Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Убранство русской избы»

Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 75, г. Ульяновск.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Конспект урока: «Убранство русской избы ».
Цели урока:
-ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;
-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;
-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.

Материалы к уроку:
- Образцы резных и расписных украшений дома
- Слайды с элементами русской избы
- Краски, палитры
- Презентация
Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План урока

1.Организационный момент.
2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избы
Своеобразие декора.
Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.
3. Подготовка к творческой работе.
4. Изложение нового материала.
Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища.Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.
Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».
Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.
Русская изба…
-Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?
- Чем является для русского человека дом (жилище)? (небесной колесницей)
-Почему?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
- Как вы думаете, почему?(потому что каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов
Фронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.(показ слайдов)
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.
Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Русская изба состояла из трех частей:
верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;
конек – небесная колесница;
сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.
клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).
- Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).(Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).
- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда)
Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».
Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.
Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы(демонстрация слайда).
Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.
Причелины- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.
«Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.
5.Постановка творческой задачи.
- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)
- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант
- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.
- презентовать свой рисунок одноклассникам.
6.Педагогическое руководство творчеством учащихся.
7.Подведение итогов урока.
- Что нам удалось сегодня на уроке?
- Что не удалось и почему?
- Чему научился на уроке?
8. Анализ работ учащихся, выставление оценок.
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.
Вопросы для рефлексии:
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

Убранство русской избы

музейный урок

(проводится на базе

школьного

историко-краеведческого музея)


Пояснительная записка

Задачи составления данного урока:

    продолжать заинтересовывать и привлекать ребят к деятельности музея через творчество, подталкивая их придумывать интересные и творческие формы работы;

    создавать возможности для самореализации учащихся, давая возможность им выступить в роли «актёров», ораторов, экскурсоводов;

    организовать игровую форму деятельности, способствующую развитию познавательной и творческой активности школьников;

Адресат: урок рассчитан на учащихся средней школы (5 – 7 классы).

Разработка музейного урока «Убранство русской избы»

Цель: Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики. Создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи:

    Образовательная: познакомить учащихся с убранством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб в России.

    Развивающая : развивать способность к эстетическому созерцанию, развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к изучению истории родного края;

    Воспитательная: в оспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле. Воспитание музейной культуры.

Оборудование: экспонаты школьного музея,раздаточный материал - комплект карточек «Интерьер русской избы», «Предметы быта», «Крестьянская утварь», конверты с загадками.

Подготовительная работа : лекторская группа готовит небольшие рассказы о предметах старины (истории старинных вещей); группа детей готовит стихи, загадки, пословицы, поговорки по теме; помощники учителя экскурсоводы – Музейка и Музейщик. Возраст участников – 11-12 лет, экскурсоводов – 14-15 лет.

План урока:

    Организационный момент

    Создание музея (Презентация)

    Изучение темы урока: «Убранство русской избы»

    Мебель и убранство русской избы

    Домашняя и хозяйственная утварь в крестьянской избе

    История старинных вещей

    Рефлексия

    Подведение итогов

Ход урока:

Учитель: (Перед входом в музей)

Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Что же это –

Дети: это МУЗЕЙ!

Учитель: - Что означает слово музей? Первый музей был открыт в Петербурге при Петре Первом и назывался Кунсткамерой – собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около 1200 государственных музеев, где собрано 40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Есть еще тысячи народных и школьных музеев – такой как наш. Сегодня мы побываем в нашем школьном музее, познакомимся с музейными экспонатами, а помогут нам наши друзья хранители старины "Музейка" и "Музейщик".

Музейка: Приглашаю всех в гости (Открывает двери, ребята входят в музей) . Сегодня мы совершим путешествие в старину. Наша сегодняшняя экскурсия будет проходить в школьном музее. Здесь представлены экспонаты культуры и быта конца XIX - начала XX веков.

Создать музей - лиха беда начало,
Каким же надо оптимистом быть,
Труда и сил, физических немало,
Всю душу в своё детище вложить.
Какой плетень-красавец у крылечка,
Какой колодец дивный средь берез.

И не сама в избе сложилась печка,
Чтоб было здесь тепло в любой мороз.
К избе от сердца проторить дорогу,
Чтоб сохранить исконный, русский дух,
Чтоб всяк, пришедший к этому порогу,
К своим истокам сердцем не был глух.
И наш наказ от русского народа:
Родная "Русская изба", держись!
Расти, музей, и крепни год от года,
Пусть все задумки воплотятся в жизнь!


Учитель: Ребята, мы стали не просто посетителями музея, а культурными зрителями в его зале. (Вопросы детям)

Как же нужно вести себя в музее?

Что означает слово "Экспонат" (выставленный на показ)

Как они появляются в музее?

Все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея? (Нет, если предмет интересен ученым, художникам, коллекционерам и необходим для коллекции музея).

Музейщик : Итак, отправимся в прошлое. Путешествие наше будет состоять из нескольких остановок:

1 остановка – Интерьер

2 остановка – Домашняя утварь

3 остановка – История старинных вещей

Учитель: Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта и нравов тех времён. Представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим внутреннее убранство и интерьер избы. Ребята, что означает слово интерьер?

Интерьер –(в переводе с французского внутренний вид) архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие, благоприятные и функциональные условия жизнедеятельности. Интерьервнутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей. Большое значение при этом имеет расположение предметов, а также их взаимосвязь. Ничто в обстановке не должно мешать, быть неудобным или раздражать, т.е. место проживания должно быть комфортным: удобной для проживания, экономить человеку силы и время. К этому люди стремились, и будут стремиться всегда. Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

Учитель: Как же выглядел интерьер наших предков. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Это стол, лавки, различные полки и сундуки.

Центром чистого пространства был передний угол. В переднем углу избы располагался "Красный угол". Его еще в народе называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома.

Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами "Красный угол", снимал шапку, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога».

В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником. Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Здесь же стоял обеденный стол за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, календарные праздники).

Музейщик: Столявлялся необходимым элементом убранства жилья, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу. В некоторых местах, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места.

В традиционной культуре, в обрядовой практике, в сфере норм поведения - столу придавалось большое значение. Об этом говорит четкая пространственная закрепленность его в красном углу. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом.

В обычное, время на столе могли находиться лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью. В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой".

Под иконами находилось самое почетное в избе место, в обычные дни оно принадлежало главе семьи. Рядом с хозяином, на "мужской" лавке, тянувшейся вдоль правой стены к выходу, садились по старшинству его сыновья, на "женской", идущей вдоль фронтона, - дочери; хозяйка размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. По праздникам сюда усаживали наиболее уважаемых гостей, например, священника. На свадьбе – жениха и невесту.

Музейка: Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ, как правило, с клеточным узором или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Музейщик: Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Изголовье или подголовник - это подставка под голову, на которую клали подушку. Постели убирались понаряднее в праздники или на свадьбах, попроще в обычные дни. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре. У людей среднего состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

Музейка: Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках. Люльку обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Музейка: Сундуки - обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие: длиной до 2-х м и маленькие: 50-60 см Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом. Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленый или красный) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

Учитель: Ребята! А, как вы думаете, для чего предназначался сундук? (На сундуках спали, сидели, в нем хранили одежду). Если мы заглянем в бабушкин сундук, то увидим там рубахи, домотканые полотенца (рушники), скатерти, сарафаны, кружева, подзоры. Сколько здесь вещей. Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – «скрынях» дорогие сердцу предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

Больше всего у нас в музее рушников. Их много хранится в деревнях. Полотенце на Руси имело не только прямое назначение - вытираться после умывания. Оно играло и обрядовую роль: на него принимали новорожденного, обвязывали жениха и невесту на свадьбе. Вышитый рушник считался лучшим подарком. Женщины ткали десятки рушников. Украшали их вышивкой или самодельными кружевами. На полотенцах вышивали разные символы и обереги. Эти узоры пришли к нам из далекой древности.

Музейщик: Ребята обратите внимание, какой красивый старинный ковер храниться в нашем музее. Такие ковры называют «Курскими», т.к. центром производства была Курская губерния, куда входил и наш край. Это ковер конца 19 века, так как именно в это время изменился узор безворсовых самотканых ковров - старинный геометрический рисунок заменился цветочным растительным - розы, мак, шиповник. Краски на нашем ковре по-прежнему яркие, так как нити мастерицы красили натуральными красками. Фон у ковра, как это характерно для нашего края - черный и на нем яркие розы, целый букет. Почти все пространство ковра вокруг занято цветами и трудно представить, что такую красоту делали в домашних условиях простые крестьянки.

Ткали не только ковры, но и дорожки, половики (от слова "половица"). По полу в избе тянулись радужные домотканые дорожки. Они и впрямь своей формой напоминали дорогу, стелющуюся по земле. Простые стелили на полу. Понаряднее и поярче - накрывали лавки, скамейки, сундуки.

Учитель: Ребята как вы думаете, на чем ткали хозяйки в старину? Правильно на ткацком станке. Занимал в избе значительное место, деревянный ткацкий стан – кросно, на нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Учитель: Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек. Каждый экспонат – это наша память. Ребята посмотрите, вокруг какие еще экспонаты вызвали у вас интерес? Дети находят предметы: ступа, прялка, ухват и т.д. Музейка и Музейщик рассказывает о каждом предмете.

Музейщик: Ступа и пест приспособление для растирания и размельчения различного рода продуктов: соли, перца, сала, чеснока, мака. Выдалбливались из дерева, изготавливались из луженой меди, латуни. Металлические ступки представляли собой круглый сосуд. Деревянные ступки могли представлять собой невысокие широкие чашки с ручкой. Пестики имели форму стержня с круглой рабочей частью. В русских деревнях в повседневном хозяйственном быту использовались в основном деревянные ступки. Металлические ступки были распространены в городах, а также в богатых семьях крестьян. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели. Сейчас ступка нечасто используется в хозяйстве, все больше в ход идут электрические мельницы да кофемолки. Прогресс не стоит на месте. Но помнить о традициях предков все, же стоит.

Учитель: Ребята как вы думаете, о чем говорят эти поговорки о ступе и пестике?

    Семью пестами в ступе не утолчёшь (О сильном, здоровом человеке)

    Пестом в ступе не поймать (О находчивом, изворотливом человеке)

    Пестом погладить кого-либо (Избить, поколотить кого-либо)

    Пестом воду в ступе толочь?(Заниматься пустым бессмысленным делом)

Музейщик: Ухват или рогач - приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки и горшки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. С ухватом имели дело, как правило, только женщины, так как приготовление пищи, да и вообще все, что связано с печкой, было женской заботой. Он считался печным инвентарем и всегда был под рукой у хозяйки, в случае незваных гостей ухват мог применяться и в качестве оружия. Про ухват говорили: «Хвать за ухват, ан в люди бежать!»; «С ухватом баба - хоть на медведя!»; загадывали загадки: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет»; «Кривой бельмес под горшок залез». Некоторые чугуны были в объеме до 2-х ведер, женщина что бы поднять такой чугунок в печку на ухвате должна обладать хорошей физической силой.

Музейка: Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар, или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение занимала большую часть в году, длилось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, плохой приметой считалось упасть с прялки во время катания.

Музейка: Давайте подумаем, что означают мои поговорки о прялке?

    У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

    Прялка не Бог, а рубаху дает

    Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

    Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь. (Ответы детей)

Учитель: Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Сундук, самовар, прялка, картины - какое многообразие вещей представлено в нашем музее. Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью. Их называли печной утварью. В русской деревне употреблялась гончарная, деревянная утварь, а так же изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов, приобреталась на ярмарках. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. В русской деревне утварью называлось "украшение, убранство, наряды, драгоценности... Все движимое в доме, в жилище, особенно мебель... посуда и украшенья... ". В. И. Даль в своем словаре приводит старорусские значения слова: утварь – творить, утваряти, утворити - убирать, наряжать, украшать... сотворить, сделать.

Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения косметических принадлежностей.

3. История старинных вещей

Учитель: Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны, нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Ребята! а теперь давайте посмотрим ваши домашние заготовки. Дома вы должны были подобрать загадки о крестьянской утвари, и подготовить небольшие истории о старинных вещах.

Из далёкой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь

И рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

1 лектор: Послушайте мою историю о старинном предмете. Но сначала отгадайте загадку, о каком предмете пойдет речь:

У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,

И хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк,

В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.

Это самовар. Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Иваном и Назаром Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими – дорожными и большими – трактирными. Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках.

    Разошелся как холодный самовар.

    Приходите самоварчика поставим, а уйдете – чайку попьем.

    С самоваром - буяном чай важнее и беседа веселей.

    Самовар кипит – уходить не велит.

    Как в самоваре, так кипит жизнь наша.

    Выпей из самовара чайку - забудешь тоску.

Про самовар есть много песен, например в репертуаре Леонида Утесова была песенка: У самовара я и моя Маша, а на дворе совсем уже темно. (Прослушивание песни)

Первые самовары были медные, серебряные для богатых. В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения - буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян.

Итак, самовар - это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.

Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьёзные деловые вопросы, проходили семейные праздники и просто обычные обеды. Самовар был необходим в доме аристократа, и в трактире, и в простой крестьянской избе.

Учитель: Ребята какие еще загадки вы приготовили про самовар?

2 лектор: Новая посудина, а вся в дырах. Что это?

Это всем известные корзины. Корзины изготовлены из ивового прута. В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них. В корзинах ямщики перевозили важную почту. В такой корзине, возможно, лежали даже грамоты от царя. Такая корзина запиралась на замок. А когда ямщику требовалось куда-то отлучиться, он брал корзину с собой.

3 лектор: Мою старинную вещь редко встретишь сейчас, попробуйте отгадать. Два брата пузатеньких под гору бегут,

Один горбатенький их за вихор держит.

Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет ни заря пошёл, согнувшись со двора .

Это что такое? Правильно, коромысло . Какие загадки вы приготовили про эту старинную вещь?

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.

Учитель: Какие пословицы или поговорки вы слышали?

    Дым коромыслом (разг.) - шум, гам, беспорядок.

    Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

    Не шагай через коромысло, корча потянет.

    Поднял весь дом коромыслом.

    Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!

    Пыль столбом, дым коромыслом - а изба не топлена, не метена!

4 лектор: О чём эта загадка?

Спинка есть – брюха нет, голова есть – да без мозгов,

Уши есть да не слышит, подвяжешь - идёт, развяжешь – лежит.

Правильно, это лапти. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека – значит, заперты. Ночью их снимали с ног, вот и открыты.

След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такая удивительная обувь была у наших односельчан в старину. А ещё про лапти говорили: «Весь в крестах, а почёта нету». Как видно из загадок, к лаптям в народе относились снисходительно. Лапти снашивались очень быстро, становились дырявыми, и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до двадцати пар. Хорошо, что и сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой.

Учитель: Из чего же плелись лапти? Правильно, из лыка. Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?». Получается, что за лапти не надо было ничего платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможности приобрести сапоги. Недаром, в сказках часто встречаются выражения: «Иван – лапотник», «Иван горемыка – из лапотного лыка», которые произносятся с усмешкой и сочувствием. А выражение «Вместо головы у тебя лапоть» стало обозначать глуповатость, простоту, нерасторопность обладателя такой головы. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью - специальных мастерских не было очень долгое время.

5 лектор: Угадайте о чем моя история?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар – пеленаться стал.

Это история про глиняный горшок . На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом. Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, в печи обжигают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили.

Учитель: Из глины помимо горшков делали много различной посуды: кувшины, крынки, чарки, миски. Их вы так же можете увидеть в нашем музее

6 лектор: У горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.

Чернец – молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Небывалыми колдовскими способностями славился чугун. Сделанная из него посуда, по поверьям, приносила удачу. Чугунная посуда придавала своему хозяину новые силы и сохраняла старые. Вот ведь, поел человек из чугунка – у него тут же второе дыхание открылось. Так что, если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту прадедов и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородках. И удаль богатырская будет вам обеспечена. Женщины, готовя обед, приговаривали: "Чугун-чугунок мой, вари, печаль-тоска горькая, пропади…"

7 лектор: Угадайте, что это такое? Плывёт паром, уголь в нём . Или вот еще:

В Полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход. То назад, то вперед.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать!
Да, это утюг.

А теперь послушайте мою "горячую" историю. Мы привыкли к современному утюгу - легкому, из пластика, но раньше утюги были совсем другими. Существовало много приспособлений для глажения, с которыми мы в повседневной жизни не сталкиваемся, и уже про них забыли. Точно никто не знает, когда и кто изобрел то, что принято теперь именовать утюгом. Скорее всего, он появился тогда, когда появилась одежда из ткани. Хотя археологи утверждают, что шкуры тоже гладили - отполированной костью мамонта. Первым устройством для глажения белья, скорее всего, был плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках древних людей процесс глажения запечатлен так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом.

В России бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька.

На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски.

Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Гладили в России белье также и «гавками» – стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой. Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами.

Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века. До этого одежду гладили инструментом очень похожим на большую сковородку. Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли, они нагревали утюг, и можно гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать. В отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. Этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Со временем стали пользоваться двумя утюгами: пока один нагревался на печке, другим гладили. Утюг изготавливался в кузнице кузнецом, это видно по зазубринам и неровностям на его боках. Есть утюги с узорами, с интересным замочком.

Чугунный утюг разогревался очень долго - не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки.

Утюги были дорогой вещью. При литье их украшали орнаментом, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Иногда утюг даже выставлялся на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем гостям. Для особо знатных особ могли изготавливаться утюги самых причудливых форм.

Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук. Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды - манжет, воротничков, кружев - пользовались маленькими утюжками, размером всего лишь с пол-ладони.

Рефлексия: (Детям раздаются конверты с загадками)

Дети отгадывают загадки и находят в избе предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в доме, как его использовали. Лекторская группа, Музейка и Музейщик помогают, если у ребят возникают трудности в объяснении.

Учитель: Ребята, мы сегодня побывали в музее нашей школы, подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке. Ответы запишите в карточку.

Сегодня на уроке я узнал:

(3 новых слова)

Сегодня на уроке мне особенно понравились:

(3 интересные вещи)

Сегодня на уроке меня удивили:

(3 уникальных предмета)

Сегодня на уроке мне запомнились:

(3 выражения)

4. Итог урока.

Учитель: Спасибо, нашим хранителям старины: Музейки и Музейщику! Спасибо за подготовку лекторской группе! Спасибо и Вам ребята.

Вижу, вы хорошо усвоили наш урок.

Спасибо за урок. До свидания!

Внеклассное занятие или классный час по теме «Убранство русской избы» рекомендуется к проведению и включает в себя помимо подробного сценария, также и наглядную презентацию.

Немалую роль имеет воспитательный момент внеклассного занятия «Убранство русской избы», в ходе которого воспитывается уважительное отношение к традициям, старине, интерес к национальной культуре русского народа.

Убранство русской избы — описание хода мероприятия

Поприветствовав учащихся, учитель, прежде, чем сказать тему внеклассного мероприятия «Убранство русской избы», загадывает ребятам загадку, ответом на которую и является слово — изба. Именно в русскую крестьянскую избу и предстоит виртуально, и в ходе диалога, окунуться школьникам вместе с учителем.

Учащиеся начальной школы приглашаются на своеобразную в обычный русский дом и знакомство с его традиционным убранством, а также предметами крестьянского обихода и быта.

В сопровождении слайдов презентации учитель рассказывает о том, что порог в избу обычно делался высоким, а дверь — низкой. И сооружалось это с той целью, чтобы с улицы меньше дуло в холодное время года. При входе не было принято стучаться, и, как правило, пришедший изрекал: «Мир вашему дому» или же «Здорово живёте» . А если же хозяева были заняты работой, то приветственным изречением были слова «Бог в помощь» .

Печь как важнейший атрибут убранства русской избы

В обычной русской избе, зачастую, жила всего одна семья, но в количестве до 10-12 человек. Ещё две загадки задаются школьникам про один из наиболее важных атрибутов избы — печь. И, несмотря на то, что в русской избе располагалась только одна комната, практически половину её занимала именно печь.

Считалось, что без печи и изба — не изба. Кашу приготовить, хлеб испечь, тепло на всю избу и, даже спать на печи можно. И неспроста длинными зимними вечерами и млад, и стар, коротали время, рассказывая друг другу сказки и прибаутки. А кого уже одолеет болезнь, считалось лучшим средством — попариться в русской печи.

На этом этапе можно предложить младшим школьникам вспомнить: — В каких русских народных сказках печь является одной из главных героинь? Вспоминаем сказку «Гуси-лебеди» , в которой девочка просила помощи у печи — укрыть её, за что должна была съесть испечённые печью пирожки.

В другой сказке описывается изба, углы которой затрещали, и крыша также зашаталась. А стена даже вылетела под натиском печи, что пошла самостоятельно по дороге к царю. Конечно же, ребята вспомнят сказку «По щучьему велению» про Емелю и щуку.

Кроме того, в сопровождении слайдов презентации, вспоминаем ещё одну сказку о печи — «Жихарка» . В ней хитрая лиса сама попала в печь, уступив маленькому мальчику в хитрости, сев на лопату.

Домовой и Красный угол — также элементы убранства русской избы

Продолжая рассказ о печи, нельзя не вспомнить и домового, которого считали покровителем домашнего очага, живущего за печью. Теперь можно и немного поиграть. Игровую физминутку выбирает учитель на своё усмотрение, а автор данного сценария предлагает для выбора водящего в игре, использовать считалочку про Домового.

Продолжаем рассказ об атрибутах избы, сообщая присутствующим о самом почётном месте в ней, которое именовали «красным углом» . Название «красный» происходит от слова «красивый» или «главный» . Располагался этот красный угол напротив печи на солнечной стороне, чтобы входящий у самого входа в избу смог увидеть это место. По этой причине в красный угол помещались образы святых, иконы, красивые вышитые полотенца, свечи или лампадки, букет из вербы. Сажали в этом месте наиболее дорогих из гостей, а за обеденным столом обычно здесь сидел глава семьи.

В старые времена окна избы не занавесились, и любой прохожий мог легко заглянуть внутрь с , что не считалось неприемлемым. За исключением лишь печи, всё находящееся в русской избе было изготовлено из дерева. Мебель, как неотъемлемая часть, составляющая «Убранство русской избы», была представлена следующими предметами: стол, скамьи, посудные полки, лавки, сундуки, колыбели (люльки ) и другое.

Технологическая карта урока.

Тема урока: Убранство русской избы.
Предмет: изобразительное искусство.
Класс: 5 класс.

Базовый учебник: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013. – 20 с.
Цели урока: Продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения деревянного дома
Образовательные
Способствовать получению учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомиться с традиционным жилищем северных народов; создавать фрагмент украшения деревянного дома в процессе выполнения творческой работы
Развивающие
Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи.
Воспитательные
Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, формировать умение эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Основные понятия Изба, клеть, подклет, конь-охлупень, доски-причелины, фронтон, наличники, орнамент
Межпредметные связи Искусство, история
Ресурсы Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; таблицы с изображением элементов традиционной избы; таблица изображением традиционного жилища северных народов.
Методы Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Планируемые результаты
Метапредметные:
ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов Рос¬сии;
Предметные: умение выявлять в произведениях крестьянского при¬кладного искусства тесную связь утилитарно-функционально¬го и художественно-образного начал, конструктивного, деко¬ративного и изобразительного элементов, формы и декора.
Личностные: развитие эстетической потребности в общении с народ¬ным декоративно-прикладным искусством, творческих спо¬собностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображе¬ния и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных на¬выков в процессе совместной практической творческой дея¬тельности.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.
Орг. мом. (1-2 мин) Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-настрой на урок. Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: уметь организовать место занятий.

2. Актуализация знаний. (5 мин) Беседа о древних корнях народного искусства.
-«О чем мы говорили на прошлом уроке?»
-«Где также использовал народ данные символы?»
-«Как называл свой дом русский народ?»
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба». -«О древних символах народного искусства»
-«На предметах ан одежде, в украшении дома»

Объясняют смысл понятия «Изба».
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

3. Постановка проблемы и учебной задачи.
(5 мин) --Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока?
- Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? -«Убранство русской избы»-
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания.
-«Познакомиться с традиционным жилищем русской избы, его деталями»
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

4. Открытие нового знания.
(7-8 мин.) Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы».) Рассказ о традиционной избе.
Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении жилища крестьянина.
Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением.

5. Первичное закрепление
(4 мин) Работа с учебником стр.29.
-«Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?»
-«О чем может поведать трёхчастная структура северной крестьянской избы, её декор?
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали. Участвуют в диалоге.
-«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься».
-«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром». Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные: управлять своей деятельностью
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(15 мин)
-«При помощи акварели или, гуаши изобразите фрагмент украшения деревянного дома - наличник. Сделайте украшения наличника затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию». Рисование наличника. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.
Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.
7. Включение в систему знаний и повторение.
(7 мин) -«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием).
-«Что нового вы узнали на уроке?»
- «Какова была тема урока?»
- «Какова была цель вашей деятельности?»
- «Вы достигли поставленной цели?»
- «С каким новым понятием вы познакомились на уроке?» Выставка рисунков.
Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Ответы учащихся Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения.
Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
8. Рефлексия учебной деятельности.
(2 мин) Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы:
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
-«Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке».
(карточки-смайлики) Ответы учащихся Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
9. Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. Запись д/з в дневник. Личностные: ценностно-смысловые ориентиры.

Раздаточный материал.





Самоанализ
Данный урок является вторым по счёту в разделе «Древние корни народного искусства» программы предмета Изобразительное искусство. При планировании урока были учтены следующие факторы: возраст детей, учебные и психологические особенности школьников.
Данный урок связан с предыдущим и работает на последующие занятия на тему: «Внутренний мир русской избы», «Конструкция и декор предметов народного быта», «Русская народная вышивка» и «Народный праздничный костюм».
На уроке применялись такие методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, метод фронтальной организации учащихся, мотивации учебной деятельности, познавательно-рефлексивный.
На занятии использовались различные формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.
С целью повышения качества образования учащихся на уроке использовались компьютерные технологии.
Тип данного занятия - открытие нового знания, поэтому оно имеет следующую структуру:
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы и учебной задачи.
4. Открытие нового знания.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности.
9. Домашнее задание.
На этапе самоопределении к деятельности урока был использован приём эмоционального настроя обучающихся на работу.
На этапе актуализация знаний для актуализации знаний был использована проблемный диалог по вопросам предыдущего занятия помог перейти к новому материалу. Таким образом, на уроке были созданы условия для активной деятельности учащихся.
На этапе постановки проблемы и учебной задачи дети рассказывали об истории происхождения слов, читали учебник, выявляли тему, была проведена работа в парах.
Виды речевой деятельности учащихся на занятии разнообразны: слушание, чтение, диалог. Закрепление нового материала было дано в форме практической самостоятельной работы. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Проведение физминутки способствовало снятию усталости у учащихся.
На протяжении всего занятия было организовано диалогическое общение с учащимися. Учащиеся свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
В конце занятия был подведен итог работы над темой, проведена рефлексия, тем самым направив учащихся на обратную связь.
Выбранная мною структура занятия и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Метапредметный подход на занятии осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из уроков истории и искусства.
Задачи занятия реализованы, программные требования учтены.
Можно сделать вывод, что данная форма занятия позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы