Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

В последнее время в нашем государстве ведется работа по совершенствованию механизмов финансирования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Вместе с тем нужно отметить, что принятие Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, направленного на решение указанных вопросов, не в полной мере устранило имеющиеся противоречия в системе нормирования природопользования в государстве, а также в механизмах взимания и расходования платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Несмотря на жёсткость и сложность системы нормирования, государство практически устранилось от реальной ответственности за улучшение состояние окружающей среды. Это при том, что на природопользователей при полном отсутствии их вины природоохранными органами возлагается ответственность за несогласованность действий самой системы государственного управления, государство по-прежнему выступает не как регулятор экологических правоотношений, а как администратор. Функции государственных органов практически сведены к нормированию и контролю.

Суть проблемы заключается в том, что при крайне незначительном бюджетном финансировании природоохранных мероприятий отсутствует возможность целевого использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду. Компенсационная функция платы за негативное воздействие на окружающую среду утрачена, что противоречит основным принципам охраны окружающей среды. Учитывая, что статья 35 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закрепляет принцип общего (совокупного) покрытия расходов, исключающих их привязку к определенным доходам бюджета (то есть фактически закон не обязывает тратить средства, поступившие в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, на решение экологических задач), в Российской Федерации практически нет источников, из которых можно было бы финансировать работы по охране и восстановлению окружающей среды. В результате анализа решения государством вопросов бюджетного природоохранного финансирования в необходимых объемах можно сделать вывод о том, что экономический механизм соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду в полной мере не обеспечивается.

Система целевого использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, созданная в начале 90-х годов, показала способность решать возложенные на нее задачи по финансированию природоохранных работ, что было подтверждено на заседании Президиума Госсовета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды 27 мая 2010 года. После отмены системы экологических фондов государством не был предложен механизм, который являлся бы адекватной альтернативой, что при крайне низкой бюджетной составляющей финансирования природоохранных мероприятий, значительной степени износа основных фондов, недостаточной развитости экономических и рыночных инструментов государственного регулирования в области охраны окружающей среды может уже в ближайшей перспективе привести к тому, что каждая экологически опасная ситуация на территории Российской Федерации может стать чрезвычайной.



Между тем сущность экологических платежей проявляется в их функциях. Компенсационная функция является специфической именно для экологических платежей. Она реализуется посредством направления их на цели возмещения вреда, причиненного загрязнением, восстановление природных ресурсов, их воспроизводство.

Это подтверждено и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 5-П КС, где указано, что конституционно-правовую основу этих платежей составляет, прежде всего, статья 58 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьей 57, поскольку их установление имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и

обеспечении экологической безопасности.

Однако до сих пор первостепенное назначение действующих налогов и сборов, имеющих экологическую направленность, по формированию финансовых ресурсов для обеспечения экологической безопасности России игнорируется.



Для Российской Федерации в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы могут подняться на новый уровень сложности и, самое главное, важности, поскольку именно в таких условиях наиболее ярко проявляются недостатки налоговой системы.

Вместе с тем, в период существования экологических фондов структура источников доходов фондов неоднократно менялась, но постоянно преобладала доля (≥70%) платежей за загрязнение окружающей среды. Так, например, за период полноценного существования (с 1990 по 1995 гг.) до консолидации внебюджетных экологических фондов с бюджетами соответствующих уровней объем поступающих средств неуклонно возрастал с ростом не только платежной дисциплины, но и доли финансового участия экологических фондов в реализации природоохранных мероприятий в регионах. Таким образом, в условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней очевидна их положительная роль.

Имеющиеся трудности в сфере технического перевооружения, отставания от современных технологий, ограниченности финансовых ресурсов обуславливают необходимость законодательного закрепления целевого характера платы за негативное воздействие на окружающую среду и восстановления системы экологических фондов в качестве инструмента бюджетной политики в части стабильного обеспечения финансовыми ресурсами экологических задач как приоритетного направления расходов.

Одним из базовых принципов действующего в стране природоохранного законодательства является платность природопользования. Этот принцип был заложен в 1991 году Федеральным законом “Об охране окружающей природной среды”. В соответствии с этим законом была создана единая система государственных внебюджетных экологических фондов, в которую входили федеральный, областные и местные экофонды. Благодаря этой продуманной системе основная часть платежей оставалась в распоряжении муниципалитетов, где и должна проводиться вся практическая работа по охране окружающей среды. В то же время значительные средства аккумулировались в областных и в федеральном экофондах. Они были необходимы для реализации масштабных природоохранных программ областного и федерального значения. Система была выстроена таким образом, чтобы взимать платежи дифференцированно с каждого предприятия в зависимости от конкретных объемов сбросов и выбросов в окружающую среду и использовать полученные средства на ликвидацию либо предупреждение вполне конкретного вреда живой природе (в первую очередь - человеку). Девяносто процентов платежей оставалось в регионах, причем значительная часть из них вообще не уходила с предприятий, если те имели обоснованные программы экологической модернизации производства, обеспечения его безопасности для окружающей среды.

Остальные десять процентов направлялись в федеральный бюджет и поступали в распоряжение Федерального экологического фонда. Это были целевые, «окрашенные», экологические деньги. Именно на эти средства разрабатывались такие масштабные экологические программы федерального значения, как "Возрождение Волги" и "Обеспечение населения России питьевой водой", финансировались работы в области берегоукрепления, сохранения заповедных территорий, экологического мониторинга, образовательные программы и мероприятия как местного, так и общегосударственного уровня.

С 2000 года Федеральный экологический фонд был консолидирован в бюджет. В результате сложилась парадоксальная ситуация: природопользователи отчисляли в бюджет деньги, которые должны были идти - но не шли - на экологию, при этом продолжая тратить собственные средства на финансирование природоохранных меропрятий. Это привело к тому, что в настоящее время реальное финансирование природоохранных работ из бюджета несоизмеримо меньше того, что направлялось на эти цели через экологические фонды. Средства, отчисляемые предприятиями за загрязнение окружающей среды, стали уходить куда угодно, но только не на финансирование природоохранных мероприятий. И это при том, что высокая стоимость кредитных ресурсов, значительная долговая нагрузка крупнейших предприятий не позволяют существенно увеличить текущий уровень расходов на природоохранные мероприятия, затраты на которые в принципе являются неокупаемыми.

Несмотря на попытки выровнять сложившуюся ситуацию, действующее законодательство и по сей день не предусматривает каких-либо существенных мер экономического стимулирования инвестиций, в том числе, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Сохраняется принцип, в соответствии с которым целью системы нормирования является взимание платы, а не определение реально достижимых ограничений вредного воздействия на окружающую среду для планирования и реализации соответствующих природоохранных мер. Предусмотренная законодательством процедура зачета средств, затраченных на природоохранные мероприятия, до настоящего времени не получила широкого практического применения, поскольку зачет можно осуществить только по каждому конкретному веществу и по тем мероприятиям, которые предусмотрены утвержденным планом снижения сбросов. При этом из суммы затрат на мероприятие необходимо выделить сумму, которая была направлена на снижение сбросов именно по этому веществу. В результате значительная несоразмерность затрат на реализацию мероприятий по снижению сбросов по конкретному загрязняющему веществу и размера платы за негативное воздействие на окружающую среду по этому веществу делает процедуру зачета средств довольно слабым мотивирующим фактором для предприятий.

Сама идея экологических платежей была профанирована, поскольку зафиксировать нецелевое использование финансовых ресурсов в целевом бюджетном фонде легче, чем когда они «обезличены» в традиционном бюджете. Все это говорит о неэффективности экологических платежей.

Можно констатировать следующее: до настоящего времени в Российской Федерации не создан механизм, являющийся альтернативой экологическим фондам. Экономические и рыночные инструменты государственного регулирования в области охраны окружающей среды развиты недостаточно, при этом бюджетное финансирование природоохранных мероприятий намного ниже, чем в странах с развитой экономикой. Отсутствие возможности целевого использования экоплатежей затрудняет реализацию требований законодательства в части модернизации промышленных объектов, препятствует переходу к наилучшим доступным практикам и технологиям, способствует отвлечению средств предприятий на решение вопросов, не связанных со снижением негативного воздействия, что не соответствует назначению платежей. Компенсационная функция платы за негативное воздействие на окружающую среду утрачена, что противоречит основным принципам охраны окружающей среды. Учитывая, что статья 35 Бюджетного Кодекса не обязывает тратить средства, поступившие в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, на решение экологических задач, в Российской Федерации практически нет источников, из которых можно было бы финансировать работы по охране и восстановлению окружающей среды. Экономический механизм соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду в должной мере не обеспечивается.

Сложившееся положение не способствует повышению эффективности использования бюджетных средств. Предусмотренный порядок распределения финансовых ресурсов от уплаты экоплатежей является несправедливым. Формирование экологических фондов для целевого финансирования природоохранных работ в условиях ограниченности возможностей федерального бюджета представляется более оправданным, чем прямое бюджетное финансирование.

Стимулирующая функция экологических платежей заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует ограничение природопользования, сохранение экологического баланса, а также развитие технического прогресса, инвестиций в экологически опасные области экономики.

Компенсационная функция является специфической именно для экологических платежей. Она реализуется посредством направления взимаемых платежей на цели возмещения вреда, причиненного загрязнением, восстановление природных ресурсов, их воспроизводство. При этом в настоящее время компенсационная функция вступает в противоречие с провозглашенным ст. 35 Бюджетного кодекса принципом общего (совокупного) покрытия расходов и, соответственно, с фискальной функцией.

Фискальная функция, в противовес компенсационной, предполагает направление средств в единый бюджет государства без указания на то, каким образом должны использоваться полученные средства.

Компенсационная функция является специфической именно для экологических платежей. Она реализуется посредством направления их на цели возмещения вреда, причиненного загрязнением, восстановление природных ресурсов, их воспроизводство.

Таким образом, можно констатировать, что первостепенное назначение действующих налогов и сборов, имеющих экологическую направленность, по формированию финансовых ресурсов для обеспечения экологической безопасности России, игнорируется.

Вместе с тем экономический ущерб от нерешенных проблем в области охраны окружающей среды и экологической безопасности по экспертной оценке достигает 10% от стоимости внутреннего валового продукта, а с учетом степени износа основных фондов в ближайшей перспективе каждая экологически опасная ситуация может оказаться чрезвычайной.

Для любого государства в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы могут подняться на новый уровень сложности и, самое главное, важности, поскольку именно в таких условиях наиболее ярко проявляются недостатки налоговой системы. На заседании «Круглого стола» Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 14 июня 2013 года на тему «Совершенствование системы нормирования воздействий на водные объекты» были приняты рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, касающиеся разработки поправок в законодательство, предусматривающих целевое использование средств платы за негативное воздействие на окружающую среду. Необходимость законодательного закрепления целевого характера этой платы была подтверждена на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитета Совета Федерации по экономической политике 26 ноября 2015 года, и на состоявшемся 24 июня 2016 года совещании в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «О реализации мер по совершенствованию системы нормирования воздействий на водные объекты и законодательного регулирования взимания и использования платы за негативное воздействие на окружающую среду в Российской Федерации», на котором присутствовали представители заинтересованных министерств и ведомств.

Экологическое регулирование является одним из основных механизмов государственного управления в экономике. Между тем, экология - это всегда большие затраты. В семидесятые годы прошлого столетия экономически развитые страны пережили крупный финансовый экологический кризис. Они были вынуждены серьезно модифицировать национальные законодательства с тем, чтобы заставить бизнес развивать экотехнологии. И это очень скоро принесло свои плоды: серьезные издержки в среднесрочной перспективе дали преимущество западным компаниям. Между тем, грамотная экологическая политика государства – это стратегия модернизации экономики и общества в направлении качественного роста. Согласно прогнозам, зеленые рынки будущего будут иметь среднесрочные коэффициенты роста в размере 8 процентов в год. Это значит, что какое-то время они могут увеличиваться вдвое каждые 10 лет, и к 2020 году мировой объем рынка зеленых технологий возрастет от сегодняшних 1,4 трлн. долларов до 3,2 трлн.долларов. Из этой экономической динамики вытекают огромные шансы для занятости. Согласно прогнозам различных исследовательских институтов, в этом десятилетии в одной только Германии возможно будет создать до двух миллионов рабочих мест в отрасли зеленых технологий.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - не дополнительный налог, а стимул для развития «зеленой экономики»

Практика природоохранного управления показывает, что в современный период требуются иные подходы к нормированию, лишенные недостатков действующей системы и апробированные зарубежным опытом. Соответствующим образом должны быть изменены и принципы установления платы за негативное воздействие на окружающую среду. В системе же экономического стимулирования природоохранной деятельности плата за негативное воздействие традиционно является основным регулятором.

Для исправления имеющихся коллизий необходимо:

1) разработать поправки в бюджетное законодательство, предусматривающие целевое использование средств платы за негативное воздействие на окружающую среду на реализацию конкретных мероприятий по снижению негативного воздействия;

2) внести дополнения и изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” в части целевого расходования средств, поступающих от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, на выполнение природоохранных мероприятий, а также регулирования и стимулирования внедрения инструментов экологического страхования;

3) внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года № 255 “Об утверждении правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий”.

4) при проработке механизма целевого использования средств, получаемых от платы за негативное воздействие на окружающую среду, учесть возможность софинансирования и предоставления гарантий для привлечения инвестиций в реальные сектора экономики Российской Федерации, связанные с реализацией экологически эффективных проектов;

5) определить оптимальную величину расходной части бюджета на охрану окружающей среды, и при формировании бюджета Российской Федерации на 2018 год и дальнейшую перспективу, предусматривать направление средств, поступающих в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, на финансирование мероприятий по охране окружающей среды, внедрению наилучших доступных технологий;

6­) провести анализ механизмов реализации положения статьи 42 Конституции Российской Федерации (“Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением”) в части полномочий федеральных органов исполнительной власти. На основе проведенного анализа предусмотреть полномочия и ответственность федеральных органов исполнительной власти за состояние среды обитания;

7) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение средств на выполнение природоохранных мероприятий в дополнение к планируемым средствам в объеме, равном средствам, поступающим от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Изложенные меры позволят оказать существенную помощь в целевом использовании «окрашенных» экологических финансовых средств в качестве инструмента бюджетной политики в части стабильного обеспечения финансовыми ресурсами экологических задач как приоритетного направления расходов.

Заключение

Исходя из изученного материала можно прийти к следящим заключениям и выводам:

1) право человека на благоприятную окружающую природную среду является неотъемлемым, всеобщим, равным для всех людей. Данное право является одним из выражений достоинства личности, ее наивысшей социальной ценности. Это средство обеспечения нормальной жизнедеятельности человечества и предотвращения угроз глобальных экологических катастроф;

2) государство, имплементируя его в национальное законодательство, придает ему качество прав гражданина. Данное право гарантируется каждому лицу: гражданину, иностранному гражданину, апатриду. В то же время право человека и право гражданина на благоприятную окружающую природную среду различаются по объекту, субъекту и средствам защиты;

3) отношения, возникающие в сфере реализации права на благоприятную окружающую природную среду характеризуются отсутствием должной правовой регламентации. В связи с этим предлагается следующая редакция ст. 42 Конституции: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый имеет право на достоверную информацию о ее состоянии и право участвовать в принятии решений, влияющих на состояние биосферы России. Государство гарантирует каждому возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»;

4) в структуре механизма реализации права на благоприятную окружающую природную среду можно выделить внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона механизма - это функционирование системы взаимосвязанных общесоциальных и юридических гарантий, а внутренняя представляет собой правомерную деятельность самой личности с целью осуществления права. Именно от активности личности в деле защиты своих прав во многом зависит качество окружающей природной среды;

5) данное право имеет наряду с юридической и огромную нравственную ценность. Для его реализации наряду с правотворческой деятельностью государства необходимо и наличие высокой культуры прав человека как у граждан России, так и должностных лиц, осознание ими своей ответственности за состояние окружающей природной среды перед будущими поколениями людей;

6) в системе гарантий данного права человека можно выделить как общие политические, экономические, духовные, правовые и иные гарантии, обеспечивающие реализацию и защиту практически всех прав человека и гражданина, так и действие специальных политических, экономических, правовых и иных гарантий, обеспечивающих реализацию конкретного права. Среди последних следует особо отметить значение экономических и правовых гарантий.

7) право человека на благоприятную окружающую природную среду в настоящий момент является недостаточно четко зафиксированным в международном праве. Основные элементы данного права сформулированы в декларациях, не являющихся юридически обязательными документами. В связи с этим представляется обоснованным принятие международным сообществом конвенции или многостороннего договора о праве человека на благоприятную окружающую природную среду. Предлагаются основные элементы этого права, которые должны быть отражены в данном документе;

8) реализация прав и свобод на благоприятную окружающую среду в настоящий момент реализуется на низком уровне из-за низкого финансирования и нечеткого законодательного закрепления.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР", 26.12.1991, N 52.

2. "Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.

3. <Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни> (ETS N 114) [рус., англ.] (Подписан в г. Страсбурге 28.04.1983) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997.

4. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31.

5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1.

6. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // "Российская газета", N 17, 27.01.1996.

7. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.

8. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.

9. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.

10. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

11. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О пожарной безопасности" // "Российская газета", N 3, 05.01.1995.

12. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Российская газета", N 190, 01.10.1997.

13. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями) // "Российская газета" от 14 января 1995 г. N 9-10

14. Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне" // "Российские вести", N 189, 30.09.1993.

15. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // "Российская газета", N 131, 23.06.2004.

16. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31.

17. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции" // "Парламентская газета", N 126-127, 03.08.2006.

18. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // "Российская газета" - 27.07.2006.

19. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" // "Российская газета", N 164, 24.08.1995.

20. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48.

21. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Российская газета", N 147, 05.08.1998.

22. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.

23. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

24. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4220.

25. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.11.1992, N 46.

26. Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 № 712 “Об Основных направлениях государственной семейной политики” // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г. , N 21.

27. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., № 440 // Собрание законодательства РФ 1996. № 15.

28. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255"Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") // "Собрание законодательства РФ", 13.03.2017, N 11, ст. 1572.

II. Основная и специальная литература:

1. Алжеев, И.А. Защита конституционных прав граждан РФ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. :Юристъ, 2003. С. 15.

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2016.

3. Егоров С.С. Тенденции обеспечения гарантий конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права на современном этапе / Сб. науч.-практ. статей /Под ред. В.В. Гошуляка. Пенза: Пензенский государственный университет, 2012.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2016.

5. Морозова, М. В. Конституционно-правовые гарантии права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в современной России: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

6. Право человека и гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую природную среду в структуре прав человека и гражданина и проблемы его реализации. // Труды молодых ученых Поволжской академии государственной службы. - Саратов: Изд. Поволжского филиала Российского учебного центра, 1995. - Вып. 2. 0,1 п.л.

7. Разгельдеев Н.Т., Анисимов А.П. Право на обеспечение благоприятной окружающей природной среды и деятельность правоохранительных органов // Права человека и правоохранительная деятельность: Тезисы докладов и сообщений. / Отв. ред.: Смагоринский Б.П. - Волгоград: Изд. ВЮИ МВД России, 2006. 0,2 п.л.

8. Синюкова, Т.В. Юридические гарантии реализации прав и обязанности советских граждан (вопросы теории) : автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск: Прииск, 1986.

9. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М. : Юристъ, 2001. С. 311; Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Н. И. Матузова. Саратов: Альфа, 1996.

III. Материалы судебной практики:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2000.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 3, 2000.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2013.


Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2016. - 99 с

“Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: Учебник. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2016. - 123 с.

“Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Егоров С.С. Тенденции обеспечения гарантий конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права на современном этапе / Сб. науч.-практ. статей /Под ред. В.В. Гошуляка. Пенза: Пензенский государственный университет, 2012 . С. 42-44 (0,13 п.л.).

"Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998

“Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

"Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.

<Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни> (ETS N 114) [рус., англ.] (Подписан в г. Страсбурге 28.04.1983) // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 130 - 132.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2000

“Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 13.04.2017) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О пожарной безопасности" // "Российская газета", N 3, 05.01.1995.

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Российская газета", N 190, 01.10.1997.

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями) // "Российская газета" от 14 января 1995 г. N 9-10

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.

Чтобы человек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать отвечающее общественным потребностям природоохранительное законодательство, которое в полной мере бы реализовывало конституционные права граждан. Ответственность, хотя бы моральную, за экологические беды граждан и всего общества несут прежде всего российские законодатели. Закрепление в Основном законе и других актах природоохранительного законодательства экологических прав означает для законодателя необходимость учета их смысла и содержания при развитии и совершенствовании всего российского законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды. Особая ответственность лежит на законодателе в связи с тем, что в настоящий исторический период практически обновляется или вновь создается весь нормативно-правовой массив. Конституционное признание права каждого на благоприятную окружающую среду ставит перед органами законодательной власти три основные взаимосвязанные задачи. Первая, касается создания законодательных основ обеспечения охраны окружающей среды в России. Вторая задача состоит в том, чтобы в законодательстве были закреплены правовые экологические меры, которые в перспективе позволили бы обеспечить восстановление и сохранение благоприятного состояния окружающей среды и соответственно реально обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду. Третья задача заключается в определении необходимых правовых средств и гарантий защиты нарушаемых экологических прав граждан. Немыслимо предположить возможность защиты и обеспечения экологических прав граждан без формирования системы отвечающего общественным потребностям экологического законодательства. Задача создания в ближайшей перспективе современного законодательства является первостепенной для России. Закон "об охране окружающей природной среды" хотя и содержит ряд прогрессивных экологических мер и требований, но, как показала практика имеет ограниченный эффект. Причина этого не в его дефектах, она главным образом в том, что последовательная реализация его положений требует их развития в самостоятельных законов, правительственных постановлений и нормативных актов специально уполномоченных государственных органов. Для обеспечения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду законодатель должен установить оптимальную и адекватную систему правовых экологических требований, выполнение которых позволит обеспечить сохранение, а где необходимо - и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в России. При определении таких требований должны учитываться все ее основные характеристики: чистота, ресурсоемкость (неистощимость), видовое разнообразие эстетическое богатство и т.д. . Основными элементами правового механизма обеспечивающего сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в создаваемом экологическом законодательстве, должны стать нормирование (лимитирование) природопользования, всесторонняя оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и лицензирование экологически опасной деятельности, экономические стимулы и меры юридической ответственности. Представляется, что как одну из гарантий обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду законодателю следует при создании природоохранительного законодательства предусмотреть участие граждан в принятии решений, реализация которых связана с существенным вредным воздействием на окружающую среду. Особенно важно создать правовые предпосылки и урегулировать процедуры участия граждан в оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. В законодательном порядке гражданам должно быть предоставлено право защищать не только личные интересы, но и публичные.

Для того, чтобы выявить последовательность и результаты влияния изданных законов и совокупных с ними факторов для населения, была построена структурная декомпозииция (рис.1).

Необходимо отметить, что как и экологическая безопасность граждан, так и реализация прав граждан на благоприятную среду, во многом зависит от экологической осведомленности самих граждан, а так же на их сознательности и желании сохранить окружающий мир. Осознание этого позволит поднять уровень экологической грамотности в стране, а так же поможет определить те направления в редактировании нынешнего законодательства, которые непосредственно в нем нуждаются. Наглядно это можно представить в виде структурной декомпозиции (рис.2).


Рисунок 2-Экологическая осведомленность и воспитание граждан

Последние годы стали годами перехода от перманентного снижения техногенной нагрузки на окружающую природную среду к усилению воздействия на нее в связи с ростом как потребления природных ресурсов, так и поступления в нее вредных веществ с отходящими газами, сточными водами и токсичными отходами различных производств.

Несмотря на то, что в последние годы значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

загрязнение водных объектов;

загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и автотранспорта;

постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных;

загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.

В результате научно-технической революции возросли и расширились взаимосвязи между населением и окружающей средой . Хозяйственная деятельность человека, особенно в последние десятилетия, привела к загрязнению окружающей среды отходами производства. Воздушный бассейн и воды содержат загрязняющие вещества, концентрации которых часто превышают предельно допустимую, что негативно отражается на здоровье населения.

На заболеваемость могут оказывать влияние десятки тысяч факторов. Здоровье отражает состояние экосистемы в целом, является обобщенным показателем качества среды обитания и ее влияния на жизнедеятельность людей. Здоровье все явственнее становиться интегральным индикатором медико-экологического благополучия, критерием его оценки, а экологические процессы - ведущими детерминантами благополучия людей. В последние десятилетия наблюдается увеличение распространенности болезней отдельных нозологических форм, которое обусловлено загрязнением окружающей среды. К таким экозависимым заболеваниям относят новообразования, заболевания эндокринной, мочеполовой системы, системы крови и кроветворных тканей, органов пищеварения, дыхания.

Несомненно видна та печальная зависимость влияния развития промышленности, а как следствие, и ее последствий в совокупности с факторами, касающимися многих отраслей, на состояние здоровья человека, по результатам которой можно судить о реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. Это отражается в представленной декомпозиции (рис.3).


Рисунок 3-Регулирование вопросов, связанных с влиянием промышленных предприятий на реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду

Решение проблемы реализации прав граждан на безопасную окружающую среду связано как с социальными сторонами жизни, так и с экономическими, политическими и др. В связи со сложностью структуры, было построено дерево целей, в котором глобальная цель сформулирована как минимизирование влияния промышленных предприятий на окуржающую среду, а как следствие, и на здоровье человека (рис.4).


Рисунок 4 - Дерево целей

Вывод: Решение проблемы реализации прав населения возможно при одновременном функционирования различных сфер: политической, экономической, социальной, экологической и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема реализации права на благоприятную окружающую среду

студент Галилов Борис Русланович

Аннотация

Ключевые слова:

экологическая безопасность, охрана окружающей среды

Currently, the environmental situation in Russia leaves much to be desired. That is why this topic is very relevant today. And if we in the shortest time will not change their attitude towards nature, we are with you for a disaster.

environmental safety, environmental protection

В настоящее время экологическая обстановка в России оставляет желать лучшего. Именно поэтому данная тема является очень актуальной на сегодняшний день. И если мы в кротчайшие сроки не изменим свое отношение к природе, то нас с вами ожидает катастрофа.

Согласно 42ст. Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии»

А 45ст. Конституции РФ гласит: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»

Как мы видим каждый человек, и гражданин в Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду и защита его прав гарантируется государством. Но, что же мы видим на самом деле? Улицы, погрязшие в мусоре, заповедные территории, утопающие в море бытовых отходов. Возникает справедливый вопрос «как все это сочетается с правом на благоприятную окружающую среду?». Вот именно, что никак. И тут каждый из нас имеет право начать ругать государство, в том, что оно не выполняет свои обязанности, и каждый из нас отчасти будет прав, но только отчасти.

Конституция РФ провозглашает, что Российская Федерация - это социальное государство. И прежде, чем продолжить хотелось бы дать определение, что же такое социальное государство: «Социальное государство -- политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся».

Из этого определения становится понятным, какая главная цель социального государства - достижение достойного уровня жизни всеми гражданами. Но разве возможно достижение этой цели без создания благоприятной окружающей среды? Разве можно жить достойно по колено, погрязнув в мусоре? Более того загрязнение окружающей среды негативно сказывается на здоровье население, а право на охрану здоровья как известно это еще одно не отъемлемое Конституционное право каждого гражданина. Исходя из всего этого, можно сделать логический вывод о том, что экологическая безопасность граждан и охрана окружающей среды должны быть приоритетными направлениями деятельности государства. На федеральном уровне должны разрабатываться программы целью, которых будет оздоровление экологической обстановки в стране. Должны проводиться экологические экспертизы предприятий деятельность, которых способна негативно влиять на окружающую среду. Эти и другие полномочия государственных органов закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Но, к сожалению, насколько мы можем судить, реализуются крайне плохо. На это есть свои причины, в том числе и тотальная коррупция в органах государственной власти.

Но нужно ли во всем винить государство? Справедливо ли его винить во всем? Если задуматься, что каждый из нас делает для оздоровления экологической обстановки? Что каждый из нас делает, чтоб обстановка хотя бы не ухудшалась? Вопросы риторические и ответа не требуют, он и так ясен. Конечно, всегда проще всю ответственность переложить на кого-нибудь другого, на правительство, на государственную думу, на органы местного самоуправления. Однако следует напомнить, что 45 статья Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.»

А это означает, что каждый из нас вправе защищать свое право на благоприятную окружающую среду самостоятельно. Поэтому перекладывать всю ответственность на органы государственной власти, по крайней мере, немного не справедливо. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрены способы влияния граждан на оздоровление экологической обстановки, так статьей 11 данного закона определены права и обязанности граждан в отношении охраны окружающей среды

Пользуемся ли мы правами, прописанными в вышеприведенной статье? К сожалению, но большинство граждан даже не догадываются об их существовании. Соблюдаем ли мы обязанности в области охраны окружающей среды? Нет, нам порой трудно дойти до урны, чтобы выбросить в нее бумажку, нам трудно убрать за собой мусор после проведенного пикника на природе. Вроде бы это мелочи, но последствия глобальны.

Законодательство если не полностью, то в достаточной степени регулирует вопросы, связанные с охраной окружающей среды. Проблема здесь именно в реализации этого законодательства. И вина в этом в большей степени лежит на нас самих, мы недостаточно правообразованы, чтобы знать и реализовывать свои права, а порой нам просто лень их реализовывать.

Что же нужно сделать для оздоровления экологической обстановки? Мы видим следующие пути решения данной проблемы:

Как говорится, если хочешь изменить мир нужно начинать с себя. Для начала необходимо просто следить за собой и выполнять обязанности по отношению к природе, то есть перестать мусорить, бросать бутылки банки и прочие отходы в урну, а не рядом, убирать за собой после отдыха, не жечь костров, в общем, нужно начать бережно относится к окружающей нас с вами природной среде.

Нужно уже начать защищать свое право на благоприятную окружающую среду, участвовать в экологических экспертизах, которые проводит государство, проводить собственные независимые экологические экспертизы, митингами и другими предусмотренными законом способами обращать внимание федеральных и муниципальных властей на ту или иную экологическую проблему, благо закон предусматривает различные способы влияния граждан на власть.

Самостоятельно на добровольных основах проводить экологические акции, субботники. окружающий экологический обстановка оздоровление

Писать экологические проекты, и реализовывать их с помощью некоммерческих организаций и государственных грантов.

Нужно начать действовать, а не просто сотрясать воздух словами, и тогда возможно экологическая обстановка начнет улучшаться. Каждый гражданин Российской федерации должен осознать, что если он сам не будет решать свои проблемы, их за него никто не решит. Конечно, государство обязано обеспечивать соблюдение Конституционных прав, но к сожалению в настоящее время это не всегда возможно, именно поэтому наша судьба только в наших руках. И только тогда когда мы начнем ответственно относиться к окружающей среде, экологическая обстановка вокруг нас начнет улучшаться.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.

2. Социальное государство // Электронная энциклопедия Википедия - URL: wikipedia.org (дата обращения:12.01.14)

3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об охране окружающей среды»

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экологическая функция государства. Нормирование в области охраны окружающей среды. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Пользование животным миром. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологический мониторинг и экспертиза.

    шпаргалка , добавлен 24.06.2005

    Оценка окружающей природной среды в районе расположения горнодобывающего предприятия. Характеристика гидросферы, оценка состояния и поверхностных водных объектов. Оценка воздействия объекта на окружающую природную среду при складировании отходов.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2011

    Мониторинг экологической обстановки в Российской Федерации, его необходимость и практическое применение. Нарушения экологической ситуации в нашей стране, их последствия для окружающей среды и человека. Меры, принятые государством по их предотвращению.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Оценка воздействия на окружающую среду винного завода. Комплексные мероприятия по обеспечению нормативного состояния окружающей среды. Заявление об экологических последствиях деятельности. Проведение общественных слушаний и экологической экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2014

    Системы охраны окружающей среды (ООС). Основные задачаи системы государственного мониторинга окружающей природной среды и методы их реализации. Кадастры природных ресурсов государства. Эколого - экономическая модель оценки качества окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2008

    Организационно-правовые основы оценки воздействия на окружающую среду. Изучение состояния и тенденций развития системы экологической экспертизы в России. Порядок организации, стадии и основные этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2016

    Оценка состояния окружающей природной среды в районе расположения объекта. Расчет выбросов загрязняющих веществ в период строительства. Характеристика гидросферы, оценка состояния и поверхностных водных объектов. Мероприятия по сокращению отходов.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2011

    Оценка современной экологической обстановки в Алтайском крае. Проблема охраны вод и загрязнений атмосферы. Воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. Проблема радиоактивного загрязнения и влияние отходов на экологическую обстановку.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Характеристика окружающей среды в районе проведения работ по строительству производственного здания инсинераторной установки типа ИН-50.4 и ИН-50.2 ФГУП "Росморпорт". Покомпонентная оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2012

    Понятие, правовая основа, принципы и методы, этапы проведения, процедура подготовки оценки воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды и продуктов питания, концентрации вредного вещества в единице объема, массы или поверхности.

T H E RIGHT OF CITIZENS TO A HEALTHU ENVIRONMENT, REGULATORU ASSIGNMENT AND IMPLEMENTATION

Kymyzay Dehkanova

ph.D. Associate Professor of “Theory and History of State and Law” of the Osh State University ,

Kyrgyzstan, Osh

АННОТАЦИЯ

В статье на основе общенаучных и частно-научных методов познания в частности анализа и синтеза, и сравнительного исследования проанализированы нормы закрепляющие права граждан на благоприятную окружающую среду, исследованы становление и развитие прав человека на благоприятную окружающую среду. Обозначены наиболее проблемные аспекты, основные направления развития прав граждан на благоприятную окружающую среду.

ABSTRACT

On the basis of general scientific and particular knowledge of scientific methods such as analysis and synthesis, and a comparative study analyzed the norms enshrining the rights of citizens to a healthy environment, tracked the formation and development of human rights to a healthy environment. We identify the most problematic aspects of the main directions of its development rights of citizens to a healthy environment.

Ключевые слова: права человека, субъективное право, благоприятная окружающая среда, окружающая среда, Пакт, Декларация.

Keywords : human rights, the subjective right to a favorable environment, the environment, the Covenant, the Declaration.

В современных условиях в системе прав человека существенное место занимают права человека на благоприятную окружающую среду. Его актуальность признана, не только национальным законодательством, но и международным сообществом.

Права человека на благоприятную окружающую среду как естественное право, позволяет обеспечить личности потребности в окружающей среде благоприятного качества как элемент устойчивого развития.

Как одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина право каждого на благоприятную окружающую среду – охватывает основы жизнедеятельности человека, обусловленный поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Понятия «благоприятная окружающая среда» поддерживается многими учеными, например, М.И. Васильевой , М.М. Бринчуком .

Данный взгляд поддерживает отечественный исследователь Д.А. Кутманова, по ее мнению «Благоприятная окружающая среда характеризует удовлетворение эстетических и других потребностей человека» .

Декларация прав человека, принятая 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН самостоятельно не рассматривает права человека на благоприятную окружающую среду, она выражается в статье 3 вместе с правом человека на жизнь. Декларация предусматривает соответствующий уровень жизни необходимый для здоровья и благосостояния человека как право каждого человека .

Права человека на благоприятную окружающую среду нашло должное закрепление в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Пакт признал право на жизнь как неотъемлемое право человека .

Процессы глобализации привели к принятию ряда международных документов, закрепляющих основные концепции устойчивого развития и элементы права человека на благоприятную окружающую среду, являющегося ядром экологических прав человека.

В резолюции генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1968 года отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека как необходимое условие экономического и социального развития. В этих целях Генеральная Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 году, где право на благоприятную окружающую среду было закреплено Стокгольмской декларацией, принятой на международной конференции ООН по окружающей среде 1972 году .

Данные акты оказали существенное влияние на становление и формирование прав человека на благоприятную окружающую среду в национальном законодательстве. В соответствии со статьей 6 основного закона Кыргызской Республики «Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики» .

Нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров.

Основной закон Кыргызской Республики развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды.

Статья 48 Конституции Кыргызской Республики закрепляет права граждан на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду. Данное право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи .

Права на благоприятную окружающую среду рассматривается как основное естественное право человека .

С точки зрения законодательства благоприятная окружающая среда признается только тогда, когда соответствует основам, стандартам, нормативам законодательства об охране окружающей среды.

Решение проблем обеспечения благоприятной окружающей среды невозможно без тесного сотрудничества стран, которое предполагает равный статус всех заинтересованных участников процесса.

Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и НПО – выступает как основа выполнения обязательств Орхусской конвенции ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, стороной, которая Кыргызская Республика является с 2000 года.

Орхусская Конвенция преследует цели содействия защите прав каждого человека жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния за счет гарантирования права доступа к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В целях реализации обязательств в Кыргызской Республике функционирует Консультативный Совет НПО при государственном природоохранном органе.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду определяется экологической функцией государства.

С помощью механизмов экологического контроля, планированием и нормированием качества окружающей среды, проведением экологической экспертизы, оценки, мониторинга окружающей среды обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Несмотря на предпринятые меры, проблемы обеспечения благоприятного качества окружающей среды находятся не на должном уровне.

Нормативное закрепление экологических прав и обязанностей человека и гражданина являются недостаточными. Данный взгляд поддерживается многими учеными.

Реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду сложный процесс, его эффективность достигается не только нормативным регулированием, зависит от таких факторов как правосознание, правовая культура, правоприменительная практика, экологическое образование и воспитание .

Автор полагает, что для должного обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду можно достичь только созданием эффективных механизмов их реализации, в системе органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих экологическую функцию.

Благоприятная окружающая среда является особым объектом экологического законодательства и при регулировании прав на благоприятную окружающую среду необходимо учитывать экологические и экономические интересы общества, обеспечивающие реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни среду.

При разработке экологической политики государства, должны быть обеспечены права граждан как право на благоприятную окружающую среду; на получение достоверной информации, её состоянии; право обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении вреда, причинённого экологическим правонарушением их здоровью и имуществу, об отмене незаконных нормативных правовых актов органов управления.

Список литературы:

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юрист. 2003.С. 23–32.
  2. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование. – М.: Наука, 1999. С. 11–12.
  3. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. на 3 сессии Генеральной Ассамблее ООН. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., Юрид. лит. 1990 г.
  4. Конституция Кыргызской Республики (27.06.2010 г.). Бишкек: Информационный правовой центр «ТОКТОМ», 2010 г.
  5. Кутманова Д.А.. Проблемы реализации права на благоприятную окружающую среду. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ош. 2014 г. С. 16–17.
  6. Лукашева Е.А. Права человека – М. 2002 г. С. 133.
  7. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Ратифицирован Законом Кыргызской Республики 12 января 1994 г. Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1406. Бишкек: Информационный правовой центр «ТОКТОМ», 2007.
  8. Стокгольмская декларация ООН 16 июня 1972 г. об окружающей человека среде // Действующее международное право: сборник. Т. 3. – М., 1978.

Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды. Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины. Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации. Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее - Закон Алтайского края). Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды. Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края. Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также на территории Алтайского края принят ряд подзаконных актов. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 года № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы и др акты.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы