Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Закон № 25-ФЗ определяет, что должность муниципальной службы – должность в органе МСУ, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа МСУ, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Каждый субъект РФ своим законом утверждает реестр должностей муниципальной службы в субъекте (см. приложение к Закону Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»). Далее в соответствии с этим Законом должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами. При составлении и утверждении штатного расписания органа МСУ, аппарата избирательной комиссии используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ.

Указанный реестр представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам МСУ, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Закон № 25-ФЗ содержит классификацию должностей муниципальной службы. Они подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

Развивая положения федерального законодательства, акты субъектов РФ и муниципальных образований включают в группу высших должностей муниципальной службы первого заместителя и заместителей главы МО, главу местной администрации, не являющегося главой МО и занимающего должность по контракту, первого заместителя и заместителей главы местной администрации, руководителя контрольного органа, глав территориальных администраций. По уровню к ним приравнивается председатель избирательной комиссии МО, хотя это муниципальная должность, а не должность муниципальной службы.

Группу главных должностей составляют руководители комитетов, департаментов и тому подобных самостоятельных структурных подразделений органов МСУ.

Группа ведущих должностей состоит из советников, помощников глав муниципального образования и местной администрации, их пресс-секретарей и референтов, а также руководителей отделов, управлений в составе комитетов и департаментов, главного бухгалтера, его заместителей и др.

Группа старших должностей включает начальника сектора, службы, группы, бюро в составе департамента, комитета, главных и ведущих специалистов администрации, юрисконсультов, заместителя руководителя территориального отделения администрации муниципального образования, системного администратора ГАС «Выборы» МО.


К группе младших должностей относят специалистов первой и второй категорий администрации муниципального образования, департамента, комитета, управления, аппарата представительного органа муниципального образования, а также специалистов территориальной администрации.

Закон субъекта РФ в соответствии с классификацией указанных должностей определяет типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы относительно уровня профессионального образования, стажа муниципальной службы (государственной службы) или стажа работы по специальности, профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Далее на основе и в развитие закона субъекта РФ соответствующие квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами.

Не все лица, работающие в органах МСУ, являются муниципальными служащими. Например, водитель гаража, повар в столовой, уборщица, дворник местной администрации – все они состоят в штате по трудовому договору, однако в реестре муниципальных должностей не значатся.

В соответствии с Законом № 25-ФЗ Законом субъекта также могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, сохранения при переводе и увольнении (см., например, ст. 8.1 Закона Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области»).

» от 01.01.2001 года № 000–ФЗ, Уставом сельского поселения Воронинское, для урегулирования вопросов оплаты труда лиц, замещающих должности, не относящиеся в Администрации сельского поселения Воронинское,

Совет депутатов сельского поселения Воронинское РЕШИЛ:

1. Утвердить Положение «О должностях, не относящихся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям в Администрации сельского поселения Воронинское, и об условиях оплаты труда работников, занимающих эти должности (прилагается).

2. Настоящее решение вступает в силу с 1 июля 2015 года.

Глава сельского поселения Н.Попкова

Утверждено

Решением Совета депутатов

сельского поселения Воронинское

_­­­_________________№________

Положение

о должностях, не относящихся к должностям

и об условиях оплаты труда работников, занимающих эти должности

I . Общие положения

1.1. Настоящее положение «О должностях, не относящихся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям в Администрации сельского поселения Воронинское, и об условиях оплаты труда работников, занимающих эти должности» (далее – Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», Уставом сельского поселения Воронинское и иными муниципальными правовыми актами Администрации сельского поселения Воронинское.

1.2. Настоящее Положение распространяется на лиц, занимающих в Администрации сельского поселения Воронинское должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям.

1.3. Настоящее Положение устанавливает перечень должностей, занимающих в Администрации сельского поселения Воронинское должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям (далее - работники, занимающие должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям), состав денежного содержания этих работников, а также порядок установления размера и выплаты денежного содержания.

в) ежемесячное денежное поощрение.

4.1.2. Дополнительные выплаты включают в себя:

а) дополнительные выплаты стимулирующего характера;

б) материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

V . Должностные оклады работников, занимающих должности,

не относящиеся к должностям муниципальной службы и

муниципальным должностям

5.1. Должностные оклады работникам, занимающим должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям, устанавливаются в размерах, кратных должностному окладу специалиста II категории в соответствии с таблицей Перечня должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям в Администрации сельского поселения Воронинское, и коэффициентов, применяемых при исчислении должностных окладов работников, занимающих эти должности (далее – Перечень) (приложение № 1).

V I

за сложность, напряженность труда, специальный режим работы

6.1. Надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность труда, специальный режим работы (далее – надбавка за особые условия труда) работника, занимающего должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям, устанавливается в размере до 70 процентов должностного оклада и выплачивается ежемесячно.


В случае если бюджет сельского поселения Воронинское по доле межбюджетных трансфертов удовлетворяет требованиям пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, надбавка к должностному окладу за особые условия труда выплачивается в пределах установленного фонда оплаты и размером может не ограничиваться.

6.2.Глава сельского поселения Воронинское (далее - Глава поселения) своим решением устанавливает размер надбавки за особые условия труда каждому работнику, занимающему должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям.

6.3.Глава поселения своим решением вправе изменять работнику, занимающему должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям, размер надбавки за особые условия труда.

6.4.Надбавка за особые условия труда выплачивается на основании распоряжения Главы поселения.

6.5.Выплата надбавки за особые условия труда производится ежемесячно, в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного на содержание Администрации сельского поселения Воронинское со дня возникновения права на надбавку или со дня изменения ее размера.

6.6.Надбавка за особые условия труда выплачивается за фактически отработанное время в отчетном периоде. Время нахождения работника, занимающего должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям, в командировке, на курсах повышения квалификации включается в расчет фактически отработанного времени за отчетный период.

VII . Ежемесячная надбавка к должностному окладу

за выслугу лет

7.1. Надбавка к должностному окладу за выслугу лет (далее – надбавка за выслугу лет) устанавливается работникам, занимающим должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям, в зависимости от стажа работы в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления, а также на иных должностях в соответствии с Положением «О порядке исчисления стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работников, занимающих в Администрации сельского поселения Воронинское должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям».

7.2. Надбавка за выслугу лет в зависимости от стажа работы в органах государственной власти и управления и в органах местного самоуправления (далее – стаж работы) устанавливается в следующих размерах:

7.3. Надбавка к должностному окладу за выслугу лет выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на нее. Размер надбавки к должностному окладу за выслугу лет подлежит изменению со дня достижения стажа работы соответственно 8, 13, 18, 23 полных лет. Если право на установление или изменение размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет наступило в период, когда сохранялся средний заработок, в том числе выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам, надбавка к должностному окладу за выслугу лет устанавливается со дня, следующего за днем окончания указанного периода.

7.4. Надбавка выплачивается за фактически отработанное время в отчетном периоде.

Порядок и условия выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет устанавливаются на основании Положения о порядке исчисления стажа работы, дающего право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет работникам, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям в Администрации сельского поселения Воронинское (Приложение к Положению).

VIII . Ежемесячное денежное поощрение

Ежемесячное денежное поощрение - ежемесячная премия по результатам работы устанавливается в размере до 70% должностного оклада. Конкретный размер и порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения по результатам работы устанавливается распорядительным актом Администрации сельского поселения Воронинское.

IX . Материальная помощь

9.1. Материальная помощь выплачивается один раз в календарном году на основании личного заявления работника, при предоставлении ему ежегодного основного оплачиваемого отпуска или его части в размере двух должностных окладов по замещаемой должности на день выплаты материальной помощи.

9.2. Материальная помощь не зависит от оценки результатов труда работника.

9.3. Для расчета размера материальной помощи принимается размер должностного оклада по замещаемой должности, установленный на день выплаты материальной помощи.

9.4. Выплата материальной помощи в первый и в последний год работы производится пропорционально отработанному времени в текущем календарном году.

9.5. В целях повышения эффективности и качества труда работников, могут применяться дополнительные выплаты стимулирующего характера (разовые премии, премии за выполнение особых заданий и др.) и иные выплаты социального характера в соответствии с действующим законодательством.

X . Финансирование оплаты труда

Финансирование затрат, связанных с оплатой труда работников, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям в Администрации сельского поселения Воронинское, осуществляется за счет средств местного бюджета по фонду оплаты труда.

Приложение

к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям

в Администрации сельского поселения Воронинское,

и об условиях оплаты труда работников, занимающих эти должности»

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке исчисления стажа работы, дающего право на получение

ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет

Работникам, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям

в Администрации сельского поселения Воронинское

1. Настоящее Положение устанавливает периоды службы (работы), подлежащие включению в стаж работы, дающего право работникам, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям в Администрации сельского поселения Воронинское:

1.1.на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет;

1.2.на продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

2. Документами, подтверждающими стаж, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации . При отсутствии документов о стаже и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и прочие), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж работы может быть подтвержден в порядке, предусмотренном законодательством. В тех случаях, когда в представленном документе о стаже указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указана дата месяца, то таковой считается 15-е число соответствующего месяца.

3. В стаж засчитываются периоды службы (работы), кроме времени работы по рабочим профессиям:

а) в федеральных органах государственной власти и их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации ;

б) в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов , органах прокуратуры, дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также в представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом;

в) в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями, уставами субъектов Российской Федерации;

г) на должностях, предусмотренных Сводным перечнем государственных служащих Российской Федерации;

д) в государственных организациях, работа в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области отнесена к федеральной государственной службе или к государственной службе Московской области;

е) в органах местного самоуправления;

ж) в органах государственной власти и управления автономных республик, в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах;

з) в Контрольно-бюджетном комитете при Верховном Совете Российской Федерации.

б) в аппаратах ЦК КПСС, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов и райкомов, горкомов, парткомов, на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года, кроме должностей в парткомах в организациях;

в) в аппаратах центральных, республиканских, краевых, областных, городских, районных организаций ВЛКСМ, в том числе на освобожденных выборных должностях в этих организациях, до 14 марта 1990 года, кроме должностей в комитетах ВЛКСМ в организациях;

г) в интеграционных межгосударственных органах, созданных российской стороной совместно с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в международных организациях, в которых граждане Российской Федерации представляли интересы государства;

д) в организациях и учреждениях, выполняющих функции государственного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

е) на должностях главных врачей центральных районных (городских) больниц, районных (городских) территориальных медицинских объединений и их заместителей (кроме заместителей по административно-хозяйственной части) в периоды, когда в районах (городах) не действовали местные (муниципальные) органы управления здравоохранением;

ж) в финансовых, экономических, юридических службах, вычислительных и информационно-вычислительных центрах, созданных при государственных органах;

з) время военной службы граждан, службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством;

и) время обучения работников органов государственной власти и управления в учебных заведениях с отрывом от работы (службы) в связи с направлением соответствующим государственным органом для получения дополнительного профессионального образования , повышения квалификации или переподготовки при условии возвращения в органы государственной власти и управления;

к) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приходящегося на период работы, включаемый в соответствии с настоящим Положением.

2. Стаж работы (службы) устанавливается Комиссией по установлению стажа муниципальной службы Администрации сельского поселения Воронинское (далее - Комиссия).

3. Работа (служба) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется год за год.

4. Стаж работы пересчитывается в случаях:

а) внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, законодательство Московской области, в соответствии с которым исчисляется стаж работы. При этом стаж работы пересчитывается с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соответствующего нормативного правового акта;

б) представления документов, подтверждающих обоснованность включения в стаж работы соответствующего периода работы. При этом стаж работы пересчитывается со дня представления этих документов;

в) необоснованного исчисления стажа работы.

5.В случае установления соответствующей комиссией необоснованного увеличения стажа работы комиссия принимает решение о пересчете стажа со дня обнаружения ошибки.

При установлении соответствующей комиссией необоснованного уменьшения стажа работы комиссия принимает решение о его пересчете со дня неправомерного (ошибочного) исчисления стажа.

Перерасчет размера ежемесячной надбавки за выслугу лет производится соответственно со дня обнаружения ошибки или со дня неправомерного исчисления стажа работы, но не более чем за три года до дня принятия комиссией решения об его увеличении.

6. Споры, связанные с исчислением стажа работы работников, замещающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям в Администрации сельского поселения Воронинское, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

7.В стаже работы сохраняются периоды работы (службы), которые были включены в установленном порядке в указанный стаж для выплаты надбавки к должностному окладу за выслугу лет до вступления в силу настоящего Положения.

8.Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет исчисляется

исходя из должностного оклада и выплачивается со дня, следующего за днем возникновения права на назначение или изменение размера надбавки.

Приложение

к Положению «О должностях, не относящихся

к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям

в Администрации сельского поселения Воронинское, и

об условиях оплаты труда работников, занимающих эти должности»

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей, не относящихся к должностям

муниципальной службы и муниципальным должностям

в Администрации сельского поселения Воронинское,

и коэффициенты, применяемые при исчислении

должностных окладов работников, замещающих эти должности

1. Должности муниципальной службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей администраций муниципальных образований и их заместителей, должности заместителей глав администраций муниципальных образований, должности руководителей органов местного самоуправления, образованных в соответствии с уставами муниципальных образований и их заместителей, должности руководителей органов администраций муниципальных образований и их заместителей, должности управляющих делами администраций муниципальных образований, должности руководителей структурных подразделений в Совете депутатов муниципального образования, должности руководителей структурных подразделений и их заместителей в органах местного самоуправления, образованных в соответствии с уставами муниципальных образований, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица;

3) специалисты - должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности муниципальной службы;
  • главные должности муниципальной службы;
  • ведущие должности муниципальной службы;
  • старшие должности муниципальной службы;
  • младшие должности муниципальной службы.

7. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Московской области , утвержденным настоящим Законом.

8. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Московской области с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы Московской области устанавливает соответствие группы должностей муниципальной службы одной из групп должностей государственной гражданской службы Московской области (далее - группы должностей гражданской службы), предусмотренных

Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В ч.1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дано определение понятия муниципального служащего, из которого следуют такие признаки, в совокупности характеризующие физическое лицо в качестве муниципального служащего, как:

Муниципальным служащим является гражданин. С учетом нормы ч.1 ст.1 Закона речь идет о гражданах России, а также о гражданах иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе;

Гражданин исполняет обязанности по должности муниципальной службы в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами (прежде всего, в соответствии с Законом) и законами субъекта РФ;

За исполнение обязанностей по должности муниципальной службы гражданину выплачивается денежное содержание за счет средств местного бюджета.

В силу прямого указания в ч.2 ст.1 Закона не являются муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса (лица, замещающие муниципальные должности).

Следует отметить, что определение понятия муниципального служащего дано в ч.1 статьи 10 Закона по аналогии с положениями статьи 13 Закона о государственной гражданской службе, раскрывающей понятие государственного гражданского служащего: государственный гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы; государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Замещение должностей муниципальной службы на основе трудового договора (для главы местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих, является принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих. Данное положение Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Норма о том, что поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы по аналогии с положением ст.13 Закона о государственной гражданской службе закреплена в ч.8 ст.16 Закона.

Под условиями поступления на муниципальную службу следует понимать определенные юридические требования, которые предъявляются к личности, претендующей на замещение должности муниципальной службы. Предъявляемые требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы условно можно разделить на три основные группы:

Формальные (определенный перечень документов, который представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу: заявление, трудовая книжка и другие);

Социальные (ограничения и запреты, связанные с прохождением муниципальной службы: признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; наличие заболеваний препятствующих поступлению на муниципальную службу и другие);

Профессионально-квалификационные (требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и опыту работы по специальности; требования к профессиональным знаниям, качествам и навыкам, необходимым для замещения конкретной должности муниципальной службы).

В отличии о ранее действовавших норм, установленных Федеральным законом от 8.01. 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», в соответствии с которыми муниципальным служащим может быть только гражданин Российской Федерации, статья 1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» значительно расширяет категорию граждан, которые имеют доступ на муниципальную службу.

На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является равным для всех граждан, независимо от основания приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст.6).

На муниципальную службу также вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство. В соответствии со ст.62 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 1 Закона не содержит каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу для граждан, имеющих двойное гражданство. Однако данное ограничение содержится в п.6 ч.1 ст.13 Закона. На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство только в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона, на муниципальную службу вправе поступать гражданин иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствие с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте специфические черты муниципальной службы.

2.Покажите взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.

3.Обозначьте отличительные характеристики государственной и муниципальной службы.

4. Покажите различие понятий «Муниципальная должность» и «Должности муниципальной службы».


Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ

Природа и сущность этики

Этика как наука о морали

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», что переводится, как «место обитания», «жилище», а также «обычай», «нрав», «устойчивый характер явления».

В современной общекультурной и научной лексике слово «этика» используется в следующих значениях:

1) Совокупность моральных принципов и норм, регулирующих какую-либо сферу человеческих взаимоотношений. Например: «деловая этика»; «научная этика» и др.

2) Нравственное учение. Например: «религиозная этика».

3) Раздел философии, в котором изучается мораль, нравственность. Этику называют также моральной, или практической, философией. Являясь частью абстрактного философского знания, этика, в то же время, всегда содержит определённое нравственное учение, нравственную проповедь. Этическая теория отражает не только знания и представления о морали, но и нравственные убеждения людей.

Таким образом, этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении.

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный),

Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль. Этика – наука о морали.

Гераклит впервые формулирует основное противоречие морали. Нормы рождаются в общественном сознании; носят предельно общий абстрактный характер, но воплощаются они в жизнь только через индивидуальное поведение.«Миром правит всемирный закон – Логос, но люди поступают так, как будто его нет, так как они опираются на личный опыт и предрассудки (религиозные в том числе), люди тешат свою чувственность» (Гераклит).Пифагор разрабатывает основные элементы и механизмы функционирования замкнутой идеологизированной системы. Это было сделано не в теоретической форме, а в реальной практике при создании школы учеников и разработке основ функционирования этой школы. Демокрит (5 – 4 вв. до н.э.) первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а удовольствие как философский термин. Под удовольствием Демокрит понимал спокойное состояние души после совершённого поступка. «Если за удовольствием спустя некоторое время воспоследует неудовольствие, то, следовательно, и первое деяние не было добром».Демокрит большое внимание уделил процессу воспитания. Воспитание, по мнению Демокрита, без принуждения невозможно. Нельзя научится письму и счёту, если не осваивать прописи и арифметику. Принуждение может быть внешним (физическое и моральное) или внутренним. Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат его индивидуальных размышлений.Школа «Софистов» (софия – мудрость). После Демокрита они продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения.-Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).-Единство нравственного и художественного воспитания. Идея о сращивании нравственного и художественного воспитания использовалась, прежде всего, в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д. Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей. Все потребности он разделил на три группы:1. Естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.);2. Естественные но не необходимые (вкусно есть, сладко спать, красиво одеваться.);3. Неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к славе, стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.) В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетворять последние группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт – холодные обливания, простая одежда ит.д.)Религиозная этика. Буддизм - индивидуальный путь давал перспективу каждому человеку, главная идея – мне никто не причиняет страданий, а я сам их не порождаю. Христианство - заповеди. Главное, что внесло христианство в этику – смена критериев оценки добра и зла. Вся предшествующая этика взывала к рациональным оценкам: ум, образование, объективные закономерности. Христианство предложило сменить критерий на чувственный: главный критерий – любовь, но не любовь к богу, а любовь к ближнему в сравнении (ближний это творение Божие, любя ближнего, мы выражаем любовь к Богу).

В современных условиях наблюдается особое внимание к выработке научных подходов к анализу состояния кадров государственной и муниципальной службы: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному и муниципальному служащему. Однако в государственных органах власти и местного самоуправления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

2.1.2. Понятие морали. Ее генезис и сущность

1) Мора́ль (лат. moralitas, от лат. mores - общепринятые традиции,

негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье).

2) Мораль (нравственность) – это ценностно-нормативная система, определяющая и регулирующая целостный процесс духовно-практического освоения человеком мира, все формы и уровни человеческого сознания, деятельности и отношений на основании сложившихся в культуре представлений о сущности человека.

Слово «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы. Но в современной лексике они часто употребляются и в разных смыслах. Под словом «мораль» обычно понимают декларируемые обществом, общепринятые норы человеческих взаимоотношений, а словом «нравственность» обозначают свойство человеческой души, неотъемлемую часть внутреннего духовного мира личности. В научной литературе встречаются и противоположные значения этих слов: в соответствии с гегелевской традицией часто говорят об «общественной нравственности» и «индивидуальной морали». Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства.

Особенностями и характерными чертами морали являются:

ü Всеобщность ее функционирования;

ü Опора на традиции, привычки;

ü Опора на общественное мнение;

ü Субъективно-личностный характер;

ü Повелительная роль, определяющая значимость в общественных отношениях.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы