Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Функции консульских учреждений весьма разнообразны. Согласно Конвенции о консульских сношениях 1963 года, отражающей в этом во­просе действующее международное право, к основным функциям кон­сульских учреждений, в частности, относятся:

1) защита интересов своего государства, его физических и юриди­ческих лиц;

2) поощрение торговли и содействие развитию экономических, культурных и научных связей между указанными государствами;

3) выполнение административных и нотариальных функций в отно­шении граждан представляемого государства;

4) выполнение обязанностей в отношении судов морского и воздуш­ного флота своей страны, а также их экипажей;

5) наблюдение за экономической, правовой и политической жизнью своего округа и информация по этим вопросам ведомства иностранных дел своего государства.

При выполнении функций консульства руководствуются правом своего государства, а также международным правом, прежде всего меж­дународными договорами своего государства с государством пребыва­ния консульства. При этом консульству приходится иметь дело не толь­ко с консульскими конвенциями, но и с договорами о правовой помо­щи, соглашениями о социальном обеспечении, о воздушных, морских и других сообщениях и т.д. Естественно, что консульства выполняют свои функции с учетом права государства пребывания.

Консульства непосредственно сносятся только с местными властя­ми своего округа, а с центральными властями и властями других окру­гов - через дипломатического представителя своей страны.

Обычно консульские учреждения подчиняются ведомству иностран­ных дел, а также дипломатическому представительству.

При осуществлении порученных им задач консулы могут представ­лять перед судом и иными органами страны пребывания граждан и юри­дических лиц своей страны в порядке, предусмотренном консульскими конвенциями, и в соответствии с законами страны пребывания.

На лиц, которые возглавляют консульские учреждения, могут быть возложены функции, выполняемые дипломатическим предста­вительством, в государстве, где нет дипломатического представитель­ства, с согласия правительства этого государства. Глава консульского учреждения или иное консульское должностное лицо могут действо­вать в качестве представителей своего государства при любой между­народной организации.

За выполнение определенных официальных действий консульст­ва взимают консульские сборы как со своих, так и с иностранных граждан. К таким действиям относятся: выдача или продление сроков действия паспортов, выдача виз, оформление ходатайств о приеме в гражданство, регистрация актов гражданского состояния, легализа­ция и нотариальное удостоверение документов, действия по наслед­ственным делам и др.

Нередко между государствами заключаются соглашения о взаимном отказе от взимания консульских сборов за все или некоторые действия.

Лекция 6. ВИДЫ КОНСУЛОВ И КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2. Консульские функции

1. Виды консулов и консульских учреждений

К о н с у л (лат. consul) - должностное лицо государства, наз­наченное в какой-либо район (округ) другого государства с опре­деленно выраженного согласия последнего для защиты в этом районе интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, культур­ных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом по­ложении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Консул не должен нарушать местный правопоря­док, обычаи и традиции. Его деятельность контролируется по­сольством представляемого государства.

Консулы подразделяются на два вида: штатные, или про­фессиональные, и нештатные, или почетные.

Штатные консулы - это лица, состоящие на государ­ственной службе представляемого государства, являющиеся его гражданами и получающие от государства жалование. Пос­кольку они не имеют права заниматься какой-либо иной дея­тельностью (частнопредпринимательской и т. п.), кроме испол­нения консульских обязанностей, их принято называть карьер­ными консулами.

Нештатные консулы - это лица, не состоящие на государ­ственной службе, но выполняющие консульские функции по поручению представляемого государства и с согласия государ­ства пребывания. Как правило, их назначают из числа граж­дан государства пребывания - видных юристов, коммерсан­тов, финансовых деятелей. Но нештатных консулов можно назначать из числа своих граждан, постоянно проживающих в том государстве, где учреждается консульство. Ими могут быть также граждане третьего государства. Жалованья не­штатные консулы не получают, но в качестве платы за выпол­нение консульских функций они обращают в свою пользу кон­сульские сборы.


Консульские сборы - это платежи, взимаемые консулом (консульством) за выполняемые консульские действия: выдачу паспортов, виз, прием и оформление ходатайств по вопросам гражданства, регистрацию актов граж­данского состояния и т. д. Они взимаются по тарифу, устанавливаемому в со­ответствии с законодательством страны, назначившей консула, и поступают в государственный бюджет этой страны. Сборы, взимаемые нештатными кон­сулами, обращаются в их пользу.

Главы консульских учреждений подразделяются на че­тыре класса:

· генеральные консулы;

· консулы;

· вице-консулы;

· консульские агенты.

Международная практика следует правилу, по которому класс главы консульского учреждения соотносится с видом этого учреждения. Однако в некоторых странах консульская служба отделена от дипломатической и ее работникам присва­иваются специальные ранги.

Консульские учреждения подразделяются также на четыре вида:

· генеральное консульство - учреждается в крупных ком­мерческих или промышленных центрах или в крупных портах;

· консульство;

· вице-консульство - учреждается в консульском округе генерального консульства или консульства, глава которого - штатное должностное лицо, подчиненное консулу;

· консульское агентство - это канцелярии, создаваемые в Портах, в компетенцию которых, как правило, входят вопросы торговли и судоходства. Сотрудники консульского агентства назначаются консулом данного округа.

Консульская деятельность осуществляется также консульс­кими отделами посольств. Заведующий отделом именуется "генеральный консул" или "консул". При отсутствии отдель­ных консульств своей страны деятельность такого консульско­го должностного лица распространяется на всю территорию го­сударства пребывания. В других случаях его деятельность ог­раничивается столицей государства пребывания или той частью государства, где нет самостоятельных консульств.

2. Консульские функции

Основная задача консулов заключается в том, чтобы защитить в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юридических лиц. Консул дожжен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания.

Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям:

1. Функции по защите интересов представляемого государства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представляемое государство и его граждане пользовались всеми правами, которые предусмотрены законом.

2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осу­ществляет охрану и защиту экономических и правовых инте­ресов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, дого­воров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании право­вой помощи и т. д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.

Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообще­ния о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребыва­ния в области судоходства, воздушной навигации, таможен­ных установлений и т. д.

3. Административные функции . В отношении граждан сво­его государства консул регистрирует акты гражданского состоя­ния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление , установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоян­но проживающих за границей, о внесении изменений, исправ­лений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, име­ни и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным


4. Нотариальные функции . Консул составляет, свидетельс­твует или принимает на хранение завещательные распоряже­ния и все односторонние акты граждан представляемого госу­дарства, а также оформляет двусторонние юридические сделки. На консулов возлагается функция по легализации докумен­тов и актов, составленных при участии местных властей кон­сульского округа или исходящих от них. Консул принимает на хранение от соотечественников де­нежные суммы, документы и предметы всякого рода.

5. Информационная функция. Консул собирает информа­цию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему правительству и сообщает необходимые сведения заинтересован­ным лицам и организациям представляемого государства. Консул ведет учет сограждан в стране пребывания, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие пред­ставителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязаннос­тей. Консул имеет право без доверенности представлять в уч­реждениях государства пребывания интересы соотечественни­ков, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам.

3. Консульские привилегии и иммунитеты

Под консульскими привилегиями и имму­нитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания кон­сульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учрежде­ний, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.

Одной из основных привилегий является право экспониро­вать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (пред­ставляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.

Предусматривается также неприкосновенность консульс­ких помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консуль­ского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключи­тельно для консульских целей, независимо от того, чьей соб­ственностью они являются. Принцип неприкосновенности кон­сульских помещений юридически означает, что власти госу­дарства пребывания не могут вступать в консульские помеще­ния, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может пред­полагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спо­койствия консульского учреждения или оскорбления его дос­тоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, иму­щество консульского учреждения, а также его средства пере­движения пользуются иммунитетом от любых видов реквизи­ций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений кон­сульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмеша­тельства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства пред­ставляемого государства и его органов, принцип ее неприкос­новенности поддерживается, как правило, внутригосударствен­ными актами.

Правом неприкосновенности пользуются консульские ар­хивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнан­ным в международном праве и закреплено как в международ­ных консульских соглашениях, так и во внутригосударствен­ных актах многих стран мира.

Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения долж­ностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого госу­дарства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущес­тво, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для кон­сульских целей.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность от­носиться к консульским должностным лицам с должным ува­жением и не допускать каких-либо посягательств на их лич­ность, свободу и достоинство. Консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компе­тентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы.

Если обвинение предъявлено главе консульского уч­реждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через диплома­тические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положения­ми Венской конвенции консульские должностные лица и слу­жащие не подлежат юрисдикции судебных или администра­тивных органов государства пребывания в отношении дей­ствий, совершаемых ими при выполнении служебных функ­ций.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция ос­вобождает консульских должностных лиц и консульских слу­жащих, а также членов их семей, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество . Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов , сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государ­ства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (лич­ный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, лич­ный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.

Консульские функции определяются прежде всего нормами международного права, в том числе нормами консульского права.

Основные функции, или задачи, консульских учреждений четко зафиксированы в Венской конвенции 1963 г. Они фактически воспроизводятся во всех двусторонних консульских конвенциях (например, в Консульской конвенции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 1995 г.) и консульских уставах государств. Эти функции сводятся к следующему:

  • а) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;
  • б) содействие развитию торговых, экономических и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;
  • в) содействие развитию дружественных отношений между ними;
  • г) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам. Как известно, аналогичные функции содержатся и в Венской конвенции 1961 г.

Кроме того, в ст. 17 Венской конвенции 1963 г. предусмотрено общепризнанное право консульского должностного лица при определенных обстоятельствах быть уполномоченным на совершение дипломатических актов (например, при отсутствии дипломатического представительства представляемого им государства, а также в тех случаях, когда консульское должностное лицо посылающего государства является одновременно и представителем государства в международной организации).

Консул осуществляет административные функции в отношении граждан, юридических лиц, морских судов, воздушных судов (самолетов), а нередко и в отношении военных кораблей в пределах своего консульского округа.

Российский консул, кроме того, ведет учет граждан России, постоянно проживающих в его округе. Распоряжения консула имеют обязательную силу. В рамках своей компетенции консул информирует физических и юридических лиц представляемого государства о законодательстве и обычаях государства пребывания, особенностях правового положения иностранцев, о порядке регистрации, пребывания и передвижения по территории государства и т.д.

В соответствии с международными договорами и внутренним законодательством консул представляет граждан своего государства перед местными властями.

К административным функциям следует отнести передачу судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручения по снятию показаний для судебных органов представляемого государства в соответствии с договорами о правовой помощи или другими соглашениями, а при отсутствии таких соглашений – в любом ином порядке, нс противоречащем законам и правилам государства пребывания. Также к административным функциям следует отнести осуществление предусмотренных законами и правилами представляемого государства прав надзора и инспекции как в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве, так и в отношении их экипажей (ст. 5 Венской конвенции 1963 г.).

Характеризуя консульские функции, необходимо иметь в виду, что защита прав и интересов граждан государства, назначившего консула, оказание им содействия составляют не только существо всего комплекса консульской деятельности, но и вместе с тем конкретную специфическую функцию консульских учреждений.

По законодательству РФ ее консульские учреждения и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства пребывания, международными договорами и обычаями, защищать их права и охраняемые законами интересы, а при необходимости принимать меры к восстановлению нарушенных прав.

В частности, консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан. Сроки посещения четко оговорены в двусторонних консульских конвенциях. Консул следит, чтобы в отношении граждан представляемого государства строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие их право на защиту и объективный ход расследования обстоятельств дела, а также соблюдались международные стандарты по правам человека.

В целях защиты нарушенных прав и интересов граждан представляемого государства консульское должностное лицо обязано обращаться с запросом к официальным властям государства пребывания нс только по жалобам и претензиям своих граждан, но и запрашивать по своей инициативе сведения относительно дел, касающихся граждан представляемого государства.

Консул осуществляет "представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих интересов" (ст. 5 Венской конвенции 1963 г.).

На него возложены обязанности по розыску без вести пропавших в его консульском округе граждан. В случае болезни гражданина консул оказывает помощь в его госпитализации, а после выздоровления содействует его возвращению на родину.

В рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, консул защищает права и интересы несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства.

Наследственные дела – одна из важных консульских функций. В конечном итоге она осуществляется в целях защиты имущественных прав граждан. Компетентные власти государства пребывания в возможно короткий срок уведомляют консула об открытии наследства в данном государстве. В свою очередь консул, если ему первому станет известно о смерти гражданина представляемого государства или об открывшемся после смерти наследстве, информирует об этом местные компетентные власти.

Если гражданин представляемого государства, не имеющий места жительства в государстве пребывания, умер в этом государстве в период временного пребывания в нем, то консул имеет право в соответствии с местным законодательством распоряжаться документами, деньгами и иным имуществом умершего. Консул принимает меры к охране оставшегося после смерти гражданина имущества. Однако все мероприятия, включая вывоз имущества, следует осуществлять с соблюдением законодательства государства пребывания.

В случае смерти (гибели) гражданина представляемого государства консул обязан оформить необходимые документы и отправить его тело на родину или организовать похороны на месте.

Международные договоры, в первую очередь двусторонние консульские конвенции и соглашения по вопросам гражданства, а также внутреннее законодательство государств предоставляют консульским учреждениям определенные права по вопросам гражданства, в частности принимать от лиц, проживающих за границей, заявления и ходатайства по этим вопросам.

При решении вопросов гражданства российские консульские учреждения руководствуются также положениями двусторонних соглашений по этим вопросам, в частности об урегулировании вопросов двойного гражданства и об упрощенном порядке приобретения гражданства.

В сферу компетенции консульских учреждений входит и функция по вопросам выдачи паспортов и проездных документов. Об этом прямо говорится в ст. 5 Венской конвенции 1963 г.

Российские консульские учреждения оформляют паспорта гражданам России, постоянно проживающим за границей, а также командированным по линии федеральных органов государственной власти, обучающимся в иностранных учебных заведениях, работающим в международных организациях, банках, фирмах и т.д. на основе контрактов, в случае истечения срока действия паспортов.

Консульская функция по визовым вопросам является одной из традиционных и присуща деятельности консульских учреждений всех государств. Большие полномочия при выдаче виз предоставляются консульским должностным лицам экономически развитых государств, особенно консулам США, которые в ходе беседы с иностранными гражданами единолично определяют возможность выдачи им американской въездной визы.

При выдаче виз консульские учреждения руководствуются нормами Венской конвенции 1963 г., другими многосторонними договорами (например, Шенгенскими соглашениями), двусторонними договорами по визовым вопросам, внутренним законодательством государств (консульские уставы, инструкции по визовым вопросам и т.д.).

Консульская функция по вопросам регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС). При исполнении данной функции консул основывается на нормах, содержащихся в международных договорах, и использует положения внутреннего законодательства представляемого государства. При этом консул учитывает законодательство государства пребывания по вопросам оформления актов гражданского состояния.

Консул выполняет разнообразные нотариальные функции: заверяет доверенности и удостоверяет сделки (за исключением определенной категории), свидетельствует верность копий, подлинность подписей на документах и совершает другие подобные действия. Он также осуществляет такую специфически консульскую функцию, как легализация документов, исходящих как от властей государства пребывания, так и от властей государства, назначившего консула, суть которой сводится к установлению и засвидетельствованию подлинности подписей на документах, компетентности выдавшего, составившего или заверившего их органа и в целом соответствия их законам государства, от которого они исходят. Россия входит в число государств – участников Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 г.

Весьма обширны и многообразны функции консула в области осуществления и развития деловых связей отечественных юридических лиц, действующих в государстве пребывания. Этой стороне консульской деятельности придается особое значение.

Для консульских учреждений, расположенных в портовых городах, важнейшей функцией является оказание содействия судам, плавающим под флагом государства, учредившего консульское учреждение, когда судно находится в порту, внутренних или территориальных либо архипелажных водах государства пребывания. В частности, консул имеет право в любое время посетить судно и при необходимости требовать явки капитана в консульское учреждение. Он может оказывать помощь в оформлении судовых документов; без ущерба для прав властей государства пребывания расследовать происшествия, имевшие место во время плавания; разрешать споры между капитаном и командой, если это предусматривается законом государства флага судна.

Российский консул вправе задержать готовое к выходу в море судно или потребовать его отплытия досрочно. В случае, если судно потерпит аварию, консул принимает меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза. Он также принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза и заверяет своей подписью акт о морском протесте – документ о происшествии (повреждении, гибели судна или груза, спасании, столкновении, загрязнении моря). Акт о морском протесте в случае возникновения спора является одним из доказательств по делу, и до опровержения заинтересованной стороной изложенные в нем данные являются действительными.

Предусмотренные в консульских конвенциях права надзора и инспекции, а также права по оказанию помощи судам и экипажу распространяются mutatis mutandis как на воздушные суда, так и на средства железнодорожного и автомобильного транспорта, суда речного флота представляемого государства.

В функции консула входит оказание содействия и военным кораблям, находящимся в портах и упомянутых выше водах государства пребывания. Российский консул должен оказать такое содействие в вопросах связи с берегом, обеспечения корабля лоцманом и т.п. При необходимости консул должен лично посетить прибывший военный корабль. Он обязан также следить за ходом лечения члена экипажа, если оно производится на берегу, оказывать содействие в случае аварии корабля.

Согласно Венской конвенции 1963 г. и многим двусторонним конвенциям консульское учреждение может выполнять и другие функции, возложенные на него представляемым государством. Речь идет о функциях, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых это государство не возражает, или же которые предусмотрены действующими между государствами договорами.

Положение о Консульском учреждении и Консульский устав РФ в числе основных задач и функций таких учреждений также предусматривают: оказание содействия гражданам России, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и прав на участие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа; принятие необходимых мер но обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа; участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров России с государством пребывания.

Для деятельности российских консульских учреждений в странах СИГ характерно еще одно обстоятельство, состоящее в том, что осуществляемая ими функция защиты распространяется на всю сферу прав и свобод граждан России, находящихся в соответствующей стране. Исторически сложилось так, что консульская служба России оказалась в эпицентре деятельности по преодолению последствий распада СССР. В результате образования на территории его бывших союзных республик независимых государств более 25 млн русского и русскоязычного населения оказалось за пределами границ России. Значительная их часть до сих пор подвергается дискриминации, ущемлению основных прав и свобод.

Представляемое государство может поручить консульскому учреждению выполнение консульских функций в другом государстве или других государствах после их уведомления, если не последует определенно выраженное возражение какого-либо из них. Консульские функции могут выполняться и от имени третьего государства, если государство пребывания не возражает. Например, Договором о Союзе между Россией и Белоруссией предусмотрено, что граждане этого Союза имеют право "на защиту на территории третьего государства, где нет представительства государства – участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства – участника Союза, на тех же условиях, что и граждане этого государства".

В интересах выполнения своих функций консульские должностные лица наделены прерогативой свободно сноситься с гражданами представляемого государства. В свою очередь эти граждане имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консульскими должностными лицами и доступа к ним. При выполнении консульских функций консульские должностные лица вправе обращаться в компетентные местные органы своего консульского округа. Они могут обращаться в компетентные центральные органы, если это допускается законами, правилами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами.

За совершение консульских актов на территории государства пребывания консульское учреждение вправе взимать сборы и пошлины. Их суммы и квитанции об их уплате освобождаются в государстве пребывания от всех налогов, сборов и пошлин.

Венская конвенция 1963 г. предусматривает, что функции консульских работников прекращаются по уведомлении об этом со стороны представляемого государства, по уведомлении со стороны государства пребывания, если оно перестало считать конкретное лицо работником консульского учреждения, по аннулировании экзекватуры.

В случае разрыва консульских отношений, в том числе во время вооруженного конфликта, государство пребывания обязано предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания, и членам их семей время и условия для подготовки к отъезду. В частности, в случае необходимости оно должно предоставить транспортные средства, которые требуются для их семей и для их имущества, кроме приобретенного в государстве пребывания и запрещенного к вывозу на момент отбытия.

При разрыве отношений государство пребывания должно уважать и охранять консульские помещения, архивы и имущество консульского учреждения. Их охрану представляемое государство может вверить третьему государству, приемлемому для государства пребывания. Этому же государству представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан.

Выше уже говорилось, что на Венской конференции по консульскому праву при обсуждении содержания статьи 5 Конвенции, касающейся консульских функций, не возникло разногласий по пункту «в», в котором речь шла о консульский функции выяснения всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни в государстве пребывания и сообщении о них правительству представляемого государства и заинтересованным лицам.

На тот момент (1963 г.) эта формулировка соответствовала праву и практике западных государств, как это следовало из серии заключенных к тому времени двусторонних консульских конвенций . Впрочем и государства Восточной Европы и Советский Союз, если судить по заключенным ими в тот период двусторонним консульским конвенциям, такая формулировка также устраивала.

Как видно, внешнеторговая консульская функция в контексте международного права представляла собой своего рода штрих без расшифровки. Расшифровка тогда была просто невозможна из -за разности позиций государств. Однако, в настоящее время западные государства, прежде всего США, и их ученые, предлагают новации, касающиеся дипломатического и консульского права. Им бы хотелось по максимуму сблизить внешнюю государственную службу с бизнесом. И в своей стране, США например, это практически сделали, разработав вполне эффективные формы и методы организации деятельности государственных органов внешних сношений по содействию внешней торговле. Выразилось это в том, что помимо дипломатической и консульской служб были созданы такие крупные организации как Администрация экономического сотрудничества, Управление международного сотрудничества, Товарно-кредитная корпорация и т.п. Были организованы торговые представительства за рубежом, а в посольствах экономические советники и атташе. В последующем этому последовали другие западные государства. Консульский Устав к примеру США, предписывает консулам следующие виды действий:

1) не допускать нарушений прав американских граждан в вопросах торговли и мореплавания, прав, основанных на международном обычае и праве и договоре;

2) наблюдать, докладывать и, если возможно, пытаться устранить дискриминацию, направленную против сельскохозяйственных, коммерческих и промышленных интересов в других государствах;

3) защищать национальную коммерческую репутацию США.

Консулу воспрещается выступать в качестве арбитра в любых торговых

спорах .

Он должен: отвечать на запросы, касающиеся торговых и иных экономических тем, оказывать прямое содействие американским гражданам и фирмам; поощрять учреждение американских торговых палат и оказывать им поддержку; находясь в США в отпуске или по другим обстоятельствам, он обязан, в соответствии с инструкциями, выступать на торговых прессконференциях.

Доклады консула, которые он представляет в Г осударственный департамент или в другие заинтересованные инстанции, должны основываться на официальной информации в государстве пребывания, так и

на надежных частных источниках.

Из сказанного видно, что Консульский Устав США дает консулу достаточные полномочия для того, чтобы он мог эффективно содействовать

любой коммерческой или иной деятельности американских граждан и юридических лиц.

И хотя международное право настойчиво требует, чтобы любая консульская деятельность не противоречила законам и правилам государства пребывания, официальных американских лиц это никогда не смущало, они поступали так, как это представлялось им нужным. Иначе и быть не могло, поскольку правовая доктрина США отдает приоритет внутреннему американскому закону перед международным правом.

Тогда возникает вопрос: почему, вдруг, сейчас американцы пытаются внести свои порядки в общее международное право? Почему бы им не продолжить и далее поступать так, как они и делали до сих пор?

Ответ можно найти в изменившихся международных обстоятельствах. Известный американский юрист Син. Д. Мерфи в своей работе «Практика США в международном праве» указывает на то, что в современных условиях дипломаты и консулы в исполнении своих функций сталкиваются в государствах пребывания с растущим числом препятствий со стороны

Американцев не устраивает и другое. В последние годы они проиграли ряд дел в Международном Суде ООН, которые они предполагали выиграть. Если бы они полагали иначе, то они бы не согласились на юрисдикцию Суда и дела бы не рассматривались (Суд не может сам инициировать принятие и рассмотрение дел).

Имеются в виду следующие дела:

1) International Court of justice, The Vienna Convention on Consular Relations (Paraguay V. USA), Provisional Measures, Order of 9 April 1998, I. C. J.

2) International Court of Justice, La Grand (Germany v. USA), judgment, I.C.J., Reports 2001, P. 466.

3) International Court of Justice, Avena and Other Mexical Nationals (Mexico v. USA), judgment, I.C.J. Reports 2004, P. 12.

В такой же степени разработаны положения, касающиеся консульских функций по содействию внешней торговле в законодательстве Великобритании. Крупный специалист в сфере консульского права американский юрист Люк Ли в своей работе «Консульское право и практика», переизданной на Западе несколько раз отмечал, что «именно консулы несут на себе основное бремя по содействию экспортной торговле Соединенного Королевства» .

В добавление к тому, что имеет законодательство США в уставных документах, британским консулам предписано: 1) регулярно сообщать об экономических и коммерческих условиях в государствах своего пребывания, обращая особое внимание на местные потребности в определенном виде товаров; 2) помогать экспортерам в преодолении возникающих в процессе торговли трудностей, и прежде всего трудностей, возникающих в результате действий правительственных органов государства пребывания.

В своих докладах в Лондон в Департамент по коммерческим отношениям и экспорту консул дает описание местных фирм с точки зрения их делового опыта, репутации, квалификации, существа их бизнеса. Если фирма (иностранная) предложит свои услуги в качестве агента, вопрос последовательно будет изучен консулом, Департаментом по коммерческим отношениям и экспорту и заинтересованными лицами с английской стороны. Естественно, что во многом решающим будет мнение консула .

Департамент по гарантиям экспортных кредитов может, при необходимости, запросить мнение консула о целесообразности предоставления кредита той или иной фирме или корпорации.

Если местная фирма имеет претензии к английскому контрагенту, консул проверит жалобу и в случае ее обоснованности доложит в департамент по коммерческим отношениям и экспорту. При этом он должен проверить, были ли прямые контакты между сторонами с целью урегулирования возникших проблем.

Консул, как видно, по нормам британских законов погружен в тему внешней торговли довольно глубоко. Но параллельно с ним этими делами занимаются и различные государственные и частные организации. Может возникнуть вопрос: не ведет ли это к дублированию? Ведет. И, тем не менее, этот порядок сохраняется. Сохраняется, прежде всего, потому, что проекты внешнеторговых отношений имеют разные источники информации, совпадение информации в этом случае является гарантией ее истины. А это особенно важно в условиях противоречивой и неустойчивой конъюнктуры рыночных отношений и ценностей.

Если исходить из одного из главных источников консульского права, в частности, из Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, то там нет ничего, касающегося взаимных отношений консульских учреждений и предпринимателей вообще. В то время термин «предприниматель» имел хождение на Западе, но не использовался в СССР, да и в государствах народной демократии Восточной Европы.

В Китае и в государствах, недавно освободившихся от колониального господства западных государств, он пока еще не был в широком ходу. Если же внимательно прочитать статью 5 упомянутой Конвенции - консульские функции, то ей вполне можно дать нужное в данном исследовании толкование. Уже первый пункт «а» этой статьи содержит положение о том, что консульские функции включают в себя обязанность консульского учреждения «защищать в государстве пребывания интересы представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом». А кто такой предприниматель? Это и есть физическое или юридическое лицо, занимающееся частной предпринимательской деятельностью.

Следующий пункт «б» статьи 5 предписывает «содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания...». Как видно, речь здесь идет о сферах деятельности, в которых как раз и задействованы предприниматели.

Получается таким образом, что нет, вроде как, предмета для спора, поскольку нет правовой нормы, воспрещающей консульскому учреждению заниматься оказанием помощи или предоставлением консульской защиты лицам, занятым в частном бизнесе. Но во всем этом всегда был и есть очень существенный нюанс. Дело в том, что с момента появления в Древней Греции (примерно в V веке до н.э.) лиц, избираемых греческими гражданами, живущими за рубежом, опытных и знающих (проксенов), которые могли бы оказать им защиту и помощь в возникающих спорах и конфликтах, считалось, что содействие таких лиц любым коммерческим операциям является обычным делом.

Проходили века, и никто не ставил под сомнение обязанность консульских должностных лиц, направленных на работу заграницу, оказывать коммерсантам всестороннюю помощь.

Однако к XIX веку прогресс мировой и деловой цивилизации, а также развитие капиталистической формации, очень изменили характер общественных отношений. Консульские функции существенно усложнились и в своем существе во многом изменились. Это было вызвано, прежде всего, с тем, что изменилась роль государства. В предшествующие века государство представляло преимущественно интересы феодально -монархической верхушки общества и обреталось оно, в лице своих чиновников, там же - вверху общественной надстройки.

А консулы занимались, скажем, так черновой работой внизу, оказывая поддержку тем, кто создавал материальную основу надстройки. С приходом во власть буржуазии изменился общественный характер государства. Оно «опустилось» к земным делам, втянулось в экономику, стало помогать процессам буржуазной интеграции и деловому сотрудничеству.

И тут обнаружились многие факты, явления и обстоятельства, связанные с работой консулов. Обнаружились они особенно ярко в США, в государстве, где капиталистические отношения развивались наиболее бурно. Государственный секретарь США Э. Ливингстон в столь далеком от нас 1833 году отмечал в Сенате, что «существовавшая система оплаты консульских услуг приводила к ссорам между владельцами судов и консулами, наносила ущерб репутации США и приводила к тому, что он (консул) действует, прежде всего в своих собственных интересах, а не в соответствии со своими обязанностями» . Ливингстон предложил внести изменения в национальное законодательство, по крайней мере, уточнить порядок и ставки за консульское действие и услуги. Сенаторы согласились, но реально ничего делать не стали.

В то же время заметно возрастало число случаев и дел, по которым требовалась помощь консула. Соответственно росли ставки за консульские услуги. И вот наступил момент, когда, как отмечал в своем докладе консульский инспектор Рандольф в 1882 году, американский консул в Лондоне зарабатывал больше, чем Президент США. Причем, по его словам, дело не ограничивалось Лондоном. Рандольф привел множество фактов консульской коррупции, взяточничества и весьма низкой квалификации работников консульской службы .

Поскольку немногим было лучше положение в других государствах, в основном, в европейских, с середины XIX века пошла полоса принятия законов, по которым в консульских вопросах приоритет отдавался штатным, т.е. государственным консулам, определялись меры по повышению их профессионального уровня и нравственных качеств.

С того же времени укрепилась практика, согласно которой в крупные городские мегаполисы стали назначаться только штатные консулы, а в регионы - почетные. Тогда же консулов перестали числить в качестве торговых агентов, хотя в ряде случаев (в той же Австрии с 1848 г.) их ввели в штат министерства торговли.

И, опять-таки, тогда стало набирать силу новое движение: крупные корпорации и торговые фирмы стали организовывать за рубежом собственные представительства. Но даже в этом случае в силу усиления деловой конкуренции корпорациям и фирмам нельзя было обойтись без правового и политического содействия консула. Это объяснялось не только обострением конкуренции, но и тем, что множилось число заключаемых международных договоров, уследить за которыми и понять их, торговым агентам было очень трудно.

А тут еще пошла практика включать в международные договоры положения о режиме наибольшего благоприятствования. Это были положения, по которым стороны предоставляли друг другу тот лучший режим, который получала третья сторона в сношениях с участником этого международного договора. Иначе говоря, корпорация государства «А» поставляла по договору свои товары в корпорацию государства «Б» на определенных условиях. В какой -то момент последняя заключила договор с контрагентом в государстве «В» на более благоприятных условиях. В соответствии с режимом наибольшего благоприятствования такие же условия должна была получить корпорация государства «А». Однако, со всем этим нужно было уметь разобраться и использовать ситуацию к своей выгоде. Лучше, конечно, в этих делах разберется консул, в функции которого входит наблюдение за соблюдением международных договоров, обязанность не допускать дискриминации фирм представляемого государства, предотвращать ущерб, который у этих фирм мог бы возникнуть.

Дела внешние - это зона для предпринимателей довольна опасная, поскольку она сильно политизирована, связана с внутренней политикой иностранного государства. А предприниматели политику не воспринимают и, как правило, не любят. И явление это довольно не новое. Еще в начале XX века профессор Франц Лист отмечал, что «консулы являются постоянными представителями назначающего их государства в его хозяйственных и особенно торгово-политических отношениях к государству, в которое они

назначаются» .

Консул в чужом государстве предпринимателю ценен именно тем, что он осведомлен о политической конъюнктуре в данном государстве. Без знания этой конъюнктуры предпринимателю вряд ли можно и нужно рисковать излишней вовлеченностью в экономическую сферу иностранного государства, заключать договоры с контрагентами по вопросам инвестиций, покупки собственности, размещения вкладов, идти на спекуляции с валютой, драгметаллами и т.п.

В период Франца Листа все это было еще относительно просто, поскольку проще была экономика и политика. Сейчас в обеих этих сферах сложностей прибавилось настолько много, что с ними разбираются многочисленные институты, но и те не всегда могут дать правильный прогноз. Дела европейские, дела в России, как и в СНГ все это очень хорошо подтверждают.

Не менее хорошо место консула во всех этих делах, также в начале XX века, определял другой русский ученый Казанский. Вот что он писал: «Консул должен был внимательно изучить условия отечественного и местного хозяйства и вообще общественной жизни, чтобы указывать своим соотечественникам и своему государству, какие выгоды они могут иметь в данном месте. Как в тех, так и в других отношениях, консул призван не

только исполнять отдельные текущие дела, но и давать общее направление

взаимным отношениям сносящихся государств» .

Более ста лет тому назад было так сказано, но как все это правильно даже для настоящего времени. Особенно это относится к последней фразе цитаты о том, что консул должен давать «общее направление». Должен, конечно, но сейчас этого от него и не требуют. Консул загружен такой массой текущих дел, что ему, как говорится, некогда головы поднять. У консула много времени уходит на оказание содействия огромному числу сограждан, которые сейчас тысячами появляются в его консульском округе. Все это в добавление к тому, что исторически представляло основу деятельности консула - содействие торговле, мореплаванию (в наше время - транспортным связям). Будем помнить и о том, что в своем консульском округе перед местными властями консул является фактическим представителем своего государства.

Что касается предпринимателей, то понятно, что консул всегда и неизбежно им оказывал внимание, что делалось и делается это отнюдь не безвозмездно. У него есть установленный государственный тариф на оказание услуги в сфере торгово-экономической, как и в иных сферах - административной, нотариальной, визовой и т.п.

Из всего сказанного следует выделить основной элемент. Вот как это представлено в работе Ильина Ю.Д. «Основные тенденции развития консульского права»: «Однако основные функции консулов в их классическом понимании заключаются в учете потребностей внешней торговли и принятию необходимых мер по ее стимулированию и развитию. Когда консульская служба теряет связи с внешней торговлей, она превращается в административно-нотариальный придаток дипломатической службы, тем более что одной из целей дипломатической службы также

является содействие развитию внешнеэкономических государственный

связей» .

В общем, автор с таким мнением согласен, но, со своей стороны, следует отметить, консульские учреждения, в лице консульских должностных лиц действительно содействуют развитию внешнеэкономических отношений представляемого государства с государством своего пребывания, но всегда оставалось сложным определить возможности в прямом содействии коммерческим операциям их частных предпринимателей.

В статье 22 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года, как уже отмечалось выше прямо указано: «Консулы, которые занимаются торговлей или осуществляют функции, отличные от тех, которые соответствуют их консульским обязанностям, подчиняются местной юрисдикции по всем своим действиям, которые не относятся к консульской службе» .

Сказано, как видно, коротко и ясно. На Конференции в Вене в 1963 году, выработалась универсальная консульская конвенция, при обсуждении проекта статьи 5 Конвенции никто из участников не настаивал на детализации торговых функций консула. В итоге было записано в самом общем плане, что в консульские функции входит «содействие развитию торговых, экономических... связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции».

Следует обратить внимание, что экономическая и торговая деятельность в данном случае связывалась не с взаимной выгодой, что было бы логичным, а с дружественными отношениями.

Получалось, таким образом, что в качестве общей нормы консульская функция содействия предпринимателям толком не разработана до сих пор. Консульские учреждения в лице консульских должностных лиц (консулов) руководствуются в своей работе в основном внутренними инструкциями, получаемыми от собственного правительства. При этом понимается, что «Консулы выполняют те функции, которые на них возложены их государством без ущерба для законодательства государства, в которой они их

выполняют» .

Против этого понимания никто реально не возражал. В частности, с этим был согласен Подкомитет комиссии Лиги Наций по прогрессивной кодификации международного права . Затем с этим согласилась Комиссия международного права ООН, которая в докладе о работе своей XII сессии определила пять основных консульских функций:

«I. Функции, относящиеся к торговле и судоходству: Защищать и поощрять торговлю между представляемым государством и государством пребывания и способствовать развитию экономических отношений между этими двумя государствами.

II. Функции, относящиеся к защите граждан представляемого государства.

III. Административные функции.

IV. Нотариальные функции.

V. Прочие функции» .

Как видно, КМП отдала торговой функции приоритет.

Примеров разного рода, касающихся деятельности консула по содействию торговле, включая сферу законодательства, можно найти очень много, но размеры данного исследования сделать это не позволяют. Остается констатировать в целом, что к настоящему времени торговая функция отлажена достаточно полно, практика по ее исполнению богатая.

Консульское учреждения, в принципе, содействует торговле, но само ею не занимается в силу своего статуса.

С тем, чтобы это положение сохранялось, как во благо самой консульской службы, так и товарно-промышленных фирм, которые он обслуживает, в конце XIX - начале XX века был создан Институт торговых представителей, обычно подчиненный национальному министерству торговли. Обязанности торговых представителей в том и состоят, чтобы оказывать непосредственно коммерческую поддержку своим фирмам и корпорациям, ведущим деловые операции в государстве пребывания. Этот Институт, кстати, не вызывает возражений в официальных кругах влиятельных государств. Россия и Азербайджан тоже активно используют торговые представительства за рубежом.

В России, в частности в настоящее время имеется 65 торговых представительств в основных развитых государствах мира. Их задачи:

1) представлять государственные интересы за рубежом в сфере экономических отношений и обеспечивать такие интересы;

2) проведение эффективной внешнеэкономической политики государства и содействие развитию торговых и экономических связей России;

3) участие в реализации межгосударственных торгово -экономических соглашений;

4) защита экономических интересов российских экспортеров и импортеров, оказание им всемерного содействия в осуществлении деловых контактов, развитии новых направлений и форм экономического и научно-технического сотрудничества;

5) мониторинг и контроль за исполнением двусторонних соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве;

6) подготовка конъюнктурных материалов о ситуации на товарных рынках, а также информационная и консультативная помощь, содействие в проведении торговых выставок и рекламных компаний.

Не следует забывать, что торговые представительства России и Азербайджана - это органы государства, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на государственном уровне. Это, однако, не означает, что они оказывают помощь и защиту только государственным организациям и представительствам, нет, они являются надежным помощником и частного бизнеса, о чем и свидетельствуют приведенные выше функции торгпредств.

И здесь приходиться сталкиваться с тем, что торгпредства во исполнение своих функций прямо пересекаются с функциями почетных консулов, как они определены в Приказе МИД РФ от 13 октября 1998 г. № 2774, утвердившем Положению о почетном консуле Российской федерации 1998 г. В частности, эти функции определены таким образом: «Почетный консул защищает в своем консульском округе права и интересы Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц. В пределах своей компетенции почетный консул содействует развитию дружественных отношений Российской Федерации с государством пребывания, расширению

экономических, торговых, научных, культурных и иных связей» .

Почетный консул оказывает консультативные и информационные услуги по установлению контактов и развитию бизнес - сотрудничества с партнерами государства пребывания, знакомство с законами, помощь в получении виз, разрешений на работу, вида на жительство. Если были нарушены права и интересы российских граждан и юридических лиц, то почетный консул принимает меры по их восстановлению. Он занимается вопросами опеки и попечительства, делами по наследству, оказывают содействие лицам, задержанным или арестованным, в том числе, организуя их юридическое представительство.

Подобные функции почетного консула определены и в двусторонних консульских конвенциях Российской Федерации с рядом иностранных государств (с Азербайджаном от 6 июня 1996 года, с Казахстаном от 28 марта

1994 года, с Румынией от 4 июля 2003 года), а так же в Соглашениях с Европейским Союзом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации Европейским Союзом и о Реадмиссии от 25 мая 2006 года.

Таким образом, торгово-экономическим делами за рубежом занимаются в разной мере дипломатические представительства, консульские учреждения (штатные и почетные), торговые представительства, а также многочисленные представители влиятельных торгово-промышленных и финансовых корпораций. Это сложная единая система, которая окончательно сложилась в XX веке и убедительно проявила свою эффективность.

Что касается дипломатических представительств и консульских учреждений России и Азербайджана, то они помимо экономической аналитики, предоставляют дипломатическую и консульскую защиту при ее необходимости, включая частные фирмы. Но они не участвуют и не имеют права участвовать непосредственно в торговых операциях, подменяя собой торговые представительства. И не будут они этим заниматься, поскольку их забота - дела государства, а не частных предпринимателей. Данное утверждение, точки зрения международного права, не подлежит никакому сомнению.

Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности, в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др.

Специальные функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся:

  • -- информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;
  • -- информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;
  • -- учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;
  • -- консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;
  • -- паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;
  • -- выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;
  • -- консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;
  • -- выполнение соответствующих действий по истребованию документов;
  • -- охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;
  • -- совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;
  • -- выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть, М., 2005. - с. 311.

Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение.

Международное право допускает также возможность выполнения консулом функций от имени и в интересах третьего государства.

Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.

Для выполнения своих функций консульские представительства располагают определенными средствами.

Очень важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания. Работники консульского учреждения пользуются свободой передвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности Теория международных отношений: Учебное пособие / Цыганков П.А.. - М.; Гардарики, 2004. - с. 364.

В ходе осуществления своей деятельности консульские учреждения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и правила.

Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уважение и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы