Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Вспомните:

какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?

Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.

Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са­
моуправления.
- ^

В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)

В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы .

На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из

них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Из курса права вы знаете, что под избирательной кампа­ нией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня пред­ ставления соответствующей избирательной комиссией фи­ нансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов . Иными словами, избира­тельная кампания включает все этапы избирательного про­цесса. В этой связи понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем политологи отмечают, что избирательная кам­пания приобретает свой истинный смысл - обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть - только с этапов их выдвижения и предвыборной борьбы.

Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.

Организационный этап. К организационным мероприя­тиям относятся: образование избирательных округов и изби­рательных участков, формирование избирательных комис­сий, составление списков избирателей.

Началом избирательной кампании является решение о назначении выборов, которое принимается, как правило, за 2,5-3 месяца до дня голосования.

Выборы депутатов нижней палаты парламента РФ и Пре­зидента РФ осуществляются по единому избирательному ок­ругу. Он включает всю территорию страны. Иными слова­ми, «нарезка» округов не производится. Вместе с тем новое законодательство о выборах в Госдуму РФ предусматривает разделение территорий субъектов РФ на части и определе­ние их границ. Части территорий должны быть примерно равными по числу зарегистрированных избирателей.

Избирательные участки располагаются обычно в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Списки избирателей каждого участка должны включать не более 3 тыс. человек.

Подготовку и проведение выборов в России осуществля­ют гласно и открыто избирательные комиссии под руковод­ством Центральной избирательной комиссии РФ.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам.

Обратимся к новым подходам выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ. Согласно закону политические пар­тии (они называются избирательными объединениями) вы­двигают федеральный список кандидатов (не более 500 че­ловек), который принимается тайным голосованием на партийном съезде. Кандидатом от партии может стать и бес­партийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональ­ная партийная конференция и партийный съезд. Федераль­ный список включает федеральную и региональную части. В составе федеральной части - не более 3 человек; как пра­вило, это партийные лидеры. Региональная часть разбита на региональные группы кандидатов, которые соответствуют указанным выше территориальным частям субъектов РФ. В целом региональные группы должны охватывать все ре­гионы страны. Тем самым создается стимул для непосредст­венной работы партии в регионах.

Выдвинутый список кандидатов (или один кандидат) ре­гистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для этого необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог. Од­нако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. На­пример, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента разрешен только сбор подписей.

Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится дове­сти до избирателей положительную информацию о себе, сво­ей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихо­да своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в пе­риодических печатных изданиях, посредством массовых ме­роприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций. Общей тенденцией современного мира является, как вы знаете, возрастание в избирательных кам­паниях роли электронных средств, особенно телевидения. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индиви-

дуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и «моментальное» подведение их итогов. Не случайно сегодня телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на людей.

В новых условиях конкурентная борьба между политиче­скими соперниками схожа с традиционным рынком, где ин­дивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед про­блемой выбора «товара» (претендента на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в об­ласти дорогостоящих услуг по политическому маркетингу. Так называется комплекс мероприятий по изучению «рын­ка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) из­бирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Вам изве­стно, что одна из важнейших задач политического марке­тинга - создание и продвижение с помощью рекламы поли­тического имиджа кандидата, партии. Имидж кандидата - это наиболее привлекательные для публики черты и свойст­ва его личности. Например, М. Тэтчер по совету специали­стов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внима­ния на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств «железной леди» (смелость, реши­тельность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре. Од­нако не всегда претендент на власть обладает необходимы­ми качествами, соответствующими ожиданиям граждан. Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% - вербаль-но (воспринимается на слух). Поэтому имиджмейкеры ак­центируют внимание кандидата в первую очередь на том, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать, как жестикулировать, а на том, что и как говорить, - в последнюю очередь. (Содержание речей пишут специалисты.) К сожалению, во всем мире широко распро­странились и так называемые технологии «черного пиара»: сознательная подтасовка или искажение сведений о претен­денте на власть, распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, подкупы, за­пугивание политических соперников и даже прямое наси­лие.

К «грязным технологиям» относятся также нарушения кандидатами принципа равных условий ведения предвыбор­ной агитации. Так, многие партии не довольствуются тем, что государство берет на себя часть их расходов, предостав­ляя бесплатное время вещания и возможность бесплатных

публикаций. Не устраивают эти партии и законодательно установленные финансовые ограничения: на размеры по­жертвований частных лиц и организаций, на использование личных средств кандидатов, на общую сумму расходов, вы­деляемых на избирательную кампанию. В обход закона они создают солидную финансовую базу на покупку лучшего эфирного времени, на оплату услуг многочисленных кон­сультантов и пр. Не случайно в прессе вспыхивают сканда­лы, связанные с разоблачением тайных источников финан­сирования партийных лидеров.

Все описанные антитехнологии, появления которых не избежала и Россия, оказывают отрицательное воздействие на избирателя.

Голосование и его результаты. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Граждане при­ходят на избирательные участки и отмечают в бюллетенях тех, кого хотят избрать. Серьезная проблема избирательных кампаний - абсентеизм, т. е. уклонение от участия в вы­борах. Подчеркнем, что если процент явки зарегистрирован­ных избирателей ниже законодательно установленной нор­мы, то выборы признаются недействительными. Назначают­ся повторные выборы. А это может привести к параличу власти , не говоря уже о дополнительных расходах. Причи­нами абсентеизма, как показывают исследования, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низ­кий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правиль­ности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди аб­сентеистов довольно много молодежи. Установлена законо­мерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.

Результаты выборов, как говорилось выше, определяют­ся в зависимости от избирательной системы. Так, пропор­циональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями про­порционально поданным за них голосам избирателей. При этом партии должны преодолеть, как вам известно, 7-про­центный барьер. Однако число таких партий должно быть не менее двух, а сумма поданных за них голосов - состав­лять свыше 60%. Представим ситуацию: нужное число го­лосов приобрела только одна партия, а ее соперницы оста­лись за 7-процентным барьером. Означает ли это возврат к однопартийной системе? Нет, не означает, ибо в этом слу­чае к распределению депутатских мандатов будет привлече­на та из партий за барьером, которая имеет по сравнению с другими наибольшее число голосов. Другая ситуация: барь­ер преодолели три партии, но сумма поданных за них голо-

сов не достигает нормы. Как быть? В такой ситуации к рас­пределению мандатов привлекаются партии, набравшие ме­нее 7% голосов (в порядке убывания числа проголосовав­ших), пока общая сумма собранных голосов не достигнет нормы (свыше 60%). Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколь­ко парламентских мест завоевала каждая из партий; на вто­ром распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Мандаты получают кандидаты как об­щефедеральной, так и региональной частей списка. При этом чем больше голосов избирателей получила та или иная региональная группа, тем больше мандатов получат ее кан­дидаты.

При избрании Президента РФ необходимо получить абсо­лютное большинство голосов избирателей. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Их подсчет во вто­ром туре осуществляется по правилам мажоритарной систе­мы относительного большинства.

Итоги голосования официально публикуются соответст­вующей избирательной комиссией, в масштабе России - Центризбиркомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюдже­та, выделенных на подготовку и проведение выборов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЯ

Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится вы­бирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства.

Рассмотрим каждый из этих вариантов. На выборах по партийным спискам следует учесть, что все избирательные объединения имеют привлекательные названия, лозунги и эмблемы. Каждая партия использует свою цветовую гамму: ярко-красную, бело-красно-голубую, лимонную, оранжевую и пр. Многие неискушенные избиратели, особенно новички, нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.

Проще всего получить общие сведения о партийном объ­единении: кто его лидер (лидеры)? Баллотировалось ли оно ранее в парламент? Как проявила себя партийная фракция в его работе?

Желательно также хотя бы в общих чертах знать пред­выборную платформу (программу) избирательного объедине­ния: как оно оценивает современное положение дел в стра-

не? Какие общественные проблемы и как собирается ре­шать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем ви­дит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции? Сопо­ставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит опреде­лить наиболее приемлемый для себя вариант. Отметим, что информация о предвыборных программах политических партий помещается обычно в «Российской газете», других печатных изданиях, а также на соответствующих сайтах в международной информационной сети Интернет.

Далее гражданину целесообразно обратиться к соответст­вующему списочному составу претендентов на власть, поду­мать, каким людям он доверяет свой голос. Следует иметь в виду, что на депутатов, избранных от регионов, возлага­ется прямая обязанность работать со своими избирателями. Поэтому в списках обычно присутствуют знакомые фами­лии. Важно выяснить, как зарекомендовал себя тот или иной человек в регионе, что конкретно сделал для того, что­бы жизнь стала лучше, как справлялся со своими обязанно­стями, пользовался ли авторитетом и доверием избирателей. Если в предложенном списке есть неизвестные кандидату­ры, то можно обратиться к их биографическим данным. Знакомство даже с краткими биографическими сведениями позволит предположить, сможет ли претендент на власть с учетом его возраста, образования, предшествующего опыта выполнять свои функции.

Подчеркнем, что институт досрочного отзыва депутатов Госдумы РФ законом не предусмотрен, а в отношении депу­татов законодательных собраний в ряде субъектов РФ он сохранился. Однако в том и другом случаях человек, полу­чивший мандат доверия народа, должен своей работой дока­зывать, что избиратели не ошиблись в нем. Если же вы не видите достойных кандидатов, в том числе и среди партий, то можете проголосовать против всех. Протестное голосование избирателей - свидетельство «аномалии» уп­равления в том или ином регионе РФ, показатель его небла­гополучия.

Выборы главы государства имеют свои особенности. Пре­зидент РФ в силу занимаемой должности принимает важ­ные, общественно значимые решения. Тем самым он оказы­вает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конку­рентной борьбы между большим числом кандидатов.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен-

ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воз­действия на избирателя называются популизмом (от лат. populus - народ). Что же такое популизм? Это стиль в по­литике, позволяющий добиться поддержки избирателей бла­годаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные ло­зунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более по­нятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политиче­ским шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортив­ная внешность, молодежная прическа и пр. Иными сло­вами, на первый план выступает имидж в самом поверхно­стном, обывательском смысле.

Рациональный выбор высшего должностного лица осуще­ствляется на основе анализа предвыборных заявлений кан­дидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом пред­выборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Прези­дент - это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независи­мости и государственной целостности; обеспечение согласо­ванного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными силами России.

Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решитель­ный, умный, с сильной политической волей человек, чест­ный и достаточно жесткий в проведении своей линии.

Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия оп­ределенной политической культуры.

Шл Основные понятия: избирательная система, типы избира­тельных систем, избирательная кампания. mb/ Термины: политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм.

Проверьте себя

1) Что понимается под избирательной системой? 2) Как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания»? Охарактеризуйте ее этапы. 3) В чем сходство и различие выборов по партийным спискам из-

бирательных объединений и высшего должностного лица го­сударства?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. На парламентских выборах в Великобритании в


1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен
лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Чер­
чиллю - одному из главных организаторов победы над Гер­
манией во Второй мировой войне. Однако на проходивших
весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской пар­
тии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незна­
чительной фигурой, но, в отличие от него, предложил из­
бирателям широкую и конкретную программу развития
страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.

  1. Один из избирателей, прежде чем оставить в избира­
    тельном бюллетене одну из четырех кандидатур, включен­
    ных в список для голосования, провел следующую работу:
    поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его
    товарищи, как выглядел каждый из кандидатов на послед­
    ней телевизионной передаче и кто из них в наибольшей сте­
    пени обладает чувством юмора. Отвечает ли деятельность
    избирателя современным политическим технологиям? Ответ
    аргументируйте.

  2. Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет
    школы и вам предстоит выступить с конкретной програм­
    мой совершенствования школьной жизни. Разработайте про­
    ект этой программы.

  3. В Австралии выборы в парламент осуществляются по
    избирательным округам. Победившим считается кандидат,
    набравший 50%+1 голос. Какой тип избирательной системы
    существует в Австралии?
Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с размышлениями русского философа И. А. Ильина (1882-1954) о выборах.

Есть минимальный уровень образования и осведомленно сти, вне которого всякое голосование становится своею соб­ственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамо­та, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и пред­лагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и во енных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений...


Есть уровень необразованности, малообразованности и не­осведомленности, при котором голосует не народ, а обманы ваемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охло кратия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30-40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» - и все сейчас же объявят себя сто­ронниками республики и федерации...

Ильин И. А Предпосылки творческой демократии // Наши задачи. -

М., 1992.-Т. 2.-С. 8.

HI! Вопросы и задания к источнику. 1) Прокомментируйте, опира­ясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. 2) Когда голосо­вание на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему. 3) Актуальны ли размышления автора сегодня? Аргументируйте ответ, привлекая материалы периодической печа­ти, практический опыт своих знакомых.

Выборы в демократическом обществе

Вспомните:

какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?

Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.

Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са­
моуправления.
- ^


В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)



В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.

На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из


них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

Российской Федерации. Многие назвали их самыми «грязными», нечестными, недемократическими за всю историю. Наблюдатели на выборах от всевозможными методами фиксировали различные взбросы бюллетеней и выборные «карусели». Официальный ЦИК, наоборот, отрапортовал, что никаких нарушений, которые сильно бы повлияли на ход голосования, не было. Мы не будем уходить в дискуссию и вдаваться в подробности, что и где было. Лишь попробуем объяснить, а что же такое демократические выборы? Признаки, условия, методы? Какие выборы можно назвать демократическими? Но обо всем по порядку.

Демократические выборы: признаки. Первое условие - равенство возможностей

Первый признак, который отличает настоящие демократические выборы - равенство возможностей. Суть его в том, что всем кандидатам предоставлен равный максимальный лимит на расходы на агитацию. Это должно реализовываться следующими способами:

  1. Запрет на пожертвования, если сумма в фонде кандидата выше лимита.
  2. Предоставление равного времени на радио, телевидении, в газетах и т.д.
  3. Введение принципа лояльности. Это значит, что кандидаты не должны оскорблять друг друга, искать компроматы вместо того, чтобы критиковать программы и политические действия.
  4. Соблюдение правила независимости государственных органов.

Избирательная кампания и процедура выборов

От честности и прозрачности избирательной кампании зависят демократические выборы. Признаки ее перечислим ниже.

«Дайте право голоса!», или демократия по-американски

Как правило, почти во всех странах действует система голосования, когда все потенциальные избиратели составляются в специальные списки по месту регистрации. Если гражданин покинул «родное гнездышко», то его автоматически вычеркивают из списка и вносят там, где он прописался.

Гражданин приходит на выборы, где он уж занесен в списки избирательной комиссией.

В США дело обстоит по-другому. Там избиратель должен обратиться самостоятельно для личной регистрации. Территориальная избирательная комиссия и чиновники местных округов проверяют, имеет ли право гражданин проголосовать на их участке. Перед голосованием им требуется представить документы, удостоверяющие личность, место жительства и гражданство. Никаких открепительных удостоверений там не выдается.

Согласимся, ни о какой выборной «карусели» речи не может идти даже в теории при такой системе регистрации избирателей, т.к. гражданин имеет право голосовать только там, куда подал заявление. Эти списки легко можно проверить. А вот отследить людей с официальными очень проблематично, как и движение самих документов, дающих на любом избирательном участке. В каком случае свободные демократические выборы будут более прозрачными? Ответ очевиден.

Разноцветные бюллетени по-американски

Также от тайных избирательных бюллетеней зависят демократические выборы. Признаки их охарактеризуем ниже. Когда-то сильно отличались от современных. Дело в том, что сами партии давали свои бюллетени кандидату, который относил их в урну для голосования. Они отличались по цвету. Естественно, другие кандидаты видели в их руках цвет бюллетеней и пытались перекупить избирателя.

Согласимся, что такая система отменяет тайные выборы. Во многих странах бюллетени были именные, а в СССР было только две графы: «За» КПСС и «Против» КПСС. Чтобы выборы были демократические, а голосование тайное, необходимо применять так называемый «австралийский» бюллетень. Его особенности:

  • Одинаковый по размеру, цвету у всех избирателей.
  • Не содержит личную информацию граждан, которые голосуют.
  • Перечислены все кандидаты одинаковыми размерами шрифта. Их очередность регулируется жребием.

Вывод

Мы перечислили основные условия, при которых возможны демократические выборы, признаки, интересные примеры из других стран. Конечно, ни в одной стране мира не созданы те условия, при которых можно назвать эталоном. В США, к примеру, кто-то критикует систему регистрации избирателей, некоторым не нравится двухпартийная многоуровневая система США и т.д.

Важно одно - каждая страна сама выбирает свою демократию, и никто не имеет права решать за других.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Мичуринска Тамбовской области

Открытый урок по теме:

Провела Крылова Л.В.,

учитель истории и обществознания

Мичуринск – 2015 – 2016уч. год

Тема урока: «Выборы в демократическом обществе»

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о выборах в

демократическом обществе.

Задачи:

Продолжить знакомство учащихся с механизмом проведения избирательной кампании;

Развивать умения работать с источником, делать выводы, разрабатывать собственные политические технологии избирателя;

Продолжить формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом (Сл.3)

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник, переносная урна для выборов, лозунг для избирательного участка, избирательные бюллетени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V. Итог урока

Мы продолжаем изучение темы: «Выборы в демократическом обществе»

(Сл.1)

Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова американского критика Д. Натана

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Сл. 2)

Тема нашего урока – «Выборы в демократическом обществе» очень важна и актуальна для нашей страны.

Как вы думаете, почему?

Многие граждане нашей страны считают, что раз они не являются членами какой – либо партии, не занимают государственных постов, то они не включены в политическую жизнь.

Тем, что превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника политического процесса, является право на участие в управлении государством, право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти (Сл. 4)

И нам с вами не всё равно, кому мы вручаем эту власть

Поэтому на сегодняшнем уроке мы

Продолжим знакомство с различными аспектами выборов в демократическом обществе,

Работая с источником, вы попытаетесь составить собственные политтехнологи избирателя, которые позволят вам сделать правильный и осознанный выбор.

Об этом и многом другом пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о выборах в демократическом обществе.

Проверка знаний

    На доске письменно: «Избирательная система и её компоненты»

Международная политическая практика выработала различные типы избира –тельных систем.

    На доске письменно: «Типы избирательных систем»

Пока выполняются письменные задания, мы работаем устно

- Что отличает демократические выборы от недемократических ?

Отличия демократических выборов(Сл.5):

Неопределённость,

Необратимость,

Повторяемость

Выборы считаются демократические, если они проходят в соответствии с принципами демократического избирательного права

-Назовите основные принципы демократического избирательного права

Основные принципы демократического избирательного права

Всеобщность,

Прямые выборы,

Равенство,

Альтернативность,

Гласность,

Свобода выборов,

Периодичность выборов.

- Как вы думаете, выборы в нашей стране являются демократическими ?

Наше избирательное право реализуется в избирательном процессе .

Многие учёные отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания»

-Что такое избирательная кампания?

-Назовите и кратко охарактеризуйте этапы избирательной кампании.

-Американский критик Д. Натан, слова которого я взяла в качестве эпиграфа, говорил:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании”

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, уклонение от участия в выборах.

7. Причины абсентеизма.

1. Отсутствие интереса к политической жизни.

2. Отсутствие доверия к политикам.

3. Убеждённость, что выборы не изменят ситуацию.

4. Низкая политическая культура.

Последствия абсентеизма

1.Экономический ущерб при организации повторных выборов.

2.Фальсификация избирательных бюллетеней.

3.К власти придут политические деятели, отнюдь не выражающие преобладающего настроения в обществе.

4.К власти придут люди недостойные, не умеющие управлять страной.

5.Возможность захвата власти, скатывание к авторитарно-тоталитарным режимам.

- Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

- Как решается эта проблема в других странах?

Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекать к ответственности, в том числе и к уголовной (Греция, Турция). За уклонение с них взыскивать штраф (Австрия) или поднять возрастной ценз (Швейцария - 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года).

Проверка задания на доске.

Мы продолжаем изучение нашей темы: «Выборы в демократическом обществе».

План изучения нового материала

1. Политические технологии избирателя

3. На избирательном участке

Быть избирателем не так просто - это сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создают имидж «своего парня». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (или партии) не всегда совпадают, что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании. Кандидат обещает много, рассчитывая, что поверят. Такие приёмы воздействия на избирателя называются популизмом.

- Что такое популизм?

Популизм – стиль в политике, позволяющий добиться поддержки изби-

рателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги (Сл. 9)

Чтобы не попасться на популистские лозунги, необходим грамотный и осознанный выбор претендентов на власть. Такой выбор помогут вам сделать политические технологии избирателя.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических задач.

Задание: работая с текстом учебника и учитывая повседневный опыт выборов в стране, разработайте свои собственные политические техно-

    Разработать политические технологии избирателя на выборах в Государственную Думу (с.261)

2. Разработать политические технологии избирателя на выборах Президента (с.262).

Через 5 минут каждая группа представит свою работу

Вопрос второй группе:

- Какими качествами должен обладать кандидат в президенты РФ?

(решительность, ответственность, сильная воля, честность, достаточно жёсткий в проведении своей линии, хороший оратор и т.д.)

- Вы теперь представляете, что нужно, чтобы сделать осознанный выбор.

Но, наверное, у вас ещё остались вопросы, которые касаются непосредственно процедуры голосования.

Сейчас вы сможете задать их нашему гостю – Кобзевой Галине Васильевне, которая более 10 лет является Председателем участковой комиссии и любезно согласилась ответить на ваши вопросы.

Вопросы, которые были заданы учениками.

    Какие документы нужно иметь с собой каждому избирателю?

    Если я во время выборов испорчу бюллетень, что мне в таком случае делать?

    Выборы проводятся в воскресенье. Мне нужно срочно уехать. Как мне быть в таком случае?

    У меня старенькая бабушка. Она хотела бы проголосовать, но у неё больные ноги. Что нам нужно сделать7

    Брат – студент, обучается в г. Москве на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии вуза, а постоянное место его проживания г. Мичуринск. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития)

    Мой знакомый пришёл на выборы в Думу, а его нет в списках. Что делать,

если и моей фамилии вдруг не окажется в списках?

8. Сколько наблюдателей может быть на избирательном участке?

Если вопросов больше нет – поблагодарим гостью за ценные ответы и переходим к последней части нашего урока – «На избирательном участке»

Вы сейчас окажитесь на одном из избирательных участков в роли незримых наблюдателей. Внимательно посмотрите, как проходит процесс голосования и нет ли нарушений закона о выборах? Все нарушения вы фиксируйте в тетрадях.

В конце мы посмотрим, насколько внимательными вы были (Сл.12)

Сценка

    Избиратель пришёл с другом, который советует ему, за кого голосовать.

    Избиратель просит у члена комиссии ручку, так как он свою оставил дома.

    Лозунг на избирательном участке, призывающий голосовать за кандидата.

    Избиратель делает отметку в бюллетене, не заходя в кабинку.

    Избиратель испортил бюллетень.

Итоги (Сл.13)

1.Быть избирателем не так просто – сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

2. Не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров.

3. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

Я надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам сделать этот выбор и стать активными участниками политического процесса

Домашнее задание : параграф 24, записи, эссе на тему:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Д. Натан) Сл.1

Выборы - это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.

Выборы выполняют важные функции:

  • - Во-первых, они обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;
  • - Во-вторых, благодаря тому, что выборы являются законным средством выражения своего отношения к политике государства, а каждый избиратель имеет право выразить свое мнение, выборы способствуют стабильности политической системы общества;
  • - В-третьих, при помощи выборов общество осуществляет контроль за деятельностью власти и в случае неудовлетворенности ею выдвигает во власть других людей. .

Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют собой мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить появление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:

  • 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, граждане получают избирательные права с 18 лет. Однако, быть избранным Президентом Российской Федерации может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - 21 года. Все цензы для избранного президента Российской Федерации, указаны в Конституции - Глава 4 Конституции Российской Федерации. Во многих странах действует имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определённой ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) определенное время (в России не менее 10 лет). Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 году впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 году в Новой Зеландии и в 1906 году в Финляндии избирательные праве впервые получили женщины.
  • 2. Альтернатива выбора, что предполагает наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.
  • 3. Равные права избирателей, что предполагает равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному признаку. От разный по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.
  • 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
  • 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть ещё один негативный аспект. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 2007 года составлял 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента, сегодня это правило отменено). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы