Инструкция по приведению в действие пожарного крана
l. Область применение пожарного крана.
1.1 Пожарный кран внутреннего противопожарного водоснабжения предназначен для тушения водой:
Твёрдых горючих веществ (класс пожара А);
Электроустановок, электротокоприемников, электроустановочной арматуры и наружной электропроводки, находящихся без напряжения; загоревшейся одежды на человеке.
1.2 С помощью пожарного крана (при наличии других, более совершенных средств пожаротушения) не рекомендуется тушить:
Вещества, горение которых может происходить без доступа воздуха (алюминий, магний и их сплавы, натрий, калий, термит, целлулоид и т.п.);
Электронное оборудование (компьютеры, оборудование и т.п.);
Ценные предметы (документы, мебель и т.п.).
1.3 С. помощью пожарного крана запрещается тушить:
Жидкие горючие вещества (класс пожара В);
Газообразные горючие вещества (класс пожара С);
Электроустатновки, электротокоприёмники, электроустановочную арматуру и наружную электропроводку, находящиеся под напряжением, так как вода является проводником электрического тока;
Вещества, вступающие с водой в химическую реакцию, в результате которой выделяются горючие газы или образуется высокая температура, что, в свою очередь, может привести к воспламенению (кремнистое железо, карбид кальция, калий, гидросернокислый натрий, перекись калия, перекись натрия, сернистый натрий, негашеная известь, щелочные металлы и т.п.).
2. Порядок приведения действие крана
2.1 Сорвать пломбу на дверце пожаре того шкафа. Открыть дверцу пожарного шкафа. Достать пожарный рукав.
2.2 Подсоединить пожарный рукав к пожарному крану и пожарному стволу, если он по каким-либо причинам оказался не подсоединённым к ним.
2.3 В случае, если пожарный рукав находится в двойной скатке, размотать его, придерживая одной рукой за внешний виток смотанного рукава, с силой бросить вперёд перед собой в сторону очага пожара так, чтоб он полностью размотался без образования скруток и загибов.
2.4 В случае, если очаг возгорания находится рядом с пожарным краном, необходимо пожарный рукав полностью раскатать по свободной от огня площади помещения, без образования скруток и загиба, таким образом, чтобы пожарный ствол оказался возле очага возгорания.
2.5 Открыть пожарный кран поворотом маховика вентиля против часовой стрелки в положении «максимально». После открытия вентиля пожарного крана в положении «максимально», при наличии насоса-повысителя, нажать на кнопку включение насоса повысителя.
2.6. Взять пожарный ствол двумя руками и подойти к очагу пожара для тушения его, удерживав пожарный ствол в руках добиться компактной струи воды и направить её на очаг возгорания.
3. Тактические приемы тушения пожара
3.1 Для приведения в действие пожарного крана рекомендуется действовать вдвоём. В то время, когда один человек раскатывает пожарный рукав и подносит пожарный ствол к месту горения, второй осуществляет пуск воды.
3.2 При тушении твердых горючих веществ необходимо:
Подойти как можно ближе к месту возгорания, имея запас длины рукава, направить струю воды в основание пламени, контролируя результаты тушения и эффективность использования воды;
Продвигаясь вперед со стволом, направляя струю воды в места наиболее интенсивного горения, ориентируясь на видимые горящие конструкции и предметы, а не по дыму;
Направить струю воды навстречу распространению огня, в первую очередь, на те части конструкции, сгорание или изменение прочности которых при нагреве может вызвать обрушение всей конструкции или части сооружения;
При необходимости перемены позиции тушения временно прекратить подачу воды;
Перекрыть или отвести ствол в сторону мосле ликвидации горения.
3.3 При тушении хрупкой или стеклянной тары подавать на них только распылённую воду.
3.4 С целью исключения взрыва или воспламенения резервуаров с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими веществами, баллонов со сжатыми или горючими газами, установок и аппаратов, находящихся под давлением, охлаждать их распыленной водок равномерно.
3.5 При тушении открытых поверхностей деревянных конструкций волокнистых веществ (хлопок, бумага, вата и т.п.) применять: распыленные водяные струи.
3.6 Начинать тушение пожара необходимо в одном месте, не разливая воду по всему очагу возгорания. Только потушив огонь в одном месте, можно переходить на другой участок.
3.7 При тушении электроуставовок, электроприёмников, электроустановочной арматуры и наружной электропроводки, не находящихся под напряжением, струю воды нужно направлять непосредственно на источник пламени.
3.8 Горящую вертикальную поверхность необходимо тушить сверху вниз, так как неиспарившаяся часть воды, поданная на очаг горения, стекая вниз, смачивает, охлаждает и тушит поверхности находящиеся ниже.
3.9 При тушении пожара необходимо выбрать такую позицию, чтобы видеть очаг пожара и идти, по мере возможности, навстречу распространению огня, а не вслед за ним.
3.10 Если огонь разгорается внутри конструкций (под полом в перегородках), то необходимо их вскрыть (оторвать доски, сбить штукатурку), чтоб открыть доступ воды к огню.
3.11 Тушить очаг пожара необходимо в такой последовательности, чтобы его распространение в сторону, где имеются эвакуационные выходы, легковоспламеняющиеся и горючие материалы, баллоны с газами, поверхности окрашенные горючими красками, ценные документы и оборудование.
3.12 При тушении пожара необходимо следить за тем, чтобы путь к эвакуационному выходу оставался постоянно свободным от огня и дыма для личной эвакуации тушащего.
3.13 При наличии нескольких пожарных кранов и соответствующего количества людей необходимо проводить в действие краны одновременно, а не по одному.
3.14 После того, как возгорание потушено, необходимо в течении часов проследить за местом возгорания, чтобы не допустить повторного возгорания.
4. Меры безопасности при тушении пожара
4.1 При эксплуатации пожарного крана запрещается:
В помещении, которое не обесточено, допускать случаи попадания воды на электроустановочную арматуру (электоророзетки, электровыключатели, распределительные коробки и т.п.), наружную електропроводку, электросветильники;
Направлять струю воды на электрооборудование, находящееся под напряжением;
Прикасаться к электрооборудованию, находящемуся под напряжением.
Разработал
Согласовал
Опасность возникновения пожара
Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию,
перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию. При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.
Опасность опрокидывания крана
В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.
Опасность падения груза
Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, соблюдать технику безопасности. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
Безопасность работы ГПМ обеспечивается:
Расчётом и конструкцией крановых механизмов;
Расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;
Подбором тормозом;
Определением устойчивости кранов;
Расчётом металлоконструкции кранов при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;
Определением опасной зоны при работе ГПМ;
Подбором и расчётом устройств безопасности.
Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам строительных организаций следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:
неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;
перегрузки кранов при подъеме грузов;
· допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;
эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;
установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
· отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;
не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;
· допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.
Основой безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов является систематические обследования (проверки) состояния промышленной безопасности при эксплуатации подъёмных сооружений. Обследованию подвергается в целом всё предприятие или отдельные его участки (цехи), при этом каждое подъёмное сооружение, кроме кранов мостового типа и лифтов, должно быть осмотрено не реже 1 раза в 3 года.
Государственному надзору в обязательном порядке подлежат регистрируемые подъёмные сооружения. При наличие на предприятии надлежащего надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов осмотр кранов мостового типа может проводится в выборочном порядке, однако каждый кран должен быть осмотрен не реже 1 раза в 5 лет.
Безопасность в процессе производства работ по подъёму и перемещению грузов кранами обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на улучшение условий труда и техники безопасности на определённом участке производства работ. В зависимости от вида, объёма и сложности выполняемой работы, применения различных типов грузоподъёмных кранов, характера и условий производства принимаются соответствующие меры безопасности.
Условия безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ регламентируется проектами, технологией погрузки и разгрузки, технологическими картами складирования, схемами правильной строповки грузов.
Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при проведении погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Ростехнадзора, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида.
Установка, регистрация, испытание и техническое освидетельствование подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных приспособлений должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Ростехнадзором, и другой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
Не допускаются работы на грузоподъемной машине (кран, перегружатель кранового типа) при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте машины, а также при снегопаде, тумане, дожде, снижающих видимость в пределах рабочей зоны.
Не допускаются работы на грузоподъемной машине, если температура окружающего воздуха ниже значения, указанного в паспорте машины.
Подъёмно-транспортное оборудование, транспортные средства при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны быть в состоянии, исключающем их самопроизвольное перемещение.
Съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.) до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Подъёмно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования.
Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзший или зацепившийся.
III. Вредные вещества, пути их проникновения в организм. Классификация вредных веществ. Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Пути снижения опасности отравлений вредными веществами
Пары, газы, жидкости, аэрозоли, химические соединения, смеси при контакте с организмом человека могут вызывать изменения в состоянии здоровья или заболевания. Воздействие вредных веществ на человека может сопровождаться отравлениями и травмами.
Журнал ведется лицом, ответственным за исправное состояние кранов. Выписка из журнала за его подписью, утвержденная начальником цеха, передается начальнику смены. 8. Журнал приема и сдачи смен
Все указанные журналы должны быть пронумерованы и скреплены подписью лица, ответственного за их ведение.
Лица, ответственные за исправное состояние кранов, обязаны контролировать ведение журналов осмотра и своевременно устранять отмеченные в них недостатки.
Лицо, ответственное за безопасное выполнение работ по перемещению грузов кранами, назначается из числа начальников смен, мастеров и других руководителей в порядке и с соблюдением всех требований, относящихся к назначению лиц, ответственных за исправное состояние кранов, с аттестацией в комиссии и получением соответствующего удостоверения и повторной проверкой знаний один раз в 3 года.
Лицо, ответственное за безопасное выполнение работ по перемещению грузов кранами, обязано обеспечить строжайшее соблюдение Правил и требований типовых и местных инструкций, определяющих обязанности лиц, выполняющих эти работы, в том числе: а) не допускать к обслуживанию кранов необученных и неаттестованных работников; определять нужное количество стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе крана; б) следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и в случае необходимости на рабочем месте инструктировать их по безопасному выполнению предстоящей работы, обращая особое внимание на опасности перегрузки крана, на правильность обвязки и зацепки грузов, на безопасность погрузки и разгрузки полувагонов и платформ, на соблюдение стропальщиками личной, безопасности; в) не допускать использования немаркированных, неисправных и не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и тары; г) указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок складирования грузов, их габариты; д) обеспечить выполнение установленного Правилами порядка о выполнении работ по нарядам-допускам; е) непосредственно руководить работой по подъему и перемещению груза двумя или несколькими кранами (если для этого не выделено специальное лицо из числа ИТР) в соответствии с разработанными для этих работ условиями (ПОР, технологическая карта); ж) разрешать возникающие между крановщиками и стропальщиками разногласия по ведению работ; з) разбирать с.работниками, обслуживающими краны, случаи нарушений правил безопасности; воспитывать у них чувство ответственности за безопасное перемещение грузов кранами, и) ходатайствовать перед руководством цеха (предприятия) о привлечении к ответственности нарушителей Правил; к) при авариях и несчастных случаях, связанных с эксплуатацией кранов, немедленно принимать меры по оказанию пострадавшим медицинской помощи и извещать администрацию о происшествии, а также сохранять-обстановку до прихода представителя технадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не нарушает обычного порядка производства.
Регистрация. Грузоподъемные краны, на которые распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов», разделяются на две группы.
К первой группе относятся краны всех типов, которые перед пуском в работу должны быть зарегистрированы в местных органах Госгортехнадзора, без чего эксплуатация их не разрешается.
Ко второй группе относятся грузоподъемные краны, которые пе подлежат регистрации в Госгрртехнадзоре. Эту группу составляют краны всех типов с ручным приводом, а также краны, управляемые с пола (однобалочные краны мостового типа и др.), грузоподъемностью до 10 т.
Перечисленные во второй группе краны, вспомогательные грузозахватные приспособления и тара регистрируются на предприятиях с индивидуальным номером и заносятся в журнал учета.
Краны, подлежащие регистрации в органах Государственного надзора, должны быть зарегистрированы до прохождения технического освидетельствования. Регистрация ведется на основании письменного заявления предприятия и паспорта на регистрируемый кран.
Меры противопожарной безопасности. Пожары на кранах. в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности.
На одном из предприятий при окраске электромостового крана, перед предъявлением его инспектору Госгортехнадзора, рабочие-монтажники получили тяжелые ожоги тела в результате того, что пары растворителя и нитроглицерина воспламенились. Этот несчастный случай произошел вследствие того, что руководители работ и лица, осуществляющие противопожарный надзор, не обеспечили должную организацию производства при использовании легковоспламеняющихся веществ, а также потому, что в зоне покраски курили.
Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию.
Смазочные и обтирочные материалы на кранах должны храниться в металлических ящиках, укрепленных в удобных местах. Количество этих материалов не должно превышать суточ- ной потребности. Использованные обтирочные материалы должны убираться с крана каждую смену.
Огнетушители, сухой песок и другие средства тушения пожара должны всегда находиться в определенных местах, своевременно контролироваться и быть всегда в исправном состоянии и готовыми к действию.
При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.
Запрещается применение огнетушителей-пекогонов, так как выбрасываемая ими струя пены при контакте с проводами или электрооборудованием может служить проводником тока.
Электрические отопительные приборы в кабине крана всегда подключаются после главного рубильника. Их установка на кранах разрешается только при их технической исправности и с ведома пожарного надзора.
Полезная информация:
Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор со стороны электро-мехнической службы за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию.
Причинами возникновения пожаров могут быть нарушение технологических процессов и неисправность оборудования, в частности несвоевременный ремонт оборудования, нарушение технологических инструкций, введение в технологию производства материалов без учета их пожароопасных свойств, образование значительных электростатических зарядов. Пожары возможны в результате нарушения правил технической эксплуатации электроустановок, например перегрузок электрических сетей и коротких замыканий в них, недопустимых сопротивлений в местах соединения и контактов проводников, искрения, применения электрооборудования не соответствующего классу пожарной зоны.
В производственных условиях, а также при выполнении ремонтно-монтажных работ при нарушении противопожарных мер не исключено возникновение очагов загорания, которые могут превратиться в пожар.
Обеспечение пожаробезопасности является не менее важной задачей, чем обеспечение безопасности людей от поражения электрическим током.
Для крановщика пожар на кране особенно опасен: нет пути для отступления при развитии пожара, и помощь ему трудно оказывать из-за большой высоты крана. Пожары на кранах иногда возникают вследствие неисправностей электрооборудования.
Чаще всего горят обмотки тормозных электромагнитов переменного тока, перегревающиеся при неплотном соединении якоря магнита с сердечником. Реже возгораются обмотки электродвигателей. Но такие пожары, имеющие малые объем и границы, длятся 2--3 с и гаснут сами при отключении тока.
Для тушения пожара на кране применяют сухой огнетушитель типа ОУ-2, снабженный стальным баллоном с углекислым газом, сжатым до 17 МПа.
При любом воспламенении на кране крановщик обязан немедленно отключить главный рубильник и приступить к тушению огня.
При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.
Курить как в кабине, так и на мосту крана запрещается.
В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.
Случаи опрокидывания кранов -- это, в основном, следствие неправильной эксплуатации. Перегрузка кранов и их опрокидывание происходят главным образом потому, что на крюк крана подвешивают груз неизвестной массы (лесоматериалы, тара с бетоном, кирпич, немаркированные железобетонные изделия, немаркированная тара для транспортирования сыпучих грузов и растворов) или стрела с грузом опускается за пределы допустимого вылета.
Опрокидывание крана из-за перегрузки свидетельствует о неудовлетворительном содержании приборов безопасности и уходе за ними, о незнании или нарушении машинистами и стропальщиками производственных инструкций. В большинстве случаев перегрузка кранов не сразу приводит к опрокидыванию, а лишь через некоторое время, когда кран или стрела начинает двигаться и возникает дополнительное воздействие динамических нагрузок. Обычно начало падения крана совпадаете приближением стрелы к положению наименьшей устойчивости, то есть когда стрела находится перпендикулярно к продольной оси самоходных кранов или крановым путям башенных кранов.
Для того чтобы вывести кран из устойчивого положения, требуется воздействие постоянных динамических нагрузок, так как кратковременные нагрузки не представляют большой опасности. Установлено, что динамическая нагрузка, достигающая 50 % массы груза, соответствует статической перегрузке не более 16 %. Стреловые краны, рассчитанные на устойчивость с запасом 40 %, можно считать безопасными от воздействия динамических толчков. В то же время восприятие металлоконструкциями кранов переменных по величине, нагрузок в виде динамических толчков может привести к появлению усталостных трещин и разрушению конструкций.
К опрокидыванию кранов часто приводят неисправность кранового пути, неподготовленность площади или чрезмерное увеличение опрокидывающего момента в результате действия ветровой нагрузки. Обычно подъём грузов кранами разрешается при ветре силой до 6 баллов (до 10--12 м/с).
Большую опасность представляет возможность «угона» башенных или козловых кранов ветром. В этом случае кран движется с большой скоростью, при подходе к концу пути ударяется о тупиковый упор и опрокидывается. Поэтому башенные и козловые краны в этих случаях должны быть закреплены на месте противоугонными рельсовыми захватами.
Условия устойчивости кранов ухудшаются, если он будет стоять под уклон. Поэтому необходимо обеспечить горизонтальность основания (пути) в пределах, установленных паспортом или инструкцией по эксплуатации крана. Увеличение опрокидывающего момента может быть вызвано мгновенным сбрасыванием груза (при небрежной обвязке груза стропами, выскальзывании груза из строп, отрыве легкого груза из-под завалов или примерзшего к земле), подтаскиванием груза с косым натяжением каната. Особую опасность представляет подтаскивание груза, находящегося на возвышении. Поэтому подъём и опускание груза любым стреловым краном при косом натяжении каната категорически запрещается.
Наибольшую опасность с точки зрения травматизма представляет опрокидывание машин, особенно тех, у которых устойчивость против опрокидывания обеспечивается только их собственной массой -- это все самоходные землеройно-транспортные машины (погрузчики, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, скреперы и др.).
Наша компания имеет возможность поставить в адрес вашего предприятия новые кабины управления для кранов различных типов по заводским ценам . Любые кабины для крановщиков, могут быть выполнены по вашим чертежам и всем необходимым требованиям.
Для управления различных типов кранов применяют закрытые и открытые, панорамные и обычные кабины управления. Открытыми комплектуются передвижные консольные и мостовые краны, которые работают в отапливаемых закрытых помещениях. Закрытые используют для кранов, действующих на открытом воздухе, в помещениях без отопления, а также в тех случаях когда на кран устанавливается кондиционер. Кондиционеры устанавливают на кабины управления
, которые устанавливаются в химических, горячих и прочих цехах, с присутствием выделений вредных газов и пыли. Требования к кабинам данных цехов описаны в Санитарных правилах по оборудованию и устройству кабин машинистов. Кондиционер устанавливают в не изолированной части. Для того чтобы обеспечить обмен воздухом и необходимый температурный режим, все закрытые кабины управления, работающие на открытом воздухе, комплектуются вентилятором и отопительным прибором по желанию клиента.
Открытые панорамные кабины используются для мостовых кранов, эксплуатируемых в помещении. Установленная по правилам сплошная обшивка кабины крана
листом затрудняет обзор и из-за этого нет возможности работать сидя. Крановщикам (обычно женщинам) постоянно необходимо перегибаться через ограждение, для лучшей видимости строповки груза. Если остеклить нижнюю часть кабины безопасным стеклом, это также не будет оптимальным вариантом, так как при этом, обзору мешает отражение ламп освещения цеха, что ослепляет крановщика. В открытых панорамных кабинах отсутствуют эти недостатки. Они снабжаются токоподводом и поворотной платформой. На шарикоподшипниках, укрепленных на осях в нижнем поясе конструкции крана, установлены четыре катка на них и опирается платформа. С помощью платформы появляется возможность поворачивать кабину в обе стороны на 90°. Она поворачивается с помощью толчка рукой или ногой по ограждению. Ее различные положения можно зафиксировать.
Чтобы обеспечить максимальное удобство наблюдения за процессом работы, под крановой кабиной
, часть платформы возможно сделать с проемом, закрытым с помощью металлической сетки. Положение кресло-пульта крановщика можно регулировать по горизонтали и вертикали. Установка производится в центре пролета моста.
Снабжение кабинами управления кранов мостового типа, чья скорость перемещения максимум 50 м/мин не обязательно, управление в этом случае может производиться с пола. Выбор места установки при проектировании, обязательно должен быть сделан учитывая необходимость обеспечения наибольшего обзора, а также возможность наблюдения за зацепкой груза и перемещением его местоположения в течение всего цикла работы. Исключение, в связи со спецификой применения, допускается для портальных, стреловых с установленным башенно-стреловым оборудованием и башенных кранов. В процессе опускания груза в трюм корабля с помощью портального, при подъеме груза на самые высокие этажи строящегося здания с помощью башенного крана и т.п. у крановщика отсутствует возможность видеть груз и в связи с этим он пользуется переговорной связью или работает с помощью сигналов стропальщика.
В мостовых кранах кабина для крановщика подвешивается в центре или в торце моста (с той стороны, которая противоположна главным троллейным проводам). Также возможно подвешивание непосредственно к грузовой тележке. В последнем приведенном случае выход на мост крана осуществляется по наружной огражденной лестнице или через настил тележки. Кабина управления в обоснованных случаях может располагаться со стороны цеховых троллеев, т. е. на одной и той же стороне вместе со вспомогательной люлькой, в данном случае нужно чтобы выполнялись требования по ограждению троллейных проводов от возможного соприкосновения с ними.
Во многих новых выпускаемых кранах предусмотрена возможность работы сидя. Для этого кабина управления снабжается стационарным сидением (данное сиденье регулируется в горизонтальной плоскости и по высоте) крановщика с обязательным соответствующим расположением всех необходимых аппаратов управления. В отдельных случаях для увеличения обзора, кресло крановщика с пультом управления или кабина для управления целиком должны выполняться в поворотном исполнении. Не допускается пропускать через нее стреловые и грузовые канаты, а также устанавливать в ней барабаны для навивки канатов и пуско-регулирующие сопротивления. На различных башенных кранах ранних выпусков (к примеру: МСК 5-20) канат пропущен через кабину. Их эксплуатирование может быть разрешено только при условии ограждения каната.
Габариты кабин управления для различных типов кранов (стреловые самоходные, башенные, мостовые) регламентированы государственными стандартами. В том случае, если для данного типа в установленных стандартах отсутствуют какие либо указания о габаритах или изготавливается кран нестандартной конструкции, нужно чтобы он был сделан с учетом следующих условий:
Примеры чертежей, образцы кабин крановщика |
|