Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства.

Высокий уровень правовой культуры характерен

для правового государства и гражданского общества.

Структурными элементами правовой культуры являются:

1. право как система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;

2. правоотношения: общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);

3. правосознание: у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология). Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;

4. правовые учреждения: эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);

5. правовая активность граждан;

6. правовая деятельность: все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.

Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей: 1 .индивидуальная (культура отдельного человека); 1.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3. общественная (российская, американская);

4. профессиональная правовая культура юриста - основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.

Показатели правовой культуры: знание, понимание, уважение права, правовая активность.

функции правовой культуры:

1. Функция производства и воспроизводства элементов правовой культуры в сменяющихся поколениях людей: усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву и признание его ценности.

2. Интегративная функция: правовая культура обеспечивает единство и взаимодействие правовых институтов и организаций, дает обществу единую систему правовых ценностей, а не их отдельные элементы.

3. Оценочная функция: правовая культура является связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, которые отражаются в нормах права, и их поведением.

Таким образом, правовая культура - это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов, должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Большие ценности современной правовой культуры были созданы ещё в Древнем Риме его замечательными юристами.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура личности - это знание, понимание и уважение права, проявляющееся в осознанном исполнении его предписаний. Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляют профессионально-правовая культура юристов.

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В неё входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с её естественными правами.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновенности с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы "останавливается" на поверхности правовых явлений, её обобщения неглубоки. Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставив человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов ступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное "общение" с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и так далее); результаты правовой деятельности в виде духовных материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и так далее).

Повышение уровня правовой образованности и культуры населения; преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть повышения правовой культуры общества. В той же мере и проблемы государственного обустройства тесно связаны с повышением уровня правовой культуры на практическом, административно-организационном уровне. По мнению В.В. Лазарева, правовая культура может проявляться в 4 основных состояниях:

1. идеолого-психологическом;

2. нормативном, фиксируемом совокупностью норм права;

3. поведенческом, указывающем на характер правовых действий;

4. объективированном, закрепляющем результаты правовой деятельности.

Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы. Нормы - это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.

Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.

Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность - это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин - это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству. Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Таким образом, понятие социализации в его более общем значении представляет собой процесс социального становления человеческого индивида, формирование и развитие его социальной сущности. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.

Правовая социализация составляет необходимую и важную часть общей социализации. Она представляет собой все более полное осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, все более широкое включение в социально - правовые отношения. Правовая социализация происходит, так же как и общая социализация в течение всей сознательной жизни человека. Процесс правовой социализации идет посредством научения: прививается определенный образ поведения и деятельности в связи с действительностью. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания политических и общественных институтов, механизма их функционирования и так далее.

Правовая социализация может основываться на представлениях, существующих на данный момент у группы, к которой он принадлежит. Неотъемлемой составной частью процесса правовой социализации индивида выступают политическое и правовое воспитание. Его цель - формирование системы знаний, мотивов и привычки социально активного поведения. Существуют различные типы правового воспитания: обучение, просвещение, пропаганда и от его качества зависит, станут ли социальные реализовываться в его привычном поведении.

Первым типом правовой социализации являются правовое обучение и пропаганда. Правовое обучение, как любой вид обучения, происходит длительное время, с систематическим применением полного арсенала педагогической науки, воспитательных средств. Правовая пропаганда действует в основном в разовом, несистематизированном виде разовые публичные лекции, плакаты, реклама, материалы процесса и тому подобное. Поэтому эффективность этих форм подачи знании о необходимости и важности правомерного образа мысли и жизни должна быть продуманной и предварительно отработанной.

Ко второму типу непосредственных факторов правовой социализации личности можно отнести внедрение таких организационных и законодательных мер, которые максимально облегчают обращение человека к правоохранительным органам по поводу защиты своих прав, свобод и законных интересов.

К третьему типу факторов можно отнести прозрачность, легальность принятия законодательных актов, а самое главное - их неукоснительное исполнение самими органами государства, юридического института общества. Необходимо, чтобы любое решение на любом уровне и этапе его подготовки было бы доступно любому человеку, если это не наносит ущерба ходу расследования или стратегии государственной безопасности.

К четвертому, к самому распространенному виду факторов правовой социализации личности можно отнести такие формы и методы, как доверительные взаимоотношения делегирование власти, которые были бы максимально близки обычаям, традициям и нравственным нормам и ценностям самих социальных групп.

Таким образом, правовая социализация личности есть не механическое накопление новой информации о законодательной системе общества, о деятельности юридического института общества, а это сложный содержательный, осмысленный и мировоззренческий процесс, и к нему следует относиться ответственно, глубоко научно, на основе высокой культуры деятельности юридических организации общества и правительства.

Объективные факторы правовой социализации личности в целом связано с благосостоянием. Образом жизни основной части населения страны или его больших социальных групп и слоев, с политико-правовой ситуацией в государстве. Если господствующий политический режим направлен на строительство правового государства, на утверждение демократичного общества, то в целом формируется положительная атмосфера в правозаконной сфере жизни общества.

К субъективным факторам правовой социализации личности в первую очередь относится сам человек. Направленность становления человека в целом и самовоспитание личности являются самыми определяющими субъективными факторами правовой социализации личности. Родители, родственники, ближайшие знакомые, члены коллектива (друзья, учебные группы в школах, вузах, трудовой коллектив, социальные группы по интересам и тому подобное) представляют собой самые важные субъективные факторы правовой социализации личности.

Юридические и другие воспитательно-образовательные институты общества составляют особую группу субъективных факторов правовой социализации личности. Они специально опираются на научные исследования по данной проблеме, и личность рассматривают как свой объект воздействия. Общественные институты, как субъективный фактор правовой социализации личности, определяют конкретные цели, содержание, методику, дидактику и другие вопросы эффективного функционирования указанной системы. Самой главной целью такой работы следует считать формирование у личности потребности в правовой социализации.

Культура общества в целом представляет собой единство объективных и субъективных факторов, которое определяет общую направленность правовой социализации личности. Культура конкретного человека, как разновидность культурных процессов в обществе, представляет собой, с одной стороны, самую простую и понятную и, с другой стороны, самую сложную проблему. Перемещение правовых норм во внутреннюю структуру индивида невозможно без его собственных усилий, самовоспитания.

Нормы, которые направляют совместную жизнедеятельность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах;, законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека. Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), необходимы нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.

Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль-это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо -плохо, благородно-низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное суждение. Отклонение от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.

Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего, классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма, Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и другие. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы нередко имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений. Сегодня большинство государств являются светскими. Тем самым в них религия и право отделены друг от друга.

Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организации, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.

Таким образом, человеческие отношения регулируются разнообразными нормами. Особо значимые для общества и государства отношения регулируются правовыми нормами или правом. В зависимости от того, какое место занимает правовые нормы в ценностной системе личности, определяется и её правовое поведение. Правовое поведение - это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, которое подконтрольно их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.

Правовая культурачасть общей культуры общества или отдельного человека, которая тесно связана с его политической, нравственной, духовной, поведенческой и другими видами культур, адаптированностью к порядку, самодисциплине, организованности, уважение к законам и правовым процедурам. Под правовой культурой следует понимать качественное состояние правовой организации жизни людей, которое состоит в достигнутом уровне развития правовой деятельности, в качестве нормативно – правовых актов, в уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности .

Понятие правовая культура и правовое сознание близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Если первое раскрывает процессы отражения в сознании людей различных государственно – правовых явлений, что проявляется в теориях, оценках, знаниях, то правовая культура личности показывает как феномены нашего правосознания реализуется и закрепляется в образцах и нормах правовой деятельности. Здесь проявляется обыденный, поведенческий элемент.

Как сложное, многоплановое социальное явление структура правовой культуры состоит из трех основных элементов, которые образуют систему: 1) познавательного (правовые воззрения, масштаб и глубина юридического образования и профессиональной подготовки, объем и качество знаний, принципов и норм права, элементы правовой психологии); 2) ценностно–ориентационный элемент (правовые ценности, установки, ориентации носителя правовой культуры); 3) деятельностный компонент культуры (практическое отношение субъектов к праву и правовым явлениям, которые проявляются в их правовой активности и интенсивности деятельности в правовой сфере).

В юридической литературе в качестве структурных элементов правовой культуры выделяют цивилизованное право, высокое правосознание, законность, правопорядок и эталонное поведение субъекта. Вместе с тем с т р у к т у р а п р а в о в о й к у л ь т у р ы может быть представлена как системное образование, которое включает в себя культуру правового сознания, правового поведения и культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения характеризуется наличием пра­вовых ориентаций и определенным характером и уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.


Правовую культуру личности можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от уровней выделяют три вида правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Обыденная правовая культура имеет поверхностный и неглубокий характер. Такой уровень культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоох­ранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качествен­но овладевают правовыми навыками и умеют действовать профес­сионально.

Доктринальный уровень правовой культуры опирается на зна­ние всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является не­обходимым условием (средством) совершенствования законода­тельства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Правовая культура выполняет несколько функций : познава­тельную, регулятивную, правовой социализации, оценочную, коммуника­тивную и прогностическую.

Познавательная функция правовой культуры заключается в освое­нии правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Эта функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обес­печение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка.

Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленных правовых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколения к другому, «по вертикали» и между субъектами «по горизонтали».

Оценочная функция правовой культуры состоит в "измерении" индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с образцами поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует со­гласованию общественных, групповых и личных интересов, обес­печивает социальное сплочение людей. Коммуникативная функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образова­ния, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает тен­денции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности на­селения и другие изменения правовой системы.

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 Юридические науки Выпуск 2(8)

I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.114.5

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРОДУКТЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ИХ СООТНОШЕНИИ

А.С. Бондарев

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Изложен оригинальный подход к понятию «правовая культура», рассмотрена ее структура. Вводится новое понятие «продукты правовой культуры». Показывается роль и значение данного явления. Анализируется соотношение правовой культуры и ее продуктов в правовом пространстве общества.

Ключевые слова: правовая культура; продукты правовой культуры; общая часть правовой культуры;

личностная часть правовой культуры

Аспирантура по специальности «Трудовое право; право социального обеспечения» в Пермском государственном университете была открыта в 1988 г. под научным руководством тогда еще доцента и кандидата юридических наук Л.Ю. Бугрова. Первой аспиранткой стала С.С. Худякова, ныне входящая в число ведущих преподавателей кафедры трудового права и социального обеспечения нашего университета. Вскоре при кафедре стал активно функционировать и институт соискательства.

Научная разработка феномена правовой культуры в нашей стране началась только в 60-70-е гг. прошлого века, с наступлением так называемой «хрущевской оттепели». В то время долго существовавший тоталитарный режим в стране начал постепенно демократизироваться, потребовалось совершенствование всей правовой сферы советского общества, что было невозможно без вовлечения в этот процесс миллионов граждан. На большое значение повышения уровня правовой культуры народа в целях демократизации всей правовой жизни страны, пожалуй, первым в советской юридической науке обратил внимание Л.С. Галесник . Вскоре, в те же 60-70-е гг., в разработку этой научной проблемы включились и другие ученые. Поэтому когда в конце 70-х гг.

© Бондарев А.С., 2010

мы серьезно приобщились к этому научному направлению, то обнаружили большой разброс мнений в понимании правовой культуры. Термин «правовая культура» используется для обозначения разнообразных фрагментов правовой действительности. В одном случае под правовой культурой понимают некоторую совокупность духовных ценностей, связанных с реализацией права, считают, что правовая культура - это совокупность знаний, навыков применения, соблюдения и использования законов, а также их глубокое уважение . В другом случае к правовой культуре относят более широкий спектр духовных ценностей, и не только правовых. Так, по мнению В.М. Чхиквадзе, «правовая культура - это система определенных правовых идей, нравственных норм и других духовных ценностей, формирующих правосознание и направляющих поведение социальных групп, коллективов и отдельных личностей в соответствии с требованиями социалистического права и законности» . В юридической литературе мы встретились и с таким представлением о правовой культуре, которое, в сущности, отождествляет ее со всей правовой системой в целом. Так, В.И. Каминская и

А.Р. Ратинов в своей весьма интересной статье «Правосознание как элемент правовой культуры», ссылаясь на то, что они не

имеют «возможности воспользоваться готовым определением правовой культуры, ибо имеющиеся в нашей литературе немногочисленные дефиниции носят по преимуществу оценочный характер, но не дают содержательной характеристики правовой культуры», предложили под правовой культурой понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. Раскрывая далее содержание данного феномена, они пишут: «На наш взгляд, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные компоненты: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, то есть система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, то есть система духовного отражения всей правовой действительности; правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное» .

Э.В. Кузнецов, В.П. Сальников,

И.В. Ассев предложили понимать правовую культуру в широком и узком смысле. «Правовая культура в широком смысле слова, -пишут они, - это совокупность элементов юридической надстройки в их реальном функционировании. Правовая культура в узком смысле слова - явление, выражающее собой развитость социальных качеств личности (субъекта права), характеризующих ее правосознание, уровень и характер овладения или преобразования ею своей социальной сущности, социального опыта» .

Основываясь на анализе существовавших представлений философов о культуре вообще и юристов о правовой культуре как одной из ее разновидностей в частности, мы пришли к следующим выводам. Правовая культура - явление социальное и представляет необходимую часть общечеловеческой культуры только в социально неоднородном противоречивом обществе, нуждающемся в правовых средствах своего

жизнеобеспечения. Правовая культура должна обладать своим специфическим содержанием, отличным от всех других правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и т.д. Она не может быть и совокупностью всех правовых явлений общества, как представили ее В.И. Каминская и А.Р. Ратинов. Она не может быть широкой либо узкой, поскольку едина.

должна, на наш взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права - и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей. Правовая культура

Явление конкретно-историческое, ибо степень правовой развитости, правового совершенства субъекта права находится в прямой зависимости от конкретноисторической ступени развития классового общества и его правовых ценностей.

По сути, мы пришли к истоку понятия «культура», частью которой правовая культура является. Термин «культура» употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Так, римский писатель и государственный деятель Марк Порций Катон (234-149 г. до н.э.) написал целый трактат о земледелии, название которого в переводе с латыни звучит примерно так: «Агрикультура». Культура земледелия в нем рассматривается не только как сумма правил обработки земли, ухода за участком, но и как особое душевное отношение самого земледельца к почве и растениям. Катон дает такой совет приобретателю земельного участка: «Не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое “нравиться” должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры» (цит. по ). Как видим, уже в древности культуру пони-

мали не как сумму всего того, что произведено человеком, отличного от естественной природы. Мы видим, что у Катона культура земледелия - это обработка земли земледельцем по всем правилам под воздействием его положительного душевного отношения к обрабатываемому земельному участку, сформированного у него чувством «нравиться» данным земельным участком. Иначе говоря, если не будет земледельцу «нравиться» земельный участок, то не будет и культурной деятельности человека на нем. На наш взгляд, и правовая культура возможна только тогда, когда право будет «нравиться» субъектам права, после того как они много раз «обойдут» свое правовое поле, т.е. когда будут убеждены, что существующее право действительно справедливо выражает интересы их и общества (оптимально утверждает баланс личных и общественных интересов).

Вышеприведенное понимание правовой культуры было изложено нами в докладе «Понятие и значение социалистической правовой культуры» на Пермской областной научной конференции еще в 1980 г. . Его более углубленное и развернутое обоснование дано нами несколько позже в статьях «Понятие правовой культуры» и «Структура правовой культуры» . Наше понимание правовой культуры не поколебали, а, наоборот, укрепили периодически возникающие и по сей день дискуссии по выяснению содержания данного весьма сложного понятия как в философской, так и в юридической науке.

В современной науке насчитывается более 400 определений понятия «культура», которые характеризуются различными подходами. Выделяют три основных подхода к понятию «культура»: антропологический,

социологический, философский. Согласно антропологам, например, культура - это «все, что создано веком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация» (Л. Бернард). Культура в социологическом смысле - «это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают воз-

можной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Беккет). В философском смысле культура В.И.Полищуком понимается как «содержание» или «способ бытия общества», а Г. Беккером - как «относительно нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации». В современных отечественных исследованиях культуры на сегодняшний день можно найти все три подхода к ее пониманию: и антропологический, и социологический, и философский. Наиболее же распространенным, по мнению В.М. Полищука, «является представление о культуре как о совокупном результате деятельности человека. Некоторые авторы включают в понятие культуры и саму деятельность» (цит. по ).

В современной отечественной юридической науке сегодня существуют еще большие расхождения в понимании правовой культуры. В подтверждение сказанного приведем лишь некоторые современные определения ее понятия. Правовая культура -это «совокупность правовых ценностей, выработанных человечеством, отражающих прогрессивно-правовое развитие общества»,

Считает Н.Н. Вопленко ; это «совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность»,

Утверждают П.П. Баранов и А.П. Окусов ; это «качественное состояние жизни общества» - мнение Л.А. Морозовой ; это «совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики», - пишет В.П. Сальников ; это «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека», - считает

А.П. Семитко и т.д. По мнению

Е.А. Певцовой, в современной юриспруденции насчитывается около 250 различных определений правовой культуры .

В настоящее время мы остаемся на прежде выработанной позиции видения правовой культуры и можем лишь дополнить наши размышления о понятии правовой культуры. Правовая культура есть только «живое» человеческое явление. Она живет только в правовом сознании и правомерном поведении всех субъектов права, действующих именно в данное время и в данном правовом пространстве. Живет именно до тех пор, пока правомерно действуют субъекты права - носители правовой культуры данного исторического типа. С необходимым уходом с исторической арены той или иной формации, действующего на основе определенного типа права, закономерно уходит его правовая культура именно вследствие того, что исчезают субъекты данного типа права как их создатели и носители, обладавшие определенным уровнем правовых знаний, правовых умений, навыков, сформировавших в полной мере свою правовую убежденность, а следовательно, совершавших правомерные действия. Так, рабовладельческая правовая культура исчезает вместе с рабовладельческим обществом и регулирующим его жизнь рабовладельческим типом права, так как феодальное общество, пришедшее ему на смену, и все субъекты права в нем не могут жить и действовать по рабовладельческим законам. Они должны научиться создавать эффективные феодальные законы, а также уметь ими пользоваться для достижения своих правомерных целей: неукоснительно со-

блюдать правовые запреты, исполнять установленные правом обязанности и использовать свои правомочия именно в установленных феодальных правовых рамках. Субъекты же правоприменения должны знать и уметь принимать только законные, обоснованные и справедливые по феодальным меркам акты применения норм права.

Правовая культура имеет как бы две стороны, неразрывно связанные между собой, обусловливающие друг друга: внешнюю - видимую и внутреннюю - невиди-

мую. Видимая (внешняя) сторона правовой культуры предстает перед нами в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании субъектов права в виде их правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность. Невидимая, находящаяся в правосознании субъектов права часть правовой культуры непосредственно не оказывает влияния на окружающих именно вследствие невидимости правовых знаний, правовой убежденности субъектов права. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правовая культура субъектов через их правомерное поведение обнаруживает себя, делается доступной для непосредственного восприятия окружающими, их оценки и соответствующего реагирования. Так, посредством «оживленных» своей правовой культурой правовых норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками правовой социализации в действующем обществе.

Правовая культура субъектов права имеет двухуровневую структуру. Она делится на две взаимопроникающие части: общую и статусно-ролевую (личностную). Ее структура определяется двусторонно-стью действующего права - права объективного и права субъективного. Без знания объективного права, понимания его природы, необходимости и признания его большой ценности в общественной жизни, умения им пользоваться субъект не сможет познать истинную природу и ценность своих субъективных прав и обязанностей, определить их наличие, меру, способы защиты и т.д.

Правовая культура субъектов права может быть также материализована (опред-мечена) и выражена в тех или иных предметах правовой культуры. Так, к примеру, правовая культура законодателя материализуется в таких предметах его культуры, как опубликованные им правовые законы либо правовые прецедентные судебные решения и т.д.; правовая культура ученого-юриста может быть опредмечена, выражена в форме научной статьи, монографии на право-

вую тему не нигилистического характера, в виде проекта нормативного правового акта и т.п.; правовая культура рядовых граждан может быть материализована, опредмечена в письменных правомерных договорах (на папирусе, бересте, как в древности, а теперь

На бумаге, дискетах, дисках и т.д.), в письмах депутатам законодательных собраний с предложениями принятия такого-то нового правового нормативного акта либо изменения и дополнения уже существующих и т.п. Произведенные на свет субъектом права предметы правовой культуры начинают сейчас же «жить» своей самостоятельной жизнью, наряду с его «живой» правовой культурой, оказывая самостоятельное воздействие на правовую жизнь общества, причем, возможно, даже не то, на которое рассчитывал их создатель. Предметы правовой культуры являются передаточным средством воздействия правовой культуры одних субъектов права на правовую культуру других. Таким образом, прежде всего через свои предметы (правовые нормативные акты, акты правоприменения и т.д.) правовая культура творцов права оказывает воздействие на субъектов индивидуальных и групповых правовых культур. Важно заметить, что предметы правовой культуры в отличие от правовой культуры могут действовать, оказывать влияние в той или иной мере не только при жизни, но и после «смерти» их создателей - индивидуальных и коллективных субъектов права. Причем это влияние на судьбы правовой культуры последующих поколений и типов правовых культур не только одной, но и многих стран, а возможно, и всего человечества может быть весьма существенным, как, к примеру, предметов римской правовой культуры.

Так, серьезный исследователь эпохи формирования права Западной Европы Г. Дж. Берман подробно прослеживает огромное влияние предметов римской правовой культуры на этот процесс, в частности два направления влияния: через каноническое право и через университеты . Исследуя корни канонического права, Г. Берман приходит к выводу, что «церковные законы как на Западе, так и на Востоке испытали

сильное влияние римского права. Были заимствованы различные понятия и нормы классического и после классического римского права, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров. В дополнение к этому компиляции Юстиниана и его преемников на Востоке содержали большое количество императорских предписаний относительно литургии и теологии, равно как и церковной власти. На Западе церковные предписания частенько издавались королями и императорами. Франкские императоры даже заявляли, что унаследовали власть над церковью вместе с мантией римского императора. Более того, в раздробленной на кланы Западной Европе считалось, что церковь

Носительница римского права, и кодекс рипуарских франков VIII в. прямо заявлял: “Церковь живет по римскому закону”» . Г. Берман называет те сферы, в которых церковные законы особенно заимствовали римские нормы права: «1) церковные финансы и собственность; благотворительные отказы имущества; право владения, пользование и распоряжения церковными землями и зданиями; 2) церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции); 3) отношения между светскими и церковными властями...; 4) преступления, например перечень покаяний, налагаемых за разные проступки, включая убийства и лжесвидетельство; 5) брачно-семейные отношения, например препятствия к заключению брака, законнорожденность детей, расторжение брачных уз.» «На Западе римское право Юстиниана считалось идеальным правом, писаным воплощением разума, принципы которого должны руководить правовым регулированием повсюду, и в церкви, и в светских государствах» . Г.Берман, однако, считает некоторым преувеличением утверждение ряда ученых о том, что новая система канонического права была «отпрыском» римского права Юстиниана и что великие кодификации, образующие «:Согрш Juris Canonici», составлены по образцу кодификаций «Согрш Juris Civilis».

Продукты римской правовой культуры (законы, кодексы, отдельные нормы римского права, целые правовые институты, письменные заключения по тем или иным конкретным юридическим вопросам крупных римских ученых и т.д.) оказали огромное влияние на правовую культуру Европы не только через систему канонического права, но и через обработку и распространение его через европейские университеты. Как пишет Г. Берман, к концу XI в. вновь открытые и переписанные тексты римского права «начали изучать в разных городах Италии и других стран. Студенты объединялись и нанимали на год учителя, чтобы он объяснял им эти тексты». Одним из первых, ставший в ХП-ХШ вв. наиболее крупным и образцовым, был университет в г. Болонье, в котором «одновременно изучали право до десяти тысяч студентов». По мнению ученого, важно, что в Болонье с самого начала преподавался «текст римского права, составленный юристами Юстиниана в VI в. Возможно даже, что сама школа была основана в основном для изучения этого текста». Сохранившийся основной «продукт» давно «умершей» развитой римской правовой культуры «состоял из четырех частей: Кодекса, в который входили ордонансы и решения римских императоров до Юстиниана; Новелл, содержащих законы самого Юстиниана; Институций, краткого учебника для начинающих студентов-юристов; Дигест в пятидесяти книгах, в которых было собрано множество отрывков из сочинений римских юристов по весьма широкому кругу правовых вопросов. В переводе на современный английский язык Кодекс занимает 1034 страницы, Новеллы - 562 страницы, Институции - 173 страницы, а Дигесты -2734» .

Для нас очень интересен процесс распредмечивания весьма древнего «продукта римской правовой культуры» в школах права XII столетия. Его описывают следующим образом. Первостепенное значение в них отдавалось изучению Дигест, притом чтению их текста вслух. Лекция преподавателя состояла в том, что он читал вслух текст Дигест, а студенты следили за ним по своим

взятым обычно в аренду рукописям и делали необходимые поправки. Если купить тексты студент был не в состоянии, то ему приходилось заучивать его наизусть. После чтения текста учитель растолковывал (как говорилось - глоссировал) его слово за словом, строчка за строчкой. Студенты записывали диктуемое между строчками своих копий - текстов.

Наши историки права также отмечают ту важную роль, которую сыграли университеты в «открытии» римского права для Западной Европы. Именно они во многом способствовали новому (второму) рождению римского права в ХТ-ХП вв. Через глоссы, усовершенствовавшие и форму, и в некотором роде содержание римского права, оно стало годным к правовому регулированию бурно зарождающихся буржуазных экономических отношений, особенно торговых. Наши историки права отмечают: «Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятных текстов и терминов, по внутреннему упорядочиванию правовых памятников (прежде всего Дигест)». И далее: «Зарождающиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто феодального права, рассчитанного на замкнутое общество, римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром возрождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в Х! веке экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы» . В рецепции римского права нуждалась перестройка и социальной, и духовной сфер жизни преобразующегося общества того времени. «Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязание пап на мировое господство. Рецепцию в конечном счете санкционировала и королевская власть,

стремившаяся к централизации, а следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни» .

Универсальное и рациональное, содержащее в своем арсенале эффективные общественные регуляторы римское право «как никакой другой фактор эпохи средневековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования» .

Оно оказало влияние и на формирование буржуазных систем континентальной Европы. «Уместно вспомнить Гражданский кодекс французов, принятый в 1804 г. (названный в 1804 г. кодексом Наполеона), который складывался из трех частей и повторял фактически структуру институций (учебника) древнеримского юриста Гая (часть первая - о лицах; вторая - о вещах; третья - об обстоятельствах)» .

Из вышесказанного следует, что правовые культуры субъектов права (индивидов, социальных групп и общества в целом) находятся в связи и взаимодействии друг с другом как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственно это происходит через видимую, наблюдаемую именно в данный момент деятельность этих субъектов права в правовом пространстве, их правомерное правовое поведение. Созерцая то или иное правомерное правовое поведение действующих вокруг субъектов права, каждый субъект права часто так или иначе подвергает его анализу и собственной оценке. Оценка эта может быть как положительной, так и отрицательной. Если положительную оценку данного субъекта права получило наблюдаемое им правомерное поведение, то это способствует развитию и совершенствованию его собственной правовой культуры. Опосредованно правовая культура субъектов права, как при их жизни, так и после, воздействует на других субъектов права через свои продукты - качественные правовые нормативные акты, правоприменительные акты, научные произведения тех или иных ученых-правоведов, правовые договоры

субъектов права и многие другие продукты правовой культуры.

Из соотношения правовой культуры субъектов права и ее продуктов в правоорганизованном обществе можно сделать два вывода: 1) качество продуктов правовой культуры - качество объективного права (его норм), качество правоприменительных актов, качество интерпретационных актов и т.д. - прямо пропорционально качеству правовой культуры субъектов правотворчества, правоприменителей, толкователей права и т.д.; 2) качество функционирующих в стране продуктов правовой культуры во многом определяется эффективность правовой социализации ее населения, формирование его правовой культуры. Стоит особо сделать вывод и о том, что высокоразвитая правовая культура субъектов права открывает горизонты их правовой свободы в правовом пространстве общества и не дает им забывать о своей ответственности за свободу других, о своих юридических обязанностях ее обеспечения.

Библиографический список

1. Авсеев И.В., Кузнецов Э.В., Сальников

B.П. Теория государства и права (определения, схемы, литература). М., 1979.

2. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов н/Д.,

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

4. Бондарев А.С. Понятие правовой культуры //Актуальные проблемы теории и истории государства и права. М., 1983. Деп. в ИНИОНе 29.04.83, №12847; Его же. Структура правовой культуры // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. М., 1984. Деп. в ИНИОНе 31.05.84, № 16977.

5. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000. С. 41

6. Галесник Л.С. Общенародное право и воспитание коммунистической сознательности // Сов. государство и право. 1962. №9.

7. История государства и права зарубежных стран / под ред. О.А. Жидкова,

Н.А. Крашенинниковой. М., 1988.

8. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43.

9. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. С. 370.

10. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журн. рос. права.

2004. №3. С. 73.

11. Правовые системы мира. Екатеринбург, 1995. С. 15.

12. Сальников В.П. Правовая культура //Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 2000.

С.630; Его же. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.

13. Семитко А.П., Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория го-

сударства и права. М., 2000. С. 331; Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990; Его же. Развитие правовой культуры как прогресс. Екатеринбург, 1996.

14. Алексеев С.С. Механизм правового ре-

гулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Лукашева Е.А.

В.И. Ленин о правовой законности // Соц. законность. 1964. №4.

15. Областная научная конференция. Пермь, 1980.

16. Полищук В.И. Культурология. М., 1998.С. 9.

17. Чхиквадзе В.М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970. №14. С. 51.

LEGAL CULTURE AND ITS PRODUCTS IN THEIR CORRELATION A.S. Bondarev

Perm State University. 15, Bukirev st., Perm, 614990

An original approach to the concept of the “legal culture” and its structure is given. A new concept of the “legal culture products” is introduced. The role and the importance of this phenomenon are shown. The correlation of the legal culture and its products is analyzed as seen in the legal area of the society.

Keywords: legal culture; legal culture products; common part of the legal culture; personal part of the legal culture

Правовая культура - совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

Уровень правосознания и правовой активности граждан

Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знать право, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний. Гражданин - не юрист - использует минимум правовых знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Это, прежде всего, знания принципов права, основных норм конституционного права (права и свободы, избирательная система и др.), трудового, семейного, гражданского, предпринимательского права, понимание единства прав и обязанностей, ответственное отношение к осуществлению того и другого. Должны быть в общем виде известны гражданину нормы, предусматривающие и регулирующие юридическую ответственность и общий порядок привлечения к ней, возраст, с которого наступает юридическая и, прежде всего, уголовно-правовая ответственность, для коммерсантов - гражданско-правовая ответственность.

Имеется такой феномен правовой культуры как презумпция знания закона, что означает предположение (условность) о знании лицом закона, принятое с целью нормального функционирования всей правовой системы и выступающее в качестве непременного требования правовой культуры. Поэтому каждый гражданин должен быть заинтересован в правовой культуре. Наличие даже обширных юридических знаний у граждан, должностных лиц еще не говорит о высоком уровне правовой культуры, ибо необходимо не только знать право, но и проявлять правовую активность.

Правосознание.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.

Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей в социально-правовой сфере.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Формы (источники) права.

Форма (источник) права - это внешнее выражение права.

Основные формы (источники) права:

1.Правовой обычай;

2.Нормативно-правовые акты государственных органов;

3.Правовой договор;

4.Судебный прецедент (решение суда по конкретному делу).

1.Правовой обычай - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Помимо правового обычая существует и неправовой обычай.

Правовой обычай имеет юридическую силу, санкционирован государством, обеспечивается государственным принуждением.

Неправовой обычай - не имеет юридической силы, обеспечивается лишь общественным мнением.

Правовой обычай возник на переходном этапе от первобытнообщинной, догосударственной организации общества к государственной.

2. Нормативно-правовые акты - выражение в письменной форме решения компетентных государственных оранов, в которых содержатся нормы права (Согласно Конституции РФ- Федеральное собрание- принимает законы и постановления; Президент РФ-издает указы и распоряжения; Правительство РФ - издает постанвления и распоряжения; Субъекты РФ принимают законы и иные номативно- правовые акты.

3. Правовой договор - содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательными для всех, в отличие от общих договоров, заключаемых в сферах хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами. (Правовой договор имеет место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями (Субъектами Федерации)).Федеративный договор от 31 марта 1992 года на основании которого строятся взаимоотношения между субъектами РФ в настоящее время.

4.Судебный прецедент - решение судебного органа по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении таких же или аналогичных дел (один из источников права в правовых системах Австралии, Великобритании, Канады и других странах).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы