвенции о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и 2002 г.

К двусторонним относятся: договоры о правовой помощи, о пра­вовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории государств СНГ, и граждан этих государств - на терри­тории РФ, консульские конвенции и др. Ряд соглашений был за­ключен РФ со странами Балтии (Литвой, Латвией, Эстонией), в ко­торых проживает большое число российских граждан. В качестве примера приведем договор о правовой помощи между РФ и Лат­вией, заключенный 3 февраля 1993 г. и вступивший в силу 29 марта 1995 г. Согласно этому договору, граждане Латвии в Рос­сии, точно так же, как и граждане России на территории Латвии, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане каждого из государств.

Это относится также к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из договаривающихся сторон.

Соотечественники - лица, родившиеся в одном государстве, проживающие, либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности культурного наследия, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии . Также возможно трактовать как: лица, родившиеся в одном государстве , проживающие либо проживавшие в нём, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии, независимо от национальности, языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев.

Российские соотечественники

Современные научные круги, предпринимая попытку выделить понятие «соотечественник за рубежом», дают также следующую трактовку: «Зарубежный российский соотечественник - индивид, имеющий происхождение из ранее единого государства (Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации), владеющий русским языком, идентифицирующий себя с Россией и лояльно относящийся к ней, ощущающий духовно-культурные связи с прародиной, поддерживающий контакты с Российской Федерацией» .

Правовой статус

В России понятие «соотечественник» является также правовым статусом. Статус соотечественников регулируется федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». В законе закреплено следующее определение термина «соотечественники» :

1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Закон определяет также понятие «соотечественники за рубежом»:

2. Под понятием «соотечественники за рубежом» (далее - соотечественники) подразумеваются:

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом); - лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: - лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР); - выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее -выходцы (эмигранты));

12 апреля 2006 года председатель комиссии Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Вячеслав Никонов и ряд других участников парламентских слушаний в Совете Федерации предложили предоставить всем российским соотечественникам за рубежом право безвизового въезда на территорию РФ . По итогам слушаний было принято решение - направить данный законопроект в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом, а также в рабочую группу для дальнейшей доработки. На одном из заседаний Правительственной комиссии участники дискуссии считают целесообразным рассмотреть вопрос о разработке подзаконных актов по определению статуса соотечественника и порядке выдачи соответствующего удостоверения. Правительству РФ рекомендовано предусмотреть разработку Федерального закона «О репатриации в российскую Федерацию» .

Официальные учреждения РФ

Вопросами, связанными с соотечественниками за рубежом, занимается Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом

Официальные информационные ресурсы

В целях информирования соотечественников, проживающих за рубежом, о возможностях участия в Государственной программе , переселения на постоянное место жительства в Россию, трудоустройства и жилищного обустройства в территориях вселения органами государственной власти созданы и функционируют информационные ресурсы:

  • Справочное издание МИД России «В помощь российскому соотечественнику за рубежом» ;
  • портал «Русский век» (МИД России) ;
  • АИС «Соотечественники» (Минздравсоцразвития России) ;
  • Международный интернет-форум «Интеграция соотечественников» (Минрегион России) .

Организации соотечественников

Согласно статье 26 закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, является Всемирный конгресс соотечественников.

Литература

  • Что нужно знать российскому соотечественнику? - М.: Русский мир, 2004-628 стр.
  • Сравнительный анализ правового положения соотечественников, проживающих в постсоветских странах Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). – М., 2014. – 768 с. ISBN 978-5-94293-044-8
  • Больцанские рекомендации о национальных меньшинствах в межгосударственных отношениях и пояснительная записка (недоступная ссылка) ОБСЕ , 2008
  • Пронин А. А. Российские соотечественники в странах старого и нового зарубежья. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.

1.Соотечественники: понятие, правовой статус.

2.Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников, находящихся за рубежом.

Вопрос №1.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в ред. 23.07.2013):

1. соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ, в том числе:

*лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

*выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Законодательство в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из рассматриваемого федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.

Граждане РФ, проживающие за пределами территории РФ, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства РФ.

Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов РФ, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с РФ, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Принят

Государственной Думой

Одобрен

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов

от 31.05.2002 № 62-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 25.07.2009 N 214-ФЗ) от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:

Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;

отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;

защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами;

соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;

координационные советы соотечественников и советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом проводится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства государств проживания соотечественников.

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики.

Статья 1. Понятие соотечественника

1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:

за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;

гражданская принадлежность - наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;

гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства;

лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству или подданству иностранного государства;

участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

национальности Российской Федерации - национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации;

(абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ);

самобытность - родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности их культурного наследия и религии.

Статья 3. П ризнание и подтверждение принадлежности к соотечественникам

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.

Статья 4. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ.

В статью 5 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

Статья 5. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

1. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на принципах партнерства и сотрудничества, а также на признании:

неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;

необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

3. Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

4. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств Российская Федерация оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав:

использовать русский язык и родные языки народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала;

устанавливать и свободно поддерживать связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, а также получать информацию из Российской Федерации;

создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;

участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;

участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государствами проживания и Российской Федерацией;

осуществлять свободный выбор места жительства или реализовать право на возвращение в Российскую Федерацию.

5. Для соотечественников, которые вносят заметный вклад в поддержку Российской Федерации и развитие связей с Российской Федерацией, предусматриваются меры морального поощрения.

Статья 6. Законодательство в области отношений с соотечественниками

Законодательство в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Статья 7. Основы отношений с гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом

1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при соблюдении законодательства государства проживания.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Статья 8. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ.

Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ.

Статья 10. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ.

Статья 11. Утратила силу. - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Статья 111. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

1. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.

2. Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 12. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации

Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 13. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 131. Содействие добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию

(введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

Статья 14. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников

1. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

3. Сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами реализуется с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина.

4. Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.

5. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.

Статья 15. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина

1. Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:

в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;

в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;

в обеспечении своего права на равенство перед законом.

2. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

В статью 16 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

Статья 16. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях

1. При осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют сотрудничество российских лиц (физических лиц и организаций) с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских лиц (физических лиц и организаций независимо от форм собственности) с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В статью 17 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования

1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.

3. Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.

4. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;

способствуют изучению культурного наследия соотечественников;

содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации способствуют сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

6. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации способствуют получению соотечественниками образования в образовательных учреждениях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:

гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР;

проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);

родство по прямой восходящей линии с указанными лицами - для потомков соотечественников;

проживание за рубежом - для всех указанных лиц.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

61. При этом на соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяется право на получение преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан Российской Федерации при приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение или повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.

Российская Федерация содействует получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников.

7. Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

8. Российская Федерация, признавая роль религиозных организаций в консолидации соотечественников, содействует социально значимым инициативам религиозных организаций в оказании духовной помощи соотечественникам, сохранении их родных языков и культуры.

(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Статья 18. Поддержка соотечественников в области информации

1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении и распространении информации, пользовании информацией на русском языке и родных языках народов Российской Федерации на территориях государств проживания соотечественников, создании средств массовой информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами проживания соотечественников и Российской Федерацией.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по распространению информации о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников и о положении соотечественников в Российской Федерации и в государствах их проживания.

2. Российская Федерация создает необходимые условия для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов, через сеть Интернет на русском языке и родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Российская Федерация оказывает поддержку принадлежащим соотечественникам средствам массовой информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством государства, на территории которого функционируют эти средства массовой информации.

Статья 19. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Полномочиями Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;

принятие федеральных законов, внесение изменений в федеральные законы и контроль за их соблюдением;

принятие федеральных целевых и федеральных программ;

заключение международных договоров Российской Федерации, направленных на защиту интересов соотечественников, и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;

Статья 191. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

(введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации;

создание при органах государственной власти субъектов Российской Федерации для координации работы по поддержке соотечественников советов (комиссий) соотечественников в целях реализации государственной политики в отношении соотечественников во взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями соотечественников;

(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

поощрение связей хозяйствующих субъектов регионов с координационными советами соотечественников, установления контактов с хозяйствующими субъектами соотечественников, иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, проживающие в соответствующих государствах;

(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

другие полномочия, определенные федеральными законами.

Статья 192. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников

(введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Органы местного самоуправления вправе участвовать в реализации государственной политики в отношении соотечественников в части вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Статья 20. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В статью 21 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

Статья 21. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками

Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:

на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации и специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками

Органы государственной власти Российской Федерации обязаны:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению;

руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.

Статья 23. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

1. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. В Российской Федерации могут создаваться общественные фонды и другие общественные объединения, образуемые в целях поддержки соотечественников и их общественных объединений. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поощряют благотворительную деятельность физических и юридических лиц в области отношений с соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Статья 24. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 25. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками

В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.

Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественных объединений, средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.

Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

1. Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между всемирными конгрессами соотечественников могут проводиться всемирные конференции соотечественников.

2. Делегаты Всемирного конгресса соотечественников и всемирных конференций соотечественников избираются общественными объединениями соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания.

3. В период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности координационных советов соотечественников в государствах их проживания обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников.

4. Для координации деятельности общественных объединений соотечественников из числа их руководителей избираются координационные советы.

5. При органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы - советы (комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно.

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы