Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Конфликт – это конфронтация, возникающая между участниками коммуникативного процесса из-за различий во взглядах, установках, интересах, убеждениях, ценностных ориентирах, целях. Конфликт считается наиболее острым способом урегулирования противостояния. Он заключается в противодействии сторон и часто сопровождается негативными эмоциями, действиями, выходящими за рамки общепринятых норм. Противоборства неизбежны в любых сферах жизнедеятельности. Поэтому необходимо изучить методы разрешения конфликтов, чтобы снизить их деструктивное воздействие и минимизировать риск негативных последствий.

Конфликт интересов

Сфера эскалации конфликтных ситуаций, когда сталкиваются цели противоборствующих сторон, многообразна и отличается содержанием, объектом и предметом отношений. Условия для зарождения конфронтации, вызванной конфликтом интересов, могут быть разными, при этом всегда присутствует несовпадение личных целей и задач организации, компании, где трудится человек.

Конфликт интересов, что это такое?

Конфликтом интересов именуется противоречие, возникающее между персональными интересами индивида и его профессиональными обязанностями, служебными полномочиями. Наличие такого противоречия может повлиять на беспристрастность и непредвзятость при принятии решений, на действие или бездействие при исполнении должностных инструкций, служебных полномочий и профессиональных обязанностей.

Конфликт интересов примеры могут наблюдаться не только при несении должностным лицом государственной службы, но и при работе в частном бизнесе. В этом случае, противостоянием интересов будет называться противоречие, возникающее, когда отдельный индивид или организация в целом работает одновременно в нескольких различных направлениях и задачи этих направлений деятельности расходятся между собой.

Конфликт интересов пример его можно встретить в профессиональной сфере на каждом шагу в ситуациях, когда персональные интересы работника противоречат интересам и целям предприятия, на котором он работает. Ситуации, порождающие конфликт интересов, наблюдаются повсеместно. Они возникают между членами одного класса, участниками семейных взаимоотношений, в группах единомышленников, среди коллег. Конфронтации, основанные на противоборстве целей участников взаимодействия, могут появляться вне зависимости наличия неприязни между индивидами. При любых обстоятельствах, такое явление как конфликт интересов необходимо незамедлительно пресекать, поскольку оно ведет к ущемлению интересов организации в целом.

Кроме того, ситуации конфронтации могут возникать при ограниченности средств для достижения намеченных задач. Избытком интересов вступает в противоречие с дефицитом ресурсов, необходимых для удовлетворения коллективных и персональных потребностей.

Итак, отвечая с правовой точки зрения на вопрос конфликт интересов, что это такое, можно вывести следующее определение.

Конфликт интересов является общепринятым в теории права термином, который обозначает ситуацию, когда один индивид одновременно может иметь два несовместимых интереса. При этом один интерес будет защищаемым, а удовлетворение другого интереса может причинить ущерб защищаемому интересу. К защищаемым интересам относятся интересы частного порядка и публичные, которые включают потребности неограниченного круга отдельной категории приватных лиц (акционеры, инвесторы). В правовой доктрине описываемая концепция сегодня получила широкое распространение.

В целом конфликту интересов в области предпринимательства присуще наличие трех объективных составляющих: двойственность потребностей, крупный ущерб, неправомерный поступок или его сокрытие и объективная связь между ними.

Обычно конфликт интересов возникает:

— как личное противостояние интересов и как организационное противоборство интересов;

— в ситуации, когда персональные интересы индивида, такие как: частные финансовые активы и профессиональные взаимоотношения вне организации, вступают в мнимую или реальную конфронтацию с выполняемыми им служебными обязанностями, называется личным конфликтом интересов. Организационный конфликт наступает, когда: организация из-за иных видов деятельности не в состоянии предоставлять услуги объективно;

— беспристрастность организации нарушается либо может быть нарушена при выполнении обязательств, возложенных на нее;

— появляются у этой организации чрезмерно большие конкурентные преимущества.

Конфликт интересов пример можно привести следующий. Несовместимость интересов чаще всего наблюдается на государственной службе, когда индивид, обязанностью которого является принятие решений об использовании бюджетных средств, имеет какие-либо взаимоотношения с фирмой, предприятием, организацией, являющейся одним из номинантов на получение таких средств в случае проведения конкурсных торгов.

Урегулирование конфликта интересов считается одной из первостепенных задач антикоррупционных механизмов и одновременно с этим, средством обеспечения надлежащего протекания служебных правоотношений.

Сегодня при создании модели внутрикорпоративного поведения многие коммерческие предприятия включают в нее описание возможных конфликтов потребностей и способы их предотвращения. Среди наиболее часто встречающихся потенциальных ситуаций конфронтации можно выделить следующие:

— разглашение конкурирующим (заинтересованным) фирмам, компаниям конфиденциальной корпоративной информации;

— использование возможностей, которые предоставляет организации, в ущерб этой организации ради осуществления собственных целей и интересов;

— принятие займов и презентов от клиентов либо поставщиков, что ведет к появлению определенных обязательств, противоречащих задачам и потребностям организации;

— связь с конкурирующими компаниями, клиентами либо поставщиками с целью получения выгоды для собственной персоны или близких.

Особое внимание необходимо обратить на урегулирование конфликта интересов, рождающегося на государственной службе в зарубежных странах. Мировая практика рассматривает такие противоречия в трех формах: непотизма, кронизма и встроенного лоббизма.

Непотизм заключается в предоставлении постов и должностей особам, с которыми наниматель пребывает в родственных связях и взаимоотношениях.

Кронизм обнаруживается в назначении государственными служащими на высшие государственные посты своих приятелей, интимных партнеров или бизнес коллег. Встроенный лоббизм наблюдается, когда представитель частного предпринимательства получает должность в той области государственной службы, в которой он осуществляет свой бизнес.

Разрешение конфликтов

Психологи и конфликтологи, работающие в области нахождения решений по урегулированию ситуаций конфронтаций предлагают следующие методы разрешения конфликтов.

В первый черед, они рекомендуют удержаться от продолжения противостояния. Теоретики в области конфликтологии советуют предпочесть открытое соревнование конфронтации. В соответствии с предварительной договоренностью, победителю такого соревнования отдается объект конфликта, а проигравшей стороне приходится добровольно отказаться от обладания объектом противостояния. Данный вариант считается одним из наиболее приемлемых.

Можно добровольно уступить предмет спора. Этот способ более эффективен при разрешении личных конфликтов, поскольку в масштабе организации подобные действия могут привести к серьезным финансовым убыткам.

Наиболее эффективный способом считается нахождение компромисса. Лучше приложить усилия для поиска компромисса, нежели тратить силы на ругань. Этот способ актуален, когда участвующие в противостоянии стороны обладают ресурсами, временем и желанием найти оптимальное решение, удовлетворяющее потребности всех оппонентов, в результате которого будут исчерпаны все противоречия.

Отдельно следует выделить способы урегулирования конфликтов интересов, обусловленных службой в государственных органах. Таких методов выделяют четыре: превентивный, метод раскрытия информации, добровольный отказ, мониторинг.

Превентивный метод заключается в предотвращении зарождения ситуации противостояния интересов. Этот способ считается наиболее самый эффективный с точки зрения борьбы с коррупцией. Примером описываемого метода может служить отказ чиновника, назначенного на должность, от части в капитале предприятия.

Метод раскрытие информации предполагает финансовый контроль. Все государственные служащие обязаны ежегодно декларировать доходы и имущество, находящиеся в их частной собственности.

Добровольное отречение от участия в процедуре принятия решения, которое связано с появлением конфликтов интересов. К таким действиям могут вынудить государственного служащего нравственные воззрения, профессиональная этика, действующее законодательство.

В системе государственных органов специально уполномоченными организациями, направленными на борьбу с коррупционными деяниями, проводится мониторинг. Такие организации следят за соблюдением предписаний законодательной базы, требований к поведению должностного лица и разрешением конфликтов интересов.

Грамотное и своевременное урегулирование конфликтов является залогом психического здоровья людей, поскольку любые конфронтации порождают противоречия, раздвоенность, дисгармонию в коллективе. При этом конфликты являются также необходимым условием сплочения коллектива и выведения его на качественно новый виток развития.

Умение управлять конфликтами считается важным навыком для преуспевающего руководителя. Ведь, как говорится, незнание аспектов регулирования конфликтов в коллективе не освобождает начальство от ответственности.

Конфронтации в организациях классифицируются по направленности и бывают горизонтальными, вертикальными и смешанными.

Горизонтальные конфликты вызываются конкуренцией и сравнением. Вертикальные – наблюдаются между индивидами, находящимися в подчинении, то есть между начальством и подчиненными. Смешанные конфронтации соответственно – это вертикальное и горизонтальное противоборство одновременно.

Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным, внутри коллектива возможно при условии:

— признания факта существования ситуации конфронтации, наличие противоборствующего участника и его претензий;

— отчетливого представления о содержании противоречивых интересов;

— подготовки оппонентов к принятию конкретных общих норм поведения.

Для каждого руководителя, если он заботится о процветании своей организации, очень важно, чтобы в коллективе психологический климат оказывал благотворное воздействие на характер и качество коллективной деятельности работников.

Сегодня одним из главных условий плодотворной деятельности руководителя считается его социально-психологическая осведомленность, составляющей которой выступает конфликтологическая подготовленность и компетентность.

Конфликтологическая компетентность, грамотное и эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным, внутри коллектива включает в себя:

— осознание природы столкновений, разногласий, конфликтов между субъектами;

— выработка у себя и работников конструктивного отношения к противоречиям в организации;

— владение навыками неконфликтного коммуникативного взаимодействия в сложных ситуациях;

— умение анализировать и объяснять зарождающиеся проблемные ситуации;

— умение развивать полезные начала возникающих противоборств;

— наличие навыков управления явлениями конфронтаций;

— умение предвосхитить возможные следствия конфликтов;

— наличие навыков ликвидации негативных следствий противоречий;

— умение конструктивно регулировать столкновения, ссоры, споры и конфликты.

Урегулирование конфликтов вынуждает руководителей выступать третьей стороной. Другими словами, начальник является посредником, который стремится восстановить в коллективе психологический баланс. Деятельность руководителя в качестве посредника включает в себя оценку и проведения анализа ситуации, а также непосредственно урегулирование конфликта.

Анализ и оценка ситуации конфронтации заключается в получении информации о предмете столкновения, сбор сведений о нем, изучение получен данных, проверку их достоверности, разбор конфликтной ситуации.

Процесс разрешения противоречий включает выбор средств для урегулирования, типа посредничества, воплощение выбранного метода, уточнение данных и принимаемых решений, снижение или снятие послеконфликтной напряженности во взаимоотношениях оппонентов, разбор опыта управления конфликтом.

Однако сегодня наиболее остро встает проблема не разрешения конфликтов в профессиональной сфере, а умение урегулировать разногласия, возникающие в подростковой среде.

Много лет психологи, социологи изучают проблемы пубертатного периода, но по сей день есть множество неразрешенных вопросов. Подростковый возраст считается самым конфликтным и особо чувствительным возрастом. Дети, достигая пубертатного периода, пытаются жить обособленно от взрослых, они создают особую субкультуру, которая основывается на определенных нормах, моральных установках, убеждениях. Она характеризуется специфическими формами поведения, неординарной одеждой, своеобразным языком, оригинальной символикой, атрибутами и ритуалами. Эта субкультура непонятна взрослым, которые считают подростков детьми, неспособными принимать самостоятельные решения, иметь серьезные чувства. Непонимание взрослых является одной из ключевых составляющих разногласий в подростковой среде.

Конфликты играют значимую роль в образовании новых качеств характера и в личностной трансформации.

Конфликтное взаимодействие в пубертатном периоде происходит в трех направлениях: подросток – подросток, подросток – родители и подросток – учителя.

В среде подростков конфликтное взаимодействие базируется на противоборстве, целью которого является лидерство. Здесь основными факторами конфликтного поведенческого стиля выступают статус, уровень притязаний () и .

Противоречия между значимыми взрослыми (родителями) и детьми подросткового возраста обусловлены изъянами в воспитании, деструктивностью внутрисемейных взаимоотношений, индивидуально-психологическими трансформациями в развитии детей. Конфликтный поведенческий стиль у подростков наблюдается тогда, когда взрослые не учитывают их возрастные изменения, индивидуальные особенности, когда не меняется содержание и форма коммуникативного взаимодействия взрослых.

Педагогические конфликты характеризуются особенностями, связанными со спецификой учебного процесса, отличиями в возрасте и статусе сторон.

Пример конфликта и его решение в школе. Ученица старшей школы характеризуется плохой успеваемостью, она груба и агрессивна во взаимодействии с педагогом. На уроке школьница мешает одноклассникам выполнять задания учителя, бросает в детей бумажки, на замечания педагога не реагирует.

Конструктивным решением описанной проблемы будет следующее. После игнорирования замечаний учителя девочкой, педагог мог выйти из сложившегося положения, сказав в ее адрес что-нибудь ироничное. Например, «Ольга сегодня с утра мало овсянки съела, поэтому дальность и меткость броска страдает, последняя бумажка не долетела до Пети». После этих слов можно продолжать дальше спокойно вести урок дальше. По окончанию урока необходимо обговорить с ребенком сложившуюся ситуацию, продемонстрировать девочке понимание, свое доброжелательное отношение и желание помочь. На последующих уроках рекомендуется этой ученице уделять больше внимания, поощрять ее ответы похвалой, доверять ответственные поручения.

Таким образом, можно вывести единый алгоритм конструктивного разрешения школьных конфликтов:

— в первый черед, необходимо соблюдать спокойствие;

— во-вторых, следует проанализировать ситуации без превратности;

— в-третьих, важно соблюдать открытый диалог между оппонентами, уметь выслушать противоборствующую сторону, спокойно изложить собственную точку зрения на возникшую проблему;

— в-четвертых, нужно обнаружить общие цели и методы решения проблемы, которые позволят прийти к этим целям;

— в-пятых, следует обязательно подвести итоги, позволяющие в дальнейшем избежать подобных столкновений.

Разрешение конфликтов в подростковом возрасте можно достичь тремя способами: подавлением, уступками (компромисс) и сотрудничеством.

Вопреки расхожим мнениям разрешение подростковых конфликтов при помощи подавления не всегда так плохо. Например, в сложных экстремальных ситуациях. Подавление заключается в возложении ответственности на собственные плечи в положительном его значении. Однако злоупотребление этим стилем управления конфликтами ведет к развитию подчинения из-за , озлобленности, скрытности, неспособности принимать решения.

Компромиссный способ урегулирования конфликтного процесса, заключается во взаимно направленных уступках.

Способ разрешение разногласий при помощи сотрудничества основывается на взаимном уважении сторон, коммуникативности и принятии конструктивных решений.

Разрешение конфликтов также в подростковом возрасте можно достигнуть и при помощи нижеприведенных приемов:

— творческого подхода (превращение проблемы в потенциальную возможность для себя);

— оптимального самоутверждения, заключающегося в нападении на конкретную проблему, а не на индивида;

— управления эмоциями;

— распознавания личностных установок, являющихся помехой к беспристрастному взгляду на предмет столкновения;

— выработки альтернатив;

— эффективного планирования, разработки вариантов стратегий (переговоры);

— посредничества.

Решение конфликта

Как бы люди не стремились избежать столкновений в ежедневном бытие, это невозможно. Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. А потому, нужно изучать механизмы возникновения противоречий, знать возможные направления протекания и развития конфронтаций, а также владеть способами их предотвращения и решения.

Выбор способа предупреждения и управления противостоянием обусловлен эмоциональной устойчивостью личности, имеющихся доступных средств защиты собственных интересов, объема располагаемых полномочий и ряда других факторов.

Кроме того, нужно понимать, что от выбранного способа разрешения противоречий зависят, какими будут последствия конфликтов.

Пример конфликта и его решение в семейных взаимоотношениях. В семье молодоженов, проживающей на территории родителей одной из сторон, возникает между супругами конфликт из-за разногласий по поводу ведения быта: мужчина убежден, что всю домашнюю работу должна выполнять супруга по причине того, что она женщина. Супруга, в свой черед, считает, что ведением быта должны заниматься оба партнера в зависимости от загруженности на работе и наличии свободного времени. Если супруги выберут деструктивную модель поведения в столкновении, то в противостояние вовлекутся еще и родители, проживающие вместе с ними, вследствие чего конфликт может достичь таких масштабов, когда разрешить его без потерь будет невозможно.

Конструктивное решение конфликта возможно при соблюдении нижеприведенного универсального алгоритма. Первым шагом по урегулирования насущного проблемного вопроса будет установление доверительной атмосферы, которая располагает к сотрудничеству. Другими словами, если жена начнет разговор с крика или упреков, конструктивно разрешить противоречие вряд ли удастся. Следующий этап – это согласование восприятия оппонентов. Здесь одной из противоборствующих сторон необходимо согласиться с аргументами другой, хотя бы частично. В противном случае другая сторона не захочет слушать аргументы оппонента. Согласие, пусть даже частичное, снизит стремление противоборствующей стороны доказывать собственную правоту и повысит ее желание выслушать собеседника. После того, как обе конфликтующие стороны выслушали аргументы друг друга и частично с ними согласились, можно переходить к следующему этапу – согласованию интересов оппонентов (поиск компромисса). Четвертый этап – это принятие решений, направленных на урегулирование конфликта и учитывающих интересы обоих участников. В этом случае, необходимо произвести разделение ежедневных бытовых обязанностей между супругами либо разделить домашние дела по дням недели. Последний шаг – это реализация, достигнутых договоренностей.

В первую очередь давайте разберемся, о чем идет речь.

Говоря о конфликте интересов, мы подразумеваем обстоятельства, при которых соображения частной выгоды человека влияют на принимаемые им решения, что в результате часто вредит интересам работодателя.

Конфликт интересов можно классифицировать по виду субъектов:

  1. Организационный - случается, когда субъектами конфликта интересов выступают организации различных видов собственности, государственной или частной.
  2. Личный - характерен для ситуаций, когда частные интересы человека (сотрудника компании) вступают в противоречие с интересами организации-работодателя и связаны с выполнением сотрудником своих служебных обязанностей.

С точки зрения кадрового специалиста стоит рассмотреть второй тип конфликта интересов.

В каких ситуациях возможен конфликт интересов?

  • Закупочная деятельность.

Сюда можно отнести ситуации, когда в качестве закупщика и поставщика выступают родственники.

В качестве иллюстрации данного пункта можно привести ситуацию с закупками товаров для нужд организации, когда представителями заказчика и поставщика являются родственники, например, отец и сын. Организация-заказчик заинтересована в приобретении нужных ей товаров по минимальной цене, а ее закупщик, совместно со своим родственником - представителем поставщика, заинтересованы в получении личной прибыли за счет неосновательного обогащения, путем значительного завышения закупочной цены.

  • Участие работника в принятии решений, способных принести какую-либо выгоду связанным с ним лицам.

Например, выдача сотрудником банка кредита своему родственнику или знакомому.

  • Работа родственников в прямом подчинении.

Как пример можно привести установление необоснованно высокого размера заработной платы родственнику в подчинении или ненадлежащее выполнение контрольных функций в отношении родственника - подчиненного.

  • Работа в конкурирующих организациях.

Работа связанных между собой лиц в конкурирующих организациях потенциально может спровоцировать злоупотребление должностным положением одного лица в пользу компании, где трудоустроено другое лицо. Например, в виде передачи информации, относящейся к коммерческой тайне.

НАПРИМЕР

Несколько лет назад к специалистам по кадровой безопасности обратился господин Иванов, собственник компании «Андрон» (в целях сохранения конфиденциальности все названия компаний и фамилии людей, упоминаемых в данной статье, изменены), с просьбой разобраться с беспокоящей его проблемой. Основной деятельностью компании являлись оптовые продажи автокомпонентов напрямую от заводов-изготовителей.

С его слов, в последние полгода выручка компании резко и значительно уменьшилась, при сохранении того же объема реализации товаров. Данный факт навел Иванова на мысли о наличии злоупотреблений со стороны наемного персонала компании.

В ходе проведения мероприятий по изучению сложившейся ситуации удалось выяснить следующее. При непосредственном участии господина Петрова, директора компании «Андрон», и одного из его родственников, на имя которого была зарегистрирована компания с таким же видом деятельности, была реализована противоправная схема по выводу средств из компании «Андрон».

Используя непрозрачную схему скидок и бонусов для клиентов, Петров «продавал» компании своего родственника товары практически по закупочной цене, а те, в свою очередь, продавали их, уже по рыночным расценкам, клиентам всё того же «Андрона», лишая таким образом фирму Иванова значительной доли прибыли.

В данном примере мы видим классический вариант конфликта интересов, когда личный корыстный интерес директора компании идет вразрез с интересами самой фирмы и ее учредителя.

Какие меры может предпринять кадровик?

    На этапе трудоустройства:

  • сбор информации о родственных связях кандидата на вакантную должность, в том числе о местах работы родственников (на этапе заполнения анкеты соискателя и собеседования);
  • сбор информации о дружеских связях кандидата путем изучения социальных сетей - например, о наличии среди знакомых кандидата сотрудников конкурирующих организаций;
  • проверка кандидата на наличие зарегистрированных на его имя юридических лиц или ИП. Особое внимание следует обратить на случаи, когда вид деятельности такой компании совпадает или близок к вашему. Проверку возможно осуществить путем получения доступа к онлайн сервисам по предоставлению информации из ЕГРЮЛ, например - с помощью сервиса компании Интегрум;

2. В период работы сотрудника:

  • регулярная проверка сотрудников на появление зарегистрированных на их имя юридических лиц или ИП. Таким же образом, что и на этапе трудоустройства;
  • выявление фактов трудоустройства связанных с сотрудниками лиц в компании-контрагенты вашего работодателя. Возможно путем изучения профилей указанных лиц в социальных сетях.

В заключение хочется сказать, что в настоящее время вопросу конфликта интересов при трудоустройстве кандидата и в процессе его дальнейшей работы в российских компаниях уделяется недостаточно внимания. В результате чего российский бизнес продолжает нести финансовые потери, которые мог бы легко свести к минимуму.

Конфликты интересов на государственной службе - это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.

Понятие конфликта

Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.

В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:

  • Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
  • Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
  • Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать и влиять на ход развития указанного конфликта.

Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.

Что такое конфликт интересов?

Понятие «конфликт интересов на государственной службе» невозможно рассмотреть без трактовки термина «конфликт интересов». Под этим понятием подразумевается ситуация, при котором личная заинтересованность служащего государственного типа может прямо или косвенно влиять на соотвествующее выполнение им своих обязанностей.

Достаточно часто подобная процедура сопровождается тем, что возникает противоречивая ситуация между личной заинтересованностью лица и законами организации, общества или государства. Конфликт интересов на государственной также приводит к тому, что появляются ситуации, при которых может быть нанесен вред законным правам и интересам государства, конкретных организаций или граждан.

Понятие личной заинтересованности

Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на Примеры личной заинтересованности - это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.

Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Уведомление о возможном конфликте интересов является основной функцией государственного служащего. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе лежит на ответственности служащего, и если им не было принято каких-либо мер в данном направлении, то это рассматривается как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

Расследованием ситуации, в ходе которой государственным служащим не было принято каких-либо мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, занимается специальное подразделение кадровой службы, которое отвечает за профилактику правонарушений в органах исполнительной власти и профилактику коррупционных ситуаций. Существует несколько типов процедур, где возникает конфликт интересов на государственной службе. Примеры демонстрируют, что каждая подобная ситуация имеет свои меры предотвращения и способы урегулирования конфликта.

Конфликт интересов, связанный с конкретными функциями служащего

При наличии ситуации личной заинтересованности государственный служащий обязан предоставить сведения об этом нанимателю в письменной форме. В таком случае конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, урегулирование которых осуществляет наниматель.

При наличии подобного конфликта наниматель должен отстранить сотрудника от тех конкретных функций, которые приводят к наличию ситуации, где замешаны друзья, родственники или другие лица, с которыми в той или иной степени связан служащий. Например, если государственный служащий находится в комиссии конкурса, где один из кандидатов является его родственником, наниматель должен заменить данного сотрудника другим лицом.

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы

Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов. В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами

В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.

Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство. Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации. До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков

Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.

В случае если руководитель государственной организации узнал о том, что служащий или один из его родственников получил подарок, он должен провести расследование и узнать, насколько этот подарок был связан с выполнением служащим своих государственных обязанностей. Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в этом случае имеет две формы. Если наниматель выяснил, что полученный подарок напрямую связан с функциями и обязанностями служащего, в отношении данного лица должны быть осуществлены меры дисциплинарного характера. Мера наказания зависит от тяжести коррупционного правонарушения, его размеров и обязательств, при которых появился конфликт интересов. Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает. Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.

Конфликты интересов, которые связаны с характера и имущественными обязательствами

При наличии у служащего или его родственников каких-либо имущественных обязательств или судебных разбирательств рекомендуется урегулировать данные проблемы самым оперативном образом. Если в силу определенных причин это невозможно, служащий должен уведомить об этом своего начальника.

Наниматель в этом случае должен отстранить служащего от выполнения его обязанностей до того момента, когда все имущественные и судебные ситуации будут урегулированы. Аналогичные действия наниматель выполняет в том случае, если указанные обязанности имеют друзья и родственники служащего.

Конфликты интересов, связанные с трудоустройством

Если в процессе выполнения своих обязанностей и функций государственный служащий столкнулся с организацией, в которой он работал в качестве руководителя, служащего, ему необходимо уведомить об этом своего нанимателя в письменной форме.

Руководитель организации должен оценить ситуацию и решить, будут ли предыдущие рабочие взаимоотношения служащего влиять на выполнение его обязанностей. Если такая ситуация вероятна, то на момент данного процесса государственный служащий должен быть отстранен от своих обязанностей.

Процессы, связанные с нарушениями служащим запретов

В соответствии с законодательством государственному служащему без разрешения нанимателя запрещено делать следующее:

  • Принимать награды и звания от международных организаций, политических партий и других организаций.
  • Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется за счет иностранных государств или международных организаций.
  • характера или служебную информацию.

Если нанимателю стало известно о том, что государственный служащий нарушил один или несколько из указанных запретов, он должен рассмотреть вопрос о применении по отношению к данному служащему мер дисциплинарного характера. Это зависит от тяжести и размера коррупционного правонарушения, а также от обстоятельств, при которых оно было совершено.

Конфликты интересов на государственной службе - это особый тип конфликтов, которые возникают между наличием у государственного служащего личной заинтересованности и выполнением им его функций и обязанностей. Разные типы подобных конфликтов требуют особых мер предосторожности при урегулировании.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2-3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 4, апрель 2012

в электронном виде

Рубрики в номере

Управление конфликтами интересов как элемент кадровой политики

Рубрика «Трудовое законодательство»

Р.В. Киеня, начальник отдела комплексных ревизий и координации работ по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений контрольно-ревизионного управления Министерства промышленности Республики Беларусь

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Как правило, под конфликтом интересов понимается противоречие (столкновение) между личными (частными) интересами должностного лица и публичными (общественно-правовыми) интересами, когда есть основания полагать, что должностное лицо уже не в состоянии действовать объективно и беспристрастно, а оказывается под влиянием личных интересов, которые могут стать причиной принятия им решений или совершения других действий по службе, нарушающих права и законные интересы других граждан, организаций, общества, государства.

В правоприменительной практике выделяют два вида конфликтов интересов - реальный и потенциальный.

Реальный конфликт интересов возникает в ситуации, когда должностное лицо фактически выполняет служебные обязанности, которые находятся в сфере влияния его личных интересов.

Потенциальный конфликт интересов - это ситуация, когда должностное лицо в случае выполнения в будущем определенных служебных обязанностей может оказаться под влиянием личных интересов, что приведет к возникновению реального конфликта интересов.

Ситуации, при которых должностное лицо под влиянием личных интересов ненадлежащим образом выполнило свои служебные обязанности, следует рассматривать уже не как конфликт интересов, а как состоявшийся факт неправомерного поведения, злоупотребления служебными полномочиями или даже коррупции.

Конфликты интересов могут присутствовать в деятельности любых должностных лиц, однако на законодательном уровне регулированию чаще всего подвергаются механизмы управления конфликтами интересов, с которыми сталкиваются государственные служащие и другие лица, уполномоченные на выполнение государственных функций.

Управление конфликтами интересов в организациях частного сектора экономики, как правило, осуществляется в порядке, предусмотренном локальными нормативными правовыми актами этих организаций, в том числе кодексами профессиональной этики.

Согласно абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» в редакции от 22 декабря 2011 г. (далее - Закон о борьбе с коррупцией) конфликт интересов - это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Таким образом, законодатель установил правовое регулирование лишь тех конфликтов интересов, которые возникают в деятельности государственных должностных лиц. Кроме того, к конфликтам интересов он отнес ситуации, когда на государственное должностное лицо влияют или могут повлиять не только его личные интересы, но и личные интересы его супруга (супруги), близких родственников или свойственников.

Государственными должностными лицами являются:

– Президент Республики Беларусь;

– депутаты Палаты представителей;

– члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;

– иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе;

– лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %;

– иные лица, перечисленные в абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией.

Одним из наиболее спорных по содержанию является термин «личные интересы», который фактически выступает синонимом термина «личная заинтересованность».

В Законе о борьбе с коррупцией личные инте­ресы отнесены к категории внеслужебных интересов.

В некоторых нормативных правовых актах Республики Беларусь используются понятия «имущественный и иной личный интерес» и «корыстная и иная личная заинтересованность».

Отсюда следует, что личные интересы включают в себя как имущественные, так и неимущественные интересы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (135), апрель 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Новости

2 ноября 2017, 14:00

2 ноября 2017, 8:07

Всем некурящим сотрудникам решено добавлять 6 дней оплачиваемого отпуска.

Конфликты интересов на государственной службе — это. Урегулирование конфликта интересов на государственной службе

Конфликты интересов на государственной службе – это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.

Понятие конфликта

Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.

В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:

  • Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
  • Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
  • Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход развития указанного конфликта.

Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.

Что такое конфликт интересов?

Понятие «конфликт интересов на государственной службе» невозможно рассмотреть без трактовки термина «конфликт интересов». Под этим понятием подразумевается ситуация, при котором личная заинтересованность служащего государственного типа может прямо или косвенно влиять на соотвествующее выполнение им своих обязанностей.

Достаточно часто подобная процедура сопровождается тем, что возникает противоречивая ситуация между личной заинтересованностью лица и законами организации, общества или государства. Конфликт интересов на государственной гражданской службе также приводит к тому, что появляются ситуации, при которых может быть нанесен вред законным правам и интересам государства, конкретных организаций или граждан.

Понятие личной заинтересованности

Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на государственной службе. Примеры личной заинтересованности – это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.

Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Уведомление о возможном конфликте интересов является основной функцией государственного служащего. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе лежит на ответственности служащего, и если им не было принято каких-либо мер в данном направлении, то это рассматривается как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

Расследованием ситуации, в ходе которой государственным служащим не было принято каких-либо мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, занимается специальное подразделение кадровой службы, которое отвечает за профилактику правонарушений в органах исполнительной власти и профилактику коррупционных ситуаций. Существует несколько типов процедур, где возникает конфликт интересов на государственной службе. Примеры демонстрируют, что каждая подобная ситуация имеет свои меры предотвращения и способы урегулирования конфликта.

Конфликт интересов, связанный с конкретными функциями служащего

При наличии ситуации личной заинтересованности государственный служащий обязан предоставить сведения об этом нанимателю в письменной форме. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, урегулирование которых осуществляет наниматель.

При наличии подобного конфликта наниматель должен отстранить сотрудника от тех конкретных функций, которые приводят к наличию ситуации, где замешаны друзья, родственники или другие лица, с которыми в той или иной степени связан служащий. Например, если государственный служащий находится в комиссии конкурса, где один из кандидатов является его родственником, наниматель должен заменить данного сотрудника другим лицом.

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы

Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов. В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами

В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.

Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство. Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации. До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

обращение гражданина, замещавшего должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

в) представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также анонимные обращения, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

а) в 3-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации;

б) организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;

в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии, и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.

Заседание комиссии проводится в присутствии фигуранта. При наличии его письменной просьбы проводится в его отсутствие. В случае неявки фигуранта рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие государственного служащего.

Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы комиссии.

По итогам рассмотрения вопроса, о достоверности сведений комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, являются достоверными и полными;

б) установить, что сведения, являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

По итогам рассмотрения вопроса, о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) установить, что государственный служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов;

б) установить, что не соблюдал. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать государственному служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к государственному служащему конкретную меру ответственности.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Памятка для служащих Генпрокуратуры России «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАМЯТКА ДЛЯ СЛУЖАЩИХ

ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ — это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родственники, друзья, знакомые и т.д.).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

Конфликт интересов – явление, которое встречается повсеместно. Такие ситуации возникают между учениками одного класса, между членами семьи, в сообществах единомышленников и среди сотрудников одной организации. Они могут возникать вне зависимости от того, испытывают ли люди друг к другу личную неприязнь или это чисто профессиональное соперничество. В любом случае, это явление необходимо пресекать, так как конфликт интересов может привести к ущемлению интересов всей компании или организации.

В частном бизнесе и государственных организациях конфликты интересов происходят часто и их довольно трудно скрыть или исчерпать оперативно. Из-за этого появился даже Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции», согласно которому конфликт интересов трактуется как «…ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность государственного или муниципального служащего может оказать влияние или уже влияет на исполнение служебных обязанностей…».

В большинстве случаев конфликты такого рода возникают на почве заинтересованности сотрудником в получении материальной выгоды непосредственно для себя либо для третьих лиц, с которыми работник связан какими-либо финансовыми обязательствами.

Формы и признаки конфликта интересов

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – «столкновение». В определенный момент двое или больше членов одной группы или сообщества начинают претендовать на один и тот же объект, в результате чего зоны интересов каждого из участников конфликта пересекаются. Конфликт интересов может быть личным и организационным:

При личном конфликте выполнение человеком его служебных обязанностей каким-либо образом вступает в противоречие с его личными интересами. Пример такой ситуации – желание сотрудника уйти с работы строго по окончании рабочего дня, а при возможности даже раньше, так как на вечер у него есть личные планы;

При организационном конфликте собственные выгоды защищает уже целое частное , которое также в силу противоречия со своими интересами отказывается или пытается отказаться от предоставления своих услуг государству.

Конфликт интересов может возникать в случае, если объект конфликта никак нельзя поделить между двумя претендующими на него сторонами. При этом ни одна их сторон не желает искать компромиссы и уступать другой.

Как разрешить ситуацию

Психологи, работающие над проблемой разрешений конфликта интересов, предлагают пять способов сгладить или вовсе устранить ситуацию:

Не продолжать конфликт, а устроить открытое соревнование, победитель которого становится обладателем объекта конфликта, а проигравшая сторона согласно заранее составленной договоренности – от объекта официально отказаться. Наиболее приемлемый вариант.

Уступить объект спора и препираний. Данный способ больше подходит для решения личных конфликтов, так как на более глобальном уровне подобные действия приводят к серьезным финансовым потерям компании.

Потратить силы и время на поиск компромисса – самый эффективный способ. Он действует в тех случаях, когда обе стороны имеют время, ресурсы и желание найти устраивающее всех решение, в результате которого противоречия будут исчерпаны

Попробуйте не начинать спор, если урегулировать конфликт мирно или решить его по обоюдному согласию, невозможно. Но это не всегда возможно, так как перспективный анализ ситуации иногда трудно реализовать. Хороший пример – отказ сотрудника, получившего назначение на руководящий пост, от доли материального дохода, за обладание которым непременно начинается соперничество.

Договорится о сотрудничестве, в результате которого объект конфликта интересов все стороны смогут разделить.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы