Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Финансовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством и органами местного самоуправления определенных фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций, методом "власти и подчинения", как правило, не основанных на субординации.

Финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной. К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

Законы Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации.

Акты Федерального собрания Российской Федерации:

  • -федеральные конституционные законы;
  • -федеральные законы;
  • - акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

нормативные акты министерств и других центральных органов;

приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Законы субъектов Российской Федерации;

конституции, уставы субъектов Федерации;

законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации; нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории муниципального образования. Виды актов местного самоуправления:

  • -распоряжения;
  • -решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, составляет финансовое законодательство.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области финансов.

Наука финансового права развивается в тесном контакте не только с другими юридическими (правовыми) науками, финансовой наукой, изучающей сущность общественных отношений - финансовых отношений, являющихся предметом регулирования финансового права.

Принципы науки финансового права: объективность, детерминизм, историзм, единство норм и практики.

Методы науки: формально-догматический, метод сравнительного правоведения, метод конкретно-социологического исследования, сравнительно-исторический метод, метод живого познания.

Состав науки финансового права. Финансовое право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, отрасль юридической науки и одна из учебных дисциплин.

Под финансовым правом обычно понимается совокупность юри-дических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, пред-приятий, учреждений, общественных объединений, органов испол-нительной власти) в области финансовой деятельности государства.

Но если финансовое право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение (чаще говорят «регулирует общественные отношения»), то наука финансового права исследует нормы финансового права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.

Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в Законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой хартии вольностей. В частности, Великая хартия вольностей (1215) следующим образом сформулировала одну из наиболее фундаментальных финансовых н°рм, запрещая королю взимать налоги без согласия парламента: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в Королевстве нашем иначе как по общему совету Королевства нашего».

Наука финансового права возникла сравнительно недавно. Ее «родословная» в России началась в первой половине XIX в., когда появились первые работы по финансовому праву русских ученых- юристов и возникла в Петербургском университете кафедра государ-ственных податей.

Исследования в области финансового права материализуются в монографиях, статьях, учебниках и учебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различных научных построениях, концепциях, определениях. Так, лицам, получившим юридическое образование, известно определение государственного бюджета как бюджета-акта и бюджета-фонда. Известно, что конструкция любого налогового закона складывается из таких элементов, как нормативное основание, субъект цалога, объект налога, размеры налога, сроки уплаты и т.д. Тем не менее эти научные по-ложения необходимо научно обосновать, чтобы придать им автори-тетный характер.

В процессе накопления и обработки знаний о финансовом праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманно и понятно изложенной информации. К таким средствам, образующим состав науки финансового права, относятся предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, история науки и отраслевая библиография. Названные средства - постоянные элементы науки, без которых она не может обходиться. Отмечая многоэлементный характер состава науки финансового права, нужно подчеркнуть, что основу этого состава образуют такие элементы, как предмет, методология и система науки.

Предмет науки финансового права. Что же следует понимать под предметом науки финансового права? В самом понятии «наука фи-нансового права» заключен ответ на данный вопрос. Во всяком знании мы находим направленность на нечто, что в силу этой направленности является для знания его предметом. Предметом науки финансового права является действующее финансовое право, знания об этом праве.

Однако предмет финансово-правовой науки нельзя понять только через систему знаний о действующем финансовом праве.

Нормативный подход не дает полного представления о предмете науки, не может показать широты науки финансового права, обосновать ее методологию, систему.

Признавая предмет науки единым, следует сказать, что в целом он складывается из трех основных частей, причем каждая из них означает часть содержания предмета. К ним относятся знания:

о финансово-правовых нормах;

практике применения финансово-правовых норм.

Первой частью предмета науки финансового права, на которую направлено научное познание, является действующее финансовое право как совокупность юридических норм. Действующие нормы систематизируются, объединяются в правовые институты и подотрасли: бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право и т.д. При этом финансово- правовые нормы и их правовые институты изучаются как явления одного порядка, составляющие самостоятельную и единую отрасль в праве, имеющие свою область правового регулирования.

Наряду с нормами финансового права изучаются также порождаемые ими финансовые правоотношения, их субъекты и объекты, юридические факты, виды правоотношений. Достоянием науки и практики стало подразделение финансовых правоотношений на бюджетные, налоговые, банковские, финансово-контрольные. Однако как нормы финансового права, так и финансовые правоотношения показывают не весь объект познания и не дают полного представления о предмете науки финансового права.

Не везде, где есть знание финансового законодательства и по-нимание финансового права как отрасли права, можно говорить о науке финансового права. Для науки имеют значение прежде всего те знания, которые были приобретены в целях образования ее постоянного капитала. В финансовом праве к таким знаниям относятся финансово-правовые категории.

Вторая часть предмета, на которую направлено научное познание, - финансово-правовые категории типа «государственные финансы», «федеральный бюджет», «бюджетный процесс», «финансовая деятельность государства». В этих понятиях выражено то главное, сущностное, что характеризует финансовое право в его постоянном развитии и отражает наука финансового права.

Именно финансово-правовые категории создают устойчивость данной науки, сохраняют ее целостность, цементируют знания, которые образуют понимание финансового права как отрасли права. На основе такой системы связанных и скоординированных между собой узловых категорий студенты могут не только изучать, но и понимать финансовое право; преподаватели - читать лекции и вести семинарские занятия; ученые-специалисты по финансовому праву - формулировать научные определения, систематизировать материал, писать учебники и монографии.

Третьей частью предмета науки финансового права являются «опытные знания», т.е. знания, связанные с практикой применения норм финансового права, правоприменительной деятельностью финансовых органов: Минфина России и его органов на местах, федеральных служб, находящихся в его ведении, ЦБ РФ и его звеньев в субъектах Российской Федерации, аудиторских фирм и т.д.

Наука финансового права изучает действующее финансовое за-конодательство, но не абстрактно - только по книгам и кодексам - а в тесной связи с жизнью граждан-налогоплательщиков, с работой финансовых органов государства. Посредством такого сличения дей-ствующего финансового законодательства с жизнью, бытом народа, с финансовой деятельностью органов государства всех трех ветвей власти специалисты по финансовому праву могут выявить ненадобность тех или иных норм финансового права и тем содействовать их отмене или изменению, заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых, дополнительных норм.

Все охарактеризованные части предмета науки финансового права взаимосвязаны, а поэтому система накопляемых данной наукой знаний отличается высокой степенью единства. При этом важно подчеркнуть познавательную первичность финансово-правовых категорий и вторичность действующего финансового права.

Финансово-правовые нормы составляют непосредственный, се-годняшний материал науки финансового права, но свой настоящий смысл эти нормы получают благодаря тому, что вырастают, подобно листьям на ветвях дерева, из общих категорий, на которых держатся и исчезают. Нельзя понять и подвергнуть толкованию финансово- правовые нормы без помощи финансово-правовых категорий. Поэтому наука финансового права в общей части учебного материала изучает основные финансово-правовые категории, чтобы на базе этого постоянного капитала науки познавать действующее финансовое право.

Еще по теме § 1. Предмет науки финансового права:

  1. Понятие финансового права, его предмет и метод. Соотношение финансового права с другими отраслями российского права

Наука финансового права представляет собой систему категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих предмет финансового права, т.е. определённую совокупность знаний, теоретических положений, понятий и выводов о содержании, роли, значении, а также развитии финансового права как отрасли права.

В отличие от отрасли права, наука анализирует, классифицирует и систематизирует нормы финансового права, способствует их разработке, наука финансового права материализуется в статьях, монографиях, учебных пособиях, учебниках, книгах.

Функции науки финансового права по отношению к действующему финансовому законодательству:

1) Аналитическая – т.е. комментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную систему.

2) Критическая – т.е. выявление дефектов и недочётов в действующем законодательстве.

3) Конструктивная – т.е. образование новых финансово-правовых норм и институтов.

Состав науки финансового права – это совокупность частей из которых складывается содержание этой науки, элементами состава науки можно считать – 1) предмет науки; 2) методология науки; 3) система науки; 4) библиография науки.

Предмет науки финансового права – это система знаний о финансовом праве и об управлении государственными и муниципальными финансами.

Состав предмета науки финансового права это:

Принципы финансового права;

Методы финансового права;

Источники финансового права;

Нормы финансового права;

Финансово-правовые отношения;

Правоприменительная и правотворческая практика;

История науки;

Сравнительное финансовое право;

Понятийный аппарат финансового права;

Тенденции и прогнозы развития финансового права и финансового законодательства.

Методами науки финансового права следует считать определённые способы, с помощью которых обеспечивается исследование предмета науки финансового права.

Финансовое право использует следующие методы познания: всеобщие, общенаучные, частнонаучные.

Всеобщие методы познания:

1) Метафизический – суть которого в разложении исследуемого объекта на составные части и изучении каждой из них в отдельности вне их связи и взаимообусловленности, вне их изменения и развития.

2) Диалектический – все правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и с общественной жизнью, в их взаимообусловленности.

3) Метод синергетики – исходит из того, что любая открытая система (т.е. система находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей средой) живой и неживой природы (значит, и финансовая система) формируется из неустойчивости, неравновесности, в результате действия случайностей. Случайность является существенной характеристикой нелинейного, многовариантного развития, открывая множество возможных путей эволюции финансовой системы.

Общенаучные методы познания:

1) Метод системно-структурного анализа – его суть в том, что вычленяются (обособляются) элементы исследуемого явления, устанавливается специфика их содержания. Основные подходы данного метода применительно к науке финансового права состоит в том, что финансовая система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, она образует единство с экономикой, государством, обществом, она представляет собой элемент системы более высокого уровня (общества, государства, экономики), элементы финансовой системы в свою очередь выступают как системы более низкого уровня.

2) Функциональный метод – который состоит в выявлении связей между элементами системы, которые придают структурно-организованному объекту единство, целостность. Главное место отводится функциональной характеристике элементов системы, разграничению и взаимоувязке их функций.

3) Метод живого познания – который обязывает «вжиться», «вчувствоваться» в исследуемую категорию, понять её внутренний мир и назначение. Новое знание получается посредством свободного погружения субъекта в познаваемый объект, объединения с ним, осмысления объекта с тех позиций, которые представляются наиболее приемлемыми для отыскания истины.

4) Социологический метод – суть которого в раскрытии тех общественных условий, которые вызвали к жизни существование данного правового института или нормы и при повторении которых институт всегда появляется вновь.

5) Метод обращения к другим наукам – его суть в том, что наука финансового права при анализе различных финансово-правовых явлений широко использует положения и выводы, разработанные другими, не только юридическими науками.

Частнонаучные методы познания:

1) Специально-юридический (формально-догматический, юридико-технический, догматический) метод – исходит из того, что значение правовых норм такое же, какое придаётся аксиомам в естественных науках: они не подлежат обоснованию, а являются исходным моментом для исследования.

2) Сравнительно-правовой метод – который предполагает сопоставление правовых объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Состоит данный метод из нескольких стадий: 1) исследование каждого сравниваемого правового явления в отдельности с целью выявления их существенных признаков и характеристик; 2) сравнение выявленных признаков и характеристик с целью установления признаков сходства и признаков различия; 3) оценка выявленных признаков сходства и различия с точки зрения потребностей проводимого исследования.

3) Критический метод – его суть в том, чтобы выяснить, насколько действующее законодательство отвечает потребностям времени и места, какие изменения следовало бы внести.

4) Историко-правовой метод (сравнительно-исторический) – раскрывает исторические особенности и условия появления исследуемого правового явления, служит инструментом для систематического изучения действующего права, так как предупреждает возможность повторения ошибок.

Система науки в целом соответствует системе отрасли права. Деление на Общую и Особенную части, разделы, подотрасли, институты и субинституты финансового права и деление на разделы научного материала в основных моментах соответствуют друг другу. Однако это соответствие не является полным: система науки в отличие от системы отрасли включает науковедческий раздел, отсутствующий в отрасли, куда входят сведения о предмете, методологии, системе и библиографии науки.

Библиография финансового права – это совокупность научной литературы, содержащей сведения по финансовому праву.

Цель библиографии – обзор всех существующих книг и работ по данному предмету знаний, она служит исходной базой для дальнейших исследований, т.к. указывает литературу, необходимую для изучения историографии вопроса.

Итак, наука финансового права – это отраслевая, общественная, публично-правовая наука, имеющая своим предметом изучение финансового права как отрасли права и представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов; правил юридической техники в сфере государственных финансов; научных прогнозов и предложений по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности.

Финансовое право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, отрасль юридической науки и одна из учебных дисциплин.

Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки.

Наука финансового права представляет собой учение о финансовом праве, т.е. систему знаний, имеющую достаточную степень единства и обобщенности. Она существует и развивается за счет главным образом научных исследований ученых юристов-финансоведов. Определенный вклад в эту науку вносят и представители конституционного, административного и других отраслей права.

Наука финансового права является общественной наукой. Это значит, что она изучает реальные общественные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств. Этим наука финансового права отличается от естественных наук, а также от других юридических наук.

В последние годы наука финансового права стала очень активно развиваться. Это обусловлено тем, что только в условиях движения страны по пути рыночной экономики может быть в полной мере раскрыт потенциал финансово-правового регулирования. В результате возникает потребность в познании механизмов финансово-правового регулирования, а именно: в разработке юридической техники применительно к налогообложению, в разработке принципиально новых финансово-правовых категорий и т.д. В связи с этим производительные силы науки финансового права в современных условиях быстро возрастают, о чем свидетельствует факт создания в ряде вузов страны кафедр финансового права.

Будучи социально обусловленной, наука финансового права стремится отвечать как на текущие запросы юридической практики, так и разрабатывать фундаментальные проблемы финансового права, имеющие долгосрочное значение для решения многих практических задач.

Наука финансового права имеет свой предмет, т.е. круг исследуемых ею явлений, процессов и т.д. Предметом науки финансового права является финансовое право как отрасль российского права , знания об этом праве.

Сам предмет науки финансового права составляет совокупность следующих основных компонентов:

а) норм и институтов финансового права Российской Федерации;

б) финансово-правовых отношений;

в) финансового законодательства;

г) тенденции развития финансово-правового регулирования и финансового права как отрасли права.

Наука финансового права является публично-правовой. Ее публично-правовой характер проявляется в том, что она исследует явления и процессы, затрагивающие не индивидуальные, а общественные, коллективные интересы, т.е. интересы высокой социальной значимости.

Из всего сказанного следует, что наука финансового права - это отраслевая, общественная, публично-правовая наука, имеющая своим предметом изучение финансового права как отрасли права и представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов; правил юридической техники в сфере государственных финансов; научных прогнозов и предложений по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности.

Наука финансового права возникла из практических потребностей и проходила перед своим окончательным признанием «стажировку» в составе других наук: государственного и полицейского права, а также в составе политэкономии и финансовой науки.

Четыре последних столетия, которые пришли на смену Средневековью, отличаются интенсивным развитием экономических и финансовых отношений: ростом числа крупных компаний, развитием банковского дела, ростом промышленных предприятий (мануфактур). Если для Средних веков характерными фигурами были монах, феодал и крестьянин, то в XVI-XVII вв. становятся типичными более энергичные персонажи: купец, владелец мануфактуры, банкир. Деньги начинают определять поведение людей и государственных деятелей. Важная роль финансов в жизни государства находит отражение в работах государствоведов и полицеистов.

Государствоведы первыми начинают в своих работах разрабатывать проблему государственных финансов. Французский правовед Ж. Воден (XVI в.) в сочинении «Шесть книг о государстве» дает перечень источников финансовых доходов государства и ставит вопрос о рациональном налоговом обложении населения.

Английский государствовед Т. Гоббс (XVII в.) полагает, что финансовое бремя, налагаемое правительством на народные массы, должно быть оптимальным. Народ в смысле обложения его податями можно сравнить с овцой, которая «хочет быть остриженной, но не ободранной» 2 .

В работе «О духе законов» французский государствовед Ш. Монтескье (XVTII в.), противник абсолютизма, утверждал, что основные вопросы финансовой политики государства должны решаться в парламенте, функция же исполнительной власти - исполнять принятые парламентом финансовые законы.

Более детализированно были отражены роль финансов и их регламентация правом в работах первых европейских специалистов в области полицейского права, в частности, немецких ученых И. Юсти и Е. Зонненфельса. Особо следует выделить И. Юсти, к главным трудам которого относятся «Подробное рассуждение о налогах и податях» (1755) и «Система финансов» (1766) 1 .

Другой крупный полицеист Е. Зонненфельс написал фундаментальное сочинение «Основные начала полиции, коммерции и финансов» (1776) 2 , в котором наряду с И. Юсти разрабатывал общую систему государственных финансов и выявлял роль законов в формировании этой системы. Оба автора стояли у истоков возникновения науки финансового права в Европе, но они подходили к финансам и праву с этатистских позиций, т.е. исключительно с точки зрения интересов государства.

В XVIII в. вышли на научную сцену мыслители, которые несколько иначе взглянули на роль финансов и права в жизни государства, рассматривая их более широко, с точки зрения как интересов государства, так и благосостояния отдельного гражданина.

В это же время под влиянием потребностей эффективного ведения дворцового хозяйства в Германии появилась наука камералистика, корни которой уходят в XVI в. Эта наука исследовала целый ряд взаимосвязанных проблем: государственное управление, государственные финансы, экономику, аграрное дело, горное дело, торговлю и т.д. Ее наиболее яркими представителями являлись ученые Зонненфельс, Шредер, Юсти, Берг и др. Они исследовали государственные финансы под углом зрения проблем государственного управления или, что одно и то же, так называемого полицейского права.

Камералистика получила распространение и в России. Она преподавалась на юридических факультетах вузов России вплоть до 1863 г.

Позже в этом плане особое значение имела работа знаменитого английского ученого в области политэкономии А. Смита, который в работе «Исследования о богатстве народов», защищая финансовые права отдельного человека, писал: «Та часть налога, которую обязано платить каждое отдельное лицо, должна быть определена, а не изменяться по произволу установителей. Срок платежа, способ платежа - все это должно быть заранее точно определено и ясно как для плательщика, так и для всякого стороннего человека» 3 . Понятно, что инструментом решения поставленной английским политэкономом проблемы может быть право. А. Смит сыграл большую роль в разработке финансово-правовых вопросов и наметил пути отделения от политэкономии и финансовой науки финансового права.

В XIX в. финансовые отношения в странах Западной Европы быстро развиваются качественно и количественно, что обусловливает резкое возрастание правовых норм, регулирующих эти отношения. Появляются работы, комментирующие финансовое законодательство, систематизирующие и классифицирующие финансово-правовые нормы, обосновывающие и провозглашающие их как единое целое, объединяющие их в самостоятельную отрасль права - финансовое право.

С первой половины XIX в. начинается преподавание финансового права на юридических факультетах английских, французских и немецких университетов, издаются первые курсы лекций и учебники в этой области научных знаний, образуются кафедры финансового права. Все это свидетельствовало о появлении на научной и учебной арене науки финансового права, которую во второй половине XIX в. в Западной Европе представляли такие ученые, как профессора JI. Штейн, Г. Еллинек, А. Вагнер. Из них можно выделить австрийского государствоведа Г. Еллинека, внесшего существенный вклад в разработку вопросов бюджетного права. Характерным для него является определение бюджета как централизованного фонда государства, который создается на основе парламентского закона и направлен на удовлетворение индивидуальных и национальных интересов страны 1 .

В XX столетии науку финансового права в Западной Европе представляли преимущественно французские ученые, из которых следует отметить Г. Жеза и П. Годме. Если первый нашел признание как большой специалист по вопросам бюджета и бюджетного права, то в работах второго центральное место занимали проблемы налогов, а также проблема уклонения от уплаты налогов.

В России в начале XIX в. яркими представителями финансовой науки являлись М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов. Эти ученые, исследуя финансы России, в той или иной мере затрагивали и вопросы финансово-правового регулирования

М.М. Сперанский написал в 1810 г. по заказу Александра I работу (записку) под названием «План финансов». Будучи государственным деятелем, М.М Сперанский предлагал конкретный план преобразования финансовой системы России и, в частности, уделял внимание развитию финансового законодательства. Он предлагал предоставить бюджету силу закона, законодательно регулировать пошлины, ввести новые налоги.

Н.И. Тургеневу принадлежит работа «Опыт теории налогов», написанная в 1818 г. Она представляет собой учение о налогах, содержащее информацию о происхождении налогов, классификации источников и способов налогообложения и т.д. Однако учитывая, что налоги всегда устанавливались не иначе как в правовой форме, многие выводы автора в какой-то мере вносят вклад в правовую науку.

М.Ф. Орлов написал в 1832 г. работу под названием «О государственном кредите». М.Ф. Орлов связывал вопросы государственного кредита в России с разрешением проблемы уменьшения налогов. Как и Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов не уделял специального внимания правовым вопросам государственного кредита. Однако его работа представляет интерес для финансово-правовой науки, так как определяет пределы государственного кредита, а значит, пределы финансово-правового регулирования в сфере государственного кредита .

Так, известный российский ученый И.И. Янжул писал работы по финансам, где серьезное внимание уделял финансовому законодательству. Среди них: «Опыт исследования английских косвенных налогов» (1874), учебник «Основные начала финансовой науки» (1899). Выдающимся русским ученым в области финансов и права являлся И.Х. Озеров, который долгое время исследовал вопросы финансовой науки во взаимосвязи с вопросами финансового права. Такова, в частности, его работа «Основы финансовой науки», изданная в Москве в 1905 г.

Если говорить о настоящем, то поиск оптимальной модели российского федерализма на рубеже XXI в. объективно породил потребность в построении правовой концепции бюджетного федерализма. Попытка создания такой концепции была сделана в работе Ю.А. Крохиной «Бюджетное право и российский федерализм» (М., 2001). Развитие экономических отношений со странами Европейского союза актуализировало сравнительно-правовые исследования. Благодаря этому появилась работа Г.П. Тол-стопятенко «Европейское налоговое право» (М., 2001).

К началу XXI в. в науке финансового права постепенно стала меняться парадигма научного осмысления финансово-правовых реалий. По крайней мере, сегодня весьма заметны две тенденции в развитии финансово-правовой мысли, которые выводят финансовое право на новый уровень развития. Во-первых, в современных условиях ученые все чаще стали обращать внимание и исследовать не только властный, но и имущественный характер финансовых правоотношений. Появились работы, посвященные финансово-правовому регулированию отношений собственности, налоговым обязательствам, сочетанию частных и публичных начал в налоговом праве . Более того, стало очевидно, что финансовое право регулирует не только имущественные, но и связанные с ними неимущественные отношения, большая часть из которых является процедурно-процессуальными . В связи с этим, дабы подчеркнуть имущественную природу отношений, составляющих предмет финансового права и, таким образом, показать его столь же тесную связь с частным правом, как и с публичным, ряд ученых стали определять предмет финансового права через имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований .

Во-вторых, стали появляться научные исследования, свидетельствующие о расширении границ финансово-правового регулирования за счет охвата этим видом регулирования не только государственных (муниципальных), но и частных финансов, обеспечивающих публичные цели в связи с задачами, возложенными на них государством . Совершенно очевидно, что постепенно под влиянием передачи государством своих функций негосударственным образованиям число частных денежных фондов, обеспечивающих публичные цели, будет возрастать. В связи с этим финансово-правовая мысль движется к определению предмета финансового права через отношения, составляющие публичные финансы.

Финансовое право России как учебный курс - это специальная отраслевая дисциплина, цель которой состоит в ознакомлении студентов с правовым регулированием государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; с законодательством о бюджетной и налоговой системах России; с правовым режимом государственного и муниципального финансового контроля, бюджетных расходов; с финансово-правовыми основами банковской деятельности, денежного обращения, расчетов, валютного регулирования.

Государственные и муниципальные финансы - это денежные средства, которые обеспечивают функционирование всех государственных и муниципальных органов, бюджетных учреждений и т.д. Эти финансы формируются особым образом, с помощью таких инструментов, как налоги, сборы, неналоговые доходы, уплачиваемые как физическими, так и юридическими лицами на основе принимаемых законов. В связи с этим юрист должен хорошо знать, каков правовой режим взимания налогов и сборов в России, порядок получения бюджетных средств и т.д. Без этого юрист не в состоянии успешно применять право, защищать законные права и интересы государства и частных субъектов.

Изучение финансового права по учебным планам юридических вузов следует сразу после конституционного и административного права. Это объясняется тем, что финансовое право, так же как конституционное и административное, является публичным правом, однако оно обеспечивает своими нормами функционирование государства, муниципальных образований, конкретных государственных органов и т.д., система которых как раз и изучается в рамках конституционного и административного права.

Финансовое право как дисциплина, предусмотренная учебным планом юридического вуза, представляет собой систематизированное изложение важнейших категорий науки финансового права. В процессе ее изучения студенты знакомятся с основными понятиями данной науки. Система науки финансового права предопределяет построение учебного курса, который в основном ей соответствует.

См Козырин А Н Вступительная статья в книге «У истоков финансового права» М, 1998 С 9

О работах М.М. Сперанского, Н.И. Тургенева, М Ф. Орлова см: У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1998.

См.: Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект) М., 2003. С. 7-25; она же. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 271-283; Пауль А.Г. Финансово-правовое регулирование отношений собственности //Журнал российского права. 2003. № 1; Винницкий Д.В. Российское налоговое право. С. 301-307.

См.: Винницкий Д.В. Указ. соч. С. 307-322; Kapaceea M . B . Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). С. 138-155

См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России. М, 2004. С. 44

См.: Турбанов А.В. Концептуальные основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской федерации (административно-финансовый аспект). М., 2003. С. 75-103

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Традиционно российской юридической наукой самостоятельной отрасль права признается только при наличии собственного предмета и метода.

Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права

Предмет финансового права. Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно‑территориальными единицами в лице органов государственной власти по поводу распределения финансовых ресурсов страны;

между финансовыми и налоговыми органами государства и предприятиями, организациями и учреждениями в связи с их выполнением перед государством определенных финансовых обязанностей, а также распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;

между государственными финансово‑кредитными органами по поводу образования, распределения и использования соответствующих государственных средств, ресурсов и фондов (бюджетные, кредитные, страховые);

между государственными предприятиями, организациями, учреждениями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов;

между финансово‑кредитными органами и юридическими и физическими лицами в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

между финансово‑кредитными органами государства и физическими лицами по поводу внесения последними платежей в государственные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

На основании данной классификации можно сделать вывод о том, что государство планомерно обеспечивает аккумулирование денежных средств по заранее согласованным планам и программам в народное хозяйство, социальную сферу и др., соблюдая при этом правила и требования правовых норм, присущих любому правовому государству.



Таким образом, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Методы финансового права. Основной метод финансово‑правового регулирования – государственно‑властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Властный характер метода финансового права выражается:

в императивности финансово‑правового регулирования, которая состоит в том, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению и по своей инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их;

в неравенстве субъектов финансового права, которое выражается в различных формах: в их правоспособности, в содержании их финансовых прав и обязанностей, а также в методах их реализации. Но наиболее ярко данная черта метода финансового права выражается в том, что одна сторона финансовых правоотношений обладает юридически властными полномочиями, а другая сторона вынуждена подчиняться властным предписаниям;

в том, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и инициативе, а только в силу властных предписаний, выраженных в правовых актах соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления;

в обособленности имущества субъектов финансового права, которая достигается посредством права собственности и иных вещных прав на финансовые ресурсы.

Регулятивная функция финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливает использование поощрительного и согласовательного методов в финансовом праве.

Поощрительный метод более распространен и применяется для регулирования отношений между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями. В основе поощрительного метода лежат рекомендательные нормы.

Согласовательный метод встречается значительно реже, только в тех случаях, когда в финансовом правоотношении пересекаются интересы равноправных субъектов финансового права. Например, в силу того, что в действующем законодательстве закреплен принцип самостоятельности бюджетов различного уровня, как правило, отношения, складывающиеся между государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими их разработку, утверждение и исполнение, характеризуется равноправием сторон и необходимостью согласования их воли.

Особенности предмета и метода правового регулирования позволяют определить финансовое право.

Понятие финансового права. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности, изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово‑правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово‑правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Российское финансовое право подразделяется на две части: общую, к которой относятся нормы финансового права, закрепляющие основные принципы, а также правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, занимающихся финансовой деятельностью, с разграничением их полномочий в этой сфере и т. д.;

особенную, которая состоит из ряда разделов, включающих финансово‑правовые институты. Эти институты регулируют группу однородных финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых правовые нормы сгруппированы в зависимости от того, какие отношения они регулируют: государственно‑бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, финансы государственных предприятий, государственные доходы, государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы, банковское кредитование, денежное обращение, расчеты и валютное регулирование.

2.3. Финансово‑правовые нормы (содержание, виды и структура)

Финансово‑правовые нормы – это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

характера установления в них предписаний;

мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово‑правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально‑экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово‑правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Признаки финансово‑правовых норм:

имеют особую сферу применения – область финансовой деятельности государства, т. е. регулируют поведение субъектов финансовой деятельности;

носят государственно‑властный характер, властный характер. Выражены в категоричной форме, не допускающей произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций и т. д.;

имеют материальное обеспечение;

с точки зрения происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в финансово‑правовых актах.

Виды финансово‑правовых норм. Классификация финансово‑правовых норма производится по различным основаниям.

1. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

2. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово‑правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово‑правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

3. По выполняемым функциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

регулятивные – направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей (ст. 51, 56 НК РФ);

охранительные – предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения (ст. 116–129 НК РФ).

4. По территориальному признаку финансово‑правовые нормы подразделяются на действующие на:

всей территории РФ;

территории соответствующих субъектов Российской Федерации; территории соответствующих муниципальных образований.

5. По времени действия финансово‑правовые нормы подразделяются на:

общие – устанавливаются на неопределенный срок и утрачиваются в связи с их отменой или изменением;

временные – устанавливаются на определенный срок.

6. По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

общезакрепительные – в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;

дефинитивные – закрепляют существенные признаки соответствующих финансово‑правовых категорий понятий и терминов;

нормы‑принципы – устанавливают основные начала финансового законодательства;

комплексные – определяют порядок применения и соподчиненность нормативных правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);

оперативные – определяют порядок вступления в силу новых финансово‑правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.

Структура финансово‑правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово‑правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово‑правовых норм. Финансово‑правовые санкции соединяют правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы