Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы


Социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности.

Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Социальное государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества , обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.

Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий – богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

1.1. Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы , как:

· экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

· доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

· развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

· социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

· гендерное равенство мужчин и женщин;

· участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

1.2. Критериями оценки степени социальности правового демократического государства также являются:

· соблюдение прав и свобод человека;

· проведение активной и сильной социальной политики;

· обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

· адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

· гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;

· соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;

· гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;

· права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

1.3. На современном этапе становления социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие приоритеты :

1.3.1. В сфере демографического развития : разработка и реализация государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни населения.

1.3.2. В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Обеспечить решение этих задач призвано трудовое законодательство, а также тарифная автономия, позволяющая работникам и их профсоюзам на основе социального партнерства добиваться справедливого решения вопросов оплаты труда.

1.3.3. В сфере систем жизнеобеспечения населения : сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.

1.3.4. В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности;создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.

1.3.5. В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости; защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.

1.3.6. В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем, поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны.

1.3.7. В сфере формирования социокультурной среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры; сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.

1.3.8. Разработка и реализация стратегии управления наукой , направленной на ее развитие, создание новых технологий и их модернизацию на основе прогнозов глобального и национального развития.

1.4. Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности осуществляетсяна основе единства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий. При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию.

1.5. Важное значение имеет развитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно–коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания и др.) за счет расширения сети организаций - учреждений и предприятий социального обслуживания, обеспечения высокого качества их работы, продукции и услуг по доступной цене, охвата соответствующими услугами всех категорий населения, в том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Неотъемлемой функцией социального государства является проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых граждан, воспитание молодежи в лучших традициях российского общества и на основе общечеловеческих ценностей, приобщение молодежи к подлинной культуре, развитие их гражданской и трудовой активности, создание условий для широкого вовлечения молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом. Государственная молодежная политика должна быть направлена на социализацию молодежи, ее социальное становление посредством включения в процесс реализации социальной политики. Необходимо обеспечить участие молодежи в государственном управлении.

1.7. Важнейшим инструментарием при согласовании противоречивых интересов труда и капитала является социальное партнерство , которое как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству. Участие власти в регулировании трудовых и связанных с ними экономических отношений на равноправной и равноответственной основе с другими субъектами этих отношений - работниками в лице их профсоюзов и работодателями ведет к ограничению стихии рынка и одновременно не позволяет развиваться админитративно-командным методам управления.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

    СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО………………………………………...4

1.1 Понятие социального государства…………………………………….4

1.2 Модели социального государства……………………….…………….4

1.3 Сущность и принципы социального государства……………………7

    ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В РОССИИ……………………………………………………..……………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ…………………...………15

ВВЕДЕНИЕ

Понятие государства является сложным и древним, как и само государство. А. Паршин, российский государствовед, говорил, что вопрос о том, что такое государство «до сих пор стоит открытым перед человечеством». В понимании государства, его сути и назначении отсутствует единая точка зрения.

Русские юристы XIX – начала XX века существенным признаком государства считали государственный порядок, который заключается в запрещении применения принуждения частными лицами, в монополизации принудительного властвования государством.

Существует точка зрения, в соответствии с которой «Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающая посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий, осуществляющего на правовой основе

все более широкие общесоциальные функции (социальное правовое государство)».

Социальная ценность государства не сводится к его отдельным социальным качествам и свойствам, и не может быть их простой суммой – это «системная, интегративная характеристика, выражающая меру соответствия явления социальным потребностям людей».

Представленная научная позиция дает более глубокое понимание феномена государства. Государство – это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития.

1. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

1.1 Понятие социального государства

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

г) развивать систему социальных служб;

д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1.2 Модели социального государства

История нынешнего столетия продемонстрировала, что механизмы реализации идей социального государства могут быть принципиально различными. За послевоенные годы в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить три основных модели: либеральную, корпоративную и общественную.

В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Поэтому здесь действует принцип эквивалентности, возмездности, а не солидарности. При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов.

Вторая модель социального государства - корпоративная . В ее основе лежит корпоративный принцип, который предполагает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация (предприятие, учреждение). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные организации, и личность также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовой основой данной модели социального государства являются в первую очередь страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя в свою очередь является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами.

И последняя модель социального государства - общественная , в основе которой лежит принцип солидарности. Он означает ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно в данном случае берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме.

Как можно видеть, способы осуществления идей социального государства, механизмы реализации социальной политики могут быть различными. Степень социальности государства не всегда зависит от непосредственных размеров финансового участия государства в реализации социальной политики. В значительно большей степени факторами, определяющими степень социальности государства являются первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, присутствие сильных демократических политических институтов, наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и их экономическая эффективность. Ни одна из моделей социального государства не является идеальной, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в целом предел возможностей социального государства определяется достаточно далеко в связи с его внутренней вариативностью, внешней открытостью и динамичностью.

1.3 Сущность и принципы социального государства

В современном мире взгляд на сущность социального государства, его природу и функции весьма разнообразен. Четкому пониманию термина «социальное государство » долгое время препятствовали, по мнению В. А. Иваненко и В. С. Иваненко, три обстоятельства: неоднозначность самого слова «социальное»; неопределенность задач государства, которое, согласно современным теориям, должно быть не просто олицетворением власти, но институтом, существующим для людей; наконец, утрата ясных критериев в результате военной катастрофы, крушения германского рейха в 1945 году и бедствий послевоенных лет.

Существует несколько точек зрения и концепций на проблему, связанную с сущностью социального государства. Наиболее обоснованными в теоретическом плане и реализуемыми в той или иной мере на практике являются умеренно консервативная, социал -демократическая, и неомарксистская концепции социального государства. Так как от специфики понимания сути социального государства зависит нормативное обеспечение социальных прав и интересов людей, необходимо остановиться на содержании этих концепций.

Консерваторы в основе своей признают возможность и историческую обусловленность появления социального государства, но они по некоторым аспектам критически относятся к практике функционирования подобного типа государства. Возможность и в определенном смысле необходимость существования государства на социальных принципах консерваторы оправдывают интересами стабильности государства, необходимостью обеспечения лояльного отношения основной массы граждан к существующей системе отношений, а также потребностью граждан общества в социальном обеспечении, государственной защите своих социальных интересов. Иными словами, для консерваторов становление социального государства продиктовано не какими -то высшими гуманными идеями, а прагматическими интересами. С точки зрения теоретиков консерватизма, социальное государство призвано решать проблемы, которые не способны решить и снять рыночные отношения.

Наиболее разработанной и приемлемой оказалась социал-демократическая концепция социального государства. Именно социал-демократы первыми разработали эту концепцию и попытались реализовать ее на практике. Социал-демократы, исходя из сути социалистической концепции устройства общества, считают, что социальным государство становится лишь тогда, когда оно обеспечивает утверждение в обществе принципов свободы, равенства, справедливости и солидарности. Для социал-демократов, социальное государство – это промежуточный этап процесса перехода общества от капитализма к демократическому социализму, но не посредством революции, а в рамках буржуазного парламентаризма. Социал-демократы утверждают, что основными причинами перехода общества к социальному государству являются борьба трудящихся за свои социальные права; влияние в рамках правового поля на правительство; лоббирование и принятие социальных законов, отвечающих ожиданиям граждан. Скорее всего, такой сценарий становления социального государства, как представляется социал-демократами, абсолютизирован. Появление социального государства обусловлено целым рядом причин, и, прежде всего, эффективным развитием экономики. Существенным в этом процессе является и развитие демократии, и становление правового государства, а также боязнь имущих классов, а поэтому попытки предотвращения, социального взрыва.

Главная цель социал-демократов – сокращение неравенства в распределении социальных и экономических ресурсов путем абсолютного уменьшения различий в статусе и доходах. Они исходят из того, что свобода должна быть гарантирована не только политически, но и материально.

Социальная справедливость, по мнению социал-демократов, должна осуществляться в двух смыслах: как справедливое выравнивание шансов для всех людей и как справедливое распределение доходов и имущества. Достигается это, в основном, путем масштабного перераспределения ресурсов через бюджет, поэтому одним из механизмов социального государства является высокое налогообложение и универсальные (неадресные) принципы оказания социальной помощи. Высокие налоги в государстве могут выплачиваться только при высокой степени сплоченности в обществе, доверия к правительству, демократических механизмов его контроля.

Примером реализации концепции социального государства является Швеция. В первой половине XX в. председатель социал–демократической партии изложил свое видение и понимание сути социального государства. Оно состояло в том, что Швеция – общий дом для шведов и в нем основой для жизни должны быть взаимопомощь, равенство, забота о людях, сотрудничество людей, борьба с бедностью. Для этого был введен принцип «солидарной зарплаты», суть которого состояла в том, что по отраслям производства заработная плата была выравнена, что гарантировало справедливое распределение доходов.

Достоинство этой концепции заключается в том, что она реализована на практике, и ее приверженцы имеют программу дальнейшего развития социального государства. Эта программа содержит положения, касающиеся развития и совершенствования систем образования и здравоохранения за счет социальных инвестиций; развитие системы социального обеспечения; оказание материальной помощи при несчастных случаях на производстве. Следующая концепция сущности социального государства – это марксистская концепция, которая исходит из того, что противоречия между собственниками средств производства и трудящимися, которые, для того чтобы выжить, могут продавать единственный товар – рабочую силу, имеет одно позитивное качество: оно выступает в качестве мотивирующего фактора для уничтожения частнособственнических отношений и утверждению социализма. В соответствии с марксистскими взглядами способ производства определяет политическую систему в государстве, социальную политику, правовую систему, а также развитие социального законодательства.

Таким образом, практически всеми политическими силами современного общества, существующими теоретическими концепциями общественного устройства, признается, что становление социального государства есть закономерный процесс, обусловленный логикой общественного развития, определенным уровнем развития производственных сил, демократизацией общественной жизни, повышением уровня правовой культуры граждан, постепенным утверждением нормами права принципов справедливости, равенства и свободы.

Выделяют следующие основные принципы социального государства:

1) свобода принятия решений об инвестициях, для индивидуально го предпринимательства;

2) свобода выбора для наемных работников;

3) механизм цен и конкуренция как главные рычаги функционирования экономики без вмешательства государства;

4) разумное соотношение между рыночными экономическими принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи.

Социальное государство должно быть основано на единстве экономической и социальной сфер, синтезе динамического рынка и высокого уровня системы социальной помощи. Развивающееся государство должно вступить в новую фазу «качественного роста». Качественный рост предполагает развитие общественных структур с целью приведения в соответствие с социальными и экономическими реальностями. Это может быть достигнуто интенсивным использованием достижений научно – технического прогресса, развитием инициативы и укреплением дисциплины. Критериями качественного роста являются рост производительности труда, расширение услуг, улучшение качества жизни.

2. Проблемы создания социального государства в России

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

    Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

    в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

    отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

    не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

    отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

    снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

    существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

    в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

    в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство может быть определено как социальное лишь тогда, когда проблема воспроизводства жизни человека как биологического существа, как потенциального субъекта всех видов общественной жизнедеятельности становится главной задачей государства, институтов государственной власти, когда создана и действует правовая система защиты социальных интересов личности, когда на решение социальных проблем сориентированы экономика, политика и духовная жизнь общества. В связи с этим представляется ошибочной точка зрения, что «социальное государство» – это такое государство, которое регулирует вопросы трудовых отношений, оказывает помощь малообеспеченным гражданам, осуществляет социальное страхование и т. п., она является слишком узкой, поскольку касается лишь некоторых аспектов социальной сферы. Существует несколько точек зрения и концепций на проблему, связанную с сущностью социального государства. Наиболее обоснованными в теоретическом плане и реализуемыми в той или иной мере на практике являются умеренно консервативная, социал-демократическая, и неомарксистская концепции социального государства. Так как от специфики понимания сути социального государства зависит нормативное обеспечение социальных прав и интересов людей, необходимо остановиться на содержании этих концепций.

Консерваторы в основе своей признают возможность и историческую обусловленность появления социального государства, но они по некоторым аспектам критически относятся к практике функционирования подобного типа государства. Возможность и в определенном смысле необходимость существования государства на социальных принципах консерваторы оправдывают интересами стабильности государства, необходимостью обеспечения лояльного отношения основной массы граждан к существующей системе отношений, а также потребностью граждан общества в социальном обеспечении, государственной защите своих социальных интересов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Общая теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. Т. I. М., 2008. С. 86.

    Иванников И. А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н /Д., 2003. С. 61.

    Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

    Сущность социального государства и оценить его роль на современном этапе. Социально государство - характеристика (принцип ), ... сложившейся модели социального государства к современным тенденциям мирового развития. Во-первых, реализация принципа ...

Ключевые слова: принципы социального государства, соли­дарность, социальная справедливость, тарифная автономия работодателей, тарифная автономия работников и их объединений, экономическая свобода человека.

Опыт многих европейских государств, являющихся по кон­ституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

Экономическая свобода человека и признание права пред­принимателей и их объединений, лиц наемного труда и их проф­союзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

Доверие к регулирующей роли рынка через спрос, пред­ложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за игру рыночных сил и создание

условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

Социальная справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных граждан в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;

Участие работников в управлении производством и распре­делении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.

В современном обществе, считают В. Л. Каменецкий и В. П. Пат­рикеев, должен действовать принцип «государство для человека», последовательное применение которого является краеугольным камнем в фундаменте социального государства. По их мнению, это выражается:

В признании морального и юридического приоритета есте­ственного права перед дозволительным, то есть позитивным;

В признании человека единственным субъектом права соб­ственности на все объекты собственности, существующие в государстве;

В признании первичности обязанностей члена общества перед его правами по отношению к другим членам общества;

В признании особой роли нематериальных объектов соб­ственности, которые не могут быть отчуждены от человека;

В признании человека в качестве единственного субъекта налогообложения;

В признании первичности интересов человека перед интересами государства при определении допустимого уровня налогообложения;

В признании приоритета социальных статей государственного бюджета перед всеми остальными, вследствие чего источником социальных выплат становится весь государственный бюджет, а ответственным за организацию выплат - правительство;

В признании человека в качестве непосредственного инвестора, способного наилучшим образом увязать инвестиции со своими потребностями.



Социальное партнерство как принцип социального государства

Понятие «социальное партнерство» закрепилось в законодатель­ной и научных сферах как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства. Постепенно, когда государство утрачивает спой классовый характер и превращается в социальное государство, широко распространяется идеология социального партнерства, приходящая на смену классовой борьбе. Роль государства в системе социального партнерства не ограничивается созданием необходимой правовой основы регулирования и системы регламентации социально-трудовых отношений. Государство, претендующее на роль социального, должно, кроме того, выступать гарантом действия сторон, соблюдения взятых на себя обязательств, определять юридический статус соглашений, разрабатывать и контролировать процедуры ведения переговоров. Государственные органы содействуют сглаживанию противоречий сторон путем участия своих представителей, выполнения арбитражной функции, содействия работе согласительных комиссий.

На уровне общества в целом предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.

Эти основные положения социальной политики государства во многом взаимообусловлены и трансформируются в принцип самого социального государства. Для обеспечения их функционирования - в социальном государстве приводятся в движение определенные механизмы. Первый из них - тарифная автономия работодателей и работников и их объединений, осуществляемая на основе социального партнерства. Для того чтобы стороны сами могли договариваться об оплате труда, условиях, режиме работы и отдыха и т.п., необходимо соблюдение определенных условий: стороны должны законодательно наделяться полномочиями и не­сти ответственность за принятые обязательства. Им должна быть известна рыночная цена труда, как и других ценообразующих элементов производства, финансовое состояние организаций, политика распределения доходов и прибылей. Правовой основой, обеспечивающей действие этого механизма, должны быть законы об объединениях работодателей; о социальном партнерстве; об основных направлениях государственной политики по регулированию оплаты труда и доходов наемных работников и предпринимателей. Другим механизмом является государственный надзор за действием рыночных сил и институтов, поощрение тех из них, которые направлены на обеспечение конституционных целей страны и препятствуют ухудшению жизни людей и ослаблению государства.

Механизм реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности, достаточно сложен. Чувство солидарности и взаимопомощи людей порождается природой их коллективной деятельности, а также закладывается на генетическом уровне. Государство должно устранить допущенную в ходе реформ несправедливость. Если же народ убеждается, что оно не в состоянии это сделать, тогда экономические и социальные требования перерастают в политические, выступая как средство достижения экономических и социальных преобразований. Долг и обязанность государственных органов - устранить правовым путем причины конфликтов и создать условия для справедливого социального мира. Социальное партнерство в утвердившемся понимании - это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая предъявляет собой один из способов согласования интересов при взаимодействии труда с капиталом. В более широком понимании социальное партнерство можно рассматривать как идеологию сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности, представленных в обществе. И в этом смысле социальное партнерство представляет собой один из главных принципов де­мократического гуманного социального государства. Мировая цивилизация сегодня идет по пути гармонизации отношений между трудом и капиталом, между различными слоями, группами, взаимодействующими в обществе.

Не менее значим и такой принцип социального государства, как участие граждан в управлении на всех уровнях власти и хозяйственной жизни. Его реализация возможна лишь в подлинно демократическом социальном государстве. Многие западные политики и ученые считают, что отношение работников к управлению имеет для них более важное значение, чем даже отношение к собственности. Для обеспечения реального участия граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали необходимо нормативно-правовую базу привести в полное соответствие с принципами, требованиями и целями социального государства. В реа­лизации этого принципа на основе системы социального партнерства особая роль принадлежит профсоюзам. Сферой особого внимания профсоюзов является и социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов его семьи.

Таким образом, социальное партнерство сегодня рассматривается как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, как способ согласования противоположных интересов, как метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. В более широком смысле - социальное партнерство это один из способов представления интересов каких-либо социальных групп в обществе и принцип социального государства. Отмеченная система взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнерства - государства, и таким образом, социальное партнерство не только включает в свою систему государство как обязательный субъект, но одновременно выступает как один ил принципов государства. Социальное партнерство является обя­зательным элементом государственного устройства, а в социальном государстве - важнейшим принципом организации взаимодействия между органами власти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В целом, в социальном государстве этот принцип является одним из главных оснований усиления своей «социальности».

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные принципы европейских социальных государств?

2. Назовите отличительные особенности применения лих прин­ципов в современной России.

3. Раскройте механизмы реализации принципов социального госу­дарства.

4. В признании каких прав граждан заключается формула «государ­ство для человека»?

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Процесс возникновения и становления социального государства имеет довольно долгую и сложную историю. Идеи социального государства зарождались давно они уходят в глубокую античность где античные мыслители выдвигали мысли в необходимости определенного государственного устройства при котором...

Введение

Процесс возникновения и становления социального государства имеет довольно долгую и сложную историю. Идеи социального государства зарождались давно – они уходят в глубокую античность, где античные мыслители выдвигали мысли в необходимости определенного государственного устройства, при котором было бы обеспечено благосостояние для всех граждан.

Впервые термин «социальное государство» впервые употребил в Лоренц фон Штейн в 1850 году. Исследуя функции, государства он включил в их список функцию, которая заключается в поддержании абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти.

Идеи социального государства наиболее ярко стали проявляться после Второй мировой войны в Европе. В данное время под социальным государством понимался умеренный демократический социализм. Подобный всплеск симпатии к идеям социального государства обусловил приход социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, энергетики, транспорта, тяжёлой и добывающей промышленности.

Итак, в рамках данной работы будет рассмотрены социальное государство с точки зрения основных его социальных механизмов и механизмов их реализации в разных стран. Исходя из этого, в качестве объекта данного исследования можно обозначить социальное государство, в качестве предмета – социальные принципы и их реализация.

1. Понятие социального государства

Социальное государство представляет собой определенную политическую систему, которая в рамках своего функционирования перераспределяет материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином определенного достойного уровня жизни сглаживая при этом социальных различий и определения помощи нуждающимся .

Стремление к формированию социального государства представляет собой одним из ключевых моментов политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.

В настоящее время социальное государство существует в трех основных проявлениях, что позволяет рассматривать его как понятие на трех уровнях :

  • научный уровень, в рамках которого социальное государство рассматривается как идея;
  • нормативный уровень, где социальное государство как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах разных стран;
  • на эмпирическом уровне, в рамках которого социальное государство рассматривается как реальная практика деятельности государственных институтов по решению социальных проблем социальных групп и общества в целом.

Рассуждая о государстве, Штейн, указывал на то, что оно «обязано способствовать общественному и экономическому прогрессу всех своих граждан, в противном случае развитие одного человека выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве» . Исходя из этого социальное государство – по мнению автора - должно не только узаконить и охранять господствующих, но также и сознательно служить интересам народа.

Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов и был связан и возобладанием тэтчеризм и рейганомика.

Теоретическую основу социального государство составляют учения таких деятелей разных времен как Адольф Вагнер, Ф. Наумана, Ю. Оффнера. Ф.Рузвельт, У. Беверидж и другие.

М. В. Баглай, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, определяя сущность социального государства, он указывал на то, что социальным является такое государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, а также о благополучии своих граждан, их социальной защищенности .

Исследую историю возникновения социального государства Э.Я. Баталов, доктор политических наук, отмечал, что становление индустриального, а затем и постиндустриального общества в свою очередь обуславливает потребность в социальном государстве как «государстве, которое принимает на себя ответственность за положение дел в социальной сфере». Это в свою очередь подразумевает рассматривать политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций .

В качестве синонима к понятию «социального государства» употребляют также термины как «государство (общество) всеобщего благоденствия», «государство благосостояния», «государство всеобщего благосостояния». Данные термины в основном распространенны преимущественно в англоязычных странах и широко используемые в пропаганде. Но необходимо отметить, что используемый термин социального государства более точно и полно отражает многогранность деятельности современного государства в сфере социально-экономических, а также других общественных отношений. Данное обозначение предоставляет более широкие возможности для исследования данного феномена.

Необходимо отметить, что в настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

В качестве современных образцов реализации идеала социального государства можно привести следующие страны: Великобритания, Франция, Австрия, страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Нидерланды, Канада, Финляндия, Германия, Чехия Швейцария, Бельгия, Новая Зеландия Греция, Австралия, США, Италия, Португалия, Словакия, Япония, Польша, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Ливия и другие страны.

2. Принципы социального государства и их обоснование

В настоящее время можно выделить следующие основные принципы социального государства, которые характеризуют многие европейские государства.

  • принцип экономической свободы человека, который заключается в возможности свободного выбора любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
    • принцип социальной справедливости и принцип социальной солидарности общества, которые очередь строятся с одной стороны на основе развития акционерной собственности работников, а с другой стороны путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным гражданам;
    • принцип доверия к регулирующей роли рынка, а также регулирование его с использованием различных экономических методов;
    • принцип эффективности, направленный на формирование условий для развития и создания экономической эффективности социального рыночного хозяйства;
    • принцип равенства, направленный на обеспечение гендерного равенства женщин и мужчин;
    • принцип партнерства, направленный на обеспечение участия всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства;
    • принцип индивидуальной социальной ответственности, который направлен на то, чтобы каждый дееспособный член общества стремился прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей.
    • принцип социальной компенсации, направленный на обеспечение социальной и правовой защищенности граждан, что выражается в получении ими льгот и социального обслуживания;
    • принцип социальных гарантий, который предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг – таких как, духовное и физическое развитие, обучение, воспитание, что в свою очередь обуславливает подготовку личности к самостоятельной жизни;
    • принцип всеобщности, который полный охват всех членов общества социальными мероприятиями, с учетом дифференцированного к ним подхода.

Акцент на либеральные ценности, а также абсолютизация гражданских прав и свобод обусловили формирование приоритета принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В данном случае под справедливостью понимается как компенсация и возмещение ущерба; а социальные риски подменяются понятием «жертва». Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа детерминировала формирование тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой.

Анализ основополагающих правил управленческой деятельности политических организаций и органов власти, позволяет выделить два вида принципов управляющей системы социального государства:

  • общие принципы, которые действуют во всех видах управления - принципы оптимальности, объективности, конкретности, основного звена, эффективности и др.;
  • специфические принципы, куда входят принципы социальной социального партнерства справедливости, солидаризма и социального мира (согласия), социальной меры и принцип социального равенства.

Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения.

В качестве основного механизма реализации социальных принципов выступает социальная политика государства, которая разрабатывается и реализуется на основе общей доктрины развития общества — корпоратизма.

Итак, в настоящее время под социальной политикой государства понимается система определенных мер, которая направлена на достижение социальных целей и результатов, а также на улучшение качества жизни населения, повышение общественного благосостояния и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе .

В качестве объекта социальной политики могут выступать как отдельные граждане государства, так и определенные группы, которые объединены определенными связями и отношениями .

В качестве субъекта социальной политики выступают: различные государственные учреждения и ведомства, профессиональные работники, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры – т.е. те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет задачи, цели, нормативно-правовую базу, приоритеты социальной политики, а также осуществляет действия по ее реализации .

Цель социальной политики заключается в реализации принципов социального государства. А именно: создание благоприятной обстановки для предпринимательской и трудовой деятельности. Исходя из этого, можно определить в качестве основной функцию социальной политики – стимулирующая функцию, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствованию отношений занятости. Т.е. социальная политика государства направлена на:

  • формирование высокой мотивации работников к высокоэффективному труду;
  • стимулирование всех видов экономической деятельности в рамках правового поля;
  • учет доли каждого работающего в созданном продукте.

Также социальная политика направлена на стимулирование, но и поддержание незащищенных слоев населения, которые в силу объективных причин не имеют возможности удовлетворять свои потребности путем приложения собственных усилий. В данном случае социальная политика выполняет стабилизирующую функцию которая предполагает развитие системы социальной защиты, формирование социальных гарантий, перераспределение доходов как для населения в целом, так и каждой из его социальных групп. При этом, основной упор делается на выплату пенсий и пособий безработным, нетрудоспособным, малообеспеченным, на обеспечение определенного уровня образования и медицинского обслуживания для всех слоев населения .

Выше перечисленные функции социальной политики должны быть всегда в сбалансированном состоянии, ибо нарушение данного баланса внесет определенные негативные изменения в функционирование государства. Например, ослабление стимулирующей функции будет обуславливать снижение ресурсного обеспечения социальной политики, что в свою очередь обуславливает уменьшение возможностей для финансирования социальных программ. А нарушение стабилизирующей функции приводит к нарастанию социальной дифференциации и напряженности в обществе.

  • Итак, социальная политика осуществляется на разных уровнях:
    интеруровень — межгосударственная социальная политика, которая связана с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией отсталости и бедности некоторых стран;
  • макроуровень – представляет собой государственную и региональную социальную политику в отношении регионов;
  • микроуровень - социальная политика на уровне определенной корпорации в отношении ее работников.

С точки зрения субъектов социальной политики, можно выделить два ее уровня:

  • региональный уровень, в рамках которого социальная политика направлена на особенности этнического, культурного и исторического характера региона потребности его жителей. На этом уровне здесь разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы;
  • государственный уровень в рамках которой социальная политика характеризуется социальной инфраструктурой, единым законодательным пространством, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На данном уровне определяются приоритеты, цели и задачи развития государства, а также способы их достижения по отношению ко всему обществу.

В настоящее время выделяют два типа социальной политики: бисмарковский, в рамках которого который делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности, и бевериджский, который основан на принципе национальной солидарности и который предполагает, что каждый человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков.

П о типу субъекта социальной ответственности выделяют :

  • либеральную модель, которая основывается на принципе личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. Данная модель присуща Англии, США, Ирландии и др.;
  • корпоративную модель, которая основывается на принципе корпоративной ответственности, который предполагает максимальную отвественность предприятия, организации за судьбу своих работников. Данная модель характерна для Японии, Германии и других стран;
  • общественную модель, которая основывается на принципе солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов. Данная модель характерна для Дании, Швеции, Швейцарии.

В качестве основных показателей результативности социальной политики выступают следующие показатели:

1. Уровень жизни, качество жизни. Данный показатель характеризуют следующие компоненты:

  • социальный стандарт - это питание и доходы населения, культурный уровень населения, здоровье, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, условия труда и отдыха;
  • социальная защита наиболее уязвимых граждан, которая представляет собой систему мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого социального и материального положения граждан;
  • социальные гарантии- система социальных обязательств общества перед своими членами по удовлетворению как физических, так и социальных потребностей.

Все выше перечисленные компоненты характеризуются количественными показателями, индексами и индикаторами и оформляются в систему показателя уровня жизни .

2. Потребительская корзина, которая представляет собой минимальный набор услуг и материальных благ, который нужен для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, и потребительский бюджет, который представляет собой стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы.

3. Социальная справедливость и кривая Лоренца. Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что в целом характерно для всех стран мира. Здесь надо упомянуть об законе Парето, который гласит, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, при этом данная зависимость наблюдается практически во всех странах и не зависит от экономических и политических факторов.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца.

3. Социальные принципы и социальная политика развитых стран

Рассмотрим социальные принципы их реализацию на примере некоторых стран.

Социальные принципы и их реализация в Швеции.

В основе социальной политики Швеции принцип формирования нормальные условия воспроизводства рабочей силы. Исходя из этого социальная политика данной страны направлена на преобразование общественных отношений в духе социальной справедливости, сглаживание классовых неравенств, уравнивании доходов, что в итоге обуславливает формирование нового демократического общества на базе государственного благосостояния.

Подобная социальная политика обеспечивает высокий уровень жизни в данной стране, который считается в настоящее время
одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе, что подтверждается следующими его показателями:

  • высокий уровень ВВП и потреблению на душу населения:
  • высокая степень выравнивания доходов;
  • высокое отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин;

Низкий уровень безработицы, политика солидарности в области зарплат, прогрессивное налогообложение – все это является важным фактором реализации принципа социальной справедливости и социального равенства.

Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Она подразумевает обеспечение человека экономической защитой в любых случаях - при оказании медицинской помощи, при болезни, по старости, рождении ребенка, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине, а также безработицей. Все это обуславливает реализацию принципа социального равенства.

Социальные принципы и их реализация в Японии.


Современная социальная политика Японии направлена на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста, что обусловлено возрастанием численности лиц данной категории.

Рост продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности, нехватка молодой рабочей силы, обуславливает сложность и многослойность пенсионная системы Японии.

Подобная демографическая ситуация детерминирует общественное вспомоществование, которое направлено на тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Реализуется данный принцип через Закон о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, на похороны, жилье, медицинское обслуживание, образование, материнство, по безработице. Данная социальная программа реализуется на 75% из центрального бюджета, а 25% - из бюджетов местных органов власти.


Социальные принципы и их реализация в Германии.


Социальная политика Германии направлена на обеспечение и поддержание нормального уровня жизни населения за счет фондов социального обеспечения, которые стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, охватывающий отдельные виды страхования, такие как:

  • от несчастных случаев;
  • по временной нетрудоспособности;
  • на случай безработицы;
  • пенсионное страхование лиц, не работающих по найму;
  • пенсионное страхование рабочих и служащих.

Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: накопительную и перераспределительную.

Социальные принципы и их реализация в США.

В основе социальной политики США лежит закон о социальном обеспечении 1935 г., который предусматривавший обязательное пенсионное страхование в следующих ситуациях:

  • по старости и инвалидности;
  • помощь из средств федерального бюджета детям, которые живут с одним из родителей или в малообеспеченных семьях;
  • страхование по безработице;
  • программы медицинской помощи нуждающимся престарелым инвалидам и детям;
  • денежную помощь из средств федерального бюджета слепым, полным и пожизненным инвалидам;
  • финансовую помощь штатам на охрану материнства и детства.

Основным документом, обеспечивающим социальную защищенность пенсионеров, является Общая федеральная программа (ОФП), которая относится к распределительному типу пенсионных систем. А именно: выплата пособий производится по мере поступления взносов, т.е. пенсионерам выплачиваются деньги ныне работающих людей.

Социальные принципы и их реализация в России.

Социальная политика России строилась на основе опыта западных стран, но при этом она имеет свои специфические черты.

Основной принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ, который состоит в проведении политики, которая направлена на создание условий, которые способны обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

Основные конституционные характеристики данного принципа состоят в следующем:

  • в качестве цели государственной социальной политики является обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
  • основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. А именно: установление гарантированного минимального размера оплаты труда; охрана здоровья и труда людей; развитие системы социальных служб; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов, материнства, детства и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий;
  • взаимосвязь реальности существования социального государства от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей, направленных на обеспечение свободного развития и достойной жизни.

В качестве одной из важнейших составляющих социальной сферы России выступает гибкая и эффективная система социального обеспечения граждан, которая должна включать в себя следующие компоненты:

  • социальное страхование и обеспечение граждан, а также их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (несчастный случай, болезнь, безработица, возраст и т.п.);
  • оказание помощи неполным семьям, малоимущим, многодетным, жертвам стихийных бедствий и т.д.;
  • вспомогательную и поощрительную подсистему, которая занимается кредитованием лиц, которые стремятся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области приобретения или строительства жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.

К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства относится восстановление социальных гарантий на получение бесплатного образования всех его уровней, а также на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи.

Важной задачей социальной политики России выступает также комплекс демографических проблем, которая заключается в сокращении продолжительности жизни и сокращения рождаемости, что в свою очередь порождает вопросы воспроизводства, миграции населения и защиты от внешней демографической экспансии в число наиболее приоритетных.

На социальную политику российского государства оказывает влияние духовная сфера, которая отражается в принципе формирования всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Данный принцип должен реализовываться за счет открытого доступа граждан к подлинным образцам как мировой так и отечественной литературы, культуры, искусства, а также должна быть прекращена вестернизация духовной жизни. Государство должно поощрять развитие фольклора, охранять язык и культуру.

Также в рамках социальной политики России решаются вопросы по воспитанию молодежи в духе гуманизма, прекращению пропаганды насилия, жестокости, аморализма, повышению нравственности, формирования правовой культуры граждан.

В настоящее время Россия характеризуется нестабильной социальной и экономической ситуацией в стране, что не может обеспечить реализацию основных принципов социального государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, в настоящее время является фикцией или будущей целью, к которой наше государство должно стремится.

Заключение


Современная наука пока не выработала единого понимания социального государства. В тоже время современное социальное государство в настоящее время представляет собой этап развития социального государства, который является следующий за патерналистским социальным государством. Социальное государство представляет собой скорее не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом.

Но, несмотря на то, что в настоящее время нет единого определения социального государства, можно выделить ряд принципов, которые реализуются через социальную политику государства и которые объединяют определенные государства в группу – группу социальных государств. А рассмотрение особенностей социальной политики разных развитых стран позволяет судить об их схожести с одной стороны, но также и об отличиях с другой, что обуславливает основной социальный принцип, который лежит в основе социальной политики страны.

Список использованной литературы

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Знание, 1997 – 132 с.
  2. Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. // Российская Федерация. - М., 1997, №8.
  3. Волков А. Швеция на пути к выздоровлению. // «Мировая экономика и международные отношения», 1997, №6, с.132 – 135.
  4. Гутник В. Германия: дорога к подъему. //«Мировая экономика и международные отношения», 2000, №8
  5. Динкевич А.И. Особенности экономического развития Японии 90-х гг. // «Деньги и кредит», 2000, №6, с. 62 – 74.
  6. Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты – СПб: Речь, 2003 г., с. 370.
  7. Калашников С.В. Становление социального государства в России. - М.: Экономика, 2003. - 159 с.
  8. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России – М: Юриспруденция, 2011 – 288 с.
  9. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право: Ежемесячный журнал, 2001. № 7, С. 5-14.
  10. Мельников А.И. Социальная политика современной Японии http://do.teleclinica.ru/184392/
  11. Нечаев Д.Н., Половнева Л.С. К поиску оптимальной модели социального государства в условиях современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3(4).
  12. Олейник О. Актуаль н ое интервью. Социальное государство: лозунги или реальность? http://www.ukrinform.ua/rus/news/blfhbmshope_yofetCHsha_upgybmshope_zpuhdbtufCHp_mphozy_ymy_tebmshopufsh_891550
  13. Основные проблемы социального развития России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ., 2004. - №15 (235).
  14. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические харак т еристики http://www.lawmix.ru/comm/1948/
  15. Социальная политика.; Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2004. – 736 с.
  16. Социальное государство http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-5/23.htm
  17. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М.: Юрист, 2004, с.243.
  18. Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 344 с.
  19. Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. - М.: ИСП РАН, 2005. - 128 с.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63365. Устройство ввода графической информации – сканер 177.5 KB
Под устройством ввода графической информации УВГИ типа сканер понимается устройство для преобразования данных из графической формы в машинные коды. Сканеры выполняют следующие операции: определение координат графических элементов и оттенков цвета...
63366. Экономическая наука и общество 75.5 KB
Основные этапы и направления развития экономической теории. Предпосылки экономической науки. Становление научной системы экономической теории. Курс представляет собой вводный курс фундаментальной экономической теории.
63367. Основные понятия мультиплексирования 604.83 KB
Современные системы связи передают огромное количество информации на большие расстояния, причем в процессе обмена информацией принимает участие много абонентов одновременно.
63369. Методика как научная и педагогическая дисциплина 247.5 KB
Предмет цели и задачи методики преподавания информатики МПИ. Вместе с введением в школу общеобразовательного предмета Основы информатики и вычислительной техники началось формирование новой области педагогической науки...
63370. Управление процессами разработки и эксплуатации нефтяных месторождений. Цели, методы, системный принцип 2.61 MB
Так к технологическим факторам относятся: 1 сетка скважин; 2 система заводнения; 3 предельные давления и дебиты скважин и проч. Мероприятия по управлению процессами разработки основываются на результатах анализа данных мониторинга и гидродинамических исследований скважин...
63371. Гiсторыя Беларусi. Уводзiны 74 KB
Гісторыя Беларусі як вучэбная дысцыпліна яе прадмет метады і задачы курса. Ластоўскі ў кнізе Кароткая гісторыя Беларусі выдадзенай у 1910 годзе. Нельга не адзначыць што на працягу многіх стагоддзяў спачатку польскія а затым расейскія і савецкая гісторыкі...
63372. Устройства сканирования 291.5 KB
Рынок сканеров достаточно разнообразен в разных категориях различающихся по техническим и стоимостным показателям. Переходя к принципам отбора наиболее подходящего сканера прежде всего надо дать себе отчет в том что сканер даже планшетный...

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

  • - экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
  • - доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
  • - развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;
  • - социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
  • - гендерное равенство мужчин и женщин;
  • - участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.

Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

Пониманию природы социального государства способствовало и развитие в этот же период иных его моделей, не подпадающих под определение "государство всеобщего благоденствия". Одна из таких моделей, которую П. Розанваллон назвал "обществом всеобщего возмещения убытков", представлена в США.

Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.

С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции -- расценивать как программную установку.

Принципы управляющей системы социального государства, выражающие основополагающие правила управленческой деятельности органов власти и политических организаций, подразделяются на общие и специфические. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др. К специфическим принципам управления социального государства относят принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия), социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последний имеет силу в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защищенности и гарантий социальных прав, исключающим простую уравнительность.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы