Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную область человеческих отношений. То есть, составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль права.
Различные отрасли права отличаются друг от друга предметом регулирования. Предмет правового регулирования отрасли права – это однородная группа отношений, регулируемых группой правовых норм.
Кроме того, некоторые отрасли права сформированы по объектам правового регулирования. Так, в Конституции говорится о следующих отраслях законодательства: земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, жилищное законодательство, а также семейное законодательство и трудовое законодательство. Они отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ).
Конституция РФ является исходной базой всех других отраслей права. Закрепленные ею принципы выступают ведущим правовым началом всех остальных его отраслей.
Можно выделить следующие основные отрасли права:
1) конституционное (регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник – Конституция РФ);
2) административное (связано с осуществлением исполнительной власти);
гражданское (регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права);
3) земельное (предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей);
4) семейное (посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями);
5) трудовое (рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности);
6) уголовное (предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение) и иные.
Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих правоотношения в определенной сфере. Отрасли права не изолированы друг от друга. Каждая отрасль права находится в устойчивой связи с другими отраслями права. Связанность общих институтов выражается в том, что они имеют нормы, которые относятся к разным отраслям права. Отраслей права, которые бы резко дисгармонировали с другими, действующая система российского права не знает.
Классификация отраслей права:
1) материальные – в том случае, если они регулируют материальные или общественные отношения (гражданское право, уголовное);
2) процессуальные – предметом регулирования является применение и регламентация материальных отраслей (гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное).

Еще по теме 26. Отрасли права:

  1. Глава 8. Система международного частного права как отрасли права и отрасли правоведения
  2. § 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее место в системе права Российской Федерации
  3. 5. Финансовое право в системе российского права: взаимосвязь с другими отраслями права. Особенности взаимосвязей финансового права и гражданского права, финансового права и административного права.
  4. 8. АП как отрасль права. Его соотношение со смежными от-раслями права.
  5. Общая характеристика уголовного права РФ как науки, отрасли и учебной дисциплины. Место уголовного права в системе национального права

Одним из важнейших признаков права, как было показано при рассмотрении его понятия, является системность юридических норм, их взаимосвязь, единство, согласованность, общая целенаправленность. Про­явление системности в праве - существование взаимосвязанных относи­тельно самостоятельных комплексов правовых норм, регулирующих од­нородные группы общественных отношений (отраслей права).

Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.

У каждой из них есть свой предмет регулирования, т.е. особый уча­сток общественных отношений, целый комплекс - трудовые отношения, семейные, финансовые и др. Каждая из отраслей имеет «свое» законодательство, чаще всего, в виде кодифицированных законодательных актов. Кроме того, для отрасли права характерны своеобразные методы, спосо­бы, приемы регулирования общественных отношений, свои принципы -исходные начала, специфические способы защиты от нарушений и меры государственного принуждения.

В системе современного российского права объединены следую­щие основные отрасли:

1. Конституционное (государственное) право - комплекс норм, зак­репляющих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, принципы государственного устройства, систему высших госу­дарственных органов РФ и местное самоуправление, их основные полно­мочия. Главным юридическим источником отрасли является Основной Закон государства - его конституция.

2. Гражданское право - наиболее объемная и приобретающая все большую социальную значимость отрасль, регулирующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные фор­мы собственности, определяют права и обязанности сторон в имуществен­ных отношениях; охраняют личные права: право на имя, честь, достоин­ство, авторство. Основным источником этой отрасли является Гражданс­кий кодекс РФ.

3. Административное право - состоит из норм, регулирующих об­щественные отношения в сфере государственного управления, исполни­тельно-распорядительной деятельности государственных органов как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов управления с гражданами и их объединениями (соблюдение правил до­рожного движения, общественной безопасности, санитарных, противопо­жарных норм и т.п.).

Одна из важных задач в сфере законотворчества в настоящее время состоит в выработке кодифицированных актов о правовом положении органов исполнительной власти и её функционировании. Федеральный Закон "Об общих принципах государственной службы в Российской Феде­рации" 1995 г., Кодекс об административных нарушениях - наиболее значи­мые кодификационные действующие акты в этой области.

4. Трудовое право - регулирует общественные отношения в облас­ти трудовой деятельности - заключение трудового договора (контракта), установление рабочего времени и времени отдыха, правил безопасности условий труда, гарантий прав и обязанностей работников, мер ответствен­ности за нарушение трудовой дисциплины.

Основной нормативно-правовой акт в этой области - Трудовой Ко­декс.

5. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфе­ре финансовой деятельности государства (формирование государствен­ного и местного бюджетов, их исполнение; основания и порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также некоторые другие вопросы мобилизации, распределения и использования денежных средств).

6. Земельное право - отрасль, охватывающая правовое регулирова­ние общественных отношений в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов, охрана прав субъектов собственности и землепользо­вания, укрепление законности и правопорядка. Кодифицированный акт -Земельный Кодекс - важнейшее правовое средство эффективного воздей­ствия на эту важнейшую сторону обеспечения нормальной жизни чело­веческого общества.

7. Уголовное право представляет собой комплекс норм, устанавли­вающих, какое противоправное деяние является преступлением и какие наказания за его совершение применяются. Юридические нормы, сосре­доточенные в Уголовном кодексе РФ, охраняют права и свободы личнос­ти, собственность, общественный и государственный строй от преступ­ных посягательств.

9. Семейное право - имеет предметом регулирования личные и имущественные отношения между лицами, возникающие в силу брака, родства, принятия детей в семью на воспитание.

Юридические нормы, сосредоточенные в основном нормативном акте семейного права - Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 году, уста­навливают условия и порядок вступления в брак, права и обязанности супругов, родителей и детей, родственников и иных членов семьи по отно­шению друг к другу, меры защиты этих отношений.

Особое место в системе права занимают отрасли процессуального права: гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право. Своими нормами, регулирующими порядок производства по граж­данским и уголовным делам (права и обязанности суда при осуществле­нии правосудия, ход судебного разбирательства, деятельность органов доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры, порядок вынесения и обжалования судебного решения и др.), эти отрасли обеспечивают, гарантируют эффективное действие норм материальных отраслей права (граж­данского и уголовного, семейного и земельного и др.).

Итак, система права - это внутреннее строение права, выражающе­еся в единстве и согласованности действующих в обществе юридических норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятель­ные части. Система права, как и общественная жизнь, находится в посто­янном изменении и развитии, становится более совершенной и эффектив­ной.

Отрасли права

Система права и правовые системы. Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1. Понятие системы права и правовых систем.

2. Отрасли права.

Система права – это объективно существующая внутренняя структура прав, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся общественных отношений. Её первичным элементом является правовое предписание – норма права.

Деление системы права на отдельные части зависит от того, какую область общественных отношений регулируют те или иные нормы, т.е. критерием выделения отраслей в системе права становится предмет правового регулирования. Дополнительный критерий для выделения отраслей в системе права – метод правового регулирования.

В современном мире существует три вида правовых систем :

1) романо-германская (характеризуется строгой системностью, основной источник права- закон, нормативно-правовые акты, которые подлежат кодификации и систематизации),

2) англо-саксонская (основные источника права - судебные прецеденты, нормативно-правовые акты, система права казуистична),

3) традиционно-религиозная и мусульманская (основной источник права - религиозные каноны, догмы, обычаи).

Отрасль права совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Кроме выделения отраслей в структуре права, юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, обеспечивающих частный интерес отдельных личностей, коллективов, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами.

Публичное право образуют нормы, защищающие общее благо, публичный интерес, оно связано с полномочиями и организационно-властной деятельностью государственных органов, закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Ведущей отраслью права является государственное, или конституционное право. Это совокупность норм, закрепляющих основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения граждан России, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство Российской Федерации и систему ее государственных органов. Нормы государственного права определяют политическую и экономическую основу общества, деятельность государства в области социального развития и культуры, внешней политики и защиты Отечества, регулирует взаимоотношения государства и личности, устанавливают систему, порядок образования и принципы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления. Государственное право – ведущая отрасль права, так как оно закрепляет основы всей государственной и общественной организации страны.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства – конституционного судопроизводства. Более того, по структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли – судебное конституционное право и судебный конституционный процесс .

Административное право совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, а также определяющих структуру и компетенцию этих органов. Именно нормы административного права регламентируют деятельность управленческих органов (правительств, кабинета министров), министерств, федеральных служб и агентств, органов местного самоуправления.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности участников этих отношений. Гражданское право определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), регулирует договорные и иные обязательственные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и с их участием. К числу неимущественных прав относятся защита чести, достоинства и деловой репутации, возмещение морального вреда и др. Участниками регулируемых гражданским правом отношений являются граждане и организации; в них могут также участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Парламентское право – особая система юридических принципов и норм, регулирующих внутреннее устройство парламента и связанные с ним организационные отношения, сам процесс парламентской деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами власти и избирательным корпусом. Парламентское право трудно полностью отделить от конституционного права, так как, во-первых, оно вышло из недр конституционного права, а во-вторых, нормы конституционного права составляют неотъемлемую часть парламентского права, его основные начала. Вместе с тем парламентское право не только проявило все качества самостоятельной отрасли права, но и все больше обособляется от конституционного права. Парламентское право включает в себя материальные и процессуальные нормы, но со значительным преобладанием последних. Парламентское право является подотраслью конституционного права (однопорядковой в этом смысле с избирательным правом).

Трудовое право отрасль права, регулирующая общественные отношения между работниками и работодателями по поводу непосредственного приложения труда (рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда и т.п.), между администрацией и профсоюзными органами, порядок рассмотрения трудовых споров.

Уголовное право отрасль права, нормы которой устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления.

Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Регулирует отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными управомоченными органами.

Уголовно-исполнительное право система юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе и по поводу исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия.

Кроме «материальных» отраслей права, перечисленных выше, существуют и отрасли «процессуального права», связанные с применением правовых норм судами.

Гражданское процессуальное право отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, т.е. осуществления правосудия по гражданским делам, а также порядок исполнения (в том числе и принудительного) постановлений судов и некоторых других органов.

Уголовно-процессуальное право - отрасль права, которая регулирует деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел; ее порядок и содержание, возникающие при этом правоотношения.

Международное право совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения.

Вопросы и задания по теме:

1. Что лежит в основе выделения различных отраслей права?

2. Сравните предметы регулирования гражданского и уголовного права.

3. Какой отраслью права регулируются общественные отношения между работниками и работодателями?

4. Рассмотрите частные случаи и подумайте, какой отраслью права будут регулироваться сложившиеся в них отношения:

а) остановка водителя сотрудником ГИБДД (ГАИ) за превышение скоростного режима;

б) покупка жилого помещения;

в) товарно-денежные отношения между гражданином Российской Федерации и иностранной компанией;

г) раздел имущества при разводе;

д) побег военнослужащего срочной службы из воинской части;

е) появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения;

5. В последнее время возникают новые отрасли права: корпоративное, медицинское, образовательное, парламентское, страховое, экологическое, экономическое и др. Попытайтесь охарактеризовать предмет регулирования названных отраслей права.

6. Охарактеризуйте систему права и правовую систему.

Правовые акты и литература:

1. Алексеев С.С. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2002.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 1999.

3. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.

4. Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Основы российского права. М., 2001.

5. Основы права: учебник /под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.

6. Правоведение: учебник для неюрид. вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

4. Общая характеристика отраслей российского права

Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

1. Конституционное право . Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод - власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

3. Финансовое право . Предмет данной отрасли - финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

4. Земельное право . Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт - Земельный кодекс. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы - не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

6. Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования - диспозитивный.

8. Семейное право . Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный.

9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс. Метод регулирования - императивно-запретительный.

10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать уголовно-исполнительное право подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др.

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

Россия вступила в Совет Европы, взяв при этом на себя ряд важных обязательств. Она все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с другими государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов, выполняет по мандату ООН миротворческие миссии. Все это свидетельствует о признании конструктивного влияния России как великой державы на мировые дела и безопасность, активизации ее внешней политики.

С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России. Сегодня граждане РФ могут в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.

Административное право

Администрати́вное пра́во - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В дореволюционной России данная отрасль права была объединена с таможенным правом, налоговым правом, экологическим правом, медицинским правом, образовательным правом в единую отрасль публичного права, именуемую полицейским правом, основным источником которого, в отличие от административного права СССР и государств СНГ, был правовой обычай, подобно международному праву. Полицейское право - наука о всей совокупности учреждений и мер, способствующих предупреждению опасности, охранению и поддержанию порядка и народного благосостояния. Полицейское право предусматривало, в том числе, основанное на необходимости защиты общественной безопасности, благосостояния, здоровья граждан или общественной морали ограничение права собственника государством без выплаты компенсации. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

Понятие административного права

Административное право - совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

Административное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в государстве политических общностей.

Административное право существует в «двух „данностях“ - в сфере государ­ственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка», «связь этих двух частей административного права, несмотря на авто­номный характер каждой, органична и несомненна: управленческое право регламентирует государственно-управленческие отношения, полицейское право - их особую разновидность: отношения в сфере общественного порядка или полицейские отношения».

Современное административное право включает в себя следующие отрасли и институты:

  • Военное право
  • Право государственной безопасности
  • Право внешних сношений
  • Таможенное право
  • Экономическое право
  • Финансовое право
  • Социальное право

Межотраслевые институты:

  • институт гражданства
  • институт государственной службы
  • институт административной ответственности[источник не указан 212 дней ]

Классификация административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.

  1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения - это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
  2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: Отношения, в которых один из участников подчинен другому, - вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права. Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, - горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между не соподчиненными членами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.
  3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются административными правонарушениями.

Суть методов административного права

  1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
    Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Функции административного права

  1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
  2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
  3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
  4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
  5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

Источники административного права

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП России, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.

На федеральном уровне:

  1. Конституция РФ
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
  3. Постановления Конституционного Суда РФ
  4. Законы РФ о поправке к Конституции РФ
  5. Федеральные конституционные законы
  6. Федеральные законы, включая законы РСФСР и РФ, кодексы РФ и основы законодательства РФ
  7. Нормативные указы Президента РФ
  8. Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
  9. Нормативные постановления Правительства РФ
  10. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)
  11. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

  1. Конституции (уставы) субъектов РФ
  2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  3. Законы субъектов РФ
  4. Нормативные акты высших должностных лиц (глав) субъектов РФ
  5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
  6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
  7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

  1. Уставы муниципальных образований
  2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования
  3. Нормативные акты главы муниципального образования
  4. Нормативные акты местной администрации

Система административного права

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права

  • Общая часть
    • Предмет
    • Формы и методы
    • Субъекты административного права
    • Ответственность по административному праву
    • Административный процесс
  • Особенная часть
    • Экономическая сфера
    • Социально-культурная сфера
    • Административно-политическая сфера
    • Межотраслевая

В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

  1. Общая часть
    1. Основные начала административного законодательства
    2. Граждане и юридические лица (граждане РФ, иностранные граждане, негосударственные (неправительственные) организации)
    3. Федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, ведомства)
    4. Государственная служба (гражданская, военная, дипломатическая, силовая)
    5. Акты государственной администрации
  2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной администрации
    1. Подчинённых Президенту
      1. Оборона
      2. Государственная безопасность
      3. Внутренние дела
      4. Иностранные дела
      5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
      6. Юстиция
    2. Подчинённых Правительству
      1. Экономика
      2. Финансы
      3. Здравоохранение
      4. Образование
      5. Транспорт
      6. Связь и информация
      7. Культура, спорт, туризм
      8. Социальная сфера
    3. Прочей подчинённости
      1. Счётная палата
  3. Специальная часть. Административная ответственность (нормы из КоАП РФ).

Однако, по мнению доцента кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ М. Н. Кудилинского, воплощение этой идеи представляется достаточно сложным ввиду «мобильности» самого предмета административного права, разнородности (неуниверсальности) управленческих процедур, а также в силу федеративной природы Российской Федерации (административное право согласно Конституции РФ является предметом совместного ведения субъектов РФ и федерации; следовательно, обеспечить единое кодифицированное регулирование не представляется возможным).

Административное право различных государств

Административное право Беларуси

Основная статья: Источники административно-правовых норм в Беларуси

Административное право Украины

Основная статья: Административное право Украины

Административное право Канады

Основная статья: Административное право Канады

Административное право Канады - вторая отрасль публичного права Канады. Оно занимается организацией государственной службы и отношениями этих служб с частными лицами.[источник не указан 2374 дня ]

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Отрасль – наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения – административного права.

Следовательно, каждая отрасль права характеризуется относительным обособлением определенной сферы общественной жизни, наиболее значимые отношения, в которой регулируются с помощью особого набора методов правового воздействия. Обособление этих отношений зависит не только от исторически развивающихся потребностей общества, но и заинтересованности государства в их комплексном юридическом урегулировании. При этом постепенное накопление правового материала приводит к формированию компактной общности норм, регулирующих отношения на основе принципов, отражающих своеобразие этих отношений, и функционально взаимосвязанных с другими отраслями права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное);

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;

5) земельное;

6) трудовое;

7) семейное;

8) уголовно-исполнительное;

9) экологическое (природоохранное);

10) финансовое;

11) уголовно-процессуальное;

12) гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.

Все отрасли права можно подразделить на основные и специальные. К основным относятся: конституционное, гражданское, административное и уголовное право. Среди них особое положение занимает конституционное право, являющееся базой для всей системы права. Гражданское, административное, уголовное и соответствующие им процессуальные отрасли устанавливают основные правовые режимы (дозволений, обязываний, запретов), которые детализируются или комбинируются в специальных отраслях (семейном, трудовом, земельном и т.д.) применительно к определенным сферам общественной жизни.

Дать краткую характеристику основных отраслей права – это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права.

Конституционное право – ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства. Доминирующий метод – императивный.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод – диспозитивный.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод – императивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п. Господствующий метод – императивный.

Земеельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами - это административно-правовой метод (метод власти и подчинения) и гражданско-правовой метод (метод дозволения)...

Трудовоое право - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере наемного труда. Является относительно молодой отраслью права (момент возникновения относится к рубежу 19-20 веков), а одним из обоснователей самостоятельной отрасли трудового права стал ученый Л.С.Таль. метод трудового права России характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в процессе труда, участием работников и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией правового регулирования, своеобразием способов защиты трудовых прав работников.

Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определенный вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер, но часто они переплетаются с имущественными отношениями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории неимущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека. Метод семейного права является императивным. Это выражается в том, что в большинстве случаев государство предоставляет возможность участникам семейных правоотношений самим выбирать модель своего поведения, оставляя за собой право определять в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения. Во многих институтах семейного права возможно регулирование только с помощью императивных норм. Это, например, такие институты, определяющие применение мер семейно-правовой ответственности и защиты, как нормы о лишении родительских прав, об отобрании детей без лишения родительских прав, об отмене усыновления, признании брака недействительным.

Семейно-правовой метод является не просто императивным, а императивно-дозволительным. Дозволительный характер проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников семейных отношений определенными правами, однако эти права определяются императивно. Так, никто не может быть принужден вступить в брак или развестись, но порядок заключения и расторжения брака определен законом. Кроме того, семейно-правовой метод имеет диспозитивное начало. Диспозитивность означает возможность выбора одного варианта поведения из нескольких возможных, предоставленных законом. Таким образом, государство не навязывает участникам семейных правоотношений свою волю, а лишь охраняет и защищает их законные права и интересы.

Уголовно-исполнительное право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Метод УИП :

· По способу регулирования – императивный

· По характеру взаимосвязи субъектов – метод власти и подчинения

· По характеру воздействия на поведение людей – карательный

· По способу воздействия: базовый метод – запрет, наряду с этим применяются дозволение, предписание, поощрение.

Экологическое право - особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

Финансовое право - отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Особенности метода:

· императивность финансово-правового воздействия на общественные отношения

· неравенство субъектов финансового права

· сочетание властного и согласовательного характеров

Уголовно-процессуальное право - отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Процессуального правохарактерно в применении двух таких способов– диспозитивного и императивного.

Под императивным понимается запрещающий метод, метод властных предписаний. Он устанавливает запрещающие нормы, которые должны строго соблюдаться всеми субъектами без исключения. Ответственность и возложение обязанностей являются приемами императивного метода. Такой метод применяется на практике при возложении обязанностей на некоторых участников уголовного процесса. Регламент проведения заседания тоже относится к императивным нормам. Он не подлежит обсуждению и соблюдается в том положении, в котором записан в правовой норме.Диспозитивность метода выражается в следующем: право лица, признанного потерпевшим заявлять отводы и ходатайства является диспозитивной нормой и устанавливает конкретное право, которым может воспользоваться субъект по своему усмотрению, но может и не воспользоваться. В этом и отличие дозволительного метода от императивного, где лицо обязано соблюдать нормы права независимо от своего усмотрения.

Гражданское процессуальное право - отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между судом и иными участниками судебного производства в ходе осуществления правосудия по гражданским делам, а также исполнения судебных постановлений.

Метод ГПП как способ воздействия на регулируемые данной отраслью отношения - императивно-диспозитивный , в котором властеотношения сочетаются со свободой и равноправием заинтересованных лиц (определяют два обстоятельства: возникновение гражданского процесса, его развитие, переход из одной стадии в другую зависит от воли заинтересованных лиц; но - обязательным и решающим субъектом гражданских процессуальных правоотношений является суд, принимающий от имени государства властное решение, подлежащее в необходимых случаях принудительному исполнению).

Выделение тех или иных отраслей права тоже относится к дискуссионным проблемам. Например, С.С. Алексеев выделяет три звена отраслей. Первое звено составляют профилирующие, базовые отрасли. К ним относят конституционное право, гражданское, административное, уголовное право и процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административное процессуальное и уголовно-процессуальное. Второе звено – специальные отрасли, где юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества, – трудовое, земельное, финансовое право, право социального обеспечения, семейное, уголовно-исполнительное. Третье звено – комплексные отрасли, которые соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей, например экологическое, информационное, предпринимательское право.

С этой классификацией можно соглашаться или нет, но она недостаточно обоснованна.

Иногда выделяют первичные отрасли, к которым относят так называемые традиционные отрасли, и производные, выделившиеся из традиционных отраслей (вторичные). К первичным относят государственное, уголовное, гражданское право и две процессуальные отрасли – уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное. Из государственного права выделились в самостоятельные отрасли административное, финансовое право, из гражданского – семейное, трудовое. Но появился и третий ряд – отрасли, выделившиеся из «вторичных», например право социального обеспечения, выделившееся из трудового права.

Наибольшее распространение получило выделение следующих отраслей: конституционное право; административное право; финансовое право; гражданское право; семейное право; трудовое право; право социального обеспечения; экологическое право, которое состоит из двух частей – природоохранного и природоресурсного права; уголовное право; уголовно-исполнительное право; уголовно-процессуальное право; гражданское процессуальное право.

В последние годы наблюдаются процессы как дифференциации, так и интеграции в системе права. В частности, помимо традиционных процессуальных отраслей – уголовно-процессуального и гражданского процессуального права, выделяются арбитражный процесс, административный процесс, конституционный; выделяется коллизионное право, природа и характер которого еще недостаточно исследованы; из финансового права выделяются в качестве подотраслей налоговое, бюджетное, банковское право. Интеграционные процессы объясняются усложнением общественных отношений, возникновением, изменением и прекращением ряда правоотношений, изменением правового мышления и другими факторами.


Похожая информация.


Классифицируются по различным основаниям.

Классификация отраслей права (рис. 1)

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности — материальные и процессуальные.

Рис. 1. Виды отраслей права

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся:

  • на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, являются изначальными и восходят к древности;
  • вторичные — они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;
  • с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Примером комплексной отрасли права является хозяйственное право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природопользования.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов.

Рис. 2. Состав публичного права

Представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Состав частного права представлен на рис. 3.

Различия публичного и частного права представлены на рис. 4.

Рис. 3. Состав частного права

Рис. 4. Различия между публичным и частным правом

Деление права на публичное и частное восходит к античной древности. Авторы деления права на публичное и частное — римские юристы. Они сами отмечали условность этого деления, ибо государство так или иначе может принимать или принимает участие и в частном праве. В современных условиях государство все активнее вторгается в регулирование экономических отношений. Это является свидетельством того, что «частная жизнь» потеряла свой сугубо автономный характер.

Отметим, что в Советском государстве концепция частного права вообще не признавалась. Все отрасли права считались публичными.

Краткая характеристика некоторых отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает . Это объясняется спецификой общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли. правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Преобладающим методом является императивный. Главный нормативный акт этой отрасли — Конституция (Основной закон) Российской Федерации, которая является актом прямого действия. Другие источники — федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов Федерации и др.

. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Основной метод — императивный. Основные нормативные акты — Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная отрасль права, регулирующая отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, т. е преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный. В силу большого нормативного объема гражданское право дифференцировалось. Отдельные комплексы норм гражданского права обособились сначала в правовые институты, а затем и в отдельные отрасли:

  • земельное право;
  • авторское право;
  • предпринимательское право;
  • изобретательское право;
  • патентное право и др.

К относятся: Конституция РФ, ГК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, законы о собственности, о предприятиях и т. д.

. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Нормы данной отрасли регулируют отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и др.).

Основной метод — диспозитивный. Основными источниками трудового права являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, другие законы и подзаконные акты.

. Предмет данной отрасли составляют общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т. д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом. Основной метод - императивный. Основные источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. законы о государственном бюджете, законы о банковской деятельности и др.

Земельное право. Предмет — общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной метод — диспозитивный. Источники — Конституция РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные акты.

. Предмет — общественные отношения, охраняемые уголовным законом, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступления. Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, различных форм собственности, личности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Данные нормы формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Система норм уголовного права образуется из двух частей: Обшей и Особенной. Метод — императивный. Основной нормативный акт — УК РФ.

Уголовно-процессуальное право. Предмет — отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно- процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношений с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса.

Метод — императивный. Основным нормативным актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданское процессуальное право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении дел судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающих из гражданских, семейных, и трудовых правоотношений.

Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства. Метод — императивно-диспозитивный. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы