Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров {ст. 69 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Комиссия государственного органа по служебным спорам - коллегиальный орган, образуемый решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя для рассмотрения неурегулированных разногласий по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере гражданской службы и служебного контракта. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска гражданским служащим заседания комиссии по уважительным причинам, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируются федеральным законом

Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров - органы, определенные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по рассмотрению индивидуальных служебных споров между представителем нанимателя и гражданским служащим. К таким органам относятся: 1) комиссия государственного органа по индивидуальным служебным спорам; 2) суд. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации {ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Рассмотрение служебного спора в суде - судебное разбирательство в суде первой инстанции для рассмотрения и разрешения гражданского дела по разногласиям в вопросах применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта между гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе и представителем нанимателя. В суде может быть обжаловано решение комиссии по служебным спорам любой из сторон в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока судебного заседания гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям: 1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы; 2) представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: 1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; 2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» {ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

ПРАКТИКУМ

Вопросы для самопроверки Тест по материалам темы Темы рефератов Рекомендуемая литература Схемы 67-68

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 8

ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ

В статье анализируются вопросы, посвященные правовому регулированию порядка рассмотрения служебных споров государственных гражданских служащих, выявлены пробелы законодательства, действующего в этой сфере. Внесены предложения по совершенствованию законодательства о государственной гражданской службе, об исполнительном производстве, налогового и гражданского процессуального законодательства.

Виды служебных споров

Виды служебных споров перечислены в ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о гражданской службе). К ним относятся споры по заявлению гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.

Подведомственность и подсудность

По заявлению представителя нанимателя рассматриваются споры о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу, а также по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются районными судами - по первой инстанции, коллегиями по гражданским делам судов субъектов Российской Федерации - в кассационной инстанции, Верховным Судом РФ - в порядке надзора. Кроме судов, служебные споры могут рассматриваться комиссиями государственных органов по служебным спорам.

Словарь трудового права. Индивидуальный служебный спор - это неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Дискриминация - действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных; в широком смысле - такие действия, когда члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия.

Результаты разрешения споров непосредственно затрагивают права и свободы граждан. Поэтому их рассмотрение не может быть передано органам, не наделенным соответствующими полномочиями. В литературе по трудовому праву можно встретить предложение о создании третейских судов по рассмотрению трудовых споров .

В соответствии с действующим законодательством в третейский суд, по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", ред. от 07.02.2011).

Рассмотрение служебных споров третейскими судами не предусмотрено. Более того, по делам, например, о восстановлении на работе ГПК РФ предусматривает обязательное участие прокурора с целью дачи заключения по делу.

Аналогичное правило об участии прокурора по сути спора должно действовать и при рассмотрении дел о восстановлении на государственной службе. Это показывает повышенную социальную значимость такой категории дел, необходимость государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе.

Передача на рассмотрение таких, да и других категорий дел в третейский суд (пусть даже специализированный, трудовой) едва ли будет способствовать повышению уровня социальной защищенности работников. Кроме того, возникнет ничем не оправданное дублирование деятельности комиссий государственных органов по служебным спорам и третейских трудовых судов.

Юристы, анализировавшие законодательство о государственной службе, указывают, что служебные споры возникают не из трудовых отношений, а из отношений, связанных с прохождением государственной службы. Поскольку Закон о гражданской службе не содержит специальных указаний относительно подсудности служебных споров, не вполне понятно, как будет решаться вопрос о подсудности соответствующей категории дел .

Вопросы подсудности и подведомственности споров, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, должны решаться только в гражданском процессуальном законодательстве. Вместе с тем действительно налицо пробел в законе, поскольку ГПК РФ не содержит правил определения подведомственности и подсудности служебных споров.

Пункт 4 ст. 1 ГПК РФ устанавливает, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют, исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Поэтому впредь до приведения законодательства в соответствие с существующими реалиями для рассмотрения служебных споров можно использовать по аналогии нормы, определяющие подведомственность и подсудность дел, возникающих из трудовых правоотношений.

Так, если ранее в соответствии с правилами родовой подсудности одни категории трудовых споров были подсудны мировым судьям, а другие - федеральным судам, то в настоящее время все категории трудовых споров рассматривает федеральный судья. Поэтому, используя предоставленную ГПК РФ возможность применения аналогии закона и аналогии права, судам следует относить служебные споры к подсудности федерального суда.

Исполнение решений

Необходимо обратить внимание на определенный пробел в законодательстве о государственной гражданской службе и законодательстве об исполнительном производстве. В федеральных законах, соответствующих подзаконных нормативных актах не содержится правил, устанавливающих порядок исполнения решений комиссии государственных органов по служебным спорам.

Представляется вполне логичным и обоснованным, что решения комиссий государственных органов по служебным спорам исполнялись бы по тем же правилам, что и решения комиссии по трудовым спорам. Для этого необходимо признать решение комиссий государственных органов по служебным спорам исполнительным документом, для чего внести соответствующие дополнения в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 21.04.2011, далее - Закон об исполнительном производстве), содержащую перечень видов исполнительных документов.

Кроме того, п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными документами могут являться также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, предлагаемые нововведения могут быть реализованы и путем внесения изменений в Закон о гражданской службе, которыми бы решения комиссий государственных органов по служебным спорам признавались исполнительными документами.

В отсутствие законодательного урегулирования вопросов исполнения решений комиссии государственного органа по рассмотрению служебных органов федеральные органы исполнительной власти пытаются самостоятельно решить этот вопрос. Хотя, очевидно, восполнение пробелов федерального законодательства не входит в их компетенцию.

Даже самые последние подзаконные нормативные акты федеральных органов государственной власти не вносят ясности в рассматриваемый вопрос. Так, Федеральным агентством связи (Россвязь) на его официальном сайте был размещен "Порядок рассмотрения служебных споров" , в заключительных положениях которого указывается, что "сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров устанавливаются федеральным законом".

Очевидно, что такого закона (либо необходимых изменений в ряд соответствующих федеральных законов, в которых это требуется) нет и до настоящего времени. Все это свидетельствует о необходимости скорейшего устранения указанных пробелов законодателем.

В отсутствие же таких изменений, видимо, возможно применение судебными приставами-исполнителями нормы, которая относит решение комиссии по трудовым спорам к исполнительным документам, к решениям комиссий государственных органов по служебным спорам, по аналогии, в соответствии с положениями ГПК РФ.

Разногласия в определениях и их последствия

Исчерпывающий перечень коллективных трудовых споров в законодательстве отсутствует. В ст. 398 ТК РФ они определены как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Коллективные служебные споры законодательством о государственной службе запрещены.

Пункт 15 ч. 1 ст. 17 Закона о гражданской службе в качестве одного из ограничений государственной гражданской службы называет запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Приведенная ранее легальная формулировка индивидуального служебного спора во многом напоминает определение индивидуального трудового спора по трудовому законодательству. Но если в трудовом законодательстве оправданно употребление термина "индивидуальный трудовой спор", поскольку существуют и коллективные трудовые споры, то для служебных споров такое уточнение кажется излишним, поскольку возможность возникновения "коллективных" служебных споров законодательство о государственной службе, как упоминалось, не предусматривает. Применять же в такой ситуации нормы трудового права по аналогии или субсидиарно не представляется возможным, поскольку законодательство о государственной службе является специальным по отношению к трудовому. Хотя некоторыми авторами в литературе допускается существование коллективных служебных споров .

Комиссии по рассмотрению служебных споров

Порядок формирования комиссии по рассмотрению служебных споров, ее состав, компетенция, сроки рассмотрения заявления государственного служащего, а также исключительная компетенция суда по вопросам их рассмотрения установлены ст. 70 Закона о гражданской службе практически аналогично правилам, предусмотренным трудовым законодательством для деятельности комиссий по трудовым спорам. На основании Закона о гражданской службе государственные органы разрабатывают свои подзаконные нормативные акты, регламентирующие деятельность по рассмотрению служебных споров.

Установлено, что порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Законом о гражданской службе и другими федеральными законами. Однако ни в самом Законе, ни в других федеральных законах такой порядок не установлен, что опять-таки побуждает правоприменителя самостоятельно устанавливать такой порядок вопреки требованиям закона. Поэтому иногда выдвигаются предложения о том, что следовало бы дополнить Закон о гражданской службе статьей, предусматривающей особый порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров, сформулировать такие правила, которые отвечали бы принципам и нормам о социальном партнерстве и позволяли бы принимать компромиссные, согласованные и взаимоприемлемые решения .

Хотя приведенное предложение и направлено на устранение пробела в законодательстве, тем не менее оно небесспорно. Если такое предложение будет реализовано, то, скорее всего, законодатель пойдет по пути дублирования соответствующих норм ТК РФ в законодательстве о государственной гражданской службе. Очевидно, что такой путь едва ли оправдан как с технико-юридической, так и теоретической точек зрения.

Предлагаю...

Внести изменения в законодательство

Пункт 2 ст. 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе" изложить в следующей редакции: "Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется трудовым законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации".

Дополнить п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ после слов "вытекающим из трудовых правоотношений" словами "и отношений государственной гражданской службы".

Поэтому в целях юридико-технической экономии правового материала было бы предпочтительнее п. 2 ст. 70 Закона изложить в следующей редакции: "Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется трудовым законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации".

Косвенным подтверждением обоснованности этого предложения служит, например, Приложение N 2 к Приказу Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2008 N 62 "Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам", в котором, в частности, указано, что "Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. ст. 384, 387, 388, ч. 1 ст. 389, ст. 390 и 391 Трудового кодекса РФ" .

Платить ли пошлину?

Пунктом 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

Государственные служащие получают денежное содержание, и в этой части на них распространяется действие рассматриваемой статьи. Однако поскольку в науке как административного, так и трудового права, а также в российском законодательстве трудовые и служебные отношения (и споры) не отождествляются, постольку ст. 333.36 НК РФ требует ее приведения в соответствие с действующим законодательством. С этой целью указанный пункт после слов "вытекающим из трудовых правоотношений" следует дополнить словами "и отношений государственной гражданской службы". В отсутствие предлагаемого изменения судам, видимо, также можно применять аналогию налогового законодательства, регулирующего сходные с трудовыми отношения (отношения государственной гражданской службы).

Представляется, что реализация приведенных предложений позволит устранить существующие пробелы в законодательстве о государственной гражданской службе, гражданском процессуальном и налоговом законодательстве, регулирующем порядок рассмотрения и разрешения служебных споров, вынесения по ним решений и исполнения решений комиссий по служебным спорам, а также повысить степень социальной защищенности государственных гражданских служащих.

Библиографический список

1. Миронов В. И. Процессуальные новации при разрешении заявлений в сфере труда и социального обеспечения: возможные варианты защиты трудовых и социальных прав третейскими судами. Проблемы разработки Третейского процессуального кодекса // Трудовое право. 2006. N 3. С. 22.

2. Липатов Э. Г., Чаннов С. Е., Велиева Д. С., Масленникова Е. В., Пресняков М. В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Справочная система Гарант. 2005. Доступ ограничен.

3. Порядок разрешения служебных споров [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федерального агентства связи (Россвязь). URL: rossvyaz. ru/government-service/p340/Дата обращения - 10.06.2011.

4. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Разрешение служебных споров (теоретические и практические проблемы) // Гражданин и право. 2007. N 6.

5. Васильев В. Индивидуальные служебные споры: правовое регулирование // Государственная служба. 2005. N 6 (38).

6. Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам [Электронный ресурс]. Официальный сайт Арбитражного суда Мурманской области. URL: murmansk. arbitr. ru/about/doc_suda/2248.html. Дата обращения - 10.06.2011.

И. Калинин

заведующий кафедрой

гражданско-правовых дисциплин

Западно-Сибирского филиала

Российской академии правосудия

Подписано в печать

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 8

В статье анализируются вопросы, посвященные правовому регулированию порядка рассмотрения служебных споров государственных гражданских служащих, выявлены пробелы законодательства, действующего в этой сфере. Внесены предложения по совершенствованию законодательства о государственной гражданской службе, об исполнительном производстве, налогового и гражданского процессуального законодательства.

Виды служебных споров

Виды служебных споров перечислены в ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 28.12.2010, далее - Закон о гражданской службе). К ним относятся споры по заявлению гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы.

Подведомственность и подсудность

По заявлению представителя нанимателя рассматриваются споры о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу, а также по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются районными судами - по первой инстанции, коллегиями по гражданским делам судов субъектов Российской Федерации - в кассационной инстанции, Верховным Судом РФ - в порядке надзора. Кроме судов, служебные споры могут рассматриваться комиссиями государственных органов по служебным спорам.

Словарь трудового права. Индивидуальный служебный спор - это неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Дискриминация - действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных; в широком смысле - такие действия, когда члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия.

Результаты разрешения споров непосредственно затрагивают права и свободы граждан. Поэтому их рассмотрение не может быть передано органам, не наделенным соответствующими полномочиями. В литературе по трудовому праву можно встретить предложение о создании третейских судов по рассмотрению трудовых споров .

В соответствии с действующим законодательством в третейский суд, по соглашению сторон третейского разбирательства может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", ред. от 07.02.2011).

Рассмотрение служебных споров третейскими судами не предусмотрено. Более того, по делам, например, о восстановлении на работе ГПК РФ предусматривает обязательное участие прокурора с целью дачи заключения по делу.

Аналогичное правило об участии прокурора по сути спора должно действовать и при рассмотрении дел о восстановлении на государственной службе. Это показывает повышенную социальную значимость такой категории дел, необходимость государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и законодательства о государственной гражданской службе.

Передача на рассмотрение таких, да и других категорий дел в третейский суд (пусть даже специализированный, трудовой) едва ли будет способствовать повышению уровня социальной защищенности работников. Кроме того, возникнет ничем не оправданное дублирование деятельности комиссий государственных органов по служебным спорам и третейских трудовых судов.

Юристы, анализировавшие законодательство о государственной службе, указывают, что служебные споры возникают не из трудовых отношений, а из отношений, связанных с прохождением государственной службы. Поскольку Закон о гражданской службе не содержит специальных указаний относительно подсудности служебных споров, не вполне понятно, как будет решаться вопрос о подсудности соответствующей категории дел .

Вопросы подсудности и подведомственности споров, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, должны решаться только в гражданском процессуальном законодательстве. Вместе с тем действительно налицо пробел в законе, поскольку ГПК РФ не содержит правил определения подведомственности и подсудности служебных споров.

Пункт 4 ст. 1 ГПК РФ устанавливает, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют, исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Поэтому впредь до приведения законодательства в соответствие с существующими реалиями для рассмотрения служебных споров можно использовать по аналогии нормы, определяющие подведомственность и подсудность дел, возникающих из трудовых правоотношений.

Так, если ранее в соответствии с правилами родовой подсудности одни категории трудовых споров были подсудны мировым судьям, а другие - федеральным судам, то в настоящее время все категории трудовых споров рассматривает федеральный судья. Поэтому, используя предоставленную ГПК РФ возможность применения аналогии закона и аналогии права, судам следует относить служебные споры к подсудности федерального суда.

Исполнение решений

Необходимо обратить внимание на определенный пробел в законодательстве о государственной гражданской службе и законодательстве об исполнительном производстве. В федеральных законах, соответствующих подзаконных нормативных актах не содержится правил, устанавливающих порядок исполнения решений комиссии государственных органов по служебным спорам.

Представляется вполне логичным и обоснованным, что решения комиссий государственных органов по служебным спорам исполнялись бы по тем же правилам, что и решения комиссии по трудовым спорам. Для этого необходимо признать решение комиссий государственных органов по служебным спорам исполнительным документом, для чего внести соответствующие дополнения в ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 21.04.2011, далее - Закон об исполнительном производстве), содержащую перечень видов исполнительных документов.

Кроме того, п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительными документами могут являться также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, предлагаемые нововведения могут быть реализованы и путем внесения изменений в Закон о гражданской службе, которыми бы решения комиссий государственных органов по служебным спорам признавались исполнительными документами.

В отсутствие законодательного урегулирования вопросов исполнения решений комиссии государственного органа по рассмотрению служебных органов федеральные органы исполнительной власти пытаются самостоятельно решить этот вопрос. Хотя, очевидно, восполнение пробелов федерального законодательства не входит в их компетенцию.

Даже самые последние подзаконные нормативные акты федеральных органов государственной власти не вносят ясности в рассматриваемый вопрос. Так, Федеральным агентством связи (Россвязь) на его официальном сайте был размещен "Порядок рассмотрения служебных споров" , в заключительных положениях которого указывается, что "сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров устанавливаются федеральным законом".

Очевидно, что такого закона (либо необходимых изменений в ряд соответствующих федеральных законов, в которых это требуется) нет и до настоящего времени. Все это свидетельствует о необходимости скорейшего устранения указанных пробелов законодателем.

В отсутствие же таких изменений, видимо, возможно применение судебными приставами-исполнителями нормы, которая относит решение комиссии по трудовым спорам к исполнительным документам, к решениям комиссий государственных органов по служебным спорам, по аналогии, в соответствии с положениями ГПК РФ.

Разногласия в определениях и их последствия

Исчерпывающий перечень коллективных трудовых споров в законодательстве отсутствует. В ст. 398 ТК РФ они определены как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Коллективные служебные споры законодательством о государственной службе запрещены.

Пункт 15 ч. 1 ст. 17 Закона о гражданской службе в качестве одного из ограничений государственной гражданской службы называет запрет на прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Приведенная ранее легальная формулировка индивидуального служебного спора во многом напоминает определение индивидуального трудового спора по трудовому законодательству. Но если в трудовом законодательстве оправданно употребление термина "индивидуальный трудовой спор", поскольку существуют и коллективные трудовые споры, то для служебных споров такое уточнение кажется излишним, поскольку возможность возникновения "коллективных" служебных споров законодательство о государственной службе, как упоминалось, не предусматривает. Применять же в такой ситуации нормы трудового права по аналогии или субсидиарно не представляется возможным, поскольку законодательство о государственной службе является специальным по отношению к трудовому. Хотя некоторыми авторами в литературе допускается существование коллективных служебных споров .

Комиссии по рассмотрению служебных споров

Порядок формирования комиссии по рассмотрению служебных споров, ее состав, компетенция, сроки рассмотрения заявления государственного служащего, а также исключительная компетенция суда по вопросам их рассмотрения установлены ст. 70 Закона о гражданской службе практически аналогично правилам, предусмотренным трудовым законодательством для деятельности комиссий по трудовым спорам. На основании Закона о гражданской службе государственные органы разрабатывают свои подзаконные нормативные акты, регламентирующие деятельность по рассмотрению служебных споров.

Установлено, что порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Законом о гражданской службе и другими федеральными законами. Однако ни в самом Законе, ни в других федеральных законах такой порядок не установлен, что опять-таки побуждает правоприменителя самостоятельно устанавливать такой порядок вопреки требованиям закона. Поэтому иногда выдвигаются предложения о том, что следовало бы дополнить Закон о гражданской службе статьей, предусматривающей особый порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров, сформулировать такие правила, которые отвечали бы принципам и нормам о социальном партнерстве и позволяли бы принимать компромиссные, согласованные и взаимоприемлемые решения .

Хотя приведенное предложение и направлено на устранение пробела в законодательстве, тем не менее оно небесспорно. Если такое предложение будет реализовано, то, скорее всего, законодатель пойдет по пути дублирования соответствующих норм ТК РФ в законодательстве о государственной гражданской службе. Очевидно, что такой путь едва ли оправдан как с технико-юридической, так и теоретической точек зрения.

Предлагаю...

Внести изменения в законодательство

Пункт 2 ст. 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе" изложить в следующей редакции: "Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется трудовым законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации".

Дополнить п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ после слов "вытекающим из трудовых правоотношений" словами "и отношений государственной гражданской службы".

Поэтому в целях юридико-технической экономии правового материала было бы предпочтительнее п. 2 ст. 70 Закона изложить в следующей редакции: "Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется трудовым законодательством Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации".

Косвенным подтверждением обоснованности этого предложения служит, например, Приложение N 2 к Приказу Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2008 N 62 "Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам", в котором, в частности, указано, что "Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам разработан в соответствии с положениями Конституции РФ, Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. ст. 384, 387, 388, ч. 1 ст. 389, ст. 390 и 391 Трудового кодекса РФ" .

Платить ли пошлину?

Пунктом 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.

Государственные служащие получают денежное содержание, и в этой части на них распространяется действие рассматриваемой статьи. Однако поскольку в науке как административного, так и трудового права, а также в российском законодательстве трудовые и служебные отношения (и споры) не отождествляются, постольку ст. 333.36 НК РФ требует ее приведения в соответствие с действующим законодательством. С этой целью указанный пункт после слов "вытекающим из трудовых правоотношений" следует дополнить словами "и отношений государственной гражданской службы". В отсутствие предлагаемого изменения судам, видимо, также можно применять аналогию налогового законодательства, регулирующего сходные с трудовыми отношения (отношения государственной гражданской службы).

Представляется, что реализация приведенных предложений позволит устранить существующие пробелы в законодательстве о государственной гражданской службе, гражданском процессуальном и налоговом законодательстве, регулирующем порядок рассмотрения и разрешения служебных споров, вынесения по ним решений и исполнения решений комиссий по служебным спорам, а также повысить степень социальной защищенности государственных гражданских служащих.

Библиографический список

  1. Миронов В.И. Процессуальные новации при разрешении заявлений в сфере труда и социального обеспечения: возможные варианты защиты трудовых и социальных прав третейскими судами. Проблемы разработки Третейского процессуального кодекса // Трудовое право. 2006. N 3. С. 22.
  2. Липатов Э.Г., Чаннов С.Е., Велиева Д.С., Масленникова Е.В., Пресняков М.В. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Справочная система Гарант. 2005. Доступ ограничен.
  3. Порядок разрешения служебных споров [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федерального агентства связи (Россвязь). URL: http://www.rossvyaz.ru/government-service/p340/Дата обращения - 10.06.2011.
  4. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Разрешение служебных споров (теоретические и практические проблемы) // Гражданин и право. 2007. N 6.
  5. Васильев В. Индивидуальные служебные споры: правовое регулирование // Государственная служба. 2005. N 6 (38).
  6. Порядок рассмотрения служебных споров в комиссии Арбитражного суда Мурманской области по служебным спорам [Электронный ресурс]. Официальный сайт Арбитражного суда Мурманской области. URL: http://murmansk.arbitr.ru/about/doc_suda/2248.html. Дата обращения - 10.06.2011.

И.Калинин

заведующий кафедрой

гражданско-правовых дисциплин

Западно-Сибирского филиала

Российской академии правосудия

ИСС – неурегулированные между представителем нанимателя

ИСС признаются лишь неурегулированные разногласия, т.е. разногласия, которые не разрешены посредством переговоров гражданского служащего, гражданина, поступающего на службу, ранее состоявшего на госудасрственной службе с руководителем государственного органа (представителя нанимателя).

Если гражданский служащий является членом профсоюза и в государственном органе есть выборный профсоюзный орган возможно его участие в урегулировании разногласия сторон до обращения в органы по рассмотрению ИИС.

Сторонами ИСС признаются: гражданин, поступающий на службу, гражданский служащий, проходящий службу, либо ранее состоявший на государственной службе и представитель нанимателя. При этом представитель нанимателя в качестве стороны служебного спора представляет государство, которое нанимает служащего.

Разногласия между сторонами можно квалифицировать как ИСС с момента заявления о них в орган по рассмотрению споров.

Предметом разногласий в зависимости от субъектного состава могут быть:

· применение законов и иных НПА

· применение служебного контракта

· неправомерный отказ поступления на гражданскую службу

· дискриминация

Органы по рассмотрению ИСС:

· комиссии по служебным спорам

Порядок рассмотрения ИСС на ГГС урегулирован ст. 70 ФЗ «О ГГС»; на муниципальной службе – ТК РФ. ГПК не содержит упоминания об индивидуальных служебных спорах и, соответственно, не устанавливает никаких особенностей их рассмотрения. В этом случае по аналогии должны применяться правила, установленные для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

ФЗ «О ГГС» впервые предусматривает создание в государственном органе комиссий по ИСС. Комиссии должны создаваться в каждом государственном органе по решению представителя нанимателя на определенный срок или без указания срока. Наниматель определяет количественный срок комиссии.

В отличие от Комиссий по трудовым спорам комиссия по служебным спорам образуется из равного числа представителей выборного профсоюзного органа и представителей нанимателя.

Членами комиссий могут быть только члены выборного представительного органа. Порядок их избрания определяется конференцией служащих. На государственный орган возлагается обязанность по организационному, техническому обеспечению деятельности.

Служебный спор рассматривается комиссией в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителями нанимателя. Если переговоры не привели к урегулированию разногласий, или руководитель государственного органа уклоняется от их проведения у гражданского служащего и гражданина возникает право подать заявление в комиссию по служебным спорам.

ч.14, 15 ст. 70 ФЗ «О ГГС»: комиссия по служебным спорам рассматривает все вопросы, за исключением тех, которые отнесены к ведению суда. Как правило, это вопросы:

· о выплате премий, надбавок

· об отмене дисциплинарных взысканий

· о предоставлении ежегодного оплачиваемого и дополнительных отпусков

· о выплате компенсаций различного рода

· споры, возникшие в связи с неточностью записей в трудовой книжке.

У лиц, поступающих на ГГС могут возникнуть лишь споры о неправомерном, в том числе дискриминационном, отказе в поступлении на службу.

Комиссия по служебным спорам не в праве принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции суда. В случае, если служащий обратился в комиссию по вопросу, ей не подведомственному, комиссия, рассмотрев заявление может отказать в разрешении спора по существу.

Лица, поступающие на гражданскую службу не могут обратиться в комиссию, а лица, уволенные с гражданской службы, обращаются в комиссию лишь по ограниченному кругу вопросов.

Обратиться в комиссию может лично гражданский служащий, либо его представитель. Представитель нанимателя не может обратиться. Для обращения в комиссию гражданскому служащему предоставлен 3 месячный срок.

Срок исчисляется с момента, когда служащий узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если этот срок пропущен по уважительной причине, комиссия в праве восстановить срок обращения и рассмотреть спор по существу. Отсутствие уважительной причины пропуска срока обращения в КСС является основанием для отказа в удовлетворении требований служащего. Решение комиссии может быть обжаловано в суд.

В каждом конкретном случае комиссия рассматривает такие обращения индивидуально и принимает решения о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного срока.

Заявление принимается одним из членов комиссии, регистрирует данное заявление. Заявление рассматривается в 10-дневный срок.

Порядок рассмторения служебного спора комиссией, а также правило принятия решения комиссией и исполнение решения должны быть установлены специальным ФЗ, который не принят. Поэтому рекомендуется применять ст. 387, 388, ч. 1 ст. 389 ТК РФ.

Служебный спор рассматривается в присутствии гражданского служащего или уполномоченного им представителя. Возможно рассмотрение служебного спора в отсутствие служащего или его представителя, но только по его письменному заявлению в случае неявки гражданского служащего на заседание комиссии рассмотрение спора откладывается. Снятие заявление с рассмотрения не лишает гражданского служащего возможности подать заявление повторно, но в пределах установленного срока исковой давности – 3 месяца.

Представитель нанимателя также приглашается на заседание комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение дела. Комиссия вправе приглашать на заседание свидетелей, специалистов, запрашивать необходимые документы. По результатам заседания оформляется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссию

Решение комиссия принимает простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии тайным голосованием. В случае, если решение комиссии вынесено с нарушением порядка, оно может быть обжаловано в суд.

Копия решения вручается представителю нанимателя и служащему. Решение комиссии подлежит исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.

Судебное рассмотрение ИСС.

Для обжалования решений комиссии в судебном порядке установлен 10-дневный срок со дня вручения копий комиссии. Если срок пропущен по уважительной причине, то суд может восстановить срок.

Непосредственно в судах рассматриваются споры по письменным заявлениям:

· гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе о восстановлении в ранее замещаемой должности, независимо от основания прекращения или расторжения служебного контракта, об освобождении от замещаемой должности, увольнение с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности и формулировке причины, указанной в освобождении, о перерводе служащего на иную должность без его письменного согласия; об оплате за время вынужденного прогула, либо о выплате разницы в денежном содержание за время исполнения должностных обязанностей

· представителя нанимателя о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иной порядок не предусмотрен ФЗ

· о неправомерном отказе в поступлении на службу

· по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации

Сроки обращения в суд с заявлением о рассмотрении служебного спора установлены ТК – 3 месяца.

Суд обязан рассмотреть обращение гражданского служащего в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении и выдаче трудовой книжки.

Рассмотрение споров в суде осуществляется по правилам гражданского судопроизводства в порядке приказного производства, либо в порядке искового производства.

Тема 12. Управление ГМС.

О необходимости создания системы управления ГМС было предусмотрено в концепции реформирования системы, утвержденной Президентом РФ 15.08.2001 г. № 1496.

Система управления ГМС создается на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне государственных органов. Дальнейшее развитие положений концепции о системе управления государственной службой получило развитие в Указе Президента РФ от 19. 11. 2002 г. № 1336, которым была утверждена программа реформирования ГМС.

Указ Президента РФ от 10.03.2010 г. № 261 «О федеральной программе реформирования и развития системы государственной службы РФ 2009-2013 гг». Основными направлениями реформирования и развития системы являются создание системы управления ГМС.

В широком смысле управление – руководство чем-либо, кем-либо. Управление ГМС можно рассматривать с двух сторон:

1. управление, как организующая деятельность, имеющая определенное административное содержание, особый предмет и осуществляемая в установленных организационно-правовых формах.

2. управление как деятельность специально-созданных органов.

Управление ГМС осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, муниципальных служащих в ОМСУ, проведения единой государственной кадровой политики, создание гарантий деятельности государственных органов, ОМСУ в соответствие с публичными интересами на основе установленных К РФ, ФЗ, Уставами (конституциями) и законами субъектов.

Признаки управления ГМС:

· практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института ГМС

· это функция государственных органов, которая реализуется специально созданными органами, осуществляется в пределах установленных организационно-правовых форм

· основной целью управления является удовлетворение интересов государства, МО и у публичных интересов в целом

· управление основывается на принципах законности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам, единство основных требований, предъявляемых к службе

· признак стабильности ГМС

Органы управления ГМС осуществляют следующие задачи:

  • обоснование предложений по развитию аппарата государственных органов РФ И субъектов РФ
  • практическое осуществление положения законодательных актов в сфере организаций и деятельности государственной службы
  • анализ, исследование и оценка деятельности ГМ служащих
  • контроль за реализацией кадровой политики ГМ органов
  • прогнозирование и планирование развития персонала ГМ органов
  • организационно-методическое руководство и координация деятельности
  • управление системой переподготовки и квалификации служащих
  • разработка проектов штатов государственных органов, фондов заработной платы, требований к должностям и методических рекомендаций по организации труда служащих
  • координация работы по проведению аттестаций, сдачи квалификационных экзаменов и присвоению классных чинов служащим
  • организационное и методическое руководство системой испытания служащих
  • организация и координация научных исследований в области ГМС, а также внедрение их результатов в практическую деятельность органов государства и МСУ
  • ведение реестров государственных и муниципальных служащих, создание на этой основе информационных систем банка служащих для ГМС

Непосредственное управление службой осуществляют государственные органы и ОМСУ через образуемые ими кадровые службы, которые непосредственно подчиняются руководителю органа или находятся в двойном подчинении: непосредственно руководителю государственного органа, а функционально соответствующему управлению государственной службой.

Органы, созданные для управления службой:

· совет при президенте по кадровой политике

· департамент государственной службы в аппарате правительства

· главное управление по вопросам государственной службе и кадрам

На уровне субъектов РФ предусмотрено создание государственных органов по управлению ГГС субъекта РФ.

(Минашкин А. В.)

(«Юрист», 2006, N 10)

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ

С ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

А. В. МИНАШКИН

Минашкин А. В., кандидат юридических наук.

Правовому регулированию рассмотрения индивидуальных служебных споров посвящена гл. 16 Федерального закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Следует отметить, что данное законодателем понятие индивидуального служебного спора практически совпадает с определением индивидуального трудового спора, содержащимся в ст. 381 ТК. Различие заключается в том, что ст. 69 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусматривает возможности возникновения разногласий по поводу установления условий труда (гражданской службы) и применения коллективных договоров и соглашений.

Индивидуальный служебный спор — не урегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Таким образом, индивидуальным служебным спором признаются лишь неурегулированные разногласия, т. е. разногласия, которые не разрешены посредством переговоров гражданского служащего (иных указанных лиц) с руководителем государственного органа.

Если гражданский служащий является членом профессионального союза и в государственном органе действует выборный профсоюзный орган, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» возможно участие последнего в попытке урегулирования разногласий сторон до обращения в органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

При этом надо иметь в виду, что представитель нанимателя (руководитель государственного органа) выступает стороной служебного спора в качестве представителя Российской Федерации, то есть государства, которое нанимает государственных служащих. Поэтому его персональная идентификация не имеет значения. Например, разногласия по поводу применения Закона возникли в период замещения должности руководителя государственного органа определенным лицом. Однако до начала рассмотрения дела судом он был освобожден от замещаемой должности. В судебном процессе будет участвовать вновь назначенный руководитель, несмотря на то что решений, оспариваемых истцом, он не принимал.

Разногласия между сторонами можно квалифицировать как индивидуальный служебный спор с момента заявления о них в соответствующий орган по рассмотрению споров. До момента обращения в комиссию по служебным спорам (внесудебный порядок) или в суд (судебный порядок) индивидуального служебного спора не существует.

Предметом разногласий в зависимости от субъектного состава спора могут быть: а) применение законов и иных нормативных правовых актов; б) применение служебного контракта; в) неправомерный отказ в поступлении на гражданскую службу; г) дискриминация.

Статья 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Согласно положениям названной статьи индивидуальные служебные споры (далее — служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее — органы по рассмотрению служебных споров):

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее — комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя.

Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители представителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя.

Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.

Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам указанного срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

Пунктом 10 ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливается, что комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменного заявления.

Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируются федеральным законом.

Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в 10-дневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Законом установлено, что непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

Как уже было отмечено, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает на два органа, рассматривающих индивидуальные служебные споры. Это комиссия по служебным спорам, в компетенцию которой входит рассмотрение большинства разногласий между гражданским служащим и представителем нанимателя, и суд.

Порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров устанавливается ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации, некоторые нормы которого применяются в силу ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК).

Следует отметить, что ГПК не содержит упоминания об индивидуальных служебных спорах и соответственно не устанавливает никаких особенностей их рассмотрения. Однако к этим спорам по аналогии должны применяться правила, установленные для индивидуальных трудовых споров.

Законом впервые предусматривается создание в государственном органе комиссии по служебным спорам.

По смыслу нормы ч. 3 ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» комиссия должна создаваться в каждом государственном органе по решению представителя нанимателя. Комиссия может создаваться на определенный срок или без указания срока по выбору представителя нанимателя, принимающего решение об образовании комиссии. Очевидно, он же принимает решение о количественном составе комиссии.

Порядок ее создания аналогичен порядку создания комиссии по трудовым спорам. Однако в отличие от комиссий по трудовым спорам комиссия по служебным спорам образуется из равного числа представителей выборного профсоюзного органа (а не представителей гражданских служащих) и представителя нанимателя.

Представители выборного профсоюзного органа избираются на конференции гражданских служащих. Порядок созыва конференции Законом не был определен. По сложившейся практике применения аналогичных норм Трудового кодекса РФ конференция созывается по инициативе работодателя.

Членами комиссии могут быть избраны только члены выборного профсоюзного органа.

Порядок избрания, поскольку иное не определено Законом, определяется самой конференцией. Голосование по решению конференции может быть открытым или тайным. Конференцией устанавливается и число голосов, необходимых для избрания (простое или квалифицированное большинство).

В структурных подразделениях государственного органа комиссии по служебным спорам не создаются.

На государственный орган возлагается обязанность по организационному и техническому обеспечению работы комиссии по служебным спорам.

Комиссии должны быть предоставлены помещение для заседаний, необходимая оргтехника, бумага, канцелярские принадлежности. Необходимо обеспечить и техническое обслуживание комиссии. Для этого, как правило, назначается работник, которому поручается ведение делопроизводства, хранение дел, подготовка и выдача выписок из протоколов заседаний и т. п.

Для обеспечения деятельности комиссии по служебным спорам члены комиссии избирают председателя и секретаря, которые подготавливают материалы дела к слушанию, организуют заседания комиссии, отвечают за ведение протокола, оформляют решение комиссии.

На председателя возложено также ведение заседаний комиссии по служебным спорам.

До обращения в комиссию по служебным спорам гражданский служащий должен попытаться урегулировать разногласия путем проведения переговоров с представителем нанимателя. Переговоры могут проводиться самим служащим или по его просьбе представителем профсоюза (первичной профсоюзной организации), если он является членом профсоюза.

Если переговоры не привели к урегулированию разногласий или руководитель государственного органа (уполномоченные им лица) уклоняется от их проведения, у гражданского служащего возникает право подать заявление в комиссию по служебным спорам.

Компетенция комиссии по служебным спорам точно не определена. На основании положений ч. 14 и 15 ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что комиссия рассматривает все служебные споры за исключением тех, что отнесены к компетенции суда. К ним относятся споры о выплате премий, надбавок, окладов, об отмене дисциплинарных взысканий (за исключением увольнения с гражданской службы), о предоставлении ежегодного отпуска, о выплате компенсаций при направлении в командировку, споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке, и др.

Закон предусматривает, что в комиссию по служебным спорам могут обратиться граждане, поступающие на гражданскую службу, или лица, ранее состоявшие на гражданской службе. Однако это положение вступает в определенное противоречие с ч. 14, 15 той же ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». У лиц, поступающих на гражданскую службу, могут возникнуть лишь споры о неправомерном (в том числе дискриминационном) отказе в поступлении на гражданскую службу, а эти споры в соответствии с ч. 15 ст. 70 рассматриваются судом. Уволенные с гражданской службы или освобожденные от замещаемой должности могут обжаловать законность увольнения, требовать восстановления в ранее замещаемой должности, изменения даты и причины увольнения (освобождения от должности), оплаты за время вынужденного прогула. Все эти споры рассматриваются судом (ч. 14 ст. 70).

Комиссиям по служебным спорам государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации следует учитывать, что комиссия не имеет права принимать к своему рассмотрению споры, которые отнесены Законом к компетенции суда (ч. 14, 15 ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В том случае, когда гражданский служащий обратился в комиссию за рассмотрением спора, ей не подведомственного, комиссия, рассмотрев заявление, может отказать в разрешении спора по существу. Гражданскому служащему разъясняется порядок рассмотрения индивидуального служебного спора.

Таким образом, надо признать, что лица, поступающие на гражданскую службу, не могут обратиться в комиссию, а лица, уволенные с гражданской службы, обращаются туда лишь по ограниченному кругу вопросов, например, по поводу невыплаты премии, компенсации за неиспользованный отпуск и т. п.

Обратиться в комиссию по служебным спорам может только гражданский служащий, представителю нанимателя такого права в настоящее время не предоставлено.

Как уже было отмечено, для обращения гражданского служащего в комиссию по служебным спорам установлен трехмесячный срок. Этот срок исчисляется с момента, когда служащий узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок обращения в комиссию пропущен, гражданский служащий не лишается права обратиться за разрешением индивидуального служебного спора. В своем заявлении он должен указать причину пропуска срока, и в том случае, когда комиссия считает причину уважительной, срок восстанавливается и дело рассматривается в общем порядке.

Отсутствие уважительной причины пропуска срока является основанием для отказа в удовлетворении требований гражданского служащего. Решение комиссии в этом случае может быть обжаловано в суд.

Законодатель не предлагает перечня уважительных причин, эта оценочная категория применяется комиссией самостоятельно. В каждом случае комиссия по служебным спорам с учетом конкретных обстоятельств дела принимает решение о восстановлении или об отказе в восстановлении срока для обращения за разрешением индивидуального служебного спора.

К уважительным причинам, по нашему мнению, могут быть отнесены: болезнь самого гражданского служащего или его близких родственников, переезд в другую местность, проведение длительных переговоров с представителем нанимателя об урегулировании разногласий и др.

Гражданский служащий вправе обратиться в комиссию по служебным спорам с заявлением, составленным в произвольной форме.

Заявление принимается членом комиссии, которому в соответствии с установленным распределением обязанностей поручено принимать и регистрировать заявления. Полагаем, что данную функцию должен осуществлять секретарь комиссии.

Порядок регистрации законодательством не установлен, он должен быть определен самой комиссией. Согласно сложившейся практике работы комиссий по трудовым спорам заявления регистрируются в специальном журнале, который ведет секретарь комиссии. Такой порядок может быть использован и комиссиями по служебным спорам.

Заявление может быть передано гражданским служащим лично или отправлено по почте, факсом.

Для рассмотрения спора в комиссии установлен десятидневный срок, исчисляемый в календарных днях. Течение срока начинается со дня, следующего за днем подачи заявления. Если срок истекает в выходной или праздничный нерабочий день, днем окончания рассмотрения индивидуального служебного спора считается следующий за ним рабочий день (см. ст. 14 ТК РФ).

Порядок рассмотрения служебного спора комиссией, а также правила принятия решения комиссией и исполнения решения должны быть установлены специальным федеральным законом. До тех пор пока такой закон не принят, необходимо в силу ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применять ст. 387, 388, ч. 1 ст. 389 ТК.

На основе указанных норм необходимо сделать вывод о том, что индивидуальный служебный спор рассматривается в присутствии заинтересованного гражданского служащего или уполномоченного им представителя.

Рассмотрение спора в отсутствие служащего или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.

В случае неявки гражданского служащего или его представителя на заседание комиссии рассмотрение спора откладывается. В случае вторичной неявки гражданского служащего или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Снятие заявления с рассмотрения не лишает гражданского служащего возможности подать заявление повторно в пределах установленного срока давности (три месяца).

Представитель нанимателя также приглашается на заседание комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение дела.

Комиссия по служебным спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель государственного органа обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

На заседании комиссии по служебным спорам должен вестись протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по служебным спорам должна принимать решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

Копии решения комиссии вручаются гражданскому служащему и представителю нанимателя в течение трех дней со дня принятия решения.

Решение комиссии по служебным спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

Статья 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусматривает возможности перенесения индивидуального служебного спора в суд в том случае, когда комиссия по служебным спорам не рассмотрела его в установленный законом срок. Вместе с тем это важная мера защиты прав гражданского служащего. Представляется, что перенесение в суд служебного спора, не рассмотренного комиссией в 10-дневный срок, вполне возможно.

Гражданский служащий или представитель нанимателя могут обжаловать в суд решение комиссии по служебным спорам.

От имени гражданского служащего и в его интересах решение комиссии по служебным спорам может обжаловать выборный профсоюзный орган.

Для обжалования установлен десятидневный срок, исчисляемый со дня вручения копий решения комиссии.

Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом.

Если срок обращения в суд пропущен без какой-либо уважительной причины, суд отказывает в удовлетворении иска по причине пропуска срока исковой давности.

Часть 13 ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» практически устанавливает альтернативную подведомственность индивидуальных служебных споров. Во всяком случае, аналогичная норма ст. 391 ТК толкуется именно так (см. п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 6).

Обжалование решений и действий (равно как и бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд — одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Это право закрепляется посредством установления в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии судебной защиты его прав и свобод.

В настоящее время, по мнению значительного числа ученых-административистов (А. А. Демин, А. В. Минашкин, Н. Г. Салищева, М. С. Студеникина, Ю. А. Тихомиров, Н. Ю. Хаманева и др.), остро стоит вопрос об одном из основных институтов административного процессуального права — административном судопроизводстве. Это объясняется множеством различных объективных и субъективных причин, но в первую очередь тем, что значительно расширились возможности судебного контроля за действиями органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Они не имеют каких-либо ограничений, поэтому практически любой вопрос, находящийся в ведении органов административной юрисдикции, может быть передан на рассмотрение соответствующего суда в соответствии с установленной законодательством подведомственностью и подсудностью.

Возможно, не следует перечислять всех достоинств именно судебного порядка оспаривания актов органов государственной власти, так как они достаточно очевидны и весьма подробно описаны в трудах ученых, разрабатывающих проблемы гражданского процессуального и административного процессуального права. Стоит отметить, что преимущество прежде всего проявляется в реализации принципа диспозитивности, равенстве правового статуса гражданина и органа власти в гражданском либо арбитражном процессе, а следовательно, наличии равных возможностей по доказыванию и защите своих прав и интересов.

Как уже отмечалось, Закон устанавливает четыре случая, когда индивидуальный служебный спор может рассматриваться в судебных органах.

Прежде всего обратиться в районный суд могут стороны служебного спора, если они не согласны с решением комиссии по служебным спорам. В этом случае районный суд выступает вторым органом, рассматривающим индивидуальный служебный спор. От имени гражданского служащего может выступать выборный профсоюзный орган, защищающий его интересы.

Гражданский служащий или выборный профессиональный орган от его имени может обратиться в районный суд, минуя комиссию по служебным спорам. Такое возможно в том случае, когда комиссия по каким-либо причинам не создана, а также когда гражданский служащий решил передать дело на рассмотрение районного суда, не обращаясь в комиссию по служебным спорам.

В районный суд может обратиться и прокурор, если обнаружит, что решение комиссии по служебным спорам не основано на законе, т. е. вынесено с нарушением законодательства, иных нормативных правовых актов. Закрепление этого полномочия прокурора основано на положениях Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 35 указанного Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении индивидуального служебного спора, определяются гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Части 14, 15 ст. 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяют круг дел, подлежащих рассмотрению непосредственно в суде. К ним отнесены наиболее сложные категории споров, аналогичные индивидуальным трудовым спорам, рассматриваемым непосредственно в суде.

При незаконном освобождении от замещаемой должности, увольнении с гражданской службы или переводе на другую должность независимо от требований гражданского служащего (восстановление в должности, изменение формулировки причины увольнения, оплата разницы в денежном содержании) может быть вынесено решение о выплате компенсации в возмещение причиненного незаконными действиями представителя нанимателя морального вреда.

Вопрос о компенсации морального вреда решается по требованию гражданского служащего.

Факт причинения морального вреда незаконным освобождением, увольнением или переводом доказывается гражданским служащим. Он должен указать и размер компенсации, который желал бы получить.

Окончательное решение о компенсации морального вреда и размере такой компенсации принимает суд. При определении размера компенсации морального вреда необходимо учитывать степень физических и нравственных страданий.

Особенности рассмотрения индивидуальных служебных споров, касающиеся сроков обращения в суд, порядка освобождения гражданских служащих от служебных споров и т. п., должны быть установлены федеральным законом. До принятия указанного закона в соответствии со ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» необходимо применять нормы ст. 392 — 397 ТК.

Анализ установленного порядка рассмотрения споров, связанных с прохождением государственной гражданской службы, позволяет сделать следующие выводы.

Представляется целесообразной разработка типового положения о комиссии по служебным спорам государственного органа, которое могло бы использоваться при разработке положений конкретными государственными органами, а также методических рекомендаций по организации и деятельности названных комиссий.

Для более полной реализации прав, предоставленных гражданским служащим Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» иными законодательными и нормативными правовыми актами, необходима скорейшая разработка и принятие федерального закона, призванного урегулировать особенности рассмотрения индивидуальных служебных споров, касающиеся сроков обращения в суд, порядка освобождения гражданских служащих от служебных споров и т. п. Это могут быть как изменения и дополнения к действующему ГПК Российской Федерации, так и отдельный законодательный акт, регламентирующий комплекс подобных процессуальных вопросов.

Проект федерального закона «Кодекс административного судопроизводства» с необходимостью в перспективе влечет за собой создание специализированных федеральных судов — федеральных административных судов. Целесообразно «реанимировать» проект федерального закона об административных судах, который находится «в анабиозе» в Государственной Думе с 2000 г. Положения ч. 2 ст. 118 и п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об осуществлении судебной власти в форме административного судопроизводства должны быть реализованы.

Смысл приведенных соображений состоит в том, чтобы институту гражданской службы на базе закона придать «техническую и технологическую» завершенность, включив в механизм его функционирования достаточную правовую четкость и определенность. Тем самым будет достигнута существенная цель административной реформы — создание системы государственного управления, регулируемой преимущественно законом, что является необходимым условием повышения ее эффективности, предсказуемости и уменьшения числа неправомерных, в том числе коррупционных, действий и решений.

Необходимо активизировать и другие правовые институты. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры как институт государственного надзора за точным и единообразным соблюдением законодательства Рос сийской Федерации, Уполномоченный по правам человека как институт общественной защиты прав человека являются чрезвычайно важными для обеспечения того, чтобы система государственного управления и корпус гражданских служащих функционировали эффективно, надежно, на основе закона и под контролем общества.

——————————————————————

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы