Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Объективные признаки преступлений экстремистской направленности.

Объект преступлений экстремистской направленности - это различные по своему характеру общественные блага, на которые посягает экстремистская деятельность. Единого родового и видового объектов преступлений экстремисткой направленности не существует, что обусловлено многообразием видов экстремистской деятельности. Опираясь на Указание Генпрокуратуры РФ, в котором перечислены преступления экстремистской направленности, можно выделить три родовых объекта:

· личность человека - ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119;

· общественная безопасность и общественный порядок - ст. 213, 214;

· государственная власть - статьи 280, 282, 282 1 , 282 2 УК РФ.

Это говорит о том, что данные противоправные деяния посягают на три самые существенные блага современного общества, которые ставят преступления экстремистской направленности на одно из самых приоритетных мест в системе уголовно-правого регулирования.

Следует обратить внимание на то, что большинство преступлений экстремистской направленности является двуобъектными. Как правило, это характерно для тех составов, в которых экстремистский мотив выступает в качестве квалифицирующего признака. Например, ч.2 статья 105 УК РФ - жизнь человека, ч. 2 статьи 111 УК РФ - здоровье человека и другие, где данные объекты выступают основными. Но в силу специального мотива совершения преступлений экстремистской направленности, помимо основного объекта они посягают на равноправие людей, их личное и коллективное достоинство.

Именно наличие дополнительного объекта в виде равноправия людей независимо от их личных свойств позволяет: объединить различные по своим характеристикам противоправные деяния в общее понятия «преступления экстремистской направленности»; назначать виновным более жесткие виды наказания; отграничить менее тяжкие деяния от более тяжких.

Все экстремистские преступления независимо от родового, видового, а также основного непосредственного объектов, всегда имеют один общий объект посягательства - закрепленное Конституцией РФ формально-юридическое равенство физических лиц независимо от разных личных свойств. Однако, сводить объект экстремистских преступлений исключительно к положениям Конституции неправильно, поскольку между последней и Уголовный кодексом РФ есть определенные несоответствия. Рассмотрим эти противоречия поподробнее.



В Конституции РФ гарантии равенства содержаться в трех статьях, а именно в: ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 29 Конституции РФ. В соответствие с указанными статьями в России:

· Запрещается создание и деятельность общественных объединений, действия и цели которых направлены на разжигание расовой, национальной и религиозной розни;

· Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

· Закрепляется принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Таким образом, исходя из буквального толкования текста Конституции РФ видно, что в ней не содержится признака объекта разжигания розни по отношению к какой-либо социальной группе, отраженный в УК РФ. Тем не менее, именно формулировка статьи 19 Конституции РФ «другие обстоятельства» дает основание говорить, что преступления экстремистской направленности имеют своим непосредственным объектом закрепленные Конституцией РФ положения. По этой причине, данная статья является единственной, которая хотя косвенно, но указывает на недопустимость совершения действий по мотиву ненависти и вражды в отношении социальной группы.

Следовательно, объектом преступлений экстремистской направленности является гарантированное Конституцией РФ равноправие людей независимо от политической, идеологической, расовой, религиозной принадлежности, а также подразумеваемое равноправие между социальными группами.

Субъективные признаки преступлений экстремистской направленности.

Субъектом преступлений экстремистской направленности, как и любого другого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. УК РФ различает вменяемых в зависимости от возраста. Так, по общему правилу субъектом экстремистского преступления может быть лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282 2 УК РФ). Наряду с этим, по отдельным категориям преступлений возраст уголовной ответственности составляет четырнадцать лет. В статье 20 УК РФ представлены пять таких составов преступлений экстремистской направленности: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ).

Такая позиция законодателя обусловлена ростом числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных лицами данной возрастной категории. По данным Генпрокуратуры РФ за первое полугодие 2009 года 27 % осужденных за преступления экстремистской направленности были несовершеннолетние, из них 20% лица до шестнадцати лет. Таким образом, экстремистская преступность имеет тенденцию к «омоложению».

Также, преступления экстремистской направленности могут быть совершены специальным субъектом - лицом с использованием своего служебного положения, что является квалифицирующим признаком (ст. 282 и 282 1 УК РФ). Служебное положение предполагает наличие профессиональных функций и полномочий, что также влияет на возраст преступника, так как с соответствие с российским законодательством лица могут заниматься трудовой деятельностью (в том числе и связанную с обладанием служебными полномочиями) после достижения совершеннолетнего возраста. А по отдельным профессиональным сферам возрастной ценз еще выше.

В тоже время, отсутствует четкая формулировка, что же понимать под использованием служебного положения. В научных трудах, есть мнения, что при квалификации служебных, в том числе и экстремистских преступлений, необходимо использовать определение должностного лица, содержащееся в примечание к ст. 285 УК РФ. Определенную ясность в этом вопросе внес Пленум ВС РФ, где под должностным положением понимается значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинение иных лиц, в отношение которого осуществляется руководство должностного лица. Во многих научных работах указывается, что в понятие «служебное положение» следует включить не только служебные полномочия, но и авторитет, что расширяет толкование этого квалифицирующего признака.

Таким образом, требование к возрасту уголовной ответственности выделяет три группы преступлений экстремистской направленности: преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет (статьи 105, 111, 112, 213, 214 УК РФ); с 16 лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282.2 УК РФ); не ранее 18 лет (ч. 2 ст. 282 УК РФ и ч. 3 ст. 282.1 УК РФ).

По данным статистики по отдельным преступлениям возраст уголовной ответственности существенно завышен. Увеличивается количество преступлений по ч. 2 статей 116 и 117 УК РФ, совершаемых в составе групп, в которых участвуют лица не достигшими 16 лет. Более взрослые члены молодежных групп вовлекают менее взрослых лиц для совершения деяний, связанных с побоями и истязаниями. В этом случае, члены таких групп, не достигшие 16 лет, освобождаются от уголовной ответственности. Однако, их деяния по-прежнему представляют высокую общественную опасность, а отсутствие должного наказания формирует чувство безнаказанности и вседозволенности у подростков. Так, 20-летний студент одного из ВУЗов вместе с тремя своими несовершеннолетними знакомыми в микрорайоне «Студенческий городок» избили двоих студентов - граждан Экваториальной Гвинеи. Поскольку двое из соучастников не достигли возраста уголовной ответственности в отношении них уголовное преследование было прекращено. По моему мнению, сложившаяся ситуация ставит вопрос о необходимости снижения возраста уголовной ответственности с 16 на 14 лет за преступления по ч. 2 ст. 116 УК РФ.

Особенность субъекта преступлений экстремистской направленности состоит не только в возрастном цензе, но и в характеристики личности виновного. Многие отечественные ученые занимались исследованием криминологической характеристики лиц, совершающих преступления экстремистской направленности и их классификации.

Так, Растокинский А.В. в зависимости от роли лиц, совершающих преступления экстремистской направленности в составе экстремистской группы, выделяет четыре вида таких лиц: хулиганствующие «попутчики»; посредственные или второстепенные исполнители; непосредственные или «идейные» исполнители и координаторы, составляющие «ядро» или «актив» экстремистской организации; лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от преследования. Её недостатком является то, что она относится лишь к групповому экстремизму, и не применима для индивидуального.

Так, Узденов Р.М. в зависимости от степени подверженности лиц, совершающих преступления, экстремистским воззрениям, выделяет их типы:

идейно-самостоятельный тип - личность, осознанно и целесообразно вступающая на путь экстремизма; «зависимый тип» (экстремист за компанию) - личность, чья социальная позиция формируется за счет активного внешнего воздействия микросферы, СМИ и других источников.

В зависимости от мотивов деятельности данные типы делятся на подтипы:

1) экстремист-хулиган - преследует цель экстремистского характера при наличии хулиганских мотивов, либо преследует цель хулиганского характера при наличии экстремистских мотивов;

2) корыстный экстремист - преследует цель экстремистского характера при наличии корыстных мотивов, и наоборот.

3) обычный экстремист - имеет цель и мотивы экстремистского характера.

Субъективная сторона преступлений экстремистской направленности выражается в вине и мотивах. Преступления экстремисткой направленности характеризуются умышленной формой вины, что обусловлено объективной стороной составов, которая состоит в совершении осознанных и целесообразных действий. Однако в зависимости от наступления общественно-опасных последствий объем умысла различен. В преступлениях с материальным составом, умыслом охватываются не только действия из экстремистских побуждений, но и последствия. Например, ч. 2 ст. 105 УК РФ умысел распространяется на действия - нанесения побоев и цель таких действий - лишение человека жизни. Для формальных составов преступлений достаточно чтобы умыслом охватывались лишь деяния. Так, для квалификации деяния по ст. 282 1 УК РФ достаточно умысла на создание экстремистского сообщества без достижения каких-либо результатов.

Отличие преступлений экстремистской направленности от смежных составов.

Наиболее характерным смежным составом является статья 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Между ним и составом статьи 282 1 УК РФ существуют общие признаки.

Во-первых, наличие понятия сообщества. К сожалению, в литературе и в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражена четкая позиция, что понимать под сообществом в смысле 282 1 УК - особый вид преступного сообщества, разновидность организованной преступной группы или самостоятельное понятие. Как было сказано ранее, экстремистское сообщество имеет общие черты и с организованной группой, и с преступным сообществом.

Во-вторых, формальный характер составов - оба преступления считаются оконченными с момента создания сообщества, независимо от того были ли совершены иные преступления, ради которых сообщество было создано.

В-третьих, конструкция двух указанных составов предусматривает ответственность за организацию, руководство и простое участие.

Ярко выраженной отличительной чертой является цель создания и деятельности сообщества. Если преступное сообщество имеет своей целью совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то экстремистское сообщество направлено на совершение преступлений экстремистского характера и не все их них являются тяжкими и особо тяжкими деяниями.

Следующим смежным составом, от которого необходимо отграничивать преступления экстремистской направленности, является - террористический акт (ст. 205 УК РФ). Прежде всего, эти преступления различаются по объекту посягательства. Непосредственным основным объектом состава п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ являются основы конституционного строя и безопасность государства, а дополнительным объектом выступают конституционные права и свободы граждан. Террористическая деятельность посягает на иные объекты. Непосредственным основным объектом является общественная безопасность, а дополнительным - жизнь человека, собственность, отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов власти.

Признаки объективной стороны состава ст. 282 УК РФ могут конкурировать с террористическим актом, если первое совершается с применением насилия или с угрозой его применения (взрывов, поджогов). Разница в том, что взрывы, пожары при террористическом акте всегда создают потенциальную опасность гибели людей, причинение имущественного ущерба либо иные тяжкие последствия. А так как состав ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды) является формальным, то необязательным является опасность наступления каких-либо последствий.

Последним отличительным признаком данных составов является цель. Преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ, совершается с целью возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды либо уничтожение человеческого достоинства, а целью террористического акты является воздействие на принятие решений органами власти. Если перечисленные в ст. 282 УК РФ цели достигаются путем совершения террористического акта, то содеянное квалифицируется по совокупности деяний, предусмотренных статьями 205 и 282 УК РФ.

Заслуживает внимания проблема отграничений публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности от подстрекательства к совершению иных преступлений. Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за призывы к осуществлению различных видов экстремистской деятельности, закрепленных в ФЗ «О противодействие экстремистской деятельности». Однако, каждое из таких преступлений может быть совершено в соучастии в форме подстрекательства, поскольку склонить другое лицо к совершению преступления можно различными способами, в том числе и публичными призывами. Тем не менее, между данными составами есть отличительные признаки. Во-первых, подстрекательство, совершенное путем призывов к осуществлению преступной деятельности должно быть направлено конкретному адресату. Так, призывы к совершению террористического акта, где известны время, место, против кого направлен и другие обстоятельства, не входят в состав статьи 280 УК РФ, а квалифицируются по ч. 4 ст. 33, ст. 205 УК РФ. Во-вторых, факт совершения преступления, к которому призывали. Так, состав ст. 280 УК РФ является формальным - преступление считается оконченным независимо от того было ли совершено преступление, к которому призывали или нет, а для подстрекательства важен свершившийся факт преступления. В-третьих, признак публичности. Если призывы по ст. 280 УК РФ должны быть доступны неопределенному кругу лиц, то подстрекательство к совершению преступления возможно, как публично, так и непублично. Поэтому, непубличные призывы к осуществлению экстремистской деятельности должны квалифицироваться как подстрекательство.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что преступления экстремистской направленности для нынешней Российской Федерации стали одной из внутренних проблем, угрожающих стабильности и национальной безопасности России. Решения проблем экстремистской преступности является одной из приоритетных задач государства, которая отражена в официальных источниках.

В рамках курсовой работы были исследованы наиболее сложные и актуальные вопросы, связанные с пониманием сущности и составов преступлений экстремистской направленности, на которые правоприменительная практика не может дать однозначного ответа. Таким образом, сложившаяся в изучаемой сфере обстановка обусловила следующие выводы:

1) Изучение вопроса, связанного с характеристикой личности лиц, совершающих преступления экстремистской направленности свидетельствует о том, что виновными в указанных деяниях чаще всего являются молодые, социально слабо адаптивные люди с высокими запросами и самооценкой, но не обладающие высоким уровнем образования и материальной обеспеченности.

2) Изучение изложенных в курсовой работе проблем требует внесения в Уголовный Кодекс РФ следующих изменений и дополнений:

· Изменить признаки объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 280 УК РФ так, чтобы в ней был отражен исчерпывающий перечень деяний экстремистского характера, призывы к которым криминализированы. При этом в указанный перечень деяний экстремистского характера не стоит включать публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность, так как оно уже криминализировано в статье 205 2 УК РФ;

· Снизить возраст уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 116 УК РФ, с шестнадцати на четырнадцать лет, так как этот возраст (14 лет) достаточен - лицо способно осознавать, что своими действиями причиняет боль потерпевшему. Поэтому список деяний, закрепленных в ст. 20 УК РФ, устанавливающий ответственность с 14 лет, должен пополниться ч. 2 ст. 116 УК РФ.

· Необходимо дополнить статью 282 УК РФ примечанием, в котором будет содержаться официальное определение социальной группы. Например: «социальная группа - это группа людей, которые в силу профессиональной деятельности, осуществления систематических совместных действий, а также в силу открыто выраженных личных, религиозных, политических и иных убеждений, имеют общие интересы или формы самовыражения, самоидентификации, не противоречащие закону».

· Для того, чтобы определение «экстремистского сообщества» соответствовало уровню законодательной техники Уголовного Кодекса РФ, необходимо закрепить в качестве примечания к статье 282 1 УК РФ легальную трактовку данного термина, которая бы раскрывала особенные черты, отличающие экстремистское сообщество от преступного сообщества и организованной группы лиц. Например, Экстремистским сообществом является структурированная организованная группа либо объединение организованных групп, осуществляющих свою деятельность под единым руководством, члены которой объединяются в целях совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности.

· Поскольку категория «унижение» имеет субъективной характер, в результате чего противоправные действия в отношение одних лиц будут являются унизительными, а в отношении других таковыми не являются, необходимо конкретизировать ситуацию и закрепить критерии унижения достоинства личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные правовые акты.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63 - ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. №11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

II. Учебная, научная литература.

5. Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: Автореф. дис. доктора юрид. наук. - Москва, 2008. - 38с.

6. Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. - 2-е издание. - М., 2010. - С. 55.

7. Леньшин Д.И. Преступления экстремистской направленности по уголовному праву РФ: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. -179с.

8. Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. - М., 2011. - 366с.

9. Доника Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России-2014-№3-С.6-8.

10. Ещенко С.А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы / С. А. Ещенко // Общество и право-2014-№ 2-С.11-15.

11. Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 37- 47.

III. Эмпирические материалы.

12. Агапов П.В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. - 2011. - №10. - С. 28-31

13. Бешукова З.М. К вопросу о понятии преступления экстремистской направленности // Общество и право. - 2011. - №1. - С. 35-38

14. Лаврин А.С. Сущностные черты преступлений экстремистской направленности // Грамота. - 2012. - №1. - С. 116-119


Доника Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России-2014-№3-С.6-8.

Леньшин Д.И. Преступления экстремистской направленности по уголовному праву РФ: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. –179с.

Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: Автореф. дис. доктора юрид. наук. - Москва, 2008. – 38с.

Ещенко С.А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы / С. А. Ещенко // Общество и право- 2014- № -С.11-15.

Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. - М., 2011. – 366с.

Агапов П.В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. - 2011. - №10. - С. 28-31

Лаврин А.С. Сущностные черты преступлений экстремистской направленности // Грамота. - 2012. - №1. - С. 116-119

Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 37- 47.

Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. – СПб: Питер, 2010. - С. 659.

Бешукова З.М. К вопросу о понятии преступления экстремистской направленности // Общество и право. - 2011.- №1. - С. 35-38

Экстремистской направленности - тема, которая в последнее время для охраны правопорядка становится все более актуальной. Понимание сути явления необходимо, чтобы правильно классифицировать совершенное деяние, следовательно, назначить за него меру наказания виновному. Корректная классификация, подробная проработка и раскрытие терминологии позволяют совершенствовать правовые нормы и развивать действующую законодательную базу, выявляя, ликвидируя пропуски в ней.

С чего начать?

Рассматривая общую характеристику преступлений экстремистской направленности, необходимо начать с положений УК. Указанная тема поднимается в статье 282.1, в примечании к ней. Здесь указано, что под рассматриваемым явлением следует понимать такие противоправные поступки, на совершение которых человека толкнула ненависть в силу причин принадлежности к расе, религиозной ветви, политической партии, идеологическому направлению, национальности. Также к указанной группе преступлений относятся деяния, совершенные по причине вражды с некоторой общественной группой. Следует говорить о преступных деяниях, если суть события подпадает под положения Особенной части УК, а также пункта "е" первой части 63 статьи УК.

Не менее важным и базовым документом для определения терминологии и понимания сути явления является ППВС о преступлениях экстремистской направленности, принятое летом 2011. В нем рассмотрены нюансы судебной практики применительно к обозначенной теме. Важно уделить внимание и Особенной части УК, а именно статьям под номерами 280, 282.

Объекты явления

Объект преступлений экстремистской направленности - социальные взаимоотношения, вступающие в конфликт с конституционным строем державы. Они нарушают суверенитет, идут вразрез с действующей политической системой. Сюда относят и те поступки, которые нарушают равноправие представителей разных рас и национальностей, религиозных конфессий и иных социальных групп. Объект рассматриваемой группы деяний - общественное согласие.

УК: статья 280

Анализ преступлений экстремистской и террористической направленности начинается с выявления причин произошедшего. Поскольку нередко это объясняется подстрекательством, сторонним призывом, стимулировавшим человека на противоправный поступок, в законы была введена отдельная норма, устанавливающая наказание за инициацию такого рода деятельности. Объективно рассматриваемое в указанной статье преступление имеет два основных значимых признака: призыв к совершению поступка должен быть публичным и стимулировать аудиторию сделать нечто, имеющее экстремистский характер. Указанные признаки должны присутствовать одновременно. Если хотя бы один из них отсутствует, состав преступления не полон, то есть событие нельзя рассматривать по 280-й статье.

Уточняя объективную сторону преступлений экстремистской направленности, необходимо четко понимать, что означает призыв к их совершению. Проявление должно быть внешним, а деятельность обвиняемого - четко целенаправленной. Призыв имеет своей целью повлиять на сознание аудитории, ее поведение, заглушить волю, дабы стимулировать на совершение некоторого поступка в интересах обвиняемого.

Призывы бывают самыми разными: в форме речи, написанного текста, демонстрации или изображения, плакатов. Адресатом в случае призыва является некоторая неопределенная совокупность людей. Если адресат - всего лишь один человек, случай не может рассматриваться как подстрекательство.

Продолжая тему

Рассматривая далее причины преступлений экстремистской направленности в виде призывов, необходимо обратить внимание, что в настоящее время в законах нет точной трактовки сути публичности явления, что рождает определенные сложности в применении положений и правил на практике. К примеру, чтение некоторого экстремистского текста: можно ли считать его призывом? Являются ли таковыми книги, изданные по авторским работам руководителей фашистских итальянских партий или немецких национал-социалистов? В момент чтения такой книги с ней знакомится лишь один человек, но неограниченное количество экземпляров не позволяет оценить, как велика охваченная аудитория, насколько много лиц ознакомятся с вопросом.

Еще один тонкий момент, связанный с определением преступлений экстремистской направленности - попытка их оправдать, наказуемая по закону. Публичное оправдание - это признание идей и их реализации корректными, нуждающимися в подражании и следовании им. Но уточнения публичности здесь нет, толкования слова в законах и других статьях не представлено, поэтому применение положения в реальности затруднено.

Актуальность проблемы

Почему предупреждение и раскрытие преступлений экстремистской направленности в настоящее время становится столь актуальным и проблематичным вопросом? Это связано с увеличением числа подобных случаев, а также с обилием жертв. В экстремизм, терроризм занимают все более значимое место. Для многих такие явления стали едва ли не обыденными. В некоторой степени это объясняется структурой общества, сформированного многочисленными группами, отличающимися друг от друга по определенным признакам, на основе которых может сформироваться вражда или ненависть. Как показывают исследования, отрицательные тенденции, связанные с таким неприятием группами друг друга, характерны не только нашей державе, но и ряду других стран. Политологи, социологи объясняют это глобализацией.

Преступления экстремистской направленности могут совершаться все чаще еще и по причине экономического кризиса планетарного масштаба - в его условиях ненависть к отличающимся людям, расизм становятся все сильнее. Избежать ухудшения ситуации, как отмечают специалисты, можно лишь совместными усилиями. Необходимо бороться с усилением нетолерантности, в том числе со страхом мусульманства, ненавистью к евреям. Важно учитывать, что в настоящее время немалую роль в распространении экстремистских идей играют новейшие технологии.

Настоящее и будущее

На основе юридического анализа преступлений экстремистской направленности была разработана Стратегия нацбезопасности. В ее положениях указано, что нацинтересы требуют исключения национализма, ксенофобии, сепаратизма, экстремизма. Это касается не только светской жизни, но и религиозных идей и движений.

В принятом на госуровне документе указано, что нацбезопасности угрожает экстремизм со стороны представителей групп, объединенных по признакам религии, этноса, нации и иным, если таковые действуют, дабы нарушить единство, целостность державы, стабильность обстановки внутри, как политической, так и общественной. Изучая этот документ, посвященный преступлениям экстремистской направленности, можно заметить, что стратегия обеспечения нацбезопасности, принятая для нашей страны, предполагает охрану конституционного строя, обеспечение стабильности благодаря совершенствованию работы правоохранительных органов. Бороться с преступлениями обозначенной группы необходимо в первую очередь превентивными методами, предупреждая их, пресекая, выявляя и определяя на фоне прочих негативных событий принадлежащие именно к экстремизму, терроризму. Впрочем, специалисты считают, что реализовать все указанные цели можно лишь в случае, если комплексно изучить само явление преступлений, а в настоящее время для этого все еще не собрано достаточно сведений.

Правовая база и актуальность борьбы

Как и многие другие страны, РФ согласилась с конвенцией, подписанной в Шанхае в 2001 и посвященной преступлениям экстремистской направленности. В документе все страны-участницы признали, что экстремизм угрожает безопасности человечества в планетарном масштабе, препятствует формированию между странами дружественных отношений, не позволяет человеку осуществлять свободы, права, обеспеченные ему законами. Сепаратизм, экстремизм, террористическая деятельность - угрозы для безопасности территории, стран, стабильности в аспектах экономики, общества, политики.

Еще одна конвенция, посвященная преступлениям экстремистской направленности, была принята четырьмя годами позже в Астане. В ней сформулировали задачи, указали на необходимость сформировать общие подходы к борьбе с указанными явлениями, а также отметили, что правовые нормы всех участников необходимо развить и привести к общему виду таким образом, чтобы борьба с терроризмом велась максимально эффективно.

Развитие проблемы

Не секрет, что преступления экстремистской направленности могут совершаться представителями самых разных социальных групп. В настоящее время проблема носит транснациональный характер. Экстремизм является серьезной угрозой безопасности для большинства держав, существующих в наши дни. Это не просто опасность для здоровья и жизни граждан, но и фактор, способный разрушить взаимоотношения между державами. Конфликты, противоречия, и без того не утихающие между разными государствами, под влиянием экстремизма, терроризма могут стать лишь еще активнее. Предположительно, справиться с этим должна помочь унифицированная правовая система предупреждения и противодействия указанному явлению. А это возможно лишь в случае, когда представители всех стран объединятся, чтобы внести работающие правки в законы держав.

Уголовно-правовой анализ преступлений экстремистской направленности показывает, что динамика ситуации во многом зависит от работы местной правоохранительной системы. Она определяет структуру таких событий. Задача органов охраны правопорядка - предупреждать и пресекать террористические, экстремистские деяния, выявлять и наказывать нарушителей. Речь идет не только о букве закона, но и реальных действиях, предпринимаемых на практике. Успеха можно добиться, зная специфические особенности, объединяющие большинство лиц, способных на указанные преступления. Понимая их психологию, можно результативнее подходить и к расследованию, и к предупреждению событий, а также более удачно сформировать процедуры наказания.

О признаках

Решать, относится ли некоторое противоправное деяние к классу экстремистских или террористических, можно, проанализировав его особенности и специфику. К преступлениям экстремистской направленности относятся деяния, направленные против общественных взаимоотношений, причиняющие им вред или претендующие на это. У объекта преступления есть основные и факультативные признаки. Первая группа - общественные отношения, охрана которых реализована через уголовное законодательство, вторая - предмет явления, потерпевший.

В последнее время популярностью пользуется идея проведения уголовно-правового анализа преступлений экстремистской направленности через деление объекта на четыре уровня: общий, род, вид, непосредственный. Есть и другой вариант: вертикальная классификация, в рамках которой типовой уровень делится на сложный, подобщий, составной, надродовый.

Непосредственный объект принято делить на основной, дополнительный, факультативный. Альтернативный вариант классификаций преступлений экстремистской направленности предполагает разделение объектов деяний на обязательные и прочие; при этом прочие делятся, в свою очередь, на обязательные, факультативные, альтернативные.

Это важно!

Как выше было указано, к преступлениям экстремистской направленности относятся деяния, направленные на дестабилизацию общественной обстановки. В то же время большая часть подобных событий посягает на личностные интересы. Страдает здоровье граждан, возможны летальные исходы, ущемляются свободы и права, регламентированные конституцией державы. Кроме того, в рамках события угнетается общественная безопасность, правопорядок в социуме, нравственность сообщества и централизованная власть, поскольку преступления направлены на подрыв безопасности страны и ее строя.

Причины и последствия

Почему в последние годы все чаще имеют место события рассматриваемого типа? Экстремизм, угрожающий нацбезопасности, тесно связан с общественными проблемами, социальными сложностями, нестабильной обстановкой в обществе. Молодые люди, пытаясь найти свой путь в этом мире, оказываются в условиях, когда прежние стереотипы уже потеряли свою силу, а новые соцотношения еще не сформировались достаточно четко. Это рождает растерянность и недоверие, негативный настрой и отсутствие веры в будущее, на фоне чего люди становятся более агрессивными. Преступления экстремистской направленности могут совершаться субъектом, нуждающемся в идеологии. Такие люди легко поддаются идеям шовинизма, участвуют в криминальной жизни сообщества.

Переломы, социальные потрясения, конфликты и кризисы - ситуации, которые рано или поздно возникают в истории любого социума. Они связаны с деформацией общества, изменением образа жизни. При определенных условиях возможно формирование ситуации, когда социум теряет ценности, ухудшается материальное благополучие, а перспективы будущего кажутся туманными. Противоречия в такой ситуации лишь углубляются, а экстремизм превращается в одну из самых актуальных проблем. Более того, в подобных условиях с ним крайне сложно бороться, а большинство мер неэффективны, в то время как деяния сильно подрывают и без того нестабильное общество.

Социальная жизнь и экстремизм

Предпосылками к совершению деяний, входящих в представленный в УК перечень преступлений экстремистской направленности (убийство, нанесение вреда, истязание, угрозы, вовлечение несовершеннолетних в такие поступки, организация массовых беспорядков) можно назвать кризис семьи и института воспитания. Ситуация складывается таким образом, что индивидуальность ребенка подавляется в ходе взросления, это сказывается на его инициативе. Свою лепту вносят и семья, и образовательные учреждения. Это провоцирует инфантилизм, прагматизм, отсутствие адаптации к социальной жизни. Человек, на которого повлиял комплекс факторов, может показать склонность к совершению деяний экстремистских, иных нарушающих законы и правила.

Задача предупреждения подобных событий возложена в первую очередь на государство, но пока не удалось разработать и внедрить меры, которые бы позволили решить проблему экстремизма. В прежние времена экстремисты продвигали антиконституционные идеи, выискивая последователей в среде обывателей, но в настоящее время гораздо выше доля тяжких преступлений.

Цели и критерии

Применительно к преступлениям рассматриваемого типа принято говорить о специальной вредоносности. Предполагается, что противоправные деяния в качестве основной цели преследуют нарушить основы конституции и спровоцировать ненависть между представителями разных наций, рас, конфессий. В ряде случаев этого добиваются, формируя движения, течения, объединения, распространяющие некоторую экстремистскую идею. Не всегда легко понять, относится ли продвигаемая идея к указанному типу - для этого необходимо организовать лингвистическую и политологическую экспертизу с привлечением психологов, специализирующихся на этой области.

Один из важных критериев, позволяющих определить принадлежность конкретного деяния к экстремистскому - противоправность. В норме деятельность любой группы лиц, если она связана с экстремизмом, запрещается законодательством. Не менее важный аспект - идеологическая направленность активности этой группы индивидуумов. Они отрицают взгляды других людей, оправдывают свою позицию некоторым учением, которое только они могут истолковать правильно и полностью. Чтобы объяснить свои поступки, виновные в преступлении могут даже отрицать положения собственной идеологии, если они противоречат логике действий.

Современные специалисты по юридическим наукам и психологии, социологии разделяют терроризм и экстремизм, поскольку не все события из первой категории вписываются во вторую. Террористы преследуют в первую очередь влияние на властные структуры; им могут быть присущи экстремистские взгляды, но такое условие не является обязательным.

О спорных моментах

В настоящее время представители разных ветвей власти не пришли к единому мнению относительно возможности классификации некоторых форм хулиганства как преступлений экстремистской направленности. В законодательстве возможность такого рода категоризации указана в 213-й статье, первой части, втором пункте. Не все специалисты по правовым дисциплинам, а также не все представители судебной власти согласны с корректностью включения такой статьи в законы. Аргументируя свою позицию, обычно апеллируют к сути хулиганства как явления: объектом такого преступления являются интересы, взаимоотношения, связанные с социальным порядком. Причислить событие к экстремистскому толку по закону можно, если при этом поступок может нарушить равенство лиц без учета их принадлежности к некоторой социальной группе. В такой ситуации в первую очередь ущемляются интересы, гарантированные УПК, и лишь опосредованно - интересы социального правопорядка.

Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что хулиганство, которое можно было бы отнести к экстремизму, по своей сути отличается в силу различия объекта преступления. Ряд законотворцев обращает внимание на недопустимость объединения в одну уголовную норму преступлений, для которых столь сильно отличаются направления.

О текущих проблемах

Основная преграда криминальному экстремизму в настоящее время - законодательство, УПК, криминологические средства. Перед обществом стоит задача создания систематизированного комплекса научных знаний на базе накопленного криминологией материала для расширения арсенала методов борьбы с экстремизмом.

Обращают внимание, что в последнее время в нашей стране в среднем количество преступлений экстремистской направленности росло приблизительно такими же темпами, как и прочих, но нельзя говорить об абсолютной точности статистики, так как вносились изменения в законы. Некоторые преступные деяния, прежде не классифицировавшиеся в качестве экстремистских, в настоящее время подпадают под такую категорию. Сложность применения законодательства в настоящий момент обусловлена фактом того, что применение оговоренных норм не имеет поддержки в виде осознания криминообразующих признаков, что приводит к некорректному отнесению определенного случая к иной категории и искажает статистическую картину.

Научный подход к криминалистике также не содержит единого решения относительно способа квалификации преступных деяний. На эту тему издано множество учебников и личных трудов, написаны статьи, диссертации и комментарии, но разность подходов в них столь существенна, что ситуация запутывается еще больше.

Проводя анализ статистической информации, прогнозируя, какими темпами рассматриваемая проблема будет развиваться в будущем, многие специалисты приходят к неутешительному выводу об отсутствии работающих методик предупреждения экстремизма. Только активизация общественной активности, привлечение внимания всего социума к проблеме позволит собрать необходимые ресурсы, дабы выработать результативные программы борьбы с экстремистскими преступлениями. Многие ученые считают, что в будущем нас ждет всплеск количества преступных деяний экстремистского характера, они станут более опасными, так как преступники постоянно ищут новые пути и формы, при этом явление по-прежнему будет латентным. Эксперты, занимающиеся этим вопросом, предлагают подходить к решению проблемы, корректируя законы, формируя комиссии по предупреждению и борьбе с экстремизмом, а также через контроль общественного мнения и воспитательную работу с подрастающим поколением.

Определение преступлений экстремистской направленности дано непосредственно в тексте Уголовного кодекса РФ (прим. 2 к ст. 282¹).

Следует отметить, что термин «преступления экстремистской направленности» был введен в Уголовный кодекс РФ в 2002 г. в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Однако общего определения преступлений экстремистской направленности законодатель не дал, вместо него в первоначальной редакции ч. 1 ст. 282 1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» был закреплен лишь перечень деяний, которые являлись преступлениями экстремистской направленности. К ним первоначально были отнесены деяния, предусмотренные ст. 148, 149, ч. 1 и 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ, если они были совершены по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой- либо социальной группы. Таким образом, законодатель использовал единственный, общий для всех преступлений экстремистской направленности признак, - экстремистский мотив, который мог быть выражен в одном из вышеперечисленных видов ненависти или вражды.

Сразу после внесения указанных изменений в Уголовный кодекс РФ возникла проблема, связанная с тем, что некоторые из основных преступлений были преступлениями небольшой тяжести (ст. 148, ч. 1 ст. 213, ст. 214, ч. 1 ст. 243), а создание экстремистского сообщества для совершения данных преступлений (по существу приготовление) - средней тяжести (ч. 1 ст. 282 1) или даже тяжким (ч. 3 ст. 282 1). Таким образом, российский законодатель не только признал подготовительную преступную деятельность оконченным преступлением и создал возможность привлекать к уголовной ответственности за приготовление к преступлениям небольшой тяжести вопреки положениям ч. 2 ст. 30 УК РФ, но и фактически признал подготовительные действия более опасными, чем сами преступления, что не могло не вызвать обоснованную критику. Помимо этого, собственно определения преступлений экстремистской направленности дано не было.

В 2007 г. ст. 282 1 УК РФ претерпела изменения: из диспозиции ч. 1 был исключен перечень статей уголовного закона. В то же время указанная статья была дополнена примечанием 2, в котором законодатель определил понятие преступлений экстремистской направленности: таковыми следовало считать преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Как мы видим, законодатель не предложил каких-либо иных критериев для определения преступлений экстремистской направленности, кроме мотива: экстремистский мотив так и остался главным и единственным признаком для всех преступлений экстремистской направленности. Понятия ненависти и вражды как оценочные признаки были сохранены. Одновременно был расширен круг преступлений, относимых к данной группе.

Таким образом, на данный момент мотив - это единственный критерий, позволяющий отнести то или иное преступление к группе преступлений экстремистской направленности. Но в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за экстремистские преступления, которые могут совершаться по иным мотивам. Это статьи, содержащиеся в главе 29 Кодекса - ст. 280, 282, 282 1 и 282 2 . В настоящее время к этой группе относятся и деяния, предусмотренные ст. 280 1 и ст. 282 3 УК РФ.

Важно отметить, что термином «преступления экстремистской направленности» законодатель оперирует только для определения экстремистского сообщества, которым, в соответствии со ст. 282 1 УК РФ является организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности.

Как мы видим, круг деяний, относящихся к экстремистской деятельности, значительно шире круга деяний, являющихся преступлениями экстремистской направленности. Кроме того, далеко не все деяния, относящиеся к экстремистской деятельности, являются уголовно-наказуемыми, а некоторые из них на данный момент вообще не являются наказуемыми.

На данном этапе исследования условно выделим два вида экстремистской деятельности: это уголовно-наказуемая экстремистская деятельность и иная экстремистская деятельность.

Термин «экстремистская деятельность», как уже отмечалось, используется в ст. 280 и 282 2 УК РФ. Данные нормы являются бланкетными, поскольку в рамках Уголовного кодекса РФ термин «экстремистская деятельность» не раскрывается и необходимо обращение к иному законодательству. Термин «преступления экстремистской направленности», как уже отмечалось, был введен в Кодекс, несмотря на наличие термина «экстремистская деятельность». В настоящее время в Уголовном кодексе РФ используются оба этих термина. Для чего же был введен термин «преступления экстремистской направленности» и почему законодатель при создании ст. 282 1 УК РФ, вместо введения нового термина, не обратился к уже существующему термину «экстремистской деятельности», как сделал это в ст. 282 2 УК РФ?

Выделение новой для уголовного права группы преступлений экстремистской направленности представляется нам положительным шагом в развитии норм, призванных противодействовать экстремизму, однако хотелось бы обратить внимание на несовершенство определения преступлений экстремистской направленности.

Итак, необходимо различать две группы преступлений, представляющих собой общественно опасные проявления экстремизма: 1) собственно экстремистские преступления, основным объектом которых являются основы конституционного строя и безопасность государства (государственные преступления) и 2) преступления экстремистской направленности, посягающие на иные основные объекты, но совершаемые по экстремистскому мотиву. При этом для преступлений второй группы экстремистский мотив может выступать конструктивным или квалифицирующим признаком, либо отягчающим обстоятельством, учитываемым судом при назначении наказания (п. «е» ст. 63 УК РФ).

Владимир Кашепов, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В последние годы в общественной жизни России возникло и получило распространение такое антиобщественное явление, содержащее угрозу национальной безопасности, как экстремизм. Его адепты не ограничиваются консолидацией системы общественно опасных взглядов и пропагандой антиконституционных теорий в целях их внедрения в общественное сознание. Многообразие теоретических антиобщественных взглядов выстраивается ими в своеобразную идеологию, находящую свое внешнее отражение в формировании различных организационных структур, ставящих своей целью осуществление экстремистской деятельности, вовлечение в нее представителей молодежи.

Активизация деятельности по созданию молодежных объединений экстремистской направленности не прошла мимо внимания политических партий, общественных объединений и основных органов печати <1>. В них описывалась деятельность "скинхедов", "Российского национального единства", Национал-большевистской партии, "Актива красной молодежи", различных религиозных сект. Все эти организации или по крайней мере многие из них стремятся расширить свое влияние, создают свои местные структуры и ячейки в регионах Российской Федерации.

<1> Грызлов Б. Экстремизм как угроза суверенной демократии // Российская газета. 2006. 15 декабря; Обращение членов Общественной палаты Российской Федерации к палатам Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу необходимости совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму // Российская газета. 2006. 7 июня.

Стремление внедриться в политическую жизнь страны, с тем чтобы оказывать противоправное влияние на ее развитие, представляет угрозу национальной безопасности России. Актуальность противодействия экстремистской деятельности во всех ее проявлениях требует, по нашему мнению, более пристального внимания со стороны законодательной власти, активизации правоприменительной наступательности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Требуется высококвалифицированное обобщение и анализ судебной практики отправления правосудия по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности в связи с многообразными фактами явно снисходительной оценки судами некоторых преступных деяний этой категории, вызвавших недоумение общественности. Основной вектор усилий идеологов этих организаций направлен на то, чтобы распространить свои взгляды и привлечь к своей деятельности морально неустойчивых представителей молодежи, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, склонных к своему жизнеутверждению не в созидательной, а в разрушительной деятельности <2>.

<2> Колонтаевская И.Ф. Психологические проблемы профилактики молодежного экстремизма // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: Сб. Ч. 1. Вологда, 2006. С. 66.

Экстремизм как идеология нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе выражается в совершении публичных противоправных действий. Он несовместим с утверждаемыми Конституцией РФ основами государственной и общественной жизни.

Общественная опасность экстремизма и таких его разновидностей, как ксенофобия в любых проявлениях, а прежде всего - в форме открытого насилия, представляет собой угрозу не только национальной безопасности России, но и международной стабильности.

Проявлениями экстремизма (по сути дела - агрессивной нетерпимости) являются этносепаратистские конфликты и дискриминация национальных меньшинств, насильственные конфликты между представителями разных культур и вероисповеданий, между различными политическими движениями, а в целом между несовпадающими системами идеологических убеждений. Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей.

Опасность экстремизма для национальной безопасности России и необходимость активного противодействия его проявлениям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, институтов гражданского общества требуют пристального внимания к состоянию законодательства и эффективности деятельности правоохранительных органов. Следует признать, что эта опасность оценивается не всегда адекватно не только средствами массовой информации, общественным сознанием, но и судебной практикой, отдельными представителями науки уголовного права. Одной из причин такого положения является отсутствие четкого законодательного определения понятий "экстремизм", "экстремистская деятельность", что в свою очередь негативно сказывается на активности и эффективности работы правоохранительных органов.

В настоящее время явно недостаточно проведения ими эпизодической предупредительной работы, а по сути весьма снисходительного отношения к фактам экстремистского поведения молодых людей, рассматриваемым как проявления простого хулиганства, вандализма и других деяний незначительной общественной опасности. При этом не учитываются характер внешних форм объективной стороны этих деяний и побудительных мотивов их совершения. Утверждению такой позиции сотрудников милиции и некоторых судей благоприятствуют, по нашему мнению, определенные издержки проведенной в начале века либерализации уголовной ответственности несовершеннолетних в части назначения наказаний (ч. 6 - 6.2 ст. 88 УК РФ) при декриминализации ряда составов (ч. 1 ст. 213, ст. 265 УК РФ), создания льготных условий при назначении условного осуждения (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ) и условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 93 УК РФ).

Противодействию преступлениям экстремистской направленности призвано содействовать установление уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).

Криминализация перечисленных деяний вызвала разные отклики. Большинство специалистов уголовного права восприняли эти новеллы положительно, рассматривая их как первый шаг в направлении активизации уголовно-правового противодействия реально существующему экстремизму, но были высказаны и иные суждения. Так, профессор В.В. Лунеев, фактически отрицая факт роста в стране опасности экстремизма, считает включение в УК РФ ст. 282, 282.1, 282.2 искусственной криминализацией политической и социальной мотивации, обусловленной лишь политическими соображениями и коррупционным лоббизмом. Этими статьями, по мнению В.В. Лунеева, политизируются хулиганство, вандализм, повреждение памятников "в целях нагнетания обстановки якобы растущего в стране экстремизма (чего не было даже в сталинские времена)". Противопоставляя рассматриваемые нормы УК РФ законодательной практике стран ЕС, где "не культивируется фашизм (?)", а внимание обращается на "обеспечение неприкаянной молодежи и подростков работой и учебой", названный нами автор фактически отрицает значение применения мер уголовно-правового воздействия для пресечения проявлений экстремизма <3>. Поддержать приведенную позицию представляется весьма сложным.

<3> Десять лет Уголовному кодексу Российской Федерации: достоинства и недостатки (научно-практическая конференция) // Государство и право. 2006. N 9. С. 108.

Конституция РФ обязывает государство гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19). Она не допускает пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Совокупность ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ представляет уголовно-правовое сопровождение утверждаемого Конституцией РФ национального, расового и религиозного равноправия всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации под защитой ее законов.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" признает таковой: а) деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; осуществление террористической деятельности; создание незаконных вооруженных формирований; возбуждение национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно вражды в отношении какой-либо социальной группы; б) публичное демонстрирование нацистской атрибутики, а также финансирование указанных видов деятельности либо иное содействие их совершению.

В этом достаточно обширном перечне правонарушений административная ответственность предусмотрена лишь за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ). Остальные экстремистские действия преследуются в уголовно-правовом порядке.

Направленность перечисленных деяний свидетельствует об их цели нарушить общественную безопасность в стране или регионе Российской Федерации путем возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды. Закон не указывает, в чем конкретно выражаются эти действия и в какой форме они осуществляются. Поэтому установление цели и мотива совершения представляется необходимым условием признания этих действий экстремистскими.

Неординарность устанавливаемого законодателем соединения преступных деяний, имеющих различные объекты посягательств, определяет особенности применения этих составов, сложности квалификации названных в них деяний. Они могут совершаться как по отдельности, так и в сочетании, вызывая проблемы определения характера совокупности преступлений (ст. 17 УК РФ). Сама структура размещения этих статей, последовательность их изложения в гл. 29 УК РФ представляется недостаточно обоснованной. Так, не определив содержания понятия экстремистской деятельности, в отсутствие легальной дефиниции экстремизма УК РФ устанавливает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ в ред. от 09.07.1999 и 25.07.2002). Объектами данного преступления являются конституционный строй РФ и общественная безопасность. Его объективная сторона выражается в активных подстрекательских действиях, совершаемых в устной или письменной форме, направленных на совершение преступлений против государственной власти и носящих публичный характер.

Публичность означает открытый характер призывов, обращенных к неопределенному кругу лиц с целью побудить массы людей совершить экстремистские действия или осуществлять экстремистскую деятельность. Преступление считается оконченным с момента провозглашения призывов в устной форме или с момента их распространения в письменной или изобразительной форме. При этом не обязательно, чтобы призывы были восприняты и реализованы.

Экстремистским сообществом УК РФ (ст. 282.1) признает организованную группу, создаваемую для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений экстремистской направленности, которые предусмотрены ст. 148, 149, ч. 1, 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ.

Анализ диспозиции ч. 1 ст. 282.1 УК РФ показывает, что в ней определяется цель организации экстремистского сообщества, расширяется круг мотивов совершения экстремистских преступлений путем включения в их перечень политической, идеологической ненависти. В отличие от положений ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ создание экстремистского сообщества предполагает цель совершения не только тяжких и особо тяжких преступлений, но и преступлений средней и небольшой тяжести. В этой норме конкретизируется цель создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества, которая предполагает разработку планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Однако при совершении преступления экстремистской направленности в форме хулиганства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ) или вандализма подлежит уголовной ответственности виновное лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Субъективная сторона этого состава характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный должен сознавать, что своими действиями унижает национальное достоинство или религиозные чувства людей или желает возбудить национальную, расовую или религиозную вражду. Вместе с тем особое значение при квалификации рассматриваемых деяний и установлении содержания субъективной стороны состава приобретает определение мотива этого деяния. При квалификации деяния как преступления экстремистской направленности необходимо установление одного из мотивов, указанных в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ. В этих случаях мотив утрачивает свой обычный факультативный характер и становится обязательным элементом субъективной стороны состава, подлежащим непременному доказыванию. Это означает, что основным отличительным признаком состава преступления экстремистской направленности закон признает наличие специального мотива или их совокупности, перечень которых определяется ч. 1 ст. 282.1 УК РФ.

В связи со сказанным мы не можем согласиться с позицией авторов комментария к УК РФ, утверждающих, что мотив преступления не влияет на квалификацию преступления по ч. 1 ст. 282 УК РФ и может учитываться только при назначении наказания <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004 (издание третье, дополненное и исправленное).

<4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2002. С. 702.

Действительно, совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды признается законом обстоятельством, отягчающим наказание (п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ) при совершении и иных преступлений. Более того, наличие этого мотива выступает в качестве квалифицирующего обстоятельства при совершении преступлений, предусмотренных п. "л" ч. 2 ст. 105 и п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ. Причинение вреда жизни или здоровью даже одного лица при совершении насильственных действий, указанных в ч. 2 ст. 282 УК РФ, требует квалификации этих деяний по совокупности.

Вместе с тем перечень этих мотивов, их содержание имеют иной смысл при квалификации деяния по ч. 1 ст. 282 УК РФ и нуждаются в ином к себе отношении. Экстремистский характер мотива совершения общественно опасного деяния необходимо устанавливать при расследовании преступления, в том числе с привлечением соответствующих специалистов. Характер мотива следует доказывать с использованием всех средств, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Наличие экстремистского умысла при совершении части вошедших в совокупность преступлений деяний не должно игнорироваться правоприменителем, не может перекрываться прямым умыслом более тяжких преступлений, сложившихся в совокупность.

Экстремистское сообщество рассматривается как особый вид специального преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), так как составляющая его организованная группа (организация) не отвечает всем указанным в ч. 4 ст. 35 УК РФ признакам.

Организация экстремистского сообщества является многообъектным преступлением и посягает на внутреннюю безопасность государства, его конституционный строй, права и свободы граждан, их национальные и религиозные интересы. Организация такого сообщества является формальным составом преступления. Данное деяние считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

Введение уголовной ответственности за создание названных объединений означает признание подготовительной преступной деятельности оконченным преступлением. Вступление в экстремистское сообщество рассматривается в ч. 2 ст. 282.1 УК РФ как участие в таком сообществе. Примечанием к названной статье, имеющим предупредительное значение, предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в таком сообществе, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является создание экстремистского сообщества, руководство им или участие в нем лица с использованием служебного положения.

Помимо организации преступного сообщества, уголовный закон предусматривает ответственность за организацию его деятельности, когда судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ). Так, в конце 2004 г. в подмосковном городе Химки были задержаны двое таджиков, пытавшихся сбыть 14 кг тротила "братьям по вере". По данным правоохранительных органов, оба являлись членами экстремистской группировки "Хиб-ут-тахрир аль Ислами" ("Партия исламского освобождения"). Эта законспирированная организация экстремистского толка, ставящая целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления путем создания "Всемирного исламского халифата", была основана в 1953 г. и первоначально ставила целью освобождение Палестины от израильтян. В дальнейшем ее руководство объявило джихад всем неверным. По данным правоохранительных органов, ее члены действуют с помощью воинствующей пропаганды, сочетаемой с нетерпимостью к другим религиям и целенаправленной работой по внесению раскола в общество. В феврале 2003 г. Верховный Суд РФ признал "Хиб-ут-тахрир аль Ислами" террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России. В Самаре сотрудниками областного УФСБ были задержаны двое граждан Киргизии и гражданин России. Все они были членами указанной организации. При проведении обыска у них были обнаружены граната, около 200 книг и брошюр, более 700 листовок на русском, узбекском и арабском языках, руководство по вербовке агентов. Как установило следствие, в состав группировки входили 15 человек. Они вели отчет о проделанной работе и поддерживали связь с членами организации в других странах, в том числе и через Интернет. По этому факту было возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282 УК РФ <5>.

Уголовная ответственность за организацию деятельности экстремистской организации или участие в ней после вступления в законную силу решения суда о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности наступает за неисполнение указанного решения суда. Таким образом, объектом названного преступного деяния выступает также установленный законом порядок исполнения судебных решений.

Изложенный краткий обзор особенностей содержания и правоприменения законодательства об ответственности за совершение экстремистских преступлений позволяет сделать вывод о неполноте законодательства в сфере уголовно-правового противодействия таковой. Необходимость его дополнения вызывается тем, что имеющийся в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" перечень признаков экстремизма уже не в полной мере соответствует новым угрозам и вызовам, которые возникают перед Российским государством и обществом в настоящее время.

Определенным шагом в этом направлении явился Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", которые касаются таких ее признаков, как воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, применение насилия в отношении представителей государственной власти, совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, национальной принадлежностью, вероисповеданием и др.

В связи с этим депутаты Государственной Думы РФ предлагают внести определенные изменения в УК РФ, расширив в нем перечень видов экстремистской деятельности и отнесения к ним, в частности, массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти или вражды. Как проявления экстремизма предлагается рассматривать (помимо ранее названных) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной принадлежности. Экстремизмом предлагается также признать создание печатных, аудио- и визуальных материалов для публичного использования, если в них содержится хотя бы один признак экстремистской деятельности. Автор данных материалов должен признаваться виновным в осуществлении экстремистской деятельности. Установление уголовной и административной ответственности за названные правонарушения потребует соответствующих изменений и дополнений норм УК РФ и КоАП РФ, что позволит усовершенствовать технико-юридическую форму и ранее принятых норм о противодействии экстремизму <6>.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы