Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы

Карта мира неоднократно менялась, возводились или рушились империи. Но что заставило эгоистичных разумных существ объединится? Ответом на этот и другие вопросы станет сегодняшняя статья.

Вконтакте

Основополагающие понятия

Государство – одна из форм организации общества, располагающее инструментарием для принуждения и управления. Установка правовых порядков в пределах территории – неотъемлемая часть суверенитета.

Примечательно, что международное право до сих пор не дало единой трактовки унитарного государства, лишь примеры таких образований.

Важно! В политологии этот термин один из важнейших, ведь вся история человечества делится на «до» и «после» создания управляющих/ принуждающих механизмов.

Популярные теории происхождения

Наиболее популярные точки зрения представлены ниже:

  • Теологическая – религиозное течение раннего Средневековья. Влияние церкви диктовало божественность всего сущего, а виды унитарных государств – дело рук Господних. Ярый последователь такой точки зрения – Фома Аквинский.
  • Патриархальная – Аристотель был уверен, что в основе каждой страны лежит разросшаяся семья. Власть же рассматривается, как продолжение отцовской (монарха) заботы о детях – поданных.
  • Договорная – феномен частной собственности стимулировал поиск методов ее защиты. С этой целью группа людей (народ) добровольно объединился по заранее оговоренным условиям.
  • Органическая – виды унитарных государств рассматриваются как человеческий организм с обилием составляющих. Г. Спенсер считал людей клетками организма, взаимодействие которых заставляет функционировать ткани и органы (государственный аппарат).
  • Теория насилия – считается, что воинственность и вражда племен привела к формированию новообразований из осколков от унитарного государства. Действительно, история знает немало таких примеров (Золотая Орда), но абсолютизировать роль насилия не стоит.

Виды государственного строя

Унитарное

Унитарное государство – это вид государственного устройства , подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований. Единая и неделимая власть и свод законов (Конституция) – признаки УГ:

  1. Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
  2. Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
  3. Новообразования не имеют суверенного статуса.

Примеры разнообразия унитарных стран:

  • УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
  • УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
  • Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.

Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.

Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства.

Виды государственного устройства

Факторы, формирующие УГ

Признаки унитарного государства:

  • На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
  • Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
  • Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.

Наиболее развитые УГ

Франция – отличный пример централизованного устройства . Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.

В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.

Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет.

Великобритания квази-унитарная система , где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.

Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.

Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.

Япония – страна разделена между 47 префектурами , где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.

Преимущества УГ:

  • единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний;
  • структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций;
  • более справедливые условия труда, внутреннего .

Недостатки:

  • различия в менталитете и культуре населения;
  • экономическая «зависимость» регионов друг от друга;
  • недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»;
  • политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.

Федеративная форма устройства

Страна управляется властями на нескольких уровнях. Федеративные субъекты пользуются собственными правами и свободами.

Смешанные формы находятся, как правило, в переходной стадии развития. В дальнейшем наблюдается либо расширение автономии, либо ее ограничение.

Основополагающие характеристики:

  1. Множественность самостоятельных административных частей.
  2. Субъекты не суверенны, не могут выйти из состава федерации.
  3. Деление государственной власти на субъектную и федеральную.
  4. Регулирование функций между институциями осуществляет Конституция.
  5. Федерация задает внешнеполитический курс страны, сохраняет ее целостность, единые вооруженные силы и гражданство.
  6. Субъекты берут на себя управление природными ресурсами, образовательной, экономической и социальной сферами.

Также существует деление по другим признакам.

Способу образования:

  1. Конституционно-правовая – переходная форма превращается в федерацию за счет принятия соответствующей Конституции.
  2. Договорно-правовая – создается благодаря соглашению ряда стран объединится в единое государство с сохранением широкой автономии ().

Степени однородности субъектов:

  1. Симметричная – составные части едины, одинаковы и обладают равными правовыми статусами. Идеальной симметрии на политической карте мира не существует.
  2. Асимметричная – характеризуется нарушением баланса между статусом и природой образования.

Важно! В широкой автономии административно-территориальных образований состоит отличительная особенность федерации от унитарного государства.

Федеративная форма устройства

Конфедерация — редкое явление

В современном мире не встретить подобного устройства. Главным принципом является добровольная интеграция ряда стран для совместных решений на время острых военных или политических катаклизмов.

Некоторые политологи считают, что данной государственной формы не существует в природе. Как не утихают и споры насчет Япония – унитарное или федеративное устройство.

Как правило, конфедеративное устройство слабо, поскольку:

  • наблюдается отсутствие юрисдикции над гражданами;
  • органы «совместного» управления лишены возможности немедленного действия;
  • длительное обсуждение и согласование каждого вопроса с каждым органом власти государств-членов конфедерации;
  • в такой стране нет законодательного рычага политической власти;
  • каждый участник оставляет право выйти из озвученного государственного устройства.

ТГП: Унитарное государство: понятия, признаки, виды

Унитарное государство как — форма территориального устройства государства

Вывод

Государство – сложная структура взаимодействия между населением (французское УГ), органам управления и административно-территориальными единицами. Государственное устройство формирует уровень жизни и экономическую мощь отдельно взятого объекта. Тогда как централизованное унитарное государство стремится повысить благосостояние каждого гражданина.

Унитарное государство создает для себя общие для всех земель судебные, исполнительные и представительские органы. Руководство и правление сверху осуществляется именно этими инстанциями.

Как распознать

Признаки унитарного государства в первую очередь говорят о большой территории. Когда страна огромная, появляется потребность в разделении земель, упорядочивании и делегировании полномочий от централизованной власти к местным органам управления.

Единая конституция – характерная черта, входящая в признаки унитарного государства. Гражданство для всех одинаково, так же как и законы. Унитарным государством является страна, разделяемая на более мелкие составные части. Это может быть область, округ, графство, департамент, провинция.

У данных малых территорий нет права на национальный суверенитет.

Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.

Какие бывают варианты

Виды унитарного государства тоже разделяются на следующие варианты устройства, в зависимости от трудности:

  • сложным называется тот вариант, в котором действуют единицы, имеющие право на автономию;
  • простым – та форма, в которой все части равнозначны по важности и у какой-либо из них нет дополнительных прав и свобод на фоне остальных.

Виды унитарного государства в зависимости от уровня объединений могут быть следующие:

  • Централизованное - где высшая власть назначает чиновников на местах в разных звеньях территориального и административного деления (таким образом работают в Польше и Болгарии).
  • Децентрализованное – местные жители самостоятельно выбирают управленцев в своих областях. Например, так поступают в Великобритании.
  • Промежуточный вариант – относительная децентрализация, что характеризует унитарное государство, где две предыдущие формы сочетаются воедино. Власть делится между данными органами, один из которых является назначенным с более высоких уровней. Такого чиновника зовут префектом, а второй – выбранным местным населением.

Когда речь идет о децентрализации, административно-территориальные единицы сами устанавливают соглашение относительно того, как будут меняться между ними границы. Верховным органам управления в этом процессе роли не отводится. Они не принимают никаких решений по подобным вопросам. А вот если рассмотреть подобные метаморфозы с позиции централизованной власти, унитарное государство такого типа обуславливает необходимость подтверждения и одобрения верховного управления.

Привилегированное положение отдельных единиц управления

До недавнего времени, в качестве примера части страны, имеющей куда более высокий статус, чем все остальные области, можно было представить Крым, пока он был автономной республикой Украины.

Вариантов деления земель масса. В Италии все части одного порядка, в Японии – разного. Каждое государство по-своему строит свою систему управления, наделяет малые единицы определенным спектром полномочий и возможностей.

По какому принципу создаются

Автономные единицы – это черта, отличающая сложные формы унитарных государств. Им присуждаются отличные от стандартных полномочия и возможности, они имеют большую свободу и независимость.

Примеры унитарных государств с автономией характеризуются наличием особых политико-территориальных отделений. Они создаются, учитывая национальный состав, традиции, культуру, быт людей, которые живут на данных землях.

Это можно сказать о Корсике, являющейся частью Франции или Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании. Когда состав народа значительно отличается от основной массы, у группы появляется естественное желание отделиться и не быть жертвой посягательств на собственную культуру, законы и традиции.

Если это небольшая территория с малым населением, ей будет чрезвычайно сложно добиться права на отдельное существование. Даже в случае такой удачи, высока вероятность, что прежнего старшего брата заменит новый, пожелав прибрать к рукам незащищенную собственной надежной экономикой и вооруженными силами землю. Тогда приходится довольствоваться малым и настаивать на автономии, ведь она все же несколько ослабляет контроль центра над областью, желающей жить по своим правилам.

Как провозглашаются

Создание автономии происходит законодательным актом высшей власти либо референдумом. Как правило, такие решения принимаются после упорной борьбы за независимость определенного народа, живущего на территории государства. Издают конституцию и специальные законы, на которые жители автономных республик могут опираться.

Союз территорий внутри страны

Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.

Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.

Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.

Некоторые ограничения в свободе

Нельзя самовольно покинуть федерацию (сецессию) и принимать участие в международных отношениях. Наименование территории определяется в зависимости от правовых и исторических факторов. Обычно это провинция, земля, штат либо республика. Существуют и прочие варианты.

Законодательной, судебной и исполнительной властью наделены федеративные органы правления государства. Когда доходит до внешних связей, именно союзное управление выступает представителем всех территорий. Такую схему практикуют в Бразилии, США, Индии, ФРГ.

Добровольное сотрудничество

Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.

Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга. Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона.

На что идет страна, заключая такой союз

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.

Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.

Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.

Как это выглядит на практике

Примеры унитарных государств можно увидеть, присмотревшись к делению на различные части таких стран, как Болгария или Польша. Последняя состоит из воеводств. Соединенные Штаты Америки являются ярчайшим примером. Из-за огромной территории государства крайне тяжело контролировать процессы, протекающие во всей стране, из одного центра.

Поэтому в каждой области есть свои органы, ответственные за жизнедеятельность населения и дела района. Во Франции на местах избирают мэров, чьими трудами вершится управление каждым городом. Главу назначает муниципалитет. Выше стоит супрефект, занимающийся контролем деятельности стоящих ниже советов.

Франкоязычные африканцы тоже пользуются этой моделью. Воеводство в Польше занимает главенствующую позицию, в то время как сеймики исполняют руководство на отдельных территориях. Из общин посылаются представители. Индонезия также характеризуется унитаризмом. Там выбираются советы. Их решения должны быть утверждены губернатором, который назначается свыше.

Целесообразность применения такой модели

В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.

Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.

Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.

Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.

Унитарное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором все административно-территориальные образования находятся в подчинении центральной власти и не имеют никаких законодательных собственных полномочий. Дочитав статью до конца, вы сможете узнать более подробнее об этом.

В современном мире существует несколько видов государственного устройства: , конфедерация и унитарное государство. Каждая форма государственного устройства отличается своими особенностями и имеет ряд определяющих стереотипов.

По большому счету, ключевое отличие скрыто в вертикали власти. Самыми демократичными являются конфедерации, поскольку при этой форме устройства части единого государства максимально независимы друг от друга и от центральной власти. Существующие и развивающиеся социально-экономические, культурные, гражданско-правовые отношения между субъектами-частями государства основаны на принципах равенства, взаимовыгодного сотрудничества и добровольного участия.

Абсолютным антиподом конфедерации можно назвать унитарный тип правления. Современное унитарное государство — это устройство, в котором все части территории государства объединены принципом административного подчинения. Ни одна территория унитарного государства не имеет суверенитета и даже не вправе рассчитывать на его получение без изменения формы государственного устройства.

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Признаки унитарного государства

Вне зависимости от типа управления, состава и количества структурных единиц, кратко и понятно признаки унитарного государства можно описать так:

  • Единый для всех субъектов данного государства законодательный документ – Конституция;
  • Имеются высшие государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти в столице
  • государства, а на местах – есть представители этих органов;
  • Единое гражданство, одна армия, денежная единица;
  • Один государственный язык и символы государства (герб, гимн, флаг);
  • Органы власти на местах могут решать проблемы местного самоуправления, то есть обладают властными полномочиями только в рамках данной территории и только по строго определенному кругу вопросов.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти. В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления. Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Краткий перечень унитарных государств мира

Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия. Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)

В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.

В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.

Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.

Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе « ».

Унитарный

УНИТА́РНЫЙ -ая, -ое. [от франц. unitaire из лат. ūnitās - единство, единение] Книжн.

1. Единый; составляющий одно целое. У-ая республика.

2. Направленный к объединению, единству чего-л.; служащий объединению. У-ая теория. У-ые устремления, тенденции. У-ое законодательство.

Унита́рное государство. Такое, в котором регионы не имеют ни политических, ни экономических полномочий. Унита́рное предприятие. Коммерческая организация, собственность которой принадлежит какому-л. государственному или муниципальному органу.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "унитарный" в других словарях:

    - [фр. unitaire Словарь иностранных слов русского языка

    Единый, объединенный, целостный Словарь русских синонимов. унитарный прил., кол во синонимов: 5 единый (32) … Словарь синонимов

    УНИТАРНЫЙ, унитарная, унитарное (от лат. unitus объединенный) (книжн.). Объединяющий, единый. Унитарная конфедерация. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    УНИЯ, и, ж. (книжн.). Объединение, союз. У. государств. ерковная у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. umitas единство) теория, политика и практика построения государства (движения, партия, организации), территория которого подразделяется (в отличие от федерации) не на федерально государственные, а на административно территориальные… … Политология. Словарь.

    унитарный - ая, ое. unitaire adj. Объединенный, единый, составляющий единое целое. Унитарная республика. БАС 1. Один автор представил в цензуру французскую грамматику, составленную им для итальянцев, Цензору показалось возмутительным это слово (как признак… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (франц. unitaire, от лат. unitas – единство) объединённый, единый, составляющий одно целое … Большая советская энциклопедия

    Прил. 1. Составляющий одно целое; объединенный, единый. 2. Направленный к объединению, единству; объединяющий. 3. Основанный на централизованном руководстве административно территориальными единицами и на отсутствии обобособленных образований… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Унитарный, унитарная, унитарное, унитарные, унитарного, унитарной, унитарного, унитарных, унитарному, унитарной, унитарному, унитарным, унитарный, унитарную, унитарное, унитарные, унитарного, унитарную, унитарное, унитарных, унитарным, унитарной … Формы слов

    Унитарный - (от фр. unitaire, лат. unitas единство) единый, объединенный, составляющий одно целое … Начала современного естествознания

    унитарный - Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где unitaire «единый» < лат. unitas «единство», суф. производного от unus «один» … Этимологический словарь русского языка

Книги

  • Унитарный империализм. Том 1 , Арриго Черветто. В течение нескольких лет, последовавших за 1989 г., изменилась политическая география Европы, а, следовательно, и мира. Многие мифы потерпели крах. Изменения показались многим комментаторам…

Лекция 2. Конституция РФ: федеративное устройство и форма правления в РФ. Принцип разделения властей; компетенция высших органов власти. Личные, политические, экономические и социальные права; их реализация. Различия в конституционных правах граждан РФ и иностранных граждан.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

    форма правления - определяет кому принадлежит власть;

    форма государственного устройства - определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

    политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика - при которой источник власти - народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

    абсолютная (всевластие главы государства);

    конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

    парламентская (президент - глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

    президентская (президент - глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

    Унитарные

    Федеративные

    Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

    существование одноуровневой системы законодательства;

    подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

    существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

    союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

    наличие двухуровневой системы государственных органов;

    двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

    по принципу формирования субъектов:

    • административно-территориальные;

      национально-государственные;

      смешанные.

    по юридической основе:

    • договорные;

      конституционные;

    по равенству статусов:

    • симметричные;

      ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

    межгосударственные союзы;

    содружества;

    сообщества государств.

Политический режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство - правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство - это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации - свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Практический журнал для бухгалтеров о расчете заработной платы