Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

ОБЯЗАННОСТИ

должностных лиц воинской части при проведении сезонн ого обслуживания ВВТ

Командир воинской части:

Рассматривает и утверждает планы подготовки вооружения и техники к переводу, ставит задачи командирам подразделений. Лично руководит переводом вооружения и техники. Обходом рабочих мест проверяет организацию работ в подразделениях, на технике и на постах (расстановку личного состава, наличие и ведение планов в подразделениях и планов-заданий на машинах и объектах, обеспеченность работ материалами, соблюдение требований безопасности). Организует контроль за качеством выполнения работ по переводу рабочими группами под руководством заместителей. Проверяет на выбор экипировку, боеукладку и готовность к боевому применению танков, БМП и других машин. Ежедневно подводит итоги работы с командирами подразделений. Проверяет готовность помещений парков к сезонному хранению (содержанию) вооружения и техники. По окончании перевода ВВТ на режим сезонной эксплуатации проводит смотр готовности вооружения и техники. Докладывает по команде о готовности вооружения и техники к сезонной эксплуатации.

Заместитель командира воинской части:

Проверяет состояние внутренней службы в парке и ее соответствие гл. 10 УВС ВС РФ. Проверяет подготовку наряда по парку и несение им службы. Проверяет соблюдение требований безопасности личным составом на местах работ. Проверяет на выбор, по указанию командира части, экипировку, боеукладку и готовность к боевому применению танков, БМП и других машин (видов вооружения и техники). Организует подготовку учебно-материальной базы боевой подготовки.

Заместитель командира по работе с личным составом:

Разрабатывает план воспитательной работы и представляет его на утверждение командиру части. Обеспечивает мотивацию личного состава на успешное и качественное выполнение поставленных задач, изучение и обобщение опыта работы лучших экипажей, расчетов, водителей. Организует пропаганду передового опыта через радио, боевые листки и т.д. Организует оформление и улучшение наглядной агитации в парке.

Начальник штаба воинской части:

Совместно с заместителем командира части по МТО и начальниками служб составляет план подготовки вооружения и техники к сезонной эксплуатации и представляет его на утверждение командиру части. Разрабатывает расчет распределения личного состава и проверяет расстановку его в соответствии с расчетом. Проверяет на выбор командно-штабные машины, радиостанции и другие средства управления и связи в подчиненных подразделениях. Проверяет порядок опечатывания и сдачи под охрану хранилищ, стоянок и допуска личного состава в парк, к вооружению и технике, хранения ключей от замков зажигания и люков машин. Осуществляет контроль выполнения плана и докладывает командиру части о его выполнении за прошедший день.

Заместитель командира воинской части по вооружению:

Совместно с начальником штаба и начальниками служб составляет план подготовки вооружения и техники к сезонной эксплуатации. Организует обеспечение работ материалами и запасными частями. Организует и лично проводит занятия с личным составом и принимает зачёты. Совместно с начальниками служб разрабатывает объем выполняемых работ по переводу, график контроля работ перевода, график работы специализированных постов и бригад. Организует и контролирует работы по оборудованию специализированных постов и бригад. Разрабатывает инструкции по требованиям безопасности на рабочих местах, контролирует своевременность и правильность инструктажей, лично проверяет соблюдение требований безопасности и противопожарных мероприятий в парке. Организует контроль полноты и качества работ по переводу и лично проверяет не менее одного образца (орудие, танк, БМП, БТР, автомобиль) в каждой роте, батарее (отдельном взводе), контролирует качество и правильность применения горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, контролирует оформление эксплуатационной документации.

Начальник службы РАВ воинской части:

Обеспечивает подразделения необходимыми материалами и ЗИП. Участвует в разработке плана и составляет объем работ по переводу всех видов РАВ и боеприпасов. Лично проводит занятия с личным составом. Организует работу постов. Проверяет качество работ по обслуживанию РАВ и боеприпасов и соблюдение требований безопасности. Лично проверяет состояние РАВ и боеприпасов, не менее одного образца в каждой роте, батарее (отдельном взводе). В конце каждого рабочего дня проверяет готовность БТВТ к боевому использованию. Докладывает заместителю командира части по МТО о результатах работы по обслуживанию ракетно-артиллерийского вооружения.

Начальник БТС воинской части:

Разрабатывает объем работ по переводу БТВТ и средств технического обслуживания, тематику занятий с экипажами танков (БМП), водителями БТР и ремонтниками. Лично проводит занятия по специальности и принимает зачеты. Распределяет материалы и запасные части по подразделениям. Организует рабочие посты, обеспечивает их необходимым парковым и технологическим оборудованием, инструментом и материальными средствами. Контролирует качество выполнения работ, соблюдение технологии и правильность применения горюче-смазочных материалов. Лично проверяет качество работ на танках, БТР, БРДМ, ПУ и др. видах БТВТ. Контролирует соблюдение требований безопасности, проведение противопожарных мероприятий и внутреннего порядка в парке. Ведет график перевода БТВТ и оформляет эксплуатационную документацию. Организует работы по подготовке элементов парка и средств обслуживания к использованию в летних (зимних) условиях. Докладывает заместителю командира части по МТО о ходе и качестве работ и боеготовности БТВТ.

Начальник АС воинской части:

Разрабатывает объем работ по переводу автомобильной техники и средств технического обслуживания, тематику занятий с водителями автомобилей и ремонтниками. Лично проводит занятия по специальности и принимает зачеты. Распределяет материалы и запасные части по подразделениям. Организует рабочие посты, обеспечивает их необходимым парковым и технологическим оборудованием, инструментом и материальными средствами. Контролирует качество выполнения работ, соблюдение технологии и правильность применения горюче – смазочных материалов. Лично проверяет качество работ на автомобилях и спец. установках на автомобильных шасси. Обеспечивает соблюдение требований безопасности, проведение противопожарных мероприятий и внутренний порядок в парке. Ведет график перевода автомобильной техники и оформляет эксплуатационную документацию. Организует работы по подготовке элементов парка и средств обслуживания к использованию в зимних (летних) условиях. Докладывает заместителю командира части по МТО о ходе и качестве работ и готовности АТ к использованию.

Заместитель командира воинской части по тылу:

Совместно с начальником штаба и начальниками служб составляет план подготовки вооружения и техники к сезонной эксплуатации. Организует обеспечение работ материальными средствами по службам тыла. Совместно с начальниками служб разрабатывает объем выполняемых работ по переводу на образцах ВВТ закрепленных номенклатур. Разрабатывает инструкции по требованиям пожарной безопасности на рабочих местах, контролирует своевременность и правильность инструктажей, лично проверяет соблюдение требований безопасности и противопожарных мероприятий в парке. Организует контроль полноты и качества работ по переводу и лично проверяет не менее одного образца в каждой роте, батарее (отдельном взводе), контролирует качество и правильность применения горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, контролирует оформление эксплуатационной документации.

Начальник службы горючего воинской части:

Проверяет полноту заправки ВВТ горюче-смазочными материалами. Проверяет качество ГСМ, залитых в баки машин. Проверяет состояние оборудования и инвентаря после заправки. Лично проверяет качество работ на АСТЗГ. Руководит работами по оборудованию пункта заправки ГСМ. О результатах работы докладывает заместителю командира части по МТО (тылу).

Начальник вещевой службы воинской части:

Организует ремонт брезентовых изделий машин и вооружения (чехлы, тенты, сиденья, инструментальные сумки и др.). Проверяет укладку вещевого имущества на машинах. Лично проверяет качество работ на тех. средствах службы. О результатах работы докладывает заместителю командира части по МТО.

Начальник продовольственной службы воинской части:

Организует и проверяет подготовку технологического оборудования столовых и перевод техники продовольственной службы на режим сезонной эксплуатации, проверяет состояние мест укладки и укладку продовольствия на боевые машины. Лично проверяет качество работ на тех. средствах службы. О результатах работы докладывает заместителю командира части по МТО (тылу).

Начальник связи воинской части:

Участвует в разработке плана и составляет объем работ по переводу техники связи. Организует работу личного состава по обслуживанию средств связи и техники подразделений связи. Лично проверяет состояние и содержание командно-штабных машин, радиостанций и ТПУ танков и других боевых машин. Принимает меры к устранению обнаруженных неисправностей на месте, привлекая для этого специалистов-радиомастеров. Контролирует качество работ по обслуживанию средств связи. Докладывает начальнику штаба части о результатах работы.

Начальник инженерной службы воинской части:

Участвует в разработке плана и составляет объем работ по переводу средств инженерного вооружения. Лично проводит занятия по специальности. Проверяет качество работ по обслуживанию СИВ и контролирует соблюдение правил пожарной безопасности. Лично доводит до подчиненных требования безопасности и требует строгого их соблюдения. Лично проверяет техническое состояние не менее 50% образцов инженерного вооружения. Докладывает командиру части о ходе и качестве работ.

Начальник службы РХБЗ воинской части:

Участвует в разработке плана и составляет объем работ по переводу вооружения химических войск и средств защиты. Лично проводит занятия по специальности. Проверяет качество работ по обслуживанию, контролирует выполнение требований безопасности и укладку специального оборудования на машинах РХБЗ. Лично проверяет, не менее 50% образцов вооружения и средств РХБЗ и не менее одного образца в каждой роте (отдельном взводе). Докладывает командиру части о ходе и качестве работ.

Начальник разведки воинской части:

Организует работу личного состава по обслуживанию техники в подразделениях разведки. Лично проверяет техническое состояние и содержание вооружения и техники в них. Принимает меры к устранению обнаруженных неисправностей на машинах. Контролирует качество работ по обслуживанию вооружения и техники подразделений разведки. Докладывает командиру части о ходе и качестве работ.

Начальник медицинской службы воинской части:

Оборудует в парке пункт первой медицинской помощи. Организует работу по проверке наличия и укомплектованности санитарных аптечек на образцах ВВТ, принимает меры к их доукомплектованию. Лично проверяет содержание спец. машин и организует их обслуживание. Докладывает командиру части о ходе и качестве работ.

Командир батальона (дивизиона):

Разрабатывает план подготовки вооружения и техники батальона (дивизиона) и организует работы в подразделениях по его выполнению. Лично проводит занятия с офицерами в подразделениях. Контролирует качество работ по обслуживанию вооружения и техники и лично проверяет техническое состояние не менее 10% образцов в каждом подразделении. Обеспечивает в ходе работ постоянную боевую готовность вооружения и техники. Контролирует выполнение графика осмотра вооружения и техники должностными лицами батальона (дивизиона). Лично проверяет знание требований безопасности и выполнение их личным составом, наличие пожарных расчетов и дежурных тягачей (машин) в ротах (батареях). Ежедневно подводит итоги работы и докладывает командиру части.

Начальник штаба батальона (дивизиона):

Совместно с заместителем командира батальона по МТО разрабатывает план-график подготовки вооружения и техники батальона (дивизиона) к сезонной эксплуатации и расчет личного состава по видам работ и представляет на утверждение командиру батальона (дивизиона). Проверяет расстановку личного состава согласно расчету. Проверяет вооружение, машины и технику связи в подчиненном подразделении и их готовность к боевому использованию. Докладывает командиру батальона (дивизиона) о ходе работ.

Заместитель командира батальона (дивизиона) по вооружению:

Совместно с начальником штаба батальона разрабатывает план перевода вооружения и техники батальона (дивизиона). Лично проводит занятия и инструктажи по технологии проведения работ на день. Своевременно обеспечивает подразделения необходимы­ми материалами и запчастями. Контролирует качество выполнения работ, правильность применения горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей, лично проверяет техническое состояние не менее 20% машин батальона. Контролирует соблюдение мер безопасности и проведение проти­вопожарных мероприятий в хранилищах и на машинах. Осущест­вляет контроль и обеспечивает к концу рабочего дня техническую готовность машин. Оформляет техническую документацию. Докладывает о качестве работ командиру батальона (дивизиона).

Заместитель командира батальона (дивизиона)

по работе с л/с:

Разрабатывает план воспитательной работы в батальоне (дивизионе), организует успешное и качественное выполнение личным составом поставленных задач, изучение и распространение передового опыта работы лучших экипажей, расчетов, отделений, водителей. Организует пропаганду передового опыта через радио, боевые листки и т.д. Ведет контроль за соблюдением личным составом требований безопасности.

Командир роты (батареи):

Разрабатывает план-график перевода вооружения и техники роты. Ставит задачи командирам взводов по выполнению графика работ и контролирует его выполнение. Лично проводит занятия с экипажами (расчетами), водителями. Организует работу личного состава, контролирует ход и качество выполнения объема работ, предусмотренных планом. Лично проверяет техническое состояние 50% образцов вооружения и техники роты (батареи). Подводит итоги работы за каждый день и ставит задачи на следующий день, докладывает командиру батальона о результатах дня. В конце каждого дня проверяет боевую готовность вооружения и техники. Лично проводит инструктаж по требованиям безопасности на рабочих местах, проверяет их знание личным составом и составляет пожарный расчет роты (батареи) на день.

Командир взвода:

Организует работу взвода в соответствии с план-графиком перевода. Составляет план-задание на день на каждую установку (орудие), машину взвода. Осуществляет пооперационный контроль за выполнением работ личным составом. Лично проверяет техническое состояние всех машин, вооружения, боеприпасов и средств связи взвода. На закрепленной за ним машине руководит выполнением регулировочных работ, переводом вооружения и средств связи на режим сезонной эксплуатации. В конце рабочего дня проверяет готовность вооружения и техники к боевому применению. Подводит итоги и докладывает командиру роты о выполнении заданий за день.

Обязанности должностных лиц

Все должностные лица, связанные с войсковым хозяйством, выполняют определенные обязанности. Их основные служебные обязанности изложены в Уставе внутренней службы и зависят от должности, которую занимает то или иное должностное лицо. Командиры всех степеней, их заместители, начальники службы воинской части несут ответственность за правильное ведение войскового хозяйства. Поэтому на них возложены дополнительные обязанности, определенные Руководством по ведению войскового (корабельного) хозяйства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Таким образов командиры и начальники должны знать и доводить до подчиненных требования нормативных правовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства, руководствоваться ими в своей деятельности. В целях планового ведения войскового хозяйства они должны определять потребность и знать обеспеченность воинской части материальными ценностями по подчиненным службам. Это необходимо для обеспечения боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, создания необходимых условий повседневной деятельности и быта военнослужащих.

В отношении вооружения, военной и специальной техники, на командиров и начальников возлагается ответственность по знанию ее состояния, порядка эксплуатации (хранения) и ремонта и других материальных ценностей в воинских частях (подразделениях). Большое значение имеет знания особенности их боевого применения.

Должностные лица обязаны своевременно истребовать и получать положенные воинской части по табелям к штатам и нормам материальные ценности, организовывать бесперебойное обеспечение ими воинской части. Руководители всех уровней и непосредственные исполнители должны принимать участие в планировании хозяйственной деятельности воинской части и обеспечивать выполнение мероприятий планов.

Вверенные воинской части вооружение, военная и специальная техника должна правильно храниться. Организация этого процесса возложено на командиров и начальников. Кроме этого они должны умело организовать сбережение и освежение запасов материальных ценностей, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание.

Принятие мер по предотвращению утрат материальных ценностей, организации контроля и устранение выявленных недостатков являются необходимым условием ведения войскового хозяйства. Непосредственно с этим связано ведение учета и своевременная поверка (аттестация) средств измерений. Руководители служб воинской части обязаны организовать эту деятельность в подчиненных структурах.

Знание состояния закрепленных объектов материально-технической базы является необходимым требованием к должностным лицам, ответственным за ведение войскового хозяйства. Они также обязаны обеспечивать их правильное содержание и использование, а также принимать меры к совершенствованию и развитию войскового (корабельного) хозяйства.

Все материальные ценности должны своевременно обслуживаться и ремонтироваться. Подача заявок для проведения ремонта и обслуживания, организация взаимодействия между службами дает возможность осуществлять такого рода деятельность. В целях обеспечения ремонта объектов материально-технической базы необходимо изучать проектно-сметную документацию, своевременно вносить предложения, направленные на повышение эксплуатационных характеристик объектов и качества выполняемых работ исполнителями.

Работа по экономному, рациональному расходованию материальных ценностей воинской части должна организовываться и проводится всеми начальниками под руководством командира части. На них же возлагается ответственность осуществлять контроль использования грузоподъемности (грузовместимости) и содержания транспортных средств и погрузочно-разгрузочных устройств. Категорически не допускаются сверхнормативные простои их под погрузкой (разгрузкой).

В современных условиях для воинской части оказываются услуги специализированными сторонними организациями. Поэтому необходим своевременный контроль качества их предоставления по объему и соответствию требованиям, установленным в государственных контрактах. Лица, руководящие войсковым хозяйством, обязаны организовывать претензионную, рекламационную и исковую работу в воинской части по подчиненным службам. На них возлагается также организация хранения, ремонта и своевременного возврата (сдачи) тары поставщикам согласно условиям государственных контрактов.

Заместители командира и начальники служб воинской части должны организовывать и осуществлять контроль ведения учета вооружения, военной и специальной техники, других материальных ценностей по подчиненным службам. На них же возлагается обязанность по организации и своевременной проверке наличия и состояния их по закрепленной номенклатуре.

Все должностные лица, ведающие войсковом хозяйством должны организовывать и осуществлять контроль выполнения требований безопасности при работе на объектах материально-технической базы с вооружением, военной и специальной техники и другими материальными ценностями. Исходя из этого одной из важных задач войскового хозяйства является обеспечить на закрепленной территории и объектах материально-технической базы войскового (корабельного) хозяйства соблюдение требований противопожарной защиты и выполнение мероприятий по обеспечению пожарной и экологической безопасности.

Таким образом, почти все должностные лица воинской части помимо своих непосредственных обязанностей, которые определены им уставом, обязаны организовывать и проводить работы по ведению войскового хозяйства. Мероприятия, включенные в перечень управления войсковым хозяйством, являются сложными по своему содержанию и форме. Большое значение имеет, помимо организации, контроль за хозяйственной деятельностью в воинской части.

Второй учебный вопрос

Руководство боевой подготовкой заключается в непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.

Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.

Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:

соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;

строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;

учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;

эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.

Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:

анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;

организация боевой подготовки;

контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);

целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;

организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;

организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

методическая работа;

строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;

учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.

Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.



Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является : проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.

Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.

Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.

При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.

Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:

командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;

командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;

командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.

Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.

Должностные лица проводят занятия:

командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;

заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;

начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;

командир воинской части – 2-3 часа в неделю;

заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;

командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.

Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты- еженедельно не менее чем в одном взводе.

Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.

Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.

Содержание текущего контроля : проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.

Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.

Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).

Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.

Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.

Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.

Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.

Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.

Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.

Учет подразделяется на оперативный и периодический .

Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.

Периодический учет - обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).

Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.

Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).

В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.

В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.

В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.

В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.

В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.

В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.

Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:

доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;

доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;

доклады о выполнении планов подготовки войск;

доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;

текущие (в том числе формализованные) доклады.

Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).

Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.

Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.

Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.

Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.

Итоги боевой подготовки подводятся:

в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;

в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;

в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.

При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.

Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.

План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:

в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;

в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.

При подведении итогов боевой подготовки командир:

оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;

анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);

указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;

уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;

оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;

доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;

делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.

Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).

Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:

в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;

в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;

в объединении – за учебный период, учебный год.

Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:

сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;

ведомости результатов подготовки классных специалистов;

сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);

контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;

журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.

Методическая работа – это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.

Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.

Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования .

Основным содержанием методической работы является : разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.

Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.

Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:

УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;

заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;

методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;

разработка учебно-методических материалов;

проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.

В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.

В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:

военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;

образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;

варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);

стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;

материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.


Заключение

Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих

Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовкаэто целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.

Разработал:

Доцент кафедры защиты населения и территорий

полковник внутренней службы Д. В. Савельев

Четкая организация на корабле невозможна без детального распре­деления обязанностей и ответственности между должностными лицами. Гл. 4 Корабельного устава ВМФ СССР определяет подчиненность, ответ­ственность и обязанности командиров и начальников всех степеней, их заместителей и помощников, а также мичманов, старшин и матросов, проходящих службу на кораблях (в частях).

Основными обязанностями всех должностных лиц являются:

Поддержание установленной боевой готовности подразделения и корабля в целом, к ведению боевых действий;

Организация боевой и политической подготовки, воспитания лич­ного состава;

Сохранение здоровья военнослужащих; ,

Личная подготовка к исполнению должностных обязанностей.

Конкретные обязанности должностных лиц подробно изложены в

ст. 87-240 Корабельного устава ВМФ СССР.

При выполнении служебных обязанностей на корабле личный состав должен руководствоваться, кроме того, общевоинскими уставами ВС СССР, правилами службы по специальности, руководствами и наставления­ми по уходу, сбережению и эксплуатации оружия и технических средств и г.д. От знания и четкого выполнения всеми должностными лицами обя­занностей, изложенных в указанных документах, зависят боеспособность и боеготовность корабля.


ГЛАВА 2. БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. Общие положения

В целях подготовки кораблей и их соединений к успешному выпол­нению боевых задач и для поддержания их в постоянной высокой боевой готовности на них организуется и проводится боевая и политическая под­готовка.

Боевая подготовка организуется и проводится в соответствии со специальными курсами, правилами, методиками и программами.

Боевая подготовка - это комплекс учебных и воспитательных ме­роприятий, основа всей деятельности личного состава по подготовке ко­рабля к выполнению боевых задач и поддержанию его в постоянной бое­вой готовности.

Она проводится как в мирное, так и в военное время в течение всего года, на ходу корабля и при стоянке его на якоре (на бочке, швартовах), в условиях, максимально приближенных к боевым.

Каждому выходу в море для выполнения задач боевой подготовки должна предшествовать тщательная предпоходовая подготовка с исполь­зованием учебной базы.

Личный состав на каждом выходе корабля в море должен обучаться действиям по применению оружия и использованию технических средств в условиях борьбы за живучесть корабля и защиты от ОМП. Особое вни­мание должно быть уделено отработке действий личного состава в усло­виях противодействия противника, ограниченной видимости, при пла­вании в штормовых условиях, во льдах, в узкостях, районах интенсив­ного судоходства, при совместном маневрировании, выходе корабельной техники из строя и др.

При этом подготовленность личного состава должна быть доведена до совершенства и автоматизма, что позволит ему действовать в бою быст­ро, безошибочно, смело, решительно, инициативно. Обучение проводится дифференцированно, с учетом занимаемых должностей и уровня подго­товленности.

Основными задачами боевой подготовки являются:

Отработка организации службы на корабле в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов ВС СССР, Корабельного устава, наставлений, курсов, правил и т.п.;

Изучение оружия и технических средств, способов их боевого ис­пользования; ,

Изучение и отработка тактических приемов использования оружия одиночным кораблем при решении свойственных ему боевых задач;отработка управления одиночными кораблями при их совместных действиях в сложных условиях;

Отработка тактического взаимодействия кораблей друг с другом при совместных действиях, а также при взаимодействии с другими вида­ми ВС СССР;

Отработка приемов борьбы за живучесть корабля, приемов защиты от ОМП;

Изучение морского театра военных действий применительно к так­тике использования одиночного корабля и соединений кораблей;

Изучение оружия и технических средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

Выработка у личного состава корабля морской выучки, физичес­кой выносливости, строевой выправки и практических навыков в при­менении стрелкового оружия.

По уровню боевой подготовки корабли делятся на корабли первой и второй линии.

Корабли, отработавшие организацию службы, плавание одиночного корабля и организацию применения оружия и использования технических средств, вводятся во вторую линию. Корабли второй линии, отработав­шие установленные задачи и выполнившие соответствующие боевые уп­ражнения, переводятся в первую линию.

Главное в организации и методике проведения боевой подготовки - это практическая направленность подготовки личного состава, т.е. осво­ение ими своей специальности, приобретение навыков по обслуживанию и боевому применению оружия и использованию технических средств в бою, при борьбе за живучесть корабля.

Боевая подготовка, неразрывно связанная со всей политико-воспи­тательной работой на корабле, служит не только целям подготовки вы­сококлассных специалистов, но и воспитывает у них чувство беспредель­ной преданности нашей Родине. О высоких моральных и физических ка­чествах советских моряков, их умелых действиях по использованию боет вой техники в сложных условиях в период Великой Отечественной войны говорит следующий пример.

В одном из боевых походов 3 сентября 1943 г. ПЛ Л-20 подорвалась на мине и, получив пробоину в корпусе, легла на грунт на глубине 100 мет­ров. Экипаж с большим мужеством боролся за живучесть корабля;. Од­нако оставшегося запаса сжатого воздуха в корабельной системе было недостаточно для продувания главного балласта и всплытия лодкц. Тогда по приказанию командира БЧ-2, 3 капитан-лейтенанта Шапоренко матро­сы, ныряя в затопленном отсеке, присоединили шланги к запасным тор­педам и перепустили сжатый воздух торпед в корабельную систему. Две­надцать часов продолжалась борьба личного состава за живучесть ПЛ. В результате был продут балласт, лодка всплыла и благополучно вернулась В базу.

2.2. Виды и формы боевой подготовки

Виды боевой подготовки. Для того чтобы корабль мог успешно решать свойственные ему задачи, необходимо, чтобы его личный состав-изучил и практически освоил тактику ведения современного морс­кого боя в различных условиях обстановки, т.е. получил необходимую тактическую подготовку;

1) изучил устройство и практически освоил применение оружия и использование технических средств, т.е. прошел соответствующую спе­циальную подготовку;

2) был подготовлен к применению средств защиты от ОМП, умел оказывать помощь раненым и пораженным, умел использовать личное оружие и легководолазное снаряжение, был физически сильным, выносли­вым, имел отличную строевую выправку и умел вести борьбу за живу­честь своего боевого поста и корабля в целом, т.е, получил общую подготовку.

Исходя из этого боевая подготовка личного состава корабля включает:

Тактическую подготовку;

Специальную подготовку;

Общую подготовку.

Тактическая подготовка является главным видом боевой подготовки и предусматривает подготовку корабля к ведению морского боя, Она определяет цели и задачи специальной и общей подготовки. Важнейший ее элемент - тактическая подготовка офицерского состава кораблей и штабов.

Виды боевой подготовки представлены на рис. 5.

Формы боевой подготовки. Согласно ст. 41 Корабельного устава ВМФ СССР основными формами подготовки всех категорий личного состава корабля являются занятия, тренировки и боевые учения, а для офицерско­го состава, кроме того, самостоятельная подготовка, групповые упраж­нения и тактические летучки (рис. 6).

Занятия проводятся для изучения и практического освоения мате­риальной части оружия и технических средств своего заведования, а также для изучения других вопросов, связанных с подготовкой личного состава.

Теоретические вопросы на занятиях следует изучать только в таком объеме, который облегчает освоение оружия и техники, способствует повышению практических навыков и ремонтной подготовки личного состава.

Тренировки проводятся, систематически на всех этапах боевой под­готовки корабля. Они имеют целью привить практические навыки лич­ному составу в выполнении своих обязанностей по обслуживанию и бое­вому применению оружия, использованию технических средств и в борь­бе за живучесть, т.е. отработку, действий одиночного обучаемого путем многократного повторения этих действий.

Боевые учения являются формой подготовки БП, подразделений,

БЧ, Сл, КП и корабля в целом к применению, использованию и обслужи­ванию оружия и технических средств, а также к борьбе за сохранение их боеспособности.

Боевые учения проводятся в течение всего года, но после того как личный состав приобрел на тренировках навыки по обслуживанию и при­менению оружия и использованию технических средств. Сущность любого боевого учения заключается в создании игровой ситуации, т.е.. условны


боевых эпизодов, событий, в процессе которых обучаемые принимают^ решения согласно своим обязанностям по специальности или должности -11 в соответствии со сложившейся обстановкой.

В зависимости от масштабов проведения боевые учения подразде- ч ляются на одиночные, частные, отсечные, общие и корабельные.

Одиночные боевые учения проводятся на отдельных БП Щ и КП под руководством командиров КП и БП. Они предназначены для Щ подготовки БП и КП к обслуживанию и боевому применению оружия 1 и использованию технических средств в различных условиях боевой об- Чщ становки. Одиночные боевые учения позволяют привить старшинам и г мичманам навыки управления подчиненными, проверить их подготовлен- ность. На этих учениях отрабатываются действия личного состава БПиКП, . организация использования оружия и технических средств, в том числе " в условиях повреждения,^ материальной части, потери части личного соста- ^ ва, заражения радиоактивными, бактериальными", отравляющими вещест- Jjfc вамиит.п. V

Частные боевые учения проводятся в группах, (башнях, ‘Щ батареях) под руководством командиров. На этих учениях отрабатыва- ются взаимодействие ♦БП, (организация применения"оружия и использо- | вания технических средств, а также прививаются навыки старшинам, мичманам и офицерам в управлении подчиненными, проверяется уро* ;| вень их подготовленности.

Отсечные боевые учения проводятся в отсеках ПЛ под |

Руководством командира отсека для отработки взаимодействия личного Q , состава по борьбе за живучесть корабля.

Общие боевые учения проводятся в дивизионах, БЧ (Сл) |

Под руководством командиров (начальников) подразделений. ,

Корабельные боевые учения проводятся при участии всего личного состава корабля под руководством командира корабля | или старшего помощника командира корабля.

Основным назначением общих и корабельных боевых учений явля* ")< ется отработка взаимодействия БП и КП, организации применения ору- ^ жия и использования технических средств; привитие навыков старшинам, Ч - мичманам и офицерам в управлении подчиненными; проверка уровня подготовленности личного состава корабля.

В зависимости от целей проведения боевые учения могут быть подготовительными, тренировочными, зачетными, контрольными и показными.

Подготовительны е боевые учения -имеют целью вы­работать у обучаемых точные и правильные действия и навыки. На этих \ учениях предварительно разъясняются и показываются участникам по­следовательность и правильность действий и. приемов. Общие и корабель­ные подготовительные боевые учения проводятся в целях выработки пра- Ч вильных действий всего экипажа при отработке взаимодействия внутри БЧ (Сл) и между ними, а также для отработки отдельных элементов так­тических задач.

Тренировочные боевые учения проводятся в целях отработки у личного состава практических навыков, доведения их до автоматизма и поддержания на должном уровне Тренировочные боевые учения наиболее характерны для одиночных, частных и отсечных учений, на них определяются достигнутые нормативы.

Зачетные боевые учения организуются для проверки знаний и уровня отработки Практических навыков у личного состава, Ими должна завершиться отработка каждой задачи курса боевой под­

Контрольные боевые уч е н и я служат для проверки под­готовленности личного состава старшими командирами (начальниками).

Они могут быть внезапными или с предварительным предупреждением. ||

Показные боевые у* 1 ч. е н и я имеют целью показать офице­рам, мичманам, старшинам методику проведения учений, Они должны быть тщательно подготовлены и проводиться с хорошо обученным лич­ным составом.

Для приближения условий проведения учений к боевым необходимо прибегать к различным видам имитации (пожары, взрывы, повреждения, пробоины и др.) лишь в том случае, если личный состав освоил свои заве­дования и обучен практическим действиям по борьбе за живучесть."

При использовании средств имитации надлежит принимать меры,) исключающие возможность фактических аварий, повреждений и несчаст­ных случаев.

4 Запрещается имитировать в отсеках подводных лодок взрывы, пожа­ры с разведением огня и пробоины с поступлением забортной воды. Все эти мероприятия отрабатываются на полигонах, учебно-тренировочных судах и комплексах.

Во время боевых учений, чтобы отличите фактические случаи от ус­ловных, распоряжение, донесение и извещение предваряются словом ’’фак­тически”.

Высшей формой корабельного боевого учения является корабельное боевое упражнение, проводимое с фактическим примене­нием оружия в комплексе с подготовкой к защите от ОМП и к борьбе за живучесть при решении кораблем конкретной тактической задачи.

В зависимости от целей проведения корабельные боевые упражнения могут быть:

|В) подготовительными, проводимыми под руководством командира корабля в" целях проверки подготовленности БЧ и корабля в целом к выполнению зачетных боевых упражнений;

2) зачетными, проводимыми под руководством командира соеди­нения или его заместителей в целях оценки подготовленности корабля к решений свойственных ему задач;

3) контрольными, организуемыми по приказанию вышестоящих ко­мандиров (начальников) или инспектирующих (проверяющих) лиц в целях проверки боеготовности корабля и соответствия уровня его под­готовленности требованиям курса боевой подготовки;, .

3) состязательными, назначаемыми в целях определения наиболее^ подготовленных кораблей и стимулирования повышения качества боевой подготовки.

В целях проверки новых образцов оружия, техники и тактических приемов их использования на кораблях кроме боевых учений проводятся опытные и специальные учения.


2.3. Боевая подготовка матросов, старшин, мичманов и офицеров

Основные усилия по боевой подготовке личного состава кораблей должны быть направлены на то, чтобы его обученность полнее соответствовала возможному характеру боевых действий в современных усло­виях. При организации боевой подготовки особое внимание уделяется приобретению практического опыта по управлению оружием и техникой в дальних морских и океанских походах, поддержанию корабля в посто­янной готовности, 1 изучению боевых возможностей кораблей вероятного противника.

В Корабельном уставе ВМФ СССР боевая подготовка матросов, стар­шин и мичманов в силу различия целей и форм ее проведения рассматри­вается отдельно от боевой подготовки офицеров.

Боевая подготовка матросов, старшин и мичманов. Под ней пони­мается выработка у личного состава необходимых качеств -для успеш­ного исполнения повседневных обязанностей в ходе службы на корабле и обязанностей в бою в соответствии со штатными должностями и обя­занностями по боевым расписаниям. Подготовка матросов, старшин и мичманов имеет целью:

1) дать твердые знания по использованию оружия и технических средств и отработать навыки в управлении ими в различных условиях боевой обстановки;

2) выработать инициативу и решительность при действиях в боевой обстановке;

3) привить необходимые навыки в морской практике и приучить к физической выносливости в походной морской обстановке;

4) привить практические навыки в борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, БГ1 и корабля в целом;

5) дать знания боевых свойств и поражающих факторов ОМП, выра­ботать практические навыки защиты от него:

* 6) привить твердые навыки в выполнении строевых приемов и приме­

нении личного оружия в бою;

7) привить навыки в оказании себе и товарищу первой медицинской помощи в бою;

8) дать мичманам и старшинам твердые знания по методике обуче­ния подчиненных и привить навыки в ее практическом применении.

Боевая подготовка матросов, старшин и мичманов включает специ­альную и общую подготовку.

Специальная подготовка направлена на детальное изу­чение оружия и технических средств своего заведования. При проведении этого вида подготовки особое внимание обращается на отработку навы­ков по фактическому применению оружия и использованию технических средств. В процессе специальной подготовки личный состав отрабатывает нормативные показатели и взаимозаменяемость по специальности; при­обретает навыки по борьбе за живучесть оружия и технических средств

Общая подготовка включает изучение устройства корабля, потготовку, защите от ОМП, к борьбе за живучесть корабля, морскую, легководолазную, медицинскую, строевую и физическую, а также огневую подготовку из стрелкового оружия. Подготовка матросов, старшин и мичманов включает:

1) занятия по специальности;

2) тренировки по специальности и на БП; v

3) одиночные, частные и отсечные боевые учения;

4) занятия и тренировки по общей подготовке.

Занятия по специальности проводятся под руководством наиболее подготовленных командиров и начальников непосредственно у оружия и технических средств на корабле или в учебных кабинетах по группам; в группах матросов занятия проводят командиры отделений и старшины команд в масштабе команды, группы или БЧ, в группах старшин и мичма­нов с учетом специальности - офицеры в масштабе групп, дивизионов, БЧ.

Перечень тем занятий по специальности разрабатывается команди­ром БЧ (Сл) на месяц или на период отработки специальной задачи.

Тренировки по специальности проводятся под руководством коман­диров отделений и старшин команд - командиров БП и КП - для отра­ботки действий матросов и старшин по их штатной должности.

К тренировкам приступают после получения личным составом теоре­тических знаний на занятиях по специальности и первоначальных навы­ков на учебной технике. Они проводятся систематически в течение всего учебного года для отработки, поддержания и совершенствования практи­ческих навыков личного состава в выполнении своих обязанностей и нор­мативов по обслуживанию, боевому применению оружия и использованию технических средств при борьбе за живучесть.. Тренировки проводятся днем и ночью в обстановке, приближенной к боевой, на тихой воде и при качке, при получении кораблем повреждений и выходе из строя матери­альной части и при убыли части личного состава, в условиях заражения корабля. При этом на НК не менее одной трети тренировок должны про­водиться в средствах индивидуальной защиты.

Занятия и тренировки по общей подготовке в зависимости от содер­жания проводятся командирами подразделений или специалистами сое­динения. Темы занятий изложены в Правилах общей подготовки. При проведении общей подготовки изучаются общевоинские уставы ВС СССР, Корабельный устав ВМФ, ОМП и др„ а на тренировках и учениях отраба­тывается уставная организация службы на кораблях. Время на проведе­ние занятий по общей подготовке планируется на одинаковых основани­ях с другими видами подготовки.

Для изучения организации Службы, устройства корабля, средств борь­бы за живучесть и своего заведования старшинам и матросам, назначен­ным на корабль, предоставляется один месяц, после чего проверяются знания и практические навыки для допуска их к самостоятельному ис­полнению своих обязанностей, который объявляется приказом командира корабля.

Ежегодно от всего личного состава принимается зачет до знанию ор­ганизации службы, устройства корабля, средств борьбы за живучесть и уставов,

Контроль за организацией проведения всех видов боевой подготовки осуществляется командирами кораблей, их помощниками, командирами подразделений и лицами дежурной службы. В целях стимулирования более качественного освоения своей специальности и постоянного совершенствования специальных знаний и навы­ков матросам, старшинам, мичманам и офицерам присваивается квали­фикация специалистов третьего, второго и первого класса, а офицерам мичманам, кроме того, - мастера.

Важным условием повышения уровня боевой подготовки личного состава является всемерное развитие социалистического соревнования. Военнослужащие, показавшие отличные успехи в боевой и политической подготовке, приказом командира корабля (соединения) могут быть объяв­лены отличниками боевой и политической подготовки, награждены знаком ’’Отличник Военно-Морского Флота”, занесены в Книгу почета корабля.

Боевая подготовка офицеров. Растущее техническое оснащение кораб­лей предъявляет повышенные требования к подготовке морских офицеров. Подготовка офицерского состава - это важнейшее звено боевой готовности кораблей. Она ставит перед офицерами следующие цели:

Совершенствование знаний по специальности;

Обучение их четкому выполнению своих обязанностей по занимае­мой должности.

Боевая подготовка офицерского состава включает:

Тактическую подготовку;

Специальную подготовку;

Общую подготовку.

Тактическая подготовка занимает ведущее место в сис­теме подготовки офицеров. Она дает возможность выработать единство оперативно-тактического мышления, способствует правильному пони­манию стоящих перед офицерами задач и направлена:

1) на выработку навыков в оценке обстановки, производстве такти­ческих расчетов, по боевому управлению, применению оружия и исполь­зованию технических средств корабля в различных условиях обстановки;

2) на выработку командных навыков, инициативы и самостоятель­ности в принятии решений по применению оружия и использованию тех­нических средств;"

3) на подготовку к совместным действиям в составе корабельных групп и к взаимодействию с разнородными силами;

4) на изучение оружия и технических средств вероятного противника и тактических приемов их использования;

5) на изучение театра военных действий в целях наибольшей эффек­тивности применения оружия и использования технических средств.

Тактическая подготовка офицерского состава корабля проводится под руководством командира корабля в строгом соответствии с постав­ленными кораблю задачами.

Специальная подготовка организуется и проводится в целях привития офицерам практических навыков в грамотной и без­аварийной эксплуатации техники, умелом применении оружия и исполь­зовании технических средств и в осуществлении мероприятий по борьбе за живучесть. Она направлена:

1) на изучение и практическое освоение оружия, технических средств своего заведования;на освоение способов применения оружия, использования техни- ческих средств в бою и безаварийную эксплуатацию их в повседневных условиях;

2) на освоение средств и способов борьбы за живучесть заведуемого оружия и технических средств и привитие навыков в использовании их при частичной убыли личного состава, повреждениях, а также при сни­жении тактико-технических данных по различным причинам;

3) на привитие методических навыков в обучении подчиненных.

Подготовка офицеров по специальности проводится специалистами

соединения и командирами БЧ корабля, а приобретение ими практичес­ких навыков регулярно осуществляется на тренировках по специальности, на КП корабля по применению оружия, систем управления и использо­ванию технических средств своего заведования, по выполнение долж­ностных обязанностей в бою, по борьбе за живучесть оружия и техничес­ких средств в различных условиях обстановки.

Общая подготовка офицеров проводится под руководством стар­шего помощника (помощника) командира корабля в течение всего года. Она включает в себя те же вопросы, что и общая подготовка матросов, старшин и мичманов.

Основными формами боевой подготовки офицеров являются:

1) самостоятельная подготовка;

2) занятия (лекции, доклады, семинары и т,п.);

3) тренировки на КП, тренажерах, в специальных кабинетах;

4) групповые упражнения и тактические летучки;

5) общие и корабельные боевые учения.


2.4. Подготовка корабля.

Планирование и учет боевой подготовки

Подготовка корабля имеет целью боевое слаживание всего экипажа корабля и-подготовку его к выполнению свойственных кораблю боевых задач. Основной формой подготовки корабля в целом является кора­бельное боевое учение (КБУ). "

Каждое КБУ проводится в определенной тактической обстановке, соответствующей содержанию отрабатываемой задачи курса боевой под­готовки. При этом огневые задачи выполняются в комплексе с задачами по борьбе за живучесть оружия, технических средств и корабля в целом.

Особое внимание следует обращать на подготовку кораблей к дейст­виям в сложной обстановке, при этом должна соблюдаться последова­тельность в усложнении условий плавания и выполнения задач.

К проведению корабельных боевых учений следует приступать после того, как будут отработаны КП, БЧ и Сл корабля.

Темы этих учений определяются исходя из курсовых задач, отраба­тываемых кораблем, а темы и сроки общих боевых учений как подго­товительные мероприятия по подготовке корабля в целом выбираются в соответствии с темами предстоящих корабельных учений.

Планирование и учет боевой подготовки. Планирование боевой под­готовки - чрезвычайно ответственный, сложный и творческий процесс, требующий от офицеров глубоких теоретических знаний, практического опыта, знания руководящих документов. От качества планирования в прямой зависимости находятся последовательность проведения меропри­ятий боевой подготовки и ее уровень. В основу планирования боевой подготовки положен достигнутый фактический уровень подготовки личного состава, техническое состояние корабля и сроки отработки курсо­вых задач, устанавливаемые командиром соединения. Планированием боевой подготовки руководит командир корабля.

Основными документами по" планированию и учету боевой подготовки на корабле являются журналы боевой подготовки (ЖБП). Их ведут старший помощник (помощник) командира корабля, а в БЧ (Сл) - командиры БЧ (начальники Сл).

Командир корабля обязан систематически контролировать ход боевой подготовки. Того же он должен требовать от заместителей, коман­диров БЧ и начальников Сл,

Основными способами личного контроля являются проверка знаний подчиненных, присутствие на занятиях, тренировках и учениях, анализ материалов учета и достигнутых качественных показателей боевой й политической подготовки.

повышать культуру межнационального общения; заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между военнослужащими различных национальностей; учитывать их национальные чувства, вероисповедание, традиции и обычаи;

проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;

принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками;

создавать условия для культурного, физического и творческого развития, отдыха и укрепления здоровья военнослужащих.

79. Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, незамедлительно докладывать обо всех преступлениях и происшествиях в подчиненной воинской части (подразделении) непосредственному начальнику, а командир воинской части, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции.

При осуществлении полномочий органа дознания командир воинской части руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

80. Командир (начальник) обязан обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной воинской части (подразделении):

направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и строгого выполнения всеми военнослужащими требований общевоинских уставов;

организовывать правильное размещение подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях, вооружения, военной техники и другого военного имущества в парках и на складах;

предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;

проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы в суточном наряде; организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению службы суточного наряда;

устанавливать порядок посещения военнослужащих, выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, увольнения из расположения воинской части военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, убытия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за территорию закрытых военных городков, пропускного режима и требовать его соблюдения;

(см. текст в предыдущей редакции)

организовывать и поддерживать внутренний порядок в полевых условиях (лагерях) и в других местах временного размещения воинской части (подразделения).

81. Командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан:

в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих;

руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Меры, принимаемые командиром (начальником) по обеспечению безопасности военной службы, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.

82. Командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, организовывать материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание:

организовывать прием и ввод в строй поступающих в воинскую часть (подразделение) вооружения и военной техники, лично проверять готовность личного состава к их приему и эксплуатации;

организовывать планирование, эксплуатацию вооружения и военной техники, осуществлять контроль за их техническим состоянием, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;

организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества, его подвоз и выдачу подчиненным; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности;

обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия, экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства, соблюдать штатную и финансовую дисциплину;

знать положения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющие права, свободы и обязанности военнослужащих и устанавливающие для них социальные гарантии и компенсации, обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию этих положений;

организовывать ежегодную диспансеризацию подчиненных военнослужащих и регулярное (не реже одного раза в квартал) санитарно-эпидемиологическое обследование военных объектов питания, проживания и бытового обслуживания, принимать другие меры по охране здоровья и медицинскому обеспечению военнослужащих;

заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;

организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб;

принимать меры по целевому и рациональному использованию земельных участков, находящихся в пользовании воинской части.

83. Командир (начальник) обязан совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением):

повышать свои военные, педагогические, правовые знания и совершенствовать методические навыки;

знать вооружение и военную технику, порядок их боевого применения (использования), технического обслуживания, ремонта, хранения и эвакуации;

знать нормативные правовые акты Российской Федерации в пределах установленного правового минимума, нормы международного гуманитарного права и действовать в строгом соответствии с ними, а также требовать от подчиненных их соблюдения;

вырабатывать у себя и у своих подчиненных системный подход к решению поставленных задач, деловитость, критическое отношение к результатам своей служебной деятельности; учитывать в работе предложения подчиненных;

умело распределять работу и обязанности между подчиненными, осуществлять контроль за исполнением приказов;

всемерно укреплять единоначалие, развивать в себе целеустремленность, ответственность, предусмотрительность, принимать меры по сплочению воинского коллектива;

действовать в пределах предоставленных ему прав самостоятельно, в тесной взаимосвязи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, не преследующими политических целей, коллективами предприятий, ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранами военной службы, поддерживая и приумножая традиции воинской части (подразделения); проводить собрания, воинские ритуалы, спортивные праздники и другие мероприятия с приглашением на них представителей общественности, членов семей военнослужащих;

организовывать состязания среди личного состава и подчиненных подразделений, руководить ими в целях мобилизации военнослужащих на успешное выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением);

систематически подводить с подчиненными итоги боевой подготовки, состояния воинской дисциплины, поддержания внутреннего порядка и определять меры по улучшению полученных результатов; регулярно рассматривать эти и другие вопросы жизни и быта на общих собраниях военнослужащих, учитывать выработанные на них предложения при решении в воинской части (подразделении) соответствующих задач.

84. Командир (начальник) в целях соблюдения установленного порядка прохождения военной службы подчиненными военнослужащими обязан:

всесторонне изучать деловые и морально-психологические качества подчиненных путем личного общения с ними, повседневно заниматься их воспитанием;

осуществлять подбор, расстановку и аттестацию офицеров, прапорщиков и мичманов, привлекая к этому своих заместителей, начальников родов войск и служб, учитывая выводы аттестационной комиссии;

руководить отбором кандидатов для приема на военную службу по контракту и для поступления в военные профессиональные образовательные организации, военные образовательные организации высшего образования;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать гласность намеченных перемещений военнослужащих, создавать кадровый резерв и условия для преемственности руководства путем сочетания опытных и молодых кадров;

своевременно осуществлять (представлять в порядке подчиненности соответствующие документы) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий, увольнение с военной службы, а также принимать решения по другим вопросам, касающимся прохождения военной службы;

лично проводить беседы со своими подчиненными;

поощрять подчиненных за особые личные заслуги и проявленную разумную инициативу, усердие и отличие в службе и строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

Командир воинской части должен не реже двух раз в месяц в установленное распорядком дня время принимать по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, а командир подразделения - своих подчиненных во время, свободное от несения ими боевого дежурства (боевой службы), исполнения ими обязанностей в суточном наряде и занятий.

85. Командир (начальник) обязан руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой:

определять задачи, организовывать и контролировать выполнение планов научной, изобретательской и рационализаторской работы, обеспечивать их выполнение в материально-техническом отношении;

направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением);

принимать личное участие в научной, изобретательской и рационализаторской работе, изучать, обобщать и распространять передовой опыт, организовывать проведение конференций, совещаний, смотров и выставок и участвовать в их работе;

поощрять военнослужащих, добившихся наилучших творческих результатов.

86. Командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.

87. В случае временного убытия командир (начальник) для исполнения своих обязанностей оставляет заместителя. Если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях - старший по воинскому званию. Вступивший в командование докладывает об этом старшему командиру (начальнику).

88. Вновь назначенный командир воинской части вступает в командование на основании предписания или приказа старшего командира (начальника). О вступлении в командование командир воинской части объявляет в приказе и докладывает старшему командиру (начальнику).

Вновь назначенного командира воинской части (подразделения) представляет личному составу воинской части (подразделения) старший командир (начальник).

89. Вновь назначенные командиры воинских частей (кораблей), подразделений, начиная от командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) и выше, при приеме должности производят опрос военнослужащих воинской части (корабля), подразделения в целях выявления их обращений (предложений, заявлений или жалоб), последующего их изучения и принятия по ним решений (приложение N 6).

90. Срок приема и сдачи дел и должности командира полка и командира отдельного батальона (кораблей 1, 2 и 3 ранга) устанавливается не более 10 дней, заместителя командира полка по вооружению и заместителя командира полка по тылу - не более 20 дней, командира батальона и командира роты (корабля 4 ранга, боевого катера) - не более 5 дней, начальников служб - не более 15 дней. Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел определяется старшим командиром (начальником).

Окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.

91. Командир воинской части производит прием и сдачу дел и должности лично в присутствии представителя старшего командира (начальника).

Для приема и сдачи дел и должности приказом старшего командира (начальника) назначается комиссия, которая проверяет общее состояние воинской части, отдельно наличие и состояние вооружения, военной техники, боеприпасов и их учет, а также отдельно войсковое и финансовое хозяйство воинской части и составляет акты.

В акте о приеме и сдаче дел и должности указываются: списочный и наличный состав воинской части; состояние боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, учебно-материальной базы, воинской дисциплины, безопасности военной службы; морально-психологическое состояние личного состава.

В акте о приеме и сдаче вооружения, военной техники и боеприпасов указываются: количество вооружения, военной техники и боеприпасов, числящихся по документам, и их фактическое наличие; качественное и техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов; условия их содержания и хранения.

В акте о приеме и сдаче войскового и финансового хозяйства указываются: квартирно-бытовые условия личного состава; наличие и состояние зданий, сооружений, инвентаря и оборудования; состояние территории военного городка; наличие и правильность использования земельных участков; наличие, состояние, законность расходования, учет и порядок хранения горючего, продовольствия, вещевого, технического и другого военного имущества как текущего довольствия, так и неприкосновенного запаса, а также денежных средств. К акту прилагаются документы на право пользования земельными участками.

Акты подписываются принимающим и сдающим командирами, а также членами комиссии и представляются на утверждение старшему командиру (начальнику).

92. Командир подразделения производит прием (сдачу) дел и должности лично на основании приказа по воинской части.

О приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части.

Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются: списочный и наличный состав подразделения, состояние боевой готовности, боевой подготовки, воинской дисциплины, морально-психологическое состояние личного состава, наличие и состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества, состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих.

Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы