Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Чем выше скорость обращения денег, тем больше инфляция. Если в 1990 г. значение этого показателя равнялось примерно 1,5, то затем произошло стремительное увеличение скорости денежного обращения - до 4,5 в 1994 г., 8,0 в 1995 г. и 7,0 в 1997 г. После августа 1998 г. также наблюдалось ускорение денежного обращения.
Таким образом, ставя задачу ремонетизации экономики, в ее решении необходимо предусмотреть создание блока антиинфляционной защиты, который включал бы мероприятия, направленные, с одной стороны, на уменьшение доли М0 в М2, с другой - вел бы к сокращению скорости обращения денег.
Что касается снижения удельного веса наличных денег в общей денежной массе, то эту задачу можно решить, например, следующими мерами:
запрещением использования наличных денег в обороте между предприятиями и стимулированием безналичных расчетов в народном хозяйстве;
усилением целевого характера выплат заработной платы и социальных платежей, исключающим их предварительное попадание на финансовый или валютный рынок;
прохождением бюджетных средств до их получателей и налогов в бюд-жет через систему казначейства;
использованием специальных счетов (чеков) для высокооплачиваемых работников применительно к части их дохода, которая может быть направлена только для приобретения товаров длительного пользования отечественного производства, оплаты жилищно-коммунальных услуг, жилищного и дачного строительства и т.п. или вложения в банковскую систему в виде депозита (золотого сертификата).
На ближайший период нереально ставить задачу значительного сокращения доли М0 в М2. Речь, видимо, может идти о достижении М0, равном 34%-35%. Такой незначительный сдвиг в структуре денежной массы отражает особенности (и издержки) запуска экономики на основе расширения потребительского спроса домашних хозяйств. Следовательно, необходимо перенести центр тяжести в антиинфляционной защите на сокращение скорости обращения денег. Для этого предварительно выясним, за счет каких факторов в переходной экономике России произошло 5-6-кратное увеличение значения данного показателя, чтобы блокировать их действие. В этой связи в первую очередь следует выделить роль двух факторов.
Во-первых, это завышенная доходность на финансовом рынке, которая ускоряет движение денег, а точнее, приводит к массированному бегству денежного капитала из секторов реальной экономики, лишая их достаточной финансовой поддержки. Поэтому финансовый рынок должен стать объектом экстренного и жесткого государственного регулирования, нацеленного на принудительное (хотя и поэтапное) сокращение доходности обращающихся на нем инструментов. Должны быть предусмотрены такие меры:
резкое сокращение доходности по государственным ценным бумагам, с чего и следует начинать новую политику регулирования финансовой сферы. Доходы по госбумагам должны быть не выше средней прибыльности, установившейся в сфере производства (7%-8% годовых);
ЦБ и правительство должны пойти на резкое сокращение ставки рефинансирования, отказавшись от жесткой привязки к уровню инфляции. В кризисной экономике неизбежные потери и риск должны распределяться равномерно между финансовыми и производственными агентами. Поэтому ставка рефинансирования должна сразу же резко сократиться до 20%-24%. Только в этом случае можно рассчитывать на появление доступного для производителей кредита;
переориентация финансово-банковской системы на кредитное и инве-стиционное обслуживание реальной экономики заставляет обратиться к проработке еще одной эффективной меры: ограничения участия банков в покупке акций промышленных предприятий. При этом можно сослаться на антикризисный опыт США, когда в 1933 г. президентом Рузвельтом был введен аналогичный запрет, который сохраняется вплоть до сегодняшнего дня;
для ограничения движения финансового капитала в краткосрочной форме, которое особенно инфляционно опасно, оправданно использовать дополнительные налоги в указанной сфере. Этим вносится еще один антиинфляционный якорь и обеспечивается прилив долгосрочных капвложений в экономику;
введенные ограничения на финансовом рынке, приведя к крупному снижению доходов на нем, безусловно, обернутся разорением многих коммерческих банков. По большому счету об этом не стоит особо сожалеть, поскольку значительное количество банков в течение всех этих лет фактически паразитировало на государственных финансах, нередко просто расхищая их и вывозя в другие страны и оффшорные зоны. Добавим и то, что финансово-кредитная
сфера, наряду с внешнеэкономической, превратилась в один из главных каналов «бегства капитала» из страны. Те же коммерческие банки, которые научились работать самостоятельно, выживут, только им целесообразно помогать. Остальные банки, скорее всего, разорятся; они должны перейти в руки государства, чтобы на их основе создать сеть в 100-200 региональных государст-венно-муниципальных коммерческих банков;
сокращение свободных финансовых ресурсов и необходимость создания системы доступного кредита для производителей обусловливает целесообразность вернуться к практике дозированного (законодательно устанавливаемого) объема финансирования расходной части бюджета через платные кредиты ЦБ с льготной процентной ставкой. Можно предположить, что такие кредитные ресурсы должны направляться для организации кредитной деятельности создаваемой сети государственно-муниципальных банков и с последующим использованием в целях развития системы инвестиционных банков.
Во-вторых, каналом разогрева инфляции через ускорение денежного обращения являлся фактически свободный режим функционирования валютного рынка. В условиях практически неограниченной возможности в обмене рублевой массы на иностранную валюту увеличение денежного предложения на рынке способствовало нарастанию давления на обменный курс рубля. Действовавший ранее валютный коридор и сверхвысокая доходность ГКО позволяли его временно удерживать в определенных рамках, но, как оказалось, переводя инфляцию в подавленную. И как только был снят этот коридор и рухнула пирамида ГКО, накопленный спекулятивный потенциал в валютной сфере взорвался почти трехкратным падением курса рубля с последующим скачком цен. Существовавшая конкуренция между рынком финансовых обязательств и валютным рынком, с точки зрения реальной экономики, принципиально ситуацию не улучшала. Ведь как на одном, так и другом рынке практически участвовали одни и те же игроки, которые на каком-то этапе получали свои прибыли на финансовом рынке, а потом перемещались на валютный рынок. Заметим, что политика опережающей внутренней конвертируемости рубля в условиях стагфляционной экономики была ошибочной и должна оцениваться как преждевременная (например, в ФРГ возможность обмена марок на инвалюту появилась только в конце 50-х годов).
Поэтому для того чтобы сегодня сдержать и приглушить инфляционный рост, задаваемый повышением кредитно-денежной активности государства, необходимо эту инфляционную цепочку разорвать. В этой связи можно сослаться на опыт Малайзии, которая после финансового кризиса в Азии (1997 г.) сделала ставку на жесткий контроль над потоками финансового капитала и над операциями с иностранной валютой. Такие меры, способствуя сдерживанию инфляции, одновременно закладывают основу для снижения процентных ставок по кредитам.
Вот почему в целях снижения скорости обращения денег и ограничения инфляции необходимо оставить валютный рынок в том объеме и тех границах, которые необходимы для выполнения его основной функции - обслуживания экспортно-импортных операций. Должен быть предусмотрен комплекс мер, призванный максимально сбить чисто спекулятивный спрос на инвалюту. Приведем в качестве возможных следующие действия в валютной сфере:
в условиях отказа от валютного коридора и перехода к режиму плавающего курса рубля существенно повышается роль курсовой валютной политики ЦБ. Чтобы все-таки оградить рубль от чисто спекулятивных атак, целесообразно
поэтапно восстановить предполагаемые границы его колебаний, но фиксируя их допустимые размеры не вокруг доллара, а по соотношениям в паритетах покупательной способности валют. Тем самым в политику обменного курса будет введен более надежный и точный экономический индикатор;
не исключено, что на начальном этапе придется использовать двойной курс рубля. Один должен действовать в пределах допустимых колебаний вокруг паритета покупательной способности рубля и обслуживать сферу организованной внешнеэкономической деятельности, другой - применяться с учетом рыночной конъюнктуры в других хозяйственных сферах (туризм, обменные операции для населения и т.п.);
для укрепления обменного курса рубля должны быть предусмотрены и административные меры по ограничению спекуляции на валютном рынке (обязательная продажа экспортерами большей части валютной выручки в максимально сжатые сроки, тщательный отбор банков, работающих на валютном рынке, дополнительное налогообложение валютных операций и т.п.). При критиче-ской ситуации в качестве наиболее сильных и чрезвычайных мер допустимо введение монополии ЦБ на ввоз иностранной валюты на территорию РФ, как и восстановление госмонополии на вывоз сырья и энергоресурсов;
в целях ослабления заинтересованности КБ в операциях с валютой целесообразно устанавливать для них более высокую норму резервирования по валютным счетам.
Таковы возможная логика действий и отдельные меры, призванные сформировать блок антиинфляционной защиты. Вместе с тем отметим, что для реализации политики ремонетизации российской экономики имеется еще один сценарий, отличный от ранее описанного. Он связан с возможностью выпуска специальных расчетных денег (безналичного рубля), посредством которых могла бы функционировать система платежей, по крайней мере, в государственном секторе. Данный вариант альтернативен первому варианту, логично дополняет идею разделения потоков бюджетных и коммерческих денег, восстанавливая в новом виде советский опыт двухканального денежного обращения. В этом случае предполагается создание единого расчетного центра, который выполнял бы постоянную функцию обеспечения безналичных взаиморасчетов, своевременно оплачивал государственные заказы и позволял осуществлять обязательные платежи в бюджет. Одновременно использование специальных расчетных денег должно исключать их перевод в наличные рубли и особенно в иностранную валюту. Одним из главных возражений по поводу целесообразности использования таких денег и самой операции взаимозачетов является то, что они не позволяют проводить жесткую денежно-кредитную политику и ухудшают возможность пополнения доходной части бюджета «живыми деньгами». Также трудно сохранить взаимонепроницаемость двух денежных каналов, что ослабляет эффект антиинфляционной защиты. Сами такие деньги трактуются как «суррогатные», подрывающие эффективность использования выпускаемых ЦБ законных денежных знаков.
Однако заметим, что денежная масса в нормально работающей рыночной экономике в еще большей степени характеризуется сложным составом. В нее входят денежные агрегаты с разной степенью ликвидности - от М0 до М3 и L. Такое фактическое многообразие видов денег как раз придает денежной системе гибкость, одновременно позволяя расширять необходимую для нормальной работы экономики денежную базу с минимальными последствиями для усиления
инфляционных тенденций. В частности, в денежный параметр L входят разного рода казначейские обязательства, векселя, банковские акцепты и т.п.
Можно считать, что решением об отмене использования в 1998 г. любых платежных форм в оплате федеральных налогов, кроме денежных, правительство сделало выбор в пользу преодоления кризиса неплатежей по первому варианту. Как уже отмечалось, сам по себе выбор далеко не бесспорен и к этому вопросу, не исключено, еще придется обращаться. Поэтому вариант с введением параллельной расчетной денежной единицей (безналичного рубля) не следует вообще исключать, рассматривая его как запасной.
Итак, в экономическом арсенале имеются способы сдерживания инфляции даже при проведении более активной кредитно-денежной политики. При этом наиболее опасным является не сам по себе механизм денежной эмиссии, особенно если он необходим для нормальной работы экономики, а то, на какие цели и как используются дополнительные порции денег. За счет снижения скорости обращения денег (до 5,5-6 оборотов в год), если оно обеспечивается надежным режимом изоляции растущего предложения денег от финансово-валютной сферы, появляется возможность удержать инфляцию на относительно приемлемом уровне (до 50% в год) и одновременно преодолеть катастрофический дефицит кредитных ресурсов в реальном секторе экономики России. Это означает, что при таком развитии событий появляется реальный шанс для запуска экономического роста. В таблице 2 приведены основные макроэкономические параметры при инерционном сценарии развития, на который, судя по всему, была ориентирована деятельность правительства Примакова, и при антикризисной программе развития.
Таблица 2
Макроэкономические параметры при инерционном и антикризисном вариантах проведения экономической политики Показатели 1998г. - оценка 1999 г. - инерционный вариант 1999 г. - антикризисный ВВП (в % к пред. году) 94-95 97-92 102-104 Инфляция (в % к пред. году) 180-185 130 150 М2 - млрд. руб. 370 460 790-840 М0 - млрд. руб. 155 180 285-300 М2: ВВП в % 10-10,5 12-12,5 19-21 Денежные доходы на-селения (в % к пред. году) 120-125 150-160 …

Скорость обращения денег олицетворяет собой быстроту оборота денежных средств при обслуживании сделок, которая характеризуется числом повторений одной и той же денежной единицей функций и за конкретный интервал времени.

Скорость обращения денег вырастает, когда люди не желают удерживать деньги у себя и стремятся потратить их быстрее (такое случается в периоды ), и наоборот, уменьшение скорости происходит тогда, когда люди стараются меньше тратить и больше накапливать (период ).

Образно, сущность рассматриваемой экономической категории можно понять, представив простейшую экономическую систему. К примеру, имеется небольшая экономика, общая норма денежной массы которой составляет 100$. Единственными экономическими агентами являются нефтяник и производитель авто, которые взаимодействуют друг с другом, совершая лишь три сделки за год: Нефтяник покупает у Автопроизводителя машину за 100$, а Автопроизводитель платит нефтянику 60$ за бензин и 40$ за дизельное топливо. Итоговая сумма сделок в таком случае составляет 200$ при денежной массе 100$. Такая ситуация оказалась возможной, т.к. каждый $ был истрачен в среднем 2 раза за год, т.е. скорость обращения денег эквивалентна 2.

На практике рассчитать данный показатель не так просто, т.к. он трудно поддается количественному анализу, поэтому при вычислениях применяются косвенные данные: оборачиваемость денег в кругообороте дохода и денежная оборачиваемость в платежном обороте, формулы расчета которых приведены ниже.

От чего зависит скорость обращения денег

Многие факторы могут влиять на данный показатель, в целом они делятся на две группы.

1. Общеэкономические факторы

  • Цикличность в развитии экономической системы . Экономические спады и финансовые коллапсы обычно сопровождаются понижением скорости денежного цикла, а экономический подъем – ускорением их оборота.
  • Изменение общего ценового уровня . Обесценивание банкнот усиливает готовность покупать на «всякий случай», потребители наращивают покупки, чтобы защитить себя от ухудшения покупательной способности денежных ресурсов. При сильном обесценивании начинается бегство от денег к товарам (т.е. торговле), что следовательно, ускоряет денежный оборот.

2. Монетарные факторы

  • Изменение структуры денежной циркуляции . Расширение безналичной сферы денежного оборота сокращает время на проведение расчетов и таким образом, ускоряет их оборот.
  • Регулирование норм процентных ставок на денежном рынке . Повышение ставок, с одной стороны, стимулирует накопление, а с другой стороны, сокращает возможность получения

1.3 Скорость обращения денег

Денежные единицы можно использовать снова и снова в круговом потоке доходов. Чем чаще деньги используют для платежей в данный период - чем быстрее «оборачиваются» деньги - тем меньше требуемый объём денежной массы для данного объёма реального дохода при фиксированном уровне цен. Скорость оборота денежных запасов называется скоростью обращения денежных доходов, так как она равняется скорости, с которой расходуются деньги на товары и услуги в пределах данного периода времени. Следовательно, скорость обращения денег – это показатель частоты, с которой средняя единица национальной валюты используется на выполнение операций в течение данного промежутка времени. Скорость обращения денег, в основном, зависит от принятых обычаев оплаты. В нашем обществе, например, рабочие получают оплату еженедельно, каждые две недели, или ежемесячно, а не ежедневно и не раз в год. Частота получения заработной платы и жалования оказывается влияет на количество денег, которые рабочие удерживают от одного дня оплаты до другого; их средние денежные накопления будут уменьшаться при увеличении частоты заработной платы и наоборот. Эта обратная зависимость между средними денежными накоплениями и частотой получек верна и для других источников дохода семей, а также для доходов предпринимательских фирм.

Таким образом, для данного уровня дохода, чем меньше средние денежные накопления разных хозяйственных единиц экономики, тем больше будет скорость накопления денег и наоборот. Среднюю сумму денежных накоплений, а, следовательно, и скорость оборота денежных запасов определяет, главным образом, общепринятая схема получек и платежей. Правда, некоторые другие экономические переменные тоже оказывают на среднюю сумму наличных денег в семьях и у предпринимательских фирм неоспоримое влияние. Доходы и благосостояние хозяйственных единиц оказывают следующее влияние: запасы наличных денег обладают тенденцией к увеличению при увеличении дохода и общего благосостояния. Процентные ставки тоже оказывают влияние на денежные запасы (и, следовательно, на скорость денежного обращения). Чем выше процентные ставки, тем больше образуется неиспользованных наличных денег, и наоборот. Таким образом, можем ожидать, что скорость обращения будет возрастать (средние накопления наличных денег будут сокращаться) при возрастании процентных ставок и сокращаться при снижении процентных ставок. Однако, величина так называемой эластичности спроса на деньги по проценту (степени чувствительности желаемого размера средних денежных накоплений на изменения процентных ставок)- носит проблематичный характер. Другим значительным фактором, имеющим отношение к выбору населения сколько наличных денег держать на руках, являются ожидания предстоящих экономических событий. Например, если ожидается высокая инфляция, население держит меньше наличных денег, т.к. их покупательская способность снижается с повышением цен. С другой стороны, ожидания снижения цен и/или занятости приводит к стремлению увеличить денежные накопления. Ожидания, связанные с предстоящими процентными ставками, тоже могут оказать влияние на запас наличных денег. Когда ожидают, что процентные ставки возрастут, население может воздержаться от вкладов до тех пор, пока не будут объявлены более высокие ставки и, поэтому держит больше наличных денег.

Деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

Количество денежных знаков, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения. Все денежное обращение стран подчиняется этой формуле, также известной как уравнение обмена. Из этого уравнения выражается скорость оборота денег:

M*V = P*Q V = (P*Q)/M

V – скорость оборота денег

М – количество денег

P – цены

Q – величина всех товаров

Скорость оборота денег характеризует скорость, с которой деньги циркулируют в экономике, т.е. сколько раз за определенный промежуток времени рубль переходит из рук в руки.

Предположим, например, что в данном году 60 батонов хлеба продаются по цене 5 рублей за батон. Тогда Q равняется 60 батонов в год, а Р - 5 рублям. Общее число рублей, участвовавших в сделках, равно:

РQ = 5 рублей/за батон * 60 батонов/в год = 300 рублей в год.

Расчет правой стороны уравнения количественной теории денег позволяет получить денежное выражение суммы всех совершенных за год сделок, равной 300 рублям в год.

Предположим теперь, что всего в экономике обращается 100 рублей. В этом случае мы можем рассчитать скорость обращения денег так:

V = (Р*Q)/М = (300 рублей в год)/(100 рублей) = 3 раза в год.

Это означает, что для того, чтобы в экономике, где обращается 100 рублей, за год были совершены сделки на сумму 300 рублей, необходимо, чтобы каждый рубль за год трижды перешел из рук в руки.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. (безналичный оборот денег). Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения (лежащие у потребителей дома деньги не могут обслуживать оборот) и накопления и т.д.

Рассмотрим пример зависимости скорости оборота денег от частоты (периодичности) выплаты доходов (заработной платы, ренты, процента и прибыли): если заработная плата, например, в 100 рублей в месяц выплачивается работникам раз в месяц, то для обслуживания этой сделки необходимо 100 рублей. Если же выплачивать ее два раза в месяц (то есть в два приема) по 50 рублей, то для этого может понадобиться только 50 рублей - заплатить в начале месяца, а затем этими же 50 рублями (которые работник за месяц израсходует) - в середине месяца. Таким образом, чем чаще платится заработная плата, тем меньшее количество денег может требоваться для обеспечения этой сделки.

Или, например, от темпа экономического роста. Чем он выше, тем меньше требуется денег в количественном отношении. Предположим, что в месяц вам необходимо постепенно потратить 1000 руб. Пусть траты будут производиться дважды в месяц и скорость обращения денежной единицы будет равна также месяцу. Таким образом, потратив в начале месяца 500 единиц, вам потребуется еще 500 единиц в середине месяца, чтобы произвести следующие расходы, поскольку потраченные ранее 500 единиц возвратятся только в следующем месяце. Таким образом, вам необходимо наличие 1000 единиц. Теперь представим, что скорость обращения денежных средств в экономике возросла и составляет полмесяца. Теперь, потратив 500 единиц в начале месяца, вы к середине месяца снова получаете 500 единиц, которые успели обернуться и вернулись в вашу систему. Вы можете произвести вторые запланированные вами расходы на те же 500 единиц, с помощью которых осуществляли операцию в начале месяца. Таким образом, вам на то же количество расходов требуется уже не 1000, а только 500 единиц.

Глава 2. Понятие денежной массы

Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.

Денежная масса представляет собой совокупный объем наличных денег и денег безналичного оборота.

Состав и структура денежной массы:

Для измерения количества денег используются специальные показатели – денежные агрегаты, которые утверждаются в законодательном порядке.

Денежный агрегат – специфическая группировка ликвидных активов, служащих измерителями денежной массы.

В разных странах используются различные денежные агрегаты – от самого узкого («денежная база») в Швейцарии до широкого показателя ликвидности в Великобритании и «всего объема кредита» в Италии. С учетом опыта зарубежных стран ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:

М0 – наличные деньги в обращении;

М1 = М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках;

М2 = М1 + срочные вклады населения в Сбербанке;

М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма.

Равновесие наступает при M 2 >M 1 , укрепляется при M 2 +M 3 >M 1 .

Состав денежных агрегатов разных странах неодинаков. Так, во Франции используется 2 денежных агрегата, в США – 4, в Японии и Германии 3, а в Англии пять денежных агрегатов.

В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежная база. Он включает агрегат М0 + денежные средства в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков в Банке России и средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России, таким образом, денежная база по существу приравнивается к агрегату М2.

Денежная масса зависит от двух факторов: количества денег и скорости их оборота

Обращение денег не происходит стихийно - оно подчиняется определенным законам. Их знание позволяет оперативнее реагировать на или иные изменения, принимать соответствующие корректирующие решения и воздействовать на экономическое развитие самым благоприятным образом. Эти правила обращения называются законами денежного обращения.

Основной закон денежного обращения, формула которого была представлена К. Марксом, связывает цены, скорость обращения и количество денег.

Под денежной массой понимается денежное предложение или общее количество денег в обращении.

В странах рыночной экономики применяются различные груп­пировки денег. Они называются денежными агрегатами (параметрами) и служат альтернативными измерителями денежной массы

в обращении.

Известны следующие денежные агрегаты:

М1 - сюда включаются наличные деньги, счета до востребо­вания, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда - кредит­ные карточки;

М2 - состоит из М1 плюс срочные вклады небольших разме­ров и другие легколиквидные сбережения (т.е. сбережения, легко обратимые в наличные деньги);

МЗ - состоит из М2 плюс срочные вклады крупных размеров.

М4 - включает МЗ плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата (параметра), в Японии и Германии - три, в Англии и Франции - два.

Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты:

МО - наличные деньги;

М1 - равен агрегату МО плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования в Сбербанке;

М2 - состоит из М1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

МЗ - включает М2 плюс депозитные сертификаты и облига­ции государственных займов.

Под скоростью обращения денег понимается среднегодовое ко­личество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального ва­лового национального продукта (ВНП) к массе денег в обраще­нии:

V - U: М, где

V - скорость обращения денег;

U - номинальный объем ВНП;

М - масса денег в обращении.

Известно, что ВНП характеризует также общий объем доходов и расходов в экономике, т.е. если рассматривать U как общий доход, то V представляется как скорость обращения денег по отношению к доходу. V, таким образом, показывает среднегодо­вое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном периоде - меняется, но незначительно. Существенные изменения скорости обращения денег могут быть связаны с качественными преобра­зованиями организации денежного обращения, что происходит довольно редко и является вполне предсказуемым (например, широкое распространение банкоматов, с помощью которых можно в любом месте, где они установлены, получить наличные деньги по специальным карточкам или широкое внедрение «плас­тиковых денег»).

Денежное обращение и его законы

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Различают налично-денежное обращение и безналичное обра­щение. Налично-денежное обращение - движение наличных денег в виде банкнот, разменных монет и бумажных денег (казначей­ских билетов).

Безналичное обращение - движение денег безналичного обо­рота - банковских депозитов на счетах клиентов.

Формы безналичных расчетов достаточно разнообразны. Они зависят от исторических и экономических особенностей отдель­ных стран, специфики кредитной системы, степени развития электронных средств связи, компьютеризации банковского дела. Наиболее распространены чеки, аккредитивы, кредитные карточ­ки, электронные переводы, жироприказы, векселя, сертификаты, в России также платежные поручения и платежные требования-поручения.

Безналичное обращение доминирует, обусловливая все большую дематериализацию денежного обращения. Причинами этого являются: 1. сокращение издержек обращения; 2. ускорение денежного оборота; 3. удобство безналичных расчетов.

Однако в некоторых сферах экономической жизни наличие денег сохраняет свое важное значение.

Во-первых, в сделках, где одной из сторон является население. Например, в Российской Федерации очень незначительная часть населения пользуется безналичными расчетами, хотя для стран с развитой рыночной экономикой ситуация кардинально меняется (например, в США наличными заработную плату получают не более 6% занятого населения).

Во-вторых, в условиях кризисных потрясений большинство экономических агентов стремятся обладать наличностью.

В-третьих, налично-денежный оборот трудно контролируем. Он может выступать средством уклонения от налогов и прочих незаконных действий.

Между налично-денежным и безналичным обращением суще­ствует взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной в дру­гую сферу денежного обращения.

Считается, что именно наличность обеспечивает человеку удобства, при совершении покупок, т. к. средства лежат у него в кармане, и нет необходимости при каждой покупке ходить в банк. Но их можно потерять, их могут украсть, часть наличных денег может оказаться фальшивыми и т. д.

Кроме того, хранение денег в виде наличности лишает чело­века возможности получать проценты по вкладу. Поэтому следует решить, сколько же наличных денег надо иметь на руках, а сколько - положить в банк.

Модель управления наличной денежной массой была разрабо­тана в 50-х годах экономистами У. Баумолем и Дж. Тобином и получила название - модель Баумоля-Тобина. Согласно этой модели можно определить оптимальное число посещений банка или оптимальную сумму наличных денег исходя из соотношения убытков в виде неполученного на эту сумму банковского процен­та и стоимостной оценки экономии времени от более редких походов в банк.

Денежное обращение в его различных формах регулируется экономическим законом, который выражает экономическую зависимость между массой товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

К. Маркс определяет количество денег, необходимых для обращения следующим образом 1:

Среднее число оборотов денег как средства обращения и платежа

К. Маркс отмечал, что в условиях, когда функцию денег вы­полняло золото, количество денег, необходимых для обращения; регулировалось стихийно: если денег было больше, чем реальная потребность в них, то золото уходило из обращения в частную тезаврацию (частное хранение), если же потребность в деньгах возрастала, то золото из сокровищ перемещалось в обращение. Аналогичная ситуация складывалась в случае обращения банкнот, свободно размениваемых на золото. При обращении бумажных денег, не разменных на золото, количество денег, необходимых для обращения должно регулироваться государством. Согласно марксистской концепции, эмиссия бумажных денег должна быть ограничена теоретическим количеством золотых денег, необходи­мых для обращения.

В экономической науке есть и другая точка зрения, которую разделяют представители количественной теории денег и сторон­ники монетаристской концепции.

Американский экономист И. Фишер сформулировал следую­щее уравнение обмена:

М. V = Р. Q, где М - денежное предложение V - скорость обращения денег Р - средняя цена товаров и услуг О - количество проданных товаров.

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи (V) равняется сово­купному объему товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года.

Под скоростью обращения денег понимается среднегодовое количество обо­ротов, сделанных деньгами за определенный период, при покупке готовых товаров и услуг, т.е. при обслуживании сделок купли-продажи. Эти сделки обслуживаются с помощью как денежного агрегата М1, так и денежного агрегата М2. Поэтому ско­рость обращения денег фактически складывается из скорости обращения собствен­но денег, обладающих абсолютной ликвидностью, и депозитов.

Таким образом, показателями скорости обращения денег могут считаться следующие.

1. Показатель скорости обращения денег, рассчитываемый на основе уравнения обмена:

где V – скорость обращения денег;

Y – номинальный объем ВНМ;

M – масса денег в обращении.

Вместе с тем известно, что ВНП характеризует также общий объем доходов и расходов в экономике, т.е. если рассматривать V как общий доход, то V представ­ляется как скорость обращения денег по отношению к доходу и показывает среднегодовое число владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица.

2. Показатель скорости обращения денежных платежных средств, т.е. отношение количества переведенных средств по банковским депозитам к величине денежной массы.

Скорость обращения денег рассчитывается по методике Банка России для денежного агрегата М2по формуле

где ВВП – номинальный валовой внутренний продукт за анализируемый период;

n – число полностью истекших месяцев;

– среднее арифметическое денежного агрегата за анализируемый период.

Скорость обращения денежного агрегата М2определяется как отношение ВВП к М2и имеет размерность 1/год. Величина, обратная к скорости обращения, характеризует период обращения денег.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде – это обычно величина постоянная, в долгосрочном периоде она меняется, но незначительно.

Факторами изменения скорости обращения денег являются:

- темпы роста (снижения) объема производства – при увеличении объ­ема производства скорость обращения денег увеличивается, при сокращении – падает;

- фазы экономического цикла - во время кризисов скорость обращения денег замедляется. Замедление оборачиваемости денег (при относительно стабиль­ных ценах) означает, что коэффициент размещения созданного национального продукта снизился. Так, во время Великой депрессии 1929–1933 годов скорость обращения денег сократилась на 40%. Высокое значение скорости обращения денег при относительно стабильных ценах является показателем подъема;

- уровень инфляции – в России в период с 1992 года по 1996 год масса потре­бительских товаров и товаров производственного назначения уменьшалась, а ско­рость обращения денег увеличивалась, т.е. цены росли быстрее, чем денежная масса. В России в результате инфляционного шока 1992 года скорость обращения М2 сильно увеличилась и деньги оборачивались за 1,5–2 месяца, что соответствует времени реализации товаров на потребительском рынке.

Существенные изменения скорости обращения денег могут быть связаны с качественными преобразованиями организации денежного обращения, что про­исходит довольно редко и вполне предсказуемо (например, широкое распространение банкоматов, с помощью которых можно в любом месте, где они установле­ны, получить наличные деньги по специальным карточкам, или широкое внедрение «пластиковых денег»).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы