Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Рецензенты:

Н.С. Бондарь – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, судья Конституционного Суда РФ;

В.С. Курчеев – доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Новосибирского национального исследовательского государственного университета.


NOVOSIBIRSK NATIONAL RESEARCH STATE UNIVERSITY


SIBERIAN INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION


KRAVETS I.A.


CONSTITUTIONAL JUSTICE: theory of judicial constitutional law and practice of judicial constitutional process

Textbook


Reviewers:

N.S. Bondar – doctor of Law, professor, honored Lawyer of the Russian Federation, honored Worker of Science, the judge Constitutional Court of the Russian Federation;

V.S. Kurcheev – doctor of Law, professor, dean Law Firm Novosibirsk national research state University.


The textbook is designed to provide methodological materials for the academic discipline «Constitutional Justice». The work describes the theoretical foundations of the judicial constitutional law and the legal, organizational and procedural framework for the implementation of the constitutional proceedings in view of innovations in the legal regulation and new materials of judicial practice.

The textbook is intended for students of all forms of education at the program 030900.62 «Jurisprudence» of state-legal profile of students and graduates as well as professionals working in the field of state and municipal government.


Keywords: Constitution, justice, constitutional review, judicial constitutionalism, interpretation of the Constitution, constitutional hermeneutics, judicial guarantees of the Constitution, general rules and stages of constitutional proceedings, decisions and legal opinions of the Constitutional Court of the Russian Federation.

© Kravets I.A., 2017

© Ltd. «Yustitsinform», 2017

Предисловие

Учебное пособие разработано с целью методического обеспечения учебной дисциплины вариативной части «Конституционное правосудие». Работу необходимо использовать при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине, а также в ходе выполнения письменных и индивидуальных заданий.

Использованные в учебном пособии акты Конституционного Суда РФ изучаются на семинарских занятиях, при подготовке к которым следует обращаться к полному тексту анализируемых решений органов конституционного правосудия.

В учебном пособии раскрываются с учётом новаций в нормативно-правовом регулировании и новейших материалов судебной практики теоретические основы судебного конституционного права и правовые, организационные и процессуальные основы осуществления конституционного судопроизводства.

Работа предназначена для студентов всех форм обучения по направлению 030900.62 «Юриспруденция» государственно-правового профиля, слушателей и магистрантов, а также специалистов, работающих в сфере государственного и муниципального управления.

Введение

Учебное пособие ориентирует на наиболее важные вопросы и проблемы в сфере организации и осуществления конституционного правосудия, и может быть использовано как практико-ориентированный материал при подготовке обращений в органы конституционного правосудия.

Кроме учебников, необходимо также использовать справочные правовые базы «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс», официальный сайт Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru).

После изучения каждого раздела и тем необходимо ответить на контрольные вопросы.

Учебное пособие охватывает как теоретические основы судебного конституционного права, так и нормативно-правовые и практические аспекты осуществления судебного конституционного процесса. «Конституционное правосудие» или «Конституционная юстиция» является дисциплиной вариативной части, принадлежит к профессиональному циклу и относится к государственно-правовому профилю. Она изучается на старших курсах после изучения дисциплины «Конституционное право» и предполагает закрепление и углубление студентами знаний, полученных ранее, дает практическую направленность полученным знаниям в связи с изучением значительного числа решений органов конституционного правосудия по различным отраслям права.

Целью дисциплины «Конституционное правосудие» является формирование у студентов совокупности знаний в сфере понятия, природы, организационных и процессуальных основ деятельности органов конституционного правосудия, овладение ими знанием решений Конституционного Суда РФ, других органов конституционного контроля, приобретение навыков анализа, оценки и применения правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Эта дисциплина формирует правовые знания, правовое сознание, необходимые для специалистов различных сфер деятельности.

Кроме того, дисциплина «Конституционное правосудие» ориентирована на получение таких практических навыков, как умение:

– выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и конституционно-процессуальной проблематике, свободно оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями;

– использовать нормы конституционного права и решения органов конституционного правосудия для решения управленческих, политических и социальных задач;

– оценивать правомерность действий должностных лиц при выполнении публичных функций.

Изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов конституционного правосознания, юридического мышления, отвечающих требованиям построения в России правового государства и гражданского общества, а также приобретению навыков, которые можно будет использовать при работе в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе навык подготовки обращений в Конституционный Суд РФ.

Учебное пособие состоит из четырёх разделов, которые соответствуют программе дисциплины. В первом разделе раскрываются теоретические основы конституционализма и конституционного правосудия, правовая природа судебного конституционализма и судебного конституционного права, понятие, содержание и виды судебного конституционного контроля (надзора), его место в механизме правовой охраны конституции. Во втором разделе освещаются правовые и организационные основы осуществления конституционного правосудия в России, включая порядок назначения и правовой статус конституционных судей, общие правила и стадии конституционного судопроизводства, понятие и виды решений и правовых позиций Конституционного Суда РФ. В третьем разделе анализируются особенности различных видов производств в Конституционном суде РФ, практика принятия судебных актов в конституционном судопроизводстве. В четвёртом разделе раскрываются юридическая сила, проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ, основания ответственности за их ненадлежащее исполнение. Разделы (или темы) снабжены контрольными вопросами и библиографическим списком.

Раздел I
Конституция и правосудие: судебное применение, толкование и правовая охрана Конституции

Тема 1.1. Теория конституционализма и конституционное правосудие

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 01.08.2014

2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.


Основная литература:

1. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. – 592 с.

2. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 352 с.

3. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.– 675 с.


Правосудие по конституционным делам (вопросам) в современных условиях развития российской правовой системы становится важным средством гармонизации различных отраслей права, юридическим инструментом обеспечения верховенства конституции, ее прямого действия на всей территории Российской Федерации. Как справедливо отмечает Н.В. Витрук, правосудие, осуществляемое конституционными судами, признается как высшая форма конституционного контроля1
Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. – М., 2005. – С.17.

По мнению судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря, конституционное правосудие выступает как инструмент социоисторической модернизации конституции, генератором «живого конституционализма»2
Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. – М., 2014. – С.39.

Контроль за конституционностью нормативных правовых актов и договоров – важнейшая часть механизма реализации права и гарантирования прав и свобод человека и гражданина. Правосудие по конституционным делам (вопросам) оказывает влияние не только на конституционно значимые вопросы, но и на другие отрасли права, вопросы гражданско-правового, уголовно-правового, административно-правового, финансового регулирования. Поэтому научный интерес представляет взаимосвязь между конституционным правосудием, верховенством права и российским конституционализмом.

Остановимся сначала на концепциях верховенства права в современной мировой юриспруденции и их влиянии на российский конституционализм.

Роль правового регулирования в становлении и развитии конституционного государства трудно переоценить. Обязывающий характер правовых норм всегда является составной частью современного понимания конституционного государства. В различных правовых системах сформировались концепции, объясняющие роль права в регулировании общественных отношений, складывающихся в условиях конституционализма.

Англосаксонская концепция определяется понятием «верховенства права» или «господства права» (rule of law). В англосаксонской правовой культуре принцип верховенства права формировался постепенно, как и сама английская конституция. В общем виде верховенство права означает, что даже высшая законодательная власть не должна на законных основаниях посягать на известные основные принципы справедливости. Источник таких основных принципов справедливости был заложен в английской конституции, которая материализовалась в ряде известных исторических документов, начиная с Magna Carta 1215 года, простирающемся до Bill of Rights 1689 года, а также английского общего права.3
Berman, Harold J. The Struggle for Law in Post-Soviet Russia // Western Rights? Post-Communist Application. / Ed. by A. Sajo. – Kluwer, 1996. – P.41 – 55.

В наиболее развитом виде эта концепция получила распространение сначала в Великобритании, США, а затем ее модификации стали применяться в других странах, которые заимствовали идеи и институты стран общего права. К таким странам в настоящее время относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других. Несмотря на многочисленные примеры реализации в той или иной форме концепции «верховенства права» в странах англосаксонского мира, юристы по-прежнему считают возможным рассматривать ее как идеал4
Идеал верховенства права («the Rule-of-Law ideal») и его различные концепции рассматривается в обширной статье Ричарда Феллона. – Fallon Richard H. «The rule of law» as a concept in constitutional discourse // Columbia Law Review. – January 1997. – Vol.97. – No.1. – P.1.

В странах континентальной Европы возникла и действует концепция правового государства, в Германии она выражается термином Rechtsstaat, а во Франции – понятием Etat de droit. Возникновение понятия правового государства относится к рубежу XVIII–XIX веков. Впоследствии оно развивалось и совершенствовалось, постепенно модифицировалось и его основное предназначение. В середине XIX века Роберт Моль отмечал, что государство, основанное на идее права, может осуществиться в жизни постепенно и историческим путем, путем прогрессивного развития народа из иной фазы цивилизации5
См.: Моль Р Энциклопедия государственных наук. – СПб., 1868. – С.256.

Причем для такого государства, по его мнению, нет такой формы правления, которая была бы для него обязательна вследствие внутренней необходимости или которая была бы для него единственно возможною вследствие внешних причин. Современные конституционные системы в целом подтверждают это положение. Первоначально понятие правового государства возникло как своеобразная программа ограничения государственных притязаний. В современных условиях «принцип правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний, а преследует двойную цель: в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства, чтобы таким образом гарантировать достоинство человека, свободу, справедливость и правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и между индивидами»6
Шмидт-Асман Е. Правовое государство // Государственное право Германии. / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. – М.: Институт государства и права, 1994. – С.54.

Конституционная система не может функционировать без господства права, ведь конституция наиболее высокий тип права, а конституционное регулирование – наиболее значимое для страны. Однако в каждой стране различные концепции обязывающей силы права создали характерную для данной страны систему конституционализма7
Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. с венг. – М.: Юрист, 2001. – С.205.

Английское выражение «rule of law» может быть переведено и как «правление закона». В этом случае основное значение концепции правление закона – то, что законы, а не желания отдельных людей или их групп, должны править и что никто, включая органы публичной власти, не стоит выше закона. Поэтому в рамках конституционного правления господство права ставит своей задачей решение проблемы контроля над деятельностью правителей. Правители нуждаются в ограничениях. Конституционализм как правовое и политическое учение является наукой подобных ограничений и сдержек8
Esquith, Stephen L. Toward a Democratic Rule of Law // Political Theory. Jun 1999. Vol. 27. Issue 3. P334-338; Reynolds, Noel B. Constitutionalism and the Rule of Law // Constitutionalism and Rights. / Ed. by Bryner G.C. and Reynolds N.B. -Provo, Utah: Brigham Young Univ.,1987. – P.80.

Необходимость действенности конституции определяет такой принцип конституционализма, как верховенство или господство права. Формирование и деятельность политических институтов при конституционной политической системе протекают в правовых рамках, а каждый орган или институт государства имеет правовое оформление. Именно право служит легализации любых социальных институтов в современном обществе, именно с ним в известной мере связывают «легальный» тип господства,9
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. – М., 1990. – С. 646–647.

Характерной чертой которого является подчинение закону, а не личности. Наиболее последовательной реализацией принципа верховенства права являются теория и практика конституционализма, при которых конституции отводится роль Основного закона в государстве, а вся остальная правотворческая деятельность должна иметь конституционные пределы. Этим объясняется и то, что конституционализм как высшее выражение верховенства права должен служить ограждению социальных институтов власти от деформационных сдвигов, связанных с ее захватом и узурпацией.

Формирование российского конституционализма как правового явления немыслимо без надлежащего обеспечения и проведения в жизнь принципа верховенства конституции. Следует согласиться с лаконичной формулировкой Ю. Лимбах, председателя Федерального Конституционного Суда Германии, о том, что «концепт верховенства конституции присуждает высшую власть в правовой системе конституции»10
Limbach Jutta. The Concept of the Supremacy of the Constitution // The Modern Law Review.– 2001.– Vol.64.– № 1.– P1.

На пути к реализации этого принципа России удалось преодолеть пока только частично ключевые трудности и проблемы. На наш взгляд, верховенство конституции основывается на следующих постулатах:

1) конституция играет активную роль в правовом регулировании основных сфер общественной и государственной жизни;

2) конституция используется в различных судебных инстанциях как правовой акт прямого действия при разрешении конкретных дел;

3) обеспечивается высшая юридическая сила конституции и приоритетное применение в иерархии нормативно-правовых актов страны;

4) конституционные конфликты и коллизии, возникающие между различными субъектами права, разрешаются на основе конституционных норм при корректирующем воздействии конституционного правосудия;

5) в отношении конституции обязательно применяется системное толкование для обеспечения комплексного воздействия на правовую систему в целом11
Кравец И.А. Верховенство конституции – принцип конституционализма // Журнал российского права.– 2002.– № 7. – С. 15–26.

Верховенство конституции в историческом измерении отражает процесс совершенствования механизма реализации конституции, рост средств и методов, с помощью которых конституционные права и свободы обеспечивались, а обязанности исполнялись. На позитивное развитие принципа верховенства конституции несомненное влияние оказывает частота смены конституционных норм, количество действовавших в стране конституций.

В условиях существования писаного Основного закона принцип верховенства права закрепляется в его тексте в форме верховенства конституции. Хотя принцип верховенства права шире и богаче по своему правовому содержанию, чем позитивная формулировка о верховенстве конституции, все же последняя является ценным приобретением современного конституционализма. Она свидетельствует о переводе на язык конституционных норм и позитивного права в целом абстрактных принципов права и справедливости, которые стали уже общепризнанными в обществе или к которым данное общество стремится в своем развитии.

В действующей Конституции РФ 1993 г. (ст. 4 ч. 2) принцип верховенства конституции впервые в истории конституционного развития России получил юридическое закрепление. Как справедливо отмечают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, «в признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву»12
Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: Учебник.– 3-е изд. – М., 2002. – С.87.

Однако самого по себе провозглашения недостаточно. В правовой культуре российского общества недоверие к прокламациям слишком сильно, т. к. основано на неизжитой традиции часто встречающегося в различных сферах регулирования расхождения между нормой и жизненными реалиями. В советский период многие конституционные положения бездействовали, действия органов власти, различные сферы жизни общества не были связаны нормами конституции. Расхождение между реальной политикой государства и некоторыми демократическими положениями конституций, – особенно Конституций СССР 1977 и РСФСР 1978 годов, «воспитывало у граждан и должностных лиц отношение к конституционным установлениям как к чисто декларативным»13
Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. – М., 1999. – С.47.

Тем самым советский опыт конституционного регулирования наглядно продемонстрировал, что верховенство конституции может быть правовым регулятором при его обеспечении юридико-техническими средствами.

Принцип верховенства конституции призван показать место конституции в правовой системе страны, в иерархии правовых актов. Он направлен на формирования и деятельного отношения граждан к реализации и отстаиванию конституционных прав и свобод. Активное отношение к конституции и закрепляемым в ней правам способствует развитию определенного конституционного патриотизма в стране с неустойчивыми конституционно-правовыми институтами.

Соблюдение федеральной конституции связано с необходимостью её единообразного понимания на всей территории государства. Для этого легализован и закреплен в конституционных нормах (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ) институт толкования конституции. Наряду с функцией толкования Конституционный Суд РФ осуществляет и функцию конституционного контроля, выступая институциональной гарантией верховенства конституции . В советский период практическая потребность осуществления подобных функций отсутствовала. С одной стороны, «советский конституционализм» базировался на концепции полновластия Советов – как единственных органов государственной власти, правовые акты которых не предполагалось проверять на конституционность. При этом единообразное понимание конституционных норм обеспечивалось не правовым, а политическим контролем в условиях административно-командной системы. С другой стороны, советские конституции во многом не были реально действующим правом и не использовались правоприменительными органами непосредственно при вынесении решений. Закрепление в новой конституции России (ч. 1 ст. 15) принципа её прямого действия подразумевало стремление преодолеть укоренившийся недостаток советского конституционного регулирования – не действенность и фиктивность норм конституций. Обеспечение прямого действия конституции – важнейшая задача всех судов общей юрисдикции. Различное применение в судах положений конституции не совместимо с режимом конституционной законности. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ 31 октября 1995 г. принял постановление, разъясняющее некоторые вопросы применения судами конституции при осуществлении правосудия.14
Постановление Пленума Верховного Суда РФ (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г № 5, от 16 апреля 2013 г. № 9 и от 3 марта 2015 г. № 9) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ.– 1996.– № 1.

Это постановление в силу выработавшейся еще в советский период традиции стало обязательным для судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Однако в современной действительности оно вызывает споры теоретического характера, влияющие на правоприменительную деятельность, а правила применения Конституции, изложенные в этом постановлении, стали конфликтовать с правовыми позициями Конституционного Суда РФ по аналогичным вопросам.

Действующая редакция постановления в п. 2 содержит следующие положения. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Суд разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда Конституционным Судом РФ выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны;

Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.

Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права - это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства. Предмет является ведущим, определяющим критерием разграничения отраслей права. В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений; их поведение; объекты, на которые направлено поведение субъектов; факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами.

Содержание метода правового регулирования охватывает комплекс разнообразных юридических средств, с помощью которых осуществляется воздействие па общественные отношения. Он служит дополнительным критерием разграничения нормативных установлений по отраслям права. Метод правового регулирования характеризуется сочетанием различных по характеру предписаний - императивных, диспозитивных, рекомендательных и иных. Структура: Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) представляет собой единство материального правового

Судебно-конституционное материальное право есть совокупность нормативных установлений, регулирующих устройство, организацию специализированных органов конституционного



правосудия (состав и способ формирования конституционного суда, его структуру, принципы и гарантии деятельности, статус судей и др.) и устанавливающих их юрисдикцию, полномочия.

Судебно-конституционное процессуальное право есть совокупность нормативных установлений, определяющих принципы, общие правила конституционного судопроизводства и регулирующих

процедуру по стадиям конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел в органах конституционного правосудия. Иными словами, предметом

регулирования судебно-конституционного процессуального права является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство). Судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство)направлен на обеспечение реализации компетенции, юрисдикции органов конституционного правосудия. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное

судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, свою логику развития и закономерности бытия. Конституционное судопроизводство как единство процессуальных

норм, процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений в конечном счете выступает как форма, способ существования и реализации норм материального судебно- конституционного права.

или иного субъекта Федерации. Каждая подотрасль судебно-конституционного права и процесса

состоит из правовых институтов, представляющих собой совокупность нормативных установлений, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений, складывающихся

в процессе организации и функционирования органов конституционного правосудия

Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права

Современная российская система права восприняла деление права на публичное и частное. Публичное право по своей структуре состоит из конституционного, государственного и муниципального

права. Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер.

Предмет: В отечественной науке существует два подхода к определению круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (традиционному,

преобладающему в науке) предмет конституционного права определяется весьма широко, в него включаются общественные отношения, регулируемые как нормами конституции, так и нормами законов, подзаконных нормативных актов, иных источников права, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. Иными словами, в предмет регулирования конституционным правом включаются многие общественные отношения, по существу, объективно подлежащие регулированию либо уже регулируемые иными отраслями российского права. Содержание конституционного права Российской Федерации в основном определяется содержанием

Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Российской Федерации в интерпретации Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерациии в контексте действия общепризнанных принципов и норм международного права при условии признания их Российской Федерацией. Дополнительно в содержание конституционного права России входят нормативные установления, опосредуемые иными его источниками (формами), которые регулируют

отдельные виды общественных отношений конституционного уровня в полном объеме.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль . Такое место и роль конституционного права обусловлены, во-первых, характером

и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. его предметом и содержанием, и, во-вторых, верховенством и высшей юридической силой Конституции как основного (высшего) закона Российского государства, установления которого являются исходными, определяющими для всех

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Часть первая. Теория и история судебного конституционного контроля
Тема 1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права и
законодательства как наука и учебная дисциплина. . . . . . . . . . . . . . . 23
1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права. . . . . . . . .23
2. Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права. . . .28
3. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль законодательства. . . 31
4. Судебно-конституционное право и процесс как наука. . . . . . . . . . . . .32
5. Судебно-конституционное право и процесс как учебная дисциплина. . . . . . 36
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 38
Тема 2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного
контроля в правовом государстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1. Конституция и конституционность в правовом государстве. . . . . . . . . . 39
2. Охрана конституции и общий конституционный контроль. . . . . . . . . . . .47
3. Судебный конституционный контроль: понятие, модели, виды. . . . . . . . . 50
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 57
Тема 3. Возникновение и основные этапы развития судебного конституционного
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
1. Развитие судебного конституционного контроля до и после Второй мировой
войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
2. Формирование органов конституционного правосудия в странах молодой
демократии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
3. Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 86
Тема 4. Источники судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . . . 87
1. К истории нормативного регулирования судебного конституционного контроля. 87
2. Конституционные основы судебно-конституционного права и процесса. . . . . 92
3. Законодательное регулирование организации и деятельности конституционных
судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
4. Иные источники судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . . .101
5. Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник судебно-
конституционного права и процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
Вопрос для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . . 112
Тема 5. Решения и правовые позиции конституционных судов. . . . . . . . . . 113
1. Итоговые решения конституционных судов. Итоговые решения Конституционного
Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила и действие. . . .113
2. Правовые позиции конституционных судов. Правовые позиции Конституционного
Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила и действие. . . .119
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .128
Тема 6. Конституционное правосудие и общественная практика: действие судебно-
конституционного права и процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
1. Механизм действия судебно-конституционного права и процесса. . . . . . . 129
2. Общесоциальные функции конституционного правосудия в переходный период. .134
3. Соотношение права и политики в деятельности конституционных судов. . . . 143
4. Конституционное правосудие и общественное мнение. Конституционные суды
и средства массовой информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .145
Тема 7. Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом
пространстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
1. Новый этап в развитии судебного конституционного контроля. . . . . . . . 148
2. Организационные формы сотрудничества конституционных судов. . . . . . . .148
3. Сотрудничество конституционных судов на постсоветском пространстве. . . .152
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .156
Часть вторая. Судебно-конституционное право
Раздел I. Судебно-конституционное устройство. . . . . . . . . . . . . . . . 159
Тема 8. Природа конституционного суда, его место в системе органов
государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
1. Конституционный суд как орган государственной власти. . . . . . . . . . .159
2. Конституционный суд как орган судебной власти. . . . . . . . . . . . . . 161
3. Независимость конституционного суда, ее гарантии. . . . . . . . . . . . .164
4. Официальные символы и местопребывание конституционного суда. . . . . . . 166
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .168
Тема 9. Состав и формирование конституционных судов. . . . . . . . . . . . .170
1. Состав конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
2. Порядок формирования конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . .172
3. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
4. Принесение присяги судьей конституционного суда. . . . . . . . . . . . . 182
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .185
Тема 10. Структура и должностные лица конституционных судов. . . . . . . . .186
1. Структура конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
2. Председатель и другие должностные лица конституционного суда. . . . . . .194
3. Аппарат конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .209
Тема 11. Статус судьи конституционного суда: структура и виды. . . . . . . .210
1. Статус судьи конституционного суда: структура и виды. . . . . . . . . . .210
2. Срок полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . 212
3. Основные права и обязанности судьи конституционного суда. . . . . . . . .215
4. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного
суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .218
Тема 12. Основные принципы статуса судьи конституционного суда. . . . . . . 220
1. Несменяемость судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . 220
3. Независимость судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . 220
3. Неприкосновенность судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . . . .224
4. Этические нормы поведения судьи конституционного суда. . . . . . . . . . 228
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .229
Тема 13. Приостановление и прекращение полномочий судьи конституционного
суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
1. Приостановление полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . .230
2. Прекращение полномочий судьи конституционного суда. . . . . . . . . . . .232
3. Статус судьи конституционного суда, пребывающего в отставке. . . . . . . 239
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .241
Раздел II. Конституционная юрисдикция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242
Тема 14. Функции и полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . .242
1. Цель, задачи и функции конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . .242
2. Полномочия конституционных судов, их обусловленность, динамика и виды. . 247
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .254
Тема 15. Основные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . . 255
1. Толкование конституции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
2. Проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов,
внутригосударственных и международных договоров. . . . . . . . . . . . . . .258
3. Защита прав и свобод человека и гражданина. . . . . . . . . . . . . . . .266
4. Разрешение споров о компетенции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .280
Тема 16. Дополнительные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . 281
1. Реализация конституционной ответственности высших должностных лиц
государства, парламента, политических партий и общественных объединений
за нарушения конституции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
2. Проверка конституционности функционирования институтов прямой демократии
(референдума, выборов, народной инициативы) . . . . . . . . . . . . . . . . .288
3. Содействие конституционных судов законодательным органам
в законотворчестве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
4. Иные полномочия конституционных судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .300
Часть третья. Судебно-конституционный процесс
(конституционное судопроизводство)
Раздел I. Общие правила конституционного судопроизводства. . . . . . . . . .303
Тема 17. Конституционное судопроизводство - самостоятельный вид
юрисдикционного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
1. Понятие и особенности конституционного судопроизводства. . . . . . . . . 303
2. Виды производств и их особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .307
Тема 18. Субъекты конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . .308
1. Конституционный суд как орган судебной власти, осуществляющий
конституционное правосудие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
2. Стороны в конституционном судопроизводстве и их представители. . . . . . 309
3. Участники конституционного судопроизводства, содействующие осуществлению
конституционного правосудия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .317
Тема 19. Принципы конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . .318
1. Общая характеристика принципов конституционного судопроизводства. . . . .318
2. Легальные принципы конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . .320
3. Иные принципы, вытекающие из природы конституционного судопроизводства. .329
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .330
Тема 20. Стадии и общие правила рассмотрения дел в конституционном
судопроизводстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
1. Стадии конституционного судопроизводства. . . . . . . . . . . . . . . . .332
2. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве. . . . . 334
3. Процессуальные сроки. Судебные расходы. . . . . . . . . . . . . . . . . .337
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .343
Раздел II. Стадии судебно-конституционного процесса. . . . . . . . . . . . .344
Тема 21. Внесение обращений и предварительное их рассмотрение
в конституционном суде. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
1. Внесение обращения в конституционный суд. . . . . . . . . . . . . . . . .344
2. Рассмотрение обращения секретариатом конституционного суда. . . . . . . .349
3. Предварительное изучение обращения судьей. . . . . . . . . . . . . . . . 352
4. Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению. . . . . . . . . .354
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .360
Тема 22. Судебное разбирательство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361
1. Назначение и подготовка дела к слушанию. . . . . . . . . . . . . . . . . 361
2. Организация судебного заседания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
3. Подготовительная часть судебного разбирательства и рассмотрение дела
по существу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
4. Отложение заседания и прекращение производства по делу. . . . . . . . . .379
5. Принятие итогового решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .385
Тема 23. Решения конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386
1. Виды решений конституционного суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .386
2. Требования, предъявляемые к итоговым решениям. . . . . . . . . . . . . . 389
3. Оглашение и вступление в силу итоговых решений. . . . . . . . . . . . . .390
4. Исправление неточностей и разъяснение итоговых решений. . . . . . . . . .392
5. Особое мнение судьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .396
Тема 24. Исполнение решений конституционного суда. . . . . . . . . . . . . .397
1. Различие действия и исполнения итоговых решений. . . . . . . . . . . . . 397
2. Повышение эффективности исполнения решений Конституционного Суда
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .405
Раздел III. Особенности производства в Конституционном Суде Российской
Федерации по отдельным категориям дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
Тема 25. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации. . .406
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .406
3. Допустимость обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .407
4. Пределы толкования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .409
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .410
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .411
Тема 26. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации
нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. . .412
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .412
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .413
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .415
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .417
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .418
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .419
Тема 27. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам
на нарушение конституционных прав и свобод граждан. . . . . . . . . . . . . 421
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .421
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .421
3. Допустимость жалобы. Возможные последствия принятия жалобы к рассмотрению 424
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .427
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .428
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .429
Тема 28. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. . .430
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .430
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .430
3. Допустимость запроса. Последствия внесения запроса. . . . . . . . . . . .431
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .434
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .435
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .436
Тема 29. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. . . . . .437
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .437
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .438
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .438
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .441
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .442
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .443
Тема 30. Рассмотрение дел по спорам о компетенции. . . . . . . . . . . . . .445
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .445
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .446
3. Допустимость ходатайства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .447
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .450
5. Итоговое решение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . .451
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .451
Тема 31. Рассмотрение дела о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .453
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .453
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .454
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .454
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .454
5. Заключение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . . . . .455
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .456
Тема 32. Рассмотрение дела о соответствии Конституции Российской Федерации
инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному
вопросу (предложенным вопросам) референдума. . . . . . . . . . . . . . . . .457
1. Полномочие Конституционного Суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .457
2. Право на обращение. Субъекты обращения. . . . . . . . . . . . . . . . . .458
3. Допустимость запроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .458
4. Пределы проверки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .458
5. Заключение и его юридические последствия. . . . . . . . . . . . . . . . .460
Вопросы для повторения и самостоятельной работы. . . . . . . . . . . . . . .460
Часть четвертая. Конституционно-уставное правосудие в субъектах Российской
Федерации
Раздел I. Теория и история конституционно-уставного правосудия в субъектах
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
Тема 33. Возникновение и основные этапы развития конституционных и уставных
судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .463
1. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской
Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .464
2. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации" о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации 466
3. Перспективы учреждения и создания конституционных и уставных судов
в субъектах Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 467
Тема 34. Нормативное правовое регулирование организации и деятельности
конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. . . . . .470
1. Конституционно-уставное регулирование организации и деятельности
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470
2. Законы субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах.471
3. Иные нормативные акты, регулирующие организацию и деятельности
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472
Тема 35. Решения и правовые позиции конституционных и уставных судов
субъектов Российской Федерации и общественная практика. . . . . . . . . . . 473
1. Итоговые решения конституционных (уставных) судов: понятие, виды,
юридическая сила и последствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473
2. Правовые позиции конституционных (уставных) судов: понятие, юридическая
сила, виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 474
3. Общесоциальные функции конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . 475
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу I) . . . . . . . .477
Раздел II. Судебное конституционно-уставное право. . . . . . . . . . . . . .479
Тема 36. Судебное конституционно-уставное устройство. . . . . . . . . . . . 479
1. Природа конституционных (уставных) судов, их место в системе
государственной власти субъектов Российской Федерации. Официальные символы
и местопребывание конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . 479
2. Состав и формирование конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . .481
3. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционных
(уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 482
4. Структура конституционных (уставных) судов. Должностные лица и аппарат
конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Тема 37. Статус судей конституционных и уставных судов. . . . . . . . . . . 484
1. Права и обязанности судей конституционных (уставных) судов. Принципы
статуса судей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .484
2. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи конституционного
(уставного) суда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 486
3. Приостановление и прекращение полномочий судьи конституционного
(уставного) суда. Статус судьи в отставке. . . . . . . . . . . . . . . . . .487
Тема 38. Конституционно-уставная юрисдикция. . . . . . . . . . . . . . . . .489
1. Общая характеристика юрисдикции конституционных (уставных) судов. . . . .489
2. Основные полномочия конституционных (уставных) судов. . . . . . . . . . .490
3. Дополнительные полномочия конституционных (уставных) судов. . . . . . . .492
4. Разграничение полномочий конституционных (уставных) судов,
Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей и арбитражной
юрисдикции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу II) . . . . . . . 502
Раздел III. Судебный конституционно-уставный процесс (конституционно-уставное
судопроизводство) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .504
Тема 39. Общие правила конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . 504
1. Самостоятельность конституционно-уставного судопроизводства. Виды
производств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .504
2. Субъекты конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . . . . .505
3. Принципы конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . . . . .505
4. Доказывание и доказательства в конституционно-уставном судопроизводстве.
Процессуальные сроки. Госпошлина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506
Тема 40. Стадии и процедура рассмотрения дел в конституционных и уставных
судах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .507
1. Основные стадии конституционно-уставного судопроизводства. . . . . . . . 507
2. Обращение в конституционный (уставный) суд и предварительное его
рассмотрение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
3. Подготовка дела к слушанию и судебное разбирательство. . . . . . . . . . 509
4. Вынесение итогового решения. Исправление, разъяснение и пересмотр решений
Особое мнение судьи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .509
5. Особенности рассмотрения дел в отдельных видах производств
в конституционных (уставных) судах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
6. Действие и исполнение итоговых решений конституционных (уставных) судов. 514
Вопросы для повторения и самостоятельной работы (к разделу III) . . . . . . .516
Список основных нормативных правовых актов, регулирующих организацию и
деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. . . . . . . . . . .518
Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации
и их комментарии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520
Рекомендуемая литература к частям I-I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .522

Создание и функционирование специализированных органов судебного конституционного контроля обусловили формирование новой отрасли права - судебно-конституционного права и процесса. Предметом регулирования данной отрасли права является совокупность однородных общественных отношений, связанных с организацией и функционированием нового вида государственной деятельности - конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами, т. е. конституционного правосудия.

Указанные общественные отношения носят публичный характер. Специализированные судебные органы конституционного контроля обладают надлежащими полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. Они принимают решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и обжалованию не подлежат.

Отношения в сфере организации и функционирования конституционного правосудия объективно требуют правового регулирования в конституции и на ее основе - в текущем (отраслевом) законодательстве, в иных формах.

Право - это согласованная и взаимосвязанная целостная система, в которой нормативные установления выстраиваются в определенном порядке. Право есть сложное иерархически построенное образование, пронизанное процессами дифференциации и интеграции.

Нормативные установления различаются по предмету и методам регулирования, характеру и сферам действия, целям и задачам, которые они преследуют, осуществляемым функциям, форме выражения, способам обеспечения и т. д. Поэтому право, будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, одновременно подразделяется на отрасли, каждая из которых играет самостоятельную роль в упорядочении, регулировании общественных отношений. Каждая отрасль права есть подсистема нормативных установлений, осуществляющих регулирование общественных отношений определенного вида и их охрану специфическими, правовыми средствами. Самостоятельность отрасли права в общей нормативно-правовой системе определяется предметом, методом, целью и задачами, принципами и значимостью правового регулирования тех или иных однородных отношений.

Предмет является ведущим, определяющим критерием разграничения отраслей права. В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений; их поведение; объекты, на которые направлено поведение субъектов; факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами.


Он служит дополнительным критерием разграничения нормативных установлений по отраслям права. В число средств входит определение субъектов права с их правовыми качествами, прав и обязанностей субъектов права и правоотношений, гарантий реализации, охраны и защиты от правонарушений, включая меры поощрения и меры юридической ответственности, и др. Метод правового регулирования характеризуется сочетанием различных по характеру предписаний - императивных, диспозитивных, рекомендательных и иных. От метода во многом зависит результативность правового регулирования, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Существенными факторами, определяющими однородность общественных отношений, их самостоятельность и потребность в специфическом правовом регулировании, служат также цель задачи, принципы, общественная значимость этих отношений. Несомненно, конституционное правосудие имеет особые цель и задачи,

играет в жизни общества и государства существенную роль.

Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права - это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.

По структуре судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права делится на

две подотрасли: судебно-конституционное материальное право и судебно-конституционное процессуальное право.

Судебно-конституционное материальное право есть совокупность нормативных установлений, регулирующих устройство, организацию специализированных органов конституционного правосудия (состав и способ формирования конституционного суда, его структуру, принципы и гарантии деятельности, статус судей и др.) и устанавливающих их юрисдикцию, полномочия.

Реализация компетенции органов конституционного правосудия облекается в процессуальную форму, при этом материальное отношение как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями.

Судебно-конституционное процессуальное право есть совокупность нормативных установлений, определяющих принципы, общие правила конституционного судопроизводства и регулирующих процедуру по стадиям конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел в органах конституционного правосудия. Иными словами, предметом регулирования судебно-конституционного процессуального права является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство).

Судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство) направлен на обеспечение реализации компетенции, юрисдикции органов конституционного правосудия. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, свою логику развития и закономерности бытия.

Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права наряду с вышеназванными подотраслями включает еще одну - судебное конституционно-уставное право и процесс как совокупность нормативных установлений, регулирующих организацию и функционирование органов конституционно-уставного правосудия в субъектах Российской Федерации.

Каждая подотрасль судебно-конституционного права и процесса состоит из правовых институтов, представляющих собой совокупность нормативных установлений, регулирующих качественно

однородные группы общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования органов

конституционного правосудия.

судебный конституционный право

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие отрасль права, характеризуются внутренним единством, общими признаками, и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право является отраслью российского права, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, закрепляющих:

  • - основы конституционного строя;
  • - правовой режим отношений между личностью и государством;
  • - федеральное и административно-территориальное устройство Российской Федерации;
  • - организацию органов государственной власти и управления;
  • - основные принципы организации местного самоуправления.

Предмет является главным материальным критерием разграничения юридических норм по отраслям и подотраслям и делением последних на правовые институты.

В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений, их поведение, объекты, на которые направлено поведение субъектов, факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение отношений между субъектами.

Метод правового регулирования (набор юридического инструментария, посредством которого юридические нормы воздействуют на общественные отношения) служит дополнительным критерием разграничения норм по отраслям и институтам. К методу правового регулирования можно отнести установление целей и пределов правового регулирования общественных отношений, издание специфических нормативных актов, наделение участников общественных отношений специфическими правовыми качествами субъектов права (гражданство, правосубъектность и др.), определение мер юридической ответственности за правонарушения. От метода правового регулирования во многом зависит его результативность, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства -- конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие имеет своим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами. Обязательным субъектом этих отношений выступает конституционный суд, который обладает властными контрольными функциями и соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соотнесения (соответствия) между собой. Конституционный суд принимает решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и не подлежат обжалованию.

По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли -- судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

Судебное конституционное право как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей, а именно способ формирования конституционного суда, его состав, принципы и гарантии его организации и деятельности, компетенцию конституционного суда, права и обязанности конституционных судей, гарантии их независимости.

Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел)

Названия "конституционное правосудие" и "судебное конституционное право и процесс" равнозначны по своему содержанию.

Конституционное правосудие представляет собою единство содержания и формы. Реализация компетенции конституционных судов облекается в процессуальную форму. При этом материальное отношение из сферы судебного конституционного права как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями. Реальное состояние механизма правового регулирования можно оценить лишь в единстве материальных юридических норм и правил юридической процедуры их реализации, применения. С одной стороны, процессуальная форма может способствовать повышению эффективности реализации юридических норм материального содержания, а с другой -- свести эту реализацию на нет заблокировать ее, существенно снизить ее эффективность.

Судебное конституционное право включает правовые институты состава конституционного суда, порядка его формирования, структуры, конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей конституционного суда и т.д.

Судебный конституционный процесс включает правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий, видов производства по конкретным делам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы