Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям.

По отраслям права выделяются нормы государственного, адми нистративного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

По функциям, которые выполняют нормы права.

Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными) нормами права.

По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяют ся нормы:

обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение огово ренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику про дукции);

запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);

управомочивающие, которые предоставляют участникам обще ственных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).

По степени определенности изложения элементов правовой нор мы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно опре деленные и альтернативные.

абсолютно определенные - это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законода тельство устанавливает исчерпьшающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Напри мер, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свиде телей, явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санк ции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответствен ности за нарушение нормы права (например, штраф).

относительно определенные - это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязан ностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам воз можность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соот ветствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходи мости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возло жить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уго ловного права, которые устанавливают низший и высший пределы на казания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).

альтернативные - это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.

Так, согласно гражданскому законодательству покупа-тель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по свое-му выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего ка-чества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устра-нения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупа-теля на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к право нарушителю. Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными ра ботами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязан ности загладить причиненный вред.

По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специ альные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отноше нии определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).

Специализированные нормы нрава. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового ре гулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определен ных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

закрепительные - это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Напри мер, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавли вающие единые признаки преступления, наказания, условий освобожде ния от наказания;

дефинитивные - нормы, в которых содержатся научно сформу лированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособ ности, сделки, должностного лица);

нормы-принципы - это нормы, в которых сформулированы об щие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи граждан ского законодательства и т. п.).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора обществен ных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от пося-гательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация право вых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.

Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы пра ва, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно- правовых актов классификации норм права должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положе ния теории. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

первичный элемент системы права, юридически обязательное правило по-ведения, исходящее от компетентных государственных органов, закреплен-ное или санкционируемое в официаль ном акте (законе, указе и т. п.) и охра няемое от нарушений мерами государ ственного принуждения

устанавливаются или санкционируются государством

определяют общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов

имеют предоставительно-обязьшающий характер

их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными госу дарственными мерами

выступают государственным регулято ром типового общественного отноше ния ГИПОТЕЗА

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

СТРУКТУРА

ДИСПОЗИЦИЯ САНКЦИЯ

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВЗЫСКАНИЕ

часть нормы, указывающая, при каких обстоятельствах норма вступает в действие, определяет круг субъектов, их прав и обязанностей часть нормы, формулирующая права и обязанности, само правило поведения часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (принуждения), применяемые при ее нарушении

Формы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов ПОЛНАЯ ОТСЫЛОЧНАЯ БЛАНКЕТНАЯ в статье излагаются в статье содержатся в статье лишь все необходимые не все элементы называются элементы правовой правовой правила либо нормы (гипотеза, нормы, но имеется устанавливается диспозиция, отсылка к другим ответственность за санкция) статьям их нарушение, но без отсылок этого же сами правила к другим акта, где имеются поведения статьям недостающие содержатся в сведения другом нормативном акте

РОЛЬ ПРАВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВА

закрепляет в правовых нормах специфические общественные отношения, возникающие в условиях вооруженных сил

обеспечивает упорядочение, слаженность, организованность разнообразных общественных отношений в вооруженных силах

охраняет от противоправных посягательств

боеспособность вооруженных сил, воинскую дисциплину, порядок несения военной службы, права и законные интересы военнослужащих и их семей

оказывает воспитательное воздействие на военнослужащих

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Норма права как первичный элемент системы права. Ее призна ки и регулятивные возможности.

Что означает предоставительно-обязывающий характер право вой нормы?

Действительно ли норма права определяет меру внутренней и внешней свободы человека? В чем это выражается?

Что такое структура правовой нормы?

Может ли норма права выполнять свои государственно- регулятивные функции при отсутствии хотя бы одного из ее структур ных элементов?

Вам неизвестны условия действия нормы права. Можно ли применить ее предписания к определенным жизненным обстоя-тельствам?

Всегда ли можно обнаружить в статьях нормативно-правовых актов гипотезу, диспозицию и санкцию в их логическом единстве?

Какие способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

В чем отличие отсылочного способа изложения логических эле ментов правовой нормы от бланкетного?

Классификация норм права и ее значение для практики правово го регулирования.

Еще по теме § 3. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ:

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Глава 25. ВИДЫ НОРМ ПРАВА

1. Основания подразделения норм права на виды.

Среди разнообразных делений норм права на виды исходное и определяющее значение имеют те, которые выражают существенные особенности права как социально-классового институционного нормативного регулятора общественных отношений, рассматриваемого с широких философских (общесоциологических) позиций.

Это, в свою очередь, является прочной основой для того, чтобы с правильных теоретических позиций подойти к решению вопросов догмы права и, следовательно, вопросов юридической практики, к правилам и рекомендациям эффективного применения правовых норм к конкретным случаям жизни.

Такой угол зрения на классификацию юридических норм означает, что виды норм права рассматриваются прежде всего в качестве одного из выражений его структуры. Перед нами, следовательно, не произвольно конструируемая классификация, а объективно существующее подразделение юридических норм, представляющее собой второй (после структуры нормы) уровень общей структуры права.

Подразделение юридических норм на виды хотя и относится к микроструктуре права, но характеризует более высокий уровень строения права. Поэтому здесь, при рассмотрении видов юридических норм, с большей отчетливостью проявляется зависимость структуры права от социально-юридических особенностей правового регулирования, в которых выражаются специфические закономерности права.

Четыре фактора оказывают наиболее существенное влияние на деление юридических норм:

а) функции права;

б) специализация права;

в) способы правового регулирования;

г) индивидуальное регулирование общественных отношений.

Наиболее важное место среди этих факторов принадлежит функциям права и его специализации. Деление норм в соответствии с функциями и специализацией права образует общую классификацию (см. схему 19).

Схема 19. Общая классификация юридических норм в соответствии с функциями и специализацией права

Надо заметить, что предметом классификации являются первичные, реальные, живые нормы-предписания. Логические же нормы, как правило, вообще не подразделяются на какие-либо виды (разве только по сфере действия и юридической силе). Они отражают первичные связи в правовой материи, причем так, что каждая из этих норм выступает как бы правом в миниатюре, и следовательно, все они в принципе представляют собой равновеликие, юридически однозначные величины.

2. Регулятивные и охранительные нормы.

Это - главное деление юридических норм, соответствующее делению специально-юридических функций на регулятивные и охранительную.

Регулятивные и охранительные нормативные предписания образуют костяк права как нормативного образования. Именно из них на последующих уровнях структуры в основном и складываются правовые общности - институты, объединения институтов, отрасли, семьи отраслей. И те и другие предписания служат нормативной основой возникновения особых правоотношений - регулятивных и охранительных.

Характерно, что с развитием процесса специализации регулятивные и охранительные предписания, сохраняя между собой прочные связи и неизменно функционируя в единстве, тем не менее все более обособляются друг от друга. Объединяясь в особые, самостоятельные регулятивные или охранительные общности (институты), они функционируют в своих системах, все более отдаляются друг от друга, связываясь между собой не прямо, а по большей части через соответствующие институты и даже отрасли.

К регулятивным (правоустановительным) принадлежат предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Рассматриваемый вид юридических норм является правоустановительным потому, что их роль в регулировании общественных отношений сводится главным образом к установлению субъективных юридических прав и обязанностей.

Охранительные предписания направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав (обобщенно - санкций). Необходимость обособленной и притом дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлена различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере. Так, в советском праве общая обязанность не нарушать субъективные права, основанные на праве общественной социалистической собственности, едина. Но нарушения этой обязанности могут быть различными не только по своему фактическому содержанию (кража, грабеж, присвоение и т. п.), но и по степени опасности данных противоправных действий для общества (преступление, административный проступок). Охранительные юридические нормы в процессе специализации права потому и выделились в самостоятельную разновидность норм, что при установлении государственно-принудительных мер оказалось необходимым учитывать разнообразные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и др.), влияющих на вид и величину санкции.

3. Разновидности регулятивных норм.

В зависимости от специфики двух регулятивных функций - динамической и статической (I.12.4.) характер прав и обязанностей, устанавливаемых регулятивными нормами, - различен. Он и предопределяет деление регулятивных норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Начнем с рассмотрения динамической функции. Основным юридическим средством осуществления динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. Например, согласно нормам советского трудового права рабочий или служащий должен осуществлять известную трудовую деятельность. Эта обязанность соответствует субъективному праву администрации требовать от рабочего или служащего исполнения трудовых функций. Следовательно, субъективное право не обладает здесь каким-либо особым- содержанием: достаточно указать на содержание обязанности, как будет раскрыто и содержание права (требовать совершения положительных действий, возложенных на рабочего или служащего). Вот почему регулятивные нормы, устанавливающие права и обязанности данного типа, называются обязывающими.

Другую картину мы видим в правоотношениях, возникающих при осуществлении статической регулятивной функции. Основным юридическим средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности - воздерживаться от действий известного рода. Типический пример: правоотношения собственности, в силу которых все лица обязаны воздерживаться от нарушения прав собственника. В правоотношениях этого типа содержание субъективного права не может быть раскрыто только одним указанием на содержание обязанностей. Управомоченный не только вправе требовать от других лиц воздержания от действий известного рода, но и сам может совершать определенные положительные действия (например, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом). Иными словами, и субъективное право, и юридическая обязанность имеют в правоотношениях данного типа свое содержание. И они нормативно определяются «раздельно», в особых регулятивных нормах. В одних предписаниях устанавливаются правомочия собственника, а в других - общая обязанность (запрет) не нарушать эти правомочия. Вот почему наряду с обязывающими нормами существуют еще два вида регулятивных норм-запрещающие, направленные на регламентацию пассивных обязанностей, и управомочивающие, направленные на регламентацию субъективных прав с положительным содержанием.

Итак, в зависимости от характера субъективных прав и юридических обязанностей регулятивные нормы подразделяются на три вида:

· обязывающие - юридические нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия;

· запрещающие - юридические нормы, устанавливающие обязанность лица воздерживаться от действий известного рода (запреты);

· управомочивающие - юридические нормы, устанавливающие субъективные права с положительным содержанием, т. е. права на совершение управомоченным тех или иных активных действий.

Нетрудно заметить, что приведенное деление органически связано не только с особенностями регулятивных функций, но и в единстве с ними со способами правового регулирования (I.17.5), т. е, с характером регулятивного воздействия, которое осуществляется при помощи обязывания (обязывающие нормы), запрещения (запрещающие нормы) и дозволения (управомочивающие нормы).

Требует специального рассмотрения вопрос о существовании особых управомочивающих и запрещающих норм в связи с общедозволительным и разрешительным типами правового регулирования. Вполне закономерно введение в ткань права такого рода нормативных предписаний в качестве своего рода «ограничителей» общих дозволений и общих запретов - конкретных запрещающих норм (при общедозволительном регулировании) и конкретных управомочивающих норм (при разрешительном регулировании).

Между тем имеются случаи, когда законодателем устанавливаются нормы, которые, казалось бы, не требуются по логике регулирования. Например, формулируются особые запрещающие нормы и при разрешительном регулировании. Таков, скажем, запрет, содержащийся в ст. 24 КЗоТ РСФСР: «Администрация предприятия, учреждения, организации не вправе требовать от рабочего или служащего выполнения работы, не обусловленной трудовым договором» (см. аналогичное запрещающее положение в ст. 63 КЗоТ РСФСР и др.).

Для чего формулируются подобные нормативные предписания? Ведь общий запрет выражен во всем нормативном материале. Нормируя содержание прав и обязанностей, предусматривая санкции за известное поведение, законодатель тем самым определяет, что субъекту дозволено, а что не дозволено, т. е. устанавливает общие дозволения и запреты. Например, из содержания, логики регулирования трудовых отношений, из всего комплекса действующих в этой области предписаний со всей непреложностью следует, что администрация вправе требовать от работника только то, что предусмотрено договором, значит - все остальное запрещено.

Думается, однако, что введение особых конкретных управомочивающих норм (при наличии общего дозволения) или особых запрещающих норм (при наличии общего запрета) имеет известные основания. Подобные конкретные управомочивающие и запрещающие нормы, видимо, подчеркивают юридическое качество общих дозволений и запретов и вместе с тем могут выполнять дополнительные функции. Их установление обусловлено необходимостью усиления регулирующего, нормативно-организационного и идеологического воздействия советского права. Такого рода нормы с большей отчетливостью указывают на социально-политическое содержание правовых установлений и, прямо фиксируя тот или иной тип правового регулирования, вносят необходимую определенность в характер регулирования, в практику применения соответствующих юридических норм.

4. Специализированные нормы. Обобщающие предписания.

Специализированные предписания, в отличие от регулятивных и охранительных имеют дополнительный характер. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений. При регламентировании общественных отношений они как бы присоединяются к регулятивным и охранительным предписаниям, образуя в сочетании с ними единый регулятор.

Специализированные предписания отграничиваются друг от друга в зависимости от того, какую функцию (операцию) они выполняют в процессе правового регулирования. По этому критерию их можно подразделить на пять основных разновидностей:

· общие (общезакрепительные) - предписания, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений;

· дефинитивные-предписания , направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории;

· декларативные (нормы-принципы) - предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности юридических норм;

· оперативные - предписания, роль которых в процессе регламентации общественных отношений выражается в отмене действующих нормативных положений или в распространении данных норм на новый круг общественных отношений, в пролонгации норм на новый срок и др.;

· коллизионные - предписания, указывающие на нормы (закон, правовую систему), которые должны быть применены в данном случае, т. е. предписания, регулирующие выбор между нормами.

Значение той или иной разновидности специализированных норм в процессе правового регулирования различно. Те из них, которые можно отнести к числу обобщающих (общие, дефинитивные, декларативные), выражают высокий уровень системных нормативных обобщений; другие (оперативные, коллизионные) являются как бы «нормами о нормах». Но во всех случаях специализированные нормы - результат дифференциации и интеграции нормативного материала, результат того объективно го процесса специализации, который присущ праву (в особенности современному советскому)

Представляется важным обратить внимание па существенную роль в нормативной системе обобщающих предписаний.

Из обобщающих предписаний образуются заглавные подразделения отраслей права, закрепляемые в общей части кодифицированных актов. Входящие в общие части предписания являются выражением системных нормативных обобщений в праве, которые придают системе новое качество и потому выступают как показатель уровня ее развития, структурированности, юридического совершенства.

Выражая главным образом ту сторону специализации, которая состоит в интеграции правового материала, обобщающие предписания выполняют функцию «цементирующего средства» в структуре права. Именно в обобщающих предписаниях реально воплощается существование правовых общностей, и прежде всего основных отраслей права. В них закрепляются главные специфические черты отраслевого юридического режима, свойственного данной отрасли метода правового регулирования.

5. Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с индивидуальным регулированием.

Это - специфическая плоскость деления юридических норм на виды, иной (по сравнению с общей классификацией) «разрез» права.

Индивидуальное регулирование в социалистическом праве не только осуществляется на основе, в пределах и формах, предусмотренных нормами, но и в той или иной степени ими направляется. А это значит, что в праве существуют особые нормативные положения и особые разновидности норм, которые призваны как бы «опекать» индивидуальное регулирование, обеспечивать его поднормативность, пределы усмотрения и т. д.

Индивидуальное регулирование в самом общем виде во всех случаях предполагает, во-первых, сам факт известного простора для самостоятельного решения субъектами того или иного вопроса в соответствии с особенностями данной ситуации, а во-вторых, наличие полномочий у лиц на такое решение. Каждая норма, направленная на обеспечение индивидуального регулирования, выражает оба эти момента: она не дает исчерпывающего, абсолютно определенного решения того или иного вопроса, оставляя в регулировании как бы некоторые «пустоты», и одновременно дозволяет определенным лицам самим решать (конкретизированно урегулировать) данный вопрос. Однако соотношение указанных двух моментов в конкретных нормах зависит от особенностей индивидуального регулирования.

Следует различать индивидуальное регулирование, осуществляемое компетентными правоприменительными органами на основе предоставленных им государственно-властных полномочий, и «автономное» регулирование, осуществляемое самими участниками отношений на основе предоставленной им свободы распоряжения своими правами (диспозитивности).

В первом случае момент дозволенности не является в норме решающим: он предопределен наличием у правоприменительных органов государственно-властных полномочий. Поэтому на первый план в норме выступает степень определенности ее содержания, т. е. указание на то, в какой мере, по каким вопросам правоприменительный орган может принимать самостоятельные решения. Вот почему в данной плоскости различаются абсолютно определенные и относительно определенные нормы.

Во втором случае, когда регулирование автономно осуществляют участники данного отношения, на первый план выступает момент дозволенности такого «автономного» регулирования. Ведь участники общественного отношения в принципе обладают лишь правовой активностью; они могут участвовать в правовом регулировании на основе дозволения, опираясь на которое лица действуют диспозитивно - сами определяют свои взаимоотношения. Вот почему в области «автономного» регулирования нормы подразделяются на императивные и диспозитивные .

Абсолютно определенные - нормы, которые с исчерпывающей конкретностью и полнотой устанавливают условия своего действия, права и обязанности адресатов и не предусматривают возможность конкретизированного индивидуального регулирования общественных отношений с помощью правоприменительных актов. Например, норма ст. 270 УПК РСФСР предписывает: «Явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания». Какого-либо права суду на решение вопроса о том, удалять или не удалять свидетелей, норма не предоставляет.

Относительно определенные - нормы, которые не содержат достаточно полных, исчерпывающих указаний об условиях действия, правах и обязанностях сторон или содержании юридических санкций и предоставляют право государственным и иным правоприменительным органам решить дело с учетом конкретных обстоятельств.

Относительно определенные нормы (в зависимости от пределов свободы усмотрения компетентного органа) подразделяются на три основные группы: ситуационные, альтернативные, факультативные.

Ситуационные - нормы, предусматривающие возможность прямого конкретизированного регулирования актом правоприменительного органа в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

Альтернативные - нормы, предусматривающие возможность применения правоприменительным органом одного из нескольких точно обозначенных в норме вариантов, в том числе вариантов санкций (см., например, ст. 339 УПК РСФСР, ст. ст. 246, 364 ГК РСФСР).

Факультативные - нормы, предусматривающие наряду с главным вариантом, который применяется, как правило, и факультативный вариант. Он может быть применен правоприменительным органом в порядке замены основного варианта при определенных условиях. Так, согласно ч. 1 ст. 47 ГК РСФСР несоблюдение обязательной нотариальной формы сделки влечет за собой ее недействительность. Вместе с тем ч. 2 этой же статьи предоставляет суду право признать сделку, совершенную с нарушением нотариальной формы, действительной при условии, если она не содержит ничего противозаконного, одна из сторон полностью или частично исполнила ее, а другая уклоняется от нотариального оформления.

Императивные - нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц другими условиями их поведения. Если участники общественного отношения все же заключили соглашение, устанавливающее иные условия поведения, то оно все равно признается недействительным, ничтожным; следовательно, и в этом случае действует категорическое предписание, выраженное в императивной норме. Например, если стороны включили в договор условие, направленное на ограничение правоспособности (допустим, предусмотрели обязанность одной из сторон не вступать в брак до, достижения тридцатилетнего возраста), то подобное соглашение лишено какой-либо юридической силы, ибо нормы, регламентирующие правоспособность граждан, носят императивный характер.

Диспозитивные - нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Диспозитивные нормы иногда называются также восполнительными: они восполняют отсутствующее соглашение, функционируют лишь тогда, когда стороны не договорились между собой по данному вопросу. На практике они и распознаются по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» (см., например, норму ст. 53 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).

Таким образом, диспозитивные нормы однотипны с относительно определенными нормами: и те и другие предусматривают возможность регламентации общественных отношений в индивидуальном порядке. Но они различаются между собой. В относительно определенных нормах главное - мера индивидуального урегулирования соответствующих вопросов; при этом норма в тех или иных пределах непосредственно определяет поведение субъектов. В диспозитивных же нормах на первый план выступает момент дозволения: они устанавливают такую степень диспозитивности, в соответствии с которой лица сами (автономно) решают определенный вопрос; правило о конкретном поведении тех или иных лиц предусматривается в норме только на тот случай, если субъекты данный вопрос автономно не урегулируют. Отсюда другое отличие. Относительно определенные нормы функционируют в сочетании с индивидуальными предписаниями. Диспозитивные же нормы действуют при отсутствии индивидуальных волеизъявлений - соглашений между сторонами по данному вопросу.

Более широкой категорией, чем диспозитивные нормы, является принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами, в том числе процессуальными средствами. Этот принцип, соответствующий методу децентрализованного регулирования, выражается не только в диспозитивных, но и в императивных нормах.

6. Основные, детализирующие и вариантные нормы. Ассоциации норм.

С одним из направлений специализации права - углублением нормативной конкретизации связано еще одно деление юридических норм.

Необходимость четкого, всестороннего нормирования данных отношений, которые бы в полной мере отражали особенности той или иной конкретной и вместе с тем типической ситуации, ведет к тому, что законодатель наряду с основной (генеральной) нормой формулирует предписания, которые призваны уточнить детали регулирования, его возможные варианты, обусловленные особенностями соответствующих конкретных обстоятельств.

В данной плоскости следует различать предписания:

основные, детализирующие, вариантные.

Основные (генеральные) - нормативные предписания, устанавливающие общие правила, принципы регулирования данных отношений (например, общее правило о размере алиментов в ч. 1 ст. 68 КоБС РСФСР).

Детализирующие - нормативные предписания, которые дают конкретизированное решение той или иной детали регулирования (например, предписание, регламентирующее порядок установления видов заработка, подлежащих учету при взыскании алиментов - ст. 70 КоБС РСФСР).

Вариантные - нормативные предписания, рассчитанные на регулирование в соответствии с генеральной нормой в специфических ситуациях, в особых условиях, при своеобразных вариантах конкретных обстоятельств (например, взыскание алиментов при инвалидности и других особых обстоятельствах, касающихся плательщика алиментов, чч. 2 и 3 ст. 68 КоБС РСФСР). В уголовном праве - это варианты, связанные с наличием определенных квалифицирующих признаков, со степенью общественной опасности деяния.

Основные, детализирующие и вариантные нормативные предписания образуют связки, последовательные цепочки, из которых нередко образуется некоторая общность предписаний, своего рода ассоциации норм. Эти ассоциации, составляющие, как правило, содержание многоабзацной статьи нормативного акта, отличаются своим законом связи между предписаниями, особой структурой (например, генеральное предписание плюс вариантное плюс детализирующее - см. предписания ст. 45 КоБС РСФСР)

С ассоциаций предписаний «все начинается» в структуре права. Из них формируются устойчивые правовые общности - правовые институты, их объединения. Причем в ассоциациях предписаний, формулируемых законодателем под прямым влиянием юридической практики, непосредственно ощущаются пульс разнообразных жизненных отношений, потребности практики, накопившийся опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов.

Практически важным является деление норм на - общие и особенные, причем к особенным относятся, специальные, местные (ведомственные), временные нормы.

По признаку объема действия норм они классифицируются на общие и специальные. Общими называются Юридические нормы, которые распространяются на род данных отношений в целом, а специальными - нормы, действующие только в пределах конкретного вида отношений. Например, нормы Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и ГК союзных республик, посвященные договору поставки, являются общими, а нормы Особых условий, регламентирующие поставку продукции определенных видов, - специальными.

В качестве разновидности норм, различаемых по объему действия, могут быть выделены исключительные нормы, т. е. нормы, устанавливающие качественно иной порядок, нежели общие и специальные нормы (например, нормы, которые устанавливают порядок бездоговорной поставки продукции, идущей на экспорт).

При классификации юридических норм по объему действия угол зрения может быть несколько изменен и нормы могут быть разграничены по кругу лиц. В этом случае в число общих опять-таки входят нормы, распространяющиеся на род данных отношений, а в число специальных - на вид отношений. Все дело лишь в том, что особенности тех или иных норм непосредственно связываются с определенной категорией субъектов. Так, в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специальными нормами, дифференцированными сначала в отношении рабочих и служащих, а затем еще по особым категориям рабочих и служащих.

По признаку сферы действия юридические нормы подразделяются на общие и местные (ведомственные). Общие - это нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории они находятся или в состав какой организации входят; местные (ведомственные) - нормы, действующие в отношении лиц только в том случае, если последние находятся на определенной территории или же входят в состав данной организации.

Среди местных (ведомственных) норм особо выделяются локальные (внутриорганизационные) нормы, т. е. нормы, действующие только в рамках определенного предприятия, колхоза и т. д. (например, правила внутреннего распорядка данного предприятия, нормы устава данного колхоза и др.). Локальные нормы, отличающиеся рядом специфических правовых черт, стали в последние годы предметом внимательного рассмотрения в литературе.

По времени действия юридические нормы подразделяются на общие и временные. Общие - это нормы, установленные на неопределенный срок действия до их отмены или изменения; временные - нормы, установленные только на определенный срок (например, на время стихийного бедствия).

Специфическое место в классификации норм права занимают так называемые рекомендательные нормы. Их смысл и значение в качестве «норм» могут быть поняты лишь в том случае, если рассматривать данные явления в органической связи с управомочивающими и обязывающими нормами (II.25.3), а главное в рамках процесса правотворчества. Рекомендации, содержащиеся, например, в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, представляют собой совет, предложение компетентных органов, обращенные к кооперативным и общественным организациям. Их правовое значение состоит в том, что они не только а) управомочивают кооперативную или общественную организацию принять определённое решение по нормативному урегулированию тех или иных отношений, б) обязывают ее обсудить рекомендацию, но и в) предварительно санкционируют нормативное решение организации по данному вопросу, оснащают его юридической силой (что является основой для последующей регистрации или утверждения соответствующих актов кооперативных и общественных организаций в государственных органах). Рекомендации нужно рассматривать в единстве с теми локальными нормами, которые принимает кооперативная или общественная организация. В этом отношении рекомендации являются этапом в нормотворческом процессе, осуществляемом колхозами и иными кооперативными и общественными организациями, направляют его, обеспечивают единство локальных норм в масштабе всей страны.

В юридической литературе иногда обособляются в самостоятельный вид поощрительные нормы, т. е. нормы, устанавливающие меры поощрения за совершение действий, особо полезных для социалистического общества. Действительно, в советском праве могут быть выделены обширные комплексы предписаний, которые призваны обеспечивать юридическими средствами проведение начал материального и морального стимулирования, выраженного в поощрении. Их объединенная социальная и общая юридическая характеристика представляется весьма важной. В то же время надо видеть и другое. Если возможно и необходимо выделение обширного комплекса поощрительных юридических предписаний в качестве самостоятельного вида норм, то такое выделение является особой классификацией, которая имеет преимущественно социально-политическое значение и построена по специфическому критерию-характеру социального воздействия, призванного вызвать данное поведение. Суть такой классификации состоит в разграничении норм на поощрительные и нормы, проводящие прямое государственно-властное воздействие.

Со специально же юридической стороны, в плоскости которой осуществляется классификация юридических норм, поощрительные предписания не образуют единой группы. В эту группу входят две разновидности обязывающих норм (нормы, устанавливающие основную обязанность по отношению к поведению, которое стимулируется поощрением; нормы об обязанности того или иного органа при известных условиях осуществить поощрение) и два вида управомочивающих норм (нормы о праве лица на получение поощрения; нормы о праве компетентного органа назначить поощрение). Причем только при юридически точной характеристике норм, обеспечивающих поощрение, может быть раскрыто весьма сложное, закономерное сочетание указанных предписаний, образующих целостный комплекс и именно в своей целостности обеспечивающих с правовой стороны проведение в жизнь начал материальной и моральной заинтересованности, которые выражены в поощрении (II.21.4.).

Однако не имеют ли поощрительные предписания специфики с точки зрения санкций? Не выступают ли поощрения в виде обеспечительного средства юридических норм, заменяющего государственно-принудительные меры? И такой подход едва ли оправдан. Большинство норм, касающихся поощрения, никак не связано с обеспечительной функцией поощрения: они лишь оформляют последнее. Но если даже остановиться не на всем комплексе норм, касающихся поощрения, а лишь на тех из них, которые посвящены юридическим обязанностям по отношению к поведению, стимулируемому поощрением, то и такого рода нормы вряд ли возможно выделить в особую рубрику с точки зрения обеспечительных мер - санкций. Ведь поощрения и юридические санкции - явления разноплоскостные. Если юридическая санкция-часть правовой нормы, которая указывает на государственно-принудительные меры, призванные обеспечить исполнение юридических обязанностей, то поощрение относится к диспозиции нормы, к содержанию прав и обязанностей. И суть поощрения - не в том, чтобы обеспечить реализацию юридических норм (что характерно для санкций), а в том, чтобы непосредственно стимулировать нужное поведение, быть внеправовым стимулятором. Оно заменяет или дополняет не санкции норм, а государственно-принудительное воздействие, осуществляемое при помощи юридического механизма в целом. Что же касается поощрительных норм права, то их значение заключается в том, чтобы оформить поощрение, связанные с ним процедуры, ввести складывающиеся здесь отношения в строгие рамки при помощи комплекса обязывающих и управомочивающих предписаний, каждое из которых оснащено своими нуждическими средствами обеспечения.

Среди перспективных проблем классификации юридических норы, только намеченных нашей правовой наукой, следует указать на проблемы так называемых отраслевых норм, т. е. норм, разграничиваемых по отраслям права. Действительно, если отрасли права размежевываются не только по предмету, но и по юридическому режиму (методу) регулирования, то это означает, что в самих юридических нормах могут быть найдены признаки, которые указывают на их принадлежность к той или иной отрасли. Очевидно, что особенности данной отрасли выражаются, в частности, в нормах, регламентирующих общее юридическое положение субъектов, а также в самом сочетании норм между собой. Вместе с тем едва ли можно сомневаться в том, что особенности отраслей права отражаются, кроме того, на конкретных юридических нормах. Не случайно, например, в советской юридической литературе многие авторы проводят разграничение санкций норм по отраслям права (административные, уголовные и другие санкции). Более тщательный анализ, вероятно, позволит обнаружить специфические черты в диспозициях норм той или иной отрасли, их гипотезах, в сочетании элементов и т. д. Эта проблема еще ждет своего исследования.

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

3.1. Понятие и виды коллизионных норм Как уже отмечалось выше, основное содержание международного частного права сводится к выявлению и поиску путей разрешения коллизионной проблемы.В МЧП «конкуренция» правовых систем, одновременно претендующих на регулирование одних и

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

9. Понятие корпоративных норм и их виды Нормой корпоративного права РФ признается установленное (путем, например, издания закона) или санкционированное (путем предоставления права заключить нормативный договор) государством правило поведения, являющееся

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е.

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.По масштабу действия нормы

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

53. Конкуренция норм, ее виды и разновидности Конкуренция норм – это ситуация, когда общественно опасное деяние подпадает под признаки нескольких уголовно-правовых норм, хотя совершено одно преступление.Виды конкуренции: общей и специальной норм; специальных норм;

Из книги Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей автора Кратенко Максим Владимирович

11.3 Виды социальных норм Существует множество классификаций социальных норм. Наибольшее распространение имеет их подразделение по двум критериям:1) по сфере действия. Соответственно выделяются экономические, политические, экологические и т. д.;2) по регулятивным

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

§ 1. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия

Из книги Избранные труды по общей теории права автора Магазинер Яков Миронович

§ 2. Виды правовых норм Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Глава 24. Толкование норм права § 1. Понятие толкования Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в

Из книги автора

Глава 2. Права потребителя: понятие, виды, гарантии

Из книги автора

Из книги автора

§ 2. Виды юридических норм Нормы, как мы видели, делятся на повелительные, запретительные и дозволительные. К ним прибавляются еще отрицательные и определительные. Отрицательные указывают только, что из данного факта не вытекает юридических последствий (например,

Из книги автора

Глава 12. Толкование норм права Разработка новых юридических предписаний, их реализация невозможны без толкования.В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта,

В системе форм реализации права особое место занимает применение норм права. Оно необходимо в тех случаях, когда юридическая норма может быть реализована только при властном содействии уполномоченных на это государством органов, например, в ситуации восстановления незаконно уволенного работника решением суда. Это существенно отличает применение норм права от ранее рассмотренных форм реализации права (соблюдение предписаний права и др.), относительно которых субъекты действуют сами, не прибегая к официальному содействию органов государства. К тому же, применению, как особой форме реализации свойственны свое назначение, определенный субъектами состав, роль в механизме действия права.

В самом общем плане можно сказать: применение норм права означает «приложение» общих правовых норм к определенной правовой ситуации, к определенных лицам. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершенное им преступление.

Применение норм права – это государственно-властная организующая деятельность компетентных органов государства или иных органов по его уполномочию, по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и вынесении индивидуального решения в виде специального акта 2 .

Особенности применения норм права

Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее.

1. Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют физические и юридические лица) осуществляется только специально уполномоченными субъектами. Это – государственные органы (должностные лица), а также негосударственные органы (организации, учреждения), которым государство делегировало полномочия в правоприменительной сфере (органы местного самоуправления, третейские суды и др.). Деятельность по применению права могут осуществлять органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные и прокурорские органы, администрация предприятий и учреждений, должностные лица, общественные структуры по поручению (с санкции) государства. Правоприменительный орган, распространяя правовые нормы на тот или иной конкретный жизненный случай, решает конкретное юридическое дело, принимает необходимые меры по практической реализации норм права 1 . Граждане, не являющиеся должностными лицами не могут заниматься правоприменительной деятельностью, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.

Вместе с тем это не означает, что граждане совсем не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко именно по их инициативе осуществляется применение права, например, в связи с обращением гражданина с иском в суд по поводу возмещения причиненного вреда, с заявлением о приеме на работу или увольнения с работы, о назначении пенсии и т.д.

2. Применение права – это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. С учетом содержания данного признака отметим два обстоятельства: 1) к субъектам применения права преимущественно относятся государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.) и должностные лица (Президент РФ, губернатор, прокурор, следователь и т.д.), а в ряде случаев иные уполномоченные субъекты (например, органы местного самоуправления); 2) применение права отличается властным характером . Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех кому они адресованы (например, обязанность водителя заплатить штраф по решению суда за совершенное правонарушение).

Властный характер применения права проявляется и в том, что неисполнение правоприменительных решений может повлечь за собой соответствующее правовое воздействие. В такой ситуации возможен, к примеру, принудительный привод обвиняемого, подсудимого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю, в случае их неявки без уважительной причины по вызову.

3. Применение права как определенный процесс имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения, доведение содержания решения до сведения заинтересованных физических лиц и организаций).

4. Применение права отличается организационным характером , направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. Целью применения права в этом аспекте является организация нормального процесса действия права, обеспечение поведения индивидов, организаций согласно правовым предписаниям. Без такого индивидуального регулирования в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели физических и юридических лиц. Имеется в виду, в частности «подключение» к ситуациям, когда без правоприменительного решения не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан (назначение на должность, выделение земельных участков, разрешение спора, решение о выплате пособия, поступление в вуз и т.д.).

Применение права в этом аспекте, образно говоря, обеспечивает, «обслуживает» право, поскольку здесь закон как бы «вверяется», «передается в руки» специальным органам для претворения его норм на практике, в действительности относительно определенных жизненных ситуаций, требующих правового решения (разрешение спора между наследниками).

5. Применение права носит индивидуально-правовой характер. Правоприменение - это конкретизация права применительно к конкретному случаю, подведение частного случая, факта под общую норму права. В этом смысле правоприменение «связывает» общую абстрактную норму права с персонально определенным субъектом, конкретно определенными фактами и обстоятельствами (приговор, решение суда). Применение права, по сути, является «проводником» перевода общих нормативных предписаний закона в фактическое поведение определенных субъектов (назначение на должность, зачисление в вуз, призыв в армию).

Наиболее отчетливо данный показатель правоприменения проявляется в деятельности суда. Путем соотнесения конкретной жизненной ситуации с нормами права (спор о правах, правонарушение) суды принимают определенное конкретизированное решение. В нем может официально утверждаться наличие у истцов, ответчиков, подсудимых и иных лиц определенных субъективных прав и обязанностей и т.д., определяться возможность их реализации.

6. Применение права характеризуется творческой направленностью в том смысле, что закон позволяет управомоченным субъектам, не выходя за рамки его предписаний, выбрать наиболее оптимальное решение из нескольких. Например, выбор судом наказания за преступление с учетом личности преступника, обстоятельств совершения.

7. Применение права осуществляется на основаниях и в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Применение права имеет четко очерченные законом основания и сферы распространения. Как вид государственной деятельности правоприменение может иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом.

Процедурный порядок применения права способствует тому, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в соответствии с требованиями законности. Такой порядок, в частности, предусмотрен нормами Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др. С учетом этого осуществляется правоприменительная деятельность судебных, следственных, административных и иных государственных органов и должностных лиц.

8. Применение права направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав и обязанностей, мер поощрения и наказания и т.п.

9. Конечный результат применения права – вынесение акта применения (индивидуального правового решения). По-видимому, там где нет правоприменительного решения, выраженного в специальном правовом акте, там, по сути, нет и применения права. Правоприменительные акты – это приказ о назначении на должность, решение, приговор суда, акт регистрации брака и т.п. Результат правоприменения, т.е. вынесенное решение в виде индивидуального акта, является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.

Основания применения права. В справочной литературе слово «основание» трактуется как фундамент сооружения или означает основополагающее суждение, относящееся к природе того или иного явления 1 .

К основаниям применения права можно отнести следующие ситуации, когда:

а) без властного индивидуального решения компетентного органа не могут возникнуть права и обязанности у конкретных лиц.

Соответственно, требуется установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Например, право на пенсию у гражданина реально не возникает, пока не вынесено соответствующее правоприменительное решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсии), основанное на анализе определенных фактов и документов. Аналогичная правоприменительная деятельность предшествует признанию гражданина безвестно отсутствующим и др.;

б) существует спор о праве , правах и обязанностях и к тому же стороны сами не могут прийти к согласованному решению по поводу сложившейся ситуации. Соответствующий компетентный орган рассматривает дело с целью разрешения конфликта, восстановления нарушенного права. В результате, наследники производят раздел имущества в соответствии с решением суда, незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, продавец – передать проданную вещь и т.д.;

в) имеются препятствия, помехи в осуществлении субъективного права (решение суда об истребовании вещи собственника из чужого незаконного владения);

г) требуется официальное установление определенных юридических фактов, признание их юридической значимости (наличие фактических брачных отношений, нахождение лица на иждивении, признание гражданина безвестно отсутствующим и т.д.). В таких случаях устанавливаются факты, которые могут быть положены в основу последующих судебных и административных решений и др.;

д) необходима официальная регистрация физических или юридических лиц, определенных прав, действий людей, например, регистрация права собственности на недвижимое имущество, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, регистрация транспорта в органах ГИБДД и т.д.;

е) совершено правонарушение и необходимо установить степень вины правонарушителя, причиненный ущерб и др. и, соответственно определить вид и меру юридической ответственности или другие меры государственного принуждения.

Введение

    1 Общие признаки норм права 2 Виды норм права 3 Специализированные нормы права 4 Генезис норм права в романо-германской правовой семье 5 Структура нормы права

Источники

Введение

Норма права ( правовая норма)-это общеобязательное, формально определенное правило поведения (образец, масштаб, эталон), установленное или санкционированное государством как регулятор общественных отношений, которое официально закрепляет меру свободы и справедливости в соответствии с общественных, групповых и индивидуальных интересов (свободы) населения страны, обеспечивается всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения.

1. Общие признаки норм права

Правило поведения регулятивного характера - норма права вводит новое правило, фиксирует типичные социальные процессы и связи; воздействует на общественные отношения, поведение людей; является модель (образец, эталон, масштаб) регулируемых общественных отношений. Регулятивность нормы права подчеркивает ее действие, "работу", которая должна привести к определенному результату. Общеобязательное правило поведения - норма права исходит от государства, должна восприниматься как руководство к действию, которое не подлежит обсуждению относительно целесообразности. Правило поведения общего характера - норма права имеет общий (без указания конкретного адресата - неперсони-фикований) характер, т. е. распространяется на всех, кто становится участником отношений, регулируемых нормой. Как регулятор общественных отношений, норма имеет многократность применения (например, запрет хулиганства). Формально определенное правило поведения представительно-обязывающего характера - норма права закрепляет права и обязанности участников общественных отношений, а также юридической ответственности
(санкции), которая применяется в случае ее нарушения. Предоставляя права одним, норма права возлагает обязанности на других (например, молодые люди имеют право на обучение, обязанность других - обеспечить это право). Формальную определенность норма права получает после изложения ее в законах, других письменных источниках права. Правило поведения, принятое в строго установленном порядке - норма права выдается уполномоченными на то субъектами в пределах их компетенции с соблюдением определенной процедуры: разработка, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение или отмена действия. Правило поведения, обеспеченное всеми мерами государственного воздействия, вплоть до принуждения - государство создает реальные условия для добровольного осуществления субъектами образцов поведения, сформулированных в норме права, применяет способы убеждения и принуждения к желаемого поведения, в частности, эффективные санкции в случае невыполнения требований нормы права.

2. Виды норм права

В любом государстве существует и возникает огромное количество норм права. Эти нормы можно классифицировать на виды по определенным критериям.

    Весь массив действующих в государстве правовых норм можно разделить на две группы:

классические;

специализированные.

Во классическими нормами права понимают такие правила поведения, которые служат непосредственным и самостоятельным регулятором общественных отношений.

Во специализированными нормами права понимают предписания нетипичного характера, не имеющие свойств и признаков присущих классической модели нормы права.

    1.Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):

нормы конституционного,

административного,

уголовного,

гражданского,

    2.Норма права по методу правового регулирования (или формой закрепления желаемого поведения субъектов права):

Императивные - нормы, выражающие в категорических предписаниях государства четко обозначены действия и не допускают никаких отклонений от исчерпывающего перечня прав и оба "связей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо предписывают правила поведения.

Диспозитивные - нормы, в которых государство предписывает вариант поведения, но позволяют сторонам регулируемых отношений самим определять права и обязанности в отдельных случаях, их называют "заполняющие", поскольку они восполняют отсутствие сделки и действуют лишь тогда, когда стороны регулируемых отношений не установили для себя иного правила, не договорились по данному вопросу (распознаются через формулировка: "при отсутствии иного соглашения", "если иное не установлено в договоре" и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.

    3.Норма права по характеру воздействия на человека:

Поощрительные - нормы, устанавливающие меры поощрения за вариант поведения субъектов, одобряется государством и обществом и заключается в добросовестном и продуктивной работы (например, правила выплаты премий).

    4.Норма права по субординации в правовом регулировании

материальные,

процессуальные,

Норма материального права - норма, что является первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно решение дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.

Норма процессуального права - норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд и т. д..

    5.Нормы по степени примечательности варианта поведения

абсолютно определенные,

относительно определенные,

Абсолютно определенные нормы права - это нормы исчерпывающей конкретностью и полнотой устанавливают условия своего действия, права и обязанности адресатов и последствия их нарушения.

Относительно определенные нормы права - это нормы, которые не содержат полных, исчерпывающих указаний на условия их действия, права и обязанности адресатов или содержание санкций.

3. Специализированные нормы права

    выполняют субсидиарную (дополнительную) функцию в правовом регулировании. лишенные традиционной триелементнои логической структуры, характерной для норм права как классического предписания, а имеют нетрадиционную, нетипичную структуру (так часто эти нормы называют нетипичным).

Специализированные нормы являются весьма неоднородными по своему характеру, содержанию и целевому назначению.

Они могут быть разделены на две группы: отправные нормы и другие специализированные нормы.

Особое назначение отправных норм заключается в установлении исходных принципов, основ правового регулирования общественных отношений. Благодаря этим предписаниям определяются цели, задачи, принципы, рамки и методы правового регулирования. Они являются носителями духа права и имеют большое значение как в нормотворческом процессе, так и при толковании классических норм права. Иногда их называют истемоутворюючимы нормами.

· К отправных относятся нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-принципы и т. п..

    Нормы-принципы - это нормы, закрепляющие общие принципы, на которых основываются политическая и правовая системы. Например, такие нормы закрепляют основы конституционного строя государства, основы социально-экономического, политического и государственной жизни, взаимоотношения государства и личности. Нормы-принципы сосредоточения жено прежде всего в конституции. Например, ст. 1 Конституции Украины провозглашает Украину суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством, ст. 2 определяет Украину как унитарное государство, а ст. 5 - как республику. Статья 15 Конституции Украины закрепляет политическую, экономическую и идеологическую многообразие общественной жизни в Украине. Нормы-задачи - это нормы, которые вы определяют задачи отдельных институтов или отраслей права. Так, ст. 1 УК Украины устанавливает задачей этого кодекса правовое обеспечение охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Украины от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Статья 1 СК Украина видит задачей правового регулирования семейных отношений, в частности, укрепление семьи как социального института и как союза конкретных лиц и утверждения чувства обязанности перед родителями, детьми и другими членами семьи. Нормы-принципы - это наиболее общие и стабильные императивные требования, закрепленные в праве, которые являются концентрированным выражением важнейших сущностных черт и ценностей, присущих этой системе права, и определяют ее характер и направления дальнейшего развития. Так, ст. 8 Конституции Украины закрепляет принцип верховенства права, а ст. 24 - принцип равенства, ст. 3 ГК Украины провозглашает принципы справедливости, добросовестности и разумности подобное. В отличие от других специализированных норм принципы в некоторых случаях могут выступать как непосредственная нормативно-правовая основа решения юридического дела, например, при выявлении Галина в праве.

Возведение нормы можно условно разделить на две подгруппы: - системосохраняющими нормы (коллизионные и оперативные нормы) - системоспрощуючи нормы (нормы-дефиниции, нормы-сроки, нормы-презумпции, нормы-преюдиции, нормы-фикции и проч.).

    Коллизионные нормы - это нормы, устанавливающие правила выбора нормы права, подлежащей применению при наличии разногласий (в частности, противоречия) между нормами, регулирующими одинаковые фактические обстоятельства. Эти нормы помогают преодолеть коллизии в законодательстве, поэтому иногда их называют нормами-арбитрами. Так, в ст. 8 Конституции Украины констатировано, что Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. В косвенной форме эта статья устанавливает правило, в случае расхождения между нормами Конституции и нормами закона (иного нормативно-правового акта) применению подлежит норма Конституции. Оперативные нормы - это нормы, направленные на введение в действие и прекращения действия других норм права. Например, согласно п. 4 Переходных и заключительных положений ГК Украины относительно гражданских отношений, возникших до вступления в силу ГК Украины 2003 г., положения настоящего Кодекса применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли или продолжают существовать после вступления в силу. Нормы-дефиниции - это нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, в ст. 202 ГК Украины приведено определение понятия сделки, односторонней сделки и двух-или многосторонней сделки. Статья 11 УК Украины содержит определение понятия преступления, а ст. 364 - определение понятия должностного лица. Эти нормы выполняют главным образом ориентационную и информационную функции в правовом регулировании, помогая в применении тех норм права, в которых использованы соответствующие категории и понятия. Отсутствие

норм-дефиниций в системе права лишила бы право ясности, затруднив процесс его применения.

    Нормы-строки - это нормы, которые содержат правила исчисления сроков. Например, в ст. 69 ГПК Украины установлено, что течение процессуального срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Эти нормы помогают правильно рассчитать сроки, с началом, остановкой, возобновлением, продлением и окончанием которых классические нормы права связывают определенные юридические последствия. Нормы-презумпции - это нормы, которые закрепляют предположение о существовании или отсутствии определенных юридических фактов. Например, ГК Украины устанавливает презумпцию добросовестности и разумности поведения человека, презумпцию виновности лица, причинившего вред, или презумпции недостоверности негативной информации, распространенной о лице. Нормы-преюдиции - это нормы, исключающими ляют любое оспаривание существования уже доказанного юридического факта, который получил оценку и закрепление в юридическом акте, который вступил в силу. Например, согласно ст. 61 ГПК Украины обстоятельства, установленные судебным решением по гражданскому, хозяйственному или административному делу, вступившее в законную силу, не доказываются при рассмотрении других дел, в которых участвуют те же лица или лицо, относительно которого установлены эти обстоятельства. Нормы-фикции - это нормы, которые для целей правового регулирования признают существующими те юридические факты, которые отсутствуют в реальной жизни, и наоборот. Так, согласно ст. 46 ГК Украины физическое лицо объявляется умершим со дня вступления в законную силу решения суда об этом. в применении тех классических норм, в которых используются соответствующие юридические факты. Например, презумпция добросовестности и разумности поведения человека помогает в применении норм, в которых установлены правовые последствия недобросовестного или неразумного осуществления лицом своего права.

4. Генезис норм права в романо-германской правовой семье

Формирование системы права в странах романо-германской правовой семьи и Украиной осуществлялось под влиянием римского права, и обумвлено такими процессами и особенностями:

    Влияние схоластов. С помощью схоластической техники упорядочиваются положения и казусы римского права, на основе которых происходит формирование общих норм, лишенных привязки к конкретной судебного дела и пригодных для широкого практического применения;
    Агрегирование эталонов поведения. Норма права рассматривается не только как правовое средство разрешения конкретных судебных споров, но и как общее правило поведения;
    Отраслевой разделение норм права. В основе системы права всех стран романо-германской правовой семьи находит как практическое выражение, так и теоретическое обоснование принцип распределения норм права по отраслям, который был начат и частично разработан в римском праве, в основном частному;
    Разработка системы материального права. Генезис выделение процессуальных норм от материальных, основанный римскими юристами, был завершен в странах романо-германской правовой семьи благодаря разработке системы материального права, для которой характерен высокий уровень абстракции и теоретической обоснованности норм.

5. Структура нормы права

"Структура правовой нормы - это ее внутреннее устройство, которое характеризуется наличием в ней относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом составных частей, различающихся по функциональной ролью".

    Структуры (а их несколько) в правовой норме сложились исторически, постепенно и представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет с древних времен, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как и другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям "приемлемо-неприемлемо". Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь впоследствии "воспринимаемая-отталкивающую" переросло в отношения по критериям "можно-нельзя" (право), "хорошо-плохо", "добро-зло" (мораль). С позиции философии структура - это относительно самостоятельная и устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, обеспечивающих тождественность самому себе. Структура неразрывно связана с системой. Характеристика объекта с позиций системы и структуры дает суть системно структурного анализа. Философское понятие структуры нужно увязать со спецификой правовых явлений, с их природой, содержанием, социальным назначением и местом в системе права. Анализ нормы по структуре способствует выяснению смысла правила поведения в нем, а это, в свою очередь, помогает правильной реализации нормы, укреплению законности и правопорядка, т. е. достижению того, ради чего существует право. Структура нормы зависит от ее характера. К определению структуры можно подойти по-разному, в зависимости от того, какая это норма - норма-принцип, норма-дефиниция, норма-правило поведения, регулятивная норма или охранная норма, которые являются разновидностями нормы-правила поведения.

· Нормами, содержащие непосредственные правила поведения для конкретных (но не индивидуализированных) субъектов в реальной общественной жизни являются:

1.нормы-дозволения;

2.Норма-предписания (обязывания)

3.Норма-запреты.

    В теории права подробно обосновано две разные концепции структуры нормы: двухэлементной (двучленная, двулинейную) и триелементна (трехчленная, три звеньевая). Для обозначения структурных элементов нормы права теория права оперирует такими понятиями: диспозиция, гипотеза, санкция. Следует подчеркнуть, что несмотря на то, что существуют разные концепции структуры, они неизменно используют в своей построении названы части (элементы).

Диспозиция - центральный элемент нормы права, в котором в виде властного предписания закреплено правило поведения, содержанием которого выступают субъективные права и юридические обязанности
.

    Виды диспозиций:

1.По степени определенности:

· Определены - закрепляют однозначное правило поведения, то есть участники отношений лишены возможности выбора иного поведения;

· Не полностью определены - указывают лишь на общие признаки поведения, в рамках которых субъекты уточняют свои права и обязанности самостоятельно;

· Относительно определенные - указывают на права и обязанности субъектов, но предоставляют возможности для их уточнения в зависимости от конкретных обстоятельств;

· Альтернативные - указывают на наступление нескольких правовых последствий, но предусматривают наступление лишь одного из них.

2.При способу изложения:

· Простая - правило поведения определяется в общем виде без детализации его признаков;

· Описательная - правило поведения закрепляется полно, с детализацией его признаков; четко определяются права и обязанности участников отношений;

· Бланкетная - закрепляется лишь общие признаки правила поведения, а для установления признаков, которых не хватает, следует обращаться к нормам другого нормативного акта иной отрасли права;

· Отсылочная - аналогичная бланкетных с той разницей, что для установления признаков, которых не хватает, следует обращаться к другим частям данной нормы или другим нормам этой же отрасли права.

3.По составом:

· Простые - содержат одно правило поведения;

· Сложные - содержат два или более обязательных правил поведения;

· Альтернативные - содержат несколько правил поведения, субъект может выполнять любое из них.

Гипотеза - структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии или отсутствии которых вступает в действие правило поведения. Гипотеза - неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность является условием реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами - гражданами и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе условий предоставляет ему право действовать по собственному усмотрению.

    Виды гипотез:

1.По степени определенности:

· Определена - исчерпывающе определяет те условия, при наличии которых вступает в силу правило поведения, содержащееся в диспозиции нормы права;

· Относительно определена - ограничивает условия применения нормы права определенным кругом формальных признаков.

2.При форме выражения:

· Абстрактные - условия применения нормы определяются общими родовыми признаками, что дает возможность охватить и урегулировать значительное количество однородных случаев;

· Казуальные - определяются условия действия нормы, используя более узкие, специальные родовые признаки, поэтому норма права распространяется на более ограниченный круг случаев.

3.По составом:

· Простые - содержат одно обстоятельство, необходимую для действия правовой нормы;

· Сложные - содержат два или более обязательных обстоятельств, по которым связывается действие правовой нормы;

· Альтернативные - действие нормы права определяется в зависимости от одной или нескольких фактических обстоятельств (условий) и для наступления правовых последствий достаточно наличия одного из этих обстоятельств.

Санкция - это часть нормы права, которая содержит указания о юридических последствиях нарушения правила, зафиксированного в диспозиции. Цель санкции - создание тех или иных неблагоприятных последствий для правонарушителя или поощрительных последствий для субъектов, выполняющих властное предписание.

    Виды санкций:

1.По степени определенности:

· Абсолютно определенные - четко определяют вид и меру юридической ответственности;

· Относительно определенные - меры юридической ответственности определяются минимальной до максимальной или только к максимальной;

2.При количеством неблагоприятных последствий:

· Простые - предусматривают один невыгодный следствие.

· Сложные-предполагающие одновременное применение нескольких невыгодных последствий.

· Альтернативные - указывают на несколько возможных средств воздействия на правонарушителя, а целесообразность применения конкретного средства определяется правоприменительным органом, исходя из особенностей конкретного дела;

3.По характеру последствий:

· карательные (штрафные) правовосстановительные (компенсационные) поощрительные. ""

4.За отраслям права:

· уголовно-правовые; административно-правовые; гражданско-правовые; дисциплинарные.

Источники

    Общая теория государства и права - , -Харьков, -2009 год. Венгеров государства и права. - МСкакун государства и права: Учебник. - М

См.. также

    Формы права Информационно-правовые нормы Право

п ? о? р

Теория права

Правосознание? Правотворчество? Правовое регулирование? Правореализации? Правоотношения? Правовое государство? Правопорядок? Законность? Правонарушение? Юридическая ответственность? Юридический факт? Юридические права и обязанности? Правовая культура? Законодательство? Гражданские права

Правоведение

Теория государства и права? История государства и права? Философия права

Система права

Правовая норма? Источник права? Договор? Закон

Отрасли права

Административное право? Исправительно-трудовое право? Хозяйственное (экономическое) право? Земельное право. Охрана окружающей среды? Гражданское право? Информационное право? Конституционное государственное право? Уголовное право? Уголовно-процессуальное право? Международное право? Муниципальное право? Право интеллектуальной собственности ? Семейное право? Трудовое право и право социального обеспечения? Финансовое право? Гражданское право? Гражданско-процессуальное право? Военное право? Ядерное право

Юридические науки

Налоговое право? Банковское право? Хозяйственное право? Гражданское право? Юридическая этика? Юридическая психология? Криминология? Криминалистика? Судебная медицина? Судебная психиатрия

Правовые системы

Римское право? Обычное право? Романо-германская система права? Англо-саксонская система права? Скандинавская правовая система? Религиозное право: исламское право и иудейское право

Международное право

Юриспруденция

Субъектов общественных отношений путем использования прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов. Однако в случаях, когда добровольная и самостоятельная реализация правовых норм невозможна (нарушены право или запрет, не исполнена или ненадлежаще исполнена обязанность), включается механизм принудительного применения нормы права.

Определение 1

Правоприменение – специально-юридическая деятельность уполномоченных органов и лиц, обеспечивающая претворение правовых предписаний в жизнь посредством издания и исполнения индивидуальных актов.

Специфика применения норм права заключается в том, что

  • это властная деятельность, которая осуществляется независимо, а иногда и вопреки воле и желанию участников отношений;
  • норма права реализуется с участием специальных субъектов – должностных лиц, наделенных соответствующими права и обязанностями;
  • участники спорных общественных отношений пассивны, а применяющий норму права орган активен;
  • данная деятельность процессуальна, т. е. сама урегулирована нормами права и последовательно проходит несколько стадий;
  • итогом правоприменения является вынесение индивидуального правового акта, которым урегулируются конкретные общественные отношения и абстрактное веление правовой нормы становится индивидуализированным правоположением.

Стадии применения норм права

Определение 2

Стадия применения нормы права – совокупность действий уполномоченного субъекта, направленных на реализацию нормы права.

Всего в применении нормы права выделяют четыре стадии:

  1. Установление фактических обстоятельств юридического дела. Имея повод и основание для применения нормы права, специально уполномоченный субъект (орган государственной власти, его должностное лицо) исследуют юридически значимые обстоятельства конкретного дела (правоотношения). При этом все фактические обстоятельства можно подразделить на две группы: основные: следуют из диспозиции нормы материального права и непосредственно влияют на юридическую квалификацию, и вспомогательные: не влияют на юридическую квалификацию, но способствуют установлению основных обстоятельств.
  2. Правовая квалификация. На следующем этапе установленные фактические обстоятельства сопоставляются с их типовой моделью, закрепленной в диспозиции нормы права. При этом в ходе квалификации поведения субъектов отношений может оцениваться не только с собственно юридической, но и социально-политической, а порой и нравственно-психологической стороны (особенно это актуально для семейных правоотношений).
  3. Вынесение акта применения права. На этой стадии собранная информация о фактических обстоятельствах дела, а также правовая и социальная информация объединяются для урегулирования конкретного правоотношения. Данная стадия является главной в правоприменении, поскольку все предыдущие и последующие действия уполномоченных лиц направлено именно на то, чтобы посредством индивидуального решения обеспечить реализацию нормы права.
  4. Исполнение решения. Без реализации принятого решения правоприменение бессмысленно, поскольку подлежащая реализации норма права так и останется «мертвой». В рамках этого этапа правоприменительный орган взаимодействует с иными органами власти (например, службой судебных приставов), а также с участниками спорных правоотношений.

Акты применения права и их классификация

Итогом деятельности по применению нормы права выступает специальный юридический акт, порождающий, изменяющий или прекращающий правовые отношений (т. е. являющийся правовым фактом).

Определение 3

Правоприменительный акт - это основанный на нормативных предписаниях и конкретных жизненных обстоятельствах индивидуальный правовой акт, которым урегулируется юридический конфликт и реализуется предписание правовой нормы.

Большинство правоприменительных актов имеют письменную форму и должны соответствовать определенным требованиям к содержанию. Так, в структуре акта применения права обычно выделяются:

  • вводная часть, в которой указывается место и дата его принятия, правоприменительный орган, сведения об участниках правоотношения;
  • описательная часть, в которой излагаются установленные по делу обстоятельства;
  • мотивировочная часть, в которое проводится оценка собранных доказательств, юридическая квалификация, толкование правовых норм;
  • резолютивная часть, или собственно решение по делу.

Можно выделить следующие виды правоприменительных актов:

  • по месту в механизме реализации права – основные, или итоговые, и вспомогательные, или промежуточные;
  • по характеру правового воздействия – правоустанавливающие или правоохранительные;
  • по способу выражения – акты-документы, акты-действия или акты-символы;
  • по способу принятия – коллегиальные или единоличные;
  • по времени действия – однократного применения или длящегося действия.

Акты применения нормы права отличаются от актов толкования, которые разъясняют и уточняют нормы права, но не регулируют конкретные правовые отношения.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы