Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Слайд 1

Презентацию подготовила Ульева Ольга Валерьевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1353
Духовная жизнь в 1920-е годы

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ в 1920-1930-е гг.
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Преодолеть недостатки развития культуры периода царской России: сословные ограничения; низкий уровень образования и пр.
политизировать культуру; поставить ее на службу советскому государству и большевистской партии; воспитать «нового человека»
1918 год - НАРОДНЫЙ КОМИССАРИРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ (НАРКОМПРОС)

Слайд 3

Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 % соответственно из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал (по различным оценкам до 30-45 % в индустриально-развитых губерниях), но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает».
Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью.
1. Борьба с неграмотностью
Прочтите документ (стр. 159) и ответьте на вопросы к документу.
Курсы ликбеза
Курсы ликбеза

Слайд 4

Советские агитационные плакаты 1920-х гг.
1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн.

Слайд 5

Урок в школе, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.

В 1918 году было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки, экзамены.

Слайд 6

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам. Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.
Рабфак идёт (вузовцы) (Б.Иогансон. 1928 год)

Слайд 7

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

Слайд 8

2. Строительство советской школы
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)
Н.К.Крупская – с 1929 года заместитель наркома просвещения
А.С.Макаренко – советский педагог и писатель

Слайд 9

3. Реформа русского языка
Декабрь 1917 года – реформа русской орфографии: из русского алфавита были исключены устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания -аго, -яго заменялось на -ого, -его (например, новаго → нового, лучшаго → лучшего, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія - на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые) и т.п.
Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией. Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

Слайд 10

4. Власть и интеллигенция
А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин, М.Пришвин и др.
ЭМИГРАЦИЯ
ОППОЗИЦИЯ
ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ
М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, Ф.Шаляпин, С.Прокофьев, С.Рахманинов, И.Репин, М.Шагал, В.Кандинский и др.
В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др.
Большевик (Б.Кустодиев. 1920 год)

Слайд 11

4. Власть и интеллигенция
... Так идут державным шагом - Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.

Слайд 12

4. Власть и интеллигенция
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей.
«Смена вех» - сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в 1921 году видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции.
1909 год
Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.
Вернулись в Россию (в 1920-1930-е гг.): А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький А.Куприн

Слайд 13

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.
Н.Д.Зелинский
И.П.Павлов
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский

Слайд 14

4. Власть и интеллигенция
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация.
По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и другие деятели науки и культуры.
Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева. 1921 год

Слайд 15

4. Власть и интеллигенция
«Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.
В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых. Среди высланных русские философы и мыслители: И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков, В. В. Зворыкин, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.
И. А. Ильин
C. Н. Булгаков
П. А. Сорокин
Н. А. Бердяев
«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» Л.Д.Троцкий

Слайд 16

4. Власть и интеллигенция
В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н.Виноградский, геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е.Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и др.
И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Слайд 17

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась, началась идеологизация художественного творчества.

Слайд 18

5. Государство и церковь
Патриарх Тихон (1917-1925 гг.)
В конце октября 1917 года в России было восстановлено патриаршество. Деятельность патриарха Тихона: осудил расстрел царской семьи; осуждал гонения на церковь; боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год); пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви.

Слайд 19

5. Государство и церковь
Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 1918 год
Причины борьбы с церковью и религией: атеистические воззрения партийных лидеров; стремление убрать конкурента из духовной сферы. В начале 1918 года церковь была отделена от государства, а школа от церкви.

Слайд 20

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

Слайд 21

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных ценностей. «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Неё, священнослужители - извержением из сана» Из Воззвания патриарха Тихона.
Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит крестьянство России». Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал, Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от различных культовых учреждений (православных, католических и мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Слайд 22

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

Слайд 23

5. Государство и церковь
Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.
Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года).

Слайд 24

6. Новое искусство
ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ - массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Идеологи Пролеткульта исходили из определения «классовой культуры», сформулированного Плехановым. По их мнению, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.

Слайд 25

6. Новое искусство
Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год.
Первый рабочий театр Пролеткульта - в 1924-32 гг. располагался в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. В театре работали: Г.В. Александров, Э.П. Гарин, И.А. Пырьев, М.М. Штраух; С.М. Эйзенштейн и др.

Слайд 26

6. Новое искусство
«Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.
С.М.Эйзенштейн.

Слайд 27

6. Новое искусство
В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был А.К.Воронский.

Слайд 28

6. Новое искусство
«Тихий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова в четырёх томах, написана с 1925 по 1940 год. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. За этот роман в1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
Журнал «Роман-газета», 1928 год. (одна из первых публикаций романа и портрет автора)

Слайд 29

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

Слайд 30

6. Новое искусство
Ленин и теперь живее всех живых. Наше знанье - сила и оружие.
Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924 год).
В.В.Маяковский.
И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою! Из поэмы «Хорошо» (1927 год).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История России XX век 9 класс Урок №26 Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах.

1.Борьба с неграмотностью. 2.Власть и интеллигенция. 3.Партия и духовная жизнь. 4.Государство и церковь. 5.«Новое искусство». План урока.

Выделите выделите основные тенденции развития духовной жизни советского общества в 20-е гг? Задание на урок.

Ленин одной из главных задач построения социализ-ма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г.было утверждено «Положение о единой тру-довой школе РСФСР»-школа провозглашалась бес платной, она управлялась на основе самоуправле-ния, поощрялось педагогическое новаторство, ува-жение к личности ребенка.Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону-отменялись уроки, парты, домашние задания,отметки и т.д. 1.Борьба с неграмотностью. Курсы Ликбеза.

При поступлении в ВУЗы преимуществом пользо-валась беднота.Для того чтобы рабочие и колхоз-ники могли учиться в ВУЗах при них создава-лись рабочие факульте-ты.Государство обеспе-чивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безгра-мотностью.Все люди воз-расте от 8 до 50 лет долж ны были обучиться гра-моте на родном, или рус ском языке,для этого по всей стране были созда- ны специальные школы. 1.Борьба с неграмотностью. Б.Иогансон. Рабфак идет!

В истории русской культу-ры революция приш-лась на расцвет «сереб-рянного века».Многие мастера культуры ценя свободу творчества ока-зались за границей.М Го рький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др.-во Фран-цию.Часть деятелей ку- льтуры осталась в стра-не но ушла в глухую оп-позицию(А.Ахматова,М.Булгаков,М.Волошин и др.).В тоже время В.Мая ковский,А.Блок, Б.Кусто диев К.Петров-Водкин и др.восприняли идеи ре-волюции. 2.Власть и интеллигенция. Академик И.Павлов

Большевики стремились привлечь к сотрудничес-тву знаменитых ученых, т.к. От их деятельности зависела обороноспособ-ность страны. Этим лю-дям создавались условия для нормальной жизни и исследований.Многие ученые считали,что рабо тать надо на благо Роди-ны и поэтому не разделя-ли идеологию большеви-ков.В 20-е гг.продолжи-лась научная деятель-ность И.Павлова Н.Жу-ковского,К.Циолковско-го,Н.Зелинского,И. Ми-чурина В. Вернадского и др. 2.Власть и интеллигенция. К.Циолковский

После Кронштадтского мя-тежа большевики усили-ли контроль над духов-ной сферой жизни обще- ства.В августе 1921 г.бы -ла «разоблачена» Пет-роградская боевая орга-низация.По обвинению в принадлежности к ней были расстрелянв Н.Гу-милев,М.Тихвинский и др.деятели науки и куль-туры.В 1922 г.из страны выдворили 160 ученых- Н.Бердяева,С.Булгакова, А.Кизеветтера,П.Сороки на и др. 3.Партия и духовная жизнь. Н.Бердяев

В 1922г.был учрежден Глав лит, осуществлявший цензуруза всей печатной продукцией.В 1923 г.соз-дается Главрепетком с теми же функциями.Но до 1925 г. В культуре сох ранялась относительная духовная свобода. Пар-тийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.С возвышением Сталина ситуация изме-нилась-началась идеоло-гизация художественно-го творчества. 3.Партия и духовная жизнь. Партийная цензура.

Борьба с религией была вызвана аттеистически-ми воззрениями партий-ных лидеров и стремле-нием убрать конкурента из духовной сферы.В н. 1918 г.школа была отде-лена от церкви, а цер -ковь -от государства.На- чалось цакрытие храмов и монастырей и конфис-кация их имущества.В к. 1917 г.Ленин восстано-вил патриаршество,но Тихон занял антисоветс-кую позицию,что обост-рило отношения церкви и государства. 4.Государство и церковь. Патриарх Тихон

В 1922 г.-имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом.Это привело к выступлени- ям верующих.В ответ власть перешла в наступле-ние.Весной 1922 г.в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены,а Тихон посажен в тюрьму.В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены.Петр,взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. 4.Государство и церковь. Взрыв Храма Христа Спасителя

В 20-е г.в начала складываться «пролетерская куль-тура».Пролеткульт охватил ок.400000человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г.возникает Театр рабочей молодежи(С.Эйзен штейн,И.Пырьев,М.Штраух,Э.Гарин).В 1925г.-соз- дается Российская ассоциация пролетарских писа-телей.Ей передали ряд цензорских функций.Поя-вилась плеяда талантивых писателей-М.Шолохов, К.Тренев,И.Бабель и др.В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени,Д.Моор) 5.«Новое искусство». С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин.

Ассоциация художников революционной России ста-вила задачу отображения «революционных буд-ней».Студия М.Грекова работает над военной тема тикой,А.Герасимов,И.Бродский-уделяли внимание «будням великих строек».И.Шадр,А.Матвеев тво-рили в жанре революционной романтики.В.Татлин спроектировав«Башню III Интернационала», зало-жил основы современного индустриального дизай-на. 5.«Новое искусство». Д.Шостакович, В.Маяковский, В.Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».


Октябрь 1917 г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры. Путь развития отечественного искусства был нелегкий и противоречивый. Наряду с бесспорными достижениями были ошибки и просчеты.

Одним из самых сложных периодов в истории отечественного искусства являются 20-е годы. Это начало поисков, время существования самых различных группировок со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Это период широкого развертывания просветительства.

Дореволюционная Россия была страной с величайшей художественной культурой, подарившей миру великую литературу, музыку, живопись, замечательное народное творчество. Но вместе с тем была предельно низкая грамотность масс, поэтому в первые послереволюционные годы одной из самых главных задач было обучение народа грамоте, приобщение простых людей к театру, музыке и другим видам искусства.

Однако усиливавшаяся борьба с инакомыслящими в очень большой степени затронула интеллигенцию, крестьянство, духовенство, которые испокон веков были носителями профессионального и народного искусства. Многие достижения культуры прошлого оказались разрушенными полностью или частично. Были стерты с лица земли храмы, на долгие годы заглохло древнерусское пение, многие крупнейшие деятели искусства оказались за пределами России. За рубежом оказались и многие художественные ценности, в том числе выдающиеся экспонаты Эрмитажа: Боттичелли «Поклонение волхвов», Перуджино – триптих «Распятие с Богоматерью, святыми Иоанном, Иеронимом и Марией Магдалиной», Рафаэль «Святой Георгий», «Мадонна Альба», Тициан «Венера перед зеркалом» и многие другие.

В 20-е годы ожили передвижнические традиции, т. к. художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного широким массам.

Живопись, скульптура, архитектура.

Разнохарактерные и противоречивые явления русской культуры начала ХХ века – символизм, «мирискусственичество», кубизм, конструктивизм, футуризм, кубофутуризм и пр. – не исчезли с началом новой эпохи, они нашли продолжение в новых художественных объединениях. Так, традиции «Мира искусства» продолжили художники общества «Жар-цвет», в которое вошли М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, М. Волошин и др. Традиции «Бубнового валета» продолжили художники, вошедшие в объединения «Бытие» и «Нож» (Новое общество живописцев). Среди них – П. Кончаловский, Н. Машков и др. Они использовали приемы примитивизма, лубка, писали, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта. Группы «4 искусства» и ОМХ (Общество московских художников) объединяли мастеров старшего поколения. Среди членов «4 искусства» - Петров-Водкин, Кузнецов, Сарьян, Фаворский, наиболее активные члены ОМХ – Лентулов, Фальк, Рождественский, Грабарь, Герасимов и др.

Уже в первые месяцы советской власти правительство приняло ряд важнейших декретов: 17 июня 1918 года - «Об охране библиотек и хранилищ», 26 ноября 1918 года - «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях». Были подписаны декреты о национализации Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и др. (1918г.). Был опубликован декрет «О памятниках Республики», вслед за которым началось осуществление плана монументальной пропаганды. Стали создаваться памятники героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам. Примерами могут служить памятники Радищеву (автор Шервуд), установленный перед Зимним дворцом в Петрограде, Достоевскому (автор Меркулов) на Цветном бульваре в Москве, Дж. Гарибальди (работа Зале) в Петрограде у Московской Заставы и др.

В тяжелые для страны годы гражданской войны и иностранной интервенции самым мобильным, оперативным видом изобразительного искусства была графика и, особенно, плакат . Плакат быстрее всего откликался на события, печатался большими тиражами на разных национальных языках. Так, первый плакат «Царь, поп и кулак» (1918 г.) вышел сразу на 10 языках. В годы гражданской войны развиваются два типа плаката политический и сатирический. В жанре политического плаката работал Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов). Его плакаты «Ты записался добровольцем?» и «Помоги» справедливо стали классикой советской графики. Самым известным автором сатирического плаката был Дени (Виктор Николаевич Денисов). Его плакаты глубоко сатиричны, иногда полны юмора, сопровождаются стихотворными текстами: «На могиле контрреволюции», «Кулак-мироед», «Учредительное собрание» и пр. Особое место в жанре плаката тех лет занимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), где особую роль играли Черемных, Маяковский, Моор. Плакаты призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новый быт («Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!». «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921 г.

В 1918 году было предпринято массовое издание классиков русской и мировой литературы – «Народная библиотека». В создании иллюстраций приняли участие многие уже известные художники: Кустодиев, Бенуа, Лебедев, Куприянов и др. (Например, иллюстрации Кустодиева к повести Пушкина «Дубровский»).

Революция вызвала к жизни новые формы изобразительного искусства: украшение агитпоездов, агитпароходов, монументальные панно, оформление площадей, улиц, домов. Их исполняли такие мастера, как Петров-Водкин, Юон, Лансере, Бродский и др. Характерна была склонность к метафоре, гиперболе, символике. Примерами могут служить «Большевик» Кустодиева, «Новая планета» Юона.

Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего. Но возможностей для осуществления этих проектов не было.

Архитектор Руднев в Петербурге на Марсовом поле создал памятник «Жертвам революции».

Большое влияние на архитекторов оказали конструктивизм и сходный с ним функционализм. Основная идея конструктивизма – сознательное конструирование окружающей человека среды. Роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутую полезность своих построений. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня 3 Интернационала».

Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Корбюзье, некоторое время работавшим у нас. «Советский конструктивизм» представлен в проекте Дворца труда в Москве тремя братьями Весниными (гигантский комплекс, соединяющий Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры и пр.) Из осуществленных проектов можно назвать московские Дома культуры, Дворец культуры Московского автозавода, здание Московского телеграфа и др. Одним из интересных архитектурных сооружений этой поры является Мавзолей Ленина архитектора Щусева (1-ый проект – 1924 г., 2-ой – 1930 г.).

Функционализм – направление в архитектуре 20-х годов, требующее строгого соответствия зданий и других сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).

Функционализм возник в Германии и Нидерландах. Он дал обоснованные приемы и нормы планирования жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). Это влекло однообразие и схематизм архитектурных форм.

В 1922 году возникла АХРР (Ассоциация художников революционной России), члены которой работали в историко-революционном жанре («Лениниана» Бродского, «Тачанка», «Трубачи Первой Конной» Грекова). В жанре портретной живописи работали Касаткина («Вузовка»), Ряжский («Делегатка», «Председательница»). Лирический пейзаж представлен в творчестве Юона, Осмеркина, Бакшеева.

В скульптуре 20-х годов нужно выделить имя Андреева. Он создал целую серию скульптурных портретов Ленина.

В 1926 г. в Москве воздается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли Голубкина, Матвеев, Андреев, Шадр, Мухина и др.

Литература.

Крах белого движения привел к тому, что сотни тысяч россиян, опасаясь диктатуры пролетариата, власти большевиков, покинули Родину. Среди них внушительный список русских писателей: Л. Андреев, К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Бунин, Г. Гребенщиков, А. Куприн, Д. Мережковский, И. Северянин, В.Немерович-Данченко, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и многие другие.

Их жизни часто складывались трагически. Бунин скончался в Париже (1953) в подлинной нужде. Куприн жил в великой бедности, на Родину вернулся глубоко больным и вскоре умер от рака. Его жена в пору блокады покончила с собой. Шмелев последние годы провел в полном одиночестве, испытывал тяжелые

физические страдания, умер в Обители Покрова Божьей Матери недалеко от Парижа. Цветаева также жила в полной нищете и была очень одинока. Вся семья жила на деньги дочери, которая вязала шапочки и продавала их. В 1939 году Цветаева вернулась на Родину, а в 1941 году покончила с собой.

Нелегкая доля выпала и многим литераторам, оставшимся в России. С самого начала советского периода произошла поляризация писательского состава на «мы» и «они». «Мы» - это те, которые прочерчивали, по их словам, «столбовую дорогу пролетарской культуры», которые были социально адекватны революции. «Они» - «спотыкающиеся», писатели-попутчики.

Свершалось интенсивное изменение системы нравственных ценностей. В массовое сознание активно внедрялись новые понятия о добре и зле.

Социально-художественные искания были крайне многочисленны, отсюда множество литературных кружков, группировок, объединений, которые в 20-е годы могли еще сосуществовать, хотя между ними разгорались ожесточенные споры.

Большое влияние на литературу и искусство тех лет оказал Пролеткульт (пролетарская культура) – самая массовая литературно-художественная и просветительская организация начала 20-х годов (1917 – 1932). Расцвет ее деятельности приходится на 1918 – 1920 годы. Ведущим теоретиком Пролеткульта был А. А. Богданов. Врач по образованию, он был экономистом, философом, ученым-естествоиспытателем, писателем и общественным деятелем. Он выдвинул, так называемую, «организационную теорию», суть которой сводилась к тому, что любое искусство отражает опыт и миросозерцание лишь одного класса и непригодно для другого. Значит, вся предшествующая литература и шедевры русской классики XIX века не нужны пролетариату, а следует немедленно создавать новую пролетарскую культуру. С начала 20-х годов Богданов целиком посвятил себя естественнонаучным исследованиям, а в 1926 году организовал первый в мире Институт переливания крови, а через полтора года умер, поставив на себе научный опыт.

Но идеи его еще долго жили и были восприняты Ассоциациями пролетарских писателей, сначала Всероссийской (ВАПП), затем Российской (РАПП). Руководил РАППом Л. Авербах. В эту организацию входили Родов, Лелевич, Веселый, Безыменский и др. Их отличали крайний рационализм, ультраклассовость, рассмотрение искусства как орудия политической борьбы. Прямо противоположную позицию занимала группа «Перевал », которой руководил Воронский. В нее входили поэт Э. Багрицкий, писатели Малышкин, Пришвин, критик Горбов и др. Они отстаивали общечеловеческие ценности. В феврале 1921 года в Петербурге сложился кружок «Серапионовы братья »: В. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Е. Полонская, Н. Тихонов и др. Свою задачу они видели в поисках новых форм художественной выразительности, в

овладении «техникой писательского мастерства» и, также как «Перевал», отстаивали ценности человеческой личности.

В 1922 году В. Маяковский создал группу «Леф» при журнале «Левый фронт». Сюда входили Н. Асеев, С. Третьяков, А. Родченко, О. Брик.

Были и другие литературные группировки.

Революция породила новый литературный язык. Это был язык улицы, плаката, говора митинга, фронтовой землянки. Внедрялись обрубки слов – «совдеп», «ревком», «начдив» и т. п. Гуманными считались классовая ненависть, ожесточение, бездуховный слепой атеизм. Во многих произведениях царило живоописание террора, насилия, рубки голов, изображения волчьего начала в человеке. В то же время в литературе 20-х годов сквозила осознанная тревога за судьбу общечеловеческих ценностей, за будущее.

Требование доступности породило своеобразный литературный жанрсказ. Сказ как рассказ непрофессионала казался близким к социальным низам, т. к. писался доступно, почти на повседневном языке народа. Самым ярким писателем, обратившимся к сказу, был М. Зощенко.

Многие литераторы улавливали социальный заказ и создавали произведения, согласуясь с этим заказом. В этом не было никакого насилия, наоборот, являлось внутренней потребностью. Наиболее яркими примерами могут служить «Тихий Дон» Шолохова, «Виринея» Сейфулиной, «Разгром» Фадеева, «Чапаев» Фурманова, «Угрюм-река» Шишкова, «Железный поток» Серафимовича и др. К сожалению, эти произведения долгие годы трактовались однобоко, в свете соцреализма. Исследования последних лет убедительно доказывают, что эти произведения более глубокие и более сложные. В них нередко сквозит сомнение, а подчас тревога.

У различных произведений была и различная судьба. Одни быстро выходили в свет, другие долгие годы лежали в столах авторов. Такова печальная судьба произведений А. Платонова («Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»), Булгакова («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Бег»), Ахматовой («Реквием») и многих других.

Нередко в произведениях 20-х годов поднималась тема будущего, и виделась она разными авторами по-разному. Е. Замятин в романе «Мы» говорил о превращении утопического царства коммуны в казарменный ад. В романе М. Козырева «Ленинград» смещены социальные акценты: в городе будущего буржуазия занята изнурительным трудом, а пролетарии, являясь привилегированным сословием, работают только два часа в день, остальное время предаются безделью.

В 20-е годы выходят в свет стихи Есенина, Маяковского, Мандельштама, Пастернака, проза Горького и др.

Музыка. Музыкальные организации.

Музыкальное искусство также было включено в общий социальный процесс и испытывало те же трудности и противоречия, что и другие виды искусства. Из страны уехали С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Метнер, Ф. Шаляпин. С. Прокофьев долгое время находился за рубежом.

Но в стране оставались музыканты, которые осуществляли преемственную связь с дореволюционной эпохой: А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, Н. Мясковский, Ю. Шапорин и др.

Сложность социально-общественной жизни породила различные музыкальные группировки, кружки, течения, на многие из них оказал влияние Пролеткульт. Но деятельность некоторых пролеткультовцев шла вразрез с теоретическими установками этого направления. Здесь в первую очередь следует назвать А. Кастальского, В. Калинникова, Д. Васильева-Буглая, которые в своем творчестве опирались на народную песню.

Ведущими музыкальными объединениями тех лет были РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) и АСМ (Ассоциация современной муз ыка). РАПМ был основан в 1923 году, ставил своей целью создание массового революционно-музыкального репертуара.

В деятельности РАПМа были свои позитивные и негативные моменты. С одной стороны, РАПМ уделял большое внимание хоровой музыке в массах и созданию агитационно-просветительской литературы (выпускал журналы «Музыка и Октябрь», «Пролетарский музыкант»). Но, с другой стороны, вел напряженную борьбу с музыкой быта, в частности, с фокстротами, чарльстонами, цыганщиной, считая такую музыку своим «музыкальным врагом». Подобная позиция надолго затормозила развитие эстрадных жанров. Печатные статьи рапмовцев на многие десятилетия закрыли доступ к сочинениям Стравинского, Прокофьева, зарубежных классиков ХХ века.

АСМ возник как отделение Международного общества современной музыки при Российской Академии художественных наук. В состав АСМ входили многие крупные композиторы и музыкальные деятели, в том числе А. Александров, Б. Асафьев, Н. Мясковский, Д. Шостакович и др. Их печатным органом был журнал «Современная музыка». Одной из целей этой организации было распространение новой музыки – русской и зарубежной. Благодаря деятельности АСМ в нашу страну приезжали с концертами такие известные композиторы, как Хиндемит, Мийо, Берг, Онеггер, Барток и др. Но и АСМ не избежал заблуждений, которые проявились в отказе от академического опыта и в обособленности от демократической среды.

В 1925 г. появилась новая организация – «Производственный коллектив» (Проколл), созданная молодыми музыкантами Московской консерватории под руководством А. Давиденко. В нее вошли В. Белый, З. Левина, Б. Шехтер, Н. Чемберджи. Впоследствии к ним присоединился Д. Кабалевский. Они ставили своей целью коллективное сочинение музыки, преимущественно хоровой. Проколловцы многое сделали для пропаганды музыкального искусства

среди трудящихся. Но создавая музыкальный язык, понятный массам, подчас упрощали его.

Основные направления музыкального искусства.

1 . Массовость. В театральных, музыкальных представлениях 20-х годов подчеркивались массовость, зрелищность, плакатность. Традиции массовых действ коренятся в древнегреческом театре на открытом воздухе, в празднествах времен Французской революции. В действа широко включалась музыка. Звучали

революционные песни, а также музыка Бетховена, Шопена, Скрябина, Римского-Корсакова. Иногда было и абсолютно новое оформление спектакля. Например, «Симфония гудков» Авраамова. Сюда были включены заводские и корабельные гудки, сирены, машинные гудки, звуки колоколов, пушек, пулеметов. Возникла своеобразная «музыка машин». Т. о., в русской культуре появляется новый образ – образ Города. Это обстоятельство сближает массовые действа с одним из стилевых направлений в искусстве 20-х годов – конструктивизмом.

Конструктивизм существовал только в музыке для театра. Наиболее показательными примерами музыкального конструктивизма явились симфоническая пьеса Мосолова «Завод» из балета «Сталь», фортепианная пьеса Дешевова «Рельсы», эпизод «Фабрика» из балета Прокофьева «Стальной скок» и др.

2. Коллективность творчества . К специфическим особенностям 20-х годов относятся и коллективные формы творчества. Коллективных замыслов было немало. Так, проколловцами были созданы такие коллективные работы как сб. «Песни каторги и ссылки», сборники детских песен, фортепианных пьес, первая советская оратория «Путь Октября». Замышлялся коллективный балет «Четыре Москвы», где к каждому акту музыку должны были написать разные композиторы (Половинкин, Александров, Шостакович, Мосолов). Но до постановки дело не дошло из-за отрицательной рецензии рапмовцев (особенно музыки Мосолова).

Самым любопытным коллективным начинанием был Первый симфонический ансамбль (Персимфанс ) без дирижера , организованный по инициативе профессора Московской консерватории Цейтлина. В течении 10 лет (с 1922 по 1932 гг.) оркестр играл в рабочих клубах, красноармейских казармах, демонстрируя чудеса сплоченности и воли. С оркестром выступали знаменитые солисты – Горовиц, Софроницкий, Нежданова, Обухова и др. Вскоре в Московской консерватории появился Вторсимфанс. Под влиянием Персимфанса оркестры без дирижеров возникали и в других российских городах, а также за рубежом. Но ничто не могло заменить талант настоящего дирижера, поэтому подобные оркестры в конце концов прекратили свое существование.

3. Концертная и исполнительская деятельность. В первые послереволюционные годы возникла цепь музыкальных кружков, студий, в которых рабочие, солдаты обучались музыке, искусству хорового пения под руководством преподавателей, студентов консерваторий, артистов. Энтузиасты-

подвижники открывали народные консерватории в Харькове, Минске, Ташкенте, Бухаре и других городах. В те годы буквально на глазах разрасталась концертная жизнь и менялась слушательская аудитория. Только за несколько месяцев 1918 г. в Петрограде состоялось 106, а в Москве более 40 концертов. За сезон 1917 – 1918 гг. в одной только Москве было поставлено 40 опер, которые прошли 300 раз. Выдающимися творческими событиями были: исполнение всех симфоний Бетховена под управлением Кусевицкого, цикл концертов из музыки Скрябина. В концертах принимали участие выдающиеся музыканты – Игумнов, Нейгауз, Софроницкий, Гольденвейзер, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Глиэр, Головин и др. Новый слушатель познакомился с «Евгением Онегиным» Чайковского, «Орестеей» Танеева, «Кармен» Бизе, операми Верди, Вагнера, Россини и пр. В

20-е годы появились яркие камерные ансамбли: квартеты им. Глазунова, Страдивариуса, Вильома, Бетховена. С последним активно сотрудничал Д. Д. Шостакович. Среди хоровых коллективов выделялся Ансамбль песни и пляски Александрова (1928).

Основные жанры музыкального искусства.

1. Песня . Песня была одним из ведущих жанров тех лет. Большой популярностью пользовались такие песни как «Интернационал» (П. Дегейтер, Э. Потье), «Марсельеза» (Руже де Лиль), созданные во Франции задолго до Октября, но созвучные новой революционной эпохе. Возникали и новые песни, которые со временем становились подлинно народными – «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «По долинам и по взгорьям», «Яблочко». Песня «Яблочко» была наиболее популярна, т. к. передавала ритм новой жизни, новые интонации. Текст ее постоянно менялся, ее пели революционеры и враги революции. Композиторы часто использовали ее в своих произведениях, например, Глиэр в балете «Красный мак», Дешевов в опере «Лед и сталь», Палиашвили в «Торжественной кантате» и др.

Первые композиторские песни принадлежат братьям Покрасс и Давиденко. Это были песни о Красной армии, о героях гражданской войны: «Марш Буденного» Дм. Покрасса, «Красная Армия всех сильней» Сам. Покрасса, «Конница Буденного» Давиденко. В них преобладают активные, чеканные, маршевые интонации.

Создание песенного репертуара стимулировалось различными конкурсами. В 1921 году на конкурсе советской музыки одну из главных премий получила песня Юрасовского «Серп и молот».

2. Музыкальный театр. Бурная, напряженная атмосфера пронизывала все виды творчества. Особенно ожесточенными были поэтические и театральные бои. Для истории музыки театр представляет особый интерес, т. к. в его недрах рождались многие музыкальные начинания.

Большим новаторством отличался театр Вс. Мейерхольда , который стремился возродить черты древнего театра (танец, напевный крик). Мейерхольд выступал как один из реформаторов театра. Он выдвигал лозунг «театрального

Октября», ломал некоторые устаревшие театральные формы, мечтал о том, чтобы театр был вынесен на улицы, а природа стала его декорацией. В прочтениях классики Мейерхольд добивался музыкальной организации действия. В театре Мейерхольда была поставлена первая советская пьеса – «Мистерия-буфф» Маяковского, позже другие пьесы Маяковского – «Клоп», «Баня».

К. Станиславский свой путь видел в раскрытии внутреннего психологического мира героев. С 1918 году он возглавлял оперную студию Большого театра.

А. Таиров создал тонкий, эстетический, прекрасный красочный театр с чтением «нараспев» и культом актера. С 1914 года руководил Камерным театром.

Е. Вахтангов стремился к синтезу изобразительных и выразительных средств.

Особое место в театральной жизни новой России занимал театр «Синяя блуза» и ТРАМ (театр рабочей молодежи). Театр «Синяя блуза» ставил агитспектакли, его называли «живой газетой». ТРАМ многое сделал для развития советской эстрады и водевиля, в его спектаклях звучали современные танцы в исполнении джаз-банда, разыгрывались веселые пародии. В 1920 – 21 гг. появляется первый детский театр, у истоков которого стояла Н. Сац.

Наряду с драматическим театром большой интерес у зрителей 20-х гг. вызывал музыкальный театр . Он вобрал отдельные черты драматического театра, и это неслучайно. Многие театральные режиссеры принимали участие в постановках оперных спектаклей. Станиславский осуществил постановку оперы «Евгений Онегин», Мейерхольд, еще до революции поставивший «Тристана и Изольду» Вагнера, стал «крестным отцом» выдающихся советских опер, таких как «Игрок», «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Нос» Шостаковича.

Первой оперой на советскую тему была опера Гладковского в соавторстве с Пруссаком «За Красный Петроград», чуть позднее появляются оперы «Лед и сталь» Дешевого, «Северный ветер» Книппера, «Плотина» Мосолова.

Самыми значительными операми той поры явились «Нос» Шостаковича (по Гоголю), оперы Прокофьева – «Огненный ангел» (по Брюсову), «Игрок» (по Достоевскому), «Любовь к трем апельсинам» (по сказке Гоцци).

В атмосфере смелых экспериментов и контрастов рождался советский балет. Одним из первых балетов был «Красный вихрь» Дешевого. Наиболее интересными примерами в этом жанре были «Стальной скок» Прокофьева, «Золотой век» Шостаковича, «Красный мак» Глиэра.

3. Симфоническая музыка. В 20-е годы в советской музыке закладываются ведущие музыкальные жанры, в том числе и симфония. Симфонической летописью называют произведения Мясковского. В этот период он создает с четвертой по одиннадцатую симфонии. Первые три симфонии пишет Шостакович, Прокофьев создает первые четыре симфонии.

Постепенно в искусстве 20-х годов намечаются перемены. Смелость, броскость, новизна эксперимента уступает место обращению к традиции, к классической культуре прошлого. Эти тенденции были развиты в следующем десятилетии, в искусстве 30-х годов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы