Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют специально созданные для этой цели независимые органы - избирательные комиссии. Это является определенной гарантией проведения выборов, свободных и независимых от какого-либо политического влияния со стороны органов власти или должностных лиц.

Избирательная комиссия - это коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

В Российской Федерации действует система избирательных комиссий, которая связана с федеративной природой нашего государства. Система и статус избирательных комиссий урегулированы в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В систему избирательных комиссий РФ входят:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ) - является федеральным государственным органом, действует на постоянной основе и является юридическим лицом. ЦИК РФ организует выборы в федеральные органы государственной власти, а также проведение референдума РФ. Срок полномочий ЦИК РФ составляет 5 лет. Центральная избирательная комиссия РФ состоит из 15 членов. Пять ее членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя. Пять членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). Пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ. Члены ЦИК РФ избирают из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК РФ, его заместителя и секретаря ЦИК РФ.

Центральная избирательная комиссия РФ имеет достаточно широкий перечень полномочий:

  • а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комис-

сий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума РФ;

  • в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
  • г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет»;
  • д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
  • е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;
  • ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;
  • з) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ;
  • и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
  • к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
  • л) осуществляет иные полномочия.

В пределах своей компетенции ЦИК РФ вправе издавать инструкции, обязательные для исполнения.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов РФ, организующими подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок их полномочий составляет 5 лет. Число членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14.

^ Например, Московская городская избирательная комиссия и Санкт-Петербургская городская избирательная комиссия формируются в составе 14 членов с правом решающего голоса.

Формирование избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) следующим образом: одна половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина - высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Избирательные комиссии муниципальных образований осуществляют подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

[РГЦ Для справки

Особенность статуса избирательной комиссии муниципального образования заключается в том, что она является муниципальным органом и при этом не входит в структуру органов местного самоуправления. Связано это с тем, что избирательная комиссия муниципального образования не решает вопросов местного значения, что является одним из важнейших признаков органа местного самоуправления.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет. На федеральном уровне установлено, что избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Конкретное же число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Это возможно по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования. В этом случае территориальная избирательная комиссия становится комиссией, организующей подготовку и проведение местных выборов и местного референдума.

Окружные избирательные комиссии, в отличие от вышеназванных комиссий, не являются постоянно действующими органами. Окружные избирательные комиссии формируются только при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

В тех случаях когда окружные избирательные комиссии формируются, срок их полномочий истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта РФ. Таким образом, на федеральном уровне требований к числу членов окружных избирательных комиссий не установлено.

^ Например. Из Избирательного кодекса Белгородской области от 1 апреля 2005 г. № 182: «Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Белгородской областной Думы формируются избирательной комиссией области не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 9-11 членов комиссии с правом решающего голоса».

Из Избирательного кодекса Хабаровского края от 26 ноября 2003 г. № 154: «Окружные комиссии по выборам депутатов Думы формируются избирательной комиссией края не позднее чем за 70 дней до дня голосования в количестве 7-11 членов комиссии с правом решающего голоса. Окружные комиссии по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований формируются соответствующими комиссиями муниципальных образований либо территориальными комиссиями, на которые возложены полномочия комиссий муниципальных образований, не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве 3-7 членов комиссии с правом решающего голоса».

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией. Так, если проводятся выборы в органы государственной власти субъекта РФ, то вышестоящей будет избирательная комиссия субъекта РФ, которая и будет осуществлять формирование окружной избирательной комиссии.

Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. Это органы, которые действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляет 5 лет. Территориальные избирательные комиссии являются звеном в системе избирательных комиссий при организации выборов федерального уровня и уровня субъектов Федерации. Они создаются и действуют в городских районах, городах и других административно-территориальных единицах. При этом территориальные комиссии могут и не создаваться. Их полномочия в этом случае будут возложены на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Статус территориальных избирательных комиссий определяется законами субъекта РФ. Законом субъекта РФ территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Территориальные комиссии формируются в количестве 5-14 членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с Центральной избирательной комиссией РФ.

Участковые избирательные комиссии являются постоянно действующими органами, срок их полномочий составляет 5 лет. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:

  • а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии;
  • б) от 1001 до 2000 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии;
  • в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.

Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей

избирательной комиссией. Таким образом, решение вопроса о том, какая конкретно избирательная комиссия будет формировать участковую комиссию, зависит от вида и уровня проводимых выборов.

Основные нормативные правовые акты Дополнительная литература для изучения темы

В соответствии со ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Именно на них возлагается основная организационная работа по проведению выборов, обеспечению реализации и защите избирательных прав граждан.

В соответствии с указанным законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: а) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; б) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; в) избирательные комиссии муниципальных образований; г) окружные избирательные комиссии; д) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; е) участковые избирательные комиссии.

Федеральные и региональные законы о выборах устанавливают строго определенную систему избирательных комиссий, их соподчиненность и распределение полномочий между ними применительно к соответствующему виду и уровню выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Так при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ действуют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Выборы Президента России организуют и проводят такие же комиссии, за исключением окружных комиссий. Поэтому ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех указанных избирательных комиссий при проведении соответствующих выборов в Государственную Думу ФС РФ и Президента Российской Федерации.

Система, взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и в представительные органы местного самоуправления в систему создаваемых избирательных комиссий входят окружные избирательные комиссии, организующие выборы в пределах своих одномандатных или многомандатных избирательных округов. Проведение выборов должностных лиц органов местного самоуправления не требует создания окружных избирательных комиссий, поскольку в этом случае выборы проходят по единому территориальному избирательному округу.

Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, система избирательных комиссий действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой (ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные комиссии) являются государственными органами, а остальные являются общественными образованиями, решения которых по вопросам проведения выборов обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.

Правовой статус избирательных комиссий как самостоятельных органов характеризуется тем, что они: в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обладают собственной компетенцией, установленной федеральным и региональным законодательством; осуществляют свои полномочия на постоянной основе, либо в течение установленного срока; финансируются за счет средств государственного (федерального либо регионального) или местного бюджета; формируются в установленном законом порядке уполномоченными органами и местного самоуправления, либо вышестоящими избирательными комиссиями государственной власти на основе предложений политических партий, избирательных блоков, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства; наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; несут ответственность за законность своих действий и решений.

Независимости и самостоятельности избирательных комиссий служит ряд других законоположений, в частности и то, что государственные и муниципальные служащие в составе избирательной комиссии не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. На практике независимость комиссий не только не исключает, но и предполагает их взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления при решении целого ряда вопросов организации избирательного процесса. Кроме того, на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, их должностные лица возложена обязанность оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование.

Расходы, связанные с деятельностью избирательных комиссий, возмещаются за счет средств соответственно государственного или местного бюджета. Установленный законодательством порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации делает их самостоятельными в организации и проведении выборов.

Формирование избирательных комиссий осуществляется в установленном законом порядке, в установленные сроки, уполномоченными субъектами. Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе широкого привлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий, избирательных блоков, общественных организаций, собраний граждан по месту жительства, работы, службы, учебы.

Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации определен Федеральным законом. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе ФС РФ. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе ФС РФ может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами субъектов РФ.

Пять членов ЦИКа РФ назначаются Президентом России.

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти определяется Федеральным законом, а также федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Названными законами устанавливается примерная численность комиссий, основные правила избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии.

В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона об основных гарантиях, предусмотрено, что как законодательный, так и исполнительный органы государственной власти обязаны назначить не менее одной второй назначаемого ими количества членов комиссии на основе предложений, поступивших от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, а также на основе предложений аналогичных субъектов, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии РФ. Установленные Федеральным законом нормы в полном объеме применяются и при формировании окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные и региональные органы государственной власти, в органы местного самоуправления, а также территориальных и участковых избирательных комиссий.

Конкретные полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных, региональных или муниципальных выборов на всех стадиях избирательного процесса и порядок их деятельности закреплены в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах депутатов и должностных лиц.

Свою деятельность комиссии осуществляют коллегиально. Они правомочны приступить к работе, если сформированы не менее чем на две трети от установленного состава. Заседания комиссии протоколируются, а решения принимаются большинством голосов (некоторые - квалифицированным большинством) членов комиссии с правом решающего голоса и подписываются председателем и секретарем.

Решения избирательных комиссий могут быть отменены только или вышестоящей избирательной комиссией, или судом. Более того, решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для соответствующего уровня органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, должностных лиц, избирателей и иных участников избирательного процесса.

Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который они обеспечивают (обычно - 4 года). Полномочия участковых избирательных комиссий, создаваемых на период избирательной кампании, по общему правилу прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Избирательные комиссии – независимые коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня.

Согласно закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательные комиссии осуществляют свою деятельность открыто и гласно. Не допускается вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан.

Виды избирательных комиссий

Избирательные комиссии представляют собой сложную иерархическую систему, включающую в себя следующие виды избирательных комиссий.

    Возглавляет систему избирательных комиссий. Организует выборы федерального уровня – выборы президента РФ, выборы депутатов Госдумы. Работает на постоянной основе.

    Участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы – выборы в законодательные (представительные) органы власти. Работают на постоянной основе.

    Участвуют в организации федеральных и региональных выборов. На них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований. Работают на постоянной основе.

    Организуют выборы в органы местного самоуправления, местные референдумы и голосования. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий. Работают на постоянной основе.

    Участвуют в проведении выборов депутатов регионального и/или местного уровня. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня. Формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа.

    Участвуют во всех видах выборов. УИК – комиссии, которые непосредственно проводят работу по организации голосования, подсчету голосов избирателей и подведению итогов голосования на конкретном участке. Формируются сроком на 5 лет.

Взаимодействие между видами избирательных комиссий

Система избирательных комиссий не образует жесткую, строго централизованную систему. Федеральные законы устанавливают распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению федеральных выборов – это выборы президента РФ и депутатов Госдумы. Для таких выборов вышестоящей комиссией является .

При проведении региональных и/или муниципальных выборов распределение полномочий и иерархия устанавливаются законами субъектов РФ.

Вышестоящая избирательная комиссия имеет право отменять решение нижестоящей комиссии, если оно противоречит соответствующему закону и/или принято с превышением установленных полномочий.

Вышестоящая комиссия вправе принять собственное решение и/или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

Юридический факультет

Кафедра конституционного и муниципального права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Конституционное право»

на тему «Избирательные комиссии в Российской Федерации: виды и полномочия»

Миллерово 2017

Введение

1. Система избирательных комиссий

1.1 Становление института избирательных комиссий в Российской Федерации

1.2 Виды избирательных комиссий в Российской Федерации

2. Полномочия избирательных комиссий в Российской Федерации

2.1 Полномочия избирательных комиссий, являющихся государственными органами

2.2 Полномочия иных избирательных комиссий

Заключение

Список использованных источников

Введение

На основании ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ (в актуальной редакции)Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ (в актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, нижестоящие избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение в Российской Федерации федеральных, региональных и муниципальных выборов.

После принятия в 1993 году Конституции РФ в России создана система избирательных комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации - права избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Следует подчеркнуть, что с момента принятия Конституции РФ, а затем в октябре 1994 года Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1994. N 33. Ст. 3406. деятельность избирательных комиссий существенно изменилась. Выборы на федеральном, региональном и местном уровнях организуются и проводятся в условиях многопартийности, состязательности кандидатов, гласности, свободы мнений, где каждый волен отдать свой голос за того, кого он считает наиболее достойным возглавлять государство, регион, район, город или представлять его интересы в законодательных (представительных) органах государственной власти, органах местного самоуправления.

Гражданин России, обладающий активным и пассивным избирательным правом, может свободно выдвинуть свою кандидатуру либо иную другую, агитировать "за" или "против" любого кандидата, участвовать или не участвовать в голосовании. На страже его прав стоят избирательные комиссии - сегодня реально участвующие в организации и проведении выборов, независимые в своих решениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, подчиняющиеся только закону. Этот основополагающий принцип в деятельности избирательных комиссий закреплен в п. 11 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах.

Полномочия избирательных комиссий подробно установлены в избирательном законодательстве, избирательных кодексах ряда регионов, а также в законах и положениях об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации.

Актуальность исследования видов и полномочий избирательных комиссий в Российской Федерации обусловлена следующими факторами. Происходящие в последние годы социально-политические преобразования в нашей стране сопровождаются появлением многих новых государственных и общественных институтов и учреждений. Тем не менее, общественное мнение, сфокусированное на кардинальных проблемах государства, власти, демократии, выборов, до последнего времени обходило своим вниманием или же не уделяло должного внимания некоторым государственным институтам, без учета которых невозможно не только понимание всей сложности разрешения названных проблем, но и реальное их решение.К ним, безусловно, относится институт избирательных комиссий, обеспечивающий на основе Конституции Российской Федерации организацию и проведение выборов органов государственной власти и местного самоуправления.

Актуальность института избирательных комиссий в значительной степени обусловлена низким уровнем политической культуры и необходимостью поиска новых подходов к эффективному использованию правовых средств обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации. Вот почему теоретическое осмысление видов и полномочий избирательных комиссий, их роли в процессе подготовки и проведения выборов представляется весьма актуальным и весьма значимым.

При проведении исследования видов и полномочий избирательных комиссий в курсовой работе были проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие данную тему, а также научные монографии, учебные пособия, научные статьи таких известных авторов, как Т.Т. Алиев, М.В. Баглай, В.О. Лучин, В.В. Пылин, С.В. Юсов.

Целью курсовой работы является исследование видов и полномочий избирательных комиссий в РФ.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

1) рассмотреть становление института избирательных комиссий в Российской Федерации;

2) определить виды избирательных комиссий в Российской Федерации;

3) изучить полномочия избирательных комиссий, являющихся государственными органами;

4) провести анализ полномочий иных избирательных комиссий.

Структура курсовой работы обусловлена её целью и задачами и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. Система избирательных комиссий

1. 1 Становление института избирательных комиссий в Российской Федерации

Важнейшей гарантией обеспечения демократического развития избирательного процесса и реализации конституционных избирательных прав и свобод граждан, участников выборов выступает система избирательных комиссий, сформированных на принципиально новых началах, неведомых электоральной практике прошлых лет. Следует отметить, что вопросам функционирования избирательных комиссий как в дореволюционной исследовательской литературе, так и в литературе советского времени уделялось недостаточное внимание. По мнению В.О. Лучина, «можно выделить лишь отдельные работы И.Д. Беляева, М.Ф. Владимирского-Буданова, В.Н. Латкина, П.Н. Мрочек-Дроздовского, В.И. Сергеевича, А.Х. Кабанова, в которых затрагивались и вопросы организации выборов, в том числе и некоторые замечания по выборным комиссиям» Лучин В.О. Избирательное право России: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, 2015. - С.345..

В настоящее время к институту избирательных комиссий привлечено внимание исследователей как в статьях, докладах, так и на уровне монографических исследований, особенно в трудах А.В. Иванченко.

Избирательные комиссии различного уровня обеспечивают проведение избирательной кампании и формирование представительных органов власти.В п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представлены все виды избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это - ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления, территориальные (районные, городские и другие) избирательные и участковые избирательные комиссии.

Количество членов избирательных комиссий приближается к одному миллиону. Если учесть, что в выборах, например, в Государственную Думу в декабре 1999 года приняло участие 67 млн. избирателей, 5800 кандидатов, 89 общероссийских политических общественных объединений, общественный контроль за выборами осуществляли почти миллион российских и около 1200 иностранных наблюдателей из 58 стран, то можно представить объем работы, проведенной в рамках системы избирательной комиссий.

Не менее интенсивно проходили выборы и в последующие годы. Так, в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2 декабря 2007 года приняли участие 69 млн. 537 тыс. человек. Подготовку к выборам осуществляли 86 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, 2748 территориальных избирательных комиссий, более 95,5 тысячи участковых избирательных комиссий.

В выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года приняло участие более 71 млн. избирателей на 94315 избирательных участках. Число избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составило 83. Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в общей сложности было аккредитовано 685 иностранных (международных) наблюдателей из 58 государств.

Благодаря деятельности избирательных комиссий в стране за последние 23 года (начиная с 1993 г.) успешно формировались высшие представительные органы власти, шесть раз прошли выборы Президента РФ, семь раз депутатов Госдумы, один раз депутатов Совета Федерации. Кроме того, без срывов проводились региональные и местные выборы.

Эти факторы позволяют сделать вывод, что система избирательных комиссий оказалась эффективной, и мы имеем качественно новый характер электорально-правовой культуры. По словам В.О. Лучина, «в этом плане вряд ли можно согласиться с оценкой некоторых исследователей, что реально организацией и проведением выборов в России занимается администрация, а «избирательные комиссии играют роль декораций». Конечно, проблемы в функционировании системы избирательных комиссий имеются, о чем идет речь и в данном учебнике, но такая абсолютная и безапелляционная оценка известного исследователя, знающего проблему не понаслышке, вряд ли приемлема и, более того, в значительной части может дезориентировать читателя.» 1 Лучин В.О. Указ. соч. - С. 355..

Ныне избирательные комиссии - это система постоянно действующих органов избирательной власти, многоуровневых и многофункциональных, действующих на профессиональной основе, с самостоятельными источниками финансирования и статусом юридического лица. Юридически, финансово-материально и организационно-технически они независимы от монополизма какой-либо партии, государственных органов и их должностных лиц, располагают необходимым кадровым потенциалом, способным проводить избирательные кампании на уровне мировых демократических стандартов.

Именно такая система избирательных комиссий, как показывает практика, способна обеспечить свободное волеизъявление граждан в ходе периодического проведения свободных и политически конкурентных выборов.

Безусловно, в данной системе основным звеном является участковая избирательная комиссия. Именно на плечи участковых избирательных комиссий ложится основная тяжесть по организации и проведению выборов, по работе с избирателями, проведению избирательной кампании, подсчету и определению результатов голосования. Однако знакомство с деятельностью участковых избирательных комиссий, их правовым статусом, анализ взаимосвязи с вышестоящими избирательными комиссиями, с государственными органами, а также органами местного самоуправления показывают, что их место в системе органов избирательной власти требовало значительного совершенствования.

Если рассмотреть систему избирательных комиссий, которая функционировала в последний советский период в соответствии с Законом СССР «О выборах народных депутатов СССР» от 1 декабря 1988г. Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» от 1 декабря 1988г. //Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. С. 729., полномочия избирательных комиссий, то они были явно недостаточными, особенно это относилось к полномочиям участковой избирательной комиссии. Они в значительной части являлись урезанными и не в полной мере соответствовали их реальной функциональной деятельности, хотя перечень их и носил не исчерпывающий, а открытый характер. Так, например, участковая избирательная комиссия составляет списки избирателей по участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неправильностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений; выдает избирателям удостоверения на право голосования; оповещает население о дне выборов и месте голосования; обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков; организует на избирательном участке голосование в день выборов; проводит подсчет голосов, поданных на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Но в данном перечне мы не найдем ответов на вопросы о финансировании участковых избирательных комиссий, о материально-техническом обеспечении, о привлечении необходимых работников и заключении договорных отношений для выполнения отдельных видов работ, о предоставлении транспортных средств в день голосования.

Однако эти полномочия не могли быть реализованы силами самой избирательной комиссии. Поэтому с самого начала работы комиссии к организации выборов активно подключались райисполкомы, а также предприятия и учреждения, на территории которых создавался избирательный участок. Вся работа участковых избирательных комиссий направлялась райкомами партии и парткомами на местах. В этом плане заявление о том, что советское законодательство о выборах традиционно возлагало на комиссии главную миссию и обеспечение избирательного процесса, вряд ли соответствует действительности.

Таким образом, усеченные функции избирательных комиссий, естественно, не только допускали вмешательство и помощь партийных и государственных органов в дела избирательной кампании, но и предполагали её.

Кампания 1989/90 гг. со всей остротой поставила вопрос и о соблюдении законности самими избирательными комиссиями, о формировании надежного механизма контроля за их деятельностью. Контроль за деятельностью реализовывался на уровне административных решений, нарушения избирательного законодательства наказывались освобождением от должности по личному заявлению или в связи с переходом на другую работу.

Естественно, тот правовой статус избирательных комиссий, который существовал до 1993 года, не мог устраивать демократическую общественность страны в условиях альтернативных выборов. Поэтому Президент Российской Федерации постарался вывести избирательные комиссии из-под влияния госчиновников и партийных лидеров, определяя особый статус избирательных комиссий, их независимость от государственных органов в решении вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Это было закреплено в указе Президента РФ «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» от 20 декабря 1993 года (в актуальной редакции)Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации»от 20 декабря 1993 г. N 2227 (в актуальной редакции) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5060..

Таким образом, преобразования в 1993 - 1994 гг. привели к появлению нового института в избирательном праве, а именно самостоятельной системы избирательных комиссий.

1.2 Виды избирательных комиссий в Российской Федерации

По существующему законодательству избирательные комиссии - это органы, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.

Срок полномочий всех избирательных комиссий составляет 5 лет (участковые избирательные комиссии до 2013 года формировались только на период избирательной кампании для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) избирательные комиссии муниципальных образований;

4) окружные избирательные комиссии;

5) территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

6) участковые комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) - самостоятельный государственный орган с достаточно широкой компетенцией, не входящий ни в одну из ветвей государственной власти и не подчиненный никакому другому органу.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Законом установлено, что ЦИК России действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

ЦИК России состоит из 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, 5 - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 5 - Президентом Российской Федерации. Таким образом, ни у одного из органов государственной власти нет монополии на формирование ЦИК. Члены ЦИК России избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК России.

ЦИК России имеет официальный печатный орган - «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», а также свой официальный сайт в сети Интернет.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКС России) - государственные органы субъектов России, организующие подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной законами. ИКС России действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами (ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Количество членов ИКС России с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и составляет от 10 до 14 членов. Федеральный закон устанавливает порядок формирования ИКС России, который ориентирован на независимость и профессионализм этих комиссий. Половина членов ИКС России назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

ИКС Российской Федерации может иметь официальный печатный орган и сайт в сети Интернет.

Сравнительно новой в структуре избирательных комиссий является избирательная комиссия муниципального образования (ИКМО). Она создается для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов. Впервые они вводятся Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а развернутое определение ИКМО было дано в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в актуальной редакции)Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822..

ИКМО обладает особым статусом - она является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления данной комиссии может быть придан статус юридического лица.

Порядок формирования и полномочия ИКМО устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Численность членов ИКМО устанавливается уставом муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса.

Окружные избирательные комиссии (ОИК). Ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Вместе с тем, полномочия ОИК могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

ОИК не являются постоянно действующими комиссиями. Срок их полномочий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения окружной избирательной комиссией решения вышестоящей комиссии либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения.

Формирование ОИК по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений субъектов, упоминавшихся выше. Число членов ОИК с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Территориальные избирательные комиссии (ТИК) - государственные органы, положение которых в системе государственных органов определяется законами субъектов Российской Федерации. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Кроме того, законом субъекта Российской Федерации ТИК может быть придан статус юридического лица.

Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса в зависимости от размера соответствующей территории и количества избирателей на данной территории. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько ТИК, при этом решение об их формировании принимает ИКС России по согласованию с ЦИК России.

Для разных субъектов характерны разные системы ТИК - ИКМО. Например, в Ростовской области в 54 муниципальных образованиях «верхнего уровня» (т.е. в городских округах и муниципальных районах) полномочия ИКМО исполняют ТИК по просьбе представительных органов муниципальных образований. ИКМО формируется только в г. Ростове-на-Дону. В восьми районах этого города функционируют ТИК.

Участковые избирательные комиссии (УИК) составляют первичное, «рабочее» звено всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Именно они непосредственно организуют и проводят голосование избирателей и осуществляют первичный подсчет голосов. Это самая многочисленная категория избирательных комиссий (при проведении федеральных выборов в стране формируются около 95 тысяч УИК).

УИК формируются для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей на избирательных участках. Численность на каждом избирательном участке должна составлять не более чем 3 тыс. избирателей. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка.

Избирательные комиссии, обеспечивающие периодическое проведение избирательных кампаний, представляют собой гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в автономном режиме. Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого (избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в соответствующих законах о выборах.

2. Полномочия избирательных комиссий в Российской Федерации

2.1 Полномочия избирательных комиссий, являющихся государственными органами

Особое место в системе избирательных комиссий занимает ЦИК России. Федеральное избирательное законодательство наделяет ЦИК России широкими полномочиями:

Осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ;

Организует разработку нормативов технологического оборудования для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует закупку этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

Обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции;

Осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

Осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование указанных средств;

Оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

Осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

Заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти;

Устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы;

Реализуя положения федерального законодательства о выборах, ЦИК России осуществляет правоприменительную и нормотворческую деятельность. Прежде всего, она постоянно отслеживает состояние законодательства субъектов РФ о выборах, при этом используя свои полномочия, в соответствии с которыми она вправе давать заключения о соответствии законов субъектов РФ Федеральному закону. Контрольную деятельность по соблюдению конституционных прав граждан ЦИК России осуществляет в соответствии с положениями своего Регламента, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, осуществляет контрольные проверки деятельности избирательных комиссий, заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, связанные с оказанием комиссиям содействия в реализации их полномочий. избирательный комиссия президент муниципальный

Статус ИКС РФ аналогичен статусу ЦИК России, за исключением положения о том, что ЦИК России является федеральным государственным органом, тогда как ИКС РФ является государственным органом субъекта РФ. Документами, регулирующими статус указанных ИКС РФ, помимо Федерального закона, являются конституции (уставы), законы субъектов РФ. В большинстве регионов приняты специальные законы об избирательных комиссиях субъектов РФ. Так, деятельность избирательной комиссии Ростовской области регулируется Областным законом Ростовской области «Об Избирательной комиссии Ростовской области» от 15 марта 2004 года № 95-ЗС (в актуальной редакции) Областной закон Ростовской области "Об Избирательной комиссии Ростовской области" от 15.03.2004г. N 95-ЗС (в актуальной редакции)// Наше время. 2004. N 69-71..

Избирательная комиссия субъекта РФ:

Осуществляет на территории субъекта РФ контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ;

Организует закупку технологического оборудования для участковых комиссий, в том числе по поручению ЦИК России при проведении выборов в федеральные органы государственной власти; осуществляет на территории субъекта РФ контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;

Обеспечивает на территории субъекта РФ реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции;

Осуществляет на территории субъекта РФ меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

Осуществляет на территории субъекта РФ меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта РФ, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование указанных средств;

Утверждает перечень территориальных комиссий;

Устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта РФ;

Заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления;

По поручению ЦИК России устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы;

Рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

Участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей;

Участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок;

Представляет по запросу избирательной комиссии муниципального образования сведения о численности на соответствующей территории избирателей, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Территориальная комиссия:

Осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ;

Обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;

Обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов;

Осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

Распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует целевое использование указанных средств;

Оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

Заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

Рассматривает жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Обязанности ТИК во время выборов зависят от вида выборов и от того, на какой территории проводятся выборы. На выборах Президента РФ, депутатов Госдумы и законодательного органа субъекта Федерации, ТИК играет роль промежуточной инстанции, курирующей участковые комиссии. На некоторых муниципальных выборах ТИК играет роль комиссии, подчиненной комиссии муниципального образования, но чаще бывает так, что ТИК играет решающую роль при проведении муниципальных выборов. Часто на ТИК возлагаются полномочия избирательной комиссии муниципального образования, и тогда она является комиссией организующей муниципальные выборы. В любом случае роль ТИК на выборах очень велика.

2.2 Полномочия иных избирательных ком иссий

Рассмотрим полномочия иных избирательных комиссий, не относящихся к органам государственной власти.

Избирательные комиссии муниципальных образований создаются для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления. Создание ИКМО должно быть предусмотрено в законе субъекта Российской Федерации, либо в уставе муниципального образования, либо и в том и другом акте.

Избирательная комиссия муниципального образования:

Осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

Обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, изданием необходимой печатной продукции;

Осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации;

Осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов;

Осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

Осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, контролирует целевое использование указанных средств;

Оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

Заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления;

Рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Окружные избирательные комиссии создаются на разных уровнях и могут занимать в системе избирательных комиссий и взаимоотношениях с другими избирательными комиссиями различное положение. Так, при выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации ОИК являются вышестоящими по отношению к ТИК и одновременно нижестоящими по отношению к ИКС РФ (за исключением случая, когда полномочия ОИК возложены на ИКС РФ).При выборах депутатов представительных органов власти местного самоуправления ОИК являются нижестоящими по отношению к ИКМО и одновременно вышестоящими по отношению к УИК. Вместе с тем полномочия ОИК могут быть возложены на УИК. ОИК обычно формируются при проведении выборов в законодательные органы государственной власти или представительные органы местного самоуправления.

Окружная избирательная комиссия:

Осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

Взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;

Осуществляет регистрацию кандидатов;

Утверждает текст бюллетеня в избирательном округе;

Осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

Определяет результаты выборов по избирательному округу;

Публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;

Оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

Рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

Участковые избирательные комиссии - это особый вид комиссий, обладают рядом признаков, присущих только им. Так, УИК занимают «низовое» место, составляя организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Целевое назначение этих комиссий - обеспечение решающего момента избирательной кампании, т. е. процесса голосования и подсчета голосов.

Участковая комиссия:

Информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

Уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

Обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

Контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;

Выдает открепительные удостоверения;

Рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

Обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

В доктрине избирательного права преобладает точка зрения о том, что в действующей структуре избирательных органов с необходимой полнотой урегулированы лишь вопросы правового статуса ЦИК России и избирательных комиссий субъектов РФ Алиев Т.Т., Аничкин И.М. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации // Современное право. 2012. N 5. С. 61 - 65.. Что касается иных комиссий (избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий), вопросы определения их правового статуса продолжают оставаться в числе дискутируемых, вызывая различные, подчас противоположные по содержанию оценки, на одном конце спектра которых речь идет об избыточности системы избирательных комиссий, на другом - о целесообразности создания собственной муниципальной избирательной комиссии в каждом поселении Пылин В.В. Демократизация избирательных комиссий как один из важных факторов повышения доверия граждан к избирательной системе России // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. N 2. С. 27 - 30..

Наиболее острую полемику вызывают вопросы определения места территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований в структуре государственных (муниципальных) органов, неоднозначно оценивается объем их компетенции в связи с предусматриваемой действующим избирательным законодательством возможностью взаимного возложения полномочий муниципальных комиссий на территориальные (и наоборот), подвергается критике порядок формирования комиссий, в котором ряд ученых видят причину оторванности избирателей от участия в управлении делами государства Пылин В.В. Указ. соч. - С. 30..

Тем не менее, на сегодняшний день избирательные комиссии представляют собой гибкую систему, адаптированную к выборам органов федерального, регионального и местного уровней и способную функционировать в автономном режиме. Как всякая сложная социальная система, она является слаженным, живым организмом, части которого (избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом строго по правилам, установленным в соответствующих законах о выборах.

Заключение

В результате проведенного исследования темы можно сделать следующие выводы. Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии, проводящие выборы - это стройная, гибкая система, приспособленная к выборам органов власти различных уровней. Как всякая сложная социальная система, система избирательных комиссий не просто сумма составляющих ее подразделений, а слаженный организм, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко указанных в законах. Законодательством также определены совокупность их прав и обязанностей по обеспечению надлежащих условий для организации свободного волеизъявления избирателей в ходе проведения выборов, порядок образования, способ формирования состава и срок полномочий избирательных комиссий, их подконтрольность и ответственность, гарантии деятельности по осуществлению возложенных на них полномочий.

Избирательные комиссии представляют собой отдельный от всех ветвей федеральной, региональной и муниципальной власти орган. Подобная обособленность связана с необходимостью независимости структуры от различных политических структур для формирования непредвзятого адекватного избирательного процесса и гарантии соблюдения избирательного права граждан Российской Федерации.

Принятый в России метод взаимодействия разноуровневых избирательных комиссий, как правило, называют политико-правовым. Политико-правовая сущность деятельности избирательных органов имеет сложную структуру, которая не ограничивается рамками политологического или отраслевого юридического знания. В частности, деятельность избирательных комиссий регулируется нормами конституционного, административного, трудового, гражданского и иных отраслей права, каждая из которых имеет свой специфический предмет, методы, задачи и функции.

Система избирательных комиссий на протяжении длительного времени развивалась, происходили изменения и в видах избирательных комиссий, и в закрепленных за ними полномочиях. Несмотря на это, в настоящее время существуют изъяны в сложившейся системе. Законодатель стремился создать мощную, независимую от органов государственной власти структуру, функционирующую на постоянной основе. Но создание такой структуры предполагает её действительную самостоятельность и независимость. Однако анализ функционирования отдельных подразделений системы избирательных комиссий показывает, что это далеко не так и значительную функциональную нагрузку по организации и проведению выборов по-прежнему, как и в советские времена, несут органы местного самоуправления. Особенно это касается деятельности участковых избирательных комиссий. Нормативные акты, обеспечивающие их правовое регулирование, содержат значительное количество норм о безвозмездности, бесплатности, об обязательности оказывать поддержку и т.д. Это означает, что участковым избирательным комиссиям оказывается большая помощь, и свидетельствует о несовершенстве их правового статуса в системе избирательных комиссий. Фактически ни одного вопроса, связанного с организацией и проведением выборов, ни одна участковая комиссия самостоятельно, без исполнительной власти или власти местного самоуправления, решить не может. Мы имеем все тот же рецидив провозглашения самостоятельности избирательных комиссий и их полной зависимости на деле от органов исполнительной власти. Все это заставляет задуматься о правовом статусе важнейшего звена избирательной системы - участковой избирательной комиссии и о статусе самой системы избирательных комиссий.

Список использованных источников

Правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ) //Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ (в актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

3. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. N 56-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1994. N 33. Ст. 3406.

4. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

5. Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» от 20 декабря 1993 г. N 2227 (в актуальной редакции) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст. 5060.

6. Областной закон Ростовской области "Об Избирательной комиссии Ростовской области" от 15.03.2004г. N 95-ЗС (в актуальной редакции)// Наше время. 2004. N 69-71.

7. Закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» от 1 декабря 1988г. (утратил силу) //Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. С. 729.

Научная литература

1. Алиев Т.Т., Аничкин И.М. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации // Современное право. 2012. N 5. С. 61 - 65.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 784с.

3. Избирательное право Российской Федерации: Учебник/Под ред. И.В.Захарова, А.Н.Кокотова. - М.:Юрайт, 2014. - 400с.

4. Лучин В.О. Избирательное право России: Учебник для вузов. - М.: Закон и право, 2015. - С.345.

5. Пылин В.В. Демократизация избирательных комиссий как один из важных факторов повышения доверия граждан к избирательной системе России // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. N 2. С. 27 - 30.

6. Юсов С.В. Юридическое обеспечение избирательных кампаний: Учебно-практическое пособие. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2016. - С.316.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика функции конституционного контроля Президента Российской Федерации, его полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государства. Положение о комиссии по правам человека Президента Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2012

    Институт президентской власти, его истории в развитии российской государственности. Порядок выборов Президента Российской Федерации. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти, его основные функции и полномочия.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Особенность и виды правовых актов Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу. Общие и исключительные правотворческие полномочия Президента РФ. Промульгация как форма участия Президента в законодательном процессе.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2014

    История формирования и компетенция избирательных комиссий в советские годы. Особенности организации работы избирательных комиссий как коллегиальных органов, их полномочия по подготовке и проведению выборов. Роль ЦИК в разрешении избирательных споров.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2013

    Характеристика правового статуса Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Определение принципов и полномочий избирательных комиссий субъектов РФ. Изучение структуры и состава ЦИК РФ, прав её членов. Действие правовых актов ЦИК РФ.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Основные положения проведения выборов президента Российской Федерации. Функции избирательных комиссий и участков. Выдвижение и регистрация кандидатов, их статус. Предвыборная агитация. Финансирование выборов. Голосование и определение результатов выборов.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2016

    Президент Российской Федерации. Президент государства в современном мире. Становление института Президента Российской Федерации. Функции и полномочия Президента Российской Федерации. Процедура избрания и прекращения полномочий Президента России.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2008

    Эволюция института президентства в Российской Федерации. Конституционные функции и полномочия Президента РФ. Система выборов и процедура вступления в должность главы государства. Разработка предложений по совершенствованию системы выборов Президента.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    История возникновения института Президентства. Общая характеристика института главы государства в США, Франции и ФРГ. Конституционно-правовые основы статуса Президента Российской Федерации. Порядок выборов главы государства РФ. Полномочия Президента.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2011

    Становление института президентства в России. Правовой статус и полномочия Президента во внешнеполитической и военной областях, его место в системе органов государственной власти. Гарантии, препятствующие превращению Президента в авторитарного правителя.

Ключевые слова: понятие, виды, избирательных, комиссий, правовой, статус, полномочия, Центральной, РФ

Избирательная комиссия коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют : Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе ; является федеральным государственным органом ; обладает статусом юридического лица . Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ .

Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование . Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря .

Центральная избирательная комиссия : осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ; организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий ; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов , единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов.

ЦИК осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов , референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; оказывает правовую , методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям . ЦИК заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти , органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня , списка избирателей и других избирательных документов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения ; осуществляет иные полномочия , в соответствии с действующим законодательством.

Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федеральных законов о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в РФ.

При Центральной избирательной комиссии РФ действует Федеральный центр информатизации , созданный для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы", и действующий в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 18 августа 1995 г.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ.

Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» некоторые статьи (отредактированные) от 12 июня 2002 г. (в ред. от 03.12.2012)

Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

1. Изб. к-и субъектов РФ, изб. к-и муниципальных образований, окружные изб. к-и, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, законодательном (представительном) органе гос. власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений.

2. Изб. к-и муниципальных образований, окружные изб. к-и по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов , допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования .

3. В случае досрочного прекращения полномочий Гос. Думы ФС РФ, законодательного органа субъекта РФ или муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, … субъекта РФ, … муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего ФЗ.

3.1. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии , список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, либо в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона).

4. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов изб. комиссии субъекта РФ, изб. комиссии муниципального образования, окружной изб. комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории РФ.

6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина РФ, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, обязан получить письменное согласие указанного гражданина РФ на вхождение в состав этой комиссии.

7. Если уполномоченные на то настоящим ФЗ органы гос. власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок , установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган гос. власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава изб. комиссии субъекта РФ назначается ЦИК РФ , изб. комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - изб. комиссией субъекта РФ, изб. комиссии поселения - изб. комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим ФЗ, иным законом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы