Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Сегодня выборы следует рассматривать как процедуру государственно-правового значения, установленную действующим на территории Российской Федерации законом, во время которой физические лица (граждане отдельной местности) отдают собственные голоса за кандидата или партию. В результате столь несложных действий формируется представительный (выборный) орган власти или же занимает свой пост (избирается) определенное должностное лицо, будь то судья или президент. В Российской Федерации актуальными являются три разновидности представленной категории: региональные, федеральные и муниципальные выборы. Целесообразным будет рассмотреть их подробнее.

Понятие и значение выборов

Развивая разговор по поводу содержания, актуальных особенностей и предназначения избирательного права, невозможно не вспомнить о вопросе понятия и классификации выборов в Российской Федерации, потому что именно регулирование отношений, которые тесным образом связаны с их предварительной подготовкой и последующим проведением, представляет основной смысл нормативов, образующих рассматриваемую отрасль конституционного права. Отправной точкой в уяснении понятия выборов, а также их политико-правового характера считаются положения актуальной Конституции РФ. Так, в строгом соответствии с ними выборы являются:

  • Во-первых, высшим непосредственным выражением общественной власти в соответствии со статьей третьей действующей Конституции.
  • Во-вторых, понятие выборов подразумевает метод принятия участия со стороны физических лиц (граждан отдельных регионов или страны в целом) в управлении государственными делами, который реализуется через право граждан быть избранными и избирать органы власти государственного значения, а также местного самоуправления. Данное положение обусловлено статьей 32 действующей Конституции.
  • В-третьих, закон «О выборах» предполагает, что соответствующая категория представляет собой порядок императивного плана в отношении замещения должности Президента России, а также создания Государственной думы Федерального собрания РФ.
  • В-четвертых, это необходимое средство реализации местного самоуправления, которое предполагает обязательное участие в общественной жизни выборных структур местного самоуправления. Данное положение аргументировано законом «О выборах», а также статьей 130 Конституции РФ.

Определение по Федеральному закону

Важно знать, что официальное определение рассматриваемой категории включено в статью вторую Федерального закона «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав». В соответствии с ним утверждаются гарантии избирательных прав граждан. Помимо этого, приведенная трактовка предполагает, что выборы - не что иное, как форма прямого волеизъявления физических лиц, которое осуществляется строго по Конституции РФ, федеральным законам, уставам (конституциям) субъектов Федерации, законам субъектов РФ, уставам образований муниципального типа в целях создания структуры государственной власти, структуры местного самоуправления или же наделения должностного лица определенными полномочиями.

Для того чтобы полноценным образом уяснить понятие выборов, сегодня немаловажной является юридическая позиция Конституционного суда, которая была сформулирована посредством постановления от 10.06.1998 в соответствии с делом по поводу проверки определенных положений Конституции (пункта шестого статьи четвертой, пунктов третьего и четвёртого статьи тринадцатой, пункта третьего статьи девятнадцатой), а также пункта второго статьи 58 Федерального закона от 19.09.1997 «По поводу гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав».

Важно отметить, что трактовка проведения выборов, которая содержится в представленном постановлении так или иначе характеризует их в качестве способа изъявления общественной воли, а также создания соответствующих структур государственной власти легитимного значения и структур местного самоуправления, от его имени реализующих власть публичной природы. Для того чтобы в полной мере достигнуть указанных целей, выборы должны основываться на приоритете воли большего процента избирателей, которые приняли участие в голосовании.

Классификация выборов

В данной и последующих главах целесообразным будет полноценно рассмотреть классификацию видов выборов. Важно отметить, что действующее российское законодательство избирательной природы не включает в себя исчерпывающего перечня разновидностей выборов, которые проводятся на территории Российской Федерации. Так, классификация обусловлена наличием определенных критериев.

В соответствии с уровнем процедуры, который определяется непосредственной территорией ее проведения, сегодня выделяют следующие виды выборов:

  • Выборы в структуры Союзного государства. Важно знать, что проведение их обусловлено Договором Республики Беларусь и Российской Федерации от 08.12.1999. Так, по статье 39 представленного Договора, в России принято избирать 75 депутатов в Палату представителей.
  • Выборы в органы федерального значения (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы президента).
  • Выборы законодательных структур субъектов России.
  • Выборы в государственные органы местного уровня. Среди них важно отметить выборы структур контрольного значения, выборы глав образований муниципального типа, а также выборы депутатов структур муниципальных образований представительного плана.

Избираемый орган как критерий классификации

В соответствии с таким критерием, как должностное лицо или избирательный орган, принято выделять следующие виды выборов:

  • Выборы должностных лиц высшего значения соответствующей степени власти. Сюда целесообразным будет отнести руководителей муниципальных формирований, а также Президента РФ.
  • Выборы органов представительной власти (выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания, выборы представительных структур муниципальных формирований, выборы парламентов субъектов РФ).
  • Выборы других органов. Сюда необходимо включить в первую очередь определенных должностных лиц, к примеру мировых судей. Помимо этого, речь идет о выборе политических партий, а также контрольных структур образований муниципального типа.

Причины выборов как критерий

В соответствии с таким критерием, как причина (основание) назначения процедуры, на сегодняшний день выделяют следующие виды выборов:

  • Очередные выборы.
  • Досрочные выборы.
  • Дополнительные выборы.
  • Повторные выборы.

Целесообразным будет рассмотреть их подробнее, а также проанализировать примеры выборов.

Очередные, досрочные и дополнительные выборы

Важно отметить, что очередные выборы реализуются по причине истечения сроков полномочий должностных лиц и выборных структур, установленных законодательством. Досрочные же выборы относятся к досрочному прекращению полномочий определенных должностных лиц, а также к досрочному прекращению депутатских полномочий. Необходимо дополнить, что такого рода прекращение так или иначе влечет за собой неправомочность представительного (законодательного) органа власти государственного значения субъекта Российской Федерации или же представительной структуры муниципального формирования. Интересно знать, что досрочная остановка полномочий представительного (законодательного) органа власти государственной направленности субъекта РФ, представительной структуры местного управления или депутатов, если она говорит о прекращении полномочий соответствующей структуры, является основанием для осуществления дополнительных выборов.

Повторные и совмещенные выборы

Необходимо знать, что общественное участие в выборах повторного типа актуально тогда, когда все рассмотренные в предыдущей главе процедуры не привели к избранию структуры, депутата или должностного лица в соответствии с причиной признания данных выборов недействительными или несостоявшимися. Кроме того, в законодательстве специально оговаривается, что дополнительные и повторные выборы не назначаются и, соответственно, не проводятся, когда по результатам их тот или иной депутат не может избираться сроком, превышающим один год.

Необходимо также отметить совмещенные выборы, которые отличаются назначением на один и тот же день. Важно дополнить, что проводится представленная процедура в отношении нескольких должностных лиц, структур государственного типа власти или самоуправления местного значения. Логично, что совмещению выборов объективным образом способствует определение в законе двух дат их реализации, которые считаются возможными, благодаря чему так или иначе имеет место экономия материальных ресурсов, в частности денежных средств, применяемых для нужд избирательного процесса. Помимо этого, в данном случае существенно повышается уровень заинтересованности граждан в плане участия в выборной кампании.

Актуальные ограничения

Важно заметить, что в действующем законодательстве содержатся некоторые ограничения, касающиеся такого вида выборов, как совмещенные. Во-первых, это исключение допущения совмещения дня голосования в отношении выборов в органы государственной власти федерального значения с днем произведения аналогичной операции на референдуме РФ.

Во-вторых, в Законе федерального значения «По поводу основных гарантий права на принятие участия в референдуме граждан РФ и избирательных прав» специально оговариваются случаи, в соответствии с которыми нельзя допустить совмещения дней голосования на разных выборах, по итогам которых избиратель получает возможность одновременно проголосовать более чем по 4 бюллетеням избирательной формы, которые выдаются на выборах досрочного, повторного и дополнительного плана.

Юридическое значение как критерий

В соответствии с юридической направленностью рассматриваемой процедуры, в качестве методики формирования руководящих структур государственного значения, а также местного самоуправления сегодня выделяют следующие разновидности выборов:

  • Императивные выборы, которые являются исключительным методом наделения общества властными публичными полномочиями.
  • Выборы, которые используются на альтернативной основе с иными методами замещения выборных должностей и депутатских мандатов.

В первую группу включаются выборы следующих категорий лиц:

  • Президента Российской Федерации.
  • Депутатов представительной (законодательной) структуры власти субъектов РФ государственного значения.
  • Депутатов Гос. думы.
  • Депутатов законодательной структуры городского округа или поселения сельского типа.

Вторую группировку формируют выборы:

  • Руководства муниципальных формирований (муниципальные выборы).
  • Судей мирового значения.
  • Депутатов законодательных структур районов муниципального значения.
  • Контрольных структур муниципальных формирований.

Заключение

Целесообразным будет отдельно отметить косвенный (непрямой) вид выборов. Он представляет собой выборную систему, в соответствии с которой кандидата на ту или иную должность избирают не физические лица, а структура власти или выборщики, заранее избранные определенными должностными лицами. Важно отметить, что представленная разновидность выборов может осуществляться в две и более ступени. Ярким примером в данном случае может послужить избрание Президента Соединенных Штатов Америки.

Важно отметить, что рассмотренные в материалах данной статьи выборы служат не в единственном плане возможными методиками формирования определенных структур (эти органы четко указаны в конкретных главах). Стоит подчеркнуть, что при этом именно другие способы, которые никаким образом не связаны с выборами, на сегодняшний день зачастую наделяются предпочтительным закреплением в законодательных актах субъектов Российской Федерации, а также актуальных уставах муниципальных формирований.

Интересно заметить, что особенно наглядно данная картина проявляется в процессе выбора судей мирового значения. Хотя Закон федерального уровня «По поводу мировых судей в Российской Федерации» в соответствии с его восьмой статьей предполагает, что, несмотря на наличие возможности замещения должности судьи мировой направленности или через назначение представительным (иными словами, законодательным) органом власти государственного значения субъекта Российской Федерации, или посредством избрания через усилия населения, а также отдельных его представителей соответствующей судебной местности, законодательство абсолютно всех субъектов России игнорирует выборы в качестве методики замещения указанных выше должностей.

Внеочередные выборы

Внеочередные выборы - проводятся после роспуска или самороспуска законодательного органа власти. Могут проводиться и после того, как на голосовании прошёл вотум о недоверии к правительству . После того как правительство подаёт в отставку, также в короткий срок назначают дату внеочередных выборов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Внеочередные Олимпийские игры
  • Внесение неисправностей

Смотреть что такое "Внеочередные выборы" в других словарях:

    Выборы в Мажилис Парламента Казахстана (2007) - Досрочные выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан в 2007 году прошли 18 августа (по партийным спискам) и 20 августа (выборы депутатов от Ассамблеи народа Казахстана). Проведение выборов было связано с принятием в мае 2007 года поправок в … Википедия

    Выборы в Эстонии - Политика Портал:Политика Эстония Эта статья часть серии: Полит … Википедия

    Внеочередные парламентские выборы в Израиле - Выборы восемнадцатого состава Кнессета выборы в парламент Израиля, которые должны были состояться в 2010 году. Однако, новый лидер партии «Кадима» Ципи Ливни не смогла сформировать коалиционное правительство и была вынуждена рекомендовать… … Википедия

    Внеочередные Олимпийские игры 1906 - года проводились в Афинах 22 апреля 2 мая 1906 года (с 9 по 19 апреля по юлианскому календарю) на «Мраморном стадионе», на котором проходили Олимпийские игры 1896 года. Участвовали 883 спортcмена и 20 спортсменок из 21 страны. Они не были… … Википедия

    ВЫБОРЫ - форма непосредственной (прямой) демократии, волеизъявление народа с целью формирования органов государственной власти или местного самоуправления путем голосования. По масштабам (территориальному признаку) проведения выделяют национальные… … Политологический словарь-справочник

    ВЫБОРЫ - (elections) избрание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов руководящих органов тех или иных партий, организаций. Существуют В. президента, парламента, местные, плановые, очередные, внеочередные, досрочные и т.п. Конституция… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ВЫБОРЫ - важнейший институт современной демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых… … Политология: словарь-справочник

Определенное влияние на перспективы и особенности развития механизма выборов (формирования) на федеральном уровне оказывает введение в конституционную материю такого нетрадиционного федерального института, как Конституционное Собрание. Статус этого органа в конституционно-правовом смысле недостаточно определен, поскольку согласно Конституции основные вопросы, в частности о порядке его выборов либо формировании, должны решаться отдельным федеральным конституционным законом.

В избирательном законодательстве юридически оформлены следующие основные виды выборов:

Очередные выборы;

Досрочные выборы;

Выборы в порядке ротации части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти;

Выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы);

Повторные выборы в случаях, предусмотренных законодательством о выборах.

Очередные выборы проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти соответствующего уровня. Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением их полномочий. Выборы депутатов в порядке ротации проводятся в отношении части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти в порядке и сроки, предусмотренные конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации. Выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) проводятся в случае сложения депутатом своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о выборах. Повторные выборы назначаются и проводятся в случаях, когда названные виды выборов признаны несостоявшимися или недействительными по решению соответствующей избирательной комиссии либо по решению суда.

В целом выборы депутатов (членов) законодательного (представительного) органа государственной власти нового созыва могут быть проведены в рамках обязательного - очередных (или досрочных) выборов (или выборов в порядке ротации) - и факультативного компонентов избирательного процесса, то есть без проведения или с проведением (в вышеуказанных случаях) повторных выборов. При этом выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) также могут состоять из обязательного и факультативного компонентов организации избирательного процесса. Необходимо отметить, что если дело касается организации выборов исполнительных органов государственной власти (выборного должностного лица), то, в отличие от выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, могут быть назначены только очередные или досрочные выборы. То есть здесь имеет место более ограниченный перечень видов юридически возможных выборов. При этом если очередные (досрочные) выборы являются общими для всех депутатов, то выборы в порядке ротации являются частичными выборами, поскольку они проводятся только в отношении фиксированной в законодательстве о выборах части депутатского корпуса (в том числе в виде ротационного обновления одной из палат парламента) с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить возможное изменение представительства политических сил и, с другой стороны, сохранить преемственность в работе законодательного (представительного) органа государственной власти.

В современных условиях проведение выборов на федеральном и региональном уровнях осуществляется без жесткой (как это было прежде, по крайней мере, до 1991 года) связи с едиными сроками их назначения и проведения. Региональным органам государственной власти предоставлено право самостоятельного правового регулирования избирательных процессов на своих территориях, в том числе использования избирательной системы, включая закрепление видов и механизмов выборов, сроков полномочий и соответственно даты назначения выборов. В этом отношении федеральный и региональный уровни выборов не связаны между собой едиными сроками их организации и проведения, что предполагает осуществление на федеральном уровне рамочного правового регулирования региональных выборов. Это связано с тем, что Конституция Российской Федерации 1993 года (в отличие от прежней Конституции РСФСР) хотя и не содержит положений, определяющих порядок организации и проведения этих выборов, но тем не менее регулирует основные элементы правового статуса гражданина Российской Федерации как избирателя вне зависимости от уровня и видов выборов.

Определенное, а в ряде случаев существенное влияние на институт выборов оказывает институт референдума. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года "О референдуме Российской Федерации" на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, а равно о проведении досрочных выборов или досрочного формирования либо об отсрочке таких выборов (формирования) соответствующих федеральных органов государственной власти (п. 2 ст. 3). В целях обеспечения избирательных прав граждан предусмотрено, что проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается, при этом проведение региональных выборов одновременно с региональным референдумом регулируется законами субъекта Российской Федерации.

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

Данное определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения, производимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в государственной жизни, определяющим перспективу развития государства на определенный период времени. В литературе справедливо отмечается, что посредством выборов органы власти получают легитимацию -т.е. народную поддержку и признание.

Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Организацией Объединенных Наций в 1948 году, в ч.3 ст. 21 установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве. Путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Вряд ли, однако, правильно считать, что путем выборов народ передает избранникам свой суверенитет, как иногда пишется в литературе. Народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных конституцией пределах.

Поэтому ни один орган, будь то парламент или всенародно избранный президент, не может считаться носителем суверенитета народа. Он лишь уполномочен осуществлять свою конституционную компетенцию, притом лишь в течение срока, на который избран.

Следует, однако, отметить, что легитимация власти возможна не только путем выборов. Органы судебной власти формируются часто путем назначения главой государства, органы исполнительной власти - путем назначения главой государства и/или парламентом. И это не отрицает их легитимности при условии, что назначение осуществлено в соответствии с конституцией. Что же касается законодательной власти, то общепризнанно, что ее легитимность обязательно должна основываться не просто на выборах, но на выборах всеобщих.


Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, носителями которых выступают партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.

Выборы представляют собой средство селекции политических руководителей, дают возможность гражданам передавать бразды правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять руководящие функции и властные полномочия, программы которых показались наиболее убедительными. Но при этом надо иметь в виду, что далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Не столь уж редко выбор приходиться делать между плохим и худшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, то есть их неявка на выборы.

Конституционное право делит выборы на разные виды. Классификаций довольно много.

Самая простейшая классификация и наиболее доступная это, - выборы, которые классифицируются в зависимости от территории их проведения. Выборы по этому критерию бывают общенациональными (которые проводятся в масштабах страны) и региональными (проводимыми в рамках крупных территориальных единиц (применительно к США, региональными выборами могут называться выборы в рамках штатов, в Канаде – в рамках провинций и т.д.)). Существуют также местные выборы. Местные выборы охватывают административно- территориальную единицу или город. То есть объединяют граждан, живущих на определенных сравнительно- небольших территориях, у которых есть свои местные проблемы и свои местные органы власти.

В зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся на парламентские , президентские , муниципальные , выборы судей , шерифов , коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделены широкими полномочиями.

В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые.

Прямые выборы - это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Например, одного из имеющихся кандидатов выбирают депутатом или подтверждают право одного из кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру по-прежнему занимать эту должность. Прямыми выборами избирают в ряде стран главу государства - президента. Существуют прямые выборы президента во Франции, Египте, ряде стран СНГ. Прямые выборы обычно применяются при избрании нижних палат парламентов. Главный признак нижней палаты именно в том, что она избирается прямыми выборами. В некоторых странах прямыми выборами избираются обе палаты. К примеру, Палата представителей и Сенат США избираются прямыми выборами, то же относится и к Бельгии, Италии и другим странам. Прямые выборы - это тот случай, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных станций, нет никаких промежуточных ступеней.

Непрямые выборы - это такой вид выборов, при котором воля избирателей реализуется не на прямую, а опосредуется волей группы выборщиков, либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы - это выборы, которые имеют промежуточную ступень. Существуют два вида непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые.

Косвенные выборы - это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков (доверенных лиц), которые потом от имени избирателей уже непосредственно сами избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции. Которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была готова для того, что бы избирать президента, и может ошибиться в этом деле. Граждане, по их мысли, должны были избрать специальных людей - выборщиков, которые потом выберут самых достойных. Такая система формально существует в США до сих пор. Путем косвенных выборов в некоторых странах проходят выборы парламентов, правительства, иногда - судей. Иногда данный вид выборов применяется в иных случаях.

Многоступенчатые (многостепенные) выборы - это нечто иное, чем косвенные. Поскольку в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, принято считать что многоступенчатыми выборами избирается президент Италии, поскольку он избирается коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское Собрание Народных Представителей (китайский парламент) - избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. То есть люди, избранные в один орган, избирают потом своих представителей в другой орган.

По времени выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы - проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Например, срок полномочий американского президента - 4 года. Это значит, что каждые четыре года проводятся очередные выборы президента США. Срок полномочий французского президента – 5 лет. Каждые пять лет во Франции проводятся очередные президентские выборы.

Выборы могут быть и внеочередными (досрочными). Они проводятся до истечения срока полномочий представительного органа власти либо должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна - вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи с его смертью, уходом в отставку либо отрешения его от должности в результате процедуры импичмента. Тогда, поскольку появляется новая вакансия, проводятся внеочередные (досрочные) выборы. Внеочередные выборы, если это касается коллегиального органа (например парламента), проводятся чаще всего в тех странах, где законодательством предусмотрен досрочный роспуск парламента. В таком случае, после процедуры досрочного роспуска, назначаются досрочные выборы и избирается новый состав парламента.

Выборы бывают также дополнительными и частичными. Дополнительные выборы могут проводиться и не проводится: это зависит от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. То есть они проводятся тогда, когда члены парламента выбывают из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся только в тех округах где произошла утрата депутата. Это делается для того, чтобы все округа были представлены и все граждане имели своих представителей в парламенте.

Частичные выборы в отличие от дополнительных, - выборы регулярные и обязательные . Частичные выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа.

Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенатор США избирается на 6 лет, но сенаторы не избираются все одновременно, а каждые два года переизбирается 1/3 сената. Такой же порядок принят при выборах Сената Франции. Сенаторы Франции избираются на 9 лет. Обновляется Сенат каждые 3 года на одну треть. К слову. В отличие от американского Сената, который обновляется каждые 2 года прямыми выборами, французский Сенат избирается косвенными многоступенчатыми выборами.

Помимо вышеперечисленной классификации выборов, в некоторых странах еще своя специфическая терминология. В США например применяется термин «промежуточные» выборы. Промежуточными выборами американцы называют выборы, которые проводят в тот год, когда не избирается президент. Как было сказано ранее, в Америке каждые четыре года избирается президент (каждый високосный год). И одновременно в этот же день избирается Палата представителей, одна треть сената, ряд губернаторов, мэры городов, и т. д. То есть, выборы в високосный год, когда переизбирается президент, в Америке считаются основными , а выборы спустя два года, когда также переизбирается нижняя палата, переизбирается часть Сената и т.д., это уже промежуточные выборы.

Существует еще один особый вид выборов (также по американской терминологии)- первичные выборы. Первичные выборы (premieres) -выборы, по результатам которых проводится отбор кандидатов той или иной партии. Из нескольких кандидатов-республиканцев избирается один, из нескольких кандидатов- демократов также один. Это партийные выборы. Первичные выборы в США бывают открытыми и закрытыми. Открытые первичные выборы подразумевают, что на избирательный участок может прийти любой избиратель и выбрать из нескольких кандидатов одного ему понравившегося. То есть, предполагается, что если избиратель явился, то он член этой партии. Его членство не подвергается сомнению, считается, что человек сам знает, что делает. Закрытые первичные выборы предполагают, что нужно какое-то подтверждение принадлежности к той партии, в которой проводятся данные выборы. Принадлежность может быть проверена или удостоверена двумя способами. В некоторых штатах США, избиратель должен привестись к присяге, что он действительно республиканец или, соответственно, демократ. Он поднимает руку и клянется. В некоторых штатах при регистрации избирателя его спрашивают, какую партию он поддерживает, и рядом с фамилией ставят букву. Если он отвечает, что он республиканец, то ставят букву R, если демократ - D.

Первичные выборы проводятся во всех штатах США, это популярная и известная процедура. Результатом этих выборов является отбор кандидата на пост президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партий. Кстати, формально на этих «праймериз» избирают не просто самого популярного кандидата, а выбирают делегатов на съезд данной партии, которые дают обещание голосовать за конкретного кандидата в президенты. Если конкретный кандидат в президенты, как это называют американцы «выиграл праймериз», т.е. победил в большинстве штатов, значит он получил решающее число голосов на будущем съезде партии. Значит те выборщики которые избирались на первичных выборах и обещали его поддерживать, отдадут за него голоса на съезде и он станет официальным кандидатом в президенты. Первичные выборы в США проводятся не только при отборе кандидатов на пост президента, но также и при отборе кандидатов на другие должности: при выборе губернаторов или мэров городов, где они избираются.

Помимо прочих существует такое понятие, как обязательные выборы (обязательное голосование). Обязательные выборы означают то, что законодательством той или иной страны установлена обязательность для граждан участвовать в выборах. Обязательность обеспечивается путем установления санкции в том случае, если избиратель не примет участия в голосовании. Обязательные выборы некоторыми политиками и учеными расцениваются как нарушение принципов демократии, другие относятся к этому спокойно не считая данный факт нарушением. Обязательность участия гражданина в выборах обеспечивается, к примеру, возможностью наложения штрафа на человека не принявшего участия в выборах. Санкция в виде штрафа предусмотрена в Австралии, Люксембурге, в Австрии. Причем, в некоторых странах, к лицам не участвующим в выборах может быть применено и более суровое наказание. Например в Греции, Турции и даже в Австрии некоторое время было предусмотрено лишение свободы за неучастие в выборах. Срок заключения не очень велик, но добропорядочному и законопослушному человеку и 1-2 дня проведенных в тюрьме, достаточно для сильнейшего потрясения на всю оставшуюся жизнь. В Италии, за неучастие в выборах предусмотрена такая мера воздействия как общественное порицание. Списки лиц не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. В Бельгии система мер воздействия дифференцирована. Если бельгиец в первый раз не явиться на выборы и не известит мирового судью о том, что не может явиться на выборы, то он подвергается штрафу в размере 3 франков. Не явившись на выборы во второй раз без уважительной причины, то, штраф увеличивается до 25 франков. Если избиратель не явится на выборы в третий раз, то, кроме штрафа, его имя будет указано на специальном объявлении и вывешено в публичном месте. Если такой же проступок он совершит в четвертый раз, то бельгийский гражданин будет лишен избирательных прав сроком на 10 лет. Кроме того, он не сможет получить должность на государственной службе.

Нечто подобное предусматривает и законодательство Аргентины: не явившийся на выборы избиратель будет оштрафован и лишен права получить должность на государственной службе в течение 3 лет.

Такие меры, применяемые к избирателям, естественно, оказывают свое воздействие. Как указывают некоторые источники, в странах, где предусмотрена ответственность за неучастие в выборах, очень высок процент граждан которые приходят голосовать. Например, в Бельгии регулярно голосуют 94,6 процента зарегистрированных избирателей, в Австралии – примерно столько же (94,5). Очень высок такой процент в Австрии – 91,6.

Вообще, все эти строгие и менее строгие меры воздействия применяются в некоторых странах для борьбы с явлением, которое называется абсентеизм (от лат. absentee - отсутствовать). Эти меры направлены против добровольного неучастия граждан в выборах. Абсентеизм характерен для многих стран. В тех странах, где с ним борются, это дает результаты. Впрочем ряд западных стран относится к неявке избирателей на выборы равнодушно. Государственные деятели и политики этих стран полагают, что принуждать граждан к выборам недемократично.

В чем же причина уклонения от выборов? Существует несколько причин, в силу которых возникает проблема абсентеизма. Для ряда избирателей характерна политическая апатия или неверие в свои политические институты. В США такое же отрицательное влияние оказывает двухпартийная система, поскольку если избирателям не нравятся оба кандидата, а третьего или четвертого кандидата нет, то избиратель не идет голосовать. Массовое уклонение избирателей от выборов может быть формой протеста населения против политики правящей партии, против выборов, в которых народ видит лишь политический обман. В этих условиях абсентеизм –форма бойкота «нечестных» выборов. Абсентеизм порождается также обывательскими настроениями. Некоторые граждане считают, что участвовать в политических мероприятиях им совсем не обязательно, что политика дело «темное», непонятное. Причиной неявки на выборы для многих граждан являются их личные неурядицы в социально-экономической сфере. Так, например, в выборах не участвуют безработные, люди, у которых есть свои семейные проблемы, и им не до выполнения своего гражданского долга.

Наконец, иногда выдвигается предложение: вместо наказания за неявку на обязательные выборы ввести поощрение за участие в обычных, "добровольных выборах". Явку обеспечит, как полагают, "минимальное материальное стимулирование избирателей", явившихся на выборы. Оно должно быть предусмотрено законодательно. Основанием для этого является то, что выборы происходят в один из выходных дней, и "граждане вправе претендовать на материальную компенсацию за отвлечение их от отдыха".

В зарубежных странах пока такая практика не применяется. Нам известна лишь одна страна - небольшое государство Андорра в Пиренеях(13 тыс. жителей), где явившимся на выборы выдают стакан вина или очень небольшую сумму - одну песету (около одного цента США). Вряд ли несколько копеек и даже гривна или рубль смогут обеспечить перелом в деле явки на выборы.

Периодичность выборов . Поскольку периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов, очевидно, что речь может идти о периодичности только всеобщих или региональных (местных) выборов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с настроениями и интересами избирателей, поддерживая с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего курса или в своей способности должным образом поддерживать его и т.д.

Продолжительность срока полномочий имеет важное значение, и определить ее оптимальным образом не всегда легко. Срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов 5-7 лет. Короткий срок полномочий позволяет точнее отражать в составе выборного органа сиюминутные предпочтения и настроения депутатского корпуса, однако не дает возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить все намеченное (например, срок полномочий Палаты представителей Конгресса (парламента) США – два года).

Что касается продолжительного срока полномочий, то он может привести к отрыву выборных от избирательного корпуса, его потребностей, желаний.

Короткие сроки полномочий предпочтительны в период бурных общественных преобразований, когда настроения избирателей не стабильны, политические силы находятся в процессе формирования и соотношение этих сил часто меняется.

По общему правилу лишь немногие парламенты могут продлевать срок своих полномочий. Так, канадская Палата общин может продлить этот срок только в случае национального кризиса и только голосами 2/3 своих членов. В Финляндии Италии, Великобритании продление срока полномочий возможно законом только во время войны. Что касается досрочного прекращения срока полномочий, влекущего внеочередные выборы, то в парламентских монархиях и республиках допускается роспуск парламента или нижней палаты главой государства. Возможность самороспуска не предусматривается хотя бывают и исключения. Например согласно ч.3 ст.4 Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а также о территориальном самоуправлении 1992 года Сейм может 2/3 голосов законного числа своих членов принять постановление о самороспуске, чем согласно ч.5 этой статьи прекращаются полномочия и Сената, который сам аналогичного права не имеет. В президентских республиках парламент не может ни продлевать, ни сокращать срок своих полномочий, и выборы проводятся регулярно. Скажем в 1944 году в США были проведены выборы независимо от того, что страна участвовала во второй мировой войне. Однако трудно сказать, как бы решалась эта проблема если бы военные действия велись на территории самих США.

Что касается президентов, конституции обычно ничего не говорят о возможности продления срока их полномочий, однако возможности сокращения этого срока как правило, предусматривают.

4.Институт отзыва.

Институт отзыва представляет собой полную противоположность института выборов. Если посредством выборов лицо наделяется мандатом, а также совокупностью вытекающих из него специальных полномочий и специальной ответственности, то отзыв означает досрочное лишение мандата по воле тех, кто правомочен данным мандатом наделять, избирая в определенный орган или на соответствующую должность.

От отзыва следует отличать как отставку должностного лица, так и досрочное лишение его мандата тем коллегиальным органом (например, палатой парламента), в состав которого он входит. Отставка отличается от отзыва тем, что выборное лицо прекращает действие своего мандата по свей воле. При отставке лишение мандата производит выборный орган, а при отзыве, - непосредственно избиратели или другие лица, управомоченные на избрание.

Наличие института отзыва характерно для конституционного и избирательного законодательства «социалистических» стран, где обычно устанавливается, хотя и чисто формально, принцип ответственности выборных перед избирающими. Но на практике отзыв обычно не реализовывался, то по причине отсутствия закона, регулирующего порядок отзыва (в СССР, например, такой закон отсутствовал с 1936 по 1959 год), то по причине сложности процедуры.

Соответствующие конституционно-правовые положения призваны, с одной стороны, показывать «преимущества социалистической демократии», а с другой стороны, - предупреждать депутатов, что в случае непослушания на них найдется законная управа.

Как пример можно привести механизм регулирования отзыва депутатов Законом о выборах во Всекитайское Собрание Народных Представителей и в местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 года. Согласно части второй ст. 40 закона, отзыв депутатов непосредственно избранных населением, производится большинством голосов избирателей данного избирательного округа. Отзыв депутатов, избранных собраниями народных представителей различных ступеней, производится в период между сессиями собраний большинством голосов членов их постоянных комитетов (во время сессий, очевидно самими собраниями). Отзываемый депутат может присутствовать на соответствующем заседании или выразить свое мнение в письменной форме. Решение об отзыве доводиться до сведения постоянного комитета собрания народных представителей вышестоящей ступени. Инициатива отзыва урегулирована в ст.41 закона, согласно которой, любой гражданин или избирательная единица могут выдвинуть требование об отзыве депутата, нарушившего закон или дисциплину либо грубо пренебрегающего своими обязанностями. Требование выдвигается перед постоянным комитетом собрания народных представителей, который своевременно организует проверку и заслушивает соответствующего депутата. После проверки достоверности выдвинутых против депутата обвинений вопрос передается в избирательный округ или избирательную единицу, от которых он избран, для его отзыва.

В демократических странах институт отзыва обычно отсутствует: считается что нерадивого депутата можно просто не избрать на следующих выборах. Если же выборы производятся по партийным спискам кандидатов, когда избирательные округа очень велики, то отзыв затруднителен и технически, во всяком случае стоит весьма дорого. Впрочем, в Японии, в некоторых штатах США и отдельных других странах можно встретить институт отзыва преимущественно на местном уровне. В США отзыв выборных должностных лиц впервые был применен в Лос-Анджелесе в 1903 году, а штат Орегон оказался первым, включившим этот институт в свою конституцию 1857 года в 1906 году. В настоящее время отзыв выборных должностных лиц предусмотрен в законодательстве 15 штатов, а также федерального округа Колумбия и некоторых островных территорий. Для инициативы отзыва требуются подписи от 25 до 40 % от числа избирателей, голосовавших на последних выборах губернатора штата. Применяется отзыв в США нечасто из-за процедурных трудностей (подписи необходимо собрать в короткий срок в нотариально удостоверенной форме), а также из-за того что в случае отклонения избирателями предложения об отзыве на инициаторов голосования возлагается возмещение расходов по его проведению.

В Австрии Федеральный конституционный закон 1920 года в редакции 1929 года предусмотрел возможность отзыва Федерального президента. Согласно ч.6 ст.40 этого закона, «до истечения срока своих полномочий Федеральный президент может быть смещен с должности на основании народного голосования. Народное голосование должно быть проведено если того потребует Федеральное собрание (совместное заседание законодательных палат). Федеральное собрание созывается для этой цели Федеральным канцлером (главой правительства), если Национальный совет(нижняя палата) примет такое решение. Для принятия решения Национальным советом необходимо присутствие не менее половины его состава и большинство в две трети поданных голосов. Такое решение Национального совета препятствует дальнейшему исполнению Федеральным президентом его обязанностей. Отклонение на основании народного голосования предложения о смещении Федерального президента с его должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета... » На практике этот институт не применялся.

Наличие в законодательной системе института отзыва дает возможность избирателям непосредственно лишать должностей лиц некомпетентных, безответственных, нечестных, однако, при этом нельзя исключать и неоправданного политического воздействия на выборных должностных лиц, которые, подвергаясь угрозе отзыва, не могут исполнять свои обязанности должным образом.

Тема 2: Основные принципы избирательного права.

1. Всеобщее избирательное право.

2. Принцип свободного участия в выборах.

3. Равное избирательное право.

4. Прямое и косвенное избирательное право.

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо - президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.

Существенным условием становления и развития демократического правового государства является проведение выборов как единственного допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления.Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности. Российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией РФ (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Функции выборов:

    Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.

    Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.

    Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.

    Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.

    Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.

    Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Виды выборов:

    Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и др. должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (напр., в США), правительства, судьи и др.

    Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

    Очередные и внеочередные выборы. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

    По уровню проведения выборы делятся: национальные (федеральные); региональные; муниципальные.

    Безальтернативные выборы (выборы без альтернативы) - вид выборов, при котором в предвыборной гонке участвует только один кандидат или одна партия. Электорат при этом может голосовать только за или против кандидата.

Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, называемых «избирательный процесс».

Стадии избирательного процесса:

    назначение даты выборов

    образование (определение) избирательных округов

    установление избирательных участков

    создание избирательных органов

    регистрация избирателей

    период выдвижения кандидатов или партийных списков.

    агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

    опрос на выходе - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.

    подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы